Иконостас в храме

Иконостас получил своё основное развитие именно в Русской Православной Церкви и это было связано с особенностями национального храмостроения. Храмы Восточных (а для нас скорее южных) патриархатов в основном строились из камня. Их внутреннее убранство от пола до куполов расписывалось фресками с изображением Господа, Богородицы, святых и различных богословских и исторических сюжетов.

В русских храмах ситуация была иной. Каменные соборы были, так сказать, «штучным товаром” для городов или крупных монастырей. Большинство церквей возводились из дерева и, соответственно, не расписывались внутри. Поэтому в таких храмах вместо фресок новые иконы стали добавлять в алтарную преграду и она от этого выросла вверх на несколько рядов.

Как появлялся иконостас

В Иерусалимском храме Святая Святых от святилища отделяла огромная завеса, которая разодоралась надвое после крестной смерти Спасителя, как символ окончания Ветхого Завета и вступления человечества в Новый.

Новозаветная Церковь в первые три века своего существования находилась на положении гонимой и была вынуждена скрываться в катакомбах. Таинство Евхаристии совершалось прямо на гробах мучеников в наспех приспособленных под храм кубикулах (комнатах), где собирались только свои. В таких условиях не было ни возможности, ни особенной необходимости в том, чтобы отгораживать престол от присутствующих.

Первые упоминания о специально построенных для богослужения храмах и об алтарных преградах или парапетах, отделяющих наиболее священную часть храма от его основного пространства, относятся к IV веку.

После легализации христианства святым равноапостольным императором Константином Великим в Церковь пришло огромное количество новых верующих, уровень воцерковления которых был относительно низок. Поэтому престол и жертвенник требовалось оградить от возможного непочтительного отношения.

Первые алтарные преграды выглядели или как невысокий заборчик, или как ряд колонн, который поверху нередко увенчивался поперечным брусом – «архитравом”. Они были невысоки и не закрывали собою полностью роспись алтарных апсид, а также давали возможность молящимся наблюдать за происходящем в алтаре. Сверху на архитрав обычно устанавливался крест.

О подобных преградах упоминает в своей «Церковной истории” епископ Евсевий Памфил, который, например, о храме Гроба Господня сообщал следующее: «Полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов».

Довольно скоро крест на архитраве сменился рядом икон, а на опорные колонны по бокам от царских врат начали помещать образы Спасителя (справа по отношению к молящимся) и Богородицы (слева), а спустя ещё некоторое время – дополнять этот ряд иконами других святых и ангелов. Таким образом и появились первые одно- и двухъярусные иконостасы, распространённые в Восточных Церквях.

Развитие иконостаса в России

Классический многоярусный иконостас впервые появился и получил распространение именно в Русской Православной Церкви, чтоб было связано с архитектурными особенностями русских храмов, о которых уже было сказано выше.

Первые построенные на Руси храмы копировали византийские образцы. Иконостасы в них имели 2-3 яруса.

Точно неизвестно, когда именно они начали расти, но документальные свидетельства о появлении первого четырёхъярусного иконостаса относятся к началу XV столетия. Его установили в Успенский собор Владимира, который расписывали преподобные Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Уже к концу века подобные иконостасы распространились повсеместно.

Во второй половине XVI века в иконостасе впервые появляется пятый ряд. В XVII столетии подобная компоновка становится классической для большинства русских храмов, а в некоторых из них можно встретить иконостасы в шесть и даже в семь рядов. Далее «этажность” иконостаса расти прекращает.

Шестой и седьмой ярусы обычно посвящали Страстям Христовым и, соответственно, страстям апостольским (их мученической кончине). Эти сюжеты пришли в Россию с Украины, где были довольно популярны.

Классический пятиярусный иконостас

Пятиярусный иконостас на сегодняшний день является классическим. Самый нижний его ярус называется «местным”. Справа и слева от царских врат всегда располагают иконы Спасителя и Богородицы соответственно. На самих царских вратах – образы четверых евангелистов и сюжет Благовещения.

Справа от иконы Спасителя обычно помещают образ того святого или праздника, которому посвящён храм, в котором вы находитесь, а слева от образа Богородицы – икону одного из святых, наиболее почитаемых в этой местности.

Далее идут южные (по правую руку от молящихся) и северные (по левую) двери. На них обычно пишут иконы архангелов Михаила и Гавриила или архидиаконов Стефана и Лаврентия (хотя возможны и другие варианты), а остальной местный ряд заполняют несколькими образами святых, также наиболее почитаемых в этом регионе.

Второй ярус называют «праздничным”. Здесь центром композиции является икона «Тайной вечери” над царскими вратами, слева и справа от которой вы можете видеть сюжеты 12 наиболее значимых с точки зрения Церкви евангельских событий: Вознесения, Сретения, Рождества Богородицы, Её введения во храм, Воздвижения креста Господня, Входа Господня во Иерусалим, Преображения и т.д.

Третий ярус называется «деисисом” – от греч. «моление”. Центральным образом этого ряда является Господь вседержитель, изображённый во всей своей силе и славе. Он восседает в золотых одеждах на царском престоле на фоне красного ромба (мир невидимый), зелёного овала (мир духовный) и красного же квадрата с вытянутыми краями (мир земной), которые вместе символизируют всю полноту мироздания.

К Спасителю в позах молитвенного предстояния обращены фигуры пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (справа), Пресвятой Богородицы (слева) и других святых. Фигуры святых изображены в полоборота к молящимся, чтобы показать, что во время богослужения святые сопредстоят нам перед Богом, являются перед ним сомолитвенниками в наших нуждах, о которых мы просим их.

В четвёртом ряду изображают ветхозаветных пророков, а в пятом – праотцев живших на заре возникновения человечества. В центре «пророческого” ряда помещают икону Богородицы «Знамение”, а в центре «праотеческого” – икону Святой Троицы.

Иконостасы в современных храмах

Построение иконостаса, как и другие аспекты внутренней церковной жизни, регулируются определёнными традициями. Но это вовсе не означает, что все иконостасы совершенно одинаковы. При формировании иконостаса стараются учитывать общий архитектурный облик конкретного храма.

Если помещение храма было переоборудовано из какого-то другого сооружения и его потолок низкий и плоский, то иконостас вполне могут сделать двух- или вообще одноярусным. Если требуется показать верующим красивую роспись алтарных апсид, выбирают иконостас в византийском стиле до трёх рядов в высоту. В остальных случаях стараются установить классический пятиярусный.

Положение и наполнение рядов также не жёстко регламентировано. «Деисисный” ряд может идти после «местного” и предварять собой «праздничный”. Центральной иконой в «праздничном” ярусе может быть не «Тайная вечеря”, а икона «Воскресения Христова”. Вместо праздничного ряда в некоторых храмах можно увидеть иконы Страстей Христовых.

Также над царскими вратами часто помещают резную фигуру голубя в лучах сияния, символизирующего собой Духа Святого, а верхний ярус иконостаса венчает крест или образ распятия.

Андрей Сегеда

Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)104

(от греч. eikṓn – изображение, образ и stа́sis – место стояния), в православном храме преграда в виде стены с расположенными в определённом порядке рядами икон, отделяющая алтарь от помещения для молящихся. Иконостас возник из алтарной преграды, которая существовала уже в раннехристианских постройках. Она представляла собой невысокую мраморную балюстраду в виде колонного портика, в центре которого находился проход в алтарь. В Византии существовал тип алтарной преграды, называемый темплоном; его украшали орнаментами и изображениями крестов, фигурами святых. Самые ранние из сохранившихся иконописных изображений, помещавшихся на темплоне, относятся к 11 в. С увеличением размера и числа икон темплон постепенно терял самостоятельное значение, становясь своего рода «подставкой» для живописных образов.

Царские врата. Иконостас Успенского собора. Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад
На Руси в домонгольский период были также распространены невысокие одноярусные алтарные преграды по типу византийских темплонов. На рубеже 14–15 вв. иконостас состоял уже из трёх рядов, в 16 в. к ним добавился четвёртый, в 17 в. – пятый. В кон. 17 в. были попытки увеличить число рядов до шести-семи, но это не стало системой. Классический русский высокий иконостас насчитывает пять рядов – т. н. «чинов». Иконостас как целостная композиция представляет собой проповедь христианского вероучения и спасительного пути в Царство Божие средствами живописи. Он скрывает от глаз верующих священные таинства, совершающиеся в алтаре, и в то же время обозначает незримое присутствие в пространстве храма изображённых на иконах Христа, Богоматери, святых. Ряды иконостаса выстраиваются подобно ступеням, рассказывая о духовном восхождении к горнему (высшему) миру.
Мастерская Троице-Сергиева монастыря. Иконы деисусного чина. 17 в.

Апостол Пётр

Архангел Михаил

Богоматерь
Нижний ряд иконостаса называют местным; там находятся иконы, посвящённые чтимым в данной местности святым или праздникам. В центре местного ряда располагаются царские врата, символизирующие вход в Рай; на их створках изображаются Благовещение и фигуры четырёх евангелистов (Луки, Марка, Иоанна и Матфея). Справа от царских врат в ряду икон обязательно расположен образ Спасителя, слева – Богоматери; это означает, что Христос и Царица Небесная встречают всех у входа в Рай. Икона, следующая за образом Спаса, изображает святого или событие, в честь которого назван храм; поэтому такой образ именуют храмовым (в Троицком соборе это икона Св. Троицы, в Никольском – св. Николая Чудотворца и т. д.). По сторонам от царских врат находятся меньшие по размеру двери, ведущие в расположенные в боковых апсидах дьяконник и жертвенник; на этих дверях обычно помещали фигуры архангелов или святых архидьяконов Стефана и Лаврентия.

Спас в силах

Мастерская Андрея Рублёва. Иконостас Троицкого собора. 1420-е гг. Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад
Следующий, самый главный и самый большой по размеру ряд иконостаса – Деисус (от греч. dе́ēsis – моление). В центре Деисусного чина представлен Христос Судия, восседающий на троне в окружении небесных сил во время Страшного суда (иконографический тип «Спас в силах»). К нему в молитвенном поклоне обращены Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы, апостолы и святые. Это молитва за весь род человеческий перед Спасителем мира. Икона «Спас в силах» – центральный образ не только иконостаса, но и всего храма.

Иоанн Предтеча

Архангел Гавриил
Апостол Павел
Третий, праздничный ряд состоит из икон двунадесятых праздников (12 главных церковных праздников), образов Страстной и Пасхальной недель. В ранних русских иконостасах праздничный чин располагался выше Деисуса, но со временем иконы этого ряда стали помещать под деисусным чином, что позволяло лучше рассмотреть священные сюжеты. Два верхних ряда – пророческий и праотеческий. В центре чина, представляющего ветхозаветных пророков, обычно помещали икону Богоматерь Знамение: к ней, олицетворяющей исполнение древних пророчеств, обращены те, кто предрёк людям явление Спасителя. Библейских пра́отцев называют также «отцами веры». В верхнем ряду иконостаса они поклоняются образу Троицы Ветхозаветной.
Схема пятиярусного иконостаса: 1 – царские врата; 2 – местный ряд; 3 – деисусный чин; 4 – праздничный чин; 5 – пророческий чин; 6 – праотеческий чин
Центральные иконы («средники») всех рядов иконостаса образуют символическую связь: за образом Троицы, дающей начало жизни (поэтому её называют также Живоначальной), следует напоминание о явлении Христа в земной мир (икона «Богоматерь Знамение»). Пожертвовав собой во искупление людских грехов, Христос будет в конце времён судить человечество во время Страшного суда (икона «Спас в силах»), а по окончании последнего суда праведники войдут во врата Царствия Небесного (царские врата). Иконостас всегда увенчан образом Голгофы – Крестом с распятым Спасителем. Иконостас может «прочитываться» как снизу вверх, так и сверху вниз. Ряды иконостаса снизу вверх олицетворяют путь духовного восхождения. В нижнем ряду повествуется о земной жизни и подвигах святых, выше изображены земной путь Христа, его жертва и грядущий Страшный суд; затем на Небесах древние пророки и пра́отцы встречают праведников. Если рассматривать иконостас сверху вниз, он становится образом духовной истории мира, истории земной Церкви – от ветхозаветных предков к настоящему времени, к ежедневно совершающейся церковной службе.
Пророческий чин. 16 в. Новгород

Иконостас

Классический русский иконостас состоит из ярусов или рядов и секций.

Схема иконостаса:

1 ряд (снизу) — МЕСТНЫЙ с царскими вратами. На царских вратах изображаются 4 евангелиста и Благовещение, над царскими вратами- Тайная вечеря. По бокам царских врат- справа: Спаситель, рядом с нам храмовая икона; -слева Богоматерь, рядом икона особо чтимого святого. Северные и Южные двери- дьяконские.

2 ряд — ПРАЗДНИЧНЫЙ. В нем изображаются 12 праздников (слева на право): Пример размещения — Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица, Успение Богоматери, Воздвижение Креста (могут быть и др. праздники по желанию заказчика).

3 ряд — ДЕИСУСНЫЙ (деисис — моление, греч.). В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа; слева и справа – изображения архангелов, апостолов и святых.

4 ряд — ПРОРОЧЕСКИЙ. В ряду располагаются иконы пророков, в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Младенцем.

5 ряд — ПРАОТЕЧЕСКИЙ. Располагается под крестом, в самом верху. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда обычно располагается икона «Троица Ветхозаветная

Венчает иконостас КРЕСТ или РАСПЯТИЕ (резное и живописное).

Могут быть и дополнительные ряды: ЦОКОЛЬНЫЙ, ПЯТНИЧНЫЙ.

Тябловые иконостасы

В древних иконостасах ряд икон устанавливался (крепился) между горизонтальными деревянными брусами — ТЯБЛАМИ. Лицевая поверхность брусов могла быть расписана растительным орнаментом. Тябловый иконостас после ХVII в. сменяет более сложный тип — резной иконостас с системой горизонтальных и вертикальных членений, обильно украшенных деревянной резьбой, лепниной, металлическими ажурными пластинами (литыми, прорезными и т.д.), цветной фольгой и т.д.

Горизонтальные членения — Это архитектурные «обломы» сложного профиля — межъярусные карнизы, архитравы (перекладина над колоннами одного ряда), архивольты (обрамление арка), фризы (декоративные обрамляющие полосы), фронтон.

Вертикальные членения — колонны (колонки), пилястры, полуколонки, обильно украшаются резьбой (колонны и пилястры канелированные) типа: диагональных, полуваликов, «алмазный» руст, виноградная лоза с кистями, В XVII-ХVIII вв. под влиянием барокко декор иконостасов значительно усложняется. Деревянная резьба, как правило, левкасится и покрывается позолотой или серебром (по полименту) в разной технике (сочетание полированных поверхностей, с матовыми, позолоты и серебрения вместе (рядом), подцветка золота и серебра цветными лаками).

В XIX в. используют все эти техники очень широко. Часто на фризах помещают также накладки в виде драгоценных, камней разного цвета, формы и огранки.

Можно ли вообще заказать иконостас, который будет изготовлен с высоким качеством, красиво и быстро? У нас — можно, ведь на предприятии используются современные технологии и материалы, благодаря чему Вы сможете украсить свой храм работами талантливых художников, резчиков по дереву и позолотчиков, создающих красивый и гармоничный внешний вид наших иконостасов и другой церковной утвари. Ассортимент продукции постоянно расширяется и способен удовлетворить самого требовательного заказчика. Основными направлениями нашей деятельности являются изготовление иконостасов различных типов (классических, тябловых, басменных, на основе фотоизображений, на тканевой основе), киотов (одноместных и многоместных, напольных и настенных), облачений престола, аналоев и многое другое. Специалисты предприятия выполняют заказы в кратчайшие сроки, к примеру, на изготовление иконостаса уходит от 1-го до 3-х месяцев (в зависимости от размеров и его сложности).

Этапы изготовления иконостаса на предприятии

1. Разработка проекта

Любой заказ, начиная с эскиза, и кончая установкой иконостаса, полностью согласуется и корректируется заказчиком.

После согласования эскиза инженер-конструктор разрабатывает основной проект иконостаса с мотивами орнаментов, подбирает необходимый стилистический материал для резьбы. Заказчику предлагается несколько вариантов по использованию различных пород дерева, вариантов позолоты резьбы и цветовой отделке иконостаса. По окончательному варианту, утвержденному к исполнению, выполняются рабочие чертежи и производится расчет стоимости иконостаса.

Инженер-конструктор в процессе работы учитывает, чтобы блоки иконостаса можно было погрузить на машину, перевезти, внести через двери в церковь и быстро смонтировать. Такой подход позволяет повысить качество выполнения деталей и сборки иконостаса, уменьшить время изготовления и снизить затраты материалов.

2. Заготовка пиломатериала

Для работы отбирается лес высшего качества, только зрелая, здоровая древесина. Высушивается пиломатериал в автоматических сушильных камерах с соблюдением всех технологических режимов до 7—8% влажности, которая контролируется электронным влагомером. Все это позволяет в будущем избежать растрескивания деталей иконостаса.

3. Столярные работы

В начале столяра по чертежам с помощью станков и ручного электроинструмента изготавливают детали будущего иконостаса, из которых потом собирают блоки. Затем на их поверхности монтируются все элементы и детали резьбы. Такой метод позволяет добиться высокого качества сборки и подгонки деталей, скрыть все крепежные элементы, аккуратно выполнить отделочные работы. Для изготовления иконных досок используется только липа. Собираются иконные доски по чертежам, но, следуя традициям, по-особому, как в старину. Затем, в процессе сборки иконостаса, они проверяются по месту, что позволяет впоследствии избежать подгонки уже написанных икон.

4. Резьба деталей

Соответствие стилистики резьбы образу иконостаса, соблюдение пропорций орнаментов — главная задача резчиков по дереву и инженеров программистов станков с числовым программным обеспечением. С шаблонов, распечатанными инженером-конструктором, резчики изготавливают элементы резьбы ручной работы.

5. Позолота резьбы

Позолота деталей резьбы кропотливый и трудный процесс. В начале левкасчики подготавливают резьбу под позолоту, нанося на нее несколько слоев левкаса и после просушки вручную, тщательно шлифуют ее поверхность. Затем позолотчики несколькими слоями наносят лак, и только потом приклеивают листочки сусального золота.

6. Упаковка, доставка и монтаж

Когда все работы закончены, иконостас полностью собран, иконы написаны — перевозка и монтаж — самый ответственный момент. Поэтому мы надежно упаковываем и крепим ящики в кузове машины. Монтаж иконостаса на месте, в зависимости от сложности конструкции, занимает 10-15 дней. Для этого у нас есть необходимый инструмент, надежные крепежи и сборные строительные леса.

Купить иконостас

обновить Сортировка: ↓ 24 48 96 Нет в наличии Иконостас тябловый, канвас, №6 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, бронзовка, эмаль, №3 арт.: Нет в наличии Фотоиконостас, №2 арт.: Нет в наличии Иконостас тябловый, золочение, канвас, №5 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, сусальное золочение, №8 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, сусальное золочение, №7 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, бронзовка, эмаль, №2 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, сусальное золочение, №4 арт.: Нет в наличии Иконостас походный, складной, №1 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, сусальное золочение, №5 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, сусальное золочение, №9 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, сусальное золочение, №6 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, сусальное золочение, №1 арт.: Нет в наличии Иконостас басменный, золочение, эмаль, резьба, №2 арт.: Нет в наличии Иконостас тябловый, золочение, канвас, №2 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, бронзовка, эмаль, №1 арт.: Нет в наличии Иконостас тябловый, золочение, канвас, №1 арт.: Нет в наличии Иконостас походный, складной, №2 арт.: Нет в наличии Иконостас тябловый, золочение, канвас, №3 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, сусальное золочение, №2 арт.: Нет в наличии Иконостас эклектика, сусальное золочение, №3 арт.: Нет в наличии Иконостас тябловый, золочение, канвас, №4 арт.: Нет в наличии Фотоиконостас, №1 арт.: Нет в наличии Иконостас басменный, золочение, эмаль, резьба, №1 арт.:

В православных храмах всегда особенно красивое убранство, но многочисленная утварь на самом деле подчинена строгой системе внутреннего убранства церкви и выполняет свои особенные роли. Так и иконостас — это не просто красиво украшенная подставка под иконы, он имеет определенное устройство и значение.

Что такое иконостас

Слово «иконостас» пришло с Греции, где оно сложилось с двух частей: «εἰκών» — образ и «στάσις» — место стояния. Точное значение данного слово означает перегородку с образами, которая отделяет алтарь от средней части храма.

Иконостас — перегородка с рядами икон, отделяющая алтарь от основной части храма

Чаще всего он представляет собой большую, до потолка стену, на котором в 3-5 ярусов расположены иконы. Изредка встречаются низкие перегородки и не сплошные — они позволяют рассмотреть все, что происходит в алтаре.

Чины располагаются сверху вниз и последовательно рассказывают прихожанину историю сотворения Богом человека, и всю историю их взаимоотношений. Образа и их расположение отличаются от храма к храму, но традиционно они делятся на 5 ярусов:

  1. Самый верхний, пятый ярус — Праотеческий.
  2. Четвертый чин — Пророческий.
  3. Третий ярус — Праздничный.
  4. Второй ярус — Деисус.
  5. Нижний чин или первый ярус называется Местный ряд.

Важно! Разделяя средний храм от алтаря, иконостас позволяет сохранить таинство молитвы священнослужителей и их подготовку к проведению богослужения. Устройство такой перегородки имеет и духовный смысл — особое расположение картин на ней рассказывает прихожанину историю создания человека Господом.

На вершине всегда располагается крест, как символ кульминации Божьей любви к человеку — именно на кресте умер Иисус Христос за все человечество, потому что Бог настолько возлюбил этот мир, что пожертвовал за него Своего Сына. Изредка вместо распятия на вершине перегородки может быть икона «Распятие».

История происхождения

Ранняя христианская история не содержит упоминаний об иконостасах — изначально они просто не существовали, ведь христианам запрещали собираться в зданиях и они были вынуждены проводить богослужения в пещерах.

Впоследствии, когда христианство стало официальной разрешенной религией и количество прихожан увеличилось, богослужения перенесли в здания, а место подготовки священников стали отделять колоннами, на которых изредка размещали иконы. Только в 4 веке н.э. появились упоминания о специально построенных алтарных преградах в храмах.

Иконостас символизирует собой Царствие Небесное

Изначально преграды были невысокими, не позволяющими полностью скрыть происходящее в алтаре. Но по мере украшения церкви изображениями святых их расширяли и делали более высокими. Первое появление 4-ярусного иконостаса относится к началу 15 столетия.

Развитие свое иконостасы получили в Древней Руси — в Греции богослужения проходили в каменных храмах, которые украшали обильно фресками, а на территории современного СНГ церкви были преимущественно деревянными, поэтому появилась потребность в подставках для святых образов. С начала 15 века повсеместно стали устанавливать иконостасы в 4 яруса, сегодня же классическим вариантом считается 5-ярусный.

Как устроен иконостас в православном храме

Иконостас имеет строгую каноничность — нельзя нарушать порядок расположения икон на нем, но при этом стиль сооружения не имеет строгих рамок, поэтому существует достаточно много видов алтарных преград.

Нижний ряд

Здесь центральное место занимают Царские врата — двери, которые ведут в алтарную часть (расположены напротив Престола) и символизируют собой двери в Рай. На створках дверей, обращенных к залу, находятся иконы «Благовещения» и четырех евангелистов. Над вратами — «Тайная вечеря», а слева и справа по краям чина — дьяконские двери, через которые в зал проходят все священнослужители.

В первом ярусе иконостаса посредине находятся Царские врата

Главным изображением нижнего ряда является образ Христа и Богородицы, они располагаются справа и слева от Царских врат соответственно. После них установлены местные иконы — изображения святых, в честь которых назван храм или которые тут особо почитаются.

Второй ряд

Этот чин содержит меньшие по размеру иконы, чем первый, но их больше в целом. Главная тема ряда — второе пришествие Иисуса Христа на землю, поэтому его называют Деисусом. Главный образ чина — это изображение Спасителя на престоле, а в целом собрание подчинены одной тематике — моление Христу о милости.

Деисусный второй ряд символизирует моление Церкви ко Христу

По правую и левую сторону от главной картины располагаются изображения Иоанна Крестителя и Богородицы «Заступница».

Третий ряд

Третий ярус или Праздничный собирает все образа, которые изображают двунадесятые праздники — великие события, произошедшие в жизни Христа и Девы Марии. Изредка его называют Историческим, поскольку он рассказывает краткую историю Евангелия, показывая людям самые значимые события: Рождество, Крещение, Благовещение и пр.

Третий ряд знакомит призожан с событиями Евангельской истории

Четвертый ряд

На четвертом ярусе располагаются пророки, поэтому он и называется пророческим. Главная его цель — познакомить и ввести людей в историю ветхозаветной Церкви. Поэтому тут представлены все те Божьи люди, которые пророчествовали о пришествии и смерти Иисуса. Кроме них, ярус содержит картину Богородицы «Знамение».

В четвертом ряду изображены пророки, возвещавшие о грядущих событиях

Пятый ряд

Праотеческий чин в центре содержит образ Святой Троицы, показывая, что во главе всего стоит Господь и Он изначально был еще до создания Вселенной. В обе стороны от Святой Троицы располагаются образа праведников Ветхого Завета: праотца Авраама, Исаака и Иакова. Четкого правила, кто именно должен быть представлен на иконах нет — это определяет тот, кто заказывает всю перегородку.

Верх иконостаса увенчивается изображением распятия

Символика

Построение и структура иконостаса регулируются церковными традициями, но при этом их архитектура, стиль и вид могут различаться. При этом все равно прослеживается определенная символика:

  1. Распятие — это символ смерти Христа, благодаря которой человек имеет вечную жизнь. Оно всегда располагается на вершине перегородки, венчая всю историю взаимоотношений человека и Бога.
  2. Каждый чин — это определенный этап в истории Церкви, начиная с сотворения мира и заканчивая Небесным Царством.
  3. Центральная икона в ярусе является определяющей тематику, именно по ней можно понять, какой это чин.
  4. В центре каждого чина находятся образы Иисуса Христа и Святой Троицы — именно Господь является центром Вселенной и человеческой жизни. Поэтому в любом иконостасе прослеживается четкое расположение этих образов один под другим сверху вниз.
  5. Тематика образов Богородицы на каждом ярусе соответствуют общей теме, так на Деисусе это «Заступница», молящая о милости для грешников, а на Пророческом — это «Знамение», подтверждающее все пророчества о пришествии Мессии.

При этом стиль иконостаса в целом, а также стиль икон и их наполнение могут существенно отличаться от храма к храму. Так, изображение Тайной Вечери могут заменить «Воскресением Христовым», а образа праздников — картинами из цикла «Страсти Христовы».

Домашний и походный

Иконостас можно увидеть и в обычном доме православного христианина — красный угол, который отведен под святые образа.

Домашний иконостас

В нем также должны соблюдаться определенные правила размещения. Сегодня для этого используют специальные подставки из дерева или полочки, на которых размещают иконы.

В Древней Руси были распространены походные иконостасы — миниатюрные подставки под иконы, которые складывались и были сделаны специально облегченными, чтобы их удобно было транспортировать на далекие расстояния. Обычно их брали с собой в далекие походы, на войну или в торговое путешествие, чтобы была возможность молиться перед иконами.

Устройство храма: иконостас

На сегодняшний день, основываясь на древних традициях, и интерпретируя их в соответствии со своими культурными знаниями и представлениями, учитывая особенности храмовой архитектуры — появляются различного вида иконостасы. Но мы давайте рассмотрим составляющие общепринятого современного храмового иконостаса.

Нижний ряд:
Царские врата, справа от них икона Христа, слева — Богородицы. Справа от иконы Христа обычно помещают икону храма. Это или праздник или изображение святого, в честь которого освящен храм. Так же после местных икон находятся Северные врата (слева от Царских врат) и Южные врата (справа), которые еще называют Дьяконские двери. На них зачастую изображают архангелов Михаила и Гавриила, так же встречаются изображение архидиаконов Стефана и Лаврентия, или же ветхозаветных пророков, первосвященников, первого вшедшего в рай благоразумного разбойника, почитаемых в храме святителей.

Второй ряд — Деисусный чин:
Собственно, этот ряд и породил само понятие об иконостасе. В переводе слова «деисис» (гречск) — мы видим моление. И в центре молитвы — икона «Спас в силах» или «Спас на престоле». По бокам от Христа — в три четверти оборота к Нему молятся за нас Богородица и св. Иоанн Креститель. Далее идут архангелы, апостолы, святители, мученики и другие святые, почитаемые в конкретном храме.

С XVII века наблюдается перемена местами Деисусного чина и Праздничного. Скорее всего это было вызвано неудобным рассмотрением самих праздничных икон на третьем ряду. Но от этой перемены нарушается каноническая иерархия и теряется евангельский смысл всего иконостаса.

Третий ряд — Праздничный:
В центре этого ряда обычно размещают икону «Тайной вечери». А по бокам — праздники. Это обычно двунадесятые праздники: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход Господень во Иерусалим, Вознесение Христово, Успение Богородицы, Крестовоздвижение.

Четвертый ряд — Пророческий:
Здесь помещают иконы царя Давида, Соломона, пророка Илии, и других пророков, которые предвозвестили пришествие Христа. В раках они держат свитки с текстом этих пророчеств. В центре этого ряда обычно изображают икону Богородицы «Знамение». Или же Богородицу, сидящую на престоле. Это зависит от формы икон самих пророков: поясные или ростовые.

Пятый ряд — Праотеческий:
Здесь помещают иконы праотцов — от Адама до Моисея. По середине размещают икону «Троица ветхозаветная». Она является символом жертвы Бога Слова во искупление человеческих грехов.

Крест или распятие — венчают иконостас. Иногда по бокам от распятия изображают предстоящих Богородицу и апостола Иоанна Богослова.

схема иконостаса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *