Иконы написанные евангелистом лукой

Иконы Божией Матери. Написанные при Ее жизни земной

Чем отличается икона, написанная при жизни святого от созданной в более позднее время, по памяти и описаниям современников, передававшихся из поколения в поколение? Аналогия с портретами, один из которых сделан с натуры, а другой — по фотографии, будет довольно приблизительной, но в целом верной.

Жития святых доносят до нас свидетельства о том, как мученики, святители, преподобные и праведные уже после своей смерти являлись церковным писателям и иконописцам, вдохновляя их труды, сообщая важные детали и указывая на погрешности в работе. И все же произведения духовного искусства — а именно таковыми, без сомнения, являются и святые иконы — несут особую, ни с чем не сравнимую благодать в том случае, если они были созданы людьми, своими глазами видевшими жизнь (а иногда и смерть) подвижников веры Христовой.

Основателем христианской иконописи почитается святой апостол и евангелист Лука. Его кисти, как говорит Святое Предание, принадлежит около семидесяти икон Пресвятой Богородицы. Наиболее известные из них — Вифлеемская и Иерусалимская — чтимые в разных концах планеты святые образы, с каждым из которых связана многовековая драматичная история.

Однако есть среди икон, написанных апостолом Лукой, три особых иконы, написанные еще при жизни Пречистой Девы и удостоившиеся Ее владычнего благословения. Вот что говорят об этом дореволюционные Четьи-Минеи на день памяти евангелиста Луки: «Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащий на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принёс их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: “Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”».

Что же это за три иконы, которые успела увидеть и благословить Владычица до своего Успения в середине сороковых годов первого века? Предание называет их поименно. Это образ Божьей Матери Киккской «Милостивая», а также Сумельская и Филермская иконы Пречистой Девы. О каждой из них, несомненно, стоит рассказать подробнее.

Киккская икона Божией Матери «Милостивая» получила такое название потому, что Царица Небесная изображена на ней умоляющей Господа о милости к христианам. Предание говорит, что написавший ее апостол и евангелист Лука передал ее чадам Церкви в Египет, в христианской среде которого уже тогда начинало зарождаться монастырское и отшельническое жительство. Здесь икона пребывала вплоть до десятого века — а после, по причине невероятно усилившихся гонений на христиан и их святыни, была тайно перевезена в Константинополь. В столице Византии Киккская икона вплоть до двенадцатого века, окруженная величайшим почтением, пребывала в царских чертогах.

Известно, что по усердным молитвам перед ней получила исцеление дочь императора Алексия Комнина, страдавшая тяжким недугом, излечить который врачи были бессильны. Произошло это так. В столицу империи морем прибыл правитель Кипра Мануил Витомит с дерзновенной просьбой: отдать святой образ в монастырь на горе Киккос. Повинуясь первому благому порыву, император дал согласие — после чего его дочь непостижимым образом исцелилась.

Убедившись в чудотворной силе святого образа, император стал сожалеть о своем великодушии и объявил, что переменил решение и икону кипрскому монастырю не отдаст. Правитель острова в печали покинул Константинополь. А Алексий Комнин после этого заболел сам. Во сне ему явилась Царица Небесная, повелев немедля отправить икону в Киккский монастырь на Кипре. Пока снаряжался корабль, которому предстояло доставить икону на остров, император приказал сделать копию с чудотворной иконы.

Император выздоровел — как и долгое время страдавший от паралича кипрский правитель. На Кипре, куда доставили икону, на вклад, сделанный Алексием Комнином, был построен императорский храм.

В последующие времена Киккская икона, находясь в монашеской обители, явила много чудес. Когда один язычник в умоисступлении хотел ударит святой образ, его рука немедленно усохла. В воспоминание об этом монастырская братия прикрепила к окладу иконы железную кисть руки.

На Киккской иконе лики Царицы Небесной и Богомладенца прикрыты как бы пеленой, по диагонали располагающейся от левого верхнего угла к правому нижнему. Как и когда она появилась — никто не знает. Эта пелена воспроизведена и на копии иконы, которая сегодня открыта для поклонения в монастыре. Оригинал также находится в святой обители на Кипре, однако в наше время недоступен для обозрения.

Самый известный в России список чудотворной Киккской иконы «Милостивая» находится в Москве, в Зачатьевском Монастыре. Перед ним регулярно читается акафист. Верующие просят Божью Матерь у иконы Ее «Милостивая» о прекращении засухи, об остановке кровотечений, об избавлении от бесплодия, об ободрении в нужде и печали, об укреплении на монашеском пути, о утолении головных болей, об исцелении расслабленных, а также в различных семейных скорбях.

Другая икона Богородицы, написанная при Ее жизни апостолом Лукой, — Сумельская. О ее происхождении и связанных с ней чудесах известно из древних источников. В 385 году двое иноков, Варнава и Софроний, пришли в одну из церквей в Афинах, чтобы поклониться Богородице у Ее иконы, написанной святым евангелистом. Сам апостол некогда отдал ее в Фивы, и уже оттуда одним из его учеников она была передана в самый большой храм Афин.

Стоя у чтимого образа, Варнава и Софроний услышали голос Пречистой, повелевший им отправиться на восток, до самого Понта, и у горы Мела построить монашескую обитель. Не смея ослушаться, не требуя уточнений, иноки отправились в долгий путь — и остановились лишь тогда, когда обнаружили уже знакомую им икону стоящей на высоком уступе скалы.

Как ни чудно было перенесение образа, иноков стали одолевать сомнения: буквально нависающее на склонах утеса место, где не было даже воды, казалось им мало пригодным для будущего монастыря. Однако инокам явилась Божья Матерь — и из скалы по Ее велению забил источник. Устыдившись собственного маловерия, Варнава и Софроний усердно принялись за строительство храма, а затем и монастыря, который со временем наполнился братией и стал известен как обитель Богородицы Черной горы или Панагия Сумела.

Святая обитель, где с тех пор и пребывала перенесшаяся по воздуху икона Богородицы, расположенная на высоте 1200 метров над уровнем моря, стала со временем центром духовной жизни всего Понта — а источник, забивший по велению Пресвятой Девы, бил здесь непрерывно (и бьет до сего дня). Тут короновалось на царствие не одно поколение Комнинов. И каждый из императоров делал в монастырь богатые вклады, выделял средства на строительство, даровал монашествующей братии привилегии. Мощи основателей святой обители пребывали здесь же.

И даже после падения Византии монастырь продолжал действовать. С этим временем связано старинное предание. Сулейман Великолепный, властвовавший в XVI веке, однажды во время охоты оказался у подножия Черной горы. Подняв глаза и увидев христианский монастырь с сияющим над ним золотым крестом, султан пришел в ярость и повелел сопровождавшим его воинам сравнять обитель с землей. Не успел он договорить, как был невидимой силой повержен с коня на землю и забился в припадке, как это иногда бывает перед смертью. На следующий день, все же придя в себя, мусульманский властелин оставил за Сумельским монастырем все прежние привилегии, добавив к ним и свою благосклонность.

Однако века спустя, во время принудительного переселения греков в Элладу в 1922 году, насельникам все же пришлось покинуть Сумельскую обитель. Чудотворную икону Божьей Матери монахи, уходя с намоленного места, забрали с собой. А древний монастырь постепенно превратился в живописные развалины, пусть и имеющие в современной Турции статус архитектурного памятника.

В 2010 году, в великий праздник Успения, здесь была торжественно совершена первая за почти девяносто лет литургия, за которой вместе молились тысячи христиан, прибывших из разных стран.

Оригинал чудотворной иконы в настоящее время находится в Греции; известно немало списков с нее. Перед иконой Божьей Матери Сумельская родители молятся о выздоровлении своих чад, супруги — об избавлении от бесплодия и даровании детей, а все христиане, независимо от пола, возраста и семейного положения — о помощи в насущных нуждах.

Из трех икон, написанных апостолом Лукой при жизни Богородицы, Филермская — единственная, где Она изображена без Младенца на руках. Лик Пречистой будто умоляет Господа о снисхождении к людям. Написав эту икону, святой евангелист отдал ее антиохийским монахам-назореям, связавшим себя обетами строгой жизни. У них образ находился в течение почти трех столетий, а затем был отправлен в Иерусалим. Там ее и обнаружила супруга императора Евдокия, посещавшая Святую Землю с паломничеством. Заручившись благословением иерусалимского епископа, она перевезла икону в Константинополь, где передала ее сестре мужа, Пульхерии Благоверной.

После этого образ был торжественно водворен в новопостроенном Влахернском храме столицы, где многие верующие получали исцеление и другое, просимое ими в молитве перед иконой. А в 626 году святой образ, перед которым верующие возносили горячие мольбы, избавил Константинополь от завоевания персами — после этого иконе был составлен акафист, особое духовное песнопение, которое полагалось слушать стоя.

Всего же этот образ Богородицы находился в Царьграде более семи веков. А вот имя, под которым она известна, икона получила позже, когда вместе с захватившими Константинополь рыцарями-крестоносцами она попала сперва в Иерусалим, затем в Акру — а после захвата ее турками — на Крит, и, наконец, в 1309 году — на остров Родос, где она пребывала два последующих столетия.

На Родосе специально для чудотворной иконы рыцарями был возведен храм на фундаменте византийской базилики в Ялисе, на горе Филермиос. Отсюда и произошло ее название — Филермская. Храм этотсохранился, он действует и поныне, причем православные христиане и католики молятся в нем перед списком с чтимой иконы, находясь при этом в разных частях здания, каждые в своей.

Когда в 1522 году, после длительной осады, Родос был полностью захвачен турками, рыцари покинули остров, увозя с собой христианские святыни, в числе которых была и Филермская икона. Семь лет рыцари-мальтийцы оставались в Италии, переезжая с места на место — и реликвии путешествовали вместе с ними. Наконец в 1530 году император Священной Римской Империи Карл V передал ордену Мальту, Комино, Гоцо и другие средиземноморские острова. Филермская икона была перевезена в форт Святого Ангела, и позже — в резиденцию ордена, замок святого Михаила.

С иконой связывают победу над турками, атаковавшими Мальту в 1565 году. А вот при завоевании Мострова войсками Наполеона в 1798 году магистру ордена Гомпешу пришлось спешно вывозить святыни с острова: вместе с Филермской иконой он увез десницу святого Иоанна Крестителя и часть Животворящего Креста Господня.

После того, как русский император Павел I стал великим магистром Мальтийского ордена, состоялось перенесение мальтийских святынь в Санкт-Петербург. Для Филермской иконы Павел заказал массивную золотую ризу с драгоценными камнями. В России икона пребывала вплоть до революционных событий и была отмечена многими чудотворениями. Так, страшный пожар, бушевавший в столице империи в 1837 году, совершенно не повредил ее, хотя буквально все вокруг было уничтожено огнем. Находясь в Гатчине, икона торжественно выносилась для поклонения верующих, что ежегодно сопровождалось крестным ходом и другими церковными церемониями.

В течение многих десятилетий Мальтийский орден не прекращал попыток вернуть Филермский образ. Николай II намеревался отдать его, и даже заказал список и фотокопии иконы, но известные события помешали его намерению. Реликвии, принадлежавшие Мальтийскому ордену, в том числе и Филермскую икону, тайно вывезли из России и после того, как они некоторое время находились в Эстонии, передали матери последнего русского царя, императрице Марии Федоровне в Данию. Мальтийский же орден получил сделанную по указанию царя точную копию иконы, которая в настоящее время находится в базилике города Ассизи. Остались почитаемые копии иконы и в России — например, в Павловском соборе Гатчины находится список с неё, сделанный протоиреем Алексием Благовещенским.

После того, как императрица Мария Федоровна умерла в 1928 году, ее дочери передали святыни предстоятелю Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому). Он благословил поместить Филермскую икону в православном соборе Берлина. Накануне прихода к власти нацистов, опасаясь за судьбу святынь, епископ Тихон передал образ югославскому королю Александру I Карагеоргиевичу. После Второй Мировой войны Филермская икона и другие мальтийские святыни, хранившиеся в тайнике черногорского монастыря Острог, попали в руки спецслужб утвердившегося коммунистического режима и были недоступны для верующих вплоть до 1993 года.

В настоящее время Филермская икона Божьей Матери отделена от других реликвий и находится в Голубой часовне монастыря в Цетинье, на территории Народного музея. Часовня эта представляет собой комнату без окон, посреди которой в подсвеченной стеклянной витрине и пребывает святой образ, к которому ежегодно съезжается множество паломников. Православные черногорцы глубоко почитают эту древнюю святыню, волей Божьей оказавшуюся в их стране, и называют икону Божия Матерь Филермоза.

Перед Филермской иконой молятся об укреплении веры, об умножении духовных сил, о сохранении от раздоров и ересей. Божья Матерь Филермская почитается как покровительница иноков и благочестивых мирян.

Кроме Филермской, Сумельской и Киккской икон других образов Божьей Матери, написанных при Ее земной жизни, Святое Предание не называет. Однако есть немало чудотворных ликов Пречистой, созданных апостолом и евангелистом Лукой после Успения Богородицы. О некоторых из них, возможно не столь широко известных как Вифлеемская или Иерусалимская иконы, но также отмеченных многими чудотворениями, мы обязательно расскажем в одной из наших будущих статей на сайте «Свеча Иерусалима».

В.Сергиенко

«Владимирская икона Пресвятой Богородицы» Евангелист Лука
Согласно преданию, Владимирская икона Божией Матери написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Владимирская икона Божией Матери оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому. Сын Юрия Долгорукого Андрей, впоследствии прозванный Боголюбским, отправляясь с юга России на север для создания независимого от Киева владения, взял с собою Владимирскую икону Божией Матери. После краткого отдыха в городе Владимире князь Андрей продолжил своё путешествие, но, отъехав на несколько верст от города, лошади, везшие икону, неожиданно встали, и все попытки заставить их стронуться с места были безуспешны. Смена лошадей также ни к чему не привела. Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. К всеобщей радости жителей Владимира князь Андрей возвратился в город вместе с чудотворной иконой. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.

В 1480 году Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное хранение в Москву в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею. 8 сентября 1999 года чудотворная икона была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах, соединенный с музеем небольшим коридором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *