Иконы в исламе

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Аллах в Коране говорит:
«Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?» Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя. Воистину, Ты — ведающий сокровенное»» (5:116).
Христианские полемисты, приводя этот аят, утверждают, будто «Мухаммад плохо разбирался в христианстве — он не знал того, что дева Мария для христиан не является богиней». Однако божеством в Исламе принято считать любой объект поклонения людей — даже если его официально не именуют богом:
«Не взывай наряду с Аллахом к другим богам. Нет божества, кроме Него!» (Коран, 28:88);
«У того, кто молится наряду с Аллахом другому божеству, нет в пользу этого никакого довода» (23:117).
Никто не будет отрицать того, что праведная Марьям ещё со времён раннего средневековья была и остаётся адресатом мольб миллионов христиан — т.е. де-факто вознесена ими до уровня Бога. Другим очевидным признаком её обожествления являются поклоны христиан перед иконами и статуями девы Марии, хотя в Библии ясно сказано, что даже ангел не достоин таких поклонов:
«Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (Откровение Иоанна Богослова, 22:8-9). См. также Смеющийся над намазом мусульман смеётся и над Иисусом!
Если же говорить о христианской Троице, то великим учёным Корана была прекрасно известна её суть — возможно, лучше, чем большинству христиан. К примеру, в тафсире аль-Куртуби мы читаем:
«Христиане наряду с их разделением, единогласны в вопросе о Троице и говорят: «Поистине, Аллах — это единая сущность, имеющая три ипостаси», сделав каждую ипостась божеством. Под ипостасями они подразумевают бытие, жизнь и знание. Возможно также, что три ипостаси они толкуют как «Отца», «Сына» и «Святого Духа», понимая под «Отцом» бытие, под «Духом» — жизнь, а под «Сыном» — знание» («аль-Джами’у ли-ахкями-ль-куръан», 5/384).
Многие ли христиане сегодня знают о таком философском толковании «триединства» Бога? А ведь автором похожей теории был не кто-нибудь, а сам Аврелий Августин! Под «Богом-Отцом» он понимал Его бытие, под «Богом-Сыном» — Его знание, а под «Святым Духом» — Его любовь, и на этой основе сравнивал Бога с человеком:
«Об образе высочайшей Троицы, который в известной мере находится в природе человека, даже ещё не сделавшегося блаженным. И сами мы в себе узнаём образ Бога, т.е. сей высочайшей Троицы… — образ, требующий пока усовершенствования, чтобы быть ближайшим к Богу и по подобию. Ибо и мы существуем, и знаем, что существуем, и любим это наше бытие и знание. Относительно этих трёх вещей, которые только что перечислил, мы не опасаемся обмануться какою-нибудь ложью, имеющей вид правдоподобия» («О граде Божьем», глава 26).
И напоследок — потрясающие откровения покойного российского академика и генерал-майора Константина Петрова:
Читайте и смотрите также:
Кем был Христос?
Иисус о единобожии (отрывки из нагорной проповеди)
Об «искупительной жертве» Иисуса
Христос и Геракл
Библия о слухе мертвецов и поклонении им
Поклонялись ли апостолы Иисусу?
И хвала Аллаху, Господу миров.

К главной святыне христианского мира всегда было уважительное отношение иудеев и мусульман. Потому что у всех мировых религий есть вечные общие ценности.

— Иудаизм, христианство, ислам сформировались в Ближневосточном регионе, и потому нет ничего удивительного в том, что они отсылают читателя к одним и тем же историческим событиям древности, а в их Священных книгах встречаются схожие сюжетные линии и действующие лица, — рассказывает «АиФ» Екатерина Терюкова, заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге. — Все они проповедуют универсальные морально-нравственные ценности: не убий, не укради, не прелюбодействуй и др. Аналогичные нормы человеческого общежития признаются в качестве нравственного поведения и другими религиями, например, первой по времени появления мировой религией — буддизмом.

Герои

Авраам
Ибрахим

Во всех трёх религиях — первый единобожник, от которого берут своё начало еврейский и арабский народы, проявил высшую степень покорности Богу, решив без колебаний принести в жертву сына, в христианстве и иудаизме — Исаака, в исламе — Исмаила.

Иисус Христос
Иса

В христианстве Иисус из Назарета — Христос (др.-греч. — «Спаситель») проповедовал скорое наступление Царствия Божьего, исцелял больных, воскрешал мёртвых, умер мученической смертью на кресте, искупив грехи человеческие, а на третий день воскрес и вознёсся на небо. Иудаизм не признаёт Иисуса мессией, т. е. спасителем. В исламе Иса — один из почитаемых пророков Аллаха, через которого Бог послал Божественное Писание — Инджиль (Евангелие). Божественное происхождение Исы не признаётся.

Соломон
Шломо
Сулейман

В иудейской и христианской традициях почитается как сын Давида, мудрый правитель древности, строитель Иерусалим­ского храма. В исламе он — сын Дауда, пророк и мудрый царь, понимал язык зверей и птиц. Во всех трёх религиях есть упоминание о встрече Соломона с царицей Савской (Билкис в исламе).

Моисей
Моше
Муса

Описание жизни этого пророка во всех трёх религиях совпадает — подкидыш, воспитанный в семье египетского фараона, получил от Бога каменные скрижали с десятью заповедями. Согласно учению иудаизма, Моше на горе Синай была ниспослана Тора (Священное Писание иудеев), в исламе Муса — собеседник Аллаха, которому Бог ниспослал Таурат (Священное Писание мусульман).

Георгий Победоносец
Джирджис, Гиргис, Эль-Худи

Один из самых почитаемых святых. Согласно житию, когда вспыхнули гонения на христиан, отправился к императору Диоклетиану отстаивать свою веру. По преданию, Георгия заключили в темницу и после чудовищных пыток обезглавили. В мусульманской традиции он также мученик за веру, который жил в Палестине. Был замучен до смерти в Мосуле императором Даданом, но затем воскрес и совершил множество воскресений из мёртвых.

А также:

Дева Мария

Марйам

Иоанн Креститель

Йахйа

Архангел Гавриил

Гавриэль

Джабраил
и др.

Общие сюжеты

Потоп

Ной (в иудаизме и христианстве, Нух — в исламе) — праведник, был спасён во время Всемирного потопа. По указанию Бога сделал Ковчег, в котором укрыл свою семью и по паре животных каждого вида. Считается продолжателем рода человеческого. В Коране Нух — один из самых почитаемых пророков. Проповедовал единобожие, но безуспешно. Тогда Нух попросил о помощи, и Аллах приказал ему построить корабль, затем наполнил мир водой. Все неверующие погибли…

Судный день

Во всех религиях последний Суд над людьми, когда выявляются праведники и грешники.

Представления о рае

И христианский, и мусульманский рай — это сад, куда попадают праведники. В иудаизме туда могут попасть только «чистые» люди. Но даже Моше (Моисей) не попал в число «чистых».

Общие святыни

Храмовая гора в Иерусалиме.

Признаётся в качестве святыни последователями всех трёх авраамических религий. Для иудеев и христиан эта гора есть место, куда Авраам устремился, чтобы принести в жертву Богу своего сына Исаака, а царь Соломон на её вершине построил Храм единого Бога. Для мусульман это место вознесения Мухаммада к престолу Аллаха в так называемую ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). В наше время у подножия храмовой горы перед Западной стеной для молитвы собираются иудеи.

Му‘авия однажды спросил у пророка Мухаммада: «Среди нас есть люди, которые принимают во внимание дурные предзнаменования «. Пророк ответил: «Это то, что они чувствуют . пусть это ни в коем случае не препятствует им «. То есть следует игнорировать дурные предзнаменования и продолжать свой путь, начатое дело. В противном случае — это очевидный грех пред Богом, ведь все происходящее находится в полной власти и управлении Господа, а не во власти примет и дурных предзнаменований.

Пророк Мухаммад говорил: «Нет плохим предзнаменованиям ! Лучшее — аль-фа’ль». У него уточнили: «А что это такое?» — «Это хорошее слово, которое слышите вы», — ответил Пророк. Здесь имеются в виду слова, которые воодушевляют, поднимают настроение, подбадривают, а также все то, что предвещает хорошее, прекрасное от Бога — ты уверен, что с Божьей помощью все завершится наилучшим образом, стараешься заметить знаки Свыше и воодушевленным движешься к очередной цели, несмотря на временные затруднения и сложности. Пророк любил аль-фа’ль (слова или действия, вселяющие радость, воодушевление, уверенность), ему нравилось это.

У пророка Мухаммада спросили однажды про приметы (суеверия, плохие предзнаменования), и он ответил: «Лучшее — аль-фа’ль (все то, что предзнаменует хорошее и положительное). не должны останавливать мусульманина . Если кто-то из вас увидит порицаемое им , то пусть скажет: «Аллаахумма, ля я’ти биль-хасанаат илля анта, ва ля ядфа‘ус-сайи’аат илля анта; ва ля хавля, ва ля куввата илля бикь» (Господи, все хорошее только от Тебя и защищаешь от плохого только Ты. Нет ни силы, ни могущества, кроме как у Тебя)».

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: » три качества, которые сложно поставить под контроль (сложно победить, обезопасить себя от них) . Это — (1) плохие приметы (предзнаменования) ; (2) дурные размышления ; (3) зависть «. У посланника Божьего спросили: «А как же нам быть, где выход ?», на что он ответил: «(1) Если увидел плохое предзнаменование, то не сворачивай . (2) Если появляются плохие мысли , то не превращай их в истину . (3) А если появилось чувство зависти, то не давай ему хода «.

Также есть похожий риваят (вариант хадиса): «Три вещи постоянно будут сопровождать моих последователей: (1) плохое мнение о других , (2) зависть и (3) дурные предзнаменования . Если плохо подумал , то не подтверждай . Если завидуешь, то попроси у Бога прощения (скажи «астагфирул-ла», то есть прости меня, Господи). А если увидел дурное предзнаменование , иди дальше «.

Говорится ли в Коране о переселении душ? Может ли одна душа приходить на землю несколько раз?

Категорически — нет. Душа появляется только единожды. Душа каждого человека приходит в этот мир, проходит мирской путь испытаний и переходит в мир душ, ожидая там Конца Света и следующего за ним Судного Дня. Об этом неоднократно говорится в Священном Коране. Например:

«Вы отрицаете Аллаха (Бога, Господа), хотя ранее были мертвы , и Он оживил вас , после чего снова умертвит , а затем вновь оживит , и затем будете возвращены к Нему ?!» (Св. Коран, 2:28).

Стоит ли опасаться числа 13? И вообще есть ли в Исламе плохие числа?

Опасаться и обращать внимание на подобное не стоит. «Плохих чисел» не существует. Это из категории выдумок и нашептываний Сатаны.

Можно ли следовать поверьям, например, присесть на дорожку, посмотреть в зеркало, если возвратился домой, забыв взять с собой что-либо, верить в то, будто если упадет вилка, то кто-то в гости придет и т. д. Является ли это грехом?

Верить в то, что несоблюдение поверий может навредить, — грех, большой грех. Этого делать нельзя. Верующий убежден в том, что все, и плохое и хорошее, от Бога. Жить в соответствии с приметами — недопустимо.

Имеют ли смысл доски, брелоки, медальоны с надписями аятов из Корана или тасбихов?

Наличие в доме полотна с кораническими надписями или в автомобиле брелока с аятами Корана, именами Аллаха способствует тому, что человек при взгляде на них в очередной раз вспоминает о Боге, Господе миров. Это хорошо. Но не более того.

Я слышала, что если у человека челка от рождения растет набок, значит, его ангел облизал. У меня племянник с такой челкой. Правда это или нет?

Вероятно, это народная примета. Канонического обоснования ей я не знаю.Отношение мусульман к приметам: хорошие — могут быть приняты во внимание и сопровождаться мольбой ко Всевышнему о благодатности результата, плохие — отвергаются и не удостаиваются внимания, игнорируются.

Объясните, почему нельзя допускать, если человек порезался, чтобы кровь капала на пол?

Без сомнений, это чья-то выдумка.

Говорят, что дома нельзя держать колокольчики. Правда ли это?

Канонический запрет по этому поводу отсутствует.

Скажите, пожалуйста, имеет ли какое-нибудь отношение к Исламу примета, что нельзя покупать вещи ребенку до рождения?

Она не имеет отношения к Исламу.

У нас в народе говорят, что если человек родился, к примеру, в год тигра и сейчас наступил год тигра, то он должен дать садаку (милостыню). Что говорится о таких вещах в Исламе? Думаю, это один из видов ширка, но все равно хочу удостовериться в правильности.

Китайский календарь никак с Исламом не связан, никакого отношения к мусульманским канонам не имеет. Ширком (многобожием) не является, это лишь — перенятая традиция, ставшая модной, напоминающая людям о важности проявлять щедрость. Побольше вашему народу тигров, львов, жирафов и крокодилов, щедро делящихся своими возможностями и дарами с другими.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 497, пояснение к хадису № 3/701.

См.: аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси. С. 912.

См.: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 382, хадис № 3536, «сахих».

В другом риваяте сказано, что вообще «невозможно победить» (поставить под полный и постоянный контроль), а также — «мало кому удастся».

В разных риваятах используются разные глаголы.

Хадис имеет недостоверность в иснаде, но известные имамы, например, такие, как Ибн Хаджар, аль-Газали и др., упоминали этот хадис, используя его не как однозначное пророческое повествование, а как то, что имеет основу (так как не относится к выдуманным-мавду‘) и может применяться как полезная и практичная мудрость.

Св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 209, хадис № 3465, «да‘иф».

Также см.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 364; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 293. Замечу, что степень достоверности у хадиса низкая, но в качестве мудрого наставления он, конечно же, может быть применим, тем более что не вступает в прямое противоречие с достоверными хадисами, а отдельные его части соответствуют тому, что говорится в других достоверных хадисах.

КУЛЬТ СВЯТЫХ В ИСЛАМЕ — почитание людей, которые считаются угодными Аллаху и потому святыми (см. Вали). Аллах наделяет их сверхъестественной силой, способностью творить чудеса. Святой по воле Всевышнего может выступать в роли посредника между мусульманами и Аллахом, он передает Всевышнему просьбы людей и, с его благословения, помогает правоверным. При этом следует отметить, что такой идеи нет в Коране; более того: она прямо противоречит тексту священной книги мусульман. Коран утверждает всемогущество Аллаха. И лишь с божественного соизволения некоторые святые имеют возможность летать по воздуху, мгновенно переноситься на большие расстояния, менять свой облик, делаться невидимыми, а также вызывать или прекращать дождь и разлив рек, ударом посоха о землю давать начало источнику. За святым признают способность помогать людям в разных сферах человеческой деятельности. Смерть святого есть лишь прекращение плотской жизни, его дух продолжает покровительствовать людям; в силу этого святые почитаются и после смерти. Шахиды — мученики, павшие за веру,— приобщаются к сонму святых именно благодаря своей мученической смерти. Нередко среди мусульман мученичество толкуется широко, и шахидом может быть объявлен просто невинно погибший человек. Святые в исламе — большей частью мужчины, но есть и женщины. Согласно жизнеописаниям, святым мог стать человек любого занятия и общественного положения — как правитель государства, так и бедняк.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 125-126.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *