Имена сподвижников пророка

Хадиджа — первая мусульманка

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) глубоко осознал возложенную на него в пещере Хира священную миссию. Этот тяжелый и важный долг предполагал выполнение особых задач, связанных с проповедью истинного Единобожия. Конечно же Пророк понимал, что в обществе, в котором он жил, это будет не так легко сделать. Ведь в то время пророк Мухаммад был как бы по одну сторону, а мир — по другую. Он должен был проповедовать всем людям заповеди, полученные от Бога. Посланник Господа очень хорошо понимал, что необходимо сделать в первую очередь для исполнения своей пророческой миссии.

Сначала он рассказал обо всем случившемся находившейся рядом супруге Хадидже. Она без всякого колебания уверовала в его пророческую миссию и, протянув ему руку преданности, стала первой мусульманкой.

После этого пророк Мухаммад показал жене порядок совершения омовения и прочел с ней молитву в качестве имама, точно так, как научил его ангел Джабраил (Гавриил).

Это была первая совместная молитва, которую Пророк возглавил в качестве предстоятеля (имама) .

‘Али становится мусульманином

Принятие Хадиджей Ислама очень обрадовало и воодушевило Пророка. Отныне на земле появился человек, который подтвердил и признал его миссию.

Вторым человеком, которого Пророк призвал уверовать в Господа, был его двоюродный брат ‘Али. С 4–5-летнего возраста он неотлучно следовал за Пророком, и в результате его несравненного воспитания отличался от своих сверстников сообразительностью и высокой нравственностью.

Однажды ‘Али увидел Мухаммада и его супругу, читающими совместно молитву. Он удивленно наблюдал за ними, а по окончании молитвы спросил: «Что это значит?»

Пророк ответил: «О ‘Али! Это религия, которой доволен Господь и которая избрана Им. Я призываю тебя уверовать в Единственного Создателя и сторониться поклонения тем, кто не приносит ни вреда, ни пользы — ал-Лат и аль-‘Уззе» .

‘Али потупил свой милый детский взор и задумался на некоторое время. Затем произнес: «Я никогда не видел и не слышал такого и не могу что-либо сказать, не посоветовавшись с отцом Абу Талибом».

Однако посланник Господа пока еще не получил веления Всевышнего открыто объявить о своей миссии. Поэтому он предупредил: «Послушай, ‘Али! Если ты хочешь следовать сказанному мною, то выполняй заповеди Господа. Если же не хочешь, то храни в тайне увиденное и услышанное здесь. Никому ничего не рассказывай».

После этого предостережения ‘Али дал слово хранить все в тайне. Всю последующую ночь он провел в размышлениях. С утренней зарей в душе у него появилось просветление. Отправившись к Пророку, он сказал: «Всевышнему не требовалось согласия Абу Талиба, когда Он сотворил меня. Почему же я должен идти к Абу Талибу и спрашивать о том, поклоняться мне Создателю моему или нет?» После этих слов он принял Ислам. ‘Али было тогда десять лет.

Предусмотрительность всегда полезна, особенно в эпоху глобальных перемен в мировоззрении людей. Предупреждение, которое сделал Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) молодому ‘Али, является для нас примером последовательности и мудрости, которые играют важную роль в жизни.

После признания веры в Единство Господа Хадиджей и ‘Али за ними последовал и приемный сын Мухаммада Зейд ибн Хариса. Теперь они вместе совершали молитвы и время от времени поклонялись Господу у Каабы, что вызывало недовольство многобожников, не понимающих смысла непривычных для них ритуалов. Гонения и насмешки со стороны язычников вынудили пророка Мухаммада и его последователей уединяться для совершения молитв.

Абу Талиб одобряет выбор ‘Али

Родители ‘Али, заметив, что их сын во всем следует за Мухаммадом, забеспокоились. Мать мальчика, Фатима, с волнением сказала мужу: «Будь внимателен, не вышло бы чего плохого».

Однажды Абу Талиб последовал за сыном и Мухаммадом и стал свидетелем их молитвы в долине. Подойдя, он спросил у Пророка: «О племянник! Что это за вера?» Пророк ответил: «Дядя, ты стоишь во главе тех, кого я должен призывать к прямому пути, и ты, больше чем кто-либо, достоин этого! Откажись от поклонения идолам и уверуй в Единого Бога!»

Подумав, Абу Талиб сказал: «Я не могу отказаться от веры отцов. Ты же продолжай следовать религии, в которой пребываешь. Клянусь, что, пока буду жив, никто не посмеет тронуть тебя, нанести тебе вред, пока ты не завершишь то, что должен сделать».

Затем он обратился к сыну: «Сын мой, какую веру ты исповедуешь?» ‘Али ответил: «Отец, я уверовал в Единого Господа и в то, что Мухаммад — Его посланник. Я верую в переданное им от Господа, повиновался ему и совершал с ним молитвы».

Тогда Абу Талиб продолжил: «Сын мой, тебе желательно принять веру твоего двоюродного брата, который не призовет тебя к чему-то иному, кроме как к благому. Повинуйся ему!» Мухаммад и ‘Али очень обрадовались услышанному.

Дома Абу Талиба встретила с расспросами Фатима: «Где твой сын? Слуга наш видел его в долине вместе с молящимся Мухаммадом. Как ты смотришь на то, что твой сын поменял свою веру?» — «Замолчи! Бог свидетель, его двоюродному брату (Мухаммаду) как никому другому следует быть опорой и помощником нашего сына. Если бы мое тщеславие позволило мне оставить веру моего отца (‘Абдуль-Мутталиба), я бы тоже последовал вере Мухаммада. Ибо он чист, мягок и честен», — сказал Абу Талиб.

Ряды мусульман пополняются

С давних времен Абу Бакр был одним из самых близких друзей Мухаммада. Они часто встречались и проводили время в дружеских беседах. Самым важным и примечательным качеством Абу Бакра было то, что он не погряз в традициях джахилии, низкой нравственности и образе жизни людей периода невежества. Его сердце, душа и рассудок были чисты от многобожия. Это был прославленный торговец, имевший авторитет среди соплеменников. Именно он разрешал клановые споры, пользуясь отличным знанием родословных всех семей, их положительных и отрицательных качеств.

Пророка Мухаммада очень обрадовало принятие Ислама Абу Бакром. ‘Аиша по этому поводу передает: «Не было ничего, что бы так обрадовало Пророка, как принятие Ислама Абу Бакром».

Данное событие явилось подтверждением сна, который незадолго до этого увидел Абу Бакр. Ему приснилось, как полный месяц опустился в районе Мекки и, распавшись на мелкие части, оказался в жилище каждого из мекканцев, после чего все они собрались в его доме. О смысле этого вещего сна он спросил у ученых из людей Писания. Они сказали ему о том, что увиденный сон указывает на появление в ближайшее время в Мекке давно ожидаемого Пророка, а сам Абу Бакр займет одно из почетных мест возле посланника Божьего.

Абу Бакр не скрывал того, что стал мусульманином, поэтому принятие им Ислама сильно обеспокоило курайшитов. Они знали его как очень уважаемого, правдивого и надежного человека. Мягкость его и добродушие снискали ему всеобщую любовь.

Абу Бакр был первым мусульманином из числа свободных и уважаемых курайшитов. С его помощью эфиопский раб Билял также стал мусульманином.

После принятия Абу Бакром Ислама еще больше людей уверовали в Единого Бога и в свою очередь старались донести истину до своих родственников. Среди тех, кто стал мусульманином, были ‘Усман ибн ‘Аффан, Зубейр ибн ‘Аввам, ‘Абдурахман ибн ‘Авф, Са‘д ибн Абу Ваккас, Талха ибн ‘Убейдулла. Эти пять человек в последующем вошли в число тех десяти, которым еще при жизни было объявлено об их вечном пребывании в Раю.

Ряды мусульман пополнялись не только за счет мужчин, но и за счет женщин, среди которых были: Умму Фадль — супруга ‘Аббаса, дяди Пророка; Асма’ — дочь Абу Бакра; Фатима — сестра ‘Умара и др. Женщины были более восприимчивы к вере и с большим старанием распространяли ее.

Многобожники не оставались безучастными наблюдателями. Они использовали различные формы клеветы и оскорблений, чтобы поколебать убеждения тех, кто еще не окреп в истинной вере. Однако эти усилия не дали ожидаемых ими результатов. Сердца мусульман, наполненные верой, не знали страха, а их умы, увлеченные мыслями о Едином Боге, не ведали сомнений. Единственным страхом, который они испытывали, был страх перед Господом.

Билял — первый муаззин

Одним из первых страдальцев за веру был эфиопский раб Билял, сын Рабаха. Его обратил в Ислам, как уже упоминалось, Абу Бакр. Вера придала Билялу такую силу духа, что он безбоязненно, открыто объявил о принятии Единобожия своему хозяину Умейе ибн Халяфу, который был одним из злостных врагов мусульман. Хозяин подверг его жестоким мучениям: сутками не давал ему еды и питья, нанимал людей, которые водили Биляла целыми днями по улицам города, привязав за шею. Однако ничто не смогло сломить Биляла, не перестававшего повторять: «Бог Един!»

Однажды хозяин придумал для своего раба очередную пытку: продолжительное время проволочив Биляла по раскаленным песку и камням, Умейя ибн Халяф велел положить на грудь раба огромный камень. Он кричал: «Клянусь! Я буду мучить тебя до самой смерти, если ты не откажешься от Мухаммада и веры его и не начнешь поклоняться нашим богам — ал-Лат и аль-‘Уззе!» Билял мужественно переносил все истязания, не переставая повторять: «Я не буду поклоняться ни ал-Лат, ни аль-‘Уззе! Господь Един, Господь Един!» После таких слов его снова продолжали мучить до бессознательного состояния.

Во все эти трудные дни Биляла поддерживала его вера, которая стала ему непоколебимой опорой. Таким героическим поведением он бросал вызов своим угнетателям: «Вера — это свет и сила! Кто станет обладателем истинной веры, тот сможет встать против своих угнетателей и сможет донести истину до всех людей, даже если на другой стороне будет все человечество!»

Однажды, когда Умейя ибн Халяф публично издевался над Билялом, мимо проходил Абу Бакр. Увидев эти издевательства, он воскликнул: «Умейя! Неужели ты не боишься Бога?! Сколько ты еще можешь мучить этого несчастного?» — «Это ты изменил его убеждения! Если хочешь спасти, то выкупи его у меня, — ответил Умейя».

Абу Бакр предложил: «У меня есть раб твоей веры, намного сильнее и моложе Биляла. Я могу обменять его».

Умейя согласился и с ухмылкой добавил: «В придачу тебе нужно будет отдать мне и жену твоего раба». Абу Бакр согласился. Умейя со смехом добавил: «В придачу ты мне отдашь и их дочь». Абу Бакр согласился и с этим, однако Умейя, стремясь хорошенько нагреть руки в торге, потребовал: «Клянусь Богом! Я не соглашусь до тех пор, пока ты ко всему упомянутому не добавишь еще 200 золотых динаров!»

Абу Бакру стало стыдно за него: «Эх, какой же ты бесстыдник! Стоишь предо мною и слово за словом лжешь». На этот раз Умейя сказал: «Нет! Клянусь ал-Лат и аль-‘Уззой, если ты мне дашь то, что я потребовал, исполню обещанное мною». Отдав все, что требовал ненасытный Умейя, Абу Бакр освободил своего единоверца Биляла от тяжких мучений.

После этого случая Пророк спросил у Абу Бакра: «Билял тебе что-то должен?» Абу Бакр ответил: «Нет, о посланник Господа, я его освобождаю». Через некоторое время после этого Абу Бакр выкупил и освободил также мать Биляла, Хамаму.

После освобождения Билял стал первым муэдзином — человеком, исполняющим азан (призыв к молитве).

После смерти посланника Божьего, к которому Билял был очень привязан и всегда старался неотлучно быть рядом, он уже не смог оставаться в Медине и покинул ее. Абу Бакр, избранный халифом, попросил его остаться при нем в Медине. Билял ответил: «Если ты выкупил меня для себя, то, пожалуйста, я буду рядом с тобой. Если же ты освободил меня ради того, чтобы Господь был доволен тобою, не ограничивай меня в передвижении. Я хочу распространять Ислам по всему миру». Абу Бакр был вынужден уступить его желанию.

Так, свыше 1400 лет назад начиналась славная летопись Ислама, летопись того, как вера в Господа после периода невежества и язычества вновь утверждалась в сердцах людей. Это лишь некоторые эпизоды из жизни первых мусульман, людей уверовавших в Бога Единого, Который обращался к человечеству через Своих посланников, последним из которых был Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует).

Духовной опорой, позволявшей им мужественно переносить все трудности и испытания тернистого пути к Истине, была их непоколебимая вера в Единственного Бога. Их жизнь и духовные подвиги стали наглядным подтверждением того, что вера есть великая сила, а обладатели ее могут зажечь сердца миллионов людей.

Сегодня в мире насчитывается уже более полутора миллиарда мусульман…

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

В первый период исламского благовестия обязательной являлась двукратная молитва в два ракяата, в утреннее и вечернее время. Позже к этому прибавилась ночная молитва Тахаджуд. После Ми‘раджа — Вознесения Пророка к Господу — обязательной стала пятикратная молитва. Ночная молитва Тахаджуд стала для мусульман дополнительной, но для самого Пророка она оставалась обязательной.

Ал-Лат и аль-‘Узза — одни из главных богов арабского языческого пантеона.

Отец Пророка ‘Абдулла был родным братом Абу Талиба.

Имена сподвижников пророка صلى الله عليه وسلم занимают третью степень по предпочтительности после имен на “абд” и имен пророков. Сахабы – лучшие люди нашей уммы, пример для подражания, герои и гордость исламской истории. Неудивительно, что почти невозможно найти мусульманскую страны, где бы не называли Хасан, Умар, Осман, Али, Саид и другими именами, прославленными сахабами. В течение нескольких веков многие имена исламских героев, как Анас, аль-Бара, Сугейб или Аммар, находились в некотором забвении, однако последнее время в арабских странах все чаще называют именами, которые раньше встречались в основном только в исторических книгах (Хузейфа, Яман, Муаз, Мусъаб и т.д.). Ниже приведен список наиболее известных и употребительных имен сподвижников и количество сподвижников с этими именами, согласно книге “аль-Исаба фи тамъйиз ас-сахаба” аль-Хафиза Ибн Хаджара аль-Аскъаляни رحمه الله .

Абдулазиз عبدالعزيز

Абдулвахид عبدالواحد

Абдулла عبد الله

Абдулмалик عبد الملك

Абдулхамид عبد الحميد

Абдуррахман عبد الرحمن

Адам آدم

Ади عدي

Айман أيمن

Али علي

Аль-Аля العلاء

Амара عمارة

Амир عامر

Аммар عمار

Амр عمرو

Анас أنس

Асад أسد

Асым عاصم

Асъад أسعد

Атыя عطية

Аун عون

Аус أوس

Ашраф أشرف

Бадр بدر

Бакр بكر

Аль-Бара البراء

Башир بشي ر

Билал بلال

Бишр بشر

Ваиль وائل

Валид الوليد

Галиб غالب

Гаммам, Хаммам همام

Гани, Хани هانئ

Гассан غسان

Гейсам, Хейсам الهيثم

Гиляль, Хиляль هلال

Гашим, Хашим هاشم

Гишам, Хишам هشام

Джабир جابر

Джабр جبر

Джарир جرير

Аль-Джаррах الجراح

Джаъфар جعفر

Джубейр جبير

Загир, Захир زاهر

Зейд زيد

Зияд زياد

Зугейр, Зухейр زهير

Икрима عكرمة

Имран عمران

Иса عيسى

Исам عصام

Ияд إياد

Ияс إياس

Кайс قيس

Карим كريم

Касим القاسم

Къатада قتادة

Кинана كنانة

Кудама قدامة

Кусей قصي

Лейс ليث

Лукъман لقمان

Магди, Махди مهدي

Магран, Махран مهران

Мазин مازن

Малик مالك

Мансур منصور

Марван مروان

Марзукъ مرزوق

Марсад مرثد

Масъуд مسعود

Матар مطر

Махмуд محمود

Маън معن

Мейсара ميسرة

Микъдад المقداد

Муавия معاوية

Муаз معاذ

Муаммар معمر

Мудлидж مدلج

Мунзир المنذر

Муслим مسلم

Мусъаб مصعب

Мухаммад محمد

Мухтар المختار

Набих نبيه

Набган, Набхан نبهان

Нагар, Нахар نهار

Назир نذير

Наср نصر

Нимр نمر

Нумейр نمير

Нуъман النعمان

Осман عثمان

Рабиа ربيعة

Рабиъ الربيع

Рафиъ رافع

Рашед راشد

Рашид رشيد

Саид سعيد

Салем سالم

Салих صالح

Салман سلمان

Самир سمير

Сархан سرحان

Сафван صفوان

Саъд سعد

Синан سنان

Сирадж سراج

Сугейб, Сухейб صهيب

Сугейль, Сухейль سهيل

Сулейман سليمان

Суракъа سراقة

Суфьян سفيان

Тагир, Тахир طاهر

Тальха طلحة

Тамим تميم

Таммам تمام

Тарикъ طارق

Убейд عبيد

Убейда عبيدة

Убейдулла عبيد الله

Укъба عقبة

Умар عمر

Умейр عمير

Умейра عميرة

Урва عروة

Усама أسامة

Утба عتبة

Фирас فراس

Хазим حازم

Хаким حكيم

Халид خالد

Халифа خليفة

Хамза حمزة

Хасан الحسن

Хассан حسان

Хафс حفص

Хузейма خزيمة

Хузейфа حذيفة

Хусейн الحسين

Шаддад شداد

Шурейх شريح

Шуэйб شعيب

Юсуф يوسف

Язид يزيد

Ясир ياسر

Яхья يحيى

Роль и место сахаба в исламе

«Сахабы сыграли особую роль в становлении ислама, так как после смерти Мухаммада они стали передатчиками хадисов (рассказов о делах, поступках и помыслах пророка), которые до сих пор являются одним из основных источников исламского религиозного и этико-правового учения». По мнению мусульман-суннитов, самыми достойными людьми являются пророки, а после них — сподвижники Мухаммада. Среди последних самыми достойными считаются первые 4 халифа, называемые праведными: это Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман и Али ибн Абу Талиб; следом идут ещё 6 сподвижников, которым, наряду с перечисленными, ещё при жизни было сообщено Мухаммадом, что они попадут в Рай, а также внуки пророка Хасан и Хусейн.

Первой сподвижницей Мухаммада стала его жена Хадиджа; из свободных мужчин первым ислам принял Абу Бакр, из детей — Али ибн Абу Талиб, а из рабов — Зайд ибн Харис. В первые 3 года, когда пророк вёл тайный призыв к исламу, со всей Мекки он собрал лишь 40 единомышленников. В битве при Бадре участвовало 313 сподвижников. В книге мусульманского учёного аль-Куртуби (умер в 1071) приведены биографии 2770 сподвижников. При взятии Мекки их было 10 000.

Среди сподвижников выделялись мухаджиры и ансары, влиявшие на выборы халифов и занимавшие руководящие посты в халифате (наместники, военачальники и т. д.).

Сподвижники — передатчики хадисов

После смерти Мухаммада сахабы стали носителями хадисов. Они пользовались большим уважением и авторитетом, что нашло отражение в появившихся в IX века биографических словарях переводчиков хадисов: асхабы заняли в них почётное место. Впоследствии создаются биографические словари, посвященные исключительно сподвижникам. Один из крупнейших таких словарей, составленный Аскалани (XV век), содержит сведения о более чем 12 тысяч лиц, лично знакомых с пророком Мухаммедом.

Сподвижники, передавшие наибольшее число хадисов:

  • Абу Хурайра — 5374 хадиса
  • Абдуллах ибн Умар — 2630 хадисов
  • Анас ибн Малик — 2286 хадисов
  • Аиша бинт Абу Бакр — 2210 хадисов
  • Абдуллах ибн Аббас — 1660 хадисов.

Отношение шиитов к сахабам определялось их религиозно-политической концепцией, согласно которой отношение к сподвижникам было неоднозначным, и некоторые из них рассматривались как пособники «узурпаторов» власти (династии Омейядов). Шииты не признают достоверными предания, передаваемые со слов этих сподвижников, противопоставляя им предания, передаваемые со слов шиитских имамов и их последователей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *