Имманентная

Слово «имманентный» застревает в лексиконе современного человека средней начитанности где-то между словами перманентный и латентный. Вроде бы интуитивно и удается употребить его к месту, но что оно на самом деле означает, сходу и не сформулируешь. Впервые этот термин появился в европейской средневековой философии, где противопоставлялись actio immanens и actio transiens — действие, которое замкнуто на себе самом и не влияет на окружающий мир (например, мышление) и действие, которое изменяет внешние объекты.

В дальнейшем прилагательное «имманентный» стало одним из самых важных теологических понятий — оно описывало отношения Бога с самим собой и внешним миром. Точки зрения теологов разделились: согласно одной версии, Бог неотделим от сотворенного им мира и является его частью (в христианстве, например, в своем человеческом воплощении) — то есть имманентен. По другой теории, Бог отделен от мира и принципиально непознаваем — то есть, трансцендентен.

Кант уделил имманентности немало внимания, но добавил к прежнему определению новую трактовку: познаваемость чего-либо на личном опыте. С этой точки зрения все, что мы можем воспринять с помощью своих органов чувств, — имманентно.

Это противопоставление — имманентность/трансцендентность — перешло и в философию, правда, претерпев некоторые изменения. В классической трактовке «имманентность» означает неотъемлемость, внутреннюю связь какого-либо качества объекта с самим объектом. Трансцендентность — напротив, термин, характеризующий явления, приходящие извне, потусторонние.

Кант уделил имманентности немало внимания, но добавил к прежнему определению новую трактовку: познаваемость чего-либо на личном опыте. С этой точки зрения все, что мы можем воспринять с помощью своих органов чувств, — имманентно. Например, гравитация. А вот знание о существовании бозона Хиггса к обычному человеку, не ученому, приходит извне и проверить его на практике невозможно. Поэтому оно трансцендентно.

Одним из имманентных качеств человека Кант считал нравственность. Она не диктуется религией, а неотделима от человеческой натуры: мы поступаем нравственно не потому, что теоретически знаем, что так правильно, а потому что видим, что соблюдение моральных законов делает мир лучше. Появилось даже целое философское направление — имманентная философия. Ее главный принцип гласил, что весь окружающий мир и мы сами находимся внутри нашего сознания, а вне восприятия ничего не существует. Например, чашка кофе существует постольку, поскольку мы ее видим, чувствуем запах кофе, можем взять ее в руки и отхлебнуть горячего латте.

Но что происходит с чашкой кофе, когда на нее никто не смотрит? Этот вопрос и стал главной загвоздкой имманентной философии. Впрочем, философы попробовали выкрутиться и постановили, что существует некая закономерность, согласно которой предметы появляются в нашем восприятии — и она-то и доказывает объективность окружающего мира. Чашка связана с другими объектами, ее одинаково воспринимают разные наблюдатели. При соблюдении этих взаимосвязей она реальна и не исчезнет, если на нее никто не будет смотреть.

С точки зрения имманентности можно оценивать и физические явления. Например, время. Для Ньютона время наряду с пространством было абсолютной величиной, словно данной нам извне. А вот в общей теории относительности время и пространство имманентны — они неразрывно связаны с материей и энергией физического мира.

Главный принцип имманентной философии гласил, что весь окружающий мир и мы сами находимся внутри нашего сознания, а вне восприятия ничего не существует. Например, чашка кофе существует постольку, поскольку мы ее видим, чувствуем запах кофе, можем взять ее в руки и отхлебнуть горячего латте.

Безобидная с виду имманентность проявляется и в делах политических: например, она помогла Гитлеру установить нацистский режим. Так, по крайней мере, считал политолог-теоретик Карл Шмитт. В 1920-х он выпустил книгу под названием «Политическая теология». В ней он назвал имманентными общественные идеи, обладающие такой харизматической силой, которая заставляет принимать их на веру. И не требовать рациональных доказательств. Именно такой идеей оказался миф об избранной арийской расе.

Понятие имманентность используется и в литературе. Имманентный анализ текста — это анализ, при котором исследователь исходит только из содержания текста, не обращая внимания на биографический и исторический контекст. Например, анализ последнего стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья» без учета последующего самоубийства поэта. Иногда одно и то же произведение при имманентном и контекстном анализе воспринимается совершенно по-разному. Например, известную сказку Баума «Волшебник страны Оз» любой назовет детским произведением, отталкиваясь от самого текста. Но если углубиться в историю создания книги, мы узнаем, что «Волшебник» задумывался как политическая сатира, Изумрудный город символизирует доллар, Дорога из желтого кирпича — золото, а в образах Страшилы и Железного Дровосека угадываются Рокфеллер и Уильям Херст.

Как использовать это непростое слово в повседневности? Употребляйте его, если хотите подчеркнуть специфические, фирменные качества людей и явлений, идущие из самой их сути. Например, «Cамоирония — имманентная черта англичан».

Как говорить

Неправильно «Она имманентно курит и говорит по телефону». Правильно — перманентно.

Правильно «Случайность — имманентное свойство покера, как и любой игры».

Правильно «В этом весь Саша — он имманентно неспособен сосредоточиться на делах».

ИММАНЕНТНОЕ (от лат. immanens, род. падеж immanentis – пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) – философское понятие, обозначающее нечто, пребывающее и действующее внутри предмета, не направленное и не переходящее вовне; соответствующее природе предмета, присущее ему, а не привнесенное извне. Имманентное противопоставляется трансцендентному как выходящему за пределы предмета, внешнему. Метод называется имманентным, когда он определяется природой исследуемого предмета. Имманентная критика строится как анализ последовательности проведения в доктрине ее собственных посылок.

Термин «имманентное» впервые появляется в схоластике в противопоставлении actio immanens и actio transiens, которое воспроизводило аристотелевское различение действия, результат которого остается целиком в нем самом (мышление), и действия, изменяющего внешний объект. Средневековая теология использовала понятие имманентного действия для характеристики познавательной деятельности бога (Отца), направленной на себя (Сына), в отличие от транзитивного действия сотворения мира.

Контроверза «имманентное – трансцендентное» в теологии и метафизике задает каркас для решения проблемы отношения бога к миру. Христианские теологические доктрины вынуждены балансировать между этими противоположностями, так как элиминация одной из них влечет выводы, разрушительные для догмы. Признание бога имманентным миру определяет позицию пантеизма. Спиноза различает causa immanens и causa transiens. Бог, считает Спиноза, тождествен миру и поэтому является его имманентной, внутренней, причиной (causa sui), a causa transiens понимается им как причина, действующая извне, внешняя. В науке универсум рассматривается как сам из себя развивающийся и сам себя определяющий, самодостаточный и не нуждающийся во внешней силе. В теории познания имманентное означает ограниченное пределами возможного опыта. В этом смысле понятие «имманентное» было использовано И.Кантом. В качестве одной из причин заблуждения он видит попытку распространить действие познавательных способностей – рассудка и разума – за границы их применимости. Основоположения рассудка и принципы разума могут быть отнесены только к предмета нашего опыта – феноменам; именно на этом основана законодательная сила рассудка и регулятивная сила разума. Эмпирическое применение рассудка и разума он считает имманентным, правомерным. Соответственно, эмпирически ориентированные основоположения рассудка и идеи разума Кант называет имманентными, а идеи, заставляющие нас выходить за границы возможного опыта и судить о вещах в себе (ноуменах), – трансцендентными.

Имманентное также имеет значение содержания сознания. Имманентная философия считает единственным бытием предмета его мыслимость, данность в сознании. Феноменология рассматривает предметы только как имманентные сознанию – как феномены; ее интересуют не сами предметы, а возможность их познания и способы их данности сознанию. Смысл предмета (ноэма) не является непосредственно данным сознанию, поэтому выступает как трансцендентный по отношению к нему. Имманентен только сам интенциональный акт (ноэсис) и его материал – гилетические данные, однако, трансцендентный интенциональный объект имманентен сознанию, потому что он конституируется трансцендентальной субъективностью – сферой сущностного содержания сознания.

О.В.Вышегородцева

В словаре Ожегова

В словаре Ефремовой

Ударение: иммане́нтный прил.

  1. Внутренне присущий предмету, явлению, проистекающий из его природы.

В словаре Д.Н. Ушакова

ИММАНЕ́НТНЫЙ, имманентная, имманентное; имманентен, имманентна, имманентно (·лат. immanens) (филос.). Присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий. Имманентные причины. По имманентным законам.

В словаре Синонимов

базисный, базовый; свойственный, присущий, внутренний

В словаре Энциклопедии

(от лат. immanens — пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположность имманентному — трансцендентный.

В словаре Синонимы 4

внутренний, присущий, свойственный

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

иммане́нтный,
иммане́нтная,
иммане́нтное,
иммане́нтные,
иммане́нтного,
иммане́нтной,
иммане́нтного,
иммане́нтных,
иммане́нтному,
иммане́нтной,
иммане́нтному,
иммане́нтным,
иммане́нтный,
иммане́нтную,
иммане́нтное,
иммане́нтные,
иммане́нтного,
иммане́нтную,
иммане́нтное,
иммане́нтных,
иммане́нтным,
иммане́нтной,
иммане́нтною,
иммане́нтным,
иммане́нтными,
иммане́нтном,
иммане́нтной,
иммане́нтном,
иммане́нтных,
иммане́нтен,
иммане́нтна,
иммане́нтно,
иммане́нтны,
иммане́нтнее,
поиммане́нтнее,
иммане́нтней,
поиммане́нтней

В словаре Словарь иностранных слов

ая, ое, тен, филос.

Внутренне присущий какому-нибудь предмету, явлению, проистекающий из его природы. Имманентное свойство. Имманентность — свойство имманентного.

Похожие слова

Имманентно Имманентность Имманентная философия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *