Император феодосий

Последний император единой Римской империи (19.01.379-17.01.395). Выбрал и утвердил законом никейскую формулу христианства в качестве единой государственной религии империи.

Флавий Феодосий родился 11 января 347 года в городе Кока, Испания. Происходил из рода прославленного императора Траяна. Начал военную службу под началом своего отца и участвовал с ним в экспедиции в Римскую Британию, чтобы подавить там восстание племен пиктов и скоттов. В 374 году занимал пост командующего войсками в придунайской провинции Мезия, где успешно сражался с сарматами.

После казни отца Феодосию пришлось искать убежище, но вскоре в 376 году занял пост командующего войсками в балканской провинции Иллирик, где снова отражал набеги сарматов. В результате восстания племен готов в 377 году территория Фракии и Мезии стала ареной борьбы между варварскими племенами и союзными силами западной и восточной частей империи.

В августе 378 года под Адрианополем готы под предводительством вождя Фритигерна полностью разгромили римскую армию, убив в сражении императора Валента. Его племянник, император Грациан, в это время подходил на помощь дяде, но после смерти дяди остался на территории современной Сербии, стараясь не допустить прорыва варваров с Балкан в Италию. По заведенному в империи порядку должен назначить соправителя для управления восточной частью Римской империи.

Император Грациан 19 января 379 года провозгласил Феодосия императором восточной части Римской империи. Став императором, порвал с установленной ранее императором Константином Великим религиозной системой. Издал основополагающий эдикт «о вселенской вере». Никейская формула веры стала официально называться кафолической. Арианство и другие течения в христианстве, отличные от Никейского Символа веры, объявлялись ересями, и подлежали преследованию государством.

Через два года после назначения Феодосий Великий покинул Фессалоники, откуда руководил войной с готами, и вступил 24 ноября 380 года в свою столицу Константинополь, после чего основное внимание уделял церковной политике и дипломатической работе с готскими вождями. Привлек в армию многих варваров, разрешив им свободно покидать ее ряды и вступать обратно по желанию. В январе 381 года заключил союз с готским вождем Атанарихом, но вскоре вождь скончался. Впоследствии 3 октября 382 года заключил мирный договор, по которому готы поселились как федераты империи в Нижней Мезии и Фракии.

Затем Феодосий обратил внимание на Восток. На владения империи в Сирии совершали набеги сарацины. В 383 году полководец Рихомер нанес им поражение, после чего ряд арабских племен в качестве федератов охраняли границы империи на этом направлении. Чтобы окончательно устранить потенциальный источник раздора на границе, в 387 году достиг с персами соглашения по разделу Армении на сферы влияния. Западная часть Армении отошла под управление царя Аршака, а восточная осталась во владении царя Хосрова.

В это время сменилась власть в Западной Римской империи. В 383 году командующий римской армией в Британии Магн Максим высадился в Галлии, узурпировав там власть. Римский император Грациан в ходе смуты убит. Его младший брат-соправитель Валентиниан стал соправителем Максима, владея Италией и провинциями в Африке и на Балканах. Феодосий вынужден признать императорский титул Максима вслед за признанием Максима Валентинианом.

Летом 387 года Максим послал войска в северную Италию, вынудив императора Валентиниана бежать в Фессалоники под покровительство Феодосия I. В 388 году началась война против Максима, соединенное войско разбило его армию в Сисции и Поэтовионе и 28 августа Максим захвачен в Аквилее и казнен там же. До возвращения в Константинополь император оставался в Италии более трех лет, сделав своей резиденцией Медиолан и оказался под духовным влиянием епископа Святого Амвросия.

Феодосий вернулся в Константинополь 10 ноября 391 года. В Италии фактическую власть в Западно-Римской империи осуществлял не император Валентиниан, а его главнокомандующий войсками франк Арбогаст. Попытки Валентиниана отстоять свои полномочия привели к конфликту, в результате которого 15 мая 392 года убит при неясных обстоятельствах. Не дожидаясь решения Феодосия, 22 августа Арбогаст возвел на императорский престол своего ставленника, начальника имперской канцелярии Евгения.

Феодосий I отказался признавать легитимность Евгения и летом 394 года двинул армию в Италию. В предгорьях восточных Альп на реке Фригид 6 сентября состоялось генеральное сражение. Передовой отряд войска императора из 10 тысяч готов полностью истреблен Арбогастом. Евгений к исходу дня после окончания сражения стал преждевременно праздновать победу. Внезапно воины Феодосия прорвались в лагерь западных римлян к палатке императора-узурпатора, схватили его и немедленно обезглавили. Когда его голову на пике показали войскам, те перешли на сторону победителя.

На несколько месяцев Феодосий Великий стал фактическим правителем единой Римской империи. Отменил через сенат ряд древних языческих церемоний и собирался вернуться в Константинополь. Перед этим успел осуществить мирный раздел наследия Римской империи между сыновьями. Старшему Аркадию досталась Восточная часть со столицей в Константинополе, младшему Гонорию отошла Западная часть Римской империи.

Феодосий Великий скончался 30 января 395 года от водянки. Его забальзамированное тело в том же году доставлено в Константинополь для погребения.

Память о Феодосии I

Память о Феодосии I

Император Феодосий канонизирован в лике святого, день памяти в православной церкви отмечается 30 января.

закрыть Семья Феодосия I Семья Феодосия I

Отец — Феодосий Старший, римский военачальник

Мать — Ферманция

Первая жена — Элия Флавия Флацилла (ум. 386), была родом из Испании, много занималась благотворительностью и скончалась.

Сын — император Аркадий (род. ок. 377)
Сын — император Гонорий (род. 384)
Дочь — Пульхерия (род. 385), умерла в детстве

Вторая жена — Галла (ум. 394), дочь императора Валентиниана I. Умерла при родах

Дочь — Галла Плацидия, стала в 414 году женой готского вождя Атаульфа и только после того римской императрицей
Сын — Грациан, умер в детстве
Сын — Иоанн, умер новорожденным в мае 394 года

закрыть 30.01.0395

Флавий Феодосий
лат. Flavius Theodosius

Феодосий на юбилейном миссории 388 года

Римский император

19 января 379 года — 17 января 395 года

Предшественник:

Валент

Преемник:

Гонорий и Аркадий

Вероисповедание:

христианин-никеец

Рождение:

ок. 346 года
Кавка (Испания)

Смерть:

17 января 395
Медиолан (Италия)

Похоронен:

Константинополь

Род:

Феодосия

Отец:

Феодосий старший

Мать:

Ферманция

Супруга:

1) Элия Флавия Флацилла
2) Флавия Галла

Дети:

сыновья:Гонорий, Аркадий

дочери: Галла Плацидия
остальные умерли в младенчестве

У этого термина существуют и другие значения, см. Феодосий I (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Феодосий Великий (преподобный).

Феодо́сий I Вели́кий (Фла́вий Феодо́сий, лат. Flavius Theodosius, Theodosius Magnus, греч. Θεοδόσιος Α΄, Θεοδόσιος ο Μέγας, 346—395 гг.) — последний император единой Римской империи.

В 379 году получил власть над восточной частью Римской империи как соправитель императора Грациана, в 394 году стал править всей Римской империей единолично. После его смерти в 395 империя окончательно разделилась на западную часть и восточную, получившую в современной историографии название Византия. Феодосий выбрал и утвердил законом никейскую формулу христианства (чем прекратил господство арианства) в качестве единой государственной религии империи. Он стал преследовать (без жестоких репрессий) другие религиозные течения в христианстве (ереси) и запретил языческие культы, в результате чего после 393 года перестали проводиться Олимпийские игры. Деятельность императора Феодосия определила направление религиозного развития Европы, за что он удостоился от христианских писателей эпитета Великий.

Ранняя биография

Флавий Феодосий родился ок. 346 года в испанском городе Кавка в провинции Галисии (совр. город Кока в Сеговии). Аврелий Виктор сообщает, что Феодосий происходил из рода прославленного императора Траяна. Его родителями были Фермантия (Терманция) и римский полководец Феодосий.

Феодосий старший дослужился до поста командующего конницей (magister equitum praesentalis) при императоре Валентиниане. Аммиан Марцеллин характеризует его как человека, «доблести которого в ту пору выделялись своим блеском среди других как недосягаемые». В последние годы он подавлял восстание местных племён во главе с Фирмом II в Северной Африке, однако в 375 году был обвинён в измене и казнён в 376.

Будущий император Феодосий, как полагают историки, начал военную службу под началом своего отца и участвовал с ним в экспедиции в Британию, чтобы подавить там восстание племён пиктов и скоттов. В 374 году он занимал пост командующего войсками в придунайской провинции Мезия (dux Moesiae Primae), где успешно сражался с сарматами:

«Дукс Мезии Феодосий младший, тогда еще юноша с едва пробивавшейся бородой, а впоследствии славный император, несколько раз изгонял свободных сарматов, называемых так в отличие от восставших против них рабов, и наносил им поражения во время их вторжений в наши пределы на другой стороне. Стекавшиеся их полчища, несмотря на храброе сопротивление, он разбил в многократных стычках так решительно, что насытил диких зверей и хищных птиц кровью множества павших.»

По словам историка V века Зосимы именно победы над сарматами принесли Феодосию впоследствии императорские регалии. После казни отца Феодосию пришлось искать убежище, однако вскоре в 376 году он занимает пост командующего войсками в балканской провинции Иллирик (magister militum per Illyricum), где снова отражает набеги сарматов. С этой должности через 3 года император Грациан призвал Феодосия на императорский трон.

По средневековой церковной хронике Георгия Амартола Феодосий после смерти отца был сослан на родину в Испанию, где тихо жил, пока император Валент перед гибелью не попросил Грациана прислать ему Феодосия.

Во главе восточной части Римской империи

Завершение Готской войны. 379—382 гг.

Основная статья: Готская война (377—382)

В результате восстания племён готов в 377 году территория Фракии и Мезии стала ареной борьбы между варварскими племенами и союзными силами западной и восточной частей Римской империи. 9 августа 378 года под Адрианополем (совр. турецкий Эдирне) готы под предводительством вождя Фритигерна полностью разгромили римскую армию, убив в сражении императора Валента. Его племянник, император Грациан, в это время подходил на помощь дяде, но после смерти Валента остался на территории современной Сербии, стараясь не допустить прорыва варваров с Балкан в Италию.

По заведенному в империи порядку Грациан должен был назначить соправителя для управления восточной частью Римской империи, причем в виду сложившейся обстановки желательно из числа людей, обладавших военными талантами. Своему формальному соправителю в западной части империи, малолетнему брату Валентиниану, Грациан не рискнул доверить власть над Востоком. По мнению историка David Woods у Грациана фактически не было выбора, поскольку все его полководцы, судя по именам, были родом из варваров, и только командующий войсками в Иллирике Флавий Феодосий происходил из благородной римской семьи.

19 января 379 года в Сирмии (совр. Сремска-Митровица в Сербии) Грациан провозгласил Феодосия императором восточной части Римской империи.

Феодосий близ Сирмия одержал победу над готами, затем боевые действия протекали без больших генеральных сражений. Зосима рассказал об одной из побед римлян. Военачальник Феодосия Модарий, происходивший из «царственной скифской семьи» (вероятно гот), дождался в засаде, когда варвары опьянели и отяжелели от пиршества. Затем он приказал своим воинам атаковать их лагерь налегке с одними только мечами. Варвары в течение короткого времени были перебиты, римляне захватили 4 тысячи повозок и столько пленных, что заполнили ими все эти повозки.

Почти через 2 года после назначения императором Феодосий покинул Фессалоники, откуда руководил войной с готами, и вступил 24 ноября 380 года в свою столицу Константинополь, после чего основное внимание уделял церковной политике и дипломатической работе с готскими вождями. Он привлек в армию многих варваров, разрешив им свободно покидать её ряды и вступать обратно по желанию. Хотя численность войск восстановилась, их дисциплина и управляемость значительно снизились. Зосима сообщает, что Грациан послал Феодосию на помощь войска во главе с франками Баудоном и Арбогастом, которые выдавили банды варваров из Македонии и Фессалии обратно во Фракию. Это улучшило положение восточной части Римской империи и склонило готов к переговорам.

В январе 381 года Феодосию удалось заключить союз с готским вождём Атанарихом, однако последний через 2 недели скончался в Константинополе. Похороны вождя Феодосий превратил в пышную церемонию, надеясь завоевать расположение варваров. 3 октября 382 года Феодосий заключил мирный договор, по которому готы поселились как федераты империи в Нижней Мезии и Фракии (территория современной Болгарии). Эта дата считается окончанием римско-готской войны.

Укрепление власти. 383—387 гг.

Римская империя при Феодосии

После заключения мира с готами, Феодосий обратил внимание на Восток. На владения империи в Сирии, воспользовавшись ситуацией, совершали набеги сарацины. В 383 году полководец Феодосия Рихомер нанёс им поражение, после чего ряд арабских племён в качестве федератов охраняли границы империи на этом направлении.

Борьба за власть в Персидской державе значительно ослабила главную угрозу для империи на Востоке, к тому же Феодосию удавалось поддерживать хорошие отношения с меняющимися персидскими царями. Чтобы окончательно устранить потенциальный источник раздора на границе, в 387 году Феодосий достиг с персами соглашения по разделу Армении на сферы влияния. Западная часть Армении отошла под управление царя Аршака, а восточная осталась во владении царя Хосрова.

В это время сменилась власть в Западной Римской империи. В 383 году командующий римской армией в Британии Магн Максим высадился в Галлии, узурпировав там власть. Римский император Грациан в ходе смуты был убит. Его младший брат-соправитель Валентиниан стал соправителем Максима, владея Италией и провинциями в Африке и на Балканах. Феодосий был вынужден признать императорский титул Максима вслед за признанием Максима Валентинианом.

Свержение узурпатора Максима. 387—388 гг.

Феодосий преподносит лавровый венок победителю. Колонна Феодосия, Константинополь

Летом 387 года Максим послал войска в северную Италию, вынудив императора Валентиниана бежать в Фессалоники под покровительство Феодосия. Политическая заинтересованность императоров друг в друге укрепилась браком Феодосия на Галле, сестре Валентиниана, в том же году. Первая жена Феодосия, Флацилла, к этому времени скончалась.

В 388 году началась война против Максима. Римский наместник в Северной Африке Гильдон захватил Сицилию, оттянув часть сил Максима на южный театр боевых действий. Соединённое войско Феодосия и Валентиниана разбило армию Максима в Сисции и Поэтовионе (на реке Сава), затем подошло к восточным Альпам. Альпийские проходы на север Италии охранял военачальник Максима Андрагаций, который возвёл укрепления и занял все возможные места переправ через реки. Андрагаций решил совершить морской рейд, чтобы внезапно напасть на противника, но Феодосий воспользовался этим и без сопротивления преодолел Альпы, оставленные без должной защиты.

Максим был захвачен в Аквилее и казнён там же 28 августа 388 года. Андрагаций, узнав о смерти Максима, бросился с корабля в море.

До возвращения в Константинополь Феодосий оставался в Италии более 3 лет, сделав своей резиденцией Медиолан.

Феодосий и Св. Амвросий. 389—391 гг.

Св. Амвросий не пускает Феодосия в церковь. Ван Дейк, XVII век.

В течение 3-летнего пребывания в Италии Феодосий оказался под духовным влиянием епископа Медиолана Св. Амвросия.

В 390 году произошли волнения в крупнейшем городе Македонии Фессалониках. Командующий войсками в провинции Иллирик Ботерих посадил в тюрьму популярного в народе колесничего за бытовую провинность. Толпа местных жителей потребовала освободить его как человека, необходимого для предстоящих скачек, а когда Ботерих отказался, они убили его, забросав камнями. Погибли также другие представители имперской администрации. Феодосий, расценив это как мятеж, приказал перебить заранее определённое число горожан. Погибло по разным свидетельствам от 7 до 15 тысяч жителей.

Когда после этих событий Феодосий хотел помолиться в церкви, Св. Амвросий не пустил его за порог, обвиняя в убийстве невинных и требуя покаяния. Только спустя 8 месяцев епископ простил императора, заставив того принять закон, по которому утверждение смертных приговоров откладывалось на 30 дней после вынесения приговора.

Свержение узурпатора Евгения. 392—394 гг.

Основная статья: Битва на реке Фригид (394)

Феодосий вернулся в Константинополь 10 ноября 391 года. После ухода Феодосия из Италии фактическую власть в Западно-Римской империи осуществлял не император Валентиниан, а его главнокомандующий войсками франк Арбогаст. Попытки Валентиниана отстоять свои полномочия привели к конфликту, в результате которого 15 мая 392 года он был убит при неясных обстоятельствах. Не дожидаясь решения Феодосия, 22 августа Арбогаст возвёл на императорский престол своего ставленника, начальника имперской канцелярии Евгения.

Феодосий отказался признавать легитимность Евгения и летом 394 года двинул армию в Италию. 6 сентября 394 года в предгорьях восточных Альп на реке Фригид (на границе совр. Словении с Италией) состоялось генеральное сражение. Передовой отряд войска Феодосия из 10 тысяч готов был полностью истреблён Арбогастом, что современники сочли скорее благом, чем потерей. По Зосиме Евгений к исходу дня после окончания сражения стал преждевременно праздновать победу. Полководец Арбогаста Арбицион перешёл на сторону Феодосия, что возможно стало решающим фактором в разгроме узурпатора. Внезапно воины Феодосия прорвались в лагерь западных римлян к палатке императора-узурпатора. Евгений был схвачен и немедленно обезглавлен, его голову на пике показали его войскам, которые в массе своей перешли на сторону Феодосия. Арбогаст бежал в горы, за ним выслали погоню, и он закололся, чтобы избежать пленения.

Окончательный раздел империи. 395 год

На несколько месяцев Феодосий стал фактическим правителем единой Римской империи. В Риме он провозгласил сына Гонория императором, отменил через сенат ряд древних языческих церемоний и собирался вернуться в Константинополь, где на время своего отсутствия оставил править старшего сына Аркадия.

17 января 395 года Феодосий Великий скончался от водянки в Медиолане. Его забальзамированное тело в том же году было доставлено в Константинополь для погребения.

Перед смертью Феодосий успел осуществить мирный раздел наследия Римской империи между сыновьями. Старшему Аркадию досталась Восточная часть со столицей в Константинополе, которая в современной историографии получила название Византия. Младшему Гонорию отошла Западная часть Римской империи. 10-летнего императора Гонория Феодосий поместил под опеку доверенного полководца Стилихона, которого за 8 лет до того женил на своей племяннице Серене.

С 395 года греческая восточная и латинская западная половины империи больше никогда не соединялись под единым управлением. Западная часть империи развалилась под натиском варваров спустя 80 лет, а Византия более тысячелетия сохраняла преемственность традиций Римской империи.

Торжество христианства

Феодосий порвал с установленной императором Константином религиозной системой, которая в целом сохраняла нейтралитет государства по отношению к разнообразным культам и исповеданиям граждан империи. При Феодосии догматы христианства начали фиксироваться не в результате свободного обсуждения в церковных кругах, а утверждались правительственными указами.

Император Феодосий канонизирован в лике святого, день памяти в православной церкви отмечается 17 (30) января.

Христианство как государственная религия

Феодосий происходил из христианской семьи, но по словам Сократа Схоластика был крещён во время болезни епископом Фессалоник Асхолием только в 380 году.

28 февраля 380 года, спустя год после провозглашения императором, Феодосий в Фессалониках (в период войны с готами) издал основополагающий эдикт de fide catholica («о католической вере»). Была объявлена в качестве допустимой для подданных империи христианская вера исключительно в форме, зафиксированной на Никейском соборе:

«В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром, ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий, а также епископ Александрии Петр, человек апостольской святости. Следуя апостольской святости, иначе говоря, в соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, придерживаясь положения о том, что они равны по величию, а также догмата о Святом Духе.»

Через год в январе 381 года был выпущен новый эдикт с уточнением фессалоникского постановления. Победа «никейцев» была закреплена идеологически на Константинопольском соборе (Втором Вселенском) в июле 381 года, а затем поддержана административно запретом возглавлять церкви епископам неникейской ориентации.

Арианство и другие течения в христианстве, отличные от Никейского Символа веры, объявлялись ересями, и подлежали преследованию государством. Хотя арианских убеждений продолжали придерживаться множество жителей империи, им запрещалось иметь свои церкви и собираться в населенных пунктах. Репрессии направлялись в основном против некоторых представителей клира еретических течений. В 388 году, воспользовавшись уходом Феодосия на войну с Магном Максимом, ариане устроили волнения в Константинополе, но Феодосий ограничился лишь предупреждением в их адрес.

Никейская формула веры, поддержанная Феодосием, стала официально называться кафолической. Однако религиозный вопрос не был окончательно разрешён, теологические споры о природе Христа и сути веры продолжились с новой силой в 1-й половине V века.

Борьба с язычеством

Первые императоры-христиане развернули борьбу с некоторыми языческими традициями (в частности, смертью каралось обращение за прорицаниями), но только при Феодосии государство поставило целью искоренить языческие культы и религии. Как замечено в «Пасхальной хронике»: «Прославленный Константин, процарствовав, только запер святыни и храмы эллинов, а этот Феодосий — уничтожил …»

В 381—385 годах рядом указов запрещены были под страхом смертной казни жертвоприношения и предписано уничтожение языческих храмов. Эдикт 391 года нанёс очередной удар язычеству, установив тяжёлые штрафы за поклонение старым богам:

«Никому не дано права совершать жертвоприношения, никто не должен совершать обход вокруг храмов, никто не должен почитать капища. Каждый должен знать, что Наш закон запрещает вход в языческие храмы, и, если кто-либо попытается, невзирая на Наш запрет, совершить те или иные культовые действия по отношению к богам, то пусть знает, что ему не удастся избежать наказания, даже воспользовавшись особыми знаками императорского расположения. Судья должен заставить нечестивого нарушителя закона, вошедшего в оскверненное место, заплатить в Нашу казну штраф в размере пятнадцати фунтов золотом.»

В 392 христиане под руководством воинствующего патриарха Александрийского Феофила разрушили культовый центр Александрии Серапеум, включая храм бога Сераписа и библиотеку. Феодосий запретил изучение и преподавание математики, хотя и до его указа с конца III века эта дисциплина связывалась с магией и колдовством, и занятия ею жестоко карались.

В 393 году в последний раз отмечались Олимпийские игры, которые были главным спортивным праздником в Древней Греции на протяжении более чем 11 веков. В литературе иногда связывают прекращение игр с указом Феодосия, но последний его известный эдикт по борьбе с язычеством датируется 392 годом и там нет указания на запрет Олимпийских игр. Феодосий не запрещал состязания вообще (Сократ Схоластик заметил, что Феодосий скончался в день, когда проводились конские бега), но наложил определенные ограничения, которые и сделали невозможным проведение греческих Олимпиад.

Укрепление христианства при Феодосии не сопровождалось тотальным уничтожением инакомыслия, характерным для Средних веков. Продолжала существовать знаменитая философская школа в Афинах. В Александрии христиане с интересом изучали классическую античную философию без ущерба для своего религиозного чувства. Знатные сенаторы в Риме продолжали традиционно придерживаться языческих воззрений, хотя без возможности публично исполнять прежние церемонии.

Фактически практика язычества продолжалась внутри отдельных семей или в глухих углах империи; празднества языческих культов переплелись с христианскими обрядами и обычаями, открывая дорогу новому синкретизму.

Нехристианские авторы той эпохи связывали с отменой жертвоприношений и других языческих церемоний последовавший вскоре упадок Римской империи.

Личность Феодосия

Внешность и характер

Наиболее подробно о внешности и личности Феодосия рассказал римский историк Секст Аврелий Виктор:

«Феодосий — насколько это видно по древним описаниям и изображениям — телосложением и по характеру был похож на Траяна: такой же высокий рост, такая же фигура и пышные волосы и такое же лицо Феодосий был кроток, милостив, общителен, он считал, что отличается от прочих людей только своей одеждой; и был благожелателен ко всем, особенно же к хорошим людям. Он в такой же мере любил людей простодушных, как и восхищался учёными, но притом честными, был щедр и великодушен В отношении наук, если смотреть на наиболее преуспевших в них, его образование было посредственно, но он был очень проницателен и очень любил узнавать о деяниях предков Он упражнялся физически, но не увлекаясь и не переутомляясь, отдыхал, когда был досуг, преимущественно на прогулках; здоровье поддерживал, соблюдая умеренность в пище.»

Нехристианский историк V века Зосима, следуя за своим источником Евнапием, был настроен критично к гонителю язычников Феодосию. По его словам император обожал роскошь, окружил себя большой свитой и бездумно тратил казну. Чтобы поправить финансы, он продавал управление провинциями любому человеку, предложившему наивысшую цену.

Семья и потомки

На копии юбилейного миссория Феодосий изображён с сыновьями Аркадием (справа) и Гонорием (возле отца) и братом жены, императором Валентинианом II (слева).

У Феодосия были сестра и брат Гонорий, которые рано умерли. Феодосий взял на воспитание их детей; дочерей брата Ферманцию и Серену он выдал замуж за своих военачальников. Серена в 387 стала женой будущего главнокомандующего войсками Западноq Римской империи Стилихона, сенат Рима казнил её в 408 году по подозрению в сговоре с вождем готов Аларихом.

  • Первая жена Феодосия, Элия Флавия Флацилла, была родом из Испании, много занималась благотворительностью и скончалась в 386 году. Их дети: будущие императоры Аркадий (род. ок. 377) и Гонорий (род. 384), а также умершая в детстве Пульхерия (род. 385).
  • В 387 году Юстина, вдова императора Валентиниана I, устроила брак Феодосия на своей дочери Галле, отличавшейся по отзыву Зосимы необыкновенной красотой. Таким образом Феодосий породнился с императором Западно-Римской империи Валентинианом II, братом Галлы. Галла родила Галлу Плацидию, ставшую в 414 году женой готского вождя Атаульфа и только после того римской императрицей, а также умершего в детстве Грациана. Галла скончалась в родах (новорожденный Иоанн также умер) в мае 394 года.

Примечания

Ссылки

Феодосий I Великий на Викискладе

  • Theodosius I : биография Феодосия, написанная на основе первоисточников историком David Woods.
  • ФЕОДОСИЙ I : популярная биография Феодосия по изданию: М. Грант. Римские императоры / пер. с англ. М. Гитт — М.; ТЕРРА — Книжный клуб, 1998
Римские императоры
Принципат
27 до н. э. — 235

Октавиан Август · Тиберий · Калигула · Клавдий · Нерон · Гальба · Отон · Вителлий · Веспасиан · Тит · Домициан · Нерва · Траян · Адриан · Антонин Пий · Марк Аврелий и Луций Вер · Коммод · Пертинакс · Дидий Юлиан · Септимий Север · Каракалла · Гета · Макрин и Диадумен · Гелиогабал · Александр Север

Кризис
235-284

Максимин I Фракиец · Гордиан I и Гордиан II · Пупиен и Бальбин · Гордиан III · Филипп I Араб · Деций Траян и Геренний Этруск · Гостилиан · Требониан Галл и Волузиан · Эмилиан · Валериан I · Галлиен и Салонин · Клавдий II · Квинтилл · Аврелиан · Тацит · Флориан · Проб · Кар · Карин и Нумериан

Доминат
284-395

Диоклетиан · Максимиан · Констанций I Хлор · Галерий · Флавий Север · Максенций · Максимин II Даза · Лициний c Валентом и Мартинианом · Константин I · Константин II · Констант · Констанций II и Ветранион · Юлиан II Отступник · Иовиан · Валентиниан I · Валент II · Грациан · Валентиниан II · Феодосий I Великий

Западная империя
395-480

Гонорий · Констанций III · Иоанн · Валентиниан III · Петроний Максим и Палладий · Авит · Майориан · Либий Север · Антемий · Олибрий · Глицерий · Юлий Непот · Ромул Август

Восточная империя
395-476 (до падения Рима)

Аркадий · Феодосий II · Маркиан · Лев I Макелла · Лев II · Зенон · Василиск · Зенон

Консулы 337—364 → Консулы Римской империи 365—395 → Консулы 396—425 годов

365: Имп. Цезарь Флавий Валентиниан Август и Имп. Цезарь Флавий Валент Август — 366: Флавий Грациан и Дагалайф — 367: Флавий Лупицин и Флавий Иовин — 368: Имп. Цезарь Флавий Валентиниан Август (II) и Имп. Цезарь Флавий Валент Август (II) — 369: Флавий Валентиниан Галат и Флавий Виктор — 370: Имп. Цезарь Флавий Валентиниан Август (III) и Имп. Цезарь Флавий Валент Август (III) — 371: Имп. Цезарь Флавий Грациан Август (II) и Секст Клавдий Петроний Проб — 372: Домиций Модест и Флавий Аринфей — 373: Имп. Цезарь Флавий Валентиниан Август (IV) и Имп. Цезарь Флавий Валент Август (IV) — 374: Имп. Цезарь Флавий Грациан Август (III) и Флавий Эквиций — 375: Post consulatum Gratiani Augusti III et Equiti — 376: Имп. Цезарь Флавий Валент Август (V) и Имп. Цезарь Флавий Валентиниан Младший Август — 377: Имп. Цезарь Флавий Грациан Август (IV) и Флавий Меробавд — 378: Имп. Цезарь Флавий Валент Август (VI) и Имп. Цезарь Флавий Валентиниан Младший Август (II) — 379: Децим Магн Авсоний и Квинт Клодий Гермогениан Олибрий — 380: Имп. Цезарь Флавий Грациан Август (V) и Имп. Цезарь Флавий Феодосий Август — 381: Флавий Сиагрий и Флавий Евхерий — 382: Флавий Клавдий Антоний и Флавий Афраний Сиагрий — 383: Флавий Меробавд (II) и Флавий Сатурнин — 384: Запад: Имп. Цезарь Флавий Магн Максим Август; Восток: Флавий Рихомер и Флавий Клеарх — 385: Имп. Цезарь Флавий Аркадий Август и Флавий Бавтон — 386: Флавий Гонорий и Флавий Эводий — 387: Имп. Цезарь Флавий Валентиниан Младший Август (III) и Флавий Евтропий — 388: Запад: Имп. Цезарь Флавий Магн Максим Август (II); Восток: Имп. Цезарь Флавий Феодосий Август (II) и Матерн Кинегий — 389: Флавий Тимасий и Флавий Промот — 390: Имп. Цезарь Флавий Валентиниан Младший Август (III) и Флавий Неотерий — 391: Флавий Евтолмий Татиан и Квинт Аврелий Симмах — 392: Имп. Цезарь Флавий Аркадий Август (II) и Флавий Руфин — 393: Запад: Имп. Цезарь Флавий Феодосий Август (III) и Имп. Цезарь Флавий Евгений Август; Восток: Имп. Цезарь Флавий Феодосий Август (III) и Флавий Абунданций — 394: Запад: Вирий Никомах Флавиан (до сентября); Имп. Цезарь Флавий Аркадий Август (III) и Имп. Цезарь Флавий Гонорий Август (II) — 395: Флавий Аниций Гермогениан Олибрий и Флавий Аниций Пробин

Блгв. император Феодосий Великий. Фрагмент фрески XIV в. «Второй Вселенский собор». Монастырь Высокие Дечаны, Косово

Феодосий I Великий (Феодосий Флавий) (346 — 395), римский император (379 — 395), святой благоверный

Память 17 января (Греч.)

Родился в 346 году в Испании, был сыном Феодосия, храброго и искусного военачальника, поднявшегося во времена Валентиниана I в своей карьере до звания командующего конницей (magister equitum) , но, после смерти Валентиниана, впавшего в немилость и казненного в Карфагене по ложному обвинению врагами в сепаратистских замыслах (вероятно в 375 или 376 году ).

Сам Феодосий так же был способным военачальником, отличался храбростью и прославился выдающимися талантами полководца, когда вместе со своим отцом участвовал в отражении атак пиктов и скотов, а затем когда был назначен дуксом Мезии и управлял военными силами на Дунае, где успешно воевал против савроматов и отстаивал границу от варварских вторжений. После казни отца удалился к себе на родину, где вел частный образ жизни. Родители Феодосия были христианами, хотя сам он в детстве не был крещен.

Еще до избрания его императором он женился на Элии Флацилле. Старший из его двух сыновей — Аркадий родился в Испании в 377 году, младший — Гонорий — в Константинополе в 384 году. Вторым браком Феодосий был женат на Галле, от которой имел дочь Галлу Плацидию, мать будущего императора Западной Римской империи Валентиниана III .

Спустя несколько лет после своего удаления вновь призван на службу властителем Запада Грацианом. После гибели императора Валента II его соправитель молодой Грациан, которому нелегко было сдерживать натиск варваров, получил в удел Восточную империю (378 год), он сперва взял Феодосия себе в помощники, через некоторое время назначил главнокомандующим армией, а после одержанных им блистательных побед приобщил к власти: 19 января 379 года короновал Феодосия в Сирмии императором Восточной Римской империи.

Богато одаренный природой, император Феодосий вел воздержный образ жизни, был хорошим супругом и отцом, в государстве — вождем умным и энергичным. Полученное им тщательное образование подготовило его к тому, чтобы охватить мыслью задачу государя, понять ее трудности и осветить ее исполнение разумно построенным планом. Он выдвинул вновь девиз единства и убежденно, горячо отстаивал его извне — против теснивших империю варваров, внутри — против постоянно грозившего расчленения. Выдающийся полководец, хорошо владевший всеми орудиями римской стратегии, осторожный в обдумывании действий, но быстрый в их исполнении, Феодосий был также искусным дипломатом и умелым администратором. Среди измельчавших деятелей эпохи он показал известное величие, хотя оригинального политического творчества и новых реформаторских идей и не обнаружил: он мог только охранять то, что сложилось.

Внешняя политика

Феодосий I. Прижизненное изображение на миссории (серебряном блюде), 338 г. (Мадрид, Королевская историческая академия)

Прежде всего было необходимо привести к повиновению вестготов, которые хозяйничали по всему Балканскому полуострову, угрожая самому Константинополю. Феодосий реорганизовал войско, восстановил в нем дисциплину, пополнил его вспомогательными силами из самих варваров, раздробленных и враждовавших между собою. Опираясь на Фессалоники, систематически подвигаясь вперед и разжигая распри между отдельными группами варваров, он постепенно очищал полуостров (379 — 382 г.). Мало-помалу готы были приведены к покорности и с ними заключены договоры о подданстве. В качестве федератов империи отряды их были расквартированы во Фракии и Македонии на началах военного постоя (hospitalitas).

Полного замирения дунайской границы достигнуть, однако, не удалось: германцы, сарматы, аланы и гунны непрерывно теснили ее набегами и защита от них требовала значительных средств и неусыпного внимания.

На дальнем Востоке империи во время царствования Феодосия положение было довольно спокойно, вследствие внутренних смут, происходивших в персидском царстве.

Дальнейший ход событий направил деятельность Феодосия на Запад. Последние годы царствования Грациана тревожимы были вторжениями франков, аламаннов, маркоманнов и квадов в Галлию и Италию. В Британии поднялся узурпатор, талантливый и энергичный Максим, который приобрел власть и в Галлии, Грациан пал от руки сочувствовавших последнему заговорщиков в Лионе (383 г.); в руках сторонников его несовершеннолетнего сына Валентиниана II оставалась одна Италия, да и оттуда ему пришлось бежать в 387 году в Фессалоники, под покровительство Феодосия.

Феодосий двинулся против Максима в Италию с хорошо устроенным войском и прекрасными вождями-сотрудниками (римского и варварского происхождения — Промотом и Тимазием, Рихомером и Арбогастом), через Паннонию, а сильный флот должен был напасть на страну с юга. Максим был взят в плен и умерщвлен в 388 году. В западной империи восстановлена была в течение следующих лет законная власть Валентиниана II и сильно укрепилось руководящее влияние самого Феодосия, который с 388 по 391 гг. большую часть времени провел в Италии, пребывая преимущественно в Милане.

Новые неурядицы, причинявшиеся вторжениями варваров, отозвали его на Балканский полуостров, где приходилось также бдительно охранять порядок в войсках, разделяя их на небольшие корпуса с доверенными начальниками во главе и с расширением власти последних на счет компетенции префекта претория.

Запад оказался успокоенным ненадолго. Ничтожный и неопытный, но неосторожный и притязательный Валентиниан II быстро возбудил против себя недовольство. Особенную вражду вызвал он в Арбогасте, поставленном управлять Галлией. Последний приказал убить императора, прибывшего с какими-то резкими требованиями в Вьенну (392), и возвел на престол некоего Евгения, профессора риторики, скромного и почтенного человека, являвшегося в его руках простой игрушкой. В борьбе с этой новой узурпацией Феодосию пришлось провести свои последние годы. Евгений был признан государем, кроме Галлии, также и в Италии. Движение принимало окраску реставрации паганизма, под влиянием самого видного главы языческой партии, Никомаха Флавиана, замечательного государственного человека, которого ценил сам Феодосий. В то же время симптомы внутренней смуты обнаруживались и в Африке; военный наместник страны (magister militum) Гильдон видимо желал создать из нее отдельное владение для себя.

Феодосий провозгласил себя единым императором всего римского мира; он возвел в сан августа и младшего своего сына, малолетнего Гонория, как уже раньше сделал то же для старшего — Аркадия. Многочисленные заботы не дали ему возможности нанести удар узурпации немедленно. Он вступил вновь в Италию с сильным войском лишь в 394 году (в числе начальников его армии мы видим знаменитого впоследствии Стилихона и также прославившегося вскоре готского вождя Алариха). Феодосий одержал победу в битве близ Аквилеи, но вскоре заболел и скончался в Милане.

Внутренняя и церковная политика

Поглощенный трудной задачей охраны безопасности и целости империи, император Феодосий не успел выработать план преобразования внутренних порядков. Он стремился и здесь проявлять лишь твердую власть, чтобы не расшатывалась далее сила имперского правительства. В позднейших законодательных сводах сохранилось немало энергичных распоряжений Феодосия, но меры строгости его касались главным образом слабых элементов общества, особенно все более разорявшегося местного дворянства (куриалов). Гнет налогов не был облегчен, так как государство постоянно нуждалось в громадных средствах; некоторые восстания (в Берите и Антиохии) обясняются именно безжалостным фискализмом. Замечались только попытки несколько смягчить уголовное право и судопроизводство, под влиянием Церкви, и регулировать в духе христианских понятий семейное право. Император много заботился о полиции безопасности и общественной гигиене; он украшал города (особенно Константинополь) роскошными и полезными зданиями, но не смягчил административного произвола и невыносимого крепостничества.

Во внутреннем управлении императора Феодосия важное и видное место занимала церковная политика, которая состояла из неуклонной борьбы с язычеством, вплоть до полного его запрета, поддержки православия и преследования еретиков, в первую очередь ариан. Он окончательно порвал с религиозной системой, установленной Константином, выражавшейся в нейтралитете государства по отношению к многоразличным культам и исповеданиям. Феодосий первый сурово поставил принцип государственной религии, как необходимого условия единства, и начал проводить его принудительным способом.

В отличие от своего предшественника на троне, Валента, бывшего непреклонным приверженцем арианства, Феодосий уже в первые месяцы своего правления показал себя ревностным сторонником христианства в его православной форме. Вскоре после своего воцарения, находясь в Фессалонике, он тяжело заболел и крестился у местного православного епископа Асхолия, от которого потребовал прежде совершения таинства исповедовать никейскую веру . В эдикте от 28 февраля 380 года была объявлена истинной и допустимой исключительно христианская вера в той ее форме, «которую проповедывал в Риме св. Петр, и которой следовали епископ Дамас и епископ Петр в Александрии, мужи апостольской святости». Это господствующее (православное) учение при нем впервые названо «католическим» (вселенским); его сторонникам одним разрешено именоваться «Церковью». Вступив в Константинополь, он потребовал от арианского епископа Димофила признать учение о единосущии, но тот предпочел отправиться в ссылку. 27 ноября 380 года император лично ввел свт. Григория Богослова в столичный кафедральный храм святых Апостолов , а 10 января 381 года предписал отбирать у еретиков церкви и запретил им собираться в пределах городских стен, отведя им место для богослужения за городскими воротами .

По его инициативе в 381 году в Константинополе был созван II Вселенский Собор, на котором было подтверждено никейское вероисповедание, добавлена к Символу веры часть о Святом Духе, утвержден догмат о единосущии Св. Духа с Отцом и Сыном и отвергнут ряд ересей. Кроме того, Собор принял ряд канонов, среди которых наиболее важны второй («областные епископы не должны простирать своей власти на другие церкви вне своих областей») и третий («Константинопольский епископ да имеет преимущества чести после епископа римского, так как Константинополь есть новый Рим»). Во многом благодаря активному участию императора закладываются основы автокефалии Восточной Церкви.

Упорствующим в ересях грозили строжайшие наказания. Такому же безусловному преследованию подверглись и язычники. В 384-385 годах рядом указов были запрещены жертвоприношения и предписано уничтожение храмов (префект Востока Кинегий, при помощи вооруженной силы и вместе с монахами, разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры). Эдикт 391 года, еще более строгий, нанес последний удар язычеству, запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах. В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя «победы», признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция стapoримской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не сокрушила решений императора Феодосия; священный огонь Весты был потушен (394), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции. Фактически практика язычества продолжалась в глухих углах империи; празднества натуральных культов многоразлично переплелись с христианскими обрядами и обычаями, открывая дорогу новому синкретизму.

Император Феодосий был благочестивым правителем, но имел властный характер и был склонен ко вспышкам гнева. Так, в 390 году, когда Феодосий получил власть над западной частью империи и разместил свой двор в Милане, в Фессалониках случился мятеж. Захотев устроить показательный процесс над восставшими, император приказал умертвить несколько тысяч невиновных людей на цирковой арене города, несмотря на попытки святителя Амвросия Медиоланского помешать этому. После массового убийства отважный епископ без колебаний запретил Феодосию входить в храм и подверг его суровой епитимии. Феодосий, проявив смирение, подчинился приговору, каялся, просил прощения со слезами и, когда закончился назначенный святым Амвросием срок отлучения, пришёл в храм не в императорских одеждах, а как грешный простолюдин. Впоследствии император издал закон, согласно которому приговорённые к смерти могли быть казнены не раньше чем по прошествии 30 дней с момента объявления приговора.

В другой раз жители Антиохии подняли мятеж и разбили множество статуй, поставленных в его честь и в честь его супруги Плакиллы. Феодосий решил было устроить жестокие кровавые репрессии в городе, но внял увещеваниям антиохийского архиепископа Флавиана и мудрым предостережениям преподобного Македония. Он проявил великодушие и отказался от своего намерения.

Покаяние и смирение Феодосия были столь велики, что позволяли ему даже совершать чудеса. Рассказывают, что во время паломничества в Иерусалим он, одетый в простую одежду, оказался перед храмом Воскресения Христова. По его молитве двери храма широко отворились и церковь оказалась вся залита светом, как в праздничный день.

Феодосий собственноручно переписал текст Евангелия и прилежно читал его каждый день. Часто благочестивый император повторял, что более рад быть членом Церкви, нежели правителем всего мира.

Кончина и наследие

Император Феодосий скончался 17 января 395 года в Милане, в то время, как устраивал порядок в подчиненных странах Запада. Из Милана тело Феодосия было перенесено в Константинополь и погребено с большими почестями.

Феодосий I был последним императором, объединявшим власть над восточной и западной частями Римской империи. Умирая, он разделил империю между двумя своими сыновьями: старшему Аркадию, не сложившемуся еще юноше, он дал Восток, младшему Гонорию, малообещавшему ребенку — Запад. С этих пор греческая и латинская половины империи больше не соединялись.

Церковь усвоила ему именование Великого.

Литература

  • Воробьева Н. Н., «Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I — IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины XIX — начала XX вв.», Омск, 2005:

Использованные материалы

Аммиан Марцеллин. Римская история, Деяния XXVIII. 3. 9

Эдвард Гиббон. История упадка и крушения Римской империи, XXVI,

еодосий родился в северной Испании. Отец его, Гонорий, был полководцем в армии Валента и вел свой род от императора Траяна. В юности Феодосий получил хорошее общее образование, а военную науку постигал в армии отца. Под его началом он воевал против скоттов и саксов в Британии, а затем против мавров в Африке. Его мужество и способности военачальника очень рано были отмечены императором . По свидетельству Марцеллина, Феодосий был назначен полководцем в Мезию в то время, когда был еще безбородым юношей. В многократных стычках он разбил полчища сарматов и принудил их к миру . Но вскоре опала и казнь Гонория, казалось, положили конец блестящей карьере его сына. Феодосий лишен был всех должностей и поселился в качестве частного лица в своем поместье в Испании. Впрочем, опала его была недолгой. В 378 г.- восточный император Валент был разбит готами под Андрианополем и погиб. Полчища варваров рассыпались по Фракии, овладели Дакией, дошли до стен самого Константинополя. В этой крайности западный император Грациан прибыл в Сирмий, вызвал к себе Феодосия и 19 января 379 г. провозгласил его Августом и императором над всеми восточными провинциями империи.

Феодосий принял власть в очень трудное время. По свидетельству всех писателей, андрианопольское поражение повергло римлян в полное уныние. Одно имя готов приводило солдат в ужас. Нечего было и думать с такой армией давать новую битву. Следующие четыре года были потрачены Феодосием на то, чтобы вернуть римлянам утраченный боевой дух. Местом своего пребывания новый император избрал Фессалонику. Отсюда он руководил боевыми действиями и управлял своей половиной империи. Военное обучение вскоре принесло свои результаты, а косность и праздность были искоренены. Феодосий, вообще отличавшийся острым умом, доблестью и здравомыслием, добивался твердости как строгостью приказов, так и щедростью и лаской. И действительно, после того как воины обрели веру в себя, они стали увереннее нападать на готов и постепенно вытеснили их из пределов Фракии. Но тогда же Феодосий заболел, и состояние его было почти безнадежно. Это вновь придало готам дерзости. Часть из них отправилась грабить Фессалию, Эпир и Ахайю, другие устремились в Паннонию. Когда император Грациан узнал, что в связи с роковым и безнадежным недугом Феодосия готы усилили свой натиск, то он явился на восток, дал им много даров, снабдил продовольствием и заключил с ними мир. Тем временем Феодосий, разбитый тяжелым недугом, принял в 380 г. крещение от православного епископа Асхолия. Болезнь его стала отступать, и он совершенно излечился. Прибыв после этого в Константинополь, Феодосий показал себя горячим защитником православия. Арианскому епископу Демофилу он предложил или принять веру в единосущие Христа с Богом-Отцом, либо удалиться из столицы. Демофил избрал последнее. Вслед за ним Константинополь покинули многие ариане, более сорока лет владевшие здесь всеми церквами. В 381 г. Феодосий собрал в Константинополе Второй Вселенский собор, на котором арианство и другие ереси подверглись строгому осуждению, а принятый на Никейском соборе символ веры был уточнен таким образом, чтобы исключить всякое превратное его толкование. Император своей властью утвердил это решение и издал целый ряд законов, объявлявших единственно правильной веру отцов Никейского собора. Все церкви должны были отныне передаваться православному духовенству. Точно так же Феодосий, первым из императоров, подверг гонениям язычников и издал закон, повелевавший закрывать и разрушать по всей империи языческие храмы. А в 394 г. император Феодосий I, проводя борьбу с язычеством, упразднил Олимпийские игры.

Между тем понемногу утихла война с варварами. В октябре 382 г. Феодосий заключил с вождем Фритигерном договор, по которому готы получали для поселения земли в Нижней Мезии и Фракии и поступали на службу к императору в качестве федератов. С этого времени Феодосий правил спокойно и твердо до самой своей смерти. Аврелий Виктор пишет, что он был кроток и благожелателен ко всем, особенно же к хорошим людям. Он давал изысканные и веселые пиры, однако без пышности, речь его была солидна и приятна. Он был ласковым отцом и примерным супругом. В отношении наук его образование было посредственно, но он от природы отличался проницательностью. В еде и питье он был умерен, а также отличался целомудрием и воздержанием. Однако он был гневлив и вспыльчив. Кроме того, пишут, что он был невоздержан в тратах и предан неумеренной роскоши, беспечен и даже склонен к лени.

Св. Амвросий не пускает Феодосия в церковь. Антонис ван Дейк (Национальная галерея в Лондоне, первая треть XVII в.)

Впрочем, от размеренной и приятной жизни Феодосия отвлекали распри в западной части империи. В 387 г. он вступился за Валентиниана II, брата Грациана, изгнанного из Италии тираном Магном Максимом. Соперники встретились в Паннонии на берегу Савы. Первый день сражения не принес никому победы, но на следующее утро Феодосий благодаря своему превосходству в коннице (она сплошь состояла из варваров — готов и алан) одержал победу. Максим был захвачен и казнен. Следующие три года Феодосий провел в Италии, управляя отсюда всей империей. Среди многих полезных деяний, совершенных им в это время, историки пишут и об одном несомненно позорном, наложившем темное пятно на память об этом государе. В 390 г. случилось народное возмущение в Фессалониках. Феодосий, не разобрав дела, велел подвергнуть жителей города беспорядочному избиению. Всего было убито около пятнадцати тысяч горожан без различия пола и возраста. Этим злодеянием Феодосий разгневал медиоланского епископа Амвросия, который при всем народе не допустил императора в храм, так как руки его обагрены кровью невинных Чтобы умилостивить прелата, Феодосий в одежде кающегося грешника всенародно исповедовался в своих грехах. Он был первым из императоров, демонстративно склонившим голову перед авторитетом церковной власти.

В том же году Феодосий возвратился в Константинополь, оставив Валентиниана управлять западной частью империи. Два года спустя Валентиниан был убит, и власть захватил ритор Евгений. В 394 г. Феодосий выступил против него во главе своей армии. Сражение произошло неподалеку от Аквилеи на берегу Фригиды. В первый день воины Евгения потеснили отряды варваров, которых было великое множество в армии Феодосия. Только ночь спасла Феодосия от полного поражения. Но на другой день ему удалось обещаниями переманить на свою сторону большой отряд противника. Кроме того, в разгар сражения началась сильная буря. Ветер дул прямо в лицо воинам Евгения. Они не выдержали двойного натиска и бежали. Евгений был схвачен и обезглавлен.

На короткое время и в последний раз вся империя объединилась в руках одного государя. Однако спустя всего четыре месяца Феодосий по пути из Рима занемог в Медиолане и умер, завещав власть двум своим сыновьям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *