Император сжег Рим


Император Рима Нерон.

Имя древнеримского императора Нерона дошло до наших дней и стало символом страха, ужаса и беспредела. Хотя жил он давным-давно, до нашего времени дошли невероятные и пугающие факты, которые ставят эту историческую личность не просто вне закона, а вне человеческой морали. Самые жуткие «страшилки» на фоне реальных поступков этого человека покажутся детским лепетом.

Христиане-факелы


Сожжение христиан во время пиршества.

Нерон никогда не был прогрессивным руководителем в вопросах политики. После Великого пожара в Риме, когда народ начал возмущаться его правлением, император использовал христиан в качестве «козла отпущения», обвинив их в пожаре. Начались страшные христианские казни. Нерон приказывал прибивать христиан гроздями к кресту и сжигать живьем. Часто горящие люди становились источником света на пиршествах императора. Под дикие вопли жертв Нерон мило беседовал со своими гостями.

«Великий» композитор


Театр времен правления Нерона.

Известна и история о том, как Нерон музицировал в то время, как горел Рим. Император любил музыку и театр и сам выступал при любом удобном шансе. Он даже запирал ворота театра, требуя, чтобы люди внимательно слушали его невероятно длинные выступления и аплодировали. Порой слушатели спрыгивали со стен или даже притворялись мертвыми, чтобы только покинуть представление.

Олимпийский лжечемпион


Гонки на колесницах.

Ещё одним увлечением Нерона был спорт. Этот император до сих пор удерживает мировой рекорд по количеству олимпийских побед — ему достались 1 808 Олимпийских венков, эквивалента золотых медалей тех лет. Как же он добивался подобных потрясающих результатов. Путем обмана!
Известно, что в одной из гонок на колесницах Нерон приказал своим конкурентам использовать упряжки из четырех лошадей, а затем появился на колеснице, запряженной 10 лошадями. Несмотря на огромное преимущество, Нерон, правда, так и не пересек финишную черту — он упал с колесницы. Но судьи все-таки объявили своего императора победителем гонки.

Дворец для оргий с гигантской статуей


Статуя Нерона.

Одним из главных достижений Нерона было строительство Domus Aurea — золотого дворца удовольствий, подобного которому мир никогда не видел. Это было массивное здание, инкрустированное золотом, слоновой костью и перламутром. «Охраняла» этот дворец 37-метровая статуя Нерона. В потолке были предусмотрены раздвигающиеся панели, через которые на гостей падал «дождь» из цветов и духов. Использовалось же это строение для проведения оргий.
Как сообщается, люди в дворце пировали до тех пор, пока не пересыщались, а затем устраивали оргии под падающими на них сверху лепестками роз. Весь этот декаданс можно было бы понять, если бы не одно но: Нерон построил свой эро-дворец сразу после Великого пожара в Риме, когда люди отчаянно нуждались в помощи. Domus Aurea рассматривался символом его эгоизма. Вскоре после смерти Нерона всё золото из дворца растащили римские граждане.

Безумные оргии


Оргии Нерона.

Рассказы об интимной жизни Нерона встречаются, пожалуй, в каждой книге о римской истории. Тацит рассказал историю о Нероне, который устроил массовую оргию, длившуюся нескольких дней. В конце концов, Нерон он провел имитацию свадебного обряда, в котором он женился на вольноотпущеннике по имени Пифагор (это был один из двух мужчин, на которых Нерон женился на протяжении всей своей жизни). По словам Светония, всякий раз, когда Нерон хотел немного выпустить пар, он привязывал голых мальчиков и девочек к столбам, одевался, как животное, прыгал на них и делал вид, что пожирает детей.

Казнь Локусты


Смерть от соития с жирафом.

Во времена Нерона была известна наемная убийца Локуста, которая специализировалась на отравлениях людей. По некоторым свидетельствам, мать Нерона, Агриппина, наняла Локусту, чтобы отравить своего мужа Клавдия, а затем пасынка Британнику. Через некоторое время после того, как Нерон пришел к власти, Локуста заплатила за свои преступления ужасным способом. По приказу Нерона ее публично изнасиловал «специально обученный жираф», после чего женщину разорвали дикие животные.

Распятие апостола Петра


Казнь Петра.

Нерон казнил Петра, одного из учеников Иисуса. В 64 году, примерно через 30 лет после смерти Иисуса, Петр пытался распространить христианство по всему Риму, а в итоге был схвачен Нероном и распят головой вниз. При этом Петра убили в цирке, который Нерон использовал специально для публичных казней христиан. Эти убийства были таким популярным «видом спорта», что улицы рядом с ипподромом цирка были заполнены гробницами, полными костей жертв.

Убийца матери


Цирк времен Нерона.

В своих бесчинствах Нерон не ограничивался только обычными римскими гражданами. Он также убил свою семью, в том числе свою собственную мать, Агриппину Младшую. Историки расходятся во мнении, как именно Нерон умертвил ее, но сомнений в том, что убийство произошло по его приказу, нет.
По словам историка Диона Кассия, Нерон отправил свою мать прочь на специально разработанном корабле. В море пол ее каюты раскрылся, как люк и Агриппина упала в море. Но она выжила и чудом доплыла до берега, где ее ждал убийца, посланный Нероном. Когда Агриппина увидел убийцу, то она попросила его «вырезать ей утробу, которая породила такого отвратительного сына».

Убийство жены и нерожденного ребенка


Нерон на фасаде Чертозы.

Некоторые историки считают, что решение Нерона убить свою мать было принято под влиянием его второй жены, Поппеи Сабины. Поппея была умной женщиной, которая очаровала императора, убедив его избавиться от его первой жены Октавии, а также его собственной матери, чтобы никто не мешал власти Поппеи. Некоторое время Нерон и Поппея купались в семейном счастье, но это не продлилось долго. Со временем у них стало возникать всё больше разногласий.
Во время одного спора Нерон избил свою беременную жену — бросил ее на землю и нанёс несколько ударов в живот. Поппея умерла. Император затосковал. Несколько лет спустя он нашел мальчика по имени Спорус, который был очень похож на его бывшую жену, насильно кастрировал, одел его, как Поппею и публично женился на нем на глазах у всего Рима.

Нерон-Антихрист


…зверь будет править сорок два месяца.

Нередко Нерона называют «антихристом», и это неголословное обвинение. Согласно одной из теорий, Нерон может быть в буквальном смысле антигероем, описанным в Библии. Во-первых, если просуммировать порядковые номера букв в имени «Нерон Цезарь», то получится число «666». Кроме того, Книга Откровения говорит, что «зверь будет править сорок два месяца» — именно столько Нерон правил после Великого пожара в Риме.


Впрочем, древний мир известен не только жестокими императорами. История знает, как минимум, 10 самых жестоких жён, которые извели (или попытались извести) своих мужей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Предисловие автора

Глава первая. Христиане и императоры первого века 1.Религиозные верования римлян 2.Нерон и христиане 3.Домицианово гонение Глава вторая. Христианство и империя во времена Антонинов 1.Рескрипт Траяна 2.Рескрипты Адриана и Антонина 3.Христианские апологеты 4.Гонение во время Марка Аврелия Глава третья. Церковь и государство в третьем веке 1. Христианская проповедь, – Септимий Север 2.Законное положение церквей 3. Попеременные гонения и терпимость 4.Эдикт Деция 5.Эдикты Валериана 6. Мир при Галлиене 7.Конец третьего века Четвертая глава. Последнее гонение, – Миланский эдикт 1.С учреждения четверовластия до отречения Диоклетиана 2.С отречения Диоклетиана до болезни Галерия 3.Эдикт Галерия и гонение Максимина 4.Миланский эдикт Пятая глава. Религиозная политика Константина и его сыновей 1.От издания Миланскаго эдикта до смерти Лициния 2.От смерти Лициния до смерти Константина 3. Констант и Констанций Шестая глава. Языческая реакция. – Юлиан 1.Религия Юлиана 2.Преобразование язычества 3.Языческая реакция 4.Эдикт об учебном деле 5.Юлиан и Иудеи 6.Политика преследования 7.Результаты Седьмая глава. Переходная пора. – Валентиниан, Валент, Грациан 1.Валентиниан 2.Валент 3.Грациан Восьмая глава. Христианское государство – Феодосий 1.Религиозная политика Феодосия 2. Конец язычества Библиографический указатель Источники Пособия

Поль Аллар (1841–1916) – французский историк, специалист по раннему христианству (он автор пятитомной истории гонений на христиан в Римской империи). Данную книгу сам автор представляет «как краткое изложение всех предшествовавших работ», посвященных истории взаимоотношений христианской Церкви и римского государства в I-IV вв. нашей эры.

Предисловие автора

Эта книга обнимает собою четыре века, которые проходя с того дня, когда христианство появилось в первый раз в Римской империи, до того дня, когда она сделалась в ней единственною, признаваемой законом, религиею. В течение трехсот лет оно защищает себя против язычества, поддерживаемого императорскою властью; в продолжение ста лет оно пользуется той же силою для ниспровержения идолопоклонства. Здесь, за два неравные периода времени, происходит полная перемена положения, с тем, впрочем, различием, что христианство было преследуемо до пролития крови включительно, а язычество исчезло частью вследствие убеждения, частью по силе законов, причем его приверженцы не подвергались гонениям и обидам.

Читатели поймут, что эта книга, при очень ограниченных размерах, не пытается изложить такую пространную историю. Для этого понадобилось бы несколько томов: я недавно посвятил пять книг гонениям, которым подвергались христиане; а много лет назад, герцог де-Брольи (le duc de Broglie) издал шесть томов ученого исследования об отношениях Церкви и государства в четвертом веке. Следующие за этим страницы могут иметь целью только представить, насколько возможно – точно, те результаты, какие считаются окончательно добытыми историческою наукою относительно этих обоих предметов. Это сочинение не освобождает интересующегося подробностями читателя от справок по первоначальным подлинным документам и от изучения тех трудов, в которых историки пытались изобразить полную картину на основании названных документов. Но эта книга может служить или как подготовка для первоначального изучения вопросов, которыми она занимается, или как краткое изложение всех предшествовавших работ, какие были посвящены этим вопросам.

Я старался не опускать ничего существенного и придавать надлежащее освещение важнейшим событиям. Не имею притязания утверждать, что я прочел все, так как литература этого предмета чрезвычайно обширна. Но я надеюсь, что не преминул ознакомиться с каждым из источников, которые имеют, действительно, право считаться источниками. Это – прежде всего – первоначальные источники, которых ничто не может заменить: древние историки, панегиристы, риторы; отцы Церкви; жизнеописания святых, мученические акты; собрания законов; собрания надписей; постановления соборов. Затем следуют производные источники, т.е. новые писатели, которые разрабатывали, со знанием дела, какие-либо части исследуемого здесь предмета. Не желая умножать число и размеры примечаний, я не мог помещать все эти источники внизу страниц: библиографический указатель, приложенный в конце сочинения, перечисляет главнейшие, и знающий читатель легко увидит, что важнейшие, по крайней мере, были мною рассмотрены, и сущность их содержания вошла в мою книгу.

Читатель признает также, я надеюсь, что в этой книге (написанной христианином) свет и тени распределены без ненависти и снисходительности, и что ни одна страница не удаляется ни в какую сторону от самого строгого исторического беспристрастия. Автор не старался навязывать, или даже окончательно высказывать те выводы, какие были в его мыслях. Если апологетика имеет право опираться на историю, где она иногда находит для себя самое твердое основание, то история не должна быть апологиею. Должно говорить об одних фактах; если из них следуют заключения, – читатель может выводить их сам.

Римский император Деций Траян

На рубеже II и III веков Римская империя начала испытывать кризисы, связанные как с экономическими и военными провалами императоров-самодуров, так и с политической нестабильностью. Первая половина III века окончательно расшатала устои империи, столкнувшейся с серьёзными антиримскими выступлениями в провинциях, набегами соседних племён на приграничные территории и крепнувшим расколом в религиозных верованиях римских граждан, среди которых уверенно распространялось христианство. Мало кому из римских императоров III века удавалось удержаться у власти больше 2-3 лет, большинство погибало в сражениях и заговорах, едва успев вступить в права властителя самой большой и значимой империи древнего мира. Империя теряла людей, территории, власть, и отдельные правители, предчувствуя близкий закат былой имперской славы, пытались вернуть старые добрые времена самыми разными мерами.

В 249 году Деций Траян, возглавивший римскую армию в одном из усмирительных походов, добился определённых военных успехов, и армия провозгласила его императором. Ряд историков считает, что это произошло помимо его желания, но есть и другие мнения. Сенатор за примерно полвека жизни успел отметиться в ряде интриг, которые то приближали его вплотную к трону, то отправляли в опалу; нелепо предполагать в нём наивность, никак не свойственную политикам его времени. В сражении Деция с действующим императором Филиппом I последний был убит, Деций утвердил свой титул победой над предшественником.


Деций Траян

Полное имя Деция — Гай Мессий Квинт Деций. Он стал первым императором-балканцем, родом из нынешней Болгарии, однако некоторые исследователи предполагают, что его родители, по крайней мере, отец имели итальянское происхождение и были крупными землевладельцами. Наиболее вероятно, что продвижение Деция в Риме сначала основывалось на военной карьере. Но уже в весьма юном возрасте 20-25 лет он стал сенатором, а впоследствии неоднократно назначался наместником. В правление императора Гордиана III Деций попал в немилость, но при Филиппе I получил должность префекта Рима, что было весьма значимо и почётно.

Деций был женат на этрусской аристократке Гереннии Этрусцилле, родившей ему двух сыновей, которые впоследствии также стали римскими императорами, но на весьма непродолжительное время. Как и самому Децию, его сыновьям была уготована насильственная смерть.


Герения Этрусцилла, жена Деция Траяна

Правление Деция Траяна продолжалось менее двух лет, и за это время Даций одержал пару военных побед, столкнулся с несколькими заговорами и попытками узурпации власти в Риме. В 251 году император был убит в сражении с готами в результате предательства одного из сподвижников. Эта смерть стала первой, но не последней смертью человека в ранге римского императора в битве с внешними врагами (до этого императоры погибали исключительно от рук друзей или врагов внутренних).

Консервативная политика Деция Траяна

Деций, почти четверть века находившийся в центре властных интриг, понимал, что империя испытывает чрезмерное давление на внешних границах, слабеет во внутренних восстаниях, и утрачивает былую славу непобедимой державы. Целью своей политики он сделал возрождение римской империи, а себя видел продолжателем дела Октавиана Августа, Веспасиана, Траяна (в честь которого выбрал тронное имя), Адриана и других лучших императоров.


Монеты Деция Траяна

В честь великих императоров прошлого были выпущены монеты, которыми расплачивались с армией и чиновниками, постановления Деция и всевозможные документы содержали пафосные призывы к восстановлению традиций великой империи. Политика императора опиралась на консервативные круги богатой римской знати, но патетические отсылки к прошлому уже не вызывали понимания многослойного и разного по этническому составу римского населения.

Деций развернул в Риме масштабное строительство, которого пышная столица не видела два десятилетия. Колизей, пострадавший от пожара, был полностью восстановлен. На Авентине были возведены новые термы. Дециев портик был, вероятно, также заложен во время правления Деция, но завершение строительства император уже не увидел. Архитектурная стилистика нового строительства отличалась помпезностью и пышностью декора, зачастую избыточного.


Монеты Деция Траяна

Деций начал свою налоговую реформу, отменив часть постановлений предшественника и ослабив налоговое бремя для отдалённых провинций. Благодаря этому шагу часть восстаний в восточных провинциях угасла сама собой. Деция даже начали прославлять как восстановителя свободы. Однако масштабная реставрация былого величия, задуманная императором, несомненно потребовала бы значительных средств, а истощённому войнами и бесконечными виражами императорских задумок Риму взять их было неоткуда.

Гонения на христиан во время правления Деция Траяна

Консервативные устремления Деция и возврат к ценностям «старого доброго Рима» не могли не войти в противоречие с растущим влиянием христианской церкви, ставшей заметным социально-политическим институтом с уже выстроенной внутренней иерархией отношений. Христиане организовались в заметное движение, их влияние в различных инстанциях империи стало нарастать, а в планах императора значилось всеобщее возрождение традиционных культов.

Деций провёл реставрации и ремонты давно заброшенных храмов в провинциях, построил несколько новых святилищ, выпустил серию посланий, в которых призывал граждан империи к почитанию тех богов, которым поклонялись предки. Достаточно важную часть этого почитания составляли жертвоприношения, а неучастие в них христиан стало вдруг заметным и нестерпимым. Наметилось и социальное разделение. Аристократические слои полностью поддерживали устремления Деция, в то время как христиане в большинстве своём являлись представителями средних, низких и беднейших слоёв римского общества.

В начале 250 года Деций Траян издал указ, предписывающий жителям империи провести в присутствии специальной комиссии публичное жертвоприношение и получить документ, удостоверяющей это событие. Тот, кто отказывался от жертвоприношений, заключался в тюрьму. Вначале условия содержания в тюрьмах были весьма вольготными: заключенные могли читать и переписываться, им были разрешены посещения родных и близких. Однако вскоре начались жестокие пытки и казни, ставшие первым в истории массовым гонением на христиан.

Сложно сказать, что подтолкнуло Деция к террору против христиан, да и был ли этот террор инициирован им в той мере и тех масштабах, что развернулись по всей империи. Согласно отзывам современников, Деций был эрудированным и общительным человеком, энергичным, но не агрессивным. Во всех остальных вопросах император проявил себя как разумный правитель, понимающий расклад сил и опасности, грозящие государству. Сплочённость христианских общин в сочетании с их отстранённостью от жизни остального общества могла представляться нарушением устоев, но остаётся неясным, почему борьба Деция с инакомыслием вылилась в череду жестоких и мучительных убийств.

Возможно, гонения спровоцировали внутренние околовластные интриги, в которых могли участвовать христиане. Некий неизвестный фактор личной неприязни тоже мог стать фактором разворачивания борьбы с христианами. Не так уж невероятно, что Деций сознательно использовал различия в вере для концентрации растущего напряжения в римском обществе на образе врага-христианина. Найдя врага по соседству, римляне перестали обвинять императора в бездействии и неудачах.

Действия Деция спровоцировали раскол римского общества. Некоторые римляне, придерживающиеся языческих традиций, начали охоту за «отказавшимися», донося на соседей и третируя тех, кто не показывался в храмах. Христиане бежали в спешке, бросая дома и нажитое имущество, что привело к обогащению части язычников, большинство из которых становилось яростными гонителями не столько по зову веры, сколько по меркантильным соображениям.

Во время гонений погибло множество христиан, в том числе Папа Фабиан и несколько епископов. Многие христиане были вынуждены бежать и скрываться в лесах. Христианские общины вернулись к уединённому образу жизни вдали от людных мест. С одной стороны, это сплотило единоверцев, с другой стороны, первые гонения стали причиной и первого раскола в церкви.

Большое количество христиан выполнили требования властей и совершили жертвоприношение ради получения документа. Некоторые христиане получили необходимый документ при помощи взяток. Мнения касательно отношения к такому принудительному предательству разделились. Часть выживших христианских епископов считала, что отступничество, пусть и под угрозой расправы, недопустимо. Другие полагали, что искреннее покаяние избавит отступников от греха лицемерия, и что выживание церкви как таковой зависит от выживания верующих. Дискуссия быстро обрела характер острой непримиримости и склок внутри церкви, что ослабляло её в целом.

Значительные потери, которые понесла верхушка христианской церкви, привели к возникновению борьбы за место Папы. Самопровозглашённые Папы увязли в привлечении на свою сторону епископов и общины, возникли стихийные христианские течения и учения сектантского толка, и едва сформировавшаяся христианская церковь практически перестала существовать как единая структура. Всё это подтолкнуло конструктивно настроенных епископов к организации чёткой структуры церкви и выстраиванию достаточно жёсткой иерархии внутреннего подчинения.

Пик гонений пришёлся на 250 год, смерть Деция и последовавшая чехарда во власти прекратили репрессии. Однако эмоциональный шок, который вызвали гонения, трансформировался в почитание христианами памяти мучеников. Началось формирование культа мучеников как неотъемлемой составляющей христианской религии.

Деций Траян, несмотря на все амбициозные замыслы, стал лишь одним из череды императоров на год. И самым известным его вкладом в историю стали гонения на христиан, которые определили направление развития христианской церкви и способствовали дальнейшему упадку великой империи.

12 июня 1935 года «Его Превосходительство Бенито Муссолини, глава правительства, Дуче фашизма и основатель империи», запретил в Италии продажу газеты «Нью-Йорк таймс» «за необъективное освещение деятельности фашистов».

Высказывания Муссолини о политических режимах и свободе:

«Фашизм отрицает возможность материалистического понимания «счастья» и предоставляет его экономистам первой половины 18 века, то есть он отрицает равенство: — «благосостояние-счастье», что превратило бы людей в скотов, думающих об одном: быть довольными и насыщенными, то есть ограниченными простой и чисто растительной жизнью».

«В фашистском государстве религия рассматривается как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством».

«После римских цезарей, после римских пап, настоящий Рим это фашизм, который одновременно и стар и нов, и он требует мирового признания».

«Демократия — это режим без короля, но с весьма многочисленными, часто более абсолютными, тираническими и разорительными королями, чем единственный король, даже если он и тиран».

Муссолини. (wikipedia.org)

«Война — нормальное состояние для людей».

«Лучше прожить день львом, чем сто лет овцой».

«Можно определить демократические режимы тем, что при них, время от времени, народу дается иллюзия собственного суверенитета, между тем как действительный, настоящий суверенитет покоится на других силах, часто безответственных и тайных».

«Если я иду вперед, идите за мной! Если я отступлю, убейте меня! Если я умру, отомстите за меня!».

«Понятие свободы не является абсолютным, потому что ничто в жизни не является абсолютным. Свобода в праве: это долг. Это не подарок: это достижение, а равенство, это привилегия. Понятие свободы меняется с течением времени. Существует свобода в мирное время, но уже не свобода во время войны. Существует свобода во времена богатства, которая не может быть предоставлена в трудные времена».

«Речи, произносимые народу, необходимы, чтоб вызвать энтузиазм для войны».

Безумный император Нерон, стоя на холме, слагает стихи, вдохновляясь зрелищем горящего Рима, подожженного по его приказу. Этот сюжет хорошо помнят даже те, кто в школе не был в восторге от истории древнего мира.

Закрепил в памяти «Нерона-поджигателя» и популярный фильм «Большая перемена». По его сюжету, учитель Нестор Петрович рассказывает своим великовозрастным ученикам историю о поджоге Рима. При этом герой в исполнении Михаила Кононова добавляет: народ Рима восстал против безумного императора, и тот, в страхе перед расплатой, приказал своему слуге убить его. «Какой великий артист погибает!», – якобы воскликнул император перед смертью.

Шесть дней буйства огня

Правда в том, что пожар был, и Нерон умер примерно такой смертью, возможно, произнеся эти слова. Вот только его гибель с реальным пожаром никак не связана – хотя бы потому, что император Рима не поджигал.

Великий пожар Рима начался в ночь с 18 на 19 июля 64 года нашей эры. Он действительно был самым страшным в истории древнего города, а возможно, одним из наиболее разрушительных в истории человечества.

Большинство историков сходятся в том, основной пожар бушевал на протяжении шести дней. Затем огонь охватил Марсово поле, но там уже не было больших разрушений. Окончательно справиться с огнем удалось только к 27 июля.

Из 14 районов города полностью выгорели четыре, значительные разрушения произошли еще в семи. Роскошные дома, сады, памятники – потери Рима не поддаются подсчету. Полностью сгорел храм богини Луны, очень сильно пострадали храмы Юпитера, Аполлона, Весты.

Священная улица, главная дорога Римского форума, ведущая с Капитолия на Форум, сгорела практически полностью.

Сколько людей погибло в огне, неизвестно, но жертв было очень много. Искривленные узкие улочки не позволяли сбивающимся в толпы, паникующим римлянам уйти от быстро наступающего пожара. Рабы, сезонные рабочие, нелегальные жители Рима, прибывшие в поисках лучшей доли из других государств и районов Италии – среди жертв было очень представителей этих категорий.

«Пожар он смотрел с Меценатовой башни и в театральном одеянии пел «Крушение Трои»

Но откуда пошли разговоры о вине Нерона?

Наиболее ярко о ней писал Гай Светоний Транквилл: «Словно ему претили безобразные старые дома и узкие кривые переулки, он поджег Рим настолько открыто, что многие консуляры ловили у себя во дворах его слуг с факелами и паклей, но не осмеливались их трогать; а житницы, стоявшие поблизости от Золотого дворца и, по мнению Нерона, отнимавшие у него слишком много места, были как будто сначала разрушены военными машинами, а потом подожжены, потому что стены их были из камня. Шесть дней и семь ночей свирепствовало бедствие, а народ искал убежища в каменных памятниках и склепах. Кроме бесчисленных жилых построек, горели дома древних полководцев, еще украшенные вражеской добычей, горели храмы богов, возведенные и освященные в годы царей, а потом — пунических и галльских войн, горело все достойное и памятное, что сохранилось от древних времен. На этот пожар он смотрел с Меценатовой башни, наслаждаясь, по его словам, великолепным пламенем, и в театральном одеянии пел «Крушение Трои».

Автор «Жизни двенадцати цезарей», надо заметить, появился на свет уже после Великого пожара Рима и после смерти Нерона, так что сам свидетелем этих событий не был. Кроме того, за Светонием закрепилась слава собирателя самых различных сплетен и слухов, и много из того, что он внес в свою книгу, не подтверждается другими источниками.

Другое дело, что обвинял Нерона в поджоге не только Гай Светоний. Но мотив называли чисто практический, не связанный со стихосложением – император желал очистить Рим от трущоб, дабы застроить его новыми зданиями.

Это, к сожалению, остается привычным и в XXI веке – нередко старые дома в местах, где собираются возводить элитную недвижимость или торговые центры, внезапно начинают гореть один за одним.

Не разрушитель, а спаситель и созидатель?

Но в случае с пожаром Рима, как было сказано выше, горели отнюдь не только трущобы, но и самые богатые районы. А вот Трастевер, считавшийся тогда одним из наиболее ужасных районов Рима, вообще не пострадал.

Пожар начался в лавках, расположенных с юго-восточной стороны Большого цирка, и быстро распространился по городу, затронув и дворец самого Нерона. Император был большим любителем ценностей, и совершенно неясно – для чего ему было наносить вред самому себе?

Самое интересное, что в момент начала пожара Нерона вообще не было в Риме. За неделю до этого из-за ужасающей жары он уехал на морское побережье, в Анций. Для человека, который специально собирается поджечь город, чтобы насладиться страшным зрелищем, Нерон ведет себя нелогично.

Публий Корнелий Тацит, переживший пожар Рима ребенком, пишет, что Нерон, вернувшись в Рим, возглавил борьбу с огнем. Для оставшихся без крова римлян он открыл свои дворцы, а также предпринял всё необходимое, чтобы обеспечить снабжение города продовольствием и избежать голодных смертей.

При этом свидетели утверждали, что император в эти дни выглядел потрясенным, а римляне, наоборот, приветствовали его, оценив оказанную им помощь. То есть среди простого народа слухи о вине Нерона как-то не прижились.

Император лично руководил восстановление города. Благодаря ему были расширены улицы и приняты другие меры, дабы избежать повторения подобной катастрофы в будущем. Провинции империи были обложены единовременным налогом на восстановление Рима, благодаря чему город очень быстро отстроили заново.

«Предал казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами»

Еще одно утверждение, связанное с Нероном и Великим пожаром – стремясь найти виновных, он обвинил в поджоге христиан, после чего начались их массовые казни.

Публий Корнелий Тацит в «Анналах» писал об этом так: «И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается всё наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличённых не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения».

Генрих Семирадский. «Светочи христианства. Факелы Нерона». 1882 г. репродукция

Историки, правда, отмечают, что работа Тацита известна в виде рукописи XI века, так что велика вероятность, что в нее внесли правки уже во времена, когда христианство стало доминировать в Европе, а сам Нерон воспринимался как «мерзкий язычник».

Императора, еще раз напомним, в момент начала пожара в городе не было.

Христиан в Риме в ту пору действительно рассматривали как опасную секту. В случаях массовых бедствий истеричные граждане нередко начинают искать виновных – в одну эпоху ловили ведьм, в другую – евреев. Не исключено, что во время Великого пожара простые римляне все свалили на непонятных им почитателей Христа и стали вершить самосуд. Нерон же, прибыв в город, присоединился к происходящему, сочтя это меньшим из зол.

Как погиб Нерон

Погиб Нерон спустя четыре года после пожара, в июне 68 года. Поссорился император не столь с народом, сколько с представителями высшей аристократии и армии, уставшими от его экстравагантных выходок. Оказавшись перед неизбежной угрозой потери власти, а в вместе с ней и жизни, он попросил оставшихся верными слуг помочь ему. Умирая, Нерон, похоже, действительно сказал: «Какой великий артист погибает!».

Интересно, что смерть Нерона вызвала ожесточенную гражданскую войну между четырьмя претендентами на титул. Этот период в истории известен как «Год четырёх императоров».

Однако, это уже не относится к Великому пожару Рима. У Нерона, конечно, было немало грехов и преступлений, но Рим он, скорее всего, не сжигал. Но образ, закрепившийся в литературе, сильнее любой исторической правды. Так что императору уже не оправдаться, как никогда не сможет оправдаться несчастный Сальери, и в мыслях не имевший травить Моцарта.

Смерть Нерона. Смирнов В. С., 1888 год. репродукция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *