Имя богов

Боги в странах Древнего Мира
ШУМЕР:
Ан – отец всех богов
Энлиль – покровитель г.Ниппур, плодородия и жизненных сил
Инанна – главное женское божество, богиня производительных сил природы
и плотской любви
Энки – бог мировых пресных вод, мудрости и владыкой человеческих судеб
Нанна – бог Луны
Уту – бог Солнца, всевидящий бог, хранитель истины и справедливости
Нинту – повитуха богов
Адад – бог дождя,бури и грома
Думузи – покровитель скотоводства и весеннего возрождения природы
Эрешкигаль – богиня подземного царства
Нергал – бог црства мертвых
ЭЛАМ:
Пинекир – великая богиня,мать богов
Иншушинака – покровитель Суз и бог подземелья
Наххунте – бог Солнца
Напир – бог Луны
Шази – бог воды
Нуску – бог огня
Нарунде – богиня победы
АККАД:
Ану – соответствует шумерскому Ан, бог неба
Эйа — соответствует Энки, бог пресных вод, мудрости
Эллиль – соответствует Энлиль, бог воздуха и земли
Иштар – соответствует Инанна
Син – соответствует Нанна
Шамаш – соответствует Уту, бог Солнца
ВАВИЛОН:
Мардук – покровитель Вавилона, главный бог
АССИРИЯ:
Тиамат – праматерь богов
Апсу – первородный сотворитель
Лахму – первый бог на Земле
Лахаму – первая богиня на Земле
Аншар – бог
Кишар – богиня
Кингу – бог
Игиги и Ануннаки — полубоги
Таммуз – бог весеннего цветения
Энкимду – бог земледелия
Гештиманна – богиня виноградной лозы
Аруру – богиня Урука
Нинсун – багиня, мать Гильгамеша, царя Урука
Сидури – хозяйка богов
Набу – бог, покровитель наук
Намтар – бог, уводящий в царство мертвых
Нинурта – бог войны
ЕГИПТА:
Амон – бог Солнца
Мут – жена Амона
Хонсу – бог Луны
Пта – создатель мира
Сохмет – богиня войны
Нефертума – бог растительности
Ра – бог Солнца
Хепри – бог утреннего Солнца
Хепри-Атум-Ра – создатель, бог Солнца
Маат – богиня справедливости
Тот – бог мудрости, справедливости, секретарь Ра
Хатор – богиня красоты, любви, веселья
Нут – богиня неба
Геб – бог земли
Осирис – бог, первый царь Египта
Сет – бог, брат Осириса, бог пустыни
Исида – богиня, жена Осириса, покровительница магии и плодородия
Нефтида – богиня
Анубис – бог мертвых
Таург – покровительница женжин
Себек – бог водной пучины
Апис – бог земледелия в виде быка
Бастет – богиня в виде кошеи
Нун – бог
Нуанет – богиня
Хухи – бог
Хуахет – богиня
Кук – бог
Куакет – богиня
Амаунет – богиня, жена Амона
Хнум – создатель людей
Гор – сын Осириса, царь Египта, бог света и Солнца
Тефнут – дочь Ра, известная как Сохмет и Хатор, богиня весны и влаги
Шу – бог воздуха
ХЕТТЫ:
Тесуб – хурритский бог грозы
Телепин – бог плодородия
Сандан – киликийский бог плодородия
Ма – бргиня – мать
Апуллуна – бог ворот
ФРИГИЯ:
Аттис – бог природы и плодородия
ЛИДИЯ:
Сандан – бог
Сабазий – бог
Кибела – мать богов
ФИНИКИЯ:
Баал – бог Библа
Адон – бог растительности
Мелькарт – бог
Астарта — богиня
ИЗРАИЛЬ:
Яхве (Ягве) – создатель
Элохим – второе имя создателя
КАРФАГЕН:
Тиннит – богиня, покровительница Карфагена
Ваал-Мелькарт- богприроды
Молох – бог войны
ИНДИЯ:
Дьянус – бог неба
Притхиви – богиня земли
Индра – космический бог, громовержец, царь богов
Сурья – бог Солнца
Сома – бог Луны, покровитель растений
Рохини – жена Сома
Дакши – бог, отец жен Сома
Агни – бог огня
Варуна – хранитель космических вод, бог истины и справедливости
Ваю – бог ветра
Рудра – бог разрушения, повелитель диких животных
Яма – бог смерти
Ями – сестра Яма
Брахма – создатель мира /по индуистской мифологии/
Кашьяпа – земное воплощение Брахмы
Индра – покровитель царской власти /по индуистской мифологии/
Вишну – всепроникающий, всеобъемлющий, хранитель мира
Кришна – воплощение Вишну
Рама – воплощение Вишну
Лакшми – жена Вишну, богиня красоты
Дханвантари – бог врачевания
Твишар – небесный мастер
Саранья – дочь Твишара, жена Сурья
Ману – сын Саранью, прародитель людей
Шива – бог разрушительных сил, похож на Рудру
Будда – человек-пророк
КИТАЙ:
Шан-ди – высшее божество
Тянь-ди – бог неба
Ди-цзюнь – отец небесных светил
Хуан-ди – верховный бог, бог мудрости и справедливости, «небесный император»
Янь-ди – бог огня, солнца, лета, бог Юга
Шао-хао – бог Запада
Фу-си – бог Востока, прародитель людей
Чжуань-сюй – бог Севера, бог воды
Диму-няннян – богиня земли
Лэй-шень – бог грома
Нюй-ва – богиня, создательница человечества
Си-ванму – владычица страны бессмертия
ЯПОНИЯ:
Идзанаки – первый бог
Идзпнами – первая богиня, владычица царства мертвых
Кагуцути – бог огня
Аматэрасу – богиня Солнца
Цукиёми – бог Луны
Сусаноо – бог ветра и аодной стихии
Амэ-но-Удзу – богиня
Амэ-но-Тадзикарао – бог
О-Куни Нуси – бог, потомок Сусаноо, научил людей целительству
Ниниги – потомок Аматэрасу
ИРАН:
Митра – бог природы
Анахите – богиня воды и плодородия
Заратуштра — бог
ГРЕЦИЯ:
Гея – праматерь всех богов, богиня земли
Уран – бог неба
Океан – бог океана
Крон – бог, сын Урана
Афродита – богиня
Рея – богиня, жена Крона, мать Зевса
Зевс – бог, сын Крона, царь богов
Метида – богиня, жена Зевса
Фемида – богиня правосудия
Прометей – бог огня
Посейдон – брат Зевса, бог моря
Аид – брат Зевса, бог подземного царства
Лахесис – назначает каждому родившемуся жребий
Клото – прядет нить жизни
Атропас – прекращает нить жизни
Эвринома – богиня, жена Зевса
Мнемозина – богиня, жена Зевса
Гера – главная жена Зевса, покровительница брака
Гефест – бог огня, кузнечного дела
Афродита – жена Гефеста, богиня любви
Арес – бог войны
Эрот – бог любви
Афина – дочь Зевса, богиня мудрости
Метида – жена Зевса
Аполлон – сын Зевса, бог Солнца
Лето – жена Зевса
Артемида – сестра Аполлона, богиня Луны и охоты
Геката – богиня колдовских чар
Дионис – сын Зевса, бог плодородия, виноградарства
Гермес – бог хитрости и обмана, путешествий и торговли
Пандора – одаренная всеми богами
Эпиметей – брат Прометея
Пирра – дочь Пандоры и Эпиметея
Геракл – сын Зевса
Ата – богиня безумия
Гелиос – бог Солнца
Атлант – бог, сын Посейдона
Ахелой – речной бог
Немезида – богиня правосудия и возмездия
Кефисс – речное божество
Нарцисс – сын Кефисса
Персей – солнечное божество
Асклепий – бог врачевания
Геба – богиня вечной юности
Эола – бог ветров
Деметра – богиня земледелия
РИМ:
Янус – создатель мира
Юпитер – бог неба, царь богов
Сатурн – бог урожая
Юнона – богиня брака и материнства
Марс – бог войны
Минерва – богиня ремесел и искусства, мудрости
Венера – богиня садов и огородов
Амур – бог любви
Вулкан – бог огня
Диана – богиня растительности
Форкул – бог створки дома
Кордеа – богиня петли
Лимекту – бог порога
Фавн – бог полей, лесов, пастбищ, животных
Сильваи – бог леса и дикой природы
Фоне – бог водных источников
Помона – богиня древесных плодов
Вертумн – бог смен времен года
Пилумн – бог покровитель брака
Пикумн – бог покровитель рождения
Фортуна –богиня судьбы
Веста – покровительница домашнего очага
Меркурий – бог торговли
АРАВИЯ:
Астар – бог у сабеев
Алмакахом – бог Луны у сабеев
Аммом – бог Луны катабанцев
Ваддом – бог Луны в Маине и Аусане
Душара – верховый бог набатеев,творец мира
Илаху,Аллаху – бог набатеев
Шай-аль-Каума – бог набатеев
ал-Лат – богиня, мать богов
ал-Узза – богиня Солнца
Мануту – богиня судьбы
Аллах – Всевышний бог у мусульман
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА:
Один – верховный скандинавский бог
Имир – бог
Бор – бог
Вилли – бог
Ве – бог
Мимир – страж источника мудрости
Хель – богиня царства мертвых
Локи – бог огня
Ангрбода – богиня
Фригг – жена Одина, богиня красоты
Тор – сын Одина
Йорд – сын Одна
Сив – богиня плодородия
Фрейр – бог
Бальдр – сын Одина
Фрейя – богиня красоты
Идунн – богиня
Браги – бог поэзии
Хенир – бог
Вяйнямейнен – бог финнов и карелов
Ильмаринен – бог
Лемминкяйнен – бог
Ильматар – богиня
Луг – бог света,искусств и ремесел
Кукулин – бог
Хольда – богиня зимы и метели
АМЕРИКА:
Иоскеха – бог весны
Тавискарон – бог зимы
Карускайбе – бог
Ицмана – бог майя
Иш-Чель – жена Ицмана
Кукулькан – бог майя,бог дождя и ветра
Тлоке-Науоке – бог ацтеков
Уицилопочтли – верховный бог ацтеков
Коатликуэ – богиня смерти
Сенцон Уицнауа – боги ацтеков
Койольшауки – богиня луны
Уецалькоатль – бог тольтеков
Тескатлипока – бог войны
СЛАВЯНЕ:
Род – всевышний бог
Святовид – высший бог
Белбог – бог
Чернобог — бог
Радегоста – бог западных славян
Крог – бог у чехов
Перун – бог грома, дождя
Сварог – бог неба
Догода – бог ветра
Одем (Озем) – бог земных недр
Сумерла – бог земли
Лада – богиня красоты
Лель – бог любви
Даждьбог – бог Солнца
Хорс – бог Солнца
Ныя – бог
Девана – богиня
Маржана — богиня
Велес – бог Сонца, хранитель стад
Святобор – бог лесов
Семаргл – ьог огня и Луны
Хорс – бог Солнца,сын Рода, брат Велеса
Чернобог – повелитель тьмы
Берегиня – покровительница людей
Девана – богиня охоты
Доля – богиня судьбы (аналог римской Фортуны)
Жива – богиня юности
Макошь – богиня судьбы
Морана – богиня зимы и смерти
РУСЬ:
Хорс – бог
Ярило – бог Солнца и весны
Коляда – бог веселья
Овсень – брат Коляды
Кощей – бог бессмертия (аналог индийского Кашьяпы)
Баба-яга – богиня смерти, судьбы
Чур – бог (аналог греческого Гермеса)
Заря – богиня
Стрибог – бог ветра
Волх – бог-оборотень
Из этого перечня богов Древнего Мира (и это далеко не полный перечень), можно понять, что в разных местах одни и те же боги назывались по разному.

По моему мнению
Человек всегда считал богом того, кого боялся или того, кто имел какие то непонятные способности (сверх человеческие).
Так для всех людей Земли богами были посланцы Всевышнего, которые занимались созданием человеческой цивилизации на Земле. Это представители с более развитых цивилизаций с Луны, с Венеры, с Солнца ( которые и завершили создание людей).
Сыны Солнца ( божественные правители цивилизации асуров-лемурийцев) жили совместно с первыми людьми на материке Лемурия. Первые люди – асуры имели гигантский рост и владели необычайными способностями. Они почитали своих божественных Учителей-правителей – суров. И они в представлении асуров (лемурийцев) были богами (богами Солнца). В последствии самих асуров люди стали называть богами-титанами, богами-великанами, а в Индии их называли демонами, ракшасами.
Последующая раса людей – атланты, имели тоже высокий рост, но уже не были гигантами. Они тоже обладали необычайными способностями, поэтому их люди тоже называли в своих мифах богами. А сами атланты свячески старались опорочить асуров, называя их демонами, титанами, исполинами, ракшасами и придавая им различные отрицательные признаки. Но атланты, став в глазах людей новыми богами, так и не достигли уровня развития асуров.
Особенно история о богах подробна в мифах Греции, там есть и боги-титаны (асуры), и просто боги (атланты), кроме этого Аполлон является богом, но родом он был с Гипербоеи ( т.е.гиперборейцев, этот народ достиг тоже больших знаний и участвовал в создании древних цивилизаций)
В связи с этим интересен факт, когда в некоторых легендах люди превращались в богов,
а у некоторых богов дети были людьми, хотя и героями. Во многих странах (Египте, Шумере) первые цари были богами, а их дети просто людьми-царями.«Диаграмма» имён Бога и книги Oedipus Aegyptiacus Атанасиуса Кирхера (1652-54).

Имена́ Бо́га (теонимы, от др.-греч. Θεός: — «Бог», ὄνομα — «имя») — в монотеизме, атрибуты и сущности единого и непознаваемого Бога. Такие имена обычно имеют особый, священный статус.

Иудаизм

В Танахе сказано: «Крепкая башня — имя Господа: в неё бежит праведник, и защищён». . Тегилим содержит бесчисленные обращения к имени Бога: «Все народы, которые сотворил Ты, придут и поклонятся пред Тобой, Господи, и прославят имя Твоё» , «Хвалите Его тимпаном и танцем, хвалите Его мэйнами (струнными инструментами) и свирелью. Хвалите Его цимбалами звенящими, хвалите Его цимбалами громкогласными» .

В Торе имя Бога представляет еврейскую концепцию божественной природы. Различные еврейские названия Бога представляют Бога, и Его божественные атрибуты.

  • Тетраграмматон (ивр. יהוה‎ YHWH — Яхве или Иегова). В иврите используются только согласные буквы, поэтому неизвестно точно как оно произносилось в древности. В быту произносят «Адонай» (Господь) или «hаШем» (Имя). Широкое распространение в христианской среде получил вариант «Иегова», в то время как специалисты считают наиболее вероятным произношение «Яхве».
  • Элохим (однокоренные слова для него — Эль и Элоhа, а также арабское Аллах).
  • Адонай
  • Саваоф
  • Эль-Шаддай — в русском синодальном переводе «Бог Всемогущий».
  • Эль-Олам — в русском синодальном переводе «Бог Крепкий».
  • Эль-Эльйон — «Бог Всевышний».

Также к имени Бога часто прибавляется уточняющее определение (эпитет), которое отличает одно Его качество (проявление в материальном мире) от других, но самим определением Бога не является и относится, как правило, или к человеку с которым Бог имел отношения, или к месту на котором он действовал.

В мессианском иудаизме имя Тетраграмматон относят к Отцу и Святому Духу, которые являются первым и третьим лицом божества (Элохим), а Иешуа — к Сыну.

Каббала

Основная статья: Имена и эпитеты Бога в иудаизме

В Каббале и в книге «Зохар» названы 72 имени Бога.

Б-г

Подобное написание можно встретить в связи с тем, что иудеи этим избегают написания имени Бога, так как считается, что и в печатном виде оно обладает святостью, а следовательно, может подвергнуться оскорблению при уничтожении печатного либо рукописного материала . Язык при этом не важен, так как святость имени при этом не уменьшается, и на любом языке верующие иудеи должны писать имя Бога через чёрточку. (Имеются в виду языки, в которых поддерживается такое написание.)

Также, на основании одной из десяти заповедей, которые, согласно Пятикнижию, были даны самим Богом Моисею, избегается и полное произношение имени Бога, за исключением молитв и изучения текстов письменной Торы (Танаха).

Христианство

Ветхий Завет

1. «Я есмь, Который есмь» — самобытность Бога.

2. «Я буду, Который есмь» — вечность Бога.

3. «Я есмь, Какой буду» — неизменяемость Бога.

4. «Я есмь, Который причиняет бытие»- утверждение Бога .

При чтении Святого Писания иудеи заменяли Непроизносимое Имя «Ягве» словом «אדני» (Адонаи) — Господь. Поэтому Четырехбуквенное Имя Бога יְהוָה (Ягве) в септуагинте переведено как — «Κύριος», а вульгате — «Dóminus», что на русском означает «Господь». Произношение Тетраграмматона с 1518 года иногда литерировалось искаженно, не имеющего смыслового значения, именно «Иегова»).

Бог открывается в Ветхом Завете посредством Своих имен, Которые условно можно разделить на три группы:

Основная группа: Бог — Эл, Элаг, или Элогим — Быт 1:1; Господь — ЯГВЕ (Иегова) Быт 2:2; Исх 34:6; Владыка — Адон или Анонаи Быт 15:2;

Новый Завет

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Иисус Христос называется в Новом Завете целым рядом эпитетов:

Тринитарное богословие

Христиане, признающие догмат Троицы, определяют ипостаси Святой Троицы:

  • Бог Отец
  • Бог Сын
  • Бог Святой Дух

Имя Иисус Христос, воплотившаяся в человека вторая ипостась Троицы, состоит из двух частей:

  • Иисус (евр. Иешуа или Иегошуа) — переводится как «Иегова спасает» или «Спасение от Иеговы»
  • Христос (арам. Мешиха, ивр. Машиах‎) или «Мессия» (греческая форма еврейского «Мешиах») — «Помазанник».

Русское православие

Православные гимны и молитвы содержат прославление имени Бога в составе утренних, дневных и вечерних богослужений. Например, 2-я светильничная молитва утрени содержит следующие слова: «Яко благословися и прославися всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Непрестанному повторению в молитве имени Иисуса Христа служат чётки, распространённые среди монахов и ревностных мирян. На волне усердного почитания имени Бога, в русском православии XIX века возникло движение имяславия, даже обожествлявшее различные имена Бога.

Свидетели Иеговы

Свидетели Иеговы считают единственным именем Бога имя Иегова. Они ссылаются на частное мнение профессора Джорджа Ховарда из университета штата Джорджия, США, что христианская традиция перевода тетраграмматона наименованием «Господь» появилась после смерти учеников Иисуса).

В начале XX века в одном английском журнале сообщалось о выпуске новой Библии — «Американского стандартного перевода», — вышедшей в свет в 1901 году («The Presbyterian and Reformed»). Это было пересмотренное издание «Библии короля Якова» XVII века. В статье обсуждался вопрос о том, насколько уместно последовательное использование Божьего имени, Иегова, в английской Библии. В ней отмечалось: «Мы не понимаем, почему мнения по этому вопросу так отличаются. Это личное имя Господа, которое Он сам избрал и сообщил Своему народу. Мы считаем, что замена этого имени описательным титулом привела к огромной потере. Конечно, существуют разногласия по поводу произношения Божьего имени, и никто не утверждает, что форма имени «Иегова» единственно верная. Однако для английского читателя она не менее значима; а её замена на «Яхве» или другие формы, используемые сегодня некоторыми учеными с большей или меньшей долей точности, была бы излишним формализмом. Мы полагаем, что английский читатель Ветхого Завета извлечет немалую пользу, если в новом издании Библии, доступной широкой аудитории, он впервые будет встречать последовательно восстановленное имя Иегова и узнавать всё, что Иегова сделал для Своего народа и что для них означало это имя» . Само слово «Господь», которое христиане рассматривают как одно из имён Божьих и употребляют как по отношению к Богу Отцу, так и к Иисусу Христу, свидетели Иеговы считают титулом, а не именем.

Имена Бога Отца:

  • Элохим — по-еврейски, (однокоренные слова для него — Эль и Элоhа, а также арабское Аллах).
  • Адонай
  • Господь Саваоф — «Господь Воинств»
  • Эль-Шаддай — «Бог Всемогущий»
  • Эль-Эльйон — «Бог Всевышний»
  • Отец
  • Творец
  • Любовь

Имена Бога Сына:

  • Яхве или Иегова
  • Эль-Олам — «Бог Крепкий»
  • Иегова-Ро’и́ — «Иегова — Пастырь мой»
  • Иегова-Ир’э́ — «Иегова усмотрит»
  • Иегова-Шалом — «Иегова — мир»
  • Иегова-Роф’эха — «Иегова — Целитель твой»
  • Иегова-Цидкейну — «Иегова оправдание наше!»
  • Иегова-Шамма — «Иегова там»
  • Иегова-Нисси́ — «Иегова — знамя моё»
  • Иегова-Мекаддишхем — «Иегова, освящающий вас»
  • Агнец Божий
  • Альфа и Омега
  • Воскресение и жизнь
  • Второй человек
  • Дверь
  • Еммануил
  • Испытующий сердца и внутренности
  • Истинная виноградная лоза
  • Краеугольный камень
  • Лев от колена Иудина
  • Пастырь добрый
  • Первый и Последний
  • Последний Адам
  • Путь и истина и жизнь
  • Свет Миру
  • Слово
  • Сын Давидов
  • Сын Человеческий
  • Утренняя звезда
  • Хлеб жизни
  • Хлеб, сшедший с небес
  • Царь Иудейский
  • Это Я
  • Аминь

Имена Бога Духа Святого:

  • Эль-Кадош — «Святой»
  • Утешитель
  • Дух Истины

Ислам

Основная статья: 99 имён Аллаха

В исламе 99 имён Аллаха, которые выражают его атрибуты. Пророк Мухаммад сказал: «Воистину, у Господа девяносто девять имён. Кто их выучит, тот войдёт в Рай». Коран также повествует: «Аллах обладает самыми прекрасными именами. Посему зовите Его ими». (Сура «аль-А’раф», аят 180). В основу кантаты Джона Тавенера «Прекрасные имена» (2007) легли 99 имён Аллаха.

Суфизм

Совместное воспевание имён Аллаха, находим в практике зикра у суфиев, мусульманских мистиков.

Кришнаизм

См. также: Бог в индуизме, Индуизм, Дева (индуизм), Аватара и Сахасранама

В Кришнаизме повторение имён Бога является одной из основных духовных практик. В Ведах сказано:

{{цитата|Внимай же тому, что все Веды держат в секрете, и с помощью чего возможно вырваться из круговорота рождения и смерти. Тот, кто просто повторяет имёна изначального Пуруша Господа, легко освобождается от неблагоприятного влияния Кали-юги.

Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе — эти шестнадцать имён Бога способны разрушить всё неблагоприятное воздействие века Кали. Боги делятся на много категорий, которые в Кришнаизме принято обобщать в две основных: вишну-таттва и джива-таттва. Боги категории вишну-таттвы являются различными ипостасями единого Бога, к ним относятся Вишну и его основные аватары, такие как Кришна, Рама и Нарасимха. Большинство последователей индуизма следуют монотеистической традиции вайшнавизма и поклоняются единому Богу в Его изначальной ипостаси как Вишну и в Его других ипостасях, называемых аватарами.

К категории джива-таттвы относятся все живые существа (дживы) во вселенной, любое из которых в награду за благочестивые поступки может родится одним из богов в материальном мире, которые называются девы (полубоги). К ним относятся боги ведийского пантеона, которым посвящены большинство гимнов Вед — Варуна, Индра, Агни, Сурья, Брахма и другие. Общее число дев в индуизме составляет 330 миллионов, из которых в «Риг-веде» описываются только 33. Девам обычно поклоняются ради обретения определённых материальных благ и благословений.

Последователи шиваизма считают Шиву, а не Вишну, Верховной ипостасью Бога, а последователи шактизма — Дургу, но те и другие вместе взятые составляют меньшинство всех последователей индуизма. В Кришнаизме Шива занимает особое промежуточное положение между джива-таттвой и вишну-таттвой — он не равен по могуществу с Вишну и занимает по отношению к нему подчинённое положение, но при этом находится над всеми полубогами. В Кришнаизм Шиву считают самым великим преданным Вишну. В Шиваизме Кришну считают самым великим учеником Шивы.

В индуизме также поклоняются объединённой форме Вишну и Шивы в одном лице, которая носит имя Харихара.

В индуизме также присутствует триада божеств — тримурти, которая не имеет ничего общего с концепцией Троицы в христианстве.

Тримурти:

  • Вишну
  • Брахма
  • Шива

Имена основных дев (полубогов) в индуизме:

  • Ваю
  • Кувера
  • Сома
  • Сурья
  • Яма
  • Варуна
  • Агни
  • Индра

Имена Бога в вайшнавизме

Основная статья: Вишну-сахасранама Основная статья: Имена Кришны См. также: Вайшнавизм, Кришнаизм и Дашаватара

В монотеистической традиции вайшнавизма (преобладающем направлении индуизма), где Кришне и его основным аватарам (таким как Вишну, Рама и Нарисимха) поклоняются как различным ипостасям Бога, существует текст «Вишну-сахасранама». В нём содержится список 1000 имён Вишну и объясняется их значение.

В бенгальском вайшнавизме, также известном как гаудия-вайшнавизм или кришнаизм, к которому принадлежат последователи Международного общества сознания Кришны и Гаудия Матха, также существует список их 108 основных имён Кришны.

Практика повторения имён Бога в Ведах и Пуранах

В некоторых Пуранах и таких ведийских писаниях как Упанишады утверждается, что повторение имён Бога является самой простой и возвышенной духовной практикой в настоящую эпоху Кали-югу.

Так в «Брихан-нарадия-пуране» говорится:

В этот век Кали нет иной религии, кроме прославления Господа произнесением Его святого имени, — на этом сходятся все писания. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути.

В «Бхагавата-пуране» есть похожий стих. В третьей главе Двенадцатой песни Шукадева Госвами рассказывает Махарадже Парикшиту о пороках этого века. Завершая это описание, Шукадева Госвами говорит:

Мой дорогой царь, этот век Кали исполнен пороков, однако он предоставляет одну замечательную возможность. Всего лишь повторяя мантру, можно достичь освобождения и вернуться к Богу.

Воспевания мантры «Харе Кришна», упоминается в «Кали-сантарана-упанишаде», которая является частью «Яджур-веды». В этой Упанишаде, Нарада получает наставления от Брахмы:

Внимай же тому, что все Веды держат в секрете, и с помощью чего возможно вырваться из круговорота рождения и смерти. Тот, кто просто повторяет имена изначального пуруши Господа Нараяны, легко освобождается от неблагоприятного влияния Кали-юги.

Когда Нарада спросил, что за «имена Нараяны» Брахма имеет в виду, Брахма ответил:

Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе; эти шестнадцать имён способны разрушить всё неблагоприятное воздействие века Кали. Во всех Ведах не существует более возвышенной духовной практики, чем повторение этих имён.

Вера Бахаи

Согласно учению бахаи, сущность Бога непознаваема, и, таким образом, чаще всего имена отражают лишь Его атрибуты, или качества, такие как «Всеведающий», «Всемогущий», «Милостивый», «Преславный». В то же время концепция преемственности, последовательности божественных откровений символически представлена в теме исполнения древних мистических пророчеств и толкований о сакральном Имени Бога, которое должно было быть открыто в Обещанный День.

Сикхизм

Сикхи в Индии делают особое ударение на повторении имени Бога. Они называют Бога Нама — «имя». Гуру Нанак, основатель религии сикхов, молился: «В эти нектарные утренние часы я медитирую на красоту истинного Имени», и говорил, что Господь в видении приказал ему: «Иди и повторяй Мое имя, и побуждай других делать то же».

Буддизм

В таких движениях, как буддизм тхеравады, нет имён Бога, так как нет абсолютного личного Божества. Однако существует множество имён Будды.

Махаяна и Ваджраяна

В буддизме махаяны и ваджраяны для наименования абсолютной реальности, понимание которой специфично, используется слово Дхармакая, (м. р., Тело Дхармы), или даже словосочетание Дхармакая-Мать. В буддийских школах дальнего востока синонимом абсолюта служит имя будды Вайрочаны.

В ваджраяне для обозначения абсолюта используются имена:

  • Ади-Будда (Изначальный Будда)
  • Ваджрадхара (Держащий Ваджру)
  • Кунджед Гьялпо (Царь Всетворящий)

См. также

  • Имена Кришны
  • Имя в православии
  • Имяславие
  • Список божеств в древнегреческой мифологии
  • Список египетских богов
  • Политеизм
  • Табу на имена
  • Девять миллиардов имён Бога

Примечания

  1. Тора в переводе Мосад рав Кук. Мишлей 0018, 0010
  2. Тора в переводе Мосад рав Кук. Тегилим 0086, 0010
  3. Тора в переводе Мосад рав Кук. Тегилим 0150
  4. Слово «дай» означает достаточно, «Эль-Шаддай» — Б-г, которого достаточно (комментарий Раши к Берейшит 17:1). Существуют и другие комментарии к этому слову.
  5. 1 2 Изместьева Н. С. Концепция игры в романе Ф. М. Достоевского «Подросток» : Автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.01 Ижевск: Удмурт. гос. пед. универ., 2005. — 183 с.
  6. Алла Ахундова // Journal of Azerbaijani Studies. — 2004. — № 1-2. — С. 149-150
  7. Библия. Иоанна 1:29
  8. Библия. Откровение 1:8
  9. Библия. Иоанна 11:25
  10. Библия. 1-е Коринфянам 15:47
  11. Библия
  12. Библия. Иоанна 10:19
  13. Библия. Матфея 1:23
  14. Библия. Откровение 2:23
  15. Библия. Иоанна 15:1
  16. Библия. 1-е Петра 1:6
  17. Библия. Откровение 5:5
  18. Библия. Иоанна 10:14
  19. Библия. Откровение 1:10
  20. Библия. 1-е Коринфянам 15:45
  21. Библия. Иоанна 14:6
  22. Библия. Иоанна 8:12
  23. Библия Иоанна 1:1
  24. Библия. Матфея 9:27
  25. Библия. Иоанна 13:31
  26. Библия. Откровение 22:16
  27. Библия. Иоанна 6:35
  28. Библия. Иоанна 6:41
  29. Библия. Матфея 2:2
  30. Библия. Иоанна 8:58, Марка 14:62
  31. Апокалипсис: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.»
  32. «Journal of Biblical Literature», V. 96, 1977, p. 63.
  33. «Кали-сантарана-упанишада» которая является частью «Яджур-веды»
  34. (in the translation of K. N. Aiyar)
  35. «Падмасамбхава СОКРОВИЩНИЦА, ПОЛНАЯ ДРАГОЦЕННОСГЕЙ,УСТРАНЯЮЩИХ ПРЕПЯТСТВИЯ Ответы на вопросы Еше Цогял Часть 2»
  36. Поскольку всё возникает из Дхарматы, то её называют матерью. Намкай Норбу Ринпоче «Круг дня и ночи который проходят на пути Ати-йоги»

Ссылки

  • Божественные имена (православная точка зрения)
  • Имена Божии: Из «Библиологического словаря» Александра Меня
  • Кей Артур. Имена Бога: 42 урока (протестантская точка зрения)
  • Имена Бога: краткий конспект одноимённой дискуссии
  • Стоит ли произносить Божье имя, если никто не знает, как оно звучит? (точка зрения «свидетелей Иеговы»)
  • Самое великое имя (точка зрения «свидетелей Иеговы»)
  • Е. Б. Прайс. Наши друзья — Свидетели Иеговы. Гл. 18. Каковы имена Бога? (точка зрения адвентистов седьмого дня)
  • Имена Бога (1), Имена Бога (2) (точка зрения адвентистов седьмого дня)
  • Асма аль-Хусна. «У Аллаhа — Наипрекраснейшие Имена: называйте Его этими Именами» (исламская точка зрения; суннизм)
  • Святое Имя Господа (статья из журнала «The Harmonist» движения «Харе Кришна»)

Имена людей

Формы обозначения (личное имя • отчество • среднее имя • фамилия • псевдоним): происхождение и использование

Национальные

Абхазские • Адыгские • Азербайджанские • Английские • Арабские • Армянские • Башкирские • Белорусские • Бирманские • Болгарские • Бурятские • Венгерские • Вепсские • Вьетнамские • Гавайские • Голландские • Греческие • Грузинские • Датские • Еврейские • Индийские • Индонезийские • Ирландские • Исландские • Испанские и португальские • Итальянские • Казахские • Калмыцкие • Карельские • Киргизские • Китайские • Коми • Корейские • Лаосские • Латышские • Литовские • Марийские • Монгольские • Мордовские • Немецкие • Норвежские • Осетинские • Персидские • Польские • Прибалтийские • Римские • Русские (личное имя, отчество, фамилия) • Cербские • Скандинавские • Тайваньские • Тайские • Татарские • Тибетские • Тувинские • Турецкие • Удмуртские • Узбекские • Украинские • Фиджийские • Финские • Французские • Чешские • Чеченские • Чувашские • Шведские • Шорские • Эстонские • Якутские • Японские • Прозвища

Полное • Сакральное • При рождении (личное • по отцу • родовое — семьи или фамилии) • Тронное (монаршеское) • Титульное • Эпитет • Прозвище • Храмовое

Религиозные

Библейские • Буддийские • Католические • Мусульманские • Православные • Теофорные • Римских пап

Исторические

Римские

См. также

Список эпонимов • Антропоним • Топоним • Имена Бога • Тёзка • Однофамилец • Идентификатор • Мем • Имена собственные • Имена нарицательные • Имена советского происхождения • Имена существительные • Имена прилагательные

Только Святые имена Бога, только Святые имена Бога, только Святые имена Бога способны спасти людей в этот век вражды и лицемерия (Век Кали). Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути. (Брихад-нарадия пурана 3.8.126)

О царь, хотя Кали-юга полна всевозможных пороков, у нее все же есть одно достоинство: просто повторяя Харе Кришна маха мантру, обусловленная душа может избавиться от оков материального бытия и вознестись в духовное царство. (Шри Шукадева Госвами, Шримад Бхагаватам 12.3.51)

Имена Верховной Личности Бога бывают двух видов: мукхья (важнейшие) и гауна (второстепенные).

Имена, которые указывают на Его связь с материальным творением и гунами материальной природы, считаются второстепенными. Сришти карта (творец материального мира), Джагат пата (хранитель материального мира), Вишва ниянта (повелитель материального мира), Вишва палака (защитник материального мира), Параматма (Сверхдуша, присутствующая повсюду в материальном мире) – вот примеры второстепенных имен. Некоторые другие имена, хотя и указывают на недостижимые для гун материальной природы качества, также относятся ко второстепенным именам. Брахма (Брахман) – пример такого имени. Повторяя второстепенные имена Господа, человек может достичь различных благ, но высшего духовного блага он не получит.

Имена, которые описывают всевозможные проявления Господа в духовном мире, за пределами материального времени и пространства, где время присутствует как вечное настоящее (нитья вартамана), являются духовными и главными. Нараяна, Васудева, Джанардана, Хришикеша, Хари, Ачьюта, Говинда, Гопала, Рама – вот примеры этих имен. Основные имена тождественны форме Верховного Господа, поэтому они существуют в вечном настоящем, в духовном мире. Привлеченные преданным служением, эти святые имена пребывают в сердцах вайшнавов даже в материальном мире. Но эти имена не имеют никакого отношения к материальному миру.

Когда святое имя Господа, наделенное всем могуществом Господа, нисходит в материальный мир, оно разрушает мрачные темницы майи . Единственный верный друг, который есть у живых существ, обитающих в материальном мире – святое имя Господа Хари. Другого друга и защитника у них нет.

Могущество святого имени безгранично. Святое имя скорнем уничтожает все грехи обусловленных душ, пожираемых вожделением. В «Гаруда пуране» сказано:

«Если человек произносит святое имя Господа – пусть даже в беспомощном состоянии, пусть даже безо всякого желания – все его грехи разбегаются, словно мелкие животные, напуганные львиным рыком».

Человек, отдающий себя под покровительство святого имени, избавляется от всех страданий.

В «Сканда пуране» сказано:

«Я приношу свои почтительные поклоны безграничному Господу, Верховной Личности Бога. Если человек вспоминает о Нем или произносит Его святые имена, все его телесные и умственные недуги уходят навсегда».

Человек, повторяющий святое имя Господа Хари, очищает всю свою семью, друзей и всех окружающих.

В «Брахманда пуране» сказано:

«Сердце человека, который денно и нощно воспевает святое имя Господа, чисто, даже если он успел совершить множество тяжких грехов. Более того, он очищает от материальной скверны весь свой род».

Человек, преданный святому имени, освобождается от любых страданий.

В «Брихад Вишну пуране» сказано:

«Воспевание святого имени Господа Хари излечивает все телесные болезни, устраняет все препятствия на пути человека и спасает его от всех бед».

Век Кали не может причинить ни малейшего вреда человеку, который воспевает святое имя Господа Хари.

В «Брихад нарадия пуране» сказано:

«Век Кали не может причинить вреда человеку, постоянно взывающему: «Харе! Кешава! Говинда! Васудева! Джаганмайя!»

Внимая звукам святого имени Господа Хари, освобождаются даже обитатели ада.

В «Нрисимха пуране» сказано:

«Когда обитатели ада начинают повторять святое имя Господа Хари, у них в сердцах рождается преданность Господу Хари. Из адских миров они возносятся в райские миры».

Воспевая святое имя, человек разрушает реакции своей прарабдха кармы .

В «Шримад Бхагаватам» (12.3.44) сказано:

«Страшась настигающей его смерти, человек без сил опускается на постель. Голос его содрогается, и он вряд ли осознает, что говорит, но если он найдет в себе силы хоть раз произнести святое имя Верховного Господа, он будет освобожден от последствий своих греховных поступков и достигнет высшего предназначения. Но даже зная об этом, люди века Кали пренебрегают поклонением Верховному Господу».

Святое имя Господа Хари более возвышенно, чем все Веды.

В «Сканда пуране» сказано:

«Сын мой, не стоит изучать «Риг веду». Не пытайся постигнуть «Яджур веду». Даже не думай браться за «Сама веду». Просто пой: «О Говинда!» С радостью в сердце воспевай святые имена Господа Хари».

Святое имя Господа Хари затмевает своей славой славу всех священных мест.

В «Вамана пуране» сказано:

«Воспевая святые имена Господа Вишну, человек достигает такого блага, которого не дарует даже многократное посещение священных мест паломничества».

Даже отзвук святого имени (намабхаса) намного полезнее, чем любые благочестивые деяния.

В «Сканда пуране» сказано:

«Ни раздача миллионов коров, ни проживание в Праяге, у Ганги, на протяжении целой кальпы, ни совершение миллионов ягьй, ни раздача золота, равного по объему горе Меру, не может принести и одной сотой части того блага, которое даруется благодаря пению святых имен Господа Говинды».

Святое имя Господа Хари приносит человеку все возможные блага.

В «Сканда пуране» сказано:

«Воспевание святых имен Господа Вишну устраняет все несчастья материальной жизни, одолевает врагов и является неиссякаемым источником духовного знания».

Святое имя Господа Хари обладает неизмеримым могуществом.

В «Сканда пуране» сказано:

«Господь Хари собрал воедино все животворные и благие силы, которыми наделяют раздача милостыни, обеты, аскезы, паломничества, раджасуя ягья, ашвамедха ягья, и вложил эти силы в Свои святые имена».

Святое имя Господа Хари приносит духовное блаженство живым существам.

В «Бхагавад гите» (11.36) сказано:

«О Хришикеша, мир приходит в ликование, слыша Твое имя, и каждый привлекается Тобой».

Весь мир склоняется перед человеком, воспевающим святое имя. В «Брихан нарадия пуране» сказано:

«Наделенные разумом люди выражают свое почтение преданным, которые с любовью восклицают: «Нараяна! Джаганнатха! Васудева! Джанардана!»

Святое имя – единственное прибежище для тех, кто беспомощен перед напастями материального мира.

В «Падма пуране» сказано:

«Даже самые материалистичные, потерявшие рассудок, неблагочестивые, лишенные знания, целомудрия и прочих добродетелей люди с легкостью достигают высшего духовного предназначения, предавшись Господу Вишну и с любовью призывая Его святое имя».

Святое имя Господа Хари можно воспевать всегда и повсюду.

В «Вишну дхармоттара пуране» сказано:

«Человек, который жадно воспевает святое имя Господа Хари, не раздумывает о том, подходит данное место или время для воспевания или нет. Он не признает никаких ограничений в том, что касается воспевания святого имени».

Святое имя легко одаривает имперсональным освобождением того, кто его желает.

В «Вараха пуране» Верховная Личность Бога провозглашает:

«Человек, который постоянно произносит: «Нараяна! Ачьюта! Ананта! Васудева!», может слиться с Моим бытием, если, конечно, он того желает».

В «Гаруда пуране» сказано:

«Какая польза от санкхьи? Зачем нужна йога? О царь царей, если хочешь достичь безличного освобождения, воспевай святое имя Господа Говинды».

Святое имя Господа Хари открывает перед индивидуальной душой мир Вайкунтхи.

В «Нанди пуране» сказано:

«Люди, совершившие в прошлом множество грехов, но ныне воспевающие святое имя Господа, отправляются впредвечную обитель Господа Вишну».

Воспевание святого имени приносит удовлетворение Верховной Личности Бога.

В «Брихад нарадия пуране» сказано:

«О брахманы, Верховный Господь, недостижимый для материальных чувств, очень доволен человеком, который, несмотря на голод, жажду и множество иных неудобств, продолжает повторять Его святое имя».

Воспевая святое имя Господа Хари, можно привлечь к себе Верховную Личность Бога.

В «Махабхарате» Господь Кришна говорит:

«Находясь очень далеко от Меня, Драупади в отчаянии призвала Меня, воскликнув: «О Говинда!» Этот призыв был услышан Мною, и Я чувствую, как долг перед ней все растет и растет в Моем сердце».

Святое имя Господа Хари открывает людям высшую цель жизни.

В «Сканда пуране», а также в «Падма пуране», сказано:

«Воспевание святого имени Господа Дамодары приносит величайшее благо, величайшее богатство и величайшую пользу живому существу».

Воспевание святого имени Господа Хари – лучшее из всех действий, которые можно совершить в рамках преданного служения.

В «Вайшнава чинтамани» сказано:

«Стараясь всегда помнить Господа Вишну, человек может свести на нет все свои грехи. Но самое большое благо человек получает, с верой произнося святое имя Господа».

В «Вишну рахасье» сказано:

«Тот результат, который в Сатья югу достигался посредством поклонения Господу Хари, а в Трета югу – посредством совершения пышных жертвоприношений, в Кали югу достигается путем воспевания святого имени Господа Говинды».

В «Шримад Бхагаватам» (12.3.52) эти слова находят подтверждение:

«Тот результат, который в Сатья югу достигался посредством медитации на Вишну, в Трета югу – посредством совершения богатых жертвоприношений, а в Двапара югу – посредством служения лотосным стопам Господа, в Кали югу может быть достигнут только воспеванием Харе Кришна маха мантры».

Даже тень святого имени Господа Хари лучше всех материальных благочестивых деяний. Почему бы и нет? Благочестивые деяния являются всего лишь средством для достижения высшей цели. Когда цель достигнута, средства уже не нужны. Благочестивые деяния, даже самые ценные, являются материальными. Святое же имя Господа Хари – духовно. Святое имя можно рассматривать как средство достижения цели, но когда цель достигнута, человек обнаруживает, что святое имя является также и самой целью. Подумай об этом, и ты обязательно поймешь, что все составляющие преданного служения находят свое выражение в святом имени Господа Хари.

Писания (Падма пурана) провозглашают следующее:

«Святое имя Кришны источает трансцендентное блаженство. Оно дарует любые духовные благословения, поскольку является Самим Господом, Шри Кришной, источником всех мыслимых наслаждений. Имя Кришны совершенно, оно является вместилищем бесконечных трансцендентных эмоций. Ни при каких обстоятельствах оно неможет стать материальным. Святое имя обладает неменьшим могуществом, чем Сам Кришна. Поскольку имя Кришны неосквернено материальными качествами, неможет быть и речи о том, что оно подвержено влиянию иллюзорной энергии, майи . Имя Кришны всецело свободно и духовно. Оно не подвержено влиянию законов материальной природы. Святое имя Кришны и Сам Кришна – едины».

Святое имя Господа Хари не принадлежит материальному миру. Индивидуальная душа – крошечная частица духа – способна по настоящему воспевать святое имя Господа Хари лишь тогда, когда она пребывает в своем изначальном духовном теле. Материальные чувства, присущие душе, находящейся в плену майи , мешают ей воспевать святое имя Господа Хари. Однако по милости хладини шакти Господа душа может обрести свое изначальное положение. Тогда святое имя явится перед ней во всем своем великолепии. Святое имя проникает в разум преданного, а затем нисходит до языка, если язык очищен преданным служением. Святое имя не является лишь рядом материальных слогов. Оно только кажется состоящим из материальных слогов, когда танцует на языке, оскверненном материей. Такова сокровенная тайна святого имени.

Когда мы воспеваем святые имена, наиболее важна мотивация, с которой мы это делаем. Шри Чайтанья Махапрабху учит, что истинное сознание преданного — это быть слугой слуги Его слуги, безоговорочно, рождение за рождением. Какой бы ритуал мы ни проводили, какой бы духовной деятельностью мы ни занимались, — если наше умонастроение соответствует учению Шри Чайтаньи, тогда мы сможем максимально удовлетворить Его и получить Его благословления. Если у нас есть рвение и жажда служить, доставлять удовольствие Господу, тогда Господь ответит нам с тем же рвением. Этот энтузиазм, это стремление — и есть разница между пустым ритуалом и истинным актом преданности, несмотря на то, что оба могут иметь ту же внешнюю форму. Если мы просто повторяем джапу, потому что так рекомендовано в этот век для самоочищения, но при этом повторяем святые имена Господа невнимательно, без стремления удовлетворить Господа, — такая джапа очень напоминает ритуал. Мы всего лишь пытаемся закончить наши круги, и каков результат? Мы заканчиваем наши круги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *