Индейцы племена северной Америки

Индейцы Северной Америки

Слайд 1

Индейцы Северной Америки Выполнил : Смирнов Роман, у ченик 8 класса МОУ Мошкинской школы Руководитель: Пальцева М. А, учитель истории и обществознания Информационный проект

Слайд 2

Хозяйство Индейцы выращивали сельскохозяйственные культуры и разводили домашних животных. Религиозные верования индейцев в прошлом — различные родоплеменные культы (шаманизм, культ личных духов-покровителей, пережитки тотемизма и др.). У современных индейцев эти культы сохранились лишь у племён, живущих в отдалённых и малодоступных районах Америки ,большинство же индейцев восприняло христианство : в Северной Америке преимущественно различные направления протестантизма. Также встречаются и индейцы-иудеи, что в своё время дало развитие псевдо-гипотезе об иудейском происхождении индейцев. Об этом упоминает Милослав Стингл в книге «Индейцы без томагавков». Одну такую индейскую отомийскую деревню (Вента Приета в Центральной Мексике) посетил Эгон Эрвин Киш и интересно рассказал о ней в своей книге «Находки в Мексике» , в главе «Звезда Давида над индейской деревней». Индейцы, а ещё чаще метисы (особенно в Мексике) воспринимали веру Моисееву от еврейских жителей латиноамериканских городов, когда те в пору антисемитских погромов укрывались в индейских деревнях.

Слайд 3

В руках вождей и богатых собирались большие запасы продуктов, значительно превышавшие собственные потребности их владельцев. Но в то же время, «хотя обладание продуктами питания и было необходимо для поднятия авторитета семьи, однако сами продукты богатством не считались». Это представление можно объяснить лишь как пережиток тех времен, когда хозяйство велось на общинных началах и пища была коллективной. Поэтому понятие частное собы тия могло совмещаться с представлением об общности продуктов питания. Состояние (богатство) приобреталось через обмен продуктов питания на другие предметы, которые накапливались и раздавались на потлачах . В качестве единиц накопления наиболее часто упоминаются шкуры выдры. Дан следующий список объектов, на которые обменивались продукты питания и которые составляли богатство. Это были шкуры лося, накидки из куниц, из выдр, лодки, рабы, медные доски, ложки из рога лося, енотовые шкуры, перламутровые раковины, связки раковинных бус, так наз. вампум, танцевальные накидки и др.

Слайд 4

п роизводство Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так и Центральной возникла задолго до контакта с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразны. При этом ни одна доколумбова культура не имела гончарного круга, (что можно связать с отсутствием у индейцев колеса). По этой причине все известные археологам и этнографам виды индейской керамики вылеплены вручную с использованием ряда традиционных технологий: скульптурного моделирования, лепки по форме или каркасу, лепки из глиняного шнура, формовки лопаткой. Помимо керамических сосудов, различные индейские культуры изготавливали также глиняные статуэтки, маски, другие ритуальные предметы. В палеоиндейский период — комплексы Ненана и Денали на Аляске (палеоарктическая традиция). Начиная с архаического периода Арктику заселяют пришедшие с более поздней волной миграции эскимосско-алеутские народы: алеуты, инуиты , инупиаты и юпики .

Слайд 5

. Резьба по дереву, особенно богатая на северо-западном побережье Северной Америки (полихромные тотемные и намогильные столбы с переплетением реальных и фантастических изображений), Широко были распространены плетение, ткачество, вышивка, изготовление украшений из перьев, керамической и деревянной утвари и фигурок. В росписях известны и фантастические изображения, и богатый геометрический орнамент, и военные и охотничьи сцены (рисунки индейцев Великих равнин на типи , бубнах, щитах, шкурах бизонов). Самобытное искусство индейцев в ряде стран (США, Канада и др.) практически угасло.

Слайд 6

Искусство Центральной Америке ко времени европейской колонизации существовала высокоразвитая художественная культура, уничтоженная завоевателями .Искусство многочисленных племён, находившихся на стадии первобытно-общинного строя, было тесно связано с бытом и материальным производством; оно отразило наблюдения охотников, рыболовов и земледельцев, воплотило их мифологические представления и богатство орнаментальной фантазии. Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши (вигвамы лесных охотников Канады), конические палатки ( типи индейцев Великих равнин Канады и США) из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами и т. д .;; общинные жилища — дощатые дома на северо-западе Северной Америки, крытые корой каркасные «длинные дома» в районе Великих озёр; каменные или сырцовые дома-селения (пуэбло) на юго-западе Северной Америки.

Слайд 7

Жилище

Слайд 8

Торговля В руках вождей и богатых собирались большие запасы продуктов, значительно превышавшие собственные потребности их владельцев. Но в то же время, «хотя обладание продуктами питания и было необходимо для поднятия авторитета семьи, однако сами продукты богатством не считались». Это представление можно объяснить лишь как пережиток тех времен, когда хозяйство велось на общинных началах и пища была коллективной. Поэтому понятие частной собственности не могло совмещаться с представлением об общности продуктов питания.

Слайд 9

Состояние (богатство) приобреталось через обмен продуктов питания на другие предметы, которые накапливались и раздавались на потлачах . В качестве единиц накопления наиболее часто упоминаются шкуры выдры. Дан следующий список объектов, на которые обменивались продукты питания и которые составляли богатство. Это были шкуры лося, накидки из куниц, из выдр, лодки, рабы, медные доски, ложки из рога лося, енотовые шкуры, перламутровые раковины, связки раковинных бус, так наз. вампум, танцевальные накидки и др.

Слайд 10

Языки Индейские языки чрезвычайно раздроблены, количество известных языковых семей достигает 200. Из предлагавшихся лингвистами в различные годы макросеме индейских языков лишь немногие получили надёжную фактологическую поддержку (например, пенутийская гипотеза). Языки на- дене стоят особняком от других индейских языков по своей грамматике и фонетике, и в то же время обнаруживают сходство с енисейскими языками .

Слайд 11

вывод У индейцев Северной Америки было большое хозяйство, они обменивались между собой продуктами и культурными достижениями. У индейцев было керамическое производство, резьба по дереву, плетение, ткачество, вышивка, изготовление украшений из перьев, керамической и деревянной утвари и фигурок. У них было разнообразие языков.

Ни для кого не секрет, что коренными жителями Северной Америки являются индейцы, обосновавшиеся тут задолго до появления белого человека. Первым европейцем, встретившим индейцев, был итальянский мореплаватель Христофор Колумб. Он же и назвал незнакомый народ «индейцами», поскольку полагал, что его корабли достигли Индии. Европейская колонизация, начавшаяся на этих землях после открытия Колумба, вынудила коренное население Америки оставлять свои родные земли и бежать на запад к побережью Тихого океана. Однако колонизаторы с каждым годом продвигались всё дальше вглубь материка. В XIX-XX веках руководство США за бесценок выкупало земли коренного населения и переселяло индейцев в резервации. На сегодняшний день в резервациях проживает около 4 миллионов человек. Поскольку американское правительство закрывает глаза на царящие в резервациях антисанитарию, болезни, нищету и преступность, потомки североамериканских индейцев вынуждены жить в тяжелейших условиях, лишённые элементарных удобств и достойного медицинского обслуживания.

Происхождение индейцев

Ни в одной из стран Северной Америки до сих пор не были найдены останки человекообразных обезьян или доисторических людей. Этот факт говорит о том, что первые люди современного типа пришли в Америку извне. Последние исследования показывают, что коренные народы Северной Америки относятся к монголоидной расе и генетически наиболее близки жителям Алтая, Сибири и Монголии.

История расселения индейцев в Америке

В эпоху последнего ледникового периода началась волна эмиграции из Евразии в Северную Америку. Переселенцы двигались по узкому перешейку, когда-то находившемуся на месте Берингова пролива. Скорее всего, в Америку с разницей в несколько сотен лет прибыли две крупных группы переселенцев. Вторая группа пришла на континент не позднее 9000 г. до н. э., так как примерно в это время ледник стал отступать, уровень Северного Ледовитого океана повысился, и перешеек между Северной Америкой и Сибирью скрылся под водой. В целом же, исследователи не пришли к единому мнению относительно точного времени заселения Америки.

В древности ледник покрывал практически всю территорию современной Канады, поэтому, чтобы не оставаться посреди снежной пустыни, переселенцы из Азии должны были долго двигаться вдоль русла реки Маккензи. В конечном итоге, они выходили на современную границу США и Канады, где климат был намного мягче и плодороднее.

После этого часть переселенцев поворачивала на восток — к Атлантическому океану; часть — на запад — к Тихому океану; а остальные двигались на юг — на территорию современной Мексики, Техаса и Аризоны.

Классификация индейских племён

indian village

Переселенцы быстро обжились на новом месте и постепенно стали терять культурные и бытовые привычки своих азиатских предков. Каждая из групп мигрантов стала приобретать собственные черты и особенности, отличавшие их друг от друга. Это было связано с различиями климатических условий, в которых жили эти народы. Уже в архаический период выделилось несколько основных групп североамериканских индейцев:

  • юго-западная;
  • восточная;
  • жителей Великих равнин и прерий;
  • калифорнийская;
  • северо-западная.

Юго-западная группа

Индейские племена, проживающие на юго-западе материка (Юта, Аризона), отличались самым высоким уровнем развития культуры и техники. К числу проживавших тут народов относились:

  • Пуэбло — один из самых развитых коренных народов Северной Америки;
  • Анасази — культура, родственная пуэбло.
  • Апачи и навахо, поселившиеся в XIV-XV веках на землях, покинутых пуэбло.

В архаическую эпоху юго-запад Северной Америки был плодородным регионом с мягким и влажным климатом, что позволило обосновавшимся здесь пуэбло успешно заниматься сельским хозяйством. Они преуспели не только в выращивании различных агрокультур, но и в строительстве сложных ирригационных систем. Животноводство ограничивалось лишь выращиванием индюков. Также обитателям юго-запада удалось приручить собаку.

Многие культурные достижения и изобретения индейцы юго-запада заимствовали у своих соседей — майя и тольтеков. Заимствования прослеживаются в архитектурных традициях, быте и религиозных воззрениях.

Люди пуэбло селились преимущественно на равнинах, где строились большие поселения. Помимо жилых домов, пуэбло возводили крепости, дворцы и храмы. Археологические находки говорят об очень высоком уровне ремёсел. Исследователи обнаружили здесь множество ювелирных изделий, инкрустированные драгоценными камнями зеркала, великолепную керамику, каменную и металлическую посуду.

Близкая к пуэбло культура анасази обитала не на равнинах, а в горах. Сначала индейцы селились в естественных пещерах, а потом стали вырубать в скалах сложные жилые и культовые комплексы.

Представители обеих культур отличались высоким художественным вкусом. На стены жилищ наносились великолепно выполненные изображения, одежда людей пуэбло и анасази была украшена большим количеством бусин из камня, металла, кости и раковин. Элемент эстетики древние мастера привносили даже в самые простые вещи: плетёные корзины, сандалии, топоры.

Одним из главных элементов религиозной жизни индейцев юго-запада был культ предков. Люди того времени с особым трепетом относились к предметам, которые могли принадлежать полумифическому прародителю — курительным трубкам, украшениям, посохам и т. д. Каждый клан поклонялся своему предку — животному, духу или культурному герою. Поскольку на юго-западе довольно быстро совершился переход от материнского рода к отцовскому, здесь рано сформировался патриархат. Мужчины, принадлежащие к одному клану, стали создавать свои тайные общества и союзы. Такие союзы справляли религиозные церемонии, посвящённые предкам.

Климат на юго-западе постепенно менялся, становясь всё более засушливым и жарким. Местным жителям приходилось прилагать все усилия для того, чтобы добывать воду для своих полей. Однако им не помогли даже самые лучшие инженерные и гидротехнические решения. В начале XIV века началась Великая засуха, затронувшая не только североамериканский континент, но и Европу. Пуэбло и анасази стали переселяться в регионы с более благоприятным климатом, а на их земли пришли навахо и апачи, перенявшие культуру и быт своих предшественников.

Восточная группа

Племена, относящиеся к восточной группе, обитали в районе Великих озёр, а также на обширной территории от Небраски до Огайо. В число этих племён входили:

  • Народы кэддо, потомки которых ныне живут в резервации в Оклахоме;
  • Катоба, в XIX веке выселенные в резервацию в Южной Каролине;
  • Ирокезы — один из самых высокоразвитых, многочисленных и агрессивных племенных союзов в регионе;
  • Гуроны, большая часть которых ныне проживает в Канаде — в резервации Лоретт, и многие другие.

Начало этим народностям дала высокоразвитая миссисипская культура, существовавшая с VIII по XVI век. Входившие в неё племена строили города и крепости, создавали огромные погребальные комплексы и постоянно воевали с соседями. Наличие храмов и гробниц говорит о наличии у этой группы племён сложных представлений о загробном мире и устройстве Вселенной. Свои идеи люди выражали в символике: изображениях пауков, глаз, воинов, соколов, черепов и ладоней. Особое внимание уделялось погребальным церемониям и подготовке умершего к жизни вечной. Результаты археологических раскопок позволяют говорить о неком культе смерти, существовавшем в этом регионе. С ним связана не только пышность погребений местных вождей и жрецов, но и кровавые жертвоприношения, часто практиковавшиеся представителями миссисипской культуры. Особое значение для жителей востока играли промысловые культы, обеспечивающие удачу в охоте и рыбалке.

Также представители восточных племён поклонялись своим тотемам — предкам из животного мира. Изображения тотемных животных наносили на жилища, одежду и оружие. Самым почитаемым зверем на востоке Северной Америки был медведь. Но отдельные племена могли почитать и других животных: хищных птиц, волков, лис или черепах.

Наиболее известный археологический памятник, который оставили после себя индейцы востока — это курганный комплекс Кахокии — одного из самых больших городов в регионе.

Изображение города

По-видимому, племена, жившие на востоке Северной Америке, обладали сложной социальной структурой. Основную роль в жизни племени играли вожди и жрецы. Среди знатных особ существовало нечто вроде вассальной зависимости, определявшей общественную иерархию в Западной Европе. Вожди наиболее богатых и развитых городов подчиняли себе глав более мелких и бедных поселений.

Восток Северной Америки в те времена был покрыт густым лесом, что определило круг основных занятий индейцев из этой группы. Племена жили преимущественно за счёт охоты. Кроме того, здесь довольно быстро стало развиваться сельское хозяйство, хотя и не такими темпами, как на юго-западе.

Жителям востока удалось наладить торговлю с соседними народами. Особенно тесные связи были установлены с обитателями современной Мексики. Взаимовлияние двух культур прослеживается в архитектуре и некоторых традициях.

Ещё до прихода европейцев миссисипская культура стала приходить в упадок. Очевидно, в связи с резким ростом населения, местным жителям стало не хватать земли и ресурсов. Также исчезновение этой культуры может быть связано с Великой засухой. Многие местные жители стали покидать насиженные места, а оставшиеся перестали строить роскошные замки и храмы. Культура в этом регионе значительно огрубела и упростилась.

Жители Великих равнин и прерий

Между засушливым юго-западом и покрытым лесами востоком лежала длинная полоса прерий и равнин. Она простиралась от Канады до самой Мексики. В древности обитавшие тут народы вели преимущественно кочевой образ жизни, но со временем они стали осваивать сельское хозяйство, строить долговременные жилища и постепенно переходить к осёдлости. На Великих равнинах жили следующие племена:

  • Народ сиу, ныне проживающий в Небраске, обеих Дакотах и на юге Канады;
  • Айова, в первой половине XIX века отселённые в резервации Канзаса и Оклахомы;
  • Омаха — племя, едва уцелевшее после разразившейся в XVIII веке эпидемии оспы.

Долгое время индейцы заселяли только восточную часть прерий, где протекало несколько крупных рек, в том числе, Рио-Гранде и Ред-Ривер. Здесь они занимались выращиванием кукурузы и бобовых, а также охотились на бизонов. После того как европейцы завезли в Северную Америку лошадей, образ жизни местного населения сильно изменился. Индейцы прерий частично вернулись к кочевничеству. Теперь они могли быстро перемещаться на большие расстояния и следовать за стадами бизонов.

Помимо вождя, важную роль в жизни племени играл совет, куда входили главы родов. Они решали все ключевые вопросы и отвечали за проведение некоторых религиозных ритуалов. Однако настоящими лидерами племён были не вожди и старейшины, а колдуны. От них зависели погодные условия, численность бизонов, результаты охоты и многое другое. Индейцы прерий верили, что каждое дерево, ручей или животное заключает в себе духа. Для того чтобы добиться удачи или не навлечь на себя беду, нужно было уметь договариваться с такими духами и делиться с ними добычей.

Именно облик жителя Великих равнин лёг в основу растиражированного в медиакультуре образа типичного североамериканского индейца.

Калифорнийская группа

Индейцы Калифорнии

Часть азиатских переселенцев, направлявшаяся на юго-запад, решила не оставаться на равнинах Аризоны и Юты, а продолжила путь на запад, пока не упёрлась в тихоокеанское побережье. Место, куда пришли кочевники, казалось по-настоящему райским: тёплый океан, полный рыбы и съедобных моллюсков; обилие фруктов и дичи. С одной стороны, мягкий климат Калифорнии позволил переселенцам жить, ни в чём не нуждаясь, и способствовал росту численности населения, но с другой стороны, тепличные условия существования негативно сказались на уровне культуры и бытовых навыков местных индейцев. В отличие от своих соседей, они так и не стали заниматься сельским хозяйством и приручением животных, не добывали металлы и ограничивались строительством лишь лёгких шалашей. Мифологию калифорнийских индейцев также нельзя назвать развитой. Представления о строении вселенной и загробного мира были весьма расплывчатыми и скудными. Также местные жители практиковали примитивный шаманизм, преимущественно сводившийся к простому знахарству.

В Калифорнии проживали следующие племена:

  • Модоки, чьи потомки с начала ХХ века находятся в резервации в Орегоне;
  • Кламаты, проживающие ныне в одной из калифорнийских резерваций, и многие другие более мелкие племена.

В середине XIX века в Калифорнию пришёл белый человек, и большая часть проживавших здесь индейцев оказалась истреблённой.

Северо-западная группа

Севернее Калифорнии, на территории современных Вашингтона, Орегона, Аляски и Канады обитали индейцы с абсолютно иным жизненным укладом. Сюда относились:

  • Цимшианы, ныне проживающие на территории США и Канады;
  • Блэкфуты — достаточно многочисленное племя, потомки которого живут в Монтане и Альберте;
  • Салиши — племя китобоев, ныне обитающее в Вашингтоне и Оригоне.

Климат на этих землях был суровым и не пригодным для сельского хозяйства. Долгое время север США и Канада были заняты ледником, но по мере его отступления люди заселяли эти земли и приспосабливались к новым условиям.

Индейцы Лакота в традиционной одежде и западной

В отличие от своих южных соседей, местные жители мудро распоряжались данными им природными ресурсами. Поэтому северо-запад стал одним из богатейших и наиболее развитых регионов на материке. Живущие тут племена добились больших успехов в китобойном промысле, рыбалке, охоте на моржей и животноводстве. Археологические находки свидетельствуют об очень высоком культурном уровне индейцев северо-запада. Они искусно выделывали шкуры, занимались резьбой по дереву, изготавливали лодки и вели торговлю с соседями.

Жилищами индейцам северо-запада служили деревянные срубы из кедровых брёвен. Эти дома богато украшались изображениями тотемных животных и мозаиками из раковин и камня.

В основе мировоззрения местных жителей лежал тотемизм. Общественная иерархия строилась в зависимости от принадлежности человека к тому или иному роду. Животными-прародителями самых крупных кланов были — ворон, кит, волк и бобёр. На северо-западе был высоко развит шаманизм и существовал целый набор сложных культовых обрядов, при помощи которых можно было обратиться к духам, наслать порчу на врага, исцелить больного или получить удачу в охоте. Кроме того, среди индейцев северо-запада распространены представления о реинкарнации предков.

Поскольку основным источником богатств и пропитания для индейцев северо-запада был океан, Великая засуха XIII-XIV веков никак не отразилась на их повседневной жизни. Регион продолжал развиваться и процветать вплоть до появления здесь европейцев.

Из всех североамериканских племён наиболее ревностно к своим традициям относятся именно коренные жители северо-запада. В этом регионе до сих пор сохраняются многие народные промыслы, праздники и религиозные церемонии.

Какие пытки обожали ирокезы? Какое племя в Северной Америке было самым развитым? Как вождь-партизан апачей стал шоуменом? Правда ли, что предки Обамы и Джонни Деппа — индейцы чероки? Мы расскажем обо всем этом, и даже больше.

Ирокезы

Сами ирокезы называют себя «ходинонхсони», а слово «ирокезы» взято из языка соседних алкгонкин и означает «гадюки». Как нетрудно догадаться, эти племена враждовали и ненавидели друг друга. Ирокезы интересны тем, что к приходу европейцев были самым развитым племенем на территории современных США: они занимались простеньким подсечно-огневым земледелием, знали разные ремесла и при этом были не дураки в том, что касается политики.

В каком-то смысле ирокезы создали прообраз современных Штатов: их конфедерация из пяти племен обладала сложной, развитой и при этом демократичной системой управления. А самое интересное — у ирокезов был матриархат, и это действительно необычно для индейцев. После свадьбы мужчина уходил в семью жены и брал ее фамилию; женщины заседали в совете конфедерации и вообще без всякого преувеличения решали судьбу племени.

Современный дед-ирокез

При этом к приходу европейцев матриархат уже испытывал кризис: воины и воинская элита стремительно набирали силу и власть. К концу XVII века ирокезы, которые и так не были пацифистами и воевали со всеми подряд, пошли в мощное наступление. Изначально они проживали на востоке Великих Озер, но после череды успешных кампаний заняли все прилегающие территории. Ирокезы хотели стать монополистами в торговле мехом и действовали очень жестко.

Ирокезы до завоеваний (отмечены розовым) и после (отмечены оранжевым)

В захватнических воинах они активно использовали геноцид и просто убивали всех, кто занимал соседние земли. Любимая тактика ирокезов — ворваться на территорию противника во время уборки урожая, начать убивать женщин, а когда мужчины племени поспешат на помощь, напасть из засады.

Ирокезы также прославились тем, что активно использовали пытки и «развлечения с пленными». Их любимая игра-казнь выглядела так: голова еще живого человека привязывалась к туго натянутой ветке, а потом ему резко перерубали горло. Ветка работала как праща и закидывала голову довольно далеко. Если бы олимпийские виды спорта придумали ирокезы, то это была бы коронная дисциплина.

Интересные факты:

  • Ирокезы не носили соответствующую прическу — она была родовой только для одного племени конфедерации, мохоков.

  • Название «Канада» происходит из языка северных ирокезов и означает «Село».

  • Ирокезы всегда ставили не на тех парней: их союзниками всегда была та нация, которой суждено было проиграть войну. Сначала голландцы, потом французы, а во время войны за независимость США — британцы. Быть союзником ирокезов — плохая примета.

Гуроны

Гуроны — ближайшие соседи и родственники ирокезов и, как следствие, — их самые главные враги. Гуроны не отставали от ирокезов: у них существовала конфедерация племен, и они тоже мечтали стать монополистами в торговле мехом. Гуроны были не дураки повоевать, но на фоне своих врагов выглядели как хиппи: они были практически вегетарианцами, ели в основном маис и бобы, а по праздникам — мясо ритуально приготовленных собак.

Гуроны сделали ставку на французов, и поначалу это дало им преимущества, но в результате обернулось катастрофой. Во-первых, французы с неохотой давали индейцам огнестрельное оружие, а во-вторых, в ходе активной миссионерской деятельности принесли болезни.

В результате эпидемия чумы или оспы унесла жизни половины гуронов, начался тотальный коллапс и массовый голод. Этим воспользовались ирокезы — они вырезали остатки соседей, заняв их земли. Гуроны практически исчезли с лица земли, конфедерация некогда крупнейшего племени была уничтожена, и они были вынуждены бежать кто в Канаду, кто далеко на юг, в прерии.

Гравюра: укрепленный поселок гуронов

Интересный факт:

Гуроны славились как мастера обороны, они строили довольно серьезно укрепленные крепости с вышками и галереями и быстро поняли пользу аркебуз в обороне форта.

Чероки

Военная раскраска чероки

Индейцы чероки входили в группу так называемых «пяти цивилизованных племен»: они очень долго и упорно воевали с европейцами, но в результате приняли христианство, переняли их культуру и преуспели в фермерстве и ремеслах. К сожалению, правительство США, еще недавно лояльное этому племени, насильно выселило их на неплодородные земли.

Во время миграции погибло множество чероки, а по прибытии они обнаружили себя на пустошах почти без средств к существованию. Эта история получила у индейцев название «Дорога слез».

Современные чероки

Чероки создали собственную уникальную письменность, взяв идею у европейцев. Вождь Секвойя, понявший силу написанного слова, но не владевший грамотой, разработал собственную буквально с нуля. Более того, он провел кампанию по распространению своей письменности, и уже на его веку около 90% всех взрослых чероки умели читать и писать.

Интересные факты:

  • Большинство записей Секвойи не сохранились, так как их сожгла его жена, искренне убежденная в том, что ее муж одержим злыми духами.

  • Известные люди, в которых течет кровь чероки: Барак Обама, Джонни Депп, Квентин Тарантино, Элвис Пресли и даже Джими Хендрикс.

Пуэбло

Современные пуэбло являются потомками старинного и пришедшего в упадок народа анасази, который особенно интересен тем, что был довольно цивилизованным, в отличие от большинства североамериканских индейцев. Начав оседлую жизнь в VIII веке, уже к X-XII векам они испытывают культурный взлет, строят поразительные крепости и поселения в скалах и проявляют себя как прекрасные торговцы и земледельцы.

Однако золотой век анасази прошел, и выяснилось, что их культура возникла в очень неудачное время: за климатическим пиком произошел резкий спад, и местность из цветущей превратилась в пустынную. Древние пуэбло пришли в упадок, были атакованы кочевыми племенами и оказались практически уничтожены. Судя по раскопкам, голод привел к массовому каннибализму, а умерших было столько, что некому было их хоронить.

Интересные факты:

  • Пуэбло строили хорошо защищенные каменные башни. Индейцы навахо переняли эту технику и сами начали возводить такие башни, которые теперь носят название «пуэблито». Разрушить их проблематично даже из пушек, в чем убедились испанцы.

  • В стратегии American Conquest (от создателей тех самых «Казаков») пуэбло не строят отдельные здания — вместо этого у них есть один пятиэтажный хорошо укрепленный город-крепость, что, в общем-то, исторически достоверно.

Апачи

Апачи — типичные индейцы Великих Равнин. С появлением европейцев они очень быстро поняли преимущества верховой езды и активно использовали ее для охоты на бизонов. Кстати, ирония в том, что лошади происходят именно из Америки, однако к приходу туда человека в этой части света они уже успели исчезнуть. Так что европейцы, сами того не зная, привезли коней на историческую родину.

Апачи были непримиримыми борцами с европейцами и попортили много крови колонизаторам. Достаточно сказать, что символом всего индейского сопротивления стал именно предводитель апачей Джеронимо. Уже после того, как сопротивление индейцев было сломлено, он продолжал вести партизанскую войну и делал это долгих 25 лет. В конце концов ему пришлось сдаться властям США, но те не казнили его, а сделали чем-то вроде бренда. Джеронимо возили по выставкам, он раздавал свои фотографии, много позировал для фотографов и даже заимел собственного биографа.

Джеронимо

Интересный факт:

В конце XIX — начале XX веков во Франции существовала криминальная субкультура, «апаши», названная так в честь апачей. Кроме стандартного разбоя, хулиганства и дебошей они отличались тем, что создали свой собственный узнаваемый стиль. Апаши носили особую одежу — красные пояса, жеваные рубахи и желтые сапоги — у них были свои жесты, особые татуировки и так далее.

Они же создали свое собственное фирменное оружие: кастет, совмещенный с ножом и револьвером, который на самом деле оказался редкостным хламом. Другое их изобретение — собственный танец, названный в честь них же. Танец «Апаш» отличался буйством и метафорически изображал одновременно соитие и драку между мужчиной и женщиной.

Апачи-индейцыАпачи-французские гопники

Конечно, мы не упомянули очень много интересных племен и историй. К примеру, пришлось упустить всю центральную и южную Америку, восстание индейцев под предводительством Понтиака, а также множество фактов о религии и современном состоянии индейцев и многое, многое другое. Тема слишком необъятна для одной статьи, но мы обещаем когда-нибудь вернуться к ней и рассказать не меньше удивительного.

Индейцы

Индейцы

Численность и ареал

Всего: 75 000 000 (1 % населения Земли)

Мексика Мексика:
10,1 млн

Боливия Боливия:
7 млн

Перу Перу:
6 млн

Гватемала Гватемала:
5,4 млн

Эквадор Эквадор:
3,4 млн

США США:
2,5 млн

Колумбия Колумбия:
1,4 млн

Канада Канада:
1,2 млн

Бразилия Бразилия:
700 000

Чили Чили:
692 000

Аргентина Аргентина:
600 000

Венесуэла Венесуэла:
524 000

Никарагуа Никарагуа:
443 847

Панама Панама:
204 000

Парагвай Парагвай:
95 235

Сальвадор Сальвадор:
~70 000

Коста-Рика Коста-Рика:
60 000

Белиз Белиз:
~50 000

Пуэрто-Рико Пуэрто-Рико:
~20 000

Суринам Суринам:
5000

Язык

индейские языки

Коренные народы Америки. Илл. из шведской энциклопедии Nordisk familjebok, 1904 г. Пояснения к схеме: принадлежность к племени.

1. Алеуты
2. Тлинкиты
3, 4. Инуиты (эскимосы, женщина и мужчина)
5. Ковичины (район Ванкувера)
6. Кроу
7. Черноногие
8. Оджибвеи
9, 10. Пайюты (женщина и мужчина)
11. Шошоны
12. Сиу
13. Пауни
14. Манданы
15. Апачи
16. Пуэбло
17. Мешика (Мексика)
18. Майпуре
19. Камбеба
20. 21. Ботокуды (мужчина и женщина)
22. 23. Тукуна (мужчина и женщина)
24. Миранья
25. Перуанец из Серро-де-Паско
26. Чилиец-креол с острова Чилоэ
27. Кечуа
28. Абипоны
29. Мохо (Боливия)
30. Пуэльче (Аргентина)
31. Патагонец
32. Арауканец
33. Огнеземельцы

Инде́йцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и других) конца XV века, считавших открытые ими заатлантические земли Индией.

По антропологическому типу индейцы принадлежат к американоидной расе. В настоящее время существует около 1 тысячи индейских народов, а в конце XV века было около 2200. Общая численность индейцев в Латинской Америке к началу 1990-х годов составляла 35-40 миллионов человек, в США в XX веке — более 1,5 миллиона., а в Канаде — 500 тысяч индейцев и 30 тысяч эскимосов.

История

См. также: Палеоиндейцы

Современные индейцы и эскимосы генетически близки жителям Азии. В частности, согласно данным генетических исследований Мичиганского университета, генотипы ряда индейских племён близки к генотипам некоторых народов Сибири. Это подтверждает гипотезу о том, что предки современных индейцев и эскимосов переселились в Америку из Азии. Одним из предполагаемых путей переселения считается так называемый «Берингийский мост» — древний широкий перешеек между Америкой и Азией на месте нынешнего Берингова пролива, исчезнувший более 12 тыс. лет назад. Миграция продолжалась в промежутке между 70 тыс. лет до н. э. и 12 тыс. лет до н. э. и имела несколько независимых друг от друга волн. Согласно генетическому исследованию 2018 года число первых переселенцев из Сибири в Америку было около 250 человек. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.

Международная группа исследователей (в которую входили сотрудники Института цитологии и генетики СО РАН), исследовавшая митохондриальные ДНК и Y-хромосомы современных обитателей Алтайского края, пришла к выводу, что генетической родиной первых американцев следует считать Алтай. Примерно 20—25 тыс. лет назад оттуда, по всей видимости, вышли предки индейцев (а также, вероятно, чукчей, коряков и др.), расселившиеся по Сибири и в конечном итоге добравшиеся до Америки. В Y-хромосоме южных алтайцев исследователи обнаружили уникальные мутации, присутствующие в ДНК коренных американцев и известные как гаплогруппа Q. Взгляд со стороны митохондриальной ДНК (исследование гаплогрупп C и D у южных алтайцев и гаплогруппы D у северных алтайцев), дал аналогичные результаты.

До европейской колонизации (началась в XV веке) большинство племён Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общиннородового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, многие племена бассейна р. Амазонка и др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки, многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Индейцы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами.

Культура

В Северной Америке проживало около 400 племён индейцев. Все они говорили на разных языках и если имели письменность, то только пиктографическую. Однако в 1826 году вождь племени чероки — Секвойя создал слоговую азбуку чероки, а в 1828 начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке чероки. Степные индейцы пользовались пиктографическим письмом. Также существовали межплеменные жаргоны, к которым относят общий торговый язык чикасо — «мобиле». Некоторые племена широко пользовались «языком сигналов» или «языком жестов». Основными инструментами языка сигналов являлись условные передвижения пешком или верхом, зеркала. Для общения использовались и вампумы, которые при необходимости служили индейцам в качестве денег.

Хозяйство индейцев диктовалось условиями климата и местности, где они проживали, а также уровнем их развития. Индейцы занимались охотой, собирательством, а оседлые племена к тому же занимались земледелием. В северных районах индейцы охотились на морского зверя. С появлением европейцев на континенте у индейцев появились лошади и огнестрельное оружие, которые сделали охоту на бизонов более лёгкой и быстрой. Весьма распространённым продуктом питания являлся пеммикан, приготовлением которого занимались исключительно женщины.

Индейцы выращивали сельскохозяйственные культуры и разводили домашних животных (в первую очередь это характерно для цивилизаций Мексики и Южной Америки).

Шаман перуанской народности урарина, 1988 год.

Религиозные верования индейцев в прошлом — различные родоплеменные культы (шаманизм, культ личных духов-покровителей, пережитки тотемизма и др.). У современных индейцев эти культы сохранились лишь у племён, живущих в отдалённых и малодоступных районах Америки (бассейн р. Амазонка и др.), большинство же индейцев восприняло христианство: в Южной Америке главным образом католицизм, а в Северной Америке преимущественно различные направления протестантизма.

Также встречаются и индейцы-иудеи, что в своё время дало развитие псевдо-гипотезе об иудейском происхождении индейцев. Об этом упоминает Милослав Стингл в книге «Индейцы без томагавков». Одну такую индейскую отомийскую деревню (Вента Приета в Центральной Мексике) посетил Эгон Эрвин Киш и рассказал о ней в своей книге «Находки в Мексике» («Objevy v Mexiku»), в главе «Звезда Давида над индейской деревней». Индейцы, а ещё чаще метисы (особенно в Мексике) воспринимали веру Моисееву от еврейских жителей латиноамериканских городов, когда те в пору антисемитских погромов укрывались в индейских деревнях.

Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так и Центральной и Южной Америки возникла задолго до контакта с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразны. При этом ни одна доколумбова культура не имела гончарного круга, (что можно связать с отсутствием у индейцев колеса). По этой причине все известные археологам и этнографам виды индейской керамики вылеплены вручную с использованием ряда традиционных технологий: скульптурного моделирования, лепки по форме или каркасу, лепки из глиняного шнура, формовки лопаткой. Помимо керамических сосудов, различные индейские культуры изготавливали также глиняные статуэтки, маски, другие ритуальные предметы.

В палеоиндейский период — комплексы Ненана и Денали на Аляске (палеоарктическая традиция). Начиная с архаического периода Арктику заселяют пришедшие с более поздней волной миграции представители арктической расы: алеуты, инуиты, инупиаты и юпики.

> Субарктика Основная статья: Индейцы Субарктики > Калифорния Основная статья: Индейцы Калифорнии

Искусство

См. также: Живопись индейцев

В Центральной Америке и в области Анд ко времени европейской колонизации существовала высокоразвитая художественная культура, уничтоженная завоевателями (см. Мексика, Гватемала, Гондурас, Панама, Колумбия, Перу, Боливия, Ацтеки, Инки, Майя, Миштеки, Ольмекская культура, Сапотеки, Тольтеки).

Искусство многочисленных племён, находившихся на стадии первобытно-общинного строя, было тесно связано с бытом и материальным производством; оно отразило наблюдения охотников, рыболовов и земледельцев, воплотило их мифологические представления и богатство орнаментальной фантазии.

Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши (вигвамы лесных охотников Канады), конические палатки (типи индейцев Великих равнин Канады и США) из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами и т. д.; глиняные или каменные хижины в горных районах Южной Америки; общинные жилища — дощатые дома на северо-западе Северной Америки; крытые корой каркасные «длинные дома» в районе Великих озёр; каменные или сырцовые дома-селения (пуэбло) на юго-западе Северной Америки.

Резьба по дереву, особенно богатая на северо-западном побережье Северной Америки (полихромные тотемные и намогильные столбы с переплетением реальных и фантастических изображений), встречается и у ряда южноамериканских племён. Широко были распространены плетение, ткачество, вышивка, изготовление украшений из перьев, керамической и деревянной утвари и фигурок. В росписях известны и фантастические изображения, и богатый геометрический орнамент, и военные и охотничьи сцены (рисунки индейцев Великих равнин на типи, бубнах, щитах, шкурах бизонов). Самобытное искусство индейцев в ряде стран (США, Канада, Уругвай, Аргентина и др.) сегодня почти угасло; в других странах (Мексика, Боливия, Гватемала, Перу, Эквадор и др.) оно стало основой народного искусства колониального периода и нового времени.

Калифорнийские индейцы. 1916 год.

Вклад индейцев в мировую цивилизацию

См. также: Колумбов обмен

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 ноября 2018 года.

Народы мира переняли от индейцев возделывание кукурузы (маиса), картофеля, томата, подсолнечника, маниока, какао, хлопчатника (также был известен в Индии, но индийские виды сейчас намного менее распространены), табака, перца, фасоли, арахиса, агавы, ряда видов бобовых, кабачков и других культур.

Распространение картофеля в Евразии значительно сократило голод (включая регионы, где погодные условия нестабильны или затруднено земледелие, в том числе Камчатка и Гималаи); в дальнейшем кукуруза помогла создать стабильную кормовую базу для скота.

Индейцы разводили домашних животных, из которых ныне широко распространены домашняя индейка и морская свинка. Среди птиц, одомашненных индейцами, — мускусная утка. Они приручали попугаев ара, использовали в качестве вьючных животных и для шерсти лам и альпак (ныне разводятся, в первую очередь, ради шерсти), а также разводили несколько пород собак, некоторые из которых прекратили существование, тогда как другие продолжают культивироваться в разных странах.

Некоторые традиционные индейские культуры были вытеснены культурами Старого Света, например, ангурия — огурцом.

После фундаментальных открытий в психологии и социологии к культуре индейцев стремительно возрос интерес. Французские антропологи Леви-Брюль и Леви-Стросс через призму индейцев исследовали сознание современного человека. Карл Густав Юнг и его последователи (Джозеф Кэмпбел) занимался исследованием подсознательного и архетипов на базе индейских мифов. Свою роль в популяризации индейской культуры сыграли исследователи наркотических состояний Гроф, Кастанеда и другие. На волне психоделической революции интерес к традиционным культурам индейцев, где широко использовались галлюциногены, существенно возрос.

Североамериканские индейцы как источник образов сильно повлияли на романтическое направление в литературе и кинематографе.

Культурно-исторические области

Основная статья: Культурные ареалы Америки

Северная Америка

Окипа — церемония инициации молодых манданов. Художник — Джордж Кэтлин, около 1832 г.

К началу европейской колонизации в Америке сложилось несколько культурно-исторических областей:

  1. арктическая область морской охоты (эскимосы и алеуты);
  2. Индейцы Субарктики — север Канады и внутренняя часть Аляски — алгонкинские и атапаскские племена, основной источник существования которых — охота на оленя-карибу и рыболовство;
  3. Индейцы Северо-западного побережья, специализировавшиеся в рыболовстве и морской охоте (хайда, тлинкиты, вакаши, салиши и др.);
  4. Индейцы Калифорнии, которые были собирателями желудей, занимались охотой и рыболовством;
  5. Индейцы Вудленда и индейцы Юго-востока США (восточная части нынешней территории США) — племена оседлых земледельцев (восточные алгонкины, ирокезы, крики);
  6. Индейцы Великих равнин — после открытия Америки в степной зоне сложилась культура конных охотников на бизонов (сиу-лакота, черноногие, сарси, гровантры, ассинибойны, кроу, осейджи, канза, манданы, хидатса, арикара, арапахо, шайенны, кайова, кайова-апачи, команчи, липаны, пауни, кэддо, уичита);
  7. Индейцы Юго-запада США (современные штаты Нью-Мексико, Аризона, Юта, Колорадо) — здесь была область развитого земледельческого хозяйства с применением искусственного орошения (пуэбло, пима); здесь же после колонизации возникла скотоводческая культура навахо, заимствовавших многое у соседних земледельческих племён;
  8. Индейцы Плато;
  9. Индейцы Большого бассейна.

Средний размер семей у индейцев Северной Америки до контактов с европейцами и завоза заразных болезней оценивается в 7,5 человек. У Pamah Навахо юго-запада США рождаемость оценивается в 6,5 детей на среднюю женщину в 1844—1894 годах. Согласно исследованию 1894 года по выборке из 577 чистокровных индейских женщин старше 40 лет было в среднем по 5,9 детей на одну женщину, а по выборке из 141 женщин-полукровок старше 40 лет было в среднем 7,9 детей на одну женщину. На 2001 год рождаемость у американских индейцев составляла 1,75 СКР.

Латинская Америка

Первая часть книги «Хроника Перу», впервые описывающая этносы Южной Америки (1553)

  1. Наиболее значительного развития в доколумбовой Америке достигли индейцы Центральной Америки и Анд. В этих районах преобладало земледельческое хозяйство с различными системами земледелия от подсечно-огневой (майя) и до сложной орошаемой (ацтеки) и террасной (Империя Инков); издревле выращивались маис, бобовые, тыква, подсолнечник, какао, агава, табак, хлопчатник, в Андах — картофель. Здесь начали развиваться скотоводство (лама и альпака в Андах) и металлургия. Сложились очаги высокой культуры, возникли крупные рабовладельческие города-государства.
  2. В тропических частях Южной Америки (бассейны Амазонки и Ориноко и Бразильское плоскогорье) обитали племена, занимавшиеся мотыжным земледелием (культивировали преимущественно маниок и маис), а также индейцы, жившие охотой и собирательством (араваки, карибы, тупи-гуарани, же).
  3. Много общего с культурой индейцев североамериканских степей имели охотничьи племена аргентинской Пампы и Патагонского плоскогорья, ставшие в XVII—XVIII веках конными охотниками на гуанако (с помощью лассо и бола).
  4. На крайнем юге Южной Америки и на островах Огненной Земли местные индейцы (она, ямана, алакалуфы) вели полукочевую жизнь примитивных рыболовов, охотников, собирателей морских моллюсков.

Рождаемость в традиционных мезоамериканских обществах оценивается в 55—70 рождений на тысячу населения или 8,8 детей на одну женщину, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 15—20 лет и скорость роста в 0,5 % за год. Такая высокая рождаемость сохранялась длительное время. Уже в 19 веке рождаемость составляла 8,5 детей на женщину в Чиапасе и Мехико, а в 1990 году не посещавшие школу мексиканские женщины имели в среднем по 7,5 детей. У Аймара Чили рождаемость оценивалась в 6,9 детей на среднюю женщину старше 45 лет в 1965—1966 годах, у Чёрных карибов в 5,4 детей на среднюю женщину в 1954—1955 годах, у Каинганг Бразилии в 6,1 детей на среднюю женщину старше 45 лет в 1958 году, у Мартинигуэ в 5,4 детей на среднюю женщину в период 1914—1928 годы, у Терена Бразилии в 5,5 детей на среднюю женщину в 1955—1960 годах, а у Яномамо Венесуэлы в 8,2 детей на среднюю женщину в 1964—1972 годах.

Колонизация

Уменьшение населения Мексики в результате различных эпидемий в ранний колониальный период. Индейские резервации в Бразилии.

Европейская колонизация прервала естественный ход развития индейцев. Большое число индейцев Северной Америки умерли от болезней, к которым у них не было иммунитета, а также было истреблено колонизаторами, многие племена переселены из традиционных мест обитания в резервации США и Канады.

В середине XVI века в результате эпидемии «европейской» болезни — брюшного тифа — умерло около 15 млн ацтеков, то есть более 80 % населения Мексики на тот период.

Торговля с колонизаторами усилила конкуренцию между индейскими племенами, что привело к кровавым междоусобным бобровым войнам в XVII веке.

В 1830 году, согласно Закону о переселении индейцев, принятому Конгрессом США, индейцы Атлантического побережья были депортированы в Оклахому, где основная их масса погибла от голода и эпидемий. По официальным подсчётам Бюро переписи населения США, в Индейских войнах в период между 1775 и 1890 годами погибло 45 000 индейцев. Численность индейцев, населявших нынешнюю территорию США и Канады, сократилось с 2—4 миллионов в период до начала масштабной европейской колонизации до 200 тысяч к началу XX века. Только на крайнем севере материка местные индейцы продолжают вести традиционную полукочевую жизнь: они занимаются звероловством и сильно зависят от скупщиков пушнины. Значительная часть индейцев США была ассимилирована американцами. В Латинской Америке многие племена индейцев также были уничтожены (индейцы Вест-Индии, Уругвая, Аргентины). Лишь незначительная часть индейцев сохранила свой культурно-бытовой уклад (в глухих районах бассейна реки Амазонки, где ныне имеется несколько десятков общин, живущих без контактов с внешним миром). В целом ряде латиноамериканских стран индейцы явились важным компонентом сложения современных наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы, перуанцы и др.). В некоторых странах языки индейцев бытуют наряду с испанским (кечуа — в Перу, Боливии, Эквадоре; гуарани — в Парагвае, где он является вторым официальным языком).

Примечания

  1. Индейцы // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  2. В. П. Максаковский Географическая картина мира. Тема 5 Латинская Америка. 101. Формирование этнической карты Латинской Америки.
  3. В. П. Максаковский Географическая картина мира. Тема 4 Северная Америка. 76. Миграция в США и формирование американской нации.
  4. В. П. Максаковский Географическая картина мира. Тема 4 Северная Америка. 94. Национальные проблемы в Канаде.
  5. Washington ProFile — International News & Information Agency «Сибирские индейцы» Прочитано 2007-11-27
  6. Новости NEWSru.com Учёные из США подтвердили гипотезу: индейцы переселились в Америку из Сибири Прочитано 2007-11-27
  7. Генетики получили убедительные доказательства того, что предками американцев были выходцы из Восточной Сибири — Газета. Ru | Наука
  8. Nelson J.R. Fagundes et al. How strong was the bottleneck associated to the peopling of the Americas? New insights from multilocus sequence data (англ.) // Genetics and Molecular Biology : journal. — 2018. — Vol. 41, no. 1 suppl. 1. — P. 206—214. — DOI:10.1590/1678-4685-gmb-2017-0087.
  9. Цифры и факты (рус.) // Наука и жизнь. — 2018. — № 9. — С. 48.
  10. Родиной американских индейцев следует считать Алтай
  11. Manitou and Providence: Indians, Europeans, and the Making of New England, 1500—1643 страница 26
  12. Natural Human Fertility Авторы: Peter Diggory
  13. Reprinted from the Popular Science Monthly for October 1894 THE HALF-BLOOD ENDIAN. AN ANTHROPOMETRIC STUDY. FRANZ BOAS.
  14. Дэвид КОУЛМЕН. Третий демографический переход. Пример США // Демоскоп Weekly : сайт. — 2007. — 3 — 16 сентябрь (№ 299—300).
  15. The Peopling of Mexico from Origins to Revolution Robert McCaa
  16. Natural Human Fertility Авторы: Peter Diggory
  17. Ученые установили возможную причину, по которой умерли 15 млн ацтеков в XVI веке, republic.ru, 16 января 2018
  18. Индейцы // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  19. Самый мощный бэби-бум в истории зафиксирован у индейцев
  20. Высокий уровень рождаемости выявлен у древних культур юго-запада Северной Америки с 500 по 1300 гг.
  21. Giovanni da Verrazzano Letter to King Francis 1 of France 8 July 1524

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *