Индепенденты это в Англии

(от англ. independent — независимый) — приверженцы религ.-церк. течения, представляющего одно из направлений протестантизма; в период англ. бурж. революции 17 в. — политич. партия, выражавшая интересы и политич. требования радикального крыла буржуазии и нового, обуржуазившегося дворянства, возглавлявшаяся О. Кромвелем.

=====

В качестве религ.-церк. течения И. (др. назв. — браунисты, по имени основателя — Р. Брауна, конгрегационалисты, сепаратисты) оформились в Англии в 80-90-х гг. 16 в. как лев. крыло англ. пуритан (кальвинистов) и в то же время складывавшейся бурж.-дворянской оппозиции абсолютизму и господств. англиканской церкви. И. решительно отвергали всякую церковь, берущую свое начало от гос-ва. В противовес прав. крылу пуританизма — пресвитерианам, с их единообразной по форме богослужения и организации церковью, И. выступали за полную автономию каждой общины верующих — конгрегации, считая ее авторитарной, самоуправляемой и полностью независимой, в т.ч. и в толковании догматов веры, от к.-л. земных властей, полностью отвергая к.-л. принуждение в делах веры. Церковь И. не была единой по вероучению и культу. Под этим назв. скрывалось множество общин, различавшихся не только религ. воззрениями, но, что самое важное, — социально-политич. устремлениями верующих. В наст. время И. (конгрегационалисты) как религ. течение имеют наибольшее распространение в США (куда первая партия «отцов-пилигримов», спасавшихся от религ. преследований в Англии, прибыла в 1620, основав первое англ. поселение на С. — на терр. шт. Массачусетс). И. имеются также в Великобритании, ее нек-рых б. доминионах и колониях, в Нидерландах, Швеции. С 1891 существует Междунар. совет конгрегационалистов (International Congregational Council) с руководящим центром в Лондоне.

=====

Как политич. партия периода англ. революции 17 в. И. составляли радикальное крыло в лагере парламента и возглавили с началом гражд. войны восстание против абсолютизма Стюартов. Отражая на том этапе революции в известной мере чаяния широких нар. масс и опираясь на парл. армию, И. стремились добиться скорейшей победы над роялистами. Олицетворением этой политики в годы гражданской войны явилась деятельность О. Кромвеля. И. выступали против пресвитерианской политики принуждения в вопросах совести, за выдвижение на командные должности в армии всех, кто проявил способность, независимо от сословной и церк. принадлежности. Под знаменем И. в те годы собрались все решит. враги роялистов, но в то же время приверженцы весьма различных религ. и социально-политич. воззрений. После воен. победы над королем (1646) в рядах И. произошло политич. размежевание. Бурж.-дворянские элементы во главе с Кромвелем (их в народе прозвали «шелковыми» И., по одежде) считали революцию в основном законченной. Демократические элементы выступили против Кромвеля и его приверженцев, создав самостоятельную партию левеллеров. Под натиском народных низов «шелковые» И. вынуждены были после упорной борьбы пойти на решительную ломку «традиционной англ. конституции» (казнь короля Карла I и уничтожение палаты лордов). Индепендентская республика (1653) с ее вакханалией зем. спекуляций и наживы, засильем новых бурж. собственников, разгромом демократич. движения левеллеров и диггеров воочию раскрыла социально-политич. сущность И. См. также Английская буржуазная революция 17 века.

=====

=====

M. А. Барг. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. Индепенденты — Или конгрегационалисты — широко распространенная, главным образом в Англии и Америке, вероисповедная группа, к которой принадлежат представители нескольких сект, считающих… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Индепенденты — (англ. independents, буквально — независимые) приверженцы религиозно-церковного течения, представляющего одно из направлений протестантизма; в период английской буржуазной революции 17 века (См. Большая советская энциклопедия
  3. индепенденты — – одна из ветвей протестантской церкви, не признающая епископов. Большой словарь иностранных слов
  4. Индепенденты — Протестантская ересь, возникшая в среде наиболее радикально настроенных пуритан. Приверженцы этого движения образовали партию, которая выражала интересы средней буржуазии и нового дворянства времен английской буржуазной революции XVII века Краткий религиозный словарь
  5. ИНДЕПЕНДЕНТЫ — ИНДЕПЕНДЕНТЫ (англ. independents, букв. — независимые) — приверженцы одного из течений протестантизма в Англии и ряде других стран (то же, что конгрегационалисты). Оформились в кон. 16 в. как левое крыло пуритан. В период Английской революции… Большой энциклопедический словарь

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая12

В манифесте «Главы (основы) предложе­ний, исходящих от армии” от 1 августа 1647 г. предлагалось созывать парламент раз в два года, формулировались новые начала представи­тельства в парламент (принцип равенства или пропорции в предста­вительстве графств и других подразделений королевств, учет уплаты налогов для кандидатов, свобода выборов). Предлагалось уточнить и оградить права и вольности членов палаты общин, установить, в ча­стности, свободу высказывания мнений: «…ни один ее член не дол­жен подвергаться за то, что он высказал или как проголосовал в па­лате, какому-либо взысканию, большему, чем исключение его из этой палаты”.

Намечалось также упразднить Тайный совет и заменить его Госу­дарственным советом, члены которого назначались бы королем на определенный срок, но из списка кандидатов, составляемого ниж­ней палатой. Та же процедура предлагалась для назначения шерифов и мировых судей. Здесь содержалась одна из первых формул прин­ципа свободы — не отвечать на вопросы следователей, могущих по­влечь самообвинение: «Должно быть издано установление, что никто не может быть принуждаем путем наказания или иным способом от­вечать на вопросы, клонящиеся к обвинению самого себя или своих ближайших родственников в уголовных деяниях”.

Народное соглашение

28 октября был представлен еще один проект — под названием Народное соглашение, В котором провозглашалось в качестве программных целей установ­ление «прочного и скорого мира на основе общего права». В нем также объявлялось следующее:

1) необходимо справедливое распределение числа представителей английского народа от графств, городов и местечек;

2) полномочия парламента как представителей народа отныне должны быть подчинены лишь их избирателям и простираться на «установление и упразднение должностей судов, увольнение и над­зор за чиновниками и должностными лицами всякого ранга, на объ­явление войны и мира»;

3) «право законодательствовать в религиозной области и относи­тельно способа богослужения не передается нами вовсеникакой че­ловеческой власти, так как мы не можем уступать или превысить, без допущения греха, ни буквы в том, что наша совесть признает Божьей волей. Однако способ публичного наставления нации пре­доставляется компетенции представителей при условии, что не будет применено принуждение”;

4) «несовместимо с нашими свободами быть принуждаемым или насильственно привлекаемым к военной службе во время войны. Поэтому мы не позволяем делать такое привлечение нашим предста­вителям… Так как деньги (нерв войны) находятся в их распоряже­нии, они никогда не будут ощущать недостатка в необходимом ко­личестве пригодных людей, готовых вербоваться для справедливого дела”;

5) формулировался принцип равенства всех перед законом: «…все изданные или имеющие быть изданными законы будут обязательны для каждого. Никакое различие в держании, собственности, пожало­вании, звании или положении не дает права на изъятие от обычной юрисдикции, которой подчинены остальные”;

6) цель законов — безопасность и благополучие народа: «подобно тому как законы должны быть равными для всех, так они должны быть и спасительными и явно не противоречащими безопасности и благополучию народа”;

7) все перечисленные права — это «наши прирожденные права”, которые «мы согласились и решили защищать всеми нашими сила­ми против всякого противодействия, откуда бы оно ни исходило”.

Наличие в армейских кругах двух политических платформ — грандов (высшие офицерские слои) и левеллеров (средний и млад­ший состав) — свидетельствовало об обострении внутренних проти­востояний и размежеваний в армии и обществе. Кромвель и его сто­ронники считали проект левеллеров невыполнимым, поскольку он противоречит традициям и характеру английскому (на самом деле левеллеры взывали и к традициям, в частности к «примеру наших предков, кровь которых часто текла напрасно для восстановления вольностей»). Особенно упорно сопротивлялись гранды введению всеобщего избирательного права, справедливо усматривая в нем уг­розу наступления демократии: она, как констатировал еще Аристо­тель, обеспечит власть бедным, которые начнут после прихода к вла­сти делить собственность богатых. К такому выводу склоняло и само название оппозиционной группировки — «уравнители». Последние отвергали подобное обвинение, заявляя, что они уравнители лишь в том смысле, что выступают за равное и беспристрастное применение ко всем принципа справедливости.

Была попытка согласовать позиции двух группировок, что и было достигнуто с выгодой для грандов. Однако против компромисса вы­ступил король. Тогда левеллеры выдвинули новые, более радикаль­ные требования — однопалатный парламент, принятие парламентом или на референдуме конституции, которая закрепила бы новое уст­ройство. Но все приняло неожиданный оборот в связи с бегством короля из заточения.

Памфлеты Дж. Уинстенли

Памфлеты Джерарда Уинстенли являются выражением программы идей движения диггеров (истинных левеллеров), выступавших против частной собственности, в первую очередь, против частной собственности на землю. Большинство памфлетов Уинстенли посвящено обоснованию требований диггеров и оправданию их действий. Уинстенли-публицист близок к идеалам утопического коммунизма.

Если духовное развитие Уинстенли, как оно отразилось в памфлетах 1648 г., завершилось превращением не только веры, но и самого божества — Разума — в социально-этический принцип, олицетворяемый «духом любви и справедливости”, пронизывающим все творение и делающим человека способным жить в мире и согласии со своими ближними, то в первом же памфлете 1649 г. «Новый закон справедливости” (он помечен 28 января) указанный принцип уже раскрывается как требование определенно коммунистическое: «Работайте вместе и вместе ешьте свой хлеб”. Весьма вероятно, что перенос центра тяжести содержания «Нового закона справедливости” на почву общественно-политическую был обусловлен не в малой степени и крайне тяжелыми условиями, в которых оказались беднейшие слои зимой 1648/49 г., когда в результате ряда недородов цены на хлеб поднялись так высоко, что он стал для низов практически недоступным.

В духовном развитии Уинстенли придавать решающее значение его религиозному опыту, при этом заходя столь далеко, что именно в нем доискиваться до истоков его социально-утопических идей и начинаний, положивших начало широко распространившемуся по стране движению диггеров.

В положении обезземеленных и пауперизованных масс он усмотрел социально-этический принцип коренного переустройства общества, отказа от системы частной собственности как его основы.

В своем главном произведении «Закон свободы» он предложил план полного переустройства общества на основе ликвидации частной собственности на землю.

Литература:

1) Законодательство английской революции 1640–1660 гг. / Под ред. В. Дмитревского. М.; Л., 1946.

2) Кислица Н. А. Английская революция ХVII в. М., 1963.

3) Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции XVII–XVIII вв. / Под ред. В. Г. Сироткина. М., 1990. Разд. 1.

4) Английская буржуазная революция XVII в. Т. 1–2 / Под ред. Е. А. Косминского, Я. А. Левицкого. М., 1954.

5) Лавровский В. М., Барг М. А. Английская буржуазная революция XVII в. М., 1958.

6) Кондратьев С.В. Английская революция XVII в. М., 2010.

7) Томсинов В. А. Юридические аспекты английской революции 1640–1660 годов. Период конституционной борьбы: ноябрь 1640 – август 1642 года. М.: Зерцало-М, 2010. 8) Уинстенли Дж. Избранные памфлеты. М., 1950.

С самого начала гражданской войны на стороне парламента был ряд важных преимуществ: в его руках находились все сколько-нибудь значительные порты и флот, а, следовательно, и контроль над морскими коммуникациями. Его людские и материальные ресурсы благодаря обладанию Лондоном были несравненно большими, чем у короля.

Однако исход гражданской войны зависел не столько от этих преимуществ парламента, сколько от его способности возглавить революционные массы, готовые довести борьбу до конца. Но именно этого совсем не желала и даже страшилась значительная часть парламента. Уже ранее обозначившийся при обсуждении билля об уничтожении епископата раскол в парламенте к концу первого года гражданской войны привел к образованию в его составе двух партий — партии большинства, опиравшейся на консервативную верхушку буржуазии (главным образом Лондона) и оппозиционно настроенную часть аристократов, и партии меньшинства, состоявшей из мелких и средних сельских дворян, представлявших интересы средней буржуазии. Для первой партии война была лишь средством добиться соглашения с королем и вынудить у него некоторые уступки; вторая же партия готова была продолжать борьбу до полного разгрома короля и кавалеров, используя для этой цели революционную энергию масс. Эти две политические группировки получили наименования двух главных течений в пуританстве: партия большинства — пресвитерианской (пресвитерианство имело среди лондонских купцов и банкиров большое распространение); партия меньшинства — индепендентской (это радикальное течение пуританства было сильно распространено в среде мелкого джентри, ремесленников и фригольдеров Средней и Восточной Англии).

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том V. М., 1958, с. 47.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *