Индуизм

Данный пост создан по мотивам статьи Про религиозные учебники, религиозных учителей и прочее и закрывает прореху по школьному предмету «Основы религиозных культур и светской этики.» Родители выбравшие этот предмет были недовольны тем, что в учебных материалах по данному предмету не хватает описаний распространенных религий, но содержит информацию исключительно по русскому христианскому православию.

Пост содержит материалы из книги «Танец с Шивой», автор Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Итак, приступим.

Истина одна, путей много.

Если вы когда-нибудь бывали смущены и обеспокоены многочисленностью и разнообразием религий, то знайте, что этот раздел книги написан специально для вас. Мы предприняли смиренную попытку собрать из сотен источников простое, краткое резюме основных духовных путей всего мира. При этом мы полностью отдаем себе отчет в том, что преимущество такого резюме, его краткость, — это также и его слабая сторона. Ради краткости мы сознательно обошли стороной многие сложные и тонкие различия между духовными течениями и важные исключения в сходствах. И все же мы считаем, что наша работа может представлять определенный интерес, поскольку, хотя есть сотни книг, в которых учения отдельных религий излагаются на глубоком уровне, нам еще не попадалось ни одной книги с их непредвзятым сравнительным обобщением. Мы надеемся, что наш обзор хотя бы отчасти восполнит этот пробел.
Выбирая лишь несколько из главных верований каждой религии, мы стремились показать, в чем они сходны с индуизмом и чем отличаются от него. Возможно, прочтя этот раздел как-нибудь на досуге, вы сможете получить представление о фундаментальных истинах основных религий, исповедуемых сегодня на нашей планете, и найти свое место в ее духовном космосе.

Индуизм

ОСНОВАН: Индуизм, древнейшая религия мира, не имеет начала. Он существовал до начала письменной истории.

ОСНОВАТЕЛЬ: Индуизм не имеет основателя-человека.
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: Веды, Агамы и др.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 1 млрд. чел., в основном в Индии, Шри-Ланке, Бангладеш, Бутане, Непале, Малайзии, Индонезии, на островах Индийского Океана, а также в Африке, Европе и обеих Америках.
ШКОЛЫ: Существуют четыре основные деноминации: шиваизм (шайвизм), шактизм, вишнуизм (вайшнавизм) и смартизм.
СИНОПСИС: Индуизм — религия широкая и глубокая. Он поклоняется одной Верховной Реальности (известной под разными именами) и утверждает, что все души в конце концов осознают Истину. Индуизм не признает вечного ада и проклятия. Он приемлет все подлинно духовные пути — от чистого монизма («Существует только Бог») до теистического дуализма («Когда же познаю я Его милость?»). Каждая душа свободна искать свой собственный путь, будь то путь преданности, аскезы, медитации (йоги) или бескорыстного служения. Упор делается на храмовое богослужение, писания и традицию гуру-и-ученика. Динамичными практиками являются праздники, паломничества, воспевание святых гимнов и домашнее богослужение.
Для индуистского пути характерны любовь, ненасилие и праведная жизнь. Индуисты считают, что каждая душа реинкарнирует (перерождается) до тех пор, пока все кармы не растворяются и не достигается Богореализация. Величественные святые храмы, мирное благочестие индуистского дома, тонкая метафизика и наука йоги — все это играет важную роль во всех индуистских сектах. Индуизм — религия мистическая, ведущая верующего к личному переживанию внутренней Истины и, в конце концов, — к вершинам сознания, где человек и Бог суть одно.

Цели четырех главных индуистских школ.

ШИВАИЗМ: Главной целью последователя шиваизма является осознание своей тождественности с Шивой — в совершенном союзе и неразличимости. Это состояние называется нирвикальпа-самадхи, Самореализация, и может быть достигнуто в этой жизни. При этом обеспечивается мокша, вечное освобождение от циклов рождения и смерти. Промежуточной целью является савикальпа-самадхи, реализация Саччида-нанды, опыта единства с сверхсознанием, в котором познаются совершенная Истина, Знание и Блаженство. Каждой душе в конце концов уготована вишваграса, полное растворение в Боге Шиве.
ШАКТИЗМ: Главной целью последователей шактизма является мокша, определяемая как полное отождествление с Богом Шивой. Промежуточная цель для шактов — хорошо и бескорыстно работать, чтобы после смерти можно было попасть в небесные миры, а потом получить новое хорошее рождение на земле, так как рай — всего лишь переходное состояние. Для шактов Бог — одновременно бесформенный Абсолют (Шива) и проявленное Божественное (Шакти); Шакти поклоняются в образах Парвати, Дурги, Кали, Амман, Раджараджешвари и т. д. Особенное внимание уделяется женственному Проявлению Бога, посредством которого в конечном итоге достигается мужское Непроявленное.
ВИШНУИЗМ: Главной целью последователей вишнуизма является видеха-мукти, освобождение — достижимое только после смерти, — когда малое «я» реализует союз с Богом Вишну в качестве Его частицы, сохраняя при этом свою чистую индивидуальную личность. Господь Вишну — всепроникающее сознание- является душой вселенной, отличной от мира и от джив, «воплощенных душ», которые составляют Его тело. Его трансцендентное Существо — это небесная форма, пребывающая в Вайкунтхе, обители всех вечных ценностей и совершенств, где душа присоединяется к Нему по достижении мукти, освобождения. Промежуточная цель — переживание милости Бога — может быть достигнута еще в воплощении посредством обретения прибежища в безграничной любви Вишну. Благодаря любви к Вишну, служению Ему и медитации на Нем и Его инкарнациях, наш духовный голод растет и мы ощущаем Его милость, затопляющую все наше существо.
СМАРТИЗМ: Главной целью смартов является мокша, осознание себя как Брахмана, Абсолютной и единственной Реальности, и освобождение от сансары, циклов рождения и смерти. Для этого необходимо преодолеть состояние авидьи, или неведения, из-за которого мир кажется реальным. Все иллюзии исчезают для реализовавшего существа, дживанмукты, даже живущего в физическом теле. При смерти его внутренние и внешние тела гасятся. Остается только Брахман.
Пути достижения:
ШИВАИЗМ: Путь шиваитов делится на четыре последовательные стадии веры и практики, которые называются чарья, крия, йога и джняна. Душа эволюционирует благодаря карме и реинкарнации от инстинктивно-интеллектуальной сферы к добродетельной и нравственной жизни, затем к храмовому богослужению и преданности Богу, после чего следует внутреннее богослужение, или йога с ее медитативными дисциплинами. Союз с Богом Шивой приходит благодаря милости садгуру; душа достигает зрелости в состоянии джняны, или мудрости. В шиваизме ценится как преданность, так и йога, как бхактистские, так и созерцательные садханы.
ШАКТИЗМ: Духовные практики шактизма подобны шиваитским, но такты придают большее значение, чем Бытию, — Энергии Бога, мантрам и янт-рам, а также стремятся охватывать кажущиеся противоположности: мужское — женское, абсолютное — относительное, удовольствие — боль, причина — следствие, ум — тело. Некоторые секты шактизма совершают тантрические ритуалы «левой руки», сознательно используя мир форм, чтобы трансмутировать и в конце концов трансцендировать этот мир. Подход «левой руки» несколько оккультен по природе; он считается путем немногих избранных. Путь «правой руки» по природе более консервативен.
ВИШНУИЗМ: Большинство вишнуитов считают, что религия — это выполнение бхактистских садхан и что человек может общаться и получать милость Бога Вишну, который проявляется через храмовое божество, или мурти. Путь карма-йоги и джняна-йоги ведет к бхакти-йоге. К высочайшим практикам все вишнуиты относят воспевание святых имен аватаров, инкарнаций Вишну, таких, как Рама и Кришна. Полностью вверив себя Господу Вишну (состояние прапатти), можно достичь освобождения от сансары.
СМАРТИЗМ: Большинство смартов, или либеральных индуистов, считают, что мокша достигается только посредством джняны и йоги (определяемой как путь интеллектуальный и медитативный, но не связанный с кундалини). Последовательными стадиями джняна-йоги являются изучение писаний (шравана), размышление (манана) и непрерывная медитация (дхьяна). Под руководством реализовавшего истину гуру и признав нереальность мира, посвященный медитирует на себе как Брахмане, чтобы прорваться сквозь иллюзию майи. Приверженцы смартизма могут также выбирать из трех других, параллельных путей и культивировать преданность, накапливать хорошую карму и очищать ум. Это бхакти-йога, карма-йога и раджа-йога, которые, как учат некоторые смарты, также могут принести просветление.
ВЕРОВАНИЯ ИНДУИЗМА
1. Я верю в божественность Вед, самого древнего писания в мире, и почитаю Агамы как равно откровенные. Эти исконные гимны — слово Бога и основа Санатана Дхармы, вечной Религии, которая не имеет ни начала, ни конца.
2. Я верю в одно всепроникающее Верховное Существо, которое одновременно имманентно и трансцендентно, одновременно является и Создателем, и непроявленной Реальностью.
3. Я верю в то, что вселенная претерпевает бесконечные циклы сотворения, сохранения и растворения.
4. Я верю в карму, закон причины и следствия, согласно которому каждый индивидуум создает собственную судьбу своими мыслями, словами и поступками.
5. Я верю в то, что душа перевоплощается, развиваясь в ходе многих перерождений до тех пор, пока все кармы не растворятся и не будет достигнута мокша, духовное знание и освобождение от цикла перерождений.
6. Я верю в то, что в невидимых мирах живут божественные существа, и в то, что храмовое поклонение, ритуалы, таинства, а также личная преданность создают союз с этими дэвами и Богом.
7. Я верю в то, что духовно пробужденный учитель, или садгуру, необходим для того, чтобы познать Трансцендентный Абсолют, так же как необходимы личная дисциплина, праведное поведение, очищение, паломничества, стремление к самопознанию и медитация.
8. Я верю в то, что всякая жизнь священна и должна быть любима и почитаема, и поэтому практикую ахимсу, непричинение вреда.
9. Я верю в то, что никакая отдельно взятая религия не учит единственному пути к спасению или лучше, чем все остальные, но все истинно религиозные пути суть грани Чистой Любви и Света Бога, заслуживающие терпимости и понимания.

Следующий пост будет про Буддизм.

1) Перевоплощение душ (сансара)

Перевоплощение душ является, пожалуй, самой привлекательной идеей индуизма, так как эта идея побеждает страх смерти.

Если после смерти твоя душа переселяется в другое тело, молодое, красивое, полное энергии, и тебя ждет новая жизнь, возможно более интересная и счастливая, то зачем тебе бояться смерти?

«Как человек, сбросив с себя старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставив старые и бесполезные».
(Бхагавад-Гита, 2.22)

У христиан страх смерти остается, даже у истинно верующих людей иногда возникает сомнение: «А вдруг там ничего нет?» Ведь существование Бога не гарантирует нам бессмертия: «А вдруг мы Ему там не нужны?»
Это подтверждается тем, что даже самые праведные люди, будучи уже очень старыми и больными, все равно цепляются за эту жизнь, которая для них наполнена страданиями.

Индусы же с молоком матери впитывают веру в переселение душ и относятся к смерти намного легче. В Индии люди не оплакивают умерших людей, как в Европе, а наоборот, празднуют это событие.

Идея переселения душ имеет много сторонников, хотя их никто не считал, я думаю, что большинство людей на земле верят в переселение душ.

2) Закон возмездия (карма)

Карма (в переводе с санскрита означает «содеянное») представляет собой множество всех действий человека, которые в совокупности определяют его будущее.

«Бедность, болезни, горе, лишение свободы и другие несчастья есть плоды с дерева наших грехов».(Шри Чанакья Нити-шастра, 14.1)

Индусы верят, что будущее человека определяется тем, как он живет в этой жизни, и тем, как он жил в своих предыдущих воплощениях. Каждое действие человека имеет свои последствия. Если человек делает добрые дела, то его карма улучшается, а если он творит зло, то его карма ухудшается.

Это универсальный закон жизни.

Карма не является наказанием за грехи или воздаянием за добродетели. Изменение кармы – это результат естественного хода событий, которые связаны между собой причинно-следственной связью: каждое действие человека порождает свои последствия. В каждый момент жизни у нас есть выбор, что делать, добро или зло, и, осуществляя этот свободный выбор, мы создаем свое будущее.

Идея кармы тоже очень привлекательна, ибо она дает ответ на самые сложные вопросы, которые задают себе верующие:

Почему всеблагой Бог допускает так много зла в наш мир?
Почему маньяки мучают и убивают маленьких детей?
Почему благочестивые люди живут хуже проституток и воров?
Почему ни в чем не повинные люди погибают от взрывов террористов, от стихийных бедствий и от техногенных катастроф?

Если принять закон кармы, то все эти вопросы отпадут сами собой, ибо любое несчастье можно объяснить кармическими последствиями.

Кроме того, закон кармы дает человеку надежду на справедливость, ибо согласно этому закону, человек сам определяет свою судьбу, каждый раз делая выбор между добром и злом.

3) Освобождение от цепи перерождений (мокша)

Основной целью индуизма является выход из цепи перерождений.

Заметьте, не частичная отработка кармических долгов и, как результат, более благоприятная судьба в новом воплощении, а окончательный уход из мира сансары (в переводе с санскрита означает «круг перерождений»).

Каждый человек, богатый или бедный, красивый или уродливый, имеющий виллу в Ницце или живущий на улице бездомный, рано или поздно получает полную чашу страданий. Кто может избежать старости, болезней, потери близких? В Индии, где многие люди живут в удручающей нищете, это видно особенно хорошо. Поэтому идея прекращения земного существования и перехода в другие миры, где нет страдания, стала центральной идеей индуизма.

В индуизме, причиной пребывания души в мире сансары является неведение – неправильное представление о законах вселенной. В нашем мире, душа человека поглощена страстями – похоть, жадность, зависть, ненависть. И все это порождает новые страдания, так как под воздействием негативных чувств мы творим зло и, таким образом, ухудшаем карму.

Чтобы выйти из круговорота рождений и смертей и, таким образом, освободиться от всех страданий, человек должен осознать свою истинную природу. Когда индивидуальная душа человека осознает свое единство с источником всего сущего (с Богом), она окажется в состоянии чистого духа, исполненного знания и блаженства (нирвана), которое не поддается описанию.

«Кто смотрит на мир глазами знания, и видит разницу между телом и душой,
тот может найти путь, ведущий к освобождению от рабства в материальном мире, и достичь высшей цели».(Бхагават-Гита, 13.35)

Основным способом для достижения освобождения является Йога (в переводе с санскрита означает «единение, связь, гармония»), которая представляет собой совокупность различных духовных и физических практик, направленных на управление сознанием. В индуизме существует много видов йоги, однако начинать свой духовный путь надо с соблюдения

5 основных принципов нравственной чистоты:

1) отказ от применения насилия,

2) отказ от лжи,

3) отказ от воровства,

4) воздержание от чувственных удовольствий,

5) отказ от корыстолюбия.

4) Политеизм и тримурти (Брахма, Вишну, Шива)

В индуизме существуют тысячи богов и богинь, каждый из которых имеет свою сферу влияния. Например, Ганеша (бог с головой слона) приносит удачу и способствует успеху в научных изысканиях, поэтому ему поклоняются ученые. Сарасвати – это богиня мудрости, красноречия и искусства, и ей поклоняются философы, поэты и художники. Она держит в руках музыкальный инструмент, символизирующий искусство. Кали – богиня разрушения, она разрушает невежество и поддерживает мировой порядок. В одной руке она держит меч, а в другой голову демона. В Индии есть много храмов, посвященных богине Кали, ее почитают в качестве истребительницы демонов.

Пантеон индуистских богов имеет сложную иерархическую структуру. Каждый бог имеет свою сферу деятельности, и все они включены в сложную систему взаимодействий. В индуизме существует множество различных ритуалов, включающих жертвоприношения, при помощи которых индусы пытаются установить с божеством личный контакт и получить от него какую-либо помощь.

Особое место в индийском пантеоне занимает тримурти (индуистская троица), представленная тремя богами:

Брахма – творец мира, Вишну – хранитель мира и Шива – разрушитель.

Брахма, Вишну и Шива считаются различными проявлениями единого верховного божества Брахмана, который выражает собой первооснову всех вещей – абсолютную реальность, содержащую в себе всю полноту вселенной с бесчисленным множеством богов и богинь, которые то проявляются, то исчезают, следуя определенным временным циклам.

Последователи некоторых современных индуистских течений считают индуизм монотеистической религией, так как разные божества, которым поклоняются представители различных индуистских направлений, в действительности, являются лишь различными ипостасями или проявлениями единой духовной сущности – Брахмана. При этом человек может поклоняться той ипостаси Бога, которая ему больше нравится, если он уважает все другие формы поклонения.

5) Кастовое устройство общества

В отличие от других стран, индийское общество изначально было разделено на различные социальные группы – варны и касты.

Существует 4 крупные социальные группы – варны (в переводе с санскрита означает «цвет»):

1) варна браминов – сословие жрецов брахманов;
2) варна кшатриев – сословие правителей и воинов;
3) варна вайшьев – сословие ремесленников и торговцев;
4) варна шудр – сословие неполноправных и рабов.

Люди, не принадлежащие ни к одной из четырех варн, считались отверженными и занимали самую низкую ступень в обществе.
Касты соответствуют более мелкому делению общества на группы по профессиональной принадлежности.

В Индии общественное неравенство возникло не просто в результате расслоения общества на богатых и бедных. Разделение общества на варны является отражением космических законов вселенной, описанных в Ригведе. Согласно философии индуизма, уровень самосознания человека определяется в большой степени тем, к какой варне он принадлежит. Таким образом, для индусов общественное неравенство естественно, так как оно вытекает из фундаментальных законов мироздания.

Мы живем в мире, где равенство людей является одной из самых важных ценностей. Оно провозглашается как моральное право и как закон государства. Сейчас конституции всех стран содержат положение о равенстве всех граждан между собой.

Однако существует ли это равенство в действительности?

Оглянитесь вокруг, кто-то едет на мерседесе, а кто-то живет на улице в картонной коробке. Вы можете сказать, что бездомный сам виноват, это его собственный выбор – жить на улице – главное, чтобы у людей были одинаковые возможности. Но разве есть одинаковые возможности, например, у сына олигарха и мальчика из семьи алкоголиков? Уже при рождении мы сильно отличаемся друг от друга: один рождается умным, красивым и богатым, а другой глупым, бедным и больным – и это во многом определяет дальнейшую судьбу человека.

Однажды я была на лекции по философии в университете. Лекцию читал заведующий кафедрой, который всю свою жизнь преподавал марксизм-ленинизм, проповедующий «свободу, равенство и братство». И вот он сказал нам: «Иногда мне кажется, что некоторые люди живут только для того, чтобы обслуживать других людей». А вам так не кажется иногда?

6) Универсальный закон изменения мира (дхарма)

В индуизме существует универсальный закон изменения мира –дхарма (в переводе с санскрита означает «извечный порядок вещей»). Осознание этого закона помогает человеку обрести жизненную гармонию. Слово дхарма в индуизме имеет также значения – истина и реальность, и часто интерпретируется как правильное понимание законов реальности или Бога, как первопричины реальности.
Люди, которые живут в согласии с принципами дхармы быстрее выходят из круга перерождений, поэтому часто слово дхарма переводят как «правильные действия» или «долг». Другими словами, у каждого человека есть своя задача в жизни, которую он должен выполнить. Если человек действует в согласии с этой задачей, то его жизнь протекает нормально, в противном случае на его пути возникают проблемы.

Источником универсального закона является Бог, атрибутами которого являются истина, знание и блаженство, поэтому в индуистских текстах дхарму часто называют истиной.

«Царь царей – вот что такое дхарма. Поэтому нет ничего выше дхармы.
И бессильный надеется одолеть сильного с помощью дхармы,
словно с помощью царя. Подлинно говорю вам, дхарма есть истина».(Брихадараньяка-упанишада 1.4.14)

В избранное

Первые цивилизации зародились 7-5 тысяч лет назад в Месопотамии, на полуостровах Апеннинском, Индостан и Пиренейском, а также в Юно-Восточной Азии. Эти древнейшие цивилизации оказали огромное влияние на развитие материальной и духовной культуры всей планеты, и по сей день мы пользуемся их достижениями, особенно в плане религиозных воззрений.

Древнейшая религиозная философия, в первую очередь, объясняла появление земли и людей. Ведь этот вопрос: Кто мы? С какой целью явились в этот мир? — до сих пор тревожит лучшие умы человечества.

На полуострове Индостан по течению крупнейших рек Инд и Ганг появились первые государственные объединения, достигшие со временем довольно высокого уровня материальной культуры. Ведь именно Индии мы обязаны такими открытиями, как искусство ведения боя – стратегия и тактика, написание цифр, которые мы по ошибке считаем арабскими, тростниковый сахар, пряности, хлопчатобумажные ткани и другие не менее удивительные вещи.

Именно здесь зародилась одна из самых древних письменностей — санскрит и ведическая религия, принесенная древними ариями, племенами населявшими некогда эту территорию и считающиеся исчезнувшими с лица земли.

Читайте также: Религии Древней Индии

Зарождение брахманизма

Истоки брахманизма уходят в глубокую древность к индийской ведической философии. Она раскрывает тайны появления человечества и суть его существования.

Так, весь мир создан великаном Брахмой из Хаоса, после чего исполин принес себя в жертву для появления людей. Из различных частей тела Брахмы произошли люди различных каст, поэтому кастовое деление и по сей день очень сильно в современной Индии и влияет на социальное положение человека.

Из уст и ушей великана произошла самая влиятельная и уважаемая каста — брахманы, которые способны беседовать с Богами, узнавать их волю и передавать эту волю простым смертным. Уважение к брахманам должен оказывать любой человек в обществе, брахманы чаще всего являются монахами, жрецами, странствующими дервишами, они приносят жертвы и проводят культовые мероприятия.

Главной задачей брахманов являлось точное исполнение ритуалов и обрядов, при этом жрецы изъяснялись на древнем языке – санскрите, непонятном непосвященным. Чем лучше жрец знал санскрит, тем точнее он выполнял свои обязанности и занимал высшее положение в обществе.

Из плеч и рук бога — исполина произошли кшатрии – князья и воины, долг которых, прежде всего, защищать свой народ, управлять им, издавать справедливые законы и судить по ним.

Из бедер и ног Брахмы произошли вайшья — скотоводы, земледельцы и ремесленники, долг которых работать и исправно платить налоги. Их положение улучшается, если они терпеливо сносят свои тяготы и стараются повысить свое благосостояние упорным трудом. Но они никогда не смогут занять более высокое кастовое положение, даже если разбогатеют.

Из запыленных ступней Бога произошли шудры – слуги с грязными руками и лицами, они не имеют своей земли и скота и их долг повиноваться приказам и исполнять чужую волю.

Есть еще более низкая каста – неприкасаемые, которые произошли из грязи под ногами Бога. Даже случайное прикосновение к ним человека другой любой касты требует провести обряды по очищению и обязательные жертвы Брахме. Неприкасаемые выполняли самую грязную работу, за которую никто не хотел браться: очищали улицы, убирали нечистоты, омывали покойников.

Чтобы человек случайно не прикоснулся к ним, еще при рождении у каждого вырезали на лбу звезду и красили растительной краской в синий цвет.

Кроме строгого деления на касты, брахманизм определял, чем каждый человек должен заниматься при жизни, к чему стремиться и чему поклоняться.

Особенности религии у кшатриев

Хотя самая почитаемая каста – брахманы, к словам которых обязаны прислушиваться абсолютно все, и обязаны оказывать им всевозможные услуги. Но кшатрии – истинные правители и аристократы, олицетворяют законную власть и силу. У этой касты есть свои боги, которые помогают и в войне и в делах управления государством. Кшатрии не менее религиозны, нежели брахманы, но имеют свои особые ритуалы.

Верховный Бог кшатриев – Инрда – бог неба, бог-воитель. Он — храбрый, сильный и упорный в достижении цели. Его изображают на золотой колеснице со стрелами и копьем в руках. Он живет в самом центре земли у горы Меру.

Митра и Варуна – олицетворяют верховную абсолютную власть, величие и богатство. Они следят за соблюдением законов, клятв и обещаний, они хранят порядок в мире людей и в мире богов, достижение гармонии также в их власти. Митра – отвечает за состояние физического тела человека, он – владыка дня, тогда как Варуна – владыка ночи, он также и правитель царства мертвых.

В особые дни кшатрии – правители приносят жертвы своим богам, а на домашних алтарях всегда можно увидеть человека на белом слоне (Индру) или на драконе с бичом в правой руке (Варуна).

Философская сущность брахманизма

Брахманизм – политеистическая религия, в основе которой лежит вера во множество Богов, хотя во главе пантеона стоит триада: Вишну – творец мира, Брахма – хранитель мира, Шива – разрушитель мира. Некоторые современные философы считают, что Бог у индусов был един, и вся триада лишь способы его проявления.

Главное проявление в этой религии – это цепь перерождений человеческой души, при этом каждое следующее перерождение напрямую зависит от действий человека в его настоящей жизни. Закон Кармы получил огромную популярность во всем мире и о нем говорят даже люди, далекие от индуизма и брахманизма.

Брахманизм также призывает к веротерпимости и непротивлению злу, человек должен убеждать своих противников своей покорностью и незлобивостью. Только при помощи добра и милосердия можно достичь гармонии со Вселенной и получить желание состояние души – Нирвану, когда вечная душа в результате множества перерождений поняла смысл своего существования и слилась с Космосом в единое целое.

Сущность Бога

Главное божество брахманизма – великий исполин Брахма- бестелесное и безличное существо, которое невозможно описать словами, доступными простым людям Но главенствующая задача каждого верующего – это слиться со своим Богом и стать с ним единым целым.

В философии брахманизма много внимания уделяется пране – жизне творческому дыханию человека. Через прану любой соединяется со Вселенной и получает оттуда энергию и активность.

Закон Кармы действует через закон постоянных перевоплощений – сансару, колесо жизни. Точка соприкосновения колеса с землей и являются настоящим положением человека в сегодняшней жизни, чтобы следующее перевоплощение было более удачным, нужно отказаться от всех радостей бытия.

Многие ошибочно считают, что философия йоги появилась в Буддизме, но она зародилась еще в индуизме и уже тогда проповедовала аскезу и подчинение физиологических законов тела высокой душе.

Ритуалы в брахманизме

Ритуалы совершают не только жрецы в храмах, но и в каждом доме есть специальный алтарь, на котором мы можем видеть небольшую скульптуру или изображение Брахмы или Вишну и Шивы. Верующие обращаются к ним со своими мольбами и просьбами, а также совершает обряд «пуджи» — жертвоприношение, состоящее из фруктов, гирлянд цветов и благовоний.

Повсеместно построены небольшие храмы, куда также можно приносить свои жертвоприношения, часть жрец возьмет как дар Богу, а часть вернет прихожанину как освященную пищу, возвращённую богом.

Хотя в храмах нет точных служб, но можно наблюдать ритуалы по обслуживанию Святого: пробуждение, умывание, кормление и т.д. Во время этих ритуалов жрецы исполняют гимны и напевы, исполняющие желания.

Широко отмечаются религиозные праздники, собирающие множество народа. Обычно люди приходят на них в ярких одеждах, с семьями и детьми, приносят специальное угощение, поют и танцуют на улицах перед храмом.

В дни храмовых праздников совершаются паломничество к святым местам.

Удивительные ритуалы

Сегодня, в ХХ1 веке, религия уже не имеет такого влияния на души людей, но многие традиционные страны стараются сохранить свои особые ритуалы и обряды и донести их до следующих поколений в неизменном виде. Мы уже говорили, что брахманы, говорящие и читающие на санскрите, выполняют необходимые действия, непонятные непосвященным, и в наши дни.

По старым обычаям младший брат не может заключить брак, если старший брат еще не женат. В таком случае, старший брат может заключить брак с деревом (обычно для этих целей выбирают платан), а потом счастливый молодожен объявляет себя вдовцом. После чего младший брат может вступить в брак не нарушая запретов предков.

Истоки и бесчеловечный обряд сати существовал в Индии до середины ХХ века. По этому закону женщина обязана следовать за своим умершим мужем. А поскольку по законам религии тела умерших сжигали, чтобы затем развеять прах над священной рекой Ганг, то живая женщина должна была подняться на погребальный костер ее мужа, чтобы заживо сгореть вместе с ним.

Понимаясь на костер, вдова должна была одеть свои лучшие наряды и улыбаться от счастья. Если женщина постарается спастись из пламени, то «добрые» родственники палками и камнями, а то и силой заставят ее вернуться в огонь.

Вдова – женщина, пережившая мужа, считается в брахманизме нечистой, она обязана всю жизнь носить белую одежду без всяких украшений и молить богов простить ей грех долгой жизни без мужчины, с которым ее соединили.

Многим известно, что в Индии корова – священное животное, индуизм запрещает есть говядину, а также гнать коров с полей и огородов. Во многих зеленых лавках можно купить бутылки с коровьей мочой, которая считается целебной, а также в ней рекомендуется купать младенцев.

Читайте подробнее: Почему корова священное животное в Индии?

В храме Гишневорш проводят опасный ритуал: с пятнадцатиметровой высоты сбрасывают детей в возрасте 1-2 года вниз головой, в то время как отцы должны их поймать на растянутую простыню. Считается, что после такого обряда ребенок станет умным, смелым и ловким.

Индия – удивительная страна, родина первых религий и высочайшей цивилизации, она и в ХХ1 веке не перестает удивлять весь мир своей уникальностью и экзотичностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *