Индуизм религия

Вопрос 3. Ведийский период

После гибели Хараппской цивилизации понадобилось почти тысячелетие, чтобы в долине Ганга возникла новая цивилизация с эффективным земледелием, развитой металлургией, с новым языком, литературой и религией.

Это тысячелетие называют Темными веками. О Темных веках можно судить только по литературным памятникам. Это древнейшие индийские религиозные сочинения, которые включают сборники религиозных гимнов, толкований священных текстов, описаний ритуалов, жертвенных и магических формул, объединенных одним наименованием Веда (знание). В понятие «веды» обычно включают четыре основных сборника – сомхиты (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа), а также примыкающие к ним так называемые поздневедийские сочинения.

Первую половину I тысячелетия до н. э., к которой относятся Веды, ученые называю Ведийской эпохой.

Примерно около 1800 г. до н. э. в долине Инда появились новые полукочевые племена, которые называли себя ариями. Они говорили на языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье. Их предшественники жили в степях Евразии между современными Южной Россией и Западной Турцией. Какая-то часть этой группы племен постепенно мигрировала в южно-восточном направлении и, пройдя через Иранское нагорье, достигла восточных пределов долины Инда.

Когда арии, двигаясь по горным тропам, проникли на полуостров Индостан, первыми, кого они встретили на своем пути, были хараппцы, обитавшие в долине Инд. И хотя просачивание арийских племен в Индостан было медленным и постепенным, несомненно, их взаимоотношения с хараппцами оставались довольно конфликтными. Однако арии вряд ли покорили хараппцев. Скорее произошло поглощение пришельцев, но они сумели передать коренному населению Индии свой язык.

В результате миграций и взаимных контактов произошло заселение и хозяйственное освоение долины Ганга. Здесь и раньше существовали редкие поселения охотников и земледельцев, но с середины II по середину I тыс. до н. э. области Гангской долины буквально преобразились. Начала развиваться металлургия железа, что позволило быстрее осваивать новые территории и превращать лесные районы в пригодные для земледелия и скотоводства.

Основной отраслью хозяйства населения Ведийской цивилизации было земледелие. Кочевые скотоводческие племена арийцев, постепенно заселяя долину Ганга, расширяли площадь пахотных земель. Районы труднопроходимых джунглей быстро превращались в пригодные для земледелия и скотоводства. Землю, очищенную от джунглевой растительности, вспахивали тяжелым плугом, в который обычно впрягали быков. Применялось и искусственное орошение. Выращивали много злаков, в том числе ячмень пшеницу, бобовые. В результате освоения долины Ганга появилось рисоводство. Наряду с земледелием, важное значение сохраняло и скотоводство, особенно разведение коров, а также лошадей, которых ценили, как основу своего военного превосходства.

Первоначально племена Ведийской цивилизации не имели таких крупных городов, как у хараппцев. Но постепенно их небольшие поселения превращаются в города, которые становились административными и ремесленными центрами. Начал формироваться слой профессионального купечества и ростовщиков. Роль денег играли коровы, а также наиболее употребительные золотые шейные украшения.

Одновременно шли процессы общественного расслоения и появления рабов и рабовладельцев. Первыми рабами (даса) были военнопленные и мирное население побежденных племен. На раннем этапе рабство носило патриархальный характер. Рабы работали вместе с членами семьи. Их использовали на самых тяжелых работах. Рабы рассматривались, как часть имущества, и количество рабов свидетельствовало о богатстве их владельца.

Уникальная особенность Ведийской цивилизации состоит в оформлении социального расслоения свободных в виде деления общества на варны – сословия, имевшие кастовый характер. Сословные различия были почти во всех странах древности, но лишь в Индии, благодаря прочности общины и пережиткам родового строя, они приняли законченный характер.

Варновая система возникла в строгом соответствии с разделением по видам трудовой деятельности. Она делила все общество на четыре сословия.

Брахманы представители жреческих родов. Считалось, что они достигали высшей степени совершенства и представляли людей перед богами. Пройдя длительное обучение под присмотром учителя, гуру, брахманы становились хранителями древней учености, знатоками священных текстов. Белый цвет этой варны символизировал чистоту и незапятнанность. Убийство брахмана было самым большим грехом.

Сословие кшатриев составляла военная знать, которая располагала реальной властью, занималась военным делом и управлением. К этой варне принадлежали и цари (раджи). Кшатрии с детства обучались владению оружием, решительности и энергичности. Символический цвет этой варны красный, цвет огня и войны.

Варна вайшью была представлена рядовыми свободными общинниками, которые занимались земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Они считались воплощением желтого цвета, цвета земли. Эти три высшие варны противопоставлялись четвертой, шудрам.

Шудры – неравноправные члены общества, им было предписано находиться в услужении первых трех варн. Шудры считались потомками покоренного населения, а не ариев и имели свой символический цвет черный.

Каждая варна была замкнутым сословием, принадлежность к которому определялась рождением. Переход из одной варны в другую запрещался. Браки между людьми из разных варн считались незаконными.

Первые три варны были привилегированными, что подчеркивалось специальным обрядом посвящения, при котором как бы происходило второе рождение человека (отсюда и название дважды рожденные). Обряд проводился для детей брахманов в возрасте 8 лет, кшатриев – 11 лет, вайшью – 12 лет. Предполагалось, что жизнь дважды рожденных делится на четыре периода: обучение, сознательная семейная жизнь, лесное отшельничество и жизнь бродячего аскета.

К середине I тысячелетия до н. э. в долине Ганга завершилось превращение органов племенного самоуправления в государственные. Такие институты родового строя, как племенное собрание, народный суд и совет старейшин потеряли свою решающую роль или исчезли вовсе. Постепенно оформилась царская власть, которая передавалась от отца к сыну и становилась священной, ибо считалось, что цари (раджи) обладают оком знания и что они являются воплощением божества.

Раджа считался главным защитником дхармы, правил добродетельной жизни. Личность царя была неприкосновенной, а его гнев сравнивался с огнем. В управлении государством раджи опирался на жрецов и воинов. В государствах Ведийской эпохи уже выделялись должности придворного жреца, который был одной из главных фигур при радже, военачальника, казначея, сборщика налогов.

Медленное образование государственности еще одна отличительная черта цивилизации Ведийской эпохи. Несколько десятков небольших государств то возникали, то распадались, меняя свое название и территорию. На исходе Ведийской эпохи, около 600 г. до н. э., в долине Ганга существовало 16 основных государств со столицами, конкурирующими между собой как торгово-экономическими, так и военными методами. Со временем в Северной Индии набрали силу и стали выделяться два государства Магадха и Кошала.

Если цивилизация долины Инда дала полуострову название Индия, то цивилизация долины Ганга дала ему религию ведизм.

Ведизм – верования древних арийских племен. Отличительная особенность – многобожие

Ведизм не являлся общеиндийской религией, а относился к верованиям древних арийских племен. Отличительная особенность ведизма поклонением многим богам. Среди них выделяли трех главных Индра (бог грозы и грома, глава индийского пантеона богов), Агни (бог огня, хранитель домашнего очага) и Сурья (бог Солнца). Человек Ведийской цивилизации верил, что жизнь идет в соответствии с предписаниями богов дэвов, которые относятся к человеку доброжелательно.

Но он так же верил, что есть и демонические божества асуры, которые приносят одни только болезни и несчастья.

Считалось, что боги живут жертвоприношениями, а потому верующие должны постоянно их одаривать. Храмов, алтарей и священных изображений богов не существовало. Главное в культовой практике принесение в жертву животных, которые проводились в сумерках при свете костров на специально подготовленных местах. Церемония могла длиться несколько дней. В угоду богам закалывались животные, в костер бросали хлебные зерна, лили молото, топленое масло и сому сок одного из горных растений. За отправлением культа следили жрецы, прошедшие специальную подготовку.

В эпоху Ведийской цивилизации люди размышления над загадками мироздания, причинами возникновения мира и тайнами Вселенной. Возникло представление о трансмиграции душ. Согласно ему, вне Вселенной существует первопричина – всеобщая душа, абсолют, который во всем обитает и всем руководит (Брахман). После смерти душа человека переходит в другое рождающееся тело и так до тех пор, пока не освободится от своих грехов.

С этим представлением о переселении душ связано и учение о карме. Согласно этому учению, в жизни все действия и поступки человека не проходят бесследно. Карма это не только рок и судьба человека, но сумма его добрых и дурных дел. Только совершая хорошие поступки можно попасть в рай. Карма стала основой морально-этического учения во всех индийских религиях. Закон кармы был положен в основу круговорота жизни всех живых существ, связанных общей цепью перерождений.

Мышление человека Ведийской цивилизации в целом оставалось религиозным, однако, уже появлялись и зачатки научного познания. Раньше греков здесь была сформулирована так называемая теорема Пифагора, стали развиваться медицина и лингвистика, создавалась богатая литература. Веды еще не были записаны и передавались устно. Шло становление эпического творчества и возникло два цикла сказаний поэмы Махабхарата и Рамаяна.

Борьба за власть внутри царского рода куру сюжет Махабхараты. В поэму включено поучение Кришны, трактат Бхагавадгита. Это одно из популярных произведений мировой литературы, в которое включены размышления о трудном выборе между долгом и человеческими привязанностями, о ценности внутренней свободы, позволяющей действовать согласно осознаваемому долгу.

В основе сюжета Рамаяны история жизни Рамы, идеального правителя. Эти поэмы выдающиеся достижения Ведийской цивилизации со временем стали священными книгами индуизма, его настоящей энциклопедией.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Ведение

Политические идеи и учения в древности были проникнуты мифологическими, религиозными представлениями: политика рассматривалась как результат божественного предначертания и правления, высшие правители считались исполнителями божественной власти на земле, их полномочия объявлялись священными, власть — неприкосновенной и наследственной, социальное неравенство — предопределенным и рациональным. Религиозно-политологическая идеологическая система, которая обосновывала существовавший социальный порядок, освящала безраздельную власть высших правителей, освящала соответствующие нормы и правила поведения.
Целью контрольной работы обозначается осветить индийские политические течения: брахманизм и буддизм, как основные направления политических традиций.

БРАХИЗМ

Брахманизм — система религиозных взглядов и культовой практики, являющаяся прямым наследием ведической религии.
Главные божества брахманизма — Брахман, Атман, Тот, Пуруша. Брахманоспати — олицетворение молитвы, которое упоминается в Ведах. В брахманский период она превращается «в верховного бога Вселенной.
Ведическое общественное устройство носит название Варнашрама-дхарма.
В соответствии с ним общество стратифицируется по двум принципам, каждый из которых имеет четыре подразделения:
1) первый принцип — на основе занятий человека (варна);
2) второй — на основе его духовного положения (ашрама).
Существовали четыре сословия, на которые делилось древнеиндийское общество (варны):

    варна жрецов — брахманы;
    варна воинов — кшатрии;
    варна земледельцев, ремесленников и торговцев — вайшьи;
    низшая варна — шудры

Второй принцип социального уклада древнеиндийского общества имел в своей основе ашрамы. Четыре ашрама представляют собой стадии жизни индивидуума, постепенное его развитие в духовном сознании и отречении:
1) брахмачарья (жизнь ученика);
2) грихастха (жизнь с семьей);
3) ванапрастха (уход от дел);
4) санньяса (жизнь в отречении).
Мальчик становится брахмачари в возрасте пяти лет и живет с духовным учителем до двадцатипятилетнего возраста. Он получает у него и духовное, и материальное образование, обретая понимание необходимости развития духовного сознания на протяжении всей жизни. Параллельно с духовным образованием он обучается деятельности своей варны, или профессиональным обязанностям.
В возрасте двадцати пяти лет брахмачари может уйти от учителя и жениться. Полученное им образование позволит ему стать хорошим мужем, способным вести свою семью к духовной реализации. В возрасте пятидесяти лет он должен отказаться от семейной жизни и вместе с женой начать путешествовать по святым местам. Эта стадия жизни называется анапрастха.
В семдясят лет он доверяет заботу о жене своему взрослому сыну и принимает санньясу, основательно готовясь к возвращению обратно к Богу, не имея никаких других занятий, кроме служения ему.
На основе данных религиозно-мифологических представлений брахманы создали новую идеологию — брахманизм, направленную на утверждение верховенства родовой знати, которая складывалась в государствах.
Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатах.
Наиболее авторитетным среди них был трактат Манавадхармашастра (Наставления Ману о дхарме — составлен)
в период II в. до н.э. — II в. н.э.). На русский язык трактат переведен под названием как Законы Ману.
Одним из краеугольных положений религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ. Согласно ему душа человека, не исполнявшего надлежащим образом религиозные предписания, после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений. Если же человек провел праведную жизнь, то его душа возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе.
Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости от того, как он выполняет предписания дхармы— культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны.
Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его будущей жизни, — как награду за служение богам, терпение и кротость.
Средством, которое обеспечивало исполнение варновых предписаний, в брахманизме выступало государственное принуждение, понимаемое как продолжение карающей силы богов. Весь мир подчиняется посредством наказания — провозглашали Законы Ману. Поэтому принуждение определялось как главный метод осуществления власти. Идеологи жречества усматривали его назначение в том, чтобы ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир.
Государственную власть «Законы Ману» описывают как единоличное правление государя. Составители трактата разъясняли, что в каждом благоустроенном государстве в порядке их убывающего значения существует семь элементов: царь (государь); советник; страна; крепость; казна; войско; союзники.
Политическим идеалом брахманизма являлось своеобразное теократическое государство, в котором царь правит под руководством жрецов. Брахманы претендовали на то, чтобы государи признали верховенство религиозного закона над светским. Теория брахманизма отражала в этом отношении идеи, при помощи которых жречество боролось за политическую гегемонию в обществе.
Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием «Артхашастра» (Наставления о пользе), автором которого считается брахман Каутилья —советник царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н.э. могущественную империю Маурьев.
В трактате говорится, что царь должен следовать указаниям
главного жреца, как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину.
В Артхашастре подчеркивалось, что из четырех видов узаконения дхармы — царского указа, священного закона (дхармашастры), судебного решения и обычая — высшей силой обладает царский указ: Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу.
На первый план в Артхашастре выдвинута идея сильной централизованной царской власти, а государь предстает здесь как неограниченный самодержавный правитель. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы, советует, если того требуют обстоятельства, не останавливаться и перед нарушением религиозного долга.
Указанные идеи являлись для брахманизма новыми; они были направлены на то, чтобы освободить деятельность государства от стеснявших ее религиозных традиций, избавить правителей от необходимости сверять каждый шаг с догматами религии. В этом были заинтересованы обе стороны: и светские правители, которые стремились упрочить государство и ослабить влияние жрецов на политику, и определенные круги самого жречества.
Таким образом, основные положения брахманизма заключаются в следующем:
1. Исповедуется многобожие.
2. Закон кармы (учение о переселении душ): душа человека после его смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений, если он жил грешно, или,
если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе.
3. Дхарма — закон, долг, обычай, правило поведения, установленные богами для каждой варны.
4. Обоснование варново-кастовой системы: они созданы богом.
5. Люди не равны по природе. Сословная принадлежность определяется по рождению и является пожизненной. Переход в высшие варны разрешался только после смерти, какнаграда за служение богам, терпение и покорность.
6. Наказание и принуждение рассматривались как средства, обеспечивающие кастовые предписания. Угнетенным внушаются мысли о бесплодности борьбы за улучшение условий своей жизни.
7. О государстве:
а) существуют два вида власти — духовная (осуществляется брахманами) и светская (осуществляется правителями — кшатриями);
б) духовная власть осуществляет верховенство над светской, правитель должен подчиняться жрецам (роль правителя принижается);
в) в каждом государстве существует семь элементов в порядке их убывающего значения: царь, советник, страна,
крепость, казна, войско, союзники;
г) занятия правителя: война, расширение территории, защита, поддержание порядка, наказание преступников;
д) власть правителя осуществляется на совещательных началах с брахманами; приказы правителя имеют подзаконное значение, так как он правит на основании законов, установленных богами, и не вправе их изменять;
е) государство представляет собой сдерживающее начало;
ж) существует два вида наказания: наказание царя; наказание после смерти (переселение души).

БУДДИЗМ

В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм, сложившийся как система взглядов в VI–V вв. до н.э.
Создатель этого учения, принц Сидгартха Шаньямуни (Гаутама), родился
в 563 г. до н.э. в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой, т.е. Просветленным.
Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно — во II–I вв. до н.э.
Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы, созданный около 80 г. до н.э. на Шри-Ланке и названный позднее типитака.
В буддизме отвергалась мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона;
утверждалось, что дела человеческие зависят от собственных усилий людей — поэтому в качестве центральной была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания. Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину.
В III–I вв. до н.э. и в первых веках нашей эры происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности, создается жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Одновременно развивалась другая, морально-культовая сторона буддизма, т.е. путь, который может привести каждого к прекращению страданий.
К периоду Маурьев в буддизме оформились два направления:
стхавиравадины и махасангики.
Последнее учение легло в основу Махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в I в. до н.э. Одним из важнейших в доктрине Махаяны является учение о Бодхисатве — существе, способном стать Буддой, который
приближается к достижению нирваны, но из сострадания к людям
в нее не вступает. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда, и Бодхисатва являются объектами почитания.
Согласно Махаяне достижение нирваны происходит посредством Бодхисатвы, и из-за этого в I в. до н.э.монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего.
Разделение буддизма на две ветви: Хинаяну (малая повозка) и Махаяну (большая повозка) — было вызвано прежде всего различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира — монашество.
Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь.
и т.д……………..

Определение
Веды – это древнейшие священные писания, изложенные на языке санскрит. Веды содержат знания, описывающие материальную и духовную реальность, положение Бога и индивидуального живого существа, действие сил Бога, Его вечную обитель, Его деяния, Его спутников, Его качества и имена.
Термин «ведическая литература» синонимичен термину Веды, вместе с тем, термин «Веды» также имеет отдельное значение, подразумевающее, что он обозначает четыре текста, которые сами по себе также именуются «Веды» эти четыре текста — это «Риг-веда», «Сама-веда», «Атхава-веда» и «Яджур-веда».
Все тексты Вед являются дыханием Нараяны, т.е дыханием Господа, что значит, что все они богооткровенны, все они изошли из уст Господа Бога. Некоторые тексты ведической литературы были произнесены непосредственно Богом, а некоторые Он явил через посредство великих мудрецов, поведав им знание и заповедовав его представить человеческому обществу.
Веды испокон веков передавались изустно, а 5000 лет назад были записаны Шри Двайпайана Ведавьясой, Шрилой Вьясодевой.
Классификация и сущность текстов
Ведические тексты подразделяются на две категории именуемые шрути ( санскр. – услышанное) и смрити (санскр. – запомненное). То, что запомнено, должно быть услышано, а услышанное, в свою очередь, должно быть запомнено. Т.е. не существует большой разницы между услышанным и запомненным, между шрути и смрити. Этот подход к названию в классификации ведической литературы существует, чтобы утвердить, что и шрути и смрити – это, по сути, единая категория писаний, где все произведения достойны почитания.
Шрути, в основном, описывают пути религии, приводящие к материальному процветанию, к возможности наслаждения и к освобождению от плена материи, т.е. дарму, артху, каму и мокшу.
Дарма, артха, кама и мокша – являются четырьмя целями человеческой жизни.
Высшая цель человеческой жизни, панчамапурушартха, пятая цель, — это бескорыстное и непрерывное служение Богу. Эта цель описывается как в шрути, таки в смрити, но подробно раскрывается именно в текстах категории смрити.
Знания о дхарма, артхе и каме относятся к пути развития, который именуется карма-канда, или просто карма, что значит — пути корыстной деятельности. Знания о мокше относится к пути, который именуется гйана-канда, или гйана, что значит — путь духовного знания.
Смрити, в большей части, посвящены темам за пределами материи и вездесущего духа, они описывают деяния Бога, когда Он являет Себя в этом мире, а также Его вечные деяния в духовном небе. Знания, описанные в смрити, относятся к пути, который именуется упасана-канда, путь поклонения.
К категории шрути относятся:

  1. четыре Веды — Риг, Сама, Атхарва, Яджур;
  2. Упанишады;
  3. Брахманы;
  4. Аранйаки.

К категории смрити относятся:

  1. Пураны;
  2. Итихасы.

Отдельной категорией выделяется философский текст «Веданта-сутра», или «Брахма-сутра» — сборник текстов, которые делают философские выводы из всех шрути, показывая, что смыслом шрути является постижение Абсолютной Истины.
Веданта – значит веда (санскр. — Веды или знания) и анта (санскр. – конец, вершина).
«Веданта» подытоживает все ведические тексты категории шрути, но сама составлена так, что не доступна для понимания без комментариев. Естественным, т.е. составленным самим автором «Веданты», комментарием является «Бхагавата Пурана», или «Шримад Бхагаватам».
Описание
1. Четыре Веды
Четыре Веды – Риг, Сама, Яджур и Атхарва – состоят из сборников мантр, самхит, которые предназначены для совершения религиозных ритуалов из раздела карма-канды, пути благочестивой деятельности, ведущей в рай. Этот раздел знания описывает, как заработав достаточное количество благочестия, которое накапливается как результат праведных поступков и поклонения деватам, полубогам, правителям материальной вселенной, человек может попасть в рай. В раю можно существовать так долго, как это позволит запас благочестия, а когда этот запас будет израсходован, человек снова вернется на землю, зарабатывать новую благочестивую карму. Если человек зарабатывает не благочестивую, а греховную карму, он попадет в ад, где должен будет изжить последствия своих неблагочестивых поступков, после чего снова вернуться на землю. Земля является местом, где зарабатывается карма, а расходуется она, как на самой земле, так и в раю или в аду. Эти бесконечные рождения в разных условиях, дающие разные возможности для попыток обрести счастье именуются самсарой, кругом рождений и смертей. Карма, или карма-канда, путь корыстной деятельности с желанием обрести мирское счастье, этот путь описан в четырех Ведах.
Четыре Веды призваны зародить начальную веру у людей, чье понимание религии не может подняться выше представлений о своей собственной выгоде. Вместе с тем, они не лишают человека высшего знания и поэтому ясно показывают и высший путь – путь поклонения Всевышнему, т.е. Вишну или Кришне.
«Риг-веда» (1.54.6) утверждает вечность духовной обители Кришны: та вам вастуни ушмаси гамадхйаи йатра гаво бхури шрнга айасах
атраха тад уругайасйа вишнох парама-падам авабхати бхури «Я желаю достичь Вашей обители, где есть исполняющие желания коровы с изящными рогами. Эта вечная обитель Вишну (Кришны), где Он исполняет все желания и проявляет удивительное величие».
«Риг-веда» (1.22.23): тад вишнох парамам падам сада пашйанти сурайах
дивйва чакшур ататам вишнор йат парамам пада «Верховный Господь, Вишну (Кришна) — это Абсолютная Истина, чьи лотосные стопы полубоги всегда стремятся лицезреть. Его лотосные стопы полностью трансцендентны и возвышенны, как и Сам Вишну, и поэтому их способны видеть только те, кто наделен духовным видением».
«Риг-веда» утверждает (1.22.164.31): апаш́йам̇ гопа̄м ан̣ипадйама̄ нама̄
ча пара̄ ча патхибхиш́ чарантам са-садхрӣчӣх̣
са вишучӣр васа̄на а̄варӣвартти-бхуванешв антах̣ «Я видел мальчика, который появился в династии пастухов; Он непогрешим, чист и вечен. Он бродит по разным дорогам; иногда Он очень близко, иногда очень далеко. Иногда Он носит разноцветные одежды, иногда одежды одного цвета. Таким образом, Он постоянно проводит Свои игры, — иногда проявленные, а иногда невидимые для обычных людей».
2. Аранйаки
Аранйаки – ритуальные тексты, дополняющее Веды. Некоторые из Аранйак входят в состав Брахманов и Упанишад.
3. Брахманы
Брахманы – тексты, дополняющие Веды, они так же, как и Аранйаки описывают детали ведических ритуалов.
4. Веданги
Веданги – это приложения к Ведам, которые включают в себя следующие тексты:

  1. Калпа – ритуальные книги;
  2. Шикша – тексты, объясняющие расстановку и способ произнесения слогов (фонетика);
  3. Вьякарана — грамматика;
  4. Нирукта – тексты об образовании словоформ (этимолгия);
  5. Чханда –тексты, повествующие о размерах стихосложения (метр);
  6. Джйотиша – астрономические тексты, учащие определять благоприятные моменты времени.

5. Упанишады
Упанишады – это философские произведения, цель которых показать бессмысленность попыток обрести счастье в мире материи, поскольку материя по своей природе мертва, а индивид – это сознание, жизнь, джива. Жизнь не может наслаждаться мертвым. Поэтому джива, живое существо, должно искать себя в духе, а не в материи. Упанишады призывают понять, что душа – духовна, она не состоит из материи, и поэтому не может «питаться», или наслаждаться, материей. Душа – вечна, а материальные условия – временны. Душе нужна вечность, а в мире материи все временно. Душе нужно знание, а материя его покрывает иллюзией, обманом. Душе нужно счастье, но она ищет его там, где его нет.
«Чхандогйа-упанишад» (6.8.7): тат твам аси шветакето «Ты – духовен, ты не принадлежишь этому миру!»
Упанишады предназначены для тех, чье сознание находится выше тех, кто стремится к плодотворной деятельности, описанной в четырех Ведах. Упанишады существуют для философов, ищущих Истину, и готовых отречься во имя своей цели от всего мирского. Упанишады декларируют, что отрекшись от материи можно постичь дух. Они, по сути, опираются на материальную концепцию, описывая концепцию духовную. Дух представлен Упанишадами, как противоположность материи, а познать этот дух, в соответствии с Упанишадами, можно, откинув все материальное. Дух представлен в Упанишадах, как то, что воспринимается в отсутствие материальных представлений. Поэтому Упанишады написаны для тех, чья вера не может существовать без опоры на материальные представления. Последователи Упанишад – это те, кто видит дух просто как противоположность материи. Они не могут принять то, что выходит за рамки логики и способности интеллекта к осмыслению. Им нужна опора в виде того, что осмысляется в результате материального опыта. Поэтому Упанишады описывают духовную реальность лишь как концепцию безграничного всепроникающего вездесущего бесформенного Абсолюта. Т.е. они не описывают деталей духовной реальности, но укрепляют веру в ее существование.
Не смотря на то, что Упанишады делают акцент на постижении всепроникающего сияния Господа, они не могут не содержать знания о Самом Господе, ведь Упанишады – это совершенные произведения, поскольку они изошли из уст Бога, и они не могут не содержать ясного знания о Нем.
«Гопала-тапани Упанишада»: ом̇ мунайо ха ваи брахма̄н̣ам ӯчух̣ | ках̣ парамо девах̣ | куто мр̣тйур бибхети | касйа джн̃а̄нена̄кхилам̇ джн̃а̄там̇ бхавати | кенедам̇ виш́вам̇ сам̇саратӣти | та̄н у хова̄ча бра̄хман̣ах̣ – кр̣ш̣н̣о ваи парамам̇ даиватам | говинда̄н мр̣тйур бибхети | гопӣ-джана-валлабха-джн̃а̄нена̄кхилам̇ джн̃а̄там̇ бхавати | сва̄хайедам̇ сам̇саратӣти | там у хочух̣ | ках̣ кр̣ш̣н̣о говиндах̣ ко’сау гопӣ-джана-валлабхах̣ ках̣ ка̄ сва̄хети | та̄н ува̄ча бра̄хман̣ах̣ па̄па-карш̣ан̣о го-бхӯми-веда-видито ведита̄ гопӣ-джана̄видйа̄-кала̄-преракас (вдохновляет) тан-ма̄йа̄ чети | сакалам̇ парам̇ брахмаива тат | йо дхйа̄йати расати бхаджати со’мр̣то бхавати со’мр̣то бхаватӣти | те хочух̣ – ким̇ тад-рӯпам̇ ким̇ расанам̇ катхам̇ ва̄хо тад-бхаджанам̇ | тат сарвам̇ вивидиш̣ата̄м а̄кхйа̄хӣти | тад у хова̄ча хаиран̣йах̣ – гопа-веш́ам абхра̄бхам̇ тарун̣ам̇ калпа-друма̄ш́ритам
(1.2-8)
бхактир асйа бхаджанам
(1.14)
Ом.
Мудрецы спросили Творца Вселенной Брахму:
«Кто является Всевышним Богом? Кто Тот, Кого боится сама смерть? Кто Тот, зная Кого, будешь знать все? Кто Тот, что движет мир?»
Шри Брахма сказал:
«Кришна – Всевышний Господь. Он также известен как Говинда, и Его боится сама смерть. Кришну зовут Гопиджанаваллабха, и тот, кто знает Его, знает все. Его энергия движет мир».
Мудрецы спросили:
«Кто Кришна? Кто Говинда? Кто Гопиджанаваллабха? Что значит «Его энергия»?»
Брахма ответил:
«Он известен, как Тот, Кто побеждает грех, повелевает чувствами, заботится о друзьях и коровах, поддерживает Землю, является сутью Вед и жизнью Своих возлюбленных, а также Он известен как Тот, кто повелевает всей энергией. Он – Высший Дух, Абсолютная Истина. Те, кто с любовью размышляют о Нем и поклоняются Ему, достигают бессмертия, которое только так и обретается».
Мудрецы спросили:
«Твои рассказы полны подлинных духовных переживаний! Скажи, Как же Он выглядит? Как Ему поклоняться? Мы желаем знать все в подробностях».
Брахма ответил:
«Он одет как пастушок, цвет Его тела подобен туче, Он вечно юн и живет среди деревьев желаний».
Брахма дополнил:
«Любовь и преданность Кришне – вот метод поклонения Ему».
«Гопала-тапани Упанишада» (1. 21): эко ваши сарва_гах кришна идйах
эко ’пи сан бахудха йо ’вабхати «Этот Кришна – Верховная Личность – Бог; Он вечный объект поклонения. Он один является источником всего проявленного многообразия».
В «Гопала-тапани упанишаде» (13.1) утверждается: гопавешам сат-пундарика-найанам
мегхабхам ваидйутамбарам
двибхуджам мауна-мудратйам
вана-малинам ишварам «Мы поклоняемся сыну Нанды Махараджа. Он одет как пастушок; Его божественные очи похожи на распустившийся цветок лотоса; Его тело цвета грозовой тучи; Его одежда сияет, словно золото; у Него прекрасная двурукая форма. Он стоит в задумчивом молчании, украшенный гирляндой из лесных цветов».
В «Гопала-тапани упанишаде» (13.1) утверждается: гопавешам сат-пундарика-найанам
мегхабхам ваидйутамбарам
двибхуджам мауна-мудратйам
вана-малинам ишварам «Мы поклоняемся сыну Нанды Махараджа. Он одет как пастушок; Его божественные очи похожи на распустившийся цветок лотоса; Его тело цвета грозовой тучи; Его одежда сияет, словно золото; у Него прекрасная двурукая форма. Он стоит в задумчивом молчании, украшенный гирляндой из лесных цветов».
«Чхандогйа-упанишад» (8.13.1) утверждает: шйамач чхавалам прападйе шабалач чхйамам прападйе шйама — темный, за пределом всякого цвета, Шйама – одно из самых известных имен Кришны;
шабала – белый, соединение всех цветов, источник многообразия, т.е энергия или сила (бала) Кришны;
прападйе – вручив себя.
«Вручая себя Кришне обретается милость Его энергии, а обретя милость Его энергии, можно постичь Его Самого».
6. Итихасы
Итихасы – исторические произведения ведической литературы. Описывают деяния великих монархов, показавших путь святости, деяния великих мудрецов и деяний воплощений Кришны, когда Он являл Себя в качестве правителя, воплощения праведности.
Двумя главными произведениями, относящимися к Итихасам, являются «Рамаяна» и «Махабхарата».
«Рамаяна» описывает деяния Рамы, одного из воплощений Кришны-Вишну. Рама явился как праведный царь, и показал пример самоотверженности во имя счастья Своих подданных. Изучая это произведение, можно обрести трансцендентную веру в запредельного Господа Раму.
«Махабхарата» описывает деяния царей рода Махараджы Бхараты, которые были великими преданными Господа Кришны и Его воплощений Вишну. Кульминацией произведения является описание времени прихода на Землю Господа Кришны, описание божественных деяний Господа Кришны и Его спутников.
«Махабхарата» рассматривается как пятая Веда. А сам составитель Вед – Шрила Вьясадева, утвердил, что если на одну чащу весов положить все Веды, а на другую чашу одну «Махабхарату», то «Махабхарата» перевесит. В «Махабхарату» включена «Бхагавад-гита» — божественные наставления Господа Кришны великому святому войну Арджуне. Наставления «Бхагавад-гиты» — прямой путь к обретению веры в Кришну и бескорыстной преданности Ему.
«Бхагавад-гита» (9.17): пита̄хам асйа джагато
ма̄та̄ дха̄та̄ пита̄махах̣
ведйам̇ павитрам ом̇ка̄ра
р̣к са̄ма йаджур эва ча Кришна сказал: «Я отец и мать этой вселенной, ее опора и прародитель. Я цель познания, очистительная сила и слог ом, а также «Риг-веда», «Сама-веда» и «Яджур-веда».
«Бхагавад-гита» (15.15): ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйо
веда̄нта-кр̣д веда-вид эва ча̄хам
ахам а̄тма̄ гуд̣а̄кеш́а сарва-бхӯта̄ш́айа-стхитаx
ахам а̄диш́ ча мадхйам̇ ча бхӯта̄на̄м анта эва ча Кришна сказал: «Цель всех Вед — постичь Меня. Я — истинный составитель «Веданты» и знаток всех Вед».
«Я Мировая Душа, сущая внутри всякой души. Всеобщее Сознание, Я пронизываю Собою всякую частицу сознания. Моей волею существа появляются на свет, живут и исчезают».
«Бхагавад-гита» (10.12-13): арджуна ува̄ча
парам̇ брахма парам̇ дха̄ма
павитрам̇ парамам̇ бхава̄н
пурушам̇ ш́а̄ш́ватам̇ дивйам
а̄ди-девам аджам̇ вибхум
а̄хус тва̄м р̣шайах̣ сарве
деваршир на̄радас татха̄
асито девало вйа̄сах̣
свайам̇ чаива бравӣши ме Кришна сказал: «Цель всех Вед — постичь Меня. Я — истинный составитель «Веданты» и знаток всех Вед».
Арджуна сказал: «Ты Верховная Личность Бога, высшая обитель, чистейший, Абсолютная Истина. Ты вечная, божественная, изначальная личность, нерожденная и величайшая. Все великие мудрецы, такие как Нарада, Асита, Девала и Вьяса, подтверждают эту истину, и теперь Ты Сам говоришь мне об этом».
7. Пураны
Философские произведения, составленные в виде повествований, описывающих события из вселенской истории. Опираясь на исторические примеры, исследуя диалоги святых прошлого, цитируя наставления древних мудрецов, Пураны объясняют: 1) основы мироздания — положение Бога, Его энергий, индивидуальных живых существ и принципы их взаимодействия (самбандха); 2) путь духовного совершенствования (абхидея); 3) высшую цель жизни (прайоджана).
Пураны по структуре текстов и подходу к изложению знания отличаются от Упанишад, которые представляют Истину лишь намеками, отличаются от «Веданты», которая записана короткими афоризмами, Пураны представляют знания в развернутом виде, подробно объясняя каждый аспект бытия, Пураны описывают полную картину мира и объясняют природу сознания и Сверхсознания, природу души и Бога. Пураны ясным образом описывают высшее положение Господа Кришны, раскрывая Его положения, как Бога богов, причины всех причин, души всех душ.
«Падма-пурана»: чаритам кришна-девасйа
сарвам эвадбхутам бхавет
гопала-лила татрапи
сарвато ‘ти манохара «Все, что связано с Кришной, воистину, удивительно и прекрасно. А Его развлечения в образе мальчика-пастушка – в высшей степени очаровательны».
«Брахманда-пурана»: санти бхурини рупани
мама пурнани шад гунаих
бхавейустани тулйани
на майа гопа-рупин «Я проявляюсь во множестве форм, наделенных всеми шестью совершенствами (всей силой, знанием, богатством, всей красотой, славой и всем отречением), но ничто из этого не может сравниться с Моим обликом пастушка (Кришны)».
Особенно подробно бытие Кришны и Его славу описывает «Бхагавата Прана», или «Шримад Бхагаватам». Эта Пурана является зрелым плодом на дереве всей ведической литературы, она составлена, как завершающий труд, делающий выводы и подводящий итоги всех ведических текстов. «Шримад Бхагаватам» является самым совершенным ведическим произведением, поскольку совершенным образом описывает природу и бытие Верховного Господа Кришны.
«Бхагавата-пурана» (1.3.28): эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̣ пум̇сах̣
кр̣шн̣ас ту бхагава̄н свайам «Описанные (в предыдущих стихах) воплощения Бога (Буддха, Рама, Нарайана и др.) представляют собой полные или частичные воплощения, но Кришна – Сам Бог, Верховная Абсолютная Личность, ибо Он изначальный источник всех воплощений».
Единство всей ведической литературы
Ведическая литература содержит в себе знание, предназначенное для людей с разным уровнем духовного развития. Поскольку все члены человеческого общества не могут находиться на одном духовном уровне, и их вера не может развиваться одинаково, то для разных людей ведическая литература имеет разные предписания. Эти предписания и соответствующие им философские концепции – это не результат исторического развития общественных идей под влиянием политической, экономической и культурной ситуации. Предписания ведической литературы – это лестница йога, где для каждого есть своя ступень, и он может развиваться со своего уровня, шагая по ступеням йоги все выше и выше.
Этот принцип отражен и в «Бхагавад-гите». Будучи квинтэссенцией Вед и Упанишад, Гитопанишад, или Бхагавад-гита, описывает все уровни йоги и содержит в себе наставления для людей, способных принять и практиковать разного уровня духовные методы. Гита упоминает о карма-канде, пути поклонения деватам, правителям материальной вселенной (этому пути посвящены Четыре Веды), но сразу отвергает его, как материальный и ведущий к страданиям, дальше Гита описывает нишкама-карма-йогу, затем гйана-йогу, затем аштанга-йогу, и в заключении – бхакти-йогу. Все уровни знания описаны в Гите, все виды путей духовного развития. Гита описывает все эти уровни, следуя за логикой ведической литературы. Четыре Веды посвящены в основном карма-канде, Упанишады – гйана-канде и гйана-йоге, Тантры – аштанга-йоге, Саттвата Пураны – бхакти–йоге. Ведическая литература – это лестница йоги, где все ступени проявлены одновременно, а не возникают и исчезают во времени.
Пураны – неотъемлемая часть ведической литературы
«Махабхарата»: пуранам манаво дхармах санга-ведан чикитситам
агйа-сиддхани чатвари на хантавйами хетубхих «Саттвата-пураны, «Ману-самхита», Веды и даже веданги, такие, как наука врачевания и другие, изошли из уст Верховной Личности Бога; все они содержат указания Верховной Личности, и потому мирская логика не способна опровергнуть их заключения».
«Брихад-араньяка-упанишад» (2.4.10): асйа махато бхутасйа нихшваситам этад ргведо
йаджур ведах сама ведатхарвангираса итихасах
пуранам видйа упанишадах шлоках сутрани
анувйакхйанани сарвани нихшваситани «Четыре Веды, Итихасы, Пураны, Упанишады, — все они изошли из дыхания безграничного Высшего Повелителя».
Пураны важнее четырех Вед
«Чайтанья-чаритамрита» ( Мадхйа-лӣла̄ 6.148): ведера нигӯд̣ха артха буджхана на̄ хайа
пура̄н̣а-ва̄кйе сеи артха карайа ниш́чайа «Обычным людям непросто понять сокровенный смысл Вед, поэтому существуют Пураны, которые раскрывают его».
«Мундака-упанишад» (1.1.5): татра̄пара̄ р̣г-ведо йаджур-ведах̣
са̄ма-ведо ’тхарва-ведах̣
ш́икш̣а̄ калпо вйа̄каран̣ам̇
нируктам̇ чхандо джотиш̣ам ити «Все Веды: Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда, Атхарва-веда и все приложения к ним, такие, как шикша, калпа, вьякарана, нирукта, чханда и джйотиша, принадлежат к низшей системе материального знания (апара̄ видйа̄)».
«Что же касается пара-видьи, то это знание, с помощью которого можно постичь акшару — Брахман, или Абсолютную Истину».
Из ведических писаний пара-видьей считается «Веданта-сутра». А «Шримад-Бхагаватам», амала-пурана, безупречная Пурана, представляет собой объяснение этой пара-видьи.
«Шримад Бхагаватам» 1.3.40: идам̇ бх̣а̄гаватам̇ на̄ма
пура̄н̣ам̇ брахма-саммитам
уттама-ш́лока-чаритам̇
чака̄ра бхагава̄н р̣ших̣
них̣ш́рейаса̄йа локасйа
дханйам̇ свастй-айанам̇ махат «Этот «Шримад-Бхагаватам» является литературным воплощением Бога. Он составлен Шрилой Вьясадевой, воплощением Бога. Его цель — нести высшее благо всем людям. Он совершенен и приносит удачу и блаженство».
«Чайтанья-Чаритамрита» (Мадхйа-лӣла̄ 20.142-146): да̄ридрйа-на̄ш́а, бхава-кшайа, — премера ‘пхала’ найа
према-сукха-бхога — мукхйа прайоджана хайа «Цель любви к Богу не в том, чтобы разбогатеть или освободиться из плена материи. Истинная цель состоит в том, чтобы преданно служить Господу и наслаждаться трансцендентным блаженством».
веда-ш́а̄стре кахе самбандха, абхидхейа, прайоджана
кр̣шн̣а, кр̣шн̣а-бхакти, према, — тина маха̄-дхана «В ведических писаниях сказано, что центром притяжения для всех является Кришна и что наше предназначение — служить Ему. Высшая цель жизни — обрести любовь к Кришне. Таким образом, Кришна, служение Кришне и любовь к Кришне суть три величайших сокровища».
веда̄ди сакала ш́а̄стре кр̣шн̣а — мукхйа самбандха
та̄н̇ра джн̃а̄не а̄нушан̇ге йа̄йа ма̄йа̄-бандха «Во всех богооткровенных писаниях, начиная с Вед, главный центр притяжения — это Кришна. С человека, который в совершенстве познал Его, оковы майи, иллюзорной энергии, спадают сами собой».
вйа̄моха̄йа чара̄чарасйа джагатас те те пура̄н̣а̄гама̄с
та̄м̇ та̄м эва хи девата̄м̇ парамика̄м̇ джалпанту калпа̄вадхи
сиддха̄нте пунар эка эва бхагава̄н вишн̣ух̣ самаста̄гама-
вйа̄па̄решу вивечана-вйатикарам̇ нӣтешу ниш́чӣйате «Существует множество ведических писаний и дополняющих их Пуран. В каждом из этих писаний какой-нибудь полубог называется главным. Это нужно лишь для того, чтобы ввести в заблуждение движущихся и неподвижных живых существ. Пусть они до скончания века тешат себя этими иллюзиями. Однако, внимательно изучив все ведические писания в их совокупности, человек придет к выводу, что Господь Вишну, и только Он, является Верховной Личностью Бога». (Это стих из «Падма-пураны»).
мукхйа-гаун̣а-вр̣тти, ким̇ва̄ анвайа-вйатиреке
ведера пратиджн̃а̄ кевала кахайе кр̣шн̣аке «И косвенный, и буквальный смысл Вед один: в конечном счете, они, прямо или иносказаниями, указывают только на Господа Кришну».
Веды не постигаются логикой
«Катха-упанишад» (2.2.9): найша таркена матир апанейа «О Начикета! Ни в коем случае нельзя использовать аргументы мирской логики (тарка) для того, чтобы разрушить гармонию Абсолютной Истины (опровергнуть заключения Вед)».
«Веданта-сутра» (2.1.11): тарка апратиштханат «Аргументы логики являются ненадежным основанием для умозаключений и тем более они недостаточны для утверждения трансцендентной истины, поскольку то, что утверждает один человек сегодня завтра может быть опровергнуто другим человеком, который более разумен и учен».
«Махабхарата» (Бхишма-парва 5.22): ачинтйах кхалу йе бхава на тамс таркена йоджайет
пракритибхйах парам йач ча тад ачинтйасйа лакшанам «Трансцендентная истина (пара-таттва) непостижима, ибо находится за границами материального мира. Никакие рассуждения, основанные на мирской логике и осуществляемые посредством материальных ума и разума, не смогут вывести человека за пределы материи, и потому метод логических доказательств применим только при осмыслении доступных чувственному восприятию мирских тем. Логика не позволит человеку даже приблизиться к трансцендентным таттвам, не говоря уже о том, чтобы воспринять их. Поэтому разумному человеку надлежит оставить этот несовершенный инструмент, если он стремится познать трансцендентное».

«Бхакти-расамрита-синдху» 1.1.32: свалпапи ручир эва сйат бхакти_таттвавабодхика
йуктис ту кевала найва йад асйа апратиштхата «Обретя даже небольшой вкус (ручи) к изучению «Шримад_Бхагаватам» и других бхакти-шастр, утверждающих принципы преданного служения, человек с легкостью сможет понять возвышенное положение бхакти-таттвы. Однако для того, кто полагается на мирскую эрудицию и сухую логику, возвышенные истины преданного служения останутся труднопостижимыми».
«Бхакти-расамрита-синдху» 1.1.33: йатненопадито ‘пй артхах кушалаир ануматрибхих
абхийуктатараир анйаир анйатхайвопападйате «Философ, искушенный в знании законов логики, может доказать верность любой истины, умело используя аргументы. Однако, более искусный философ опровергнет его выводы посредством того же самого метода. Если сегодня тыутверждаешь верность сиддханты, а завтра все твои доказательства будут сведены на нет тем, кто более опытен в логике, какая же тогда ценность этой науки?»
Метод постижения ведической литературы
«Бхагавад-гита» 4.34: тад виддхи пран̣ипа̄тена
парипраш́нена севайа̄
упадекшйанти те джн̃а̄нам̇
джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣ «Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину».
«Мундака-упанишад» 1.2.12: тад-вигйанартхам са гурум эвабхигаччхет
самит-паних шротрийам брахма-ништхам «Чтобы обрести трансцендентное знание о Шри Бхагаване, нужно обратиться к Шри Гуру, который постиг суть ведических писаний и во всей полноте осознал Верховную Абсолютную Истину, Шри Кришну, положив к его стопам свою веру в качестве дров для жертвоприношения».
«Шветашватара-упанишад» 6.23: йасйа деве пара бхактир йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах пракашанте махатманах «Сокровенные истины, описанные в этой Упанишаде, будут явлены той великой душе, кто имеет пара-бхакти, исключительную трансцендентную преданность Господу, и чья преданность духовному учителю имеет такую же природу».
«Шримад-Бхагаватам» 1.2.18: нашт̣а-пра̄йешв абхадрешу
нитйам̇ бха̄гавата-севайа̄
бхагаватй уттама-ш́локе
бхактир бхавати наишт̣хикӣ «Благодаря регулярному посещению лекций по «Бхагаватам» и служению совершенному преданному Господа все, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью уничтожается, и тогда любовное служение Верховному Господу, воспеваемому в трансцендентных песнях, становится необратимым».

Религиозные учения древней индии. Буддизм

Одно из главных событий в истории Индии маурийского периода – возникновение и распространение буддизма. Особенную поддержку это учение получило при Ашоке Маурья.

Само слово «Будда» (санскр. buddha) означает «просветленный» или «пробужденный». Основателем буддизма считается царевич Сиддхарта Гаутама, который и стал «Просветленным», т. е. Буддой. Время его жизни точно неизвестно, но, вероятнее всего, он жил между 500 и 430 гг. до н. э. Отец Сиддхарты был царем области Капилавасту (в настоящее время находится на территории Непала), заселенной племенем шакьев. Поэтому Будду еще звали Шакьямуни – «мудрец из племени шакьев». Жизнь Будды протекала на северо-востоке Индии, заселенном в основном неарийскими племенами. Возможно, этим объясняется то, что именно в этом регионе появились учения, отрицавшие авторитет вед.

Рождение Будды. Рельеф (VI–VII вв.)

Родился будущий Будда в местечке Лумбини. Согласно легенде, он вышел из правого бока своей матери Майадеви. До 29 лет Будда следовал всем предписаниям вед. Его отец старался оградить молодого царевича от всех несчастий и выстроил для него огромный дворец, окружил сына множеством слуг, угождавших любым его капризам. Всюду царевича сопровождали танцовщицы и поэты, в саду росли самые диковинные растения. Но однажды принц Сиддхарта встретил несчастного старика и тяжело больного человека и узнал, что в мире есть не только радость и счастье, но и горе, и страдание. Эти встречи навели его на размышления о причинах несчастий. Он сбежал из своего дворца с верным ему возницей и стал скитаться по Магадхе. И однажды под огромной смоковницей около города Варанаси на него снизошло просветление. Он понял, в чем заключался смысл жизни, – и тогда стал Буддой. Он обратился с проповедью к пяти странствующим аскетам-брахманам. С этой проповеди начинается история буддийского учения.

Будда утверждал, что богов никто не видел, и поэтому их существование не может быть доказано. Он отрицал важность ведийских ритуалов, необходимость соблюдать долг, предписываемый человеку его варной, так как и шудра, и брахман добродетельным поведением могут достичь смысла жизни. Самого Будду, его учение и основанную им общину называли и почитали как «три драгоценности» буддизма.

Одним из основоположников научного изучения буддизма по праву можно назвать И. П. Минаева (1840–1890). Ученик лучших европейских востоковедов своего времени Минаев с 1869 г. преподавал на восточном и историко-филологическом факультетах Санкт-Петербургского университета. В результате трех его путешествий в Индию и Бирму он собрал огромную коллекцию рукописей и фольклорного материала, которую обработал и издал. Им был написан и издан выдающийся труд по истории буддизма «Буддизм. Исследования и материалы», переведенный на французский язык, грамматика пали (языка «Типитаки») и множество других работ. Его ученики – Ф. И. Щербатской (1866–1942) и С. Ф. Ольденбург (1863–1934) – внесли важный вклад в изучение прошлого Индии в целом и буддизма в частности.

Будда назвал четыре «благородные истины». Он говорил, что жизнь в мире полна страданий, что существует причина этих страданий, что можно прекратить страдания и что есть путь, который ведет к прекращению страданий. Причиной страдания Будда называл пристрастие к земным удовольствиям, которое ведет к длинной цепи перерождений и повторению страдания. Путь освобождения от страданий ему виделся в полном контроле человека над своим духом и поведением, в конечном счете это должно привести к нирване – состоянию, когда жизнь прекращается, но смерть не наступает, так как она может привести к новому перерождению.

Буддийский рельеф

Распространение буддизма по всей территории Индии и на Шри-Ланке вызвало к жизни множество толкований учения Будды, его искажения. Это обстоятельство диктовало необходимость в точности записать то, что было сказано самим основателем учения, отделить изначальное от привнесенного. Эта задача была выполнена во время буддийского собора в монастыре Алувихара на Шри-Ланке между 35 и 32 гг. до н. э.

Буддийский канон был сформирован в виде трех «корзин» – собраний текстов. Поэтому он получил название «Типитака» (на пали – языке буддийского канона – «Три корзины»). В первую – «Винаяпитаку» вошли тексты, трактующие буддийские нормы поведения. Во вторую – «Суттапитаку» – тексты, фиксирующие буддийское вероучение. В нее входит самое известное буддийское сочинение «Дхаммапада» («Шаги закона»), в котором собраны вероучительные наставления самого Будды. Третья корзина – «Абхидхармапитака» содержит тексты, в которых излагается буддийское философское мировоззрение, трактовка основных вопросов отношения к окружающей действительности.

То, что Будда отрицал авторитет вед, необходимость сложных обрядов и ритуалов, долг варны и касты, обращал свои проповеди к каждому отдельному человеку, обеспечило ему большую популярность среди простого народа. Но и народные верования оказали сильное влияние на буддизм, и постепенно из религии без бога и без души учение Будды превратилось в сложную систему с большим количеством главных и подчиненных божеств.

Автор более 400 работ, С. Ф. Ольденбург был основателем и руководителем серии «Bibliotheca Buddhica», организатором двух экспедиций по Центральной Азии (1909–1910 гг. и 1914–1915 гг.), в результате которых была собрана огромная коллекция рукописей, настенной живописи, археологического материала. В 1904–1929 гг. С. Ф. Ольденбург занимал пост непременного секретаря Академии наук, а в 1930 г. основал Институт востоковедения и стал его первым директором.

К рубежу нашей эры буддийская община разделилась на две части. Одна признавала возможность спасения от страданий только для тех, кто стал монахом-аскетом. Это учение называли хинаяна («узкая колесница»). Последователи другого, более молодого, направления утверждали, что и простому мирянину оно доступно, если он будет соблюдать нехитрые правила: быть честным, не убивать, не воровать, не пьянствовать и т. д. Это направление в буддизме называлось махаяна («широкая колесница»). Сторонники махаяны считали, что идеи сторонников хинаяны достойны презрения, что их собственное учение превосходит теории противников, поэтому им и было дано обидное, на их взгляд, название «хинаяна». Само буддийское учение, зафиксированное в «Типитаке», назыловась тхеравада («Учение древних»).

Буддизм получил распространение не только в Индии: сотни монахов преодолевали огромные расстояния, стремясь донести учение Будды до самых отдаленных регионов Средней Азии, Китая и Шри-Ланки. Однако индуизм оказался более популярной и традиционной для Индии религией, основанной на авторитете вед, и во 2-й половине I тыс. н. э. буддизм в Индии почти исчез. О его существовании напоминают многочисленные ступы, в которых хранятся останки Будды. Причудливый облик ступ имеет свое объяснение. Их венчают три или семь зонтов, обозначающих либо три небесные сферы, либо семь ступеней на небо, а многочисленные фигуры людей, животных, богов изображают различные события из жизни Будды и основанной им общины.

Ступа в Санчи

Ученик И. П. Минаева и лучших европейских санскритологов Г. Бюлера (Вена) и Г. Якоби (Бонн), Ф. И. Щербатской в 1905 г. совершил путешествие в Монголию, где он провел длительное время в общении с далай-ламой. По просьбе далай-ламы Щербатской переводил монгольские стихи на санскрит, а все поступавшие новости – на тибетский. В результате он стал первым распространителем в России знаний о современном тибетском языке.

В 1910 г. Ф. И. Щербатской отправился в Индию, где совершенствовал свои знания, живя в течение двух лет в доме бра?хмана. В результате он не только глубоко изучил грамматику языка, но и свободно говорил на нем. Во время торжественного приема в Калькутте во дворце местного раджи Щербатской произнес речь в стихах на санскрите, за что был удостоен титула «Украшение логики». Капитальные труды Ф. И. Щербатского по буддийской философии, издания буддийских текстов, подготовленные им, до сих пор пользуются высочайшим авторитетом в индологии.

Джина (VIII в.)

Среди новых религиозно-философских учений, появившихся в Индии в середине I тыс. до н. э., помимо буддизма, наибольшим распространением и влиянием пользовалось учение современника Будды – Вардхаманы Махавиры. Ему было дано прозвище Джина («Победитель»), от которого получило название само учение – джайнизм.

Судьба Махавиры похожа на жизненные перипетии Будды. Он также вырос в семье знатного кшатрия, царя личчхавов – местного племени, чуждого миру ведийских ариев. Окружающий мир произвел на него схожее действие. Возможно, Махавира даже встречался с будущим Буддой. На обоих проповедников мог оказать сильное влияние знаменитый аскет Макхали Госала – основатель учения адживиков.

Покинув родной дом в 30 лет, Махавира 70 лет предавался аскезе, после чего сформулировал основы нового понимания дхармы – «Вселенского закона». Целью жизни Махавира провозгласил достижение «Совершенства», к которому должны были вести правильное знание, правильный взгляд и правильное поведение. Совершенная душа достигала правильного перерождения. Основой поведения джайнов была ахимса – непричинение вреда живым существам.

Как и буддизм, джайнизм пережил раскол на два направления, периоды гонений. Наиболее известным сторонником джайнизма в истории Индии был основатель династии Маурьев Чандрагупта. В настоящее время в Индии насчитывается около 3 млн сторонников джайнизма.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

На полуострове Индостан появилась одна из первых древнейших цивилизаций. Индия получила свое название от одной из крупнейших рек — Инд, на берегах которой и стало интенсивно развиваться земледелие. Климатические особенности полуострова обусловили и развитие духовной культуры, которая долгое время развивалась изолированно от влияния других национальностей и культур.

Ведизм – древнейшая религия Индии

Считается, что основу древнеиндийской религии заложили племена древних ариев, которые проходили через материк с Запада на Восток во 2 тысячелетии до н.э. До сих ученые не могут с уверенностью сказать, откуда пришли эти племена и куда ушли, но общеизвестно, что они оказали влияние на становление некоторых древнейших цивилизаций. Арии были светловолосые и голубоглазые, смешавшись с местными почти чернокожими племенами, они дали начало новым местным племенам.

Религия древних ариев имела довольно сложную структуру: они обожествляли все явления природы, животных, растения и даже деревья и камни. Главным обрядом в их религии было жертвоприношение, в том числе и человеческие.

Арии оставили в наследство после себя сборники священных гимнов и песней – Веды, которые состоят из четырех канонических частей.

Много позже Веды были дополнены брахманами, которые старательно разъясняли и толковали законы мироздания и правила поведения для каждой касты в отдельности.

Пантеон богов в Ведизме был весьма обширен. Поскольку древние арии были кочевым народом, и именно скотоводство давало им возможности для существования, то и главным богом был Индра – бог грозы и дождя, именно он установил существующий порядок.

Кроме этого у ариев был хорошо развит культ предков, но при этом обожествление происходило именно существующих ранее людей, которые своими деяниями давали повод для гордости и служили неким идеалом для последующих поколений.

Брахманизм

Именно Брахманизм дал основу для появления и толкования каст Древней Индии. Легенда о некоем космическом человеке Пурушу, который сам принес себя в жертву, чтобы населить землю, закрепила за каждым человеком раз и навсегда определенное место в социуме.

Касты неравнозначны сами по себе, поскольку разные слом древнеиндийского общества произошли из разных частей тела Пурушу. Брахманы – высшая каста произошли из уст и ушей Бога, поэтому им дана честь слышать и говорить с Богами и передавать людям их волю. Даже ребенок из касты брахманов может рассчитывать на большее уважение, нежели старик из любой другой касты.

Кшатрии (воины и правители) произошли из плеч и рук Бога, поэтому они могут управлять людьми, быть судьями и военачальниками, вайшья (ремесленники и земледельцы) произошли из бедер и ног Бога, поэтому они должны постоянно трудиться в поте лица, чтобы обеспечить продуктами питания не только себя, но и высшие касты.

Шудры – слуги, рабы, полностью зависимые люди, — произошли из ступней, они годны лишь на то, чтобы прислуживать. И, наконец, неприкасаемые – они произошли из грязи под ногами Бога, поэтому любой человек, прикоснувшись к ним, испачкается. Чтобы этого не произошли, только родившимся детям данной касты вырезали на лбу небольшую звездочку и окрашивали ее несмываемой растительной краской в синий цвет.

Именно брахманизм дает толкование правильному поведению человека в различные периоды его жизни.

Одним из символов брахманизма является – Сансара — колесо вечной жизни, которое постоянно хотя бы в одной своей точке соприкасается с грешной землей и как ведет себя человек на земле, так он и будет награжден или наказан по закону всемирной справедливости – Карме.

Читайте также: Что такое колесо Сансары?

Тогда же и возникло учение об инкарнации – перевоплощении души в различные тела. То есть душа – вечна и бессмертна, а мы, перевоплощаясь из тела в тело, стараемся достичь идеала, но его достичь крайне нелегко, потому что любого человека терзают страсти и неудовлетворенные желания.

Именно в брахманизме появилось учение – йога, – которое помогает подчинить физическое тело духовной силе.

Но слишком суровое кастовое разделение в брахманизме породило новые направления в этой религии, которое было более демократичным и поэтому привлекало большее количество приверженцев.

Подробнее о религии брахманизм: Брахманизм — религия в Индии

Джайнизм

Основу этого религиозного направления составляли монахи – джаймы, которые уходили от мира и вели жизнь, полную отречений. Они не имели никакого имущества, не имели права подолгу жить в одном и том же месте, не ели мяса и вообще не могли есть чаще чем 2 раза в сутки в очень ограниченном количестве, тщательно следили за тем, чтобы не причинить вреда ничему живому и т.д. Проповедуя принципы аскезы, джайнисты доходили до крайностей: молчали по нескольку лет, доводили себя до истощения и т.д.

Читайте подробнее: Религия Джайнизм в Индии

Джайнисты разделились на два направления: одетые светом и одетые в белое, только по этому поводу у них и были разногласия. Поскольку одетые в белое могли прикрывать свое тело и лицо, а особенно рот, чтобы случайно не проглотить какое-либо насекомое, тканью, а одетые светом ходили абсолютно нашими, их одевал свет Солнца.

Поэтому далеко не все могли выдержать столь строгие требования и достичь Мойши – духовного идеала.

В результате столь суровых требований к посвященным, джайнизм никогда не имел много последователей.

Кратко о Древнейшей религии Индии – Индуизм

Индуизм не только религия, но целая философия, которая определяет правила поведения, нормы морали и нравственности и т.д. Но в основу этой религии легли понятия, пришедшие из Ведизма и Брахманизма, при этом кастовая система также является основой для индуизма.

Верховными Богами являются – Брахма, Шива и Вишну. Брахма – верховный творец мира, Шива – охраняет мир и все созданное Брахмой, Вишну- Бог – разрушитель, он уничтожает мир после того, как поставленные перед ним задачи выполнены.

Конечно, ни одна религия не обходится без женского идеала. В индуизме – это богиня Лакшми, она дарует удачу, следит за семейным счастьем, хранит домашний очаг и покровительствует земледельцам и скотоводам.

Одно из широко распространенных по всему миру направлений индуизма – поклонение богу Кришне. В этой религии мы наблюдаем многое от брахманизма, но здесь уже нет таких строгих требований к аскезе, отказа от земных удовольствий и авторитарного кастового деления. Наверное, поэтому данная религия получила огромное количество приверженцев во всем мире.

Шиваизм

Шиваизм можно считать одним из направлений индуизма, который подразумевает поклонение Богу – разрушителю Шиве. Шива – бог грома, дождя и молнии, он наводит панический ужас на людей. Он может уничтожить целый город в считанные минуты и наслать на провинившихся различные болезни и напасти.

Шива олицетворял в древности разрушительную силу природы, которая из доброй вдруг превращалась в жестокую и уничтожала все созданное людьми.

При всей своей жестокости Шива любит и оберегает свою семью. Его жена богиня Парвати, покровительствует плодородию и женской плодовитости. Женщины, мечтающие о детях, ходят в многочисленные храмы Парвати и приносят ей дары – фрукты и овощи, а также снопы зерновых культур.

Шива и Парвати имеют сыновей – Ганешу — покровителю богатства, славы и доброй силы и Сканду, покровителя воинов. Считается, что многорукая богиня Кали – одно из проявлений Парвати, тесно связанное с мужским началом и покровительствующее сексуальной энергии и мужчин, и женщин, а также колдовству и любым делам, творим под покровом ночи.

Роль брахманов в социуме

Как мы уже упоминали, брахманы – высшая каста в Индии и пользуются огромным уважением в обществе. Брахманы не имеют собственного жилища, живут они, по большей части, в храмах, где совершают обряды, но имеют право воспользоваться гостеприимством любого человека. При этом никто не может отказаться приютить у себя брахмана, кормить и поить его в своем доме до тех пор, пока он сам не захочет уйти.

Наряду с брахманами встречаются и колдуны, умеющие проводить ритуалы, решающие различные проблемы, и распевающие мантры – специальные песнопения, обладающие магической силой и помогающие обрести желаемое.

Разнообразные народные праздники придают особую прелесть индуизму. В этих праздниках принимают участие обычно огромное количество посвященных, все сопровождается оригинальными национальными песнями и танцами.

При брахманизме тела умерших сжигают, а пепел обычно развеивают над священной рекой – Гангом, после чего семья соблюдает строгий траур в течение десяти дней, а жена покойного выполняет обычай – сати- восходит на погребальный костер мужа, чтобы уйти из мира вместе с ним.

Конечно, сегодня многие старые обычаи давно забыты, но кастовая система и сейчас играет большую роль в социуме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *