Инструмент псалтирь

В книге Псалтырь мы находим много призывов славить Бога на различных музыкальных инструментах. Например, в 150-ом псалме. Но представляем ли мы себе, хотя бы отдаленно, какие музыкальные инструменты использовал Израиль, чтобы славить Бога? Давайте попытаемся разобраться в этом, посмотрев, что кроется за названиями музыкальных инструментов в Библии.

Сразу скажу, что в статье присутствуют не все инструменты, на которых играли музыканты в те времена. Со времен, когда использовали эти инструменты, прошло довольно много времени и сейчас не представляется возможным реконструировать вид некоторых из них. Так же никто не может сказать, как именно звучали музыкальные инструменты Библии и какие мелодии на них исполнялись, все это утеряно за давностью лет, хотя слова Псалмов и остались.

Музыкальные инструменты описанные в Библии можно условно разделить на три группы: ударные, струнные и духовые музыкальные инструменты. Будем разбирать их по очереди.

Ударные музыкальные инструменты

Тимпан — бубен, или ручной барабан, разновидность тамбурина, который представлял собой деревянную или металлическую раму, обтянутую кожей животного, по краям был увешан бубенцами. На ручных тимпанах играли в основном женщины, но были и большие тимпаны, на которых играли мужчины. Игра производилась руками, без палочек.

Мозаика «Триумф Бахуса», Тунис, III в. н. э. Тимпан можно увидеть в руках у женщины в центре.

Чаще всего тимпан употреблялся для сопровождения танцев во время народных увеселений, но не чурались им и во время богослужений. Один из примеров применения тимпана можно прочитать в Исх.15:20, где описана радостная песня восхваления Бога, когда Он уничтожил войска фараона в море:

«И взяла Мариамь, пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариамь перед ними: Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх.15:20,21)

Кимвалы — это тарелки. Обычно это были два медных тарелкообразных диска диаметром от 8 см., которыми, держа их в вертикальном или горизонтальном положении, ударяли друг о друга.

Бродячие музыканты. Мозаика из «Виллы Цицерона» в Помпеях.150-125 гг. до н.э. Кимвалы, в виде маленьких тарелок, держит мужчина посередине. Так же на мозаике присутствует тимпан у мужчины справа и флейта (халиль), о которой мы будем говорить ниже, у человека слева.

Кимвалы использовались как аккомпанирующие инструменты для создания сильного шумового эффекта, они имелись и в храмовых оркестрах.

«И отделил Давид и начальники войска на службу сыновей Асафа, Емана и Идифуна, чтобы они провещавали на цитрах, псалтирях и кимвалах; и были отчислены они на дело служения своего» (1Пар.25:1)

Систры — инструмент, заимствованный у египтян. При покачивании он издавал звеняще-дребезжащие звуки. Систры представляли собой снабженную ручкой деревянную или металлическую раму с отверстиями по обеим сторонам, куда вставлялись железные палочки или проволочки (обычно три). Видимо, к палочкам привешивались металлические колечки. Другая разновидность этого инструмента состояла из деревянной рамы с подвешенными к ней металлическими стержнями, на которые нанизывали небольшие металлические диски.

Нефертари с систром в руке. Фреска храма Абу-Симбела.

А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. (2Цар.6:5)

Струнные музыкальные инструменты

В Библии упоминается несколько струнных музыкальных инструментов, но это все по сути разновидность одного и того же музыкального инструмента – лиры. Струнные музыкальные инструменты делали из кипарисового или сандалового дерева. Струны делали из кишок овец.

Арфа, или цитра , имела поперечную дугу, на которую натягивали струны — параллельно или перпендикулярно резонатору, если они не были собраны в пучок.

Кинор

Этот инструмент широко использовался как в богослужении, так и в обыденной жизни.

«При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди него, повесили мы наши арфы» (Пс.136:1,2)

Духовые музыкальные инструменты

Флейта — трубковидный духовой инструмент, имеющий в верхнем конце отверстие, в которое музыкант дует без посредства дульца. Применялась, как в быту, так и в богослужении. В синодальном переводе встречается в виде свирели и органа. Есть подозрения, что этим словом так же обозначали инструмент, похожий на волынку.

Флейта (угав)

Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. (Пс.151:4)

Флейта (халиль) — разновидность гобоя. Существовали как одинарные, так и двойные халили. Звук извлекался с помощью двойной трости, вставленной в верхнее колено. Одновременно исполнитель дул как в основную трубку, так и в дополнит. трубочку, причем обе они были снабжены узкими отверстиями. Двойная флейта позволяла играть мелодию на одной своей части, а аккомпанемент — на другой.

Флейта (Халиль)

«А у вас будут песни, как в ночь священного праздника, и веселье сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню, к твердыне Израиля» (Ис.30:29)

Как мы видим, у Израиля был богатый набор инструментов для прославления Бога, у них были даже такие инструменты как барабаны и тарелки. Стоит сказать, что храмовый оркестр составляло огромное число людей, около четырех тысяч и прославление Бога было громким, шумным и радостным.

Духовые инструменты зародились в глубокой древности. Материалом для них служил кусок тростника, кость или рог животного, скорлупа крупного ореха, морская раковина и т.д. Первобытный человек использовал их в своей повседневной жизни — на охоте и войне, в обрядовых церемониях. Эти примитивные инструменты постепенно развивались и совершенствовались на протяжении веков и даже тысячелетий. Однако среди различных предметов материальной культуры палеолита встречаются духовые инструменты, напоминающие современные. Уже тогда наметилось три вида духовых инструментов, с различными способами образования звука.

Один из видов составляли древние флейты — продольные, поперечные и многоствольные. Звук на них возникал в результате трения струи воздуха об острый край лабиального отверстия. На продольной флейте иногда существовало особое приспособление для извлечения звука, применяемое в наше время на блокфлейте. Многоствольная флейта (флейта Пана) имела несколько стволов, и каждый ее ствол мог издавать один или два (путем передувания) определенных по высоте звука.

Древняя продольная флейта продолжает существовать и в наши дни, являясь в современном Египте народным инструментом, распространенным у пастухов. В основе духового инструментария древнего Китая лежал флейтовый тип. Это продольная флейта сло, пайсло (разновидность флейты Пана с 12 бамбуковыми стволами), чи (поперечная флейта с 3 — 6 игровыми отверстиями), юэ (короткая флейта) и другие.

Наиболее распространенным инструментом древней Индии являлась ванша — разновидность поперечной флейты, на которой по преданию играл бог Кришна.

Самая ранняя из сохранившихся русских летописей — «Повесть временных лет» (около 1113), составителем которой, как полагают, был монах Киевско-Печерского монастыря Нестор, начинающаяся словами «Се повести временных лет, откуда Русская земля стала есть», сообщает также о русских народных инструментах и музыкантах. В эпизоде об «Искушении Исаакия» (ок. 1074г.) упоминаются сопели.

Поскольку для авторов древнерусской письменной литературы, музыкальные инструменты являлись «гудебными бесовскими сосудами», то какого-либо описания их устройства они, естественно, не оставили. Поэтому особую ценность для русского инструментоведения представляют иконографические материалы: миниатюры, фрески, иконы, содержащие музыкальные сюжеты. Изображения подобного рода появляются только в XVI веке. Исключением может служить скульптура царя Давида Владимирской Покровской церкви, относящейся предположительно к XII веку. На скульптуре Давид держит в левой руке струнный инструмент с плоским корпусом прямоугольной формы, в котором можно, скорее всего, предположить псалтырь. На фреске Грановитой палаты «Пир неправедного судьи», к сожалению, уничтоженной в XII, судя по детальному описанию, сделанному в 1672 году выдающимися русскими художниками Симоном Ушаковым и Никитой Клементьевым, был изображен инструментальный ансамбль, музыканты которого играли на свирелях, домрах, скрипках и гуслях.

Термином свирель в русском инструментоведении называют парную продольную свистковую флейту. Инструмент, похожий на свирель Смеловой, в литературе называется сопель или дудка, пыжатка (термин применяется в Курской области). Вот описание этого инструмента, которое дает К.А. Вертков: «Сопель или дудка пыжатка (локальное) представляет собой продольную свистковую флейту. Ствол ее деревянный (преимущественно из ивы), круглый, имеет 35 — 40 см. в длину и 1,5 см в диаметре. В верхний, тупой конец трубки вставлена деревянная втулка со щелью, направляющей вдуваемый воздух на острый край среза свисткового отверстия, вырезанного в стволе на расстоянии 1,5 см от края. На противоположной (лицевой) стороне просверлены 6 игровых отверстий. Звук сопели при нормальном вдувании негромкий и, как обычно у продольных флейт, чуть глуховатый, при передувании в верхнем регистре становится значительно более сильным и даже резко свистящим. В этом регистре и производится игра. Звукоряд сопели диотонический, в объеме септимы, с передуванием достигает двух октав. Пользуясь различной степени силы вдувания воздуха и неполным прикрыванием игровых отверстий пальцами, исполнители на сопели извлекают при надобности и хроматически измененные звуки».

Однако при перечислении инструментов в древнерусской литературе не наблюдается случаев, когда одновременно были бы упомянуты свирель и сопель, из чего можно сделать вывод, что оба названия имели одинаковое понятие, представляли собой как бы синоним.

Свирель у многих народов живет уже тысячелетия в неизменном виде. При раскопках в Хакассии, неподалеку от деревушки Малая Сыя, было обнаружено поселение, в котором люди жили 34 тысячи лет тому назад. (Это время относится к музыкальному веку). Среди многих удивительных находок есть и музыкальный инструмент — свирель, сделанная из минерала гематита. Некоторые исследователи считают, что свирель из Малой Сыи, хоть и самая старая из найденных, но не самая старая вообще. Потому что вряд ли человек сразу дошел до такой сложной для пещерного жителя формы инструмента. Скорее всего, история духовых инструментов началась с простой тростниковой или камышовой трубки, затем была флейта Пана и потом уже свирель.

Если на Западе усовершенствованная флейта вытеснила свой прототип, то в России возрождение интереса к этому инструменту относится к концу XIX начало XX века. Ее используют в своем составе оркестр русских народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени Пятницкого (свирель Кудрямова — прототип свирели Смеловой). Аналогами свирели в современной практике можно назвать блокфлейту и хроматическую сопилку, конструкции украинского мастера Деменчука (у которой 10 игровых отверстий, исключающих неудобное закрытие половины отверстия при исполнении хроматизмов).

В 80-е гг. прошлого века замечательный московский педагог Эдельвена Яковлена Смелова пришла к выводу о необходимости начинать занятия музыкой не с обучения игре на фортепиано, баяне, гитаре, скрипке, а с музицирования на самом простом, легком и, что немаловажно, дешевом музыкальном инструменте.

Этот инструмент обладает рядом несомненных и явных преимуществ перед некоторыми аналогичными представителями школьного музыкального инструментария. По сравнению с ближайшими «родственниками» — блокфлейта, свирель совершенно не дорогостоящий инструмент. При этом прекрасно держит строй, играет мелодию, компактен, прост для обучения, не требует обременительных затрат и, что самое главное, очень нравится детям.

Создание и промышленный выпуск свирели – большая заслуга Смеловой. Ее многолетняя работа с детской игрушкой – свистулькой привела к разработке первой свирели, экспериментальный выпуск которой по чертежам Эдельвины Яковлены освоила Завидовская фабрика детских игрушек.



Цитаты:
Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами.
1Цар.18:6
А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах.
2Цар.6:5
При освящении стены Иерусалимской потребовали левитов из всех мест их, приказывая им придти в Иерусалим для совершения освящения и радостного празднества со славословиями и песнями при кимвалов, псалтирей и гуслей.
Неем.12:27
Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
Пс.150:5
«Я ел из тимпана, я пил из кимвала, я стал мистом Аттиса» — символ посвящаемых в Элевсинские мистерии
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая и кимвал бряцающий»
(Апостол Павел, 1-ое послание к коринфянам).
др.-русск. кимвалъ, кυмбалъ (ХIV–ХV вв.; см. Срезн., Доп. 139). Из греч. κύμβαλον «металлический сосуд, чаша». Форма цынбалы мн. (сказание о Соломоне, XVII в.; Пам. стар. лит. 3, 63) заимств. через польск. суmbаɫу (мн.) из лат. cymbalum; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 87; Преобр. I, 307.
Кимвал иногда называют библейским инструментом. В Библии он, и в самом деле, упоминается многократно. Однако, инструмент этот куда древнее Израиля.

Кимвал 2300-2000 гг. до н.э. Бронза. Размеры 6,4 см. .Анатолия — Хеттская империя.
Музей Метрополитен

Пара кимвалов, бронза, израэлиты, 1200-1000 гг. до н.э. , Megiddo

Israel Museum(IDAM), Jerusalem, Israel

Кимвалы из Луристана (Иран), медный сплав, 10,5 см диаметр, 7 в. до н.э. Найдено при раскопках. Британский музей.

ТИМПАН – древний ударный инструмент, род небольших литавр. В Древней Греции тимпан – односторонний барабан с глубоким резонатором, затянутым сверху кожей, по которой ударяют кистями рук (предшественник современных литавр). Подобные инструменты были известны в странах Ближнего Востока шумерам и иудеям, а также племенам, населявшим Семиречье, откуда тимпан проник в греческие земли вместе с оргиастическим культом Диониса (распространился во Фракии) и Кибелы (во Фригии) – богини производительных сил природы; в древности на тимпане часто играли женщины. Тимпан встречается на античных изображениях менад и спутника Диониса Силена, упоминается также в трагедии Еврипида «Вакханки». В 5 веке до н. э. через культ Кибелы распространился по всей Греции. В античном и средневековом Риме тимпаном называли двухсторонний барабан; об отличии одностороннего и двухстороннего тимпана писал Исидор Севильский в «Этимологии», его описание тимпана неоднократно приводилось средневековыми музыкальными учёными, в т. ч. музыкальным теоретиком 13 века Иеронимом Моравским в «Трактате о музыке». Тимпан упоминается (вместе с другими инструментами) средневековыми поэтами и музыкальными теоретиками. С начала 16 века тимпан стал военным музыкальным инструментом и повсеместно получил название литавр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *