Интеллектуальные игры в ДОУ

Игра «Созвездие умников». Сценарий познавательной интеллектуальной игры для учащихся начальной школы «Созвездие умников» Цели:
1.Развитие у школьников интереса к научной и поисковой деятельности.
2.Создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых детей, их дальнейшего интеллектуального развития.
Возраст: 9-10 лет
Оборудование: звезды, плакаты с названиями команд, нагрудные значки с именами, ножницы, скотч, часы.
Ход праздника:
Ведущий:
Добрый день, уважаемые ребята и учителя! Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие на Созвездие Умников. Но чтобы нам отправиться в путь дорогу, необходимо произнести следующие волшебные слова:
Ра – ра – ра – начинается игра. (Хором).
Ведущий:
А кто из вас знает, что нужно взять с собой в дорогу? (ответы участников).
А что еще мы с вами можем взять в дорогу? Вы узнаете, если прослушаете стихотворение:
Здравствуй, Разум!
Здравствуй, Ум!
Как здоровье?
Справно, кум!
Что слыхать, какие вести?
Ум да разум нынче в чести.
С нами дружбу поведешь –
Так нигде не пропадешь!
Ум тебя согреет в стужу,
Разум даст обед и ужин.
Со сноровкой и с охотой
Справимся с любой работой,
С нами горе – не беда,
С нами дружба – навсегда.
Так, что же мы с вами должны взять в дорогу? (Ум, разум, сноровку, дружбу).
Ведущий:
В путешествие с нами на Созвездие Умников отправятся две команды. Встречайте их.
1 команда «Звездочёты» (представление участников).
2 команда «Лучики» (представление участников).
Ведущий:
Наши космические путешественники хотят школьные премудрости постигнуть, завоевать звание «Умников и умниц», побывать на Созвездии Умников.
Ведущий:
Перед вами наш маршрут путешествия. В начале пути двум командам необходимо побывать на созвездии «Блиц-опрос», где нужно будет ответить на 10 вопросов. Время на обдумывание вопроса 10 секунд. Если команда правильно отвечает на вопрос, то зарабатывает звездочку, которую мы прикрепляем к таблице. Если команда не отвечает на вопрос, то на него имеет право ответить команда соперница, а если и она не отвечает, то мы будем просить помощи от болельщиков, которые за правильный ответ также получат звезду. Болельщики, заработавшие большое количество звезд, будут приглашены в наш клуб «Эрудит».
После созвездия «Блиц – опрос» каждая команда имеет право отправиться дальше, выбирая то созвездие, которое захочет посетить, а именно:
Созвездие Математическое,
Созвездие Русского языка,
Созвездие Литературного чтения,
Созвездие Окружающего мира,
Созвездие Спортивное,
Созвездие Музыкальное.
В каждом из этих созвездий команды имеют право выбрать и ответить на любые три вопроса. Но выбирать вопросы команды будут по очереди. Время на обдумывание задания — 20 секунд.
Итак, готовы отправиться в путь?
(Жеребьевка команд).
Ведущий:
Произнесем волшебные слова:
Ра – ра – ра, начинается игра! (Хором).
Игра. БЛИЦ – ОПРОС (1 команда).1.Отгадайте о чём идет речь: милицейский, садовый, земельный, избирательный … (Участок).
2.Что может быть общего у мальчика и сосны? (Шишки).
3.Названия каких напитков можно увидеть в меню столовой? (Чай кофе, какао, компот, кисель).
4.Назовите овощ, который выращивают на Руси с давних пор, название происходит от латинского слова «голова». (Капуста).
5.Какая цифра всегда катается в электричке? (Три – электричка).
6. Отгадайте загадку:
Первый на шее козлёнка звенит,
Звонко второй нам в оркестре звучит.
Третий в саду, на поляне цветёт,
Синий, лиловый – в букет нам пойдет. (Колокольчик).
7.Отгадайте зашифрованные слова:
С буквой «К» — фигура без углов,
С буквой «Д» — дружить с тобой готов. (Круг – друг).
8. Зачем звери зализывают раны:
* чтобы быстрее заживали
* просто от боли
* с гигиенической целью
9. Какая птица откладывает яйца в чужие гнёзда:
Кукушка
Птица- говорун
Страус
Куропатка
10 «Узнай животное»:
У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами. (Заяц).
БЛИЦ – ОПРОС (2 команда). 1.Отгадайте, о чём идёт речь: ледяная, тонкая, подгорелая, румяная, арбузная …(Корка).
2.У какого зайчика ушки не растут на макушке? (Солнечный).
3.Какие бывают каши? (Перловая, рисовая, манная, гречневая, овсяная, кукурузная).
4.Изготовление какого продукта никогда не удаётся с первой попытки? (Первый блин комом).
5.Какого хищного зверя всегда можно увидеть даже в выключенном телевизоре? (Лев – телевизор).
6.Отгадайте загадку:
Первый замки на дверях открывает,
Жажду второй нам в жару утоляет,
Третий встречается в нотной тетрадке,
Даст вам четвёртый разгадку к загадке,
Пятый закрутит – открутит вам гайку.
Что же такое? Скорей отгадай – ка! (Ключ).
7.Отгадайте зашифрованные слова:
С буквой «П» я часть велосипеда,
А вот с «М» — награда на груди у деда. (Педали – медали) .
8. Зачем зайцу большие уши?
* чтобы лучше слышать,
* чтобы не перегреться (ими потеет),
* для торможения на поворотах.
9. Как зовётся популярный зверёк, который бегает в колесе?
Хомяк
Белка
Мышь
Бурундук
10. «Узнай животное»:
Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверёк чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей. (Еж).
Созвездие Литературное. 1.Дополните пословицу:
Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).
2.Кто это? Веселый пёсик с черной шерстью, остренькими ушками и маленькими, забавно блестевшими глазками, из-за которого девочка попала в волшебную страну. (Тотошка).
3.С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела).
4. Какой страны не было в сказке «Волшебник Изумрудного города»?
а) Бирюзовой
б) Малиновой
в) Сиреневый
г) Фиолетовый
5. Из названия этой сказки Г.Х. Андерсена убежали все согласные буквы. О какой сказке идет речь?
ЕАЯ ООЕА (Снежная королева).
6. Историю этой трудолюбивой девушки описали в сказке и французский писатель Шарль Перро, и немецкие сказочники братья Гримм. Кто главная героиня этой сказки? (Золушка).
7. Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка А.С. Пушкина с похожим сюжетом?
(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).
8. Закончите крылатое выражение, взятое из сказки:
Скоро сказка сказывается, …(да не скоро дело делается).
9. На каком по счету балу потеряла свой хрустальный башмачок Золушка? (На втором).
10. Какое ученое звание имел директор кукольного театра «Карабас- Барабас»? (Доктор кукольных наук).
11. О чем идет речь?
Ёе заваривают, затевая неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; ее «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. Что это? (Каша.)
12. Поставьте пропущенные слова, обозначающие разные цвета – красный, синий и серый, — в названия книг.
Сказки Ш. Перро «… Шапочка» и «… борода» и рассказ Д. Мамина-Сибиряка «…шейка». («Красная шапочка», «Синяя борода», «Серая шейка»).
Созвездие Спортивное. 1.Как называется сооружение для прыжков на лыжах. (Трамплин).
2.Бег по пересеченной местности. (Кросс).
3.Начало любого состязания на быстроту передвижения. (Старт).
4.Как называется площадка для игры в теннис? (Корт).
5.Как называется форма каратиста? (Кимоно).
6.Сколько игроков в футбольной команде во время игры? (11 человек).
7.Какой из названных мячей самый тяжелый: футбольный, волейбольный или баскетбольный? (Баскетбольный).
8.К какому виду спорта относится термин «двойной тулуп»? (Фигурное катание).
Созвездие Музыкальное. 1.Дайте точный ответ строчками песни:
Что можно делать в сказке?
(В сказке можно покачаться на луне,
И по радуге промчаться на коне).
2.Дайте точный ответ строчками песни:
Что делали гуси в луже у канавки?
(Мыли гуси лапки в луже у канавки).
3.Дайте точный ответ строчками песни:
С кем дружил кузнечик?
(Не трогал и козявку и с мухами дружил).
4.Дайте точный ответ строчками песни:
Что в голове у Винни — Пуха?
( В голове моей опилки, да, да, да!).
5.Дайте точный ответ строчками песни:
С чего начинается дружба?
(Ну, а дружба начинается с улыбки).
6.Дайте точный ответ строчками песни:
Раз иголка, два иголка – что будет?
(Будет ёлочка).
7.Дайте точный ответ строчками песни:
Скорый поезд набирает ход.
Какие у него вагончики?
(Голубой вагон бежит, качается).
8.Дайте точный ответ строчками песни:
Если долго топать, ехать и бежать по дорожке, то куда можно прийти?
(Можно в Африку прийти).
9.Песня о трагической гибели маленького насекомого.
(В траве сидел кузнечик…).
10.Песня об ежедневных занятиях детей в течение 10-11 лет.
(Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе).
Музыкальная пауза:
В каждой в новой стране,
В каждом новом краю,
Чтобы правильно выбрать дорогу,
Я веселую песню свою запою
И друзей позову на подмогу.
(Исполнение песни).
Созвездие Окружающего мира. 1.Какое озеро на Земле является самым глубоким?
Байкал
Ладожское
Эри
2.Узнай растение по описанию:
«Древние греки считали это растение пищей бедняков. Воины Древнего Рима жевали его перед боем. В Англии его давали клевать петухам перед петушиными боями, чтобы они задорнее дрались. В Древнем Египте им лечили все болезни: от насморка и зубной боли до безумия. Это растение содержит летучие вещества – фитонциды, которые за 1 — 2 минуты уничтожают возбудителей таких опасных заболеваний, как туберкулёз, дифтерия, грипп и т.д. (Чеснок).
3.Что без боли и печали вызывает слёзы? (Лук).
4.Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые. (Крапива).
5.Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный).
6.Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно – «поземка», у немцев – «земляная ягода». По–русски название этой ароматной ягоды звучит очень похоже. (Земляника).
7.Какое свойство воды используется, когда кладут соль в суп?
а) прозрачность
б) отсутствие вкуса
в) способность растворять некоторые вещества
8.Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землёй?
а) боятся дождя
б) намокают крылья от влажного воздуха
в) ищут пищу
9.Где можно увидеть деревья высотой по колено, толщиной с карандаш? (Тундра).
10.Житель засушливых пустынь – кактус запасает в своем стволе большой запас воды, а листья его превратились в колючки. А для чего кактусу колючки? (Чтобы испарялось меньше воды).
11.Назовите «цветные» моря. (Черное, Белое, Красное, Желтое).
12.Подорожник получил свое название за то, что он растет вдоль дорог или прямо на дорожках. Почему он облюбовал себе такие многолюдные места? (Распространяется семенами, которые переносятся, прилипнув к обуви человека).
Созвездие Русского языка. 1.Прочитайте «заколдованные» слова, зачеркнув в каждом из них лишний слог:
сапохар васуренье оребрихи балиранки
(Сахар, варенье, орехи, баранки).
2.В каком слове есть только твердые согласные звуки?
водит, пашешь, верит. (Пашешь).
3.Какое существительное имеет в И. п. множественного числа окончание – ы?
мастер доктор герб (Гербы).
4.Какими частями речи являются выделенные слова?
Столовая закрыта. На столе лежала столовая ложка.
(Существительное, прилагательное).
5.Назовите среди данных слов существительные женского рода:
шампунь вермишель тополь (Вермишель).
6.Укажите существительное, которое не имеет формы множественного числа:
пузырь еда степь (Еда).
7.Какую букву надо заменить в существительном ПЕНАЛ, чтобы оно стало глаголом? (Пенал – пинал).
8.Отгадайте слово — существительное, загаданное тройками пословиц – подсказок:
Оно пуще стрелы ранит.
Оно не воробей, вылетит – не поймаешь.
Оно – серебро, а молчание – золото.
(Слово).
9.Даны три слова. Назовите в каждом ряду четвёртое, которое относится к третьему, так же, как второе к первому:
яйцо – скорлупа, картофель – …. (Кожура).
10.Вставьте названия животных в известные фразеологизмы:
_________на ухо наступил.
Писать как _______лапой.
(Медведь, курица).
11.Разгадайте метаграмму:
С я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С — от вас не утаю –
Тоже в школе я стою.
(Карта – парта).
12.Отгадайте шараду:
Я велик и мал бываю,
Крепко всё я запираю,
Измените ударенье –
Обращусь и я в строенье.
(Замок – замок).
Созвездие Математическое. 1.У трёх братьев по 2 сестры. Сколько всего детей в семье? (5 детей).
2.Горело 7 лампочек. 3 из них погасили. Сколько лампочек осталось?
(7 лампочек).
3.Сестре 4 года, а брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет).
4.Бревно распилили на 3 части. Сколько распилов сделали? (2 распила).
5.Сколько получается, если число 1 умножить само на себя тысячу раз? (1).
6.Как, не совершая математических действий, увеличить 66 на 33?
(Перевернуть).
7.Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули – тянули и, наконец, вытянули репку. Сколько пар глаз увидело эту репку? (6 пар глаз).
8.Если бы вчерашний день был завтрашним, то следующий день был бы воскресенье. Какой сегодня день? (Пятница).
9.Сколько концов у трёх с половиной палок? (8 концов).
10.6 картофелин сварились за 30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина? (30 минут).
11.В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят по три кошки. Сколько всего кошек в комнате? (4 кошки).
12.Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько рублей стоят 13 судаков?
(13 рублей).
Подведение итогов:
1.Подсчет звездочек по командам.
2.Награждение победителей.
3.Подведение итогов игры с болельщиками.
Ведущий:
А сейчас давайте произнесем клятву клуба «Эрудит»
(участники команд произносят вместе с ведущим следующие слова):
Решать готовы любые задачи,
Идти готовы вперед и вперед,
Мы знаем тот, кто не хнычет, не плачет,
Тот никогда и нигде не пропадет.
Мы все добудем, поймем и откроем.
Нам незнакомы усталость и лень.
Лишь тот становится в жизни героем,
Кто сам себя побеждает каждый день.
Ведущий:
Я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день открывать все новые знания, идти только вперед.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для детей 8-9 летИнтеллектуальная викторина о растениях и животных леса для 2-4 классовВикторина с ответами «Животные леса» для учащихся начальной школы, 2 классИнтеллектуальная игра «Эрудиты» для учащихся 2-3 класса с презентацией04.01.17 09:00 / 👁12638 (91 за неделю) / ⏱️10 мин. /

Первостепенное значение должно отводиться интеллектуальному развитию детей-дошкольников, поскольку с его помощью формируется навык успешного обучения. В дошкольный период знания накапливаются детьми с потрясающими темпами, формируется их речь, познавательные процессы совершенствуются.

Роль развития интеллектуальных способностей в жизни ребенка

Дошкольники с более развитым интеллектом быстрее запоминают и осваивают новый материал, чувствуют уверенность в своих силах, а практика также показывает, что они больше хотят учиться. Дети учатся думать, воспринимать, говорить, обучаются разнообразным вариантам манипуляций с предметами, учатся управлять собой, сообразуясь с системами правил. Для всего этого нужна работа памяти, роль которой в развитии ребёнка невозможно переоценить. С работой памяти связано усвоение знаний о самом себе и окружающем мире, накопление привычек, навыков и умений. Но особенно требовательно к работе памяти школьное образование, вот почему так важно интеллектуальное развитие дошкольников.
Современная психология опирается на идею, что детский интеллектуальный потенциал обусловлен генетически, поэтому большинство населения может развить свой интеллект лишь до среднего уровня. Разумеется, возможности человеческого развития не беспредельны. Но, как показывает практика, даже если чуть эффективнее использовать имеющиеся возможности среднего интеллекта, то результат будет впечатляющим.
С помощью интеллектуальных игр память ребёнка развивается, он легче переключается с одной деятельности на другую, учится выслушивать других, воспринимать и понимать иную точку зрения. Чтобы успешно справиться со школьной программой обучения, ребёнок не просто должен много знать, не менее важно ему научиться мыслить доказательно и последовательно, догадываться, быть способным на логическое мышление и умственное напряжение.
В интеллектуальное развитие малышей в детских садах должно входить:

  • развитие речи и устного общения;
  • развитие логического мышления (соотношения, классификации);
  • развитие воображения и пространственного мышления;
  • улучшение моторики рук и сенсорной координации (штриховка, графические символы);
  • формирование способности наблюдать, строить предположения, описывать;
  • усвоение правил поведения, касающихся отношения к цивилизованному окружению и миру природы;
  • воспитание самоуважения и уважения к другим членам общества, поддержание этнических способов общения.

Игры для развития интеллекта

Память ребёнка связана с его интересом и представляет собой комплекс процессов, благодаря которому тот может запоминать, воспринимать, воспроизводить и хранить информацию. Если на любом из этих уровней возникнут неполадки, то обучение может столкнуться с трудностями. Ниже предложены игры, направленные на развитие детской памяти, обучение ребёнка запоминанию и логическим приёмам.
На внимание влияют склонности, интересы, увлечения человека, а само оно определяет такое качество, как наблюдательность, то есть, способность подметить существенные, но малозаметные признаки в явлениях и предметах. Внимание является важным условием, позволяющим ребёнку успешно усваивать большой объём умений и знаний и устанавливать контакты со взрослыми. Развитие запоминания и внимания тесно переплетены, и игры помогают их развитию.

«Кукловод»

Эта развивающая игра нацелена на улучшение двигательной памяти. Есть два её варианта:

  1. Изображающий кукловода взрослый завязывает ребёнку глаза и по простому маршруту, молча, водит его, подобно кукле, придерживая за плечи. Ребёнок делает 5-6 шагов вперёд, останавливается, поворачивает налево, снова останавливается, делает пару шагов назад, поворачивает направо и т. д. После этого «кукле» развязывают глаза и просят найти исходную точку маршрута, пройдя его в обратной последовательности, вспоминая каждый шаг.
  2. Во втором варианте роль кукловода может взять на себя другой ребёнок.

«Сложи узор»

Нужно из фигур сложить узор или дорожку, начиная с 3-4 элементов, а когда ребёнок освоится с игрой, их количество можно увеличить. Дать возможность ребёнку некоторое время смотреть на узор, после чего он должен отвернуться. В это время нужно изменить положение одной фигуры (а затем 2-3-х), после чего попросить малыша восстановить исходное расположение элементов дорожек. Можно усложнить задачу, полностью убрав дорожку, которую ребёнку предстоит самому восстановить по памяти. Ещё более сложный вариант – восстановить узор на ощупь с закрытыми глазами.

6 Роль игры в развитии ребёнка дошкольного возраста

Мы редко задумываемся, почему наши дети любят играть, и что, собственно, им даёт игра. А игры малыша …

«Фотоаппараты»

Игра развивает внимание и память. В первом варианте ребёнок пару секунд видит карточку с изображением, а затем он должен максимально подробно его описать. Во втором варианте демонстрируется картинка с сюжетом на протяжении 30 секунд, а после этого предъявляется почти такая же картинка, но с некоторыми изменениями. Ребёнок должен отыскать все различия в картинках.

«Под стол! На стол! Стучать!»

Эта игра тренирует слуховое внимание ребёнка. Малышу в игре предстоит выполнять команды взрослого, а тот будет стараться его запутать. Вначале взрослый, произнося команду, одновременно её выполняет и сам, а ребёнок повторяет за ним. Например, одновременно с командой «Под стол!» взрослый убирает под стол руки, и ребёнок должен поступить также. Затем взрослый командует «Стучать!» и стучит ладонями по столу, за ним вторит и ребёнок. И далее в том же духе. Когда малыш достаточно привыкнет к повторению команд, взрослый неожиданно начинает его путать, произнося одну команду, но производя другое действие. Ребёнку же следует исполнять именно устные команды, а не повторять движения взрослого.

«Зеркало»

В эту игру удобней играть вдвоём. Игроки стоят или сидят один напротив другого. Первый производит некие движения (поднимает руки, машет ими в стороны, щипает себя за ухо и т. д.). Другой игрок должен быть «зеркалом» первого. По мере игры движения можно всё более усложнять, но она должна быть скоротечной – не более 1-2 минут. Если второй игрок продержится это время, то он получает один балл и участники игры меняются ролями.

«Пальчик»

Игра будет тем напряжённее, труднее и интереснее, чем больше в ней будет картинок. Игроков потребуется двое, желательно ровесников, но при отсутствии второго ребёнка его роль может исполнить и взрослый, который будет подыгрывать малышу. На столе нужно выложить 10-20 картинок разных предметов двумя рядами. Дети должны хорошенько рассмотреть все картинки, спросить названия малознакомых им предметов. Нужно объяснить им, что в игре они должны указывать указательным пальцем на ту картинку, которую назовёт взрослый. Тот, кто первым поставит свой указательный палец на картинку, тот и станет её обладателем. После этого игроков нужно посадить лицом друг к другу, а указательные пальцы своих правых рук они должны поставить на край стола и держать их там, пока глазами не найдут нужную картинку.
Для стимуляции умственной активности необходимо, чтобы поиск картинки вёлся именно глазами, а указательный жест потребуется лишь в конце решения задачи. Правило, заставляющее держать палец на краю стола, избавляет ребёнка от движений руками. Потом взрослый просит детей указать, где находится цветок (чайник, самолёт, лиса и т. д.) и следит, кто первым укажет на нужную карточку пальцем.

Поиск предметов по заданным признакам

Целью этой игры является отработка способности быстрого поиска аналогий между непохожими друг на друга предметами, оценка предметов по факту отсутствия или наличия в них определённых признаков, обучение быстрому переключению внимания с одного объекта на другой. Педагог называет 2-3 предмета и предлагает детям назвать как можно больше прочих предметов, имеющих общие заданные признаки с ними. Например, назвать такие предметы, которыми делаются противоположные действия (дверь закрывает и открывает, выключатель включает свет и выключает его).

2 Игры с прищепками

Прекрасным тренажёром для детских пальчиков могут стать игры с прищепками, ведь чтобы их прикрепить, …

Игры, развивающие воображение

С помощью подобных игр дети постепенно понимают принцип условности и замещения предметов другими предметами, у них развивается воображение. В этих играх самые разные предметы могут одушевляться детьми. Они довольно быстротечны и позволяют использовать какие угодно предметы, а организовать их можно практически в любое время.

«Закорючки»

Желательно в эту игру играть вместе с малышом. Оба игрока рисуют на своих листочках любые закорючки, после чего обмениваются листками. Победит тот, кто дорисует закорючку до осмысленного рисунка.

«Несуществующее животное»

Почти всем известно, что есть рыба-игла и рыба-молот, так почему бы не быть и рыбе-напёрстку? Нужно дать ребёнку пофантазировать над тем, как бы выглядела рыба-ножницы, велика бы была рыба-кастрюля и куда бы можно было применить рыбу-магнит.

«Оживление предметов»

Можно предложить ребёнку представить себя в качестве потерянной шапки, намокшей варежки, замёрзшей на морозе, новой шубы, аккуратно сложенной или брошенной на пол рубашки и т. д.

«Дорисуй картинку»

Нужно нарисовать какой-то предмет, но не полностью, и предложить малышу придумать ему название. Если малышу сразу опознать предмет не удастся, то ему можно помочь наводящими вопросами или соответствующими загадками. Когда ребёнок узнает предмет и сформирует в памяти его образ, то он может дорисовать картинку и раскрасить её. При этом незаконченные картинки могут иметь самое разное исполнение: в виде схемы предмета, точечного изображения, частичного изображения. Изображённым может оказаться любой объект, безусловно, знакомый ребёнку. Можно также объединять в смысловые группы изображения предметов, например, группы цветов, овощей, одежды, тогда это упражнение пригодится при изучении той или иной группы.

«Имитация действий»

Можно, например, сымитировать приготовление супа. Пусть ребёнок покажет, как перед началом приготовления он будет мыть руки, и вытирать их насухо. После этого нальёт в кастрюлю воды, включит плиту и поставит на неё кастрюлю. Затем он должен показать, как будет резать овощи и прочие ингредиенты, отправлять их в кастрюлю, помешивать ложкой, солить и наливать половником приготовленный суп. Пусть малыш покажет, как он осторожно несёт чашку с горячей водой, поднимает горячую сковороду, передаёт по кругу печёную картошку.

Игры для развития мышления

Высшей формой деятельности человека является мышление, которое является социально обусловленным и тесно связанным с речью психическим процессом. С помощью приведённых ниже игр дети могут учиться обобщать, сравнивать, рассуждать, делать простейшие умозаключения, что в целом и является самостоятельным мышлением.

«Бывает – не бывает»

Нужно назвать какое-либо событие и одновременно бросить мяч ребёнку. Если эта ситуация реалистична, то малыш должен поймать мяч, а если она – плод фантазии, то ему следует отбить мяч. Примеры ситуаций: кошка пошла на работу, папа хочет есть, самолёт плывёт по морю, соленая груша, гуляющий дом.

9 8 игр, чтобы вырастить эмоционально сильных детей

Человеческий характер формируется в раннем детстве. Чтобы вырастить сильную личность, хорошо подгото …

«Угадай по описанию»

Дав описание какого-нибудь предмета (игрушки, животного, фрукта), взрослый предлагает ребёнку угадать, о чём шла речь. Например, про помидор можно сказать, что он круглый, красный, сочный, ароматный. Если малыш затрудняется ответить, то перед ним можно разложить изображения разных овощей, из которых он может выбрать верное.

«Что будет, если…»

Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок отвечает на них. «Что получится, если я прыгну в лужу?», «Что произойдёт, если в полную воды ванну бросить палку (мячик, камень, салфетку и пр.)». После этого можно поменяться ролями.

Неоднозначные ответы

Нужно заранее придумать фразы, продолжение которых могут быть неоднозначными. Услышав варианты детских продолжений, взрослый может сильно удивиться, ведь не всегда такое придёт в голову и ему. Варианты вопросов: «у нашей собаки шерсть очень…», «руки у людей для того, чтобы…», «на улице ночью очень…», «бабушка болеет потому, что…».

Упражнения, помогающие развивать у детей интеллект

  • Выдумывание рассказа по картинкам. Показать малышу 4 картинки со сценами из известной ему сказки или рассказа. После этого он должен разложить их в ряд в порядке следования сюжета сказки, после чего он по картинкам должен восстановить и пересказать события сказки.
  • Отгадывание предмета по характерным признакам. Малышу перечисляют эпитеты, относящиеся к предмету, а он должен догадаться, о чём идёт речь. Например, лимон можно описать, как кислый, овальный, жёлтый.
  • Сравнение нескольких предметов. У ребёнка можно поинтересоваться, что общего в словах «книга», «кошка», «крыша». Или пусть он найдёт общее между собакой и кошкой, столом и стулом. Точно так же нужно определить различия между предметами (кустарник и дерево, карандаш и ручка).
  • Пусть малыш подберёт подходящую пару к предмету, которая будет логически с ним связана. Например, колесо-машина, стрелка — …? (колесо вращается в машине, а стрелка в часах, поэтому правильный ответ – часы). По аналогии: медведь – берлога, белка — …?, рыбак – удочка, охотник — …?, поле – трава, лес — …?.
  • Выделение у предметов признаков и анализ понятий. Какой предмет лишний и почему в наборах слов «торшер» – «ночник» – «лампочка», «лошадь» – «овца» – «волк», «морковь» – «огурец» – «картофель».
  • Подобрать слово с противоположным значением. Продавать – покупать, помнить – …?, открывать – …?, сытый – …?, открывать – …?
  • Решение логических задачек. Петя ростом выше Саши, но ниже Тани. Кто выше Саша или Таня? На столе были три тарелки с малиной. Таня съела одну тарелку малины. Сколько тарелок осталось на столе?
  • Поиск логических ошибок. Ребёнку предлагается суждение, а он должен найти в нём ошибку. Например, «лиса хитрая, а зебра полосатая», «кастрюля тяжёлая, а ваза хрустальная», «слива растёт на дереве, а огурец длинный», «матрас мягкий, а кровать широкая».
  • Умение оперировать цифрами в пределах первого десятка. Полезны дидактические игры: «Назови соседей», где нужно назвать большую и меньшую соседку названной цифры. «Исправь ошибку» – дети должны исправить ошибку воспитателя, путающего или пропускающего цифры.

Любые интеллектуальные игры нужно проводить на фоне хорошего настроения у детей, которые от новых знаний должны получать положительные эмоции.

Каждый родитель должен понимать, что развитие логического мышления на ранних этапах взросления ребенка – это основополагающий фактор, важность которого не подвергается сомнению. Чтобы дети с охоткой занимались умственной деятельностью, лучше всего преподносить материал в игровой форме.

На сайте развлекательного портала Quicksave представлено огромное количество детских онлайн игр на логику. Они научат маленьких геймеров азам сравнения и анализа, нахождения простых закономерностей, сопоставления полученной информации и т.д. Натренированные мыслительные нейронные связи помогут успешно решать школьные задачи, уверенно противостоять сложным жизненным ситуациям.

Очевидная польза логических игрушек для молодых, пытливых умов

Яркие и захватывающие виртуальные тренажеры способствуют:

  • Ускорению мыслительных процессов и повышению концентрации;
  • Созданию фундамента для формирования будущих талантов, креативности;
  • Увеличению объемов памяти;
  • Возникновению и закреплению новых навыков и способностей;
  • Улучшению взаимодействия со сверстниками и т.д.

Не только дошкольники, но и ребята постарше могут принять участие в захватывающих развлечениях: разгадывать ребусы, соперничать с компьютерам в турнирах по шахматам и шашкам, успешно останавливать нашествие зомби, выбирая правильную стратегию и просчитывая возможные ходы оппонента наперед.

Бесплатно играть в обучающие игры на логику полезно не только детям, но и взрослым. Чтобы немного отвлечься от наскучившей реальности, всем игрокам предоставляется чудесная возможность в проведении ежедневных интеллектуальных тренировок с комплексом занятий на прокачку отдельных способностей: тесты на внимательность, задачи на запоминание, нетривиальные мыслительные головоломки и т.п.

Развивающее обучение онлайн – это увлекательно и доступно

Поддерживайте детскую умственную активность в тонусе с прекрасным помощником и эффективным инструментом – логическими играми от Quicksave. Главное – создать условия — сохранять заинтересованность ребенка, чтобы он получал мотивацию и самостоятельно продолжал развиваться.

Наш уникальный контент максимально адаптирован для этих целей, особенно приложения из категории: Игры для развития и мозга и интеллекта, интеллектуальные игры, игры для тренировки мозга (тренажеры для мозга).

Привлекательная графика, различные уровни сложности, нескучный сюжет – это необходимые критерии, которые позволяют комплексно подходить к всестороннему развитию личности ребенка.

Интеллектуальные игры.

Игра «Логические блоки Дьенеша»

Цель. Способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений

Краткое описание:

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

чтобы не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине);

чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;

чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разной формы).

Интеллектуальные игры.

Игра «Математический планшет»

Цель. Создать условия для исследовательской дея-тельности ребенка. Содействовать психосенсомоторному, когнитивному (познавательному развитию,а также развитию творческих способностей.

Краткое описание:

В игре представлены схемы, по которым дети воспроизводят рисунок при помощи резиночек и цветных фигур. Схемы можно дополнять в соответствии с уровнем развития ребенка, придумывать свои варианты. В игре представлены схемы на ориентировку в пространстве, счет, геометрия, игры с цифрами, буквами, симметрии, дорожные знаки, загадки, иллюстрируемые стихи, сказки, узоры.

Методические указания. Работая с группой детей, можно проводить зрительные и слуховые диктанты на математическом планшете.

Интеллектуальная игра.

Игра «Геометрическая мозаика»

Цель. Закреплять знания о геометрических фи-гурах и основных цветах, о величине предметов. Развивать зрительное восприятие, память. Способствовать развитию интеллектуальных способностей.

Краткое описание:

Предложить детям разложить вырезанные геометрические фигуры по группам:

по цвету (все синие фигуры, все зеленые фигуры и т. д.)

по размеру (маленькие треугольники и большие треугольники, маленькие квадраты, большие и средние квадраты и т. д.)

по форме (все треугольники, все квадраты, все половинки кругов и т. д.)

выкладывание таких же картинок из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом с картинкой, а потом-по памяти.

Предложите игрокам выложить из геометрических фигур любое изображение.

Интеллектуальная игра.

«Запоминай-ка»

Цель. Развивать зрительное восприятие, произ-вольное внимание, память. Развивать наглядно-образное мышление

Краткое описание:

В игре 12 карточек. Задания для каждой карты на усложнение. На первом этапе предлагаем рас-смотреть и запомнить, что нарисовано. Показывая 2 карту, дети определяют, что изменилось по сравнению с первой картой. На следующем этапе, дети рассматривают запоминают и рисуют увиденные фигуры, затем цифры, запоминая очередность рас-положения цифр. На последнем этапе ребенку предлагаем вспомнить и нарисовать схематические изображения, соответствующие различным картинкам.

Интеллектуальная игра.

Игра «Опасные предметы»

Цель. Развивать словесно-логическое мышление

Краткое описание:

Разложив перед детьми игрушки и рисунки с предметами, воспитатель предлагает детям определить, какие предметы опасны для игры и почему, где следует хранить эти предметы. Дети рассказывают, где должны хранится опасные предметы. Как надо вести себя ,если в руках находится подобный предмет. Можно ли отвлекать, толкать человека, если он режет, шьет, прибивает гвоздь. Что может при этом случиться

Интеллектуальная игра.

Игра «Признаки»

Цель. Учить детей определять одинаковые признаки у разных предметов, развивать логическое мышление.

Краткое описание:

В игре принимают участие 1-10 человек. Начи-нать лучше с одной круглой карточки. Предлагаем ребенку из 40 карточек подобрать к ней4 подходящих и присоединит так, чтобы они логически дополняли центральную карточку. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно.

Методические указания. Для группы детей игра должна быть соревновательной -кто быстрее справится с заданием.

Интеллектуальная игра.

Игра «Что из чего сделано»

Цель. Закреплять знания детей о различных материалах и изделиями из них. Развивать логическое мышление.

Краткое описание:

В игре принимают участие 1-10 человек. Начинать лучше с одной круглой карточки. Предлагаем ребенку из 4 карточек подобрать к ней подходящих и присоединит так, чтобы они логически дополняли центральную карточку. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно.

Методические указания. Для группы детей игра должна быть соревновательной -кто быстрее справится с заданием.

Интеллектуальная игра.

Игра «Викторина первоклассника»

Цель. Помочь детям психологически подготовиться к школе, учить быстро отвечать на вопросы. Развивать скорость мышления.

Краткое описание:

Игроки ходят по очереди, установленной по договоренности или по жребию. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет фишку на выпавшее число клеток. Переместив фишку игрок отвечает на вопрос карточки из стопки соответствующего цвета. Если игрок ответил правильно, то ход переходит к следующему игроку. Если игрок ответил неправильно, игрок бросает кубик и отступает назад на выпавшее значение. После чего сразу же отвечает на вопрос соответствующего клетке цвета. Так продолжается до тех пор, пока игрок либо не ответит правильно, либо не вернется домой. Выигрывает тот, кто первым придет в школу.

Интеллектуальная игра.

Игра «Подбери картинку»

Цель. Учить классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами, обогащать словарный запас. Развивать внимание, память, мышление

Краткое описание:

Выбирают ведущего. Он перемешивает поля и карточки и выдает каждому игроку по одному полю, а карточки кладет в отдельную стопку. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и называет ее. Игроки методом классификации определяют принадлежность предмета к своей карте, подает сигнал-при правильном ответе ведущий отдает игроку карточку. Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.

Интеллектуальная игра.

Игра «Угадай животных»

Цель. Закреплять знания о диких животных, среде его обитания, питании. Развивать логическое мышление.

Краткое описание:

Выбирают ведущего. Он перемешивает поля и карточки и выдает каждому игроку по одному полю, а карточки кладет в отдельную стопку текстом вниз. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и вслух читает текст загадки на ней. Если игрок, у которого на поле есть изображение этого животного, отгадал загадку, и правильно ответил на вопросы о нем (где живет, чем питается, какой характер, то ведущий отдает ему карточку с загадкой. Если игрок сделал ошибку, ведущий поправляет его, но карточку кладет под низ стопки. Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.

Интеллектуальная игра.

Игра «Откуда хлеб на столе?»

Цель. Учить последовательно выкладывать сюжетные картинки, развивать речь, учить логически мыслить, развивать интеллектуальные способности.

Краткое описание:

Для составления цепочки выберите одну из 3 тем (молоко, масло или хлеб). Сначала взрослый вместе с детьми выкладывает цепочку, путем обсуждения выбирают правильное решение установления последовательности картинок. Далее дети самостоятельно выкладывают цепочку и составляют рассказ по теме.

Методические указания. Попробуйте составить любую из цепочек только в обратном порядке. Рассказ начинайте не с первой, а с последней картинки цепочки.

Интеллектуальная игра.

Игра «Веселый багаж»

Цель. Учить классифицировать предметы одной группы, подбирать слова на определенный звук. Развивать гибкость ума.

Краткое описание:

Первым действует тот из игроков, у кого самые короткие волосы, затем его сосед слева, далее по часовой стрелке. У каждого игрока есть 4 действия:

посмотреть любую карточку;

положить ее на место ;

не глядя переложить одну карточку на место другой;

менять местами можно только по 2 карточки.

Действия можно комбинировать по разному, главное, чтобы их было не больше 4. Меньше-можно.

Тот, кто смог выложить последнюю недостающую карточку для поезда, забирает этот поезд себе. Поезд-это паровозик и 4 вагончика.

Методические указания.

Если вы просто смотрите карточку, она остается лежать картинкой вниз. Если вы меняете карточки местами, то их придется положить картинками вверх.

Интеллектуальная игра.

Игра «Прочитай словечко»

Цель. Формировать навыки звукового анализа и синтеза, навыки соотнесения звука с буквой, способствовать формированию плавного слитного осмысленного чтения. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Краткое описание:

На первом этапе ведущий предлагает детям выделить первые звуки в названиях предметов, изображенных на карточке, затем произнести выделенные звуки, делая паузу там, где пустое окошко, и назвать получившееся слово. На втором этапе можно попросить детей прочитать слово на игровой карточке, найти пропущенную букву и поставить фишку с этой буквой на пустой квадратик. На третьем этапе предложите детям найти пропущенную букву и обозначить ее фишкой с нужной буквой. И на последнем этапе по сигналу ведущего игроки подбирают фишки с буквами и накладывают их на пустое окошко. Команда, которая вы-полнила задание первой, читает слова и становится победителем.

Интеллектуальная игра.

Рассказ «»

Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Краткое описание:

Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)

Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:

«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».

Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.

Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *