Иоанн кассиан

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

10 фактов, которые надо знать о жизни Святого

Дни памяти

В високосные годы память преподобного празднуется 14 марта по новому или 28 февраля по старому стилю, в невисокосные – 13 марта или 27 февраля.

Жил в Римской империи в IV-V вв.

Точные даты жизни и место рождения прп. Иоанна Кассиана неизвестны. В житии говорится, что он родился около 350 г в городе Марселе в Галлии и умер около 435 года.
Галльская область являлась частью Западной Римской империи. В самом начале V века при жизни преподобного варвары напали на Галлию, а в 410 году готами был разграблен Рим, что вызвало тяжелое потрясение у «цивилизованной» части Запада, побудив западную христианскую мысль к дискуссиям, в частности о Божием Промысле и предопределении.
В целом IV и V века — это эпоха выдающихся богословов, «золотой век христианской письменности», период расцвета монашества в Египте и Сирии, а также время борьбы с ересями: арианством, духоборством и несторианством.

Почитается и Православной, и Католической Церквями

Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина называют связующим звеном между Восточной и Западной Церквями. Он родился, умер и большую часть жизни провел «под крылом» Римской кафедры, но идеалом видел восточную традицию монашества. На Западе с ней были мало знакомы, упрекали в «излишней мистичности и оторванности от земной жизни». Преподобный делал все, чтобы избавить общество Западной Римской империи от подобных взглядов.
Кроме того, Иоанн Кассиан создал правила иноческой жизни для общежительных монастырей, которые, наравне с монашескими правилами Василия Великого и преподобного Иоанна Лествичника, дали всей Церкви образец монашеской жизни и христианской нравственности на все последующее время.
Некоторые его взгляды так и не были поняты на Западе, но недооценить вклад в учение о борьбе со страстями там не могли. Именно поэтому прп. Иоанн Кассиан почитается не только православными, но и католиками.

Известные святые Западной Церкви, почитаемые на Востоке:

Несколько лет странствовал по Египту

Знания и представления о восточной традиции преподобный получил, проведя часть жизни в Палестине и Египте.
В житии говорится, что в Палестину он отправился в юные годы и там же принял монашество. В Палестине, в Вифлеемской киновии (так назывались монастыри с общежительным уставом) он познакомился с неким аввой Германом, который стал его неразлучным другом. Вместе они дважды отправлялись в странствия по Египту на несколько лет каждый раз, посещали различные монастыри, знакомились с подвижнической жизнью и получали наставления от святых старцев.

Был лично знаком со святителем Иоанном Златоустом

Святые Иоанн Златоуст и Иоанн Кассиан были одного возраста. Кассиан пережил Златоуста примерно на 20 лет. Святые ценили друг друга и порой участвовали в судьбах друг друга.
Знакомство состоялось около 400 года в Константинополе, куда Иоанн Кассиан прибыл послушать проповеди знаменитого учителя. Согласно преданию, Иоанн Златоуст сразу же узрел в прибывшем из Палестины монахе великого подвижника и вскоре собственноручно посвятил его в диаконы.
Через несколько лет, когда на Иоанна Златоуста из-за его конфликта с императорским двором начались гонения, Иоанн Кассиан выступил на стороне святителя и даже отправился в Рим искать для него защиту, но – безрезультатно.

До нас дошли три книги преподобного

Одна из них — «О воплощении Христа против Нестория» — носила полемический характер, была данью своему времени и сейчас почти не рассматривается. Две других – «О постановлениях киновитян» и «Собеседования египетских отцов» – входят в сокровищницу святоотеческой литературы. Обе он создал уже в конце жизни, когда вернулся в родной Марсель.
Труд «О постановлениях киновитян» был написан, по сути, на заказ. Епископ Аптский Кастор основал в своей епархии несколько монастырей и в их устроении хотел равняться на египетскую традицию. С просьбой написать «руководство» для монахов он обратился к преподобному. В книге Иоанн Кассиан изложил все, что знал относительно внешней и внутренней части монашеской жизни.
Книга «Собеседования египетских отцов» посвящена духовной жизни. Она написана в виде бесед о страстях с египетскими старцами, но многие полагают, что преподобный изложил собственное учение.

Разделял восемь видов страстей

В формате статьи, конечно же, невозможно пересказать даже часть того, о чем учил святой. Отметим лишь, что врагом всякого человека он считал восемь страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.
Описывая их действия и причины, он давал советы по борьбе с ними. Например, говорил, что человеку, страдающему страстью гнева, можно побороть ее, направив всю силу гнева на саму страсть, а не на предметы и людей вокруг. Таким образом, гнев, направленный в нужное русло, может даже оказаться спасительным.
В борьбе со страстью блуда, отмечал прп. Иоанн Кассиан, одной молитвы и поста может быть недостаточно – необходим физический труд.
Истоком сребролюбия он видел недостаток любви к Богу, вялость и расслабление духа. Как и любая страсть, предупреждал преподобный, она развивается постепенно и тут особенно опасна, поскольку нет ничего более незаметного, чем привязаться всего лишь к одному динарию.
Лекарством от страсти уныния, по мнению преподобного, является труд и только труд. Именно поэтому, указывал святой, египетские отцы не позволяли инокам быть ни минуты праздными. Ну а про гордость Иоанн Кассиан говорил, что она «встречается везде и во всем».

Его труды высоко оценивал преподобный Иоанн Лествичник

Прп. Иоанн Лествичник даже упомянул имя святого Иоанна Кассиана на страницах своей книги, где написал: «От послушания рождается смирение, как мы и выше сказали; от смирения же рассуждение, как и великий Кассиан говорит прекрасно и весьма высоко о сем в своем слове о рассуждении».

Иоанн Кассиан дискутировал с блаженным Августином

При жизни преподобного на Западе сложились два противоположных взгляда на действие Благодати Божией.
Один взгляд отстаивал блаженный Августин, который отдавал действию Благодати определяющую роль в спасении человека, полагая, что без Нее – своими силами – человек, как падшее существо, ничего в своей жизни изменить не может.
Другую точку зрения олицетворял британский монах Пелагий, который прожил несколько лет в Риме и приобрел большую популярностью в христианском мире. Он, наоборот, считал, что спасение человека зависит только от него самого, а Благодать нужна лишь как указание пути.
Прп. Иоанн Кассиан принял, скорее, сторону блаженного Августина, но значительно смягчил ее. «Благодать Божия, – говорил он, – не может противопоставляться свободе человека. Благодать необходима как постоянная помощь, но человек должен сам участвовать в своей борьбе. И природа человека не безнадежно мертва после грехопадения, а по-прежнему предрасположена к добру – грех лишь затемнил ее».
«Смягчая» взгляды блаженного Августина, он в итоге, как ни странно, приобрел в некоторых кругах «славу» «полупелагианца».

Основал два монастыря

Направлять западное монашество он старался не только своими книгами, но и конкретными делами. Вернувшись на Запад, основал в Галлии два монастыря – женский и мужской. Устав обоих был составлен согласно традициям восточных монастырей.

Подготовил Иван Коваленко

****

Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 8

Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 4

Преподобен быв, Богу возложился еси, / и просвещая добрыми виды, Кассиане, / яко солнце облистал еси / сиянием Божественных твоих учений, / сердца всех чтущих тя всегда просвещая. / Но прилежно моли Христа, // о иже любовию тепле восхваляющих тя.

Одиннадцатое собеседование аввы Херемона (первое). О совершенстве Глава 1 Глава 2. О епископе Архебие Глава 3. Описание пустыни, в которой пребывали Херемон, Нестор и Иосиф Глава 4. Об Авве Херемоне и об отказе в наставлении Глава 5. Ответ наш на отказ его Глава 6. Ответ аввы Херемона о том, что тремя способами побеждаются пороки Глава 7. По каким степеням можно восходить на высоту любви, и какая в ней твердость Глава 8. Насколько превосходнее те, которые по любви к Богу уклоняются от пороков Глава 9. Любовь не только делает нас из рабов сынами, но и восстанавливает в нас образ и подобие Божие Глава 10. Совершенство любви составляет молиться за врагов, и по какому признаку можно узнать, что душа еще не очищена Глава 11. Вопрос: почему страх и надежда называются несовершенными? Глава 12. Ответ о различии совершенств Глава 13. О страхе, рождающемся от великой любви Глава 14. Вопрос о совершенстве чистоты Глава 15. Ответ на предложенный вопрос Двенадцатое собеседование аввы Херемона (второе). О чистоте Глава 1 Глава 2. О теле греха и членах его Глава 3. О подавлении блудной страсти и нечистоты Глава 4. О том, что для приобретения чистоты целомудрия недостаточно усилия человеческого Глава 5. О пользе борьбы, которая бывает от воспламенения страсти Глава 6. Терпение подавляет разжигание похоти Глава 7. О разных степенях целомудрия Глава 8. Не испытавшие не могут рассуждать о свойстве и действиях целомудрия Глава 9. Вопрос: можно ли избежать возбуждения похоти плоти даже во время сна? Глава 10. Ответ: возбуждающаяся во сне похоть плоти не вредит целомудрию Глава 11. Большое различие между целомудрием и воздержанием Глава 12. О дивных делах, производимых Богом в святых Глава 13. Одни испытавшие знают сладость целомудрия Глава 14. Вопрос о качестве воздержания и о времени, в которое может усовершенствоваться целомудрие Глава 15. Ответ: за какое время может быть приобретена чистота Глава 16. О конце и средстве приобретения и сохранения целомудрия Тринадцатое собеседование аввы Херемона (третье). О покровительстве Божием, или о том, как благодать Божия содействует совершению добрых дел Тринадцатое собеседование аввы Херемона (третье). О покровительстве Божием, или о том, как благодать Божия содействует совершению добрых дел Глава 1 Глава 2. Вопрос: почему успех в добродетелях не присваивается старанию трудящегося? Глава 3. Ответ: без помощи Божией невозможно не только усовершенствование в целомудрии, но и ничего доброго нельзя сделать Глава 4. Возражение: как же язычники и без благодати Божией, говорят, имели целомудрие? Глава 5. Ответ о воображаемом целомудрии философов Глава 6. О том, что без благодати Божией мы не можем ничего сделать Глава 7. О главном намерении Божием и ежедневном промышлении Глава 8. О благодати Божией и о свободе воли Глава 9. О силе доброй воли и о благодати Божией Глава 10. О слабости свободной воли Глава 11. Благодать Божия следует ли за нашей доброй волей или предваряет ее? Глава 12. Благое расположение не всегда надо приписывать благодати, не всегда и человеку Глава 13. О том, что усилия человеческие не могут быть равны благодати Божией Глава 14. Бог своими искушениями испытывает силу человеческой воли Глава 15. О многообразной благодати призываний Глава 16. О благодати Божией, превышающей малую веру человеческую Глава 17. О непостижимом распоряжении Божием Глава 18. Определение отцов, что свободной воли нашей недостаточно для спасения Четырнадцатое собеседование аввы Нестероя (первое). О духовном знании Глава 1 Глава 2. Путь к созерцанию Глава 3. Деятельное совершенство двояким образом составляется Глава 4. Деятельная жизнь разделяется на многие виды и подвиги Глава 5. О постоянном пребывании в избранном деле Глава 6. О непостоянстве немощных Глава 7. Пример целомудрия, который учит, что не все должны подражать всему Глава 8. О духовном знании Глава 9. О том, что от деятельного познания нужно восходить к духовному Глава 10. О приобретении истинного знания Глава 11. О многоразличном понимании Священного Писания Глава 12. Вопрос: как можно достигнуть забвения светских стихов? Глава 13. Ответ: каким образом можно отогнать суетные помыслы Глава 14. Нечистая душа не может ни преподать, ни перенять духовное знание Глава 15. Возражение о том, что многие нечистые имеют знание, а святые не имеют Глава 16. Ответ: злые не могут иметь истинного знания Глава 17. Как должно быть преподаваемо учение о совершенстве Глава 18. По каким причинам духовное учение бывает бесплодно Глава 19. Часто и недостойные получают благодать спасительного слова Пятнадцатое собеседование аввы Нестероя (второе). О божественных дарованиях Глава 1 Глава 2. Чему нужно удивляться в истинно святых людях Глава 3. О воскрешении мертвого аввою Макарием Египетским Глава 4. О чуде, которое авва Авраам сделал над женщиною Глава 5. Об исцелении хромого тем же аввою Глава 6. Достоинство всякого нужно оценивать не по чудесам Глава 7. Сила дарований состоит не в чудесах, а в смирении Глава 8. Большее чудо составляет выгнать из себя пороки, нежели из других бесов Глава 9. Доброта жизни превосходит творение чудес Глава 10. Откровение об опыте совершенной чистоты Шестнадцатое собеседование аввы Иосифа (первое). О дружестве Глава 1 Глава 2. Рассуждение старца о неверном дружестве Глава 3. Отчего дружество бывает неразрывным Глава 4. Вопрос: нужно ли что-нибудь полезное делать вопреки желанию брата? Глава 5. Ответ: постоянная дружба может пребывать только между совершенными Глава 6. Каким образом может ненарушимо сохраняться дружество Глава 7. Ничего нельзя предпочитать любви и ничего нельзя почитать хуже гневливости Глава 8. По каким причинам происходит между духовными несогласие Глава 10. О наилучшем исследовании истины Глава 11. Невозможно не быть обольщенным дьявольским обманом тому, кто полагается на свое суждение Глава 12. По какой причине не должны в собеседовании пренебрегать низшими Глава 13. Любовь есть не только свойство Бога, но и сам Бог Глава 14. О степенях любви Глава 15. О тех, которые притворством усиливают смущение свое или братьев Глава 16. Когда брат имеет против нас какое-либо неудовольствие, то дары наших молитв не принимаются Господом Глава 17. О тех, которые думают, что терпение нужно иметь больше по отношению к мирским, нежели к монахам Глава 18. О тех, которые, притворяясь терпеливыми, молчанием возбуждают братьев к гневу Глава 19. О тех, которые постятся от досады Глава 20. О притворном терпении некоторых, подставляющих другую щеку бьющему Глава 21. Вопрос каким образом повинующиеся заповедям Христовым не достигают евангельского совершенства? Глава 22. Ответ: Христос смотрит не только на дело, но и на волю Глава 23. Тот мужественен и здоров, кто подчиняется воле другого Глава 24. Немощные бывают язвительны, а сами не могут переносить обиды Глава 25. Вопрос: как может быть мужественным тот, кто не всегда сносит немощного? Глава 26. Ответ: немощный сам не допускает, чтобы его сносили Глава 27. Как подавлять гнев Глава 28. Дружество, скрепленное клятвою, не может быть твердым Семнадцатое собеседование аввы Иосифа (второе). Об определении Глава 1 Глава 2. Объясняется благочестивое желание аввы Германа преуспевать Глава 3. Совет Кассиана и ответ на вопрос аввы Германа Глава 4. Вопрос аввы Иосифа и наш ответ, от чего произошла скорбь Глава 5. Изъяснение аввы Германа, почему они желают остаться в Египте и почему следовало бы возвратиться в Вифлеем Глава 6. Вопрос аввы Иосифа: больше ли у вас было успеха в Египте, нежели в Палестине? Глава 7. Ответ о разности постановлений той и другой страны Глава 8. Совершенные мужи не должны ничего безусловно определять, или могут ли без греха оставлять свои определения Глава 9. Иногда полезнее нарушить свои постановления, нежели исполнить Глава 10. Вопрос о данном в Палестинской киновии обещании Глава 11. Ответ о том, что надо смотреть на намерение действующего, а не на производство дела Глава 12. Добрые последствия не принесли пользы злонамеренным деятелям, и худо сделанное не повредило благонамеренным Глава 13. Ответ наш: по какой причине мы дали обещание Глава 14. Рассуждение старца о том, что порядок дела может изменяться, когда ожидаются добрые последствия дела Глава 15. Вопрос не будет ли греха, если наш поступок подаст слабым повод лгать? Глава 16. Ответ: из-за соблазна слабых нельзя изменять истину священного писания Глава 17. Святые безгрешно употребляли ложь, как лекарственную траву чемерицу Глава 18. Возражение: может быть, только те безнаказанно допускали ложь, которые жили под законом Глава 19. Ответ: хотя ложь и не дозволялась в Ветхом Завете, но многими допускалась безвинно Глава 20. Иногда и апостолы считали ложь извинительной, а истину вредной Глава 21. Скрываемое воздержание надо ли без лжи открывать спрашивающим и нужно ли принимать то, от чего однажды отказались Глава 22. Возражение: воздержание должно быть скрыто, а того, что отвергнуто, нельзя принимать Глава 23. Ответ: неразумно будет упрямство такого решения Глава 24. Как авва Пиаммон предпочел скрывать свое воздержание Глава 25. Свидетельства Священного Писания об изменении решения Глава 26. Бог награждает или наказывает каждого не по предвидению, а по настоящим действиям Глава 27. Святые мужи не могут быть упрямы и жестоки Глава 28. Вопрос: не противно ли вышесказанной мысли то, о чем говорит Псалмопевец? Глава 29. Ответ: в чем определение следует непоколебимо соблюдать и в чем следует изменять его Глава 30. Как надо доверять тайны другим Глава 31. Ничего нельзя определять касательно того, что относится к делам внешней жизни

Предисловие

Хотя добродетели вашего совершенства, которым вы, как какие-нибудь светила в этом мире, сияете с удивительным блеском, многие из святых, поучающихся вашим примером, едва могут подражать; однако вы, святые братья, Гонорат и Евхерий1, похвалою тех высоких мужей, от коих мы приняли первые постановления отшельничества, воспламенились так, что один из вас, начальствуя над большим общежитием2 братьев, желает, чтобы общество его, которое поучается ежедневным видением вашей святой жизни, было наставляемо еще и заповедями тех отцов, а другой захотел отправиться в Египет, чтобы поучаться и телесным видением их, так что, оставив эту область, оцепеневшую от суровости галльского холода, как чистая горлица, полетел бы в те земли, которые ближе освещаются солнцем правды и изобилуют зрелыми плодами добродетелей. Это невольно возбудило во мне любовь, так что я, утешаясь желанием одного и трудом другого, не уклонился от опасности коротко написать, лишь бы только у первого увеличился авторитет между монахами, а у второго отклонилась необходимость опасного мореплавания. Поскольку вере и горячности вашей не могли удовлетворить ни те постановления киновий, которые в двенадцати книгах мы написали, как могли, к епископу блаженной памяти Кастору, и десять собеседований отцов, пребывающих в скитской пустыне, которые мы кое-как изложили святым епископам Елладию и Леонтию, по их повелению, – то теперь, чтобы был известен способ и порядок нашего пути, я решился посвятить вам написанные таким же слогом семь собеседований трех, увиденных нами первых отцов, обитающих в другой пустыне, чтобы этими собеседованиями восполнить то, что в прежних наших писаниях о совершенстве, может быть, темно выражено или опущено. А если и эти писания не смогут насытить святую жажду вашего усердия, то думаю, что другие семь собеседований, которые будут посланы к святым братьям, пребывающим на Стихадских3 островах, исполнят ваше пламенное желание.

День памяти: в невисокосные годы 28 февраля (13 марта), в високосные годы 29 февраля (13 марта)

Предварительные сведения

Биографические сведения о детстве и юношестве преподобного Иоанна Кассиана Римлянина крайне ограничены. Не известно ни места, ни точной даты его рождения.

Согласно наиболее распространенному мнению, родиной Иоанна Кассиана была Малая Скифия (римская провинция; ныне — территория Румынии). Приблизительным временем рождения принято считать период с 360-го по 365-й год.

Мы не знаем с достоверностью, когда и от кого он получил имя Иоанн. По одной из версий, оно было дано ему при крещении, по другой — при пострижении в монашество. Но есть основания предполагать, что это имя он взял себе сам, в честь своего учителя и архиерея, святителя Иоанна Златоуста.

Происходил Иоанн Кассиан из благочестивой, достаточно состоятельной семьи. Начальные правила веры и христианской нравственности прививались ему уже с детства.

В надлежащее время он получил разностороннее образование классического типа, хорошо изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику. Помимо латинского языка он владел греческим.

Со временем духовное воспитание, усердие и личные таланты Иоанна дали плоды: открывавшейся перед ним карьере светского мужа он предпочёл путь смиренного монашеского жития.

Монашество

Около 380 года Иоанн Кассиан Римлянин предпринял паломничество в Палестину. Во время паломничества его сопровождал давний друг, Герман.

Здесь, на священной земле, друзья решили отрешиться от соблазнов суетной жизни в миру и, получив необходимое благословение, поступили в Вифлеемскую обитель. Есть мнение, что эта обитель располагалась на Поле Пастырей.

Пребывая в монастыре, друзья предавались молитве, внимали проповеди, исполняли послушание, соблюдали посты. Пришло время и они, дав надлежащие обеты, приняли монашеское облачение.

Овладев за годы усердного труда начатками аскетического опыта, им захотелось больше узнать о подвижничестве, усилить подвиги, и они помыслили отправиться на родину иночества, в Египет.

Египетский период

Помолившись, как следует, перед дорогой, испросив благословения и пообещав настоятелю возвратиться в обитель, друзья отправились в путь. Путь был нелегким, но Бог был им в помощь.

По морю они дошли на корабле до порта Танис, а оттуда, в сопровождении епископа Архебия, добрались до Панефиса. Там находилась обитель известного аввы Пинуфия. Господь свёл их с монахами, жившими и подвизавшимися среди соленых озер, на местных холмах, аввами Нестором, Херемоном, а также с аввой Пинуфием, жившим вблизи обители, в келье.

Пробыв в Панефисе какое-то время, Иоанн и Герман, воздав благодарение Богу, отправились дальше и прибыли в город Диолк. Здесь они черпали мудрость, общаясь с отцами: Архебием, Иоанном, Пиаммоном и другими.

Очередным пунктом паломничества была выбрана пустыня Скит. В IV веке её населяло множество благочестивых отшельников.

Посещая тамошних подвижников, друзья участвовали в совместных молитвах, интересовались различными аскетическими упражнениями, задавали вопросы, испрашивали советов, слушали душеполезные увещевания.

Им посчастливилось общаться с духовно зрелыми отцами: Пафнутием, Моисеем, Исааком, Серапионом, Феоной, Даниилом.

Вскоре Иоанн и Герман вступили в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Этот авва был монахом-оригенистом, служил пресвитером в одном их храмов Скита. По субботам и воскресеньям храм наполнялся сходившимися для богослужения отшельниками. Пребывая в Скиту, Иоанн Кассиан Римлянин изнурял своё тело постами и физическими трудами, много и искренне молился.

Утверждается, что в этот период он вместе с Германом посетил пустыню Келлии, располагавшуюся приблизительно в 80 милях от Скита. Там друзья виделись с аввой Феодором.

Через семь лет непрестанного аскетического делания в Египте Иоанн отправился в Палестину, и опять вместе с Германом. Друзья хотели исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря, благословившему их на паломничество, когда они ещё только готовились к путешествию по Египту.

Между тем, в Вифлееме они оставались не долго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет.

Общее время пребывания Иоанна Кассиана на территории Египта исследователи определяют десятью годами. За это время он возрос возрастом духовным, приобрел неоценимый аскетический опыт, стяжал мудрость, собрал материал для будущих сочинений.

Константинопольский и римский периоды

В 399 году в Египте возникли волнения, связанные с критикой учения антропоморфитов — еретиков, утверждавших, что Бог обладает чертами, схожими с чертами, присущими человеческому телу.

Критический отзыв об антропоморфитах, прозвучавший из уст архиепископа Александрийского Феофила, встретил одобрение в лице братий общины аввы Пафнутия и вообще в лице многих пустынников.

Недовольные таким ходом событий еретики стянулись в Александрию и стали угрожать Феофилу. Они потребовали от него отречения от оригенистских воззрений, и он к ним прислушался.

В 400 году Феофил обличил лжеучение Оригена публично. Состоявшиеся вскоре после этого Соборы в Александрии и Нитрии официально осудили оригенизм.

И вот, монахи-оригенисты подверглись гонениям и вытеснению их Египета как со стороны духовенства, так и со стороны государственных властей. Многие иноки вынуждены были искать кров, пропитание и поддержку на территории других стран.

Около 50 монахов обрели сочувствие в лице главы Константинопольской Церкви, святителя Иоанна Златоуста. Как считают, в числе этих пятидесяти прибывших были Иоанн Кассиан Римлянин и Герман.

В Константинополе заметили достоинства друзей. Иоанн был возведён в сан диакона. Кроме того ему доверили должность комита сокровищницы при кафедральном соборе. В свою очередь Герман был рукоположен во священника.

Когда святитель Иоанн Златоуст был незаслуженно обвинен в злоупотреблениях, а затем выслан из Константинополя, отцы Иоанн Кассиан Римлянин и Герман отправились на Запад искать поддержки у Римского епископа Иннокентия I. Константинопольский клир снабдил их особым посланием, которое они передали по назначению.

После этого Иоанн Кассиан остался служить в Риме, равно как и его друг, отец Герман.

В Риме отец Иоанн пробыл около 12 лет. Есть основания думать, что именно здесь он был рукоположен во священника, после чего получил должность советника Римского епископа.

За время пребывания в Риме Иоанн Кассиан познакомился с будущим Папой Львом Великим.

Галльский период

В 415 году, не то стремясь к уединенному созерцанию, не то из-за нашествия готов, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин прибыл в город Массилию (ныне — Марсель) в Южной Галлии, где сблизился с местным архиереем Прокулом.

Вскоре его стараниями было создано два монастыря: мужской и женский. Мужскую обитель возглавил сам отец Иоанн. Впоследствии эта обитель стала именоваться обителью святого Виктора (по причине того, что она располагалась рядом с гробницей этого мученика).

Постепенно обитель приумножилась братиями. Опыт пребывания отца Иоанна Кассиана в Египте способствовал хорошей организации внутренней жизни монастыря.

Со временем слава о нём как о хорошем духовном руководителе перешагнула границы Массилии, и распространилась по всей Южной Галии.

В 20-х годах V века отец Иоанн, по просьбе местных епископов, составил свод правил для общежительных монастырей. Кроме того в этот период он работал над не менее значимым трудом «Собеседования…».

Около 426 года преподобный отец Иоанн принял участие в полупелагианских спорах (в полемике, связанной с пониманием роли личной свободы и роли Божественной благодати в деле спасения).

Как опытный пастырь и трудолюбивый монах он не мог согласиться ни с учением, обнуляющим значимость личных усилий подвижника, ни с противоположной ему крайностью — учением, минимизирующим значимость роли Божественной благодати. В этой связи Иоанн Кассиан Римлянин мягко указывал на неточности, допущенные блаженным Августином.

В то же время отец Иоанн был занят написанием трактата против еретика Нестория «О воплощении Господа».

В конце жизни преподобный Иоанн Кассиан Римлянин стал терять физические силы. Смерть подвижника наступила около 435 года. Его тело было погребено в обители святого Виктора.

Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 8

Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 4

Преподобен быв, Богу возложился еси, / и просвещая добрыми виды, Кассиане, / яко солнце облистал еси / сиянием Божественных твоих учений, / сердца всех чтущих тя всегда просвещая. / Но прилежно моли Христа, // о иже любовию тепле восхваляющих тя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *