Иоанн крестьянкин биография

В России 20 век выдался крайне кровавым — 2 Мировые войны, одна страшная революция и бесконечный террор православия. Многие мужи веры были убиты за веру или сосланы в ссылки на север. Однако те, кто прошли через все испытания и не оставили веру в Христа получили Его благословение и стали настоящими столпами Православной Церкви. Одним из таких столпов был архимандрит Иоанн Крестьянкин, который увидел все мучения и кровь 20 века и до последних своих дней сохранил горячую и стойкую веру в Господа Бога.

Мирская жизнь

В 1910 году в семье обычной православной семье мещан Крестьянкиных в городе Орле родился 8 и последний ребенок — мальчик Ваня. Он рос болезненным ребенком, часто простужался, и мама не спала много ночей у кроватки мальчика. Несколько раз она видела чудесные сны, в которых святая великомученица Варвара являлась ей и говорила, что Ваня будет служить Господу всю жизнь.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Поэтому с детства родители старались приучить ребенка посещать храм, правда отец недолго пробыл с ним — он умер от тяжелой болезни в 1912 году. И без того небогатая семья, после потери кормильца стала жить очень бедно, но тем не менее мама Вани всегда находила возможность приютить дома странствующих монахов или нуждающихся людей.

О других православных старцах:

  • Старец Николай Гурьянов
  • Старец Фаддей Витовницкий
  • Старец Серафим Тяпочкин

Так Иван рос в атмосфере добра и любви, регулярно посещая храм. Первой его службой стала должность клирика, хотя до нее Иван уже прислуживал архиепископу Серафиму и был пономарем. Возрастая при храме, мальчик впитывал как губка слова и поступки служителей церкви, так он вместо родного отца обрел несколько духовных.

Важно! Общаясь с монахами, которые часто останавливались в их доме, мальчик принял решение уйти в монастырь, однако, прося благословение у архиерея Никольского услышал, что сначала надо получить образование и сан священника.

Молодость

Закончив среднюю школу в 1929 году, Иван Крестьянкин решил получать образование бухгалтера, для чего закончил специализированные курсы. Получив диплом, он стал работать по специальности в родном городе, но понял, что внеурочная работа мешает служению в церкви.

Несмотря на молодой возраст Иван отличался рассудительностью и это привлекало к нему всех, на работе совета юноши совета спрашивали опытные сотрудники. Он при этом всегда оставался открытым и добрым по отношению ко всем. Несмотря на это, за очередной отказ работать в праздничные дни Иван был уволен с волчьим билетом — работу в Орле он больше найти не смог.

По благословению старицы Логиновой он переехал в 1932 году в Москву, где стал главным бухгалтером на государственном предприятии. График новой работы был более спокойный и молодой человек смог беспрепятственно влиться в церковную жизнь.

Несмотря на многочисленные искушения столичной жизни Иван хранил чистоту и регулярно посещал собрания, отказываясь от молодежных вечеринок и свиданий. Среди разгула и лозунгов о коммунизме, будущий архимандрит сохранил своего внутреннего человека и веру в Христа.

Жизнь в Церкви

В Москве протоиерей Александр Воскресенский стал духовным наставником будущего архимандрита, а круг общения включал Александра Москвитина, Василия Серебряникова, Константина Нечаева и Владимира Родина, которые впоследствии займут важные места в жизни РПЦ.

В то время Церковь переживала сложные времена — необходимо было идти на компромисс с властью, регистрировать храмы или же отправляться под арест. Протоиерей Воскресенский сумел наставить молодых людей, убедил не осуждать сотрудничающих служителей с коммунистами и задать будущим священникам правильное направление.

Книга архимандрита Иоанна Крестьянкина

Войну Иван провел в Москве, где чудом получил прописку. В армию и на фронт юношу не призвали из-за сильной близорукости, а с работы он ушел в 1944 году, полностью посвятив себя служению в храме. После смерти Воскресенского, игумен Соколов стал наставником Крестьянкина и помог ему понять свой дальнейший путь.

В 34 года он занял место псаломщика в столичном храме, а после года ответственной и горячей службы митрополит Крутицкий рукоположил его в сан диакона. Иоанн учился в богословской семинарии, которую окончил экстерном в 1945 году, а через несколько лет закончил и Московскую Духовную Академию.

Годы войны стали для не только временем обучения, но и возрастания — кругом была разруха, нищета и голод и людям был необходим свет Божий, который и нес священник Крестьянкин в мир.

Преследование

Видный священник, который горячо служил Господу и отказывался идти на компромисс с властью долго был под наблюдением у НКВД. И в 1950 году был арестован, проведя под следствием на Лубянке и в Лефортово 4 месяца. Как и всех христиан священника Иоанна пытались заставить сотрудничать многочисленными доносами, клеветой и ложными обвинениями.

Однако будущий старец кротко, но твердо стоял на своем, любя относясь к своим мучителям. Тем не менее, 8 октября над ним состоялся суд, который приговорил диакона к 7 годам лишения свободы в лагере строго режима по статье 58-10 УК СССР. После суда священника отправили в Архангельскую область, на разъезд Черная Речка, где шел лесоповал.

Интересно! Сокамерники запомнили священника стремительным, аккуратным и любящим. К нему приходили за помощью и молитвой все, и сокамерники, и другие арестанты. Несмотря на мучения в лагере, глаза Ивана, как вспоминает сокамерник Владимир Сабо, всегда излучали тепло и любовь, оставаясь сверкающими.

Несмотря на уважение арестантов, священника заставляли тяжело работать на лесоповале, где здоровье сильно пострадало. Весной 1953 года он был переведен в инвалидное подразделение, где работал бухгалтером. Зимой 1955 года он был условно освобожден за хорошее поведение.

Служение в епархиях

Несмотря на досрочное освобождение, возвращаться в Москву Иоанну Крестьянкину не разрешили. Он отправился в Псковскую епархию и стал служить в Троицком поместном соборе. В 1950-е года церковь особенно страдала от притеснений, поэтому контроль за всеми священнослужителями был невероятно жесткий.

Из-за своей активной деятельности священник быстро попал в поле зрения служб и был вынужден покинуть в 1957 году Псков немедленно, опасаясь повторного заключения. Свое служение Иоанн продолжил в сельском приходе в Рязанской области.

Отец Иоанн Крестьянкин в монастырской обители

В Троицком храме в селе Троица-Пеленица, а после в селе Летово он служил вторым священником и стремился помогать людям, которые нуждались не только в еде, но и в духовной пище среди разгула атеизма. В июне 1962 года Иоанна перевели на службу в село Борец, а после в Некрасовку, где прослужил около 4 лет.

Быстрая смена мест деятельности была связана с тем, что деятельного священника не желали видеть в своем округе власти. Ведь Иоанн Крестьянкин не только прекрасно проповедовал и заставлял людей обращаться от атеизма к Господу, он, благодаря своему образованию бухгалтера, быстро приводил церковные дела в порядок и начинал заниматься хозяйственным обустройством и восстановлением храмов.

Последний приход был в городе Касимов, где в Никольском храме он прослужил всего 2 месяца — опасаясь преследования и исполняя свою детскую мечту он принял монашеский постриг под руководством и по благословению Глинского старца Серафима.

Монастырская жизнь

После пострига игумен Иоанн отправился в Псково-Печерский монастырь, где прожил с 1967 года до 2006 года. Через три года после пострига стал игуменом, а с 1973 года занял пост архимандрита обители. Под началом игумена числилось 60 человек монахов, половина из которых были уже в возрасте, а другая половина прошли через тяжелые испытания и гонения советской власти.

Тем не менее, Иоанн очень выделялся среди них своей мудростью и любовью, к нему постоянно приезжали люди с других областей за молитвой, благословением и советом. Однажды, в 2000 году, посетил келью старца и президент Российской Федерации Владимир Путин. О чем они беседовали достоверно неизвестно.

Важно! Современники утверждали, что сразу после литургии в храме архимандрит Иоанн начинал прием прихожан: кто-то приехал испросить благословения, кто-то приехал решить вопросы духовенства, паломники жаждали молитвы, а местные монахи хотели обсудить вопросы обители.

Батюшку все время окружала толпа людей, он был духовным наставником для многих. До обеда и после архимандрит занимался вопросами прихожан и только поздно вечером мог отдохнут и поработать: ответить на многочисленные письма и заняться собственными статьями и книгами.

Компания против ИНН и конец жизни

В 2001 году в России был принят закон об ИНН — идентификационный номер налогоплательщика, т.е. комбинация цифр, по которой гражданин записан в налоговой базе. В православной среде обозначился небольшой конфликт, поскольку половина верующих считала, что принятие ИНН — это принятия числа антихриста, а другая ничего против закона не имела.

Архимандрит Иоанн выступил против кампании по отказу от принятия ИНН утверждая, что это лишь паника, ведь никто не может потерять свое христианское имя, даже приняв номер. Иоанн Крестьянкин убеждал людей, что бюрократические процедуру государства пока не отнимают веры или спасения, а то, что имя заменяется цифрами не страшно — Бог каждого помнит поименно.

Отец Иоанн Крестьянкин на богослужении

Этим он успокоил панику и прекратил кампанию против отказа от ИНН. Свою последнюю пасхальную заутреню архимандрит отслужил весной 2001 года, после чего слег и до конца дней, уже почти не вставая с кровати, тяжело болел. Несмотря на плохое самочувствие он принимал небольшое количество посетителей еженедельно.

В 2005 году к юбилею (ему исполнилось 95 лет) он был награждён церковным орденом прп. Серафима Саровского I степени. За два месяца до смерти преподобный стал причащаться ежедневно, не зная точного времени своей кончины, но готовясь к ней. Пятого февраля 2006 года после нескольких лет болезни архимандрит Иоанн скончался на 96 году жизни и был похоронен в пещерах Успенского Псково-Печерского монастыря.

Труды и работы

Письма архимандрита Иоанна составляют большую часть всех его письменных работ. Некоторые отдельные послания вошли в книги старца, некоторые были собраны и изданы отдельным сборником. Все труды в целом делятся на два тематических направления:

  1. Нравственно-аскетические, например, книга «Опыт построения исповеди», куда вошли вечерние проповеди архимандрита во время Великого Поста. Этот труд содержит теоретическое изложение правильной исповеди, ведь священник должен подготовить прихожан к этому таинству и проведя через исповедь подвести человека к покаянию перед Господом.
  2. Проповеди и слова — это подборка записанных проповедей старца, в которых он разъяснял суть православия прихожанам и предостерегал их от греха. Эти труды написаны с той же любовью, с которой обычно священник принимал людей, он не стремился их обличить, но хотел с любовью донести о них мысль о покаянии. К ним относятся сборник «Так говорил Иоанн Крестьянкин» и «Проповеди. Размышления».

О самом старце также написано немало книг: «Несвятые святые» митрополита Тихона, «Живое предание. Старец Крестьянкин» жизнеописание Ильюнина.

Архимандрит Крестьянкин широко почитается православными людьми по всему миру. Его именуют проповедником и всероссийским старцем, а духовенство говорит о возможной канонизации священника в будущем. Тем не менее, главной заслугой этого выдающегося мудреца была любовь к Господу и к ближнем своим, которой стоит поучится каждому.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Памяти Архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

5-го февраля 2006 года на 96-м году жизни отошел ко Господу старец Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Архимандрит Иоанн (в миру Иван Михайлович Крестьянкин) родился 11 апреля (здесь и далее новый стиль) в 1910 году в городе Орле в благочестивой христианской семье в день празднования Псково-Печерских преподобных Марка и Ионы, что очень знаменательно. С ранних лет он прислуживал в храме во время Богослужений и с 13 лет избрал монашеский путь.

В 1929 году окончил среднюю школу в г. Орле и начал трудовую деятельность.

В 1930 году Иван Михайлович Крестьянкин переехал в г. Москву, где работал на гражданской службе до 1944 г.

В 1944 году обстоятельства позволили ему перейти на служение Церкви Божией.

14 января 1945 года Высокопреосвященнейшим Николаем (Ярушевич) Митрополитом Крутицким и Коломенским Иоанн Крестьянкин был рукоположен в сан Диакона и назначен для служения в храме Рождества Христова в Измайловском районе города Москвы.

Перед совершением иерейской хиротонии диакон Иоанн сдал экстерном экзамены за семинарский курс.

Благодать священства батюшка принял от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в храме Рождества Христова Измайловского района г. Москвы 25 октября 1945 года и в этом храме прослужил до 1950 года. Одновременно иерей Иоанн учился в Московской Духовной Академии.

В апреле 1946 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I отец Иоанн награжден камилавкой.
В 1950 году иерей Иоанн окончил два курса Московской Духовной Академии.

В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года отец Иоанн был арестован сотрудниками НКВД и судим «тройкой» по ст. 58 п. 10 УК РСФСР, после чего был репрессирован на 7 лет лишением свободы. 15 февраля 1955 года был освобожден досрочно без права проживания в г. Москве и Московской области. В 1989 году архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был реабилитирован.

С 13 мая 1955 г. по 22 мая 1956 г. назначением Преосвященнейшего Иоанна епископа Псковского и Порховского отец Иоанн состоял в штате Свято-Троицкого кафедрального собора г. Пскова вторым священником.

24 июня 1955 г. Преосвященнейшим Иоанном Епископом Псковским и Порховским награжден наперсным крестом.

С июня 1956 г. по 15 февраля 1967г. о. Иоанн ревностно служил на разных приходах Рязанской епархии.

В 1961 г. к празднику Святой Пасхи Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I награжден саном Протоиерея.

В 1965 г. к празднику Святой Пасхи Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I награжден Палицей.

10 июля 1966 г. Глинским старцем схиархимандритом Серафимом (Романцовым) в г. Сухуми батюшка отец Иоанн был пострижен в монашество с именем «Иоанн» в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, память которого совершается в Соборе 12-ти Апостолов 13 июля.

1 марта 1967 г. по Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I иеромонах Иоанн зачислен в число братии Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

13 апреля 1970 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I награжден саном Игумена с возложением креста с украшением.

7 апреля 1973 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом награжден саном Архимандрита.

12 апреля 1978 г. награжден орденом святого князя Владимира III степени.

31 марта 1980 г. награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.

24 апреля 1989 г. Высокопреосвященнейшим Владимиром Архиепископом Псковским и Порховским награжден вторым крестом с украшением.

11 октября 2000 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II по ходатайству Высокопреосвященнейшего Архиепископа Евсевия Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени.

11 апреля 2005 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II по ходатайству Высокопреосвященнейшего Архиепископа Евсевия Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, награжден орденом Серафима Саровского I степени.

За 60-летие своего пастырского служения Церкви Христовой архимандрит Иоанн всю силу благодатных Божиих дарований употребил на то, чтобы ревностно предстоять в молитве за народ Божий пред Престолом Господа Славы, «воздевая чистые руки без гнева и сомнений» (1 Тим. 2, 8). Как истинный пастырь добрый он всю силу своей души, всю любовь своего сердца целиком отдал святому делу пастырского душепопечения, по слову апостола «…во время и не во время, обличая, запрещая, увещая со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2), и своим служением явил подвиг исповедника Христова. Архимандрит Иоанн еще очень долго будет светить миру через свои многочисленные книги словом назидания, словом всепрощающей пастырской любви, благодатным опытом жизни в Церкви.

Чтобы понять значимость письменных трудов батюшки отца Иоанна, достаточно привести выдержку из письма Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором Святейший дает оценку книги «Встреча со старцем»:

«Сердечно благодарю Вас за полученный мною прекрасно иллюстрированный альбом с бесценным сокровищем Ваших мыслей и размышлений, основанных на глубоком духовном опыте жизни и душепопечительстве…

Спасибо Вам за постоянную твердую позицию в поддержке Священноначалия Церкви перед лицом распускаемых эсхатологических страхов при выдаче новых российских паспортов, во время переписи, в связи с индивидуальным налоговым номером и тому подобными страхами и мнимыми опасностями. Мне очень понравилось Ваше высказывание в отношении Интернета – все зависит от человека, ибо сам человек может брать доброе, разумное и вечное, а может использовать то, что вредит душе – греховное и злое» (Исх. № 5380 от 29 сентября 2004 г.).

В предисловии к одной из своих книг, изданных в 2005 году, Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) написал завещание, фрагмент которого мы приведем для духовного назидания:

«А вам, как просьбу о молитвенной памяти обо мне, оставляю эти записи о жизни в Боге и проверенное самой моей жизнью завещание: Дорогие мои, чадца Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. Примите все в жизни, и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие, как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его».

Незадолго до кончины над старцем Архимандритом Иоанном было совершено Таинство Елееосвящения. Почти ежедневно батюшка причащался Святых Христовых Таин. Архиепископ Евсевий Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, Наместник Псково-Печерского монастыря Архимандрит Тихон, братия обители регулярно навещали старца и незадолго до кончины простились с ним. У отца Иоанна до самой смерти сохранялась память и духовная рассудительность.

5-го февраля 2006 года, в воскресенье, в день памяти Собора новомучеников и исповедников Российских после ранней Литургии батюшка причастился Святых Христовых Таин. В 9 часов 50 минут утра при начале поздней Божественной Литургии Архимандрит Иоанн в полном сознании отошел в вечность. Так в обители умирают праведники: на ранней Литургии за них молятся о здравии, а на поздней Литургии – о упокоении их души. Первую заупокойную литию в келлии старца по облачении почившего совершил Наместник Псково-Печерского монастыря Архимандрит Тихон с братией обители. В этот же день в 14 часов 30 минут в обитель прибыл Высокопреосвященнейший Архиепископ Евсевий Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит. Архиепископ Евсевий в сослужении братии совершил заупокойную литию, и гроб с почившим старцем под колокольный монастырский звон с крестным ходом при пении «Святый Боже …» был перенесен в Сретенский храм, где Высокопреосвященнейший Архиепископ Евсевий вновь совершил заупокойную литию. После литии Владыка сказал слово:

«Дорогие братия и сестры!

В день Новомучеников и исповедников Российских мы со скорбью узнали о кончине нашего дорогого любимого близкого нашему сердцу архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Конечно, в Православной Церкви, в учении нашем церковном нет печали для христианина, и нет места слезам сегодня. Но есть у нас скорбь, потому что мы расстаемся с дорогим нашему сердцу старцем, духовником, отцом Иоанном. Долгую жизнь он прожил, много лет ему по земным расчетам – 96 лет исполнилось! Слава Богу, что Господь вознаградил его долголетием, и в это долголетие он проявил особую ревность в служении Богу и любви к народу. Это основная заповедь Божия: «Возлюби Господа всем сердцем, всею душею, всем помышлением, всею крепостию твоею, и ближнего твоего как самого себя». И, видимо, эта заповедь Божия и легла в основу жизни нашего дорогого старца отца Иоанна. Безусловно, сколько ласки, сколько заботы, сколько мудрости проявил отец Иоанн к нашему русскому народу, и особенно в дни гонений на Церковь и верующих. Это был живительный источник, к которому прибегали люди не только со всех уголков России, не только из других стран, но и со всего мира. Все стремились побыть у отца Иоанна, услышать его слово и получить от него благословение и утешение.

Наш долг сегодня и на будущее – молиться за старца отца Иоанна и ответить на его любовь своею любовью к нашей святой обители.

Да будет светел путь его к Престолу Божию! И да увенчается этот путь вечной радостью со святыми. Храни вас Господь!»

Затем Архиепископ Евсевий начал чреду чтения Евангелия по почившем старце.

Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II Высокопреосвященнейшим Евсевием, Архиепископом Псковским и Великолукским, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандритом, была направлена срочная телеграмма с прискорбным известием о кончине старца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Для СМИ Архиепископ Евсевий Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, дал информацию о новопреставленном старце следующего содержания:

«Богомудрый старец архимандрит Иоанн родился 11 апреля 1910 в городе Орле в благочестивой христианский семье в день празднования Псково-Печерских преподобных Марка и Ионы. С 13 лет он избрал монашеский путь и, как многие его современники, немало пострадал за Святую Церковь. 25 октября 2005 года исполнилось 60 лет священнического служения. Годы его пастырского служения были ярким горением духа во славу Божию: усердное душепопечение о людях, забота о духовной помощи приходским священникам, утешение и поддержка братии Псково-Печерского монастыря и других монашествующих. Немалая доля его участия была и в церковном книгоиздательстве. Все это входило в пастырское служение о. Иоанна.

Все, что он делал, было посвящено живой проповеди о Христе Распятом и Воскресшем. Все его суждения о многих насущных вопросах церковной и общественной жизни всегда были в русле святоотеческих традиций духовного трезвения и святой молитвы. Он был печальником и молитвенником за весь наш русский народ. Вот почему скорбят ныне тысячи его духовных чад. Вечная ему память со святыми!»

В 17 часов вечера 5-го февраля в Сретенском храме Наместник Псково-Печерского монастыря Архимандрит Тихон в сослужении братии совершил Парастас по новопреставленном старце Архимандрите Иоанне. И снова продолжилось чтение Евангелия у гроба почившего.

На другой день, 6-го февраля в Сретенском храме по окончании Божественной Литургии была совершена соборне панихида. В течении дня продолжалось чтение Евангелия, служение Панихид и заупокойных Литий в присутствии многочисленных паломников и духовных чад отца Иоанна. Вечером в 17 часов соборне был совершен Парастас, который возглавил Епископ Зарайский Меркурий. Одновременно в Михайловском соборе совершалось уставное Богослужение с Полиелеем и Акафистом Божией Матери ради Ея чудотворного образа «Утоли моя печали».

7-го февраля Высокопреосвященнейший Евсевий, Архиепископ Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, возглавил позднюю Божественную Литургию. Ему сослужили: Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, Епископ Зарайский Меркурий, Наместник Псково-Печерского монастыря Архимандрит Тихон, Наместник Московского Сретенского ставропигиального монастыря Архимандрит Тихон, Настоятель храма св. вмц. Екатерины, представитель Американской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси Архимандрит Закхей (Вуд), ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, Председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов, представитель Грузинской Православной Церкви Архимандрит Антоний (Гулиашвили), представители Эстонской Православной Церкви, священноиноки обители, священство Псковской и многих других епархиий. После служения Божественной Литургии перед отпеванием старца Архимандрита Иоанна Высокопреосвященнейшим Евсевием, Архиепископом Псковским и Великолукским, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандритом, было произнесено слово:

«Угас светильник нашей обители, угас светильник на нашей земле русского Отечества. Перестало биться беспокойное сердце отца Иоанна. В своей жизни он любил Господа, любил Пречистую Деву Марию, любил святую обитель, и, наверное, каждого из нас он ласкал своим сердцем. Исполняя заповедь о любви к Богу и людям, он непрестанно возносил славу и благодарение Богу. Где бы он ни находился: в храме, в келье, в заточении – он всегда ревновал о Славе Божией. И эту Славу Божию он выражал в своем служении и в своей проповеди. Он призывал всех к твердой вере и любви к Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу. Это была основа его жизни – любовь к Богу и людям. Он утверждал в вере и призывал полагаться на волю Божию, терпеть в этом мире все ради Христа, также призывал братию к послушанию, а всех православных христиан — к вере и благочестию.

Жизнь нашего дорогого батюшки архимандрита Иоанна была отдана всецело Господу, Церкви, нашей вере и нашему православному народу. Сегодня мы окружаем его гроб, чтобы проститься с ним в этой земной жизни и попросить Господа, чтобы Он удостоил его радости со святыми, которых батюшка всегда призывал в своем слове и своих поздравлениях.

В связи с кончиной отца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий прислал свое соболезнование:

«Весть о кончине старейшего насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо любимого и почитаемого старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) болью отозвалась в моем сердце.
Вознося молитвы ко Господу о упокоении его души в селениях Небесных, выражаю искреннее соболезнование Вам, дорогой Владыка, отцу Наместнику, братии монастыря, родным, близким и всем многочисленным духовным чадам дорогого батюшки.

В праздник Собора Новомучеников и Исповедников Российских Пастыреначальник Иисус Христос призвал к себе верного и усердного служителя, через всю свою продолжительную и нелегкую жизнь пронесшего неугасший огонь веры Христовой, сохранившим целым и невредимым даже до последнего своего издыхания залог Церкви, преподанный ему более шести десятилетий тому назад в Таинстве священства. Он, как и многие его современники, немало пострадал за святую Церковь и воистину стал живым свидетелем обетования Христова: «Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют Ее».

Горячая вера, постоянный молитвенный настрой, жертвенная любовь к Церкви и пастве, ревность к Славе Божией снискали отцу Иоанну общеправославную известность и глубокое почитание. Всё, что он делал, было посвящено единому на потребу — живой проповеди о Христе Распятом и Воскресшем. Теплотой и заботой о спасении были наполнены его пастырские слова, обращенные как к приходящим к нему, так и к людям, живущим далеко от обители.
Бывая в его монастырской келье и беседуя с ним о многих насущных вопросах церковной и общественной жизни, я видел, насколько взвешены в русле святоотеческих традиций, духовного трезвения были его суждения. К его проповедническому голосу прислушивались не только люди Церкви, он был знаем и почитаем многими светскими людьми. Он стал истинно народным печальником и молитвенником. Вот почему скорбят ныне тысячи его духовных чад. Но вместе с тем торжествует Правда Божия, столь убедительно открывшаяся православному миру в жизни и пастырских трудах отца Иоанна.
Мысленно даю последнее целование почившему и выражая надежду, что по слову Спасителя он услышит желанный глас: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господа своего». Да сотворит Господь новопреставленному отцу Иоанну вечную память!

С любовью во Христе, АЛЕКСИЙ Патриарх Московский и всея Руси».

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин прислал телеграмму соболезнования:

«АРХИЕПИСКОПУ ПСКОВСКОМУ И ВЕЛИКОЛУКСКОМУ ЕВСЕВИЮ, НАМЕСТНИКУ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ АРХИМАНДРИТУ ТИХОНУ С БРАТИЕЙ=С ГЛУБОКОЙ СКОРБЬЮ УЗНАЛ О КОНЧИНЕ АРХИМАНДРИТА ИОАННА – ОДНОГО ИЗ САМЫХ ПОЧИТАЕМЫХ В РОССИИ СТАРЦЕВ, ИСТИННОГО ПОДВИЖНИКА ВЕРЫ, СТАВШЕГО ДУХОВНЫМ ПАСТЫРЕМ ДЛЯ МНОГИХ ЛЮДЕЙ. ОН СПОЛНА РАЗДЕЛИЛ ТЯЖКОЕ БРЕМЯ, ВЫПАВШЕЕ НА СУДЬБУ ЕГО ПОКОЛЕНИЯ, НА СУДЬБУ СЛУЖИТЕЛЕЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. И, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ ИСПЫТАНИЯ, СОХРАНИЛ ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ, С ДОСТОИНСТВОМ НЕС СВОЮ МИССИЮ, ПРОПОВЕДУЯ ДОБРО И МИЛОСЕРДИЕ. БЕСЕДЫ С ОТЦОМ ИОАННОМ – НЕОРДИНАРНЫМ, СВЕТЛЫМ И ПРАВЕДНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ – ОСТАВИЛИ НЕИЗГЛАДИМЫЙ СЛЕД В МОЕЙ ДУШЕ, В СЕРДЦАХ ВСЕХ, КОМУ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ С НИМ ВСТРЕТИТЬСЯ.
ВЕЧНАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ. В.ПУТИН.»

Наш губернатор Михаил Варфоломеевич Кузнецов также прислал свое соболезнование:

«Ваше Высокопреосвященство!

С чувством глубокой печали мы все узнали о кончине старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) – насельника Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. В народе его почитают великим подвижником, проповедовавшим бескорыстную любовь к ближним и впитавшим в себя безграничную веру в Бога, что засвидетельствовано всей его многолетней и многотрудной жизнью. За советом, помощью, духовной поддержкой и благословением к нему приезжали верующие не только со всех уголков России, но и со всего мира. И каждый получал от него участие и пастырское слово.

Выражаю искреннее соболезнование Вам, Ваше Высокопреосвященство, отцу Наместнику Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандриту Тихону, братии монастыря, родным, близким, духовным чадам покойного старца, всем верующим Русской Православной Церкви Московской Патриархии.

В назидание и поучение потомкам остались благочестивые дела и труды отца Иоанна, записи его проповедей и писем к верующим, изданные на многих языках мира. В них найдут утешение и ответы на насущные вопросы те, кому не посчастливилось встретиться с почитаемым старцем.

С уважением к Вашему Высокопреосвященству Губернатор Псковской области М. В. Кузнецов.

06.02.2006″

А теперь прошу всех вознести усердные молитвы нашему Господу и Пречистой Деве Марии, потому что сегодня мы почитаем образ Преблагословенной Девы Марии «Утоли моя печали». Это тоже знаменательно: батюшка ушел в воскресный день из этой жизни к воскресению для жизни вечной, в день почитания Новомучеников и Исповедников Российских, потому что он сам в этой жизни был и мучеником, и исповедником Правды Божией. А сегодня в день его погребения мы почитаем и чтим Пречистую Деву Марию, Которую он всем сердцем любил, а Она – «Утоли моя печали» — да утолит печаль нашу, и да будет Она покровом и путеводительницей в жизнь вечную нашему дорогому усопшему новопреставленному отцу Иоанну. Помолимся о его душе».

Отпевание по монашескому чину возглавил Высокопреосвященнейший Евсевий Архиепископ Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, в сослужении Архипастырей и более 120 священников. Перед пением «Со святыми упокой…» слово прощания с почившим старцем сказал Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. После чтения Евангелия Разрешительную молитву прочитал Высокопреосвященнейший Евсевий Архиепископ Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит. На отпевании присутствовали: Сенатор Совета Федерации РФ Пугачев С. В., Первый Заместитель Полномочного Представителя Президента РФ по Уральскому Федеральному округу Туманов В. Н., мэр города Пскова Хоронен М. Я., Начальник Управления МВД Псковской области Генерал-майор Матвеев Е. С., Депутат Псковского областного Собрания Шматов Ю. А., Депутат Псковской Городской думы Цецерский И. Н., и другие государственные и общественные деятели.

Свои соболезнования по случаю кончины старца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) прислали:
1. Высокопреосвященнейший ВЛАДИМИР – Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, постоянный член Священного Синода
2. Высокопреосвященнейший ФИЛАРЕТ – Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, постоянный член Священного Синода
3. Высокопреосвященнейший КИРИЛЛ – Митрополит Смоленский и Калининградский, постоянный член Священного Синода, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
4. Высокопреосвященнейший ИСИДОР – Митрополит Екатеринодарский и Кубанский
5. Высокопреосвященнейший ОНУФРИЙ – Митрополит Черновицкий и Буковинский (Украина)
6. Высокопреосвященнейший ГАВРИИЛ – Митрополит Ловчанский (Болгарская Православная Церковь)
7. Высокопреосвященнейший КОРНИЛИЙ – Митрополит Таллиннский и всея Эстонии.
8. Высокопреосвященнейший ГАВРИИЛ – Архиепископ Благовещенский и Тындинский
9. Преосвященнейший АМВРОСИЙ – Епископ Прокопьевский, викарий Кемеровской епархии
10. Преосвященнейший Василий – Епископ Сергиевский, управляющий Сурожской епархией (Великобритания)
11. Протопресвитер МАТФЕЙ СТАДНЮК
12. Игумения ВАРВАРА – Настоятельница Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря (Эстония)
13. Устинов В. В. – Генеральный Прокурор РФ
14. Полтавченко Г. – Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе
15. Слиска Л. К. – Первый Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
16. Тищенко А. Г. – Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
17. Метельский А. – Заместитель Председателя Московской Городской Думы
18. Елеференко И.– Председатель комиссии по межнациональным и межконфессиональным связям
19. Трифонов Л. Н. – Председатель Псковской Городской Думы
20. Макеенков А. Н. – Помощник члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Медведева И. А. по работе в Псковской области.
21. Савченко Е. С. – Губернатор Белгородский области
22. Щеблыгин С. Е. – Президент Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного
23. Ляпичева Е. В. – Директор центра «Духовность и Армия», г. Москва.
24. Архимандрит Виктор (Быков) – Благочинный и казначей Свято-Пантелеимоновского Одесского мужского монастыря

Соболезнования прислали и другие церковные и государственные деятели.

После прощания с батюшкой отцом Иоанном духовных чад тело почившего старца с пением ирмосов «Помощник и Покровитель…» было пронесено по Успенской площади в Богом зданные пещеры. Архиепископ Евсевий Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, после заупокойной литии предал тело старца земле. Архимандрит Иоанн погребен на месте прежнего захоронения преподобного Симеона Псково-Печерского.

Царство Небесное и вечный покой душе усопшего приснопоминаемого старца Архимандрита Иоанна!

Высокопреосвященнейшим Евсевием Архиепископом Псковским и Великолукским, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандритом, всем принявшим участие в погребении старца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и приславшим свое соболезнование была принесена сердечная благодарность.

Наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Архимандрит Тихон (Секретарев).

Фотографии:

Архим. Иоанн (Крестьянкин)

Иоанн (Крестьянкин) (1910 — 2006), архимандрит.

В миру Крестьянкин Иван Михайлович, родился 29 марта 1910 года в городе Орле в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных. Был восьмым ребенком в семье. Мальчика назвали Иоанном в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Пустынника.

В детстве прислуживал в храме, был послушником у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова). Когда Ване было два года, умер его отец Михаил Дмитриевич. Воспитанием сына занималась глубоко религиозная и благочестивая мама. Отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял его духовно. От младенчества до юности – это орловские протоиереи: отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского.

Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей – архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши Иоанна, назначив ему встречу с ней на Псковской земле.

После средней школы он окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности.

14 января 1945 года рукоположен в сан диакона митрополитом Николаем (Ярушевичем) в храме на Ваганькове.

25 октября того же года был рукоположен в сан священника патриархом Алексием I в Измайловском Рождественском храме в Москве, где и остался служить.

Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950, закончив 4 курса Московской духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось.

В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года был арестован и по приговору получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из заключения досрочно 15 февраля 1955 года, он был назначен в Псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал, в общей сложности почти 11 лет.

Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына.

10 июня 1966 года о. Иоанн принял монашество в городе Сухуми.

Архим. Иоанн (Крестьянкин)

5 марта 1967 года поступил в Псково-Печерский монастырь.

13 апреля 1970 года был возведен в сан игумена.

7 апреля 1973 года возведен в сан архимандрита.

Монашеству учили батюшку и монастырский устав жизни, и живые старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов); также последние Валаамские старцы: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов); жившие на покое в монастыре архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков).

Отца Иоанна знают и почитают в самых разных странах мира. Словами невозможно выразить, что значил отец Иоанн для своих духовных чад и для всей Русской Православной Церкви. Последние годы, из-за возраста и болезней, он не имел возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света продолжают приходить на адрес Псково-Печерского монастыря. Проповеди, книги отца Иоанна продолжают открывать новый, духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу.

Среди наиболее известных и популярных книг, составленный по его беседам и письмам можно назвать «Опыт построения исповеди», «Проповеди, размышления, поздравления», «Настольная книга для монашествующих и мирян», а также сборник «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Беседы и письма отца Иоанна переведены и изданы на иностранных языках.

Скончался 5 февраля 2006 г., в возрасте 95 лет, в Псково-Печерском монастыре.

Завещание архим. Иоанна (Крестьянкина)

Дорогие мои, родные и близкие! К закату преклонился день моей жизни. И я уже дважды получил о том извещение. В первый раз десять лет тому назад, но чьи-то молитвы преклонили Господа на милость и продлили мое пребывание в земной юдоли. А вот теперь, 2 декабря 2004 года я зримо увидел, что уже переплыл реку моей жизни, и стою в преддверии Вечности. И как благодарность Богу и святой Матери Церкви, а главное во свидетельство о том, что Промысл Божий ведет нас по жизненному пути, оставляю эти краткие записи, как зерцало, отражающее эту очевидную истину. Мои разрозненные эпизодические повествования записывали с 1981 года. И это не были рассказы обо мне, но иллюстрации некоторых жизненных ситуаций для других из моей жизни. Теперь же, когда это «лоскутное одеяло» сложилось, и я перелистал страницы своей жизни, возвращаясь в прошлое, я сам умилился, узрев богатство милости Божией ко мне, убогому и грешному человеку. И на пороге Новой Жизни, той Жизни, которая вызрела на земных пажитях, стою я с замиранием сердца в ожидании встречи с моим Господом, встречи, к которой стремилась душа моя всю жизнь. А вам, как просьбу о молитвенной памяти обо мне, оставляю эти записи о жизни в Боге и проверенное самой моей жизнью завещание:

Дорогие мои, чадца Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. Приимите все в жизни, и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие, как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его.

12/25 июня 2005 года Архимандрит Иоанн.

Библиография

Шел 1916 год. По городу Орлу в карете, запряженной белой лошадкой, ехал на службу архиерей. Он был погружен в молитву и не видел, что за каретой бежал шестилетний мальчик. Мальчик сопровождал архиерея каждый раз, когда тот следовал в собор. Архиерей был для него особенным, святым человеком, и сердце мальчика трепетало от восторга, когда карета появлялась на улицах города. Но сегодня архиерей заметил младенца. Он поднял глаза, чтобы благословить приветствующих его прохожих, и взгляд его встретился со взглядом худощавого мальчика, поравнявшегося с окном кареты. Весь его вид выражал полнейшую радость от почетной миссии и близости владыки.
Владыка повелел кучеру остановить лошадь и взял мальчика в карету. «У меня дух захватило от восторга», — рассказывал 80 лет спустя старец Иоанн.
— Как тебя зовут? — спросил владыка.
— Ваня, — ответил, смущаясь, малыш.
— А что, Ванюша, не хотел бы ты помогать мне в алтаре?
Как?.. В алтаре с архиереем?.. Его мечты не смели распространяться так далеко. Ванюша очень любил Бога, Церковь; быть на службе в алтаре с владыкой — это верх ожиданий.
— Очень хочу.
Так началось служение в церкви будущего старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
В соседнем приходе алтарничал тоже шестилетний мальчик. Послали туда за стихарем. Его дали на две недели. Две недели Ванечка испытывал настоящее счастье, но вот сговоренный срок истек, и законный владелец стихаря потребовал его вернуть. Слез Ваниных унять не мог никто, горе его было неописуемым. Видя это пламенное желание служить в церкви, любовь к ней, владыка благословил сшить Ване собственный стихарь.
— Потом в моей долгой жизни было все: тюрьма, лагеря, гонения, лишения, преследования, но я никогда, ни одной минуты не пожалел, что стал монахом, священником, — рассказывал старец.
Свой выбор он сделал еще младенцем раз и на всю жизнь, а выбранная дорога стала со временем узенькой тропочкой монаха-подвижника.
Знакомство мое со старцем Иоанном произошло заочно. Станция Белопесоцкий Ступинского района Московской области. Я хожу в школу, но часто на каникулах и по воскресеньям приезжаю сюда в храм. Старенький, измученный лагерями и тюрьмами протоиерей Вениамин Сиротинский (?1984 г.) заметил прилежную богомолку, стал приглашать домой. И я, часто ночуя после всенощной в уютном доме с заливающейся канарейкой, шумящим самоваром и огромным количеством старинных книг, подолгу слушала рассказы священника о Святой Руси, царе-батюшке. Запах ладана, тихо горевшая лампадка пред иконами, свежий чай, конфеты, интересные рассказы — что может быть лучше? Сюда, в этот домик, приезжали архиереи и приходили странники из Киева и Почаева. Боюсь пропустить хоть одно слово, а ночами читаю толстые, в кожаных переплетах книги о святых и все пытаюсь найти ответ на вопрос: «Как становятся святыми? Могу ли я выдержать мучения?»
Однажды утром, найдя меня спящей на очередной Минее рядом с горкой свечных огарков, батюшка Вениамин погладил меня по голове и на полусонный немой вопрос ответил:
— А знаешь, дочка, святые и теперь есть.
Сон прошел мгновенно, пружиной подпрыгиваю на деревянном топчане:
— Как есть? Где?
Новость вихрем парализовала сознание.
— А вот когда мы с отцом Иоанном Крестьянкиным были в Сибири в лагерях на валке леса, по его молитвам Господь исцелял. В леденящие до самой глубины морозы святили мы с ним тайно на Крещение воду, а потом этой водой и молитвой успешно лечили заключенных. Однажды дошел слух, что у начальника лагеря смертельно заболел ребенок. Врачи предсказывали скорую смерть и заявили, что ничего нельзя сделать для выживания. Кто-то сказал начальнику о нас (мы представлялись как детские врачи). В отчаянии послал начальник за врачами-заключенными. Мы попросили его выйти, сокращенным чином окрестили ребенка, дали выпить освященной воды, помолились, и — чудо! — на другой день ребенок был здоров.
Тяжело нам тогда было, очень тяжело: душа едва жила в измученной до предела плоти и, казалось, вот-вот покинет ее… Однажды в порыве нечеловеческой усталости и изнеможения о.Иоанн упал на снег и взмолился: «Матерь Божия! Возьми меня! Не могу больше!» И вдруг явилась ему Матерь Божия и сказала: «Нет, ты еще людям будешь нужен». Сейчас он старчествует в Псково-Печерском монастыре. Все ему открыто, как на ладони.
Сказанное не умещалось в моей детской голове. Казалось, что между мной и таким человеком — бездна, общение с ним невозможно…
Через год я в Печорах. Навстречу «летит» из Успенского собора какой-то батюшка в сопровождении двух десятков человек. Батюшка всех благословляет с любовью, что-то отвечает на ходу. Я подошла без малейшего напряжения или робости — так он был родственен. Задал несколько вопросов, в них — забота о девочке (обо мне), любовь. Батюшка настолько хорош, что подумала: «В раю, наверно, все такие». Захотелось быть с ним всегда, рассказать все секреты, даже те, которые не открыла бы родителям. Батюшка посоветовал, у кого можно остановиться на несколько дней (я приехала к духовнику), и попросил одного юношу проводить меня по этому адресу. Идем по улицам, я спрашиваю сопровождающего:
— А кто это был?
— Отец Иоанн.
— Что же ты раньше мне не сказал?!
— А что бы изменилось?
Да, действительно, что? Душа и так все почувствовала.
Я прожила в Печорах неделю, встречалась с духовником, с отцом Иоанном; школьные каникулы проходили замечательно. Уезжала, зная, что буду здесь при малейшей возможности. В поезде, лежа на своей любимой верхней полке, я смотрела в окно на мелькавшие пейзажи, гаснущий закат и молчала от переполнявшего душу восторга и тихой радости. Видимо, это заметил попутчик, молодой интеллигентный мужчина лет 25-27, весь какой-то тоже умиротворенный, светлый, и спросил:
— А вы случайно не от отца Иоанна едете?
— Да, от него.
— Я тоже. Потрясающее впечатление, правда?
— Да…
— Вот я окончил институт в Москве и уехал работать на Дальний Восток. Человек я ищущий смысла в жизни. Там я познакомился с заметным представителем одной восточной религии. Он поразил меня тем, что угадал однажды сказанную мною в Москве фразу о религии. Я стал ходить к этому «гуру», а вот теперь, через два года, приехал в Москву в отпуск, все рассказал друзьям, и один из них посоветовал съездить в Печоры к старцу Иоанну. Приехал, удалось поговорить. Меня удивил кругозор отца Иоанна, в отличие от кругозора «гуру», но поворотным ключом стало высказывание невзначай того самого моего выражения о религии и реакция на него «гуру», мои мысли при этом. Больше искать учителя веры незачем. От «гуру» тянет холодом, как от давно нетопленной печи, а отец Иоанн несет редкую теплоту и любовь.
Попутчик говорил все это от переполнявшей его радости. Он переживал то же, что и я, и мы прекрасно понимали друг друга, хотя были совсем незнакомые люди, встретившиеся единственный раз в жизни в поезде. Но как много оказалось общего у нас, таких разных людей!
Это было лето 1975 года, а поступил батюшка в братство Псково-Печерского монастыря 5 февраля 1967 года.
Биография батюшки богата.
Ванечка родился очень слабым, и боясь, что он умрет некрещеным, его мать — благочестивая Елизавета — попросила окрестить мальчика на третий день. Она много молилась о его исцелении и дала обет: если сынок останется жив, она посвятит его Богу. Мальчика крестили, и молитва матери была услышана. Младенец стал выздоравливать. В шесть лет он выбрал себе дорогу, а позднее к желанию Вани прибавилась просьба матери:
— Ваня, я дала обет, что ты будешь служить Богу; сможешь ты исполнить его?
— Смогу.
Позднее, будучи отроком, Ваня играл со сверстниками и спрятался в овраг. Вдруг откуда-то явился ослепительно белый агнец с золотыми рожками, поцеловал в щеку и пропал. Ваня рассказал об этом случае духовнику, и тот сказал, что Ваня будет священником.
Отец Иоанн был рукоположен во иерея в храме в честь Рождества Христова 25 октября 1945 года. Успешно окончил Московскую Духовную семинарию и академию, несколько месяцев состоял в братстве Троице-Сергиевой Лавры, а потом — опять служба в Измайловском храме Рождества Христова. До сегодняшнего дня помнят его старинные прихожане, как батюшка болел душой за церковь, за паству; как на Крещение возил на саночках воду, как заботился об убранстве храма, благочестии прихожан, до часу-двух ночи исповедовал и говорил проповеди. Еще в Орле у юноши Иоанна замечали прозорливость, звали не иначе как Иван Михайлович, и между собою шептались: «Святой…» Ничего не боялся батюшка, пламенный, горячий, смело критиковал недостатки власти, хотя и знал, что его ждет за это. Идет как-то батюшка Иоанн на службу, а церковный дворник подметает ступеньки храма. остановился батюшка и говорит: «Меня выметаешь?! Ну, выметай, выметай». На светлой седмице 1950 года его забрали. Начались пять лет тюрем и лагерей, и кто знает, может, этот срок был бы значительно дольше, если бы не заступничество митрополита Николая (Ярушевича).
Прихожане объявили бойкот батюшке, сотрудничавшему с НКВД, который рассказал о содержании проповедей отца Иоанна «где следует». Один Бог знает, кто сказал старцу о бойкоте, но однажды, лежа на лагерных нарах, батюшка сказал молоденькому пареньку-заключенному:
— Павлик, тебе завтра радость будет.
— Какая?
— Увидишь. Я тебе в шапку записочку зашил, ты отнеси ее по адресу.
Утром Павлика освободили, освободили неожиданно; он отнес в Москве записочку по адресу, а в ней «Божие благословение» и просьба простить батюшку-осведомителя, как простил он, и посещать совершаемые им богослужения.
После освобождения — служба во Пскове и в храмах Рязанской епархии. Опять забота о благолепии; на руках перевозили его помощницы из Москвы по 100 литров краски на электричках, случайных машинах. А в храме с.Летово 17 лет на престоле газета вместо покрывала… Приезжает в Москву, просит своего давнего друга-сторожа: «Отпусти супругу свою пошить на храм, сил нет смотреть на это». Шили, красили, потом опять перевозили — и так до 1967 года, когда стал насельником монастыря.
Долгие монастырские службы, исповеди по четыре-пять часов, проповеди, задевающие за живое, многочасовые беседы, письма, которым нет числа… Сколько сделал старец для Церкви, для нас… Этого нельзя измерить.
В его келье такой же порядок, как в душе: абсолютная чистота и любовь ко всякой иконочке, всякой святыньке, любовь к молитве. Любовь его к людям безгранична. Обличает батюшка как-то через себя, не укоряя, без нотаций и увещаний, которые так не любят современные молодые люди.
Приходят ко мне на Рождество 1993 года дети славить Христа. Дети очень бедны и рады любому гостинцу. После поздравления дарю им конфеты простенькие, карамельки, хотя есть дорогие шоколадные, и думаю при этом: «Ну, этим-то и дешевые в радость, а с шоколадными сама чайку попью с друзьями». На другой день иду вечером в монастырь что-то сказать старцу Иоанну, он беседует с паломниками в приемной. Полумрак. Открываю дверь и просовываю голову:
— Благословите.
— Ну, заходи, заходи.
Берет за руку, сажает рядом, достает из просфорного мешочка горсть кругленьких карамелей-лимончиков: «На, хороших-то жалко», — и стал что-то говорить. Никто ничего не понял, никто не увидел в темноте, как маковым цветом вспыхнули щеки, а под платком готовы сгореть уши, никто, кроме меня, не почувствовал, что я проваливаюсь сквозь пол в преисподнюю, захотелось побежать домой и отдать все самое хорошее любому встречному. Была бы такая реакция на слова, сказанные другим священником (чаще всего с иронией, поучительно)? Очень сомневаюсь!..
Может батюшка и утешить одним словом. После моей первой встречи с ним в 15 лет прошло лет 20, но меня часто мучила совесть, что огромное количество привезенных тогда записок со всеми приложениями просто отдала за ящик, а не разобрала на сорокоусты и литургии, «о здравии» и «о упокоении», поручив это монаху. Вот с этими укорами совести стою в Успенском на литургии, а в голове все те же мысли о записках. Кончилась служба, мимо проходит батюшка Иоанн и на ходу бросает шепотом: «Все правильно ты тогда сделала». А ведь я не говорила ему о своих переживаниях.
Вот такой он — наш любимый старец. Его витиеватая речь грамотна и содержательна. Он цитирует наизусть прозу Н.В.Гоголя, которого любит, А.С.Пушкина и святых отцов. Почему-то с ним так хорошо, что забываешь скорби и горести. Еще недавно он говорил: «Не ходить надо, а летать». Он и летал от одного горя к другому, и только возраст и немощи привязали его к келье. Но все-таки хочется, чтобы он не спешил в Вечность, невзирая на свои 95 лет, которые ему исполнились 11 апреля 2005 года. А мы все падаем ему в ноги земным поклоном и восклицаем: «Спаси Бог вас за вашу любовь, молитву, сострадание, за всю вашу жизнь, и пусть она не кончается еще многая-многая-многая лета!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *