Иоанн кронштадтский пророчества

Перечитывая творения, дневники, воззвания св. прав. Иоанна Кронштадтского (1829–1908), протоиерей Владимир Вигилянский сделал заметку в Фейсбуке о том, что тревожное предчувствие кровавого будущего России мучило святого, который постоянно искал истоки будущих бедствий русского народа и краха государственности; в его рассуждениях и пророчествах доставалось очень многим: властям, думцам, либералам, интеллигенции, журналистам, а главное — духовенству. Обличительные речи батюшки всегда сочетались с высочайшей требовательностью и беспощадностью к самому себе — отсюда возникает доверие к его словам.

«Россия забыла Бога спасающего; утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий; вместо воли Божией премудрой, святой, праведной — поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света, — достойное возмездие за свою гордость, — за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией. — Бог карает нас за грехи; Владычица не посылает нам руку помощи. Россию можно назвать царством Господним. Это, впрочем, только с одной стороны. С другой же — по причине безбожия и нечестия многих русских, так называемых интеллигентов, сбившихся с пути, отпавших от веры и поносящих ее всячески, поправших все заповеди Евангелия и допускающих в жизни своей всякий разврат, — русское царство есть не Господне царство, а широкое и раздольное царство сатаны…

Правители-пастыри, что вы сделали из своего стада? Взыщет Господь овец Своих от рук Ваших!.. Господь преимущественно назирает за поведением архиереев и священников, за их деятельностью просветительною, священнодейственною, пастырскою… Нынешний страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холодности к своим паствам многих иерархов и вообще священнического чина.

Грешили наши предки, но грех грехом и называли, а нынешние либералы, согрешая, стараются грех оправдать, будто бы он законное дело. Возьмите вы грехи похоти плотской — все это, по их учению, не только простые слабости человеческой природы, но и законы природы, ее требования.

Россия мятется, страдает, мучается от кровавой внутренней борьбы, от неурожая земли и голода, от страшной во всем дороговизны, от безбожия, от крайнего упадка нравов. Злые времена — люди обратились в зверей, даже в злых духов. Ослабела власть. Она сама ложно поняла свободу, которую дала народу. Сама помрачилась умом и народу не дала ясного понимания свободы. Зло усилилось в России до чудовищных размеров и поправить его почти что невозможно.

Когда вследствие общего неповиновения властям и бездействия подчиненных членов общества, и при этом бездействии, властей деятельность прекращается, словно в органическом теле прекращается кровообращение, — тогда все в обществе замирает, падает, разрушается, общественная безопасность исчезает и члены общества идут одни против других, дозволяются полный разгул воровства, хищений, вражды, убийства».

А вот еще несколько высказываний святого:

«Какого только еще не сделали зла русские люди и в России живущие? Какими еще не растлили себя грехами? Все, все сделали и сделают, что подвигает на нас праведный гнев Божий: и явное безверие, и богохульство, отвержение всяких истинных начал веры, разврат, пьянство, всякие увеселения вместо того, чтобы облечься в траур общественного покаяния печали о грехах, прогневляющих Бога, неповиновение начальству. … В бесовском царстве есть порядок и подчинение одних злых духов другим, низших — высшим, менее сильных — более сильным, а в христианском государстве исчезли всякое подчинение, всякая власть: дети не признают власти родителей, подчиненные — власти начальства, воспитанники — власти воспитателей… богослужение пренебрегается, проповедь бессильна, нравственность христианская более и более падает, анархия растет…».

В воспоминаниях современников о праведном Иоанне находим два характерных случая — и для святого Иоанна, и для духовного состояния студенчества времен революции еще 1905 г., которую застал батюшка и которая стала грозной предвестницей «России страшного года», 1917-го.

Полковник М.Д. Тимофеев вспоминал, как он с друзьями решил разоблачить мнимую святость знаменитого священника. Один из них притворился больным, а товарищи позвали отца Иоанна, чтобы помолился о выздоровлении. Приехав на квартиру, батюшка увидел притворщика в кровати и сказал:

— Теперь я тебе не нужен, но скоро понадоблюсь.

Помолился, денег не взял и уехал.

Участник розыгрыша вспоминал: «Мнимый больной хочет встать с кровати, но не может. Его приковала к ней неведомая сила. Сначала мы не поверили, думали, что притворяется, шутит, а потом и сами струхнули не на шутку».

Поехали студенты опять к отцу Иоанну и стали со слезами на глазах каяться в своем проступке. Святой их утешил, сказал, что их приятель здоров и отпустил с миром. Когда они вернулись, оказалось, что он, действительно, выздоровел. «Этот урок на всю мою жизнь сделал из меня человека религиозного, верующего», — заключил «шутник».

И другой случай, не менее известный, рассказанный А.А. Анкировой: «Когда мы стали разговаривать с о. Иоанном, он говорит мне:

— Говори громче, потому что я плохо слышу с тех пор, как меня студент ударил в Андреевском соборе по щеке.

Продолжая речь, о. Иоанн рассказал мне подробности этого случая так:

— Однажды, когда я служил обедню в Андреевском соборе и вышел из царских врат с чашей, то увидел студента, который закуривал папиросу от лампады перед иконой Спасителя. Я сказал ему: «Что ты делаешь?” Студент, не отвечая, ударил меня по щеке, да так сильно, что Дары расплескались на каменный помост. Я перекрестился, подставил ему другую щеку и сказал: «Ударь еще раз”. Но народ схватил студента. Камни с помоста были потом вынуты и брошены в море».

Становится понятной одна из записей в дневниках праведного Иоанна Кронштадтского, относящаяся к тем временам: «Господи, вразуми студентов; вразуми власти; дай им правду Твою и силу Твою, державу Твою. Господи, да воспрянет спящий царь, переставший действовать властью своею; дай ему мужество, мудрость, дальновидность. Господи, мир в смятении; диавол торжествует, правда поругана. Восстань, Господи, в помощь Церкви Святой. Аминь».

В Свято-Ильинском издании 1980-го года, во втором томе книги И.К. Сурского «Отецъ Iоаннъ Кронштадтскій», читаем: «В одно изъ воскресений осени 1916 г. в Петербургскомъ Иоанновскомъ монастыре, где собирались почитатели о. Иоанна, литургию совершалъ Московский митрополитъ Макарий. После обеда в покоях настоятелыницы монастыря, игумении Ангелины, собрались несколько духовных лиц, а также и военных. Митрополит Макарий прочел собравшимся одно место из дневника о. Иоанна Кронштадтского, в котором были описаны его видения и предсказания, касавшиеся России…

Оказывается, что о. Иоанн за много лет до мировой войны совершенно точно занес в свой дневник и участников войны и ее исход. Военную неудачу царской России и связанную с ними революцию о. Иоанн также предсказал.

Он указал на продолжительность господства революционных идей, на бесчисленные жертвы революции, на потоки крови, на горе и на несчастия всего населения».

Св. прав. Иоанн воистину — не предвидел, а знал, был носителем опытного знания, от Духа Святого. «При жизни преподобного Серафима, за молитвы его, Господь хранил Россию; после него был другой столп, достигавший от земли до неба, отец Иоанн Кронштадтский», — говорил преп. Силуан Афонский.

Имея в виду существование двух почти одинаковых по своему определению понятий – терминов: ПРОРОЧЕСТВА И ПРОЗОРЛИВОСТИ, необходимо, во избежание ошибочного употребления, строго их разграничить.

«Нет никакого способа научным путем иметь возможность предвидеть будущее, или даже спорить о превосходстве одних гипотез над другими; слишком много памятных примеров показывающих нам, что и самые великие люди совершали чудовищныя ошибки, когда хотели быть ГОСПОДАМИ БУДУЩАГО, даже и самого – близкого…» (Сорель).

Однако, недавно в русской зарубежной прессе была опубликована пространная статья компетентного автора о возможности предвидения или проникновения в будущее, пользуясь разсмотрением способностей человека. Автор этой статьи, обосновывая свое положение, указывает на разум, интуицию и ПРОРОЧЕСКИЙ ДАР. Он не определил точно, в какой степени и как ПРОРОЧЕСКИЙ ДАР связан с разумом и интуицией, но утверждает, что ограниченныя способности человека не дают ему возможности одновременно созерцать прошедшее, настоящее и будущее. Цитироват отдельныя очень ценныя мысли этого автора по затронутому им вопросу для нас, в данном случае, не представляется крайней необходимостью, но очень важно его указание на третью способность человеческого существа, а именно на ДАР ПРОРОЧЕСКИЙ.

В виду того, что в только что указанной статье не имеется точного определения понятия «ПРОРОЧЕСТВА – ПРОРОЧЕСКАГО ДАРА», а также за неимением такового определения в немногих источниках, случайно находящихся у пишущего эти строки, необходимо восполнить этот пробел и сказать, что ПРОРОЧЕСТВО – это есть предсказание будущих событий, или иных обстоятельств, вдохновенными избранниками Божиими, силою Святого Духа, каковым БОЖИИМ ПРОРОКОМ и был отец Иоанн Кронштадтский.

Мы имеем свидетельства и самого о. Иоанна о благодати, обитающей в нем. Издавая свой дневник «Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге», он написал вместо предисловия к нему несколько следующих слов: «Не предпосылаю моему изданию предисловия: пусть оно говорит само за себя. Все содержащееся в этой книге есть не иное что, как благодатное озарение души, которого я удостоился от всепросвещающего Духа Божия в минуты глубокого к себе внимания и самоиспытания, особенно во время молитвы…».

Или вот и второе: определяя значение и характер этого ДНЕВНИКА, отец Иоанн пишет: «Сила моя в немощи совершается, – говорит Господь, – и где умножился грех, там преизбыточествует благодать, – говорит Апостол. Эта сила и эта благодать Господня и во мне немощном и грешном воспреизбыточествовала во все дни жизни моей и проявлялась в чудесном озарение души моей светом покаяния и молитты…».

Американский миссионер Петр Истон говорил об отце Иоанне так: «…Им управляет Святый Дух, так как все, что он делает, есть доказательство помощи Божией. Может быть он орудие рук Божиих, чтобы быть ближе к христианам разных народностей и наций. Может быть он особый посланник в его земле и нации, чтобы привести его народ к светлому знамени христианской истины в проповедании пред ним, что Бог есть Дух и что, кто славит Его, тот должен славить в духе и правде. Господь послал в погрязшую во грехах Россию искреннего пастыря и молитвенника отца Иоанна Кронштадтского проповедывать покаяние и ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ…».

Из огромного числа пророчеств о. Иоанна о России – укажем некоторыя:

В день рождения Государя Императора Николая Александровича 6 мая 1907 г. великий праведник и пророк Божий о. Иоанн Кронштадтский предрекал: «Царство русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты – безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, и, если Россия не очистится от многих плевел, то она запустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и беззаконие. Виновно и высшее правительство, потворствующее безпорядкам. Безнаказанность в России в моде, ею щеголяют… Везде измена, угроза жизни и государственному имуществу… Бедное отечество! Когда то ты будешь благоденствовать? Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и отечеству и чистоты нравов… Возстань же русский человек! Кто тебя научил непокорности и безсмысленным мятежам на Руси? Престаньте безумствовать!.. Довольно пить горькую, полную яда чашу вам и России! Россия страдает и мучается от кровавой внутренней борьбы, от безбожия и крайнего упадка нравов… Чем мы станем, Россияне, без Царя? Враги наши скоро постараются уничтожить и самое имя России, т. к. носителем и хранителем России после Бога, есть Государь России, Царь Самодержавный, без него Россия – не Россия…».

Незадолго до своей блаженной кончины о. Иоанн служил Литургию в подворье Леушинского монастыря в Петербурге и в своей проповеди призывал народ каяться в своих грехах, так как приближается ужасное время, столь ужасное, что и представить себе нельзя. Игуменья подворья спросила о. Иоанна: «Когда же, батюшка, это время будет?». Отец Иоанн ответил: «Мы с тобою не доживем, а вот они, – указав при этом рукою на монахинь, – доживут и, когда возьмется от земли Самодержец, тогда придет антихрист…».

В другом источнике указанное пророчество отца Иоанна:

«Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению», записано еще подробнее: «…От чего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде, Царство Русское, ныне так разслабело, обезсилилось, уничтожилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры, и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который один есть непоколебимая во веки вечная держава… Вот от чего Царство наше колеблется… Некоторые царства и города, бывшие до Христа и после Христа, сошли совсем с позорища мира за неверие и беззаконие. И чем дальше существует мир прелюбодейный и грешный и преуспевает в беззакониях, тем он больше и больше слабеет, дряхлеет и колеблется, так что к концу мира он совсем истлеет от последнего, страшного, всеобщего огня: «ибо небо, и все дела на ней сгорят», по Апостолу, и «мы чаем нового неба и новой земли, по обетованию Божию, на которых живет правда» (2Петр. 3, 10–13).

Здесь между прочим идет речь о «Новом небе и новой земле», о чем отец Иоанн неоднократно проповедывал, напр. на новый 1904 г., на Новый 1907 г.: «И увидел я Новое небо и новую землю» (Апок. 27, 1–7). Об этом здесь упоминается вскользь, так как это не имеет прямого и непосредственного отношения к разбираемому вопросу о пророчествах о. Иоанна о России и русском народе.

«Обратись к Богу, Россия» – пламенно взывал о. Иоанн в день Рождества Пресвятыя Богородицы 8 сентября 1906 г. – «согрешившая пред Ним больше, тягчае всех народов земли, – обратись в плаче и в слезах, в вере и добродетели…».

«Возвратись, Россия» – взывал отец Иоанн в своем слове 30 августа 1906 г., – к святой, непорочной, спасительной победоносной вере своей и к Святой Церкви-матери своей – и будешь победоносна и славна, как и в старое, верующее время…».

«Несомненно, что все отпадшие от веры и Церкви русские разобьются, как глиняные горшки (сосуды скудельные – Псал. 2), если не обратятся и не покаятся, а Церковь останется непоколебимою до скончания века…».

«Держись же, Россия, твердо своей Церкви и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою… и не хочешь лишиться Царства и Царя православного. А если отпадешь от своей веры, то не будешь уже Россией, или Русью Святою, а сбором всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. Помните слова Христа неверным иудеям: отымется от вас Царство Божие и дастся языку (народу), творящему плоды его (Матф. 21, 42–43).

С воплем сердечным обращается к России великий праведник земли русской о. Иоанн Кронштадтский: «Погибнет Россия от беззакония, от безволия… Россия забыла Бога спасающего; утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий… и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света, – достойное возмездие за свое бездействие, за свою холодность к Церкви Божией, – Бог карает нас за грехи…».

«Россия мятется, страдает и мучится от безбожия, безначалия. Но Всеблагое Провидение не оставит Россию в этом печальном и гибельном состоянии. Оно – Провидение – праведно наказует Россию и ведет к возрождению. Судьбы Божии праведныя совершаются над Россией… Крепись, Россия, но и кайся, молись, плачь горькими слезами пред твоим Небесным Отцом, Которого ты безмерно прогневала…».

Когда в 1900 г. к отцу Иоанну приехала благочестивая купеческая семья, он во время личного с ними собеседования сказал: «Над Перьмю висит черный крест» и уклонился от объяснения сказанных им слов. Великий Праведник задолго провидел те ужасныя события, которыя произошли на Урале в 1918 г., когда там мученически погибла Царская семья и другие члены Императорской Фамилии, там было совершено небывалое в истории Екатеринбургское злодеяние, совершенное в пределах Пермского края.

В 1893 г. был открыт повсеместно в России сбор пожертвований на сооружение Варшавского православного собора, Когда слух о предполагаемой постройке собора дошел до отца Иоанна, то он сказал своим. собеседникам: «С горечью вижу сооружение этого храма. Но таковы веления Божии. Вскоре после постройки этого храма Россия зальется кровью и распадется на многия кратковременныя самостоятельныя государства». Но я предвижу и возстановление мощной России, еще более сильной и могучей, – но это свершится уже много позже». Об этом было доложено Государю Александру III-му и он хотел отказаться от постройки собора, но отец Иоанн тотчас же его убедил не прекословить воле Божией и сбор пожертвований на постройку собора продолжался.

Отец Иоанн Кронштадтский, видя на Святой Руси революционное движение, народные волнения, безпорядки и убийства, зная распространение чуждых православному сознанию и вредных всякой человеческой душе учений безбожничества, замечая неверие на Руси в Бога и отпадение от Церкви Христовой и глубоко сознавая в этом печальном явлении тяжкий грех русского народа, ведущий Россию к гибели, предвидя ужасную трагедию последней, скорбя душой и сердцем в каждом своем проповедническом слове громко говорил о грозной – опасности, грядущей на Россию, везде и всюду предупреждал о ней русский народ, горячо призывал Россию опомниться, обратиться со слезами покаяния к Богу и вернуться к Церкви Святой Православной, указывая, что «в Боге вся наша сила, всемогущество и слава России и без Бога мы немощны и безсильны…».

Кроме приведенных выше общих пророчеств отца Иоанна Кронштадтского, сохранилось и пророчество в частности об эмиграции. В 1900–1903 гг. отец Иоанн Кронштадтский часто посещал Ораниенбаум, где говорил, что «уже близко время, что русский народ разделится на партии, возстанет брат на брата, сын на отца и отец на сына и прольется много крови на Русской земле. Часть русского народа будет изгнана из пределов России, или принуждена будет сама покинуть родную землю, но изгнанники вернутся в свои края, но не так скоро, там не узнают своих мест и не будут знать, где их родные похоронены».

И. К. Сурский в своей книге (том 1-ый стр. 194) между прочим спрашивает: «про кого пророк Божий о. Иоанн говорит «вернутся»? И отвечает: «конечно про тех, которые выехали из России, а не про тех, которые родились в эмиграции. А кто может узнать, или не узнать своих мест? Конечно, те, которые их видели и помнят, т. е. люди, выехавшие взрослыми из России и которые вернутся в зрелом возрасте, а не дряхлыми стариками. Отсюда прямой вывод, что время ВОЗВРАЩЕНИЯ очень близко». Так разсуждал И. К. Сурский.

Все пророчества отца Иоанна Кронштадтского, а их здесь записано только малая часть, в точности исполнились. Множество пророчеств было записано в его творениях, изданных задолго до первой мировой войны и до революции.

Отец Иоанн Кронштадтский – любвеобильный пастырь Христов, любящий Россию и Церковь Православную, не только проповедывал слова истины, звал русский народ к покаянию, призывал погибающую Россию к спасению, но и сам за нее и Церковь Святую горячо и слезно молился:

«Господи, Всемогущий, Всеблагий, Премудрый Царь царств земных! Устрой и утверди Русское Царство с Русскою Православною Церковью на непоколебимом Камне, каковой есть Ты, Иисусе Христе, Боже наш! Покори, Господи, все народы, составляющие Россию… Тебе, верховному и единственному Главе – Церкви Своей. Да не поколеблют державы Российской инородцы и иноверцы и инославные! Сохрани целость державы и Церкви всемогущею Твоею державою и правдою Твоею!».

«Господи, умиротвори Россию ради Церкви Твоей, ради нищих людей Твоих, прекрати мятеж и революцию…»

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России! Ты насади в ней веру истинную, животворную! Да будет она царствующею и господствующею в России, а не уравненною с иноверными исповедываниями и неверными. Да не будет сего уравнения с неравными, истинного исповедания неимеющими! Истина не может быть сравнена с ложью и правда веры с неправыми исповедываниями. «Истина Господня пребывает во век» (Псал. 116, 2)».

«Господи, спаси народ русский, Церковь Православную, в России – погибающую: всюду разврат, всюду неверие, богохульство, безначалие! Господи, спаси Самодержца и умудри его! Господи, все в Твоих руках, Ты – Вседержитель!»

«Господи, выведи Россию на путь истинный и спасительный за все страдания и мученическую кончину от смертоносных орудий верных чад ея, такого множества во всех концах ея! Господи, насади твердую веру в сердцах всех сынов ея, да сияет Церковь Твоя православием, благочестием нелицемерным…».

«Всемилостивый Господь! Пошли нам разум и силы. Прекрати наши раздоры, зажги в сердцах наших русское братское единение. Сильных и честных озари и настави на путь Истины Твоей. Слабым дай бодрость. Малодушных укрепи. Всех же нас, совокупно, вразуми, около нашего ГОСУДАРЯ, объедини и направь к русской победе! Господи, спаси Россию!»

Так молился о. Иоанн Кронштадтский о России и русском народе, так призывал погибающую Россию ко спасению, так предсказывал ея горькую судьбу. Пока жив был Пастырь – жива была Россия. Скончался Пастырь – умерла Россия.

Так безславно погибла великая, могущественная и богатая Россия, оставив Бога, отступив от Церкви Христовой и не послушав спасительных слов доброго Пастыря.

В Боге и Россия воскреснет, если сыны ея на призыв почившего Постыря откликнутся, истинных слов его послушают, опомнятся, проникнутся сознанием, от всей души искренно покаются, с верою и любовию обратятся к Богу, вернутся к святой Православной Церкви, вокруг нея объединятся, будут жить с Богом, любить Россию, горячо за нее молиться и всегда помнить, что в Боге вся сила (все могущество) и слава России. (П. М. Чижов).

2 января — день памяти праведного Иоанна Кронштадского, чудотворца (1908).

«Царь у нас праведной и благочестивой жизни. Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду, как сказано тайновидцем судеб Божиих: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю” (Откр. 3:19). Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский, 1905 г.

Наше общество, пройдя через страшное искушение построить земное царство без Бога и ужаснувшись трагических последствий того опыта, ныне пытается нащупать спасительные пути. И чтобы не заблудиться вновь и не приблизиться опять к «вратам адовым», нам нужна помощь наших святых угодников, вот уже тысячу лет спасающих землю нашу своими молитвами.

Один из таковых молитвенников, дарованный стране Богом в трудное, исполненное соблазнов время, – отец Иоанн Кроштадтский. Он ясно видел надвигающееся зло и перед смертью молился:

«О, Господи! Спаси народ русский, Церковь Православную в России – погибают! Всюду разврат, всюду неверие, богохульство, безначалие! Господи, все в Твоих руках. Ты – Вседержитель».

Картина Елены Борисовой

Между Государем Николаем II и Всероссийским пастырем существовала незримая тесная духовная связь.

Каждый год в торжественные дни, посвященные коронации, тезоименитству и рождению Государя Императора Николая II святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих проповедях выступал о роли Царя державногo: «… носитель и хранитель России, после Бога, есть Государь России, Царь самодержавный, без него Россия – не Россия…»

Святой Иоанн Кронштадтский в речи, произнесенной в день тезоименитства цесаревича Николая, сказал: «Святителю отче Николае! Молитвами твоими сохрани, умудри и утверди во всех христианских и царственных добродетелях тезоименитого тебе Благоверного Государя Цесаревича Николая Александровича, наследника престола православной России».

Личное знакомство их произошло 9 октября 1894 года в Крыму, где во дворце Ливадии отец Иоанн Кронштадский находился у постели тяжелобольного царя Александра III. К отцу Иоанну подошел под благословение Цесаревич Николай Александрович и выразил сожаление, что не смог быть на Литургии в церкви. Отец Иоанн пригласил Цесаревича на следующий день на молебен о здравии государя Александра III. О своей первой встрече будущий Государь Николай II записал в дневнике: «Познакомился и разговаривал с отцом Иоанном. День стоял чудный».

Из дневника Цесаревича видно, как в эти скорбные для России дни молился святой праведный Иоанн Кронштадтский.

10 октября – «Папа был слабее сегодня, и приезд Аликс, кроме свидания с отцом Иоанном, утомили его».
12 октября – «В 10.30 большая часть семейства отправилась пешком в Ореандскую церковь к обедне, которую служил отец Иоанн. Он очень резко делает возгласы, как-то выкрикивает их – он прочел свою молитву за Папа, которая произвела сильное впечатление на меня».
17 октября – «Утром Папа причастился святых Таин у отца Иоанна. От волнения он себя чувствовал слабым, кроме того он ночью мало спал».
20 октября – «Около половины трех он причастился святых Таин; вскоре начались легкие судороги, и конец быстро настал! Отец Иоанн больше часу стоял у его изголовья и держал за голову. Это была смерть святого!»

В 16 часов 2 ноября 1894 г. пушечный салют возвестил, что новый монарх Николай Александрович Романов воссел на Всероссийский престол.

В газете «Новое время» была опубликована статья отца Иоанна Кронштадтского. Вот строки из нее: «Не плачь и не сетуй, Россия! Хотя ты не вымолила у Бога исцеление своему Царю, но вымолила зато тихую, христианскую кончину, и добрый конец увенчал славную его жизнь, – а это дороже всего. Теперь люби также его Наследника, Императора Николая Александровича, получившего от державного отца своего завет – идти по следам его».

27 мая 1896 г. в Москве в Успенском соборе Кремля прошло венчание и коронация Государя Императора Николая II , куда был приглашен отец Иоанн Кронштадтский.

Отец Иоанн присутствовал и молился на крестинах нескольких детей государя Николая II.

Великий князь Олег Константинович Романов в своих воспоминаниях о крестинах Цесаревича Алексия сообщает: «Началось богослужение. Служили митрополит Антоний, отец Янышев и отец Иоанн Кронштадтский; были еще два архимандрита, два диакона и два псаломщика – все в золотых ризах. Государь был в форме атаманцев».

И. Файзуллин. «Крещение Цесаревича Алексея, сына Николая II” (фрагмент)

Протопресвитер Иоанн Янышев был духовником государя Александра III.

Каждый год в торжественные дни, посвященные коронации, тезоименитству и рождению Государя Императора Николая II святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих проповедях и поучениях выступал о роли Царя державного, защитника веры и Отечества. В проповеди 14 мая 1897 г. Иоанн Кронштадтский сказал: «Будем всегда всем сердцем благодарить Бога, что Он дал и доселе дает нам самодержавных и единодержавных Царей по сердцу Своему, сохраняя преемство рода Романовых и в них дух Православия и стремления к возвеличению Веры и Церкви Православной и государства Российского».

Во время болезни Иоанна Кронштадтского Государь Николай II позвонил по телефону в Дом трудолюбия с целью осведомиться о его здоровье. В телеграмме, направленной в Кронштадт, Государь пишет: «Благодарю Вас, батюшка Иоанн Ильич, за добрую память. Желаю Вам здоровья и сил, также дождаться радостного дня для освящения Морского собора. Николай».

В 1905 г. Иоанн Кронштадтский писал: «Царь у нас праведный и благочестивой жизни – Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».

Вероятно, отец Иоанн имел откровение о дне своей кончины. Последние дни был в забытьи. 18 числа, придя в сознание, спросил, какое число. Получив ответ, произнес: «Ну хорошо, значит еще два дня». Утром 20 декабря 1908 г. душа его отошла ко Господу. Император Николай Александрович выразил свою скорбь в специальном рескрипте: «Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтобы угас светильник Церкви Христовой и молитвенник земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник, отец Иоанн Кронштадтский».

С кончиной святого праведного Иоанна Кронштадтского началось увековечивание его памяти. Оно было положено императорским рескриптом от 12 января 1909 г. Описывая пастыря как праведника и молитвенника за всю землю Русскую, Государь Николай II призывал ежегодно и всенародно отмечать день поминовения отца Иоанна и так же широко в наступающем 1909 году почтить его память в сороковой день со дня его кончины.

Кроме того Государь выразил надежду, что Святейший Синод предпримет шаги по канонизации отца Иоанна. Большевистский переворот 1917 года перечеркнул все планы…

Общественно-исторический клуб
«Белая Россия»

ОБРАЩЕНИЕ К РУССКОМУ НАРОДУ ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО ИОАННА КРОНШТАДСКОГО

«Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к святой Церкви матери своей – и будешь победоносна и славна, как и в старое, верующее время…»

«Несомненно, что все отпадшие от веры и Церкви русские разобьются, как глиняные горшки (сосуды скудельные, – псалом 2), если не обратятся и не покаются, а Церковь останется непоколебимою до скончания века…».

«Держись же, Россия, твердо Веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей Веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, – то не будешь уже Россией, или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. Помните слова Христа неверным иудеям: «отымется от вас Царство Божие и дастся языку (народу), творящему плоды его» (Матф. 21:42-43).

ПРЕДСКАЗАНИЕ ИОАННА КРОНШТАДСКОГО О ВОССТАНОВЛЕНИИ РУСИ

«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по-старому образцу; крепкая своей верою в Христа Бога и в Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира – как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

«А носитель и хранитель России, после Бога, есть Государь России, Царь самодержавный, без него Россия – не Россия…»

МОЛИТВЕННОЕ ПРОШЕНИЕ ИОАННА КРОНШТАДСКОГО

Отче наш, Иже еси на Небесех!
Да святится Имя Твое в России
Да придет Царствие Твое в России!
Да будет Воля Твоя в России!
Ты насади в ней веру истинную, животворную!
Да будет она царствующею и господствующею в России!
А не уравненную с иноверными исповеданиями и неверными.
Да не будет сего уравнения с неравными,
Истинного исповедания не имеющими!
Истина не может быть сравнена с ложью
И правда веры с неправыми исповеданиями
Истина Господня пребывает во век.

… Горе нам, если под грузом тягот и лишений нынешней смуты, перед лицом предательства, ненависти и злобы, обрушившихся на нас со всех сторон, дрогнем и отречемся от служения, дарованного Господом нашему народу за веру и верность, самоотверженность и готовность к безкорыстной жертве.

Тяжко смотреть на разорение Державы Российской. Пророческим набатом звучат сегодня давние призывы великого Кронштадского старца:

«Да подумайте же вы, русский народ, трезво – к чему вы стремитесь? К низвержению всякого общественного строя и уклада житейского, к хаосу общественному? Познайте вы, ведь это дьявольские, а не Божеские дела! Вы забыли Бога и оставили Его, и Он вас оставил Своим отеческим Промыслом и отдал вас в руки собственного необузданного, дикого произвола: вы губите и себя, и Россию. Опомнитесь, одумайтесь, покайтесь, исправтесь… Господи Всемогущий, Всеблагий, Премудрый Царь царств земных! Устрой и утверди русское царство с Русскою Православной Церковью на непоколебимом Камне, какой еси Ты, Иисусе Христе, Боже наш! Да не поколеблют Державы Российской инородцы, и иноверцы, и инославные! Сохрани целость Державы Российской и Церкви всемогущею Твоею Державою и правдою!»

Сейчас впору нам всем присоединиться к молитвенному воплю угодника Божия, взывая ко Господу об избавлении от страшной напасти – от пленения сатанинского, в коем вот уже многие десятилетия страждет Святая Русь: «Отче наш!… Не введи нас во искушение, но ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВОГО…».

Из книги «Русская Симфония»
Митрополит Иоанн (Снычев)

Господи, благослови! Я многогрешный раб Иоанн, иерей Кронштадтский, пишу сие видение. Мною писано и моею рукою то, что я видел, то и передал письменно.

В ночь на 1-е января 1908 года, после вечерней молитвы я сел немного отдохнуть у стола. В келье моей был полумрак, перед иконой Божией Матери горела лампада. Не прошло и получаса, я услышал легкий шум, кто-то легко коснулся моего правого плеча и тихий легкий ласковый голос сказал мне: «Встань, раб Божий Иван, пойдем со мною». Я быстро встал.

Вижу, передо мною стоит: дивный чудный старец, бледный, с сединами, в мантии, в левой руке четки. Посмотрел на меня сурово, но глаза были ласковые и добрые. Я тут же от страха чуть было не упал, но чудный старец поддержал меня — руки и ноги у меня дрожали, я хотел что-то сказать, но язык мой не повернулся. Старец меня перекрестил, и мне сделалось легко и радостно — я тоже перекрестился. Затем он посохом указал на западную сторону стены — там тем же посохом начертил: 1913, 1914, 1917, 1922, 1930, 1933, 1934 года. Вдруг стены не стало. Я иду со старцем по зеленому полю и вижу — масса крестов стоит: тысячи, миллионы, разные: малые и великие, деревянные, каменные, железные, медные, серебряные и золотые. Я проходил мимо крестов, перекрестился и осмелился спросить старца, что это за кресты? Он ласково ответил мне: это — те, которые за Христа и за Слово Божие пострадали.

Идем дальше и вижу: целые реки крови текут в море, и море красное от крови. Я от страха ужаснулся и опять спросил чудного старца: «А что это крови так много пролито?» Он опять взглянул и сказал мне: «Это христианская кровь».

Затем старец указал рукой на облака, и вижу массу горящих, ярко горящих светильников. Вот они стали падать на землю: один, два, три пять, десять, двадцать, Затем стали падать целыми сотнями, все больше и больше, и все горели. Я очень скорбел, почему они не горели ясно, а только падали и тухли, превращаясь в прах и пепел. Старец сказал: смотри, и я увидел на облаках только семь светильников и спросил старца, что это значит? Он, склонивши голову, сказал: «Светильники, которые ты видишь, падающие, что значит Церкви упадут в ересь, а семь светильников горящих осталось — семь Церквей Апостольских соборных останутся при кончине мира».

Затем старец указал мне, смотри, и вот я вижу и слышу чудное видение: Ангелы пели: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф». И шла большая масса народу со свечами в руках, с радостными сияющими лицами; здесь были цари, князья, патриархи, митрополиты, епископы, архимандриты, игумены, схимники, иереи, диаконы. послушники, странники Христа ради, миряне, юноши, отроки, младенцы; херувимы и серафимы сопровождали их в райскую небесную обитель.

Я спросил старца: «Что это за люди?» Старец, как будто зная мою мысль, сказал: «Это все рабы Христовы, пострадавшие за святую Христову Соборную и Апостольскую Церковь». Я опять осмелился спросить, могу ли я присоединиться к ним. Старец сказал: нет, еще рано тебе, потерпи (обожди). Я опять спросил: «Скажи, отче, а младенцы как?» Старец сказал: это младенцы тоже пострадали за Христа от царя Ирода (14 тысяч), а также и те младенцы получили венцы от Царя Небесного, которые истреблены в чреве матери своей, и безымянные (это пророчество обортированных младенцах явно противоречит распространенному сегодня мнению, что они якобы горят в огне ада — ред.). Я перекрестился: «Какой грех великий и страшный матери будет — непростительный».

Идем дальше — заходим в большой храм. Я хотел перекреститься, но старец мне сказал: «Здесь мерзость и запустение». Вот вижу очень мрачный и темный храм, мрачный и темный престол. Посреди церкви иконостаса нет. Вместо икон какие-то странные портреты со звериными лицами и острыми колпаками, а на престоле не крест, а большая звезда и Евангелие со звездой, и свечи горят смоляные, — трещат, как дрова, и чаша стоит, а из чаши сильное зловоние идет, и оттуда всякие гады, жабы, скорпионы, пауки ползают, страшно смотреть на все это. Просфоры тоже со звездою; перед престолом стоит священник в ярко красной ризе и по ризе ползают зеленые жабы и пауки; лицо у него страшное и черное, как уголь, глаза красные, а изо рта дым идет и пальцы черные, как будто в золе.

Ух, Господи, как страшно — затем на престол прыгнула какая-то мерзкая, гадкая, безобразная черная женщина, вся в красном со звездою на лбу и завертелась на престоле, затем крикнула как ночная сова на весь храм страшным голосом: «Свобода» — и стала, а люди, как безумные, стали бегать вокруг престола, чему-то радуясь, и кричали, и свистели, и хлопали в ладоши. Затем стали петь какую-то песню, — сперва тихо, затем громче, как псы, потом превратилось все это в звериное рычание, дальше в рев. Вдруг сверкнула яркая молния и ударил сильный гром, задрожала земля и храм рухнул и провалился сквозь землю.

Престол, священник, красная женщина все смешалось и загремело в бездну. Господи, спаси. Ух, как страшно. Я перекрестился. Холодный пот выступил на лбу у меня. Оглянулся я. Старец улыбнулся мне: «Видел? — сказал он. — Видел, Отче. Скажи мне, что это было? Страшно и ужасно». Старец ответил мне: «Храм, священники и люди, — это еретики, отступники, безбожники, которые отстали от веры Христовой и от Св. Соборной и Апостольской Церкви и признали еретическую живообновленную церковь, которая не имеет Благодати Божией. В ней нельзя ни говеть, ни исповедоваться, ни приобщаться, ни принимать миропомазания». «Господи, спаси меня, грешного, пошли мне покаяние — смерть христианскую», — прошептал я, но старец успокоил меня: «Не скорби, — сказал, — молись Богу».

Мы пошли дальше. Смотрю — идет масса людей, страшно измученных, на лбу у каждого звезда. Они, увидев нас, зарычали: «Молитесь за нас, святые отцы, Богу, очень нам тяжело, а сами мы не можем. Отцы и матери нас не учили Закону Божьему и даже имени христианского у нас нет. Мы не получили печати дара Духа Святого (а красного знамени)».

Я заплакал и пошел вслед за старцем. «Вот — смотри, — указал старец рукою, -видишь?!» Вижу горы. — Нет, это гора трупов человеческих вся размокла в крови. Я перекрестился и спросил старца, что это значит? Что это за трупы? — Это иноки и инокини, странники, странницы, за Святую Соборную и Апостольскую Церковь убиенные, не пожелавшие принять антихристовой печати, а пожелали принять мученический венец и умереть за Христа. Я молился: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Божиих и всех христиан». Но вдруг старец оборотился к северной стороне и указал рукой: «Смотри».

Я взглянул и вижу: Царский дворец, а кругом бегают разной породы животные и разной величины звери, гады, драконы, шипят, ревут и лезут во дворец, и уже полезли на трон Помазанника Николая II, — лицо бледное, но мужественное, — читает он Иисусову молитву. Вдруг трон пошатнулся, и пала корона, покатилась. Звери ревели, бились, давили Помазанника. Разорвали, и растоптали, как бесы в аду, и все исчезло.

Ах, Господи, как страшно, спаси и помилуй от всякого зла, врага и супостата. Я горько заплакал, вдруг старец взял меня за плечо, — не плачь, так Господу угодно, и указал: «Смотри» — вижу показалось бледное сияние. Сперва я не мог различить, но потом стало ясно — предстал Помазанник невольный, на голове у него из зеленых листьев венец. Лицо бледное, окровавленное, с золотым крестиком на шее. Он тихо шептал молитву.

Затем сказал мне со слезами: «Помолись обо мне, отец Иван, и скажи всем православным христианам, что я умер, как мученик; твердо и мужественно за Веру Православную и за Святую Соборную и Апостольскую Церковь, и пострадал за всех христиан; и скажи всем православным Апостольским пастырям, чтобы они служили общую братскую панихиду за всех убиенных воинов на поле брани: в огне сгоревших, в море утонувших и за меня, грешного, пострадавших. Могилы моей не ищите, — ее трудно найти. Прошу еще: молись обо мне, отец Иван, и прости меня, добрый пастырь». Затем все это скрылось туманом. Я перекрестился: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Божия Николая, вечная ему память». Господи, как страшно. Руки и ноги у меня дрожали, я плакал.

Старец опять сказал мне: «Не плачь, так Богу угодно, молись Богу. Смотри еще». Вот вижу я массу людей, валяющихся, умирающих с голода, которые ели траву, землю ели друг друга, а псы подбирали трупы, везде страшное зловоние, кощунство. Господи, спаси нас и в святой Христовой вере укрепи, мы немощны и слабы без веры. Вот старец опять мне говорит: «Смотри там». И вот вижу я целая гора из разных книг, малых и больших. Между этими книгами ползают смрадные черви, копошатся и распространяют страшное зловоние. Я спросил: «Что это за книги. Отче?» Он ответил: «Безбожные, еретические, которые заражают всех людей всего света мирским богохульным учением». Старец прикоснулся концом посоха к этим книгам, и все это обратилось в огонь, и все сгорело дотла, и ветер развеял пепел.

Затем я вижу церковь, а кругом нее лежит масса поминальцев и грамоток. Я нагнулся и хотел поднять одну, прочитать, но старец сказал, что это те поминальницы и грамоты, которые лежат при церкви много лет, а священники их забыли и не читают никогда, а усопшие души просят помолиться, а читать некому и поминать некому. Я спросил: «А кто же будет?» «Ангелы», — сказал старец. Я перекрестился. Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих во царствии Твоем.

Мы пошли дальше. Старец быстро шел, так что я едва успевал за ним. Вдруг оборотился и сказал: «Смотри». Вот идет толпа людей, гонимая страшными бесами, которые немилосердно били и кололи людей длинными пиками, вилами и крючками. «Что это за люди?», — спросил я старца. «Это те, — ответил старец, — которые отпали от Веры и Святой Апостольской Соборной Церкви и приняли еретическую живообновленческую». Здесь были: епископы, священники, диаконы, миряне, монахи, монахини, которые приняли брак и стали жить развратно. Здесь были безбожники, чародеи, блудники, пьяницы, сребролюбцы, еретики, отступники Церкви, сектанты и прочие. Они имеют страшный и ужасный вид: лица черные, изо рта шла пена и зловоние, и страшно кричали, но бесы били их немилосердно и гнали их в глубокую пропасть. Оттуда шли смрад, дым, огонь и зловоние. Я перекрестился: «Избави, Господи, и помилуй, страшно все это виденное».

Затем я вижу: масса народа идет; старых и малых, и все в красных одеждах и несли громадную красную звезду, пятиголовую и на каждом углу по 12 бесов сидело, а в середине сидел сам сатана со страшными рогами и крокодиловыми глазами, со львиной гривой и страшной пастью, с большими зубами и из пасти извергал зловонную пену. Весь народ кричал: «Вставай, проклятьем заклейменный». Появилась масса бесов, все красные, и клеймили народ, прикладывая каждому печать на лбу и на руку в виде звезды. Старец сказал, что это есть печать антихриста. Я сильно испугался, перекрестился и прочитал молитву: «Да воскреснет Бог». После этого все исчезло, как дым.

Я торопился и едва успевал идти за старцем, вот старец остановился, указал мне рукою на восток и говорит: «Смотри». И увидел я массу народа с радостными лицами, а в руках кресты, хоругви и свечи, а посреди, между толпой стоит высокий престол на воздухе, золотая царская корона и на ней написано золотыми буквами: «На малое время». Вокруг престола стоят патриархи, епископы, священники, монахи, пустынники и миряне. Все поют: «Слава в вышних Богу и на земле мир». Я перекрестился и поблагодарил Бога.

Вдруг Старец взмахнул в воздухе три раза крестообразно. И вот я вижу массу трупов и реки крови. Ангелы летали над телами убиенных и едва успевали подносить души христианские к Престолу Божию, и пели «аллилуиа». Страшно было смотреть на все это. Я горько плакал и молился. Старец взял меня за руку и сказан «Не плачь. Так нужно Господу Богу за наше маловерие и окаянство, сему надлежит так быть, Спаситель наш Иисус Христос тоже пострадал и пролил Свою пречистую кровь на кресте. Итак, будет еще много мучеников за Христа, и это те, которые не примут антихристовой печати, прольют кровь и получат мученический венец».

Затем старец помолился, три раза перекрестился на восток и сказал: «Вот исполнилось пророчество Даниила. Мерзость запустения окончательная». Я увидел Иерусалимский храм, а на куполе звезда. Вокруг храма толпятся миллионы народа и стараются войти внутрь храма. Я хотел было перекреститься, но старец задержал мою руку и опять сказал: «Здесь мерзость запустения».

Мы вошли в храм, где было много народа. И вот вижу престол посреди храма. кругом престола в три ряда свечи смоляные горят, а на престоле сидит в ярко красной порфире всемирный правитель-царь, а на голове золотая с бриллиантами корона, со звездою. Я спросил старца: «Кто это?» Он сказал: «Это есть антихрист». Росту высокого, глаза, как уголь, черные, борода черная клином, лицо свирепое, хитрое и лукавое — звероподобное, нос орлиный. Вдруг антихрист встал на престол, выпрямился во весь рост свой, поднял высоко голову и правую руку протянул у народу — на пальцах были когти, как у тигра, и зарычал своим звериным голосом: «Я ваш бог, царь и правитель. Кто не примет моей печати — смерть им тут». Все пали на колени и поклонились и приняли печать на лоб. Но некоторые смело подошли к нему и громко разом воскликнули: «Мы христиане, веруем в Господа нашего Иисуса Христа».

Тогда в один миг сверкнул меч антихриста, и головы христианских юношей скатились и пролилась кровь за веру Христову. Вот ведут отроковиц, женщин и малых детей. Здесь он еще хуже рассвирепел и закричал по звериному: «Смерть им. Эти христиане мои враги — смерть им». Тут же и последовала моментальная смерть. Головы скатились на пол и разлилась кровь православная по всему храму.

Затем ведут к антихристу десятилетнего отрока на поклонение и говорят: «Падай на колени», — но отрок смело подошел к престолу антихриста; «Я христианин и верую в Господа нашего Иисуса Христа, а ты — исчадие ада, слуга сатаны, ты антихрист». «Смерть», — страшным диким ревом заревел им. Все пали перед антихристом на колени. Вдруг тысячи громов прогремели и тысячи молний небесных стрелами огненными летали и поражали слуг антихриста. Вдруг самая большая стрела, огненная, крестообразная, слетела с неба и ударила антихриста в голову. Он взмахнул рукой и упал, корона слетела с головы и рассыпалась в прах, и миллионы птиц летали и клевали трупы нечестивых слуг антихриста.

Вот я почувствовал, что старец взял меня за плечо и сказал: «Идем дальше в путь». Вот я вижу опять масса крови, по колени, по пояс, ox, как много пролито Христианской крови. Тут я вспомнил слово, которое сказано в Откровении Иоанна Богослова: «И будет крови по узды конские». Ax, Боже, спаси меня грешного. На меня напал страх великий. Я был ни жив, ни мертв. Вот вижу ангелы много летают и поют: «Свят, Свят, Свят Господь». Я оглянулся — старец стоял на коленях и молился. Потом он встал и ласково сказал: «Не скорби. Скоро, скоро конец миру, молись Господу, Он милостив к рабам Своим. Уже не годы остались, но часы, и скоро, скоро конец».

Затем старец благословил меня и указал рукой на восток, сказал: «Я иду вот туда». Я пал на колени, поклонился ему и вижу, что быстро отчаливает он от земли. тут я спросил: «Как же имя твое, чудный старче?» Потом я громче воскликнул. «Святый Отче, скажи, как твое святое имя?» — «Серафим, — тихо и мягко сказал он мне, — а что ты видел — напиши и не забудь все это ради Христа».

Вдруг как бы над моей головой ударил звон большого колокола. Я проснулся, открыл глаза. На лбу у меня выступил холодный пот, в висках стучало, сердце сильно билось, ноги дрожали. Я сотворил молитву: «Да воскреснет Бог». Господи, прости меня грешного и недостойного раба твоего Иоанна. Богу нашему Слава. Аминь.

Среди церковных источников особое место занимают пророчества Иоанна Кронштадтского о будущем России. Святой праведник освещал важные события в развитии державы и оценивал готовность народа к подобным изменениям. Трактовкой его предсказаний до сих пор занимаются историки и духовенство.

Иоанн Кронштадский, портрет 1900 года

Заслуги отца Иоанна

Иван Сергиев (1829-1908) еще при жизни привлек внимание простого народа и аристократической элиты России. Став протоиереем Андреевского кронштадтского собора, он развил широкую деятельность по благотворительности, помощи нуждающимся, не забывая о своих прямых обязанностях. Взяв имя Иоанна Кронштадтского, отец вошел в историю Русской православной церкви как великий человек.

Современники отмечали несколько важных заслуг праведника.

  1. Близость и доброта к каждому человеку, который к нему обращался. Иоанн Кронштадтский часто ездил по России, делая проповеди и исцеляя больных. Регулярно отвечал на письма и телеграммы лично. Удостоился чести проводить массовую исповедь, чтобы помочь всем собравшимся прихожанам.
  2. Признавал равенство каждого человека перед Богом. Он причащал императора Александра III в Ливадии в 1894 году. Отца Иоанна привечала царская семья Николая II. Но с той же охотой он общался с простым народом, часто отдавал нищим свои вещи и еду.
  3. Благотворительность за счет пожертвований церкви и собственных накоплений. Каждый неимущий, искренне нуждающийся в помощи, получал ее. Иоанн Кронштадтский организовал дома трудолюбия, где бедняки получали возможность подзаработать.
  4. Честностью и бескорыстием получил поддержку всех слоев общества. Как протоиерей, распоряжался приблизительно 1 млн. руб. в год, но жил скромно в маленькой квартире. Исцелял больных часто безвозмездно, чтобы они укрепились в вере к Господу.

Православные верующие и в наши дни возносят молитвы святому Иоанну. Узнайте в нашей специальной статье, как правильно это делать и какие молитвы подойдут больше всего.

Большинство деяний Иоанна Кронштадтского задокументированы его современниками. Они же записывали пророчества и чудесные излечения от одного слова святого праведника. Слава и почет отца при его жизни распространились за пределы Империи.

Прижизненное фото священника Иоанна с верующими

Сбывшиеся видения Иоанна Кронштадтского

Протоиерей Андреевского собора был образованным, всесторонне развитым человеком. При жизни он замечал много нюансов развития Царской России и предупреждал о возможных сложностях. Большинство его предсказаний исполнилось за короткий промежуток времени.

Пророчества про смену государственного режима

Иоанн Кронштадтский предрек падение власти царя и разрушение некогда могущественной державы. Случилось это уже после его смерти, но зарождение событий он видел при жизни. Причины катастрофы праведник указал в нескольких направлениях:

  • ослабление покорности внутри общества и семьи, отсутствие уважения к старшим и власть имущим;
  • духовное обнищание интеллигенции, заражение чужеродными мыслями и идеями западного мира;
  • отказ от традиций и истинной веры предков;
  • коррупция в высших эшелонах власти, продажность и жажда наживы;
  • недоверие народа к Церкви и Царю.

Революция 1917 года была предсказана Иоанном Крондштадским еще в начале 1905 года

В 1917 году произошла Октябрьская революция, приведшая к власти большевиков. Военные конфликты почти уничтожили некогда великое государство. Это событие Иоанн Кронштадтский предсказал такими словами:

Предсказания о культуре

Путешествуя по России, Иоанн Кронштадтский замечал многие закономерности в развитии государства. Особенно он уделял внимание культуре и просвещению. В его пророчествах говорится, что русский народ склонен к периодическому отречению от исторических ценностей и памяти.

Свое беспокойство церковный отец выразил так:

Иоанн вел духовник дневник, который впоследствии стал книгой

Отсутствие вдумчивости и растление общества праведник Иоанн назвал главной причиной падения морали. Он предсказал, что вынесение личной информации на массовое обозрение погубит будущие поколения. Пагубное влияние отец называл антихристианским и приписывал его прессе:

Беду принесла неконтролируемая свобода информации, когда западные идеи породили революционные настрои. На протяжении всего времени до современности пресса, а позже телевидение начали умело манипулировать настроениями народа. Греховное перестало быть таковым, а в результате общество погрязло в безнравственности, похоти и низких развлечениях.

Пророчества касательно церкви

Общаясь со многими соотечественниками, отец Иоанн Кронштадтский забеспокоился о положении православных священников и их паствы. Он отметил несколько важных моментов, которые позже стали явными для широкой общественности:

  • большая власть патриархов в крупных городах порождала в них жажду обогащения и наживы;
  • денежные средства, собранные на постройку храмов, оседали в карманах правительства и высшего духовенства;
  • верующие отвернулись от своих наставников и началось брожение умов в поисках замены;
  • ослабилось сотрудничество Православной Церкви и политической власти в целях развития государства.

Разрушение церквей большевиками предсказано И. Крондштадским

По словам праведника Иоанна, объединение этих факторов поспособствует ослаблению державы и бедственному положению народа. После Октябрьской революции предсказание сбылось в полной мере. Виновниками христианского упадка отец называл духовенство:

Подобные процессы происходят в церковной среде России до сих пор. В своих проповедях Иоанн Кронштадтский призывал вернуться к православной вере и быть преданным Богу. Тогда будущее державы и русских станет цветущим.

Будущее современной России

Иоанн Кронштадтский не скрывал своей любви к родной земле. Все его мысли, опасения, надежды касались судьбы русского народа. В понимании праведника, только гармоническое сотрудничество земной политики и церковной веры могли улучшить судьбу всего государства. Россию отец называл прямым преемником некогда могущественной Византийской империи. Потому ее силу он видел в возвышении православия:

Иоанн Крондштадский говорит о будущем России

Будущее Федерации определяется расстановкой внутренних сил и внешних отношений с другими государствами. По мнению пророка, Российское государство станет более могущественным, если направит все силы на интересы собственного народа. Это поможет сберечь традицию сплочения вокруг единого лидера и защитит от происков врагов.

Будущее внутри страны

Современную Россию Иоанн Кронштадтский называл государством, которое вернет былую славу и мощь Древней Руси. Пророчества праведника указывали на возрождение империи после долгих лет метаний и смены власти. Главными предшествующими событиями он называл:

  • объединение народной воли, совести и любви к своей земле;
  • возвращение к устоявшимся традициям, исторической памяти и родственным связям;
  • осознание этнической идентичности русского человека;
  • массовое принятие православия и следование церковным канонам;
  • выбор единого лидера по аналогу царя, назначенного Богом для управления государством.

Сейчас большинство этих предсказаний уже исполнилось или находятся в активной стадии. Россия возрождается и добивается у всего мира признания своих прав на объединение некогда братских народов. Дословно об этом Иоанн Кронштадтский писал так:

Иоанн Крондштадский считал, что возрождение православия в России произойдет в начале XXI века

Сохранение наследия народа возможно только при возрождении истинной православной церкви. Иоанн Кронштадтский в пророчествах о России заключил, что будущее зависит от признания каждым себя наследником великой истории и верования в Господа. Предсказания отца гласят:

Чтобы обеспечить стабильное и процветающее будущее, необходимо сделать несколько важных шагов. В трактовке предсказаний Иоанна Кронштадтского это:

  • контроль свободы средств массовой информации из-за рубежа;
  • налаживание тесных отношений с братскими народами, отделившимися во время исторических и политических коллизий (Украина, Беларусь, Польша и т.п.);
  • поддержание духа православия и активное проповедование духовных ценностей;
  • всенародное объединение перед лицом общих врагов и недоброжелателей;
  • преданность актуальному правительству и деяние в интересах державы.

Народное единение в России — одно из предсказаний святителя

В своих проповедях святой праведник надеялся, что современная Российская Федерация отринет все чужеродное и обратится к истокам. Будущее ее зависит от старательности и самоотдачи каждого гражданина вне зависимости от социального положения. Только истинные ценности спасут народ от бедственного положения и страданий.

Предупреждение для царя

В исторических источниках, мемуарах и воспоминаниях современников отца Иоанна Кронштадтского находят много пророчеств. Часть из них касается конкретных личностей, другая — заметных событий. Большинство предсказаний уже сбылись.

К откровениям святого праведника чутко прислушивалась царская семья Николая II. Супружеская чета славилась силой своей веры в Бога, но это не спасло их от гибели. Иоанн Кронштадтский, уважавший и превозносивший власть ставленника Господа в Российской империи, однажды предупредил царя:

Протоиерей советовал Николаю II проявить решительность и воспользоваться твердыми методами в управлении государством. Слабость власти проявилась, когда начались революционные движения. Царская семья была жестоко убита, а любое упоминание о них каралось законом.

Иоанн Крондштадский предрекал насильственное свержение царя Николая Второго и его смерть

Путешествуя страной, отец сделал короткую заметку. Вскоре она оказалась пророчеством, исполнившимся в точности. Предсказатель был уверен, что в местах, где исчезают храмы, будут построены тюрьмы. С приходом советской власти криминализация общества обострилась. А запрещение церкви привело к появлению многих антисоциальных элементов.

Особое внимание привлекают пророчества Иоанна Кронштадтского о судьбе Православной церкви в Польше. В 1893 году было объявлено начало сбора пожертвований, за которые планировалось построить Варшавский собор. Об этом событии отец высказался так:

В его пророчестве также указывается несколько фактов, которые позже сбылись:

  • через несколько десятилетий Российское государство восстановится и обретет былую силу;
  • Варшавский собор и много других храмов будут разрушены, что ознаменует конец влияния Православной Церкви на территории Польши;
  • всех верующих поляков постигнет участь мучеников, изгнанников, что приведет к падению установленной власти (коммунистической).

Много пророчеств святого праведника касались жизни обращавшихся к нему за помощью людей. Одним он обещал исцеление от болезни, другим предлагал надежду и молитву, чтобы Бог услышал их просьбы. Во всех своих решениях протоиерей полагался на Всевышнего и был проводником Духа Святого в помощь народу. Господь подарил отцу знания о его кончине еще за 13 лет до даты смерти.

Прорицание о Страшном суде

Как и большинство предсказателей всех времен, святой праведник Иоанн Кронштадтский беспокоился о дне Страшного Суда. Он говорил, что преобладание плотских удовольствий и разврата над духовным самосознанием приведет к краху не только Россию, но и все человечество. Отец призывал прислушаться к голосу веры:

Русский народ Иоанн Кронштадтский называл приемниками духовного наследия Православной церкви. Среди русских никогда не появится человек, называемый Антихристом. Но в одном из видений праведник видел образ посланника сатаны и описал его в одном из своих откровений. Там же указал, что вместе с сыном диавола погибнут все поклоняющиеся ему, пораженные молнией гнева Господа.

Отец Иоанн Кронштадтский был причислен к перечню святых праведников в 1990 году за свою пророческую и благотворительную деятельность. Его предсказания во многом касаются прошлого и будущего России и ее народа, потому должны стать наставлением каждому человеку на истинную духовность. Некоторые видения протоиерея Андреевского собора еще расшифровываются, но большинство дают четкие инструкции, как достичь спасения души и величия родной земли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *