Иоанна 3 глава

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

От Иоанна 3:16-21

Толкование Евангелия блаженного Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Ин.3:16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного,

Любовь Бога к миру велика и до того простерлась, что Он отдал не ангела, не пророка, но Сына Своего, и притом Единородного (1Ин. 4, 9). Если бы Он отдал и ангела, то и это дело было бы не мало. Почему? Потому, что ангел – верный и покорный Его служитель, а мы – враги и отступники. Теперь же, когда отдал Сына, какое превосходство любви показал Он?! Опять, если бы Он имел много сыновей и отдал одного, то и это было бы очень великое дело. А теперь Он отдал Единородного. Можно ли же достойно воспеть Его благость?

Ариане говорят, что Единородным Сын называется потому, что Он один только произведен и сотворен Богом, а все прочее уже Им сотворено. Ответ им простой. Если бы Он назван был Единородным без слова «Сын», то ваша тонкая выдумка имела бы основание. Но теперь, когда Он называется Единородным и Сыном, слово «Единородный» нельзя понимать так, как вы, но так, что Он один только рожден от Отца.

Заметь, прошу тебя, то, что как выше Он сказал, что Сын Человеческий сшел с неба, хотя плоть не сошла с неба, но принадлежащее Богу приложил к человеку по причине единства Лица и единства Ипостаси, так и здесь опять принадлежащее человеку прилагает к Богу Слову. «Отдал, – говорит, – Бог Сына Своего на смерть». Хотя Бог пребыл бесстрастен, но поелику по Ипостаси Один и Тот же был и Бог Слово, и Человек, подлежащий страданиям, то и говорится, что отдается на смерть Сын, который действительно и страдал в собственной плоти.

дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Какая польза от того, что отдан Сын? Великая и недомыслимая для человека – та, чтобы всякий верующий в Него получил два блага: одно, чтобы не погиб; другое, чтобы имел жизнь, и притом вечную. Ветхий Завет тем, кои в нем благоугождали Богу, обещал долголетнюю жизнь, а Евангелие награждает таких жизнью не временною, но вечною и неразрушимою.

Ин.3:17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Поелику два пришествия Христовы, одно уже бывшее, а другое – будущее, то о первом пришествии говорит, что Сын не послан, чтобы судить мир (потому что, если бы Он для сего пришел, то все были бы осуждены, так как все согрешили, как и Павел говорит (Рим. 3, 23), но преимущественно для того пришел, чтобы спасти мир. Таковая была цель у Него. Но на деле вышло, что осуждает тех, кои не уверовали. Моисеев закон пришел преимущественно для обличения греха (Рим. 3, 20) и осуждения преступников. Ибо он никому не прощал, но как находил согрешающего в чем-нибудь, в то же время налагал и наказание. Итак, первое пришествие не имело целью судить, кроме тех, которые на деле не уверовали, ибо они уже осуждены; а второе пришествие будет решительно для того, чтобы судить всех и воздать каждому по делам его.

Ин.3:18. Верующий в Него не судится,

Что значит «верующий в Сына не судится»? Неужели не судится, если жизнь его нечиста? Весьма судится. Ибо таких и Павел не называет искренно верующими. «Показывают, – говорит, – что они знают Бога, делами же отрекаются Его» (Тит. 1, 16). Впрочем, здесь говорит о том, что не судится по тому самому, что уверовал: хотя в злых делах отдаст самый строгий отчет, но за неверие не наказывается, потому что за один раз уверовал.

а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

«А неверующий уже осужден». Как? Во-первых, потому, что и самое неверие есть осуждение; ибо быть вне света – одно только это – величайшее наказание. Потом, хотя здесь не отдается еще в геенну, но здесь соединил все, что доводит до будущего наказания; подобно тому, как и убийца, хотя бы не был приговорен к наказанию приговором судьи, осужден сущностью дела. И Адам умер в тот же день, в который вкусил от запрещенного дерева; хотя он был жив, но по приговору и по существу дела был мертв. Итак, всякий неверующий уже здесь осужден, как несомненно подлежащий наказанию и не имеющий прийти на суд, по сказанному: «не воскреснут нечестивии на суд» (Пс. 1, 5). Ибо от нечестивых не потребуется отчет, как и от диавола: они воскреснут не на суд, а на осуждение. Так и в Евангелии Господь говорит, что князь мира сего уже осужден (Ин. 16, 11), как потому, что сам не уверовал, так и потому, что Иуду сделал предателем и прочим приготовил погибель. Если же в притчах (Мф, 23, 14–32; Лк. 19, 11–27) Господь вводит и подлежащих наказанию дающими отчет, то не удивляйся, во-первых, потому, что говоримое есть притча, а говоримое в притчах не нужно принимать все, как законы и правила. Ибо в день тот каждый, имея непогрешимого судью в совести, не потребует другого обличения, но пойдет связанный сам от себя; во-вторых, потому, что Господь вводит дающими отчет не неверующих, а верующих, но несострадательных и немилостивых. Мы же говорим о нечестивых и неверующих; а иное – нечестивый и неверующий и иное – немилосердый и грешный.

Ин.3:19. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир;

Здесь неверующих показывает лишенными всякого оправдания. «В том, – говорит, – состоит суд, что свет пришел к ним, а они не устремились к нему». Не тем только они согрешили, что сами не искали света, но, что всего хуже, тем, что он пришел к ним, и они, однако же, не приняли. Посему-то они и осуждены. Если бы свет не пришел, то люди могли бы сослаться на незнание добра. А когда Бог Слово пришел и предал Свое учение, чтобы просветить их, и они не приняли, тогда они уже лишились всякого оправдания.

но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;

Чтобы кто-нибудь не сказал, что никто не предпочтет тьму свету, выставляет и причину, по которой люди обратились к тьме: «Потому что, – говорит, – дела их были злы». Так как христианство требует не только правого образа мыслей, но и жизни честной, а они пожелали валяться в грязи греха, то посему делающие худые дела не пожелали идти к свету христианства и подчиниться Моим законам.

Ин.3:20. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
Ин.3:21. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

«А поступающий по правде», то есть ведущий жизнь честную и богоугодную, стремится к христианству, как к свету, чтобы еще более преуспеть в добре и дабы явны были дела его по Боге. Ибо таковой, правильно веруя и проводя честную жизнь, светит всем людям, и Бог прославляется в нем. Посему причиною неверия язычников была нечистота их жизни.

Быть может, скажет иной: «Что же, разве нет христиан порочных и язычников одобрительных по жизни?» Что есть христиане порочные, я и сам это скажу; но чтоб нашлись язычники добрые, не могу сказать решительно. Некоторые могут найтись «от природы» кроткими и добрыми, но это – не добродетель, а добрым «от подвига» и упражнения в добре – никто. Если же некоторые казались добрыми, то все делали из-за славы; делающий же для славы, а не для самого добра, с охотою предастся злому пожеланию, когда найдет к тому случай. Ибо если у нас и угроза геенною, и всякое иное попечение, и примеры бесчисленных святых едва удерживают людей в добродетели, то бредни и гнусности язычников тем менее удержат их в добре. Велико и то, если не сделают их совершенно злыми.

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)10

Давайте станем на правильное основание вначале и поймем, чем является рождение свыше

— появлением нового творения, нового духа, того, чего никогда не было

— возрождение, то есть восстановление того, что было потеряно

Восстановление

Слово «возрождение» в русском языке означает «появление вновь, возобновление, подъём после периода упадка, разрушения». Другими словами, если мы применим это значение для определения рождения свыше, то нам придется признать, что это то, что у нас было, но потерялось, разрушилось в процессе. Но это прямо противоречит Слову.

Итак, кто во Христе, новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. (2Кор.5:17)

Человеческий дух

Важно увидеть, что в ветхом завете разговор о духе – это был разговор о человеческом духе, который мог быть унылым, изнемогшим, гневливым, блуждающим…

Исходя из этого, мы не можем принять факт того, что наш новый дух, рожденный от Духа, то есть совершенный, может быть унылым или гневливым.

Не грешит

Именно в таком ключе надо понимать и места Писания

Разговор не о нас, плотских людях. Потому что мы умерли во Христе. Семя Бога не в нашу плоть посажено. Семя Бога именно в духе нашем новом…рожденное от Духа есть дух…

Новое творение. Новое рождение.

Теперь давайте посмотрим на мысль о том, что мы – новое творение

Мы видим, что есть обетования в ветхом завете об этом новом творении. Принцип, описанный Самим Иисусом о мехах показывает, что Бог НЕ БУДЕТ вливать НОВОЕ вино в старые мехи. И, что самое важное, Бог говорит о нас, что мы – новое ТВОРЕНИЕ, которое было СОЗДАНО во Христе.

Небольшой вывод

Итак. В дальнейшем мы будем говорить о том, что такое рождение свыше, как о НОВОМ творении Бога. Не восстановленном, не исправленном, а именно новом.

Как родиться свыше?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо увидеть те этапы, которые предшествовали рождению нового человека, созданного по Богу.

Должно вам родиться свыше

Хочу обратить внимание на утверждение и побуждение Иисуса – должно вам родиться свыше. Это говорит о том, что это не просто желание или второстепенное действие. Это ОЧЕНЬ ВАЖНО. Иисус усиливает Свои слова – не удивляйся. Дело в том, что Никодим, как и многие люди, рассуждает СВОИМ разумом. Для него слово «рождение» ассоциируется с рождением ребенка от женщины. Хотя Иисус несколько раз повторяет слово «рождение от Духа, рождение свыше».

Поэтому я и нам предлагаю НЕ ДУМАТЬ нашими шаблонами. Давайте просто следовать написанному. Иначе трудно будет понять нашим разумом «рождение от воды». Итак, первое и важное — это НЕОБХОДИМОСТЬ рождения свыше.

Родиться от Духа

Давайте вспомним задачи Духа Святого на земле, учитывая, что от Себя Он ничего не будет говорить.

Итак, действия Духа Святого.

— обличит мир о грехе, правде и суде

— наставит на всякую истину

— будущее возвещает

— прославляет Христа

— свидетельствует о Христе.

Давайте теперь посмотрим, что ещё Слово говорит о рождении свыше.

Родиться от Слова

То есть рождение происходит ОТ СЛОВА, которое слышали люди. О Духе Святом мы только что читали, что Он наставляет на Истину, прославляет Христа, говорит о Христе.

Павел родил благовестием

Снова мы видим тоже действие – Павел и Апостолы говорят слово о Христе, говорят Духом Святым.

Евангелие

Мы видим слово, которое проповедовал Павел. Именно это слово называется благовестием Божиим. Это слово, которое его послал говорить Бог. Именно об этом благовестии мы можем говорить как о Слове от Духа, которое может родить человека свыше.

— в святых Писаниях было сказано о Христе

— Иисус родился по плоти от Девы. Он потомок Давида

— Христос умер за грехи наши и погребен, о чем есть пророчества у пророков

— воскрес в третий день, что также подтверждается пророчествами

— Иисус – наш Господь, Сын Божий.

К сожалению, мы очень часто говорим людям то, что НЕ ПОСЛУЖИТ делу Божьему, спасению этого человека. Рассказываем массу лишней информации, спорим и пытаемся что-то доказать. Думаем, что сможем объяснить неверующим людям духовные вещи.

Мы говорили о том, что не должны мыслить рамками человека, шаблонами НАШЕГО РАЗУМА. Исходя из написанного выше, можно говорить о процессе рождения, как о проповеди Слова о Христе, проповеди Евангелия, которое принимается человеком, проникая в него, и производит то действие, которое должно производить Слово Бога.

Возрождение воскресением

Что произошло благодаря воскресению Иисуса? Что может повлиять на нас?

Что мы видим? Бог воскресил Христа из мертвых, ЧТОБЫ МЫ ИМЕЛИ ВЕРУ. Принятие Слова происходит НЕ РАЗУМОМ. Верой. А она приходит от Бога.

Спасение по вере. А вера от Бога через слышание Слова. Исповедание устами Иисуса Господом – это также действие Духа.

Родиться от Бога

Опять же, давайте не думать шаблонами, и НЕ ДЕЛИТЬ Бога на части. Мы не можем рассматривать отдельно рождение от Духа, от Слова и от Бога. но посмотрев на это в контексте того, что мы уже прочитали, получаем

— принятие (услышав)

— веровать во имя Его, значит принимать Его волю на спасение через Христа

Рождение от воды

…Кто не родится от воды и Духа…

Очень часто это трактуют как рождение свыше через водное крещение. Мы только что разобрали, что рождение от Духа – это Божий процесс, не имеющий НИКАКИХ человеческих вмешательств. Именно Слово Божье о Христе, попадая в человека, начинает производить действие. И так как рождение свыше – это сверхъестественный процесс, которого не было раньше, то стоит более внимательно изучить вопрос рождения от воды. Мы рождены НЕ ОТ ХОТЕНИЯ ПЛОТИ.

Вода

Получается тесная связь Духа и Слова. И Дух и Слово участвуют в возрождении.

Заблуждения.

Есть масса лжеучений и просто ошибок, когда люди говорят о рождении свыше. Нам даны УСЛОВИЯ для того, чтобы произошло рождение свыше и ПЛОДЫ, которые проявляются после рождения. О плодах мы поговорим в другой статье. http://dom-na-vostoke.ru/priznaki-rozhdeniya-svyshe/ Это очень важное исследование.

Ин., 8-е зач., 3: 1–15

Оклад Евангелия конца X – начала XI в. Константинополь. Ныне в Национальной библиотеке Марциана (Венеция, Италия). Христос Пантократор в окружении архангела Гавриила, пророка Илии, апостолов Андрея, Павла, Иакова, Фомы Филиппа, Симона Зилота, евангелистов Луки, Иоанна, Марка и Матфея.

Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Перед нами – долгая беседа с Никодимом. Никодим, известный всем фарисей, учитель закона, приходит ко Христу «ночью». Эта ночная встреча погружает нас в таинственную атмосферу. Поистине – мы все в ночи пред Богом. Мы все как Никодим – те, кто ищет Христа среди ночи.

Но то, что Никодим приходит ночью, имеет еще и другое значение. Он ночью пришел, ему недостаточно было слушать Христа среди толп народа. Он нуждался в том, чтобы встретиться с Господом наедине. Для него было лучше лишить себя ночного отдыха, нежели не услышать сокровенное слово Христа. Когда другие спали, он обретал спасительное знание.

А может быть, он поступил так из-за страха и малодушия. Он боялся или стыдился, что его увидят со Христом, и потому пришел ночью. Но хотя он пришел ночью, Христос принял его с любовью, давая образ своим служителям поддерживать добрые начинания, как бы ни были они слабы. Хотя теперь он пришел ночью, придет время, когда он открыто исповедует Христа. Благодать может быть сначала только горчичным зерном, а потом вырастает в большое дерево.

Мы знаем, – говорит Никодим, очевидно, от лица многих, – что Ты Учитель, пришедший от Бога: ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Как отличен его взгляд от многих его соплеменников, в особенности облеченных духовной властью, тех, кто, видя дела Христовы, воспламенялись завистью и ненавистью ко Господу. И как надо нам учиться видеть самое главное в чудесах! И главное в беседе Христа с Никодимом – необходимость нового духовного рождения для человека. Недостаточно изумляться чудесам Христовым – надо снова родиться. Никодим ждет скорого прихода Царства Небесного. Но Христос говорит, что мы не будем годны для него, если духовно не изменимся, то есть не родимся заново. Рождение – начало жизни. У нас должно быть новое естество, новые принципы, новые цели. Мы должны родиться снова и свыше. Это новое рождение дается с небес, оно предназначено для Божественной и небесной жизни.

Кто не родится свыше – не сможет увидеть Царства Божия, не сможет понять, о каком Царстве идет речь, не примет никогда его утешения. Это возрождение абсолютно необходимо и для земной жизни, тем более – для вечной, потому что невозможно вкусить блаженство, быть подлинно счастливым, не будучи святым.

Как может человек родиться, будучи стар? Неужели он может в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? – с недоумением спрашивает Никодим. То, о чем Христос говорит духовно, он воспринимает плотски. Но велико его желание познать истину! Когда мы встречаемся с трудностями в понимании Божественных тайн, мы не должны отступать от Господа. Рожденное от плоти есть плоть, – говорит Господь. И если бы человек мог рождаться от утробы матери сотни раз, это не изменило бы сути дела. Грех растлил самое наше естество. Яко в беззакониях зачат есмь – исповедуем мы каждый день в покаянном псалме. И нам не следует удивляться тому, что должно нам родиться свыше. Господь говорит о рождении от воды и Духа, имея в виду таинство крещения. Но мы призваны также в личном благодатном опыте – Духом Святым – узнать, о каком рождении говорит Христос. Действие Духа Святого таинственно – где, когда, кому и в какой мере соизволит Он сообщить Себя. Но Его дыхание не может остаться от сподобившихся этой милости сокрытым. Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь и не знаешь, откуда приходит и куда уходит.

Как это может быть? – спрашивает Никодим. Есть то, что выше нашего естественного разумения. Но оттого что он не может постигнуть слово Христово своим умом, он не отказывается от искания истины. Сколь многие самонадеянно полагают, что невозможно поверить в то, что невозможно увидеть телесным зрением. «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» – говорит Христос. Мы слышим здесь слово упрека Господа тем, кто берется учить других духовному, а сам плохо разбирается в этом. Тем, кто проводит время только во внешнем изучении Писания, и внешнем соблюдении всего, и небрежет о самой сути. «Можно быть вполне заслуженным доктором богословия, – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), – а случись с этим богословом беда, он смотрит растерянно: да есть ли Бог?» «И откуда взяться свету, – добавляет святитель, – у этой тьмы?»

Мы говорим о том, что знаем и свидетельствуем о том, что видели, – говорит Христос – и не только о Себе, но о всех, кто Его. Потому от воскресенья к воскресенью, из века в век Церковь поет: Воскресение Христово видевше…

Он сошел с небес, и в то же время Он – Сын Человеческий. Теперь, когда Он говорит с Никодимом как Человек, – Он на земле, но как Бог – Он на небе. Так велика Его любовь к нам, что Он был вознесен на Крест за наши грехи, как змей Моисеем в пустыне, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, Пасху вечную, которая уже сейчас дается многим как рождение свыше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *