Иоанна Кронштадтского 1

Кондак праведному Иоанну Кронштадтскому, глас 3
Днесь па́стырь Кроншта́дтский/ предстои́т Престо́лу Бо́жию/ и усе́рдно мо́лит о ве́рных/ Христа́ Пастыренача́льника,/ обетова́ние да́вшаго:/ сози́жду Це́рковь Мою́/ и врата́ а́дова// не одоле́ют ей.

Молитва святому праведному Иоанну Кронштадтскому
О, вели́кий уго́дниче Христо́в, святы́й пра́ведный о́тче Иоа́нне Кроншта́дтский, па́стырю ди́вный, ско́рый помо́щниче и ми́лостивый предста́телю! Вознося́ славосло́вие Триеди́ному Бо́гу, ты моли́твенно взыва́л: Имя Тебе́ — Любо́вь: не отве́ргни меня́, заблужда́ющагося. Имя Тебе́ — Си́ла: укрепи́ меня́, изнемога́ющего и па́дающаго. Имя Тебе́ — Свет: просвяти́ ду́шу мою́, омраче́нную жите́йскими страстя́ми. Имя Тебе́ — Мир: умири́ мяту́щуюся ду́шу мою́. Ны́не благода́рная твоему́ предста́тельству всеросси́йская па́ства мо́лится тебе́: Христоимени́тый и пра́ведный уго́дниче Бо́жий! Любо́вию твое́ю озари́ нас, гре́шных и немощны́х, сподо́би нас принести́ досто́йные плоды́ покая́ния и не осужде́нно причаща́тися Христо́вых Та́ин. Си́лою твое́ю ве́ру в нас укрепи́, в моли́тве поддержи́, неду́ги и боле́зни исцели́, от напа́стей, враго́в, ви́димых и неви́димых, изба́ви. Све́том ли́ка твоего́ служи́телей и предстоя́телей Алтаря́ Христо́ва на святы́е по́двиги па́стырского де́лания подви́гни, младе́нцем воспита́ние да́руй, ю́ное наста́ви, ста́рость поддержи́, святы́ни хра́мов и святы́е оби́тели озари́! Умири́, чудотво́рче и прови́дче преизря́днейший, наро́ды страны́ на́шея, благода́тию и да́ром Свята́го Ду́ха изба́ви от междуусо́бныя бра́ни, расточе́нная собери́, прельще́нныя обрати́ и совокупи́ Святе́й Собо́рней и Апо́стольской Це́ркви. Ми́лостию твое́ю супру́жества в ми́ре и единомы́слии соблюди́, мона́шествующим в дела́х благи́х преуспея́ние и благослове́ние да́руй, малоду́шныя уте́ши, стра́ждущих от духо́в нечи́стых свободи́, в ну́ждах и обстоя́ниих су́щих поми́луй и нас на путь спасе́ния наста́ви. Во Христе́ живы́й, о́тче наш Иоа́нне, приведи́ нас к Невече́рнему Све́ту жи́зни ве́чныя, да сподо́бимся с тобо́ю ве́чнаго блаже́нства, хва́ляще и превознося́ще Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Из дневника святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе»

«Пришел на землю Тот, Кто в начале создал нас из земли и вдунул божественное дыхание Свое в нас; пришел дающий всем жизнь и дыхание и вся; пришел Тот, Кто единым словом призвал из небытия в бытие все видимое и невидимое, Кто словом повелел быть птицам, рыбам, четвероногим животным, насекомым, всякому созданию, существующему под Его всемогущим промыслом и хранением; пришел Тот, Кому непрестанно со страхом и радостию служат бесчисленные воинства ангелов. И в каком уничижении пришел! Раждается от бедной Девы, в вертепе, пеленается убогими пеленами, полагается в яслях!

Богатство, знатность, слава мира сего! – пади, припади со смирением, умилением слезным и глубокою благодарностью к Спасителю человеков, и разделяй богатство свое с неимущими и бедными, не гордись своею призрачною, скороисчезающею знатностью: истинная знатность только у добродетели. Слава мира сего! познай здесь, у яслей, свою суету. Итак всё смирись, всё пади в прах перед безмерным смирением и истощанием Владыки всех, Бога, пришедшего уврачевать наши немощи, спасти нас от гордости, суетности, от тления, от всякой скверны греховной.”

Читайте на нашем сайте: Святой праведный Иоанн Кронштадский. Слово на Новый год

Святой праведный Иоанн (Иоанн Ильич Сергиев), прозванный Кронштадтским, родился 19 октября 1829 года в бедной семье в селе Суре Архангельской губернии. Думая, что он недолго проживет, его крестили сразу после рождения с именем Иоанн в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского, великого светильника Болгарской Церкви.

Но ребенок стал крепнуть и расти. Детство его протекало в крайней бедности и лишениях, но благочестивые родители заложили в него твердый фундамент веры. Мальчик был тихим, сосредоточенным, любил природу и богослужения. В шестилетнем возрасте он сподобился лицезреть в горнице Ангела, блиставшего небесным светом. Небожитель сказал ему, что является его Ангелом Хранителем, всегда стоящим окрест его в соблюдение, охранение и спасение от всякой опасности и будет хранить его всегда на протяжении всей жизни.

Когда Иоанну исполнилось девять лет, отец, собрав последние крохи, отвез его в приходское Архангельское училище. Трудно давалась ему грамота, из-за чего он сильно скорбел. Тогда мальчик молил Бога о помощи. Однажды, в один из таких тяжелых моментов, в глубокую полночь, когда все спали, он встал и начал молиться особенно горячо. Господь услышал его молитву и Божественная благодать осенила его, и, по его собственному выражению, «мгновенно как бы завеса спала с его глаз». Он вспомнил все, что говорилось в классе, и как-то все прояснилось в его уме. С тех пор он стал делать большие успехи в учении. Из приходского училища он перешел в семинарию, которую окончил первым и за блестящие успехи был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную академию.

Столица не испортила юношу, он остался таким же религиозным и сосредоточенным, каким был дома. Вскоре умер отец, и чтобы поддержать мать, Иоанн стал работать в канцелярии академии с жалованием в десять рублей в месяц. Эти деньги полностью отсылались матери. В 1855 году он окончил Академию со степенью кандидата богословия. Молодой выпускник в том же году был рукоположен в иереи и назначен священником Андреевского собора в городе Кронштадте. Твердо решившись служить всем своим существом Богу и страждущему человечеству, отец Иоанн уговорил свою супругу Елисавету остаться девственниками.

С первого же дня после своего рукоположения отец Иоанн всецело отдал себя на служение Господу и стал ежедневно совершать Божественную литургию. Он горячо молился, учил людей правильно жить и помогал нуждающимся. Его усердие было поразительно. Поначалу некоторые люди смеялись над ним, считая его не совсем нормальным.

Отец Иоанн чувствовал большую жалость ко всем обездоленным и страждущим. Не гнушаясь никем, он шел по первому зову к самым нищим и опустившимся людям. У них он молился, а потом помогал им, часто отдавая последнее из того, что имел. Случалось иногда, что, придя в бедную семью и видя нищету и болезни, он сам отправлялся в лавочку или за доктором в аптеку.

Одно время отец Иоанн был законоучителем. Его влияние на учеников было неотразимым, и дети очень любили его. Батюшка был не сухим педагогом, а увлекательным собеседником. Он тепло и задушевно относился к своим ученикам, часто за них заступался, на экзаменах не проваливал, а вел простые беседы, которые запоминались ученикам на всю жизнь. Отец Иоанн имел дар зажигать веру в людях.

В просьбах помолиться он не отказывал ни богатым, ни бедным, ни знатным, ни простому люду. И Господь принимал его молитвы. На литургии отец Иоанн молился горячо, требовательно, дерзновенно. Протоиерей Василий Шустин так описывает одну из литургий отца Иоанна, на которой он побывал в юношеском возрасте. «Великим постом я приехал с моим отцом в Кронштадт, чтобы поговеть у отца Иоанна. Но так как оказалось невозможным лично исповедоваться у него, нам пришлось исповедаться на общей исповеди. Пришел я с моим отцом к Андреевскому собору еще до звона. Было темно – только 4 часа утра. Хотя собор был заперт, народу около него уже стояло порядочно. Нам удалось накануне достать у старосты пропуск в алтарь. Алтарь был большой, и туда впускали до ста человек. Через полчаса приехал о. Иоанн и начал служить утреню. К его приезду собор наполнился до отказа, а он вмещал в себя более пяти тысяч человек. Перед амвоном стояла решетка, чтобы сдерживать богомольцев. Канон на утрени читал сам отец Иоанн.

К концу утрени началась общая исповедь. Сначала батюшка прочел молитвы перед исповедью. Затем сказал несколько слов о покаянии, и громко на весь собор воззвал к людям: «Кайтесь!» – Тут стало твориться нечто невероятное. Раздались вопли, крики, устное исповедание тайных грехов. Некоторые стремились выкрикнуть свои грехи, как можно громче, чтобы батюшка услышал и помолился за них. А батюшка в это время, став на колени и касаясь головой престола усердно молился. Постепенно крики превратились в плач и рыдания. Продолжалось так минут пятнадцать. Потом батюшка поднялся и вышел на амвон; пот градом катился по его лицу. Раздавались просьбы помолиться, но другие унимали эти голоса, и собор наконец стих. Тогда батюшка, высоко подняв епитрахиль, прочитал над народом разрешительную молитву и обвел епитрахилью над головами собравшихся. После этого он вошел в алтарь, и началась литургия.

За престолом служило двенадцать священников и на престоле стояло двенадцать огромных чаш и дискосов. Батюшка служил напряженно, выкрикивая некоторые слова, и являя как бы особое дерзновение перед Богом. Ведь сколько кающихся душ он брал на себя! В конце долго читали молитвы перед причастием, потому что надо было приготовить много частиц для причастия. Для Чаши поставили перед амвоном особую подставку между двумя решетками. Батюшка вышел около девяти часов утра, и стал причащать людей.

Батюшка несколько раз окрикивал, чтобы не давили друг друга. Тут же около решеток стояла цепь городовых, которые сдерживали народ и держали проходы для причащающихся. Несмотря на то, что одновременно еще два священника приобщали по сторонам храма, батюшка кончил причащать после двух часов дня, несколько раз беря новую Чашу. <…> Удивительно трогательная это была картина Вечери Любви. Батюшка не имел на лице ни тени усталости, с веселым, радостным лицом он поздравлял всех. Служба и Святое Причастие дали нам столько бодрости и сил, что мы с отцом не чувствовали никакой усталости. Испросив у батюшки благословение, мы, наскоро пообедав, поехали домой».

Некоторые относились к отцу Иоанну недоброжелательно – одни по недопониманию, другие по зависти. Так однажды группа мирян и духовных лиц, недовольные отцом Иоанном, написали на него жалобу митрополиту Исидору Петербургскому. Митрополит раскрыл письмо с жалобой, смотрит и видит перед собой белый лист бумаги. Тогда он вызывает жалобщиков и требует объяснения. Те уверяют митрополита, что их письмо находится у него в руках. Тогда митрополит в недоумении вызывает отца Иоанна и спрашивает, в чем дело. Когда отец Иоанн помолился Богу, митрополит начал видеть, что действительно у него в руках не белый лист, а письмо с обвинениями. Уразумев в этом чуде, что сам Бог защищает отца Иоанна от клеветы, митрополит разодрал письмо и с гневом прогнал жалобщиков, а отцу Иоанну ласково сказал: «Служи, батюшка, Богу и не смущайся!»

Молитва отца Иоанна была чрезвычайно сильна. Зная это, к нему за помощью обращались не только жители Кронштадта, но люди со всех концов России и даже из заграницы. Письма и телеграммы о. Иоанну приходили в таком количестве, что Кронштадтская почта выделила для него особое отделение. Эти письма и телеграммы о. Иоанн обычно читал сразу после литургии, часто с помощью секретарей, и тут же горячо молился о просящих. Среди исцеленных отцом Иоанном, были люди всех возрастов и сословий, кроме православных, были тут и католики, и евреи, и магометане. Приведем примеры исцелений, совершенных отцом Иоанном.

В Харькове проживал адвокат-еврей. Его единственная восьмилетняя дочь заболела скарлатиной. Пригласили лучших докторов, но организм девочки не мог справиться с болезнью. Врачи заявили родителям, что положение девочки совершенно безнадежное. Отчаяние родителей было безгранично, и вот отец вспомнил, что в это время в Харьков приехал отец Иоанн Кронштадтский, о чудесах которого он давно слышал. Он взял извозчика и велел везти себя на улицу, где собрались люди, чтобы встретить отца Иоанна. Пробившись с трудом сквозь толпу, адвокат бросился к ногам отца Иоанна со словами: «Святой отец, я еврей, но прошу тебя – помоги мне!» Отец Иоанн спросил, что случилось. – «Моя единственная дочь умирает. Но ты помолись Богу и спаси ее», – воскликнул плачущий отец. Отец Иоанн, положив на голову отца руку, возвел глаза к небу и начал молиться. Через минуту он сказал отцу: «Встань и иди с миром домой». Когда адвокат подъехал к дому, на балконе уже стояла жена, которая радостно закричала, что их дочь жива и здорова. Войдя в дом, он застал свою дочь беседующую с врачами, – с теми, которые несколько часов тому назад приговорили ее к смерти, а теперь не понимающими, что произошло. Эта девочка потом приняла православие и носила имя Валентины.

Одна бесноватая совершенно не переносила присутствия отца Иоанна и, когда тот проходил где-то недалеко, она билась, так что приходилось нескольким сильным мужчинам сдерживать ее. Однажды отец Иоанн все же подошел к бесноватой. Он стал на колени перед иконами и погрузился в молитву. Бесноватая забилась в судорогах, начала проклинать его и богохульствовать, а потом вдруг совершенно стихла и как бы впала в забытье. Когда отец Иоанн встал с молитвы, все его лицо было покрыто потом. Подойдя к больной, он благословил ее. Бывшая бесноватая открыла глаза и, разрыдавшись, приникла к ногам батюшки. Это внезапное исцеление произвело на всех присутствующих потрясающее впечатление.

Иногда, однако, отец Иоанн отказывался молиться за какого-нибудь человека, провидя, очевидно, волю Божию. Так однажды отец Иоанн был приглашен в Смольный институт к постели тяжело заболевшей княжны Черногорской. Но не дойдя до лазарета десяти шагов, он круто повернулся и пошел обратно: «Не могу молиться», – сказал он глухо. Через несколько дней княжна скончалась. Иногда же он проявлял большую настойчивость в молитве, как сам свидетельствует об одном случае исцеления: «Девять раз приходил я к Богу со всем усердием молитвы, и Господь наконец услышал меня и воздвиг болящего».

Отец Иоанн не был искусным проповедником. Он говорил просто и ясно, без всяких приемов красноречия, но зато от души, и этим покорял и воодушевлял слушателей. Его проповеди печатались отдельными выпусками и в огромном количестве распространялись по всей России. Было издано и собрание сочинений отца Иоанна, состоящее из нескольких крупных томов. Особой любовью пользуется его дневник «Моя жизнь во Христе».

Надо представить себе, как проходил день у отца Иоанна, чтобы понять всю тяжесть его трудов. Вставал он около 3 часов ночи и готовился к служению литургии. Около 4 часов он отправлялся в собор к утрени. Здесь уже поджидали толпы паломников, жаждущих увидеть его и получить благословение. Тут же ожидало его и множество нищих, которым отец Иоанн раздавал милостыню. Сразу после утрени он проводил исповедь, которая из-за огромного количества исповедников была общей. Андреевский собор всегда бывал переполнен. Потом отец Иоанн служил литургию, в конце которой очень долго шло причащение. После службы отцу Иоанну приносили письма и телеграммы прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о просящих помощи. Потом, сопровождаемый тысячами верующих, отец Иоанн отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. Редко когда он возвращался домой ранее полуночи. Некоторые ночи он проводил совсем без сна – и так изо дня в день, из года в год без остановки. Так жить и трудиться можно было, конечно, только при сверхъестественной Божией помощи. Слава отца Иоанна была его величайшим бременем. Всюду, где бы он только ни показался, мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы только посмотреть на него.

Похороны Святого праведного Иоанна Кронштадтского

Через руки отца Иоанна проходили сотни тысяч рублей. Он и не пытался считать их: одной рукой возьмет, а другой тут же отдаст. Кроме такой непосредственной благотворительности отец Иоанн создал еще и специальную организацию помощи. В 1882 году в Кронштадте был открыт «Дом трудолюбия», в котором была собственная церковь, начальное народное училище для мальчиков и девочек, убежище для сирот, лечебница для приходящих, приют, народная бесплатная читальня, народный дом, дававший пристанище до 40 тысяч человек в год, разные мастерские, в которых неимущие могли заработать, народная дешевая столовая, где по праздникам отпускалось до 800 бесплатных обедов, и странноприимный дом. По инициативе отца Иоанна и при его материальной поддержке была построена спасательная станция на берегу залива. У себя на родине он построил прекрасный храм. Нет возможности перечислить все места и области, куда простиралась его забота и помощь.

Скончался отец Иоанн 20 декабря 1908 года на восьмидесятом году жизни. Несметная толпа сопровождала его тело из Кронштадта в Петербург, где он был похоронен в Иоанновском монастыре, им же основанном. К месту его упокоения со всех концов России стекались молящиеся и непрерывно служились панихиды. Крепкий в вере, горячий в молитве и в своей любви к Господу и к людям, святой праведный Иоанн Кронштадтский всегда будет пользоваться любовью русского. Он и после своей праведной кончины быстро откликается на молитвы всех, просящих его помощи.

День прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского. 14 июня 1990 г.

Тропарь праведного Иоанна Кронштадтского, глас 1

Православныя веры поборниче,/ земли Российския печальниче,/ пастырем правило и образе верным,/ покаяния и жизни во Христе проповедниче,/ Божественных Таин благоговейный служителю/ и дерзновенный о людех молитвенниче,/ отче праведный Иоанне,/ целителю и предивный чудотворче,/ граду Кронштадту похвало/ и Церкве нашея украшение,/ моли Всеблагаго Бога// умирити мир и спасти души наша.

Кондак праведного Иоанна Кронштадтского, глас 3

Днесь пастырь Кронштадтский/ предстоит Престолу Божию/ и усердно молит о верных/ Христа Пастыреначальника,/ обетование давшаго:/ созижду Церковь Мою, // и врата адова не одолеют ей.

Молитва святому праведному Иоанну Кронштадтскому
О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал:

Имя Тебе — Любовь: не отвергни меня, заблуждающагося.
Имя Тебе — Сила: укрепи меня, изнемогающаго и падающаго.
Имя Тебе — Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими страстями.
Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою.
Имя Тебе — Милость: не переставай миловать меня.

Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: христоименитый и праведный угодниче Божий!

Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойныя плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Тайн. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов видимых и невидимых избави.

Светом лика твоего служителей и предстателей Алтаря Христова на святыя подвиги пастырскаго делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святыя обители озари!

Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани, расточенныя собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Соборней и Апостольстей Церкви.

Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави.

Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Иконография Иоанна Кронштадтского весьма обширна и разнообразна. Сохранилось значительное количество его прижизненных изображений различного типа и техники фотографий, живописных портретов, рисунков, скульптур.

Фотографии

Фотосалонная фотография

Поскольку еще при жизни Иоанна Кронштадтского его святость была очевидна, практически каждый шаг всенародно любимого пастыря был документирован; собранные в альбом снимки могли бы составить подробную летопись жизни святого.

Вскоре после кончины Иоанна Кронштадтского решением Святейшего Синода было определено поручить Издательской комиссии Училищного совета напечатать 40 тыс. портретов почившего и разослать их по всем церковным школам для размещения их там «на видном месте». Большинство прижизненных изображений святого относится к 1890—1908 гг., более ранние портреты встречаются редко. Отсутствуют изображения Иоанна Кронштадтского в детском и юношеском возрасте. Не сохранилось фотографии и его отца.

Фотографии Иоанна Кронштадтского можно разделить на фотосалонные и натурные. К первой группе относят фото, сделанные в различных фотоателье Санкт-Петербурга и Кронштадта.

Ко второй группе натурных фотографий можно отнести:

  • постановочные фотографии, снятые во время официальных встреч;

    Во время путешествий

  • репортажные фотографии во время путешествий;
  • небольшое количество снимков в богослужебном облачении (при закладке храмов, крестного хода, во время проповеди). Отсутствуют снимки во время богослужения в Андреевском соборе, что объясняется цензурным запретом на съемку внутри храма.
  • Значительная часть снимков выполнена во время траурной процессии.

Все эти фотоснимки являются важнейшим источником не только для исследователей, но и для живописцев и иконописцев.

Портреты

Выполнил художник: Михаил Брянский

Живописные портреты Иоанна Кронштадтского образуют две группы: писанные с натуры и выполненные на основе фотографии.

К натурным относится поясной портрет святого 1891 г. худож. М.В. Брянского. На обороте холста надпись: » В С. Петербурге. 4 мая 1891 года. Написан с натуры в пять сеансов. Собственность дочери художника- Марии Михайловны Брянской. Благословение Отца Иоанна».

А также портрет кон. ХIX в, переданный в 1999 г. настоятелем Оптинского подворья в СПБ игум. Ростиславом (Якубовским) в музей-квартиру Иоанна Кронштадтского в Кронштадте. Этот портрет по версии Т.И. Орнатской, правнучатой племянницы Иоанна Кронштадтского, мог быть написан И.Е. Репиным, т.к. по семейным воспоминаниям, художник выполнял в их доме набросок с натуры.

Другие портреты основаны на известных фотоснимках.

Интерес российского общества к личности Иоанна Кронштадтского был настолько велик, что в конце ХIX в- нач. ХX вв. многие его изображения тиражировались в техниках гравюры, литографии, хромолитографии. Наиболее значительной является хромолитография на металле – поясной портрет, напечатанный при участии журнала «Русский паломник» в 1899 г. Этот портрет наиболее известен, именно его упоминает А.П. Чехов в описании о. Сахалин.

ИКОНЫ

Написание икон Иоанна Кронштадтского связано с историей его почитания.

К прославлению в 1964 г.

За границей Православная Церковь прославила отца Иоанна Кронштадтского в 1964 году. В этом же году архимандритом Киприаном (Пыжовым) была написана икона святого праведного Иоанна Кронштадского, представляющая его по пояс в сиреневой рясе с красной епитрахилью и свитком в руках. Текст на свитке цитирует слова апостола Павла: «Любовь долготерпитъ, милосердствуетъ, любовь не завидуетъ, любовь не превозносится, не гордится…». Примерно в это же время в Джорданвилле был создан образ другого иконографического типа, на котором Иоанн Кронштадтский представлен благословляющим правой рукой с литургической чашей в левой руке. Впоследствии именно этот иконографический тип был отправлен в Россию и стал наиболее распространенным.

В России отца Иоанна Кронштадтского причислили к лику святых только спустя четверть века, в 1990 г. Однако, еще до официальной канонизации была написана икона святого праведного Иоанна Кронштадтского священником отцом Георгием (Иващенко) в 1988 году. При этом она значительно отличалась от зарубежного образца: отец Иоанн изображен в голубой фелони, с потиром в левой и благословляющей правой рукой, потир накрыт воздухом.

Для канонизации в иконописной мастерской Свято-Данилова монастыря в Москве была специально

Канонизационная икона, 1990 г.

выполнена канонизационная икона святого: отец Иоанн изображен по пояс, фронтально, в зеленой фелони с золотым наперсным крестом, потиром в левой руке и указывающей на него правой рукой (образ написан И.В. Волочковой под руководством И.В. Ватагиной). Позднее иконы такого же извода, такого же типа с некоторыми вариациями в личном письме, жесте правой руки и облачениях были созданы в Санкт-Петербурге многими другими иконописцами (С.И. Голубевым, В.О. Фронтинским, И.А. Кусовым , А. Кудрявцевой, А.В. Ивониной).

Благодаря многочисленным фотографиям и портретам современные иконописцы имеют возможность максимально точно передать внешнее сходство с Иоанном Кронштадтским. Реалистичность изображения становится одной из особенностей в иконографии о. Иоанна.

Широкую известность приобрел поясной образ святого Иоанна Кронштадтского с приложенной к нему подлинной епитрахилью пастыря, написанный А. С. Ефимовым в 1992 г. Тип изображения соответствует иконе, написанной к канонизации, но манера исполнения более реалистична.

Реалистические тенденции в иконографии И. Кронштадтского порой получали оригинальное воплощение. Так на иконе, выполненной иноком Варсонофием на Св. Горе Афон в 2001 г. и подаренной Пюхтицкому монастырю, одежды святого писаны по образцу подлинной ризы И. Кронштадтского, хранящейся в музеи Пюхтицкой обители.

Существенно отличается от названных выше поясных икон святого праведного Иоанна Кронштадтского

Выполнил художник: Куликов В.

образ, подаренный художником В. Куликовым

в Свято – Духов монастырь в Боровичах. Он был написан в октябре 2002 г. под впечатлением от первых Таисиинских чтений в Боровичах. По словам самого художника, основной идеей иконы является благословение отцом Иоанном всей современной Руси под покровом новопрославленной иконы Божий Матери «Азъ есмь с Вами и никтоже на Вы». Святой праведный Иоанн Кронштадтский изображен в темном подряснике с Леушинской иконой Божией Матери в руках. Руки прикрыты белым платом. Очевидно, что в данном случае художник ставил перед собой задачу отобразить еще одну грань личности святого: аскетизм, близкий подвигу преподобного.

Здесь мы сталкиваемся со второй особенностью иконографии Всероссийского Пастыря: на иконах с образом отца Иоанна можно увидеть элементы чина не только праведника, к которому относится Батюшка, но и элементы преподобных, святителей, и даже пророков.

Так в качестве иконы Иоанна Кронштадтского, которая соответствует

Выполнил художник: А. Прокофьева

традиционному типу изображения святителей, следует назвать поясной образ святого праведного Иоанна Кронштадтского, выполненный иконописцем А.И. Прокофьевой. Обычно с Евангелием в левой руке и благословляющей правой рукой изображают святителей. Эта икона из Иоанновского монастыря, приобретшая известность в связи с мироточением. Кроме того примечательно, что в этой иконе совместились традиции древнерусского и реалистического письма. Личное письмо выполнено близко к реалистической трактовке (с голубыми глазами, что не характерно для канонической иконописи), трактовка же одежд близка к древнерусской стилистике.

Среди икон, в которых также подчеркнута наиболее характерная черта внешности отца Иоанна (ясные голубые глаза) следует отметить икону, написанную к 100-летнему юбилею Линтульской обители (1995 г.) финским иконописцем японского происхождения Петросом Сасаки. В композиции этой иконы отражена еще одна грань личности Иоанна Кронштадтского ( пророческий дар). Иконописец изобразил кронштадтского пастыря со свитком в левой руке, поднятым вверх, как обычно изображают пророков. (см. иокну прор. Давида).

Интересно отметить, что финские иконописцы довольно часто обращаются к образу отца Иоанна.

Иконописец: Петрос Сасаки

Среди них можно назвать иконы, написанные епископом Арсением (Хейккинен) для Ново-Валаамского монастыря в Финляндии и художницей Маргит Линту для кафедрального собора св. Николая чудотворца в Куопио в 2014 г.

Особняком стоит образ святого праведного Иоанна Кронштадтского, написанный И.И. Пивником для правнучатой племянницы отца Иоанна Т. И. Орнатской . Это оплечный образ Дорогого Батюшки – лик максимально приближен к молящимся, что рождает чувство близкого, интимного общения со святым. Икона была освящена в день 115-летия Леушинского монастыря 16 сентября 2000г.

Росписи

В последние годы появилось значительное количество образов св. Иоанна Кронштадтского в монументальных росписях, мозаиках, скульптуре и шитье. Одна из наиболее ранних росписей выполнена на стене соборного храма в Пюхтицах (масляная живопись по штукатурке), роспись Я. Шкандрия в церкви св. Максима Грека в Южной Корее ( Сеул, 1999г.), мозаичные образы на стене

Иконописец: И. Пивник

Владимирского крепостного собора в Кронштадте ( в рост со свитком и храмом в руках – Артель Арт, 2010 г.).

Росписи с изображением отца Иоанна Кронштадтского встречаются также и в храмах, посвященных другим святым или праздникам. Например, в храме св. Силуана Афонского (Тамбовская обл., пос. Новая Ляда, 2013 г., художник В. Шабалин) отец Иоанн изображен в одной из житийных композиций, где он благословляет св. Силуана на монашеское служение.

Практически в каждом новом храме Калининграда присутствует композиция с изображением отца Иоанна Кронштадтского Смысл этих изображений вполне ясен: Калининград является форпостом страны на северо-западном рубеже, а Иоанн Кронштадтский всеми православными людьми воспринимается как небесный покровитель северо-запада России.

Значительным явлением в духовной и художественной жизни России стало восстановление и освящение Никольского Морского собора в Кронштадте (реставрация завершена в 2012 г.). В связи с этим появились новые изображения отца Иоанна Кронштадтского в технике перегородчатой эмали. Образ отца Иоанна присутствует на створке главных входных дверей храма рядом с изображением святителя Николая чудотворца. Над фигурами свт. Николая и праведного Иоанна Кронштадтского изображен Никольский морской собор, как символ идеальной церкви Христовой. В руках свт. Николая – евангелие, отец Иоанн держит икону преподобного Иоанна Рыльского.

Скульптура

В последнее десятилетие появился целый ряд скульптурных изображений святого праведного Иоанна

Г.Н. Бойко; скульптор: А. Соколов. г. Кронштадт.

Кронштадтского. Однако первым, и, возможно, пока лучшим из них является бронзовый памятник отцу Иоанну в Кронштадте. Он установлен в 2008 г. на площади перед домом Дорогого Батюшки. Автор проекта – архитектор Г.Н. Бойко, скульптор А. Соколов. Аналогичный памятник открыт в Иркутске в 2016 г. возле храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Ксении Петербургской.

В Москве первый памятник отцу Иоанну Кронштадтскому был установлен 14 июня 2015 г. (в день 25-летия канонизации) приходом во имя Всероссийского пастыря в Жулебино. Известный скульптор Андрей Голубев использовал для создания образа многие прижизненные портреты и фотографии отца Иоанна. Отец Иоанн изображен в рост с потиром в руках.

Известны также два бюста Иоанна Кронштадтского – один установлен в Ливадии, Ореанде у храма во

Скульптор: О. Радзиевич, Ливадия.

имя Покрова Богородицы (создан киевским скульптором Олегом Радзевичем), другой — в культурно-просветительском центре имени Иоанна Кронштадтского, подарен известным скульптором Валерием Георгиевичем Моховым в 2014 г.

Одним из самых необычных и ярких по форме проектов памятника святому Иоанну Кронштадтскому является памятник, выполненный в 2014 г. скульптором Сергеем Сорокиным. От других памятников Всероссийскому пастырю, это произведение отличается символической и новаторской композицией, на которой отец Иоанн словно бы окружен крыльями ангелов или лучами благодати (трактовка может быть разной).

В целом в разработке иконографии святого праведного Иоанна Кронштадтского заметны определенные тенденции. Повсеместное почитание святого стало причиной значительного разнообразия стилей, манер и техник исполнения. Требование сходства с реальным лицом приводит к появлению большого количества изображений в живописно-реалистической манере. В большинстве икон трактовка образа св. Иоанна выходит за рамки того типа святости, к которому он был причислен, т.е. за рамки праведника: в иконах видны иконографические признаки святительского чина, чина преподобных и пророков. Такая широкая трактовка образа отца Иоанна оправдана особенностями его личности и подвижнического служения.

Несмотря на техническую приближенность изображений к реальности, написать икону о. Иоанна

Скульптор: С. Сорокин, 2014

довольно сложно. И мало образов близких душе. В завершении статьи приведем слова человека, который увидел Батюшку и 15 лет не мог забыть его взгляд. Он написал: Эти выразительные свеверно-русские глаза смотрят на людей не для того, чтобы осмеять, не с тем, чтобы презирать, но затем, чтобы понять. И он действительно понимает часто то, что для других остается неразрешимой загадкой. Этот человек написал фразу, которая могла бы стать иконой, выраженной словами. И если кто-то из иконописцев воплотит их в образ и люди прочтут в этой иконе эти слова, то это станет самой почитаемой иконой о. Иоанна Кронштадтского. Взгляд Батюшки он выразил такими словами: » Глаза отца Иоанна жалеют, любят, молятся».

Используемая литература: статья С. Большаковой «Иконография о. Иоанна Кронштадтского».

Хромолитография, 1899 г. В Иркутске Вероятно написан И.Е. Репиным Рисунок
Выполнил художник: Куликов В. В г. Москва, Жулебино, 2015 г. Портрет И. Кронштадтского
Иконописец: Петрос Сасаки К прославлению в 1964 г. Г.Н. Бойко; скульптор: А. Соколов. г. Кронштадт. В храме св. Силуана Афонского,Тамбовская обл.
Мозаичный образ на стене Владимирского собора, Кронштадт в технике перегородчатой эмали. Двери Морского собора, Кронштадт. На стене соборного храма в Пюхтицах Скульптор: С. Сорокин, 2014
Скульптор: В. Г. Мохов, 2014 г. Скульптор: О. Радзиевич, Ливадия. Храм Вознесения в Павловопосаде,2011 В храме Серафима Саровского в г. Волжском, Волгоградской обл.
В церкви св. Максима Грека, Южная Корея Ростовая фотография, в богослужебном облачении Постановочная фотография во время встречи Во время путешествий
Натурная фотография Фотография в фотосалоне Постановочная фотография Во время похоронной процессии
Выполнил художник: Михаил Брянский Выполнил художник: А. Прокофьева Иконописец: И.Пивник Глаза о. Иоанна жалеют, любят, молятся

Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в семье причетника Илии Михайловича и Феодоры Власиевны Сергиевых в с. Сура Архангельской губернии. Дед и другие предки в роду его отца были священниками на протяжении по крайней мере 350 лет.
Школьные дела у юного Иоанна, слабого здоровьем, шли плохо. Он много молился о даровании ему разума к постижению учения, и Господь услышал его молитву. После приходского училища он окончил Архангельскую Духовную семинарию первым по успеваемости и Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
Женился на дочери протоиерея Константина Несвитского Елизавете. Супруги приняли на себя подвиг девства.
По рукоположении молодой священник был назначен в собор апостола Андрея Первозванного в Кронштадте. Пастырский долг отец Иоанн видел в непрестанной молитве, в духовно-нравственном врачевании людей, облегчении участи нищих, бездомных, сирот. Его благотворительность и бескорыстие были безграничны. «У меня своих денег нет, -говорил отец Иоанн. -Мне жертвуют, и я жертвую…». Им были основаны «Дом трудолюбия» с детской библиотекой, бесплатной начальной школой и мастерскими, попечительства для помощи бедным, ночлежный и странноприимный дома, монастыри и храмы в разных епархиях.
Истинной здравницей скорбящих душ отец Иоанн считал храм Христов, а самым действенным средством исцеления -Божественную литургию. К нему на исповеди, длившиеся иногда по 12часов, приходило до 6 тысяч человек. Отец Иоанн совершал Литургию почти каждый день. Ревность о Боге и людях Божиих стяжала ему дар дерзновенной молитвы и исцеления. Имя отца Иоанна было широко известно: со всей России, из Европы, Индии, Америки ему присылали тысячи писем и телеграмм с просьбами о молитве. Святитель Феофан Затворник ( 1894) писал: «Отец Иоанн Кронштадтский — Божий человек. Молитва его доходит к Богу по великой вере его».
Полное собрание сочинений (изд. до 1917 г.) включает его письма, дневниковые записи («Моя жизнь во Христе»), размышления о пути к Богу, наставления о покаянии, проповеди.
9 декабря 1908 года отец Иоанн совершил последнюю Литургию, а утром 20 декабря тихо предал свой дух Богу. Похоронен в нижнем храме основанного им в декабре 1902 года Иоанновского женского монастыря на р. Карповке в Петербурге (ныне монастырь возрожден и с 1992 года является ставропигиальным).
Прославлен святой праведный Иоанн Кронштадтский Собором 1990 года. Память празднуется 20 декабря (2 января).

Просмотров(1820)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *