Ипатьевский монастырь

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.

В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название — «колыбель» Дома Романовых.

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».

История Ипатьевского монастыря

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.

Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.

Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Высокопреосвященнейший Ферапонт, митрополит Костромской и Нерехтский, а его Наместником — игумен Петр (Ерышалов).

Праздники:

День Святой Троицы; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 19 марта / 1 апреля – мучеников Хрисанфа и Дарии; 31 марта / 13 апреля – священномученика Ипатия, епископа Гангрского; Лазарева суббота и 17/30 октября – праведного Лазаря Четверодневного; 26 июня / 9 июля – Тихвинской иконы Божией Матери; 4/17 июля – страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии; 12/25 июля – преподобного Михаила Малеина; 14/27 ноября – апостола Филиппа.

Святыни монастыря

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
  • Частица Ризы Господней.
  • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
  • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
  • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

Музей в Ипатьевском монастыре

ГЛАВА ВТОРАЯ.

2) ТРОИЦКИЙ СОБОРНЫЙ ХРАМ.

Фотография XIX века.

Троицкий собор.

Первоначальное устройство Троицкого собора. Разрушение его в 1649 г. и восстановление в 1652 году. Царское место. Размеры и внешний вид новосозданного храма. Вход в Троицкий собор и окружающие его галлереи и их стенопись. Входные двери и украшения их. Настенная в соборе фресковая роспись. Иконостас, наиболее замечательные иконы в соборе и другие предметы старины. Последующие перемены во внешнем и внутреннем устройстве Троицкого собора.

В ряду зданий Ипатьевского монастыря, без сомнения, первое место принадлежит Троицкому соборному храму, как по важности исторических событий, в нем совершившихся 14 марта 1613 года, так и по самой величественности этого священного здания, архитектурным его формам, изяществу и внутреннему богатству.

Троицкий храм первоначально был построен, по пре­данию, в 1330 годах татарским мурзою Четом и, без сомнения, был деревянный, притом малых размеров. Троицкий храм того времени построен был, как полагают, на подклете, о пяти верхах, с папертями и с приделом во имя св. ап. Филиппа и свм. Ипатия. Других каких либо сведений о древнем Троицком храме до нашего времени не сохранилось.

Более определенные сведения о Троицком соборном храме, равно и о других в обители храмах, имеются лишь от второй половины XVI столетия. Так, из записных расходных книг монастыря за 1562—1596 г.г. видно, что «при державе блаженныя памяти Государя Царя и великого князя Феодора Иоанновича всея России и при его благоверной Го­сударыне и Царице и великой княгине Ирине, из получаемых в оных годах от Димитрия Ив. Годунова денег строена”, между прочим, «и прежняя церковь соборная Троицкая и паперти достроиваны и внутри церкви стенное письмо писано в 103 и 104 годах” (1595—1596 г.). Как видно из монастырской описи 1609 года и грамоты царя Алексея Михайловича от 25 марта 1650 г. на имя архимандрита Ипатьевского монастыря Гермогена, Троицкий собор был построен Димитрием Ив. Годуновым в стиле московских храмов XVI века на подклетах, имел внутри в ширину 5, а в длину 4 сажени. На соборном храме было пять глав, крытых немецким железом, с позолоченными крестами на золоченых же яблоках. С трех сторон Троицкий храм окружали каменные паперти, крытые, как и самый храм, в 1595 году немецким железом. В храм вели три двери, обитые медью и золоченые, с резными вычеканенными обра­зами и изречениями пророков; в двух из этих дверей находились вторые слюдяные. В храме до 90 икон было приложено Д. И. Годуновым, из коих 45 были в золотых окладах, а прочие — в серебряных. Престол в храме был также серебряный, чеканный, приложенный Д. И. Годуновым в 1595 году вместе с бархатною индитиею, вышитою жемчугом.

Так благоустроенный и украшенный на средства бояр Годуновых Троицкий соборный храм, в котором 14 марта 1613 года боярин Михаил Феодорович Романов изволил принять скипетр Московского царства, существовал недолго, быв значительно поврежден от взрыва пороха в подвалах храма. По словам описной книги Степана Васьяникова, «29 января 1649 года под тою (Троицкою) церковию трапез­ные робята заняли (зажгли) зелейную казну, и от того церковь взорвало, обои своды церковные и среднюю главу посыпало внутрь церкви, и алтари Живоначальныя Троицы и св. ап. Филиппа и свм. Ипатия и стену алтарную вырвало вон и около сторонних четырех глав, которые от передния стороны, кресты и верхи сорвало, с двух же глав, которыя над олтари, с верхов жесть оборвало, придельныя же церкви Михаила Малеина верхняго своду немного проломило, а двери церковныя совсем переломаны”. В следующем 1650 году, по просьбе архимандрита монастыря Гермогена с братиею, царь Алексей Михайлович грамотою от 25 марта разрешил, по разборке полуразрушенного соборного храма, построить на его месте новый по образцу Ярославского соборного храма, но не больше его, с тем, чтобы в новом храме были устроены приделы — один во имя св. ап. Филиппа и свм. Ипатия, а другой — во имя преп. Михаила Малеина, тезоименитого царю Михаилу Феодоровичу.

Фотография И.Ф. Барщевский 1860-70 гг. *

Троицкий собор и колокольня.

При разборке Троицкого храма было разобрано и находившееся близь царских врат царское место, присланное из Москвы царем Михаилом Феодоровичем 1 июля 1613 г. в память его воцарения в этом храме. Царское место было сложено в кладовую, в которой и хранилось в продолжение 117 лет, до 1767 года, когда, по случаю посещения города Костромы и Ипатьевского монастыря Императрицей Екатериной II, оно было вновь собрано и поставлено в храме на том месте, где и ныне находится.

Царское место имеет в вышину 11 аршин. Оно сделано из липы, с разными мелкими изящными украшениями, на подобие остроконечной короны древних царей, с двуглавым орлом вверху и короной над ним. Царское место доселе имеет свой натуральный цвет и покоится на четырех резных львах, которые как бы служат для охраны входа в это священное место. В память того, что Императрица Екатерина II, при посещении святой обители 15 мая 1767 года, стояла на этом царском месте во время божественной литургии, на левой стороне его сделан резной вензель Екатерины II.

При вспомоществовании царя Алексея Михайловича, главным же образом на монастырские средства Троицкий соборный храм в продолжении двух с небольшим лет (1650—1652) заново воссоздан на месте прежнего храма; но по своим размерам он был гораздо больше последнего. Имея в длину с папертью 13 сажен, а в ширину 14 сажен, при высоте в 19 сажен, нынешний Троицкий храм представляет собою величественное здание византийско-русского зодчества, в типе московских храмов половины XVII века, с отли­чительными крытыми галлереями с северной, западной и южной сторон.

По плану своему Троицкий соборный храм имеет форму несколько удлиненного четвероугольника, с тремя алтарными апсидами и четырьмя внутри столбами (двумя по средине храма и двумя за иконостасом), соединенными вверху арками, над которыми возвышаются трибуны и куполы храма.

Троицкий храм увенчан пятью массивными на каменных шеях главами, крытыми немецким железом, с крестами, позолоченными, на золоченых же яблоках. Снаружи при узких, но довольно высоких окнах в барабанах куполов, Троицкий соборный храм, кроме других архитектурных украшений, отличается фасадными формами в виде закругленных сверху и украшенных священными живописными изображениями фас, находящихся поверх галлерей на северной, восточной и западной стенах храма, по три фаса на каждой стене. В этих фасах с северной стороны находятся фресковые изображения: справа — Господа на троне, с пред­стоящими — Богаматерью, Иоанном Предтечею и друг., в средине — Явления Аврааму трех странников и с левой стороны — Похвалы Пресв. Богородицы, с общею под ними в пояс подписью: «Приидите людие Триипостасному Божеству поклонимся”, а ниже их, в особых же клеймах, — изображения: свв. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, архидиакона Стефана и московских святителей — Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и херувимов на обоих концах указанного ряда. На восточной наружной стене храма изображены: с правой стороны — Распятие Иисуса Христа, в средине — святая Троица, т. н. Отечество: Бог Отец, окруженный херувимами, с находящимся на лоне Его Сыном и над ним — Св. Духом, и с левой — Сошествие Св. Духа, а ниже их, тоже в трех клеймах, изображены: справа — Богоматерь, окруженная святи­телями, в средине — Нерукотворенный Образ Спаса нашего Иисуса Христа и слева — Господь, окруженный преподобными. На западной стороне храма находятся с начала XIX века изображения: Вознесения Иисуса Христа, Заступницы рода христианского и Преображения Господня.

Фотография XIX века.

Крыльцо Троицкого собора.

Вход в Троицкий храм устроен чрез западную обшир­ную галлерею-паперть, к которой ведет с северной сто­роны каменное крытое крыльцо, в виде изящного портика, со сводами, поддерживаемыми четырьмя дорическими колон­нами, с полукруглыми арками и подвесными по средине их гирьками, из алебастра. Своды крыльца украшены стенописью, изображающею родословное дерево Царствующего Дома Романовых. На фронтоне крыльца имеются изображения Бого­матери — «Неопалимая Купина”, виденной св. прор. Моисеем, и Спасителя; с восточной стороны — Божией Матери, а с западной — И. Предтечи с чашею и Агнцем в ней. Врата, ведущие в галлерею и затем — в самый храм с северной, западной и южной (из придела св. Михаила Малеина) сторон устроены во вкусе XVII века и выделяются своими откосами, с особыми отливами в карнизах и арке, тремя колоннами и двумя брусьями на каждой стороне.

Фото 1911 г.

Двери из западной галереи в Троицкий собор.
Фото С. М. Прокудин-Горский. 1910 год.

В галлерее-паперти, окружающей собор с северной и западной сторон (в южной галлерее церковь во имя св. Михаила Малеина и соборная ризница), своды, внутренние стены, простенки и откосы в окнах украшены стенописью. В северной галлерее, где до 1912 года находился придел в честь Смоленской — Шуйской иконы Божией Матери (перенесен ныне в зеленую башню), своды и стены не были прежде украшены стенописью; последняя вновь исполнена при реставрации Троицкого храма в 1912 году по образцам, заимствованным по преимуществу из церкви св. прор. Илии в г. Ярославле. В западной галлерее, где на внутренней стороне и значительной части свода издавна были фресковые росписи, они при реставрации 1912 года только подновлены; наружная же стена, простенки и откосы в окнах вновь расписаны.

Фото 1911 г.

Фрески северной стены Троицкого собора

Своды той и другой галлереи украшены священными изображениями, сюжетом которых служат события и лица, заимствованные по преимуществу из ветхозаветной и отчасти новозаветной священной истории, а иногда и церковной. Таковы в северной галлерее: Господь Саваоф, шестидневное творение мира, грехопадение прародителей в раю, изгнание Адама и Евы из рая, жертвоприношение Каина и Авеля, построение ковчега, выход Ноя из ковчега, столпотворение вавилонское, история патриарха Иосифа, сон Иакова, Неопалимая Купина, египетская казнь жабами, еврейская пасха, исход евреев из Египта, гибель фараона и его войска в Чермном море, манна небесная, медный змий, источение воды из камня и т. д.; на внутренней же стене северной галлереи изображены — Покров Пресв. Богородицы и «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь”. В западной галлерее возобновлены фресковые росписи: страшный суд, лествица св. Иоанна Лествичника; в простенках же и откосах окон вновь изображены пророки, святители и отцы-пустынники, а около входных дверей в собор — ангелы. Кроме того, в северной галлерее, по правую сторону входа в собор, у ног ангела-хранителя имеется следующая надпись древнеславянскою вязью, выре­занная на белом камне, который в 1798 году вынут из стены экономических келий, по приказанию еп. Павла Зернова, и вставлен в эту стену «лта зчд (1586) повелниемъ благоврного и боголюбиваго и Великаго Государя Цяря Великаго Князя едора Iвановича всея Руси Самодержца, и Его Благочестивыя и Христолюбивыя Царицы Великиа Кня­гини Ирины, втретие лто государства Его начаты бысть длати сiи святые врата и оградки ена около сея превеликiа Лавры святыя пребезначальныа Троица Ипацкого монастыра тщанием и врою боярина Димитрiа Iвановича Годунова да боярина конюшево Бориса едоровича Годунова на память отъ рода вродъ и по душахъ своихъ и по своихъ родителехъ ввчной поминокъ”.

Фото 1911 г.

Двери западной галлереи Троицкого собора

Двери во внутренних вратах, ведущих из галлереи в собор, как с западной, так и с северной и южной сторон взяты из прежнего полуразрушенного Троицкого храма и замечательны по своей древности (XVI в.), художе­ственности исполнения и иконографическому содержанию украшений. Двери сделаны из железа, обиты латунью и укра­шены чеканными по сусальному золоту разного рода изображениями и изречениями из свящ. писания и сивиллиных книг. Лицевая их сторона с этой целью разделена на несколько рамок, в которых и размещены священные и другие изображения, сделанные сусальным золотом, в подражание византийской инкрустации дверей пластинками золотыми и серебряными.

На западных дверях, в двух верхних рамах изобра­жено Благовещение: в одной раме — архангел Гавриил, а в другой — Богоматерь; ниже — с одной стороны — пророк Исаия, возвестивший о рождении Спасителя от Девы, а с другой — пророк Иезекииль, изрекший пророчество о затворенных вратах; в следующей раме, с одной стороны, лествица Иакова и Богоматерь, а с другой — купина Моисея. При каждом из этих изображений имеются соответствующие надписи, заимствованные из Библии. Еще ниже изображены философы — Фродитиан и Ермий; в последних двух нижних рамах — Омирос и Менандр. Все эти изображения, как видно из пояснительных к ним надписей, выражают одну общую мысль о явлении на землю Бога во плоти. На северных дверях, в таких же рамах, находятся изображения — вверху св. Троицы и пророка Аввакума с его пророчеством, рядом изображены Рождество Пресв. Богородицы и Гедеон, ниже — пророки Илия и Елисей; еще ниже — Еврипид и Сивилла. На южных дверях, вверху, в двух рамах, изображено дважды Благовещение в различных переводах, с надписями; ниже — прозябший жезл Ааронов, на котором изображено Знамение Богоматери, Аарон и Даниил с их пророчествами; еще ниже — Платон и Аполлон пред костяком, лежащим во гробе, рядом — Валаам с пророчеством о звезде от Иакова; в нижнем ряду, в трех рамах, изображены Сивиллы. Такого рода изображения на дверях Троицкого храма являются редкостными, хотя не составляют исключительной принадлежности его; они встре­чаются в некоторых древних храмах, особенно московских.

По входе в Троицкий храм, внимание посетителя привлекают настенные фресковые росписи, которыми храм как бы сплошным ковром украшен спустя 34 года после воссоздания его, именно в 1685 году, при архимандрите Ипатьевского монастыря Пафнутии. Фрески Троицкого собора при­надлежат к числу лучших произведений московской стенописи XVII века, отражая на себе наиболее типичные черты последней, как в отношении иконографического содержания, так и стиля, приемов выполнения, а также — распределения их в храме, не без отступлений, однакоже, в частностях. Влияние Москвы или, точнее, Московской иконописной школы в данном случае сказалось особенно сильно главным образом потому, что исполнителями фресковых стенописей были Костромские изографы, во главе с Гурием Никитиным, первостатейным жалованным царским иконописцем, работавшим по преимуществу в Москве и принадлежавшим по характеру своих работ к царской школе Симона Ушакова.

По частям храма фресковые живописи распределяются в общих чертах таким образом. В куполе средней боль­шой главы изображены: Господь Саваоф, в юго-восточной главе — Иисус Христос благословляющий, в юго-западной — Господь — Благое Молчание, в северо-западной главе — св. И. Предтеча и в северо-восточной — Знамение Божией Матери. Далее, на плафонах барабанов стенок до парусов в средней, большой главе, находятся изображения архангелов, ниже — патриархов с херувимами между ними, а в малых главах — изображения патриархов и пророков. В парусах, по обыкновению, изображены евангелисты, над арками — явление Аврааму трех странников, Недреманное Око и Благое Молчание; на сводах — двунадесятые праздники. На стенах храма фресками изображены священно-исторические события — вверху ветхого, а внизу — нового заветов; на северной стене храма находятся аллегорические изображения из книги «Песнь песней”, числом 5. В алтаре храма, в глубине сводов — средней апсиды — изображение Богоматери по песнословию «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь”…, а под ним восемь изображений святых — Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и др.; в своде северо-восточной апсиды — деисис с младенцем Иисусом Христом в чаше, в своде юго-восточной апсиды — деисис с апостолами кругом, внизу преп. Авраамий и семь святителей, а на противополож­ной стене апсиды — чудеса свм. Ипатия.

Внутренние столбы Троицкого храма также украшены стенописью. В ряду изображений святых на юго-восточном столбе находятся, между прочим, художественные портретные изображения царей Михаила Феодоровича и Алексея Михай­ловича, во весь рост, в царских одеждах и со скипетрами в руках и притом в нимбах. Появление этих изображений в Троицком храме объясняется, с одной стороны, тем значением, какое имел этот храм, как место избрания Михаила Феодоровича на царство, а с другой, — из вспоминания о воссоздании этого храма царем Алексеем Михайловичем в 1650—1652 годах.

На стенах Троицкого соборного храма, внизу стенописей, имеются две записи о времени исполнения настенной живо­писи в храме и об исполнителях ее. Первая запись крупною древнеславянскою вязью сделана в виде широкой ленты поверх панели по трем сторонам храма — южной, западной и северной и содержит в себе сведения о том, что церковь сия «изографствомъ подписана” в 1685 году, при державе благоверных великих государей и великих князей Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев, патриархе Московском Иоакиме и архимандрите Ипатьевского монастыря Пахомии с братиею. Вторая запись сделана в клейме на северной стороне храма, вблизи двери, и содержит в себе перечисление имен 18 мастеров, исполнявших стенописи в сем храме.

Кроме указанных выше предметов старинного зодчества и фресковых стенописей, в Троицком соборном храме сохранилось много и других драгоценных памятников древности, особенно в виде св. икон, заслуживающих особенного внимания не только со стороны их происхождения, но и со стороны художественности их исполнения, не говоря о материальной их ценности. Предварительно же указания таких икон, обратим внимание на самый иконостас. Существующий иконостас устроен взамен прежнего в 1756 году, при епископе Костромском Геннадии Андреевском, в стиле XVII века, по образцу иконостаса, бывшего до пожара в 1773 г. в Костромском городском Успенском соборе. Иконостас величественный — о пяти ярусах, со столбами, капителями и подзорами, с резными тяблами — виноградными ветвями и кистями, а вокруг столбов храма находятся такие же киоты с тумбами. В 1758 году, при преосвященном Дамаскине Аскаронском, новый иконостас был вызолочен на полименте. В главном иконостасе собора находится до 90 икон, всех же икон в Троицком соборном храме до 270, со включением остальных, помещенных в киотах вокруг четырех внутренних столбов храма и в приделах его. Все эти иконы — старинного письма XVI—XVII веков. По ярусам иконостаса иконы распре­делены таким образом: в нижнем ярусе — св. иконы, так называемые, местные, богато украшенные ризами и венцами из золота, серебра и драгоценных каменьев; во втором ярусе — праздничные иконы, в третьем — апостольские, в четвертом — пророческие и в пятом ярусе — праотеческие иконы, а наверху иконостаса возвышается св. крест.

В ряду иконных сокровищ обители, без сомнения, первое место занимают святые иконы письма XVI и XVII в.в., которых Ипатьевский монастырь сохранил, по мнению компетентных знатоков старины, больше, чем даже Московский Успенский собор.

К числу наиболее замечательных из этих икон в нижнем ярусе принадлежат следующие. На втором месте по правую сторону царских врат местная храмовая икона Живоначальной Троицы, на липовой доске, богато украшенная золотом, серебром и драгоценными камнями. Из надписи, вычеканенной на золотом окладе иконы, видно, что этот образ «поставленъ бысть въ пременитую Лавру святые и Живоначальные Троицы и святаго апостола Филиппа выпатской монастырь благоволенiемъ Государя царя (Феодора Иоанновича) и тщанием конюшаго и боярина Димитрия Ивановича Годунова”, в 1593 году, а при державе царя Бориса Феодоровича Годунова (1600), «обложенъ золотомъ чоканнымъ и жемчугомъ украшенъ” и по местам — драгоценными камнями. К этому образу царем Михаилом Феодоровичем 14 февр. 1616 года приложены три большие золотые медали, по одной медали под каждым ликом Пресв. Троицы, с изображением на них шведского короля Карла IX, с тремя при них четвероугольными золотыми дщицами и вычеканен­ною на них надписью о времени пожертвования медалей. Первоначально этот образ Живоначальной Троицы был написан на кипарисной доске, но по ветхости ее и красок переписан при епископе Дамаскине (1758—1769 г.) на липовую доску и сохранил лишь металлические и другие украшения и между ними — указанные медали Карла IX.

По левую сторону царских врат второе место занимает образ Тихвинской Божией Матери, написанный, по преданию, св. Петром, митрополитом Московским, и осо­бенно чтимый местно, как чудотворный. Он мерой в 5 четвертей, в окладе серебряном, чеканном, золоченом, украшен жемчугом и драгоценными камнями. Для равномерности с прочими местными иконами, вокруг этого образа в 1736 году помещено 15 других небольшого размера икон древнего письма. Икона Тихвинской Божией Матери на осень и зиму переносится в теплый храм Рож­дества Пресв. Богородицы для поклонения верующих и бывает носима по г. Костроме в так называемых генеральных крестных ходах.

Посреди Троицкого храма, на западной стороне правого столба, находится икона Пресв. Троицы, большого размера, писанная на кипарисной доске. На иконе венцы, поля и свет серебряные, позолоченные, по местам украшены жем­чугом и камнями. Из вычеканенной на окладе надписи видно, что этот образ написан и обложен серебром, золотом и драгоценными камнями, и пелена при нем шита золотом и сажена жемчугом при державе Царя Государя и Великого Князя Феодора Ивановича всея Руси, в 8 год его правления, повелением боярина Димитрея Ивановича Годунова в 1593 году.

На левом столбе, с южной стороны, имеется в красивой киоте и богатом украшении образ св. Димитрия Солунского, на кедровой доске, в житии. Из чеканной на серебре надписи видно, что этот образ с чудотворного его образа, принесенного из г. Солуня и находящегося теперь в Московском Успенском соборе, обложен серебром и золотом и украшен камнями и жемчугом при державе Царя Феодора Ивановича, во второе лето его государства, а приложен в Ипатьевский монастырь повелением боярина Димитрия И. Годунова в 1586 году.

На том же столбе, с западной стороны, находится самая древняя икона, называемая «Воплощение”, на которой изображено бывшее мурзе Чету небесное явление в лице Божией Матери с предвечным Младенцем и с предстоящими в молении св. ап. Филиппом и св. Ипатием, деяния которого изображены в 14-ти клеймах. Икона эта была поновлена в 1605 году архимандритом Иаковом и в 1813 году — Костромским купцом Д. Солодовниковым.

Образ св. Иоанна Предтечи, пожертвованный Д. И. Годуновым. На этой иконе св. Иоанн Предтеча представлен с крыльями, с чашей в руках, в которой изображен Агнец Божий, а у Предтечи в левой руке — свиток со словами: «Аз видех и свидетельствовах: се Агнец Божий вземляй грех всего мира; покайтеся, приближи бо ся царствие небесное”. Над главою И. Предтечи изображен Иисус Христос, а на полях иконы, в двенадцати клеймах, события жизни св. И. Предтечи.

Вблизи южных алтарных дверей, позади правого клироса, имеется драгоценный (12 т. руб.), превосходной работы русского художника Сиверса, мозаический образ святителя Нико­лая Чудотворца. Этот образ является выражением патриотических чувств Черниговского дворянства, которое через особую депутацию, по случаю исполнившегося 25-летия благополучного царствования Императора Николая I, принесло его 28 июля 1856 года в дар Ипатьевскому монастырю, из коего вышел на царство родоначальник Дома Романовых. Таким образом икона эта заслуживает внимания если не по древности, то по патриотическому чувству, которым было вызвано ее пожертвование монастырю, по художественности ее исполнения и материальной ценности.

Также обращает на себя внимание образ св. Иоанна Богослова древний, с серебряным венцом и басменным окладом, равно и другие малого формата иконы, прекрасной греческой иконописи, относящиеся по своему происхождению к XVI и XVII в.в. и находящиеся в самом соборе или его приделах и ризнице.

Среди многих святынь Троицкого соборного храма, без сомнения, первое место занимает небольшая часть ризы Господней, присланная в Ипатьевский монастырь в 1626 г. патриархом Филаретом, отцом царя Михаила Феодоровича. Эта святыня вместе с частями ризы и пояса Богоматери, креста и гроба Господня и частицами мощей св. угодников Божиих (14) хранится в особом ковчеге, вделанном в медную круглую доску, с сияниями медными же отзолоченными. На доске оклад серебряный, чеканный, золоченый, за стеклом во всю доску. По надписи на окладе, ковчег устроен тщанием и радением архимандрита Тихона с братиею в 14 день сент. 1718 года.

Далее, замечательны два большие сударя в золоченых рамах, за стеклами, на которых по красной камке вышиты золотом, серебром и разными шелками Живоначальная Троица и Отечество в силах; приложены в 1622 и 1626 годах женою Ивана Ивановича Годунова Ириною Никитичною.

У правого клироса Троицкого собора находится хоругвь, на которой по червчатой камке вышиты золотом и сереб­ром, с одной стороны, образ Живоначальной Троицы, а с другой, — свв. Алексия Божия человека, Алексия митрополита и Феодора Стратилата с словами: вклад Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея великия и малыя России Самодержца. Другая такая же хоругвь находится у противоположной колонны, с изображениями свв. Дмитрия Солунского, муч. Ипатия и ап. Филиппа.

В Троицком соборе также заслуживает внимания паникадило литое, пожертвованное, как видно из надписи на нем, в 1659 году И. И. Щетневым. Устроенный и украшенный таким образом фресками и иконами, Троицкий соборный храм, однакоже, по разным обстоятельствам не избег впоследствии некоторых, хотя и незначительных, изменений в том или другом отношении.

Так, в 1708 году, во время сильного весеннего разлива рек Костромы и Волги, вода проникла в подвалы собора, вследствие чего, от неравномерной осадки главных стен собора и галлерей его, в стенах последнего образовались многие и значительные трещины. По донесению же архимандрита Гавриила Бужинского Св. Синоду от 22 апр. 1721 года, «соборная церковь от воды разселася на двое”, и все камен­ное здание подалось в Кострому реку. Эти повреждения в стенах впоследствии не раз были заделываемы, но они вскоре вновь выступали до последней заделки в 1912 г.

В 1803 году, при преосвященном Евгении, на Троицком соборном храме вместо существовавших прежде громадных глав устроены из белого железа главы меньших размеров. В 1811 году в соборе устроен чугунный пол; по разборке же его в 1911—1912 г.г., оказался под слоем песка другой древнейший пол, сделанный из больших терракотовых квадратных плит по 11 вершков в длину и ширину и 11/2 в. в толщину, уложенных в виде шахмат.

В 1835 году, 16 мая, во время бывшей в г. Костроме сильной грозы, Ипатьевский монастырь, как расположенный на открытом месте, потерпел многие и большие повреждения. Так, на Троицком соборном храме сильным ураганом были сорваны большая и северо-восточная главы и чрез архиерейский корпус переброшены одна в реку Кострому, а другая — в монастырский сад. Остальные главы, хотя устояли, но все-таки были сдвинуты с своих мест, а у юго-восточной главы была разрушена даже часть камен­ной кладки, и массою кирпича пробита железная крыша на храме.


Кап. ремонт скатной кровли на крыше южного придела в Троицком соборе 1911 г.

Но вскоре, в силу Высочайшего повеления, при материальном вспомоществовании от казны, последовало полное обновление монастыря, при чем в 1840 году были устроены на Троицком соборе пять глав, больших, сравнительно с прежними, размеров, а в 1842 году, кроме того, — одна глава над храмом во имя преп. Михаила Малеина и над храмом во имя прав. Лазаря, по железным стропилам из английской жести; яблоки и кресты на всех главах были вызолочены чрез огонь червонным золотом. Тогда же возобновлена наружная живопись на храме.


Кап. ремонт в Троицком соборе 1911 г.

Последний капитальный ремонт Троицкого соборного храма произведен в 1911—1912 годах по случаю трехсотлетнего юбилея избрания на царство Михаила Феодоровича Романова. На отпущенные с этою целию из Государственного Казначейства 97536 руб. 42 коп. тщательно исправлен фундамент собора с облицовкою его вновь белым камнем, заделаны трещины в стенах и сводах собора, главы на соборе вновь вызолочены червонным золотом, устроен новый плиточный пол, исправлена стенопись на наружных стенах храма с окраскою последних, а также реставрированы иконы и фресковая живопись на внутренних стенах и паперти собора и пр.

Общая информация

Протяженность стен монастыря составляет 518 метров и высотой до 10 метров. В монастыре было пять въездных ворот, укрепленных квадратными башнями, однако сохранилась только башня над Южными воротами. Территория монастыря состоит из двух частей — Старого и Нового города, первый из которых был создан в 1586-1590 годах на средства Годуновых. Новый город появился в 1642-1645 годах по велению М. Романова, увеличившего почти вдвое территорию монастыря. Обороноспособные башни и стены Нового города одновременно выглядели декоративными и нарядными. В монастыре также строились каменные жилые и хозяйственные постройки: настоятельские и братские кельи, погреба, поварня, трапезная.

Троицкий собор и Звоница в Ипатьевском монастыреАрхиерейский корпус с церковью Хрисанфа и Дарьи

В 1919 году монастырь закрыли, а его материальные ценности национализировали. В 1958 году в Ипатьевском монастыре был создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник и проведена реставрация.

В настоящее время монастырь передан Русской православной церкви.

Ипатьевский монастырь, вид с моста через реку Кострому

Интересные факты

При Б. Годунове Романовы жили в ссылке в Ипатьевском монастыре, а в годы Смутного времени монастырь стал их вотчинным владением. Когда поляки расправились с И. Сусаниным, Михаил с матерью укрылись в Ипатьевском монастыре.

Усыпальница Годуновых в Ипатьевском монастыре

В результате пожертвований Годуновых и других лиц по количеству земляных владений монастырь занимал четвертое место среди крупнейших русских монастырей. В 1595 г. Б. Годунов дал Ипатьевскому монастырю двор в Москве, в Китай-городе, а в 1603 г. -два дома в Костроме. Монастырь стал называться «лаврой». На средства Годуновых в 1550-1605 гг. было проведено переустройство монастыря.

В Троицком соборе Ипатьевского монастыря в 1613 г. был совершен чин избрания Михаила Федоровича на царство.

По указу М. Романова в Ипатьевский монастырь перенесли прах И. Сусанина.

Адрес: Россия, Кострома, Ипатьевская слобода, ул. Просвещения, 1
Основан: около 1330 года
Координаты: 57°46′35″N 40°53′40″E
Основные достопримечательности: Троицкий собор (фрески собора XVII века), звонница, палаты бояр Романовых, Наместничий корпус
Святыни монастыря: часть Ризы Господней, чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, икона священномученика Ипатия Гангрского с частицей мощей

История Ипатьевской обители

Архитектурные памятники на территории обители

Современное состояние и режим посещения

Как доехать до Ипатьевского монастыря

Ипатьевский монастырь на карте

Старинный мужской монастырь, расположенный в западной части Костромы, стоит особняком среди русских обителей. Он выделяется не только древней историей, берущей начало в XIV веке. Этот монастырь сыграл ведущую роль в становлении царских династий Годуновых и Романовых и сегодня хранит уникальные иконы и ценности. Посетить его будет интересно не только православным паломникам, но и любому образованному человеку, желающему прикоснуться к отечественной истории.

Вид на Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь со стороны реки Костромы

История Ипатьевской обители

Исследователи склоняются к мнению, что обитель создали в 1330 году на деньги, выделенные богатым татарским чиновником Четом, который через костромские земли направлялся в Москву в услужение князю Ивану I (Калите).

Существует предание, что на отдыхе, возле места, где Волга принимает воды Костромы, татарскому мурзе привиделись Богоматерь, апостол Филипп и священномученик Ипатий. И Чет повелел построить на речном берегу монастырь, а позже сам принял христианство под именем Захарий.

Слева направо: Домовая церковь Хрисанфа и Дарии, Троицкий собор, колокольня

Чет-Захарий стал прародителем двух влиятельнейших российских фамилий – Сабуровых и Годуновых. Известно, что потомки основателя обители были набожны и перед кончиной приезжали в монастырь, чтобы постричься в монахи и провести здесь свои последние дни. В монастырских стенах погребены оба родителя Бориса Годунова. И если бы Борис не стал русским государем, скорее всего, местом его упокоения также был бы Ипатьевский монастырь. Но прошло очень много лет, и сегодня на территории монастыря уцелела лишь одна из трех почитаемых усыпальниц.

Летописи свидетельствуют, что в XIV и XV веках об обители на берегу Костромы еще мало кто знал. Возвышение ее произошло во времена роста влияния рода Годунова при царском дворе. За пять десятков лет, с середины XVI века здесь провели большие работы по обустройству территории, а многие монастырские постройки возвели в камне. По обычаям тех времен обитель создавали как крепость, способную отражать набеги неприятеля. Для этого всю территорию опоясали надежной каменной оградой.

Собор Троицы Живоначальной

Годуновы делали монастырю богатейшие подношения. Они дарили ему драгоценные рукописные книги, имеющие серебряные и позолоченные оклады, а также жертвовали серебряную и золотую богослужебную утварь: блюда для панихид, потиры, дискосы, водосвятные чаши и звездицы. Сегодня часть этих ценностей можно увидеть в столице – в Оружейной палате, Третьяковской галерее и Историческом музее, а некоторые хранятся в музейной коллекции — на территории самой обители.

Смутные времена стали для монастыря суровым испытанием. Первое наступление польско-литовских войск Лжедмитрия II, благодаря ополченцам из Галича, удалось отбить. Но в 1609 году, когда неприятелей вторично выбивали из монастыря, взорвали одну из его стен. И от мощного взрыва сильно пострадали собор Живоначальной Троицы и два надвратных храма.

Домовая церковь Хрисанфа и Дарии

1612 год стал знаковым не только для самого монастыря, но и для в всего государства. Именно в этом году возле стен обители посольство из столицы вручило грамоту об избрании царем 16-летнему Михаилу Романову. Несколько последующих десятилетий, до самого конца XVII века, монастырь перестраивался и процветал. А работы по его обновлению проводились по распоряжению и на деньги царской фамилии. Новые монастырские храмы и здания возводили каменных дел мастера, жившие в Богословской и Ипатьевской слободах.

Монастырская братия постоянно создавала рукописные книги религиозного характера – евангелии, жития святых и синодики. Здесь же хранились ценные рукописи, привезенные из разных мест России и из-за рубежа. В 1814 году известному русскому историку Николаю Михайловичу Карамзину удалось разыскать в библиотеке обители ценнейшую рукопись XV века, созданную в Пскове, и позже названную Ипатьевской летописью. В ней описывается история становления Руси с начала XII по конец XIII века.

Звонница Ипатьевского монастыря

С конца XVII по середину XVIII века монастырь пережил полувековой период упадка. Из него в столицу для военных нужд вывезли несколько больших колоколов. Власти урезали денежное содержание для монахов, а саму обитель впервые стали использовать как место ссылки. Но в 1744 году обитель вновь ожила. На ее территории разместилась резиденция костромского архиерея, а через некоторое время здесь даже открыли Духовную семинарию.

Потом в монастырь стали наезжать представители царской фамилии. Первые визиты в костромскую обитель нанесла Екатерина II. А в XIX веке монастырская братия принимала всех правящих российских государей. Император Николай II бывал в монастыре неоднократно и последний раз заехал в обитель с семьей во время торжеств, посвященных 300-летию дома Романовых, которые отмечали во всей Империи в 1913 году.

С 1919 году, при советской власти, монастырь закрыли, всю братию изгнали из его стен, а имущество национализировали. Часть монастырских помещений отдали под музейные нужды, а в других поселили жителей костромской окраины.

Екатерининские ворота Ипатьевского монастыря

В начале 1920-х годов, когда государство экспроприировало церковные ценности из всех российских храмов, из обители забрали все серебряные и золотые изделия, а это свыше 14 кг золота и 200 кг серебра. К середине 30-х годов прошлого века на монастырской территории проживало уже около семисот человек, и часть древних храмов была разрушена.

Но с середины 1940-х годов отношение к древней русской обители поменялось. Ее, наконец, стали воспринимать как культурную и историческую ценность. Сюда перевезли уникальную деревянную церковь из села Спас-Вежи, которое подлежало затоплению новым Горьковским водохранилищем. А потом в монастыре создали музей-заповедник и начали постепенно выселять проживавших в нем людей.

Процесс возрождения православной обители начался в конце 1980-х годов. В 1989 году в Троицком соборе прошла первая служба, а спустя два года монастырь официально открылся. Освящение всей восстановленной территории произошло в 2002 году. Кроме того, в монастырских стенах возродили уникальный церковный музей.

Палаты бояр Романовых

Архитектурные памятники на территории обители

Величественный Троицкий собор считается главным храмом на монастырской территории. Каменному зданию, которое появилось в 60-е годы XVI века, предшествовала деревянная Троицкая церковь – одна из самых первых монастырских построек. Но и первый каменный собор неумолимое время не пощадило. От взрыва при осаде в Смутные времена он сильно пострадал, и было принято решение о строительстве нового кирпичного храма.

Собор, который мы можем увидеть сегодня, возвели в середине XVII века. Эта пятиглавая крестовокупольная церковь имеет подклет и окружена живописной галереей. Ее крыльцо выходит на север со стороны богато декорированного фасада.

После строительства внутренние помещения храма стали расписывать. Но спустя два года по Костроме прошла большая эпидемия моровой язвы, и роспись прервали почти на три десятилетия. Заканчивала изографические работы в соборе знаменитая артель мастеров под руководством Гурия Никитина – известнейшего монументалиста того времени. Фрески распределены в четыре яруса, и их отличает манера письма, характерная для костромских иконописцев.

Зеленая башня Ипатьевского монастыря

В монастыре также можно увидеть храм Хрисанфа и Дарии (1852-1863 гг.). Эта домовая церковь имеет стройное шатровое завершение. Совсем недавно палехскими мастерами были закончены масштабные работы по ее росписи. И основными сюжетами фресок стали приход послов из Москвы к юному Романову и ввод русских войск в Париж в 1814 году.

В обители также сохранились звонница, построенная в XVII веке, Святые ворота с привратными часовнями (1767 г.), Архиерейский корпус (XVII в.), и несколько башен на монастырской ограде, возведенных в середине XVII века. А Церковь Рождества Богородицы, утраченная в годы борьбы советской власти с религией, была отстроена заново в 2013 году.

Современное состояние и режим посещения

Ипатьевская обитель – действующий епархиальный мужской монастырь, поэтому в нем следует вести себя в соответствие с церковными правилами и традициями. Войти на территорию и посетить Троицкий собор можно бесплатно. Богослужения в монастырских храмах проходят ежедневно в 8.00 и 17.00.

Памятная колонна

Для посещения музея нужно покупать билеты. В летний период (с 1 мая до 30 сентября) он открыт с 9.00 до 18.00. Зимой (с 1 октября по 20 апреля) – с 10.00 до 17.00. Фото- и видеосъемка на монастырской территории и в музее возможна только на платной основе. А внутри храмов – вообще запрещена. Также не разрешена фото- и видеосъемка монахов и священнослужителей.

Как доехать до Ипатьевского монастыря

Монастырь расположен в Ипатьевской слободе, на ул. Просвещения, 1.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги и повернуть на ул. Советская. По ней, проспекту Текстильщиков и ул. Островского следует подъехать к автомобильному мосту через приток Волги — реку Кострому. Ипатьевская слобода расположена на правом берегу реки Кострома, и к ней ведет Береговая улица.

Вид на Новый город Ипатьевского монастыря

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. От городского автовокзала до монастыря ходят автобус и маршрутное такси № 14. Также до Ипатьевской слободы доходят маршрутные автобусы № 4, 8, 11 и 38.

Рейтинг достопримечательности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *