Ипостаси человека

ИПОСТАСЬ (от греч. ὑπόστασις – подставка, основание, сущность) – один из важнейших терминов христианского богословия. В качестве термина позднеантичной философии впервые введен Посидониемв значении единичного реального бытия; в перипатетической традиции – синоним «первой сущности» «Категорий» Аристотеля. Словоупотребление, ставшее господствующим в церковной догматике, связано в первую очередь с богословской деятельностью Василия Великого и всего кружка каппадокийцев . В восточном богословии уже начиная с 3 века (Ориген) понятие ипостаси использовалось в разных смыслах, в контексте учения о Троице, означая то различие Трех Лиц, то их сущностное единство. Причиной этой неопределенности было отсутствие четкой терминологической дифференциации «ипостаси» (лат. substantia) и «сущности» (греч. οὐσία, лат. substantia, essentia), проистекающей из близости этих слов в обыденном и философском языках. Афанасий Великий и Александрийский собор 362 еще употребляют эти слова в одинаковом смысле. В тринитарных спорах именно Василий Великий впервые попытался преодолеть крайности арианства и савелианства с помощью строгого терминологического различения «ипостаси» и «сущности». В формуле «одна сущность – три ипостаси» под ипостасью понимаются «истинно сущие» «отличительные особенности» трех Лиц внутри единой божественной «сущности», или «природы» (частное – общее). Так ипостась получила значение собственного конкретного бытия. У Григория Богослова ипостась как «способ существования» (τρόπος τῆς ὑπάρξεως) приравнивается к «лицу», что было приближением к терминологии западных отцов Церкви (persona); ипостасные признаки трех Лиц называются «отцовство», «сыновство» и «исхождение». Понятие ипостаси (уже как синоним «лица») вошло в вероопределение Халкидонского собора о двух природах и одной ипостаси во Христе. Важное место этому понятию отводится также в христологии Леонтия Византийского , Леонтия Иерусалимского и Максима Исповедника . Позднее в богословии схоластиков (Росцелин , Абеляр) номиналистическая (концептуалистская) тенденция приводит к тому, что учение о трех ипостасях принимает форму тритеизма («троебожие»), с которым решительно боролись каппадокийцы.

А.В.Михайловский

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. ипостась — ИПОСТАСЬ, и, ж. 1. Один из ликов триединого божества Троицы (книжн.). 2. В нек-рых сочетаниях: проявление чьейн. сущности, а также (обычно ирон.) чья-н. роль, качество. Странная, неожиданная и. кого-н. В своей обычной ипостаси кто-н. Толковый словарь Ожегова
  2. ипостась — Ипоста́сь/. Морфемно-орфографический словарь
  3. ипостась — ИПОСТАСЬ -и; ж. 1. Церк. В христианстве: особенность каждого из трёх лиц Троицы. Единый Бог существует в трёх ипостасях: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Толковый словарь Кузнецова
  4. ипостась — Ипост’ась (Евр.1:3) — сущность, бытийность, внутренняя природа. Библейский словарь Вихлянцева
  5. Ипостась — Слово из области богословской терминологии. Христианство учит, что «Единый Бог» троичен». При разъяснении понятия троичности отцы древней церкви выражались неодинаково. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  6. ипостась — ипостась I ж. Каждое из лиц триединого Бога. II ж. Одна из форм проявления, воплощения кого-либо или чего-либо; качество, роль, амплуа. Толковый словарь Ефремовой
  7. ипостась — Ипостась, ипостаси, ипостаси, ипостасей, ипостаси, ипостасям, ипостась, ипостаси, ипостасью, ипостасями, ипостаси, ипостасях Грамматический словарь Зализняка
  8. Ипостась — (от греч. hypóstasis — лицо, сущность) первоначально философский термин, введённый последователями Аристотеля в значениях «индивидуальное» и «реально существующее»; заимствованный христианскими богословами… Большая советская энциклопедия
  9. ипостась — -и, ж. 1. Церковный термин для обозначения одного из лиц христианской троицы. 2. перен. То (или что) близко, тесно примыкает к кому-, чему-л. другому. Созданье, Сила и Основа Три ипостаси одного. Бальмонт, Созданье, Сила и Основа. Малый академический словарь
  10. ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ (от греч. hypostasis — сущность, основание) — термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введен Посидонием в 1 в. до н. Большой энциклопедический словарь
  11. ипостась — ИПОСТ’АСЬ, ипостаси, ·жен. (·греч. hypostasis — сущность) (церк.). По богословской терминологии — одно из лиц христианской троицы (см. троица в 1 ·знач. ). Толковый словарь Ушакова
  12. ипостась — ипоста́сь ж. «существо, сущность», диал. поста́сь «лицо», поста́сный «видный, с длинной бородой» (у раскольников), русск.-цслав. ϋпостась (Мин. 1095 г. и др.). Из греч. ὑπόστασις; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 69. Этимологический словарь Макса Фасмера
  13. ипостась — орф. ипостась, -и Орфографический словарь Лопатина
  14. ипостась — ИПОСТАСЬ ж. церк. греч. лицо, особа; принято о Святой Троице, одно из лиц Св. Троицы. Бог, единый по существу, тройственный ипостасьми. Ипостасный к ипостаси относящ. Толковый словарь Даля
  15. ипостась — Ипостаси, ж. (церк.). По богословской терминологии – одно из лиц христианской троицы. Большой словарь иностранных слов
  16. ипостась — сущ., кол-во синонимов: 8 качество 20 лик 17 лицо 135 основание 85 роль 21 субстанция 16 сущность 46 функция 49 Словарь синонимов русского языка

На судебных процессах в средневековые за такие преступления, как кражи, убийства, вредительство судили и животных тоже.

Так, например, на одной из последних тяжб в 1713 году в Бразилии судили термитов, которые растащили муку и подточили деревянные столбы в погребах монастыря. Выслушав защиту и обвинение, суд вынес постановление об изгнании преступников в специально огороженную зону: современным языком – в колонию-поселение.

Из серьезных преступлений в животном мире неисследованной осталась, пожалуй, только проблема коррупции.

Современные исследователи делятся любопытными наблюдениями, из которых следует, что повадки животных, насекомых и даже простейших организмов настолько напоминают поведение коррумпированных представителей человеческого общества, что невольно напрашивается вопрос: не из зоологии ли эта коррупция к нам явилась?

Коррупция как своячество.

Своячество — торговля должностями и прочие виды несправедливого распределения хлебных мест — является одним из наиболее опасных проявлений коррупции. В природе это явление носит название паразитизм.

Так, стратегию эксплуатации одним видом насекомого ресурсов другого можно приравнять к социальному паразитизму среди людей — при замене биологических видов на социальные классы получаем одно из определений коррупции.

Среди насекомых-паразитов распространена поведенческая модель «кукушки». Например, самка паразитирующего вида муравьев проникает в гнездо вида-хозяина, где убивает царицу. Заняв ее место, она откладывает свои яйца, а местные муравьи старательно за ними ухаживают. Детеныши новой властительницы постепенно заселяют муравейник, вытесняя хозяев.

Постепенно хозяева вымирают, потому как у них больше нет матки для рождения потомства. Рабовладельцы остаются одни. После оплодотворения их самки улетают на поиски нового дома…

Напрашивается вывод, что муравьи-паразиты однозначно вредят тем, кого обманывают и обкрадывают. Однако….

В последнее время ученые приходят к выводу, что большая часть паразитов заботится о… выживаемости эксплуатируемых. Пользуясь трудами, паразиты зачастую помогают обворовываемому виду бороться с другими формами вредителей и даже внутренними патологиями. Другими словами, коррупционеры берут на себя работу по выявлению остальных врагов своих кормителей.

Исследователи приводят примеры благой роли коррупции в животном мире. Таким наглядным примером, по мнению ученых, может служить распространение во второй половине ХХ века в США язвенного колита и болезни Крона. До 1930 года не было известно ни одного случая такого заболевания, сейчас же от них страдает миллион американцев.

Некоторые паразитологи считают, что распространение этих болезней было вызвано устранением кишечных глистов. Ученые выяснили, что паразиты успокаивали и перестраивали иммунную систему таким образом, чтобы она эффективно боролась с бактериями и вирусами, экономя силы на червях.

Несколько тысячелетий люди сосуществовали с этими паразитами. Когда же им вдруг удалось от них быстро избавиться, иммунная система, не находя привычного раздражителя, начинает атаковать собственное тело.

Ученые из Университета штата Айова в 1997 году просто подтвердили эту теорию на практике. Они скормили яйца кишечного червя семи больным язвенным колитом и болезнью Крона. После чего у шести из семи пациентов наступило полное выздоровление…

Сущность и ипостась

Бог церковного опыта одновременно Един и Троичен. Для выражения идеи Божественного единства Церковь преимущественно использует философское понятие единой сущности; чтобы подчеркнуть троичный характер Божества, она прибегает к понятию трех Ипостасей, или Лиц. Таким образом, христианский Бог единосущен (обладает одной Сущностью) и триипостасен (представляет Собой три Ипостаси, или Лица).

Мы пользуемся термином «сущность» — словом, означающим «участие в бытии», — со значительной долей условности. По-гречески «сущность» (oysia) восходит к причастию настоящего времени женского рода от глагола «быть» (eimi). Однако, говоря о Боге, мы имеем в виду не Его участие в Бытии, но само Бытие как таковое, всю возможную полноту существования и жизни. Вот почему апофатическая формула «сверхсущностная сущность», часто встречающаяся у отцов Церкви, точнее выражает истину о Боге.

Тем не менее, четкое различение сущности, с одной стороны, и ипостасей сущности, с другой, помогает отчетливее сформулировать и описать опыт Божественного Откровения. Возможно, мы лучше поймем разницу между указанными двумя понятиями, если обратим внимание на следующий факт: человек, созданный «по образу и подобию» Божию, также представляет собой единую сущность (и значит, единосущен) и множество ипостасей, или личностей (то есть, многоипостасен). Понятие единой сущности мы выводим из некоего набора свойств и отличительных черт, в той или иной степени присущих всем людям. Так, каждое человеческое существо обладает разумом, волей, способностью суждения, воображением, памятью и т. д. Все люди участвуют в бытии посредством указанных свойств, общих всему человеческому роду. Следовательно, все люди обладают единой природой, или сущностью . Однако каждая конкретная реализация (ипостась) общей природы, то есть каждый человек, взятый в отдельности, воплощает в себе сущностные свойства особым и неповторимым образом. Каждый из нас говорит, думает, судит, фантазирует по-своему, отличаясь в этом от всех прочих людей; и поэтому всякий конкретный человек представляет собой абсолютно уникальную экзистенцию.

Таким образом, сущность, или природа, о которой идет речь — как в отношении человека, так и Бога, — не существует вне отдельных личностей, но только лишь благодаря им. Личности ипостазируют сущность, дают ей ипостась, то есть реальное и конкретное существование. Природа не обладает бытием иначе как в личностях; личности представляют собой модус существования природы.

Это не означает, тем не менее, что сущность есть просто абстрактное понятие (будь то «божественность» или «человечность»), образующееся в нашем сознании как некое резюме общих качеств и свойств. Да, мы говорим, что природа не существует вне своих конкретных воплощений в отдельных ипостасях. Тем не менее, каждый из нас, людей, вполне реально ощущает разницу между своей личностью и своей природой, или сущностью. Часто мы осознаем в себе одновременное присутствие двух желаний, двух волевых импульсов, двух потребностей, каждая из которых требует удовлетворения. Одно из этих проявлений выражает наш свободный выбор, наше личностное предпочтение, в то время как другое представляет собой естественное, природное влечение. Оно может входить в противоречие с нашими сознательными стремлениями, выступая как некая безличная сила (наподобие инстинкта) и действуя помимо нашей воли и рассудка. На эту внутреннюю противоречивость человека указывает Апостол Павел в Послании к Римлянам:

«Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего…»

(Рим.7, 15-23).

В свое время мы попытаемся рассмотреть глубже проблему «бунта» природы человека против его личности, проблему стремления естества к самоутверждению и самодостаточности, его нежелания выражать себя через личностную свободу. Тогда мы увидим, что этот разрыв между природой и ипостасью составляет трагедию («грех») человеческого существования, последним следствием которой является смерть. Но в данный момент нас интересует само понятие сущности, или природы. Мы исследуем его на примере человека и видим, что здесь природа выступает как экзистенциальная оппозиция личностной свободе. Что же касается Бога, у нас нет никаких данных, позволяющих проникнуть в Его Сущность; мы можем лишь предполагать, что в Боге отсутствует противостояние между Природой и Лицом, поскольку в Нем нет ни смерти, ни греха. Осмелимся высказать утверждение (насколько ограниченные возможности человеческого языка вообще позволяют утверждать что-либо относительно подобных предметов), что полнота бытия Божественной Сущности находится в совершенной гармонии со свободой Божественных Ипостасей, так что Они обладают одной общей волей и одним действием. Единство внутренней жизни Троицы нерушимо. Речь идет о единстве как природы, так и личностной свободы — той свободы, что преобразует единение по естеству в Любовь. Божественное Бытие есть Любовь. Но что представляет собой ипостазированная в трех Лицах Сущность Божества сама по себе, мы знать не можем: это таинство превосходит не только возможности нашего языка, но и нашу способность восприятия, а также границы нашего опыта. Мы в состоянии говорить лишь о неизреченной глубине внутренней жизни Троицы, о непостижимой и сокровенной тайне Божественной Сущности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Каждому христианину знакома фраза «Бог явил себя в трех Ипостасях», и все понимают, что это личности Отца, Сына и Святого Духа. В этой статье мы разберем, что означает слово «ипостась», откуда оно появилось в православии.

Что такое «ипостась» и когда появился этот термин

Ипостась — богословский православный термин, в значении которого заложена уникальная отличительная особенность каждой из трех Личностей Святой Троицы, являющейся единой.

Первоначально слово «Ипостасис» появилось в философии и в переводе с греческого языка означает близкостоящее, подставку или основание, на латыни — субстанция, существование. В богословии это термин обозначает конкретную личность или предмет, имеющий свою индивидуальность, в котором осуществилась сущность.

Ипостась — термин православного богословия, который используется для разъяснения учения о Святой Троице

В обиходе под ней понимают существование, индивидуальное бытие. По учению философа Плотина это слово означало сущность чего-то, но не было термином, обозначающим личность. В православном богословии данное понятие принято для описания сущности Бога в трех Лицах.

Четвертый Вселенский собор дал четкое определение термину «ипостась», оно отличалось от понятия «природа», которое демонстрирует реальное существование божественного и человеческого в Иисусе Христе. При этом это соединение не претерпело изменений как по сути, так и по характеристикам.

Великими Каппадокийцами, среди которых выделяются своими учениями Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский было дано четкое разграничение понятия сущности и ипостаси, общего и личностного.

Читайте о святых:

  • Житие Василия Великого
  • Житие Григория Богослова

Важно! По их учению в Святой Троице все общее, а под ипостасью понимается индивидуальность каждого святого Лица.

Великие Каппадокийцы разъясняли, что Бог — единая неразделимая сущность, Ипостась присуща каждому Лицу Святой Троицы, объединив два понятия, пришли к появлению термина «личность».

Ипостасная природа Бога Сына выражена в Иисусе Христе, Спасителе и Учителе.

Святое Писание

В Ветхом Завете 19 раз упоминается слово «ипостась». В 18 главе книги Бытия описывается встреча Авраама с Богом. Вначале истории говорится о Господе, как о сущности, но далее Авраам встречает посланников в трех лицах. Авраам обращается к Господу в единственном числе, называя Его Владыкой, но перед ним сидело трое странников.

Словом «ипостась» в Ветхом Завете обозначены различные древнееврейские слова, но в тех выражениях трудно найти философский смысл.

Новый Завет содержит 5 значений этого слова, более всего оно встречается в послании к Евреям. Говоря о вере, как об осуществлении невидимого, в слове «осуществление» заложено значение ипостаси. (Евр. 11:1)

В стихе (Евр. 1:3) дана характеристика взаимосвязи Отца и Сына в сиянии славы Спасителя и образа Его Личности. Именно этот стих привлек внимание Святых отцов, став краеугольным камнем учения о богословском термине «ипостась».

В Ветхом Завете слово «ипостась» употребляется 19 раз, а в Новом Завете — 5 раз

Иоанн Дамаскин утверждал, что под ипостасью подразумевается то, что существует самостоятельно, а Фалассий Ливийский видел в нем естество со свойствами личности, каждому индивиду присущи индивидуальные отличительные признаки.

Архимандрит Киприан в каждой Божьей Личности видел способ Бытия Бога.

Один Бог — три ипостаси

Святой Василий Великий в трех Ипостасях видит три образа существования или тропоса. По его понятию, в этом случае существование не просто земная жизнь, а бытие определенной личности, наделенной уникальностью.

Святые Отцы тропосу существования, который можно познать, противопоставляли непознаваемое понимание природы.

О каждой Ипостаси Святой Троицы Василий Великий, говорит о частном и общем. Святая Троица имеет общее существо, но при этом Личности обладают уникальной особенностью.

По учению Григория Нисского три Ипостаси отличны в Боге, но Бог является единой сущностью, в которой каждая Личность имеет собственное бытие.

В догмате о рождении Сына через Отца и происхождения Святого Духа от Бога Отца преподобный подчеркивает тайну внутренних отношений трех Лиц в едином Боге, Его жизнь в Самом Себе, ибо рождаемое и то, что исходит, имеет ту же природу, от чего рождается и появляется.

Личность Отца выражена в Слове:

  • она существовала вечно;
  • не имеет тела;
  • никем не видимая;
  • ее нельзя осязать.

Это Слово, не имеющее семени, Духом Святым переносится в утробу Пречистой Девы, приняв от Нее плоть.

Ипостась Сына, Иисуса Христа

Если с природой Бога Отца и Святого Духа вопросов не возникало, то в Лице Сына Бога объединены 2 природные составляющие — Божественная и человеческая.

Иисус Христос объединяет в Себе две природы – Божественную и человеческую

Некоторые священнослужители говорят о сложной Ипостаси именно в отношении Иисуса Христа, и сложность, в данном случае, означает состоящая из двух. До прихода на землю Сущность была простой, одноприродной. После воплощения Божьего Сына в Иисуса она названа сложной, то есть состоящей из Божественного и человеческого. Два естества представлены одной ипостасной природой, но их разделить нельзя, это соединение истинное и нераздельно.

Две природы составили одну сложную Личность Божьего Сына, при этом сохранив индивидуальные различия. Бог остался бессмертен, а Иисус познал смерть. Ранее сын Божий был простой Ипостасью, не имеющей тела, он сделался Иисусом, сложной личностью с двойственной природой.

По учению языческих философов существует субстанция и природа. Субстанция — что-то общее, а природа имела различия, она может быть разумной и неразумной, смертной и бессмертной. По их выводам все люди, животные каждого вида, ангелы относятся к природе вообще, а ипостаси имеют индивидуальность.

Важно! По учению Святых Отцов Церкви природа названа субстанцией, а индивидуум — лицом.

Ипостась — субстанция, имеющая акциденции, может существовать самостоятельно и осязаться через ощущения.

Что такое акциденции

Акциденции присущи тварным существам, они могут изменяться. Каждый человек меняется с возрастом как внешне, так и внутренне.

Все сущее делится на 2 составляющие: субстанция и акциденция. Субстанция существует сама в себе, акциденция не существует в себе, ее можно видеть в субстанции. Железо и мел — субстанции, а их цветовые отличия относятся к акциденции. Если тело — субстанция, то цвет выражается в теле, а не наоборот.

Отличия личности, которые являются характеристикой определенного вида, называются акциденциями, что в переводе с латыни означает случай.

Иоанн Дамаскин писал, что у двух ипостасей имеются различные акциденции, каждая из них является характеристикой личности. Каждое Лицо Святой Троицы имеет свои особенности:

  • В природе Бога Отца нет начала и нет конца. Он не рождался и никуда не уходит.
  • Бог Сын родился от Отца вне времени, Он вечен.
  • Отец посылает Дух Святой, от Него исходящий.

Личное существование создавшего мир Бога превышает человеческий разум

Это ипостасные свойства, но не акциденции, ибо в Творца нет случайности, которая лежит в основе акциденции. Господь неизменен и неслучаен, об этой мы находим подтверждение в Библии.

Читайте о Библии:

  • 15 интересных фактов о Библии
  • Как правильно читать Библию и с чего начать
  • Кто такой Иуда Искариот в Библии

В Старом Завете говорится о том, что Создатель не является человеком и Ему не присуща ложь людская, все, о чем сказано Богом, будет исполнено (Числа 23:19)

Пророк Малахия передает слова Творца о том, что Господь не изменяется и по слову Его Иаковы дети не были уничтожены. (Мал 3:6)

Апостол Иаков в своем послании подчеркивает, что у Всевышнего Творца нет изменений и перемен (Иак. 1:17)

Личность

Слова «личность» и «ипостась» не являются синонимами.

Понятие «Личность» имеет множество трактовок и смыслов. Личность не является природной частью, это не бытие. Философские спекуляции пытаются изобразить единого Бога безликим, некой абстракцией, не имеющей личных отношений с людьми. Господь выражается в ипостасном существовании, в природе личного существования, которое трудно уразуметь человеческим разумом.

В современной психологии личностью называют акциденции, которые можно отделить или определить. Человек по мере своего развития может быть разной личностью, потеряв рассудок, он уже не личность.

Как было написано выше, Творец не является акциденцией, ибо в Его сущности нет временного, изменяемого или приобретенного.

Часто термином «личность» хотят подчеркнуть уникальную неповторимость того или иного человека, вот в этом случае можно говорить об ипостаси.

В послании преподобного Иустина говорится о том, в Личности Иисуса Христа показано человеколюбие, истинная любовь Бога, она уникальна, неповторима и неизменна. Богочеловеку дано взять под Свой контроль все, все вокруг Божье, но все является Господом.

Православная азбука. Ипостась

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *