Иринарх затворник

Кондак 1

Избранный угодниче Христов и преславный чудотворче Иринарше, дивно на земли в чине ангельстем пожил еси и ныне, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, буди теплый о нас пред Богом заступник, да с любовию зовем ти:

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Икос 1

Ангел земный и человек небесный явился еси преподобне Иринарше: от юности бо твоея Господеви благоугождая, все житие твое в добровольном подвизе страдальчествования проводил еси и Рая присноблаженнаго достигл еси, идеже ныне ликуя, услыши и нас, на земли поющих ти таковая:

Радуйся, православныя церкве Христовы превеликое украшение.

Радуйся, отечествия твоего светильниче пресветлый.

Радуйся, любовию ко Господу сердце твое от юности уязвивый.

Радуйся, и сам от Него возлюблен бывый.

Радуйся, воине Христов добропобедный.

Радуйся, силою свыше облеченный.

Радуйся, Царствия Небеснаго наследниче.

Радуйся, о всех чтущих тя усердный молитвенниче.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 2

Видевше рождшии тя и знаемии, яко Благодать Божия почи на тебе, блаженне, радостию Святою радовахуся, и Христа о сем славляху, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разума Божественна исполнився, познал еси, преподобне, яко благо есть мужу, иже возмет ярем Господень на ся от юности своея, и сего ради во след Христа со усердием потекл еси. Темже зовем ти:

Радуйся, иго Господне на себе вселюбезно приявый.Радуйся, в терпении спасения души своея искавый.

Радуйся, во смирении твоем Сыну Божию, смирившемуся до рабия образа, подражавый.

Радуйся, Бога и ближняго твоего паче себе возлюбивый.

Радуйся, слезами на земли сеявый.

Радуйся, притекающих к заступлению твоему послушателю скорый.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 3

Сила Вышняго от юности даровася ти, блаженне: далече бо сый, кончину отца твоего умныма очима узревый, и братиям своим по плоти о сем возвестивый, сим удивил еси тыя и научил еси звати Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имый всеусердное о спасении души твоея попечение, во обитель страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба притекл еси, и тамо, пред игуменом пад, о вчинении себе в лик иноков всеусердно молил еси, еже и улучил еси приемый постриг главы твоея во отвержение мира и сует его. Мы же сия зряще, таковая поем ти:

Радуйся, мирская возненавидевый, да Христов раб будеши.

Радуйся, постниче терпеливейший, хлебом живота вечнаго душу твою питавый.

Радуйся, во плоти небесный жителю.

Радуйся, наставниче великий к путем спасения.

Радуйся, трудолюбием твоим во обители Борисоглебстей просиявый.

Радуйся, страстотерпче Христов долготерпеливе.

Радуйся, постников похвало и славо.

Радуйся, воздержания подвижников чистейшее зерцало.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 4

Бурю велию напастей воздвиже на тя ненавидяй добра диавол, обаче не поколеба доблести души твоея, посреди пещи искушений немолчно Богови зовущаго: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав Господа в Евангелии своем глаголюща, яко многими скорбьми подобает нам в Царствие Небесное внити, уготовал еси плещи твоя на раны и ланите на заушения, всякое озлобление ради Христа претерпети готовый. Мы же, сицевую высоту духовныя жизни твоея зряще, ублажаем тя похвалы таковыми:

Радуйся, всего себе в волю Господню предавый.

Радуйся, Христа Распятаго паче всего возлюбивый.

Радуйся, терпением злостраданий Иову себе уподобивый.

Радуйся, язвы Господа Иисуса на теле твоем носивый.

Радуйся, узы Христовы на ся возложивый.

Радуйся, ужема железныма коварства вряжия связавый.

Радуйся, величием подвигов своих ангелы возвеселивый.

Радуйся, жестоким твоим житием человеки удививый.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 5

Боготечней звезде подобяся, протекл еси земное поприще твое, Иринарше, всемогущею Благодатию Божиею покрываем, и небесных видений сподобляем, в нощех и во днех поя Владыце: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше тя иноцы обители, в ней же подвизался еси, земная презирающа, и в рубех и необувенныма ногама ходяща,вознегодоваша и двакраты из ограды своея извергоша. Ты же, незлобив сый, во град Ростов текл еси, о изгнавших тя молитвы возсылая. Сего ради приими от нас сицевая:

Радуйся, терпением скорбей всяческих просиявый.

Радуйся, вольною нищетою вечное богатство стяжавый.

Радуйся, всяцем образом Владыце всех угодивый.

Радуйся, равноангельное житие на земли поживый.

Радуйся, веры светлый светильниче.

Радуйся, ко грядущему граду верный наставниче.

Радуйся, вся земная во уметы вменивый.

Радуйся, незлобием твоим ризы души своея убеливый.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 6

Проповедницы воли Божественныя о тебе явишася самобратия Святая Роман с Давидом, и в видении тебе представше, во обитель свою, из неяже изгнан был еси, паки тя глашаху. Ты же от видения воспрянув, и радости исполнься, Богови воззвал еси: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявша благодатна светильника, яви тя Господь, егда не ведомыми судьбами своими из ограды обители святых мучеников во град Ростов тя изведе, да и во обителех Авраамиевой и Лазаревой прославится о тебе имя Его. Мы же таковому о тебе Божию смотрению удивльшеся, глаголем ти таковая:

Радуйся, орудием воли Божия бывый.

Радуйся, во смиренномудрии поживый.

Радуйся, страсти в души твоей искоренивый.

Радуйся, явлением ти преподобнаго Авраамия почтенный.

Радуйся, союзом любве со блаженным Иоанном себе связавый.

Радуйся, прозорливым глаголом уст его внимавый.

Радуйся, стогны ростовския подвиги твоими освятивый

Радуйся, о всех притекающих к тебе усердный молитвенниче.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 7

Хотяй всем спастися Владыка Господь чудным гласом воспяти тя от намерения твоего оставити пределы ростовския и к северу уклонитися. Ты же, послушлив сый, всего себе воли Его предав, воззвал еси Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новый воистинну Даниил явился еси, преподобне, в дивнем видении твоем узревый грядущия судьбы Царства Российскаго, и повеление от Бога прием, потекл еси ко граду Москве, идеже царю Василию небоязненно рекл еси о всех, хотящих быти. Мы же, тайнозрению твоему дивящеся, сицевая тебе приносим:

Радуйся, провидче дивный, будущая яко настоящая, узревый.

Радуйся, духом твоим о сих вельми возскорбевый.

Радуйся, веления Божия послушниче усердный.

Радуйся, небоязненно повеленная ти цареви явивый.

Радуйся, словесы твоими сего укрепивый.

Радуйся, беззаконий сынов ея твердейший обличителю.

Радуйся, о спасении Царства Российскаго богоугодный молитвенниче.

Радуйся, о мире Державы Российския пред Господем предстателю.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 8

Странен и дивен путь спасения протекл еси, блаженне, егда от иконы Распятия Христова повеление восприим, в затвор вшел еси, в нем же тело твое ужема железныма связав и множество железных крестов на ся возложив, во дни и нощи Владыце твоему звал еси: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был еси умом и сердцем в горнем, аще и в хижине малей заключився, преподобне. Тем же и ныне водворяяся на небеси, заступаеши всех, верою и любовию вопиющих ти таковая:

Радуйся, в терпении и злострадании житие твое препроводивый.

Радуйся, волю свою заповедем Господним покоривый.

Радуйся, благодатию Духа Святаго осиянный.

Радуйся, источниче чудес богодарованный.

Радуйся, исцелений независтный подателю.

Радуйся, немудрых богомудрый наказателю.

Радуйся, правды Божия нелицеприемный возвестителю.

Радуйся, обидимых многомощный защитителю.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 9

Во всяких напастех и скорбех всем был еси утешитель благодатный, тугу сердечную страждущих словесы и молитвами твоими прогоняя, и во уповании на помощь Вышняго тех укрепляя, и научая пети Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многословесныя по достоянию восхвалити не возмогут мужества души твоея, богомудре отче наш Иринарше: варваром бо на обитель твою находящим и иноком ю оставльшим, ты един пребыти зде не убоялся ecи, Богу себе вручая. Темже любовию восхваляем тя сице:

Радуйся, убивающих тело, души же убити не могущих, не устрашивыйся.

Радуйся, воине Христов непоколебимый.

Радуйся, жизнь будущаго века паче временнаго жития возлюбивый.

Радуйся, силою словес твоих, благодати исполненных, врагов обличивый.

Радуйся, теми ярость сих в кротость преложивый.

Радуйся, пред военачальники вражиими православна и верна быти Царю своему исповедавый.

Радуйся, хищений их небоязненный обличителю.

Радуйся, грядущаго на них гнева Божия верный возвестителю.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 10

Спастися хотящим человеком, добр вождь явился еси, преподобне, от египта страстей в земли обетованней тех путеводствуя и ученьми своими наказуя, во еже пети Творцу всех: Аллилуиа.

Икос 10

Стену необоримую и ограждение нерушимое не точию обители твоей и стране ростовстей, но и всей Державе Российстей дарова тя Господь, всеблаженне, ибо благоприятными твоими молитвами оныя ограждаеши и от нахождения иноплеменных свобождаеши. За сия убо приими от нас похвалы сицевыя:

Радуйся, российстей земли Богом дарованный защитителю.

Радуйся, святыя обители твоея неусыпный хранителю.

Радуйся, любовь твою ко отечествию земному в житии своем явивый.

Радуйся, туюжде любовь к нему и по смерти сохранивый.

Радуйся, князя Димитрия Крестом Христовым благословивый.

Радуйся, небоязненно тещи на освобождение царствующаго града Москвы глаголы своими того утвердивый.

Радуйся, свобождению царскаго града предивный помощниче.

Радуйся, светом небесным, приходящия к тебе озаряяй.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 11

Пение непрестанное во всем житии твоем Богови приносил, еси, преподобне отче наш Иринарше. Ныне же от нас воспеваемый и по достоянию ублажаемый на земли, тамо, на небеси, купно со ангелы прославльшему тя дивно Господеви зовеши: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарна светильника яви тя, блаженне, Христос Бог, егоже сиянием людие просвещаются, и тебе, яко спасения их виновнику, приносят таковая:

Радуйся, доблий подвижниче, враги спасения победивый.

Радуйся, изгнания благодушно приявый.

Радуйся, изриновение из затвора твоего и биения злых человек претерпевый.

Радуйся, душу твою дарованьми небесными украсивый.

Радуйся, в воздаяние трудов твоих и болезней силу прозрения и чудодействия получивый.

Радуйся, мучительства злых бесов человеки свобождаяй.

Радуйся, даровании Божиих всем подателю.

Радуйся, ко грядущему Граду Небесному верный наставниче.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 12

Благодатию, данною ти от Бога, отче, преведи ны безбедно по бурному морю житейскому, и в тихое пристанище Небеснаго Царствия сподоби достигнути, да тамо, вкупе с Тобою, в безконечныя веки Владыце нашему поем: Аллилуиа.

Икос 12

Поем дивное твое житие, блажим великия и преславныя твоя подвиги, почитаем честную и достохвальную кончину твою, величаем небесную славу твою и от избытка сердец наших похвальная зовем ти сице:

Радуйся, в чертозе небеснем лику святых сопричтенный.

Радуйся, христианом скорый помощниче.

Радуйся, нищету совершенную до конца сохранивый.

Радуйся, тягчайшия вериги твоя, яко утварь драгую, на плещех своих носивый.

Радуйся, врачеваний безмездных всемилостивый подателю.

Радуйся, ленивых к подвигом возбудителю.

Радуйся, исправления грешников поручителю.

Радуйся, обители твоея и страны ростовския славо.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 13

О всехвальный угодниче Христов и чудотворче предивный, преподобне и преблаженне отче наш Иринарше, с верою и любовию вопием тебе всеусердно: приими ныне малое моление сие наше, и умоли Милостиваго Бога, да избавит нас от всяких бед и напастей, и будущия свободит муки, вопиющих Ему: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О предивный и преславный чудотворче, преподобне и достоблаженне отче Иринарше! Величающе труды твоя и болезни и прославляюще великое твое дерзновение ко Господу, тебе, яко отца чадолюбива, молим: ходатайствы твоими испроси нам у Господа, яже на пользу душам и телесем нашим: веру праву, надежду несомненну, любовь нелицемерну, во искушеиих мужество, в злостраданиих терпение, в благочестии преспеяния, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Испроси, угодниче Христов, у Всемогущаго Бога: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да воставит престол православных царей: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Не забуди, чудотворче святый, милостивно присещати обитель твою, вся грады и веси страны нашея, сохраняя и соблюдая молитвами твоими от всякаго зла. Помяни всех, веру к тебе имущих и имя твое на помощь призывающих, и вся во благих прошения их милостивно исполни. Ей, святче Божий, не лиши и нас грешных твоего заступления, сподобляя нас кончину жития благую улучити и Царствия Небеснаго наследники быти, да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, в безконечныя веки веков. Аминь.

5 / 5 ( 2 голоса )

  • молитва от бессонницы
  • молитва от беснования
  • молитва от врагов
  • молитва о заступничестве
  • молитва для похудения

Молитва преподобному Иринарху Ростовскому от бессонницы

«О предивный и преславный чудотворче, преподобне и достоблаженне отче Иринарше! Величающе труды твоя и болезни и прославляюще великое твое дерзновение ко Господу, тебе, яко отца чадолюбива, молим: ходатайствы твоими испроси нам у Господа, яже на пользу душам и телесем нашим: веру праву, надежду несомненну, любовь нелицемерну, во искушеиих мужество, в злостраданиих терпение, в благочестии преспеяния, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Испроси, угодниче Христов, у Всемогущаго Бога: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да воставит престол православных царей: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Не забуди, чудотворче святый, милостивно присещати обитель твою, вся грады и веси страны нашея, сохраняя и соблюдая молитвами твоими от всякаго зла. Помяни всех, веру к тебе имущих и имя твое на помощь призывающих, и вся во благих прошения их милостивно исполни. Ей, святче Божий, не лиши и нас грешных твоего заступления, сподобляя нас кончину жития благую улучити и Царствия Небеснаго наследники быти, да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, в безконечныя веки веков. Аминь.»

Молитва святому Иринарху Затворнику об исцелении от беснования и об изгнании бесов

«О вели́кий уго́дниче Христо́в, добропроизво́льный страда́льче, новопросия́вый чудесы́, о́тче наш Ирина́рше. Росси́йстей земли́ удобре́ние, гра́ду Росто́ву похвало́, оби́тели сей ве́лие украше́ние и утвержде́ние! Кто не удиви́тся твоему́ самопроизво́льному и долголе́тнему страда́льческому терпе́нию: Три́десять бо лет в те́сней и хла́дней хи́жине себе́ заключи́л еси́, хлад, а́лчбу и изнуре́ние пло́ти Ца́рствия ра́ди Небе́снаго поне́сл еси́, к сему́ же и изгна́ние из оби́тели, по наважде́нию вра́жию, безро́потно претерпе́л еси́. Ве́мы же, я́ко посреди́ умоле́н быв от бра́тии, я́ко незло́бивый а́гнец, па́ки в оби́тель твою́ возврати́лся еси́ и в ту́южде хи́жину всели́лся еси́, я́ко адама́нт тве́рдый, на неви́димая бесо́вская по́лчища и ви́димыя враги́ твоя́ терпе́нием себе́ вооружи́в. Егда́ же попуще́нием Бо́жиим наидо́ша на оби́тель сию́ по́льстии ра́тницы, сих не убоя́лся еси́ сме́ртнаго преще́ния, но уцелому́дрився сло́вом, во своя́ си возврати́тися сотвори́л еси́. Сего́ ра́ди Всеблаги́й Бог, ви́дя твою́ ве́ру и страда́льческое долготерпе́ние, дар прозо́рливства и исцеле́ния тебе́ дарова́: бесны́м бо исцеле́ние, хромы́м доброхожде́ние, слепы́м прозре́ние подава́л еси́, и ина́я мно́гая с ве́рою к тебе́ приходя́щим во бла́го да́же додне́сь чудоде́йствуеши. Мы же недосто́йнии, такова́я чудеса́ ви́дяще и ра́дости исполня́ющеся, взыва́ем к тебе́ си́це: ра́дуйся, до́блественный страда́льче и бесо́в победи́телю, ра́дуйся ско́рый наш помо́щниче и те́плый к Бо́гу моли́твенниче. Услы́ши у́бо и нас гре́шных, моля́щихся тебе́ и прибега́ющих под кров твой: яви́ ми́лостивное предста́тельство твое́ о нас ко Всевы́шнему и исходата́йствуй твои́ми богоприя́тными моли́твами вся поле́зная ко спасе́нию душ и теле́с на́ших, сохрани́ святу́ю оби́тель сию́, вся́кий град и весь и вся́кую страну́ христиа́нскую от всех наве́тов вра́жиих, в скорбе́х же и боле́знех на́ших подава́й нам ру́ку по́мощи, да твои́м хода́тайством и заступле́нием, благода́тию же и милосе́рдием Христа́ Бо́га на́шего, изба́вимся и мы недосто́йнии, по отше́ствии от жития́ сего́, шу́ияго стоя́ния, и да сподо́бимся десна́го со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.»

Молитва святому Иринарху Ростовскому от врагов и недоброжелателей

«О преподо́бне о́тче Ирина́рше! Се мы мо́лим тя усе́рдно: бу́ди хода́тай наш при́сный, испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), от Христа́ Бо́га мир, тишину́, благоде́нствие, здра́вие и спасе́ние, и от всех враго́в ви́димых и неви́димых огражде́ние, покры́й же нас хода́тайством твои́м от нахожде́ния вся́ких бед и скорбе́й, па́че же от искуше́ний врага́ те́мнаго, да вси мы с тобо́ю прославля́ем всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.»

Молитва святому Иринарху Ростовскому о заступничестве

«О, преподобие отче Иринарше! Тебе предстояще, молим тя усердно ходатаем нашим присно быти и заступником. Испроси убо нам от Христа Бога мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение, и от всех врагов видимых и невидимых ограждение, покрый же нас ходатайством твоим от нахождения всяких бед и скорбей, паче же от искушений врага темнаго, да вси мы с тобою прославляем Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва Иринарху Ростовскому от чревоугодия для похудения

«О, великий угодниче Божий и преславный чудотворче, преподобне отче наш Иринарше! Призри на ны грешныя, в скорбех и обстояниих наших усердно к тебе вопиющия и на тя по Бозе все упование наше возлагающия. Просим тя со умилением многим: твоим предстательством ко Господу Богу испроси нам мир, долгоденствие, братолюбие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, и свыше благословение на вся начинания наша благая. Избави же всех нас святыми твоими молитвами от всяких бед: глада, града, потопа, огня, меча, вредоноснаго червия, тлетворных ветров, смертоносныя язвы и напрасныя (внезапныя) смерти, и во всех скорбех наших буди нам утешитель и помощник, сохраняя ны от падений греховных и сподобляя наследники быти Царствия Небеснаго, да прославляем вкупе с тобою всех благих Подателя, Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»

— Этот монастырь не для паломников, хотя и является официально филиалом Ростовского Кремля, там строгий устав, и очень строгий игумен, но попасть туда – большая удача, — рассказал родителям абитуриентов руководитель мессионерского центра Варницкого монастыря Игорь Валентинович и пообещал помочь организовать туда поездку. Сам он и был нашим замечательным экскурсоводом, рассказав историю обители и его основную достопримечательность – житие Иринарха Затворника.
Поселок Борисоглебский, небольшой районный центр Ярославской области, находится среди пойменных лугов в широкой излучине некогда судоходной реки Устье в 18 километрах к северу от Ростова Великого. В центре его на обширной возвышенности стоит древний монастырь-крепость — Борисоглебский. Во времена Дмитрия Донского «из области великого Новаграда» пришел и поселился над рекой Устье пустынножитель Федор, срубил себе келью, а через три года к нему присоединился его брат Павел. Место для основания здесь монастыря указал, по преданию, сам Сергий Радонежский — известный церковный и политический деятель XIV века, основатель Троице-Сергиевой Лавры. В окружении дремучих лесов, расположенный на возвышенности, защищенный с трех сторон рекой, эта обитель стала серьезным оборонительным сооружением на дальних подступах к Москве. В ее стенах бывали Сергий Радонежский и Иван Грозный, Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Легендарный Пересвет, первый начавший Мамаево побоище, по преданию, был сначала иноком Борисоглебского монастыря.
Все великие Московские князья и цари, начиная с внука Дмитрия Донского Василия II Темного и заканчивая первыми царями из династии Романовых, оказывали монастырю внимание, жалуя его богатейшими земельными и денежными вкладами. Во времена царствования Ивана Грозного в числе десяти крупнейших монастырей обитель на Устье получила громадные по тем временам пожалования на помин души скончавшихся жен царя — Анастасии, Марии, Анны, Марфы. На помин души убитого им сына Ивана царь пожертвовал монастырю 800 рублей, а затем пошли десятки царских вкладов за души казненных бывших его соратников: бояр, князей, дьяков, государственных и церковных деятелей. В 1583 году по монастырям был разослан страшный и скорбный список более 3200 человек «опальных, избиенных, утопленных и сожженных с женами, чадами и домочадцами», убитых «ручным сечением», «огненным стрелянием» и на пытке. На поминовение душ в монастыри, в том числе и Борисоглебский, пошло конфискованное имущество казненных.
Мы прибыли в монастырь, и он впечатлил своими гигантскими размерами, высоченной стеной и величественными, но довольно пострадавшими от времени строениями в стиле древнерусской архитектуры. Прошли в Борисоглебский собор, где только что закончилась литургия, приложились к мощам основателей монастыря и потом- Иринарха. По просьбе Игоря Валентиновича нам вынесли вериги Затворника – как утверждают, это единственное, что сохранилось от «трудов» подвижника после богоборческих времен. По очереди все одевали их и выполняя три земных поклона, прикладывались к раке с мощами Иринарха еще раз. Сначала – мужчины и наши абитуриенты, потом мамы и дети. Даже 6 летний младший сын сделал тоже самое. Скажу вам – ощущение непередаваемое! Хотя на тебе «тяжелые железа», ощущение легкости и очищения!
— Наибольшую славу Борисоглебский монастырь приобрел в XVI веке благодаря старцу Иринарху, — рассказал нам Игорь Валентинович, когда мы, выйдя из собора пошли тенистой липовой аллеей к восточной монастырской стене, рядом с одной из башен. — О нем можно сказать, что это последний монах, который нес подвиги монахов первых христианских веков – затворничество и ношение вериг. Этому святому Россия обязана своим избавлением от бед страшной Смуты XVII века: сколько сделал Преподобный Сергий Радонежский для победы на поле Куликовом, столько же и преподобный Иринарх для освобождения Москвы и всей России от польско-литовских захватчиков в 1612 году. Имя преподобного Иринарха затворника, святого подвижника Русской Церкви, его роль в судьбах нашего отечества, в течение многих десятилетий пребывали в забвении и, к сожалению, пока еще мало известны современникам. Его мирское имя – Илия, родился он в селе Кондаково, в двадцати пяти километрах от Борисоглебского монастыря по дороге на Углич. С юных лет возлюбил он молитву и уединение. В возрасте тридцати лет в монастыре святых страстотерпцев Бориса и Глеба Илия принял постриг с именем Иринарх.В горячей и слезной молитве просил он Господа открыть ему путь спасения. И Свыше было ему извещение: «Иди в келию свою, будь затворником, так и спасешься!» Началась его жизнь для Бога, стяжавшая ему славу одного из выдающихся русских подвижников. Затворившись в маленькой, убогой келии у восточной монастырской стены, подвижник заковал себя в железо: «Были на нем плечные и нагрудные вериги, шейное путо и путы ножные, пудовые поясные связни, многие оковцы для рук и перстов, обруч для головы, 142 небольших кованых креста». Проводя время в непрестанной молитве, подвижник спал два-три часа, не давая отдыха и своим рукам: делал одеяния нищим, вязал волосяные свитки, клобуки. «Добропроизвольный мученик» покорял свою плоть, его страданиям дивилась вся Русская земля. Из тридцати восьми лет монашеской жизни тридцать подвижник провел в затворе, и «терпению его дивились ангелы». За свои подвижнические труды преподобный удостоился от Господа дара прозорливости, изгнания бесов, исцеления недужных. Старец Иринарх принес царю Василию Шуйскому пророчество о предстоящем порабощении Московского царства. В видении ему было открыто, что Литва придет на Русь, разорит Москву и все Российское царство. Спустя время предсказания его сбылись.
Перед глазами проносились века и описываемые события, здесь, на монастырской земле, где каждая травинка «дышала» духом подвижников святоотеческой веры, все было особенно ярко и осязаемо.
— Когда пришла Смута, Иринарх прибавил себе оков, цепь его стала длиной в двадцать сажен, весом в четыре пуда, общий вес его «трудов» составил 106 килограммов, — продолжил расказ наш экскурсовод. — Горячо молился затворник Господу об избавлении отечества от бедствий. Когда молодой воевода князь Михаил Скопин-Шуйский под Калязином одержал первую победу над Литвой, он послал к старцу Иринарху за благословением. Иринарх благословил крестом и просфорой и велел сказать: «Дерзай, князь Михаил, и не бойся: Бог тебе поможет». И князь побил Литву. Князь Михаил Скопин-Шуйский благополучно дошел до Троицкого монастыря, дальше пошел на Москву и освободил ее. Но через короткое время накатилась новая волна интервенции, поляки вновь захватили Москву и другие русские города. Стоявшему в Ярославле ополчению Дмитрия Пожарского старец Иринарх послал записку: «Не медли, князь, иди на Москву смело и узришь славу Божию». После этой записки воодушевленное ополчение двинулось к Москве. По дороге Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский пришли в Борисоглебский монастырь к преподобному Иринарху и испросили его благословения. Коленопреклоненно просили они его молитв о победе русского воинства. И старец дал им свой медный поклонный крест. Перед Иринарховым крестом ополченцы поклялись освободить Москву от захватчиков. Крест преподобного и его молитвы сопровождали воинов-освободителей до самого Московского Кремля. С этим крестом и Казанской иконой Божией Матери была одержана победа. Эти две святыни стояли вместе у кремлевских стен как свидетельство Небесного заступничества и помощи в прекращении Великой смуты в русском царстве. А начало победы было положено у стен Борисоглебского монастыря.
Мы подошли к крошечной келье Иринарха. По размерам ширина ее едва доходит до полутора метров, рядом разбит монастырский сад. Мы стояли среди тенистых дерев и представляли как внутри крошечной каморки день и ночь проводил в трудах и молитве подвижник. Здесь он добровольно угнетал свою плоть, и его такие подвиги были не понятны даже братии. Оказывается, на этой почве у него был даже конфликт с игуменом. Однажды Иринарх увидел в монастыре босого странника, сжалившись, отдал ему свои сапоги, а сам с тех пор не надевал обуви. Вместо рясы Иринарх носил рубище, за что претерпевал насмешки. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей кельи или подолгу звонить на колокольне.
Святой все переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал давать ему суровые послушания. Но когда преподобному Иринарху назначили послушание вне монастыря, то есть лишили церковной молитвы, он ушел в Ростов Великий, в Богоявленский монастырь, основанный преподобным Аврамием Ростовским. Но затем по повелению явившихся во сне святых страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобный Иринарх вернулся в Борисоглебский монастырь, где его с радостью встретил новый игумен Варлаам.
Житие повествует, что даже поляки относились с уважением к трудам преподобного Иринарха. «Правда в батьке велика. Нигде в этой земле, ни в иных землях такого крепкого в вере батьку я не видел», – сказал после посещения затворника польский воевода Ян Сапега и не велел разграблять обитель. Святого Иринарха посещали и другие польские военачальники. Один из них, Иван Каменский, по совету старца со своим отрядом вернулся в Польшу. Сапега же и другие, пренебрегшие его советами, сложили свои головы на Русской земле.
Еще при жизни Бог прославил Своего угодника чудесами, его молитвами исцелялись больные и бесноватые, чудесную силу имело его благословение. В житии упоминается девять чудес Божиих, совершенных по молитвам Борисоглебского затворника. Старец молился, заставлял больных молиться и поститься, возлагал на них свой честной крест или часть своих вериг или приказывал лежать на железных цепях. Особенно много исцелялось одержимых, бесноватых.
Что более всего поразило, когда мы прикоснулись к истории Борисоглебского затворника – это величина его смирения и огромная любовь к людям. Как рассказал Игорь Валентинович, Иринарху был открыт день его кончины, и он, призвав своих учеников Александра и Корнилия, преподал им последнее наставление: «…проводите свою жизнь в трудах и молитве, посте и бдении… во взаимной любви.., оказывая всем послушание и покорность…» Однако братия по-прежнему упорствовала и не желала принять его истязаний плоти, и при попытке вытащить его из цепей, сломали ему руку. Но он ни на кого не злился, всех простил. И простившись со всеми, тихо отошел в вечный покой 13 января 1616 года.
По преставлении преподобного совершались чудеса и при его гробе, исцелялись больные от разных болезней. Происходили исцеления также и при возложении на больных либо креста «трудов» Иринарха, либо части его вериг. Говорят, что даже бесноватые лечатся на этом чудном месте.
Обойдя весь монастырь и получив благословение у отца-настоятеля Иоанна, мы поехали в местечко неподалеку от села Кондаково, где струит свои воды святой источник. Почитание этого места началось еще при жизни преподобного Иринарха: сюда юный подвижник Илия удалялся для молитвы, здесь он ископал своими руками колодчик, а потом построил над ним часовенку. Еще при жизни преподобного здесь было многолюдно. По его кончине установилась традиция приходить на это место крестным ходом из Борисоглебского монастыря, а колодчик стали называть Иринарховым. Здесь обустроены купальни, но из полутора десятков воцерковленных паломников лишь двое, мой средний сын Николай и я, решились трижды окунуться в источник с головой – до того студеной была там вода. Еще некоторые зашли по коленочку и с молитвой умылись. Другие собирали в окрестностях источника травы, чтобы засушить их и использовать как святыню.
Поездка оставила неизгладимое впечатление. А главное – пример Иринарха теперь постоянно помогает смиряться и любить. Как будто с той монастырской атмосферой и всем происходящим он вошел в мою кровь.

Иринарх Ростовский (+ 1616), затворник, преподобный.

Преподобный Иринарх Ростовский, затворник

Память 13 января, 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых

Родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле.

Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника; и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой все переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Ростовский Авраамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем.

Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского, который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: «Мать моя преставилась!» Оставив Аврамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря, поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде.

Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый, по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель, Ростовский Борисоглебский монастырь. Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии.

В то время его навестил давний друг, блаженный Иоанн юродивый, предсказавший нашествие Литвы на Москву. 25 лет провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами в тяжелых трудах. Подвиги его обличали нерадиво живших в обители, и они солгали игумену, что старец учит не ходить на монастырские работы, а подвизаться подобно ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого старца из обители.

Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять ушел в Ростов и прожил в монастыре святого Лазаря один год. Между тем Борисоглебский игумен раскаялся в своем поступке и послал иноков за преподобным Иринархом. Он возвратился, укоряя себя, что живет не так, как братия, которая несет праведные труды, которых он лишен. Преподобный продолжал носить свои тяжкие вериги и, трудясь, изготовлял нищим одежду, вязал волосяные свитки и клобуки.

Он спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой. Святому Иринарху было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского (1606-1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание.

Он отказался от предложенных ему даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю. Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй самозванец стремились покорить Русь польскому королю. Ростовский Борисоглебский монастырь также был захвачен врагами, которые вошли к святому затворнику и удивились прямым и смелым речам старца, предсказавшего им гибель.

Сапега, остановившийся в Борисоглебском монастыре, пожелал видеть старца, сидящего в цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал: «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю». Сапега отвечал: «Правда в батьке велика — в которой земле жить, той земле и служить». После этого преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть.

Преподобный Иринарх следил за ходом войны и послал князю Димитрию Пожарскому свое благословение и просфору. Он велел ему идти под Москву, предсказав: «Увидите славу Божию». В помощь Пожарскому и Минину преподобный передал свой крест. С помощью Божией русские одолели Литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир.

Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых. Ему был открыт день кончины, и он, призвав своих учеников, Александра и Корнилия, стал давать им наставления и, простившись со всеми, тихо отошел ко Господу в вечный покой (+ 13 января 1616 года).

Шапочка, плеть и вериги прп. Иринарха Ростовского. Фото С.М. Прокудина-Горского 1911 г.

После святого старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, «связни», которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, в миру прожил 30 лет, скончался же 68-ми лет от роду.

После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

Тропарь

Яко мученика добропроизвольна / и преподобных удобрение, / звезду Ростовскую, / в затворе, узах и веригах Господеви благоугодившаго / и чудес благодать от Него приемшаго, / Иринарха предивнаго песньми хвалебными почтим / и, к нему припадающе, умильно глаголем: / отче преподобне, моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *