Искуситель змей

Змей (Змий, Змей-искуситель, ивр.Нахаш) — как описано в Торе, подстрекал Первого человека Адама и его жену Хаву (Еву) нарушить заповедь, данную им Б-гом — запрет есть плоды Древа познания добра и зла, растущего в Райском саду (Ган Эдене). Змею удалось убедить Хаву съесть эти плоды, и она дала их также Адаму. Так был совершен грех, который часто называют термином «Первородный грех». В результате весь мир опустился на принципиально более низкую ступень, человек лишился бессмертия и был изгнан из Ган Эдена. Змей также был наказан: у него были отняты ноги, он стал ползать на брюхе и питаться землей; между ним и человеком появилась смертельная вражда.

Подчеркнем, что распространенное христианское понимание «Первородного греха» и роли Змея-искусителя, как правило, не согласуется с тем, как это понимает иудаизм и еврейские мудрецы Торы.

В чем состоял грех Первого человека?

По объяснению Рамхаля (рава Моше-Хаима Луццатто, первая половина XVIII в.), Вс-вышний создал человека, как творение, которое будет получать благо Свыше не даром, а за духовный труд, вложенный им в свои действия и поступки. Именно поэтому, кроме инстинктов, как у других живых существ, человек был наделен свободой выбора — способностью обдумывать и выбирать, как ему поступить.

Поместив Первого Человека (Адама) в Райский Сад (Ган Эден), Б-г дал ему указание не есть плодов дерева, находящегося в середине сада — Древа познания добра и зла (Берешит, 2:16-17). По отношению к этому запрету Адам должен был впервые осуществить свой выбор — выполнить или нарушить приказание Вс-вышнего. Из Торы мы знаем, что он согрешил, т.е. сделал неверный выбор.

Рамхаль объясняет, что у того, кто пробовал плод древа познания добра и зла, пробуждалось стремление к материальному и желание грешить. «Древо познания добра и зла» на иврите называется Эц а-Даат тов вэ-ра. Другой перевод «Эц а-Даат» — «Древо соединения», т.к. слово «даат» на иврите также означает аспект «соединения» — например, «И познал Адам Хаву» (Берешит 2, 1) — в оригинале звучит «Ве-а-Адам яда эт Хава» («яда» — форма прошедшего времени корня «даат»). Плоды этого дерева «соединяли» человека со стремлением к материальному.

До греха у Адама не было дурного начала; существующие в мире силы зла находились вне его. После того, как он съел запретный плод, он стал воспринимать зло не со стороны (чисто рациональным путем), а эмоционально — как собственное желание. Сегодня мы говорим о наличии в человеке двух начал — йецер а-тов и йецер а-ра — тяготении к добру и тяготении ко злу.

«Первый грех» также кардинально изменил состояние всего мира: добро и зло смешались в нем, как смешались в человеке.

Адам раскаялся в сделанном, его раскаяние было принято, но окончательно исправить последствия того, что произошло, оказалось невозможно: внутренняя структура человека изменилась необратимо (более подробно — см. эти материалы сайта).

Почему Адам совершил грех?

Как указывает рав Десслер в книге «Михтав ми-Элияу», до совершения греха область свободы выбора была у Первого человека была невелика. Поскольку он не был близко знаком со злом, ему не стоило большого труда отказаться от него. Не так обстояло дело в случае нарушения запрета. Опустившись на более низкий уровень, войдя в область греха, он должен был совершить гораздо более серьезную духовную работу, чтобы победить существующие в мире злые силы. А это открывало новые возможности для служения Б-гу, к чему и стремился Адам.

Однако он не представлял себе, в какую тьму ввергнет себя и весь мир тем, что «познает зло».

Змей-искуситель: животное или ангел?

До того, как был совершен грех, злое начало существовало вне человека. Оно пришло к жене Адама Хаве (Еве) в лице Змея.

Тора рассказывает: «А Змей был хитрее всех животных полевых, которых создал Господь Б-г. И сказал он жене: Верно, сказал Б-г: Не ешьте ни от какого садового дерева?»

В самом вопросе Змея уже можно рассмотреть хитрость и уловку: он спрашивает с заведомым преувеличением, мол, верно ли, Б-г запретил есть от всех деревьев сада?

Дальше Тора описывает ответ Хавы Змею и дальнейшее развитие событий (Берешит, 3:1-6):

«И сказала жена Змею: От плодов садового дерева можем есть. Но, от плодов дерева, которое среди сада, — сказал Б-г, — не ешьте от него, и не касайтесь его, как бы вам не умереть.

И сказал Змей жене: Преданы смерти не будете. Но знает Б-г, что в день, когда станете есть от него, откроются ваши глаза, и будете вы как Б-г (и) ведающими добро и зло.

И увидела жена, что хорошо дерево для еды и что оно вожделенно для глази что оно вожделенно для глаз. Как сказал ей: «… откроются ваши глаза”., и желанно дерево для постижения. И взяла она от его плодов и ела, и дала она также мужу своему при ней, и он ел».

Кем на самом деле был Змей, уговоривший Хаву съесть запретный плод?

На этот счет существует целый ряд мнений комментаторов.

Ибн-Эзра, Рабейну Бехайе и Мальбим считают, что Змей был животным, но при этом обладал разумом и умел говорить. Ничего удивительного в этом они не видят: Б-г может наделить разумом и даром речи как человека, так и змея, а может и лишить.

Рав Саадья Гаон и Нецив считают, что сам Змей даром речи никогда не обладал. А с Хавой говорил ангел «из горла» Змея. Нецив поясняет это известным принципом: у всех созданий в этом мире есть духовные корни — «ангелы». Как говорят мудрецы (Берешит Раба,10:6): «Над каждой травинкой стоит ангел, который ударяет по ней и говорит: расти!» Вот и у Змея был духовный корень — он и «позавидовал» более возвышенной душе Адама, и заговорил «из горла» Змея.

Существует мнение, что этим ангелом был Сатан — предводитель всех сил зла, вселившийся в Змея (Пиркей де-Раби Элиэзер, Зоар Хадаш). В книге Шла а-Кадош приводится намек на это: слова Сатан и Нахаш (Змей) почти равны по гиматрии (числовому значению). Первая превышает вторую всего на единицу, что обычно не учитывается как различие. Более того, согласно объяснению Маараля из Праги, разница в единицу выражает превосходство большего над меньшим, т.е. Сатан как бы использовал Змея в своих целях (об этом см. на сайте).

Наконец, рав Шимшон-Рефаэль Гирш считает, что на самом деле с Хавой вообще никто не говорил: ни Змей (который не обладал даром речи), ни ангел. Просто она увидела, как Змей, который тогда был высокоразвитым животным с конечностями, лазал по Древу познания и ел его плоды. И это навело ее на мысль, что плоды вкусные и не такие уж опасные — Змей ест их и не умирает! И весь «диалог» между Хавой и Змеем на самом деле состоялся в голове самой Хавы — она говорила сама с собой, борясь с соблазном.

В любом случае, комментаторы соглашаются, что животное, даже «самое хитрое» и обладающее определенным уровнем интеллекта, в корне отличается от человека тем, что у него отсутствует свобода выбора. Вс-вышний сделал так, чтобы инстинкты животных совпадали с Его Волей: им хочется именно того, что им полезно, и нет необходимости выбирать (обзор комментариев на эту тему — ).

Это касается и ангелов. Они также не обладают свободой выбора и делают лишь то, что им приказывает Вс-вышний. Искушение, таким образом, было послано Адаму и Хаве Свыше, и они не выдержали этого испытания. (См. также статьи «Адам» и «Первородный грех» на сайте в разделе «Темы»).

Как и почему был проклят Змей?

Мидраш к главе Берешит описывает наказание, которое получил Змей за то, что подстрекал Адама и Хаву к совершению греха: Вс-вышний сказал змею: «Ты приговариваешься к девяти карам, после чего будешь умерщвлен».

1. Ангел Самаэль, подстрекавший тебя, отныне лишен своего высокого положения на Небе. (Как следствие этой кары Змей потерял способность говорить).

2. Ты не будешь больше ходить вертикально, ноги твои будут отрезаны.

3. Ты будешь проклят более всех других домашних животных.

4. И более всех зверей.

(т.е. твой период вынашивания будет длиться дольше, чем у скота и зверей).

5. Раз в семь лет ты будешь в тяжких мучениях менять свою кожу.

6. Тебе придется ползать на брюхе. Таково воздаяние за то, что ты навлек на людей смерть и заставил их горько оплакивать своих мертвецов.

7. Всякая пища будет иметь в твоем рту вкус праха, ибо ты заставил всех людей возвращаться в прах.

8. Смертельный яд будешь ты носить в своей пасти.

9. Вражда воцарится между тобой и человеком; он будет разбивать тебе голову.

10. И, наконец, ты умрешь.

Почему Змей, который не обладал свободой выбора и делал лишь то, что ему было приказано Свыше, был все-таки наказан?

Как объясняет рав Гирш, то, что произошло со Змеем — наглядный урок человеку: вот что бывает, когда кто-то провоцирует нарушение — он лишается всех своих привилегий и способностей и подвергается проклятью.

Последствия греха и его будущее исправление

В результате Первого греха было уменьшено величие человека (его рост, его мудрость), он лишился бессмертия, ему пришлось зарабатывать на хлеб «в поте лица своего», женщине стало труднее производить жизнь — переносить беременность и роды, воспитывать детей.

Была также упущена возможность иного развития истории. Первоначально Адам был достоин того, чтобы Тора была передана человечеству через него. Но, когда он согрешил, Всевышний сказал: «Если он не смог даже в течение одного часа устоять перед тем запретом, который Я ему заповедал, то как же Я дам ему 613 заповедей?!» (Берешит раба, 24:5).

Грех был совершен за два часа до наступления Первой Субботы. Мидраш говорит, что в шабат запрет плодов Древа познания был бы снят — Адам и его жена должны были съесть их в качестве кидуша. Это не имело бы тех последствий, какие имело их преждевременное использование в будний день, т.к. сама суббота защитила бы Первых людей от «соединения» со злом. Наоборот, человек немедленно достиг бы своего совершенства.

Если бы Первый человек устоял в испытании, мир сразу достиг бы конечной точки своего развития. Вся духовная работа, которую люди выполняют в муках и страданиях уже без малого шесть тысяч лет, была бы проделана в эти несколько часов, а сам Адам и его потомки удостоились бы вечной жизни в саду Эдена (Зоар 1, 61а; Китвей Аризаль, Теилим 79).

Но мир пошел по другому пути. Человечество отдалилось от Б-га и сможет достичь прежнего уровня только во времена Машиаха. Путь к исправлению греха Адама лежит через Тору и заповеди. Идя путями Торы, мы вносим свой вклад в эту работу — поднимаем мир на более высокую духовную ступень.

Отличие христианского взгляда на «Первородный грех» и Первого человека от еврейского

Различия в трактовке греха Адама в христианстве и иудаизме определены в известном «Диспуте Нахманида» (на иврите «Махлокет Барселона») — в диспуте с крестившимся евреем Пабло, в котором вынужден был участвовать Рамбан (Нахмонид) в Барселоне в 1263 году.

В христианском понимании потомки Адама должны были отвечать за его грех, пока не пришел основатель их религии и не «искупил» их. Вина, таким образом, ложилась на человека при его рождении; отсюда и выражение «первородный грех» (на иврите «хэт кадмон» — «предшествующий (рождению) грех»).

Еврейский взгляд на эту проблему в корне отличается. Душа человека при его рождении чиста, он не должен отвечать за грех, совершенный кем-то другим (в том числе, его предком), и не может быть наказан за это. Лишение же бессмертия касается только его тела и не является наказанием в полном смысле слова. Как объясняет Рамбан, «казни за грех Адама — во плоти, ибо плоть моя от отца и матери. И коль было предписано им, чтобы они стали смертными, то и потомки их стали смертными по своей природе» (Диспут Нахманида, ч.1, день второй, п.43-44. Поэтому грех Первого человека в еврейском понимании не является «первородным».

Змей-демон

В древних мифах и сказках сплошь и рядом Змеи похищают царевен и «красных девиц», а с чудищами сражаются царевичи и добры молодцы. В былине «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» описывается, как киевский богатырь победил лютого дракона. За Пучай-рекой (Почайной) и состоялась их знаменитая битва. По преданию, каждый год накануне зимнего праздника Крещения Змей тяжко, разлаписто выбирается из своего логова и летит высматривать себе жертву – самую красивую девушку.
В народных байках существует стойкая вера в огненного змея – Змиулана, прилетающего к одиноким женщинам. Деревенские жители нередко подмечали те избы, куда летят огненные змеи, подозревая живущих там женщин в плотском сожитии с демонами. Огненный змей рассыпался искрами над трубой и появлялся избе в облике мужа, знакомого или просто красивого парня.

Змееподобные объекты, сфотографированные В. Гольцем 24.07.1985 в 23.30 на базе отдыха «Сигнал» (44 км от Туапсе, побережье Черного моря). Съемка велась со штатива; видно как «хвосты» объектов проходят за деревьями (из книги М. Герштейна «Что скрывают уфологи»).

Живет Змиулан в дуплах древних дубов или в железных гнездах. Вот, что пишет исследователь русского фольклора И. Сахаров: «Известно всем и каждому на Руси, что такое за диво – огненный змей. Все знают, зачем он и куда летает, но вслух об этом никто не решается говорить… Казалось бы, что ему незачем летать к красным девицам, но поселяне знают, зачем он летает, и говорят, что если огненный змей полюбит девицу, то его зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни отговорить никто не берется».
Стоит девушке только взглянуть на Змея, как делается она сама не своя, сохнет и чахнет. Змей, как правило, губит женщин – «высасывает» из них силы. Женщины сохнут, подвергаются припадкам, заболевают чахоткой и умирают. А то и руки от страданий на себя накладут. «Одержимые» змеем сторонятся людей, становятся молчаливыми и постоянно плачут (А. Анисимов. Между небесным и земным // газ. «Киевский телеграф», 31.12.2004-14.01.2005; М. Власова. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. – СПб., 2000).
Современными исследователями накоплено множество свидетельств о «демонических любовниках». «Огненные змеи» подобно инкубам и суккубам паразитируют на сексуальной сфере людей, но в отличие от последних являются не только в снах, но и воочию. Иногда в конце любовного соития в воздух от жертвы поднимается хорошо заметный столб черного пара высотой в человеческий рост.
Особенно уязвимы для Змея женщины, тоскующие по мужу или любовнику. Своей тоской и желанием они просто притягивают к себе вампирические сущности. Замечена устойчивая связь «невидимых любовников» с духами одержимости. Типичная ситуация – «змей-демон» вступает в связь с девушкой, приняв облик любимого мужчины. Обнаружив обман девушка начинает ходить по церквям (монастырям) и замаливать свои грехи. Змей не покидает свою жертву, которая на почве религиозного помешательства и одержимости сходит с ума (былички Харьковской губернии, 1892 г.; Н. Козлова. Восточнославянские былички о Змее и змеях. – Омск, 2000).

Змееподобный объект, сфотографированный на Памире, в районе р. Сиама, автоматически при длительном экспонировании. Из архива В. Гольца (из книги М. Герштейна «Что скрывают уфологи»).

У чувашей бытуют поверья о демоне асьтахе (чуваш. Аçтаха). Он показывается ночью в виде внезапно вспыхивающего света. Принимает облик человека и ходит по ночам к женщинам и распутничает с ними вплоть до утра. Однажды повадившись к какой-либо женщине, он ходит к ней каждую ночь и насилует ее до тех пор, пока она не умрет. Чтобы избавиться от асьтахи, в него, летящего по воздуху, стреляют из ружья — он пугается и больше на осмеливается прийти. Можно отучить его также еще и следующим образом: муж надевает на себя одежду жены и ложится на ее постель. Когда ночью приходит асьтаха, муж встает и бьет его бичом, после чего дракон не осмеливается больше приходить.
Иногда в деревню прилетают несколько асьтах, садятся на крыши домов и играют. Если какая-нибудь женщина очень долго убивается после смерти мужа, асьтаха является к ней по ночам в виде покойного мужа и спит с ней. Спускается он обычно по трубе и распутничает с женщиной до тех пор, пока она не иссохнет. К мужу, оплакивающему свою жену, асьтаха является в виде его покойной жены и так же поступает с ним (http://ru.wikipedia.org).
М. Герштейн убедительно доказал связь «огненного змея» с кладбищами и захоронениями. Известны многочисленные случаи наблюдения необычного свечения над могилами. Некоторые по форме и «поведению» были явно не продуктами распада мертвых тел. В книге В. Деружинского «Книга вампиров» (М., 2008) упоминается свидетельство киевлянина С. Бойко о том, что на кладбищах Киева часто наблюдаются призрачные огни.

Редкое фото свечения над могилой. Из книги
В. Деружинского «Книга вампиров» (М., 2008).

По чувашским поверьям подобные существа произошли от младенцев, которые были тайно рождены и умерщвлены незамужними женщинами. Они приходят к собственным матерям и, насылая на них всякую хворь, постепенно убивают их.
Змея видели влетающим в трубу, как правило того дома, где жили одинокие женщины. Кроме слабостей и болезней визиты «нечистой силы» могут закончиться и трагедией. Одну вятскую молодуху огненный гость заманил в баню, где она и угорела. Другая долго худела и чахла, забросила дом, дети бегали по деревне оборванные и голодные, попрошайничая по чужим дворам. Через некоторое время в их доме случился пожар и мать сгорела. По этой причине кое-где в деревнях за одинокими женщинами присматривали и, если замечали неладное, совершали обряд, чтобы отвадить названного гостя.
В начале 1980-х гг. соседка моей матери по даче (Новые сады, Глеваха) с ужасом поведала о подобной встрече. Сорокалетняя Василиса очень горевала за умершим от рака мужем. Вскоре после похорон некое существо, приняв облик покойного, явилось к ней ночью. На ощупь тело материализовавшейся сущности было мягким, словно ватным. После нескольких «свиданий», почувствовав упадок сил и демоническую власть над собой, женщина отправилась в церковь. Только специальные обряды и молитвы священника отпугнули энергетического вампира.
Очевидцы обычно свидетельствуют, что ОНО похоже на сноп, пучок, веник, змею с хвостом золотых искр, огненный шар или вихрь (Г. Белимов. Близость с пришельцами. – М., 2005). Декабрь 2005 г., поздний вечер. Над фабрикой по ул. Ушинского, 28 (р-н Соломенка) на высоте 7-9 этажей, практически горизонтально, пролетел объект небольших размеров. Направление – на С-В, примерно со стороны аэропорта Жуляны (под острым углом к направлению вдоль ул. Ушинского). Объект двигался с большой скоростью (промелькнул за несколько секунд), длина – около 1 м, цвет – ярко-белый. По форме объект напоминал мини-комету, так-как сзади за собой оставлял «хвост”. Ощущение во время пролета объекта — по телу прошла волна дрожи и страха (наблюдение автора).
Бес-клубок

В 1902 г. в Эстонии на о-ве Сааремаа девятилетний Михкель Мятлик с приятелем гулял по берегу озера Каали. Неожиданно ребята заметили перед собой какое-то живое существо. Оказалось, что по дорожке беззвучно катился серый шарик диаметром не больше пяди, напоминавший сказочного колобка. Когда мальчики попытались познакомиться с «колобком» поближе, тот ловко уклонился от общения, заставив преследователей безуспешно гнаться за ним. Шарик закатился в ореховый придорожный куст и исчез (В. Ажажа. Иная жизнь. – М., 1998).
Не так давно, в известной аномальной зоне – в лесу у д. Никитское (Калужская обл., Россия) компания молодых людей встретила живой пушистый клубок, катящийся по земле (Ю. Супруненко, И. Шлионская. Места силы на карте России. – М., 2007).
По поверьям, черти могут превращаться в различных существ и даже в предметы: борзых собак, кошек, черного петуха, козленка, а также – в клубок. Ведьмы умеют превращаться в клубок, чтобы пробраться в соседский хлев и навести порчу на скотину. По другим данным, они держат у себя в услужении похожих существ (вспомните «Ваньку-встаньку» с паучьими лапками из кинофильмов про Дневной и Ночной дозор).
По слухам, на одной из Черных г. в Киеве было замечено странное существо – «шерстяной» шар с глазом. Подобную нечисть видели в конце 30-х гг. прошлого века в Броварах. В тот день слуги Тьмы пытались напугать одну семью. В хате сначала появился живой клубок, а затем в шкафу хозяева обнаружили труп неизвестного человека. Когда шкаф открыли снова, тела там уже не было. О подобном «шарике» рассказал киевский кинорежиссер В. Олендер. Однажды он навестил знахарку В. Баранникову, проживающую неподалеку от Киева. Та и рассказала об одной своей «клиентке». Молодая девушка ждала парня из армии, а он вернулся и женился на другой. Тогда эта девица пошла к «черной бабке» и попросила его наказать. Ведьма потребовала принести ей что-то, чем парень владел или хотя бы в руках держал. Девушка отдала половинку письма, полученного от любимого из армии. Старуха взяла листок: скомкала его, в тряпочку завернула, пошептала над ним что-то и сбрызнула из чашки. Затем приказала девушке выбрать ночь, когда луна будет в ущербе и поехать на вокзал. Сесть в электричку и ехать до одной станции, отмерить определенное количество шагов и там закопать узелок с письмом.
Прошел месяц, а любимый к девушке не возвращается. Тогда девица опять поехала к бабке. Ведьма и говорит: «Не сомневайся, умрет твой Валерий-то». Девка аж в голос закричала: «Как умрет?! Я же не просила об этом!». «Мало что не просила. А узелок-то где закопала? На кладбище. Туда и свезут его скоро». Девка запричитала, что не видела она, где закопала, темно было. «И не отпирайся, милая, – отвечает бабка, – на то и свидетель есть. Борька, ты здесь?». И вот из темного угла появился шар какой-то мохнатый, и прыг ей, старухе, на плечо. «Ну что, видел, как шла она на кладбище?». Комок мохнатый запищал: «Видел! Видел!». «Умрет Валерий-то?». Комок радостно подхватил: «Умрет! Умрет!». Тут девица в обморок и упала (А. Горбовский. Тайная власть. Незримая сила. – М., 1991).
Контакты с ведьмами и нечистой силой очень опасны. Как в той пословице: «Палец дай – руку по локоть отхватят». В 1742 г. некая Варвара Костецкая по просьбе своей госпожи Виктории Рабчинской пыталась извести ее мужа. Для этого Варвара отправилась в с. Свинюхи (Винницкая обл.). Там она нашла местного колдуна Ликарчука, которому пообещала за порчу на смерть 200 злотых, два вола и корову. Ликарчук отказался: «Я не буду делать этого, так как помню, что моя мать однажды сделала подобное одной девушке, так злой дух замучил и ту девушку, и мою мать, я этого боюсь, так как имею жену и детей» (В. Антонович. Колдовство. Документы – процессы – исследование. – СПб., 1877).
Начало 1980-х гг., Новгород-Северский (Черниговская обл.). Леонид К. поздно вечером возвращался с работы. По дороге, которая шла между частным сектором и яблоневым садом неожиданно прокатился шар. Он был похож на клубок шерстяных ниток и постоянно путался в ногах. Леонид замахнулся на него ногой и клубок мгновенно исчез. Не помня себя от ужаса, Леня прибежал домой. Родные были поражены его бледностью и трясущимися от страха руками.
Еще об одном шарике-клубке рассказала Елена М. (с. Мирча, Бородянский р-н, Киевская обл.). Две девушки возвращались поздно вечером из дискотеки. Возле хаты, где по слухам жила ведьма, перед ними по земле прокатился «шерстяной шар». От испуга девушки потеряли дар речи на несколько дней.
Киевский экстрасенс Раокриом пишет: «Когда люди, обладающие ясновидением, говорят о Гнилецком мон., то видят черный шар с глазами, который их подслушивает и пытается пробить защитное поле» (Раокриом. Тайна 13 грома. – Авторский сайт Раокриома, http://www.raokriomrati.com.).

Рассел Григ

Действительно ли змей разговаривал с Евой?

Фото: morgueFile

В описании искушения Евы и грехопадения человечества, записанном в 3 главе книги Бытие, мы видим существо, названное «змеем». Кто или что это за существо? Был ли это настоящий змей? Некоторые люди считают, что эта история — просто символический рассказ или аллегория потому, что животные не говорят человеческим языком. Итак, кто или что это за существо, которое использует тело этого «зверя полевого» не только для того, чтобы говорить с Евой, но и убедить ее ослушаться всемогущего Бога?

Основное правило в понимании Писания, и особенно тех стихов, которые могут быть непонятными, состоит в том, чтобы толковать Писание с помощью самого же Писания, то есть, нам следует увидеть, что говорят другие стихи по этому же вопросу.

Так что же сказано в других стихах Библии, которые могут помочь нам определить, что это был за змей?

Что сказал Иисус

В одном случае Иисус сказал группе Фарисеев, которые пытались убить Его:

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44).

О каком событии, которое включает ложь и убийство от начала, мог говорить Иисус?

Событие искушения Евы, безусловно, относится к началу, так как это первый записанный случай с участием Евы после ее сотворения. Змей солгал Еве, когда сказал: «Нет, не умрете», и так как это первая ложь, записанная в Писании, название «отец лжи» — очень точное описывает того, кто в этом случае лжет.

Мэтью Генри, толкователь Библии, живший в 18-ом столетии, прокомментировал этот отрывок так:

«Он является большим пропагандистом всякого рода лжи. Он лжец, все его искушения совершаются, когда он называет зло добром, а добро злом, и обещает свободу в грехе».1

В конце концов, усилия змея привели к смертному наказанию, которое было наложено не только на Адама и Еву, но и на весь род человеческий. Поэтому слово Иисуса «человекоубийца», безусловно, относится к тому, кто искусил Еву.

Таким образом, поступок змея, является таким поступком, который Иисус приписывает «диаволу» в Иоанна 8:44. Кроме того, нам не известно ни о каком другом записанном событии в истории человечества, которое лучше соответствовало бы этому описанию диавола, чем описание искушения змеем в Бытие 3.

Еще одна связь между змеем из книги Бытие и Сатаной, мы находим в книге Откровение 12:9 и 20:2:

«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».

Слово «Сатана» означает «враг» — прежде всего Бога, а потом человека. Слово «диавол» обозначает «клеветник на Бога людям, и людям на Бога».2

Кем же он был – змей?

Был ли тогда змей Сатаной? Несмотря на то, что Библия говорит нам, что: «…сам сатана принимает вид Ангела света, или «притворяется ангелом света» (2 Коринфянам 11:14), есть некоторые трудности, которые не позволяют нам думать, что нечто подобное могло произойти в Эдемском саду. Теолог Генри C. Тессен пишет:

«… змей не является ни образным описанием Сатаны, ни Сатаной в виде змея. Настоящий змей был орудием в руках Сатаны. Это очевидно из описания этого пресмыкающегося существа в Бытие 3:1 и проклятия, возложенного на него в 3:14 «.3

Библия говорит нам об этом, как раз перед тем, как Иуда вышел из горницы, чтобы пойти и предать Иисуса — «вошел в него Сатана» (Иоанна 13:26–27). Подобным образом демоны в определенных условиях могут входить в человеческие тела или в тела животных. Так случилось, например, когда Иисус избавил человека от легиона бесов, и они вошли в стадо свиней, а затем сбросились с крутизны в море (Марка 5:1–13). Поэтому мы вполне естественно можем сделать вывод, что в этом случае Сатана занял и использовал тело определенного змея, чтобы исполнить свой коварный замысел и искусить Еву.

Ясно также, что совершенно неуместно использовать эвфемизмы о змее, например, называя его «олицетворением зла», или считая всю историю «мифом» и «богословской поэзией». Библия описывает эту историю, как личную встречу Евы и Сатаны, и эта встреча так же реальна, как и встреча Христа и Сатаны в пустыне.

Определение змея, как того, чье тело было использовано Сатаной, вызывает дополнительные вопросы, например: говорит ли Сатана вслух?

Сатана говорит?

Когда Сатана искушал Иисуса, он делал это с помощью слов. Иисус отвечал ему и об этом разговоре записано как в Евангелии от Матфея, так и в Евангелии от Луки (Матфея 4:1–11; Луки 4:1–13), хотя нам не сказано ни в одном из этих мест, в каком именно виде появился Сатана в этом случае перед Иисусом.

Фото: Wikipedia.org

Реформатор Мартин Лютер (1483–1546).

В книге Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима», описание разговора Христианина и битва с Аполлионом для многих Христиан, которые испытали подобное в своей духовной жизни, не является чем-то удивительным. Говорят, что Мартин Лютер считал битву с Сатаной настолько реальной, что однажды Лютер запустил в него чернильницей.

Относительно искушения Евы, христианский писатель и толкователь, Д. Освальд Сандерс, пишет:

«Существует предположение, что так же как произнесение речи Валаамовой ослицей было божественным чудом, так же и разговор змея был сатанинским чудом».4

Откуда взялся Сатана?

Бог решил не рассказывать нам много о происхождении и отступничестве Сатаны.5 Из Библии нам известно, что он является главой падших ангелов (называемых демонами или бесами), а также самым главным врагом Бога и человека (Иова 1:6–12; 2:1–6; 1 Петра 5:8).

Падение Сатаны было следствием его гордости (1 Тимофею 3:6), и надо понимать, что это событие произошло после шестого дня сотворения, когда «…увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Бытие 1:31), но до грехопадения человека, о котором записано в Бытие 3.

Что касается его настоящего места пребывания, то неверно думать о Сатане как о «властелине Ада», так как Библия ничего подобного не говорит. Наоборот Иисус назвал его «князем мира» (Иоанна 12:31: 14:30; 16:11). Библия также называет его «богом века сего» (2 Коринфянам 4:4) и «князем, господствующем в воздухе» (Ефесянам 2:2). В Библии говорится как он «ходил по земле и обошел ее» (Иова 2:2; 1 Петра 5:8), а также о его делах в «поднебесной» (Ефесянам 6:11–12).

Почему Бог создал такое существо, которое мы теперь называем Сатаной?

Вопрос: Если Бог знал, что такое существо, как известный нам теперь Сатана6, и другие ангелы, а также в конечном итоге Адам и Ева, восстанут против Него Самого, зачем Он вообще «прервал» вечность и продолжил сотворение?

Ответ: Самый краткий ответ на этот вопрос – «мы не знаем». Однако мы можем сделать несколько наблюдений.

  1. Это было суверенное решение Бога – позволить греху войти в мир, и Он сделал это, несмотря на то, что Он знал, какова будет природа греха и что грех сделает с Его творением, и что Ему нужно будет сделать, чтобы спасти нас от греха.
  2. Это было решение Бога – взять над грехом верх во благо. Это не означает, что Бог разрешил греху войти в мир для того, чтобы он стал причиной блага, но скорее Бог допустил, чтобы случился грех по другим причинам и Он принял решение использовать его во благо.
  3. Это было решение Бога – сделать спасение от греха доступным. Он делает это на основании пролитой крови Его Сына, Господа Иисуса Христа (Евреям 9:14; 1 Петра 1:18–19; 1 Иоанна 1:7).
  4. Это было решение Бога – разрушить дела дьявола (1 Иоанна 3:8), и показать Свою праведность путем осуждения и наказания грешников (Деяния 17:31; Откровение 20:10–15).
  5. Это было решение Бога – создать группу верующих людей, известную как Церковь. Эта группа людей, как Иудеев, так и язычников, названа «женой Христа» (2 Коринфянам 11:2; Откровение 19:7). Они разделят Божью славу как Божьи дети, они названы наследниками Бога и сонаследниками Христа, и они пребудут с Ним навеки вечно (Римлянам 8:16–17; Откровение 22:5).

В Библии мы находим приглашение Бога. Оно гласит:

«И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром». (Откровение 22:17).

Ссылки и примечания

  1. Мэтью Генри, «Краткий комментарий ко всей Библии», издательство Moody Press. Чикаго. 1983. с. 786. Вернуться к тексту.
  2. A. Г. Стронг, «Систематическая теология», издательство Judson Press. США. 1907. с. 454. Вернуться к тексту.
  3. Генри C, Тессен, «Лекции по систематической теологии», Пересмотренное издание, издательство Eerdmans. Гранд-Рапидс. 1979, с. 180. Вернуться к тексту.
  4. Д. Освальд Сандерс, «Сатана – не миф», издательство Moody Press. Чикаго, 1975, с. 42. Вернуться к тексту.
  5. Два места Писания, которые чаще всего используются, когда речь идет на эту тему: Исаия 14:12–15 и Иезекииля 28:13–17. Несмотря на то, что оба эти места написаны в контексте пророчеств о ранних царях (Вавилона и Тира), и ни одно из них не указывает прямо на Сатану, оба эти отрывка содержат упоминания о мистической значимости поступков, которые выходят за пределы человеческих способностей и поведения: «А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Исаия 14:13–14), а также «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иезекииля 28:15). По этой причине некоторые теологи утверждают, что в этих стихах говорится о первоначальном состоянии Сатаны (в котором он назывался Люцифером) и о грехе, который привел к его падению (эта точка зрения предлагалась некоторыми отцами Церкви еще в третьем столетии н.э.). Другие теологи, а также те, кто отрицает концепцию существования личного дьявола, придерживаются другого мнения, заявляя, что эти места Писания говорят только о земных царях. Вернуться к тексту.
  6. Имя Сатана означает «противник» или «враг». Совершенно неверно допускать, что Бог создал Сатану во вражеском состоянии к Самому Себе, поскольку в таком случае Бога следовало бы считать автором зла. По этой причине некоторые теологи заявляют, что изначальным именем Сатаны было имя Люцифер (буквально означающее «тот, кто несет свет»), и что после того, как он был создан, он восстал против Бога и забрал с собой часть ангелов, которые также отступили от Бога. Слово «Люцифер» встречается в Писании только один раз, в книге Исаия 14:12. Больше информации содержится в ссылке 5. Вернуться к тексту.

Змеи распространены практически по всему миру — они живут на всех континентах, кроме Антарктиды. Не встретишь их и на некоторых отдельных островах — например, в Ирландии и Новой Зеландии.

Кобра
А почему змею назвали змеей? Это слово общее для многих славянских языков. Украинцы называют ползающее пресмыкающееся «змія», белорусы — «змея», болгары — «змията», сербы — «змија», хорваты — «zmija». Ее название связано со способом передвижения, ведь все змеи ползают по земле, являются «земляными» существами. Змея и земля очень созвучны, и это не совпадение — они действительно имеют один корень.
Все змеи — хищники, подавляющее их большинство охотится на движущихся жертв. Ядовитые змеи и удавы сначала убивают свою добычу, но есть немало видов (например, уж), которые заглатывают еще живое существо. Существуют также змеи, которые не охотятся — они поедают яйца или питаются падалью.

Куроед (Spilotes pullatus)
Змей-вегетарианцев в природе не встречается, но по интернету ходит весьма забавная история, будто в Мексике существуют травоядные змеи, у которых вместо чешуи шерсть. Она так добродушна, что с нею даже играют дети. Многие верят в это, но спешим вас разочаровать — подобного зверя в Мексике не водится.

Адам, Лилит, Ева. Миниатюра XV в.
Внимание. Статья содержит материалы эротического характера. Просмотр не рекомендуется лицам не достигшим 18 лет.
Существует два начала легенды о первой жене Адама. Оба начала исходят из различных трактовок Ветхого Завета, вернее, самой первой его книги – Бытия. Итак, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово «человек” в древнееврейском оригинале написано как «adam”, которое произошло от слова «adamah” (пыль, прах). Слово «adam” относится не только к мужчине, но и к женщине. Вот что говорится дальше: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, так как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22).
По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов «не хорошо быть человеку одному” (Быт. II, 18), была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.


Однако далее легенда уже не несет никаких существенных внутренних разногласий. После того, как Адам и Лилит были сотворены, они начали ссориться.

— Я не лягу внизу, — сказала она.
— Я не лягу под тебя, только наверху, — ответил Адам. – Потому что ты подходишь только в низшей позиции, а я должен быть в высшей.
— Мы оба равны, . Я не стану покоряться тебе.
— Я создан по образу Элоима и не могу унизиться до твоего уровня. Ты ничто иное, как одна из многих тварей в поле. Ты создана мне в помощь, так и останется.

Однако Лилит этого не оставила; она отправилась к Яхве. Лилит использовала все свое мастерство, чтобы обольстить Создателя, и последний, известный своей добротой к женщинам, открыл ей свое истинное Заповедное имя. Узнав его, Лилит произнесла имя и мгновенно улетела из Эдемского сада от Адама навсегда.
Лилит поселилась в пещере на берегу Красного моря, где и живет до сих пор. Она занималась любовью с демонами и породила многие тысячи детей за достаточно короткий период времени. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов, а, став женой Асмодея, Царя Демонов, ее прозвали Младшей Лилит (об имени «Старшая Лилит” речь пойдет далее).

Тем временем Адам, раскаявшись в том, что Лилит оставила его, пришел к Яхве и взмолился:
— О, Владыка Вселенной, женщина, которую ты дал мне, ушла от меня.
Яхве согласился с тем, что создание Эдемского сада не может так легко покинуть Царство, и немедленно послал трех ангелов – Сеноя, Сансеноя и Семангелофа, – чтобы они схватили и привели Лилит обратно Адаму.
— Если она согласится вернуться, то все будет хорошо, — сказал Яхве Адаму. – А если нет, то она обязана согласиться, чтобы ежедневно умирало сто ее детей.
Три ангела нашли Лилит в пещере, а по другой версии посередине моря на высоких волнах, в которых суждено было погибнуть египтянам. Они потребовали именем Яхве, чтобы Лилит вернулась к Адаму, и сказали, что если она откажется, каждый день они будут убивать по сотне ее отпрысков-демонов, пока она не согласится вернуться. Но Лилит не согласилась, тогда ангелы сказали, что утопят ее в море.

— Оставьте меня! – отвечала она. – Разве вы не знаете, что меня создали для того, чтобы я насылала слабость на маленьких детей? Я имею власть над ними с момента их рождения и до тех пор, пока им не исполнится восемь дней, если это мальчики, или двадцать, если это девочки.
Она также обещала нападать на матерей в период родов и даже на мужчин во время сна, чтобы красть их сперму для зачатия новых демонов на замену убитых ангелами.
http://zarubezhom.com/Images/Lilith_Abel_EveandSnake%20Pann1950.jpg
После этих слов ангелы хотели утопить Лилит, но она стала умолять их сохранить ей жизнь, поклявшись, что она не причинит зла тем детям, которые будут защищены амулетом или камеей, на которых будут написаны имена Сеноя, Сансеноя и Семангелофа или же изображены их лица или очертания. Ангелы сохранили жизнь Лилит, но каждый день умирала сотня ее детей, как и обещал Яхве.

Однако на мучении детей Лилит не остановилась и решила мстить Адаму. Для этого своей жертвой она избрала Еву – новую жену первочеловека. С точки зрения христиан, вкусить запретный плод с Дерева познания Добра и Зла Еву соблазнил Сатана, но более точно было бы сказать, что это сделали Лилит и Самаэль. Трудно сказать, когда Лилит стала одной из четырех жен Самаэля. Однако, став ею, она начала олицетворять пассивное начало материи, активным началом которой является Самаэль. В качестве жены последнего она стала называться Старшей Лилит. Возле Дерева появилась Лилит в обличии змеи, но голос, искушавший Еву, исходил от Самаэля. Последствия известны всем: Адам и Ева были изгнаны из рая.
Но и на этом Лилит не успокоилась. Она стала являться Адаму во снах, соблазняя его к зачатию все новых и новых демонов, которых стали звать «лил ин” или Шедим (или Сиддим), которые стали странствовать по миру в качестве злых духов, преследуя мужчин и насылая на них чуму, болезни и страдания. Существует версия, что Ева в это же время страдала от подобной участи – в руках Самаэля, от которого родила Каина. Естественно, от рук Лилит стали страдать не только взрослые, но и дети: она пьет кровь новорожденных и высасывает мозг из костей.

На этом практически заканчивается легенда о Лилит, как о первой жене Адама, поэтому нам хотелось бы подвести некий итог. Как мы видим из легенды, Лилит и Адам представляют два враждующих архетипа. Адам – это образ патриархальных устоев иудеев. Это воплощение Закона Моисея, которое не терпит никаких альтернатив, что доводит ситуацию до абсурда, когда Адам, вроде бы лишившись надоедливой жены, через некоторое время идет на поводу своих желаний, требуя Бога вернуть Лилит, так и не поняв, в чем состоялся конфликт. Лилит же – это, во-первых, образ свободной женщины, который даже теоретически отвергался древними иудеями. До эпохи эмансипации женщин тогда было еще далеко, поэтому любое проявление непослушания женщины мужу рассматривалось не только как нарушение древних устоев, но и как проявление дьявольского начала, что мы и видим в клеймении Лилит демоном.
Этому способствовало то, что по легенде Лилит нарушила подавляющее количество заповедей. Грех Лилит в глазах Иеговы и его народа усугубляется еще и тем, что она отвращала сынов Израиля от пути истинного, заставляя их прелюбодействовать с ней во сне, тратя понапрасну сперму (за что был наказан Онан). Во-вторых, образ Лилит – это, как нам кажется, собирательный образ языческой женщины. Не стоит и говорить, какая вражда была между язычниками и иудеями, к которым позднее присоединись и христиане. То, что Лилит – символ язычества, нетрудно увидеть по тому, как она изображалась. Самый распространенный образ – это красивая девушка с длинными волосами и крыльями. Ее ступни иногда изображаются, как ноги совы. Лилит также изображают наполовину как женщину, наполовину как змею. (Именно так изобразил Лилит в Сикстинской Капелле Микеланджело.) Обожествление животных было уделом язычников, особенно на низшей ступени развития их верований.
В развитых языческих системах, например, в египетской, греко-римской и других, боги и богини часто изображаются как люди, но с элементами тел животных. Не стоит забывать, что Лилит сопоставляется с Астартой, Дидоной, другими языческими богинями, а также с древнегреческой Ламией – чудовищной богиней Аида, которая «ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови” (Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции). Не правда ли, похоже на известную нам легенду «Алфавита”?
Так или иначе, образ Лилит, как феминистки и богини язычников был враждебен древним иудеям (некоторые из которых продолжали поклоняться Лилит примерно до VII века н.э.) и христианам. Можно сказать, что Лилит была воплощением Вавилона, а более конкретно, принимая в расчет нелюбовь религиозно настроенных иудеев, ее можно считать Вавилонской Блудницей, однако, об этом пойдет речь далее. Необходимо заметить, что одним из способов борьбы иудеев с верой в Лилит было тотальное игнорирование ее имени. Имя «Лилит” встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге пророка Исайи (XXXIV, 14): «…там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой”. В оригинале стоит слово «Lilith”, однако новые толкователи (не неподверженные христианской морали) склонны переводить «Lilith” как «ночное привидение” или же «филин” (или «сова”).

Отголоски культа Лилит можно встретить и в «отдаленных” мифологических системах. В армянской мифологии есть злые духи, как мужского, так и женского пола, называемые «Алы”. Они душат рожениц, поедают их мясо, причиняют вред ребенку еще в утробе матери, похищают новорожденных. В христианизированном армянском мифе связь Алы и Лилит наиболее очевидна: Бог создал Алы в качестве подруги для Адама, но так как она была огненной, Адам не смог ее полюбить, и тогда Бог создал Еву. В мифологии лезгин и лакцев также есть злой дух женского пола, похожий на Лилит. Ее имя «Ал паб”, и по поверьям она имеет образ уродливой женщины с волосами до пят, с отвислыми грудями, которые они перекидывают за плечи. Ал паб завладевают сердцем, печенью и другими внутренностями матери и новорожденного, бросают их в воду, после чего люди умирают. У турок, крымских татар, узбеков и некоторых других народностей Ал паб соответствует злому женскому духу Албасты. В аккадской мифологии присутствует Ламашту – львиноголовая женщина-демон, которая похищает детей и насылает на них болезни. Атрибутами Ламашту часто являются гребень и веретено (на картине «Леди Лилит” Данте Габриэля Росетти Лилит изображена именно с гребнем).
Прежде чем перейти к каббалистическому толкованию Лилит, нам бы хотелось добавить к легенде «первой жены Адама” еще один эпизод, описанный в произведениях «Песачим” и «Ялкут Чадаш”. Несмотря на то, что Лилит была женой Асмодея и Самаэля, а также матерью Ахримана, демоница по имени Махлат и ее дочь Аграт (ее еще называли Аграт Бат-Махлат) постоянно враждовали с Матерью всех демонов. Лилит обладала войском, в которое входило 480 легионов злых духов и ангелов-разрушителей, а у Махлат было 478 легионов злых духов. Когда они заняты войной меж друг другом, молитвы Израиля достигают Небес, потому что главные обвинители людей отсутствуют. По средам и субботам Аграт, дочь Махлат, путешествует по воздуху в колеснице в сопровождении ста восьмидесяти тысяч злых духов.
Каббалисты, чьи идеи во многом развились под влиянием «Зогара” – монументальной мистической книги раввина Моисея Леона (кстати знакомого с «Алфавитом Бен Сиры”) – немного по-другому смотрят на интересующий нас объект. Их трактовка оставила позади мифологический и даже религиозный аспекты Лилит. Для того чтобы понять, что каббалисты имели в виду, необходимо вспомнить немного истории, а именно то, что в 70 г. н.э. был разрушен Второй Храм. Почему это так важно, становится ясно из идеи о том, что каббалисты видели баланс мира в Святом Браке Адоная и Шехины, которая символизировала собой народ Израиля, а также женскую ипостась самого Адоная.
Существовало только одно место, где Адонай и Шехина соединялись, дабы через их Божественную Любовь на мир распространялся свет добра. Этим единственным святым местом был Храм Соломона (Второй Храм). Но Храм, как мы знаем, был разрушен, а его сокровища распространились по языческим странам. Вместе с этим Адонай и Шехина лишились единственного места, где могли встречаться, и Адонай исчез из мира.
Оставшись без покровительства Бога, Шехина была похищена язычниками, которые постоянно насиловали ее. Этим символизировалось рассеяние евреев по миру, прежде всего по Азии, Европе и Африке, где иудеи встречали недружелюбное отношение со стороны представителей других религиозных убеждений.
Однако Адонай не мог оставаться без женской половины, иначе это бы вызвало вселенский диссонанс. Тут на сцене появляется Лилит, занявшая место супруги Адоная, но она никогда не была действительной любовью Бога, скорее она стала его наложницей. В этом отношении Лилит представляла собой прямую противоположность Шехины, будучи символом Вавилона, язычников, захвативших народ Израиля. Получилось так, что, несмотря на сохранение единства мира, часть Божественной сущности была поражена злом, и зло получило колоссальное влияние на мир.
С одной стороны может показаться удивительным, как Лилит прошла развитие от жены первочеловека Адама к образу бытового злого демона, как, побывав женой Асмодея и Самаэля, Лилит стала супругой самого Адоная, но, на наш взгляд, такой прогресс стал возможен из-за крайней символичности ее образа, из-за того, что, будучи весьма ярким архетипом, она смогла вместить в себя огромное количество черт, как негативного, с точки зрения Закона Моисея, характера, так и позитивного, с точки зрения простых человеческих нужд.
Вернемся к каббалистическому осмыслению Лилит. Зло, отождествляемое с ней, не могло властвовать в мире вечно. Например, по субботам Лилит не могла оставаться с Адонаем и уходила в пустошь, где кричала от боли, пока день отдохновения не кончался. Именно в субботу у … есть возможность победить зло в лице Лилит, не дав ей вернуться к Адонаю и воссоединив последнего «в эсхатологическом событии избавления” с Шехиной, его истинной супругой. Даже в христианском «Откровении от Иоанна”, в главе XVII есть ссылки на борьбу Вавилонской блудницы, находящейся в пустыне, и Агнцем, который после того, как блудница была повержена, соединился со своей женой.
Символическое соотношение Вавилона и Лилит несложно. Вавилон в свое время был великим городом, центром государственного влияния, что можно соотнести с бытием Лилит женой Адама, затем Вавилон пал, «сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу” (Апок. XVIII, 2), что соотносится с Лилит, зачавшей демонов мира.
Как вы уже заметили, Лилит как бы удалена от нашей славянской культуры, но это не совсем верно. Возможно – в славянской мифологии нет ярко выраженных женских образов, сопоставимых с Лилит, но нельзя забывать об оригинальных изображениях и трактовках богини. Прежде всего, хотелось бы отметить интереснейшее описание Лилит в романе-лексиконе «Хазарский словарь” сербского писателя, «предводителя европейского пост-модернизма” Милорада Павича: » сидела босая и плакала в свои волосы… Под волосами виднелись обнаженные груди…, обрамленные, как глаза, ресницами и бровями, и из них, как темный взгляд, капало темное молоко…
Руками с двумя большими пальцами она отламывала кусочки хлеба и опускала их себе в подол. Когда они размокали от слез и молока, она бросала их к своим ногам, а на пальцах ног у нее вместо ногтей были зубы. Прижав ступни друг к другу, она этими зубами жадно жевала брошенную пищу, но из-за того, что не было никакой возможности ее проглотить, пережеванные куски валялись в пыли вокруг…” (Просим извинить за длинную цитату, но, как нам показалось, она того стоит.) Интерес также представляет другой славянский – русский – писатель – Даниил Андреев и его книга «Роза Мира”. В ней Лилит описывается как «Всенародная Афродита” всех человечеств”, причем она является одной из светлых верховных стихиалей. Вообще сущность Лилит по Андрееву необычайно сложна, как впрочем, и сама «Роза Мира”, поэтому ограничимся лишь двумя фактами: 1). бытие Лилит неразрывно связано со «сферой половых чувств” и 2). даже будучи светлой стихиалью, Лилит попала под воздействие темных сил (эйцехоре), но будет освобождена в будущем («во втором эоне”).

В завершение статьи осталось сказать лишь то, что в современной культуре Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств. Для среднего человека Лилит – это суккуб, демон далекого прошлого, кто-то может назвать ее женщиной-вамп, искушающей мужчин во снах.
Истинная сущность Лилит, непонятная среднестатистическому разуму современного человека, продолжает жить в искусстве, особенно в музыке, литературе и живописи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *