Ислам в современном мире

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Ислам (или мусульманство) – самая молодая из мировых религий. В мире насчитывается около 900 миллионов ее приверженцев, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Практически все арабоязычные, тюркоязычные и ираноязычные народы исповедуют ислам. Много мусульман среди представителей североиндийских народов. Население Индонезии также почти целиком придерживается ислама.

Если с начала XIX века колониальное унижение и остро ощущавшаяся отсталость исламских стран вызвали к жизни энергичное стремление к модернизации ислама, если после Второй мировой войны крушение колониальной системы повлекло за собой эпоху радикальных социальных преобразований и породило лозунги «исламского социализма», то с 70-х годов XX века усиление экономической (за счет обильного потока нефтедолларов) и политической мощи стран ислама стало вести к росту националистических амбиций правящих слоев многих из этих стран. Соответственно, возросла роль ислама в качестве мощной национальной традиции, на которую удобнее всего опереться в борьбе с иноземными влияниями.

Под знамена ислама зачастую становятся силы, борющиеся за национальную независимость, за освобождение той или иной страны от давления иностранных держав, как это случилось, например, в ходе революции в Иране. Однако нельзя забывать и о том, что в ходе этой справедливой борьбы порой – как в том же Иране – проявляются едва ли не самые консервативные стороны ислама с его призывами ограничить права женщин, ориентироваться на жесткие нормы шариата. Нельзя забывать и о том, что националистический уклон с опорой на первозданную силу ислама ведет к усилению позиций наиболее реакционных слоев духовенства и соответственно – к ослаблению позиций прогрессивных реформаторов.

Правда, в ряде современных исламистских стран по-прежнему идут энергичные преобразования. Некоторые из них, как известно, отдали даже дань так называемому пути «социалистической ориентации». Но, как известно, все такого рода социалистические эксперименты в конце XX века с треском провалились. И это создало в исламском мире принципиально новую ситуацию, широко раскрывшую двери для рискованных экспериментов фундаменталистов, то есть активных сторонников возвращения к средневековой чистоте ислама с одновременным решительным отрицанием духовного влияния со стороны «развращенного» Запада.

Иными словами, за последние десятилетия в мире создались определенные объективные условия для усиления ислама в его наиболее жесткой форме. И эти условия стали активно реализовываться усилиями фундаменталистов, число которых с каждым годом растет, а их действия – по меньшей мере в ряде стран, как, например, в Алжире, – принимают все более откровенный экстремистский характер. В том же Алжире банды вырезают целые деревни. Кровь невинных людей льется во имя того, чтобы устрашить остальных и заставить их стать на сторону экстремистски настроенных фундаменталистов. Если прибавить к этому те фундаменталистские установки, с которыми идут к власти в современном Афганистане талибы, то общая картина станет еще более тревожной. И далеко не случайно некоторые современные политологи, смотря в недалекое будущее, видят едва ли не основные конфликты следующего века в войне цивилизаций: в столкновении Запада с миром ислама. И для таких мрачных прогнозов есть достаточно весомые основания.

Ислам, следует признать, наиболее сильная из религий мира. Это объясняется, в частности, тем, что как религиозная доктрина и форма социальной организации он всегда играл на мусульманском Востоке несколько иную роль, нежели, скажем, христианство в Европе. Никогда, даже в пору своего полного господства над людьми, в периоды самых жестоких гонений и разгула инквизиции, христианство не вытесняло полностью светской власти. Ислам же заполнил собой все поры мусульманского общества, определил характер экономических отношений и формы политического администрирования, социальную структуру, культуру и быт правоверных. Духовная жизнь в исламских странах не только всегда была под контролем ислама – она протекала исключительно в рамках ислама, была исламской как по сути, так и по форме. И хотя мусульманские мыслители свободно оперировали философскими категориями, не имевшими ничего общего с исламом, – все равно он был тем фундаментом, на котором стояли и на который ориентировались правоверные.

Можно было спорить по поводу неясных мест Корана, оспаривать те или иные суры или хадисы, становиться на точку зрения того или иного мазхаба, той или иной секты, но нельзя было выступить против ислама ни прямо, ни даже косвенно (например, в манере Рабле или Вольтера). Нельзя было не потому, что это кем-то категорически воспрещалось или за это сжигали на кострах – как раз костров-то в исламе никогда и не было. Невозможно это было потому, что в условиях абсолютного господства ислама, его всеобщности, интегральности выступить против него означало бы выступить против всего того, что есть в жизни и обществе мусульман, то есть противопоставить себя этому обществу, оказаться как бы вне его, вне закона.

Все это стократ усиливало позиции ислама, придавало силу и прочность его культурной традиции, его влиянию на население, причем даже тогда, когда обстановка в мире резко изменялась, жизнь теряла свои привычные устои и новое решительно требовало считаться с собой. Вышесказанное объясняет те формы, в которых протекала трансформация ислама в мусульманском мире. Только в Турции, где антиклерикальные силы возглавили кемалистскую революцию и привели страну к радикальным преобразованиям, оказалось возможным решительным рывком вырваться из объятий ислама, хотя и не полностью. Во всем остальном мусульманском мире, в том числе и в тех странах, где еще недавно охотно говорили об исламском социализме и где действительно осуществляются порой радикальные социальные преобразования, ислам, не будучи решительно отброшен, сумел видоизмениться, трансформироваться, адаптироваться и даже укрепиться.

Вписавшись в современную структуру, даже в меру признав авторитет науки, ислам продолжает воздействовать на поступательное развитие общества с помощью своих тысячелетних традиций, подчас искусственно реставрируемых, как это можно видеть на примере некоторых стран, где радикальные и даже революционные перемены чаще всего несут на себе заметный оттенок фундаментализма. Конечно, современные мусульманские улемы – не чета мутакаллимам тысячелетней давности. Они хорошо образованны, идут в ногу с современностью, не говоря уже о том, что многие из них пользуются всеми благами современной цивилизации, вплоть до телевизоров и автомобилей. Но они по-прежнему влияют на духовную жизнь страны и играют активную роль в политике. Более того, за последние годы это влияние заметно усилилось, а роль авторитетов ислама в определении политического курса стала еще более активной, как это видно на примере Ирана, Алжира или Афганистана.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ислам в современном мире (стр. 1 из 2)

Содержание…………………………………………………………….1

Вступление…………………………………………………..…………2

Религия Ислам…………………………………………………………3

История возникновения ислама……………………………………………….3

Коран и его роль в жизни мусульман………………………………5

Направления ислама…………………………………………………6

Суннизм…………………………………………………………………………..6

Шиизм…………………………………………………………………………….7

География ислама в современном мире……………………………7

Ислам в России…………………………………………………………………..9

Ислам сегодня………………………………………………………..10

Литература, использованная в подготовке реферата…………..12

ВСТУПЛЕНИЕ

Религия – вера в реальное существование сверхъестественного.

Религия, как и любое другое общественное явление, имеет свою историю. Подавляющее большинство ученых считает, что зачатки религии появились еще у людей неандертальского типа. В борьбе с окружающей природой люди часто терпели тяжелые поражения, а их знания были еще слишком несовершенные, чтобы понять причину этих неудач. Вместо рационального их объяснения, давалось объяснение религиозное.

С течением времени первоначально примитивные формы религии усложнялись. В эпоху верхнего палеолита, вероятно, уже появились тотемизм (вера в сверхъестественное родство определенной группы людей с каким-то видом животных, растений или даже явлением природы) и магические представления (вера в возможность влиять сверхъестественным путем на людей, животных, а также на природные явления).

Для эпохи мезолита наряду с магией и тотемизмом стали характерны и такие формы религии, как анимизм (вера в духов и в души) и шаманизм (вера в способность человека входить в общение с духами и использования их силы для врачевания, взывания дождя и т. д.).

В эпоху неолита объектами особого почитания становятся духи животных, растений, различные явления природы. С ним связаны и различные промысловые культы. Характерен для этой эпохи и фетишизм (почитание неодушевленных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства).

Позднее в стадии разложения родового строя, широкое распространение получают культы предков- покровителей и племенных вождей, разнообразные земледельческие и скотоводческие культы. Духи начинают делиться на «ранги».

В классовом обществе религия приобретает классовую окраску, освещая своим авторитетом сложившиеся социальные порядки. Иерархия сверхъестественных существ становится еще более четкой. С централизацией же государственной власти, среди них выделяется главное божество. Большое влияние приобретает профессиональное жречество.

Начиная со второй половины I тысячелетия до нашей эры, некоторые из религий вышли далеко за пределы первоначального района своего бытования и распространились на весьма обширной территории. Такие религии, имеющие большое число последователей в разных регионах земного шара, называют мировыми. Их известно три: христианство, ислам и буддизм.

>РЕЛИГИЯ ИСЛАМ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА

Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая в VII веке в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожья (монотеизма) и пророческих миссий, свойственных христианству и иудаизму, а также некоторым другим верованиям народов Ближнего Востока и Средиземноморья.

В начале VII столетия Аравия переживала сложный период своей истории: в недрах аравийского общества под влиянием внешних и внутренних факторов складываются новые формы общественных и хозяйственных отношений, новые идеи верования привлекают все большее число племен, медленно, но необратимо вытесняя прежние верования в многочисленных племенных богов. Проповедники христианства и иудаизма все более широко утверждают идеи о едином Боге (а, следовательно, и о единстве перед ним всех его последователей); с которыми тесно переплетаются проповеди занифов, представителями аравийского монотеизма, предвестников ислама, проповедавших от лица единого Бога – Аллаха.

Одним из важнейших, хозяйственных и идейных центров Аравии того времени была Мекка. Крупный город на пересечении главных торговых путей, в котором располагалась святыня, почитавшееся большинством племен, — языческий храм Кааба (от арабского «куб» — храм, имеющий прямоугольную форму), окруженный изваяниями различных племенных богов. Именно в Мекке и были произнесены первые проповеди новой религии – ислама, провозглашенные его основателем пророком Мухаммедом. Мухаммед родился в Мекке в 570 году в семье Абдуллаха из племени курейш. Рано осиротел, (отец умер через месяц после рождения сына, мать – на шестом году жизни Мухаммеда), он воспитывался в семье деда, а затем в семье дяди Абу Талиба. Родственники Мухаммеда принадлежали к мекканской аристократии (будущий пророк возводил свою родословную от основателей города), но не имели значительного состояния, и мальчику приходилось немало трудиться в детские и юношеские годы: он пас скот, участвовал в снаряжении торговых караванов, а позже сопровождал их. В двадцать пять лет, Мухаммед поступил в услужение к богатой мекканской вдове Хадидже и вскоре женился на ней, занялся самостоятельной караванной торговлей.

Во время поездок по торговым делам, да и в самой Мекке Мухаммед часто встречался с христианскими монахами, иудеями, халифами, беседовал, спорил с ними. Как гласит предание, нередко он удалялся в пещеру в окрестностях Мекке, где подолгу постился и предавался раздумью.

В возрасте сорока лет (около 610 года) Мухаммеду впервые стали являться видения, слышаться голоса, со временем эти явления, сначала испугавшие его, все более частыми, а услышанные речи – все более определенные. Первые, кому поведал Мухаммед об этом, были его ближайшие родственники и друзья: Хадиджа, приемный сын Зейд, двоюродный брат Али, Абу Бакр Оман (позднее все они сыграли важную роль в истории ислама), уверовавшие, что слышанное и произнесенное Мухаммедом – слова Бога (Аллаха), а сам Мухаммед, таким образом, посланник Божий (расул Аллаха), призванный нести людям пророческие мысли.

Слухи о новом пророке и содержании его проповеди стали, чрезвычайно быстро распространятся в Мекке и за ее пределами. Однако большинство мекканцев отнеслись к ним сначала с насмешкой, а потом и с прямой враждебностью. На протяжении почти сорока двух лет община первопоследователей ислама (с арабского — предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) — мусульмане (арабский «мусулм» — предание себя Аллаху) испытывала унижения и преследования. Тяжелое положение Мухаммеда довершила смерть Хадиджи и в особенности Абу Талиба, который как старейший рода все же оказывал покровительство пророку. Дальнейшее пребывание в Мекке становилось невозможным.

Пятнадцатого июля 622 года Мухаммед со своими последователями переселился (совершил хадж) в город Ярсиб, позднее названный Мединой.

Если в Мекке Мухаммед был лишь посланником Аллаха, духовной главным главой небольшой общины, то в Ярсибе (Медине) проявились его незаурядные дарования оратора, трибуна, политического и военного руководителя.

Дата переселения в Медину считается у мусульман начальной точкой отсчета истории ислама и мусульманского летоисчисления (по лунному календарю). За десять лет с момента хаджа до смерти Мухаммеда (622 – 732 гг.) Медина стала не только центром распространения новой религии, но и ядром арабо-мусульманского государства, охватившего вскоре огромные территории в Азии и Северной Африке. В состав мусульманского государства вошла и Мекка (630 году). Этому городу суждено было играть особую роль в истории ислама: Кааба была превращена из капицы племенных богов в храм единого Бога – Аллаха.

КОРАН И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН

При жизни пророка его высказывания, воспринимались как прямая речь Аллаха, они передавались преимущественно устно и систематических записей их, видимо, не вили. Лишь спустя два десятилетия после смерти Муххамеда было собрано и переписано произнесенное им в проповедях, что и составило текст священной книги мусульман корана (с арабского – то, что читают, произносят) , впоследствии канонезированой. Коран состоит из 114 глав (сур) каждая из которых состоит из определенного количества стихов. Коран открывается первой сурой » Фатиха » (арабское — » открывающая «), дальше суры следуют в убывающем порядке в зависимости от их размера. Самые короткие суры, в несколько стихов, помещены в конце карана. Однако это расположение не соответствует времени их произнесения: до сур, относящихся к Мекканскому периоду (610 – 622гг.) как правило, более длинные, чем Мединские (622 – 732гг.).

Но в основе корана и хадисов (рассказы о поступках и высказываний Муххамеда) мусульманские богословы разработали Шариат (с арабского – «правильный путь») – комплекс принципов и правил поведения, обязательных для каждого мусульманина.

Наиболее краткая формула, содержащая основную мысль учения Муххамеда, — нет никакого божества кроме Аллаха, и Муххамед — его посланник.

Вера в единого бога и пророчество составляют один из пяти «столпов» мусульманского вероучения. К их числу относятся также обязательная молитва (салит, намаз), совершаемая пять раз в день в строго определенное время, пост (саум, ураза) в течение месяца по лунному календарю (рамадан), налог в пользу бедных и неимущих (закят) и паломничество в Мекку (хадж) к храму Кааба.

Основные черты мусульманского культа в частности предписаний, зафиксированных в пяти «столпах», сложившихся при жизни Мухаммеда, в мединский период. В Медине возникло первое мусульманское культовое здание – мечеть (первоначально это был дом пророка).

Как сочетаются ислам и современное общество

В последние годы религиозные деятели часто говорят о необходимости возрождения традиционного ислама, под которым одни понимают религию времён Пророка Мухаммада (с.г.в.) и праведных халифов, другие – то же самое, но с учётом национальных традиций мусульманских народов.

С момента окончания эпохи Праведного халифата прошло без малого 1400 лет. За это время в мире многое изменилось, в связи с чем возникает вопрос о том, возможно ли подстроить исламские нормы под реалии современного общества?

14-вековой исторический период привнёс в наш мир много нового. Масса достижений современности потребовала тщательного изучения мусульманскими богословами для вынесения фетв о дозволенности или запретности того или иного предмета либо явления.

Кроме того, глобализация привнесла в сознание верующих и некоторые размышления о пересмотре базовых принципов ислама. Подобная тенденция получила широкое распространение в тех странах, где весьма популярны демократические ценности. В связи с этим многие молодые мусульмане попадают в ситуации, когда исламские каноны вступают в противоречие с либеральными нормами.

Сегодня среди наших братьев по вере, проживающих на Западе, набрала популярность идея так называемого современного (или либерального) ислама, который рассматривается как компромисс между строгими религиозными канонами и ценностями демократического общества.

Истоки современного ислама

Считается, что зачатки современного ислама появились в Турции в эпоху правления Мустафы Кемаля Ататюрка, который взял курс на либерализацию в государстве, и религиозная сфера не стала исключением. В частности, при первом президенте Турецкой республики в стране был упразднён титул халифа, который считался неотъемлемым атрибутом мусульманского мира и служил связующим звеном между исламом и обществом.

Кроме того, Ататюрк ликвидировал должность шейхуль-ислама – главного мусульманского улема страны, а также закрыл многие медресе и приходские школы, казыятские суды (суды, руководствующиеся исламским правом – прим. Islam.Global) и Министерство по делам Шариата. Одновременно с этим Мустафа Кемаль активно навязывал населению западные ценности, которые постепенно вытесняли из сознания турок исламские воззрения.

Основные положения либерального ислама

Исламские либералы ставят под сомнение обязательность соблюдения некоторых исламских канонов. Причина тому – в укладе жизни демократического общества, который, по их мнению, не позволяет мусульманам в полной мере придерживаться всех шариатских предписаний.

Ярчайшим примером служит вопрос обязательности ношения хиджаба женщинами-мусульманками. Представители современного ислама утверждают, что ношение традиционного хиджаба, прикрывающего всё тело за исключением овала лица и кистей рук, может быть не обязательным в ряде случаев. Например, в местностях, где мусульмане составляют меньшинство, а доминирует западная или иная другая культура.

Как считают «современные» мусульмане, в либеральном обществе мусульманкам не следует носить традиционный хиджаб, так как в таком одеянии женщины выделяются из толпы и тем самым притягивают к себе лишние взгляды. Хотя основное предназначение хиджаба прямо противоположное – подчеркнуть скромность девушки. В таких ситуациях, как правило, мусульманское одеяние заменяют косынкой или платком, который покрывает не всю, а большую часть головы, оставляя открытыми передние волосы.

Кроме того, представители либерального ислама выступают за установление демократических режимов и всеобщее распространение западной культуры в арабских странах. Также они считают, что совершение намаза дозволено не в строго определённые часы, как того требуют традиционалисты, а в любое удобное для человека время.

К тому же отношения до брака, включая встречи тет-а-тет, прикосновения друг к другу и даже поцелуи, считаются у «современных» мусульман вполне нормальным явлением, в то время как традиционалисты причисляют всё это к прелюбодеянию.

В качестве аргументации своей позиции мусульмане-либералы приводят хадисы Пророка Мухаммада (с.г.в.) о нежелательности проявления фанатизма в религии. Один из таких хадисов звучит следующим образом: «Опасайтесь излишеств в религии, так как тех, кто жил ранее, погубило именно излишество в религии» (хадис приводят ан-Насаи и Ибн Маджа). В другом хадисе сказано: «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения» (аль-Бухари).

Данные хадисы, уверены сторонники «современного ислама», служат наставлением Посланника Аллаха (с.г.в.) к соблюдению умеренности в исламе, которая трактуется ими как необходимость упрощения жизни для мусульман, включая верующих, проживающих в немусульманском мире. А потому в подстраивании исламских канонов под господствующие в современном мире ценности либерализма нет ничего зазорного.

На взгляд мусульман-либералов, верующие, которые проживают в неисламских странах, находятся в состоянии договора с иноверцами, так как они проживают с ними в одном обществе. В связи с этим правоверные обязаны соблюдать местные правила и нормы, чтить местную культуру и обычаи, так как всё это является частью договора. Ведь в Священном Коране Всевышний говорит:

«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам…» (5:1)

Доводы «консерваторов от ислама»

Идеология «облегчённого» ислама нередко подвергается критике со стороны представителей традиционного, которые обвиняют оппонентов в искажении религии Аллаха. В частности, мусульмане-консерваторы характеризуют «современный ислам» как заблуждение, созданное западным миром с целью сбить с истинного пути как можно больше людей.

При этом традиционалисты подвергают критике отдельные положения своих либерально настроенных единоверцев, которые противоречат многим хадисам Пророка Мухаммада (с.г.в.) и мнению великих богословов. Дескать, хадисы, приводимые представителями современного ислама, трактуются ими в свою пользу, и на самом деле Посланник Всевышнего (с.г.в) имел ввиду совершенно иное. Как утверждают традиционалисты, базовые положения исламской религии, включая обязательность совершения намаза в определённое время и ношение хиджаба, непоколебимы, а значит, их соблюдение является обязательным.

Таким образом, современный ислам стал своеобразным вариантом «религии компромисса» между исламскими канонами и ценностями либерализма. Однако в случаях противоречия между двумя системами приоритет отдаётся, как правило, либеральной составляющей. Подобный подход стал своего рода выходом из двойственного положения (жить по светским законам или по Шариату) для мусульман, проживающих в большинстве стран мира, включая Россию. Современный ислам призывает правоверных чтить и уважать культуру региона своего проживания, а не противиться ей.

Тема 5. Ислам и его роль в жизни современного общества (ОК — 6)

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4

История возникновения ислама: причины, предпосылки и условия, его связь с другими мировыми и национальными религиями (христианством, иудаизмом) и языческими верованиями.

Личность пророка Мухаммеда как основоположника ислама, история его жизни и деятельности.

Символ веры ислама. Монотеизм исламской религии. Коран — священная книга мусульман, ее состав и строение. Священное Предание ислама — Сунна.

Культ ислама: молитвы, обряды, посты и праздники. Особенности мусульманской богослужебной практики.

Эволюция ислама. Характеристика основных направлений в исламе — шиизма и суннизма. Исламский фундаментализм и его влияние на политические процессы современной общественной жизни.

География современного ислама. Мировая религиозная организация мусульманской церкви. Ислам в России и странах СНГ.

Ислам и мировая культура. Социальная доктрина ислама (источники социального прогресса, отношение к социальной революции и социальной справедливости, к вопросам войны и мира и др.). Отношение ислама к науке.

Тенденции и проблемы функционирования ислама в современных условиях.

Тема 6. Народностно-национальные религии (ОК — 6)

Особенности народностно-национальных религий.

Индуизм: история возникновения и источники. Эволюция индуизма и его основные направления. Понятие Тримутри. Обряды и праздники в индуизме. Реформация индуизма, его роль в политической и духовной жизни индийского общества.

Иудаизм как национальная религия евреев. Политеизм древних евреев как предшественник иудаизма. Основные направления в иудаизме. Тора и Талмуд как

священные книги иудаизма. Бог Яхве как творец видимого и невидимого мира. Идея и образ мессии в иудаизме*. Молитвы, обряды и праздники в иудаизме. Место и роль иудаизма в культурной и политической жизни государства Израиль.

Особенности других национальных религий: джайнизма, сикхизма, парсизма, конфуцианства, даосизма, синтоизма и др.

Тема 7. Нетрадиционные религиозные культы (ОК — 6)

Общая характеристика «нетрадиционных» религий, причины и условия их возникновения. Механизм образования и функционирования «нетрадиционных» религиозных культов, способы их распространения.

Отличительные признаки «нетрадиционных» религий — вероучительные и организационно-структурные. Особенности вероисповедания, культа и богослужебной практики «нетрадиционных» религий.

Характер взаимоотношений «нетрадиционных» религий с господствующими религиозными течениями в различных регионах мира. Социальная ориентация «нетрадиционных» религий.

Тенденции развития «нетрадиционных» религий в современном мире.

Анализ наиболее активных «нетрадиционных» религий, действующих на территории Российской Федерации и стран СНГ: Церковь объединения, Церковь Сайентологии, Вера Бахан, Общество сознания Кришны (вайшнавы), Учение истины АУМ (Аум Синрике), Семья, Миссия «Евреи за Иисуса», Церковь Христа, Богородичный центр, Великое Белое Братство, Церковь последнего завета и др.

Тема 8. Свободомыслие как явление духовной культуры общества (ОК — 6)

Возникновение и развитие свободомыслия. Связь свободомыслия с познанием природы, общества и человека.

Основные формы свободомыслия: богоборчество, скептицизм, антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, гуманизм, пантеизм, деизм, натурализм.

Сущность атеизма как одной из форм свободомыслия. «Умеренный» и «воинствующий» атеизм.

Свободомыслие и научное мировоззрение. Развитие свободомыслия и общественный прогресс. Этапы становления и развития свободомыслия: Древний мир, средневековье, Возрождение и новое время. Свободомыслие в современном мире.

История свободомыслия в России. «Воинствующий» атеизм марксизма и его реализация в СССР. Актуальные проблемы развития свободомыслия в условиях современной России. Конституция РФ, законы РФ о вероисповедании и свободе совести.

4.3 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

№ п/п Наименование последующих дисциплин № № разделов (тем) данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин
1. Социальная психология 4,5,6,7
2. Возрастная психология 1, 2, 3
3. Общая психология 4,5,6,7,8

План практических занятий

Занятие № 1. Предпосылки и исторические типы религии

(ОК- 6)

Вопросы для обсуждения

1. Причины возникновения и особенности становления религии как социального явления. Предпосылки религии.

2. Типология религии. Характеристика родоплеменных религий: фетишизма, тотемизма, анимизма, аниматизма, магии.

3. Структура религии и характеристика ее основных элементов: религиозных отношений, религиозного сознания, религиозной деятельности и религиозных организаций и учреждений.

4. Функции религии и ее место в современном обществе. Процессы сакрализации и секуляризации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое религия? Каковы ее особенности?

2. В чем состоят сходство и различие мифологии и религии?

3. Назовите сущностные характеристики религии.

4. Какие исторические формы религии Вы знаете?

5. Что означают понятия «монотеизм» и «политеизм»?

6. Какие типы религий Вам известны?

7. В чем состоят особенности родоплеменных, народностно-национальных и мировых религий?

8. Какова структура религии?

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Лебедев В. Ю. Религиоведение. — М.: «Юрайт», 2013. — 629 с.

Дополнительная:

Антее П. Религии современности (истории и вера). – М., 2005.

Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение. — М., 2005.

Мень А.В. История религии: в 2 кн. — М., 2006.

Музафарова Н.И. История религий. — Ростов н/Д,2006.

Рыжов К.В. Кто есть кто в мире религий. — М., 2005.

Занятие №2. Религия как социальное явление (ОК — 6)

Вопросы для обсуждения

1. Формирование религии как социального института.

2. Религия и мировая культура.

3. Исторические формы религии и их взаимосвязь.

4. Место религии в современном обществе и ее взаимосвязь с другими социальными институтами, (наукой, политикой, искусством, правом, экономикой и т.д.)

Вопросы для самоконтроля

1. Чем характеризуется религиозное сознание?

2. Дайте характеристику религиозных отношений.

3. В чем состоит специфика религиозной деятельности?

4. Что такое «религиозная организация»? Назовите виды религиозных организаций.

5. Какие функции выполняет религия?

6. Что означают понятия «сакрализация» и «секуляризация»?

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Лебедев В. Ю. Религиоведение. — М.: «Юрайт», 2013. — 629 с.

Дополнительная:

Антее П. Религии современности (истории и вера). – М., 2005.

Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение. — М., 2005.

Мень А.В. История религии: в 2 кн. — М., 2006.

Музафарова Н.И. История религий. — Ростов н/Д,2006.

Рыжов К.В. Кто есть кто в мире религий. — М., 2005.

Занятие №3. Буддизм как древнейшая мировая религия (ОК -6)

Вопросы для обсуждения

1. История возникновения буддизма.

2. Личность Будды: вымыслы и реальность.

3. Вероучение и культ буддизма.

4. Основные направления буддизма. Буддизм в России.

5. Буддизм и мировая культура.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы предпосылки возникновения буддизма?

2. Как взаимосвязаны буддизм, индуизм и брахманизм?

3. В каких источниках содержится жизнеописание Будды?

4. Как называется священная книга буддистов и какие части она содержит?

5. В чем состоит сущность буддистского учения о четырех благородных истинах?

6. Каково содержание «восьмеричного благородного пути» буддизма?

7. Назовите основные направления и школы в буддизме. В чем состоит их отличие?

8. Какие течения буддизма получили распространение в России?

9. Какое место занимает буддизм в современной культуре?

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Лебедев В. Ю. Религиоведение. — М.: «Юрайт», 2013. — 629 с.

Дополнительная:

Антее П. Религии современности (истории и вера). — М., 2005.

Буддизм: словарь. — М., 2006.

Далай-Лама XIV. Буддизм в Тибете. — М., 1991.

Ламаизм. — М., 2000.

Максимов Ю., Смоляр К. Ислам. Буддизм. Иудаизм. — М., 2005

Мень А.В. История религии: в 2 кн. — М., 2006.

Музафарова Н.И. История религий. — Ростов н/Д, 2006.

Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. — М., 2004.

Рыжов К.В. Кто есть кто в мире религий. — М., 2005.

Эррикер К. Буддизм. — М., 2003.

Роль ислама в современном мире

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Роль ислама в современном мире

2. Ислам в современной России

Заключение

Список литературы

Введение

ислам коран джихадизм

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

В наше время все большую роль в жизни общества играет религия. После того, как во времена коммунизма и Второй Мировой Войны было разрушено и разграблено очень много церквей, многие люди потеряли веру в Бога. Вскоре люди стали возвращать в свое сердце частичку сверхъестественного, ища в ней спокойствия, возможно от разочарований в жизни. Во все времена религиозность заставляла задуматься человека перед совершением преступления, не всегда задумываясь о наказании, которое присудят органы правопорядка. Религиозность, верование в божественное происхождение и жизни после смерти, воспитывает в человеке совесть, честность, доброту, т.е. положительные качества. В наше время становится все больше людей фанатиков своей веры, что приводит к пагубным, иногда катастрофическим последствиям как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим.

Также религия может служить отрицательным рычагом в руках преступника. Таким образом, религиозные террористы, совершая свои преступления, опираются на то, что после смерти они обретут какое-либо душевное спокойствие, вознаграждение. В данном случае сложился стереотип, страх, о религиозном фанатизме мусульман. Отсюда многие люди как боятся, так и все больше ненавидят мусульман, что может привести к религиозным конфликтам.

Одной из разновидностей религий, которую мы будем рассматривать — это ислам.

Ислам монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха).

В арабском языке слово «ислам» — означает «быть благополучным», «спасаться», «сохраняться», «быть свободным».

В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия.

В мире на данный момент насчитывается, по некоторым оценкам, ок. 1,57 млрд. мусульман (т. е. 23% населения Земли).

Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным от 1,2 до 1,5 миллиарда человек. В 35 странах мусульманами является большая часть населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Только 18 % мусульман живут в арабских странах. Ислам является второй по численности религией в мире (после христианства).

Критика ислама

Критика ислама возникла уже во время начала деятельности Мухаммада — сначала со стороны мекканских язычников, позднее — со стороны жителей стран, подвергавшихся мусульманской экспансии. Позднее возникла критика как внутри мусульманского мира, так и со стороны иудейских и христианских авторов.

Ранние критики из числа христиан, жившие до 1000 гг. н. э., склонны были рассматривать ислам в качестве радикальной христианской ереси. Позднее критика возникла как внутри самого мусульманского мира, так и со стороны иудейских и христианских авторов.

В частности, объектами критики становились следующие вопросы:

нетерпимость ислама к критике со стороны (джихадизм, исламский фундаментализм и терроризм), отношение к предполагаемым ересям и еретикам, отношение к отступникам от ислама согласно шариату;

моральность поступков Мухаммеда, как в его личной жизни, так и в общественной деятельности;

подлинность и моральность содержания Корана;

права человека в современных исламских странах (женщины в исламе, касты в исламских странах Южной Азии и др.);

противодействие исламского духовенства ассимиляции мигрантов из мусульманских стран в США и Европе.

Давайте рассмотрим, какую роль Ислам играет в современном мире.

1. Роль ислама в современном мире

Исламский фактор играет все более важную роль в современном мире, все активнее воздействует на политику, экономику, международные отношения, затрагивая геополитические интересы всех крупных держав.

Возрастание значимости исламского фактора обусловлено рядом причин, к которым относят, прежде всего, стратегическую важность и размеры исламского мира.

Ислам имеет определенные особенности, которые отличают его от других вероучений: это всеохватывающий характер религии, которая является не просто мировоззрением, или идеологией, или сводом духовных ценностей, а она — образ жизни, поскольку всеобъемлюще регламентирует жизнь верующего. Также ислам — это удивительная религия солидарности, которая объединяет всех правоверных, независимо от цвета кожи, национальной принадлежности и т.п. Также это — религия, ориентированная на равенство и социальную справедливость, поскольку в Коране содержится немало указаний на то, что истинный мусульманин может отличаться от другого не богатством, не знаниями, не опытом, не силой, а только благочестием. Простота и непротиворечивость устоев этой религии, ее способность дать верующим целостную и понятную картину мира, общества, устройства Вселенной, все это делает ислам притягательным для новых приверженцев.

Ислам все больше выдвигается в целом ряде регионов мира в центр международной жизни, но не всегда о нем говорят и думают в позитивном ключе. Зачастую он воспринимается, особенно на Западе, в качестве серьезной угрозы. Кроме того, исламские сепаратистские движения от Филиппин и Таиланда до Китая и Индии, воспринимаются как опасность для территориальной целостности и независимости ряда стран.

Значение ислама особенно возросло в последние десятилетия, характеризующиеся рядом кардинальных перемен в России в области политического и национально-государственного устройства, социально-экономической и общественной жизни. Изменения претерпела также духовно-религиозная сфера, что связано с общим демократическим процессом, затронувшим и область государственно-религиозных отношений.

Присутствие в населении ряда европейских стран большого числа мусульман-иммигрантов, многие из которых живут в них не один десяток лет, серьезно влияет на расклад политических сил. Включение осенью 2007 года в состав правительства Дании представителя мусульманской партии, прошедшей в парламент.

Проводимые в Европе международные конференции, съезды, форумы «европейских» мусульман меняют традиционное политическое поле, сложившееся в этой части света. Исключение из текста проекта Конституции Европейского Союза, проваленного на референдумах во Франции и Нидерландах и, в конечном счете, отвергнутым всем ЕС, ссылок на иудео-христианские корни европейской цивилизации произошло не без осознания негативного отношения мусульман к этому констатирующему положению.

В Лиссабонском договоре1 от 13 декабря 2007 года отсутствует упоминание о религиозных основах объединенной Европы.

Заметные перемены в мировой конфигурации политических сил произошли и в результате создания Пакистаном ядерного оружия. Тому же способствовало и обладание ядерным оружием Индией. Оно стало мощным средством сдерживания в региональном масштабе. Вновь восстановив идею свергнутого в 1979 году шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, исламские руководители Ирана активизировали курс на превращение страны в региональную державу, а в случае создания собственного ядерного оружия (хотя они публично это отрицают) и в мировую, ибо обладание таким средством массового уничтожения позволит стране войти в круг ядерных держав и участвовать тем самым в установлении нового баланса сил, нового мирового порядка, и, следовательно, как это подается многими политиками и политологами, возродить величие исламского мира и усилить голос мусульманских стран в мировой политике.

Конечно, подобный подход Ирана не может не вызывать серьезное беспокойство у его мусульманских и немусульманских соседей и вообще во всем исламском мире, не говоря уже о США, их союзниках и в целом во всем мировом сообществе. И хотя в мусульманском мире немало политических и иных противоречий, доходивших до отдельных боевых действий или выливавшихся в кровавые военные столкновения или вот-вот готовые перерасти в многодневные кровопролития, в нем набирает силу стремление консолидировано выступать на мировой арене.

Важное значение на этом пути имеют созданные международные мусульманские организации. Их политический вес в мировой политике, в дипломатии, в международном взаимообщении и в формировании многополярного мира, становится все значительнее. Используя глобальные каналы для продвижения своего политического влияния, распространения идей исламского ренессанса, они стремятся создать систему сетевого взаимодействия всего мусульманского мира, а через нее — со всей остальной частью мирового сообщества. Разумеется, привлекательность мусульманского мира заметно подорвана в результате реальных или надуманных обвинений в агрессивности экстремистов, радикалов и террористов из числа мусульман.

В современном мире, Ислам является наиболее сильной религий. Это объясняется, тем, что он играл всегда и играет несколько иную роль, нежели, Христианство в Европе, так как Ислам охватил все сферы общественной жизни, определил характер экономических отношений и формы политической администрации, социальную структуру, культуру и быт. В то время, когда другие религии остаются религией только в своих храмах и святынях, вспоминаемые лишь тогда, когда человеку очень хорошо (свадьба, рождение ребенка) или очень плохо (похороны, отпущение грехов), Ислам представляет собой целую систему для жизни человека.

До событий произошедших 11 сентября 2001 года о проблеме боязни ислама мало кто говорил, и мало кого это вообще интересовало, так как Ислам никого не пугал. Общество прекрасно понимало, что все, что происходит — результат политических интриг и ни более. После 11 сентября мир по-другому посмотрел на Ислам, как на религию войны (джихада) и религию террористов-смертников (шахидов). Мир окончательно запутался с понятиями об Исламе. Теперь те, кто является верующим и соблюдающим предписания Аллаха, объявлен исламистом, радикалом, экстремистом и террористом.

Миллионы людей получили такой ярлык, и живут с ним по сей день. Да, нельзя сказать, что среди исламских движений нет таковых, которые придерживаются точки зрения о том, что необходимо делать все, опираясь на насилие и кровопролитие. Но где стопроцентная уверенность в том, что их целями является всеобщее благо для мусульман, а не преследование их личных целей или же их безграмотность в Исламе?

Исламское государство или же Османская Империя, в отличие от остальных государств Европы, успешно пережило все тенденции государственных преобразований на заре становления «Современного мира», так как здесь была единая система религиозно-государственного строительства, имеющая комплексный подход абсолютно ко всем вопросам общественных, политических и социальных аспектов жизни государства. Единственным и неизменным источником законодательства служил Коран и сунна Посланника Аллаха, определявшие всю систему функционирования и развития данного государства, в них имели свое отражение политические и социальные формы взаимодействия граждан, были закреплены правовые нормы и моральные правила, определяющие общественное сознание. В этом и заключалась сила исламского государства.

В 1924 году, когда генерал армии Турецкой Империи (на то время еще исламского государства) Ата-Тюрк свергает власть Султана и провозглашает ее светским государством. Исламское государство разрушается, унося за собой и исламский образ жизни. Государство начинает жить по законам и нормам противоречащим Исламу и обыденному образу жизни мусульман. Вместе с этим, начинается притеснение и унижение мусульман на Ближнем Востоке и в Афганистане. Появляются люди, борющееся с оккупационным режимом, которых позже стали называть международными террористическими организациями. Борясь за свою землю, за свою свободу, за религию их обвинили в терроризме.

Во второй половине XX века началось постепенное объединение разных стран. Одновременно с этим обозначились не очень благовидные течения, связанные с исламом. Это, прежде всего экстремизм ряда мусульманских организаций, как, например, «Братья-мусульмане», «Серые волки», «Аль-Каида» и другие. Подобные организации возникли еще в период борьбы исламских государств против колонизации, а после окончания освободительных войн, они направили свою деятельность против правительств своих стран.

Они пытаются насильственными методами изменить политический строй в том или ином государстве.

Поведение экстремистских группировок порождает у людей недоверие ко всему исламскому миру.

Но не следует думать, что все мусульмане склонны к экстремизму. В основе большинства конфликтов лежат не религиозные, а политические и экономические разногласия. Многие политики просто передергивают идеи ислама, вкладывают в отдельные положения совершенно другой смысл, призывая к борьбе с «неверными», сея раздор между народами для достижения своих целей.

Во многих Европейских странах в результате миграций народов имеются общины, исповедующие ислам.

Исламские экстремистские организации используют эти общины для организации терроризма.

2. Ислам в современной России

В России далеко не всегда существовал исламский фактор. При этом сам ислам (религия) являлся атрибутом, частью российского общества на протяжении нескольких веков. За это время значительно менялось само российское общество, количество и качество мусульманских религиозных организаций.

В обществе исламский фактор появляется при создании определенных условий, и общество вынуждено признавать его таковым только тогда, когда такое влияние превышает некую критическую массу, грозит антисистемными последствиями для социума (то есть может изменить его характер) и вынуждает на него реагировать. Например, если деятельность военных и военно-политических структур, осуществляющих ускоренную исламизацию общества, может привести к изменению его характера, политического устройства, как это было в Афганистане и Чечне в 90-х гг. ХХ в., то обществу и государству придется принимать самые различные контрмеры для снижения такого влияния. Таким образом, фактор определяется по результатам влияния на общество (на все общество или его большинство). Это положение представляется нам определяющим для понимания социально-политических процессов в современной России и в мире.

В настоящее время ислам можно отнести к внутренним факторам общественной жизни России потому, что он является атрибутом российского социума, и к внешним факторам — в силу того, что различные исламские субъекты национального, международного и транснационального характера способны оказывать и оказывают определенное влияние на российское общество.

Исламский фактор в политической сфере обычно связывается с действиями, направленными на создание исламского государства и исламских политических структур, контактами с исламскими государствами и исламскими организациями международного и национального характера, образованием международных исламских организаций, созданием мусульманами собственных вооруженных формирований и действиями экстремистского, сепаратистского и террористического характера, массовым прозелитизмом.

Еще одной важной особенностью исламского фактора является его всеохватность: он проявляет себя везде, где живут мусульмане и действуют их организации, в мусульманских и в не мусульманских странах, в отношениях между мусульманскими субъектами и в их отношениях с не мусульманскими субъектами. В зависимости от объекта влияния (государства, общество и его группы, личности) исламский фактор также может носить характер государственного, общественного и партикулярного.

Таким образом, действие исламского фактора изначально не несет в себе негативного содержания и не исчерпывается влиянием на какую-либо одну или отдельную сферу общественной жизни. Он носит комплексный характер, хотя его влияние на различные сферы общественной жизни в различных социумах осуществляется по-разному. Это связано с историей появления ислама и функционирования его организаций на определенных национальных территориях, характером и содержанием отношений с государственными структурами, качеством исламских субъектов, особенностями той мусульманской школы, которая преобладает на данной территории.

Для политической науки наибольший интерес представляет исламский фактор в политической сфере общественной жизни.

Во-первых, потому, что политика решает вопросы общественного управления и значит, влияя на политику, исламские субъекты, тем самым получают возможности и средства для наиболее эффективного влияния на общество. То есть политическое влияние на общество является самым эффективным.

Во-вторых, политизация исламских субъектов угрожает национальной безопасности социумов. Кроме того, исламский фактор в политике не совсем верно, на наш взгляд, называют политическим исламом, поскольку употребление термина «ислам» автоматически предполагает анализ мировой религии. Полагается, что конституируют исламский фактор субъекты, многие из которых ни по целям, ни по средствам не являются религиозными. В то же время чрезмерная политизация понятия «исламский фактор» может привести к его негативному восприятию любым социумом, что представляется неправильным.

Результатом действия исламского фактора является достижение той или иной степени исламизации общества.

Во внутреннем аспекте для России исламский фактор в основном является социальным фактором. Он проявляется в деятельности отечественных религиозных организаций традиционного ислама (духовные управления мусульман). Эти организации действуют на территории России уже несколько веков, уверенно интегрированы в общественную и политическую систему нашей страны и способствуют социализации российских мусульман.

Во внешнем аспекте деятельность мусульманских государств не носит угрожающего для России характера. Общемировой (международный) единый мусульманский центр до сих пор не сформировался и вряд ли сформируется в ближайшее время. Наибольшую опасность для национальной безопасности России представляет деятельность многочисленных исламистских организаций, особенно тех, которые имеют зарубежные источники финансовой и материальной помощи. На борьбу с ними и должна быть направлена деятельность государственных организаций и спецслужб России. Их идеологической экспансии активные меры могут противопоставить и отечественные мусульманские религиозные организации.

Заключение

Сам Ислам является религией мира и добра, его знания играли и играют большую роль на протяжении вот уже скольких веков. Более одного миллиарда людей живут, исповедуя эту прекрасную религию, ниспосланную человечеству Аллахом как нечто лучшее, как милость от Всевышнего Аллаха.

В данном реферате мы увидели, что терроризм возникал тогда, когда нужно было достичь своих целей.

Поэтому можно сделать вывод о том, что религия и терроризм две разные вещи, хотя иногда перекликаются между собой. Например, террористы-смертники — они верили, что совершив это задание они попадут в рай и их семья получит деньги. Но сама религия этого не подразумевает.

Список литературы

1. И.А. Крывилев «Истории Религий» «Мысль» Москва 1976 г.

2. С. Поляков «Ислам» «Книга — Вайланд». Волгоград 1996 г.

Ислам в современном мире

Ислам становится самой массовой религией в мире. По заявлениям социологов, за последние 50 лет численность населения Земли выросла на 137%. При этом среди христиан прирост составил 46%, а среди мусульман – 235%. Только в США каждый год около 100 тысяч человек принимают Ислам.

География Ислама в современном мире весьма обширна. Мусульманские общины есть в 120 странах, в 35 странах мусульмане составляют большую часть населения, в 29 представляют собой влиятельное меньшинство. А в 28 странах Ислам признан официальной религией.

Сегодня мусульманское население земного шара составляет 1.6 миллиарда человек. Это значит, что каждый пятый человек в мире идет по пути Ислама – пути, благословленному нашим Господом. Все больше людей выбирают религию Аллаха и Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Именно в ней они находят ответы на свои вопросы и полностью доверяют ей.

Ислам в современном мире проповедует терпимость и готовность к компромиссам. Это религия золотой середины, которой чужды крайности, экстремизм и сепаратизм. Одно из основных достоинств мусульманина – умение сдерживать гнев. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если гнев подступает к твоему сердцу, а ты стоишь – сядь; если сидишь – то ложись; если и это тебя не успокаивает, соверши омовение холодной водой и помолись Господу, тогда гнев не прокрадется в твое сердце».

Не Ислам является причиной сегодняшних проблем и жестоких столкновений во многих мусульманских регионах. Все дело в бессмысленной агрессии, максимализме и политических провокациях со стороны некоторых западных держав. Ислам же, напротив, является религией сострадания, мира и созидания. Он несет в себе только терпимость и понимание. При этом он не делит людей на белых и черных, богатых и бедных. Все равны перед Господом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *