Испания церковь

Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Мадриде Виктор Черецкий.

Дмитрий Морозов: Деревушку Пальмар-де-Троя, что находится недалеко от Севильи, на карте Испании найти трудно – она слишком мала. Тем не менее, о ее существовании известно многим: здесь уже почти 30 лет находится центр так называемой «Пальмарской истинной католической церкви», которая считает себя альтернативой Ватикану.

Виктор Черецкий: «Пальмарская истинная католическая церковь» возникла на волне недовольства части испанских католиков, придерживавшихся ультраконсервативных взглядов, решениями 2-го Ватиканского собора, состоявшегося в 1963-65-м годах. Их не устраивали такие нововведения, как, в частности, перевод богослужения с латыни на национальные языки. Основателями новой церкви стали Клементе Домингес и Мануэль Алонсо — двое агентов севильской страховой компании, состоявшие в гомосексуальных любовных отношениях, что в тогдашней Испании считалось тяжким уголовным преступлением. Домингес провозгласил себя в 1978-м году папой Григорием XVII , назначил своих кардиналов и епископов и объявил «святыми» покойного к этому моменту главу клерикально-фашистского режима генерала Франко, основателя испанской «фаланги» Примо де Риверу, еще нескольких известных франкистов, а из иностранцев «святым» стал… Адольф Гитлер. Короля Испании Хуана Карлоса, папу римского Иоанна Павла II и всех иерархов Римско-католической церкви Домингес проклял и отлучил от церкви как, я цитирую, «неисправимых большевиков-коммунистов, масонов и анархистов одновременно». Решения 2-го Ватиканского собора он отменил как ересь, а свое самоизбрание бывший «страховщик» объяснил просто: сам Господь Бог спустился с небес и помазал его на папский престол. А произошло это знаменательное событие, по его словам, как раз в деревушке Пальмар-де-Троя, которую с конца 60-х годов, якобы, по свидетельству неких девочек-подростков, постоянно посещала Богородица. Вот что рассказывал в свое время об этом сам «папа» Домингес.

Клементе Домингес : Весной 1968 года четыре непорочные девы, которые жили в поместье «Алькапароса» у Пальмар-де-Троя, увидели спустившуюся к ним с небес Богородицу, предсказавшую им появление новой церкви и нового папы, очищенных от скверны.

Виктор Черецкий: Два года назад Клементе умер, причем не на кресте, как он часто обещал своих прихожанам, а от разрыва сердца во время мессы – переусердствовал, проклиная Ватикан. А до этого, еще в 1976 году, он попал в автомобильную аварию и полностью ослеп. Так что свою «папскую» деятельность он осуществлял уже в незрячем состоянии. После его смерти «Пальмарский престол» перешел к Мануэлю Алонсо, который принял имя папы Петра Второго. Своим долголетием эта церковь, которая в испанских СМИ именуется не иначе как «секта», в основном обязана нынешнему руководителю. Именно он добывал все эти годы для нее деньги. Так Алонсо, по свидетельству местной печати, ловко пользовался испанским законодательством, которое предоставляет налоговые льготы предпринимателям, если они жертвуют часть своих доходов религиозным организациям. Алонсо, по свидетельствам из разных источников, привлекал недобросовестных дельцов тем, что возвращал им половину дарованных средств, разумеется, не уведомляя об этом налоговое ведомство. Получала церковь деньги и от некоторых прихожан, ностальгирующих по фашизму и католическим строгостям прежних времен. Алонсо так оправдывает свою бурную финансовою деятельность.

Мануэль Алонсо : Заниматься богоугодными делами человеку можно только на денежной основе!

Виктор Черецкий: Как отмечают испанские журналисты, все движимое и недвижимое имущество Пальмарской церкви записано на имя нынешнего «папы» Алонсо, то есть «Петра Второго».

Кстати, у Пальмарской католической церкви есть не только свои собственные экзотические святые, но и свои обряды. К примеру, в ходе богослужения прихожане нередко входят в истерический экстаз и начинают изгонять дьявола друг из друга. Говорит исследователь деятельности сектантов в Испании, профессор Хосе Родригес.

Хосе Родригес : В Пальмарской церкви многие оскопили себя, заявив, что получили указание об этом с небес. Впрочем, многие прихожане этой церкви являются одновременно пациентами психиатрических лечебниц Севильи.

Виктор Черецкий: Особо активная в 70-е и 80-е годы, Пальмарская церковь сейчас несколько приутихла. Ее опора – ностальгирующие старички-франкисты – повымирали. В Испании к реформам 60-х годов в Римско-католической церкви давно уже все привыкли и ничего еретического в них больше не видят.

Про «Происхождение» Дэна Брауна написано уже так много рецензий, что ничего нового не скажешь. Меньше приключений, чем в предыдущих, меньше достопримечательностей, больше философско-религиозных размышлений, больше научной фантастики. Кому понравились четыре предыдущих его романа, понравится и этот, кого не вдохновил «Код да Винчи» — новый роман вполне можно пропустить. Как обычно, писатель следует мировым трендам — на этот раз искусственный интеллект, современное искусство и Испания. И масса разных интересных фактов, перемешанных с вымыслом. Так что в романе правда?

Музей современного искусства в Бильбао

Музей Гуггенхайма в Бильбао — один из самых интересных и выдающихся проектов современной архитектуры, расположен на берегу реки Нервьон. Здание музея спроектировал талантливый американский архитектор Фрэнк Гери. В музее есть постоянные экспозиции, а также проводятся временные выставки как испанских, так и зарубежных художников. В романе Дэна Брауна упоминаются реально существующие экспонаты — скульптура из тумана японской художницы Фуджико Накая, светодиодная инсталляция Дженни Хольцер, самка паука перед входом, скульптурный ансамбль «Материя Времени», а также рассказывается, что такое современное искусство. Для простых читателей довольно познавательно.

«В мире классического искусства произведение ценится за мастерство автора, то есть за его умение работать кистью или резцом. В современном искусстве на первый план выходит идея. А исполнение отступает на второй. Например, написать сорокаминутную симфонию из одного аккорда и двадцати минут тишины теперь может каждый. Но сама идея принадлежит Иву Кляйну.»

Пальмарианская церковь

В романе Пальмарианская церковь занимает достаточно большое место. На самом же деле эта небольшая религиозная организация была создана в 1975 году и следующие 30 лет существовала под руководством одного человека — Климента Домингес-и-Гомеса, который был, в зависимости от точки зрения, истинным католическим Папой, избранным Богом (по его собственному заявлению), еретиком и антипапой (по мнению Католической церкви), обыкновенным мошенником (по мнению светского общества). Как бы то ни было, из него вышел отличный бизнесмен и руководитель. Пальмариане верят, что в 2000 году родился антихрист, канонизировали испанского диктатора Франсиско Франко и построили на пустыре недалеко от Севильи огромный кафедральный собор за большим забором (по слухам — за 3,5 миллиона долларов). Их деятельность сопровождается различными скандалами — сексуальными домогательствами, финансовым мошенничеством, внутренними расколами, а после смерти основателя в 2005 всё еще больше обострилось. В 2016 году очередной пальмарианский папа заявил, что утратил веру, покинул церковь и женился. Также он взял часть документов церкви, пригрозив их раскрытием в случае преследования. Пальмарианцы обвинили бывшего папу в присвоении двух миллионов евро и папамобиля BMW X6.

Квантовый компьютер

Герой романа Эдмунд Кирш придумал квантовый компьютер и с его помощью создал искусственный интеллект, очень похожий на человека. Но в реальности сделать квантовый компьютер пока не удалось, хотя мир уже вплотную приближается к этому моменту. В книге упоминается существующий D-Wave — говоря простым языком, это частично квантовый компьютер. Он умеет выполнять однообразные узкоспециализированные задачи, используя квантовые эффекты, но до полноценного квантового компьютера ему далеко. Предполагается, что компьютеры нового поколения смогут работать в 100 миллионов раз быстрее существующих и выполнять сложные задачи, с которыми не справляются обычные. Про будущее квантовых компьютеров есть хорошая статья РБК.

Дом Каса-Мила в Барселоне

Каса-Мила — жилой дом, построенный в 1906-1910 годах в Барселоне архитектором Антонио Гауди для семьи Мила, одна из достопримечательностей каталонской столицы. Дэн Браун поселил на последнем этаже футуролога Эдмунда Кирша, на два года закрыв находящийся там музей. На самом деле музей никто не закрывал, и на последнем этаже Каса-Мила размещается выставочный зал, в котором организуются временные экспозиции. Любой желающий может его посетить.

«На углу Каррер-де-Провенса и Пасео-де-Грасиа, словно грубо обтесанная скала, возвышается шедевр Гауди 1906 года, известный как Каса-Мила – одновременно и жилой дом, и бесценное произведение искусства. Задуманное архитектором как бесконечная кривая, это девятиэтажное сооружение уникально. Ни с чем не спутаешь его вздымающийся волной фасад, облицованный пористым известняком. Извивы балконов и отсутствие прямых линий делают дом похожим на явление природы – словно за тысячи лет суровые ветра испещрили террасами и пещерами скалистую стену дикого каньона.»

Испанская королевская семья

В романе «Происхождение» королевская семья состоит из умирающего старого короля и принца Хулиана, помолвленного с Амброй Видаль, главной героиней и спутницей Лэнгдона. В реальности королем Испании с 2014 года является Филипп VI, вступивший на престол после отречения отца, короля Хуана Карлоса I. У нынешнего главы Испании есть жена (кстати, бывшая журналистка, помолвка с которой была почти такой же внезапной, как и у Дэн Брауна) и двое дочерей. Намеки в романе на нестабильность испанской монархии не имеют реальных оснований, после начала правления Филиппа VI рейтинг королевской семьи повысился, и в настоящий момент существуют только межрегиональные разногласия, в частности с Каталонией.

Саграда-Фамилия

Саграда-Фамилия или Храм Святого Семейства — церковь в Барселоне, в районе Эшампле, строящаяся на частные пожертвования начиная с 1882 года, знаменитый проект Антонио Гауди. Из-за сложности изготовления нестандартных каменных блоков и сложностей финансирования строительство идет уже более 130 лет, примерная дата окончания всех строительных работ — 2026 год. Дэн Браун несколько раз посещал Барселону и Саграду-Фамилию, чтобы в точности описать архитектурные детали. В свою третью поездку, когда роман был почти написан, он «обнаружил в соборе очень-очень крутую темную опасную винтовую лестницу. И как только я по ней поднялся, тут же понял, что кто-то должен умереть на этой лестнице. Вот вам наглядный пример того, как складывается и меняется сюжет.»

Книги по теме

Если вы уже прочитали роман и хотите узнать более правдивую информацию об эволюции и футурологии, то обратите внимание на эти книги:

Эгоистичный ген

Откуда мы произошли?
Ричард Докинз. Эгоистичный ген — теория эволюции простым и увлекательным языком. Классический бестселлер, ориентированный на обычного читателя.

Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее

Куда мы идем?
Кевин Келли. Неизбежно — о главных технологических трендах, которые будут определять мир в ближайшие 30 лет и изменят нашу жизнь (также смотрите его лекции на TED).

А если вам понравился Уинстон, можно посмотреть американский фильм «На крючке», где искусственный интеллект играет по собственному сценарию.

23 августа
Св. Роза Лимская, дева

  • Главная
  • Религиозные учения и секты
  • Христианство
  • Католичество
  • Расколы в католичестве
  • Пальмарианская церковь

Сантьяго де Компостела

Сантьяго де Компостела – столица Галисии. Это область, расположенная на северо-западе страны. Те, кто знает Испанию по пляжам Средиземноморья, будут удивлены, приехав сюда. Зеленые поля, березы, океанские волны – и совсем другие люди. Галисийцы – потомки древних кельтских племен, эти люди помнят о своем прошлом. Зайдите в бар Casa das Crechas, где любят собираться местные националисты, или просто послушайте галисийскую волынку на площади Обрадойро у собора – и вы поймете, куда вы попали.

По преданию, здесь в начале IX века были обретены мощи святого апостола Иакова Зеведеева. В Испании верят, что именно он принес сюда весть о Христе. Однако многие современные ученые относятся к этому скептически. Неясно, как Иаков мог попасть в Испанию до своей мученической кончины, описанной в Деяниях апостольских (Деян. 12:2), как его мощи оказались в Испании, и почему древние испанские историки и хронисты молчат о его проповеди. Тем не менее, предание об апостоле глубоко укоренено в испанской культуре.

Путь Сантьяго (Святого Иакова). Фото: _The Real McCoy/flickr.com

Camino de Santiago – путь, соединяющий разные европейские города в единую сеть дорог и маршрутов, в Средние века создал единое европейское пространство – задолго до Евросоюза. В последние десятилетия паломнический маршрут возродился, каждый год по нему проходит всё больше паломников. Русские путешественники уже создали свою группу в фейсбуке. Кроме того, небольшое количество православных людей живет в Сантьяго и соседних городах. Для них мы регулярно совершаем богослужения в кафедральном соборе.

Овьедо

Жители Астурии очень гордятся тем, что они – настоящие испанцы, а не полумавры Кордобы и Гранады. Когда арабы-мусульмане завоевали Иберийский полуостров, многие святыни были перевезены в нынешний Овьедо – столицу «свободной Испании». Самая значимая из этих святынь – судáрь (плат), который лежал на лице Спасителя после погребения. О нем упоминает евангелист Иоанн: «Приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20:6-7).

Судáрь в соборе Сан-Сальвадор в Овьедо. Фото: rtpa.es

Учеными доказана тождественность судáря Туринской плащанице, однако следует отметить, что в отличие от плащаницы, история которой крайне запутана, судáрь пребывает в одном месте с середины IX века. Кроме него, в соборе Овьедо находятся мощи мученицы Евлалии Меридской, священномученика Евлогия Кордобского и многие другие святыни.

В Овьедо и его окрестностях немало дороманских храмов IX века, расположенных в очень живописных местах – увидев храм Санта Кристина де Лена, нельзя не вспомнить храм Покрова на Нерли. Несмотря на близость Галисии, пейзаж здесь совсем другой – более драматичный, гористый. В горах «Пикос де Еуропа» – совсем как в Альпах. «Paraiso natural» – так называют Астурию ее жители.

Барселона

Барселона – это не только архитектура Гауди и сюжет песни, спетой Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье. В кафедральном соборе красивейшего города Испании пребывают мощи святой мученицы Евлалии Барселонской – покровительницы этого места, пострадавшей, по преданию, в начале IV века. Мощи святой были обретены чудесным образом 23 октября 877 г. епископом Фродоином в Барселоне в том месте, где сейчас находится храм Санта Мария дель Мар.

Рака с мощами мученицы Евлалии Барселонской

Так как ее почитание началось через несколько веков после кончины мученицы Евлалии из Мериды и страдания почти в деталях повторяются, большая часть ученых считает, что Евлалии Барселонской вообще не существовало, а ее почитание – отражение почитания мученицы из Мериды. Каталонцы считают эту теорию «имперской» и защищают свою святую. В святцы нашей Церкви ее имя вошло трудами святителя Димитрия Ростовского. Ее память празднуется на Западе 12 февраля, а по календарю Русской Православной Церкви – 22 августа/4 сентября.

Санто Торибио де Лиебана

В монастыре Санто Торибио де Лиебана, в горах Кантабрии, хранится самая большая часть Креста Господня за пределами Ватикана. По преданию, она была перенесена в монастырь вместе с мощами святителя Торибия в VIII веке. Ежедневно крест выносят из специальной часовни для поклонения паломникам. Школьники скептически усмехаются, те, кто постарше – подходят с благоговением. Уже на протяжении многих лет, в течение которых мы приезжаем в монастырь, крест выносит один и тот же монах – спокойный и благорасположенный ко всем, кто принимает благословение от креста, не всегда осознавая серьезность момента. Вокруг монастыря – живописные горы Кантабрии, а чуть выше – пещера, где в VI веке жил святой Торибий, его основатель.

Фото: orthodoxspain/flickr.com

Сан Мийян де ла Когойа

Икона работы Евгения Малягина

Монастырь был основан преподобным Эмилианом Куккулатом (474–574). Его житие было написано Браулионом, епископом Сарагосы (Цезаравгусты), около 640 г. Эмилиан был рукоположен в священники и направлен на приход после 40 лет уединения. Едва ли это было признанием его заслуг; в вестготской Церкви настороженно относились к монахам-отшельникам и стремились взять их под контроль. Приходское служение его было недолгим, благодаря жалобщикам и завистникам Эмилиан вернулся к монашеской жизни, и еще при жизни прославился чудотворениями.

В библиотеке монастыря сохранились кодексы с самыми древними надписаниями по-кастильски; в Испании монастырь называют колыбелью испанского языка. Верхняя часть монастыря («Сусо») представляет собой пещерный комплекс, построенный с VI по XI век. Впоследствии, когда монастырь стал расширяться, ниже в XI веке было начато строительство нового монастырского комплекса («Юсо»), где ныне пребывают мощи святого. Ковчег, выполненный в XI веке, украшают миниатюры из слоновой кости.

Некоторые из них оказались в разных музеях мира – в том числе и в Государственном Эрмитаже. Неподалеку от монастыря – пещера, где святой подвизался в уединении. Лично для меня это одно из любимых мест в Испании. Попробуйте посетить эти места осенью, проехав через виноградники Риохи, не поленитесь одолеть подъем к пещере святого, и он непременно станет вашим другом.

Пещерные монастыри

В северной части Испании – между Страной Басков, Бургосом и Паленсией сохранилось немало пещерных монастырских комплексов. Ученые по-разному датируют эти пещеры; предположительно, самые древние из них относятся к VI веку. Неудивительно, если здесь вы вспомните о пещерных монастырях Крыма. В Испании (не без некоторого преувеличения) этот регион называют «испанской Каппадокией».

Пещерный храм близ села Ланьо. Фото: orthodoxspain/flickr.com

Долина безмолвия

«Долина безмолвия», или «Берсианская Фиваида» находится недалеко от Понферрады. Она известна как место монашеского подвига с глубокой древности. Сохранился прекрасный храм Сантьяго де Пеньяльба, построенный в X веке. Здесь был погребен святитель Геннадий, епископ Асторги. В получасе ходьбы от храма можно посетить пещеру, где Геннадий жил в уединении, удалившись от епископского служения.

Храм в Сантьяго де Пеньяльба. Фото: orthodoxspain/flickr.com

Можно продолжить путь дальше по горной тропе и оказаться у руин монастыря Сан Педро де Монтес, основанного святым Фруктуозом Браганским в VII веке. Здесь нет гостиниц, но есть «casas rurales» – дома, которые сдаются для туристов и путешественников. В Сантьяго де Пеньялба можно остановиться у Десидерия, и он накормит вас на ужин сытным «botillo» – традиционным блюдом горцев, живущих в провинции Леона.

Вестготские храмы в Кастилье-Леоне

В 23 км от Саморы находится уникальный храм Сан Педро де ла Наве. Его должны были затопить во время строительства плотины, но трудами историка и археолога Мануэля Гомес-Морено перенесли в 1930-1932 гг. Капители храма украшает каменная резьба, изображающая жертвоприношение Авраама, Даниила в львином рву и другие фигуры. Храм традиционно датируется VII веком, хотя была предложена и более поздняя датировка (IX-XI вв.). В храме замечательный настоятель о. Луис Сантамария, который шутит, говоря о себе, что он самый молодой священник в самом древнем храме епархии.

Капитель храма Сан Педро де ла Наве. Фото: orthodoxspain/flickr.com

В городе Вэнта де Баньос располагается другой уникальный храм – Сан Хуан де лос Баньос. Храм был построен в 661 году. Его строительство начали по приказу короля Рецесвинта, который получил исцеление от источника близ церкви. Не забудьте привезти с собой бутылку для воды!

Леон

Рака с мощами святителя Исидора

В Леоне непременно нужно попасть в Colegiata de los Reyes – увидеть романские фрески, в частности, те, что изображают персонифицированные месяцы, каждый со своим сезонным делом и занятием. Рядом находится базилика, где с 1063 г. в Леоне пребывают мощи святителя Исидора Севильского. Святитель Исидор – безусловно, самая крупная фигура испанской патристики. После кончины старшего брата Леандра Исидор стал его преемником на кафедре Гиспалиса (Севильи).

Святитель Исидор, как и его старший брат, вошел в историю как бескомпромиссный борец с арианством. Он председательствовал на II Севильском соборе в 619 г., осудившем ересь «акефалов», и на IV Толедском соборе в 633 году. Святитель скончался 4 апреля 636 г.; согласно мозарабскому «календарю Рецемунда», память святителя совершалась в этот же день.

Почитание святителя в эпоху неразделенной Церкви вышло далеко за пределы Испании; кроме двух мозарабских календарей X века, его имя встречается во французском «мартирологии Усуарда» середины IX века, литаниях Псалтири Карла Великого и нескольких других литургических текстах Франции и Германии IX-XI веков. Данте помещает Исидора в Эмпирей – на десятое небо.

Святитель Исидор – один из многих святых неразделенной Церкви, кому посвящена одна из глав «Синаксаря», составленного иеромонахом афонского монастыря Симонопетра Макарием и изданного Сретенским монастырем в 2011 г. Его имя также внесено в святцы Православной Церкви в Америке.

Толедо

Мученица Леокадия. Икона письма Евгения Малягина, переданная в дар кафедральному собору Толедо от верующих Русской Православной Церкви.

Большая часть туристов, приезжающих в Мадрид, старается попасть в Толедо – древнюю испанскую столицу, расположенную в часе езды от нынешней. Мало кто знает, что римский город Толетум стал местом страдания мученицы Леокадии, умершей в темнице в начале IV века.

Известно, что на месте погребения мученицы в 618 г. королем Сисебутом был построен храм, в котором проходили IV, V, VI и XVII Толедские соборы. Здесь были погребены толедские епископы Евгений, Ильдефонсо и Юлиан. Житие Ильдефонсо Толедского подробно описывает обретение мощей святой в VII в. Во время арабского завоевания храм был разрушен, но и поныне место погребения мученицы сохраняется в храме Cristo de la Vega. Также в Толедо находится храм святой Леокадии, построенный, по преданию, на месте дома святой.

В VIII в. мощи святой были перенесены в Овьедо. И ныне паломники к судáрю Спасителя, который находится в особой часовне Cámara Santa в кафедральном соборе, могут спуститься на нижний уровень часовни и оказаться в крипте св. Леокадии, где лежали ее мощи. В XI в. в эпоху Альфонсо VI мощи св. Леокадии оказались во фламандском аббатстве Сен-Гиле, откуда возвратились в Толедо 26 апреля 1587 г. В настоящий момент они хранятся в соборе Толедо в особой часовне «El Ochavo», доступ в которую для туристов, как правило, закрыт. Мощевик с частью главы святой хранится в православном храме св. равноап. Марии Магдалины в Мадриде.

Хака и окрестности

Город на севере Арагона связан с памятью мученицы Евросии (Оросии), пострадавшей в эпоху нашествия арабов-мусульман. Ее мощи были перенесены в кафедральный собор города Хака в XI веке. Первые литературные свидетельства о ее кончине и почитании относятся к XIII веку. Согласно традиционной версии, она пришла в Испанию из Богемии. Начало этой традиции было положено в 1493 году чешским монахом Хуаном из Монте Оливети. Впрочем, еще с начала XVII века многие подвергали эту версию о происхождении святой сомнению. Так или иначе, не будет ошибкой сказать, что в церковном почитании святая Евросия олицетворяет живую связь между древней Испанией и славянским христианским миром.

Ее глава находится в храме села Йебра де Баса, откуда по живописной тропе можно подняться в горы, к месту ее мученичества, на котором построен храм. Этот путь однажды совершили и мы – паломники из Мадрида. Спуститься мы были должны по другой тропе, указанной на карте, к другой деревне, где нас ждал автобус.

У места мученической кончины святой Евросии. Фото: orthodoxspain/flickr.com

Насладившись красотами, мы начали поиск тропы вниз, но ее не было. Кроме того, начиналась гроза – не сверху, а сбоку, двигаясь прямо на нас, как бывает в горах. Вокруг не было ни души. Спускаться было опасно. Внезапно мы увидели пастуха. Мне показался странным его арагонский акцент, но скоро ему появилось объяснение. Василь был из Черновцов, а половина нашей группы оказались его земляками. Трудно сказать, кто больше был рад встрече – он, мы или его собака, которую звали Троцкий.

С горы мы спускались на джипах Гражданской гвардии, и с тех пор я взял себе правило – НИКОГДА не доверять картам и не везти людей по маршрутам, которые я не прошел сам. Несмотря ни на что, получилась прекрасная поездка. Так и стоят пред глазами снежные пики Пиренеев, луга, пастух, собака Троцкий и образ святой Евросии, которая почитается как покровительница попавших в грозу.

В октябре 2016 г. для православных россиян планируется паломничество к святыням древней Испании, которое я надеюсь возглавить. Приезжайте, всем будем рады!

Путь Сантьяго (Святого Иакова) — это старинная дорога пилигримов, ведущая через Европу в испанский город Сантьяго де Компостела. Миллионы людей прошли этот путь за последние сотни лет.
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ
Путь Святого Иакова иногда называют «Дорогой Звезд» или «Звездной дорогой», так как древние паломники ночью ориентировались по звездам, а Млечный путь указывал им направление. Среди паломников распространен также очень простой термин для обозначения Пути — Камино (от испанского camino — что в переводе означает «путь, дорога»).
ЗАЧЕМ
У каждого свои мотивы совершения паломничества: одни идут по религиозным причинам, другие ищут себя и свое место в мире, третьи идут просить за своих родных и об их исцелении, четвертые пускаются на поиски приключений, пятые надеются в процессе пути сбросить лишние килограммы. Для некоторых такое паломничество – это просто новый вид путешествия, ведь в Пути можно посмотреть другую страну, узнать больше о ее традициях, познакомиться с новыми людьми и отдохнуть от городской жизни.
ГДЕ
Главная часть маршрута проходит по территории Северной Испании. Начинать паломничество можно из Испании, Франции, Германии, Португалии, Великобритании или из любой другой страны (вопрос в том, какое расстояние Вы готовы пройти). Конечной целью паломничества является город Сантьяго де Компостела, в соборе которого по приданию покоятся мощи Святого Иакова.
КОГДА
Путь Сантьяго имеет многовековую историю. Этот паломнический маршрут существует с первых веков христианства (см раздел ИСТОРИЯ).
КАК
Большинство пилигримов осуществляют паломничество пешком. Но довольно часто можно встретить паломников, преодолевающих расстояние на велосипедах и даже на лошадях или ослах.
СКОЛЬКО
Существуют, примерно, 15 путей, ведущих в Сантьяго де Компостелу. Протяженность самого популярного Французского Пути (Camino Frances) составляет более 800 км. Это более месяца ходьбы. В день паломники проходят от 15 до 40 км. Для того чтобы получить сертификат о прохождении Пути Сантьяго (Compostela), необходимо пройти, как минимум, 100 км пешком или проехать 200 км на велосипеде или на лошади.
CREDENCIAL (ПАСПОРТ ПИЛИГРИМА)
Каждый паломник может получить паспорт пилигрима, где он будет проставлять специальные печати, которые станут свидетельством о прохождении Пути. Печати можно поставить практически во всех гостиницах (приютах) на Пути, а также в церквях и монастырях. Получить credencial можно в начале Пути в одном из приютов или в офисе пилигримов.
COMPOSTELA
Compostela – это именной сертификат о прохождении Пути Сантьяго, написанный на латинском языке. Его можно получить в офисе пилигримов в Сантьяго де Компостела (рядом с собором).
ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД
Каждый год 25 июля отмечается день Святого Иакова. Год, когда этот праздник выпадает на воскресение, называется Священным или Юбилейным. В такой год, каждый прошедший Путь Сантьяго, получает отпущение всех грехов. Следующие ближайшие «Юбилейные годы» Святого Иакова — 2010, 2021, 2027.
ГОСТИНИЦЫ И ПРИЮТЫ
На протяжении всего Пути в каждом городе и почти во всех деревнях есть специальные приюты для паломников. Их называют albergue или refugio. Многие приюты бесплатные (достаточно показать паспорт пилигрима). Бывают частные (8-12 евро за ночь) и муниципальные (3-7 евро за ночь, это так называемое donativo (добровольное пожертвование)). Можно остановиться и в хороших 3- и 4-звездочных гостиницах, но цена будет соответствующая. Приюты обычно состоят из одной большой спальни или нескольких маленьких, как правило, оборудованых двухэтажными кроватями. Есть туалеты, умывальники и душ с горячей водой. Почти во всех приютах есть столовая и кухня с плитой, холодильником и необходимой посудой.
СИМВОЛЫ: РАКУШКА
В качестве доказательства совершенного путешествия древние паломники, дойдя до Финистерры («Края Земли») — Сантьяго де Компостела находится в нескольких километрах от океана — подбирали раковины, которыми изобилует побережье. Эта раковина стала символом паломничества по Пути Сантьяго. В Испании её называют vieira («гребешок») или concha («ракушка»).
СИМВОЛЫ: КРЕСТ САНТЬЯГО
Красный крест является символом Ордена Сантьяго. Этот рыцарский орден был основан в 1161 году на территории Галисии и герцогства Португалии. Главной задачей рыцарей была защита паломников в Пути. Этот крест также олицетворяет собой меч, которым был вооружён Santiago «Matamoros» («Истребитель мавров»). Согласно легенде, в 844 году войска Астурийского короля Рамиро I сталкиваются в местечке Клавихо (в 18 километрах от Логроньо) в битве с превосходящими по численности мусульманскими войсками Абдурахмана II. Внезапно в центре боя возникает Апостол Сантьяго на белом боевом коне. Он начинает наносить удары маврам своим мечом налево и направо и,
в конце концов, христиане побеждают, вопреки всем ожиданиям.
СИМВОЛЫ: КРЕСТ ТАУ
Этот древний таинственный символ появляется и в христианских учениях. Так в Библии Езекия говорит: «Никто не может причинить вред человеку, который имеет символ ТАУ».
Монахи Ордена Св. Антонио, основанного по приказу короля Альфонса VII, носили крест ТАУ поверх рясы и дарили его пилигримам.
ИЗВЕСТНЫЕ ПАЛОМНИКИ
Путешествие в Сантьяго совершили в разное время английский король Эдуард I, Жан де Бриенн (король Иерусалима), Франциск Ассизский, Ян ван Эйк, папа Иоанн Павел II, известный бразильский писатель Пауло Коэльо и многие другие.
По слухам, отпраздновать таким необычным образом свою свадьбу собирались Джулия Робертес со своим возлюбленным Денни Модером, а также Мадонна с мужем Гаем Ричи, но совершили ли звездные пары паломничество — пока неизвестно…
КНИГИ

  • Пауло Коэльо «Дневник мага»

После опубликования романа Коэльо «Дневник мага (Паломничество)» количество паломников многократно увеличилось, и писатель получил премию от правительства Испании.

  • Дэвид Лодж «Терапия»

ФИЛЬМЫ
Паломничество по Пути Сантьяго описывается в художественных фильмах Луиса Бунюэля «Млечный путь» (1969) и Эмилио Эстевеза «Путь» (2010).

На протяжении многих веков Испания была опорой для католической церкви, а испанцы сохраняли фанатическую набожность (в этом они, быть может, уступают только итальянцам). Представители церкви были чрезвычайно могущественными и авторитетными людьми. Они принимали важные решения, которые влияли на все стороны жизни страны: политику, культуру, традиции, быт и много другое. И мы знаем о том, что почти четыре века здесь вершила свою власть «святая инквизиция», отправившая на костер сотни людей.

Немые свидетели ушедших времен

Потрясающие соборы Испании – немые свидетели не только тех страшных страниц европейской истории, но и многих грандиозных событий. Они видели королевских особ, выдающихся деятелей разных эпох и простых людей, приходивших сюда со своими радостями и горестями. Многие из храмов были построены в глубокой древности римлянами или вестготами, потом перестроены в мечети арабами и после Реконкисты преобразованы в католические святыни. Некоторые из них были беспощадно разграблены Наполеоном, а потом восстановлены прихожанами. У каждого храма, большого и маленького, своя неповторимая, удивительная судьба.

Собор в Сантьяго-де-Компостеле, ХI век

В Средние века он был одним из самых значительных в Европе и третьей святыней в мире после Иерусалима и Рима.Представители всех классов общества прибывали сюда поклониться усыпальнице святого Иакова (по-испански Сантьяго).

На западной стороне фасада храма находится знаменитый Портик славы, построенный между 1168 и 1188 годами. Позже при строительстве нового фасада некоторые его элементы были убраны и помещены в кафедральный музей. Портик состоит из трех этажей: склеп, символизирующий земную жизнь, собственно портик, представляющий символ небесного Иерусалима, и галерея, освещаемая весь день благодаря окнам-розам. Это своеобразная картина эволюции от человеческого начала к божественному миру. Портик включает в себя более 200 резных фигур и считается истинным шедевром испанской скульптуры романской эпохи.

Собор в Сарагосе, XII век

По образному выражению Папы Иоанна Павла II, этот собор – «мать всех испаноязычных народов». Базилика Богоматери Пилар – главная христианская святыня Сарагосы и одно из «Двенадцати сокровищ» Испании, где хранится статуэтка Богоматери Пилар.

Легенда о происхождении этой огромной базилики насчитывает около двух тысяч лет. Согласно преданиям, холодной декабрьской ночью 40 года н. э. Дева Мария явилась Святому Иакову, который тогда находился в Сарагосе, и вручила ему небольшой столб из яшмы, чтобы построить часовню (эта маленькая колонна до сих пор стоит внутри капеллы). Через год после этого события здесь была построена часовня в честь Богородицы – первая в истории христианства, посвященная Деве Марии. В VIII веке на этом месте арабы возвели мечеть.

В 1118 году, когда Сарагоса была освобождена от мусульман войсками короля Альфонсо I, здесь была построена церковьв романском стиле, уничтоженная пожаром в 1434 году. На ее месте впоследствии возникло новое здание, которое представляет собой комбинацию различных архитектурных стилей, таких как готика, барокко, рококо и классицизм. Последние башни были построены в 1907 и 1961 годах.

Внутри собор украшен замечательными фресками кисти самого Франсиско де Гойи . Одно из главных сокровищ собора Девы Пилар – алебастровый алтарь работы испанского архитектора и скульптора Дамиана Формента (1480–1540), выполненный им в 1509–1512 годах, а также хоры.

Собор в Бургосе, XIII век

Постройка этого собора, относящегося к числу лучших готических соборов Европы, проводилась на месте стоявшего здесь когда-то романского храма. На протяжении веков над его возведением трудились, сменяя друг друга, несколько поколений архитекторов (испанских, французских, немецких), вследствие чего здание имеет некоторое сходство с другими центрально-европейскими и французскими соборами. Испанский король Филипп II называл храм «Творением ангелов», а его гигантская аркада на долгие годы стала атрибутом храмов испаноязычного мира; особенно часто этот элемент можно встретить в Южной Америке.

Многие помещения строились во времена Ренессанса и барокко, в XIV–XVII веках, поэтому здесь много позолоты, пышной каменной резьбы, алтарей, скульптур и прочих сокровищ. В 1919 году в соборе были захоронены испанский национальный герой Сид Кампеадор и его жена донья Химена.

В 1984 году ЮНЕСКО объявила Бургосский собор объектом Всемирного наследия.

Собор в Толедо, XIII век

По преданию, на это место, где сейчас стоит собор, Дева Мария явилась святому Ильдефонсу. Поэтому в 587 король вестготов одобрил строительство небольшой базилики Санта-Мария-дель-Реаль. В VIII веке Толедо оказался во власти арабов, которые достаточно быстро перестроили христианский храм в мечеть.

Несколько веков спустя, отвоевав у захватчиков город, христианский король Альфонсо VI изгнал мусульман и адаптировал здание для использования в качестве христианской церкви. Первый камень нынешнего собора был заложен в 1226 году по указу короля Фернандо III Святого. Строительство затянулось на многие годы, архитекторы менялись, и собор, первоначально спланированный как готический, приобрел типичные испанские особенности: декоративность, элементы мавританского влияния и гармоничные пропорции вместо устремленного вверх «классического» готического храма.

Пожалуй, одна из главных достопримечательностей храма – это его сокровищница. Здесь открыта выставка, в которой представлена церковная утварь, епископские посохи, ценная дароносица из золота, серебра и драгоценных камней (рубинов, изумрудов и сапфиров) массой более 200 кг, созданная в XVI веке мастером Энрике де Арфе. Ризница храма используется как картинная галерея, на стенах которой представлены бесценные полотна на религиозные темы: произведения Караваджо, Эль Греко, Веласкеса, Гойи, Тициана, Ван Дейка и других живописцев.

Собор в Кордове, XIII век

Мескита (Mezquita) – это совершенно невероятное, грандиозное сооружение, построенное в самом сердце Великой мечети Кордовы, датируемой VIII веком. В свою очередь, арабы на этом месте разрушили древний храм вестготов для создания собственной святыни, украшенной 1293 колоннами, 1445 светильниками и 280 люстрами.

Когда Кордова была отвоевана христианами, то храм, как христианскую старинную святыню, решили очистить от мусульманского наследия с помощью преобразований. Однако король Карл V, посетив работы по перестройке мавританской мечети в собор, глубоко раскаялся: «Я не знал, что мечеть была так прекрасна и мы разрушили что-то уникальное, чтобы построить что-то, что может быть построено в любом другом месте».

Площадь комплекса составляет 25 000 кв. м., величественный собор как бы спрятан за «лесом» из 856 колонн, которые выполнены из мрамора, гранита, яшмы и оникса.

Мескита, считающаяся святыней различных культур, также внесена в списки Всемирного наследия человечества.

Собор в Леоне, XIII век

Кафедральный собор Санта Мария-де-ла-Регла, также известный как Пулькра Леонина, или Дом Света, –главный в городе. Он был построен на месте древнеримских терм II века, которые в XI веке по приказу короля Ордоньо II были превращены во дворец. Строительство самого собора началось в середине XIII века и было окончательно завершено к концу XVI века. Его изысканные витражи площадью около 2000 кв. м считаются самыми красивыми в мире. Большая их часть, датируемая XIII–XV веками, – настоящая редкость для средневековых готических церквей.

В соборе работает музей, в котором хранится большая коллекция религиозных произведений искусства – почти 1500 экспонатов, включая 50 романских скульптур Девы Марии (одна из них достаточно необычная, представляющая собой изображение беременной Марии), начиная от античности и до XVIII века. Здесь также хранятся голландские триптихи, старинные библии и многочисленные манускрипты, в том числе первый манускрипт на леонском языке.

Собор Леона является одним из трех главных соборов на паломническом Пути Святого Иакова наряду с соборами Бургоса и Сантьяго-де-Компостелы.

Собор в Валенсии, XIII век

Этот собор построен на месте бывшего римского храма Дианы (богини плодородия, флоры и фауны), который сначала принадлежал римлянам, а затем вестготам. Придя сюда, арабы полностью снесли здание. Основная часть христианского собора была построена в период с XIII по XIV век. Как и во многих других городах, здесь строительство также затянулось на несколько столетий, и поэтому в архитектурном облике собора органично сочетаются сразу несколько стилей, что делает его одним из ценнейших объектов мировой архитектуры.

Посетителей храма особенно привлекает капитульный зал с капеллой Санто-Калис. В ней хранится главная святыня собора – Чаша Грааля (Santo Cáliz), которую в 1436 году король Альфонсо даровал храму. Она представляет собой сосуд из зеленого агата, декорированный камнями и жемчугом. Этой чаше более 2000 лет. Католическая церковь признала ее подлинной святыней.

В алтарной части можно увидеть великолепные ренессансные фрески. Боковая дверь храма ведет в соборный музей (Museo Catedral de Valencia). Там хранятся полотна Хуанеса и Масипа, две картины Гойи и произведения других художников Возрождения.

Собор в Севилье, XIV век

Это самый большой в мире готический собор. В те времена, когда Севилья была одним из важнейших городов Аль-Андалуса (мусульманской империи), на этом месте стояла мечеть (1172–1248). 23 Декабря 1248 года город был захвачен христианской армией, мечеть была освящена и перестроена для использования в качестве христианского собора.

В мрачной тени собора хранится немало реликвий и сокровищ, в том числе картины Мурильо, Веласкеса, де Сурбарана и Гойи. Существует легенда о том, что крест собора сделан из первого золота, привезенного Колумбом из Америки, а в соборе захоронены останки мореплавателя. Красивейшее место этого собора – «Апельсиновый дворик» («Patio de los Naranjos»), использовавшийся для омовения двор бывшей мечети, который украшают десятки апельсиновых деревьев, наполняющих волнующим ароматом все пространство.

В наше время этот собор – самый посещаемый культурно-исторический памятник в Севилье: сюда приезжает более миллиона туристов ежегодно.

Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс.Дзен». Подписывайтесь!

Ярые католики

Испания и религия – это два довольно тесных понятия, практически неразрывно связанных между собой. С началом реконкисты – изгнания мавров с территории государства, проходящее под христианскими знамёнами – начинается активное вытеснение ислама. И по окончанию вытеснения арабов, Испания попала под влияние другой религии – католицизма.

С этого времени начинают проводиться церковные реформы. Среди них и утверждение церковного суда, и святой инквизиции, которая преследует еретиков по всей стране. Всех оставшихся на Пиренейском полуострове мусульман и евреев насильственно заставляют принять христианство.

Испания почти пятьсот лет находилась в тисках этой религии, участвовала в Контрреформации, не давая протестантскому духу проявиться на её земле. Практически все сферы жизни контролировала церковь. Все попытки девятнадцатого века провозгласить свободу вероисповедания оканчивались полным крахом.

Церковь при Франко

Фото: Кафедральный собор в Мадриде

Время тридцатых годов двадцатого века стало для испанского католицизма трагическим. Гражданская война этих лет призывала сжигать храмы, даже ходили слухи об отравленных конфетах для детей священников. Начинается время жестокого и кровавого террора, за период которого было убито почти семь тысяч священников, сожжены и разрушены церкви, уничтожено уникальных религиозных произведений искусства. После левого террора, церковь выступила в поддержку франкистов.

В свою очередь Франко, после прихода к власти дал добро католической церкви, провозгласив католицизм, как единственную и законную религию. Всё это привело к тому, что церковь могла печатать книги, иметь собственность и принимать участие в законодательной деятельности, касающейся сферы гражданской жизни: были приняты законы, признающие церковные браки, как единственно возможные, запрещающие разводы, аборты и использование средств контрацепции.

За гомосексуальные связи испанцев могли отправить за решётку. В каждой школе обязательно преподавалось религиозное учение. Жизнь женщины полностью контролировалась религиозными канонами. Церковь и Франко, во время режима националистов, бились в едином ритме.

Современный этап развития испанской религии

Фото: Кафедральный собор в Барселоне

Конечно, столько долгое католическое влияние на развитие страны не могло не дать определённых плодов – и сегодня 80 процентов населения католики. Однако влияние в государственной сфере жизни церковь практически не имеет. С падением нацистского режима в Испании была принята новая конституция. Согласно своду этих законов в стране провозгласили свободу вероисповедания, провозгласив испанское общество светским. Наконец-то каждый испанец мог выбирать для себя любую религию, легализовались разводы, а в школах религиозные курсы стали необязательными, а факультативными.

Во времена социалистического правительства Радригеса Сапатеро споры между властными структурами и церковью резко усилились. Принятые законы о легализации разводов и абортов и некоторых научных областях раздражали церковную гвардию старой закалки. Отмена религиозного образования и разрешения на однополые браки окончательно подорвали церковный авторитет. Сегодня католическим священнослужителям приходится прикладывать немало усилий, чтобы пополнять свои ряды.

Если верить статистике, то число оставивших церковную службу, превышает количество людей, пополнивших ряды духовенства. И всё же государство поддерживает церковь: при уплате налогов, плательщики, не указывающие цели направления средств, частично оплачивают расходы на церковные нужды. Хотя в восьмидесятых годах прошлого века от подобного хотели отказаться, система и сегодня функционирует, обеспечивая религиозную сферу. Всё же сложно разорвать столько крепкую испано-церковную связь, ведь в тяжёлый и горестный час человек обращается за помощью к Богу.

Но сегодня церковь продолжает ассоциироваться с режимом диктатора Франко, поэтому даже менее тридцати процентов испанцев постоянно посещают её. Хотя католицизм так и остался главенствующей религией: восемьдесят процентов населения причисляют себя к католикам. Примерно 2 процента выпадает на долю других религий, среди которой по большей части исламисты. А примерно восемнадцать процентов не принадлежат ни к одной из конфессий, они называют себя атеистами.

Религиозные празднества

Фото: Страстная неделя в Испании

Католицизм остался основной религией в Испании, многие традиции и события имеют неразрывную связь с религией. Конечно, крестины и венчание — это самые важные события, которые тесно связаны с церковью. Но и многие праздники в стране носят религиозный характер. Практически на каждый день приходится день какого-либо святого. Испанцы с огромной радостью собираются отметить именины своих родственников, отмечая их почти как свой собственный день рождения.

Особенности тех или иных праздников, связанных с религией, в каждом районе стране свои, но все они сопровождаются обилием вина и еды, а зачастую и устраиваются процессии. Однако Semanta Santa (страстная неделя) для всех испанцев проходит одинаково. Грешники, облачённые в высокие колпаки, красного цвета и прорезями для глаз принимают участие в уличных шествиях. Во время праздника они показывают сцены распятия Христа и истязают себя. Таким образом, испанцы скорбят по сыну Господнему и пытаются покаяться в своих грехах, очищая душу.

Но, конечно, самый почитаемый религиозный праздник в стране это Рождество. Главным символом, которого является не ёлка, а belen, в дословном переводе обозначающий ясли. По своей сути, это макет рождения младенца Христа.

Даже всем известный День дурака, отмечаемый обычно 1 апреля, у испанцев носит религиозный подтекст. День, когда принято подшучивать над близкими и друзьями выпадает в Испании на двадцать восьмое декабря. Называется он Днём невинных, святых младенцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *