Истина философии

Процессуальность познания заключается в том, что познавательная деятельность есть продвижение от незнания к знанию, от заблуждения к истине, от неполного, несовершенного, незавершенного знания к более полному, совершенному знанию. Цель познания – это достижение истины.

Что есть истина? Как соотносятся истина и заблуждение? Как добывается истина и каковы ее критерии? Дж. Локк о смысле достижения истины писал: «Поиски разумом истины представляют род соколиной или псовой охоты, в которой сама погоня за дичью составляет значительную часть наслаждения. Каждый шаг, который делает ум в своем движении к знанию, есть некоторое открытие, каковое является не только новым, но и самым лучшим, на время, по крайней мере».

Аристотель дал классическое определение истины – это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. Истина — это знание, соответствующее действительности. Необходимо заметить, что в самой природе не существует ни истин, заблуждений. Они являются характеристиками человеческого познания.

Виды истины:

1.Абсолютная истина —

• это знание, содержание которого не опровергается последующим развитием науки, а лишь обогащается и конкретизируется (например, учение Демокрита об атомах;

• это знание, содержание которого остается инвариантным (Пушкин родился в 1799 г.);

• это абсолютно полное и исчерпывающее знание о предмете. В таком понимании абсолютная истина не достижима, потому что все связи предмета не могут быть исследованы.

2.Объективная истина – это знание о предмете, содержанием которого выступают свойства и связи объективно (независимо от человека) существующего предмета. Такое знание не несет на себе отпечаток личности исследователя. Объективная истина — это содержание знания, не зависящее от человека, это адекватное отражение субъектом окружающего мира.

3.Относительная истина – это неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человечество на данном этапе своего развития. Относительная истина содержит в себе элементы заблуждений, связанных с конкретно-историческими условиями познания.

4.Конкретная истина – это знание, содержание которого является истинным лишь при определенных условиях. Например, «вода закипает при 100 градусах» является истиной лишь в условиях нормального атмосферного давления.

Процесс познания можно представить как движение к абсолютной истине как цели посредством накопления содержания объективной истины за счет уточнения и совершенствования относительных и конкретных истин.

Противоположностью истины, но при определенных условиях в нее переходя­щее и из нее возникающее, является заблуждение.

Заблуждение -непреднамеренное несовпадение нашего понимания какого-либо объекта (выраженного в соответствующих суждениях или понятиях) самому этому объекту.

Источниками заблуждения могут быть:

— несовершенство познавательных способностей индивида;

— предубеждения, пристрастия, субъективные настроения индивида;

— плохое знание предмета познания, опрометчивые обобщения и выводы.

Заблуждения необходимо отличать от:

— ошибки (результат неверного теоретического или практического действия, а также толкования данного явления);

— лжи(сознательное, преднамеренное искажение действительности, преднамеренное распространение заведомо не­верных представлений).

Представление о том, что наука оперирует только истинами, не соответствует действительности. Заблуждение является органичной частью истины и стимулирует про­цесс познания в целом. С одной стороны, заблуждения уводят в сторону от истины, поэтому ученый, как правило, не выдвигает сознательно заведомо неверные предположения. Но с другой стороны, заблуждения нередко способствуют созданию проблемных ситуаций, стимулируя развитие науки.

Опыт истории науки позволяет сделать важный вывод: все ученые должны быть равноправны в поисках истины; ни один ученый, ни одна научная школа не вправе претендовать на монополизм в получении истинного знания.

Отделение истины от заблуждения невозможно без ре­шения вопроса о том, что является критерием истины.

Из истории попыток выявить критерии истинности знания:

· Рационалисты (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) — критерием истины является само мышление тогда, когда оно ясно и отчетливо мыслит объект; первоначальные истины самоочевидны и постигаются с помощью интеллектуальной интуиции.

· Русский философ В.С.Соловьев — «мерило истины переносится из внешнего мира в самого познающего субъекта, основанием истины признается не природа вещей и явлений, а разум человека» в случае добросовестной работы мышления.

· Э. Кассирер — критерием истины является внутренняя непротиворечивость самого мышления.

· Конвенционализм (А. Пуанкаре, К. Айдукевич, Р. Карнап) – ученые принимают научные теории (заключают соглашение, конвенцию) из соображений удобства, простоты и т.п. Критерием истины является формально-логическая согласованность суждений науки с этими соглашениями.

· Неопозитивисты (XX век) — истинность научных утверждений устанавливается в результате их эмпирической проверки, это т.н. принцип верификации. (Верифицируемость (верификация) от лат. verus – истинный, и facio – делаю). Однако отметим, что нередко экспериментаторская деятельность не может дать окончательного ответа об истинности знания. Это происходит, когда в эксперименте исследуется процесс «в чистом виде», т.е. в полной изоляции от других влияющих факторов. Существенно ограничена экспериментальная проверка социально-гуманитарного знания.

· Прагматизм (У. Джеймс) — истинность знаний проявляется в их способности быть полезными для достижения той или иной цели; истина — это польза. (Тезис «все полезное истинно» спорен, т.к. пользу способна приносить и ложь).

Наиболее общим критерием истинности знания является практика, понимаемая как общественно-историческая деятельность людей. Если использование знания в практической деятельности людей дает ожидаемые результаты, значит, наше знание правильно отражает действительность. Практика как критерий истины рассматривается не как единичный опыт, не как единовременный акт проверки, а общественная практика в ее историческом развитии.

Однако этот критерий не универсален, например, он не работает в тех отраслях знания, которые далеко отстоят от действительности (математика, неклассическая физика). Тогда предлагаются другие критерии истинности:

· Формально-логический критерий. Он применим к аксиоматически-дедуктивным теориям, предполагает соблюдение требований внутренней непротиворечивости (это основное требование), полноты и взаимозависимости аксиом. Когда нет возможности опираться на практику, выявляется логическая последовательность мысли, ее строгое следование законам и правилам формальной логики. Выявление логических противоречий в рассуждениях или в структуре концепции становится показателем ошибки или заблуждения.

· Принцип простоты, иногда его называют «бритвой Оккама» — не умножать число сущностей без надобности. Основное требование этого принципа – для объяснения исследуемых объектов надо вводить минимальное число исходных постулатов (принимаемых без доказательства положений).

· Аксиологический критерий, т.е. соответствие знания общемировоззренческим, социально-политическим, нравственным принципам. Особенно применим в общественных науках.

Но наиболее важным критерием истины является все же практика, опыт. Практика лежит в основе логического, аксиологического и всех других критериев истины. Какие бы способы установления истинности знания ни существовали в науке, все они в конечном итоге (через ряд посредствующих звеньев) оказываются связанными с практикой.

6. Характеристика познавательных способностей различных социальных групп.

Формирование полноценных способностей к познанию у детей младшего и школьного возраста к настоящему моменту достаточно хорошо изучено. Изучение же интеллектуального уровня взрослых людей сталкивается с серьёзными трудностями. Здесь, конечно, нельзя отрицать наличие определённых возрастных особенностей, но выделить такие возрастные группы достаточно сложно. Исследователи сегодня установили, что определённые возрастные группы обладают общими чертами и сравнительно устойчивыми признаками своей интеллектуальной активности. На эти характеристики влияет не только биологический возраст, но и другие факторы: семья, место жительства, образование, этнические признаки и многое другое. Поэтому люди одних и тех же лет могут относиться к разным интеллектуальным группам в зависимости от своей социокультурной среды.

При измерении сформировавшегося интеллекта при помощи так называемой «батареи тестов Д. Векслера» (тесты на информированность, логику, память, оперирование символами, осмысление общения и др.) лучшие результаты давала возрастная группа от 15 до 25 лет, а по другим данным – от 25 до 29 лет. Добиться высокой точности в измерении интеллекта достаточно сложно. Обобщая данные различных измерений, можно сказать, что рост интеллектуальных способностей происходит примерно до 20-25 лет. Затем наступает незначительный интеллектуальный спад, который становится более заметным после 40-45 лет и достигает своего максимума после 60-65 лет (рис.4).

Рис. 4. Взаимосвязь интеллекта и возраста

Однако подобное тестирование не даёт объективной картины, т.к. нельзя изучать молодой, зрелый и старый ум одними и теми же тестами.

У молодого человека ум служит, прежде всего, усвоению наибольшего количества информации, овладению новыми для него способами деятельности. Ум более зрелого человека направлен не столько на приращение знания, сколько на решение сложных задач на основе уже имеющихся знаний, опыта и собственного стиля мышления и действия. Эти качества разума часто называют мудростью. Конечно, с годами отдельные функции интеллекта неизбежно ослабевают и даже теряются. У людей пожилого и особенно старческого возраста постепенно уменьшается объективность оценок, растет косность суждений, они часто сбиваются на крайние, черно-белые тона по спорным вопросам жизненной практики.

Исследования показывают, что естественный спад интеллектуальной активности сдерживается личной одарённостью, образованностью, общественным положением. Люди более высокого образовательного уровня и занимающие руководящие должности уходят на пенсию, как правило, позже своих сверстников. Кроме того, они имеют больше возможностей сохранять интеллектуальную активность и после выхода на пенсию, работая в роли советников или консультантов.

Среди учёных и других специалистов умственного, творческого труда вполне закономерно насчитывается много интеллектуальных долгожителей. У пожилых учёных и инженеров почти не меняется с возрастом запас слов и общая эрудиция, у руководителей среднего звена остаются на высоком уровне невербальные функции общения, у бухгалтеров – скорость арифметических действий.

Кроме возрастных особенностей интеллекта можно говорить также о половых и этнических.

Вопрос о том, кто умнее – мужчины или женщины, стар, как мир. Выполненные за последние два десятилетия экспериментально-тестовые исследования подтвердили принципиальное равноправие интеллектов у людей разных полов. При осуществлении заданий на разные мыслительные функции (способность генерирования идей, оригинальность, самобытность) особых различий между мужским и женским интеллектами не обнаружено. К подобным выводам независимо друг от друга пришли многие известные психологи. Однако обнаружено некоторое превосходство женщин в ресурсах словесной памяти и лексическом запасе живой речи. Мужчины же превосходят женщин в зрительно-пространственной ориентации.

Таким образом, интеллектуальные различия между полами хотя и имеются, но они несравнимо малы по отношению к индивидуальным различиям в пределах каждого пола.

Принципиальное равенство интеллектов вовсе не означает их одинаковости, полного тождества познавательных процессов у мужчин и женщин. Тесты на определение коэффициента интеллектуальности устойчиво выявляют некоторые различия между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами. Женщины в среднем превосходят мужчин по вербальным способностям, но уступают им в способностях математических и умении ориентироваться в пространстве. Девочки учатся говорить, читать и писать обычно раньше мальчиков.

Отмеченные различия не следует абсолютизировать. Многие мужчины владеют речью лучше женщин, а некоторые женщины демонстрируют лучшие математические способности, чем абсолютное большинство мужчин.

Интересен тот факт, что мужчины по большинству методик получают максимально высокие и максимально низкие оценки. У женщин разброс индивидуальных оценок умственной одарённости значительно уже. Иначе говоря, среди мужчин гораздо больше гениев в науке, искусстве и других областях, но и слабоумных мужчин тоже значительно больше, чем женщин.

Ещё один интересный вопрос, который возникает перед исследователем интеллекта – этнические особенности. Как правило, этнические особенности интеллектуальной деятельности и интеллектуального развития формируются на фоне психологического склада нации.

Ганс Айзенк, основываясь на исследованиях, проводимых в США, отмечает, что евреи, японцы и китайцы превосходят представителей всех других наций по всем показателям тестов на IQ (коэффициент интеллекта). Об этом же свидетельствует и вручение Нобелевской премии. Издание «Американские деятели науки», которое приводит список выдающихся учёных Америки, показывает, что в этой области евреи превосходят по числу своих представителей неевреев примерно на 300%. Китайцы столь же успешно показывают себя в физике и биологии. Одна из немногих известных на сегодня попыток типологизации национальных умов принадлежит французскому теоретику науки начала XX в. Пьеру Дюгему. Дюгем разграничивал умы широкие, но недостаточно глубокие и умы тонкие, проницательные, хотя сравнительно узкие по сфере своего применения.

Люди широкого ума, по его мнению, встречаются у всех народов, но есть нация, для которой такой интеллект особенно характерен. Это – англичане. В науке и, особенно на практике, такой «британский» тип ума легко оперирует сложными группировками отдельных предметов, но гораздо сложнее усваивает сугубо абстрактные понятия, формулирует общие признаки. В истории философии образцом такого типа ума, с точки зрения Дюгема, является Ф. Бэкон.

Французский тип, считает Дюгем, особенно тонкий ум, любит абстракции, обобщения. Хотя он слишком узок. Образцом французского типа ума является Р. Декарт. Дюгем приводил подтверждающие примеры не только из истории философии, но и из других наук.

Всякий раз, предпринимая попытку выделения особого национального образца мысли, следует помнить об относительности такой дифференциации. Национальный ум не является устойчивой закономерностью, как цвет кожи или разрез глаз, на нем отражаются многие особенности социокультурного бытия народа.

В Википедии есть страница «истинность».

Русский

В Викиданных есть лексема истинность (L113870).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. и́стинность и́стинности
Р. и́стинности и́стинностей
Д. и́стинности и́стинностям
В. и́стинность и́стинности
Тв. и́стинностью и́стинностями
Пр. и́стинности и́стинностях

и́с-тин-ность

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -истин-; суффиксы: -н-ость.

Произношение

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. свойство по значению прилагательного истинный; соответствие истине ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

  1. неистинность, ложность

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: истина
  • прилагательные: истинный, истинностный
  • наречия: истинно

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Испанскийes: veracidad ж., autenticidad ж.

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

      Примеры употребления слова догма в литературе.

      Однако было бы ошибкой считать, что идеи Выготского застыли, превратились в догму, не получили закономерного развития и логического продолжения.

      Правда, они никогда не соглашались с догмой, характерной для этого порождения натурализма, догмой о том, будто детерминизм общества и человеческой психики формирует эти мало для кого заметные жизни.

      Консервативный читатель высокого уровня интеллекта, базирующегося на догмах современных научных знаний, воспримет Высшие Знания как бредовую теорию, отвергнет их лишь потому, что они разрушают слишком многие привычные представления.

      Не помню уже, кто из знаменитых русских актеров двадцатых годов гастролировал тогда в нашем непритязательном театре, но в моей памяти до сих пор живет образ Акосты — борца с иудаистским фанатизмом, с мертвыми догмами, с духовной косностью.

      После реставрации Стюартов квакеры, как и все протестантские секты, чье вероучение отклонялось от англиканской догмы, подвергались жестоким гонениям.

      Источник: библиотека Максима Мошкова

      Угроза и насилие не Наша область. Сострадание и предостережение будут областью Братства. Нужно быть жестоким по природе, чтобы принять предупреждение за угрозу. Люди судят по себе, они пытаются вложить свое значение в каждое услышанное слово. Поучительно дать самым разным людям один простой текст для толкования. Можно поразиться, насколько различно будет разъяснено содержание. Не только основные свойства характера, но и случайные настроения отразятся и извратят содержание. Так можно подтвердить, что злой видит злое, а добрый видит доброе. По всем отраслям знания проходит та же истина. Только очень зоркие глаза отличат, где действительность и где мираж настроения.
      Когда человек мечтает о Братстве, пусть прежде всего очистит глаза от наносного сора.
      Учение Живой Этики: Братство, § 251
      (Гуру – Н.К.Рерих). Мысль рвётся кверху, а земля тянет её книзу. Вот почему говорим о земных притяжениях. Перед смертью принято всё имение свое завещать или передавать кому-то. Почему? Чтобы в сознании освободиться от пут земной собственности и переходить в Мир Надземный свободным. Но, кроме связанности вещами, есть ещё связанность психическая. Она более опасна, и от неё труднее освободиться, чем от власти собственности. Она коренится в сознании, и её, не осознав, невозможно отбросить. Суеверия, религиозное изуверство, фанатизм и нетерпимость, всевозможные заблуждения, ложные теории и науки – всё это связывает мысли человека крепкими путами. Невозможно даже представить себе, в каких психических оковах живёт обыватель! Путь Йоги есть путь освобождения человека от всех видов рабства. Всего труднее завоевать психическую свободу. Много надо помыслить и потрудиться, чтобы сбросить с себя тысячелетние цепи. Тот, Кто Сказал: «Я Есть Путь, Истина и Жизнь», Указал людям узкую тропу, ведущую в жизнь. Указал путь к надземной свободе.
      Грани Агни Йоги, 1972 г. § 218. Новосибирск, «Алгим», 1997 г.
      Касаются Веды сердец лучом негасимого Солнца, рождая незримый венец тому, кто за знанье берется. Идёт мысли тихая весть о вечном пути возвращенья, где круг нашей мудрости весь открыт людям для постиженья. Врата в тайны Огненного Мира ещё лишь едва приоткрыты, но сердца земного сапфир духовною силой напитан. Наш опыт, положенный в мысль, становится тоньше и чище. Все грани огнем налились, но что же мы заново ищем? Пролился невиданный Свет, добра семена прорастают. И Истины древний Завет лад новый опять обретает. Священная Радость Небес сочится росою на землю, рождая живой интерес к тому, что в сознании дремлет. Пусть ведают души, до нас крупицы огня принимая и в наш осознания час огни наших чакр возжигая. Как искра, упавшая в лес, всё быстро воспламеняет, так Голос неслышный Небес Великую Книгу читает. Запишем Живые Слова, что звездной росою сочатся. Пусть истина не нова, но будем мы долго встречаться. Пока не дойдут до ума понятья словесного глянца.
      Высокое собеседование вызывается умением сочетать высшие энергии с трепетом сердца человеческого. Это можно назвать вдохновением, или привхождением Великого Дыхания. С каждым вздохом вливается в нас озон Истины. С каждым Дыханием Неба мы обретаем необъяснимое чувство крыльев, которым даже высокие сферы по силам.
      Константин Устинов. Сад Тайны. § 22, 279. 3 апреля 2007 — 7 января 2008 www.znakisveta.ru/gorst.html
      ПОНЯТЬ ВЫСОКИЕ ИСТИНЫ (2) *
      (Из Посланий Высокого Источника)
      «Урусвати знает, что каждое зерно истины должно быть принимаемо благожелательно. Безразлично, откуда приходит истина. Она может быть произнесена на любом наречии. Она может быть облечена в одежды каждого века. Она может быть возвещена при различных обстоятельствах. Нет ни старой, ни новой истины. Кто может поручиться, что какая-то истина не была возвещена на исчезнувших материках? Одни провозвестники отличались высокою ученостью, другие были даже неграмотны и, тем не менее, были сеятелями истины.
      Для чего же Мы все это напоминаем? Появляются захватчики истины и уверяют, что только через них истина может быть явлена. Но пора напомнить, что широк путь истины. Главным противоборником будет нетерпимость. Неужели такие самозванцы полагают, что их здание прочно? Чем больше терпимости и благожелательства, тем основание крепче. Каждый шаг истины направлен к Общему Благу, оно и будет мерилом.
      Скажут – где же любовь, которая есть устой Мира? Но разве Общее Благо может существовать без любви? Вообще, пусть будет меньше осуждения и больше внимания. Посмотрим, в каких одеждах появлялась истина в разные века. Бывала нагота, но бывали и пышные одеяния. К сожалению, не всегда принимают обнаженную истину. Говорим это, чтобы деятели широко понимали истину. Благожелательство нужно воспитывать, чтобы оно сохраняло свою искренность. При расстройстве земном трудно находить истинное благожелательство, но без него нельзя воспринять даже простое учение. Потому, сказанное не есть отвлеченность, но самая насущная реальность.
      Мыслитель учил: «Доброжелательство есть отличие преуспевающего!» Учение Живой Этики: Надземном, § 509
      Ритмы Вселенной – постоянны,
      подъём за спадом, расцвет, чредой – восход:
      во всех Мирах, в Земле и в Небе –
      у Эволюции – идёт Виток…
      Плюс, минус – держат напряженье,
      Хаос с Гармонией всё в спор,
      и разговор – по устремленью,
      где в плотность, в тонкость переход.
      И переход – Волны обратной,
      Борьба – в единстве двух Начал,
      и в каждой точке Океана –
      то созидание, то разрушенья склад…
      В малом – большое в отраженьи,
      в большом – всё малое звучит,
      и нет – великого отдельно,
      всё – к Целостности предлежит.
      И Вечность, Беспредельность вместе,
      и эта Истина дана,
      и нам расширить лишь сознанье,
      дав утончение ума.
      В всех направлениях работа, –
      Энергетический Объём,
      что называют – Полем, Жизнью,
      и Абсолютом – что во всём…
      Владислав Стадольник 10.8.2001
      (Матерь Агни Йоги). Воскресение духа является целью всех великих учений. Эту идею Он Запечатлел в сердцах человеческих на века Жизнью Своею. Ради этого была принята позорная смерть. Всякое Учение нуждается в утверждении не словами, но делами. Слова только тогда остаются надолго в сознании человеческом, когда сопровождаются фактическим утверждением. Он поистине Собою Являл тот Свет, который Он Нес людям. Говорить об истине и являть собою истину далеко не одно и то же. Говорят об Истине Его Учения множества, но Являл Собою эту Истину в ее полном размере один только Он. Потому так огненно и запечатлелась она в памяти человечества. Скажут: «Что из того, что запечатлелась, когда люди, называющие себя Его последователями, яро попирают Его Учение делами своими и чудовищным человеконенавистничеством». Ответьте: «Завершающая кульминация того, ради чего Приходил Он на Землю, еще не свершилась, она свершится, когда придет срок».
      В сущности говоря, весь Путь заключается в расширении сознания, и ноги тут ни при чем, то есть не внешним движением, но внутренним состоянием определяется продвижение по Пути. Это не так уж трудно понять, и все же, несмотря на простоту и доступность этого понимания, люди в поисках Света всегда стремятся куда-то, чтобы где-то вовне, но не внутри себя найти этот Путь, но давно уже Сказано, что «Царствие Божие внутри вас есть», и ходить никуда не нужно, и искать не нужно нигде, как только в глубинах своего собственного существа. Все поиски вовне не приводили ни к чему. «Аз Есмь Путь, Истина и Жизнь», но «Я в вас, а вы во Мне», и следовательно, искать надо внутри. Можно ли искать в книгах? Книги помогают раскрытию своей собственной сущности. Так, от неизбежности самопознавания никуда не уйти. Давно уже Сказано и о сокровище сердца. Ныне к нему добавляется «Чаша» – носитель и хранилище всех накоплений, и как достижение будущего – огненные центры. Все заключено в человеке. Высшее создание Космоса содержит в себе все. Человек есть Альфа и Омега Сущего. Можно искать и на Далеких Планетах, но никуда не уйти от самого человека – носителя всех постижений и знаний, которые были, есть или будут.
      Не забыты и не оставлены, но предоставлены на некоторое время собственным силам, дабы укрепились они и приобрели еще большую стойкость противостояния потоку противных явлений. Этому можно помочь, если сознание свое непоколебимо утверждать на Основах. Проходит и пройдет все, но Основы останутся нерушимыми навсегда. На них можно строить. Дом духа, возведенный на Основах, устоит против вихрей земных. Не коснется его печальная участь дома, разделенного в себе. Основы не знают ни разделения, ни противоречий, ибо монолитная целостность – их неотъемлемое свойство. Меняются людские теории, мышление, представления о вещах и всевозможные заблуждения, но неизменны Основы. Сокровенное Знание построено на них, и потому являет собою аспект вечной Истины, не преходящей в веках. И на вопрос: «Что есть Истина», можно ответить: «Истина есть представление об окружающем человека мире, построенное на Основах». Во всех великих религиях и философиях можно найти фрагменты этих Основ, но только фрагменты, ибо вся Истина не вмещается в сознание человека. Духам Планетным доступна она в размерах, непостижимых для человеческого ума, но даже и Им – не до конца, ибо Истина беспредельна и раскрывает она постоянно даже перед Великими Познавшими беспредельную сущность свою в эволюционном течении космической жизни. Но Основы ее остаются неизменными на все времена. Дом своего духа каждый может спокойно строить на них.
      Окружение человека в каждый момент в значительной степени определяет состояние его сознания. Только очень сильные и богатые накоплениями духи могут подниматься над ним. Также и условия Тонкого Мира изменяют мысли и чувства человека, заставляя отходить от условий земных. Очень важно: жить ли в городе или на природе, в пустыне, в лесу, на берегу реки или на высотах, в окружении людей или в одиночестве. Все влияет и воздействует на человека. Имеют значение и воздух, которым он дышит, и магнетизм места. При крепкой связи с Иерархией Света эти воздействия до известной степени нейтрализуются, но все же приходится с ними считаться. Если каждое соприкасание с человеком имеет значение, то что же говорить о всех прочих невидимых влияниях, вплоть до звездных лучей. Когда путник может ориентироваться в лесу и знает направление, он не заблудится. Точно так же и в жизни. Знание цели и направления к ней позволяет безошибочно определять путь и от него не отклоняться. Сказано ясно: «Я Есть Путь, Истина и Жизнь», и не все ли равно, как, и где, и в каких условиях живет человек, если это понять до конца.
      Побежденное расстояние являет Близость, побежденное время – реальное ощущение сужденного счастья. Мы Знаем во времени, а также Знаем и вне его, Знаем в мирах иных измерений, где времени нет или оно другое. Жизнь духа и в духе вневременна. Царство Мое, которое не от мира сего, вне времени. Потому вневременному отведите принадлежащее ему место. Это и будет соизмеримостью огненной. Где прошлое предпоследнего века или других ушедших времен? Его нет (для смертных), но Я Есмь, а также и Царство Мое. Я Был, Есть и Буду над временем, как Солнце всегда над Землею. Я – Солнце Жизни. В орбиту Его Света восшедший жить будет всегда, ибо Дарую приходящим ко Мне бессмертие, или дар вечной жизни. Отец Света и Жизни сынам своим Дарует их. Многие из них все еще блуждают во тьме внешней. Заблудшие дети Света, потерявшие путь! Тоскуют и ждут, порою сами не понимая, отчего так темно и беспросветно кругом и столько страданий. Им надо помочь. Придут. Сами придут и постучатся. И тогда надо протянуть руку помощи. Но от каждого зазванного неизбежен обратный удар. Ибо, поправ пятою своею полученные незаконно сокровища духа, обратятся на вас и будут терзать. Но стучащему откройте, просящему дайте и ищущему путь укажите его. Да, да, – все то же, что было когда-то, ибо Я Есть Путь, Истина и Жизнь и Буду Порогом для духа на все времена. И к Свету можно дойти только через Меня. Другого пути нет. Ищущие других путей ищут напрасно. Я, Владыка Шамбалы, Свидетельствую о том Сам. Приходящие ко Мне не возжаждут вовек. Время Прихода Моего близко.
      Всё, чего достигло человечество в целом и каждый человек в отдельности, все способности, свойства, таланты, дарования, умение – всё это достигнуто благодаря воплощениям духа в плотные формы, начиная с самых первейших. В этом смысл существования форм и смысл воплощений. Каждая форма, несущая в себе жизнь, умирает, и разрушаются во времени дела рук человеческих, ибо не в них цель, но то, что приобретено духом через этот опыт, его способности и знания, остается с ним навсегда. Конечная цель очень далека, но она так величественна и грандиозна, что достижением ее окупаются все те труды, страдания, усилия и испытания, через которые проходят люди. Только в следующем круге ум человеческий достигнет полного развития. Но ведь этот, настоящий, четвертый круг еще не закончен, должна еще народиться Шестая Раса, а за нею Седьмая. Эволюция Сущего длительна очень. Она обнимает огромные периоды времени. Можно представить себе, сколько миллиардов лет прошло, чтобы Луна могла сформироваться, дать формам, минеральным, растительным, животным и дочеловеческим, жизнь, потухнуть и умереть, превратившись в мертвое тело, передав жизненный импульс и формы жизни Земле для дальнейшего развития. Восходя по лестнице жизни, дух раскрывает все те возможности, которые он имеет в своем потенциале. Они беспредельны, ибо предела росту и развитию духа не существует. Основатели Великих Учений Давали человечеству понимание Истины в размере его способности вместить в соответствии со временем, эпохой и ступенью его эволюции. Но вся Истина, во всей ее всеобъемлемости, в сознание человеческое не вмещается. Потому постижение ее может быть только частичным. Могущий вместить многое да вместит, и желающий постичь и достигнуть – достигнет.
      (Матерь Агни Йоги). Истина вневременна, но изменчивы мысли людские, теории, верования и представления о вещах и мире. Сама Истина неизменна, хотя и меняются внешние формы ее выражения. Истина зиждется на Основах, которые непоколебимы, ибо являются выражением не человеческих, но Космических Законов. Таким образом, ответ на вопрос «Что есть Истина?» можно искать в космичности тех Основ, на которых она утверждается, и этим путем как-то начать приближаться к ее пониманию.
      Среди множества всевозможных верований, религий, философских и научных систем и теорий, подчас опровергающих друг друга, среди различных политических воззрений и учений обычному человеку ориентироваться трудно необычайно. Потому и называется «узкой» тропа, ведущая в жизнь и приводящая к пониманию Истины. Апостол Говорит: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными». А слова «Я Есть Путь, Истина и Жизнь» указуют на вход в царство Истины. Но вход узок, и найти его нелегко. И все же познавание Великого Сокровенного Учения, отрывочно разбросанного и сохранившегося в этой разбросанности, можно находить повсюду. Самым полным и стройным выражением этого Учения в современную эпоху является Учение Живой Этики, данное человечеству из Твердыни. Оно синтезирует сущность всех религий, философий и науки и позволяет не только найти «узкую тропу, ведущую в жизнь», но и следовать ею. Великое Учение дается ко времени, когда разномыслие человеческое достигло кульминационной точки и разновесие всего и во всем, и прежде всего в природе и сознании человеческом, раздирает бедную Землю, угрожая ей катастрофой.
      «Без багажа законченных времён» –
      идём в грядущее, Путь – к Свету,
      и Светом – мир заполонён,
      из завтра – к нам идут ответы.
      Но голова если назад, –
      то прошлое – по чувствам бродит,
      и мысли – всё в вчера кружат,
      где с лихолетий пепел носит…
      Застывших догм – стоит чреда,
      мы – словно в доме опустелом,
      и дурно пахнут те слова –
      где чувство жизни омертвело…
      Не дух, а букву где почли,
      застыли в ряде малых истин,
      а Света Истины – иль не нашли,
      не сберегли ли – в доме опустелом…
      Владислав Стадольник 28.3.2003
      206. Ярок адамант сердца. Негасимая искра Бога в нас, засыпанная золой невежества и непонимания, будет гореть вечно, как светильник, озаряющий недра древних подземелий, где уже нет воздуха и лишь древние плиты прикрывают прах давно истлевших костей. Тайна Мудрости Вселенной сохранена в этом зерне уплотненном. Там спрессованы миры, формы и времена бесконечно будущих творений. Там мощь всеначальной энергии сравнима только с энергией космического водоворота бесчисленных солнц, звезд и планет. Вся вселенная вмещена в этой ослепительно пылающей искре, размером с рисовое зернышко. Все новые идеи и блистательные открытия лишь воплощения пробившихся наружу тонких струй Божественного Света. На стыке слияния создается химизм токов мудрости, пробуждающий импульсы беспрестанного озарения. Огонь великих истин в пламени своем переплавляет космическую пыль разрушенных давным-давно планет в новые носители непрекращающейся жизни. Импульсы творений выводят сознание из-под власти физического оцепенения, постепенно возвращая бытие в орбиту высших понятий. Там, где кончается угольный туман низших миров, загораются первые звезды, как путеводные камни, обозначающие приближение к Тропе Серебряной. Только там, за пределами тьмы, она становится видима как неугасающий росчерк молнии духа, некогда сошедшего в плоть.
      Мир полон ожиданий. Мир полон перемен. Злой ураган желаний так яро буйствует, когда закончен вечный плен, когда уходит пелена обмана и слепоты налет слетает с глаз больных. В предутрии, в рассеянных туманах, звезда восходит, как священный миг, дарующий явление Урана.
      207. Явление психозерен бронируется огненными токами, создавая неуязвимую защиту мыслеформ будущего. Места, предназначенные для построений будущего, которые будут играть важное планетарное значение, особо охраняемы огненными духами — словно стена пламенная ограждает зарождение духовного реактора. Сила магнита, возрастающая в своем напряжении, словно огненная нива созревающая. Начало жизни духовных твердынь, а тем более сокровенной Столицы Мира, исходит от оплодотворения пространства Лучом Высшим.
      Древо Познания ветвями своими укрывает все три мира серебряных. Ветви касаются земли, и шорох астральной листвы воспринимается как звон серебряных колокольчиков. В тени Мирового Кедра укрываются самые чуткие души, поникающие под ураганом невзгод. Как тонкие цветы среди высоких скал, вырастают они, научившись кланяться Воле Ветра Небесного. Они спасаются этой покорностью Велениям Высшим: иначе нарушилась бы созданная Волей Матери Мира красота земная, обратившись в прах и пепел.
      Даже цветок охранен силой стихий. Даже цветок хранит корень своего духа для узнавания будущего. И тягость дней его не утомляет.
      На смену уставшим душам рождаются новые, поднимая упавшее знамя несения Истины. Непререкаемо таинство Единства Чаши невыгорающей. Из Рук Великих в руки земные передается она, являя эстафету поколений и существований.
      217. Человечество опоясано кругами робости, которая не дает ему выйти из кругозора собственной раковины. Опасаясь за свою жизнь, за само существование своего благополучия, человек мельчает душой, низводя энергии высокой жизни на уровень быта. И, утратив его, он растерян и не знает, что делать, потому что лишился жизненных координат, к которым был привязан.
      Мыслите шире. Мыслите высоко. Чем неограниченнее вы себе назначили орбиту сознания, тем больше сумеете вместить. Сознанию подвластны все стихии. Для сознания нет запретных областей. Не самоволие утверждаем, но дисциплину совершенства духа. Прояснения будут происходить непрестанно — словно вы постоянно просыпаетесь и сознание расширяется. Чем выше устремление, чем мощнее огонь вдохновения, тем шире будет распространяться ваш разум. Примите это обстоятельство как непреложную истину эволюции.
      Смелость и мужество не безрассудство, но дерзновение. Войти в запретную дверь — значит переступить через границы означенного стереотипа. Но целесообразность явлена как фарватер для полетов духа.
      233. Люди, считающие себя непогрешимыми, уже грешат против человечества. Не было в истории ни одного высокого святого, кто считал бы себя святым и чистым. Даже Владыка Христос говорил: «Не называйте меня благим, ибо один Бог свят и благостен». Само физическое тело являет собой некую форму тамасических образований, в которых пульсирует энергия Высших Миров. Не будет сознание двигаться и устремляться, если в нем нет чувства простора и беспредельности возможностей. Непогрешимость — это гордыня, ограничивающая способность расширения сознания. Это застывший стеклянный купол, в котором могут высвечиваться радужные блики, но выхода из этих условностей и ограничений нет. Дух задохнется в атмосфере самости, и вместо него появятся уродливые формы существования, приспособленные жить в условиях духоты.
      Но не ждите от человека, не считающего себя виновным, немедленного прекращения заблуждений. Пока человек не поймет своих ошибок, он счастлив в них, что бы ему ни говорили со стороны. И даже в таком состоянии несовершенного счастья человек понимает ценность положительных состояний. И любовь, помимо страдания, дает понять проявление собственных недостатков. Мало того, лишь в любви, которая облагораживает и утончает отношения, кажутся чудовищными не только сами явления грубости, но даже и неуклюжие помышления, которые перемешиваются с ревностью и тягой к легкомыслию. Но кто может присвоить себе функции судить, казнить или миловать? Разве что безумец, если он не облечен государственной властью. Такая выходка личности — вне закона. Она либо преступная, либо болезненная. Кому мало власти над самим собой, которую он не использует до конца и не может ею обладать, тот ищет ее на стороне, влияя на слабых людей. Паритет взаимоотношений должен стать основой сотрудничества, но не возвеличиванием одной личности за счет унижений другой.
      Обращение к духовности не требует принуждения. «Готов ученик — готов и Учитель». Только степень вмещения высших истин расширяет восприятие новых пространств. Человек, всегда живущий в подвале, не знает о верхних этажах существования. Живущий в доме с затемненными окнами будет крайне удивлен простору мира, где дом только мелкий, почти невидимый фрагмент планетарной жизни. Восприятие может возрастать до бесконечности в процессе расширения сознания. Но, расширяясь, нужно вместить и малый дух, живущий чистой жизнью в своем пространстве и поле неведомых нам энергий. Может быть, это заблуждение, но он удовлетворен своим положением, как страж, которому вручили оружие.
      237. Всё высокое оклеветано. Всё то, что земные рамки не могут вместить, приговаривается к пересмотру и усреднению. Но Истину нельзя ни отменить, ни пересмотреть. В каких убогих умах рождена была мысль о приспособлении записей к нуждам обывателей? Только необычность дает потрясение застоявшихся аур. Умные знания, на которых осела пыль, нужно всколыхнуть. Хотя кому-то придется чихать, но это действие очищает канал сердца как человеческого, так и пространственного.
      Но, вопреки всему, главное назначение человечества — устремление к лучшему качеству жизни. Не к роскоши и богатству, но к духовной обихоженности существования и превращению его из пустого бывания в ослепительную силу Бытия. Воспитывая в себе лучшее, постепенно вытесняем убогие понятия и низкие привычки, заменяя их место благородством, щедростью и великодушием. Из забитого слуги тамаса делаем царя духа, знающего меру собственных накоплений и истинное место свое на шкале постижений. Но уродливое и надутое выпячивание себя как пророка и очистителя Учения от ереси и скверны уже давно названо инквизицией, злобствующей на живое понимание Учения Жизни, которое преподавали все Великие Наставники человечества.
      Мы отводим благородству духа высшее место, ибо только через него расширяется Луч влияния Иерархии, в котором преображается вся суть физического мира. Осаждение благородных мыслей являет, помимо изменения крови, создание магнита благодати в сердце, преданном Высшим Силам. Освобождаясь от непонимания и низменных черт собственной натуры, мы очищаем тело от грубых остатков тамаса и входим в резонанс с проявлениями сформированного огненного тела: иначе физическая жизнь будет разрушена и прекращена, ибо в старом виде она не сможет существовать. Трансмутация энергий — непременное условие вхождения в Эпоху Огня: иначе удел самовозгорания неизбежен. От невежества собственного будут люди сгорать. Подобные случаи уже происходят по всему миру, подтверждая великий закон эволюционных изменений. Но мы не умрем, но изменимся, вырабатывая в себе качества созвучия нарастающему влиянию огня.
      254. Нужно понимать не просто букву, но живой дух Учения Моего. Если облик праведной жизни отражается в сердце вашем и постоянно горит лампада негасимая — труду моему есть продолжение. Но копание в буквах есть фарисейство. Мир еще не избавлен от гасителей Истины. Они прикрываются знанием священных писаний. Они цитируют наизусть все Учение Жизни. Но пусты внутри, как дырявый брошенный горшок, обросший мхом. Много словоблудия. Но вы отличайте соль волн от сладкого яда лести. Без соли не знаем труда. Но лесть как шествие по разлитой патоке. В сиропе тонут не только мухи.
      264. Явите находчивость духа в постижении тайны жизни. Явите зоркость усмотреть искры блистания истины. В дожде возможностей живите. Стоит только подставить ладони, как они будут полны жемчугами нахождений.
      Сердца Мира полны души ваши. Озарите пространство ощущением присутствия Владыки. Ибо, чувствуя, уже знаете, что Он рядом с вами. И лучше было бы для вас не отпускать Образ Его от себя. Крепче держитесь за Него. Всеми силами духа, чувств и ума помните о Владыке Великом. Испрашивайте совета у Него даже по самым насущным вопросам. Не бойтесь надоесть Гуру. Он всегда ждёт и зовёт вас.
      Константин Устинов. Сад Тайны. § 3 апреля 2007 — 7 января 2008 www.znakisveta.ru/gorst.html
      ______________
      * Первая часть – размещена в Стихи.ру 12 декабря 2015 г.
      Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *