Источники вероучения христианства

Источники христианства. Христианские и нехристианские

Источники христианства делятся на:

1. Христианские – те, которые вышли от христиан.

2.Нехристианские – те , которые вышли не от христиан.

Христианские источники делятся на:

1. Канонические. Сформировались в 4 веке н.э. Признаны церковью. Это:

— христианская редакция Ветхого Завета

— Новый Завет: 4 канонических евангелия(от Матфея, Луки, Иоанна, Марка), Деяния (автор Лука), серия соборных посланий апостолов церквям, Апокалипсис Иоанна Богослова.

— Писания отцов церкви.

2. Неканонические.

— апокрифы. Около 50-ти Евангелий и жизнеописаний новозаветных героев: Иосифа, Девы Марии, Иисуса Христа,

Нехристианские источники :

1. Греко-римские:

— Корнелий Тацит «Анналы»

— Святоний Транцсвилл «Жизнеописание 12 цезарей»

— Плиний Младший

— Цельс «Правдивое слово» (знаем по произведению Аригена «Контрацельс»)

— Неоплатоник Порфирий

— «Диалог Цецилий», автор Минуций Феликс.

2. Иудейские:

— Талмут (комментарии к Танаху — еврейскому Священному писанию. По содержанию, «Танах» почти полностью совпадает с «Ветхим Заветом» христианской Библии)

— «Иудейская война» и «Иудейские древности», автор Иосиф Флавий.

Нехристианские источники относились к христианству либо плохо, либо никак.

Христианские источники использовали нехристианские источники для исторических доказательств жизни Иисуса Христа.

Христос — сын Божий и сын Человеческий. Христос как Логос

1. Иисус имя скрытое, означает » спаситель», Христос открытое, означает » мессия». Он является мессией и спасителем. Мессия в переводе » помазанник»- то есть помазанный на царство. Помазанный особым маслом ( елеем) было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей на престол и посвящении священников в сан.

Бог- отец сказал Христу, что он сын Божий. Его так называли еще при осуждении и сомнениях. Он же называл себя сыном Человеческим. И лишь когда апостол Пётр говорит, что Иисус есть сын Божий, сам Христос отвечает, что не сам сказал сие. «Се человек»- говорит Понтий Пилат, в попытках оправдать Иисуса на суде. Сам же Иисус говорит:» Я есьм Альфа и Омега, Начало и Конец.»- из откровений Иоанна Богослова. Апостол Павел говорит о Христе, что тот является последним Адамом животворящим. Он первый из земли и второй Господь с неба. Образ Адама- создан по подобию божьего, Он ест с древа добра и зла и думает, что знает, что такое добро и зло. «Мудрость земная учит нас собирать все богатства и знания, а мудрость небесная учит нас отказаться от всего. Даже место где распяли Христа- Галгофа- переводится как место черепа — это могила Адама.

Христос родился от земной женщины Марии. Он человечен и воспитан среди людей. Но он есть и сын Божий. Он божественен и воспитан в Боге. Он — мессия, объединивший людей их верой в Отца своего. Он — мост, связывающий Бога и людей.

2. Логос- переводится как слово. Евангелист Иоанн Богослов называет сына божьего, второе лицо пресвятой троицы. «В начале было слово.» И слово это было у бога, речь идет о процессе произнесения этого слова. Слово- это святой дух, а слово это бог, то есть бог отец. Бог отец есть мысль, святой дух это процесс говорения, Иисус это произнесенное слово. Не произнесенные мысли это архангел Михаил. Логос- первоначально включало 3 понятия: огонь, время и речь. В ветхом завете все, что говорит бог- это Давар.

Рождество Христово. Проблема Рождества

Архангел Гавриил (пер. Сила Божья, Человек Божий) – является одним из двух ангелов противостояния. В его компетенции – раскрывать мистические видения. В его ведении власть над стихиями, особенно над водой; он связан с созреванием плодов. Способен вещать человеческим голосом. Именно он и должен был явиться к Марии и принести ей весть, что она родит Сына Божьего. Дева Мария (евр. – Мириам). Имя Мария переводится как «сильная прекрасная», по другой версии – «быть горьким». Мессия должен быть из рода Давидов (Иосиф, отец Иисуса, был из этого рода). Есть версия, что и Мария тоже была из рода Давидов (источник — Апокриф «Детство Девы Марии»). Ее отец был раввином. Мать Марии, Анна, пообещала свою дочь господу.

Иисус (Иешуа, Иегошуа) – Бог-помощь, спасение или спаситель. Его имя было предначертано заранее, он должен был искупить первородный грех Адама. Евангелие от Филиппа: «Иисус – имя скрытое, Христос – открытое». Имя Иисус важнее, оно имеет тайну и несет смысловую нагрузку. Еще одна причина, по которой пришел Иисус – превозмочь человеческую смертность.

Христос (Машиях) – мессия, или помазанник Божий. Это же имя было дано царю Давиду (первый образ мессии в «Ветхом завете»). Давид, как и Иисус, тоже родился в Вифлееме.

Мессия в иудейском богословии:

1. Ортодоксальный (перекличка Давида с Иисусом).

2. Мистический (мироздание было создано позже мессии, Яхве создал мессию).

Мессия – вечный образ, как и образ Бога (он сын Бога изначально).

Мессия – это образ Метатрона («стоящий у престола», «князь лика Божьего», «указующий перстом Божьим»). Метатронами являются: архангел Гавриил, архангел Михаил, Иисус Христос.

В иудаизме мессия – посредник между Богом и народом и несет волю Господа; в христианстве, помимо этого, он еще и сын Божий и сам исполняет Божью волю.

Царь Давид решил пересчитать людей (первая перепись населения), и потому Иосиф вместе со своей беременной женой Марией отправился в Вифлеем, так как он был из рода Давидов. Прибыв в Вифлеем, Мария вот-вот была готова родить, но из-за того, что множество людей прибыло для переписи, им не нашлось места на постоялом дворе, и они вынуждены были остановиться в пещере (вертепе). Пещера символизирует жизнь (женское лоно) и смерть (могила). Пещера была вытянута с востока на запад. Самое большое противоречие: рождение самого дорогого на земле в хлеву, среди животных.

«Евангелие от Матфея» (прочитать обязательно!!!) — история об Иисусе и царе Ироде. Ирод думал, что Иисус – это новый Давид, новый царь, который займет его трон, и потому приказал убивать младенцев (загубил 4.000 младенцев).

Основные источники Христианского вероучения

Основой христианского вероучения является Библия, которая по убеждению приверженцев, есть Слово Божие (иначе «Священное Писание»).

Слово «Библия» происходит от греческого слова «Книги». Действительно, Библия представляет собой два сборника книг, называемых Ветхий Завет, воспринятый от иудаизма, и Новый Завет, сложившийся в недрах самого христианства. Слово, которое переводится, как «завет», первоначально значило «договор», или «соглашение», то есть обещание Бога благословить избранный Им народ. 77 книг Библии были отобраны из большого количества текстов.

Как христиане, так и евреи считают ее записью договора (завета), заключенного Богом с человеком и открытого Моисею на горе Синай.

Тексты, не вошедшие в кодекс Библии, но признаваемые церковью священными, называются Апокрифами.

Если исследовать содержание Библии, то сжато учение можно представить в виде шести основных истин:

Бог добр, и Он любит всех людей.

Грех отделяет каждого человека от Бога.

Иисус Христос есть путь к Богу.

Для получения спасения необходимо полное раскаяние.

Вера — ключ к вечной жизни.

В самые тревожные времена у нас есть все основания иметь внутренний мир.

Ветхий Завет. Это часть Библии, комплект иудейских священных книг. Название Ветхого Завета дано этим книгам христианскими церковниками в отличие от Нового Завета, состоящего из сочинений, написанных идеологами христианства. Иудейские богословы именуют Ветхий Завет — Танаком.

Большинство ветхозаветных книг написаны на древнееврейском языке (библейском иврите), однако встречаются и отрывки на арамейском языке, на котором евреи говорили после IV в. до н.э. Традиционно авторство ветхозаветных книг приписывается нескольким предводителям, прославившимся в еврейской истории, в числе которых — Моисей, Самуил, Давид, Соломон. Однако сейчас установлено, что многие книги представляют собой позднейшие компиляции древних преданий и документов. Книга Бытия, например, содержит фрагменты, записанные в X в. до н.э. и восходящие к устной традиции 800-летней давности, но вся книга целиком, вероятно, была записана в ее современной форме не раньше V в. до н.э.

В Ветхом Завете собраны разнообразные по форме и содержанию религиозные произведения, создававшиеся на протяжении огромного исторического периода, ориентировочно с XIII по II в. до н.э. Согласно иудейскому и христианскому вероучению, Ветхий Завет является «Священным Писанием», вдохновленным богом Яхве. Однако текстологический и филологический анализ Ветхого Завета ставят под сомнение классическое представление о его происхождении.

Сохранилось две редакции Ветхого Завета: древнееврейская, так называемая масоретская, и «семидесяти толкователей», или Септуагинта.

Часть произведений, входящих в Ветхий Завет, лишена религиозного содержания (Екклезиаст, Есфирь, Руфь, Песнь песней).

Существенные поправки к возрасту Ветхого Завета внесли археологические исследования.

С возникновением в XI-X вв. до н.э. на территории Палестины Иудейского и Израильского государств появилась необходимость в письменном оформлении истории, религиозных заповедей, норм права и нравственности. В IX в. до н.э. в Иудейском царстве появляется книга, рассказывающая о сотворении мира и происхождении евреев.

В библейской критике эта книга называется «Яхвист». Почти одновременно в Израильском царстве появляется близкая к «Яхвисту» книга под названием «Элохист».

Впоследствии, в VIII в. до н.э., когда Израильское царство было покорено Ассирией, иудейские жрецы объединили в одну книгу Яхвиста и Элохиста. Кроме того, к Ветхому Завету была присоединена Книга законов, изданная в 621 г. до н.э., которая практически в неизменном виде сохранилась в современном Второзаконии.

В 586 г. до н.э. Иудейское царство было завоевано Вавилонией. Знать и часть народа были пленены и вывезены в Вавилонию. В плену среди евреев создалась группа писцов, которая занялась систематизацией священных письмен, в результате чего был разработан так называемый Жреческий кодекс. Основная часть Жреческого кодекса вошла в книги Левит и Числа. Жреческий кодекс стал основой для создания Торы, которая была обнародована книжником Ездрой в 444 г. до н.э.

В течение III-II вв. до н.э. появились Хроники, Екклезиаст, Песнь песней, Даниил. Во многих произведениях этого периода заметно влияние древнегреческой культуры.

Ветхий Завет канонизирован христианством с момента возникновения последнего, так как христианство базировалось на иудаизме.

Новый Завет. Новый Завет — основной (наряду с Ветхим Заветом) литературный источник христианства, который составляет вторую часть христианской Библии. Христиане верят, что Иисус Христос возвестил о новом Завете, который является исполнением Завета, данного в Откровении Моисею, но вместе с тем заменяет его. Поэтому книги, повествующие о деятельности Иисуса и его учеников, называют Новым Заветом.

Писания Нового Завета включают 27 книг, принадлежащих перу не менее чем восьми различных авторов. Все они писали по-гречески, на языке, который был широко распространен в мире в I в. до Рождества Христова. Более половины всех текстов Нового Завета написано четверыми апостолами. Апостолами назывались ученики Иисуса, избранные Им, чтобы быть Его представителями и помощниками. В Новом Завете описаны важнейшие эпизоды земной жизни Иисуса Христа, его учение и чудеса, его крестная смерть, воскресение и вознесение на небо. Рассказывается также о проповеди христианской истины и подвигах его учеников — апостолов (греч. — посланник).

Новозаветные книги появились в течение первого столетия после смерти Иисуса. Они написаны на греческом языке, хотя есть вероятность, что одна-две книги первоначально были написаны по-арамейски, а позднее переведены на греческий язык.

В Новый Завет входят (в последовательности канонизации церковью):

Евангелия;

Деяния апостолов;

21 послание апостолов;

Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова.

Апокрифы. Апокрифы (от греч. «тайный», «скрытый») — произведения религиозного содержания, не признаваемые христианской церковью каноническими.

Первоначально понятие апокрифа относилось к произведениям гностиков. Затем так стали называть раннехристианские писания, не признанные церковью «боговдохновенными». Апокрифы делятся на ветхозаветные, повествующие о сотворении мира и библейских царях и пророках, и новозаветные — протоевангелия, повести на евангельские сюжеты, апокрифические деяния и послания апостолов, откровения или видения, апокалиптические сказания и т.п., созданные до канонизации текста Нового Завета в IV — нач. V вв., которые церковь не включила в канон. Новозаветные апокрифы дополнительно разделяются на «отреченные» (т.е. запрещенные), известные преимущественно по цитатам и полемикам раннехристианских писателей, и дозволенные для чтения (но не для богослужения).

Весьма двусмысленное положение апокрифов способствовало их популярности в народной среде, а разного рода еретические движения (например, богомильство и докетство), с одной стороны, укрепляли авторитет апокрифов в народе, а с другой — делали их авторитет еще более двусмысленным. Тем не менее, даже руководство христианской церкви было вынуждено периодически прибегать к апокрифам либо как к аргументу в спорах и разного рода доказательствах, либо для расширения и уточнения различных аспектов жизни и деяний Христа и апостолов. Например, в свете необычайной популярности девы Марии в католической среде папство, не имея жизнеописания Марии в евангелических текстах, было вынуждено прибегнуть к апокрифу «Первоевангелие Иакова Младшего».

Наиболее популярными среди ветхозаветных апокрифов были «Сказание об Адаме», «Книга Еноха», «Откровение Варуха», «Житие Моисея», «Лествица», «Заветы 12 патриархов», «Вопросы Иоанна Богослова»; среди новозаветных — «Хождение Богородицы по мукам», «Евангелие от Фомы».

Символ веры. Основные положения христианской церкви — догматы — определены в 12 членах Символа веры.

Среди них важнейшими догматами являются: догмат о сущности Бога, о триединстве Бога, о боговоплощении, искуплении, вознесении, воскресении и т. д.

Сутью догмата о единстве бога является утверждение, что есть только один единственный бог, и нет никаких других богов, ни равных ему, ни высших, ни низших. Все представления о богах в нехристианских религиях являются ложными, извращенными.

Следующий догмат говорит о том, что Бог един и одновременно троичен (отец, сын, святой дух). Бог имеет три лица или ипостаси, но все три лица в боге равны между собой. Три лица в боге различны только по своим свойствам: отец не рожден ни от кого, сын рожден от отца, дух святой исходит от отца.

Усвоить основные идеи христианской церкви можно только верой, полное постижение разумом догматических истин невозможно.

Первый Вселенский собор, состоявшийся в 325 г. в г. Никее принял краткое изложение основных догматов христианства, так называемый Никейский Символ веры. Второй Вселенский собор в 381 г. в Константинополе выработал формулу троичности бога, дополнил и канонизировал Никейский Символ веры, который и сейчас служит руководством церкви.

С точки зрения самих христиан. Христианство возникло две тысячи лет назад как закономерное продолжение иудейской веры го народа в единого Бога. Согласно этому вероучению, в Библии — главной священной книге христиан, мир и человек были сотворены из ничего всемогущим и всеблагим Богом. Бог был, есть и всегда, он во всем превосходит мир и человека. В этом было принципиальное отличие иудейской и последующей христианской религии от языческой веры иных окружавших древних евреев народов. Само слово «язычество» происходит от славянского «языки» (народы) и означает веру в богов, покровительствующих отдельным племенам и народам. Но эти боги не носили абсолютного, универсального характера, а были такими же жителями этого мира, космоса, как и люди. Вспомним мифы и легенды ней Греции, в которых боги ведут себя как люди.

Вера древнееврейского народа отличалась от всех прочих тем, что их Бог был единственным, подлинным, настоящим. Он был не только «богом евреев», но был Творцом и Господином всего мира и всего человечества.

Человека Бог создал для счастливой жизни в райском саду (Эдеме). Первые люди — Адам и Ева — ни в чем не знали нужды, никогда не болели и не умирали. Но коварный змей искуситель подвигнул их нарушить запрет Бога и тем самым противопоставить себя Богу. Этот коварный змей был воплощением Сатаны или Дьявола — ангела, восставшего против Бога. В итоге люди совершили грехопадение, были изгнаны из рая и стали смертными. Но Бог обещал, что к их потомкам, к человеческому роду будет послан Спаситель, который избавит их от рабства греха и сделает вновь бессмертными.

Для того чтобы подготовить появление Спасителя, Бог избрал один народ — древнееврейский, в среде которого должен был родиться Мессия (от

Древнееврейск.. — избавитель). Истории сотворения мира и человека, грехопадения, взаимоотношений Бога и богоизбранного древнееврейского народа посвящена первая часть Библии — Ветхий Завет. Новый завет начинается с книг Евангелия (от древнегреч. — благая весть), в которых описывается и чудесное рождение, и жизнь Спасителя мира — Иисуса Христа. Подревнееврейски Иисус — «спаситель», а Христос по-гречески — «помазанник Бога». Иисус появился у древних евреев (иудеев), которые ждали спасителя, но они думали, что он явится в образе сильного и грозного еврейского царя, который избавит свой народ от иноземного угнетения и поставит его господином над другими народами. Иисус же пришел в образе бедняка, который предлагал отречься от мира сего «ради будущей жизни в Царствии небесном». В дополнение к уже известным десяти заповедям «не убий», «не укради» и т. п. Иисус добавил главные заповеди любви к Богу и к своему ближнему, как к самому себе.

Последователями Иисуса Христа стала лишь незначительная часть

древнееврейского народа, большинство же религиозных евреев до сих пор видят в Иисусе Христе лишь основателя одной из иудейских сект.

Относительно личности Иисуса Христа до сих пор ведутся споры.

Среди религиоведов, изучающих христианство, существует две школы — мифологическая и историческая. Представители мифологической школы рассматривают Христа как вымышленную фигуру, никогда не существовавшую в действительности. По их мнению, христианство является синтезом различных мифов и идей из других религий.

Историческая школа, в настоящее время преобладающая в религиоведении, полагает, что Христос был реальной исторической личностью. Одним из аргументов в пользу этой точки зрения являются найденные в 1946-1947 гг. в горных пещерах Кумрана на берегу Мертвого моря (территория нынешнего Израиля) обрывки древних свитков иудейской секты ессеев. В этих текстах упоминается некий «учитель справедливости», ставший основателем нового религиозного движения.

Иудейские священники, книжники и фарисеи, возненавидев Христа, передали его в руки римлянам, которые приговорили Иисуса к мученической казни- распятию на кресте. Христос был казнен, но на третий день воскрес, тем самым доказав, что он воплотившийся Бог, Богочеловек, своей смертью искупивший грехи людей. Те, кто уверует в это воскресение, открывают себе путь к вечной жизни.

После вознесения Христа на небо его ученики — апостолы — стали проповедовать христианское учение среди всех народов, эта вера стала мировой, наднациональной. Все направления христианства сходятся в том, что Бог един в трех лицах — Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Вторая ипостась (лицо) Троицы, Бог Сын, рожден до сотворения мира от Бога Отца , а Иисус Христос рассматривается как его воплощение в человеческом облике. Бог Святой Дух исходит от Бога Отца (у католиков и протестантов и от Сына). Единый Бог всемогущ и вездесущ, бесконечно справедлив и милосерден. Сын Божий Иисус Христос пришел на землю, чтобы спасти людей и крестной смертью смыл с них первородный (т. е. у каждого от рождения) грех, являющийся последствием грехопадения. Христос воскрес из мертвых и положил начало вечной блаженной жизни в раю.

Учение об Иисусе Христе как спасителе человечества является сутью христианства, его нервом, и в то же время наиболее таинственной, мистической частью христианского вероучения. Закономерен вопрос, каким же образом человек, мучительно погибший на кресте, не сумевший сам себя спасти от ужасной смерти, стал избавителем всего человечества?

Христианство, как и многие другие религии, разделяет принцип «удвоения реальности», верит в то, что помимо видимого, чувственного, материального мира существует мир невидимый, духовный, сверхъестественный. Соответственно человек состоит из временного, смертного, материального тела и бессмертной, вечной души. Поэтому смерть- это не полное исчезновение человека, а переход в иное состояние — вечную в сверхъестественном мире. Но эта жизнь может быть счастливой, то есть в раю, с Богом или несчастной, Мучительной — в аду, с Сатаной вдали от бога.

Согласно христианскому вероучению после грехопадения все души умерших людей-даже Праведников, попадали в ад и страдали там так как находились во власти сатаны. Последствия реподаения были столь глубоки, что сам человек не мог спасти себя от печальной участи, поэтому Бог решил спасти его сам, преодолев, победив смерть.

В христианском богословии существует теория «обманутого обманщика», согласно которой главным обманщиком, «отцом лжи», оттолкнувшим людей от бога, погубившим их, является сатана.. Поэтому когда Богочеловек Иисус Христос умер как человек, его душа попала ад. Но, оставаясь всемогущим Богом, Христос разрушил, взорвал ад изнутри, разбил и дал возможность выйти оттуда душам уверовавших в него людей. Отныне всем верующим во Христа как истинного Бога открыта шожность после смерти попадать в рай. Таким образом, Сатана оказался «обманут» Богом, так как не мог предвидеть от него такого оборота дела. символическое сравнение сошествия Христа в ад с «наживкой на крючке удочки в руках у рыбака». Сатана «попался на крючок» и отныне не всесилен над душами людей после смерти.

Воскресение Христа из мертвых на третий день и пребывание среди живых на протяжении последующих сорока дней было главным зримым чудом и предметом веры всех последующих поколений христиан, и в то же время главным предметом критики и скепсиса со стороны противников христианства.

Христос послал апостолам (своим ученикам) и Церкви (собранию верующих) Духа Святого, который с тех пор пребывает в Церкви и наставляет ее в истине. Единая, святая, соборная и апостольская Церковь пребудет непобедимой силами зла до самого конца существования мира. Дух Святой, пребывающий в церковных таинствах, освящает и дает верующим силы жить по-христиански. Господь Иисус Христос придет второй раз на землю, когда человечество окончательно погрязнет в грехах и в мире воцарится Антихрист — реальный политический вождь, противник Бога, воплощение Сатаны. Антихрист внушит людям, что он истинный посланник Бога, и получит власть над миром, но процарствует всего три года. Христос явится во второй раз в силе и славе и возглавит битву против АнтиХриста (Армагеддон). Наступит всемирная катастрофа, конец света, а затем всеобщее воскресение и Страшный Суд, на котором каждый человек получит по заслугам. После этого начнется вечная жизнь: для праведников вечное общение с Богом в Раю, для Сатаны и грешников — вечные мучения в аду. Христианство учит, что земная жизнь человека — это преддверие его будущей загробной, вечной жизни, поэтому от того, как мы ее проживем, зависит наша судьба после смерти. Смертным является тело, душа же вечна и ожидает после смерти Страшного Суда на котором будет решено спаслась ли душа, попал человек в рай или нет. Для спасения недостаточно одной отвлечённой веры, а необходимо, чтобы жизнь соответствовала десяти заповедям, данным богом пророку Моисею, и евангельским заповедям блаженства, данным Господом Иисусом Христом в его “нагорной проповеди”. Суть заповедей заключается в стремление к любви к Богу больше, чем к себе, и к ближнему, как к самому себе, даже к врагам. С христианской точки зрения исполнения христианских заповедей — это кратчайший путь к установлению всеобщего мира и спокойствия, так как без любви к ближнему и всепрощение неизбежным войны и взаимное уничтожение. Однако Христианство не отрицает справедливую войну, вооружённую защиту веры, защиту обиженных и слабых, защиту своей Родины от врагов. Христос учил прощать своих личных врагов, так как человек должен стремиться к нравственному совершенству. Но варам божиим, агрессорам и преступникам жалости быть не может.

Заповеди Ветхого и Нового завета является квинтэссенцией христианской морали, повлиявшей на историю всей европейской и общемировой культуры. Несмотря на то, что современное общество является преимущественно светским эти заповеди продолжают быть основой его морали, носит общечеловеческий характер перекликаются с моральными системами других религий и светских мировоззрений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *