Истории про русалок

Этимология

Согласно теории «римского влияния», которую отстаивали Ф. Миклошич и А. Н. Веселовский, слово русалка позднего происхождения, произошло от названия древнеримского праздника поминовения предков — Розалии (от лат. Rosalia «праздник роз, посвящённый умершим»). В то же время историк-антиковед Т. Д. Златковская ставит под сомнение возможность заимствования персонажей древнеримской мифологии восточными славянами. По мнению мифолога Е. Е. Левкиевской, мифологический образ русалки является исконно славянским и сложился в глубокой древности.

Некоторые исследователи XIX века считали, что термин произошёл от слов «русло», «русый» или названия рек Руса, Рось, Раса и др. Или от растения «росен» (болгар. ясенец белый), игравшего роль в обряде русалии, однако отмечалось, что это название тоже латинского происхождения.

По мнению И. Ягича, вследствие сближения со словом русло русалка из нимфы лесов и полей превратилась в народном сознании в водяное существо.

В украинском языке сохранилось название мавка, в белорусском — водяница, купалка, как синоним русалки.

Мифологический образ

По версии академического словаря «Славянские древности» (Л. Н. Виноградова), русалка — это вредоносный дух, появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины в злаковом поле, в лесу, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде. Восточнославянский термин «русалка» связан с древнерусским названием языческого весеннего праздника русалии.

По мнению В. Я. Проппа, русалка являлась персонажем, связанным с культом растений, плодородия, влаги, духом водоёмов, персонифицированной стихией природы (воды, «зелёной» жизни).

В Малороссии и в Галиции существовало несколько представлений о русалках. По одним представлениям русалки отождествляются с мавками, по другим — с дикими жёнами, «мамунами» (обезьянами) у поляков и «вилами» у сербов и болгар, которые владели колодцами и озёрами, умели «запирать» воды. Чаще всего считается, что русалками становятся некрещёные дети, утонувшие девицы, девушки, умершие до замужества, а также те, кто родился или умер на Троицкой неделе. В западном Полесье существует легенда о том, как отец умершей девушки-невесты привязал её тело к столбу и таким образом «повенчал» её, чтобы она не стала русалкой.

В некоторых поверьях, русалкам приписывалась способность к оборотничеству. Считалось, например, что они могли принимать вид белок, крыс, лягушек, птиц (укр. харьк.), либо показываться в виде коровы, коня, телёнка, собаки, зайца и других животных (полес.). Однако в большинстве рассказов русалки появляются в образе женщины или молодой девушки.

Среди населения Урала было представление, что русалки — это проклятые жёны и девы. Они живут в плоти, невидимо от людей, и будут жить так до пришествия Христа. Живут постоянно под водой, в обществе чертей.

В Полесье нередко слово русалка употребляется в по отношению к умершим вообще или даже к конкретным умершим жительницам своих села.

Поверья о жизни

Данный раздел содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения. Кратко: Раздел слишком раздут, много маловажных деталей

Русалка с дочерью (иллюстрация к стихотворению Пушкина)

В некоторых местах Украины фольклористы отмечали различие русалок полевых (то же самое, что «полудницы») и лесных («фараонки», из войск библейского фараона, погибших в Красном море). Как пишет Д. Зеленин, «Русалок нельзя признать определённо духами водными или лесными или полевыми: русалки являются одновременно и теми, и другими, и третьими». По легендам русалок можно встретить в прудах, озёрах и проточных водах.

В большей части народных рассказов русалки изображены нагими и без головного убора. Одетых русалок чаще всего представляют в рваных сарафанах.

Также существовало поверье, что на Русальной неделе, когда в лесу ходят русалки, при нечаянной встрече с ними, нужно бросить платок или что-нибудь из одежды, например рукав от платья. Считалось, что русалки похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, одежду и пищу, выбирают для себя любовников из их мужчин. Желание одеться побуждало русалок подходить ночью к баням, где прядильщицы иногда оставляли пряжу, и напрясть себе ниток для одежды. «Но, очевидно, не все из них ещё обучены этому искусству: другая только обсусолит мочку на гребне да обслюнит».

У восточных славян (а также у саамов) было распространено поверье, что водяные красавицы-русалки по ночам выходят из воды, садятся на траву и расчёсывают свои волосы. Это поверье часто использовали в качестве мотива художники и поэты — например, Шевченко в стихотворении «Утоплена».

В народных сказаниях в качестве гребней русалки использовали рыбьи кости. В Читинской области во второй половине XX столетия был записан рассказ-быличка о том, как женщина, дом которой стоял у речки, забрала оставленный русалкой на берегу гребешок, «и каждую ночь та девка-волосатиха спать не давала: стучит то в окно, то в двери». По совету одного старца, гребешок был отнесён обратно на берег, и с той поры русалка приходить перестала.

Согласно эпосам, другой отличительной особенностью русалок была их любовь к плетению венков из цветов, осоки и древесных ветвей.

В Белоруссии была записана быличка, в которой повествуется о русалке, смастерившей люльку для своего младенца из большого куска берёзовой коры.

По поверьям, русалки питались рыбой и раками, а по ночам забирались в сараи и доили коров. Некоторые исследователи приводят рассказы крестьян, которые в XIX веке якобы часто видели русалок среди возделанных полей, засеянных рожью и коноплёй, где они «ломали жито». Считалось, что в дикой степи они питаются различными травами и ягодами. В Галиции крестьяне считали, что «дикая баба очень любит горох, и её можно в нём, на поле или в огороде, часто встретить».

Внешний вид

По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелёными волосами и длинными руками. В северных областях России (местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин. Часто отмечаются большие груди: «цыцки большие-большие, аж страшно».

По мнению Зеленина определённого образа русалки нет. Широко распространённое у русских представление о шуто́вке, водяни́це, хи́тке, черто́вке, чаще всего как об уродливой женщине с огромной грудью, относится к жене водяного или к духу воды женского пола — образ, близкородственный русалке.

Упоминания о русалках с рыбьим хвостом в народных поверьях достаточно редки и, по-видимому, появились под книжным влиянием (см. Морская дева). Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid.

Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок — распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для крестьянской девушки — типичный и значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)» (из словаря Даля).

Преобладающий цвет волос — русый, отчего историк С. М. Соловьёв производит само название «русалка» — «с русыми волосами».

Места обитания

По народным поверьям, русалки обитают в лесу на высоких деревьях (например, на дубе или липе), на которых любят раскачиваться как ночью, так и днём. Свои следы на берегу русалки стараются скрывать, поскольку могут перерыть песок и загладить следы (застать их можно, согласно наблюдениям В. И. Даля, только врасплох). В сосновом бору часто встречаются деревья, вокруг которых не растёт трава: по народному преданию, русалки водят хороводы вокруг этих деревьев и вытаптывают круги.

Описываемая в преданиях территория обитания русалок включает в себя часть Белоруссии, Смоленской и Курской областей. Считается, что белорусские русалки говорят «Уу-гу, уу-гу!», а смоленские говорят «Рели-рели!» или «Гутыньки-гутеньки». В Курской губернии, по народным преданиям, мелодии и ритмы народных песен были схожи с русаличьими. В некоторых отдельных местностях русалок называют «лихоплесками» оттого, что они лихо плещутся или лихо пляшут.

У полещуков считается, что постоянным пристанищем русалок является «зона смерти» (кладбище, могилы, «тот» свет и вода как граница между мирами), а местами их временного пребывания на земле на русальной неделе считались: ржаное или конопляное поле, межи, лес, деревья, места у воды, перекрёстки дорог и т. п. В селе Хоробичи Черниговской области говорили: «Русалки и в жите, и в воде живут — зимой они в воде, а в Русалны тыждень выходят в поля и леса».

Характер

И. Н. Крамской. Русалки. 1871 Отрицательные черты

В русской мифологии русалки описывались как опасные существа, часто отрицательно настроенные к людям всех возрастов: в одних поверьях они кидались в людей камнями, ловя кого-нибудь щекотали до смерти и топили, по другим легендам — соблазняли молодых парней, заманивая их на глубину. Девушек русалки, согласно фольклору, не любят и ненавидят, всячески прогоняют из леса. В одной народной былине говорится, как русалка в шутку несколько раз тушила костёр, который развели несколько человек в ночь на Ивана Купала, и возмущённые люди чуть не избили её дубинами, заставив русалку убраться прочь. По белорусским народным поверьям русалкам свойственно бегать нагими и кривляться: человек, увидевший таких русалок, перенимает от них эту привычку.

По мнению В. И. Даля, русалки могли поймать стадо гусей, ночующее на воде, завернув им крылья так, чтобы птицы не могли взлететь. Согласно описанию А. С. Пушкина, русалки пугали всадников «плеском, хохотом и свистом».

Среди крестьян распространялись несколько способов заставить русалку оставить человека в покое: устремить взгляд в землю и не смотреть русалкам в глаза. Со слов крестьянина Дмитрия Шваркуна был записан загово́р от так называемых «приставаний» русалки:

Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моём дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещённого тебе не видать.

Считалось, что люди, которые не снимают нательный крест, защищены от влияния русалок. Если же это не останавливало русалку, то крестьянин должен был уколоть её булавкой.

Положительные черты

Согласно народным поверьям, несмотря на свой нрав, русалки, могли проявлять благородные черты характера в отношении некоторых людей: так, они очень хорошо относились к маленьким детям, спасая их от диких животных. Иногда в историях русалки спасали тонущего человека от гибели. Также русалкам приписывался весёлый характер: они часто «кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут», устраивают свои развлечения ночью. Русалки считаются покровительницами плодородия. Крестьяне думали, что там, где русалки устраивали веселье, будет хороший урожай.

Былички о домашних русалках

Артистка в образе русалки

Зеленин, собиратель фольклора начала XX века, говорит что якобы «в Белоруссии известны случаи, когда русалка живёт в доме за работницу», и что они «кормятся по чужим семействам, в особенности в тех, где является ссора между семейными за столом».

По быличке крестьянки Агафьи Антоновой из Белоруссии, передавшей свидетельство стариков, в её деревню некогда привели двух пойманных русалок: «И ничего не говорят, только плачут и плачут, рекой льётся, покуда отпустили. А как отпустили, — тогда запели, заиграли, да в лес».

В Смоленской губернии на рубеже XIX—XX веков была записана следующая легенда:

Мой прадед пошёл однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна всё ещё приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на неё крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привёл её домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало — больше питаются паром и скоро бесследно исчезают.

Русальная неделя

Подробнее по этой теме см. Русальная неделя.

По народному поверью, русалки забираются в реки с осени и проводят там всю зиму, а на Зелёные святки выходят на сушу и остаются на ней в течение всего лета. Считалось что в «русальную неделю» русалки бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Поэтому с Семика до Духова дня в открытых водоёмах старались не купаться и в одиночку через засеянные поля не ездили. Особенно отмечен четверг — «русальичин велик день», в этот день девушки ходили в лес «русалку крестить». Со вторника начинались проводы русалок, которые чаще всего старались приурочить к воскресенью или к первому дню Петрова поста, следующего за Русальной неделей. Считалось что особенно активны русалки также в ночь на Иван Купала с 23 на 24 июня (с 6 на 7 июля по новому стилю). На следующий день (Феврония-русальница) последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов.

Украинцы называли четверг на русальной (зелёной) неделе, когда русалки празднуют свою Пасху, мавской или навской Пасхой (укр. мавський, нявський великдень).

Русалии

Подробнее по этой теме см. Русалии.

Русалиями восточные славяне называли праздник в память умерших (поминальные дни) с поминальным обрядом. Русалии отмечались в канун Рождества Христова и Богоявления (зимние Русалии), на неделе после Троицы (Русальная неделя) или в летний Иванов день (Иван Купала). Словом русалия/русалии в древнерусских источниках называли праздник Пятидесятницы. Во время Русалий песни и гуляния затягивались далеко заполночь.

У южных славян Русалии отмечали на Святки (от Рождества до Крещения), на святую Пасху, со Спасова дня (Вознесенья) и, особенно, на Русальной неделе, когда приходят «русали» (или «русалки»). Болгары считали, что в среду на Преполовение (25 день после Пасхи), которая называется в народе «Русальная среда», русалки «собираются в дорогу».

В Македонии с Рождества до Крещения ходили по дворам мужские дружины — «русалии», которые устраивали особые хороводы вокруг больных людей и исполняли обрядовые танцы, чтобы исцелить их. На севере Болгарии и северо-востоке Сербии группы «русалиев» или «калушар» ходили по сёлам на Троицкой неделе с целью магического лечения людей, заболевших «русальской» болезнью. Считалось, что «русальскую» болезнь насылали русалки или самодивы, которые появлялись на земле с Вознесения. Группа мужчин ходила по сельским домам. «Русалии» исполняли возле больного (которого выносили и укладывали во двор или на поляну) обрядовые танцы с кружением и подскоками, иногда доводя себя до экстатического состояния и конвульсий, что обеспечивало — по народным представлениям — наиболее эффективное исцеляющее воздействие. Таким способом изгонялись из больного зловредные духи.

Древнейшее упоминание русалий — граффити № 23 (по А. А. Медынцевой) в Новгородской Софии, датируемое серединой XI века. Участвующие в обряде русалий женщины названы русалками в «Слове о злых женах» по списку «Златой Матицы», датируемому по водяным знакам второй половиной 1470-х — началом 1480-х годов.

Примечания

  1. 1 2 Виноградова, Русалка, 2009, с. 495.
  2. Скуратівський, 1995, с. 149.
  3. Гудкова Е. Как в русском фольклоре появились русалки? (culture.ru)
  4. Фасмер, 1987, с. 520.
  5. 1 2 3 Златковская Т. Д. К проблеме античного наследства у южных славян и восточных романцев // Советская этнография. — М. : Наука, 1978. — № 3. — С. 48.
  6. Златковская Т. Д. К проблеме античного наследства у южных славян и восточных романцев // Советская этнография. — М. : Наука, 1978. — № 3. — С. 49.
  7. по господствующей теории «римского влияния» Ф. Миклошича и А. Н. Веселовского
  8. Златковская, 1978, с. 220.
  9. Левкиевская, 2000, с. 394.
  10. Черных, 1999, с. 128.
  11. Jagić, 1909, с. 626—629.
  12. Левкиевская, 2000, с. 234.
  13. В. Я. Пропп, «Русские аграрные праздники», стр. 89-90
  14. «Где они бегали и резвились, там трава растёт гуще и зеленее, там и хлеб родиться обильнее» (С. В. Максимов, Нечистая сила, 102)
  15. Виноградова, Русалка, 2009, с. 497.
  16. Виноградова, 2009, с. 227.
  17. 1 2 Виноградова, Русалка, 2009, с. 496.
  18. 1 2 3 4 Зеленин, 1916, с. 162—164, 172, 297, 301.
  19. Зеленин, 1916, с. 160, 208.
  20. Зеленин, 1916, с. 133.
  21. у Чубинского, I, 207; у Афанасьева, в «Поэтических воззрениях», и др.
  22. 1 2 3 4 Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М: «Правда», 1989, стр.254, 481—484. ISBN 5-253-00598-6
  23. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 302
  24. 1 2 Зеленин, 1916, с. 160, 188.
  25. Зеленин, 1916, с. 164.
  26. Гусев А. Поверья, праздники, песни и сказки в ст. Ардонской, Терской области //СМОМПК. Тифлис, 1893. Вып. 16. С. 320
  27. Яворский Ю. Галицко-русские поверья о дикой бабе // Живая старина. 1897, № 3—4 С. 439—441
  28. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. Вып. 4. С. 139.
  29. Зеленин Д. К.Восточнославянская этнография. — М.: Наука, 1991. — С.419
  30. Зеленин, 1916, с. 125.
  31. Зеленин, 1916, с. 146.
  32. Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л., 1983. С. 35
  33. Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа // Полн. собр. соч. Спб.-М. Издание тов-ва Вольф. 1898. Т. 10, С. 344
  34. 1 2 Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 139—140
  35. Шеппинг Дм. «Мифы славянского язычества». М., 1849. С. 104
  36. Виноградова, 1994.
  37. 1 2 Зеленин, 1916, с. 181.
  38. Иванов, 1988.
  39. Максимов, 1903.
  40. Никифоровский, 1907.
  41. Даль, 1980.
  42. 1 2 Зеленин, 1916, с. 183.
  43. Терещенко, 1848, с. 132.
  44. Даль В. Полн. собр. соч. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа, Спб.-М., Изд. тов-ва Вольф. 1898, Т. 10. С. 344
  45. Пушкин А. Русалка // Собр. соч. М., 1948. С. 469
  46. Шейн, 1893, с. 526.
  47. Зеленин, 1916, с. 193.
  48. Зеленин, 1916, с. 168.
  49. Зеленин, 1995, с. 168.
  50. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. С. 139
  51. Некрылова, 1991.
  52. Русальная неделя // Российский Этнографический Музей
  53. Зимина.
  54. Коринфский, 1901.
  55. Мавський (нявський) великдень // Українська мала енциклопедія: У 8 т. — Т. 4. Кн. 7: Ле-Ме — Буенос-Айрес, 1950. — С. 882
  56. 1 2 Пропп, 1995, с. 141.
  57. 1 2 Виноградова, 2009, с. 494.
  58. 1 2 Виноградова, 1995, с. 336.
  59. Словарь русского языка, 1997, с. 258.
  60. Вин, 2014.
  61. Ковалов, 2009, с. 244.
  62. Виноградова, 1992.
  63. Медынцева А. А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора. XI–XIV века. М., 1978.
  64. Слово о злых женах (Подготовка текста, перевод и комментарии А. Г. Боброва) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб. : Наука, 1999. Том 7 (Вторая половина XV века). Электронная версия. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН.

Литература

  • Вин Ю. Я. Русалии: свидетельства византийской традиции // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения Выпуск № 2 / 2014. — Волгоград: ВолГУ, 2014. — Вып. 2. — С. 32–45. — ISSN 1998-9938.
  • Похороны-свадьба / Виноградова Л. Н. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 225–228. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Русалка / Виноградова Л. Н. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 495–501. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Виноградова Л. Н. Русалии // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М.: Эллис Лак, 1995. — С. 336—337. — ISBN 5-7195-0057-X. Архивировано 20 марта 2016 года.
  • Виноградова Л. Н. Что мы знаем о русалках? // Живая старина. — М., 1994. — № 4.
  • Виноградова Л. Н. Русалии на Балканах и у восточных славян: Есть ли элементы сходства? // Балканские чтения — 2: Симпозиум по структуре текста. — М., 1992. — С. 59—64.
  • Русалка / Виноградова Л. Н. // Румыния — Сен-Жан-де-Люз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 41. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 29). — ISBN 978-5-85270-366-8.
  • Даль В. И. Русалка // О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. — 2-е изд. — СПб.: М.О. Вольф, 1980.
  • Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. — М.: Индрик, 1995. — 432 с. — (Традиционная духовная культура славян. Из истории изучения). — ISBN 5-85759-018-3. Архивная копия от 23 февраля 2014 на Wayback Machine
  • Зеленин Д. К. К вопросу о русалках (Культ покойников, умерших неестественною смертью, у русских и у финнов) // Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901—1913 / Вступ. ст. Н. И. Толстого; сост. А. Л. Топоркова; подготовка текста Т. А. Агапкиной; коммент. Т. А. Агапкиной, Л. Н. Виноградовой и др. — М.: Индрик, 1994. С. 230—298.
  • Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. — Пг.: Типография А. В. Орлова, 1916. Архивная копия от 23 февраля 2014 на Wayback Machine
  • Зимина Т. А. Проводы (похороны) русалок. Русские праздники и обряды. Российский Этнографический музей. Архивировано 4 августа 2012 года.
  • Златковская Т. Д. Rosalia — русалии? (О происхождении восточнославянских русалий) // VIII Международный съезд славистов: История, культура, этнография и фольклор славянских народов. — М., 1978. — С. 210—226.
  • Русалки / Иванов Вяч. Вс. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 390.
  • Ковалов А. И. Русалии в представлениях болгар Республики Молдова // Международная научная конференция «Сохранение культурного наследия в странах Европы» (г. Кишинёв, 25–26 сентября 2008 г.). — Chişinău: «Busines-Elita» SRL, 2009. — С. 244–248.
  • Коринфский А. А. Ярило // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 78—79, 281—282, 297-307, 314.
  • Левкиевская Е. Е. Русалки // Мифы русского народа. — М.: Астрель, Аст, 2000. — С. 233—256. — 527 с. — ISBN 5-271-00676-X.
  • Максимов С. В. Русалки // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 100—107.
  • Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Никифоровский Н. Я. Русалки // Нечистики : Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе. — Вильна: Н. Мац и Ко, 1907. — С. 85—89.
  • Словарь русского языка XI—XVII вв. Вып. 22 (Раскидатися—Рященко) / гл. ред. В. Б. Крысько. — М.: Наука, 1997. — С. 258. — 298 с. — (Российская академия наук. Институт русского языка). — ISBN 5-02-011266-6.
  • Скуратівський В. Т. Дідух. — К.: Освіта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0. (укр.)
  • Сумцов Н. Ф. Русалка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Терещенко А. В. 6. Обрядные праздники. Неделя ваий. Пасха. Русальная неделя. Семик. Троицын день. Первое апреля. Первое мая // Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — СПб., 1848. — 233 с.
  • Черных П. Я. Русалка // Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — М.: Русский язык, 1999. — Т. 2. — С. 128. — ISBN 5-200-02686-5.
  • Русалка // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1987. — Т. III : Муза — Сят. — С. 520.
  • Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-западного края. — СПб., 1893. — Т. 2. Сказки, анекдоты, легенды, предания, воспоминания, пословицы, загадки, приветствия, пожелания, ворожба, проклятия, ругань и проч.. — 715 с.
  • Jagić V. Einige Bemerkungen zum 23. Kapitel des Pavlovschen Nomokanons betreffs der Ausdrücke Ρονσάλια – Роусалькы. — Archiv für slaviche Philologie, 1909. — Vol. Bd. 30, H. 4.
  • Быкова М. Другие, или Очередное «открытие Америки» // Техника — молодёжи. — ?. — №?. — С. 48—50.
  • Власова М. Н. Русалка // Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий. — СПб.: Азбука-классика, 2008. С. 448—464.
  • Горбовский А. По следам нереид, тритонов и русалок // Наука и жизнь. — 2003. — № 9. — С.118—128.
  • Пивень М. Русалки / М. Пивень // Юный художник. — 2005. — № 3. — С. 18-19.
  • Померанцева Э. В. Русалки в русском фольклоре // Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
  • Сизова О. Русалки / О. Сизова // Новый Акрополь. — 2005. — № 2. — С. 10-11.
  • Что есть что: Мифы славян: Дет. энцикл. — М.: Слово, 2000. — 47 с.
  • Шукер К. Непознанное / К. Шукер; Пер. О. Дробут , Т. Козак. — М., 1998. — С. 19.
  • Шутка чероного Лешего: Сказоч. истории о русалках, домовых и прочей нечисти. — СПб.: Библиополис, 2001. — 334 с.
  • Я познаю мир: Нечистая сила: Дет. энцикл. — М.: АСТ, 2001. — 287 с.

Доклад на тему русалки!Пожайлуста помогите!

Обитая в воде, русалки лишь изредка выходят на берег чесать золотым или медным гребнем свои прекрасные волосы. В это время можно подкрасться к ней и выхватить гребень. Согласно поверьям, отняв у русалки какой-либо предмет, она обязана исполнить любое твоё желание в обмен на вещь. Русалки капризны, своенравны и могущественны, как и реки, в которых они обитают. Они могут сотворить добро, но могут и навредить.Русалки – символ универсальный, ведь упоминания о них можно встретить в фольклоре всех стран мира. Возникновение русалки связано с символическим выражением некоторой внутренней потребности мужчин. Недостижимая соблазнительница, привлекательная и сладострастная, и в то же время холодная и неуловимая. Её вечные молодость и красота, волшебный голос и искусство обольщения всегда будут завлекать в ловушку беспомощных моряков.Русалки являются мифологическими существами, которые обитают в водоёмах (прудах, озёрах, морях, заводях и так далее). Упоминания о них существует в фольклоре многих народов земли.
В ряде мест русалка – водяной дух. Славяне же верили, что русалками становились девушки, утопившиеся от несчастной любви или умершие до свадьбы просватанные невесты. Русалку обычно изображают в виде женщины с длинными распущенными зеленоватыми волосами и рыбьим хвостом. Однако у неё может быть и пара ног, и пара хвостов, которые в свою очередь, могут быть не только рыбьим.
Она поёт чудесные песни, а нередко ещё и играет на арфе. Ведь не зря русалка является символом поющих женщин, олицетворяющих красоту вида и звука воды. Их нередко изображали с некоторыми предметами в руках. Чаще всего с зеркалом, которое символизировало луну, влияющую на приливы и тем самым увеличивая власть русалок.

Фиби рассказывает девушкам свою историю превращения Мы с семьёй немного путешествовали,в основном оставались на ночь на островах или портах. Моя мама-морской биолог,как и отец,братец уже давно живёт отдельно от нас в Британии,у него там свой «бизнес». Коул,так зовут моего брата уехал когда мне было 14,но это не суть… Как то раз после очередного заплыва в погоне за морскими обитателями и их повадками мы приплыли в порт на полуострове Сахалин,в России,нас там приняли достаточно радушно,родителям как раз надо было закончить диссертацию и отправить в институт,а на это нужна была как минимум неделя,мы остались на суше. Каждый день,когда наша семья дрейфовала по волнам,гналась за очередным местом обитания дельфинов или планктонов,мы плавали. Я не представляла свою жизнь без утреннего заплыва,а на суше под жарким солнцем моя кожа начинала сушиться и приобретать какой-то африканский оттенок. «Нет,мне нравился ЛЁГКИЙ загар,но не такой!» решила я для себя и когда родители в очередной раз поехали по делам в большой город 14-ти летняя Я осталась одна,мне выдали денег на 2 дня проживания и поцеловали в лобик со словами «Ты уже большая,веди себя хорошо!»,это был последний мой НОРМАЛЬНЫЙ день. Как уже говорила,я очень любила плавать и люблю до сих пор будучи русалкой. Маленькая и неразумная Фиби разглядела в бинокль отца остров с еле видным кратером вулкана,это больше было похоже на обычный холмик с такой же обычной впадиной. Полчаса и маленькая любознательная девчёнка мчит на всех парах к острову на лодке. Припарковав лодку я полезла на «холмик»,на небе взошла луна и она создавала какую-то странную,не поддающуюся разумным доводам,мистическую атмосферу. Наконец,подойдя к краю и свесив ноги,мне открылся живописный пейзаж. Посмотрела на луну,она была сказочно красива,особенно над этим островом. Отведя взгляд вниз я обомлела,прямо подо мной был бассейн,а рядом с ним протекал ручеек,засмотревшись на него и чуть-чуть подавшись вперёд,мало того,что неразумная,так ещё и неуклюжая Фиби грохнулась прямо в бассейн,благо он был глубокий и ничего мне не повредил.Я уже хотела вылезать,как вдруг во что-то щёлкнуло. «Мне здесь нравится! Поплавую немного и вернусь» И тут началось что-то мистическое,странное и волшебное,что никогда раннее со мной не происходило. Из воды,в которой я плавала,поднимались пузырьки к кратеру вулкана,они поднимались и поднимались,вода забурлила и лунный свет пролился на бессейн. Осмотрев пещеру я поняла,что других выходов здесь нет «Я в тупике»,но одна мысль перекрыла другую «Тут так красиво!». Вдруг произошло нечто,что изменило всю мою жизнь по сей день. Посмотрев и поискав выходы вновь я обнаружила что-то оранжевое,похожее на дельфина,проследив взглядом,я поняла,хвост принадлежит мне. «Я…Я русалка!» Боже,это был самый волшебный день в моей жизни. Нырнула и обнаружила,что я могу задерживать дыхание на огромное количество времени. В тот же момент что-то сверкнуло в свете луны на дне водоёма,я спустилась и нашла это (Фиби показала девушкам кулон из коралла как и у них самих)</i></i> и одела на шею,кулон был красив и подходил к хвосту. Во время плавания,я обнаружила семейку дельфинов,их было трое,как нас с родителями. В голове промелькнула мысль «Мама,Папа!» Я поплыла к лодке,выбралась на сушу и поняла «Я не могу взобраться!» вдруг что-то прошептало мне «Осушись» Осушиться? Хорошо,я так и сделала. Хвост исчез. Будучи маленькой русалкой,не менее маленькая Фиби пошла уже к лодке,а она была вся в воде «Остерегайся воды!» «Не показывай никому свой хвост!» Опять тот же голос.Кое-как я вскарабкалась на лодку и повела её к порту. Мне снился сон:Всё тот же пруд,всё та же луна и частички воды,но в пруду уже не я,а незнакомая мне ныне девушка. Она была прекрасна,белокурые волосы были закреплены красными кораллами,что гармонировало с её бордовым хвостом,груди сковывали две ракушки.Её звали Алсонеум,что означало коралловая,почему-то я знала её,видела её мысли и намерения.Русалка произнесла слова на латыни: Ita, ego tibi dabo vobis cor Ita, ego tibi dabo potestatem Lunam suscipe me Lunam turnover me Алсонеум быстро закружилась и хвост стал ножкой коралла,руки обратились в коралл,волосы превратились в цепочку,длинную и золотистую.Она улыбнулась в последний раз, улыбка была адресована мне.»Я помогу тебе». Через пару секунд на дне лежал крошечный кулон из коралла. Сон оборвался. Я проснулась в холодном поту.Ощущалась чьё-то присутствие. «Стеллаж.Вторая полка слева.Книга с золотым корешком.» Голос вновь нашептал мне. Повиновалась. Прошла указания и открыла книгу.В ней было написано всё на латыни,но…я её почему-то понимала,как свой родной язык. Далее шёл Alcyoneum Syreni,год написания был стёрт,но мне это и не было важно. Я начала читать,в ней было всё и даже больше…

В СМЕРТЕЛЬНЫХ ОБЪЯТИЯХ РУСАЛОК – СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВРусалки

Парапсихологи и некоторые криптозоологи утверждают, что в России за последние 50 лет русалки стали причиной гибели как минимум 60 человек и не менее 400 очевидцам удалось чудом избежать смерти после встречи с ними. По другим сведениям, и жертв, и спасшихся было вдвое больше. В июле 1992 года молодой московский программист Игорь Песков со своим псом по кличке Сакур отправился на рыбалку в Тверскую область. С собой он прихватил карманный приемник и из одной из радиопередач узнал, что очередная ночь, которую ему предстояло провести на озере неподалеку от села Рождественное, совпала с началом Русальной недели. Наступила полночь. Приемник вдруг затих, огонь же, несмотря на обилие дров в костре, начал затухать. Спустя мгновение Игорь услышал колокольный звон, хотя ближайшая церковь находилась как минимум на расстоянии сорока километров от озера. Это заставило рыбака насторожиться, ибо никакого объяснения случившемуся он найти не мог. Сакур вдруг забеспокоился и начал подвывать. «Прошло совсем немного времени, и неожиданно пространство над озером «озарилось необычным голубым светом, — рассказывает Игорь. — Мне показалось, что какая-то сила загипнотизировала меня. Я отчетливо видел все окружающие предметы, казалось, прекрасно осознавал все происходящее, но при этом был не в силах управлять своими действиями. Что-то потянуло меня к озеру. Я вошел в воду и вдруг почувствовал, будто меня окутали водорослями и потянули на дно. Я стал тонуть и не находил сил сопротивляться. В этот момент до меня донесся лай Сакура. Его голос буквально вернул меня из забытья. Я стал отчаянно сопротивляться и, как мне показалось, увидел под водой контуры человеческой фигуры. Спустя немного времени я почувствовал себя свободным от пут и кинулся к берегу. Я звал Сакура, который все еще был в воде. Наконец он поплыл к берегу. С моей помощью он выбрался из воды. Вся шея у него была в крови». Парапсихологи и некоторые криптозоологи утверждают, что в России за последние 50 лет русалки стали причиной гибели как минимум 60 человек и не менее 400 очевидцам удалось чудом избежать смерти после встречи с ними. По другим сведениям, и жертв, и спасшихся было вдвое больше. Русские русалки хвостов не имеют «Вот какую историю рассказал Д. Погодин: «В Тольятти есть искусственный водоем, на котором мы частенько собираемся вместе с друзьями. Как-то раз, приехав туда, мы обнаружили на берегу две машины скорой помощи. О случившемся мы узнали от одного из парней. Он вместе с двумя друзьями собрался искупаться.» Не успели они зайти в воду, как услышали таинственный и манящий голос. Они обернулись и увидели в воде толстую, жирную, желеобразную бабу. Причем ее голос магически подействовал на одного из них. Несмотря на то, что его пытались удержать, парень стремительно направился к русалке. Для того чтобы хоть как-то его спасти, другой молодой человек бросил в нее камень. Она зашипела, как кошка, но гораздо громче и страшнее, после чего удалилась восвояси. Последствия невероятной встречи были ужасными. Тот парень, которого поманила русалка, сразу же упал, и у него начался приступ эпилепсии. До этого он был абсолютно здоров. А другой, бросивший в нее камень, ничего не мог сказать. Как мы потом выяснили, второй выздоровел быстро, а вот первый долгое время пролежал в больнице». Всех русалок, обитающих в наших водоемах, можно разделить на два вида. К высшему относятся так называемые натуральные русалки. Их не так уж и много: две-три на крупную реку. Они бессмертны и являются прямыми порождениями нечистой силы. Натуральные русалки из воды никогда не выходят, поэтому встретиться с ними очень сложно. Внешность у них, так же как и характер, довольно отвратительная: тело — сплошь зеленого цвета, такого же цвета глаза и волосы, а на руках и ногах, между пальцами, перепонки как у гусей. Натуральная русалка, как правило, является женой водяного и вместе с ним руководит действиями русалок природных, которые относятся к низшему виду. О них и пойдет речь ниже. Считается, что русалками становятся все грудные девочки, родившиеся мертвыми или умершие без крещения, утопленницы-самоубийцы, а также девушки, которые умерли сразу после обручения с женихом. Изредка русалки наведываются в свои бывшие дома и семьи, но вреда, как правило, при этом никому не причиняют. Наоборот, если домашние, заметив дух умершей, оставляют на ночь на столе традиционное в таких случаях угощение, русалки становятся постоянными и невидимыми защитниками семьи, оберегая ее от всевозможных напастей и невзгод. «Природные русалки, в отличие от натуральных, смертны и лишь доживают в облике духов воды свой земной срок. Русалке присущи те же черты характера, привычки и вкусы, что были у нее при земной жизни. Наиболее активны те из русалок, кто умер неудовлетворенной, с каким-нибудь желанием, или те, кто при жизни обладал беспокойным характером.» «Происхождение слова русалка весьма туманно. Одни исследователи связывают его со словами русло и роса, другие — с прилагательным русый, третьи — с названием реки Рось. Любое из этих предположений имеет под собой достаточно оснований, так как русалки, в основном, живут в руслах рек, умываются росой и обладают роскошными волосами русого цвета.» В отличие от западных наяд, русские русалки рыбьего хвоста не имеют, а тела их, лишенные чешуи, настолько нежны, что на ярком солнце просвечиваются насквозь. Внутренностей при этом не видно, так как у духов их попросту нет. Не искушай нечистую силу! Осень, зиму и весну русалки спят в подводных, невидимых человеческим глазом, хрустальных дворцах. В начале же лета, когда вместе с природой, по старинному преданию, оживают и мертвецы, русалки выходят из воды и разбредаются по прибрежным рощам, где селятся на деревьях. Выбор этот не случаен, так как в стародавние времена именно на деревьях хоронили своих усопших славянские племена. Жительница Нижнего Тагила А. Азисова в 1936 году (тогда ещё ребёнком) вместе со своим отцом ездила через Уральский хребет из села Елизаветинское к ручью Смородинка. Примерно в трёхстах метрах от него находилась заброшенная графитная шахта. На месте давнишней выработки образовалось неширокое озеро, берега которого уже заросли кустарником и деревьями. Именно там отец показал дочери неких человекоподобных существ с руками и ногами, как у человека. Отец и дочь долго за ними наблюдали. Эти странные существа появлялись из воды и взбирались на дерево, с которого то и дело прыгали в воду. При этом с их стороны доносилось мелодичное «пение» без слов… «Появление на берегу русалок знаменует собой не только окончательное пробуждение природы, но и начало широко отмечаемой в прошлом русальной недели, в течение которой очнувшиеся от долгой спячки русалки шалили напропалую. Хотя слово шалили здесь вряд ли уместно. Шалости у представителей царства мертвых, как известно, специфические и ничего общего с проделками земных людей не имеют.» На русальной неделе стараются не купаться, не стирать и не шить — все эти занятия в ведении русалок, которых лучше не искушать напрасно. «Особенно опасен для людей в русальную неделю четверг. Зазевавшихся, далеко заплывших или просто пьяных русалки в этот святой для себя день топят и умерщвляют иными способами десятками, а то и сотнями.» В июле 1992 года молодой московский программист Игорь Песков со своим псом по кличке Сакур отправился на рыбалку в Тверскую область. С собой он прихватил карманный приемник и из одной из радиопередач узнал, что очередная ночь, которую ему предстояло провести на озере неподалеку от села Рождественное, совпала с началом Русальной недели. Наступила полночь. Приемник вдруг затих, огонь же, несмотря на обилие дров в костре, начал затухать. Спустя мгновение Игорь услышал колокольный звон, хотя ближайшая церковь находилась как минимум на расстоянии сорока километров от озера. Это заставило рыбака насторожиться, ибо никакого объяснения случившемуся он найти не мог. Сакур вдруг забеспокоился и начал подвывать. «Прошло совсем немного времени, и неожиданно пространство над озером «озарилось необычным голубым светом, — рассказывает Игорь. — Мне показалось, что какая-то сила загипнотизировала меня. Я отчетливо видел все окружающие предметы, казалось, прекрасно осознавал все происходящее, но при этом был не в силах управлять своими действиями. Что-то потянуло меня к озеру. Я вошел в воду и вдруг почувствовал, будто меня окутали водорослями и потянули на дно. Я стал тонуть и не находил сил сопротивляться. В этот момент до меня донесся лай Сакура. Его голос буквально вернул меня из забытья. Я стал отчаянно сопротивляться и, как мне показалось, увидел под водой контуры человеческой фигуры. Спустя немного времени я почувствовал себя свободным от пут и кинулся к берегу. Я звал Сакура, который все еще был в воде. Наконец он поплыл к берегу. С моей помощью он выбрался из воды. Вся шея у него была в крови». Оценив на берегу создавшееся положение, Игорь, дабы не искушать больше судьбу, быстро собрался и покинул зловещее место. Тайна озера Черное «В русальную неделю нередки случаи обращения русалок к людям с просьбой дать им имя и одежду. Но просьба эта кажется странной только на первый взгляд. Как уже говорилось, в русалок превращаются девочки, умершие до крещения в церкви и не имеющие имени. Вот они и хотят получить его сейчас, чтобы вновь превратиться в человеческого ребенка и теперь уже умереть по-настоящему. И горе тому человеку, кто откажет в просьбе русалке. Гнев ее страшен, а расправа ужасна. Связывают это с тем, что с подобной просьбой русалка может обратиться к людям только один раз в семь лет. Именно поэтому прохожий должен снять с себя что-нибудь из одежды и произнести следующие слова: Крещу тебя, Иван да Марья, во Имя Отца и Сына, и Святого Духа. После этого, как правило, невидимые ангелы подхватывают душу ребенка и уносят ее в рай.» Русалки обладают умением превосходно петь, да так, что слушающие могут внимать им по нескольку дней подряд, совсем не замечая хода времени. При этом слушающий не понимает ни слова из спетого, так как песни речных красавиц совсем не похожи на человеческие и представляют собой набор магических слов, понятных только им, русалкам. В. Медведев, проживавший в деревне Медведево Верхне-Салдинского района Свердловской области, рассказывает: «На берегу реки Тагил есть гора – Высокий камень. На ней в летние вечера русалки часто пели, да кони бегали – кажись, черти…» «В лунные ночи русалки любят посидеть на прибрежном камне, расчесывая свои длинные, до пят, волосы гребнем, сделанным из рыбьей кости и покрытым золотом. Гребень этот подбирать не рекомендуется: русалка будет каждую ночь приходить к вашему дому и стучать до утренней зари во все двери и окна, требуя обратно свою расческу. Если же это не поможет, она напустит на вашу семью мор и станет мстить до тех пор, пока не получит назад взятую без ее спроса вещь.» Поступают так русалки потому, что гребень для них предмет особый. Пока они чешут им свои волосы, до тех пор с них продолжает струиться вода, которая обмывает их нежное тело. Если же гребень утерян или украден, а русалка находится далеко от воды, то она может просто-напросто высохнуть, как рыба. Жительница города Сысерти Н. Макарова по этому поводу вспоминает: «У нас в воде тоже живут русалки. Какой-то мужик гребень золотой нашёл, так к нему по ночам русалки ходили и говорили: «Отдай гребень, отдай гребень». «Мужей у русалок не бывает. Но семейной жизни им тем не менее хочется. И они всеми правдами и неправдами пытаются заполучить себе суженого. Кандидатами в мужья становятся разведенные мужчины и те, у кого с женами нелады. Как их вычисляют русалки — непонятно, однако, встретив их на узкой дорожке, они предлагают разделить с ними брачное ложе.» «Не каждый в подобной ситуации может устоять, а русалкам того и надо. Насладившись любовью с живым человеком, русалка уговаривает его отправиться с ней в подводное царство, на полном серьезе утверждая, что ее избранник ни в коем случае не утонет, а, наоборот, будет жить под водой вечно. Очарованный словами нагой красавицы иной простак действительно лезет сдуру в воду, где, понятно, тут же и захлебывается. Ну а русалка, немного погоревав над утонувшим мужем, начинает искать себе нового.» Летом 1995 года неподалеку от деревни Вознесенки, что в Красноярском крае, с интервалом в месяц в лесном озере Черное погибли три человека: Николай Колосов, Павел Папурин и Дмитрий Золотаревский. Николай погиб, когда, возвращаясь со свадьбы, решил сократить дорогу и пошел через лес. Павла и Дмитрия привело на озеро праздное любопытство, за что они в результате поплатились жизнью. Поскольку у всех троих на лицах застыло выражение неземного блаженства, жители решили, что всему виной — русалки. Озеро забросали динамитом. При этом всплыло много мертвой рыбы, а также труп неизвестного мужчины, опознать который так и не смогли, русалок же обнаружить не удалось. Вскоре два местных парня вечером случайно забрели на лесное болото, находившееся неподалеку от озера Черное, и повстречали там трех красивых обнаженных девушек. Прелестницы пошли навстречу юношам, зазывно улыбаясь. Михаилу Иванову стало страшно, и он задал стрекача, а вот его друг, Сергей Березин, наоборот, направился прямо к красоткам. Михаил пытался остановить приятеля, но Сергей довольно грубо оттолкнул его. Когда через пару часов туда пришли ведомые Ивановым вооруженные мужчины из деревни, было уже поздно: на черной водной глади виднелась лишь кепка Сергея. Труп несчастного нашли на следующий день. Селяне пригласили священников, и те провели обряды по изгнанию нечистой силы на проклятых болотах и озере. С тех пор русалок там никто не встречал. Чего боятся русалки «Время от времени на русалок находит беспричинная тоска. И тогда они, как и живые женщины, начинают рвать и метать. Правда, у русалок это получается сокрушительнее. У рыбаков они путают и рвут сети, у мельников ломают жернова, на поля насылают проливные дожди и град. Успокоившись же, они садятся на ветви деревьев и на всю округу распевают хвастливые песни. Ну а вволю напевшись, они идут… воровать. Предметами воровства часто является обыкновенный хлеб. Очень любят русалки полакомиться им. Но не всегда русалкам удается его безнаказанно стибрить. Иногда мешают обстоятельства. Вот как об этом рассказывается в одной из историй, собранных в 70-х годах ХХ века в Забайкалье этнографом В. Зиновьевым:» «…Здесь луг большой и колхозники всегда тут сено косили. Палатку ставили, в ней и спали. Однажды заметили, что у них кто-то хлеб ворует. Решили караулить по очереди.» «На следующее утро все ушли на покосы, оставив в лагере молодого Ваньку. Посмотрел он на речку: из омута русалка выходит и идет к палатке. Подошла и в проход руки потянула. Руки все длинней, длинней… взяла хлеб и ушла. А Ванька сидит, ни жив, ни мертв. Когда все собрались, он стал про все рассказывать. Ему не поверили: Какая такая русалка!» «И вот сел другой караулить. А остальные тоже решили посмотреть. И увидели… Русалка вышла, заметила, что за ней наблюдают, и погналась за ними. Они — в деревню. Заскочили в клуб (там раньше была церковь) — она за ними. И вот все увидели, как она встала, шагу сделать не может, и вдруг у нее голова исчезла. Оказалась как без головы. И совсем пропала с глаз…» Опасается русалка не только церковной атрибутики, но и обыкновенного мата. Если ее как следует обложить трехэтажным, она, возможно, побоится с вами связываться. Но это совершенно не значит, что перед русалками стоит бахвалиться своим превосходством или, того хуже, пытаться преследовать их. Бывали случаи, когда люди, доведенные проделками русалок до изнеможения, открывали на них настоящую охоту, даже стреляли в них из ружей. Ответные меры всегда были адекватными: прежде чем упасть, раненая русалка говорила: «»Теперь тебе год от году будет хуже!» или «Вперед меня пропадешь!» И пророчество ее всегда сбывалось. Либо охотник сам в скором времени отправлялся в мир иной, либо ему в этом помогали товарки убитой русалки, певшие каждую ночь у его дома одну и ту же песню:» «Плету, плету саван покойнику, плету покров мертвецу». Главным оберегом от проделок русалок является обыкновенная полынь. Веточки ее носят на груди, а при неожиданной встрече с русалкой вынимают, рисуют ими в воздухе большой крест, а затем обязательно бросают ей прямо в глаза. Русалка после такого обращения сразу же убегает. Бывало, правда, что полынь забывали дома. Тут уж при встрече с русалкой все зависело от того, отшибло или нет у испуганного память. Если помнил он еще магический ответ на обязательный вопрос русалки, то оставался живым. Ну, а если нет… «Вопрос русалка при встрече с человеком всегда задает один и тот же: Полынь или петрушка? Если путник отвечает: Полынь, русалка разочарованно кричит: Сам ты сгинь! и исчезает. Если же ответом будет слово петрушка, то русалка радостно восклицает: Ах, ты моя душка! и бросается щекотать беднягу до тех пор, пока тот не умрет в жестоких муках.» Самые смелые раньше брали в лес кочергу и, при встрече с русалками, садились на нее и принимались скакать, как на лошади. Русалки, думая, что к ним едет ведьма, тут же разбегались в разные стороны. В то же время сковородка – излюбленное «оружие» самой русалки. М. Ефимова из города Нижняя Салда Свердловской области вспоминает: «Раньше у нас в пруду водяная ведьма жила с длинной косой и с чугунной сковородкой. Звали ее Опалиха. Как бобы поспевать начнут, так от ребятишек отбою нет. Лазят в огороды, воруют. А Опалиха днём вылезет из пруда и в огород – сторожить, чтобы никто бобы не рвал. Она их сама очень любила есть. Ох, ребятишки и боялись! Как полезут в огород, заслышат шум, бегут – не оглядываются. Так вот она нам огороды стерегла. А ночью в пруду тоже нельзя было купаться. Опалиха с раскалённой сковородкой плавала». Самое удивительное, что русалку можно поймать и даже приручить на некоторое время. Для этого следует выбрать наиболее посещаемое русалками место, нарисовать там на земле большой магический круг, внутри начертить крест и встать в центр, а при появлении русалки тут же загадать ей загадку посложнее. Русалка, обычно, принимает условия игры и, задумавшись, пытается найти ответ на загадку. Вот тут-то ей и нужно умудриться надеть на шею нательный крест. Если это удается — дело сделано: русалка становится ручной и послушной, ее можно спокойно вести домой, где она затем беспрекословно выполнит любую работу. Однако через год чары с русалки спадут, и она вновь станет свободной…

Русалки в разных странах

В настоящее время не существует единого описания внешнего вида русалки. Кто-то рассказывал, что это очаровательно красивые женщины, обладающие пышными формами, приятными чертами лица и прекрасными волосами. Другие свидетели утверждали, что эти мифические создания уродливы и имеют зеленые волосы, их лицо покрывают кораллы, а жабры настолько отвратительны, что на них неприятно смотреть.

Да и названия этих необычных существ в каждой стране звучат по-своему.

  1. Западная Европа – русалка, наиболее частое и общепринятое наименование.
  2. Древняя Греция – сирена, тритон (в зависимости от пола особи).
  3. Древний Рим – наяда, нереида, нимфа.
  4. Германия, Прибалтика – гуделка, ундина.
  5. Шотландия – шелки.
  6. Франция – змеиный хвост.

Разумеется, предположение о существовании различных видов подводных обитателей имеет место. Некоторые ученые даже считают, что человек может быть потомком русалки. Ведь всем известно: океан – колыбель жизни.

Но, наверняка, вы уже не раз слышали огромное количество безосновательных теорий и захватывающих рассказов, а потому мы предлагаем вам обратиться к зафиксированным, а главное засвидетельствованным описаниям встреч с рыбообразными существами.

Загадочные встречи и исторические упоминания

Первое упоминание — исландские хроники Speculum Regale, 12 век. Описывается существо, которое было наполовину женщиной, наполовину рыбой. Именовалось необычное создание Маргигр.

Голландия, книга Сиго де ля Фонда «Чудеса натуры», 15 век. В ней упоминается случай, произошедший в 1403 г. Страшнейшая буря, в результате которой была уничтожена Вест-Фрисландская плотина, выбросила на берег женщину, запутавшуюся в водорослях.

Местные жители, обнаружившие ее, освободили незнакомку и привели в город Харлем. Прошло время, женщина научилась вязать, стала ходить в церковь.

Прожив 15 лет среди людей, она так и не научилась говорить, а горожане рассказывали, что она неоднократно пыталась броситься в море.

17 век, мореплаватель Г. Гудзон. В судовом журнале сохранилась запись, описывающая странное существо, которое встретилось экипажу у берегов нового света. Русалка выглядела как женщина с обнаженным бюстом, пышной черной шевелюрой и блестящим рыбьим хвостом.

Испания, 17 век, русалка-подросток. Журналист Икер Хименес Элизари обнаружил некие записи в церковных архивах. Речь в них шла о молодом человеке по имени Франсиско дела Веге Касаре. Жил он в Лиерганесе (Кантабрия), а его особенностью было поразительное умение плавать. В 16 лет Франсиско уехал из Лиерганеса, отправившись обучаться плотницкому делу. А далее история перестает быть обычной.

В 1674 г. юношу унесло волной в море во время купания. Длительные поиски не дали результатов. Однако позднее, в 1679 г., рядом с бухтой Кадиса рыбаки обнаружили странное создание: бледнокожий парень с рыжими волосами, чешуей по всему телу и перепонками между пальцев.

Испуганные рыбаки доставили «находку» в монастырь францисканцев, где в течение месяца проводился обряд экзорцизма.

В 1680 году, привезенный в родную Кантабрию, юноша был опознан собственной матерью. Именно он исчез несколько лет назад!

Англия, 18 век, журнал «Gentleman’s magazine». В 1737 году рыбаки сетями выловили настоящую русалку мужского пола!

Верхняя часть тела и голова его были человеческими, а вот хвост напоминал рыбий. Потрясенные мужчины забили пойманное существо палками, но труп сохранили. Позднее его выставляли как экспонат в музее Экстера.

Русалки из СССР

В 1982 году на берегу озера Байкал проходили тренировочные сборы боевых пловцов. Погружаясь в воду, их взору открывались не только потрясающие виды красивейшего озера, но и странные существа – русалки!

Их рост превышал 3 метра, головы защищал шарообразный шлем, а скорость плавания просто поражала.

Главнокомандующий, решивший познакомиться с необычными созданиями поближе, приказал поймать одно из них. Целая команда из 7 аквалангистов со специальным оборудованием и прочной сетью погрузилась на глубину.

Но, поймать, к счастью или, к сожалению, русалку так и не удалось.

Дело в том, что они обладали некими способностями! В тот момент, когда бойцы собирались набросить сеть, вся команда была выброшена на берег мощным импульсом.

Миф или реальность

Без сомнений, все вышеописанные случаи приводят нас к одному выводу: русалки реальны!

Кто они, откуда взялись, как существуют и каким образом им удается скрываться – неизвестно. Возможно, это отдельная цивилизация, а может быть, еще один неизвестный науке вид.

Как бы там ни было, ясно одно: из-за недостаточной изученности морей и океанов мы не обладаем полным объемом знаний, чтобы точно сказать – существуют эти загадочные создания или нет. На данный момент, каждый решает сам, во что ему верить. Не исключено, что однажды, нам удастся познакомиться с этими невероятными существами поближе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *