История древней церкви болотов

Биография

Василий Болотов происходит из старинного рода духовенства Тверской епархии. Его предки на протяжении нескольких поколений служили в селе Савцыно Кашинского уезда и носили фамилию Савцынских, а потом получили фамилию Болотовых. Отец — Василий Тимофеевич Болотов — был диаконом Троицкого собора в Осташкове.

По окончании Осташковского духовного училища в 1869 году Василий Болотов поступил в Тверскую духовную семинарию, а в 1875-м — в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1879 году защитил магистерскую диссертацию «Учение Оригена о Святой Троице».

Был профессором древней церковной истории в Санкт-Петербургской духовной академии. С 1893 года Болотов — член-корреспондент Императорской академии наук, а в 1896 году получил учёную степень доктора церковной истории.

Василий Болотов владел древними классическими языками (еврейским, сирийским, арабским и др.) и рядом европейских языков; изучил коптский, армянский, грузинский и персидский языки. В общей сложности знал свыше 20 языков.

В 1898 году Болотов принимал участие в деле присоединения сиро-халдейских несториан к православию, для этой цели перевёл на сирийский язык ряд необходимых вероисповедных формул; в 1900 году Болотов был назначен делегатом в особую комиссию при Астрономическом обществе для согласования православного календаря с западно-европейским. После его смерти эту работу продолжил Дмитрий Голубинский.

Могила Болотова

Василий Болотов умер 5 (18) апреля 1900 года и был погребён на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Последними его словами были: «Христос идёт, Бог идёт. Иду ко Христу».

> Память

9 июня 2014 года в храме Введения Пресвятой Богородицы села Кравотынь была открыта мемориальная доска, посвящённая Василию Болотову.

Библиография

  • «Аналогия истории распространения христианства в России и историей распространения христианства в Римской империи»
  • Валтасар и Дарий Мидянин: Опыт решения экзегетич. пробл.: A. Antedatirung или Postdatlrung? Спорный вопрос в вавилонской хронологии; Б. Имя «Астиаг». — СПб.: Скоропечат. и лит. Пухира, 1896. — , с. 279—341. — Библиогр. в примеч. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1896. — № 2. копия книги+дежавю
  • I. Гонение на христиан при Нероне;II. К вопросу об Acta martyrum Scllitanorum. — СПб.: Тип. Меркушева, 1903. — 50 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1903. (копия книги)
  • I. Заметка о книге: Каноны важнейших древнецерковных Соборов вместе с апостольскими правилами, изд. проф. Фр. Лау-херта; II. Примечание относительно коптских переводов Откровения о седьминах. — . — 18, 3 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1896. — № 2.
  • Заметки к Краткой эфиопской хронике: С прил.: Новейшая история Абиссинии по Краткой хронике из собр. Азиат, музея Имп. Акад. наук / Изд. и пер. Б. А. Тураева. — СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1910. — 36 с. — (Памятники эфиопской письменности; 9). — Отт. из: Визант. временник. — 1910. — Т. 17.
  • Заметки о селе Кравотыни. — СПб.: Тип. Меркушева, 1910. — 14 с. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1910. — Апр.
  • Заметки по поводу текста литургии св. Василия Великого: (Письма архиеп. Финляндскому Антонию) — СПб.: Тип. Меркушева, 1914. — 18с. — Извлеч. из: Христиан. чтение. — 1914. — Март.
  • Избрание папы в римско-католической церкви
  • Избрание патриарха у сиро-персидских несториан и у коптов.
  • Из истории Церкви Сиро-Персидской. — СПб.: Тип. Лопухина, 1901. — , 197 с. — Извлеч. из: Христиан. чтение. — 1898.
  • Из церковной истории Египта. — СПб.: Тип. Елеонского, 1884—1893. Вып. 1: Рассказы Диоскора о Халкидонском Соборе: По Revue egyptologique, publiee sous la direction de H. Brugsch, F. Chabas, Eug. Revillout. — 1880. — C. 187—189; 1883. — p. 17—25 et 27 — 33; 1884. — , 132 c. — Извлеч. из: Христиан, чтение. — 1884—1885. Вып. 2: Житие блаженного Афу, епископа Пемджеского: По Revue egyptologique, publiee sous la direction de H. Brugsch, F. Chabas, Eug. Revillout. — 1880. — C. 187—189; 1881. — C. 21—25; 1883. — С. 17—25 и 27—33; 1886. — С. 133—177.— Извлеч. из: Христиан. чтение. — 1886. — № 3—4. Вып. 3: Архимандрит тавеннисиотов Виктор при дворе константинопольском в 431 г.: По The church quarterly review. — 1891, October. — 1892. — С. 179—254. — Извлеч. из: Христиан, чте- -ние. — 1891—1892. Вып. 4: День и год мученической кончины святого Евангелиста Марка. (недоступная ссылка) — 1893. — С. 257—342. — Извлеч. из: Христиан. чтение. — 1893. — С. 122—174, 405—434.
  • Иностранная богословская литература: (Библиогр. заметки). — : Тип. Елеонского, Ценз. 1882. — 41 с. — Извлеч. из: Христиан. чтение. — 1882. — № 11—12.
  • Каков был вероятный порядок празднования Пасхи у первых христиан? pdf
  • К вопросу о Fllioque / С предисл. проф. А. Бриллиантова. — СПб.: Тип. Меркушева, 1914. — VI, 138 с. — Извлеч. из: Христиан. чтение.— 1913. — № 4. — С. 431—457; № 5. —С. 573—596; № 6.— С. 726—746; № 7—8. — С. 921—927; № 9. — С. 1046—1059; № 11. — С. 1289—1309; № 12. — С. 1391—1414. копия книги
  • К вопросу об ареопагитских творениях: (Письмо архиеп. Финляндскому Антонию) pdf — СПб.: Тип. Меркушева, 1914. — С. 555—580. — Извлеч. из: Христиан. чтение. — 1914. — Май.
  • К истории внешнего состояния Константинопольской Церкви под игом турецким. — СПб.: Тип. Елеонского, Ценз. 1882. — 66 с. — Извлеч. из: Христиан. чтение. — 1882. — № 9—10. копия книги
  • К истории императора Ираклия. pdf — : Тип. Имп. Акад. наук. Ценз. 1908. — 57 с. — Библиогр. в примеч. — Отт. из: Визант. временник. — 1907. — Т. 14.
  • Лекции по древней общей церковной истории, читанные в Санкт-Петербургской Духовной Академии… в 1884/5 учеб. году. — СПб.: Печатня Григорьева, Ценз. 1885. — 247 с. — Литогр.
  • Лекции по истории Древней Церкви: Посмертн. изд. / Под ред. проф. А. Бриллиантова. — СПб.: Тип. Меркушева, 1907. Том 1 Том 2 Том 3 Том 4; Тома 1-3; Тома 2-4;
  • 1: Введение в церковную историю. — 1907. —VIII, X. 234 с. — Прил. к: Христиан. чтение. — 1907. копия книги
  • 2: История Церкви в период Константина Великого. — 1910. — XVIII, 474 с. — Прил. к: Христиан. чтение. — 1908, 1909, 1910. копия книги
  • 3: История Церкви в период Вселенских Соборов. 1. Церковь и государство. 2. Церковный строй. — 1913. —XIV, 340 с. — Прил. к: Христиан. чтение. — 1911—1913. копия книги
  • 4: История Церкви в период Вселенских Соборов. 3. История богословской мысли. — 1918. — XVI. 600 с. — Прил. к: Христиан. чтение. — 1913—1918. копия книги
  • Лекции по общей церковной истории, читанные в 1894/5 акад. г. студентам Санкт-Петербургской Духовной Академии: 54 и 55 курсы. — . — 432 с. — В норме загл.: Общая церковная история.
  • Лекции по общей церковной истории, читанные студентам 1-го и 2-го кур. Санкт-Петербургской Духовной Академии в 1888/9 учеб. г. — СПб.: Литогр. Гробовой, Ценз. 1889. — 373, 75 с.
  • Либерии, епископ римский, и Сирмийские Соборы: (Четверть часа магистерского коллоквиума 8 окт. 1890 г., доп. и разъясн.). pdf — СПб.: Тип. Катанского, 1893. Вып. 1, (гл. 1—10). — 1893. — 118 с. — Извлеч. из: Христиан. чтение. — 1891. — Март — апр. — Нояб. — дек.
  • Михайлов день: Почему Собор святого Архистратига Михаила совершается 8 ноября?: Эортол. этюд. pdf — СПб.: Тип. Катанского, 1892. — 56 с. — Извлеч. из: Христиан. чтение. — 1892. — Нояб.—дек. Прил.: Следы древних месяцесловов Поместных Церквей: Appendix к этюду «Михайлов день». — 1893. — С. 61—94; 177—210 (паг. 2-я). — Извлеч. из: Христиан. чтение. — 1893. — Янв. — февр.
  • На чём основывается учение о наследственности таланта?
  • Немецкая богословская литература. (Библиографические заметки) // Христианское чтение. 1881. № 9-10.
  • Несколько страниц из церковной истории Эфиопии: 1. К вопросу о соединении абиссин с Православною Церковию; 2. Богословские споры в Эфиопской Церкви. pdf — СПб.: Тип. Елеонского, 1888. — III с. — Библиогр. в примеч. — Извлеч. из: Христиан. чтение. — 1888. — № 1—2, 7—8.
  • Об армянском церковном годе. — : Тип. Имп. Акад. наук. Ценз. 1912. — С. 267—276. — Отд. отт. из: Восток Христиан., 1912. — Т. 1, вып. 3.
  • Общая церковная история: Лекции. — : Типо-лит. Яз-довского, . — 336 с. — Литогр. изд.
  • Описание двух эфиопских рукописей, пожертвованных в Библиотеку Санкт-Петербургской Духовной Академии преосвященным Анатолием, епископом Балтским (ныне Острогожским). — : Тип. Елеонского, . — 392 с. — Авт. установлен по каталогу Рос. нац. б-ки.
  • Троякое понимание учения Оригена о Святой Троице // Христианское чтение. 1880. № 1-2. Спб.
  • Учение Оригена о Святой Троице. — СПб.: Тип. Елеонского, 1879.— VI, 452 с. копия книги
  • Учёные заметки и письма проф. В. В. Болотова, относящиеся к сношениям его с Комиссией по переводу богослужебных книг на финский язык. — СПб.: Тип. Меркушева, 1906. — Март. — С. 379—390; Май. — С. 671—696.
  • Церковнообрядовые разности во втором столетии pdf
  • Церковный строй в первые три века христианства
  • Часослов эфиопской церкви. — СПб., 1898. pdf
  • Theodoretiana. Отзыв об удостоенном Св. Синодом полной премии митрополита Макария в 1892 г. сочинении Н. Н. Глубоковского: «Блаженный Феодорит. Его жизнь и литературная деятельность». — СПб., 1892.
  • К вопросу о filioque. — СПб., 1914.

Ссылки

Болотов, Василий Васильевич в Викицитатнике

Болотов, Василий Васильевич на Викискладе

  • Августин (Никитин), архимандрит. В. В. Болотов и немецкая церковно-историческая наука. — СПб., 2000.
  • Анатолий (Грисюк), митрополит. Памяти профессора В. В. Болотова // Тр. Киевской дух. акад. — 1910. — № 4. — 22 с.
  • Бриллиантов А. И. Профессор В. В. Болотов. Биографический очерк // Христианское чтение. — 1910. — № IV—VIII. — 77 с.
  • Бриллиантов А. И. К характеристике учёной деятельности профессора В. В. Болотова как историка. — СПб., 1901. — 34 с.
  • Бриллиантов А. И. Труды профессора В. В. Болотова по вопросу о Filioque и полемика о его «Тезисах о Filioque» в русской литературе // Христианское чтение. — 1913. — № IV. — 27 с.
  • Венок на могилу В. В. Болотова (сб. ст.) — СПб., 1900. — 75 с.
  • Лебедев Д. А. Воспоминания о Василии Васильевиче Болотове, профессоре Петербургской духовной академии. — Тверь, 1901.
  • Макаровский А. И. (недоступная ссылка) / Церковный вестник : журнал. — 2004.
  • Мелиоранский Б. М. Василий Васильевич Болотов // Византийский временник. — 1900. — Т. 7. — Вып. 3, отд 3. — 6 с.
  • Памяти профессора В. В. Болотова: 10-летие со дня его кончины и открытие бюста в актовом зале академии (сб. ст.) — СПб., 1912. — 46 с.
  • Рубцов М. В. Василий Васильевич Болотов (биографический очерк). — Тверь, 1900.
  • Уберский И. А. Памяти профессора В. В. Болотова // Христианское чтение. — 1903. — № I—II. — 75 с.
  • Храпов А. В. Болотов // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 663—668. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  • Якшич Д. Взгляд профессора В. В. Болотова на старо-католицизм и римско-католицизм. — СПб., 1903.

> Литература

  • Болотов, Василий Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Лекции по истории Древней Церкви

1. Введение в церковную историю I. Предварительные понятия 1. Понятие об истории 2. Понятие о Церкви 3. Работа историка 4. Объективность и конфессионализм в церковной истории II. Вспомогательные науки для церковной истории Палеография. География. Ономатология. Право. Метрология. III. Источники церковной истории 1. Монументальные источники 2. Книжные источники общего характера и их фундаментальные издания 3. Специальные источники церковной истории Греческая церковная историография Латинская церковная историография Церковная историография на восточных языках IV. Разделение церковной истории на периоды 2. История церкви в период до Константина Великого Общий характер этого периода Отдел первый. Христианство и мир языческий: борьба христианства с язычеством в жизни и мысли I. Церковь послеапостольская и Римская империя 1. Мученичество 2. Причины гонений на христиан 1) Отношение к христианству простого народа 2) Отношение к христианству правительства. Общие причины гонений на христиан со стороны правительства Юридические основания гонений на христиан Формы судопроизводства над христианами 3) Отношение к христианству интеллигенции 3. История гонений. Классификация Период первый Церковь sub umbraculo religionis licitae (judaicae) под покровом дозволенной религии (иудейской) Положение христиан до гонения при Нероне Гонение при Нероне Гонение при Домициане Период второй Христианство как religio illicita (недозволенная религия) Век Антонинов Рескрипт Траяна и его значение Мученики при Траяне Рескрипты с именами Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия Мученики при Адриане, Антонине Пие и Марке Аврелии Положение христиан при Коммоде Положение христиан при императорах восточного происхождения и их преемниках до гонения при Декии Период третий. Христианская церковь как общество, гонимое самим правительством Гонение Декия Гонение Валериана Эдикт Галлиэна и положение христиан до гонения при Диоклетиане Гонение при Диоклетиане и его соправителях и положение христиан при их преемниках Действительный характер гонения Диоклетиана и неудача попытки Максимина Христианство как религия дозволенная II. Апологии Христианства и языческая полемика III. Борьба Христианства с языческой мыслью в форме гносиса Опасность для Христианства со стороны гносиса 1. Происхождение и общий характер гносиса 2. Схема содержания гностических систем и их классификация 3. Важнейшие гностические системы Офиты Василид Валентин Сатурнин Маркион Приложение: Манданты (так называемые «христиане Иоанна Крестителя») IV. Распространение христианства 1. Источники сведений о распространении христианства 2. Распространение христианства на Востоке Миссионерская деятельность апостолов в пределах Понто-Боспорского царства, Малой Азии и Парфии (в широком смысле). Христианство в Эдессе Христианство в Египте, Ливии и Пентаполе Христианство в Персии Христианство в Аравии Приложение: Христианство в Эфиопии 3. Распространение христианства на Западе Христианство в Италии и Африке Христианство в Испании Христианство в Галлии Христианство в Германии и на Дунае Христианство в Британии и Ирландии Отдел второй Внутренняя жизнь церкви: выяснение догматического учения и начал церковной дисциплины и обряда. I. Раскрытие учения о Богочеловеке («богословская» стадия по преимуществу: учение о Св. Троице) 1. Учение о Христе, как Боге и теория о Логосе 2. Монархианство А. Монархиане динамисты Б. Монархиане модалисты 3. Учение о Св. Троице Тертуллиана и Оригена и общая схема построения этого учения в доникейский период 4. Учение о человеческой природе Христа в доникейский период 5. Динамическое монархианство Павла Самосатского II. Опыт системы христианского гнозиса Оригена III. Монтанизм IV. Споры о дисциплине и расколы в древней Церкви 1. Раскол Каллиста и Ипполита 2. Расколы Новата и Новатиана 3. Спор о крещении еретиков 4. Раскол донатистов 5. Мелитианский раскол V. Споры о времени празднования пасхи VI. Церковный строй в первые три века христианства 3. История церкви в период вселенских соборов. (I. Церковь и государство. II. Церковный строй) Общий характер этого периода Отдел первый. Церковь и государство I. Обращение в христианство Константина Великого II. Значение национальных особенностей греков и римлян и традиций римского государства и христианской церкви при установлении отношений между церковью и государством III. История отношений между Церковью и государством со времени Константина Великого 1. Религиозная политика Константина Великого и его сыновей 2. Языческая реакция при Юлиане Отступнике 3. Религиозная политика императоров после Юлиана IV. Борьба христианства с язычеством в жизни и мысли V. Права и привилегии церкви в христианском государстве 1. Имущественные права 2. Свобода от податей и повинностей (иммунитет) 3. Судебные привилегии 4. Право ходатайства и право убежища 5. Прочие менее важные законы в пользу Церкви Отдел второй. Церковный строй I. Клир и иерархия 1. Условия вступления в клир 2. Увеличение клира и новые церковные должности 3. Диаконы и пресвитеры 4. Епископы II. Формы церковного союза 1. Парикия, управляемая епископом, и образование приходов в позднейшем смысле 2. Митрополии 3. Экзархаты 4. Патриархаты 5. Притязания римского епископа на главенство в Церкви Вселенской: Римский епископ как папа 6. Соборы 7. Перемены в форме церковного союза 4. История церкви в период вселенских соборов. III. История богословской мысли Предисловие Отдел третий. История богословской мысли I. Споры о Св. Троице (завершение «богословской» стадии споров о Богочеловеке. 1. Арианский спор Происхождение арианства и история арианского спора до первого вселенского собора Первый вселенский собор Борьба с арианством после Никейского собора (325–381) Второй вселенский собор 2. Заблуждения, возникшие в период борьбы с арианством Маркелл Анкирский Фотин, еп. Сирмийский II. Споры христологические («христологическая» стадия споров о Богочеловеке) 1. Время до возникновения несторианского спора Переход от триадологических споров к христологическим: Аполлинарий Лаодикийский Христология противников Аполлинария. Феодор Мопсуэстийский Экскурс: Оригенистические споры в конце IV и начале V века 2. Несторианский спор Догматическая основа спора Побочные осложнения спора и история его до третьего вселенского собора Третий вселенский собор Продолжение спора после собора и примирение Вопрос об осуждении Феодора Мопсуэстийского 3. Монофизитский спор История спора до четвертого вселенского собора Четвертый вселенский собор Спор о догматическом авторитете четвертого вселенского собора и отношение к православию и к монофиситству императоров до Юстина I Распадение монофиситства на толки Торжество православия при Юстине I и осложнения, вызванные папистическими притязаниями Рима. Спор о выражении: «Един Св. Троицы пострада» Юстиниан I и его униональная политика. 4. Спор о трех главах Эдикты Юстиниана о трех главах Причины разногласия между восточными и западными богословами в вопросе о трех главах Пятый вселенский собор Следствия пятого вселенского собора. Общие итоги церковной политики Юстиниана. Политика его ближайших преемников 5. Монофелитский спор Причины возникновения спора и первая его стадия: спор о действиях во Христе Вторая стадия: спор о волях Шестой вселенский собор Марониты III. Иконоборческий спор Мотивы иконоборческого движения История иконоборства Седьмой вселенский собор Причины возобновления иконоборчества после седьмого вселенского собора Иконоборцы второй генерации. Торжество православия Иконоборчество на западе

История Вселенских Соборов входит в историю богословской мысли, а история богословской мысли первых веков христианства представляет собой комментарий на слово «Богочеловек» и слагается из двух периодов: триадологического (GeoAxyyia) «богословие» и христологического домостроительства.
Первая ересь, с которой приходилось иметь дело на Вселенских Соборах,— арианство. Важный вопрос об элементах, вошедших в состав этой ереси, сводится в практической постановке к тому, откуда Арий позаимствовал свое учение — из александрийской школы или из антиохийской. Этот вопрос важен потому, что еще с V в. существует мнение, считающее арианство прямым продуктом оригенизма, или александрийской школы. Но к этому мнению нужно отнестись отрицательно. В арианстве, по нашему мнению, отражается главным образом антиохийское влияние.

Болотов Василий Васильевич — История Церкви в период Вселенских соборов — История богословской мысли

Сост. Д. В. Шатов, В. В. Шатохин М.: Поколение, 2007.-720 с.: ил. ISBN 978-5-9763-0032-3 Читателям серии «Православная Академия»
В. В. Болотов — светило русской историко-богословской науки
I. СПОРЫ О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ
1. Арианский спор

  • Происхождение арианства и история арианского спора до Первого Вселенского Собора
  • Отражение в арианстве антиохийского влияния
  • Различие экзегетического метода александрийской и антиохийской школ
  • Учение о Сыне Божием свт Александра Александрийского
  • Учение Ария
  • История спора до Первого Вселенского Собора
  • Первый Вселенский Собор
  • Источники истории Первого селенского Собора
  • Догматические партии на Соборе
  • Ход соборных рассуждений
  • Значение выражений «ек tf\q ovoiaq» и «dfioovaiog»
  • Борьба с арианством после Никейского Собора (325—381)
  • Стадия первая: борьба арианства с Православием за преобладание в Кафолической Церкви (325—357)
  • Борьба против защитников никейской веры (Евстафия, Афанасия, Маркелла)
  • Интриги ариан против Афанасия при Константии, удаление Афанасия в Рим
  • Попытки ариан заменить никейскую веру новыми формулами; антиохийские формулы 341 г.
  • Сердикский Собор
  • Торжество ариан на Востоке и па Западе по смерти Константа
  • «Манифест» арианства — II сирмийская формула
  • Стадия вторая:
  • распадение арианской партии (357—381)
  • Фракции арианствующих
  • Победа омиусиан (III сирмийская формула)
  • Торжество омиев над омиусианами: Соборы в Селевкии и Аримине (IV сирмийская формула)
  • Распадение арианской лиги
  • Александрийский Собор 362 г.
  • Два течения среди восточных омиусиан
  • Богословские и церковно-политические позиции свт. Афанасия Великого и свт. Василия Великого
  • Объединение омиусиан (мелетиан) на Востоке и установление общения с Западом
  • Свт Григорий Богослов и его деятельность в Константинополе
  • Второй Вселенский Собор
  • Вопрос о замещении Константинопольской кафедры
  • Вопрос о происхождении
  • Никео-Цареградского Символа
  • Недовольство решениями Собора на Западе
  • Обзор борьбы с арианством в IV в. и дальнейшая судьба арианства

2. Заблуждения, возникшие в период борьбы с арианством Маркелл Анкирский

  • Учение Маркелла о Логосе, как первичном определении Сына Божия
  • Учение Маркелла о конце Царства Христова
  • Отношение к Маркеллу на Востоке
  • Фотин, епископ Сирмийский

II. СПОРЫ ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ
1. Время до возникновения несторианского спора

  • Переход от триадологических споров к христологическим: Аполлинарий Лаодикийский
  • Аполлинарий и его ересь
  • Учение Аполлинария о Святой Троице
  • Христологическая теория Аполлинария
  • Христология противников Аполлинария.
  • Феодор Мопсуэстийский
  • Христологическая терминология свт. Афанасия Великого, свт. Григория Богослова, свт Григория Нисского
  • Борьба с аполлинарианством в Сирийской Церкви
  • Учение Феодора Мопсуэстийского о способе соединения Божества и человечества во Христе
  • Экскурс: оригенистские споры в конце IV и начале V в
  • Палестинская стадия споров: Иероним и Руфин, Иоанн Иерусалимский и Епифаний Кипрский
  • Александрийская стадия: Феофил Александрийский и его столкновение с нитриотами
  • Константинопольская стадия: обращение нитриотов к Златоусту
  • Собор «при Дубе» и осуждение Златоуста

2. Несторианский спор

  • Хронология
  • Догматическая основа спора
  • Несторий и Кирилл как представители антиохийского и александрийского направлений в богословии
  • Учение Нестория о единении естеств во Христе
  • Христологическое учение сет. Кирилла
  • Побочные осложнения спора и история его до Третьего Вселенского Собора
  • Отношение Константинопольской кафедры к Александрийской и Римской
  • Причины разрыва общения между Александрийской и Антиохийской Церквами
  • Третий Вселенский Собор
  • Открытие Собора
  • Осуждение Нестория и его протест
  • Condliabulum Иоанна Антиохийского
  • Меры государственной власти к примирению споривших сторон
  • II-Vзаседания Собора
  • Заседания по случайным вопросам
  • Продолжение спора после Собора и примирение
  • Положение дел после Собора
  • Меры к восстановлению мира и примирительное послание Кирилла
  • Разъяснения Кирилла и различие между ним и восточными
  • Вопрос об осуждении Феодора Мопсуэстийского
  • Вопрос о корнях несторианства
  • Томос Прокла к армянам
  • Отношение к Феодору сет. Кирилла

3. Монофизитский спор

  • Хронология
  • История спора до Четвертого Вселенского Собора
  • Внешние причины опасности монофизитства
  • Внутренние причины опасности монофизитства
  • Евтихий: его учение и суд над ним
  • Разбойничий Собор и его деяния
  • Апелляции папе свт Флавиана Константинопольского и Евсевия Дорилейского
  • Томос свт Льва Великого
  • Достоинства Томоса
  • Недостатки Томоса
  • Четвертый Вселенский Собор
  • Созвание Собора и его состав
  • Суд над Диоскором и его низложение Проект вероизложепия
  • «Ород Собора, его содержание и значение
  • Оправдание Феодорита и Ивы
  • Вопрос о правах Иерусалимской кафедры
  • Дело о Ефесской кафедре
  • 28-е правило Собора
  • Спор о догматическом авторитете Четвертого Вселенского Собора. Отношение к Православию и монофизитству императоров до Юстина I
  • Высокое достоинство халкидонского вероопределения
  • Состав и характер епископата того времени
  • Национальное отчуждение окраин империи
  • Волнения из-за Собора при императоре Маркиане
  • Униальная политика Зинона
  • Распадение монофизитства на толки
  • Диоскориане и акефалы
  • Евтихий
  • Диоскор Александрийский
  • Тимофей Элур
  • Филоксен Маббугский и Севир Антиохийский
  • Учение Севира Антиохийского
  • Спор Севира Антиохийского и Юлиана Галикарнасского
  • Актиститы и агноиты
  • Спор тритеитский
  • Спор Дамиана Алесандрийского и Петра Антиохийского
  • Генеалогическое древо монофизитских сект
  • Торжество Православия при Юстине I и осложнения, вызванные папистскими притязаниями Рима. Спор о выражении: «един Святыя Троицы пострада»
  • Восстановление Православия при Юстине
  • Формула скифских монахов
  • Юстиниан I и его униальная политика
  • Диспут в Константинополе 531 (533) г.
  • Императорский указ 533 г.
  • Разделение ролей между Юстинианом и Феодорой
  • Намерение Юстиниана лишить монофизитов иерархии.Собор 536 г.
  • 4. Спор о Трех главах
  • Эдикты Юстиниана о Трех главах
  • Оригенистское движение в Палестине и эдикт против оригенистов
  • Эдикт 544 г. Вынужденное приттие его на Востоке и протест Запада
  • Вызов в Константинополь папы Вигилия
  • Выступление Факунда Гермианского в защиту Трех глав . .461 Udicatum папы Вигилия
  • и агитация против него на Западе
  • Собор в Мопсуэстии
  • «Исповедание веры» Юстиниана (551)
  • Сношения с папой Вигилием патриарха Евтихия
  • Причины разногласия между восточными и западными богословами в вопросе о Трех главах
  • Историческая и догматическая точки зрения на спорный вопрос
  • Историческая позиция западных богословов в отношении к антиохийцам
  • Догматическая позиция восточных богословов в отношении к антиохийцам
  • Вопрос о возможности осуждения умерших и значении церковного поминовения
  • Пятый Вселенский Собор
  • Рассмотрение вопроса о Трех главах
  • Constitutum Вигилия и осуждение папы Собором
  • Следствия Пятого Вселенского Собора. Общие итоги церковной политики Юстиниана и политика его ближайших преемников
  • Несогласие с Собором и смуты из-за него на Западе
  • Бесплодность церковной политики Юстиниана на Востоке; появление монофизитасой иерархии
  • Эдикт о нетленности плоти Христа
  • Юстин II и его униальная политика

5. Монофелитский спор

  • Причины возникновения спора и первая его стадия: спор о действиях во Христе
  • Мотивы для новой попытки унии с монофизитами при императоре Ираклии
  • Начало монофелитского движения в изложении патриарха Сергия
  • Начало монофелзитского движения в изложении прп. Максима Исповедника
  • Участие патриарха Сергия в подготовке унии
  • Переговоры императора Ираклия с Киром Фасиским
  • Соглашение императора Ираклия с католикосом Эзром
  • Действия императора Ираклия в Сирии
  • Униальный акт Кира в Александрии
  • Уния с армянами в Карине
  • Переписка патриарха Сергия и папы Гонория
  • EvvoSuct] патриарха Софрония
  • !Гри личности: Софроний, Сергий, Гонорий
  • Монофелитство папы Гонория
  • Спор о действиях во Христе
  • Вторая стадия: спор о волях
  • ’Еквеспд императора Иракли
  • Преподобный Максим Исповедник и его диспут с Пирром
  • Twioq императора Константа
  • Латеранский Собор (649)
  • Суд над папой Мартином и прп. Максимом
  • Отношения между Константинополем и Римом
  • Шестой Вселенский Собор
  • Ход соборных деяний и осуждение монофелитов
  • Догматическое определение Собора
  • Марониты
  • Вопрос о Мароне и происхождение маронитства
  • Легенда о патриархе Иоанне Мароне

6. Иконоборческий спор

  • Мотивы иконоборческого движения
  • Политические мотивы
  • Церковные мотивы
  • История иконоборчества: иконоборцы первой генерации
  • Начало иконоборческого движения
  • Указ императора Льва Исавра
  • Протест папы Григория II
  • и подложные послания с его имнем Прп. Иоанн Дамаскин
  • и патриарх Герман Константинопольский
  • Иконоборческий Собор 754 г. и его opoq
  • Постсоборная политика императора Константина: гонения на иконопочитателей
  • Отношение к иконопочитанию императора Льва Хозара и императрицы Ирины
  • Константинопольский Собор 786 г.
  • Седьмой Вселенский Собор
  • Состав Собора
  • Соборные деяния
  • Решение вопроса о епископах-иконоборцах
  • Определение Собора о почитании икон Причины возобновления иконоборчества
  • после Седьмого Вселенского Собора
  • Популярность императоров-иконоборцев
  • Разногласия в среде иконопочитателей
  • Иконоборцы второй генерации
  • Гонения против икон императора Льва Армянина
  • Император Михаил I
  • и его отношение к вопросу об иконах
  • Иконоборческая политика императора Феофила
  • Торжество Православия при императрице Феодоре
  • Иконоборчество на Западе
  • Нападки на Седьмой Вселенский Собор в Libri Carolini … .670 Франкфуртский Собор 794 г. и Парижский Собор 825 г.
  • Принятые сокращения

Список изданных трудов В. В. Болотова
Именной указатель

Болотов Василий Васильевич — История Церкви в период Вселенских соборов — История богословской мысли — Борьба против защитников никейской веры (Евстафия, Афанасия, Маркелла)

Успешнее велась борьба против лиц. Около 330 г. низложен и сослан Евстафий Антиохийский. Обвинения против него характерны для приемов арианствующих: Евстафия обвиняли не только в савеллианстве, но еще как сочитавщего прелюбодея, а вместе с тем и тиранах Таким образом, брошен был в почтенного епископа целый ком грязи: подозревали и его нравственную чистоту, и политическую благонадежность. Известно, что Евстафий был перемещен в Антиохию из Верии (нынешнего Алеппо), причем некоторые Церкви были, безусловно, против перемещения, и потому факт перемещения мог рассматриваться как духовное прелюбодеяние. Но тот факт, что Евстафий был перемещен по постановлению Собора, показывает, что подобного взгляда не было в Восточных Церквах. На политическую благонадежность Евстафия набрасывали тень обвинения в том, что он непочтительно отзывался о Елене, матери императора. И может быть, это была правда. Елена раньше была язычница, и конкубинат тогда являлся законным явлением. К тому же Елена была низкого происхождения — дочь содержателя трактира. Поэтому-то Евстафий и мог говорить о неславном прошлом Елены. Относительно этих-то обвинений Константин в послании к Антиохийской Церкви по поводу низложения Евстафия выражал радость, что верующие «стряхнули с себя эту грязь». Вскоре затем сосланы Асклипа Газский и Евтропий Адрианопольский.

После того как была сломана великая сила на Востоке, ариане задумали удалить и Афанасия из Александрии. Провести свое влияние в Египте было, конечно, особенно важно для арианствующих. Никейский Собор позволил мелитианских епископов принимать в общение в их сане, с надеждой — сделаться единственными епископами в городах по смерти соправящих епископов. Однако мелитиане были не совсем удовлетворены даже и этим снисхождением. Соединение их с Церковью продвигалось тяжело и состоялось лишь в ноябре — декабре 327 г. 17 апреля 328 г. скончался Александр Александрийский. 8 июня 328 г. рукоположен был во епископа его преемник Афанасий Великий. Афанасий был еще так молод (род., может быть, в 295—296 г.), что его враги в 332 г. могли выставить перед императором против него обвинение, что он сделался епископом, не достигнув канонического (30—35-летнего) возраста. Молодость, несокрушимая энергия воли и крепкий организм, гениальный ум и высокое образование соединились в новом архиепископе, который уже прославился в Никее как передовой борец за Православие. Евсевий Ни- комидийский обратился к нему с предложением, подкрепленным угрозой,— принять Ария в общение. Афанасий ответил конечно отказом. Тогда евсевиане заключили союз с мелитианами и начали заодно агитировать против Афанасия. Неизвестный биограф Афанасия Великого задался целью определить, сколько лет Афанасий был пастырем Церкви и сколько лет провел в изгнании до 8 июня 368 г. Оказывается, что на кафедре он пробыл 22 года, 5 месяцев и 10 дней, а в пяти изгнаниях 17 лет 6 месяцев и 19 дней.
Первое обвинение против Афанасия явилось в 331 г. Мелитианские епископы подняли в Никомидии дело «О ЛЬНЯНЫХ стихарях», каком-то налоге, будто бы установленном Афанасием. Пресвитеры александрийские Макарий и Апис опровергли эту клевету. Тогда было предъявлено другое обвинение: Макария и Афанасия обвиняли в одном и том же, именно: будто бы во время визитации нома2, который не имел епископа, а управлялся пресвитерами, Афанасий и Макарий вторглись в храм, где совершал богослужение Исхира, мелитианский пресвитер, разбили чашу и пролили Святую Кровь. Кроме того, Афанасия обвиняли в измене, будто бы он послал ящик золота узурпатору Филумену. Результатом этих обвинений было то, что Афанасий вызван был в 332 г. adcomitaturn(ко двору), оправдался перед Константином и отпущен был с честью: император назвал его в своем послании «человеком Божиим». В 334 г. Афанасий получил вызов на Собор в Кесарию Палестинскую, но отказался явиться, потому что Собор состоял из врагов его.
В 335 г. исполнилось 30-летие царствования Константина и окончена была постройка базилики над Гробом Господним, на освящение которой Константин созывал в Иерусалим епископов. Последние должны были предварительно собраться на Собор в Тире и умиротворить Александрийскую Церковь. Афанасий получил от императора такое энергичное требование явиться на Собор, что должен был ему подчиниться. В сопровождении около 50 епископов египетских явился он на Собор. Число всех отцов Собора простиралось до 180. Александр еп. Фессалоникийский, Маркелл еп. Анкирский и Максим еп. Иерусалимский стояли во главе православных; но большинство епископов стояло на стороне Евсевия.
На Соборе Тирском 335 г. против Афанасия повторены старые обвинения и добавлены новые. Рассказ о попытке обвинить его в нецеломудренной жизни, первоисточником которого является история Руфина, едва ли достоверен; во всяком случае, в актах Собора, которые читал еще Созомен, не было ни малейшего намека на этот скандальный эпизод. Новые обвинения выдвинуты были присутствовавшими здесь мелитианами. Мелитиа- не теперь обвиняли Афанасия в жестоком обращении с ними и даже в убийстве их епископа Арсения Ипсильского (в Фиваиде), руку которого Афанасий будто бы хранил у себя для волхвования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *