История храма на нерли

Сочинение по русскому языку Герасимова «Церковь покрова на нерли» 1 часть. когда построен храм и кем историки связывают это с каким событием 2.часть. на первый взгляд храм какой поэты сравнивают его с чем какими словами можно описать храм где изображена церковь что является фоном для храма как связан храм с окружающим пейзажем 3 часть . какие чувства вызывает эта картина  зачем на картине изображены люди

Ответ:

C чего начинается Родина ? Русский человек бы ответил так : с храма. В. С. Герасимов создал шедевр, перенеся на полотно красоту земную. Церковь Покрова — на- Нерли была построена князем Андреем Боголюбским в память об умершем сыне Изяславе.

Она поражает величием. Солнечный день как улыбка ребенка. На фоне бескрайних просторов — храм как верный часовой.Весь в белом. Его глава — в небе с плывущими облаками. Солнце греет камень храма и обрисовывает его естество среди неповторимой листвы и неба. Церковь возникает будто из-под земли, как и холм, на котором она расположилась. А в реке — ее колеблющееся отражение.

Спокойная Нерль с легкостью качает лодчонку. На другом берегу зритель видит женщину с маленьким ребенком. Жизнь идет…

Хочется не только смотреть на полотно, но и подойти к храму, постоять и о чем -то подумать и нечто тайное прошептать о любви к Родине и искусству… Герасимов показал гордую , величественную и таинственную Россию…

Объяснение:

LiveInternetLiveInternet

Совсем недавно посчастливилось побывать в удивительном месте… «Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойденных шедевров, нет, быть может, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, ибо этот архитектурный памятник воспринимается как поэма, запечатленная в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания. Водная гладь, заливные луга и, словно башня, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот легкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всем своем бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности, лаконической красоте.» (Любимов Л.Д.)

В стороне от селений и больших дорог, на берегу реки Нерль, на заливном лугу стоит церковь Покрова на Нерли — один из самых известных памятников древнерусского зодчества. Вокруг — только пойменные луга и озёра, а путь в 1,5 км от Боголюбово до храма нужно преодолеть пешком. Пешую прогулку до церкви можно назвать паломничеством, потому что каждый год тысячи туристов идут сюда по чистому полю, чтобы поклониться таланту древних мастеров, создавших памятник мировой архитектуры, и несколько минут молча постоять у белокаменных стен, которые помнят почти девять веков истории.

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», на перекрёстке важнейших водных торговых путей.

Князь Андрей Боголюбский в середине 12 века учредил праздник, дотоле неизвестный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку: праздник Покрова Божией Матери (совершается 1/14 октября), воплотивший в себе веру святого князя и всего русского народа в принятие Богородицей Святой Руси под свой омофор. Покров Божией Матери стал одним из любимейших русских национальных церковных праздников. И первым храмом, посвященным ему, был храм Покрова-на-Нерли, воздвигнутый мастерами св. князя Андрея в 1165 году в устье Нерли так, чтобы князь мог всегда его видеть из окон своего Боголюбского терема.

Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Церковь Покрова на Нерли отличается гармонией пропорций, изяществом силуэта и полным слиянием с окружающими пейзажами.

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх.

Стены церкви украшены резными рельефами, прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству.. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Царя окружают фигуры птиц, львов и трёх женских масок с волосами, заплетёнными в косы.

Удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов.

Эта небольшая церковь по праву считается одним из шедевров мировой архитектуры. В ней чрезвычайно ярко проявились не только художественный гений и мастерство владимирских зодчих, но и художественные идеалы древнерусских художников. На то время во Владимиро-Суздальской земле формировалась школа, в которой наряду со строительным мастерством развилась художественная резьба по камню, белому известняку местного происхождения.

С трех сторон входы украшены резными порталами.

Чем ближе подходишь к ней, тем четче становятся ее спокойные, уравновешенные формы. Когда смотришь на стройные пилястры, плавно закругленные своды, которыми завершаются фасады, стройный барабан с мягко очерченным куполом, белоснежные стены церкви, которые отражаются в небольшом озере, чувствуешь какую-то песенную гармонию.

В этом здании поражает стройность и изящество, исключительное богатство новых, небывалых ранее соотношений между его частями.

Аскетический облик церкви Покрова на Нерли определил её царственную красоту и силу. Внутри нет ни позолоченных иконостасов, ни богатых росписей. Но безызвестные зодчие добились того, к чему стремились — они воплотили в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является стержнем любой религии.

Удивительный по своей красоте уголок природы — достойное обрамление одного из самых известных символов России.

Над ровной, зеркальной гладью воды возвышаются одинокие стволы редких деревьев

Церковь Покрова на Нерли входит с 1992 года в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

>

Храм Покрова на Нерли

Главная » История » Храм Покрова на Нерли

Храм Покрова на Нерли – один из значительнейших памятников древнерусской архитектуры. Этот небольшой крестово-купольный храм отличается гармонией своих пропорций. Церковь посвящена празднику Покрова, одному из любимейших в народе праздников Русской Православной Церкви, отмечаемому 14 октября.
Храм Покрова расположен в 13 километрах к северо-востоку от Владимира, вблизи села Боголюбово и бывшего дворца Великого князя Киевского Андрея Боголюбского на небольшом холме посреди лугов, у места впадения Нерли в Клязьму. Когда весной луга заливаются половодьем, церковь будто плывет по воде.

Андрей Боголюбский повелел возвести эту церковь в 1165 году в память о своем младшем сыне Изяславе, павшем во время похода против волжских булгар. Несмотря на сложный грунт основания, место расположения было выбрано удачно. Корабли с посланниками и гостями из восточных стран, которые по Волге и Оке шли во Владимир, а также ладьи из Суздаля и Ростова, спускаясь вниз по течению, проплывали мимо, и церковь, окруженная водой, казалась им невероятным чудом.
В 1784 году игумен Боголюбского монастыря получил разрешение епископа на снос церкви ради строительного материала. Поскольку игумен и строители не смогли договориться о стоимости работ, церковь сохранилась. В связи с этим событием возникла легенда о том, что один строитель, взобравшийся на купол, чтобы приступить к сносу, был ослеплен осколком позолоты, отскочившим от креста. Ослепший упал с купола и снова прозрел. Это посчитали большим чудом, и строители отказались сносить церковь.
За прошедшие века церковь почти не изменилась. При реставрации 1877 года была снесена галерея, а купол был заменен на купол луковичной формы. Аркады, т.е. лестница, ведущая вверх, к хору, и фрески не сохранились.

Церковь Покрова на Нерли была построена из светлого песчаника. Её венчает купол, опирающийся на 4 колонны. С востока церковь имеет 3 придела. Пропорции церкви удлиненные и устремленные вверх, чтобы придать ей более стройные очертания. Недостатком такого архитектурного решения было то, что внутреннее пространство церкви оказалось слишком темным для проведения богослужений. Стены церкви слегка наклонены внутрь, чтобы создать иллюзию большей высоты строения.

Здание установлено на ленточном фундаменте глубиной 1,6 метра из твердых скальных глыб. На нем архитекторы возвели верхний фундамент из обтесанных камней высотой 3,7 метра. Внутри и снаружи он был покрыт слоем утрамбованной глины. Так образовался искусственный холм, который изначально был дополнительно покрыт плитами из белого камня, которые защищали церковь от весенних половодий.
Убранство церкви посвящено Богородице. На 3 фасадах нанесены одинаковые изображения псалмопевца Давида. Давид окружен голубями и львами, которые олицетворяют вечную борьбу добра и зла. По бокам фасадов проходит ряд женских барельефов, символизирующих Деву Марию.
«…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…», – Игорь Эммануилович Грабарь.
В 1992 году церковь как часть объекта всемирного культурного наследия «Владимирский собор, монастыри и церкви Суздали и Кидекши» включена в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Покрова на Нерли

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Православный храм
Покрова Пресвятой Богородицы
на Нерли
Страна Россия
Посёлок Боголюбово, Суздальский район, Владимирская область
Адрес 601270, Владимирская обл., Суздальский р-н, пос. Боголюбово, Вокзальная ул., д. 10 (ур. Покров-на-Нерли)
Конфессия православие
Патриархат Московский
Епархия Владимирская
Благочиние Суздальское районное
Тип помещения крестово-купольный храм
Престольный праздник 1 (14) октября — Покров Пресвятой Богородицы
Настоятель игумен Гавриил (Крускоп)
Основание 1150—1160-е годы
Основатель великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Первое упоминание середина XII века
Архитектурный стиль русская архитектура
Имущество передано Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику
Состояние
  • действующий храм;
  • музейная экспозиция
Статус всемирное наследие, объект культурного наследия России и part of World Heritage Site
Объект культурного наследия России
объект № 3310157000 (БД Викигида)
Объект всемирного наследия
White Monuments of Vladimir and Suzdal. Church of the Intercession on the River Nerl
(Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Церковь Покрова на Нерли)
Ссылка № 633-004 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (i), (ii), (iv)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1992 (16-я сессия)
Медиафайлы на Викискладе

Це́рковь Покрова́ на Нерли́ — белокаменный храм во Владимирской области России, в 1,5 км от посёлка Боголюбово; выдающийся памятник владимиро-суздальского зодчества.

Строительство

Храм Покрова на Нерли олицетворяет период расцвета Владимиро-Суздальского княжества при Андрее Боголюбском. В это время преобразился Владимир, отстроился Боголюбов — новый город с белокаменным княжеским дворцом и храмом Рождества Богородицы. За 1158—1165 годы строительная артель Андрея Боголюбского создала ряд замечательных белокаменных построек. Его храмостроительная программа сопоставима с деятельностью Ярослава Мудрого, отстроившего Киев веком раньше.

Для церкви Покрова было выбрано место чуть более чем в километре от княжеского дворца при впадении Нерли в Клязьму (позднее устье сместилось на юг, оставив после себя старицу). Устье Нерли находилось на пересечении важных торговых речных путей и служило воротами во Владимирскую землю: здесь корабли поворачивали ко княжеской резиденции, отсюда разворачивалась панорама на Боголюбов с княжеским дворцом и на Владимир. Церковь должна была стать выдвинутым вперёд элементом репрезентативного ансамбля, его предвратным монументом.

Летописные свидетельства о церкви Покрова весьма скупы. В Кратком Владимирском летописце говорится: «и потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град… и постави церкви две камены». «И постави ей храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица» — сообщает Новгородская первая летопись. Очевидно, одна из упоминаемых церквей — Покровская. Наконец, «Житие князя Андрея Боголюбского», источник 1702 года, содержит более подробные сведения. Из текста следует, что храм построен за один сезон в память об Изяславе Андреевиче, сыне князя, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию:

Сегѡ̀ же лѣ́та сы́нъ є҆гѡ̀ пе́рвый и҆зѧсла́въ а҆ндре́евичъ ко гдⷭ҇ꙋ ѿ̾и́де… Се́й же вели́кїй кнѧ́зь а҆ндре́й, а҆́ще печа́лїю ѡ҆ сконча́вшемсѧ сы́нѣ, ꙗ҆́кѡ чл҃вѣ́къ ѡ҆б̾ѧ́тъ бы́въ, и҆ скорбѧ́ше… бо́лѣе въ бг҃оꙋгѡ́дныѧ дѣла̀ поѡщрѧ́шесѧ; и҆́бо бг҃олю́бскїѧ ѻ҆би́тели, ꙗ҆́кѡ по́прище є҆ди́но, на рѣкѣ̀ клѧ́зьмѣ, въ лꙋгꙋ̀, нача̀ зда́ти цр҃ковь во и҆́мѧ прест҃ы́ѧ бцⷣы чⷭ҇тна́гѡ є҆ѧ̀ покро́ва, на ᲂу҆́стьѣ рѣкѝ нерлѝ… ѻ҆́нꙋю цр҃ковь є҆ди́нымъ лѣ́томъ совершѝ и҆ ѻ҆би́тель мона́шествꙋющымъ при не́й содѣ́ла.

Судя по тексту, церковь построена не ранее 1165 года, так как в этом году умер княжич. Так, Василий Доброхотов датировал памятник 1166 годом. На основании текста «Жития…» датировали храм Николай Воронин (указывал 1165 год несмотря на то, что княжич умер осенью этого года и за оставшееся время выполнить строительство было нельзя) и Павел Раппопорт (указывал 1165—1167 годы при том, что «Житие…» сообщало о постройке за один сезон). Высказывались и другие точки зрения. Николай Артлебен и Никодим Кондаков считали, что церковь Покрова строилась одновременно с владимирским Успенским собором. Но Артлебен не исключал, что она может относиться и ко времени правления Всеволода III. Дмитрий Бережков колебался между 1165—1167 годами и 1190-ми годами. В научной и популярной литературе долго фигурировала принятая Ворониным датировка 1165 годом.

Владимирский летописец XVI века содержит и посвящение, и дату, называя церковь Покровской в сообщении под 1158 годом:

Въ лѣⷮ ҂ѕхѯ҃ѕ. Сии же кн҃ꙁь ѻ҆ндрѣи бг҃олюбовныи град спом ѡсыпа, посᲅави тᲂу цр҃ковь каменꙋ ржⷭ҇ᲅво сᲅ҃ѣи бцⷣи на клѧꙁмѣ рѣцѣ , а҆ дрꙋгꙋю покровᲆ сᲅ҃ѣи бцⷣи на нерли, и҆ ᲂу҆сᲅрои мнⷭ҇ᲅырь.

— ПСРЛ, т. XXX, стр. 68

Сергей Заграевский и Татьяна Тимофеева на основании этой и других летописей, в том числе домонгольских, в качестве датировки церкви Покрова принимают 1158 год.

Согласно Лаврентьевской летописи, строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры». Василий Татищев уточнял в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса). Полиэтническая строительная артель Андрея переняла навыки добычи, обработки и строительства из белого камня от старых мастеров. Но величественный замысел князя и талант его зодчих сформировали гораздо более совершенный стиль: усложнилась композиция, более стройными стали пропорции, появились сложные белокаменные рельефы фасадов.

Перед зодчими стояла непростая задача: место строительства находилось в заливаемой пойме, поэтому нужно было обезопасить храм от воды. Для этого на фундаменте были возведены четырёхметровые стены, засыпанные землёй. Образовался искусственный холм, облицованный каменными плитами, на котором церковь встала как на пьедестале.

Камень для строительства, видимо, добывали в окрестностях Москвы. Залежи известняка образуют подземную, частично поднимающуюся на поверхность, жилу, протянувшуюся от подмосковных притоков Клязьмы до среднего течения Оки. Процесс строительства начинался с заготовки строительных материалов, затем разбивали на месте план и отрывали фундаментные рвы по периметру и осям столпов, до глубины залегания материкового грунта. Считается, что у белокаменных зданий был ленточный фундамент, положенный не в котлован, а во рвы, которые заполнялись глыбами валунов, булыжником, обломками известняка и туфа и заливались раствором. Стены и своды строились сначала с козел, а по мере увеличения высоты с деревянных подмостей и лесов. Для кровель использовали тёс, но, может быть, и свинцовые доски. Шлемовидные главы покрывали красной аравийской медью с позолотой. Неизвестно, каким было в древности покрытие главы церкви Покрова, но форма её, как предполагают исследователи, приближалась к шлемовидной. В окна белокаменных храмов вставляли деревянные оконницы, которые могли быть заполнены стеклом.

История

Церковь была освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Однако источники, говорящие об установлении этого праздника на Руси в середине XII века по почину Андрея Боголюбского, отсутствуют, а в домонгольских летописях о церкви говорится как о посвящённой не какому-то конкретному празднику, а Богородице. Следовательно, этот праздник мог быть установлен и позднее (первые упоминания о нём относятся к XIII веку), и в этом случае церковь первоначально могла иметь какое-либо иное посвящение.

По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами петрографических анализов белого камня, использованного для строительства церкви.

Первоначально церковь Покрова была собором небольшого, но имевшего белокаменные укрепления монастыря, располагавшегося на стрелке Клязьмы и Нерли. Этот монастырь в конце XVI века упоминался среди патриарших домовых монастырей, во второй половине XVII века имело место его кратковременное процветание, в 1764 году он был упразднён. В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) добился разрешения разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.

Сергей Заграевский. Реконструкция первоначального вида церкви Покрова и Покровского монастыря на Нерли

Архитектура

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу, и стоит на рукотворном холме высотой около 3 м и площадью около 23 соток, на котором располагались и другие монастырские постройки. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток водных торговых путей.

Обычный для древнерусских храмов бутовый ленточный фундамент из пролитых известью необработанных камней, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более 5 м. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10×10 м без учёта апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крещатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создаёт дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создаёт очень ясный конструктивный «рисунок» храма.

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году). Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…

Примечания

  1. Перечень Приходов, Монастырей, Подворий (юридических лиц), входящих в структуру централизованной религиозной организации Владимирская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), продолжающих свою деятельность в 2018 году // Официальный сайт Владимирской епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)
  2. Покров // Справочно-информационный портал Грамота.ru. (Проверено 18 декабря 2018)
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 Тимофеева Т. П., Новаковская-Бухман С. М. Церковь Покрова на Нерли. — М.: Сев. паломник, 2003.
  4. Раппопорт, 1993, с. 70.
  5. 1 2 3 Заграевский С. В. К вопросу о реконструкции и датировке церкви Покрова на Нерли. // Мат-лы обл. краевед. конф. (20—21 апреля 2007 г.). — Владимир, 2008. — Т. 2. — С. 3—12.
  6. Доброхотов В. И. Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями. — М., 1852. — С. 70—71.
  7. Воронин, 1961, с. 279, 298.
  8. Раппопорт, 1993, с. 264.
  9. Артлебен А. Н. Древности Суздальско-Владимирской области, сохранившиеся в памятниках зодчества в пределах Владимирской губернии. — Вып. 1. — Владимир, 1880. — С. 50—52.
  10. Толстой И. И., Кондаков Н. П. Русские древности в памятниках искусства. — Вып. 6. — СПб., 1899. — С. 14.
  11. Воронин, 1961, с. 262.
  12. Бережков Д. Н. О храмах Владимиро-Суздальского княжества (XII—XIII вв.) — Владимир на Клязьме: Типо-литография Губ. правления, 1903. — 146 с. — С. 13, 19, 99—100.
  13. Раппопорт, 1993, с. 70, 72.
  14. Тимофеева Т. П. Архитектура времени Андрея Боголюбского // Памяти Андрея Боголюбского. Сб. ст. — М. — Владимир, 2009. — С. 56—58.
  15. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — Рязань, 2001. — С. 467.
  16. Флоренский П. В., Соловьёва М. Н. Белый камень белокаменных соборов. // Природа : журнал. — № 9. — 1972. — С. 48—55.
  17. 1 2 Заграевский С. В. Вопросы ранней истории Покровского монастыря на Нерли // Материалы XXI межрегиональной краеведческой конференции (18 апреля 2016 г.). — Владимир, 2016. — С. 194—201.
  18. Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. — М.: Искусство, 1967. — С. 126.
  19. Заграевский С. В. Первоначальный вид церкви Покрова и Покровского монастыря на Нерли. Опыт графической реконструкции // Мат-лы ХХIII межрегиональной краевед. конф. (13 апреля 2018 г.). — Владимир, 2018. — С. 224—235.
  20. Храм Покрова на Нерли Архивная копия от 22 марта 2017 на Wayback Machine на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Литература

  • Афанасьев К. Н. Были галереи или нет? О прошлом храма Покрова на Нерли / К. Н. Афанасьев // Архитектура СССР. — 1983. — № 6. — С. 51—53.
  • Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков: в 2 т. — Т. 1.. — М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 558 с.
  • Заграевский С. В. К вопросу о реконструкции и датировке церкви Покрова на Нерли // Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М. : Алев-В, 2008. — С. 129—146.
  • Плугин В. А. Храм Покрова на Нерли: Архитектура и скульптура церкви Покрова Богоматери XII века: Альбом / авт. текста В. Плугин. — Л.: Аврора, 1970. — 40 с. — (Публикация одного памятника; Вып. 5).
  • Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. — СПб.: Стройиздат. С.-Петербургское отд-ние, 1993. — 288 с.
  • Раппопорт П. А. Еще раз о галереях церкви Покрова на Нерли // Архитектура СССР. — № 1. — 1984. — С. 106.
  • Тимофеева Т. П. Церковь Покрова на Нерли / Т. П. Тимофеева, С. М. Новаковская-Бухман. — М.: Сев. паломник, 2003.

Церковь Покрова на Нерли белым маяком возвышается на рукотворном холме над заливным лугом, будто указывает путь странникам. Благодаря своей уникальной ландшафтно-архитектурной композиции, творение русских зодчих известно далеко за пределами Владимирской области. С 1992 г. церковь Покрова на Нерли внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а луг, где находится боголюбский храм, входит в состав историко-ландшафтного комплекса, который имеет региональное значение.

Загадки возникновения церкви Покрова на Нерли

История создания церкви Покрова на Нерли полна неточностей и домыслов. Достоверно известно лишь одно – при каком князе был возведен храм. Этот белокаменный шедевр был возведен во времена князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.

Точный год постройки назвать сложно. Большинство историков связывают постройку храма с кончиной княжича Изяслава, как стремление князя Андрея увековечить память о своем сыне. Тогда датой основания церкви можно считать 1165 г. Однако в исторических сводках говорится, что церковь была возведена «летом единым», а княжич умер осенью. Так, справедливее говорить о 1166 г. как о дате строительства храма и «лете едином», упоминаемом в жизнеописании князя Андрея.

Альтернативным является мнение, что церковь Покрова на Нерли была возведена одновременно с постройкой монастырского ансамбля в Боголюбово на рубеже 1150-1160 гг. и не имеет никакого отношения к смерти княжича. Согласно данной версии, возведение храма – благодарность Пресвятой Богородице за покровительство владимирцам в битвах с булгарами.

С булгарами связывают и легенду о том, что впечатляющий своей белизной камень доставлен из Булгарского царства, покоренного Андреем Боголюбским. Однако последующие исследования полностью опровергают подобное предположение: камень в завоеванной части Булгарии имеет коричнево-серый оттенок и значительно отличается от известняка, который применяли при строительстве.

Андрей Боголюбский очень трепетно относился к празднику Покрова Пресвятой Богородицы. По его настоянию новую церковь освятили в честь Богородичного праздника. С того момента и пошло широкое почитание этого праздника и сейчас практически в каждом городе можно встретить покровский храм.

Секрет зодчих

Церковь Покрова на Нерли по праву считают памятником архитектуры не только национального, но и мирового масштаба. При всей лаконичности форм она является ярчайшим образцом русского стиля архитектуры и послужила каноническим образцом при проектировании других храмов.

Место для постройки выбрано не случайное – в старину здесь было пересечение оживленных речных и сухопутных торговых путей, но довольно необычное, ведь храм построен на заливном лугу в месте, где Нерль впадает в Клязьму.

Уникальное место потребовало и нестандартного подхода к строительству. Чтобы постройка простояла века, зодчие использовали при ее возведении нестандартный прием: сперва был сделан ленточный фундамент (1,5–1,6 м), продолжением которого стали стены высотой почти 4 м. Затем это сооружение было засыпано грунтом, получившийся холм и стал фундаментом для возведения церкви. Благодаря этим хитростям, церковь уже какой век успешно противостоит ежегодному наступлению воды.

Интересен тот факт, что, если верить некоторым картинкам из летописей монастыря, первоначальный образ сооружения значительно отличался от современного. Это подтверждают и раскопки, проведенные в 1858 г. епархиальным зодчим Артлебеном Н. А. и в 1950-х годах Ворониным Н. Н., крупным специалистом в области традиционной древнерусской архитектуры. Согласно их находкам, церковь была окружена сводчатыми галереями, придававших ее убранству сходство с торжественностью и пышностью русских теремов.

К сожалению, имена тех, кто построил шедевр русского зодчества, не дошли до наших времен. Историками установлено только то, что наряду с русскими мастерами и архитекторами, трудились и специалисты из Венгрии и Малопольши – на это указывают характерные романские черты декора, искусно наложенные на традиционную византийскую основу.

Внутреннее убранство поражает своей изысканностью. Первоначальная роспись не сохранилась, большая часть их была утрачена во время «варварского» ремонта в 1877 г., который, не согласовав с епархиальным зодчим, затеяли монастырские власти. Отреставрированные и новые элементы дизайна настолько органично сочетаются между собой, что создают впечатление единого целого.

Есть у храма и свои архитектурные особенности: несмотря на то, что стены возведены строго вертикально, создается впечатление, что они немного наклонены внутрь. Особенно это заметно на фото, сделанных внутри церкви. Подобная иллюзия создается благодаря особым пропорциям и столпам, которые сужаются к верху.

Еще одна нетипичная особенность декора церкви – резные рельефы, изображающие царя Давида. Его фигура является центральной на всех трех фасадах. Помимо Давида, изображенного с псалтирью, на рельефах представлены парные фигуры львов и голубей.

Вехи истории

Судьба церкви Покрова на Нерли полна печальных событий. После того, как в 1174 г. погиб покровитель храма, князь Андрей Боголюбский, церковь полностью перешла на попечение братии монастыря. Финансирование прекратилось, в связи с этим так и не была воздвигнута колокольня, которая изначально была запланирована как часть архитектурного ансамбля.

Следующим бедствием стало монголо-татарское разорение. Когда в XII веке татары взяли Владимир, они не обошли вниманием и церковь. Видимо, их прельстила утварь и другие драгоценные элементы убранства, на которые не скупился князь.

Но наиболее губительным для храма чуть не стал 1784 г., когда он относился к Боголюбской обители. Настоятель монастыря вознамерился разрушить белокаменный храм и использовать его в качестве стройматериалов для монастырских построек, на что даже получил разрешение во Владимирской епархии. К счастью, он так и не смог договориться с подрядчиком, иначе уникальный памятник архитектуры был бы утрачен навсегда.

Относительно «безоблачная» жизнь началась у храма только в 1919 г., когда он поступил в попечительство к Владимирской губернской коллегии по делам музеев, уже в статусе памятника древнерусского зодчества.

В 1923 г. богослужения в храме закончились и от разрушений и осквернения в годы советской власти его спасло только географическое положение (никому не был интересен участок среди луга, постоянно затапливаемый водой) и статус музея.

Рекомендуем посмотреть на храм Спаса на Крови.

Начиная с 1960 г. популярность церкви возрастала из года в год, привлекая все больше туристов и паломников. В 1980 г. реставраторы возвратили церкви облик, максимально приближенный к исходному, однако богослужения возобновились лишь в 1990-х.

Как доехать

Церковь Покрова на Нерли находится в поселке Боголюбово под Владимиром. Добраться до храма можно несколькими способами:

  • выбрать одну из многочисленных экскурсий, которые в изобилии предлагают туристические агентства Владимира, Москвы и других крупных городов;
  • воспользоваться общественным транспортом. Из Владимира до Боголюбова идут автобусы №18 или №152.
  • самостоятельно на авто, GPS-координаты церкви: 56.19625.40.56135. Из Владимира следует ехать в направлении Нижнего Новгорода (трасса М7). Миновав Боголюбский монастырь, свернуть налево, до ж/д станции, где можно оставить машину.

Какой бы вариант не выбрали, будьте готовы, что нужно еще порядка 1,5 км пройти пешком. Подъезда к святыне нет. Во время весеннего разлива вода поднимается на несколько метров и добраться можно только на лодке, за небольшую плату подобную услугу предлагают местные предприимчивые лодочники.

Однако, сколько бы усилий вы не потратили на поездку, один лишь взгляд на нарядный белоснежный храм, буквально парящий над речной гладью, наполнит душу умиротворением и восполнит силы. Более детальное описание маршрута и расписание богослужений можно найти на сайте Владимиро-Суздальской епархии, к которой храм относится в настоящее время.

Сейчас это не только место паломничества верующих, живописный край очень полюбился художникам и фотографам. Во время паводков церковь окружена водой со всех сторон, отчего она выглядит буквально возведенной посреди реки. Особенно эффектно выглядят снимки, сделанные на рассвете, когда туман над рекой создает дополнительный ореол таинственности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *