История христианства в Европе

Огромный шаг на пути решения проблемы личности и человеческих отношений был сделан с возникновением и распространением христианства. Христианство дало мощный импульс развитию самосознания личности. Это было связано, во-первых, с признанием равенства всех людей перед Богом («нет ни эллина, ни иудея»), чего не было в античном сознании («люди и боги не равны, эллины и варвары не равны, хозяева и рабы не равны»). Во-вторых, христианство провозгласило, что поведение каждого человека зависит от него самого, от его свободного выбора, его индивидуальных душевных качеств, ибо Бог наделил человека свободой воли (согласно Августину, осознание несовпадения человеческой воли с Божественной в конце концов и ведет к открытию Я как личности). В-третьих, христианство определило особое место человека в тварном мире. Если античное сознание рассматривало человека как частицу Космоса, подчиненную ему, живущую и действующую по его законам, то христианское видение человека, созданного по «образу и подобию Божию», изначально ставило его над всем сущим, полагало его господином природы. В-четвертых, христианство провозгласило важнейший принцип человеческих отношений — «возлюби ближнего как самого себя».

Но христианство наложило и определенные ограничения на развитие человеческой индивидуальности и на характер человеческих взаимоотношений, поскольку, во-первых, отдавало приоритет не индивидуальному, а «соборному» (церковному) существованию человека (этот приоритет был существенно подорван только в протестантизме); во-вторых, несмотря на провозглашенный христианством принцип всеобщей любви, общение людей на его основе оказывалось не столько целью, сколько средством, обеспечивающим возможность общения человека с Богом — «мысленно-молитвенного на земле» (М.С. Каган) и непосредственного на небесах. Таким образом, высшая ценность была признана за общением человека с Богом, а не с себе подобными, хотя это и несло в себе очень мощный нравственный заряд.

В области теории и практики ораторского искусства Средневековье немного добавило к наследию античности.

Крит – пятый по величине остров в Средиземном море и самый южный регион Европейского сообщества. Именно здесь много тысячелетий назад появилась первая европейская цивилизация – Минойская. Неудивительно, что каждый сантиметр критской земли пропитан мифами и легендами.

Древние греки утверждали, что владыка Зевс появился на свет именно здесь. Жестокий Кронос, отец Зевса, поглощал собственных детей, не желая делить с кем-либо власть. Так Кронос проглотил Посейдона, и Плутона.

Маленького Зевса спрятали от кровожадного отца в далекой пещере на острове Крит. Дабы заглушить детский плач, воины-жрецы куриты били мечами по бронзовым щитам, оберегая самого главного греческого бога. От названия воинов и произошло имя самого большого греческого острова.

Крит всегда был «яблоком раздора» между самыми различными народами. Здесь властвовали дорийские греки, римляне, арабы, венецианцы, турки. Лишь в 1913 году остров вошел в состав Греции. Все эти и другие народы оставили на критской земле свои следы. Будь-то дорийский стиль колонн древних храмов или фонтаны и дома в венецианском стиле. Подобные кварталы, поразительно напоминающие Венецию можно обнаружить в Ханье и Ретимно – городах северного побережья. «Жива» до сих пор и пещера Зевса, в нее водят туристов.

С севера на юг, от гор — к морю

Эту экскурсию можно найти в ассортименте «Музенидис Трэвел». Южная кайма критских гор богата ущельями и лощинами. Неповторимые и разнообразные ландшафты и рельефы, множество «фотостопов» на обзорных точках сделают незабываемым ваше путешествие от Эгейского моря к изумрудно-голубому Ливийскому заливу. Особенно впечатляет вход в ущелье Котсифу, его местные жители прозвали «Свистящим». На выходе из ущелья укромно приютилась часовенка Святого Николая, прикрытая нависшим утесом. Открывающийся внизу берег Ливийского моря известен чистыми водами, красивыми пляжами и теплым климатом даже в зимний период.

Здесь же, на высоком берегу моря, расположен Святой Патриарший ставропигиальный монастырь Святого Иоанна Богослова Превели XVI века. Сокровище монастыря – чудотворный честной крест. Неоднократно разрушаемый монастырь возрождался верою православного служения Господу и любви к людям.

Причем, в ходе поездки туристы могут не только полюбоваться красотой и святынями, но и просто отдохнуть. Для этого в маршрут включена деревня Плакияс, живописно раскинувшаяся недалеко от Курталиотского ущелья, завораживающего красотой дикой природы. Огромные орлы, парящие под облаками, чувствуют себя здесь единственными хозяевами. Небольшой журчащий ручей, текущий здесь, дает начало горной реке Мегапотамос.

Затем начинается движение к северному берегу Крита с выходом в точке, где вдоль побережья протянулся гостеприимный и уютный город Ретимно (быть может, самый красивый на острове). Венецианская жемчужина – старый город с узенькими улочками и средневековым портом – он до сих пор хранит атмосферу интриг, заговоров, любовных свиданий и дуэлей. Здесь туристов ждет Fata Morgana – Крепость привидений.

Не будет преувеличением назвать этот маршрут одним из интереснейших. Двигаясь в сторону Ханьи по морскому побережью, можно добраться до деревеньки Врисес, построенной на берегах реки Вриссано. В зелени платанов, среди шума воды перед вами предстает в своей красе древний мост греко-римского периода. Свод моста – 11 метров, колонны моста – 8, 5 метров и толщина стен – 5 м.

Далее, через каньон Каре (Сфакийские Фермопилы, где были написаны славные страницы критской истории), мы направляемся в долину Эскифу, третью по величине на Крите (730 м над уровнем моря). Окруженная горными вершинами Кастро (2218 м) и Трипалли (1493 м), эта долина круглый год дает обильные урожаи.

Не доезжая Хора Сфакион, мы поворачиваем на юго-восток к Франкокастелло. Форт прямоугольной формы с 4-мя башнями по углам был построен венецианцами в 1371 году. В начале XIX века вокруг него разразились кровопролитные битвы между восставшими критянами и османами.

После осмотра форта, купания и отдыха, туристы едут к каньону Котцифу, и затем на север, к серебряному городу – Аргируполи, где их ожидают потрясающие панорамные виды, «фотостопы», обед в прохладной тени вековых платанов под серебряный шум водопадов.

Вечер на острове Спиналонга

В программу этой экскурсии компании «Музенидис Трэвел» входит посещение живописного монастыря, почти незаметного на фоне гор и оливковых рощ. После монастыря туристы отправляются в увлекательную морскую прогулку к необитаемому острову-заповеднику «Спиналонга».

Долгие годы крепость служила последним убежищем для людей, страдающих проказой. И сей факт принес положительный результат: остров оказался единственным местом в Греции, свободным от немецкой оккупации во время Второй Мировой войны – здесь не было немецкого гарнизона.

Ознакомившись с историей и архитектурой острова, туристы плывут в уединенную бухту, где можно искупаться в кристально чистой воде залива Элунда.

При возвращении к побережью Крита, туристам предлагают посетить рыбацкую деревушку на морском берегу, тихую и уютную, где всегда можно отведать блюда прекрасной критской кухни. В заключение программы – сияющий ночными огнями, красивейший из городов Крита – город Св. Николая, покровителя путешественников, моряков, рыбаков.

Огни вечернего города

Обязательно нужно поехать на экскурсию по старому городу, который носит имя греческого героя Геракла, Ираклиону – столице острова Крит. Здесь гостей ждут знакомство со средневековой архитектурой эпохи Возрождения, знаменитая венецианская лоджия, фонтан «Морозини» (самое популярное встречи влюблённых), прогулки по необычному, играющему веселыми ночными огнями старому городу. Знаменитые минойские фрески, предметы утвари, украшения и оружие можно увидеть в Археологическом музее Ираклиона, втором после Афинского музея Эллады.

В 5 км от Ираклиона находится легендарный Кносский дворец. В конце XIX века ее повезло открыть английскому археологу Артуру Эвансу. В огромном дворце царя Миноса было 1500 помещений, расположенных на пяти этажах. Сейчас можно увидеть развалины почти 800, в том числе и тронного зала.

Увиденное впечатляет всех. Поражаешься мастерству древних строителей, которые возвели огромное величественное сооружение, уничтоженное разрушительным землетрясением, возникшим вследствие извержения вулкана на острове Санторини, удаленном от Крита на 120 км.

Развалины минойских дворцов можно обнаружить также в Мали и Фесте, где был найден знаменитый Фестский диск с древними письменами, до сих пор нерасшифрованными. Античные развалины повсеместно встречаются на Крите и активно посещаются туристами, как и памятники других эпох.

После пищи духовной в Ираклионе и его окрестностях — долгожданная развлекательная программа в сердце Ираклиона, в модном диско-клубе. Гостей здесь ждет современная греческая музыка от популярного ди-джея и трио «Виртуозы». В исполнении группы прозвучат всемирно известные классические мелодии в оригинальной аранжировке, а в репертуаре вечерней программы объединится гамма российской и зарубежной поп-музыки. Развлекательная программа длится до 2-х часов ночи, и желающих вернуться в отель досрочно не бывает!

«Дорогами православия» – эксклюзив от «Музенидис Трэвел»

Эта экскурсия расписывается с учетом пожеланий гостей. В ходе нее можно увидеть развалины древних монастырей, поклониться чудотворным иконам и ознакомиться с богатыми коллекциями религиозного зодчества и старинных церковных книг. Россияне смогут также побывать на службе, пообщаться с монахами.

Монастырская история на Крите насчитывает не одно столетие. Например, монастырь Превели был основан еще в XVI веке. Он находится в 37 км от Ретимно, куда был перенесен спустя век. По преданию, монастырь берет свое начало от церквушки Святого Иоанна, вокруг которой в пещерах жили монахи-схимники, ведущие самый асктический образ жизни.

Добраться сюда можно только через ущелье Куртальотико по дороге построенной монахами. Строительство монастыря началось, видимо, во времена византийской оккупации, на что указывает дата 1594 г., выбитая на колоколе церкви Иоанна Предтечи.

Построенный в уединенном, труднодоступном месте, монастырь Превели играл не последнюю роль во время восстаний, особенно в XIX веке. Во время Второй мировой войны, когда в 1941 году фашисты внезапно захватили остров, монахи прятали у себя британских солдат, а ночью переправляли их на подводные лодки. В благодарность за это в 1991 году здесь появился памятник-фонтан возле Святых Ворот.

Монастырь Превели состоит из двух частей: Писсо Монастири и Като Монастири. Като Монастири вместе с церковью Агиос Иоаннис о Продромос сейчас закрыты, а Писсо Монастири с церковью Агиос Иоаннис о Теологос были специально реставрированы для посещения туристическими группами. Сегодня здесь можно увидеть уцелевшие после турецких набегов здания, и те которые были построены после них.

Монастырь известен своими реликвиями: иконой Христа «Царь царей», работы художника Михаила Превелиса (середина XVIII века), иконой Агиос Иоаннис и Теодорос (XIII век), Чудотворным Распятием (XVIII век).

Монастырь – действующий, но сюда можно зайти туристам, на его территории есть музей, где можно увидеть разную церковную утварь, и сувенирный магазинчик. Для православных бесплатный вход и в монастырь, и в музей. Про этот монастырь в середине XIX века сэр Джон Спратта в своем дневнике написал, что это «одно из самых счастливых мест, способных отвлечь от бремени и тягот жизни».

В Аркадии также есть монастырь. Он был построен как крепостной комплекс, в центральных складах которого обрабатывались и хранились продукты в конце венецианского периода. В центре монастыря возвышался собор, который был украшен двумя кораблями. Корабли были посвящены Вседержителю и Святым Елене и Константину. В центре внутреннего двора возвышался прекрасный собор, который был построен в 1587 году.

Уже в средние века монастырь играл важную роль в развитии культуры на острове.

Здесь была огромная библиотека, школа, монахи переписывали произведения того времени. Вторжение турок резко снизило активность жизни монастыря, однако со временем культурная жизнь восстановилась, а монастырю разрешили звонить в колокола.

В 1866 году монастырь был окружен турецкой армией, критяне в это время прятались в подвалах. Однако когда защитники и крепостные стены пали и турки устроили повторение «Варфоломеевской ночи», один из повстанцев, Костис Ямбуракис, поджег склады с порохом и град камней похоронил под собой и повстанцев и большую часть нападающих.

Сейчас на территории монастыря есть музей, в котором можно увидеть удивительные реликвии тех трагических событий, а также различные уникальные иконы.

Красивейший пляж Европы – Элафониси

Путь приведет вас к сказочно красивому пляжу на южном Крите. Вы увидите развалины античного города. Дорога проходит между дикими оливковыми деревьями и платанами через ущелье Таполие. На высоте 80 метров над уровнем моря расположена церковь Агия София, откуда открывается потрясающий вид. Затем вы посетите знаменитый монастырь Хрисоскалитиса, который находится в крепости на вершине крутой скалы над узкой бухтой. К монастырю ведут 90 ступеней. Согласно легенде, одна из них – золотая, но увидеть ее могут лишь те, кто не грешил в своей жизни.

Маленький островок Элафониси соединен с Критом мелким бродом длиной 800 метров, его легко перейти при тихой погоде. Окружающие пейзажи, прекрасный песчаный пляж и всегда спокойное море располагают к превосходному отдыху.

Из монастыря – в пальмовую рощу

Это увлекательное путешествие по восточной части острова, где прекрасные бухты так и манят искупаться. Именно здесь сохранился уникальный уголок, который дышит атмосферой соседнего африканского континента: знаменитый пальмовый заповедник.

Туристы пересекут множество ущелий и каньонов, посетят археологические раскопки дворца минойской цивилизации XVIII вв. до н.э. Като Закрос, а в заключение побывают в самом южном портовом городе Крита и Европы – Иерапетра. Здесь сохранилась крепость, построенная в числе первых на острове: она была основана крестоносцами в XII веке.

Проезжая мимо живописных диких уголков критского ландшафта, вам представится возможность выбрать понравившийся пляж для купания и перекусить в одной из деревенских таверн.

Что такое древнегреческий полис — город, государство или общество? Была экономика в Древней Греции рыночной? Какие ценности жители Древней Эллады принесли на завоеванные земли? За что мы ценим древнеримский, право?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Соотношение цивилизационного и формационного подходов к изучению прошлого, ценности Запада.

Не умаляя значения других древних цивилизаций, мы все-таки должны признать, что особое влияние на историю народов Европы сделали Древняя Греция, эллинистические государства и Древний Рим. их история, богатая событиями и достаточно подробно описана и изучена, во многом известна и вам. Однако вряд ли будет лишним еще один взгляд на нее с точки зрения движения человечества к современной цивилизации. Чем обогатили эти древние цивилизации человечество? Почему память о них сохраняется в веках, а интерес к ним не уменьшается со временем?

Зарождение античной цивилизации

В Греции в VIII-VI вв. до н.э. развились социально-экономические и политические явления, которые предоставили античному обществу определенную специфику по сравнению с другими цивилизациями: классическое рабство, система денежного обращения и рынок, полис — основная форма политической организации, идея суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны и основные принципы морали, эстетические идеалы, которые повлияли на весь античный мир. Наконец, в тот период зародились важнейшие элементы античной культуры — наука и философия, главные жанры литературы, театр, архитектура, спорт.

Стремительный подъем, подготовленный предыдущим развитием хозяйства, имел различные последствия для общества. Рост производительности труда благодаря использованию железных орудий в сельском хозяйстве и ремесле привел к увеличению избыточного (сверх необходимого для производителя) продукта труда. По сельскому хозяйству освобождалось все большее число людей, обеспечивало быстрый рост ремесла. Отделение ремесла от сельского хозяйства повлекло за собой регулярный обмен между ними, то есть — появление рынка не как места, куда со всей Греции свозились товары, а как регулярных торговых связей между областями и районами страны. Развитие торговли требовал такого продукта, который мог бы играть роль всеобщего эквивалента легко обмениваться на другие продукты труда. Таким эквивалентом стали деньги. Первоначально функцию денег выполняла скот, позднее — монеты из металла, которые можно было обменивать на другие продукты по определенному счету.

Несмотря на то, что в архаический период Греция не была единым государством, регулярные торговые связи между отдельными полисами приводили к постепенному формированию этнического самосознания: греки начинали осознавать себя единым народом — эллинами, отличным от других — нееллинив. Одним из проявлений самосознания эллинов были знаменитые Олимпийские игры, проводились с 776 г. до н. и на которые допускались только эллины.

Основной чертой нравственного сознания древнегреческого общества того периода было сочетание чувства коллективизма и состязательного начала. Существование отдельного человека вне рамок общины, полиса было невозможно, поэтому высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса. «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестно упав, храброму мужу в бою ради отчизны своей», — писал спартанский поэт Тиртей. А принцип состязательности воплощался в стремлении как можно лучше послужить полиса.

К УШ-VI в. до н.э. относится появление совершенной архитектуры, главным образом общественной. Все силы общества использовались для монументальных культовых сооружений, прежде всего храмов покровителей общины. Для полисного мировоззрения было характерно представление об особом связь полиса с определенным божеством-покровителем. Общегреческое значение имели лишь святилища в Д эльф ах и Олимпии. Обычай принесения даров в храмы способствовал тому, что последние сосредоточивали лучшие произведения искусства, а их территория напоминала музее.

Величайшим достижением греческой культуры той эпохи было создание алфавитного письма. Превратив финикийскую составляющую систему письменности, греки создали свой алфавит. Для того, чтобы овладеть письмом и счетом, не нужны были годы тяжелого труда. Произошла демократизация системы обучения, которая позволила сделать грамотными практически всех свободных жителей Греции. Овладение грамотой давало возможность пользоваться письменными способами передачи информации, знакомиться с трудами литераторов и ученых.

Особое значение для всей европейской культуры имело возникновение философии — принципиально нового подхода к познанию мира и человека, который в корне отличался от мифологии. Постановка проблем, взгляд на человеческий разум как средство познания, ориентация на поиски причин всего, что происходило в мире в нем самом, а не вне его существенно отличали философский подход к миру от религиозно-мифологических воззрений.

Можно согласиться с мнением ученых, которые связывают возникновение философии с общественным опытом гражданина раннего полиса. Мир полиса, отношения в нем — вот та модель, которая лежала в основе представлений греческих философов о большом мире — космос.

В зарожденной философии складывались противоположные подходы к решению важнейших вопросов устройства мира. Так, мыслители натурфилософского направления (лат. Natura природа) искали первооснову мира в самой природе, а не божество или идеи. Они стремились раскрыть взаимосвязь явлений и понизаты развитие мира. их философия были стихийно-материалистической и диалектической.

Другое направление философии представляли пифагорейцы, последователи известного математика Пифагора. Основой основ пифагорейцы считали математику. Они думали, что количество, форма определяют сущность всего. Постепенно они стали отождествлять вещи с числами, лишив вещественный мир материального содержания. Преобразовано в абсолют число, по мнению пифагорейцев, и составляет сущность мира.

Важнейшие завоевания цивилизации периода архаики были развиты в период классической Греции (от рубежа VI-V вв. До н.э. до 338 гг. До н.э.). В этих достижениях духа проявлялась своеобразная черта античной Греции — формирование этнического самосознания эллинов.

Средневековье предстает перед нами как эпоха со своими особыми социальными отношениями и особой культурой. Во многом она оказала определяющее влияние на развитие современного мира. Данный факт служит аргументом актуальности нашего исследования.

Социально-классовая структура средневекового общества определялась феодальным способом производства, его основными классами были собственники земли (феодалы) и крестьяне. Феодальный способом производства характерный для средневековья стал важнейшим этапом в развитии социально-экономических отношений в истории мировых цивилизаций.

Цель данной работы — рассмотреть Средневековье как этап всемирной истории (V-XV вв.). Задачи работы:

— охарактеризовать становление и развитие христианской цивилизации в Европе;

— изучить процесс появления ислама и развитие арабского халифата;

— исследовать условия развития средневековых Индии и Китая в эпоху Средневековья;

— дать оценку цивилизациям доколумбовой Америки.

Объект исследования данной работы — Средневековье как важная составляющая генезиса мировых цивилизаций. Предмет исследования — развитие социальных, политических и экономических отношений в различных странах Средневековье.

Методы исследования в данной контрольной работе: общенаучный, историзма и метод-переход от общего к частному.

Становление и развитие христианской цивилизации в Европе

Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий. Христианская цивилизация утверждалась не просто на руинах цивилизации античной, но и на ее основе, не только отрицала прежние ценности, но и переосмысливала их. Христианская церковь, ее централизация, иерархия и богатство, ее миропонимание, право, этика и мораль — создали единую феодальную идеологию. Христианство в значительной мере и определило отличие европейской средневековой цивилизации от цивилизаций других континентов той же эпохи.

Религия и церковь заполняли всю жизнь человека средневековой эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Монополизировав в обществе культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи.

Средние века начались с Великого переселения народов. Единственной организацией, уцелевшей после завоевания, была христианская церковь, епископы которой пользовались большим влиянием на население. Германцы постепенно приняли христианскую религию. Для нужд церковного богослужения, написания летописей, королевских указов и других документов использовалась латинская письменность, при церквах и монастырях открывались школы, в которых готовили священников.

Крупнейшим в Европе стало возникшее в конце V в. государство франков. В 800 г. папа Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной. Император становился символом единства германских традиций, римского императорского прошлого и христианских начал. Идея объединения христианского мира стали определяющей для нескольких поколений европейцев. Карл Великий сумел создать огромную державу, куда, кроме Галлии, вошли часть территории Испании, Северная и Центральная Италия, территории Баварии и Саксонии, Паннония (Венгрия). Период существования Каролингской державы (середина VIII — начало X вв.) был временем оформления целого ряда общественных институтов и основных черт культурно-исторического типа, присущего средневековой европейской цивилизации. В 843 г. империя была разделена между потомками Карла Великого на три королевства, которые стали основой будущих Франции, Германии и Италии.

Для эпохи средневековой христианской Европы был характерен феодализм и феодальная раздробленность. Феодализмом именуют общественный строй, название которого происходит от слова «феод». Феод — это населенное крестьянами земельное владение, пожалованное господином — сеньором (по-латински — «старшим») своему вассалу — подчиненному человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу. В некоторых странах отношения между владельцами феодов — феодалами — можно представить себе в виде лестницы (так называемая феодальная лестница). На самом верху ее стоял король — верховный собственник всей земли в государстве, считалось, что свою власть он получил от Бога, который и был его сеньором.

Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство. Такой феодал собирал налоги с населения, имел право судить, мог объявлять войну другим феодалам и заключать с ними мир. Между сеньором и вассалом как бы заключался договор.

В средние века было распространено учение, согласно которому все население Европы в соответствии с Божьей волей делится на три группы — три сословия (входящие в эти сословия люди обладают разными правами и обязанностями). Служители церкви (священники и монахи) составляли особый слой населения — духовенство, считалось, что оно руководит духовной жизнью людей — заботится о спасении душ христиан; рыцари защищают страну от чужеземцев; крестьяне и горожане занимаются сельским хозяйством и ремеслом.

Во времена феодальной раздробленности в Европе церковь была единственной сплоченной организацией. Подавляющее большинство крестьян, горожан и рыцарей верили в то, что вне церкви нет спасения (т. е. без помощи священников, без их молитв, без соблюдения церковных обрядов нельзя попасть в рай). Это позволило римским папам довести борьбу за верховную власть в Европе.

Ситуацию усугубляли некоторые догматические и обрядовые различия в практике восточной и западной церквей. Периодические конфликты между церквами привели к тому, что в 1054 г. римский папа и константинопольский патриарх прокляли друг друга.

Могущество пап и католической церкви в XI-XIII вв. проявилось в организации завоевательных походов на Восток, прежде всего, в Святую Землю. Так христиане называют Палестину, где, согласно Евангелиям, был распят и воскрес Иисус Христос. Главной предпосылкой крестовых походов явилось стремление римских пап распространить свою власть на новые страны.

Важнейшим этапом развития европейской средневековой цивилизации в X-ХІII вв. стало формирование современных государств. Национальные государства в Европе начали складываться в конце XI-ХІII вв., а окончательно сформировались в ряде случаев уже в новое время. Одновременно с национальными государствами возникают и сословно-представительные учреждения. Так, в Англии в 1215 году была принята первая конституция — Великая хартия вольностей, а в 1265 г. — появился парламент. Во Франции при Филиппе Красивом (1285-1314 гг.) были впервые созваны Генеральные штаты, наделенные законосовещательными функциями, в Германии при Максимилиане І в XV в. был создан Имперский сейм — рейхстаг.

В XIV-XV веках Европа вступила в завершающий период эпохи Средневековья, сопровождавшийся кризисом и трансформацией основ средневековой европейской цивилизации.

Сделаем вывод. Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий. Средние века начались с Великого переселения народов. Единственной организацией, уцелевшей после завоевания, была христианская церковь, епископы которой пользовались большим влиянием на население.

В 800 г. папа Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной. Император становился символом единства германских традиций, римского императорского прошлого и христианских начал.

Для эпохи средневековой христианской Европы был характерен феодализм и феодальная раздробленность. Церковь боролась за прекращение междоусобных войн, разбоев и бесчинств. Ситуацию усугубляли некоторые догматические и обрядовые различия в практике восточной и западной церквей. Могущество пап и католической церкви в XI-XIII вв. проявилось в организации завоевательных походов на Восток, прежде всего, в Святую Землю.

В средние века было распространено учение, согласно которому все население Европы в соответствии с Божьей волей делилось на три сословия: служители церкви; рыцари; крестьяне и горожане. Важнейшим этапом развития европейской средневековой цивилизации в X-ХІII вв. стало формирование современных государств.

Цивилизация возникла 17 в. назад.

Цивилизация остановилась 2 в. назад.

Начав распространяться в Римской империи, христианство стало затем ее официальной религией, что произошло после эдикта императора Константина в 313 г., через три столетия после рождения Христа.

Римская империя, все страны Средиземноморья и некоторые страны, расположенные вблизи Европейского континента, оказалась тем пространством, в котором получила развитие молодая победившая религия.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Христианство Запада было и остается важнейшей составной частью европейской мысли и даже рационализма, который возник из христианства и одновременно против него. В течение всего исторического развития Запада христианство оставалось в центре цивилизации, было его движущей силой даже тогда, когда цивилизация увлекала его за собой или деформировала; христианство было объединяющим фактором и тогда, когда пыталось оторваться от цивилизации.

Нынешний европеец, в массе своей атеист, все еще остается приверженным христианской этике, фундамент его поведения заложен в христианской традиции. Европеец может сказать, что он «христианской крови», хотя и не сохранил прежнюю веру.

Согласно классификации П.В. Чернова она относится к комплексу Горизонтальных цивилизаций. Это — Западная и частично Восточная Европа с отростками и трансплантантами (США. Канада, ЮАР, Латинская Америка, Австралия).

Историческая память Черновым не указывается, возможно, Римская империя. Этнодоминантой являются англосаксы. Генеративно-политический центр цивилизации смещался (Франция — Великобритания — Германия — США).

Переход генеративно-политического центра к трансплантанту (США) опасен, поскольку трансплантант, обладая умами, ресурсами и технологиями, не обладает соответствующей им духовно-исторической базой.

Цивилизационный иммунитет агрессивно-активный. Главное свойство Западно-Христианской цивилизации — принудительное мессианство, подчинение и использование других наций и народностей. Колониализм — неоколониализм — новый мировой порядок. Стратегическая задача — введение «нового мирового порядка».

++++++++++++++++++++

Начав распространяться в Римской империи, христианство стало затем ее официальной религией, что произошло после эдикта императора Константина в 313 г., через три столетия после рождения Христа.

Римская империя, все страны Средиземноморья и некоторые страны, расположенные вблизи Европейского континента, оказалась тем пространством, в котором получила развитие молодая победившая религия. Географической основой христианства стало Средиземноморье, границы которого христианская конфессия затем пересекла.

У христианства оказалось достаточно времени для адаптации к римскому миру, для формирования собственной иерархии, для ведения баталий вокруг догматов веры, что было вызвано как хитросплетениями и ловкостью греческого ума и языка, так и необходимостью уточнить теологические основы христианства, зафиксировать его догмы, определить последствия их принятия.

Этой работой занимались первые Церковные соборы (Никея, 325 г.; Константинополь, 381 г.; Эфес, 431 г.; Хал-кедония, 451 г. и др.), а также Отцы церкви, апологеты христианского учения, которые еще до Константина боролись против многобожества, догматики и определили христианскую доктрину в процессе борьбы против разного рода раскольнических сект.

Когда наступил период нашествий с его апокалиптическими катастрофами, церковь уже вышла из младенчества. К VI с его несчастьями она уже укрепила свои позиции, утвердилась в качестве цивилизации античного мира, который она в известной степени спасет, спасая саму себя.

Церковь спасла себя в рушащемся мире, но для этого ей пришлось совершить тысячи подвигов.

Обратить в свою веру захватчиков; продолжить обращение в христианство крестьян или помешать им отдалиться от церкви; обратить в свою веру жителей новых регионов, на которые распространялось влияние Запада; сохранить свою иерархию и поддержать авторитет Рима и Римского епископа, т.е. Папы, в период, когда феодальный строй раздробил единое пространство Запада на мелкие и мельчайшие владения и епископства; продолжить вести идейную борьбу, наиболее известным проявлением которой было противостояние духовенства и империи, закончившееся Вормсским конкордатом (1122 г.).

Развитие монастырской жизни (бенедектинцы, цистерцианцы) способствовало материальной и духовной колонизации сельской местности в XI-XII вв., а вслед за тем, благодаря проповедям францисканцев и доминиканцев, евангелизации городов (XIII в.).

Каждый век был ознаменован своими баталиями, решением своих задач:
XII в. — борьба с катарской ересью;
бурный XV в. — борьба между Церковными соборами и папством;
XVI в. — начало Реформации, одновременное развитие Контрреформации, проводимой иезуитами, евангелизация Нового Света, авторитарные решения Трвдентского собора (1545-1563);
XVII в. — янсенисты;
XVII в. — ужесточившаяся борьба с определенной формой атеизма, которая оказалась опаснее вольнодумства предшествующего века. Это борьбу церкви не удалось закончить в том же веке из-за разразившейся в конце века Французской революции.

Помимо борьбы со своими идеологическими противниками церковь была вынуждена постоянно противостоять дехристианизации населения, которая зачастую выступала в форме обыкновенного отступления цивилизации. Во всех регионах, удаленных от оживленных путей сообщения (в Альпах, например, или в окраинных районах Европы: Мекленбургеще в XIII в., Литва и Корсика в XV-XVI вв.), по-прежнему возникали те или иные языческие культы: то культ змеи, то культы мертвых или звезд, не говоря уже о разного рода подпитываемых местным фольклором предрассудках, которые церковь, не имея возможности искоренить окончательно, просто прикрывала «легкими одеяниями».

В качестве средств доказательства истинности веры церковь использовала все, что возможно: проповеди, предсказания, административные ресурсы, религиозное искусство и театральные действа, чудеса, почитание святых; это последнее достигало иногда таких масштабов, что вызывало беспокойство самих служителей церкви и заставляло их вмешиваться.

Распространение христианства осуществлялось на двух уровнях: на уровне духовной жизни, где религия отстаивала свое учение от нападок противников, действовавших часто из лучших побуждений, и на уровне воздействия на массы, изолированность и трудный быт которых способствовали ослаблению у них религиозного чувства, отдалению от основ веры.

С X по XIII в. влияние христианства шло по нарастающей. Свидетельством этого может служить строительство множества церквей и монастырей: церковь развивалась одновременно с экономическим ростом и социальным развитием Европы, которая в ту пору была полна жизни и демонстрировала признаки преуспевания.

Затем наступил период черной чумы, повлекшей за собой катастрофический регресс. Развитие пошло вспять, и прогресс христианства оказался приостановленным: сражения и смуты Столетняя воина (1337-1453), как ее называют историки, отразились на ситуации не только в Англии и Франции, но и в других странах Запада.

Начиная со второй половины XV в., поступательное движение христианства возобновилось, и оно продолжило распространяться по всей Европе, вновь обретшей мир, хотя смутная тревога в обществе сохранялась.

Примерно с 1450 по 1500 г. отмечались беспокойные времена, которые историки ошибочно назвали Предреформацией. Ошибка заключается в том, что всеобщая духовная смута той эпохи не означала напрямую появления «протестантского» и протестного настроения, свойственного Реформации. В странах, которые впоследствии остались приверженными Риму, чувство религиозного дискомфорта привело к «Реформации» другого толка — реформации католической, которую историки называют обычно Контрреформацией. Как это часто бывает, выбранное название оказалось не совсем удачным.

XVI и XVII вв. прошли под знаком религиозных страстей, ожесточенных духовных споров, накал которых не должен вызывать удивления: так было во времена мадам де Севинье, Паскаля, Расина, когда противостояние между ригоризмом янсенис-тов и более простой, терпимой и человечной моралью иезуитов было наиболее острым.

В XIII в. вновь наблюдается откат церкви. На сей раз материальный подъем был не на ее стороне. Он способствовал развитию научного и философского движения, направленного против церкви и действовавшего от имени прогресса и разума.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *