История иконы Николая чудотворца

О святом Николае Чудотворце

Легендарный духовный деятель, покровитель страждущих и чудотворец родился в городе Патры. Согласно преданию, еще младенцем отказывался от материнского молока по средам и пятницам (то есть в дни христианских постов). С юных лет ему был ниспослан дар чудотворения, поэтому его имя и окружено множеством легенд. Церковная литература считает достоверным не только отказ ребенка от молока, но и, например, события чудесного свойства при избрании Николая епископом в городе Миры, его заступничество за трех мужей в Мирах, спасение девиц от разврата, явление перед Константином Великим в Константинополе и ряд других широко известных деяний, сопровождавшихся необъяснимыми происшествиями и знамениями. Даром чудотворения владеет и душа святого после его смерти. Он глубоко почитается не только во всем христианском мире, но нередко и в среде язычников и мусульман. С 1807 г., когда его мощи были перевезены из города Бари в Миры Ликийские (ныне Демре, Кале), это событие торжественно празднуется у христиан повсеместно, а в России отмечается еще и день преставления святого Николая, которого у нас еще называют «Угодником», потому что все его деяния были угодны Богу. В мае 1087 года итальянскими купцами мощи святителя были перевезены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики Св. Николая в городе Бари (Италия).
Народный календарь отмечает два дня, посвященных Николаю Угоднику: Никола зимний — 19 декабря (6 декабря ст. ст.); Никола весенний (летний) — 22 мая (9 мая ст. ст.)

Базилика Святого Николая (Bari)

Гробница святителя Николая

В славянской традиции

Никола Чудотворец — один из наиболее почитаемых у славян христианских святых. В восточнославянской традиции культ св. Николая по значимости приближается к почитанию самого Бога (Христа).

По народным верованиям, Николай — «старший» среди святых, входит в святую Трону и даже может сменить на престоле Бога. Об особом почитании святого свидетельствуют сюжеты народных легенд о том, как св. Николай стал «владыкой»: он так истово молился в церкви, что золотая корона сама собой упала ему на голову (укр. карпат.).

У восточных и западных славян образ Николая по некоторым своим функциям («начальник» рая — владеет ключами от неба; перевозит души на «тот свет»; покровительствует ратникам) может ассоциироваться с образом св. Михаила. У южных славян образ святого как истребителя змей и «волчьего пастыря» сближается с образом св. Георгия.

Основные функции св. Николая (покровитель скота и диких зверей, земледелия, пчеловодства, связь с загробным миром, соотнесённость с реликтами культа медведя), противопоставление «милостивого» Николы «грозному» св. Илье в фольклорных легендах свидетельствуют, по мнению ряда исследователей, о сохранении в народном почитании св. Николая следов культа языческого божества Велеса.

В иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.

На Никольской башне Московского Кремля находится икона Николы Можайского, в честь которой и названа башня и улица ведущая к этой башне.
Православные цыгане почитают Николая Угодника как своего покровителя.
В Рязанской епархии 15/28 июня местно празднуется день святителя Николая в честь его иконы, явленой в XII веке, выполненной из глины, облаченной в священнические ризы и находящейся в деревянном киоте (в одной руке Святитель держит меч, в другой — церковь). Праздник посвящён иконе, в память о чудесном спасении жителей села от эпидемии холеры в XIX веке.
Почитание калмыками-буддистами Николая Чудотворца было одним из виднейших успехов калмыцкой христианизации. «Микола-бурхан» был включён в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков.
Другой буддийский народ России — буряты — отождествлял Николая Чудотворца с божеством долголетия и процветания Белым Старцем.

«Все без исключения тункинские монголо-буряты, как шаманисты, так и ламаисты, питают глубочайшее почтение к этому (Николаю) Святителю и называют его по-русски на свой лад: «батюша Михола», или же по-монгольски «Саган-Убукгун»».

Прообразом Санта-Клауса является Святой Николай. Первоначально именно от имени этого святого дарились в Европе подарки детям в свой день почитания святого по церковному календарю — 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа вручающего подарки на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В период контрреформации образ Святого Николая вернулся в обиход, однако он уже прочно ассоциировался с рождественскими праздниками, где стал выступать в качестве дарителя подарков. При этом если в Англии в XVII в. возник образ абстрактного «отца Рождества», то в Голландии подарки детям поныне продолжает дарить Синтерклаас, то есть святой Николай, которого изображают как величественного старика в красном епископском облачении; часть голландцев дарит подарки детям на 6 декабря, часть — на Рождество, часть — на оба праздника. В Северной Америке голландский Синтерклаас превратился в Санта Клауса (видимо в Нью-Йорке, основанном голландцами; первое упоминание 1772 г.), — образ, который окончательно оторвался от своего историко-церковного прототипа, оброс новыми мифологическими деталями и коммерциализировался.
Образ Николая Мирликийского на круглой доске предание связывает с болезнью князя Мстислава Владимировича. Князю привиделось во сне, что исцелить его может икона святителя, находившаяся на полатях Софийского собора в Киеве. Туда отправились послы, но были задержаны бурей в устье реки Мсты. Когда волны утихли, они увидели у борта корабля икону Николы «круглою мерою» и доставили её князю. Прикоснувшись к ней, Мстислав выздоровел.

В 2005 году памятник Святому Николаю установлен в городе Николаеве (Украина). Памятник создан с помощью пожертвований жителей города арх. А. Павлов и А. Бондарь, скульптор И. Булавицкий.

Содержание

Краткое описание типов икон святителя Николая

Николай Чудотворец узнаётся сразу (…) Из жития святителя известно, что те, кому он являлся во сне или наяву, либо узнавали его, либо опознавали по иконе (…) Но существует достаточно много изводов того, как он изображается.
Среди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов изображений святого было создано на протяжении десяти столетий как в Византии, так и в России. Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI-ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие.

Часто встречаются иконы, на которых вверху, в облачных небесных сферах, располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском Соборе 325 г. На нём разбирался вопрос об учении Ария… (утверждавшего, что Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, но сотворен Им – Ред.). Это учение было определено как еретическое, ложное. Во время споров святитель Николай ударил Ария по щеке. Собравшиеся на Собор отцы решили, что такое проявление ревности недопустимо и общим решением лишили святительского сана Николая и заключили его в темницу. Однако, многим из них было видение во сне, в котором Сам Господь вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор. После этого святителю вернули сан архипастыря. Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Описание этого события в житии святого в русской письменности входит в так называемую некнижную редакцию «Жития Николы», получившую распространение в ХV-XVI вв.

Традиционными являются изображения святителя Николая с закрытым Евангелием в руках, к менее распространенным относятся иконы святителя с раскрытым Евангелием. Такие образы в русской иконописи известны с XIII века. Евангелие, которое св. Николай держит в руках, раскрыто на страницах, откуда взято начало текста службы святому угоднику. Интерес к этой иконографии и особое ее распространение приходятся на позднейшее время XVIII-XIX веков.
Другим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя. В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, напоминающее тип «молящийся (оранта)». В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Приведенный первый тип известен и в Византии, но встречается крайне редко. В русском искусстве он появляется в XIII в., а распространяется в XIV в., в том числе в житийных иконах. Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не сохранившейся) иконе св. Николая, привезенной из Корсуни в 1225 г. в город Зарайск. Поэтому он получил название Зарайского.
Иконографический тип Николы Зарайского становится наиболее излюбленным в житийных иконах святителя. Они изображают деяния святителя при жизни и после смерти. Житийные образы святого Николая известны на Руси с ХIII-ХIV вв. В это время складываются основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах. Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о перенесении мощей св. Николая итальянскими купцами из разоренных турками Мир Ликийских в южно-итальянский город Бари в 1087 г. Этому событию на Руси придавали особое значение: «Перенесение мощей» становится одним из центральных праздников. С XIV в. этот сюжет входит в число обязательных в житийных иконах св. Николая в Средней Руси; позже, к XV в. он утверждается в новгородских и псковских памятниках.
Вариантом иконографического типа Зарайского становится Никола Можайский; он известен как самостоятельный образ, но в ряде случаев он становится центром композиции в житийных иконах святого. В среднике представлен св. Николай в рост с мечом и храмом в руках, вверху по сторонам от его фигуры изображены Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором в руках. Прототипом этого образа считается статуя свт. Николая, установленная на городских воротах или в городском соборе Можайска. Чудо от этого образа, послужившее спасению города от вражеской рати, положило начало его прославлению и распространению этого изображения.
Известны и оплечные образы свт. Николая Чудотворца. Все сохранившиеся иконы данной иконографии относятся ко второй половине XVI в. Интересно, что за пределами XVI в. подобные образы не имели большого распространения, зато в XIX в., особенно в старообрядческой среде, их популярность возрастает.
Память свт. Николая совершается дважды в год: 6 (19) декабря и 9 (22) мая, т.е. зимой и летом. В связи с этим в обиходе праздники называют ещё: «Никола зимний» и «Никола летний», относя к ним изображения святого в митре и без неё.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках пережил богатую событиями историю: он ни разу не закрывался и не прекращал работу. Сегодня он внесен в список памятников архитектуры федерального значения в Москве.

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках также называют церковью Святителя Николая, Николо-Хамовнической, Никольской или Святоникольской церковью. Само слово «Хамовники» произошло от названия профессии царских ткачей – хамовников, которые жили в Москве по этому адресу.

Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter Мой мир Оглавление:

  • История
  • Внешний вид и убранство
  • В честь кого храм
  • Главная святыня
  • Контакты и расписание службы
  • Деятельность храма
  • Итоги

История

Первое упоминание о храме относится к 1625 году: тогда это была обычная деревянная церквушка для местных жителей. Но уже в 1657 году ее перестроили в каменный вариант, а в 1677 году назвали полным именем, сохранившимся до наших дней. Впрочем, в первоначальном варианте она не сохранилась: через 2 года при царе Федоре Алексеевиче ее перестроили, и в 1682 году освятили. Через некоторое время были достроены трапезная и колокольня.

В годы ВОВ с Наполеоном церковь пострадала, потеряв часть интерьера. Его восстановили только к середине XIX века. В это же время появились настенные росписи, а вокруг поставили ограду. После реставрацию провели в конце столетия, в 1949 и 1972 годах. Удивительно, но храм оставался действующим все это время, даже советская власть не стала закрывать его и уж тем более перестраивать под бытовые здания. В 1912-1960 годах настоятелем был протоиерей Павел Лепехин.

Единственным «грабежом» стало снятие колоколов, и то уникальный латыгинский колокол перенесли в коллекцию Исторического музея Москвы – в 1992 году его вернули на место.

В 2008 году храм отметил юбилей – 160 лет. Перед этим, в 2002 году, в Киселевске был построен храм Божьей Матери «Скоропослушницы», прообразом которого послужил храм в Хамовниках.

Еще один интересный факт связан с именем Льва Толстого: граф жил в Москве неподалеку от храма и являлся его прихожанином. Церковь упоминается им в некоторых произведениях.

Внешний вид и убранство

Храм выполнен в русском узорочьем стиле, популярном в то время и пришедшем из Ярославля. Это белоснежная церковь на 5 куполов с зеленой крышей и разноцветными украшениями, с шатровой колокольней ее соединяет трапезная.

Церковь смотрится очень «народной»: она выглядит одновременно скромно и нарядно, вызывая ассоциации с крестьянскими праздничными одеждами. Ее архитектурная уникальность была признана даже в СССР – не зря же здание не тронули и даже реставрировали.

Внутри сохранились росписи XVIII века (точнее, 1840-х годов): все стены, колонны и потолок украшены ими. На изображениях можно увидеть земную жизнь Христа, сюжеты из Ветхого завета, серафимов и многих других святых. Иконостас четырехъярусный, его венчает Распятие. Он выполнен в голубом и золотом цветах.

В честь кого храм

Святой Николай, в честь которого храм получил свое имя, был византийским епископом в III-IV веке. Он является покровителем путешественников, сирот и заключенных. Святой стал прообразом Санта-Клауса, а история из его жизни о даре 3 бедным девушкам приданного превратилась в традицию рождественских подарков.

На Руси Николай является одним из наиболее значимых и почитаемых святых: количество посвященных ему храмов уступает только церквям Богородицы. ОН считается старшим среди всех святых, а в некоторых традициях даже включают в Троицу: Христос – Богоматерь – Николай.

В Хамовнической церкви в Москве нет никаких икон, посвященных святому – ее название является в большей степени «модным».

Главная святыня

Главной святыней храма Николая Чудотворца является икона Богоматери «Споручница грешных» (Поручительница за грешных перед Господом, посредница между Богом и людьми). Образ был создан в середине XVIII века в Одрино-Николаевском мужском монастыре (Орловская губерния).

Икона сразу отметилась несколькими исцелениями, в том числе от холеры, эпидемия которой разгорелась в то время. Первые чудеса произошли в год написания: были исцелены малолетний сын-эпилептик местной жительницы (она увидела икону во сне), встал на ноги парализованный сын помещика, начала видеть 3-летняя купеческая дочь. Все чудеса произошли практически в одно время, после чего икону перенесли их церкви возле ворот в храм Николая Чудотворца.

В 20-х годах ХХ века монастырь подвергся разорению, иконы роздали местным жителям. «Споручница грешных» досталась жительнице села Старое (сегодня оно входит в Орловскую область). В 70-х годах образ передали прихожанке Раисе, которая в 1994 году уехала с ним в монастырь под Одессой и постриглась там в монахини. Но уже через год Раиса вернулась и поселилась в Николо-Ординской обители, а вот икона осталась на территории Украины.

Ее возвращением занялся схимонах Макарий из Оптиной пустыни. Возвращение образа оказалось сложным делом: во-первых, сам Макарий был инвалидом с парализованными ногами, во-вторых, икона находилась в частной коллекции. Но все-таки в 1996 году «Споручница грешных» вернулась в обитель.

Однако в храме Николая Чудотворца находится не оригинал иконы, а ее список (копия), впрочем, не менее чудотворная. Через 3 года после написания иконы-оригинала ее отправили в Москву для создания ризы. Это время «Споручница» провела в доме подполковника Бонческула. После возвращения иконы в обитель в благодарность подполковнику прислали ее копию.

Хозяин дома поставил ее в домашний иконостас, но вскоре семья обратила внимание на необычный отблеск на иконе, а через некоторое время начала выделяться маслянистая жидкость. Ее собрали и помазали нескольких больных, которые тут же исцелились. После к списку начали приезжать другие страждущие.

Через 2 года подполковник передал копию в храм Николая Чудотворца. Жидкость продолжала сочиться: дьякон вытирал ее бумагой, которую отдавал прихожанам. И хоть вскоре мироточение прекратилось, в алтаре начали появляться видения звезд.

Сегодня существует список официально зарегистрированных чудес и исцелений, совершенных иконой, при этом некоторые из них произошли с язычниками и неверующими.

Другими святынями являются:

  1. Список Смоленской иконы Богоматери, сделанный в XVII веке;
  2. Икона святителя Алексия (конец XVII века);
  3. Икона мученика Иоанна Воина (XVIII век).

Контакты и расписание службы

Расписание богослужений можно посмотреть на сайте храма. В будни и субботу прихожане могут присутствовать на:

  1. 7:45 – исповеди;
  2. 8:00 – литургии;
  3. 17:00 – вечерне и утрене, в субботу – на всенощном бдении.

В воскресенье расписание меняется:

  1. 7:00 – литургия;
  2. 10:00 – литургия;
  3. 17:00 – вечерня и утреня.

В зависимости от церковных праздников расписание может быть изменено.

Деятельность храма

Никольская церковь не ограничивается проведением служб: сегодня в ней действуют воскресная школа и молодежная группа. Школа действует более 20 лет, в ней обучаются дети 6-16 лет в 4 группах. Набор происходит в начале учебного года, занятия начинаются с Божественной литургии. Впоследствии учащиеся не только занимаются на факультативах, но и участвуют в исповеди и причащении.

По адресу школы проходят следующие занятия:

  1. Религиозные: основы нравственности, закон Божий, жития святых, история церкви и т.д.;
  2. Музыкальные: хоровое и церковное пение, народная музыка;
  3. Художественные: творческая мастерская, прикладное искусство.

По субботам проходят дополнительные занятия:

  1. Кружок иконописи;
  2. Церковный хор;
  3. Народные инструменты и народная музыка;
  4. Английский язык с религиозным уклоном.

Для детей 2-5 лет существуют отдельные занятия музыкой и прикладным творчеством. Также в храме существует молодежный кружок: он направлен на общение, просмотр тематических фильмов, посещение выставок, паломничество, постановка спектаклей.

По адресу храма действует и социальная служба. Она оказывает помощь людям в непростой жизненной ситуации, помогает с жильем, лечением и содержанием. Никольская церковь задействована в работе:

  1. С районным обществом инвалидов;
  2. С центром социального обслуживания, на учете которого стоят малообеспеченные и многодетные семьи, матери-одиночки, одинокие пенсионеры;
  3. В Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. Сербского: сотрудники храма проводят пастырскую и социальную работу.

Каждое воскресенье с 12 до 15 часов по адресу храма проводится прием прихожан, также желающие могут получить помощь по телефону у дежурного священника по телефону.

Итоги

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках появился более 3 веков назад, когда по адресу местной деревянной церкви воздвигли каменную. Он не был закрыт во времена Советского Союза и сохранил не только внешний вид, но и внутреннее убранство. Сегодня церковь ведет просветительскую работу среди детей и молодежи, сотрудничает с социальными службами.

Храм Николая Чудотворца

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *