История мировой религии

| История мировых религий:

«Предрассудок! Он обломок
Древней правды. Храм упал;
А руин его потомок
Языка не разгадал»
(Е.Я. Баратынский)

Методологические основы курса — академические, а не апологетические. Ко всем религиям и традициям мы относимся с равным уважением и пиететом, не выделяя при этом ни одной и не считая никакую из них хуже или лучше других. Наши задачи просветительские, а не миссионерские. Занятия предполагают безусловно уважительное отношение к религиозным чувствам всех участников. На занятиях использованы материалы, иллюстрирующие лекционный курс.

1. «И в небесах я вижу Бога» — Религия как общественный феномен

Истоки религии: поиски смысла жизни и преодоление страха смерти. Культ и культура. Структура религии. Функции религии в обществе. Религиозный опыт. Община верующих. От природы к культуре. Формирование человеческой системы ценностей.

fb2 ♦ Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

2. «Человеческий ум и Божественная Премудрость» — Методы религиозного познания Разум и вера

Религия и наука. Рациональное и мистическое. Богословие и теология. Законы Мироздания и наше представление о них. Творец и сотворенное: микрокосм и макрокосм.

fb2 ♦ Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

3. «По веревке на Луну» — Ранние формы религии Магия, религия и мифология

Фетиш и тотем. Погребальные культы и культ мертвых. Духи природы и стихий. Мировое Древо и три мира. Шаманизм. Шаманские практики и шаманский транс.

fb2 ♦ Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

4. «В поисках травы бессмертия» — Религии Древнего Египта

Пантеон богов и богинь. Символика «коптского» креста. История Изиды. Жрецы Изиды как каста посвященных. Зарождение идеи отшельничества и мужских жреческих сообществ как прообраз монашества. Практики посвящений: прыгнуть, посидеть, полежать. Идея загробного суда. Почему египетская культура закончила свое существование.

fb2 ♦ Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

5. «Религии Древней Месопотамии» — Космогония и космология

Эпос о Гильгамеше. Как выглядела Вавилонская башня, для чего её строили? Чем был Вавилон — «Вратами Бога» или «Местом, где все перепуталось». Блудница — это Иван Сусанин. Технический прогресс — это хорошо или плохо? Порядок победил хаос и, как побочный результат, мужчины победили женщин. В чем принципиальные различия города и деревни?

fb2 ♦ Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

6. Ахимса, карма, сансара — Мини-цикл «Все есть ты» — Религии Индии

Учение о перерождении. Социальная доктрина индуизма. Варны и касты. Брахманское служение.

fb2 ♦ Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

7. Индийские аскетические практики — Мини-цикл «Все есть ты» — Религии Индии

Отшельничество. Что такое свобода с точки зрения индуизма. Йога индийская и европейская. Как человек может приобщиться к трем великим аспектам бытия: пространству, времени и закону. Диалектическое единство индуистских богов.

fb2 ♦ Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

8. Индия как плавильная печь различных явлений и верований — Мини-цикл «Все есть ты» — Религии Индии

Основа уклада жизни в Индии — регламентация и предписанность. Боги индуизма. Третий глаз Шивы. Шива разрушитель и оплодотворитель. Шива и Сати. Шива и шакти. Секс как сакральный акт. Кали — женская ипостась разрушения. Эволюция богов позитивная и негативная.

fb2 ♦ Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

9. Кто счастлив? Шесть попыток сокрушить социальную опору индуизма — Мини-цикл «Все есть ты» — Религии Индии

«Живое и мертвое в индийской философии». Брахманское служение. Что значит «спасение» в индуизме. Мокша и тапас. Ритуальные самоубийства. Обычай самосожжения вдов – сати. Индийское кино как рецепт счастья.

fb2 ♦ Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

10. «Мать-Индия от гор до океана» — Другие религии Индостана

Религии оппозиционные брахманизму. Джайнизм. Ахимса как важнейший принцип. Дигамбары и шветамбары. Сикхизм – религия воинов. Сикхизм — религия воинов. Гуру и шишья. Правило пяти «К». Амристар и Золотой Храм. Священная книга Гуру Грантх Сахиб.

fb2 ♦ Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

11. «Выйти из колеса перерождений» — Буддизм 1

Легенда о царевиче Гаутаме. Параллели между биографией Гаутамы и Христа. Революционность ученья Шакьямуни: отказ от каст, сословий, наций, проповедь равенства людей. Срединный путь. Взгляд на проблему страданий и смерти. Возникновение монашества. Четыре благородных истины. Исторический путь буддизма. Будды и бодхисатвы. Основные направления в буддизме — махаяна, хинаяна, чань и дзэн.

fb2 ♦ Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

12. Дзен-буддизм — Буддизм 2

Что такое иллюзия мира? Ламедвовники и бодхисатвы. Чань-буддизм и дзен-буддизм. Учитель и ученик. Притча о полной чашке. Дзенские практики. Путь буддийского монаха.

fb2 ♦ Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

13. Ламаизм — Буддизм 3

Причудливые пути буддизма от Индии до Тибета. Молниеносный взлет и падение монгольской империи. Ламаизм как религия покоя. Мифические и реальные секреты тибетских лам. Жизнь в ламаистском монастыре. Тибетская иконография. Мардонг и ступа. Шамбала и Чистая Земля, мечта и греза.

fb2 ♦ Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

14. Конфуцианство — Религии Китая

Автохтонность и самодостаточность китайской цивилизации. Отрицание метафизики и прагматизм – главная черта ментальности. Учение о Пути — Дао. Безрелигиозный характер доктрин. Конфуций и его учение. Влияние конфуцианства на культуры соседних народов. Учение о долге человека. Индивидуум и государство в конфуцианстве. Китайская геополитика.

Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

15. «В согласии с Дао» — Религии Китая

Понятие Дао. Рецепты счастья. Природа как божество и учитель. Лао Цзы – идеал человека, живущего в согласии с природой. Культ предков и бумажные деньги: ритуал и жертвоприношение. Духи природы и пять стихий. Даосы и конфуцианцы – два взгляда на предназначение человека. Поиски эликсира бессмертия и попытки сохранить мир неизменным. Великие открытия при отсутствии идеи общественного прогресса как парадокс китайской ментальности.

fb2 ♦ Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

16. Религии Японии

Культурное влияние Китая и самобытность японской цивилизации. Традиционная религия японцев синто и шаманизм народов Сибири. Дзен – религия самураев. Буддийский монах и практики монахов ниндзя. Отсутствие религиозной самоидентификации как основная черта японского религиозного сознания. Женщина – красота по-японски. Самурайский дух в современной Японии.

fb2 ♦ Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

17. «Среди оборотней и оживших мертвецов» — Традиционные культы Африки

Своеобразие африканского тотемизма. Почитание животных — покровителей. Тайные религиозные союзы. Полезная и вредоносная магия. Заклятия покойников. Место колдуна в деревенской общине. Маски, ритуалы, танцы. Африканские культы в Латинской Америке: вуду, кандомбле, макондо.

fb2 ♦ Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

18. «Вот капища окровавленные ступени…» — Религии индейцев доколумбовой Америки

Основные религиозные верования. Обновление Вселенной и «новый огонь. «Войны цветов» и человеческие жертвоприношения. Культ насилия и вожделение к жестокости. Государство майя, ацтеков, инков: подъем, расцвет, деградация. Испанское завоевание и крах индейской цивилизации.

fb2 ♦ Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

19. «Ящик Пандоры и огонь Прометея» — Религия Древней Эллады

Боги Олимпа. Полубоги, герои, низшие божества. Религия и греческое наследие: наука, философия, поэзия, театр, спорт. Отношение к женщине и педерастия. Пространство и время мифа. Миф как история, как литература и как вечный источник вдохновения.

fb2 ♦ Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

20. «Под зеленым дубом Лукоморья» — Язычество народов Европы

Божества германцев, кельтов, славян, прибалтов. Славянский пантеон. Жертвы, игрища и забавы. Волхвы, знахари и колдуны. Нечистая сила. Место языческих ритуалов и обрядов в народном сознании.

fb2 ♦ Послушать лекцию в mp3

21. «Обетованная Земля и портативное Отечество» — Иудаизм 1

Иудаизм – первая монотеистическая религия. История еврейского народа, этническая и священная. Легенды и правда в Библии. Понятие Завета (договора) народа с Богом. Текст как основа религии и вторая реальность. Слова человеческие и Божественное Писание. Священники, переписчики и пророки как предтечи разделения властей.Институт пророчества и пророческий дух.

Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

22. «В ожидании Мессии» — Иудаизм 2

Библейские истоки: ветхозаветные пророки о Мессии. Помазанник Божий и посланник Божий. Мессия из рода Иосифа и Мессия из рода Давида. Кого спасет Мессия? Учителя и книжники. Кафедрократия: мудрецы вместо священников, учеба вместо храмового служения. Феномен лже-мессианства: шарлатаны и одержимые. Психологические мотивы лже-мессианства.

Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

23. «Исторический путь евреев» — Иудаизм 3

Исторический путь евреев. Модель еврейской системы государственного устройства. Изгнание и рассеяние еврейского народа. Формирование общинных институтов. Историческая эволюция иудаизма после разрушения Храма. Евреи реальные и еврей мифический. Просвещение и эмансипация. Сионизм и государство Израиль.

Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

24. «Странствия Сына человеческого» — Христианство 1

Мифы, домыслы, факты. Исторический контент возникновения христианства. Пророки и мессианские ожидания. Новый Завет: состав и содержание. Апокрифы и псевдоэпиграфы. Основы вероучения. Основные исторические периоды развития раннего христианства.

Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

25. «Павел – основатель христианства» — Христианство 2

Что мы знаем о Павле: на службе у Синедриона и путь в Дамаск. Павел как создатель доктрины Христианства. Каноны и догматы. Эдикт Константина. Христианство как господствующая религия Римской империи. Вселенские соборы. Зарождение христианского монашества.

Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

26. «Проклятые вопросы» — Христианство 3

Фундаментальные вопросы человечества – проклятые вопросы. В чем смысл жизни? Есть ли жизнь после смерти? Наказание грешникам? Награда праведникам? Чему и как поклоняться? Как достичь спасения? Кто такие «святой» и «праведник»? Что есть грех? Почему мир полон зла? Возможно ли царствие божие на земле? Как относиться к иноверцам? Что/кто есть Бог? Как Бог создал Вселенную? Есть ли другие миры?

Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

27. «Рыцари креста» — Христианство 4 (Католицизм)

Католическая церковь — особенности вероучения, культа, организации. Католицизм в истории Европы. Христианский Запад и его экспансия. Крестовые походы. Монашеские ордена. Собор и Университет. Церковь и Просвещение. Католицизм и колонизация. Ереси и секты. Великий раскол между Римом и Константинополем. Реформы и обновление в католицизме.

Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

28. «Тень двуглавого орла» — Христианство 5 (Православие)

Византия — расцвет, упадок, гибель. Крещение Руси. Москва — третий Рим. Основные вехи истории русской православной церкви. Патриаршество и Синод. Советский период. Православие сегодня. аудио запись лекции не сохранилась. Восстановлена по конспектам слушателей.

Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

29. «Труд и молитва» — Христианство 6 (Протестантизм)

Исторический контекст возникновения протестантизма. Реформация в Европе. Великие проповедники: Лютер, Кальвин, Цвингли. Триумф и трагедия Реформации. Католическая реакция. Особенности протестантского вероучения и устройства церкви. Главные направления в протестантизме: англиканство, лютеранство, баптизм. Церкви Нового времени: адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, мормоны, харизматы. Протестанты в России.

Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

30. «Побег духа из темницы тела» — Гностицизм и христианские ереси

Учение о гнозисе — освобождающем знании. Гностическая картина Мироздания. Девять небес и система паролей. Тело как главная собственность человека. Религиозный бунт и разрушение основ социума. «Путь освобождения»: от аскетизма до вседозволенности. Ереси: павликиане, богумилы, катары, вальденсы. Альбигойцы и крестовый поход против них. Роль инквизиции в борьбе с ересями. Гностицизм сегодня: роман «Суринам».

Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

31. «Нет Бога кроме Аллаха!» — Ислам

Проповедь Мухаммеда и возникновение ислама. Основные тексты: Коран, Сунна, хадисы. Исламский право — шариат. Основные течения в исламе: сунниты и шииты. Исторический путь ислама. Ислам и политика в современном мире.

Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

32. «Куда ж нам плыть?» — Место религии в современном мире

Всеобщий кризис религиозности. Смена исторических эпох и «наступление язычества». Новые культы. Религии перед вызовом времени. Глобальные проблемы в теологической перспективе.

Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

Дополнительные лекции

33. «Выйти из колеса перерождений» — Буддизм

Легенда о царевиче Гаутаме. Революционность учения Шакьямуни: отказ от каст, сословий, наций, проповедь равенства людей. Срединный путь. Взгляд на проблему страданий и смерти. Возникновение монашества. Исторический путь буддизма.

Основные направления в буддизме – махаяна,хинаяна,чань и дзэн. Тибетский буддизм- ламаизм. Буддизм в современном мире.

Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

34. «В согласии с Дао» — Религии Китая и Японии

Учение о Пути – Дао и о Мировой Душе – Тай Чи. Даосизм и Лао-Цзы. Конфуций и его учение. Влияние конфуцианства на культуры соседних народов. Учение о долге человека. Индивидуум и государство в конфуцианстве. Синтоизм – традиционная вера японцев. Религиозный синкретизм и религиозная терпимость. Место древних учений в системе взглядов современных Китая и Японии.

Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

35. «Обетованная Земля и портативное Отечество» — Иудаизм, часть 1

Понятие Завета (договора) народа с Богом. Культ книги и понятие Священного Писания. Текст как основа религии и вторая реальность. Феномен пророчества. Иерусалимский Храм как явление сакральной архитектуры. Учителя и книжники. Ожидания Мессии.

Историческая эволюция иудаизма после разрушения Храма. Кафедрократия. «Еврейский книжный шкаф».

Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

36. «Зарождение христианства» — Странствия Сына человеческого

Возникновение христианства. Новый Завет: состав и содержание. Апокрифы и псевдоэпиграфы. Основы вероучения. Канон и догматы. Основные исторические периоды развития раннего христианства. Эдикт Константина. Христианство как господствующая религия Римской империи. Ереси и секты. Великий раскол между Римом и Константинополем.

Послушать лекцию в mp3 ♦ Почитать текст лекции

Религия играет важную роль в жизни общества. Можно отметить, что в той или иной мере религия всегда сопутствовала историческому пути общества. В трудные, переломные этапы развития общества роль религии многократно возрастала. Человек часто находил в ней утешение, смысл жизни в потоке трудностей и общественных бедствий.

В науке точно не сформулировано определение религии. Выделим наиболее часто встречающиеся определения:
1) религия в широком смысле – это вера в сверхъестественное, в бога;
2) религия в узком смысле – система верований и обрядов, объединяющая людей, их признающих и поддерживающих, в единую общность (конфессию).

Функции религии многообразны. Выделим главные:
— мировоззренческая – религия задаёт принципы, догмы (положения, сомневаться в истинности которых считается грехом), которые предопределяют осмысление мира; религия влияет на формирование мировоззрения;
— компенсаторная – религия придаёт смысл жизни в сознании человека, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в сложных условиях жизни. Через совершение обрядов религия утешает человека, помогает снять стресс;
— коммуникативная – религия обеспечивает общение верующих друг с другом, верующих с богом. ангелами, святыми;
— регулятивная – религия упорядочивает отношения людей друг с другом, регулирует их поведение;
— интегрирующая – религия объединяет людей – верующих – в общности, обеспечивает стабильность церковных организаций;
— культуротранслирующая – религия передаёт элементы культуры от одних людей к другим, способствует развитию письменности, книгопечатания.

Важнейшим компонентом любой религии является комплекс этических вопросов и заповедей. К примеру, в Библии есть Нагорная проповедь Иисуса Христа, важнейшими положениями которой являются заповеди «Не убий!», «Не укради!», «Не прелюбодействуй!». «Не создади себе кумира!» и т.п.

До формирования современных религий существовали проторелигии (ранние формы религий):
— тотемизм – поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку, вера в покровительство какого-либо вида животных или растений;
— фетишизм – вера в особые свойства, покровительство предметов, объектов материального мира;
— анимизм – вера в существование душ, одухотворение материального мира, его предметов;
— магия – вера в способность человека с помощью ритуальных действий влиять на силы природы.

Элементы ранних форм религий остались до сих пор и в современном мире. Например, корова как священное животное почитается в индуизме (тотемизм); многие религии предполагают вещественные атрибуты, которым придаются особый смысл, свойства — крестики, идолы (фетишизм); большинство религий считают, что у человека есть душа, отделяющаяся от тела в момент смерти (анимизм); религии предполагают целый комплекс обрядов, молитв, с помощью которых человек может влиять на природу, других людей и т.п. (магия).

Современные религии можно классифицировать на:
— политеистичные (предполагают многобожие). Политеизмом наделены большинство религий – буддизм, ламаизм, язычество, даосизм и т.п.;
— монотеистичные (предполагают веру в единого бога). К религиям, исповедующим монотеизм, можно отнести индуизм, христианство, ислам. Это более поздние религии. В христианстве можно отметить остатки политеизм – «Бог един в трёх лицах».

По степени распространения религии можно разделить на:
— народностно-национальные — религии, которые исповедует один народ, нация. Таких религий большинство;
— мировые — распространены у нескольких наций, не привязаны к какому-либо этносу. Мировых религий три: буддизм, христианство, ислам. Именно они сегодня имеют наибольшее влияние в мире. Буддизм возник примерно в VI веке до н. э. в Древней Индии. Православие и католицизм — основные ветви христианства, возникшие примерно на рубеже старой и новой эры. Ислам возник примерно в V — VI вв. нашей эры.

Мировые религии в настоящее время оказывают огромное влияние на развитие всего мирового сообщества. Рассмотрим их более подробно. Буддизм — от санскритского слова «Будх» — просветление. Сегодня распространён в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Есть немало последователей и в России — в основном они проживают в Республике Тува, Бурятии и Калмыкии. Источник вероучения и свод священных правил — «Типитака». Основателем буддизма считается принц Гаутама, достигший просветления через созерцание. Важнейший тезис буддизма — достижение просветления, понимания истины через пассивное, бездеятельное созерцание, отвлечение от всех земных желаний. Источник всех проблем и бед, считают последователи буддизм — в земных желаниях и нуждах. От них необходимо отгородиться.

Христианство распространено преимущественно в Европе и Северной Америке. Главная священная книга — Библия. Христианство сегодня представлено тремя основными ветвями — православием, католицизмом, протестантизмом. Православие больше распространено в Восточной Европе. Главами православных церквей разных стран признаются патриархи. Католики признают главой церкви Папу Римского. Протестантизм представлен множеством сект и отдельных направлений христианства (англиканская церковь, баптисты, адвентисты и т.п.). Христианская религия отстаивает идею греховности человека как причины всех его несчастий. По мнению христиан, только молитва и покаяние способны избавить от бед. Главный тезис христианства — терпение, смирение, всепрощение.

Ислам — наиболее молодая из мировых религия. Он распространён в основном на Ближнем Востоке, в Северной Африке. Немало мусульман и в России — в Татарстане, Башкортостане, республиках Северного Кавказа. Главная священная книга — Коран. Имеются также иные религиозные источники — Сунна, Шариат (сборник норм мусульманского права). Ислам — очень строгая религия. Его последователи обязаны пять раз в день молиться, воздерживаться от потребления отдельных продуктов питания, для женщин — носить хиджабу (платок, покрывающий почти всё лицо) и т.д. По мнению мусульман, человек — существо слабое, и ему необходимо уповать на помощь и милосердие Аллаха.

Мировые, а также наиболее развитые народностно-национальные религии имеют особый социальный институт, объединяющий их в конфессии (религиозные группы) — церковь. Церковь — социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (принципы вероучения), который определяет содержание религиозной этики и деятельности, обрядов и культов.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Наши сообщества в контакте

Обществознание: изучаем вместе (основная группа) Обществознание наоборот: ошибки разработчиков

Видеолекции по обществознанию на канале Youtube

Плейлист «Видеолекции по обществознанию»
На сайте вы можете почитать теоретический материал (лекции), посмотреть видеолекции, изучить контрольно-измерительные материалы. Хотите посмотреть обществоведческие термины? Добро пожаловать в раздел сайта «словарь терминов». Просто нажмите на ссылку, выделенную синим цветом!

А если вам нужна помощь, или у вас есть интересные мысли, то загляните на форум. Вот какие темы там сейчас популярны:

Давайте подумаем над заданиями ЕГЭ по обществознанию? — эта тема обсуждается в форуме Обсуждение заданий и иных вопросов подготовки к ЕГЭ

Отзывы о сайте — эта тема обсуждается в форуме Гостевая книга

Самые известные сегодня религиозные системы человечества можно разделить на три группы:

  1. Живые (существующие по сей день) системы, начало которых нам неизвестно (индуизм, синтоизм и тянь-ди/тенгрианство)
  2. Мёртвые системы, начало которых нам неизвестно (древнеегипетская, древнегреческая (включая римскую), месопотамская (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон), финикийская, хараппская)
  3. Живые системы, начало которых нам известно (иудаизм, зороастризм, христианство, ислам, буддизм (условная религия), атеизм (условная религия))
  • Мёртвые (исторически значимые) системы, начало которых нам известно, не существуют.

Для религий характерна тесная связь с государством. При разрушении государств, с которыми связана та или иная религиозная система, она, в большинстве случаев, переставала существовать:

  • Исповедовавшие ведическую религию (индуизм) уничтожили государство, которое поддерживало хараппскую религию, которая угасла
  • Зороастрийцы уничтожили государство (Вавилон), которое поддерживало последний извод месопотамской религиозной системы, которая угасла
  • Исповедовавшие римскую (тесно связанную с древнегреческой) религию уничтожили финикийское государство (Карфагенскую империю), которое поддерживало финикийскую религию, которая угасла
  • Христиане пришли к власти в Римской империи, которая ранее поддерживала язычество (политеизм) своих провинций, в том числе языческого Египта. Египетская религия перестала существовать. Египтяне стали христианами. При этом Римская империя фактически разрушилась, распавшись на Западню Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию)
  • Только иудеи после неоднократного разрушения еврейского государства смогли сохранить религию, существуя наряду с другими народами внутри крупных полиэтничных имперских государственных образований

Начало неизвестно?

Религиозные системы, которые были сформированы в дописьменный период человечества, уходят в непроглядную древность. Когда и кто положил начало какой из этих религий, мы не знаем. Мы знаем то, что эти системы могут иметь отношение к пещерным святилищам палеолита, мегалитам (менгиры, кромлехи, дольмены и др.), палеолитическим венерам и другим широко распространенным артефактам неписьменных культур.

Общее, что можно выделить у всех этих систем, — явные признаки стереотеизма (акцент на соединение мужского и женского первоначал для творения мира).

Таком образом, по всей видимости, мужское первоначало символизировали фаллические мегалиты кромлехов и менгиров, а женское первоначало — вульварные дольмены и палеолитические венеры.

Можно также предположить, что поклонение мужскому началу, которое ассоциировалось с нематериальным духом, светом, небом, огнём и т.п. отправлялись на высоких вершинах гор, а женскому, которое ассоциировалось с материальной и тёмной землей, тьмой и влагой — в сырых горных пещерах. Люди рисовали животных в пещерах, которые (пещеры) символизировали утробу Матери-Земли, — Мать-Земля рожает из себя всё живое многообразие. Мать даёт материальное тело, Отец даёт нематериальную душу.

Стереотеизм и политеизм

Как соотносятся чисто теоретический неписьменный стереотеизм и известные нам по первой письменности политеизмы (языческие системы) — это вопрос будущих исследований. Ясно одно. Древний стереотеизм породил политеизмы. Возможно, это произошло в результате древней глобализации внутри империоподобных древних цивилизаций крупных рек (Инда, Тигра и Евфрата, Нила). Божественные пары в разных обществах назывались по-разному и при объединении в империю произошла мультипликация локальных стереотеистических пар.

Монотеизм как ответ на кризис политеизма

Поздним политеистическим системам был характерен акцент на женском первоначале. Ритуалы почитания женских богинь (имевших в своей основе образ Великой Матери) носили оргиастический характер и пагубно влияли на общественную нравственность. Это приводило к ослаблению общества и к неспособности здорового воспроизводства.

Ответом на кризис политеизма стал монотеизм, который предавал женское первоначало полному богословскому, ритуальному и иконографическому забвению. Мужское же первоначало абсолютизировалось и очищалось от оргиастических наслоений политеизма.

Иудейский монотеизм развивался около 2-х тысячелетий внутри одного народа на Ближнем Востоке. В начале нашей эры монотеизм в виде христианства выплеснулся за пределы еврейского народа и за сравнительно короткое историческое время завоевал почти весь мир, став самой распространенной религией наряду с более поздним монотеистическим исламом.

Кризис монотеизма

С развитием международных торговых и финансовых рынков монотеизм стал ослабевать, так как строгие монотеистические нравственные нормы и патриархальный традиционалистский семейный уклад стали мешать обогащению стремительно усиливавшейся экономически и политически международной буржуазии.

Капиталы, которые были заработаны на ростовщичестве, пиратстве, работорговле и эксплуатации колоний, стали вкладываться в борьбу с монотеистическими религиями. В результате возникли такие широкие общественные течения как Ренессанс (Возрождение язычества, неоязычество), масонство, оккультизм, каббала и атеизм.

Атеизм

В настоящее время атеизм является официальной идеологией западоцентричного мира передовых в финансовом, экономическом и технологическом отношении стран.

Атеизм поступательно развивался вместе с буржуазными революциями и широкую аудиторию в западном мире получил, начиная с времен Великой французской революции, которая сопровождалась целенаправленным массовым террором в отношении христиан сначала во Франции, а затем и по всей Европе (Наполеоновские войны).

Характерно то, что на Востоке атеизм как массовое идеологическое явление сложился раньше, чем на Западе. Это произошло в период кризиса ведического индуизма, когда появились философские учения бродячих шраманов (шаманов), в числе которых был Сиддхаттха Готама, который стал основателем буддизма.

В Древний Китай буддизм проник под видом даосизма. Буддизм и даосизм являются атеистическими идеологиями, в которых категория Бога отсутствует. Движущей силой «восточного атеизма» были не ростовщики и торговцы (как позднее на Западе), а воины и чиновники (Готама, Конфуций, Лао-цзы)

Современность и будущее

Судьба живых религий сегодня сильно зависит от судьбы западоцентричного капиталистического городского глобализма. В случае победы буржуазных глобалистов, атеизм с помощью направленного информационного подавления религиозного сознания через несколько поколений городских обывателей станет господствующей идеологией. Если мир распадется на экономически и финансово сравнительно независимые друг от друга зоны, а экономика, финансы и технологии будут возвращены на свои служебные места, то век живых религиозных систем продлится и дальше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *