История первобытности

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ФОРМУЛИРОВАНИИ ПРОБЛЕМЫ

1.Непонимание проблемы Непонимание проблемы связано с неправильной интерпретацией текста. Довольно часто ученики, игнорируя информацию текста, пытаются «подогнать» его под известные им проблемы, рассмотренные на уроках, или же усматривают в тексте такие вопросы, которые отдаленно связаны с проблематикой текста, однако находятся за пределами внимания автора.
2.Неумение сформулировать проблему Часто связано с бедность речи и узостью кругозора автора сочинения.
3.Неоправданное расширение или сужение проблемы Чтобы избежать этой ошибки, необходимо внимательно перечитать текст, обращая внимание на ключевые слова. Избегайте чересчур общих, «размытых» формулировок типа «проблема войны», «проблема труда». «проблема человеческих отношений» и т.п. формулировка проблемы должна отражать тот аспект, который намечен автором.
4. Подмена проблемы авторской позицией Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора – это ответ на данный вопрос. Чтобы избежать подобных ошибок, используйте алгоритм формулирования проблемы от позиции автора. Часто в ошибочных формулировках используются конструкции «Проблема текста заключается в том, что…», «Автор доказывает, что…»
5. Подмена формулировки проблемы пересказом Помните, что ни одна часть сочинения не предполагает простого пересказа исходного текста.

Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста.

История человечества – это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью – объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них – благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом – отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.

(По Н. Самвеляну)

Типичные ошибки учащихся и комментарий к ним

Тип ошибки Пример из сочинения Комментарий эксперта
1. Непонимание проблемы В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов. Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста словосочетание (история человечества) и упоминание исторического лица (Чингисхан). Типичные причины подобной ошибки – невнимательное чтение, неумение отделять главную информацию текста от второстепенной.
2. Неумение сформулировать проблему В тексте Н. Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека. Ученик в целом понимает проблематику текста, однако не может правильно и точно сформулировать мысль. В одном предложении несколько ошибок: ошибка в употреблении фамилии автора (правильно: в тексте Н. Самвеляна); речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости: «выдвигается проблема» (правильно: поднимается, затрагивается проблема); грамматическая ошибка – «проблема о значимости культуры» (правильно: проблема значимости культуры или В чём значимость культуры…).
3. Неоправданное расширение или сужение проблемы Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось. Стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста Н. Самвеляна. Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова текста (культура, покушение на культуру, уничтожение культуры) и опираясь только на информацию последнего предложения.
4. Подмена проблемы авторской позицией Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. Вместо формулирования проблемы (проблема отношения человека к культуре; В чём значимость культуры для человека и общества?; Почему мы должны беречь и сохранять культурное наследие человечества?) формулируется позиция автора.
5. Подмена формулировки проблемы пересказом Проблема текста в том, что история человечества – это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком. Вместо обобщения информации текста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений.

Люди всегда нуждались в защите от непогоды. В течение большей части последних 100 тыс. лет климат Земли был гораздо холоднее, чем сегодня. Летом люди жили в хижинах на открытом пространстве, однако когда наступали холода, семьи перебирались в пещеры. Они перегораживали вход каменными стенами и возводили внутри пещер хижины для большей защиты от холода и ветра. Летом, следуя за стадами дичи, охотники строили укрытия из веток и листьев.

Жилище из костей мамонта. Так, возможно, выглядело древнее жилище. Основу его составляет каркас из веток деревьев и жердей, которые обкладывались костями крупных животных. Зазоры между костями заполнялись мхом и ветками кустарников. Затем вся конструкция покрывалась дёрном и шкурами. Такое жилище можно было разобрать и перенести на другое место.

Семьи жили на стойбищах в хижинах, сделанных из веток и шкур животных. Дальше к северу, где не было пещер и было мало деревьев, люди строили хижины из костей и бивней мамонтов. Но где бы они ни устраивали себе стоянку, очень важно было, чтобы рядом находился источник свежей воды.

Это вход в скальное укрытие на юго-западе Франции. Неандертальские люди были первыми, кто занял это место примерно 100 тыс. лет до н. э. Обыкновенно люди жили поближе к входу пещеры, где было лучшее освещение и куда доходили лучи солнца.

Дом, который можно носить с собой

Собираясь в поход, многие туристы берут с собой переносной дом — палатку. Она достаточно лёгкая, её можно нести на себе, но в случае непогоды или для ночлега палатка быстро превращается в надёжный домик. Переносными домами пользовались и те древние люди, которые кочевали вслед за стадами диких животных, дающими им пищу.

Возможно, доисторические жилища таких людей были похожи на вигвамы североамериканских индейцев и чумы жителей азиатского севера. Они представляли собой хижины из жердей, покрытых шкурами животных. Такое жилище можно было легко поставить и быстро разобрать. Внутри вигвама или чума разводили огонь. Чтобы выпустить наружу дым, вверху в центре оставляли отверстие.

Этот образец переносного дома типи был изготовлен в 1904 году индейцами-шайенами Великих равнин в США. Доисторические люди, возможно, жили в подобных палатках или хижинах, изготовленных из веток, покрытых шкурами животных. Они быстро возводились и разбирались и могли складываться для переноски. Мобильные жилища были необходимостью для людей, которые следовали за мигрирующими стадами животных.

Неолитически стоянки

Последняя часть каменного века названа неолитом — или новым каменным веком. В это время люди научились делать постоянные дома из камня, обкладывали их дёрном, укрепляли деревом. Несколько жилищ соединяли крытыми переходами. Жилище становилось постоянным, поскольку племена от охоты переходили к земледелию и скотоводству. Это значит, что люди уже не кочевали за стадами животных, а начинали их приручать и пасли рядом с домом.

Внутри древнего жилища

Появилась более сложная организация быта человека: в одном помещении спали, в другом разжигали огонь и готовили еду, были и помещения для производства: керамические мастерские для глиняной посуды, мастерские для резчиков камня, которые изготавливали каменные наконечники для стрел, ножи, скребки, иглы.

Часто поселения возникали в низинах и речных долинах — там, где был источник чистой воды и её хватало на орошение полей. Почва в таких местах была богатой, реки часто наносили плодородный ил, и посевы покрывали потребности людей в пище. Первые земледельческие городища появились на Ближнем Востоке.

Это реконструкция типичного длинного дома в раннеземледельческой деревне в Европе. Деревня относится примерно к 4500 г. до н. э.Внутреннее помещение длинного дома было как местом работы, так и служило укрытием для семьи и ее животных. Вокруг очага этого реконструированного жилища стоят корзины, сплетенные из тростника, и расстелены на полу шкуры. По стенам складированы орудия труда.

Поселение Скара-Брей

В 1850 году благодаря сильному шторму, смывшему часть земли со скального берега на побережье одного из Оркнейских островов (Шотландия), взорам археологов предстали следы построек, напоминавшие древние поселения. Раскопки привели к открытию целой неолитической деревни, хорошо сохранившейся под слоем земли.

Домики, очевидно, были раньше перекрыты деревянными крышами, которые не пережили многие тысячи лет, а вот каменная кладка, внутренность домов, планировка, очаг, даже предметы каменной «мебели» сохранились. Дальнейшее изучение неолитической деревни сильно удивило учёных: в поселении была сделана система канализации, в домах находились примитивные туалеты, а одно из строений оказалось подобием мастерской с многочисленными заготовками из рога и костей.

Неолитическое жилище Скара-Брей, найденное на Оркнейских островахДеревня Скара-Брей на Оркнейских островах была построена из камня по той причине, что там не было местных деревьев для строительства. Даже мебель внутри была сделана из камня. Примерно в 2000 г. до н. э. вся деревня была погребена песчаной бурей, сохранившей место стоянки до тех времен, пока в 1850 году его не обнажил сильный ураган.

Древний город Чатал-Хююк

В южной части Турции находится большое поселение неолита — древний город Чатал-Хююк. Стены домов были сделаны из кирпича, а кровля представляла собой жерди, покрытые соломой, смешанной с илом. Дома так плотно примыкали друг к другу, что не было улиц, видимо, жители ходили по городищу, перемещаясь по крышам, и спускались в дом по лестницам.

На этом рисунке показано, как, возможно, выглядел дом в городище Чатал-Хююк в Турции. Стены были сделаны из сырцового кирпича, а жерди крыши покрыты тростником и илом. Все дома примыкали друг к другу, и между ними не было улиц. Жители ходили по округе, перелезая по крышам, а домой попадали по лестнице через крышу. В главном помещении каждого дома имелись возвышения, на которых сидели и спали. В ЧаталХююке таким образом располагалось более тысячи жилых построек.

Местность, на которой расположен Чатал-Хююк, — окрестности древнего разрушенного вулкана, плато на месте высохшего озера. В домах часто находили кусочки обсидиана, отполированного как зеркало. Найдено было и большое количество остатков растений, зёрна, дикие орехи, кости домашних животных. Люди покинули это поселение ещё в неолите по неизвестной причине.

Чатал-Хююк

Иерихон

Почти 8 тысяч лет до нашей эры возникло поселение на месте современного города Иерихон на Ближнем Востоке. Его жители были земледельцами. Это поселение считается самым древним городом на нашей планете, возникшим на месте деревни. Оно было обнесено стенами и окружено рвом. Жители первого Иерихона вели торговлю с кочевыми скотоводческими племенами. От того времени остались массивные руины стен, которые замыкала круглая башня. Полагают, что население Иерихона достигало 2700 человек. Среди жителей были не только земледельцы, но и ремесленники, жрецы, торговцы.

Развалины Иерихона
Поделиться ссылкой

От автора
Поводом для написания предлагаемой читателю книги явилось открытие автором первых слов, возникших в словаре первобытного человека.
Представленный в предлагаемом материале словарь первослов и основные принципы словообразования в первобытном языке автор считает открытием. Что же касается попытки расшифровки имен богов и героев индоевропейских мифов и легенд, а также попытки, предпринятой автором, приподнять покров над тайной происхождения мифов и легенд, то автор должен заметить, что многое из изложенного следует рассматривать только как один из возможных вариантов, допустимых в рамках открытого первословаря праязыка.
Автор совершенно не исключает, что при доброй воле и заинтересованности знатоки мифологии, древней космогонии, лингвистической палеологии смогут, следуя проложенным руслом на основе изложенного материала, более квалифицированно вскрыть суть и источники древней мифологии и космогонии.
Автор надеется, что представленный материал позволит воссоздать в будущем ту стройную систему знаний и воззрений древнего человека, из осколков которых возникли религии современной и исчезнувших цивилизаций, мифология и космогония послеледникового человечества.
Автор подчеркивает, что основной целью представленной работы является доведение до научной общественности первослов первословаря первобытного человека, основных принципов словообразования в праязыке, открытых самим автором, поэтому многочисленные выдержки из мифов и легенд, а также некоторых исторических сведений, широко известных и часто цитируемых в литературе, приводятся без ссылок на источники.
Во время написания книги в руки автора попала книга замечательного советского археолога В.Н. Даниленко «Космогония первобытного общества» (М., 1999). В книге имеется богатый иллюстративный материал, который удачно подтверждает некоторые положения излагаемого материала. Автор многократно на них ссылается, однако трактовку многих из рисунков дает во многом отличную от той, которую предлагает В.Н. Даниленко.
Введение
На земле существовала людская общность, в среде которой зародился язык, развившийся в мощные ветви индоевропейских языков современной цивилизации. Назовем этих людей здесь условно первоариями.
Сопоставление сюжетов и идеологии мифов и легенд Древней Греции, Рима, Месопотамии, библии, преданий славянских народов и других оставляет постоянное ощущение, что все они являются отголосками существовавшей некогда цельной, стройной системы взглядов на строение и функцию мироздания, место человека в этой системе; что вся первобытная космогония представляет собой разрозненные фрагменты, зачастую примитизированные, всеобъемлющей, некогда цельной, системы древних знаний; что какие-то реальные исторические события являются базисом мифотворчества.
Изучение топонимики имен богов и героев древних легенд, а также географических объектов, упоминающихся в этих легендах, показывает, что существовала длительная история человека, создавшего эти легенды, существовал язык, возникший и развивавшийся в соответствии с его взглядами и представлениями об окружающем мире. Носителями этого языка являлись люди, которых мы соотнесли с первоариями.
Первоарии полагали, что мироздание устроено точно так же, как и человек, и, следовательно, как и человек, состоит из двух ипостасей: мужской и женской. Древнейшие представления о мироздании, как о единстве мужского и женского начал, развилось в идею единства противоположностей, лежащего в основе строения существующего мира.
Эта идея явилась причиной того, что в языке первоариев все явления природы отмечены двуединством мужского и женского начал: человек – мужчина, женщина; земля – суша, море; год – лето, зима; сутки – день, ночь; погода – зной, стужа; небосвод – солнце, луна; жизнь – рождение, смерть и т.д.
Сопоставляя окружающий мир с человеком, первоарии и словарный запас для его описания использовали тот же самый, которым описывали человека. Каков же был изначальный словарный запас. Предлагаемая работа является попыткой ответить на этот вопрос.
Глава I.
«На земле был один язык и одно наречие»
Бытие
Современные ученые лингвисты полагают, что невозможно знать, о чем думали первобытные люди, что их беспокоило в первую очередь и, следовательно, невозможно предположить, какие слова появились в человеческой речи самыми первыми. А.А. Реформатский утверждает:
«От первобытного языка никаких реальных остатков, поддающихся прямому изучению, нет и быть не может»1. «Первобытный язык нельзя исследовать и опытно проверить»2.
Однако я думаю, что предположить и даже с уверенностью ответить на этот вопрос все же можно.
Судя по тому, какие вопросы задают дети родителям с того момента, как только начинают говорить, эти же вопросы начали волновать в первую очередь и человека с того момента, как только у него в мозгу впервые проскользнуло то, что мы ныне называем мыслью. Это вопросы, связанные с интересом к собственному телу, к собственному происхождению: откуда и как появляются люди, а вслед за ними и вопросы, связанные со строением и функцией половых органов. Половые органы так уж устроены, что всегда вызывают к себе повышенный интерес. Ныне педиатры-психологи установили, что с самого момента рождения и даже в период внутриутробного развития половые органы с неизменным постоянством притягивают к себе руки младенца.
Человек, пожалуй, является одним из немногих существ на свете, для которого секс является не просто актом продолжения жизни, но и ежедневной необходимостью с выраженной психоэмоциональной окраской.
Все сказанное позволяет предположить, что первые слова, появившиеся в человеческой речи, были те, которые обозначали названия половых органов и все то, что связано с сексуальными отношениями между мужчиной и женщиной.
Секс – вот та самая «совместная деятельность» мужчины и женщины, которая в реальной действительности породила речь, но не труд, как это утверждает современная наука.
Именно эта особенность возникновения первых слов в человеческой речи и определила на тысячелетия вперед особенности словообразования в индоевропейских языках, поделивших все многообразие мира на мужское и женское начала, и особенности мышления человека3, поныне видящего в многогранных проявлениях окружающего мира единство двух противоположных начал.
К моменту, когда появилась необходимость как-то обозначать в речи объекты окружающей среды, сексуальный словарь был уже хорошо развит. Естественно, что на основе этого словаря и в ассоциации с имеющимися в нем словами формировались новые слова и понятия. Поскольку слова сексуального словаря обозначали хорошо известные и понятные всем вещи, то и вновь образованные слова и понятия становились легко усвояемыми и понятными для всех, независимо от уровня умственного развития и интеллекта.
Фаллические фигуры являлись символами слов и понятий этого словаря. Поскольку они, изготавливаемые в виде половых органов мужчины или женщины, как по одиночке, так и в различных сочетаниях между собою, представляли собой не просто конкретно взятый половой орган, а какой-либо символ, в т.ч. и символ плодородия, а позже и божеств, связанных с плодородием (плодовитостью, урожайностью, жизненесущим началом), то их следует рассматривать как аналог первописьменности первоариев. Не вина первоариев, что их деградировавшие потомки превратили со временем фаллические знаки первописьменности в атрибуты сексуальной религиозной практики.
Фаллические знаки очень легко изображаются с помощью пальцев. Поэтому совершенно справедливым видится утверждение многих исследователей, что жестовый язык возник и развивался параллельно словарному.
Первослова сексуального словаря в сочетании со словами, указывающими на предмет (то, се, це), легли в основу протоязыка первоариев. Из них, как из словесных атомов, родились тысячи слов – молекул борейского праязыка, породившего в свою очередь индоевропейскую семью языков. О существовании в далеком прошлом борейского языка (другое название «ностратический») в настоящее время мало кто сомневается. На нем говорили в древнекаменном веке – палеолите. Язык этот реконструирован во второй половине двадцатого века группой советских лингвистов (В. Иллич-Свитыч, А. Долгопольский и их последователи). Возраст его оценивают в 10-15 тысяч лет. Он считается предком всех языков: индоевропейских, уральских, картвельских, семито-хамитских. Он обнаруживает сходство с языками палеоазиатов (эскимосов, чукчей). Цитирую по Е. Лазареву (Наука и религия, № 2,1999). Вершиной достижения лингвистов по этой тематике является капитальный труд Т.В. Гамкрелидзе и В.В. Иванова «Индоевропейский язык и индоевропейцы» (Тбилиси, 1984).
Очень рано у человека появилось ощущение того, что он, человек, состоит из двух составляющих: материальной (живой плоти) и духовной (души, духа). Поэтому он был уверен, что и у Вселенной имеется кроме материального мира и духовная компонента. Эту духовную компоненту древний человек, живший в полной гармонии с природой, ощущал физически4. Он жил в жестком взаимодействии с ней. Нарушение законов этого взаимодействия приводило к дисгармонии отношений с окружающим миром и, как следствие, к болезни и смерти. Отсюда возникло представление о том, что он, человек, зависим от духовной компоненты мироздания, и, мало того, само существование человека является проявлением действия этой компоненты. А поскольку человек издревле наделил Вселенную собственными качествами, то не обделил он ее и тем, что мы ныне называем дееспособностью, волей. От этих предпосылок пролег прямой путь к возникновению представлений о всемогуществе вселенской духовной ипостаси, которая человека создала по своему образу и подобию. Позже эти представления трансформировались в идею бога.
Бог этот был един, но раз уж он подобен человеку, то, как и человек, состоит из мужской и женской ипостасей. А каждая из мужской и женской ипостасей представлена материальной и духовной компонентой, каждая из которых в свою очередь представлены мужской и женской составляющими. И так бесконечно, как бесконечен сам мир. Весь материально-духовный мир – это есть проявления одного Единого Бога, и любая частица этого мира являет собой частицу Бога. Сам человек является частицей Бога, что и выразил Иисус Христос словами: «…Не придет Царствие Божие приметным образом… Ибо, вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (От Луки, 17, 20-21). Древнеиндийская религиозная философия утверждает: «Брахман – это атман, Атман – это Брахман». Брахман – это абстрактная абсолютная высшая сила, высшая духовная реальность. Атман – это каждая индивидуальная душа. Она является частью Брахмана.
Каждая из бесконечностей материально-духовного мира обозначалась в речи как через свое название, так и через имя своего духа.
Мужское и женское начала просто обязаны иметь воспроизводящую способность. Поэтому любой объект, кроме своего названия и имени своего духа, имел обозначение в речи и через слово, отражающее его воспроизводящую способность.
Таким образом, любой объект мог обозначаться в речи как минимум тремя словами, и слова эти формировались на основе сексуального словаря.
Позже ипостаси Единого Бога приобрели самостоятельную жизнь в виде многочисленных богов, наделенных какими-либо, присущими только им, качествами, отвечающими за тот или иной участок жизнедеятельности и функции мироздания, что и воплотилось со временем в языческие культы индоевропейских народов5.
Все они, получив самостоятельную жизнь, далее развивались в соответствии с уровнем развития и местом проживания людей, воспринявших культы языческих богов, впитывая в себя религиозные традиции и верования народов, с которыми сталкивались первоарии на путях своих многотысячелетних миграционных волн.
Изучение имен богов и героев древних мифов и сопоставление их с лексикой современного русского языка позволило выявить первослова первословаря первоариев.
В свою очередь знание смыслового значения первослов, входящих в качестве семантических единиц в имена богов и героев, позволяет осмыслить происхождение этих богов, причинно-следственную связь их взаимодействия с окружающим миром и реальными историческими событиями.
А.Н. Афанасьев, крупнейший ученый, чьи труды еще при жизни доставили ему мировую известность, автор знаменитого сборника «Народных русских сказок» в книге «Живая вода и вещее русское слово» отмечает: «Для того чтобы какое-нибудь слово получило мифологический смысл, необходимо, чтобы в языке утратилось или затмилось сознание первоначального собственного значения слова. Таким образом, слово, которое в одном языке является с мифологическим значением, очень часто в другом языке имеет совершенно простой и общепонятный смысл».
Донесение изначального смысла первослов до общественности и является целью предлагаемого на суд читателя сего скромного труда.
Примечания.
1 А.А. Реформатский. Введение в языкознание, 1997, стр. 457.
2 Там же, стр. 458.
3 А особенности мышления человека таковы: «Человек думает, что ум управляет словами, но случается также, что слова имеют взаимное и возвратное влияние на наш разум» – Бэкон Фрэнсис (1561-1626).
4 Именно эту исконную особенность человека отметил Иису Христос словами: «Дух дышет, где хочет, и его голос слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духя» (Иоанн 3,8).
5 «И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим и пресмыкающимся (Рим. 1,23)». Этот текст из библии отражает древнейшую традицию язычества изображать своих богов в виде антропоморфных фигур, а также в виде животных, птиц, рыб, как реальных, так и фантастических. Главными критериями, по которым то или иное животное отбиралось в качестве символа того или иного божества были вовсе не их характерологические и поведенческие особенности, а исключительно только созвучие имени изображаемого божества с названием животного в языке первоариев.
Традиция обозначения изображением животного какого-либо понятия сохранилась в Китае. Так, во дворце императоров, построенном в XIV веке. Имеется масса изображений летучей мыши. И изображены они только потому, что обозначаются они словом «пу». Этим же словом обозначается и понятие благоденствие. Вот это понятие посредством летучих мышей и отражено на стенах дворца.

Наскальная живопись в пещере Ласко, Франция, примерно 14 тысяч лет до н. э., верхний палеолит

Первобытный мир (также доисторическая эпоха, первобытное общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23—5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300—30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.

Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой.

Поскольку данные о доисторических временах крайне редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как бронзовый или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:1 838 48 981 9 166 5 033 179 806
  • ✪ Теория государства и права. Социологический метод исследования.
  • ✪ Быстрее скорости света на коте Шрёдингера. Борис Штерн. Ученые против мифов 5-10
  • ✪ Александр Соколов. Как определить, кто перед нами — настоящий исследователь или лжеучёный?
  • ✪ История медицины часть 1.Первобытная и египетская медицина.
  • ✪ Разведопрос: Александр Панчин про вторжение религии в науку

Субтитры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *