История церкви

Создание и становление новой религии происходили в специфических религиозных организациях — общинах первобытных христиан, которые позже слились в христианскую церковь. С христианской точки зрения христианская это ерква является божественным»установлением самого. Иисуса. Христа, который поручил власть над ней апостолу. Петру, а тот передал божественную благодать всем следующем духовенстваенству.

Исторический анализ свидетельствует, что образование христианской церкви — это длительный процесс организационного становления новой религиозной структуры

Одни из последователей. Иисуса, оставив свой дом и близких, вполне посвящали себя служению делу распространения нового учения, другие — соблюдали верность ему, продолжая свое гражданское и семейное жизни. Ни усталость, ни в другом случае никакой устойчивой организации не было. Как не было никаких культовых установленнь.

Потребность в постоянной организации оказалось в период распространения христианства среди населения. Иудеи и других народов. Римской империи. Тогда постепенно в разных городах появились стали христианские общины, резко в возросло количество проповедников (постоянных и странствующих). О эти элементарные общины сообщают нам. Послание,. Действия и. Евангелия. Из них мы узнаем, что деятельность этих общин сводилась в основном к религиям них собраний и совместных трапез. Во время религиозных собраний любой член общины имел право выступать как исполнитель религиозного культа. Отдельного духовного клира еще не было. Иисус ни духовного звания или чина не имел. Он был. Учителем,. Спасителем,. Господом. Общины не имели постоянной связи, каждая община существовала отдельно. Они обменивались проповедниками, но этот обмен был спорадическим, а не систематическийематичним.

Укрепление церковной структуры мы видим и в период становления паулианських идей в христианстве

В. Посланиях апостола. Павла говорится, что духовенство, в частности апостол, имеет преимущества перед мирянами, он»служит алтарю, из алтаря имеет долю», т.е. формируется профессиональное духовенство, которое удерживает есть общины . О епископов и диаконов упоминается уже в I в в послании. Юнимета. Римского, утверждается, что они были поставлены апостолами, и отсюда следовало, что они несут благ. Одатэ. Христову. Власть епископов постоянно, общины становятся более состоятельными, особенно когда изменение социальной платформы церкви сделала возможным обращение к новой религии верхушки общества. Епископ и берут в свои руки материальную жизнь общины, а затем и руководство проповеднической деятельностью, деятельностью в области вероучения и культвчення і культу.

Необходимость в постоянной организации общин особенно остро ощущалась при распространении христианства в столице империи-Риме. Христианские историки обычно связывают это распространение с именем апостола. Павла. Йог го роль в этом неоспоримое. Но о христианстве в. Риме знали еще до него. Информация об успехах новой религии в. Малой. Азии,. Египте, в других местах империи не могла быть незаметной в столице. Бурный е кономичне и политическую жизнь столицы втягивало в себя и христиан. Потому христиане были в. Риме и к. Павлу. Но появление талантливого проповедника и реформатора христианства, проповедовал именно такое хр истиянство, которое требовалось тому времени, сразу сделало христианство достаточно заметным явлением и в столице, и в государстведержаві.

Очевидно, сначала христианство нашло почти готовую общественную организационную форму, которая дала ему возможность охватить своим влиянием широкие народные массы, независимо от их этнической принадлежности. Такой формо й были римские ассоциации, коллегии и братства, которые создавались в основном для захоронения своих членов. Эти коллегии состояли из. Вольноотпущенные, бедняков и рабов, их. Целью было обеспечить своим членам в случае смерти приличной могилой. Люди, вступая в коллегии, делали разовый взнос, а затем — периодические взносы. Когда кто-то из членов коллегии умирал, ему покупали место для захоронения и хоронили всей коллегией. Это объединяло членов коллегии, они организовывали совместные обеды, ужины и праздники; эти встречи давали выход общественным настроениям того времени. Члены коллегии помогали друг другу, занимались благо дийництвом. В коллегии избирались руководящие лица, которые вели его дела и финансы. Эти коллегии и стали прообразом христианских общиих общин.

В. Риме быстро растут христианские общины в 251 г в городе уже насчитывалось несколько десятков тысяч христиан

Постепенно христианские общины совершенствовались. У них выделялись люди, занимавших постоянные должности: старейшина (пресвитер), учитель (апостол), епископ, который занимался хозяйственными делами и финансами. Ф. Формируется профессиональное духовенство — клир, остальные члены общины получает наименование мирян. Первые составляют активную часть общины, вторые — пассивную. Разрабатывается учение об особой благодати духовенства, близость его к. Богу, а потому — и об особых его привилегии. Очень влиятельной была должность епископа, ведь ее занимали богатые, образованные люди, имевшие опыт управления хозяйством:. Скоро епископ возглавляет общину. Во второй ст существования христианства (т.е. в 130-230 гг), по мнению. АГарнака, клир отделяется в отдельную социальную группьну групу.

Внутреннее развитие общин сопровождается установлением связей между ними. Происходит объединение общин в территориальные группы под руководством старшего епископа или архиепископа. Появляются другие духов вни чины. Вот тогда и возникает христианская организация, образуются церкви, которые имеют власть над общинами значительной территории. Укрепляются связи между группами общин. Возникают устойчивые территориальные объединения общин — поместные церквейеркви.

Поместную церковь возглавляет епископ или архиепископ, а то и митрополит, название которого указывает, что он глава церкви уже целого государства. Впоследствии появляется такой титул, как патриарх — глава церковного мирового на т то время масштаба. Христианская церковь приобретает всемирное значениеня.

Организационное развитие церкви шло в направлении централизации. Если раньше проповедник, учитель обязательно должен был иметь харизматичный дар, он учил, лечил, спасал, пророчествовал, теперь он должен уступить место епископу, который руководил, хозяйничал в церкви. Харизматическая община имела уступить епископальной церкви. Это произошло в конце II с ст.

Епископальная церковь существенно отличалась от раннехристианских общин. Вводятся обязательные взносы в общей кассы, но отказ от собственного имущества уже не обязательно. Богатство не осуждается. Второе пришествие откладывается на неопределенное время — церковь должна думать о своем положении в нем мире. Учение о рае и аде должно быть догматом для паствы. Аскетизм не в уважении. Это уже церковь, которая может существовать для пользы верующих в существующем обществльстві.

Трудно найти такую религию, которая бы настолько мощно повлияла на судьбу человечества, как это сделало христианство. Казалось бы, возникновение христианства изучено достаточно хорошо. Об этом написано безграничное количество материала. На этой ниве трудились церковные авторы, историки, философы, представители библейской критики. Это и понятно, ведь речь шла о величайшем феномене, под влиянием которого фактически сложилась современная западная цивилизация. Однако еще много тайн хранит одна из трех мировых религий.

Возникновение

У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

Рождение Спасителя

Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности – Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия – четыре канонических и многочисленные апокрифические.

В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).

По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы — волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства – путешествие на праздник в Иерусалим.

Деяния Мессии

Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан. В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.

В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры. При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных. Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.

Гонения на Иисуса

Никто не воспринимал Иисуса как Мессию, а его родные даже решили, что он «вышел из себя», то есть стал неистовым. Только во время Преображения ученики Иисуса поняли его величие. Но проповедническая деятельность Иисуса вызвала раздражение первосвященников, руководивших Иерусалимским храмом, которые объявили его лжемессией. После Тайной Вечери, состоявшейся в Иерусалиме, Иисуса за 30 сребреников предал один из его учеников-последователей – Иуда.

Иисус, как и любой человек, кроме божественных проявлений чувствовал боль и страх, так что с тоской пережил «страсти». Схваченный на Елеонской горе, он был осужден иудейским религиозным судом – синедрионом – и приговорен к смерти. Приговор утвердил наместник Рима Понтий Пилат. Во времена правления римского императора Тиберия Христа подвергли мученической казни – распятию на кресте. При этом снова произошли чудеса: прокатились землетрясения, солнце померкло, и по преданию «раскрылись гробы» — воскресли некоторые умершие.

Воскрешение

Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам. По канонам, он на облаке вознесся на небо, пообещав впоследствии вернуться, дабы воскресить умерших, на Страшном суде осудить деяния каждого, низвергнуть в ад грешников на вечные муки, а праведников вознести на вечную жизнь в «горный» Иерусалим, небесное Царство Божье. Можно сказать, что с этого момента и начинается удивительная история – возникновение христианства. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам.

Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.

Тайны истории

Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий – апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус – Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.

Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.

После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.

Предпосылки возникновения новой религии

Теологи и ученые уже 2000 лет бьются над феноменальным, стремительным распространением новой религии, пытаются выяснить эти причины. Возникновение христианства, согласно древним источникам, было зафиксировано в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме. Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:

  • Усилением эксплуатации подчиненных и порабощенных Римом народов.
  • Поражениями повстанцев-рабов.
  • Кризисом политеистических религий в Древнем Риме.
  • Социальная потребность в новой религии.

Вероучения, идеи и этические принципы христианства проявились на почве определенных общественных отношений. В первых веках нашей эры римляне закончили завоевание Средиземноморья. Подчиняя государства и народы, Рим уничтожал попутно их самостоятельность, самобытность общественной жизни. Кстати, в этом возникновение христианства и ислама чем-то похожи. Только протекало развитие двух мировых религий на разном историческом фоне.

В начале I века Палестина также стала провинцией Римской империи. Включение ее в мировую империю привело к интеграции иудейской религиозно-философской мысли из греко-римской. Способствовали этому и многочисленные общины иудейской диаспоры в разных концах империи.

Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время

Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.

Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:

  • Иудейский мессианизм.
  • Иудейское сектантство.
  • Эллинистический синкретизм.
  • Ориентальные религии и культы.
  • Народные римские культы.
  • Культ императора.
  • Мистицизм.
  • Философские идеи.

Сплав философии и религии

Немалую роль оказала на возникновение христианства философия — скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм. Заметно влиял и «средний платонизм» Филона с Александрии. Иудейский богослов, он фактически перешел на службу к римскому императору. Путем аллегорического толкования Библии Филон стремился слить воедино монотеизм иудейской религии (вера в единого бога) и элементы греко-римской философии.

Не меньше повлияли и нравственное учение римского философа-стоика и писателя Сенеки. Он рассматривал жизнь земную как преддверие к перерождению в потустороннем мире. Главным для человека Сенека считал обретение свободы духа через осознание божественной необходимости. Именно поэтому более поздние исследователи называли Сенеку «дядей» христианства.

Проблема датировки

Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт – возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?

Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.

Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.

Возникновение христианства на Руси

Исторически известно, что учение Христа распространяется в Восточной Европе в IX веке. На Русь новая идеология пришла не из какого-то единого центра, а по разным каналам:

  • из Причерноморья (Византия, Херсонес);
  • из-за Варяжского (Балтийского) моря;
  • по Дунаю.

Археологи свидетельствуют, что определенные группы руссов приняли крещение уже в IX веке, а не в X веке, когда Владимир окрестил киевлян в реке. Раньше Киева был крещен Херсонес – греческая колония в Крыму, с которой славяне поддерживали тесные связи. Контакты славянских народов с населением древней Тавриды с развитием экономических отношений постоянно расширялись. Население постоянно участвовало не только в материальной, но и духовной жизни колоний, куда отправлялись в ссылку первые изгнанники – христиане.

Также возможными посредниками в проникновении религии в восточнославянские земли могли быть готы, двигавшиеся с берегов Балтики к Черному морю. Среди них в IV веке распространял христианство в форме арианства епископ Ульфила, которому принадлежит перевод Библии на готский язык. Болгарский лингвист В. Георгиев выдвигает предположение, что праславянские слова «церковь», «крест», «Господь», вероятно, были унаследованы из готского языка.

Третий путь – придунайский, который ассоциируется с просветителями Кириллом и Мефодием. Главным лейтмотивом кирилло-мефодиевского учения был синтез достижений восточного и западного христианства на почве праславянской культуры. Просветители создали оригинальную славянскую азбуку, перевели богослужебные и церковно-канонические тексты. То есть, Кирилл и Мефодий заложили основы церковной организации на наших землях.

Официальной датой крещения Руси считается 988 год, когда князь Владимир I Святославович массово крестил жителей Киева.

Вывод

Возникновение христианства кратко охарактеризовать невозможно. Слишком много исторических загадок, религиозных и философских споров разворачивается вокруг этого вопроса. Однако более важной является идея, несомая этим учением: человеколюбие, сострадание, помощь ближнему, осуждение постыдных поступков. Не важно, как зарождалась новая религия, важно, что она привнесла в наш мир: веру, надежду, любовь.

Возникновение и становление христианской церкви пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в ценностях античной культуры и римском государственном устройстве. Христианство с момента своего возникновения демонстрировало свой универсализм. Он выражался в том, что многие христианские общины, разбросанные по всей Римской империи, ощущали свое единство. Независимо от национальной принадлежности христианином мог стать любой человек. Новозаветный тезис «нет ни эллина, ни римлянина, ни иудея, ни бедного, ни богатого, перед Богом все равны» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных, языковых и сословных границ. Потребность в единении и широкое распространение нового учения породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин, может быть, слаб и нетверд в вере, то их объединение в христианскую церковь наделяет её Божьей благодатью.

Первыми распространителями христианства стали 12 апостолов. Самые известные из них – Петр (считающийся основателем христианской церкви), Павел (бывший ярый фарисей, но уверовавший в Христа, и много сделавший для распространения христианства), Андрей – первый миссионер, распространивший христианство во многих странах. Апостолы, по мнению христиан, несли не только истины учения Христа, но и благодать (по гр. харизма), т.е. особую божественную силу, которая передавалась через священный акт рукоположения в священство.

В первые века христианства появляются христианские святые – апостолы, мученики и мученицы за веру – Стефан, Петр и Павел, Вера, Надежда, Любовь, Варвара, Екатерина и др.

На начальном этапе своего развития христианство еще не вышло за границы Палестины и представляло собой иудейскую секту, объединившую людей ожидавших близкого конца света, и прихода нового Мессии – Христа, который изменит существующий порядок и установит на Земле Царство Небесное. Вначале христиане, гонимые властями империи, собирались для своих молитв тайно, под покровом ночи. Но уже этот период, для проведения богослужений, начинает формироваться система христианской церковной иерархии (с гр. священная власть) — диаконы, епископы и т.д. Священнослужителей называли клир (с гр. жребий). Можно предположить, что в ранней христианской церкви священнослужители выбирались из мирян по жребию.

В первые века христианства зародилось христианское монашество (от гр. моно – один). Появление монашества относится к IV в., когда некоторые христиане стали удаляться от мира и людей, превращаясь в пустынников-отшельников. Монахами были многие учителя и отцы христианской церкви. Один из самых известных – старец Антоний Великий – жил в III-IV веках в Египте. Будучи богатым человеком, он раздал свое имущество и ушел в пустыню, где боролся с искушениями и неустанно молился Богу. Прожил Антоний более 100 лет. В V в. возникла идея коллективного жития монахов. Основателем первых монастырей, как мест общего проживания монахов был святой Пахомий, также прозванный Великим. Он создал первый устав коллективной монашеской жизни.

Постепенно враждебное отношение римских императоров к христианству стало меняться. Власти увидели в христианстве могучую силу, которую можно поставить себе на службу. Из гонимой христианская церковь превратилась в наиболее авторитетную, господствующую и государственную. Решительный шаг сделал в этом направлении римский император Константин Великий (285-337 гг.). Большое влияние на Константина оказала его мать Елена, убежденная христианка. Сохранив значение язычества в империи, Константин издал в 313 г. знаменитый Миланский эдикт, уравнивавший в правах в пределах Римской империи христианство и другие религии. С этого времени христианство действительно становится основой для всей будущей европейской цивилизации. В православии Константин причислен к лику святых как равноапостольный (т.е. равный по значению апостолам), в католичестве он очень уважаем, но не считается святым.

Утверждение христианской церкви. Борьба с инакомыслием (ересями)

В первые века существования христианства для церкви было очень важно выработать единые религиозные положения (догматы), которые еще больше бы объединяли уже многочисленных к тому времени христиан. Для выработки христианских догматов и отстаивания основных принципов христианского вероучения с IV века начинают созываться Вселенские соборы христианской церкви. На них съезжались представители высшего духовенства. До раскола христианства на православие и католичество было проведено восемь таких форумов. Первый Вселенский собор проходил в городе Никея, расположенном в Малой Азии. Он был собран по инициативе императора Константина. Поводом для проведения всехристианского форума послужило распространение в Византийской империи учения арианства, имеющее расхождения с официальным христианством. Основателем этой ереси был священник Арий, который считал, что Христос по своему существу не является Сыном Божьим, и по своему положению стоит ниже Бога-Отца. На Никейском соборе учение Ария было признано неправильным, его книги было решено сжечь на площади египетского города Александрия, где проповедовал Арий, а его самого сослать в далекую Иллирийскую провинцию (современная Хорватия).

Пятый век породил новую ересь, в которую впал сам константинопольский патриарх Несторий. Он утверждал, что дева Мария родила не Бога, а человека, который стал Богом, после того как в него вошел Святой Дух. По поводу осуждения несторианства в 431 году в Константинополе собрался Второй Вселенский (всемирный) Собор.

На первых двух соборах Никейском (325 г.) и Константинопольском (431 г.) были утверждены основные догматы христианства, получившие название Символа веры, которые утверждают, что христиане верят:

— В единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли;

-В единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога-Отца (подобно лучу от солнца) и одной природы и сущности с ним;

-В то, что Иисус Христос воплотился (принял человеческий облик) от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения людей;

— В то, что Христос был распят при Понтии Пилате, страдал и умер как человек. Иисус принял страдания за всех людей, за их грехи;

-В то, что Иисус воскрес в третий день, а затем вознесся на небеса. Он имеет равную славу и могущество с Богом-Отцом;

— В то, что Иисус придет на Землю второй раз, чтобы судить живых и мертвых, которые воскреснут;

-В Святого Духа, который исходит от Бога-Отца и достоин такого же поклонения как сам Бог-Отец и Иисус Христос;

-В Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь;

-В таинство Крещения;

-В будущее воскресение мертвых;

-В вечную жизнь после второго пришествия Христа и Страшного Суда.

В V веке возникает еще одно еретическое учение – монофизитство (монос с гр. единство и физис с гр. – природа). Константинопольский архимандрит Евтихий утверждал, что в Иисусе Христе не две, а одна природа – божественная. Человеческое начало в Спасителе он отрицал. Многие провинции Византии использовали монофизитство в сепаратистских целях, противопоставляя себя метрополии. Поэтому можно утверждать, что у этой ереси кроме религиозной, была и политическая подоплека. Монофизиты поднимали восстания на окраинах Империи. Более того, в 449 году на Третьем Эфесском соборе в Малой Азии, александрийский патриарх вынудил все церкви христианского мира признать монофизитство официальной религией. Собранный константинопольским патриархом в 451 году Четвертый Халкидонский собор (Греция) осудил монофизитство и вернулся к прежнему Символу веры. Тем не менее, некоторые церкви остались в лоне монофизитства и среди них Армянская церковь, которая сохраняет монофизитскую основу до сегодняшних дней.

На Халкидонском (451 г.) и II Константинопольском (553 г.) соборах был принят культ Богоматери, имеющий огромное значение, как для католиков, так и для православных.

В первые века христианства существовало множество направлений и сект, признанных впоследствии еретическими. Это монтанисты, ожидавшие скорого прихода Конца света, и хилиасты – крайние аскеты, проповедующие тысячелетние царствование Бога на Земле, и антитринитарии, отрицающие учение о Троице и павликане, считавшие себя истинными последователями апостола Павла и выступавшими против официальной церкви.

Христианское учение формировалось в острой идейной борьбе. Религиозные споры между официальной церковью и еретическими учениями кажутся нам, современным людям, не имеющими большого значения. Но это только на первый взгляд, так как в религиозном учении, в каждом его слове заключен огромный смысл, и изменение даже одной буквы может разрушить здание веры, что прекрасно понимают служители культа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *