Иуда и Иисус

Захотелось ответить на этот вопрос, потому что наткнулся на как бы анекдот, саркастическую фразу: «Человеку любой эпохи интересно: «А сколько Иуда получил в переводе на наши деньги?»

В Евангелии от Матфея о сумме сказано: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам».

Cперва – разберемся с весом

Сребреники – то есть, серебряные монеты – это, скорее всего, ходивший в эпоху Христа — серебряный шекель. Такая монета, размером примерно с нынешнюю двухрублевую.

Веса в нем было примерно 14-16 граммов серебра и он приравнивался (так же по весу) к 4 греческим драхмам — тетрадрахме.

Именно поэтому Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» в сцене убийства Иуды писал:

«- Сколько получил сейчас? Говори, если хочешь сохранить жизнь!

Надежда вспыхнула в сердце Иуды. Он отчаянно вскричал:

— Тридцать тетрадрахм! Тридцать тетрадрахм! Все, что получил, с собою. Вот деньги! Берите, но отдайте жизнь!»

Итого, если брать за основу средний вес между тетрадрахмой и шекелем – это примерно 15 граммов серебра.

То есть, Иуде отвалили примерно 450 граммов.

Много это или мало?

Посчитаем по курсу драгметаллов

Возьмем сегодняшний, то есть на 1 июля 2009 года, курс доллара – 31 рубль 03 копейки.

Ну, начали считать!

Курс покупки-продажи драгметаллов ЦБ России: серебро шло по 13 руб. 98 коп. за грамм. И курс доллара на ту же дату – 31 р. 03 коп.

И сегодня Иуда, если бы, как в древности, монеты ходили не только по некой стоимости, но и по весу драгметалла, за 450 граммов серебра огреб бы 6 291 рубль – примерно 203 доллара.

По зарплате солдата

Но, как известно, деньги – это еще и эквивалент оплаты труда.

Про времена Христа и оплату труда в Иерушалаиме (ныне, как известно, – Иерусалим) мы знаем, например, довольно точно, что солдат получал один динарий в день, а в 1 шекеле было примерно 4 динария (то есть, в тетрадрахме – 4 динария) 30 сребреников, таким образом, это примерно 120 динариев.

Российскому солдату сегодня положено 500 рублей в месяц, то есть, около 16 рублей 60 копеек в день. То есть, если «приравнять” эту суточную «солдатскую выплату” к динарию римского солдата, то Иуда получил около 2 000 рублей, примерно 65 долларов.

Но это – в пересчете на зарплату солдата-призывника.

При Иуде солдаты, как римские так и остальные, были наемными, как бы сейчас сказали – контрактниками. Нынче наш контрактник, поступающий на службу, получает 8 500 рублей в месяц.

Проводим те же операции: 8 500 в месяц это 283 рубля в день, умножаем на 120 (приравняв «плата российского контрактника за день» к «динарию за день»), выходит – 33 960. То есть, по такому курсу Иуда получил 1094 доллара с «копейками».

И, наконец, возьмем зарплату поденщика!

Так же, как и величину средней оплаты солдата, мы знаем, что в Иудее наемный работник получал в среднем в день 1 или 2 динария, в зависимости от квалификации.

Бывало – получали и по 4 динария в день, но это если вы мастер- каменщик или плотник.

Так что остановимся на среднем: 2 динария в день.

То есть, Иуда получил плату среднего поденщика за 2 месяца (120 драхм делим на 2, будет 60 дней).

Считать дальше просто: в мае 2009 года средняя зарплата по стране (см. «КП» от 29 июня 2009 года) составляла примерно 18 190 рублей.

Иуда, выходит, получил бы 36 380 рублей. Или – около 1180 долларов!

По этому «поденному» курсу ему было бы выгоднее всего продать своего Учителя.

И что дальше?

Естественно, можно считать еще по десятку критериев: по номинальной стоимости монет ЦБ РФ (двухрублевые серебряные, например), по пересчету на квартплату, по цене на бензин… И так далее. Но мне кажется, раз уж до нас дошли два критерия – поденная плата и стоимость собственно серебра – это какая-то более-менее справедливая привязка.

Что можно сделать на пару тысяч долларов?

Купить квадратный метр средней квартиры в возводимой новостройке, пару соток земли подальше от Москвы, отдохнуть в Турции или Египте. Да! А лучше – съездить на недельку в Иерусалим.

Иуда ничего купить не успел. Он то ли повесился, то ли был убит. А на возвращенные им деньги священники купили так называемую Землю Горшечника, по иному — Акелдама — («поле крови») для похорон странников, которых так много приходило в Иерушалаим…

• евангельский предатель

• имя Маккавея, понявшего восстание против сирийской династии Селевкидов

• кто из ближайших учеников Иисуса Христа взял на себя в решающую минуту большую ответственность

• персонаж Библии

• синоним предатель, изменник

• согласно Евангелию — предавший Иисуса ученик

• продавец Христа

• апостол — предатель

• чей поцелуй стал символом предательства

• Маккавей или Искариот

• один из апостолов

• от этого мужского имени происходят фамилии Юдашкин и Юденич

• такое имя носил старший из сыновей Иакова, который согласно ветхозаветной традиции, считается родоначальником всех евреев

• в Библии — четвертый сын Иакова и Лии, апостол, предатель, изменник

• как звали человека, который ведал общими расходами общины учеников Иисуса Христа, нося с собой «денежный ящик» для подаяний?

• кто из апостолов на Тайной вечере был отмечен так называемым «причастием соли», то есть ему Иисус собственноручно обмакнул кусок хлеба в соль?

• если Иешуа из Гамала, то кто родом из Кириафа?

• его поцелуй изображен на картине Джотто

• оратория немецкого композитора Г. Генделя «… Маккавей»

• предатель, прославившийся своим поцелуем

• какой апостол повесился на осине?

• искариот

• предатель спасителя

• мужское имя

• апостол, предатель, изменник

• пьеса французского драматурга Паньоля

• стихотворение русского поэта XIX века С. Надсона

• персонаж романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

• кто продал совесть за 30 серебреников?

• апостол, предавший Христа за 30 серебрянников

• подходящее имя для предателя

• библейский предатель

• ученик, предавший Иисуса

• апостол-христопродавец

• ученик, предавший Христа

• предатель Христа

• получивший 30 серебреников

• изменник

• предал Иисуса Христа

• предал Иисуса

• а еще апостол

• поцеловал и предал

• от его имени фамилия Юдашкин

• предал Христа за тридцать сребреников

• получатель тридцати сребреников

• апостол, продавший совесть

• один из двенадцати апостолов

• апостол, предавший Христа за 30 сребреников

• 1 из 12 апостолов

• его поцелуй на картине Джотто

• апостол, предавший Христа

• один из учеников Христа

• предал Христа за 30 сребреников

• библейск. собрат Павлика Морозова

• один из двенадцати учеников Христа

• продался за 30 сребреников

• библейский собрат Павлика Морозова

• закончил жизнь под осиной

• продавшийся апостол

• гнусный апостол

• кто предал Христа за тридцать сребреников?

• «лауреат» тридцати сребреников

• подлый апостол

• худший из всех апостолов

• продажный апостол

• предатель, знаменитый поцелуем

• от его имени фамилия Юденич

• апостол, рифмующийся с посудой

• ученик Христа

• продажный ученик Христа

• предатель из апостолов

• алчный апостол

• предатель, изменник

• тот самый Искариот

• проклятый апостол

• он предал Иисуса Христа

• символ предателя

• изменник против Христа

• предал Христа

• апастол-предатель

• иешуа из Гамала, а кто из Кириафа?

• Апостол, предавший Иисуса Христа за 30 сребреников

• В Библии один из апостолов Христа

• Предатель, изменник

• Персонаж романа М. Булгакова

• «Лауреат» тридцати сребреников

• … Искариот

• если Иешуа из Гамала, то кто родом из Кириафа

• иешуа из Гамала, а кто из Кириафа

• как звали человека, который ведал общими расходами общины учеников Иисуса Христа, нося с собой «денежный ящик» для подаяний

• какой апостол повесился на осине

• кто из апостолов на Тайной вечере был отмечен так называемым «причастием соли», то есть ему Иисус собственноручно обмакнул кусок хлеба в соль

• кто предал Христа за тридцать сребреников

• кто продал совесть за 30 серебреников

• обратилось в бранное: предатель, изменник. Иудино лобзанье, лукавый, облыжный привет. Иудино дерево, осина. Иудою свет пройдешь, да удавишься. Иуде верить, не беда поплатиться. Чем Иудою быть, лучше на свет не нарожаться. Наш Иуда ест и без блюда! здесь имя только для красного склада

• оратория немецкого композитора Г. Генделя «… Маккавей»

• персонаж романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

• предатель Спасителя

• предатель

• апостол-ренегат

• апостол-предатель

• один из двенадцати ученик. Христа

• мешанина из слова «Ауди»

• получатель 30-ти сребреников

• подходящ. имя для христопродавца

• мешанина из слова «Ауди»

• анаграмма к слову «Ауди»

(подробнее) Другой у меня нет, профессия обязывает. И напечатал маленькое расследование о том, где сидел Иуда на Тайной вечере. Это было важно, чтобы неожиданно открыть для себя, что Иуда был одним из самых доверенных и любимых учеников Христа. Спасибо за ваши отклики. Они заставили меня продолжить расследование в истории, которая уже двадцать веков волнует умы миллионов людей. И в очередной раз задаться вопросом: повесился ли Иуда после предательства? Не думаю… Иуда Искариот недолго прожил после распятия Христа. Меньше суток. Это известно. Известно даже (во всяком случае описано), как, собственно, он умер. В канонических текстах таких упоминаний два. В Евангелии от Матфея: «…бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился», и в Деяниях апостолов: «…и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его». (Есть еще в апокрифическом Евангелии от Варнавы рассказ о том, что в момент ареста Христа Господь придал Иуде черты и голос Иисуса (тому удалось бежать), и распяли на самом деле Иуду. Но это уж чистая сказка.) Но мне кажется, Иуда не кончал жизнь самоубийством, а был убит. Эта же мысль соблазняет и Булгакова. Он в «Мастере и Маргарите» «приговаривает» Иуду к смерти на ножах боевиков из тайной службы Афрания. Однако в диалоге Понтия Пилата и начальника тайной службы Афрания Булгаков все-таки касается версии о «самоубийстве». Но, замечу, как о распространении некоего слуха: «- Да, Афраний, вот что мне внезапно пришло в голову: не покончил ли он сам с собой? — О нет, прокуратор, — даже откинувшись от удивления в кресле, ответил Афраний, — простите меня, но это совершенно невероятно! — Ах, в этом городе все вероятно! Я готов спорить, что через самое короткое время слухи об этом поползут по всему городу. Тут Афраний метнул в прокуратора свой взгляд, подумал и ответил: — Это может быть, прокуратор». Очевидно, что Пилат (пером Булгакова) запускает такой слух, чтобы опозорить Иуду: в ортодоксальных религиях есть только два абсолютно несмываемых греха — богохульство и самоубийство, — за них нет прощения. И потому слух, пущенный Пилатом, должен заклеймить Иуду в глазах людей, даже если его предательство по большому счету ложь. А для Булгакова, писавшего при Сталине, Иуда больше чем предатель. Он не был знаком с Иешуа, он однозначно провокатор, возможно, живущий этим ремеслом, а не только работой в меняльной лавке у родственника, как докладывает прокуратору Афраний. Почему же именно провокатор?

Отважный и яростный Петр — единственный, кто защищал Иисуса с мечом в руках во время ареста Христа в Гефсиманском саду. (Джотто, «Поцелуй Иуды», XIV век.)

Как Булгаков доказывает, что Иуда — провокатор? Позвольте немного отвлечься от смерти Иуды, потому что булгаковская сцена ареста Иешуа у Иуды действительно очень любопытна. В канонических Евангелиях Иуда Искариот — просто предатель, который приводит стражников в Гефсиманский сад для ареста Христа и получает за это разовое действие разовую же плату. У Булгакова же Иуда из Кириафа не просто сдает Иешуа, а еще и выуживает из него признания, которые и ложатся в основу обвинения. Ну как агент Клаус с пастором Шлагом в «Семнадцати мгновениях весны». Вот Пилат допрашивает Иешуа об Иуде из Кириафа: «- Итак, — говорил он, — отвечай, знаешь ли ты некоего Иуду из Кириафа и что именно ты говорил ему, если говорил, о кесаре? — Дело было так, — охотно начал рассказывать арестант, — позавчера вечером я познакомился возле храма с одним молодым человеком, который назвал себя Иудой из города Кириафа. Он пригласил меня к себе в дом в Нижнем Городе и угостил… — Добрый человек? — спросил Пилат, и дьявольский огонь сверкнул в его глазах. — Очень добрый и любознательный человек, — подтвердил арестант, — он высказал величайший интерес к моим мыслям, принял меня весьма радушно… — Светильники зажег… — сквозь зубы в тон арестанту проговорил Пилат, и глаза его при этом мерцали. — Да, — немного удивившись осведомленности прокуратора, продолжал Иешуа, — попросил меня высказать свой взгляд на государственную власть. Его этот вопрос чрезвычайно интересовал. — И что же ты сказал? — спросил Пилат… — В числе прочего я говорил, — рассказывал арестант, — что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть. — Далее! — Далее ничего не было, — сказал арестант, — тут вбежали люди, стали меня вязать и повели в тюрьму». Почему Булгаков считает, что это не разовое предательство, а целая хорошо подготовленная провокация? Все дело в светильнике, о котором сквозь зубы сказал Пилат. Во времена Иисуса для обличения богохульника устраивали засады. Канонические источники описывают это так: «Приводят к нему (тому, на кого устраивается засада. — Прим. авт.) двоих молодых ученых (то есть учеников богословов. — Прим. авт.) во внешнее помещение (в соседнюю комнату с той, где идет разговор с богохульником. — Прим. авт.); а он сидит во внутреннем помещении, и зажигают для него светильник, чтобы они видели его и слышали его голос. Так поступили с Бен Стадой в Лидде: назначили в засаду для него двух молодых ученых, и они привели его в суд, и его побили камнями…» По Булгакову, именно в таком сговоре участвовал Иуда, и это, безусловно, не просто продажа учителя за деньги! Это отменно организованная операция со свидетелями, с заранее спланированной темой разговора, однозначно подводившая Иешуа под смертную казнь. Так что недаром Булгаков называет Иуду не предателем, а одним из лучших шпионов первосвященника Каифы. Сексотом… О рассевшемся чреве Но оставим литературного Иуду из Кириафа и вернемся к Иуде Искариоту. Итак, повторю. Версия смерти предателя в Евангелии от Матфея: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился». Но я уже говорил, что, как и у Булгакова, похоже, слово «удавился» здесь просто фигура речи, некое клеймо позорной смерти. Еще я не склонен держаться за версию самоубийства, так как многие исследователи считают, что Евангелие от Матфея написано не очевидцем (или не очевидцами), хотя и приписывается этому апостолу, входившему в ближайший круг Иисуса и бывшего до встречи с Христом мытарем, то есть сборщиком податей (у Булгакова он и есть Левий Матфей). Многое в Евангелии от Матфея заимствовано из Евангелия от Марка. Марк же о судьбе Иуды вообще ничего не сообщает. Я, конечно, пишу «Марк не сообщает» или «Как говорит Матфей», хотя надо понимать, что именное авторство всех канонических Евангелий — чистая гипотеза, не подтвержденная пока ничем. Имена авторов — лишь предположения. Истиннее мне кажется версия из Деяний апостолов: «…и когда низринулся (Иуда. — Прим. авт.), расселось чрево его, и выпали все внутренности его». Слово «низринулся» можно толковать по-разному. Некоторые считают, что Иуда все-таки повесился, но веревка оборвалась, и он упал и оттого живот его разорвался. Есть переводы этого фрагмента, толкующие это слово как «упал головой вниз», то есть, мол, Иуда упал с какой-то высоты, с обрыва. Но фишка в том (я специально консультировался у судебных патологоанатомов), что даже при падении с самолета у человека лопается череп, ломаются кости, но случаи, когда бы «расселось чрево», им неизвестны! Для этого, как мне терпеливо объяснили, должна быть как минимум рана в животе. От пули, осколка, ножа или острого предмета. Ну может быть еще, что у Иуды была водянка, и живот при ударе лопнул, но это совсем маловероятно… Зато «рассевшееся чрево» — это уже не общая формула, не страшилка, это четкая деталь. Так мог описать смерть Иуды только тот, кто сам видел труп. Или тот, кто принимал участие в убийстве!

Чьих рук дело? В Деяниях апостолов эту четкую деталь сообщает апостол Петр: «…Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): братья! Надлежало исполниться тому, что в Писании предсказал Святой Дух устами Давида об Иуде, бывшем вождем тех, которые взяли Иисуса; он… приобрел землю неправедной платой, и, когда низринулся, расселось его чрево, и выпали все его внутренности; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что та земля на их отечественном наречии названа Акелдама, то есть земля крови». Петр словно отчитывается о проделанной работе. И очень любопытно, что он говорит, например, не о разбитой голове Иуды (а это самая вероятная травма, если бы Иуда «низвергнулся» со скалы на камни), а именно о «рассевшемся» — вспоротом — чреве. Так, может быть, он и был тем, кто казнил Иуду? Чем не версия? И многое, кроме этой речи Петра, указывает на то, что это очень вероятно… Кому выгодно? Для осознанного убийства нужен мотив. Кому выгодно было, чтобы Иуда умер? Самому Иуде? Вряд ли. Он был крайне скупой человек. Хранитель ящика с деньгами общины, позволявший себе ворчать даже на Христа за слишком необоснованные, на взгляд Иуды, траты. Обычно такие люди (а психология человека даже с веками меняется мало) берегут и любят себя, наделены здоровым цинизмом и до последнего держатся за жизнь без сантиментов и угрызений совести. Мне кажется, раскаяние Иуде, скорее всего, приписывается. И вряд ли он полез бы в петлю. Может быть, в смерти Иуды были заинтересованы Каифа и священники? Тоже сомнительно. Следы им заметать незачем, процесс над Иисусом был официальным, а вознаграждение за предательство богохульника — дело редкое, но тоже узаконенное. К тому же они с Иудой были в расчете: дело сделано, гонорар заплачен, контракт закрыт. Может, грабители прирезали Иуду, позарившись на деньги? Нет. Сребреники не пропали, а были каким-то образом возвращены (по Евангелию — брошены Иудой) священникам, и после смерти апостола на них купили землю у стен Иерусалима, известную до сих пор как Земля Крови. Там сейчас монастырь. Пилат отомстил? Это уже вовсе из области домыслов: суд прошел, руки умыты — что римлянину, ненавидевшему иудеев, один из них? А вот апостолы… У них как раз мотивов хоть отбавляй! Поступок их собрата повлек казнь главы общины, учителя. Да еще — за деньги от врагов Христа… И любопытно, что как раз Петр мог сыграть в деле мести Иуде свою роль, возможно, главную! Петр вообще фигура прелюбопытная. Рыбак и сын рыбака, он был братом апостола Андрея, которого позже назовут Первозванным. То есть первым, кого призвал Иисус в апостолы. Но это не совсем так: Иисус призвал не Андрея, а Андрея с Петром вкупе. Встретив братьев, Христос сказал: «Идите (то есть оба! — Прим. авт.) за Мной, и Я вас (то есть обоих! — Прим. авт.) сделаю ловцами человеков». Так что Кормильцев был не совсем прав в знаменитой песне про апостола Андрея и Христа «Прогулки по воде…». А первые ученики — самые верные и близкие. Недаром, отправляясь в Гефсиманский сад, Иисус взял Петра в качестве одного из трех телохранителей. Да, именно телохранителей. Это понятно, потому что из всех апостолов только Петр и сыновья Заведеевы — братья Иаков и Иоанн — имели черты характера, которые должны быть у настоящих бойцов. Все трое энергичны, агрессивны, вспыльчивы (за что, кстати, Иисус прозвал братьев «Воанергес» — «Сыны грома»). Они были еще и при мечах, правда, всего двое, и один из мечей был у Петра. Петр — явно старший в этой команде телохранителей. Он превосходил братьев отвагой. Именно он (что для нас важно!) в Гефсиманском саду при аресте Иисуса выхватил меч и отсек ухо рабу первосвященника Малху на глазах у римских солдат! А ведь ношение любого оружия иудеями римляне запрещали под страхом немедленной смерти. А он отважился! И, отмечу особо, Петр явно владел мечом хорошо, если ринулся в бой посреди легионеров и стражников. Если уж он был готов на это, то настичь Иуду и вспороть ему брюхо вспыльчивому Петру — возможно, совместно с братьями Иоанном и Иаковом — было делом пустяшным. Так что версия о Петре-мстителе выглядит более чем реально. А вдруг слова Петра — выдумка? Да, есть нюанс: истинность канонических текстов, как известно, подтвердить очень трудно. В Евангелиях и Деяниях апостолов явно есть чисто литературные куски, фантазии, не имеющие ничего общего с хрониками. Так, кто гарантирует, что автор Деяний не приписал Петру его заявление? Тем более что, согласно преданиям, Деяния приписываются евангелисту Луке, который, похоже, вообще с Петром не встречался. Но тут есть любопытная цепочка — очень короткая, — по которой до Луки могли дойти точные слова фактически из первых рук. Она такова. В 49-м году Петр познакомился с новым апостолом — Павлом. Они сотрудничали очень тесно, и, например, Антиохийская православная церковь ведет патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом является ее основателем. А вот вернейшим учеником Павла был как раз евангелист Лука! Так что вполне возможно, что слова Петра на «закрытом собрании» были Луке переданы Павлом. И последнее… Земля, которую купили на тридцать сребреников (по версии Петра, купил Иуда), была глинистым полем, где брали сырье для своих изделий гончары (оно так и звалось «землей горшечника»). После смерти Иуды там решено было сделать кладбище для странников. Но, напомню, уже Петр говорит, что это место стали называть Акелдама, то есть «земля крови». Я мало верю, что жители Иерусалима разом мгновенно прониклись трагедией Христа и новое название возникло оттого, что пустошь была куплена на «кровавые предательские деньги». Это как-то излишне символично, даже пафосно… Проще и оттого, мне кажется, реальнее такое объяснение. Поле, питавшее многих гончаров, было полито кровью Иуды, а, раз «чрево расселось», крови было изрядно (как у Булгакова сказал Афраний: «Кровь хлынула волной, прокуратор!»). И глину там брать перестали, ибо место было осквернено и стало нечисто. Настолько, что его смогли отдать лишь под такое же нечистое дело — кладбище. Так что, возможно, мы теперь знаем не только кто убил Иуду, но и где именно он был убит…

БОГ даёт благодать щедро и без меры, но принять её может человек настолько, насколько чиста его душа. В нечистую душу любовь и благодать не входят.
Не сразу пришёл Иуда к предательству. Сначала появилось разъедающее душу сомнение. Иисус, творивший небывалые чудеса, запрещал об этом рассказывать, не желая славы и почитания. Иуде это было не понятно и неприятно. Он желал, чтобы не только простые люди, мытари и нищие прославляли Учителя и тех, кто с ним, но и власти, узнав о чудесах, преклонились бы перед ними.
Иисус говорил о Новом Царстве, но ничего не делал, чтобы возвыситься в нём и возвысить своих учеников. А потом и вовсе стал говорить, что он претерпит муки и будет убит. Это не входило в планы Иуды. Все надежды на обеспеченное и славное будущее рушились, и появилась досада, что на это непонятное учение и хождение с Иисусом зря потрачено время.
Злость и раздражение возрастали, с трудом удавалось их скрывать.
Иуда носил ящик для пожертвований и надеялся хоть с этого тайно что-то поиметь для себя. И когда Мария, вместо того, чтобы пожертвовать большую сумму, принесла драгоценное миро и возлила на ноги Учителя, он не сдержал досады.
«За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.» Ин. 12,1-8.
Чтобы извлечь хоть какую-то выгоду, помыслил: «Иисуса всё-равно убьют, какая разница — позже или раньше. Главное, чтоб не убили и его, Иуду. Все знают, что он ученик Иисуса. Пока не поздно, нужно отречься от Учителя, а оказав услугу фарисеям, можно, к тому же, неплохо заработать». Так он замыслил предательство.
«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф. 26:14-15);
Все грязные помыслы и дела Иуды, были скрыты от учеников ХРИСТА, но не от самого БОГОчеловека. Он видел черноту его души, Он видел его затаённую злобу, его решимость довести своё гнусное дело до конца, но всё-таки дал ему шанс для спасения его падшей души, и не один.
Вечером, во время праздничной трапезы, приготовленной учениками в доме, указанном им Христом, он предрекает, что один из них предаст его. В присутствии Иуды Искариота опечаленные ученики спрашивают Христа: «не я ли, господи?»; Иуде Христос отвечает утвердительным «ты сказал», остальным называет знак, по которому они могут определить предателя: «опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст меня…» (Матф. 26, 20-25; ср. Мк. 14, 18-20; Лук. 22, 21). В Евангелии от Иоанна Пётр просит Иоанна узнать, о ком из учеников говорит Христос; Иисус указывает на Иуду Искариота, обмакнув кусок хлеба и подав ему, а затем произносит: «что делаешь, делай скорее» (Ио. 13, 24-27), после чего Иуда встаёт и выходит.
«Мф.26, 20-25 Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня»;
Первый раз пытается Христос предостеречь и остановить Иуду, которому «диавол уже вложил мысль предать ЕГО».
ХРИСТОС говорит о страшных последствиях для Иуды его предательства:
«…впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться». Иуда, как бы, не слышит.
Он пытается выяснить, знает ли Господь о его планах?
«При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал». То есть и ты, и я знаем, что ты предашь. ХРИСТОС показывает, что всё знает, о его замыслах. Вторая попытка остановить его, но не устыдился Иуда.
Ученики же спрашивали: Ин. 25-28 » … Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту».
Третья попытка спасения Иуды – Иисус даёт ему, обмакнув, кусок хлеба, подавая с ним свою безмерную благодать и любовь. Но уклоняется благодать от чёрной души, не за что ей зацепиться, нет в озлобленной душе Иуды ничего доброго. Закрыта она для любви и благодати, зато открыта для зла. » И после сего куска вошел в него сатана». Иисус видел, как почернело и исказилось лицо Иуды, чёрнота наполнила его тело. Не Иуда, а отвратительный зловонный демон сидел за столом среди, ничего не подозревавших, учеников. «Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.» «Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему».
Будет ещё одна попытка спасти Иуду, привести его к покаянию.
На горе Елеонской молился Иисус, предвидя свои страшные страдания и смерть, «…и был пот его как капли крови, падающие на землю» Лк.22,44, и обратился к ученикам
Мф, 26 45 «вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;46 встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.47 И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. 48Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.49 И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?» » …Иуда! Целованием ли предаёшь Сына Человеческого?» «Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его».
Что в этот момент чувствовал Иуда трудно сказать. Возможно, обращение к нему Христа – друг, пронзило его сердце.
И он вспомнил, как три года назад, полный надежды и воодушевления, шёл с Иисусом и другими учениками проповедовать покаяние и новое учение о Царстве Небесном, как они вместе преодолевали трудности, печалились и радовались. Они ненавидели грех. И не было в сердце Иуды ни корысти, ни зависти, ни злобы. Они со Христом чувствовали себя свободными и счастливыми.
И вот, он, один из двенадцати, избранный из достойнейших, совершил страшный грех. Он предал своего друга, Учителя, невинного человека! Осознание низости своего поступка привела его в ужас. Ненависть к самому себе – плод уязвлённой гордыни требовала возмездия. Он раскаивался, но не мог смириться со своим падением, и сатана, зародил в нём мысль, что не обращение к БОГУ с покаянием, а только его собственная смерть смоет позор.
На следующий день «… Иуда, предавший Господа, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел; пошел и удавился (…и, когда низринулся, расселось чрево его и выпали все внутренности его» (Деяния апостолов 1.18). Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную; потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников. Посему и называется земля та «землею крови» до сего дня» (Матфея. 27.1-8.
Раскаяние не спасло Иуду, а молитвенного обращения ко Христу, покаяния (перемены ума и исправления жизни) не случилось. Сатана не собирался выпускать из лап свою добычу и толкнул его на страшный грех самоубийства, обрекая его на вечные и страшные муки ада. Самоубийство – точка невозврата. После которой в этой жизни ничего изменить невозможно.
Но, быть может, была ещё одна попытка спасения Иуды.
Есть такое предание, что когда ХРИСТОС после распятия и Воскресения в Своей БОЖЕСТВЕННОЙ Силе спустился в ад, Иуда, вместо того, чтобы с искренним раскаянием, поспешить к Нему навстречу, спрятался, как когда-то согрешивший Адам от БОГА. Когда же, ХРИСТОС призвал его, сказав, что прощает и предложил последовать вместе с Ним в Рай, Иуда наотрез отказался. Его чрезмерное самоосуждение (обратная сторона гордыни) для него оказались важнее милосердия БОЖИЯ. Он предпочёл муки ада, мукам гордыни, которая не желала смириться с тем, что он оказался хуже, чем думал о себе.
Ад опустел, но не полностью. Вышли со ХРИСТОМ праведники и те, кто, увидев ЕГО, уверовал. Но остались богоборцы и христоненавистники. Для них было невыносимо созерцать и ощущать благодать, прощение и любовь БОГА, то, что они отвергали и ненавидели при жизни. Для таких — лучше вечные невыносимые, адские муки, чем признание в своей неправоте и уязвлённая гордыня.
Не надо думать, что Иуда какой-то монстр, как его иногда описывают — отцеубийца, урод и т. д. Не приблизил бы Христос его к Себе, далеко не всем Он позволял быть рядом. Но даже внешняя близость к Христу, не гарантирует святости, спасения (не часто, но бывает, что «падают» и служители Церкви).
Всё начинается с малого – с сомнения в некоторых вопросах ВЕРЫ, в БОЖЕСТВЕННОЙ Благости, с малого зёрнышка гордыни, стяжания, нецеломудрия. … стать подобным иуде легко и просто, диавол всегда готов помочь… Мало ли у нас отступников, крещенных в Православии и отрекшихся от Христа, служащих «иным богам»-демонам? Есть и «крещенные» совершенно осатанелые, которые готовы не только отречься от ХРИСТА, но и быть палачами, расстреливая его учеников и иконы. Но всех их ждёт участь иуды, так как они и есть иуды.
Трудно быть истинным учеником ХРИСТА. Важно духовно быть верным ХРИСТУ, БОЖИИМ Заповедям, отсекать соблазны диавола, и необходимо участие в живом, духовном общение и Единение с БОГОМ в Святых Таинствах Церкви.
Кто следует неуклонно и мужественно за ХРИСТОМ, «таковых есть Царствие Небесное», «те Сынами БОЖЬИМИ нарекутся».
Какие же для нас выводы из этого повествования?
1. Не следовать гибельному примеру Иуды. Не предавать Христа, не отрекаться от Него ни при каких обстоятельствах до конца своей жизни. Даже если диавол вложит в наши сердца сомнение, непонимание, верить не диавольскому наущению а ХРИСТУ, который есть для нас — Путь, Истина и Жизнь.
2. Недостаточно корить себя за совершенные грехи и ошибки, надо с решимостью и с БОЖЬЕЙ помощью их исправлять, не поддаваясь панике, унынию и отчаянию.
3. ХРИСТОС пытается нас спасти до конца и предоставляет для этого множество возможностей, но насильно никого не спасает, уважая нашу свободу воли.
Нам нужно сделать один лишь шаг навстречу БОГУ, а остальное расстояние между нами преодолеет БОГ.
Так я вижу эти события. Если кто-то видит иначе, с большим вниманием и интересом прочту Ваши размышления.
И да будет со всеми нами БОЖЬЕ Благословение!

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *