Иуда искариот

Опубликовано 15.11.2017

Так почему же Иуда Искариот предал Иисуса Христа? Имя Иуда вот уже много столетий ассоциируется с предательством и стало именем нарицательным. В Библии не так много раз упоминается Иуда, но причины его предательства Иисуса описаны хорошо. Давайте разбираться.

Иуда Искариот крал деньги у апостолов

Этот факт необходимо знать, чтобы сделать правильный вывод о том, почему Иуда предал Иисуса Христа. Иуда любил деньги и был вором. Он воровал из ящика с пожертвованиями. В Библии также сказано, что «любовь к деньгам — корень всякого зла. Некоторые в своём стремлении к ним уклонились от веры и сами себе принесли жестокую беду», сказано в первом послании Тимофею. А ведь это именно то, что случилось с Иудой.

Один из учеников Иисуса, Иуда Искариот, который потом предал Его, сказал: «Почему это благовоние не продали за триста серебряных монет и не раздали эти деньги бедным?» Он сказал так не потому, что беспокоился о бедных, а потому что был вор: он имел при себе их ящик с пожертвованиями и крал, что туда опускали. (От Иоанна 12:4-6)

Иуда хоть и был физически с другими христианами, и сам считался учеником Христа, но позволял себе воровать из общего ящика для пожертвований. Зная это, мы теперь переходим к следующему отрывку из Библии.

Иуда предал из-за денег за предательство Иисуса Христа

И тогда один из двенадцати, по имени Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: «Что дадите мне за то, чтобы предать Его вам?» Они предложили ему тридцать сребреников. И с той минуты он стал искать удобного случая предать Иисуса. (От Матфея 26:14-16)

Почему Иуда решил предать Иисуса? Он хотел получить деньги за предательство. Неужели три года, проведенные вместе с Иисусом Христом не убедили его в том, что Иисус — Сын Божий? Неужели своей жизнью Иисус Христос не показал, что Он несет добро людям — каждый день Он исцелял людей, Он кормил их, Он помогал им. И видя все это Иуда позволяет себе воровать из ящика для пожертвований. А теперь он решается предать своего учителя! Он идет к первосвященникам и предлагает предать Христа.

Давайте посмотрим параллельный отрывок о том же самом событии, но в Евангелии от Луки:

Приближался праздник Пресных Хлебов, называемый Пасхой. Первосвященники и законники искали способа убить Иисуса, ибо они боялись народа. В Иуду, прозванного Искариотом, одного из двенадцати апостолов, вселился сатана; и он пошёл к первосвященникам и к стражникам храма, чтобы договориться, как передать Иисуса в их руки. Они обрадовались и согласились дать ему за это денег. (От Луки 22:1-5)

Обратите внимание на фразу «в Иуду, прозванного Искариотом, одного из двенадцати апостолов, вселился сатана». Почему Иуда предал Иисуса Христа? Первая и главная причина в том, что его сердце было испорчено. Он любил и ценил деньги больше, чем друзей и праведность. Все просто — Иуда любил деньги. Используя эту его любовь к деньгам, сатана «вселился» в Иуду и убедил его предать Христа.

Через некоторое время Иуда осознал свой поступок, пошел к первосвященникам, у которых он взял деньги, чтобы попросить прощения, но они сказали, что теперь это не их дело. Иуда пошел и повесился.

Когда Иуда, предавший Иисуса, увидел, что Его осудили, то раскаялся и возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, сказав: «Согрешил я, предав кровь невинную». Но они сказали: «Что нам до этого? Это твоя забота!» Тогда он бросил серебряные монеты в храме, пошёл и повесился. (От Матфея 27:3-5)

Иуда не смог простить самого себя за поступок, который он совершил. Он не смог обратиться к Иисусу, чтобы попросить прощение за свой поступок. Он обратился к тем, кто дал ему деньги за предательство. Но это не помогло. Пойти к Иисусу он не смог.

Итак, мы можем сделать вывод, что причиной предательства Иуды стала его любовь к деньгам. И эта любовь в итоге привела его сначала к духовной, а затем и к физической смерти.

А ведь как часто те же самые деньги становятся причиной предательства самых близких людей и в наши дни…

Игорь Петров

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

  • Пройти тест
  • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
    Пройти тест

  • Задать вопрос
  • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

Данное произведение написано автором в 1907 году в непривычной для верующих людей трактовке. Слишком много несовпадений было с Евангелие. Образ и характеристика Иуды Искариота из повести Андреева «Иуда Искариот» с цитатами поможет читателю понять, что двигало главным героем, когда он предал того, кого больше жизни любил.

Образ

Семьи у Иуды не было. Несколько лет назад оставил он жену. С тех пор ее судьба его не волновала. Детей в браке не нажили. Видно так угодно богу, не хотел он от него потомства.

Внешность Иуды производила отталкивающее впечатление. Чтобы его нормально воспринимать, необходимо было привыкнуть к его виду. Высокий, худой. Немного сутулый. Непонятной формы череп, украшенный рыжими волосами. Одна половина лица живая, с черным глазом и активной мимикой была испещрена морщинами. Другая половина лица мертвенно-гладкая, без морщин. Слепой глаз был всегда открыт, днем и ночью. Голос противен, так же как и он сам. Искариот умел менять его от по-женски визгливого до мужественного и сильного.

Рыжий и безобразный иудей… Пришел он, низко кланяясь, выгибая спину, осторожно и пугливо вытягивая вперед свою безобразную бугроватую голову… Он был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус… …достаточно крепок силою был он, по-видимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным и голос имел переменчивый: то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно жидкий и неприятный для слуха… Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу… …двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму…

Характеристика

Противоречивый. Иуда словно соткан из противоречий. Сильный, крепкий мужчина зачем-то постоянно притворялся хилым и болезненным. Брал на себя обязанности по хозяйству, а между делом воровал из общей казны. Рассказывал апостолам красочные истории из якобы своей жизни, а потом признавался, что все придумал.

Продажный. Меркантильный. Продал Учителя за 30 серебренников.

Умный. Отличался сообразительностью и умом в сравнении с остальными учениками Христа. Он как никто другой глубоко знал людей и понимал мотивы их поступков.

Лживый. Завистливый. Речь изобилует ложью, от которой становилось то весело, то неприятно.

Целеустремленный. Искренне верил в свою правоту и избранность, а главное всеми способами стремился к поставленной перед собой цели. Предательство стало единственным способом приблизиться к духовному лидеру.

Воинственный. Бесстрашный. Иуда не раз проявлял бесстрашие, защищая учителя. Принимал удар на себя, рискуя жизнью и давая понять, что готов идти до конца, если придется.

Яростно и слепо бросался в толпу, грозил, кричал, умолял и лгал

Испытывает настоящие эмоции: ненависть, любовь, страдание, разочарование.

Вор. Зарабатывает на жизнь воровством. Постоянно таскает хлеб, тем и питается.

Хитрый. В то время пока другие апостолы ведут борьбу в попытке занять первое место возле Христа, Иуда старается быть все время с ним рядом, став незаменимым и полезным, лишь бы на него обратили внимание и выделили его старания из толпы.

Ранимый. Искренне обижался на Учителя, когда он перестал ему уделять внимание.

Эмоциональный. До последней минуты Иуда свято верил, что любовь и верность Иисусу одержат победу. Люди и ученики его должны были спасти Учителя, но этого не произошло. Искариот искренне переживал и не понимал, почему апостолы в страхе разбежались, оставив Христа в руках римских солдат. Он обзывал их трусами и убийцами, не способными на поступки. В этот момент им двигала искренняя любовь к Учителю.

Самоотверженный. Пожертвовал жизнью своей, чтобы доказать силу любви, исполнив возложенное на него предназначение.

Цели:

  • обучающая: постижение идеи произведения через раскрытие образов героев, мировосприятие их и автора; наблюдение за языком художественного произведения как средством характеристики героев и осуществления замысла писателя; закрепление отличительных особенностей экспрессионизма как литературного направления; совершенствование навыков филологического анализа текста;
  • развивающая: развитие логического мышления (умение анализировать поступки, делать выводы, объяснять, доказывать свою точку зрения); развитие монологической речи учащихся; развитие творческих способностей учащихся к самообучению (групповые задания творческого характера);
  • воспитательная: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе по группам; воспитание нравственных ценностей и критического отношения ко злу в работе над текстом; эстетическое восприятие урока (оформление доски).

Оборудование: портрет Л. Андреева, письменные работы учащихся, иллюстрации к тексту произведения.

Эпиграф урока:

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумление
И равнодушие толпы.

А. Ахматова. 1915 г.

Ход урока.

I. Объявление темы урока.

Обмен впечатлениями среди учащихся по поводу сравнения евангельского текста с повестью Л. Андреева.

Ученики отмечают отличия в содержании:

  • Иуда в повести выглядит чудовищней, чем в Библии, само же произведение потрясает и возмущает;
  • у Л. Андреева Иуда предает Христа по собственной воле, в Библии — «но диавол соблазнил его, и он стал ненавидеть спасителя”;
  • в Библии ученики заступаются за Христа: » Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: «Господи! Не ударить ли нам мечом?” И один из них ударил раба первосвященника, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха, исцелил его” … Петр 3 раза отрекается от Иисуса … Ученики убегают, но этот поступок является минутной слабостью, так как потом они проповедовали учение Христа, за многие из них поплатились жизнью. Так в Библии. У Андреева же ученики – предатели;
  • и в Библии, и в повести Иуда в общине Христа выполнял обязанности казначея, но «он не столько заботился о нищих, но … был вор”;
  • у Л. Андреева Иисус Христос в основном молчит и всегда на заднем плане, главный герой Иуда;
  • общее в языке произведений:

  • притчи, христианские наставления;
  • цитаты из Библии в повести: «И к злодеям причтен” (7 гл.), «Осанна! Осанна! Грядый во имя господне” (6 гл.);
  • часто предложения и в Библии , и в повести начинаются с союзов и, а, что придает текстам разговорный характер: «И Иуда поверил ему – а он вдруг украл и обманул Иуду… И все обманывают его”; «А они посмеялись надо мною… и дали мне поесть его, и я попросил еще…”;
  • в Библии и в повести встречается стилистический прием – инверсия: «разостлали на земле плащи свои”, «приветствовал его народ”. Но в отличие от Библии, у Андреева много необычных образных сравнений;
  • Л. Андреев употребляет в повести устаревшие формы слова: «И тихо бия себя в грудь”, «И, внезапно сменив быстроту движений медленностью…”
  • Вывод: автор максимально сближает язык произведения с библейским, чтоб расположить к себе читателя, но нарушает сюжет: ученики Христа – трусы, предатели, а Иуда двуличный, непонятный, но умный.

    Постановка учебной задачи:

    Зачем писатель это делает? Какую мысль до нас хочет донести? На эти вопрсы мы и постараемся ответить на нашем уроке.

    II. Анализ повести «Иуда Искариот”.

    Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды. Так, например, есть Иуда – герой и великомученик у М. Волошина, а в «биографии” Иуды, появившейся в средние века, он – «совершенный злодей во всем”. В рассказе Х.Л. Борхеса «Три версии предательства Иуды” доказано, и довольно изобретательно, что Иуда – это и есть И. Христос. Есть и немало других реконструкций образа Иуды и мотивов его предательства, но их количество и многообразие лишь подтверждает тот факт, что Иуда давно перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись в вечный образ мировой художественной культуры. Какой же Иуда у Л. Андреева? Обратимся к повести.

    Знакомство с Иудой начинается еще до его появления на страницах произведения.

    • Каким образом и что мы узнаем о нем?

    Мы узнаем об Иуде из рассказов о нем в народе: это «человек очень дурной славы”, «корыстолюбив”, «крадет искусно”, потому «его нужно остерегаться”.

    То есть мирная жизнь города и христианской общины оказалась нарушена слухами, которые пугали. Так с первых строк в произведении начинает звучать мотив тревоги.

    • Как реагирует природа на появление Иуды? Зачитать.
    • Какие чувства вызывает описание природы?
    • (Опять тревогу.) Как автор передает это ощущение? (Лексические повторы – «тяжелый”, «тяжело”; антитеза: белый – красный; аллитерация: шипящие, твердость ).

    В это время и появляется Иуда: конец дня – ночь, как будто бы прячется от людей. Настораживает и время появления героя.

    • Как же выглядит Иуда? Зачитать.
    • Что можно сказать о герое по его описанию внешности?

    Противоречива внешность – противоречиво и поведение, двуличен. Противоречия героя даны через стихотворный прием – противопоставление, антитезу.

    • Какое чувство вызывает описание внешности?

    Тревогу. Об этом говорит автор (звучат цитаты) и нагнетает это ощущение описанием головы Иуды.

    • Как называется этот художественный прием у Л. Андреева?
    • (Экспрессивная образность.)

    Иуда пока ничего не совершил, но атмосфера повествования все более накаляется.

    • А как называют героя в произведении? Кто?

    Ученики чаще называют Иудой, а «уродина, «наказанная собака”, «насекомое”, «чудовищный плод”, «суровый тюремщик”, «старый обманщик”, «серый камень”, «предатель” — так называет автор. Для Л. Андреева характерно, что часто он называет героя не по имени, а метафорами, понятиями, имеющими обобщенное значение. Скажите, почему? ( В духе экспрессионизма. Так он выражает свои чувства. Каково же отношение автора к Иуде? (Негативное.)

    Но нельзя забывать, что в основе произведения библейский сюжет. А что означает имя в Библии? Разобраться в библейских понятиях нам поможет говорящий библейский справочник:

    Ученица: в религии существует культ имени. Есть даже религиозное направление – имяславие, имя и суть человека совпадают. Например, Христос – и имя, и божественная сущность. Зло никогда не будет во имя чего-то. Поэтому у преступников, как правило, прозвища. Имя – ценность. У Иуды не было дома, семьи, Детей, т.к. «Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды”. Часто он называется оскорбительно, а не по имени.

    • Почему же такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?

    «Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым”. Т.е. поступками Иисуса руководит любовь к людям. (На доске составляется таблица). А Иуда как относится к Иисусу? (Любит.) Почему же меняется отношение Иисуса к нему? Зачитать. Какое событие тому предшествовало? (Иуда оказался прав, когда говорил о людях плохое. Это подтвердилось: женщина обвинила Иисуса в краже козленка, которого потом нашла запутавшимся в кустах.)

    • Значит ли этот факт, что Иуда разбирается в людях? Что же он говорит о людях? Зачитать.

    Записываем в таблицу: не любит людей, т.к. в них – источник зла.

    • Какое следующее событие усилило размолвку между Иудой и Иисусом?

    Спасает жизнь Иисусу.

    • Чего ожидает Иуда за свой поступок?

    Похвалы, благодарности.

    • А что получил?

    Еще больший гнев Иисуса.

    • Почему?

    Лгал.

    • А какова позиция Христа?

    Говорить правду. (Заполняем таблицу дальше и делаем вывод: сталкиваются два мировоззрения, в этом конфликт произведения, и он носит богоборческий характер.)

    Рис. 1

    Вывод: автор развенчивает образы апостолов, показывает несостоятельность христианских воззрений. Взгляды автора и Иуды совпадают.

    • Расскажите притчу о смоковнице. Зачем ее рассказывает Иисус Иуде?

    Притча указывает на то, как Бог поступает с грешниками. Он не торопится рубить с плеча, а дает нам шанс исправиться, «желает покаяния грешников”.

    • Но считает ли Иуда себя грешником?

    Нет. И менять свои взгляды не собирается. Однако он понимает, что Иисус не согласится с ним никогда. Тогда-то и решается Иуда на последний шаг: «А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда”.

    • Что он задумал?

    Предательство.

    • Как он себя ведет, посетив Анну?

    Двусмысленно: не отговаривает от путешествия в Иерусалим Иисуса и предает.

    • Как предает?

    Целуя.

    • Почему целует?

    Любит.

    • Докажем, что его поступками движет любовь к Иисусу.

    Окружил учителя нежностью и вниманием, предупреждал об опасности, принес 2 меча, призывал беречь Иисуса.

    • Почему же Иуда предает? Хочет смерти Иисуса?

    Нет.

    • А чего он хочет?

    Иуда создал, подобно Раскольникову, теорию, согласно которой все люди плохие, и хочет теорию проверить на практике. Он до последнего надеется, что люди заступятся за Христа. ( Зачитайте фрагменты, подтверждающие это.)

    • Как в этом эпизоде автор раскрывает психологию героя

    Повторы событий и лексические повторы усиливают напряжение. Антитеза ожиданий Иуды тому, что делает народ, вызывает тревогу. Тягостное чувство ожидания передают многоточия. Опять двойственность Иуды: ждет, что народ спасет Христа, и в нем все поет: «Осанна!” — и радуется, когда его теория подтвердилась: «Осанна!” Возгласы радости в восклицательных знаках, в оксюмороне «радостно одинокий”.

    • Иуда доказал теорию. Почему же он повесился?

    Любил Христа, хотел быть с ним.

    • Настоящая любовь жертвенная. Чем жертвует Иуда?

    Обрекает себя на вечный позор.

    • Еще почему повесился?

    Увидел неотвратимость на земле зла, отсутствие любви, предательство. (Чтение эпиграфа к уроку.)

    • Какие обвинения он бросает в лицо Анне и ученикам? Приведите примеры.
    • Психологизм последних страниц повести достигает наивысшего накала. Как передает это автор?

    В словах автора: «Иуда хрипло спросил…”, «И Искариот громко заплакал”, «страшные слова, раздирающие горло”.

    Волнение Иуды передается в знаках препинания (многоточия, восклицательные знаки, риторические вопросы); через поступки – бросает серебреники в лица первосвященника и судей; в антитезе: волнению Иуды противопоставлено равнодушие Анны, спокойствие учеников. Лексические повторы заставляют возмущаться.

    • Как внешне преображается Иуда?

    «…был взор его прост, и прям, и страшен в своей голой правдивости”. Двуличие исчезает – скрывать нечего. Его прямоту и правду автор подчеркивает аллитерацией: , .

    • Вы согласны с высказываниями Иуды?
    • Кто же Иуда: победитель или побежденный?

    Он и победитель, т.к. его теория подтвердилась. Он и побежденный, т.к. его победа далась ценой смерти.

    • В этом противоречие Л. Андреева: зло безобразно, поэтому его Иуда страшен, и автор неприязненно относится к нему, но соглашается с его суждениями.

    Имя Иуды стало нарицательным. Означает «предатель”. Заканчивается повесть словом «предатель”, символизирующим распад человеческих отношений.

    • Ваше отношение к Иуде.

    Есть за что уважать: умен, разбирается в людях, искренне любит, способен отдать свою жизнь. Жалко его, но одновременно и презираешь. Двуличен он был, и чувства к нему двойственные.

    • Образ Иуды, созданный Л. Андреевым, единственный в мировом искусстве со столь же единственной экстравагантной трактовкой сюжета. И очень убедительной. При жизни Л. Андреев называл Царствие Небесное «чепухой”. А что об этом мы узнаем в книге? Зачитайте.
    • Автор смело перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы заставить читателя возмутиться открывшейся бессмыслицей. В повести отразились противоречия эпохи, в которой жил Л. Андреев. Его волнуют вечные вопросы: что правит миром: добро или зло, истина или ложь, можно ли жить праведно в неправедном мире. А мы как думаем?

    III. Представление учащимися своих исследовательских работ:

    1. Ритмико-интонационный анализ повести Л. Андреева «Иуда Искариот”.

    2. Пространство и время в повести.

    3. Многообразие цвета и его значение в повести.

    По ходу выступлений учащимися составлена следующая модель выступления:

    Рис. 2

    4. Озвучивание модели произведения: чтение авторского стихотворения, написанного по прочтении повести «Иуда Искариот”:

    Под небом вечным – вечная земля
    С добром и злом, предательством, грехами.
    Здесь люди грешные. И души их горя
    В Аду потом, в огне бесстрастном полыхают.
    Но все ж добро, свет, Рай сильней всего!
    Там сном спокойным праведники спят.
    А всем живым век помнить про того,
    Кто был когда-то предан и распят.

    Арефьева Диана.

    IV. Домашнее задание: анализ отрывка из 3 главы повести.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *