Иудаизм бог

Библия иудеев входит в состав христианской Библии как Ветхий завет; специфически христианским священным писанием является Новый завет.

Хотя иудаизм и христианство имеют много общих элементов в вероучениях, все же это глубоко различные религии.

— В иудаизме Бог один и единый; в христианстве Бог един в Своей природе, но выступает в трех лицах, образующих Святую Троицу: Бога-отца, Бога-сына и Бога-Святого Духа.

— Христиане верят в Иисуса, называемого Христом, как в Мессию — воплощение Второго Лица Троицы, поэтому Ему поклоняются не как человеку, а как Богу, ставшему человеком. Спасение человечества- это целиком и полностью дар Божий, даруемый через принесение в жертву Второго Лица Троицы, ставшего человеком, страдавшего и умершего и вновь воскресшего.

— Христиане верят в Христа и в Его страдание, смерть и воскресение; они следуют Его учению и Его примеру; и после смерти они надеются причаститься Его великого воскресения.
Иудаизм верит в Божью милость, но она распространяется лишь на тех, кто принадлежит к народу Израиля, строго выполняет предписания иудейского учения и соблюдает святость жизни.

— С точки зрения иудеев Мессия еще не приходил, и они предвосхищают пришествие Мессии, или наступление Мессианской эры. Будущее для них — это мир на Земле и справедливость.
Для христиан будущее связано с учением о Втором пришествии Христа, когда зло полностью исчезнет и духовное благословение, совершенное во Христе, полностью проявится в Царствии Божием.

— Христиане придают особое значение вере в Христа, дарующего милость, силу и руководство для нравственной жизни. Для иудеев этические и ритуальные предписания Библии (мицвот) остаются нормой поведения, они детально разработаны в Талмуде в качестве халака, или требований к повседневной жизни, тогда как христиане признают только этическое учение Библии, выраженное в Десяти Заповедях. Иудаизм учит о святой жизни на основе следования мицвот и подчеркивает, что в общественном правосудии необходимо придерживаться библейских стандартов, как считали еврейские пророки.

— Эти религии смотрят по-разному и на грехопадение человека; христианство придерживается учения о Первородном грехе, которому иудаизм не придает особого значения.

Эти глубокие различия приводят к тому, что иудаизм и христианство по-разному относятся и к своим священным писаниям.

Иудаизм считает свои священные книги совершенным источником вероучения и нравственных норм, выполнения которых Бог требует от людей для их же благополучия. Для христиан священные книги иудаизма, называемые Ветхим заветом, — это только приготовление к последнему откровению, которое Бог дарует через Христа, — это откровение записано в книгах Нового завета.

Священные тексты иудаизма

Танах (Иудейская Библия)

Состоит из Закона (Тора), Пророков (Невиим) и Писаний (Ктувим); ее книги написаны за период, охватывающий более чем тринадцать столетий иудейской истории, со времени Моисея до последних нескольких веков до нашей эры.

1.Тора (Закон)
Пятикни́жие так называемый Моисе́ев Зако́н— пять первых книг канонической еврейской и христианской Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

2. Невиим (Пророки)
Включает книги Иисуса Навина, Судей, Самуила, Царств, рассказывающие об истории Израиля, когда им руководили пророки, и книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Амоса, Осии, Михея, Аввакума, Ионы, Аггея, Захарии, Малахии и других

3. Ктувим (Писания)
Включает книгу Псалмов, которые представляют собой молитвы и гимны; Притчи, книги Екклесиаста и Иова, содержащие изречения, рассуждения о мудрости и размышления о человеческом существовании; Плач Иеремии, рассказывающий о разрушении Иерусалимского храма; любовную поэму Песнь Песней, которая издавна трактуется как описание мистических отношений между Богом и Израилем или между Богом и человеком; книгу пророка Даниила, рассказывающую о вере во времена гонений.

Талмуд

Помимо Танак существовала традиция Устной Торы, бытовавшая в среде раввинов в первые века нашей эры и кодифицированная как Талмуд.

Он состоит из двух основных частей — Мишна и Гемара — и обладает огромным авторитетом для соблюдающего предписания иудея.

Талмуд можно также расценивать и как развитие традиции комментирования текста Библии для правильного его понимания.
Хотя большая часть Талмуда посвящена толкованию и кодификации Закона, в нем встречаются фрагменты, имеющие характер универсальной духовной и этической мудрости.
В Талмуде наиболее известен небольшой трактат под названием Абот, или Изречения Отцов, относящийся к Мишне. Книги Мидраш (комментарии раввинов к писанию) отличает насыщенность моральными и духовными поучениями и историями.

Тексты раввинов

Большим авторитетом среди правоверных иудеев пользуются также и другие тексты раввинов того же периода: Сифра, в которую входят Числа Сифре и Второзаконие Сифре, Танхума, Песикта Раббати и Песикта Кахана, Тосефта.

Каббала

Кроме них в иудейской традиции привлекают внимание книги установленных Законом молитв. Мистический трактат. Зохар и ряд других сочинений образуют Каббалу — мистическую традицию, которая для многих иудеев имеет каноническое значение.

Теологические трактаты

Также имеют большое значение ряд теологических трактатов, среди которых следует отметить «Руководство для заблудшего» Моисея Маймонида (1135-1204 гг.) и «Шулхан Арух» Иосифа Каро (XVI век).

Священные тексты христианства

Библия

Христианская Библия состоит из Ветхого и Нового заветов.

Библия онлайн intelife.ru

Ветхий завет

Ветхий завет был священным писанием для Иисуса и Его последователей, которые были иудеями.
Ветхий завет идентичен иудейской Библии, но его книги расположены в другом порядке. Христиане выделяют из всех частей Ветхого завета пророческие книги, поскольку они говорят о пришествии Мессии, которым христиане считают Иисуса Христа.

Второканонические книги
Православная и римско-католическая Библии включают в Ветхий завет также ряд дополнительных книг, называемых Второканоническими.
Наиболее известны среди них: книги Премудрости Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломона, истории о Товите и Юдифи, а также описание Мак-кавейского восстания, содержащее много замечательных примеров мученичества и образующее четыре Маккавейские книги.
Эти книги имели хождение среди иудеев в последние два века до Рождества Христова и вошли в Септуагинту — греческий перевод Священного Писания.
Второканонические книги не вошли в иудейский канон, составленный раввинами в Ямнии в 90 г.н.э.
Во время Реформации, провозгласившей возвращение к стандартам иудейского раввинского канона, Второканонические книги были исключены из переводов Библии на национальные языки; например, их нет в Библии Лютера и в английской версии короля Якова. Поэтому протестанты называют эти книги Апокрифическими.
Но римско-католическая церковь утвердила статус этих книг как Священного Писания на Тридентском соборе (1545-1603).
Они признаются также частью Священного Писания и в православии. Теперь они включаются в большинство современных переводов Библии.

Новый завет

В Новый завет входят четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Три первых, синоптических, Евангелия имеют много общего; они рассказывают о жизни и изречениях Иисуса, его смерти и воскресении. Евангелие от Иоанна изображает жизнь Христа как мистический источник спасения.

Частью Нового завета являются послания апостолов Павла, Петра, Иакова, Иоанна и других. В них рассматриваются вопросы вероучения и морали христианской церкви первого века нашей эры. Павел был крупнейшим из апостолов, и ему принадлежат послания к римлянам, первое и второе к коринфянам, к галатам, к филиппийцам, первое к фессалоникий-цам, к Филимону. Ряд других посланий также приписывают апостолу Павлу, и в них действительно чувствуется его влияние. Это послания к ефесянам, к колоссянам, первое и второе к Тимофею, к Титу, к евреям.

Входящие в Новый завет Деяния апостолов — это изложение истории христианской церкви от первой Пятидесятницы до путешествий апостолов Петра и Павла.

Завершает содержание Нового завета Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова, — это видение о конце мира и Втором Пришествии Христа. Все книги Нового завета написаны в течение столетия после смерти Иисуса, хотя решение о том, какие книги включать в Новый завет, а какие — нет, не принималось церковью вплоть до IV века.

«Утраченные» евангелия и другие неизвестные тексты христианства

613 заповедей

Согласно традиции, 613 заповедей были переданы Моше на Синае: 365 заповедей «Не делай» (запретительных), по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей «Делай» (повелительных), по числу частей человеческого тела.

Откуда известно, что заповедей — 613 заповедей?

В Талмуде приведены следующие обоснования этого факта.

Раби Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше: 365 заповедей «Не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей «Делай”, по числу частей человеческого тела».

Спрашивает раби Ханина: «Откуда это известно? Сказано (Дварим 33:4): «Тору заповедал нам Моше…”. Числовое значение слова «Тора” — 611. Добавь «Я Г-сподь, твой Б-г” и «Да не будет у тебя чужих богов пред Моим лицом” (Шмот 20:3), которые мы слышали (из уст) Всевышнего…».

Утверждение, что в Торе содержатся 613 мицвот , часто встречается в талмудической литературе. Интересно, однако, что в Талмуде нет самого перечня этих заповедей. Такое утверждение кажется странным, ибо простой подсчет заповедей показывает, что их действительное число намного превышает 613. Впрочем, указанное противоречит также Талмуду, где из стихов Торы выводятся тысячи приказаний. Естественно, что законы, которые раввины выводят путем толкования, считаются установленными свыше и утвержденными навечно. Почему же тогда Тора сводится всего к 613 заповедям? Почему тот же Талмуд не сомневается в том, что р.Симлай, говоря о 613 заповедях, передает признанную традицию? Более того, Талмуд оперирует этой точной цифрой, не давая никаких оснований предположить в ней просто символ.

В книге Маалот Атора (18 в.) р.Авраам от имени своего брата, р.Элияу, Виленского Гаона, приводит следующие комментарии:

Невозможно доказать неопровержимо, что существуют лишь 613 заповедей, поскольку от начала Берешит до Шмот 12:2 мы встречаем только три заповеди (что же представляет собой все остальное содержание этих книг, как не требования к человеку жить согласно морали?) Многие части Торы не содержат никаких заповедей, и это трудно понять. Истина состоит в том, что каждое слово Торы (включая сюжеты) нужно рассматривать как заповедь, ибо эти слова идут от Всевышнего… Об этом сказал Давид (Теилим 119:96): «Я видел предел всему свершенному, но Твоя заповедь безгранична»…

Таким образом 613, заповедей — не что иное как корни (общие правила)… Тора — «это дерево жизни для тех, кто держится ее…» (Мишлей 3:18).

Так же, как у дерева, у Торы один ствол, от которого отходит множество ветвей; а они, в свою очередь, разделяются на множество веточек, на которых держатся плоды и семена, и каждое из семян содержит в потенциале все заповеди…

Другими словами, 613 общих правил лежат в основе всех указаний Торы и еврейского закона в целом.

Кодификация заповедей

Как отмечалось, в Талмуде отсутствует перечень 613 заповедей. Первую попытку их краткого изложения мы встречаем во введении к Алахот Гдолот. Шломо ибн Габироль также составил список 613 заповедей.

Но всем этим попыткам недоставало точного критерия, определяющего, какие заповеди следует включать в перечень, а какие — нет.

Во введении к Мишнэ Тора (она же «Яд а-Хазака») Рамбам первым попытался разработать обоснование для вычленения 613 заповедей. Его труд, первоначально изданный на арабском и известный сегодня как Сефер Амицвот шель Рамбам, резко критикует вариант, предложенный в Алахот Гдолот.

Рамбам утверждал, что есть три категории закона:

1. Деорайта — 613 мицвот, упомянутых в Торе.

2. Диврей софрим — законы, выведенные из текста Писания.

3. Дерабанан — раввинские установления.

(Многие комментаторы, однако, подчеркивают, что по мнению Рамбама все выведенные законы имеют раввинский статус.)

Более поздние авторы, особенно Рамбан и Раавад (р.Авраам ибн Дауд, 1110-1180), выступили против такого вывода Рамбама. Тем не менее, его труд стал классическим руководством в подходе к заповедям.

Рамбам предложил следующие принципы вычленения 613 заповедей:

1. Не включать заповеди, основанные только на раввинском авторитете.

2. Не включать заповеди, выведенные из текста Торы.

3. Не включать заповеди, если они не распространяются на все времена.

4. Не включать заповеди, представляющие собой не одну мицву, а совокупность мицвот.

5. Мотивы мицвы не считаются отдельной мицвой.

6. Если заповедь имеет предписывающее и запрещающее содержание, каждая ее часть считается отдельной заповедью.

7. Детали заповеди не считаются отдельной заповедью.

8. Требование «не делай», касающееся частного случая и представляющее собой исключение из заповеди, не считается отдельной заповедью.

9. Количество мицвот основано не на том, сколько раз повторяется мицва, но на характере предписанного действия.

10. Действия, подготавливающие исполнение заповеди, не считаются отдельной заповедью.

11. Различные элементы, образующие одну мицву, не считаются порознь.

12. Этапы исполнения мицвы не считаются отдельной мицвой.

13. Если выполнение мицвы требует больше одного дня, продолжение мицвы в другие дни не считается отдельной мицвой.

14. Виды наказаний, охватывающие несколько типов нарушений, считаются одной заповедью.

В последующие годы на эту тему было опубликовано много работ. Среди них выделяются Семаг (или Смаг, Сефер Мицвот Гадоль — Большая книга заповедей), составленная р.Моше из Куси (12 в.), и Сефер Ахинух. Другой признанный труд о 613 мицвот — это Семок (или Смок, Сефер Мицвот Катан — Малая книга заповедей). Написан он равом Ицхаком бен Йосефом из Франции во второй половине 13 века. Автор не разделяет ни позицию Рамбама, ни точку зрения Рамбана.

Почему нам так важно знать 613 заповедей Торы?

Если все повеления Торы взаимосвязаны, какое имеет значение, входит та или иная заповедь в число 613-ти или нет? Более того, почему вопрос о том, как определить принцип, по которому заповедь следует включить в это число, так горячо обсуждается в трудах многих мудрецов? Почему, казалось бы, чисто теологический вопрос вызывает такой интерес у знатоков алахи?

На самом деле, этот вопрос очень важен, ибо существуют правовые различия между законами, входящими в состав 613 заповедей, и законами, которые в них не входят.

Хотя оба типа заповедей обязательны, мудрецы отмечают, что Тора прямо не указывает наказаний за нарушение запретов, не входящих в число 613 заповедей. Откуда следует, что «не входящие» запреты носят общий характер и не могут служить основой для герменевтических интерпретаций.

Таким образом, вопрос о том, входит ли заповедь в число 613-ти, является первостепенной и первоочередной правовой проблемой.

Но тогда еще непонятнее, почему же эти 613 заповедей не перечислены в Талмуде со всей определенностью.

Высказывались предположения, что когда-то такие перечни существовали и затем потерялись. Но если это так, то почему Талмуд нигде не упоминает о них, как он упоминает о других трудах, сегодня нам не известных?

Скорее, наши мудрецы не считали необходимым публиковать эти перечни, хотя весьма возможно, что такие списки составлялись. Талмуд (Гитин 606) утверждает, что Устная традиция, которая вводит понятие о 613 мицвот, не предназначалась для записывания. Более того, раввины придавали первостепенное значение методу мидраш алаха — запоминанию правил выведения заповедей из Торы; умение прилагать правила толкования к Писанию они считали более важным, чем простое заучивание списка из 613 заповедей.

Нельзя недооценивать возражений мудрецов древности против систематизации еврейского закона; глубокое его понимание неизбежно стесняется жестким кодексом. Работы Рамбама и других кодификаторов подверглись в свое время такой критике именно потому, что воспринимались как попытка канонизировать Закон.

Заповеди, применимые в отсутствие Храма

Из 613 мицвот сегодня, в отсутствие Храма, применимы 369: 126 предписаний и 243 запрещения.

Некоторые из них (например, относящиеся к разводу или к обетам) могут так и не понадобиться конкретным людям в течение всей жизни.

Двести семьдесят заповедей — 48 повелений и 222 запрета — касаются всех евреев в любых обстоятельствах, хотя часть из них ограничена определенным временем года (например, заповедь есть мацу в Песах).

Шесть заповедей обязывают постоянно:

1. Верить во Всевышнего.

2. Не признавать других богов.

3. Утверждать Его единственность.

4. Любить Его.

5. Трепетать перед Ним.

6. Не следовать за сердцем или за глазами, чтобы не отвратиться (от Всевышнего).

Стих Торы, напоминающий нам об этих заповедях: «…шесть городов для убежища будут у вас» (Бемидбар 35:13).

Другие виды классификации заповедей

Как в Пятикнижии, так в Талмуде приведены другие виды классификации заповедей.

Например, Тора сама устанавливает различные категории заповедей. Эта классификация никак не сказывается на исполнении мицвот, а также на вознаграждении или наказании за них:

1. Хуким — уставы (Шмот 27:21)

2. Мишпатим — законы (Дварим 4:5)

3. Эдот — свидетельства (Дварим 4:45)

4. Мишмарот — соблюдения (Ваикра 8:35)64

5. Торот — поучения (Шмот 16:28)

Подробнее об этом читайте в статье на сайте: Другие классификации заповедей.

Что такое иудаизм?

Говоря об иудаизме, соблюдающие евреи подразумевают, в первую очередь, еврейскую Традицию, в рамках которой получены и передаются знания о Б-ге, Сотворившем все сущее, о Его отношениях с людьми, о цели творения, о том, как нужно жить и что требуется от человека. Эта традиция («Масора») является ровесницей человечества, т. е. начинается она с сотворения мира, за 20 поколений до Авраама, первого еврея, и существует непрерывно до сего дня.

Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии

Вплоть до Исхода из Египта источниками еврейской Традиции были устное предание и пророческие откровения. Праотцы еврейского народа соблюдали Тору до того, как она была дарована Всевышним и записана Моше (Моисеем). В 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э.) евреи вышли из Египта и Всевышний даровал им Тору на горе Синай. Евреи получили не только Письменную, но и Устную Тору. С этого момента соблюдение заповедей перестало быть добровольным и превратилось в обязанность еврейского народа и центральное требование иудаизма.

Проблема определения

Иудаизм часто называют «первой авраамической религией», имея в виду, что первый еврей, Авраам, является родоначальником «древнееврейской религии», из которой потом выделилось христианство, а также то, что ислам включает в свою историю пророка Авраама (Ибрагима). Часто говорят о том, что иудаизм — одна из древнейших религий, доживших до наших дней, и уж точно самая древняя религия из всех монотеистических. Имеется в виду, что во времена Авраама в мире сложился «идолопоклоннический консенсус», но Авраам и его последователи придерживались совершенно иных взглядов, чем все вокруг: они проповедовали веру в Одного Единого Б-га, Создателя всего сущего.

Обрезание мальчика на 8-й день — одна из важных заповедей в иудаизме

Термин «иудаизм» принят в русском языке в первую очередь для обозначения «еврейской религии». Соблюдающие заповеди русскоязычные евреи тоже используют это слово, подразумевая, однако, весь комплекс еврейской традиции. Слово «иудаизм» берет свое начало в древнегреческом языке: во 2-й Книге Маккавеев, которая была написана по-гречески, встречается слово Ἰουδαϊσμός («иудаисмос»). После исчезновения 10 колен Израиля наименование представителя колена Йеуды — «йеуди» — стало синонимом слова «иври» (еврей), т. е. «иудаизм» — это «еврейство», понимаемое как идейное течение, направление мысли, комплекс верований и представлений, образ жизни.

При этом в самой еврейской Традиции испокон веков используют для самообозначения аналогичные, но более точные термины. В Святом языке после возвращения из Вавилонского плена было принято название ‏יַהֲדוּת‏‎ («яадут») — «еврейство», под которым подразумевается не только религиозно-мировоззренческий компонент еврейства, но и еврейское происхождение (по материнской линии).

В идиш используется понятие ‏ייִדישקײַט‏‎ («идишкайт»), означающее «еврейский образ жизни», что включает и «религию», и мировоззрение, и этику, и законы с обычаями — с акцентом на практическое исповедание и исполнение всего этого комплекса норм и представлений в реальной жизни.

Иудаизм — религия?

Называть иудаизм религией не совсем корректно, поскольку основу иудаизма составляет знание, а не вера. С точки зрения иудаизма, вера начинается там, где заканчивается знание. То, что Б-г обрушил на Египет 10 казней, вывел оттуда евреев, открылся им горе Синай и даровал Тору, для евреев не является вопросом веры — это знание, поскольку весь народ видел происходившие чудеса и свидетельствовал о них.

Написанное в Торе подтверждается передававшимся из поколения в поколение рассказом о том, как Б-г вывел еврейский народ из Египта и даровал ему Тору. Каждый год в первую ночь Песаха в еврейских семьях звучит рассказ об Исходе, в котором упоминаются и предшествовавшие Исходу события, и дарование Торы, которое последовало за ним. Одна и та же история из года в год рассказывается в общинах, которые не контактировали друг с другом на протяжении тысяч лет. Осуществить столь масштабную фальсификацию и заставить верить в нее целый народ невозможно. Теории ряда ученых, которые предлагают «научное» объяснение возникновения Письменной Торы и описываемых в ней чудесных событий, не представляют никакой проблемы для иудаизма. В отличие от множества цивилизаций, которые пришли в упадок и переместились в музеи и на «свалку истории», иудаизм представляет собой не ископаемые памятники культуры, а непрерывную живую Традицию, в которой сохранилось предание о взлетах и падениях, о подвигах и ошибках, совершавшихся евреями. «Неудобные» страницы еврейской истории не были вырезаны из Письменной и Устной Торы. Идеи, подходы и мнения, которые не были приняты нашими мудрецами в качестве алахических (подлежащих исполнению на практике), все равно зафиксированы в Талмуде и других источниках.

В иудаизме отсутствует деление на иудеев как «религиозную группу» и евреев как национальность. Такое деление искусственно внедряется с XIX века, но в ряде языков по-прежнему нет двух терминов, которые позволяли бы «отделить» евреев от иудаизма. Еврей, который не соблюдает заповеди Торы, все равно остается евреем (читай иудеем), даже если он отказывается от еврейской Традиции сознательно, и даже если он не просто «светский», а сменил вероисповедание: подобно сыну, восставшему против отца, который все равно остается сыном своего отца (и, даже если отец накажет или прогонит его, это не отменит факта родства между ними), еврей остается частью своего народа и связан особыми отношениями с Б-гом, Который заключил союз с народом Израиля и даровал ему Тору, — вне зависимости от того, хочет этого еврей или нет.

На фото: свиток Торы и указка для чтения Торы в синагоге

В иудаизме есть лидеры и руководители, но нет и никогда не было абсолютного и непогрешимого властителя, кроме Всевышнего. Духовное руководство еврейскими общинами осуществляют раввины. Они обладают моральным авторитетом, отвечают на алахические вопросы и дают наставления, ограждают Тору от нарушения. В отличие от коэнов — потомков Аарона, на которых возложено служение в Иерусалимском Храме, раввины — это не священнослужители, а учителя.

В иудаизме духовное не отделено от мирского. Абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности рассматриваются в еврейской традиции как способ служения Всевышнему, поэтому все они регулируются Галахой — религиозным законодательством. По сути, «простой еврей» обязан соблюдать те же законы, что и «раввин».

Источниками Галахи являются Письменная Тора (Танах) и Устная Тора (комментарии, законы и установления мудрецов (Мишна, Талмуд), раввинские респонсы (ответы), галахические кодексы (своды законов).

Базовые принципы иудаизма

В истории еврейской Традиции неоднократно предпринимались попытки сформулировать основы, которые являлись бы для иудаизма по-настоящему базовыми и определяющими — ряд четких и лаконичных принципов, совокупность которых выражала бы суть иудаизма и позволяла провести границу между ним и другими религиями, мировоззренческими системами, философскими школами и т.д. Наибольшее распространение получили 13 Основ Веры, кодифицированные Рамбамом на основе Письменной и Устной Торы и изложенные им в предисловии к комментарию на раздел Мишны «Хелек» (трактат «Санэдрин»). Эти принципы признают все течения ортодоксального иудаизма. Вот их краткое изложение:

1. Б-г творит мир и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все сущее.

2. Б-г единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и лишь Он один — наш Б-г, который был, есть и будет.

3. К Б-гу не относятся и не применимы материальные свойства и характеристики, у Него нет никакого физического образа, он бестелесен.

4. Б-г первый, и Он же последний.

5. Лишь Творцу нужно молиться и поклоняться, и молиться и поклоняться кому-либо, кроме Него, категорически запрещено.

6. Всё, что сказали пророки — истина.

7. Пророчество Моше Рабейну было истинным, а сам он — «отец» всех пророков: и тех, что были после него, и даже тех, которые были до него.

8. Тора, которой мы обладаем, это та самая Тора, которую Всевышний дал Моше Рабейну.

9. Тора никогда не будет изменена, Б-г не даст никакой другой Торы.

10. Б-г знает все дела людей и все их мысли.

11. Б-г воздаёт добром тем, кто соблюдает Его заповеди, а те, кто их нарушает, в конечном счете понесут за это наказание.

12. Мы обязаны верить в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, все равно нужно ждать, что он придёт.

13. Грядет оживление умерших. Оно произойдет тогда, когда будет на то воля Творца.

Избранность евреев

С точки зрения иудаизма все люди созданы равными, каждый человек уникален, каждый сотворен «по образу и подобию». Вместе с тем, еврейский народ был избран Всевышним для осуществления особой задачи: это «народ-священник», который должен нести знание о Б-ге человечеству. Б-г заключил с еврейским народом союз на горе Синай. Этот союз не может быть разорван.

Заповеди являются обязательствами еврейского народа в рамках данного «союзного договора». 613 заповедей Торы (а также многочисленные установления мудрецов) налагают на евреев особую ответственность. Другие народы, с точки зрения иудаизма, не обязаны соблюдать все эти заповеди: им необходимо исполнять 7 Заповедей потомков Ноаха.

По еврейскому закону, во время утренней молитвы облачаются в тфилин и талит

Иудаизм требует от еврея быть примером для окружающих, освящать Имя Всевышнего в этом мире. При этом иудаизм не занимается активным привлечением прозелитов из других народов — деятельность по приобщению к Торе ведется среди светских евреев. Тем не менее, любой нееврей может стать частью народа Израиля, пройдя в раввинском суде церемонию, которая называется «гиюр». Прозелит считается евреем во всех отношениях.

Иудейские символы

Аутентичным символом иудаизма является широко используемое изображение «Меноры» — описанного в Торе семисвечника, который стоял в Иерусалимском Храме. Шестиконечная звезда, называемая «маген Давид» («щит Давида»), получила распространение лишь в XIX веке, и многие считают ее заимствованным символом. В оформлении синагог активно используют изображения «лухот а-брит» («скрижалей Союза»), львов, символизирующих колено Йеуды и царскую власть, а также изображения знамен 12 колен, поскольку каждое из них иллюстрировало то благословение, которое получил прародитель колена от своего отца Яакова.

Иудаизм ортодоксальный и неортодоксальный

В «ортодоксальном иудаизме» существует множество течений и групп: литваки, хасиды различных «дворов», сефарды и выходцы из восточных общин, немецкие евреи (йеким), йеменские евреи (тайманим). Все эти группы остаются «ортодоксальными», поскольку придерживаются Галахи, руководствуясь Письменной и Устной Торой. При этом на практике они могут вести себя в соответствии с разными, не совпадающими мнениями в Галахе, поскольку каждая из этих общин имеет свою исторически сложившуюся систему обычаев. Тем не менее, все эти общины признают друг друга как кашерных, соблюдающих людей. В частности, в главном и признаваемом всеми течениями «ортодоксального иудаизма» галахическом кодексе «Шулхан Арух» написано, что «все «нусахи” (версии молитв, принятые в различных общинах) святы». Широкое распространение получили и другие деления: харедим (в СМИ их называют «ультраортодоксы»), модерн ортодокс, датиим леумиим (религиозные сионисты). Эти маркеры используются с определенной степенью условности, поскольку данные группы включают в себя множество течений и фракций.

«Неортодоксальными» направлениями в иудаизме называют «реформистский» и «консервативный», а также «реконструкционистский иудаизм» и ряд других небольших групп, которые называют себя иудеями, но при этом, в той или иной степени, отвергают Галаху.

Во все времена абсолютно любая группа, покидавшая поле Галахи, прекращала быть частью иудаизма и превращалась в «новую религию». В частности, две тысячи лет назад это произошло с христианами, в VIII в. с караимами, отринувшими Устную Тору (и в итоге многие из ныне живущих караимов вообще не считают себя евреями по происхождению), а в XVII и XVIII вв. от иудаизма отделились последователи Шабтая Цви и Якова Франка.

Таким образом, очевидно, что многочисленные течения «ортодоксального иудаизма» — это и есть иудаизм, и никакого другого иудаизма не существует. Что же касается «неортодоксальных» направлений, то они вообще не являются иудаизмом по сути — это религии, которые вышли из еврейской традиции, однако разорвали связь с ней. При этом важно отметить, что различные «иудаизмы», существующие в наши дни параллельно с общинами, сохраняющими верность еврейской Традиции, постепенно исчезают по причине массовой ассимиляции, а также из-за недоверия к ним большинства еврейского населения, даже светского. Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион говорил: «Я не хожу в синагогу, но синагога, в которую я не хожу — ортодоксальная». Несмотря на серьезные различия и глубокие противоречия между различными группами в израильском обществе, к «неортодоксальному иудаизму» подавляющее большинство граждан относится негативно и его популярность у населения крайне низка.

Влияние иудаизма на другие религии

Многие идеи и предание иудаизма в той или иной форме и степени инкорпорированы такими мировыми религиями, как христианство и ислам, а также многими синкретическими движениями (теософия Блаватской, нью-эйдж, раста и т.д.). Все они черпают из иудаизма значительную часть идей, все, так или иначе, отталкиваются от истории мира, которая изложена в Торе, объявляют себя теми, кто продолжил и «развил» истинный иудаизм, спорят с иудаизмом, пытаются его опровергать, берут из него то, что им нравится и отбрасывают то, что им не подходит, объявляя то, что отбрасывают, неправильным или «уже ненужным».

На фоне разочарования в религиях и тяжелого духовного кризиса в западном обществе все большую популярность приобретает движение «Бней Ноах», объединяющее неевреев, которые приняли решение соблюдать 7 Заповедей потомков Ноаха (Ноя), данных Б-гом человечеству после Потопа. Многие неевреи решают стать евреями, пройдя «гиюр» в раввинском суде.

Влияние иудаизма на современную культуру

На протяжении долгого времени евреи подвергались дискриминации и преследованиям, а иудаизм оставался закрытым и, по сути, практически неизвестным за пределами еврейских общин. Иудаизм считался учением «грязных евреев», странной религией «начетчиков и фарисеев», которые никак не хотят исправиться и ассимилироваться. Тем не менее, иудаизм оказал огромное влияние на развитие политической мысли, на развитие системы благотворительности и взаимопомощи, которой не знал античный мир, а также на превращение морали и нравственности в «общечеловеческие ценности».

Практически все базисные ценности современного общества, такие, как семидневная неделя, «не убий», «не прелюбодействуй» и т.д., принципы ценности человеческой жизни и неприкосновенности частной собственности, институты семьи и правосудия — без сомнения, все это влияние еврейской Библии — Торы на страны, где в течении многих столетий были рассеяны евреи. И так объясняет Рамбам историческую необходимость рассеяния евреев — научить другие народы Знанию Единого Б-га.

Вклад иудаизма был признан лишь недавно: теперь принято говорить о Западе как об «иудео-христианской цивилизации», подробнее об этом можно прочитать в обзоре Иудаизм и Христианство; а о влиянии Иудаизма на Ислам и мусульманскую культуру — читайте в обзоре Ислам и Иудаизм.

Мало того, что в мире существует довольно много разных религий и верований, так все они имеют еще и разнообразные ответвления. В данной же статье хочется подробно разобраться в том, кто такие ортодоксальные евреи и в чем особенность их уклада жизни и верований.

Кто это такие?

Изначально нужно сказать о том, что евреи бывают разные. Даже несмотря на то что они все исповедуют иудаизм. Так, есть простые люди, которые воспитывают детей согласно общественным, а не религиозным канонам. Они одеваются по моде и не соблюдают ревностно все обряды и традиции своих прадедов. Однако есть и иная категория. Это ортодоксальные евреи. Их жизнь подчинена всем законам Галахи, сформированным еще очень давно, в период Нового времени.

Религия ортодоксальных евреев

Изначально надо отметить, что религия евреев – это иудаизм. Однако тут не все так просто. В современном мире существует пять основных направлений иудаизма: гуманистическое (наименее строгое), реформаторское, реконструкционистское, консервативное и ортодоксальное.

Важные для ортодоксов книги

Религия евреев – иудаизм. Какие же у этих людей есть религиозные книги? В первую очередь надо рассказать о священном писании, которое называется Танах. Рассмотрим его составляющие:

  1. Тора, или же «Пятикнижие».
  2. Нэвиим, 21 книга о пророках.
  3. Кэтувим. Это 13 книг различного религиозного жанра.

Еще одна весьма важная для ортодоксальных евреев книга – это Талмуд. Это свод законов, а также морально-этических норм, которым верующие должны неукоснительно следовать.

Ответвление: ультраортодоксы

Важно отметить, что существует такое распространенное сегодня течение, как ультраортодоксальные евреи. В иудаизме это направление носит всем известное название хасидизм. Данное течение берет свое начало в 18 веке. Религия тут тесно соприкасается с мистицизмом, экзальтацией. Основные идеи хасидов следующие:

  • Бог есть везде и всегда. Служить ему надо ежеминутно, в больших и малых делах.
  • Служить Богу надо исключительно в радости.
  • Любой грех можно искупить.

Очень важна для хасидов ежедневная молитва. Она произносится в приподнятом эмоциональном настроении. Ее цель – как можно более тесное общение с Богом.

Среди традиционных занятий хасидов можно выделить строительный бизнес (недвижимость), торговлю, финансовый рынок, посредничество. Довольно часто хасиды занимаются бриллиантами. Это довольно богатые люди, которые управляют миром.

Немного о боге

Также стоит сказать о том, что еще четыре тысячелетия тому назад евреи также верили во многих богов, как и остальные люди на Земле. Но все же каждый род поклонялся какому-то одному, по их мнению, самому сильному божеству. И в одной общине главным был Яхве. Именно этот культ постепенно выходил на первый план и занимал лидирующие позиции согласно количеству приверженцев.

Совершенно новый этап в иудаизме связан с появлением такой личности, как Моисей. Ученые уверены в том, что это может быть действительно некогда живший человек, главная заслуга которого – выведение евреев из египетского рабства. Важно также отметить, что самые первые книги Торы называют «Пятикнижием Моисея», что еще раз доказывает величие этой личности в иудаистской религии.

Итак, бог евреев – Яхве. Однако есть и иное, несколько трансформированное его имя, которое чаще всего используется в европейских странах. Это Иегова.

Внешний вид

Ортодоксальные евреи считают, что они должны строго следовать не только лишь священному писанию – Торе, но и многим обрядам предков, которые жили во времена расцвета иудаизма в Речи Посполитой в 14-17 вв. Именно поэтому внешний вид этих людей нередко весьма странный, согласно мнению современного человека.

Приверженцы именно этого течения в иудаизме носят одежду исключительно двух цветов – белого и черного (это также касается и белья). При этом обязательно на голове должна быть шляпа. По праздникам ортодоксы надевают меховые шапки, которые бывают двух видов:

  1. Сподаки. Изготавливаются из бобрового меха, высокие. Обязательно черного цвета.
  2. Штраймлы. Плоские шапки из соболиного меха.

Кафтаны их имеют различные вариации. Они могут быть разной длины. Цвет может быть как просто черным, так и в белую полоску (такие одежды одеваются преимущественно на праздники вместе с особой белой шапочкой с помпоном).

Какая еще есть одежда ортодоксальных евреев? Так, имеется один весьма интересный вторичный религиозный признак таких людей – это кисточки, которые торчат из-под одежды. Именно они – обязательный атрибут талеса (особой материи, которая может как покрывать все тело человека во время молитвы, так и быть частью нательного белья). Главное назначение этих кисточек прописано в Торе. Выглядывая из-под одежды, они должны напоминать о Боге и о том, что ежеминутно ему надо служить.

Прическа

Ортодоксальные евреи также отличаются и особой прической. А если быть точнее – локонами, которые либо свисают до плеч, либо же закладываются за уши. Называются они пейсами. Носят такие прически далеко не все представители иудаизма, а только лишь те, кто ревностно относится к следующей заповеди Торы: «Не округляй края волос своих и не обрезай бороды…»

Стоит отметить, что существует огромное количество толкований этой заповеди. Однако ортодоксальные евреи воспринимают ее максимально буквально. Что и приводит к появлению пейсов и длинных бород.

Питание

Вся жизнь ортодоксальных евреев подчинена писаниями Торы. Это же касается и правил питания. Что можно кушать, а чего есть нельзя таким людям?

  • Кошерным, т.е. разрешенным, считается мясо жвачных парнокопытных, а также млекопитающих. Ортодоксальные евреи могут потреблять мясо овцы, коровы, бизона, лося и т.д.
  • Нельзя таким людям кушать мясо кроликов, зайцев, свиней, лошадей.
  • Кошерные виды птиц: курица, утка, гусь, голубь, перепелка.
  • Тора запрещает употреблять в любом виде кровь животного. Чтобы от нее избавиться, существует две процедуры: просаливание и прожаривание.
  • Также у ортодоксальных евреев существует строгий запрет на смешивание молочной и мясной пищи. После приема в пищу мяса надо выдержать хотя бы 6 часов, и только потом есть молочные продукты питания.
  • Можно также кушать рыбу, однако не всю, а ту, у которой есть плавники и чешуя.
  • Кошерными являются яйца кошерных птиц.

Несколько слов о женщинах

Какие они, ортодоксальные евреи-женщины? Изначально надо сказать о том, что после замужества такие дамы стригут волосы как можно короче или вовсе бреют голову на лысо. Традиция эта пришла еще со времен Средневековья, когда таким образом женщины защищали себя от посягательств мужчин. Но и сегодня она не утратила своей актуальности у ортодоксов.

Замужние дамы также должны быть верными своим мужьям. Ведь у ортодоксов ребенок, родившийся не от мужа, является страшным грехом, пятном семьи. Дальше он не сможет нормально жить: учиться, выйти замуж или жениться. Если же малыш рожден незамужней девушкой, он будет обычным евреем.

Относительно роли женщины ортодоксы придерживаются старомодных правил. Так, область деятельности жены – это семья, дом, дети, уют. Все остальное – это для мужчин. Однако женщина в этой религии никогда не была собственностью мужа. Она имеет широкий круг прав и свобод. Женщину в некоем смысле даже почитают, поклоняются ей. Однако только в стенах своего дома.

Также надо отметить, что ортодоксальные евреи не находятся рядом с женщинами в общественных местах: автобусах, парикмахерских и т.д. Кроме того, они стараются не ходить по одной стороне улицы.

Традиции и обряды

Какие соблюдают ортодоксальные евреи обычаи? Что интересного предусматривает их верование?

  • В первую очередь надо рассказать об обрезании. Так, эта процедура предусматривает обрезание крайней плоти мужского полового органа у младенца (на восьмой день от рождения). Считается, что это некий завет между народом Израиля и Богом.
  • В течение всего дня ортодоксальные евреи должны носить кипу (шапочку). Это особый знак уважения к Богу.
  • Перед тем как прочитать утреннюю молитву, представители ортодоксального течения должны надеть талит (покрывало).
  • Каппарот – это традиция искупления своих грехов. Производится она накануне Йом Кипура. Мужчина или женщина должны взять в руки живого петуха и покрутить им вокруг своей головы, приговаривая: «Пусть это будет моим искуплением».

Простые выводы

Бог евреев Яхве говорил своим ученикам, что нужно знать и чтить Тору. Именно этим и занимаются последователи данного течения. По большей части они учатся. Работать мужчины идут только во взрослом возрасте. В молодости и еще первые пару лет в браке такие мужчины уделяют все время обучению. Именно поэтому данное течение у евреев не слишком жалуют. Ведь деньги налогоплательщиков идут на содержание таких семей (где часто мужчины, ну и женщины, конечно же, не работают). А ортодоксы, в свою очередь, уверены, что остальные евреи не придерживаются священных законов Торы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *