Иудаизм каббала

Знакомое «на слуху» «каббала», не всегда оказывается до конца понятым и осознанным. Услышанное многими это кабалистическое слово, возможно даже и не раз, оно вызывает массу вопросов и недопонимания.
Запутанные определения и термины понятия «каббала» не дают четкого ответа и соответственно становятся еще более далеки от осмысления. В этой статье мы постараемся максимально простыми словами и объяснениями разобраться в вопросах что такое каббала, в чем ее основы и суть, кто такие каббалисты и всех наводящих доводов, касающихся религиозно-мистического течения.

Тайное становится явным

Содержание

Каббала простыми словами: термин, суть

Все когда нибудь слышали выражение «попал в кабалу», обозначающий что-то не очень хорошее.

В русском происхождении «кабала» берет корни с Древней Руси и означает попасть в должники, то есть «быть в кабале» у кого-то.

Другой источник — словарь Даля, связывает «каббалу» с иудаизмом, где имело место мистическое течение с применением магии и соответствующих обрядов. Именно об этом значении «каббалы» будет подробно написано в этой статье.

Слово «каббала», или «получать» обозначает откровение от Бога, полученное евреями и переданное грядущим поколениям. Определение каббалы варьируется в зависимости от традиций и целей последователей, от его религиозного происхождения как неотъемлемой части иудаизма.

Каббала — это совокупность эзотерических учений, призванных объяснить взаимосвязь между неизменным, вечным и таинственным.

Суть каббалы в истинном смысле ивритских писаний, который был скрыт от масс и известен только духовно подготовленным к его принятию. Каббала использует специальные практики, основанные на способах читать и понимать древние писания.

Суть каббалистов — найти скрытый смысл в писаниях. Но для этого необходимы соответствующие знания и методы.

Каббала — это широчайшая область, включающая мистическую и практическую составляющую еврейских традиций.

Каббала поможет понять древнееврейские тексты

Каббала: что говорит Википедия

Википедия трактует значение каббалы как течение религиозно-мистического , оккультного и эзотерического направления. Это течение в иудаизме, появилось в XII веке и начало интенсивно распространяться уже в XVI веке.

Каббала, из области эзотерики, является традицией с скрытым знанием информации из «Торы» (с иврита «учение», «закон»)— пятикнижие иудейского традиционного закона, божественного откровения.

Знать. Искать. Постигать.

Каббала в исторической ретроспективе

Ещё в библейские времена существовал еврейский мистицизм. По легенде именно Бог раскрыл Адаму эти тайны ещё в раю. Учёные и исследователи находят первоисточники термина «каббала» начиная с XII века, когда он стал распространённым (до этого учения назывались по другому). Именно в это время каббалисты были приняты частью еврейской культуры. Слово «каббала» пришло для обозначения тех, кто считал, что лишь немногие избранные получили тайное знание от Бога об «истинном» значении писаний.

Каббала развивалась среди еврейских общин в Вавилонии, Италии, Франции и Испании. В Провансе 1180 году появилась первая книга каббалы «Бахир» (Книга яркости), в которой приведены масса цитат из «Сефер Йецира» (Книги творения) с объяснениями процесса Божественного созидания. В этот период появлялись различные учения, с использованием мистицизма и тайных знаний, спрятанные от широких масс. Создавались небольшие группы людей с доступными для них учениями.

Уже в XIII веке каббала быстро распространилась и стала популярной в Европе, а позже эзотерические учения стали общепринятыми.
В 1280 году появилась книга «Зоар»— основной источник знаний каббалистов, которая особенно остро обрела своё влияние после изгнания евреев из Испании, так как отвечала потребностям людей эпохи того времени, нуждающимся в избавлении и спасении. Кабала стала популярной, потому что открыла подход к религии, который казался более приятным, немедленным и менее сдержанным.

В XV веке среди христиан образовалась так называемая «христианская каббала». Многие книги переводились на латынь, в которых просматривалось сходство каббалы и христианской веры. В эпохе Возрождения основоположником данного течения стал Пико делла Мирандола. Христианские каббалисты просматривали в каббале раскрытие тайных учений Пифагора и Платона. Компонент христианской культуры в итоге породил ещё одну концепцию «каббалы».

За все время и географию каббала впитывала в себя различные моменты из философских и мистических учений. Особенно отчётливо прослеживается связь с:

  • древнегреческим гностицизмом (религиозные течения взятые за основу мифологию, элементы из Ветхого Завета и дохристианских учений);
  • пифагорейством (основаным древнегреческим мистиком и математиком);
  • неоплатонизмом (бог един и он есть начало всякой жизни, но есть путь и обратный к исходному).

Они стали основой каббалистического видения мироздания.

Книга «Зоар», где главный смысл: нет ничего кроме Творца и его творений, — это внутренняя часть «Торы», считается основой каббалы. Написанный на средневековом арамейском и средневековом иврите, «Зоар» призван направлять каббалистов в их духовное путешествие, помогая им достичь большего уровня связи с Богом.

В 1530 году израильский Цфат стал центром каббалы, где учения стали общедоступными с образовавшимися многочисленными группами, изучающими каббалу. В XVII веке интерес к каббале сменялся то практико-магическими задачами, то опять теоретическими.
В XVIII веке полностью исчезла традиция «христианской каббалы».

Историки иудаизма выделяют множество школ еврейского эзотеризма, каждая из которых имеет свои уникальные интересы и убеждения. Великий известный учитель того времени рабби М. Кордоверо («РАМАК») внес большой вклад в каббалу, обладающий огромным мышлением и силой толкований, как и его ученик — И. Лурия («АРИ»).
Их работы стали ценными источниками знаний для каббалистов.

Существует многочисленное количество отличительных мистических школ, которые можно дополнительно классифицировать на основе мастеров и учеников. Большинство мистических движений обязаны сочинениям более ранних школ, добавляя свои новаторские интерпретации и новые системы мышления к существующим.

Каббала широко используется, внутри иудаизма, формируя основы мистического религиозного толкования. Вне иудаизма его писания читаются не по традиционным канонам организованной религии.

Каббала стремится не только определить природу Вселенной и человека, но и цель существования. В ней также представлены методы содействия пониманию этих концепций и, таким образом, достижению духовной реализации.

«Дыхание становится камнем; камень – растением; растение – животным; животное – человеком; человек – духом; дух – богом»

Каббала сегодня: взгляд с разных сторон

На сегодняшний день популярность религии и мистики растёт, независимо от национальности, возраста, и других социальных принадлежностей. Последователей каббалы можно найти как из простых слоев населения, так и знаменитостей. «Горячий культ» красной нити можно увидеть на многих запястьях, в том числе и «звездных»: Мадонна, Э. Катчер, Д. Мур, Д. Бэкхем, В. Райдер и другие.

За последние несколько лет каббала завоевала огромный резонанс, что даже ученые, ранее скептически относившиеся к еврейскому мистицизму, начали относится к ней как к самостоятельному явлению. В английских школах внедряются программы духовного развития. Центры по изучению каббалы сегодня открыты по всему миру. Книжные полки магазинов переполнены изданиями на эту тему.

Сформировавшийся интерес вызывает неоднозначную реакцию у еврейских раввинов, не одобряя такой подход в поверхностной популяризации, так как это не является настоящей каббалой.

Они не признают никакой связи между настоящими учениями и нынешней фальсификацией.

Кроме того суррогат этого явления на сегодняшний день преподносится многими людьми в виде готовых практических пособий по основам мироздания. В популярной культуре принято упрощать ее истинную сущность, ограничивать рамками понимания, искажать, давай простые однозначные ответы на философские сложные вопросы.

Отношение церкви к каббале

Возрожденный интерес к каббале проявляется как среди евреев, так и среди других. Хотя еврейское происхождение делает его уникальным, каббала по существу является оккультизмом, несовместимым с библейским Богом, создавшим мир из ничего, а не из Самого Себя.

Каббала имеет пантеистическую характеристику, где Бог и Его творение — одно целое, что противоречит Библейским писаниям.

Вдохновленные каббалисты стремятся найти скрытый смысл в писаниях с помощью каббалистических методов, что в принципе, можно применять практически к любому произведению, черпая из него перевернутую интерпретацию.

Каббалистический метод толкования не признан в Библии, ни оправдан ею.

Тем не менее нельзя отрицать того факта, что каббала — это яркий и таинственный феномен исторической важности.

«Дерево жизни»

Философия каббалы

Каббала «тайное знание» — является частью еврейской традиции, которая имеет дело с сущностью Бога, независимо от того, влечет ли это за собой священный текст, опыт или то, как все работает. Каббалисты полагают, что истинное знание и понимание этого внутреннего, таинственного процесса достижимо, и благодаря этому знанию может быть достигнута близость с Богом.

Каббала учит, что человек должен отказаться от обычного мышления, которое заставляет его считать, что материя и дух являются отдельными явлениями.

Каббала классически делится на две системы: теоретическую и практическую. Практичность заключается в том, чтобы привести теорию в действие , в область повседневного опыта. Это делается с помощью молитвы, аскетических практик и использования различных оккультных средств (нумерология, талисманы, амулеты, воплощение божественных имен и слов).

Почти ко всем формам еврейского мистицизма относятся 3 аспекта

  • Следственный;
  • Основанный на опыте, эмпирический;
  • Практический.

Следственный аспект включает поиск скрытой реальности Вселенной для тайного знания о ее происхождении и организации. В еврейской традиции есть 3 способа получения эзотерических знаний:

  • Интерпретируя священные тексты, чтобы раскрыть нистар («скрытое» значение);
  • По устной передаче традиции от мастера или учителя ученику;
  • Путем прямого обращения, которое может включать посещение ангела, владение духом или другой рациональный опыт.

Все еврейские мистическо-эзотерические традиции перенимают, расширяют философские и даже научные идеи своего времени.

Эмпирический аспект каббалы включает в себя действенный поиск, а не просто знания о Боге: напрямую, интуитивно. В большом желании и цели встречи с Ним, они придерживаются глубоко нравственных и духовных жизненных принципов, расширяя сферу своей религиозной практики за счет ежедневных занятий.

Практическая составляющая каббалы включает ритуалы для обретения силы и осуществления изменений в нашем и небесных мирах. Эта сила генерируется выполнением заповедей, управлением силами зла и добра, а также иными, с использованием сверхъестественных энергий. Практический аспект каббалы реализует человеческий потенциал быть сотворителем с Богом.

«Дерево сфирот» — основополагающая основа каббалистов

Каббала — «дерево жизни»

Каббала считается «деревом с десятью листьями» — сфиротами, соединенными 22 дорожками, взятых из каждой буквы ивритского алфавита.
Эти десять сфирот связаны по схеме, которая показывает десять добродетелей, через которые Бог проистекает в наш уровень реальности, и, наоборот, как люди могут подняться обратно и достичь Его.

Внешне похожая на ДНК, она содержит неисчерпаемую информацию. Некая матрица, с помощью которой Бог сотворил мир. Арканы — энергетические каналы, соединяющие 10 следующих сфирот:

Даат, который не пронумерован, но является центральным местом единства остальных десяти.

Такая система представляет одно целое, или формулу совершенного существа Адама, где каждая часть тела соответствует определенной сфироте. Наполненный светом Всевышнего (сефиротами) как стеклянный сосуд, он вдребезги разбился на мелкие кусочки, и разделился на две части: верхнего и нижнего мира. Задача каббалистов собрать все кусочки, тем самым вернуть душу в небесный дом.

Каббала же является вспомогательным средством в мистическом понимании зашифрованного смысла.

«Потому что все оттенки смысла Умное число передает».

Методы каббалы: практическая сторона

Каббала начиналась как устная традиция, и верующие прослеживают её происхождение обратно в «Тору», а следовательно, и к прямой связи с Богом.

В «Торе» есть два основных аспекта. Первый — это мудрость Всевышнего, а второй — ее дарование в мир человека для оказания позитивного влияния: «делай добро», «уклонись от зла», не через указательные заповеди, а советы. Открытая часть Торы — это «древо познания добра и зла», скрытая — «древо жизни», которая содержит информацию о Боге и Его Творении, называется Каббала.

Пятикнижие «Тора» написано на «языке ветвей». Если любое описание предполагает понимание человеком на человеческом языке, то в высшем мире нет названий для передачи напрямую, поэтому каббалисты используют это язык. «Язык ветвей» — подразумевает процесс, когда божественные корни рождают в человеческом мире вещи и действия, как следствие или ветви. Таким языком, а не буквальным, стоит понимать писания, представленные божественными заповедями.
Принято считать что не однозначно интерпретировать тексты можно 4-х различных уровнях, и высшим из которых являются мистические практики.

Загадочный смысл приписан формам и звукам древних ивритских букв. Символы из букв и цифр в каббале играют особое значение. Подход каббалы мистический и очень субъективный, используя такие вещи, как, например, нумерология, для поиска «скрытого» смысла.

Применяя различные методы: перебор чисел и букв, замена местами букв в различном порядке, можно из одних слов получить совершенно иные, познав из этого невероятные вещи.

Главные методики каббалистов, применимые для ивритских текстов:

Темура — «замена» букв, с целью изменения смысла «Торы»;

Гематрия считает численные значения букв, слов и фраз в целом;

Нотарикон — развертывание слов в фразы и наоборот посредством нумерологии.

Таким образом мекубаль (каббалист-практик) способен расшифровать тайное и предвидеть события будущего. С помощью методов в каббале возможно познать и почувствовать тайный от человека, скрытый высший уровень, управляющим человеческим миром.

Если человек обладает истинными знаниями, об основах этого процесса, он, откроет новое понимание более обобщенных, глубинных законов, движущих природой и человеком, как ее частью.

Истина где-то рядом

Связь каббалы с оккультизмом

Многие приравнивают каббалу к чёрной магии с негативным оттенком.

Каббалистические учения были посвящены магии букв и цифр еще начиная с XVI века, применяя термин «фантастической» или «магической». Современные мифы о тайном магическом учении евреев удачно закладывались еще в Серебрянном веке, где появлялись лекции или курсы, например, по соединению карт Таро, астрологических знаков и каббалы. Каббалистические материалы этой эпохи и сыграли, свою роль в видении каббалы как некой самой сильной магии.

Действительно, в магии каббалы задействуют имена. Когда узнав настоящее ивритское имя человека можно получить власть над ним. Это связано также со стихиями и природными явлениями живой и неживой природы.

Только понимая истинные значения алфавита древних евреев, которые недостаточно познать только из книг, а прибегая к помощи истинного наставника, можно открыть эти значения букв и цифр. Тайные знания доступны для избранных и только для познания Всевышнего и постижений теории.

Направления практической кабалистики, зачастую проявляется не только в устных заклинаниях именами ангелов, а написании этих имён на камнях. Со временем вокруг этого развилась целая коммерческая империя амулетов, талисманов, символов. Сюда же следует отнести обрывки из астрологии, хиромантии, разные формы загадывания в будущее и другие.

Но тем не менее, в обход этому, многие пытаются открыть для своей выгоды оккультные практики каббалы с использованием магических слов, по формулам сложенным из скрытых вычислений в аббревиатуры, молитвенные фразы.

Ритуалы и обряды каббалы не воспринимаются всерьёз классическим учением каббалы и были придуманы людьми которые жаждут выгоды а не знаний.

Людей, гоняющихся за всякого рода «именами”, «заклинаниями” и «талисманами” предостерегают каббалистические авторитеты. Мудрецы наложили запреты на использование их. Только самые праведные евреи, и в крайних случаях, несут ответственность за практическую работу.

По легенде о создании Голема (человечка из глины). Когда скрытое имя Бога было написано на статуе, она ожила и стала расти. От испуга человек, написавший имя, быстро стер его и статуя опять превратилась в кусок омертвевшей глиняной скульптуры.

Поэтому не нужно делать то, чего не знаешь, а если имеешь знания, умей их контролировать, оберегать и нести ответственность.

Звезда Давида

Символы и значения каббалы

Главный знак каббалы — это гексаграмма или масонская печать с центром древа Сфирот — тиферетом.

Звезда Давида наиболее широко признанный еврейский символ идентичности. В каббале он имеет два значения: символ господства Бога над вселенной во всех шести направлениях (Вверх, Вниз, Север, Юг, Восток, Запад) и дихотомии (разделение, раздвоенность), неотъемлемые для человеческого существования: добро против зла, физический мир против духовных сфер и т.д. Бытует мнение что он способен менять пространство вокруг хозяина, замедлять или ускорять время.

Также таинство печати Соломона помогает открыть временной портал или вызвать неземное существо.

Традиция гласит, что конкретная структура Звезды Давида, которая была вдохновлена шестиугольным щитом короля Давида, привлекает защиту и хорошее состояние.

Хамса. Этот символ каббалы выглядит как вытянутая рука. Название буквально означает «пять» и, символизирует пять книг Торы. Суть Хамсы — мир и братство. Сегодня Хамсу можно увидеть на красной нити браслетов.

Мезуза

«Зоар», который является основной книгой каббалы, указывает, что когда еврей прикрепляет мезозоя к их двери, Бог защищает дом от вредных сил. Это символ защиты, предупреждает зло, за которым наблюдает Бог.

Чаи. На иврите Чаи означает «живой». Символ, состоящий из ивритских букв символизирует благотворительность, богатство и долголетие. Его численное значение — 18, это соответсвует «Дереву Жизни», предполагающим интеллект и влияние.

Меркабах. Трехмерное представление Звезды Давида выделяет положительную энергию, которая приносит и благословения, и защиту при ношении в качестве талисмана. В традиционной каббале медитация на Меркабахе помогает получить доступ к духовному и искать вечную мудрость и знание вселенной.

Да будет слово…

Итак, каббала…

Подводя итоги, стоит отметить значения каббалы в нашей жизни.

Каббала привлекательна для эзотерического мира и для тех, кто ищет мистическую символику в познании смысла мироздания. Созданная из потребности людей в высших силах, каббала позволила ощутить близость с Богом.

Покрытая тайнами и мистикой, с помощью методов доступных только истинным, она привлекает ещё больше поклонников, зачастую не понимающих ее истинной сути, а ищущих поверхностные корыстные выгоды. Тем самым более запутывает реальные исторические исследования, так как представляет собой немного общего от истинной сути.

На самом деле это сложная, с глубинным философским смыслом и практических методах «полученная традиция». С ее помощью можно постичь не только часть нашего мира, воспринимаемую нами при помощи пяти органов чувств, но еще и тот объем мироздания, который нам в этих ощущениях не доступен.

Каббала — это наука? А кто был первый каббалист? Откуда взялись обезьяны? Почему певица Мадонна учит каббалу? Почему каббала считалась опасным делом? Каббала и астрология — есть между ними связь? Основатель христианства имел отношение к каббале?

Мы подготовили для вас 20 основных вопросов, которые чаще всего задают далекие от еврейства люди, услышав слова «каббала» и «каббалист». На них отвечает писательница и журналистка из Цфата Эстер Кей, автор книги «У Истоков Лурианской Каббалы»…

Каббала — это не наука!

Каббала, как теория, на самом деле выглядит довольно наукообразно и можно долго рисовать схемы, пытаясь втиснуть в них Творение, Сжатие, Утаение, Линию, Свет, Сосуды, их разбитие… Но каббала не исчерпывается теорией. Само слово ведь означает «принятие, получение» — значит, принимаем и получаем от кого-то. Каббала — это часть Торы. Каббала — это не наука!

А кто был первый каббалист?

Первый каббалист был Адам — первый человек на земле. Зная сущность сотворенного, он давал имена разным тварям, и у него очень хорошо получалось. В слове «нахаш» слышится шипение змеи, в слове «арье» — львиный рык, в слове «беэма» — богема (животное)… И вот, пока он давал имена, он обратил внимание на то, что у всех есть пара, а у него — нет. Что-то ему это показалось подозрительным. Ему дали пару, жену, и с тех пор число каббалистов увеличилось.

Как каббала рассматривает первородный грех?

Каббала рассматривает грех как неточное попадание в цель. То есть мы могли бы сохранить более близкие отношения со Всевышним, но предпочли удалиться и ощутить автономию. Грех, совершенный Евой, был связан с ее желанием вторгнуться на территорию запретного и даже там произвести революцию, извлекая искры святости посредством раскаяния. Она была наказана, но в каббале и концепция наказания иная. Это — очищение сознания, это благо, а не наказание в смысле «получи по заслугам».

Как соотносится вдохновенное учение каббалы с сухой буквой закона?

Каббала подчеркивает любовь, в то время, как еврейский закон (Галаха) служит выражением аспекта Страха и Трепета. Это и есть два крыла, с помощью которых мы взлетаем к Творцу. Есть псалмы Давида, в которых «высвечиваются» первые буквы слова КАББАЛА и ГАЛАХА. Есть специальное размышление — медитация — на слияние этих двух аспектов.

Это похоже на обычный фотоаппарат и цифровой. Галаха (в итоге) проста, рубит сплеча. Каббала сложна, тонка, объемна, многомерна, модулярна. Решения раввинов, как правило, принимаются по Галахе, но бывали случаи, когда принималась во внимание каббалистическая трактовка.

Кто сейчас главный каббалист?

Для нас — наш Ребе. Все его ответы, нюансы, предпочтения, обычаи проникнуты каббалой. Хабадники устрожают в Песах запреты как никто, — из-за каббалы. Не спят в сукке — из-за каббалы. Не пьют в самолете воду во время 12-часового перелета в Суккот — из-за каббалы. Множество мельчайших каббалистических деталей — как астральные нити — пронизывают бытие хабадника. В молитве множество тонкостей — все выдержано по каббале. Мясо со специальным кашрутом — опять же каббала. Каббалисты и спят, и ходят, и едят с особенными устрожениями. Тут, в ХАБАДе, устрожения на себя берешь, а каббалистом себя не называешь.

Творение мира — реальные дни или какие-то другие дни, не по 24 часа в сутки?

Если бы первая суббота мира не была бы обычной субботой в простом понимании, то мы не хранили бы ее и сейчас именно как территорию во времени «от сих до сих». Раз суббота была реальная, то и все дни были такие же. Всевышний развернул картины творения мира за шесть нормальных дней.

Что было до этого?

Другие миры. Во времени они не имели протяженности, но в достоинстве предшествовали нашему миру.

Откуда взялись обезьяны?

Обезьяны, согласно Мидрашу, это деградировавший вид людей, — тех, которые участвовали в строительстве Вавилонской башни. Р. Хаим Витал пишет, что обезьяна в своем развитии занимает промежуточное место между животными и человеком. «Так же, как есть промежуточные звенья между минеральной природой и флорой (кораллы и камни, которые растут и размножаются), между растительным миром и животным (описанная в Талмуде собака, пуп которой растет из земли и если его перережешь, она умрет)… Между категорией животного и человека тоже есть промежуточная ступень, и это и есть обезьяна. А между Творцом и сотворенным — стоит праведник, подобный Аврааму». До сих пор слова р. Хаима Витала.

Почему певица Мадонна учит каббалу?

У нее высокая душа, и она хочет исправить свое существование. Но те, кто ее учат, преподносят ей «экспортный» вид этого учения, и она не приходит к соблюдению заповедей, не доходит до сути.

Суть каббалы — это выполнение заповедей?

Да, плюс глубокое понимание того, что именно каждая заповедь «проворачивает» и проецирует в высших мирах. Ведь слово «каббала» — это еще и «акбала», то есть проекция, параллель, соответствие. Мы думаем, что борода мужчины – это просто борода, а в системе «сфирот» оказывается, что это — 13 атрибутов милосердия. Таким же образом «раскладываются» и органы тела, проецируясь на систему «сфирот». Как только исполнение заповедей привлекло весь свет в тело — а тело является сосудом для света — то на этом закончена задача данного творения. Если все сосуды очищены и весь свет привлечен — завершена цель Творения в целом. Хранилище душ — «Кнессет Исраэль» — это источник, откуда берутся души при их нисхождении в тела.

Хранилище душ — это абстракция?

Во всех книгах по каббале мы находим упоминание о таких понятиях, как свет с уровня головы Адама или носа Адама, уха, рта, груди или пяток Адама. Это очень сбивает с толку, если не представить себе изначально одно целое изображение человека — Адама — как, допустим, песочные часы в виде человеческой фигуры. И каждая песчинка, высыпаясь наружу из «часов», символизирует в этой метафоре душу, которая снизошла с определенного уровня. Это — характеристика исходного уровня души. Чем выше ее изначальное положение в «теле» Адама, тем сильнее ее потенциал. И тем дальше ее может забросить судьба вглубь «клипот» (нечистых оболочек). Души Авраама, Рут, Давида пришли путем «торга» Всевышнего с антиподом святости, Сатаной. Согласившись спустить эти высокие души очень низко вглубь «клипот», Всевышний как бы «обошел» противодействие оппозиционера и дал этим душам возможность прийти в мир.

Реинкарнация — это выдумки или правда? Я могу узнать о своих прошлых «гилгулим»?

«Гилгуль» означает «круг», то есть душа иногда должна пройти новый круг скитаний по миру. Слово «реинкарнация» происходит от латинского «карнэ», что означает «мясо, плоть», то есть душа вновь и вновь приходит в этот мир в разных материальных воплощениях. Иногда требуется не прожить целую жизнь, а лишь поучаствовать в каком-то фрагменте, и тогда это «ибур нэшама» (присоединение к чьей-то душе временно). Например, Надав и Авиу пришли помочь Пинхасу в эпизоде с шатром Козби бат Цур.

Реинкарнация — это не фантазия. Цель ее — исправление тех аспектов души, которые пока не были очищены. Говорить сегодня кому-либо о его прошлых воплощениях является, как правило, спекуляцией, ведь наш мир по определению является миром сокрытия и утаения. Эта информация может быть предоставлена лишь для практической пользы в плане Торы, заповедей. Например, АРИ раскрыл рабби Хаиму Виталу его прошлые воплощения, так как требовалось за очень короткое время помочь ученику добиться глубокой концентрации.

Что же он ему открыл?

АРИ объяснил, что душа рабби Хаима связана с корнем Каина. Она много раз спускалась в этот мир и каждый раз что-то исправляла в своем прошлом. Итро — это Каин, его прозвище — а-Кени — говорит об этом, в частности. Он дал Моше («гилгуль» Авеля) свою дочь в жены. Далее, эта же душа пришла как Рахав. Далее, она же пришла в мир как Хевер а-Кени, муж знаменитой Яэли. Хевер — те же буквы, что Рахав. Далее, Яэль пришла как первосвященник Эли (опять, перестановка букв имени). Рахав воплотилась в Хану. У Ханы доминировал мужской аспект, ей было трудно зачать. Эли дал ей благословение, с ним пришло к ней женское начало, так как Эли был именно женским началом. В своей песне Хана упоминает Рахав намеком: «Рэхав пи аль ойвай» (раскрой мой рот, дабы поглотить врагов). Эти и другие воплощения были раскрыты АРИ с определенной целью. От широкой общественности теория реинкарнации, впрочем, достаточно долго скрывалась. Каббала считалась опасным делом.

Почему каббала считалась опасным делом?

Потому, что человеку свойственно увлекаться как раз не тем, что нужно и полезно, а что вкусно и нездорово. Он сможет проникать в тайны Бытия, но забудет о самых простых своих обязанностях. РАМАК в 6 главе книги «Влекущий свет» пишет об этом: «Такие, которые смотрят на звезды, а пропасти под своими ногами не видят».

Говорилось, что изучающий каббалу не доживет до преклонного возраста. Эти ограничения сняты только в последние столетия благодаря обещанию рабби Хаима Витала — «Тот, кто будет изучать мои книги, не испытает негативных последствий».

Каббала и астрология — есть между ними связь?

Каббала не может не учитывать жесткую обусловленность этого материального мира по принципу подчинения «старшему по рангу», или — в хасидской философии «седер а-иштальшелут». Если известно, что какие-то факторы («гармей а-шамаим» — проще говоря, звезды, планеты, кометы) — будут давать негативное влияние, то зачем, зная об этом, лезть на рожон? А каббала, естественно, знает об этих факторах. «Бней Иссахар» — книга о созвездиях Зодиака. Однако надо воспринимать это спокойно, евреи никогда не делали из звезд тарарам. Рабби Хаим Витал был связан с планетой Марс, которая означает кровопролитие. В одном из воплощений он был «моэлем», который допустил ошибку при обрезании ребенка, что имело плачевные последствия. Что из этого следует? Абсолютно ничего. Человек может знать свою природу. Но вопрос, что он делает с этой информацией дальше. Гороскоп — это попытка что-то получить задаром, это запрещенная вещь, это — слабость сердца.

Сны и каббала — что вы можете об этом сказать?

Снами каббала занимается серьезно, только когда это дурные сны и нужно исправить ситуацию. Здесь используются методы, которые нам известны как принципы позитивного мышления. Предлагается рассказать сон другу, который должен вербально истолковать этот сон к добру. Вербально — потому что слова все же сильнее связаны с материализацией, нежели сны и мысли. Ключевая фраза такова: «Халма тава хазита» на арамейском, то есть «Ты видел хороший сон». В книгах по каббале на эту фразу накладываются различные «каванот» — то есть медитативные усилия по привлечению букв Божественного Имени. И тем самым осуществляется исправление корня негативного сна.

Сны же, о которых пишет рабби Хаим Витал в своей книге «Хезьонот» («Видения») — это удивительные пророческие сны-шифры, причем он описывает процесс нисхождения, когда после высокого открытия тебя постепенно спускают во все более низменные миры, пока не вернут обратно в наш. Это его описание так реалистично, как будто относится к 21 веку, а не к концу 16-го.

Пульса-де-Нура и другие каббалистические средства избавиться от врагов — это выдумки?

Вы намекаете на «удаление» Насера (1970) и Сталина (1953)? Да, это произошло с применением эзотерических средств. Если евреи располагают неким тайным оружием против своих врагов, то не лучше ли, чтобы оно осталось тайным? Не будем уподобляться израильским СМИ, которые разбалтывают важную информацию, которая могла бы привести к победе, останься она тайной.

Основатель христианства имел отношение к каббале?

Он пользовался запрещенными методами. Его мотивы пока не совсем понятны. В любом случае, это был сын еврейского народа, и он наверняка уже совершил «на том свете» все положенные этапы раскаяния. Представители так называемой «иудео-христианской этики» видят в нем пророка, популяризатора идей Торы и каббалы. Что ж, популяризаторов много, но важен результат. От христианства мы видим тот результат, что вылились реки еврейской крови.

Еврейскую мудрость взяли на вооружение народы мира, но перестали ли они от этого быть антисемитами? И почему слово «семит» не предполагает, что и арабы — тоже сыны Шема, а следовательно, семиты? Почему антисемитское — это именно антиеврейское? В мире так много элементарного невежества, что, пока дойдем до каббалы, было бы неплохо просто растолковать базисные термины. Тогда к каббале можно будет подойти с более чистыми руками…

Как освещается в каббале понятие Мессии?

Очень широко и глубоко, это — ключевое понятие всего иудаизма вообще, это — цель Творения миров. Шесть тысячелетий даны для того, что полностью привести мир к переходу на новые рельсы, к переходу в новую реальность. У каждого тысячелетия есть свои характеристики. Будние дни недели — их также шесть — приводят нас к субботе. За это время дважды высвечиваются имена Б-га «БАН», «МА» и «САГ». Наконец наступает очередь имени «АБ». Суббота — это другой уровень. Ее влияние начинается со среды, постепенно доминируя все больше и охватывая все пласты Бытия. Это отражено и в смене планет по дням недели.

Волшебная семерка видна во всем — и в музыке, и в цветовой гамме, и в астрономии. Она спроецирована из семи Сфирот — эмоциональных качеств Всевышнего. А Мессия соответствует раскрытию последней Сфиры — Малхут, реализации королевского атрибута.

Отсюда — идея о том, что именно седьмой Любавичский Ребе является Мошиахом, Мессией.

Вы можете сказать,— не все верят именно в субботу. Для кого-то важнее пятница или воскресенье…

Однако заметьте, что и во времени, и в пространстве дочерние религии, отпочковавшиеся от иудаизма, теснятся именно к еврейскому аутентичному пункту исходной правды. В пространстве — идет спор за Иерусалим (точку, откуда были взяты элементы для сотворения первого человека, Адама). Во времени — идут попытки «облепить» субботу, прилепиться с обеих сторон к ее исконной святости. Понятно, что таким образом пытаются высосать из иудаизма все, что только можно. Это обычный вампиризм. Что же касается индийских Вед, которые продолжают традицию Авраама, то там написано — «Кто отдыхает в седьмой день, будет жить долго и счастливо».

Планируете ли еще выпускать книги по каббале?

Да, было бы хорошо перевести на русский язык фрагменты из «Китвей а-АРИ», релевантные для широкой публики, дающие вдохновение к исполнению заповедей — будь то семь заповедей для всех людей или 613 для евреев, — ведь каббала очень вдохновляет. Она — душа Торы.

На каком языке лучше учить Каббалу, на русском или иврите?
ПРЕДИСЛОВИЕ
Язык каббалы
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
«Нет света без сосуда»
«Добрый и Дающий добро»
Что можно сделать с одной фразой?
Знакомство с алфавитом
Конечные буквы (софиты)
Различительные элементы похожих букв
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Урок 1
Заметки на память
Как сделать этот текст «своим»
Уголок грамматики
Урок 2
Как сделать текст «своим»
От «ветви к корню»
Уголок грамматики
Полезная информация
Урок 3
Как сделать текст «своим»
От «ветви к корню»
Уголок грамматики
Полезная информация
Урок 4
Как сделать текст «своим»
От «ветви к корню»
Уголок грамматики
Полезная информация
Урок 5
Как сделать текст «своим»
От «ветви к корню»
Уголок грамматики
Немного практики
Полезная информация
Урок 6
Как сделать текст «своим»
От «ветви к корню»
Уголок грамматики
Полезная информация
Урок 7
Как сделать текст «своим»
Урок 8
Как сделать текст «своим»
От «ветви к корню»
Уголок грамматики
Полезная информация
Урок 9
Как сделать текст «своим»
От «ветви к корню»
Уголок грамматики
Полезная информация
Урок 10
Как сделать текст «своим»
От «ветви к корню»
Уголок грамматики
Полезная информация
Урок 11
Как сделать текст «своим»
От «ветви к корню»
Уголок грамматики
Полезная информация
Урок 12
Как сделать текст «своим»
От «ветви к корню»
Уголок грамматики
Полезная информация
Урок 13
Как сделать текст «своим»
От «ветви к корню»
Уголок грамматики
Полезная информация
Урок 14
Как сделать текст «своим»
От «ветви к корню»
Уголок грамматики
Полезная информация
Урок 15
Как сделать текст «своим»
От «ветви к корню»
Уголок грамматики
Полезная информация
Урок 16
Как сделать текст «своим»
От «ветви к корню»
Уголок грамматики
Полезная информация
Урок 17
Как сделать текст «своим»
От «ветви к корню»
Уголок грамматики
Полезная информация
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Стих Ари из книги «Древо жизни»
Главы из первой статьи книги «Шамати» — «Нет никого кроме Него»
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Отрывки из глав книги «Зоар для всех»

В. Зайцев.

Введение

При слове «каббала» у человека непосвященного возникают самые разные ассоциации. Это и еврейские мудрецы, «колдующие» с древними буквами еврейского алфавита, и вполне современная певица Мадонна, активно пропагандирующая это учение в средствах массовой информации. В «желтой» прессе время от времени в приверженности каббализму обвиняют известных деятелей политики и культуры, как будто это преступление. Обыватель может решить, что каббала и какая-нибудь деструктивная секта – понятия близкие, хотя это совсем не так.

Эта путаница, которая до сих пор царит в умах, связана с довольно широким кругом значений, которые в последнее время ассоциируются с понятием «каббалы».

Едва лишь мы начнем знакомиться с азами этого мистического учения, как обнаружим, что это сугубо эзотерическая доктрина, доступная лишь посвященным. Для того, чтобы проникнуть в ее глубины, необходимо знать не только еврейский алфавит, но и сам иврит. Да к тому же, неплохо разбираться в древней мистике и философии.

И, наконец, мы обнаружим, что каббалой разрешалось заниматься только по достижении определенного возраста, только под непосредственным руководством учителей, уже достигших определенных высот в еврейской мудрости. А уж женщинам путь к каббале был закрыт совершенно определенно.

Как писал Элифас Леви, «чтобы быть посвященным в каббалу, недостаточно прочесть и продумать сочинения Рейхлина, Галатина, Кирхера или Пико Мирандолы; нужно также изучить и понять еврейских писателей из собрания Пистория, в особенности «Сефер Ециру», затем «Философию любви» Леона Еврея; нужно также приступить к великой книге «Зогар», внимательно прочесть в коллекции 1684 года, озаглавленной «Cabbala denudata», трактаты о каббалистической пневматике и «круговороте душ»; затем смело вступить в светоносный мрак всего догматического и аллегорического Талмуда».

Согласитесь, что этот список вряд ли осилит человек нашего времени. Но это не повод отчаиваться.

Современное течение «нью-эйдж» размыло жесткие границы каббалы и адаптировало это учение к требованиям новой эпохи.

Были выявлены связи между каббалой и Таро, гностицизмом, нумерологией. Появились, как и во многих науках, пересекающиеся дисциплины (каббалистическая астрология, например), которые быстро нашли своих многочисленных последователей.

Мы попробуем разобраться в основах каббалы, коснемся древней теории и современной практики, посмотрим, как каббала дополняет и развивает разнообразные эзотерические учения и как они меняются в зависимости от этой «прививки».

В цитатах великих знатоков каббалы, которые мы приводим, есть разница в написании имен опорных точек Древа Сефирот. Мы не сочли возможным приводить их к единому знаменателю, так как его просто не существует, а различие в написании в некоторых случаях может иметь особое значение.

История каббалы

Если вы не специалист по древнееврейской истории и не знаете даже азы священного языка, то вам будет непросто разобраться в тонкостях и деталях каббалистического учения.

Многие термины покажутся вам чересчур сложными, а соотношения астральных сфер и уровней – выходящими за пределы обыденного понимания.

Каббала в контексте мировой традиции

Сугубо еврейское достояние, учение каббалы со временем проникло в европейскую культуру, причудливым образом соединяясь с различными мистическими и философскими течениями и оккультными практиками.

Кто-то считал, что это не «настоящая» каббала, кто-то, наоборот, полагал, что любое учение должно динамически развиваться.

Так или иначе, практически все исследователи поражались стройности каббалы и аргументированности изложения. Это учение – набор инструментов для познания мира и самопознания. По словам Элифаса Леви, «проникая в святилище Каббалы, поражаешься изумлением при виде учения столь логического, столь простого и в то же время столь абсолютного. Необходимое согласие идей и знаков; освящение самых основных реальностей первичными признаками; троичность слов, букв и чисел; философия простая, как азбука, глубокая и бесконечная, как само Слово; теоремы, полнее и светлее теорем Пифагора; теология, которую можно резюмировать, считая по пальцам; бесконечность, которая может уместиться на ладони ребенка; десять цифр и 22 буквы, треугольник, квадрат и круг – вот все элементы каббалы. Это элементарные принципы Слова писанного, отражения того Слова сказанного, которое создало мир.

Все действительно догматические религии произошли из каббалы и в нее же возвращаются; все научное и грандиозное в религиозных мечтах иллюминатов, Якоба Беме, Сведенборга, Сен-Мартина и т. д. – занято у каббалы; все масонские ассоциации обязаны ей своими секретами и символами.

Только каббала освещает союз между всемирным разумом и божественным Словом; она устанавливает, уравновешивая две на вид противоположные силы, вечные весы бытия; только она примиряет разум с верой, власть со свободой, науку с тайной: она обладает ключами настоящего, прошлого и будущего».

Для того, чтобы познакомить вас с историей и теорией каббалы, предлагаем обратиться к сжатому и четкому очерку великого русского философа XIX в. Владимира Соловьева, который внимательно изучил интересующий нас вопрос и смог изложить его суть, не прибегая к заумным определениям и используя понятный всем нам обычный язык.

Без терминов, конечно, не обойтись, но в его очерке используются только основные базовые понятия каббалы, на которых строится фундамент этого загадочного учения.

«Каббала – мистическое учение и мистическая практика в еврействе, сохранявшаяся первоначально устным преданием, что обозначается и самим еврейским словом (принятие, в объективном смысле – предание).

Мнение о древности каббалы расходятся более чем на 3 000 лет – от эпохи Авраама и до XIII в. по Р. X.

Признание за каббалой до-библейской древности не имеет исторического характера, другое же крайнее мнение (о позднем средневековом происхождении каббалы) основано на недоразумении: главные памятники каббалистической письменности в их настоящем виде действительно явились в Средние века, но нельзя отожествлять их с самим содержанием каббалы, т. е. с тем кругом мистических традиционных идей, которые сохранялись в тайне от непосвященных, частью в устном предании учителей, частью в отрывочных, не дошедших до нас записях.

Начальная каббала

Ясные следы каббалистических понятий и терминов в Новом Завете, а еще более прямые указания на каббалу в древнейших частях Талмуда, относящихся к первым векам нашей эры, свидетельствуют о существовании еврейской теософии, по крайней мере, около Р. Х. в Мишне читается такое изречение: «Не излагают дела о началах (мира) в присутствии двух, а дела колесницы (Божьей) – в присутствии одного, разве только у него свой ум для этого»…

С этим изречением уже в иерусалимской (более древней) Гемаре связан длинный диалогический рассказ, трактующий о том, как опасно неосторожное отношение к тайному теософическому учению, которое таким образом предполагается здесь как нечто уже установившееся.

С достаточной уверенностью можно утверждать, что каббала возникла не ранее вавилонского пленения и не позже последних Асмонеев. Как из столкновения еврейской религиозной мысли с греческой философией возникли оригинальные умозрения Филона, так более раннее взаимодействие той же мысли с вавилоноперсидской магией и теософией породило каббалу.

Дальнейшие греческие, грекоиудейские, греко-египетские и христианские влияния на развитие каббалы этим не исключаются, но они остались второстепенными; основа была прочно заложена в авилоне и в Персии.

Тексты и личности

Каббала разделяется вообще на умозрительную (каббала июнит) и прикладную (каббала маасит). Умозрительная каббала состоит опять из двух главных частей или «дел»: космогонии – маасэ берешит, буквально – дело (о том, что) в начале, и теософии – маасэ меркаба, буквально – дело колесницы или выезда Божьего. Впрочем, космогонические и теософические умозрения каббалы переходят одно в другое и не поддаются отдельному изложению. Главные письменные памятники умозрительной каббалы суть Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая приписывается праотцу Аврааму, но в действительности относится к началу Средних веков; в IX в. на нее уже писались комментарии, как на старинный авторитет; вероятно, она составлена в VI или VII в. Зогар приписывается каббалистами ученику знаменитого р. Акибы, р. Симону бен-Иохаю (II в.), но так как в этом темном писании находятся ясные указания на мусульман и даже намек на смерть папы Николая III (1280 г.), то его с полной вероятностью относят ко времени около 1300 г. и автором его признают испанского раввина Моисея де-Леона. Обе книги напечатаны в первый раз в Мантуе, в 1558–1562 гг. Кроме этих основных текстов, в образовании умозрительной системы каббалы имели особенное значение Сефер-го-Бахир, сочинение р. Исаака слепого (XIII в.), затем Пардес-Римоним – р. Моисея Кордуанского, и, наконец, писания р. Исаака Лурия, по прозванию Льва (Ари). Оба последние жили в XVI в., и ими завершается внутреннее развитие еврейского каббализма.

С XV в. являются каббалисты и между христианскими писателями: в Италии – Пико-де-Мирандола; в Германии – Рейхлин, Корнелий Агриппа фон Неттесгейм и Парацельс; во Франции – Вильгельм Постель (XVI в.); в Англии – Роберт Флудд и Генрих Мор (XVI–XVII вв.). С другой стороны, взаимодействие между христианством и еврейством на почве каббалы породило мессианское движение Саббатая Цеви (XVII в.), Франка и франкистов (XVIII в.) и, наконец, хасидизм, с его цадиками, доныне процветающий в югозападной России и Галиции.

Сердце каббалы

Умозрительное учение каббалы исходит из идеи сокровенного, неизреченного Божества, которое, будучи выше всякого определения, как ограничения, может быть названо только эн-соф, т. е. ничто или Бесконечное. Чтобы дать в себе место конечному существованию, эн-соф должен сам себя ограничить. Отсюда «тайна стягиваний» (сод цимцум) – так называются в каббале эти самоограничения или самоопределения абсолютного, дающие в нем место мирам. Эти самоограничения не изменяют неизреченного в нем самом, но дают ему возможность проявляться, т. е. быть и для другого. Первоначальное основание или условие этого «другого», по образному представлению каббалистов, есть то пустое место (в первый момент – только точка), которое образуется внутри абсолютного от его самоограничения или «стягивания». Благодаря этой пустоте, бесконечный свет эн-софа получает возможность «лучеиспускания» или эманации (так как есть куда эманировать). Свет этот не есть чувственный, а умопостигаемый, и его первоначальные лучи суть основные формы или категории бытия – это 32 «пути премудрости», именно 10 цифр или сфер (сефирот) и 22 буквы еврейского алфавита (3 основных, 7 двойных, 12 простых), из которых каждой соответствует особое имя Божье. Как посредством 10 цифр можно исчислить все, что угодно, и 22 букв достаточно, чтобы написать всевозможные книги, так неизреченное Божество посредством 32 путей открывает всю свою бесконечность.

Цепь соответствий

Насколько можно понять, различие между сефиротами и буквами имен Божьих в этом откровении состоит в том, что первые выражают сущность Божества в «другом» или объективную эманацию (прямые лучи божественного света), тогда как буквенные имена суть обусловленные этой эманацией субъективные самоопределения Божества (лучи отраженные). Вот названия 10 сефирот: 1) Венец (Кетэр); 2) Мудрость (Хохма); 3) Ум (Бина); 4) Милость или Великодушие (Хэсед или Гедула); 5) Крепость или Суд (Гебура или Дин, также Пахад); 6) Красота или Великолепие (Тифэрет); 7) Торжество (Нэцах); 8) Слава или Величие (Ход); 9) Основание (Иесод) и 10) Царство (Малхут). Мыслимые как члены одного целого, сефироты образуют форму совершенного существа – первоначального человека (Адам-Кадмон). Для большей наглядности каббалисты указывают соответствие отдельных сефирот с наружными частями человеческого тела: Кетэр – это чело, Хохма и Бина – два глаза, Хэсед и Дин – две руки, Тифэрет – грудь, Нэцах и Ход – бедра, Иесод и Малхут – две ноги. Такое представление осложняется внесением половых отношений в «дерево сефирот». Вообще каббалисты в области божественных эманаций различали само Божество, как проявляющееся, от его проявления или «обитания» в другом, которое они называли Шекина (скиния) и представляли как женскую сторону Божества.

Шекина иногда отожествляется с последнею сефирой – Малхут, которой, как женскому началу, противополагаются все прочие, как мужское, при чем уже теряется аналогия с человеческим телом.

Еще сложнее представляется это отношение в книге Зогар. Здесь образуемый сефиротами Адам-Кадмон совмещает в себе три или даже четыре лица. Сефира – Милость или Великодушие с тремя правыми или мужскими сефиротами, образует Длинное Лицо (Арик-Анпин), или Отца (Аба); противоположная ему сефира Крепость или Суд, с тремя левыми или женскими сефиротами, образует Короткое Лицо (Зеир-Анпин) или Мать (Ума); происходящая из их соединения сефира Красота или Великолепие называется «Столп Середины» (Амуда Деэмцаита) и представляется иногда как новое лицо или сын; остающаяся затем первая высшая сефира Венец иногда относится к Отцу, иногда же принимается за особое лицо – Вечный Бог как таковой или «Ветхий деньми» (Атик-Йомин).

Круги миров

Сефироты суть общие основные формы всякого бытия. Обусловленная этими формами конкретная Вселенная представляет различные степени удаления божественного света от его первоисточника. В непосредственной близости и совершенном единстве с Божеством находится Мир Сияний (Ацилут). Большее или меньшее различение от Божества представляют дальнейшие три мира, которые, по своеобразной методе каббалистов, выводятся следующим образом: в начале книги Бытия (I и II гл.) отношение Божества к миру выражено тремя глаголами – творить (бара), создавать (иецер) и делать (аса); отсюда три различных мира: мир «творения» (бриа), т. е. область творческих идей и живущих ими чистых духов, затем мир «создания» (иецира) – область душ или живых существ, и наконец, мир «делания» (асия) – сфера материальных явлений, наш видимый физически мир. Эти миры не разделены между собой внешним образом, а как бы включены друг в друга, подобно концентрическим кругам. Низшие миры реализуют то, что более идеально содержится в высших, а существа и предметы высших миров, воспринимая из первого источника божественные влияния, передают их низшим, служа таким образом каналами или «сосудами» (келим) благодати.

Человек принадлежит ко всем мирам: по телу и чувственной, страдательной душе (нэфеш) он относится к низшему миру явлений, по велящему и деятельному началу своей души (руах) он сроден миру зиждительных сил, высшим идеальным своим духом (нешама) он обитает в мире умопостигаемых существ, и, наконец, в нем есть еще более высокое начало, теснейшим и глубочайшим образом связывающее его с Божеством – абсолютное единство (иехида), возводящее его на степень непосредственных сияний (ацилут) вечного света. Принадлежа ко всем мирам, человек, однако, непосредственно коренится в низшем материальном мире, который через него соединяется с Божеством.

Существа, непосредственно живущие в высших мирах, – ангелы. Ангелология каббалы, заимствованная главным образом у персов, состоит из формальных классификаций; замечательна только идея солнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры), высшего посредника между Богом и Вселенной; иногда он отождествляется с архангелом Михаилом, а иногда с Мессией.

Путь каббалиста

Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень в эманации божественного света; в том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так называемая шелуха бытия или скорлупы (клиппот) – это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные, как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого – перевоплощение; оно двух родов: «круговорот» (гильгуль) и «прививка» (иббур), первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все в новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7-м или даже на 14-м году возраста, с провиденциальной целью на благо того или другого, или обоих.

Подступы к шифру

Вспомогательное средство для возвышения души есть прикладная каббала. Связь между ней и умозрительной – общее обеим признание мистического смысла букв и имен библейских. Относясь к Библии, как к шифрованному тексту, и применяя различные шрифты (подставление числового значения букв, перестановка букв в том или другом определенном порядке и т. д.), можно из одних слов получить совершенно другие и открыть удивительные вещи (главные способы называются гематрия, нотарикон, лемура). Таким путем каббалисты угадывают сокровенное и предсказывают будущее. Другая часть прикладной каббалы есть магия; через целесообразное употребление имен Божьих производятся различные чудеса».

ДРЕВО ЖИЗНИ

В приведенном очерке было упомянуто древо Сефирот. Это одно из центральных понятий каббалы, которое послужило мощным толчком для оккультистов средневековья, развивших в своем направлении основную идею этого учения.

Рассмотрим подробнее, как теория Сефирот связана с космосом и телом человека. Ведь, согласно древней формуле – то, что наверху, подобно тому, что внизу, и наоборот.

Шестигранник

Теория восхождения и нисхождения Вселенской Души получает простое и наглядное обоснование в известной всем символике шестиконечной звезды, традиционно связанной с еврейским учением.

Мистический смысл этого знака прост. Есть путь наверх (треугольник, направленный острием вверх) и есть путь вниз (треугольник, направленный острием вниз). Сочетание их дает звезду, которая символизирует два эти пути.

Другое значение этого знака – Абсолют обращен к человеку, а человек обращен к Абсолюту. Это взаимонаправленное движение и отражено в шестиконечной звезде (см. рис. 1 и 2).

Рис. 1

Рис. 2

Еще одно значение этого символа – соединение животной и духовной природы в человеке, двух главных его начал и составляющих.

Один треугольник тянет его вниз, к инстинктам и рефлексам, другой возносит его вверх, к изначальному совершенству и истинному предназначению.

Десять точек великого пути

Каббала всегда отличалась наглядностью и своеобразным рационализмом. Парадоксально, но глубоко мистическое учение, делающее упор на иррациональном познании, требовало четкого освоения теории, вполне прагматической.

Это довольно характерно для многих мистических учений. Сначала идет некий реальный набор сведений, который впоследствии становится трамплином. От этой уже освоенной реальности мистик и отталкивается, чтобы взлететь так высоко, как позволит его духовный опыт.

В своей книге «Мистика Запада» Роберт Кавендиш определяет суть древа Сефирот с помощью понятных всем образов: «Связь между Богом и миром является опосредованной, как если бы Господь был зеркалом, из которого исходит свет. Свет отражается во втором зеркале, которое, в свою очередь, отражается в третьем, а третье в четвертом и так дальше. С каждым отражением свет и зеркала что-то теряют от своего чистого сияния, пока наконец свет не отражается тусклым лучом от потрескавшейся отполированной поверхности нашего конечного порочного мира… Десять сефирот – мощные движущие силы Вселенной, а также импульсы, заставляющие человека двигаться. Поднимаясь сквозь сферы, маг познает, усваивает и подчиняет себе силу каждой сефиры».

Рис. 3

Это путь от первой точки до последней. Проследим этапы его прохождения (рис. 3).

На рис. 3 цифрами обозначены следующие сефирот:

1. Кетер (Высший Венец)

2. Хокмах (Мудрость)

3. Бинах (Понимание)

4. Хесед (Любовь)

5. Гебурах (Власть)

6. Тиферет (Красота)

7. Нетсах (Терпение)

8. Ход (Величие)

9. Йесод (Созидание)

10. Малькут (Царство).

Далее Кавендиш пишет: «Обычно сефироты изображаются на диаграмме, называемой Древом Жизни. Она является иллюстрацией скрытой схемы Вселенной и ее фундаментального единства. Древо пронизывает своими ветвями все творения и примиряет вес противоречия, ибо, несмотря на множество ветвей, дерево одно, и все явления Вселенной суть листья, ветки и сучья единого целого.

Дерево – это модель Бога, Вселенной и человека. Оно классифицирует все. Нет ничего, что не нашло бы места в той или иной ячейке. Дерево состоит из трех треугольников и десятой сефиры Малькут в самом низу.

Каждый треугольник содержит две противоположные силы и третью, которая примиряет их и приводит в равновесие.

Сефирот располагается на дереве справа налево, поскольку пишут на иврите справа налево. Правая сторона дерева является мужской и позитивной, левая или злая – женской и негативной. То, что находится в середине и примиряет противоположности, – двуполо. Сферы Сатурна, Марса и Меркурия классифицируются как женские, а Венеры – как мужская. В некоторых случаях значение числа сефиры совпадает с его нумерологическим смыслом, а в некоторых нет.

Иногда дерево изображается, как человеческое тело: верхний треугольник – голова, средний треугольник – туловище и руки, нижний – гениталии и ноги. И основано это на аналогии между Богом и человеком. Сефироты – это стадии процесса созидания Вселенной. Если Бог – это увеличенный человек, то этот процесс должен совпадать с человеческим процессом созидания. В первом треугольнике дерева мужское оплодотворяет женское и зарождается жизнь, дитя или Вселенная. Во втором треугольнике отец и мать вскармливают и направляют дитя в младенчестве и в юности.

страницы: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *