Иудея

В Библии впервые упомянута как Земля Иехуды (Втор. 34:2). В качестве надела этого колена простиралась от Мертвого до Средиземного моря (ИбН. 15:1–12) и включала Иудейскую пустыню, Иудейские горы, Шфелу (Шфелат-Иехуда, то есть Иудейская низменность), значительную часть гор и низменности Негева (о природе и климатических условиях этих районов см. соответствующие места в статье Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Географический очерк).

В эту территорию на юге входил надел колена Шим‘она (ИбН. 19:1–9); на ней располагалось свыше 110 городов (ИбН. 15:21–62), в том числе такие значительные, как Арад, Ашдод, Ашкелон, Беер-Шева, Бет-Шемеш, Газа, Двир, Лахиш, Хеврон и другие, возникшие, по данным раскопок, еще в четвертом-третьем тыс. до н. э., то есть до поселения здесь ханаанейских племен. Ее завоевание объединенными силами колен Иехуды и Шим‘она (Суд. 1:3–20), при сохранении отдельных анклавов ханаанеев (Суд. 1:19; последние продолжали проживать и в покоренных городах), с 12 в. до н. э. осложнилось борьбой с экспансией филистимлян, отторгших от Иудеи почти все побережье Средиземного моря.

Представление о Земле Иехуды сохранялось в период царств Саула, Давида и Соломона (I Сам. 22:5), а после раскола царства Соломона в 928 г. до н. э. утвердилось вплоть до захвата его Вавилонией (586 г. до н. э.) за Иудейским царством (ср. II Ц. 23:24 и 25:22), которое лишь однажды названо в Библии малхут Иехуда (`царство Иехуды`; II Хр. 11:17) и в территорию которого, помимо наделов Иехуды и Шим‘она, вошли части надела Биньямина с Иерусалимом и Иерихоном и первоначального надела колена Дана.

При возвращении евреев из пленения вавилонского в начале персидского владычества над Эрец-Исраэль (с 539 г. до н. э.) заселенная ими территория (главным образом Иерусалим и его окрестности) стала называться Иехуд (Дан. 2:25 и в других местах; Эз. 5:1 и в других местах; арамейская форма названия Иудеи). Ее граница с провинцией Самария проходила к северу от Бет-Эля, западная граница отделяла от Иудеи все приморье (провинция Ашдод), а южная — весь Негев и район Хеврона (провинция Идумея; см. Эдом).

При владычестве Птолемеев (между 323 г. до н. э. и 200 г. до н. э.) Иудея входила в состав провинции Сирия и Финикия, а при Селевкидах (между 200 г. до н. э. и 164 г. до н. э.) в Келесирию. С образованием и расширением независимого царства Хасмонеев вся его территория стала именоваться Иудея, как вслед за тем и территория царства Ирода I.

В 6 г. н. э. римляне, установив свою власть над Эрец-Исраэль, выделили Иудею, наряду с Галилеей, Самарией и Заиорданьем, в отдельную область с прокураторским управлением, лишь на короткое время (между 41 г. и 44 г.) заменив его царским (см. Агриппа I). После переименования в 138 г. (конец Бар-Кохбы восстания) Эрец-Исраэль в Палестину, декретированного императором Адрианом, Иудея как геополитическое понятие отмирает, сохраняясь лишь в раввинистической литературе и в таких определениях, как название народа (иудеи) и его религии (иудейская вера, иудаизм).

В израильском политическом и публицистическом обиходе после образования Государства Израиль Иудеей стали называть заселенную главным образом арабами восточную часть этой исторической области, оккупированную Трансиорданией (см. Иордания) в ходе Войны за Независимость и перешедшую (наряду с Самарией) в 1967 г. после Шестидневной войны под контроль израильских властей (подробнее см. Государство Израиль. Еврейские поселения на контролируемых территориях).

ИУДЕЙСКОЕ ЦАРСТВО — древ­нее го­су­дар­ст­во в Южной Па­ле­сти­не в I половине I тысячелетия до нашей эры.

Сто­ли­цей и важ­ней­шим го­ро­дом Иудейского царства был Ие­ру­са­лим, на­хо­див­ший­ся поч­ти у са­мой северной гра­ни­цы цар­ст­ва. Наи­бо­лее пло­до­род­ной об­ла­стью яв­лял­ся рай­он пред­го­рий (еврейская — Ше­фе­ла) к юго-за­па­ду от Ие­ру­са­ли­ма, с главным го­ро­дом Ла­хиш. Важ­ную роль в ис­то­рии сыг­рал не­боль­шой го­род Виф­ле­ем (еврейская — Бет-Ле­хем Иегу­да), ко­то­рый, со­глас­но Биб­лии, был ро­ди­ной ца­ря Да­ви­да и Ии­су­са Хри­ста. На юге Па­ле­сти­ны Иудейского царства кон­тро­ли­ро­ва­ло об­шир­ные, но эко­но­ми­че­ски ма­ло­зна­чи­тель­ные об­лас­ти Иу­дей­ской пус­ты­ни и пус­ты­ни Не­гев.

Иудейское царство, со­глас­но Биб­лии, воз­ник­ло в ре­зуль­та­те рас­па­да в конце X века до нашей эры еди­но­го ев­рей­ско­го цар­ст­ва ца­рей Да­ви­да и Со­ло­мо­на на Се­вер­ное (Из­ра­иль­ское цар­ст­во) и Юж­ное (Иудейское царство). Ран­няя ис­то­рия Иудейского царства из­вест­на толь­ко из биб­лей­ских пре­да­ний. Древ­ней­шее упо­ми­на­ние Иудейского царства (под име­нем Бет-Да­вид, буквально — дом Да­ви­да) со­дер­жит­ся в силь­но по­вре­ж­дён­ной над­пи­си конце IX века ара­мей­ско­го ца­ря, най­ден­ной в Тель-Да­не.

Рез­кий всплеск эко­но­мической жиз­ни в Иу­дее, рост го­ро­дов, строи­тель­ст­во кре­по­стей на­блю­да­лись во II половине VIII века. Пред­по­ла­га­ют, что это от­час­ти свя­за­но с ас­сирийскими на­ше­ст­вия­ми на Из­ра­иль­ское цар­ст­во и от­то­ком на­се­ле­ния на юг, в Иу­дею. Рас­цвет Иудейского царства при­хо­дит­ся на вре­мя ца­ря Езе­кии (около 727-698 годов), од­на­ко в 701 году его не­даль­но­вид­ная по­ли­ти­ка при­ве­ла к на­ше­ст­вию ас­сирийского ца­ря Си­наххе­ри­ба на Иудейское царство. Хо­тя Ие­ру­са­лим не был взят, стра­на бы­ла ра­зо­ре­на так, что смог­ла оп­ра­вить­ся лишь де­ся­ти­ле­тия спус­тя. С эпо­хой ос­лаб­ле­ния Ас­си­рии сов­па­да­ет но­вый подъ­ём Иу­деи во II половине VII века при ца­ре Ио­сии; од­на­ко вско­ре Иудейское царство ока­за­лось втя­ну­тым в борь­бу то­гдаш­них сверх­дер­жав — Егип­та и Ва­ви­ло­нии. В 609 году Ио­сия убит егип­тя­на­ми, в 598 году Ие­ру­са­лим взят вой­ска­ми ва­ви­лон­ско­го ца­ря На­ву­хо­до­но­со­ра II, в 586 году до н.э. (по другой хро­но­ло­гии, в 587 году) вновь взят На­ву­хо­до­но­со­ром и со­жжён. Ари­сто­кра­тия, ре­мес­лен­ни­ки, вои­ны бы­ли на­силь­ст­вен­но уве­де­ны в плен и пе­ре­се­ле­ны в Ва­ви­ло­нию.

Израильское царство
ивр. ממלכת ישראל‎
Царство
XI век до н. э. — 928 год до н. э.



Различные интерпретации того, что Библия говорит о размерах Израильского царства времён Давида (1000—930 г. до н. э.)
Столица * Иерусалим
*
Язык(и) Древнееврейский
Религия Иудаизм
Форма правления Монархия
Шаул
Давид
Соломон

Израильское царство (ивр. ממלכת ישראל‎) — древнее еврейское царство. Согласно Библии, основано в XI веке до н. э. пророком Самуилом и первым израильским царём Саулом (Шаулем — в произношении на иврите). Распалось на Иудейское и Северное Израильское царства.

Происхождение названия

Источником названия Израиль (Исраэ́ль ивр. ישראל‎) служит Книга Бытия, где патриарх Иаков после борьбы с Богом получает имя Израиль (Исраэ́ль ивр. ישראל‎): «И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт.32:27,28) Толкователи расходятся в определении значения этого слова. По одной версии, это имя происходит от глагола сарар ивр. שרר‎ (управлять, быть сильным, иметь власть, данную свыше), таким образом образуя слово, означающее «Имеющий власть над силами». Другие возможные значения — «Принц Божий» или «Борьба/битва Бога». Впоследствии, еврейский народ, произошедший от Иакова, стал называться «Сыны Израиля», «Народ Израиля» или «израильтяне».

Первое в истории упоминание слова «Израиль» было обнаружено на стеле фараона Мернептаха на территории Древнего Египта (конец XIII века до н. э.) и относится к народу, а не к стране. В книге Исход словом «Израиль» также обозначается народ (не страна и не государство) — израильтяне. Лишь после занятия израильтянами Ханаана (современной Палестины) словом «Израиль» обозначается также и страна — территория занимаемая израильтянами. Следует различать два израильских царства:

  • Израильское царство как единое израильское государство, возглавляемое вначале Домом Саула и, потом, Домом Давидовым (а именно Давидом и, после него, Соломоном),
  • одноименное государство, которое также называлось как Северное Израильское царство образованное десятью коленами Израилевыми, непризнавшими власть Ровоама — сына Соломона.

История

Единое царство

История Израильского царства начинается возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство — помазанием на царство Саула как первого Израильского царя. Как свидетельствуют книги Царств, Саул недолго был верным слугой Божим. В частности через Самуила Бог повелел Саулу покарать амаликитян и, в том числе, предать царя амаликитян смертной казни и уничтожить весь скот амаликитян. Но Саул неполностью выполнил Божье повеление. Царь амаликитян был взят в плен но не умерщвлен, а скот амаликитян объявлен военным трофеем. В другой раз Саул самочинно совершил всесожжение, не дождавшись первосвященника — в данном случае пророка Самуила, задержавшегося по пути к военному лагерю Саула. (По Закону Моисееву совершать всесожжение имеет право только первосвященник!) В результате Самуилу было велено Богом помазать на царство юного Давида, в то время пасшего отцовские стада.

После победы Давидом Голиафа, предрешившей победу израильского войска над филистимским, а также после ряда других удачных военных акций против филистимлян, популярность Давида резко взлетает вверх. (Известна фраза: «Саул убил тысячи. Давид убил десятки тысяч».) Саул был в панике, испугавшись, что Давид отнимет у него царский престол. (Напомним — Давид имел полное право по закону сместить Саула с царского престола, но не воспользовался этим правом.) В результате Израильское царство фактически пережило и первую (но не последнюю) гражданскую войну. Правление Саула завершилось разгромом его войска филистимлянами, его сын пал в сражении, сам же Саул покончил собой, опасаясь быть взятым в плен.

Период царствования Давида и Соломона — золотой век Израильского царства. В 1010 до н. э. Давид переносит столицу в Иерусалим. Давид значительно расширяет город. Но и его правление было небезоблачным. В частности случилась новая гражданская война. На это раз Давиду противостоял его сын Авессалом, незаконно претендовавший на царский престол. В результате это войны Авессалом гибнет несмотря на нежелание Давида его убивать, — Авессалом убит слугами Давида, тогда как Давид не санкционировал убиение Авессалома. Тем не менее ведомое Давидом Израильское царство очень успешно ведет войны против внешних врагов. Также, в том числе Иерусалиме, ведется обширное строительство. Давид также вознамерился построить храм взамен скинии. (Как известно, намерение Давида реализовано было его сыном, Соломоном.)

Соломон (1010 до н. э.-970 до н. э.) — сын и преемник Давида на Израильском царском престоле вошел в историю как мудрейший из царей и как строитель Иерусалимского храма. Соломон смог развить внешне- и внутриполитические достижения Давида. Собственно в правление Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.

Разделение

Смерть Соломона (930 до н. э.) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. На царский престол восходит его сын — Ровоам. Но Ровоам проводит чрезмерно жесткую репрессивную внутреннюю политику. Именно Ровоаму принадлежит высказывание: «Отец мой наказывал вас бичами. Я буду наказывать скорпионами». Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северно-Израильское царство. Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали государство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Иудейское царство.

Примечания

См. также

  • Цари Израиля
Израиль в темах
История

Земля обетованная • Древний Израиль и Иудея (Израильское царство • Иудейское царство) • Античный период • Римская провинция • Византия • Арабский период • Крестоносцы • Айюбиды • Мамлюки • Османская империя • Британский мандат • Государство Израиль

Символы

Герб • Флаг • Гимн • Звезда Давида • Менора

Политика
Вооружённые силы
и спецслужбы

Генеральный штаб • Сухопутные войска • Военно-воздушные силы • Военно-морской флот •
Внешняя разведка • Общая служба безопасности • Военная разведка • Полиция

География
Природа

Климат • Флора • Фауна • Недра • Национальные парки • Водные ресурсы

Население

Израильтяне • Языки (иврит • арабский • русский • идиш) • Религия • Наука • Спорт • Образование • Здравоохранение • Профсоюзы

Экономика

Валюта • Банковская система • Промышленность • Сельское хозяйство (кибуц • мошав) • Туризм • Транспорт • Торговля

Связь и СМИ

Телефон • Интернет (.il) • Почта (марки) • Телевидение • Радио • Пресса

Культура

Всемирное наследие • Музыка • Литература • Кинематограф • Архитектура • Скульптура • Кухня • Праздники • Музеи • Памятники

Арабо-израильский
конфликт
Портал «Израиль» • Проект «Израиль»
Соломон
Семья и известные отношения Давид · Царица Савская · Дочь фараона · Наама · Ровоам · Менелик I
Постройки Храм Соломона · Водоёмы Соломона · Шамир Соломона
В других традициях Сулейман
Сочинения Книга Премудрости Соломона · Оды Соломона · Ключ Соломона (Малый · Большой) · Псалмы Соломона · Завещание Соломона · Песнь Песней · Книга притчей Соломоновых
Связанные статьи Суд Соломона · Колонна Соломона · · Соломонов узел · Израильское царство · Род Давида · Соломонова династия

Иудея является обширной исторической областью Земли Израиля к югу от Самарии. Иудея впервые упомянута в Библии как Земля Иуды (Иехуды). Простиралась она от Мертвого моря до Средиземного моря. Ее территориями были Иудейская пустыня, Иудейские горы, Иудейская низменность (Шфелат-Иехуда), значительная часть гор и низменности Негева.

В эту территорию на юге входил надел колена Шим’она (в русской традиции Симеона). Здесь было расположено более 110 городов, в их число входили и такие значительные города как Арад, Ашдод, Ашкелон, Беер-Шева, Бет-Шемеш, Газа, Двир, Лахиш, Хеврон и т.д. Согласно данным раскопок возникли города еще в IV-III тысячелетии до нашей эры, то есть до того как эта территория была заселена ханаанейскими племенами. Завоевание Иудеи объединенными силами колен Иехуды и Шим’она с XII века до нашей эры осложнилось борьбой с филистимлянами, которые отторгли от Иудеи почти все побережье Средиземного моря.

Иудейские горы и Иудейская пустыня, вид со стороны Мёртвого моря

Представление об Иудее сохранялось в период царств Саула, Давида и Соломона. Однако после того как царство Соломона было расколото и было захвачено Вавилонией Иудея стала называться Иудейским царством. В ее территорию вошли, помимо наделов Иехуды и Шим’она, части надела Биньямина с Иерусалимом и Иерихоном и первоначального колена Дана.

После образования государства Израиль, в израильском обиходе Иудеей стали называть восточную часть этой исторической области, которая заселена в основном арабами.

Когда евреи высвободились из пленения вавилонского в начале персидского владычества над Эрец-Исраэль, та территория, которая была ими заселена (Иерусалим и его окрестности) стала называться Иехуд. Ее граница с провинцией Самария проходила к северу от Бет-Эля, западная граница отделяла от Иудеи все приморье (провинция Ашдод), южная — весь Негев и район Хеврона (провинция Идумея).

Во время владычества Птолемеев (между 323 г. до н.э. и 200 г. до н. э.) Иудея находилась в составе провинции Сирия и Финикия. При Селевкидах она входила в состав Келесирии. Хасмонеи были настроены против Селевкидов и в результате они свергли их и образовали свое независимое царство. Вся территория этого царства стала называться Иудеей, как вслед за тем и территория царства Ирода I.

Уже в нашем веке римляне, установив свою власть над Эрец-Исраэль, выделили Иудею в отдельную область с прокураторским управлением, лишь на короткое время заменив его царским. Вскоре Эрец-Исраэль был переименован в Палестину и понятие Иудеи отмирает, сохраняясь лишь в еврейской литературе, а также в некоторых определениях, таких как название народа (иудеи) и его религии (иудейская вера, иудаизм).

Иудейское царство

Государство

Полное название מַלְכוּת יְהוּדָה

Столица Иерусалим

Форма правления монархия
Государственный язык иврит
Этнические группы евреи
Религия иудаизм

Иудейское царство (מַלְכוּת יְהוּדָה‎, Малхут Ехуда) или Иуде́я (יְהוּדָה, Иехуда; אֶרֶץ יְהוּדָה, Эрец-Иехуда) — древнее еврейское государство (независимое, а также провинция в составе Персидской державы, Римской империи и т. д.).

Общие сведения

Иудея представляет собой обширную историческую область Эрец-Исраэль к югу от Самарии.

В Библии впервые упомянута как земля Иехуды. В качестве надела этого колена простиралась от Мёртвого до Средиземного моря и включала Иудейскую пустыню, Иудейские горы, Шфелу (Шфелат-Иехуда, то есть Иудейская низменность), значительную часть гор и низменности Негева.

Кроме того, на территорию Иудеи на юге входил надел колена Шим‘она.

В Иудее располагалось свыше 110 городов, в том числе такие значительные, как Арад, Ашдод, Ашкелон, Беер-Шева, Бет-Шемеш, Газа, Двир, Лахиш, Хеврон и другие, возникшие, по данным раскопок, ещё в четвертом-третьем тысячилетии до н. э., то есть до поселения здесь ханаанейских племён. Её завоевание объединенными силами колен Иехуды и Шим‘она, при сохранении отдельных анклавов ханаанеев, последние продолжали проживать и в покоренных городах, с 12 в. до н. э. осложнилось борьбой с экспансией филистимлян, отторгших от Иудеи почти все побережье Средиземного моря.

История

Иудея входила в состав Израильского царства, но после смерти Соломона 930 г. до н. э. или в 928 г. до н. э., Иудейское царство отъединилось от Израильского.

В территорию Иудейского царства, помимо наделов Иехуды и Шим‘она, вошли части надела Биньямина с Иерусалимом и Иерихоном и первоначального надела колена Дана.

Первым царём Иудеи стал сын Соломона Ровоам (Рехавам).

В 586 г. до н. э. Иудейское царство было завоёвано Вавилонией. Многие евреи были депортированы.

При возвращении евреев из вавилонского плена в начале персидского владычества над Эрец-Исраэль (с 539 г. до н. э.) заселённая ими территория (в основном Иерусалим и его окрестности) стала называться Иехуд (арамейская форма названия Иудеи). Её граница с провинцией Самария проходила к северу от Бет-Эля, западная граница отделяла от Иудеи все приморье (провинция Ашдод), а южная — весь Негев и район Хеврона.

Религиозные гонения при Антиохе IV Эпифане на иудаизм вызвали в Иудее антиселевкидское восстание, выигранное евреями, во главе которых стояли Хасмонеи.

Хасмоне правили Иудеей с 152 г. до н. э. по 37 г. до н. э.:

Имя в рус. традиции
Имя в оригинале
титул Годы жизни
(до н.э.)
Длительность правления
(до н.э.)
Маккавеи
Маттафия Хасмоней
Матитьягу ха-Хашмонай
вождь восставших ? — 166 170 — 166
Иуда Маккавей, сын Маттафии
Иехуда ха-Маккаби
вождь восставших ? — 161 166 — 161
Этнархи и Первосвященники Иудеи
Ионатан, сын Маттафии
Йонатан бен Матитьягу ха-Хашмонай
первосвященник и этнарх ? — 143 152 — 143 положил начало первосвященнической династии Хасмонеев
Симон, сын Маттафии
Шимон бен Матитьягу ха-Хашмонай (Тассис)
первосвященник
первосвященник и этнарх
? — 134 143 — 140
140 — 134
положил начало независимому правлению династии Хасмонеев
Иоанн Гиркан I, сын Симона
Йоханан Гиркан
первосвященник и этнарх 134 — 104
Цари и первосвященники Иудеи
Аристобул I, сын Иоанна Гиркана I
Иехуда Аристобул
царь и первосвященник ? — 103 104 — 103 узурпировал трон, положил начало царской династии Хасмонеев
Александр I Яннай, сын Гиркана I царь и первосвященник 126 — 76 103 — 76
Саломея Александра
Шломцион
царица 139 — 67 76 — 67 жена Аристобула, позже жена Александра Янная
Аристобул II, сын Александра Янная царь и первосвященник ? — 49 67 — 63 последний независимый царь из династии Хасмонеев
63 до н. э. — 6 н. э. вассал Рима.
Иоанн Гиркан II, сын Александра Янная
Йоханан Гиркан
царь
этнарх и первосвященник
103 — 30 65
63 — 40
Александр II, сын Аристобула II соправитель 56 — 48
40—37 до н. э. тетрархия (раздел Иудеи на четыре части)
Маттафия Антигон II, сын Аристобула II
Матитьягу Антигон
царь и первосвященник ? — 37? 40 — 37 последний царь династии Хасмонеев
Аристобул III первосвященник 36

С образованием и расширением независимого царства Хасмонеев вся его территория стала именоваться Иудея, как вслед за тем и территория царства Ирода I.

В 63 г. до н. э. Иерусалим и Иудею захватил Помпей Великий (однако, это стало только началом многовековой Римско-иудейской войны).

В 6 году римляне, установив свою власть над Эрец-Исраэль, выделили Иудею, наряду с Галилеей, Самарией и Заиорданьем, в отдельную область с прокураторским управлением, лишь на короткое время (между 41 и 44 годами) заменив его царским. После переименования в 138 году (конец восстания Бар-Кохбы) Эрец-Исраэль в Палестину, декретированного императором Адрианом, Иудея как геополитическое понятие отмирает, сохраняясь лишь в раввинистической литературе и в таких определениях, как название народа (иудеи) и его религии (иудаизм).

В ходе Шестидневной войны современное еврейское государство Израиль захватил Иудею.

См. также

  • Иудея и Самария

Ссылки

  • Царские кладовые у американского посольства и следы язычников Иудеи. Новая находка в Иерусалиме

Иудейское царство относится к еврейской истории

Понятия

Шаббат • Шма • Машиах • Рав • Иерусалим • Иудаизм • Армия Израиля • Спартанцы • Евреи и Пётр I • Евреи-мореплаватели • Евреи и ислам • Хаккафот • Иудаизация народов Карфагенской державы • Евреи в Карфагене • ВВС • ВМФ • Космонавтика Израиля • Боевые роботы • Израильская военная техника

Государства

Аба-Сава • Аварис • Адиабена • Айт Даввад • Аксум • Андалусия • Андшуваннам • Арарат • Ахты • Бизерта • Борион • Вади-л-Кура • Гадес • Галилея • Гесем • Гибралтар • Гранада • Гуш-Катиф • Драа • Биробиджан • Еврейский экзилархат в Вавилонии • Израиль • Израильское царство • Иоктаб • Исфахан • Итурея • Иудея • Иудея и Самария • Карфаген • Красная Слобода • Кулаши • Йоденсаванна • Лусена • Мата Мехасия • Махоза • Мисурата • Муни • Нагардея • Нареш • Низибис • Нисбор • Новый Карфаген • Нумидия • Нюгди • Пумбедита • Сале • Самария • Самкуш • Сасанидская Иудея • Севилья • Семендер • Семиен • Сидон • Синай • Сицилия • Сура • Тайма • Танжер • Теднест • Тир • Тирдима • Тлемсен • Толедо • Триполитания • Фадак • Фарахабад • Хавила • Хазария • Хазарский каганат • Хайбар • Ханаан • Хасмонейское царство • Химьяр • Чуфут-Кале • Эдом • Эрец-Исраэль • Эс-Сувейра • Эцион-Гевер • Юдесаптан • Ямит • Яхудистан • Яхудлык

Проекты: Ангола • Крым • Ливия • Мадагаскар • Манчжурия • Уганда

Прочее

Еврейка • Шикса • Дети евреев • Борьба Эзры и Нехемии против смешанных браков • Римлянки и евреи • Немецкие женщины и евреи • Интеллект • Заиорданье • Кайфын • Абир • Крав-мага • Раданиты • Космонавтика • ЛЗЕ • Непрерывный ишув • многожёнство у евреев • Евреи в химии • Евреи в физике • Евреи-изобретатели оружия • Евреи — лауреаты Нобелевской премии • Евреи-поселенцы • Спарта и евреи

Субэтносы

Абайудайя • Алжирские евреи • Ашкеназы • Бану ан-Надир • Бану Кайнука • Бану Курайза • Берберы • Берегваты • Бней-Исраэль • Бней Менаше • Бней-Эфраим • Бухарские евреи • Гиксосы • Египетские евреи • Горские евреи • Грузинские евреи • Дёнме • Джерауа • Евреи в Армении • Индийские евреи • Жидовствующие • Игбо • Йеменские евреи • Иранские евреи • Камерунские евреи • Караимы • Карфагенские евреи • Китайские евреи • Колено Дана • Кочинские евреи • Крымчаки • Лахлухи • Лемба • Ливийские евреи • Марокканские евреи • Нафуса • Пропавшие колена • Романиоты • Русапе • Сабры • Самаритяне • Сефарды • Сефви • Сицилийские • Тунисские евреи • Фалаша • Евреи во Франции • Фалашмура • Хаббани • Хабиру • Шуэтас • Чёрные евреи

Противники и войны

Антисемитизм • Ассирийская армия • Поход на Хайбар • Война Квиета • Восстание Бар-Кохбы • Иран • I Иудейская • Маккавейская • Морские сражения Израиля • Химьяро-аксумская война • Хазары и Русь • Войны фалаша • Англо-Еврейская война • Война Израиля за независимость • Синайская война • Шестидневная война • Война на истощение • Война Судного дня • «Энтеббе» • I Ливанская • Ирак • Интифада I • Интифада II • II Ливанская • Литой свинец • Нерушимая скала

Знаменитости

Моисей • Иисус Навин • Давид • Иисус Христос • Юсуф Зу-Нувас • Дахия аль-Кахина • Меир Кахане • Соломон • Иосиф Наси • Яков Смушкевич • Иона Якир • Григорий Штерн • Лев Троцкий • Давид Элазар • Ариэль Шарон

Иудейское царство относится к войнам евреев

Древнее время

Моисей • Иисус Навин • Дебора • Давид • Израильское царство • Иудейское царство • Войны евреев с Ассирией • Войны евреев с филистимлянами • Война евреев против Амана • Битва при Эздрелонской долине • Евреи-наёмники

Античность

Маккавейская война • Асинай и Анилай • Римско-еврейские войны • Зелоты • Свиток войны • Иудейская война • Война Квиета • Восстание Бар-Кохбы • Восстание против Галла

Средние века и Новое время

Еврейско-византийские войны • Битва в Александрии (414) • Юсуф Зу-Нувас • Химьяро-аксумская война • Восстание евреев против Ираклия • Поход на Хайбар • Участие евреев в Арабо-византийской войне • Арабо-Хазарские войны • Давид Алрой • Война фалаша с Аксумом • Войны фалаша с Эфиопией • Еврейская самооборона • Лига защиты евреев • Русско-хазарские войны

Войны ишува

Еврейско-турецкая война • Еврейский легион • Нили • Ха-Шомер • Арабо-еврейская война (1920−1948) • Англо-Еврейская война • Еврейская бригада • Таг мехир • Гуш Эмуним

Войны Израиля

Арабо-Израильские войны • Армия Израиля • Война за Независимость • Синайская война • Операция «Пенициллин» • Битва за воду • Шестидневная война • Война на истощение • Рейд на Бейрут • Война Судного дня • Операция «Энтеббе» • Операция «Опера» • Операция «Литани» • Первая Ливанская война • Операция «Деревянная нога» • Буря в пустыне • I интифада • Операция «Радуга» • Операция «Дни покаяния» • Интифада Аль-Аксы • Вторая Ливанская война • Операция «Горячая зима» • Литой свинец • Операция «Морской бриз» • Ливия • Война Израиля с Ираном • Война Израиля с Суданом • с Сирией • Операция «Облачный столп» • Операция «Нерушимая стена»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *