Иверский монастырь в самаре

Иверский женский монастырь в Самаре (официальный сайт) находится возле реки Волга. Он был основан в середине XIX века и на сегодняшний день является действующим.

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир

Содержание

Описание и месторасположение

Обитель расположилась на левом берегу Волги. Сперва он стоял практически на берегу, сейчас от воды территорию отделяют жилые дома.

До революции в его ведении находилась огромная территория, но с приходом СССР ее забрали и на половине построили жилые дома.

Важно знать: внешний вид обители во многом определил вид Самары со стороны Волги.

Внешне обитель очень нарядна: все здания выполнены из красного кирпича с белыми украшениями и золотыми куполами. На территории много деревьев и цветов, проложены дорожки для удобства.

Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о Вышенском Успенском женском монастыре и святителе Феофане Затворнике.

История обители

История женского монастыря в Самаре началась в XVI веке со Спасо-Преображенской обители. В нем жило меньше 30 человек, которые содержались на государственные средства. По приказу Екатерины II обитель расформировали: здание закрыли, а обитательниц перевезли. Это привело к появлению в городе «черничек-келейниц»: они не были монахинями, но вели подобный образ жизни.

В 1850 году они подали прошение о строительстве женской общины. На тот момент было почти 40 желающих посвятить себя Богу, а в городе было много сектантов, что негативно сказывалось на прихожанах.

Обратите внимание: женщины пытались добиться разрешения и раньше, но горожане не поддержали эту идею.

В том же году началось строительство, через 5 лет император Александр II утвердил обитель, а еще через 5 лет община стала монастырем. Ужасное на первых временах состояние общины (маленький участок, тесные помещения, убогая ризница, столб с 4 колоколами вместо звонницы) постепенно выправлялось: благодаря пожертвованиям местных, открытию кладбища и разрешению носить Иерусалимскую икону по домам, обитель начала активно развиваться и обустраиваться.

На момент революции на территории имелось несколько соборов и жилых корпусов, хозяйственные здания, мастерские, воскресная школа. Во времена Первой мировой войны в монастыре разместился госпиталь, а сестры занимались шитьем одежды для солдат.

Судьба во время революции и в советское время

В 1919 году обитель закрыли, но зарегистрировали общины верующих, которая имела право пользоваться храмами. На земле открыли швейную артель, жилые корпуса отдали рабочим, а ценные вещи вывезли.

Интересный факт: оставшиеся монахини должны были наравне со всеми вносить квартплату за жилье.

Через 6 лет артель закрыли, вместо рабочих тут поселились сотрудники ГРЭС и местного пивоваренного завода. Благодаря близости к рабочим местам, они создали «рабочий городок». Все храмы были закрыты, некоторые, включая кладбище, разорены или разобраны.

Возрождение Иверской обители

Оно началось в 90-х годах ХХ века с официальной регистрации Иверского монастыря. Всего через 3 месяца произошла передача всех уцелевших строений Православной церкви.

Еще через 2 месяца их признали памятниками культуры: здания представляли собой образцы культуры XIX века. В 1992 году прошло первое богослужение, через 2 года была назначена игуменья Иоанна.

храм Святого Духа

Это важно: на тот момент в обители жили более 10 монахинь.

Сперва обитель получила обратно только малую часть земли, около 1/10 от первоначальной. Позже владения расширились до половины, но отдать вторую половину власти не смогли: на этих землях уже построили жилые дома. Вместо этих территорий обители передали участок в Волжском районе – он находился в 40 км от Самары. Там построили храм Святого Духа и подворье.

Современное состояние

Сегодня тут расположены несколько восстановленных храмов, колокольня, 2 сестринских, настоятельский и гостевой корпуса, трапезный храм, поклонный крест в память о Кирилле и Мефодии.

Также на территории вновь открыли некрополь, на котором перезахоронили именитых самарцев, возвели памятник общественному деятелю Алабину и могилу протоиерею Иоанну Букоткину.

На территории обители действуют несколько мастерских:

  1. Золотошвейная: она располагалась тут еще до революции и была возрождена после 90-х;
  2. Швейная: в основном шьются облачения для священников, рясы и одежда для самих монахинь;
  3. Иконописная: сестры все выполняют сами, также они реставрируют икону;
  4. Издательская: это новое, но перспективное направление. Здесь печатают ежемесячную газету, буклеты, символику и альбомы, посвященные обители.

В начале XXI века на территории проживают 65 насельниц, из них 10 монахинь, 30 послушниц, 22 инокини и 3 схимонахини.

Владения и храмы

Расскажем обо всех по порядку.

Монастырская территория

Обитель занимала довольно значительную территорию. Она окружена каменными стенами, по углам которых располагались 4 башни-часовни. Вся земля делилась проходящей дорогой на две половины: большая часть расположилась на вершине холма, меньшая – в низине.

На склоне холма были расположены 2 кладбища, к которым вели ступени. Незанятая постройками территория высаживалась деревьями и цветами. Был даже водопад, благодаря которому в заведения подавалась вода.

Возьмите на заметку: территория незаметно росла благодаря жертвованию соседних участков прихожанами.

Также Иверский монастырь имел более тысячи десятин земли, большая часть которых использовалась под пахоту. Остатки занимали луга, фруктовые сады, леса, место добычи известняка. В основном все они сдавались в аренду местным жителям ради получения денег.

Церковь Иверской иконы Божией Матери

Это первая церковь, построенная на территории обители — из дерева на каменном фундаменте с тремя куполами. Через 2 года был достроен северный придел, который освятили в честь иконы Богоматери Иерусалимской.

Его поставили под церковью Иверской иконы. Южный придел возвели на деньги общественного деятеля Алабина.

Интересный факт: южный придел освящен в честь мученицы Варвары и царицы Елены – покровителей его супруги и умершей дочери.

В самом начале XIX века обветшалая церковь была снесена, вместо нее возвели Иерусалимский храм.

Успенский храм

Второе название – Сретенский. Это был второй по времени постройки и первый каменный холодный храм. Его построили в середине XIX века на самом высоком холме.

Само строительство прошло быстро, но внутренняя отделка заняла больше 10 лет. Деньги на постройку выделили местные купцы.
Собор простоял до своего закрытия в 1929 году. Целый год здание использовалось как гараж, а после было взорвано. Вместо него построили жилой дом.

До того, как в Самаре появился кафедральный собор, Успенский храм считался самым роскошным и величественным.

Колокольня

Ее строительство заняло 5 лет. Первоначальный план, разработанный еще в 1856 году, был отклонен из-за слишком высокой цены и высоты, и постройка началась только через 20 лет. Сошлись на высоте в 64 метра.

Важно: внешний вид в точности копирует дореволюционный вариант.

Однако с приходом советской власти колокольня была взорвана одновременно с Успенским собором, а сами колокола увезли на переплавку. Вновь здание появилось в монастыре только в 2011 году, колокола подняли в 2012, купол – в 2013.

Никольский храм

Это надвратный храм, который был размещен на среднем ярусе колокольни. Посвящен Николаю Чудотворцу, средства на строительство выделили лечившийся от туберкулеза в городе штабс-капитан Лобанов и супруги Алашеевы, потерявшие сына Николая.

От последних также поступили фамильная икона святого, жертвенник и другие ценные религиозные предметы. Величина пожертвований даже превысила необходимую.

Иверский храм

Он был построен на месте одноименной церкви, когда та в 80-х годах XIX века обветшала и начала обваливаться. Строительство длилось 6 лет и протекало на деньги богатых жителей. Во время СССР храм переделали в клуб от завода «Металлист», через какое-то время в нем разместили филиал «Самараоблобувьбыта». Собор вернули церкви в 1995 году.

Имейте в виду: с севера к зданию примыкал игуменский корпус – оба строения соединялись коридором.

Строение имеет четырехугольную форму, снаружи окрашен в персиковый. Имеет один большой золоченый купол, множество окон и белые украшения.

Храм-часовня царственных страстотерпцев

Второе название – Царственных мучеников. Это новое строение: строительство началось только в 2006 году. При раскопках найдены остатки разрушенного некрополя, после проведения работ некоторые имена удалось восстановить.

Это интересно: в часовне была замурована земля, привезенная с предполагаемого места гибели царской семьи, а на стене закреплена памятная табличка.

Это небольшое однокупольное здание с красным куполом и золотыми украшениями. Сами стены белые с вставками красного кирпича.

Часовни

На берегу Волги в 1850 году возвели часовенку. Это было небольшое помещение с несколькими иконами внутри, его главной задачей являлся сбор пожертвований.

Первое время часовня не давала дохода, но вскоре среди прихожан распространились слухи о том, что выставленные иконы обладают особой божественной силой. Однако руководство обители не подтвердило этих слухов.

В городе были установлены еще несколько часовен — на Троицком рынке (простояла несколько лет), возле ж/д вокзала и рядом со Струковским садом. Многие были снесены с приходом советской власти.

Монастырское кладбище

Изначально их было два:

  1. «Верхнее» для священнослужителей;
  2. «Нижнее» для простых граждан.

Интересный факт: примерно 1/6 часть от всех умерших составляли дети до 10 лет.

В 20-х годах оба кладбища закрыли, в 30-х годах часть разобрали: склепы снесли, прах «перезахоронили», а на земле построили жилые дома. Нижнее кладбище использовали как мусоросборник, установили туалеты, некоторые склепы использовались в качестве погребов. Во время ВОВ тут производили минные заготовки. Случалось, что вывезенные могильные плиты перелицовывались и использовались вновь.

Сегодня установить точные данные о захоронения довольно сложно: многие документы оказались утеряны. В 90-х годах был обнаружен целый массив, в котором сохранилась часть невскрытых могил и памятников.

Насельники монастыря (настоятели, сестры, причт)

При открытии монастыря в нем желали поселиться всего 30 насельниц, но уже через 2 года их число увеличилось в 4 раза. Последняя перепись до закрытия обители в 30-х годах говорила о 440 лицах. Новые лица постоянно прибивали: это женщины-«добровольцы», их малолетние родственницы и сиротки.

Важно: все малыши воспитывались под строгим контролем и присмотром родственниц или назначенных опекунш.

За все время существования обители у него было 5 настоятельниц. Почти все они происходили из семей священников, первая настоятельница – из мещан. Сегодня управление находится в руках игуменьи Иоанны: она является настоятельницей с 1992 года. Среди наиболее известных монахинь значатся:

  1. Дорофея: одной из первых приняла постриг;
  2. Сусанна: за трудолюбие и желание помочь получила прозвище «Пчелка». Собирала пожертвования;
  3. Нимфидора: пекла просфоры для Иверского монастыря и других соборов;
  4. Каллиста: была казначеем, заведовала библиотекой и ризницей;
  5. София: была казначеем.

Монастырский притч сперва состоял из священника и дьякона, но их число постоянно менялось — то увеличивалось, то уменьшалось. Причиной были нестабильные поступления финансов: только за вторую половину XIX века сменилось более 30 священнослужителей.

Монастырский уклад

Жизнь монахинь не отличалась разнообразием: главной задачей являлась молитва. Она делилась на церковную или общую и домашнюю: инокинь вместе с иконами приглашали для совершения обряда в дома.

Женщины также несли послушания: читали псалтирь, готовили пищу и просфору, занимались рукоделием (шитьем, иконописью), преподавали в школе, следили за больными, пели в хоре. Помимо общеполезных дел, женщины работали «на себя»: одежда, свет и тепло оплачивались из своего кармана.

Это интересно: местные монахини вышили Самарское знамя, переданное болгарам в Русско-турецкой войне.

Сегодняшняя жизнь практически ничем не отличается от описанной выше. Исключением является только необходимость проводить экскурсии и принимать паломников.

Святые и святыни

Среди святынь обители особенно выделяют:

  1. Иверская икона Богоматери: семейная икона была передана купчихой Марихиной с условием, что монастырь получит ее «имя».
  2. Богоматерь «Иерусалимская»: это одна из самых значимых икон. Ей приходили поклоняться, а в праздник вносили в дома. Считается чудотворной. Считается, что первая настоятельница составила список совершенных по молитвам перед данной иконой чудес, но записи были утеряны.
  3. Несколько икон со святыми мощами – Черниговских святых, святителя Тихона Задонского, блаженной Матроны Московской;
  4. Частицы святых мощей, среди которых мощи Иоанна Предтечи, апостола Андрея, Марии Магдалены и других.

Информация для паломников и туристов

Как добраться

Важно знать, что в Самаре не один монастырь и если вы будете спрашивать: «Как добраться до монастыря?» — вас могут отправить в «монастырь на Черемшанской». «Черемшанская» — это улица в Самаре и одноименная остановка общественного транспорта. Монастырь там действительно есть, но другой — Свято-Воскресенский мужской монастырь.

Иверский женский монастырь расположен по адресу Волжский проспект, дом 1. Ближайшая станция метро Алабинская. От нее придется пройти пешком 2,8 км, также можно проехать на автобусе 61 или маршрутке 247 или 261 от остановки «Ул. Осипенко» до остановки «Иверский монастырь».

Доехать от Москвы до Самары можно:

  1. На самолете: регулярные рейсы вылетают из всех 3 аэропортов столицы.
  2. На поезде: отправление с Казанского вокзала.

Доехать из Санкт-Петербурга можно:

  1. На самолете: отправление из Пулково.
  2. На поезде: рейсы следуют от Московского вокзала.

Контакты

Официальный сайт: http://иверский.рф;
Электронный адрес: iverskiy@inbox.ru;
Телефон: (846) 332-81-46, 37-14.

Расписание богослужений и престольные праздники

Узнать текущее расписание можно по .
Седмичные службы проходят в:
1. 6:00 — Полунощница;
2. 6:30 – 3 канона и Акафист дня;
3. 7:30 – Третий и Шестой часы;
4. 8:00 – Литургия;
5. 16:40 – Девятый час;
6. 17:00 – Вечерня, Повечерие, Утреня.

Воскресные и праздничные немного отличаются:

Самыми значимыми праздниками являются:

  1. Празднование в чести Иверской иконы: 25 февраля – внесение в Валдайский монастырь, 26 октября – встреча в Москве, вторник Светлой седмицы – явление инокам.
  2. Празднование в честь праведного Александра Чагринскиго: 4 января – представление, 15 октября – прославление, 22 июня – обретение мощей.
  3. Празднование Николая Чудотворца: 19 декабря – главный праздник, 22 мая – обретение мощей.
  4. Празднование Иерусалимской иконы Богородицы: 25 октября.
  5. Празднование святых Царственных страстотерпцев: 17 июля.

Иверский женский монастырь является действующим: несмотря на закрытие во времена СССР, он вновь отреставрирован и принимает гостей. Сегодня в нем проживают несколько десятков монахинь, восстановлены соборы и налажены ремесла.

Подробнее о самарском Иверском монастыре смотрите следующее видео:

Фотогалерея

Другие статьи о святых местах

Скачать эту статью

В 16 — 18 веках в Самаре находился женский Спасо-Преображенский монастырь. После того, как Екатерина Вторая издала указ о разделении церковных имений, Спасо-Преображенский монастырь был упразднен. Монахини из монастыря были переведены в Симбирский Спасский монастырь.

Иверский женский монастырь в Самаре

Страна Россия
Город Самара
Год основания 1850
Сайт
Настоятельница Игумения Иоанна

В 16 веке на месте монастыря хотели построить православную женскую общину

В 1829 году келейницы получили разрешение на то, чтобы открыть в городе женскую православную общину. Но это начинание не было поддержано никем — ни горожанами, и даже не самим епархиальным руководством. Но постепенно идея создания такой общины стала пользоваться поддержкой среди горожан.

Иверский женский монастырь в Самаре — это православный женский монастырь Русской православной церкви, относится к Самарской и Тольяттинской епархии.

Иверский монастырь после создания православной общины. Фото: sobory.ru

Для православной общины очень много сделал титулярный советник Федоров, который убеждал горожан в том, что необходимо открыть православную женскую общину.

Он также привлек на свою сторону многих священников из разных храмов. Также пожертвовал довольно большой участок земли на окраине города для ее строительства. Именно благодаря ему и многим горожанам идея стала развиваться, и была принята всеми самарцами.

14 сентября 1850 года епископ Феодосий освятил место для строительства общины

В январе 1850 года подали прошение епископу Феодосию о том, чтобы открыть в Самаре женскую православную общину. Общину должны были открыть на месте уничтоженного монастыря.

1850 в этом году епископу Феодосию подано прошение об открытии в Самаре женской православной общины

Также в то время сообщалось, что в Самаре проживало очень много сектантов и раскольников, поэтому создание общины должно было его искоренить.

Епископ Феодосий обратился с этой просьбой в Святейший Синод, где его спросили, на какие средства будет существовать новая община. Для решения этих проблем создали попечительское общество, в которое входили некоторые городские купцы и чиновники.

Многие люди готовы были пожертвовать свои усадебные места, средства. Первоначально создавать обитель планировалось за городом.

Так и решили сделать. 14 сентября 1850 года епископ Феодосий прибыл в Самару и освятил место, которое было предназначено для будущей общины. Именно там был заложен камень в основание будущего храма обители

Также епископ Феодосий благословил насельниц общины иконой Божьей Матери Иерусалимской. На следующий день началось строительство. К концу ноября 1850 года один корпус уже был готов.

К концу 1850 года была построена часовня, которую осветил протоиерей Казанского собора.

Община создавалась в память об этом Спасо-Преображенском монастыре.

С согласия будущих насельниц икона Иерусалимской Божией Матери была названа Иверской.

Тогда одна купчиха пожаловала православной общине фамильную икону Божией Матери Иверскую в драгоценном окладе. В настоящее время икона находится в этом месте.

28 марта 1851 года в Самару прибыл первый епископ Самарской епархии Евсевий

28 марта 1851 года в Самару прибыл первый епископ созданной тогда Самарской епархии — Евсевий. Он стал продолжать дело об открытии общины.

В 1855 году император Александр второй утвердил определение Святейшего синода о том, чтобы принять женскую общину в Самаре в ведение и покровительство духовного и гражданского начальства.

20 апреля того же года православная женская община была официально оформлена.

Первый епископ Самарской епархии Евсевий. Фото: i.mycdn.me

Там же в то время был построен и первый храм общины, который был освящен в честь Иверской иконы Божией Матери. С того момента община стала довольно быстро развиваться.

Ее территории стали еще больше. Каждая сестра, которая прибывала в это место, должна была сама построить себе келью, и она становилась ее собственностью, а после смерти передавалась родственникам.

Епископ Феофил разрешил приносить в жилые дома икону Божией Матери для поклонения

В 1857 году в это место приезжает епископ Феофил. Именно он разрешил приносить Иерусалимскую икону в жилые дома для поклонения. Многим самарцам это пришлось по душе, так как каждый горожанин хотел провести у себя дома молебен перед иконой, которая в то время считалась чудотворной.

Также епископ Феофил нашел новый способ источника средств для общины, он решил открыть на территории монастыря кладбище, на котором разрешал хоронить мирян.

После того, как материальное положение улучшилось, это позволило открыть в церкви дополнительный алтарь.

Новый придел был мал и тесен, в праздничные и воскресные дни сюда приходило очень много народу, в храме стояла страшная духота.

Старый снимок Иверского храма в Самаре. Фото: i.pinimg.com

В 1859 году насельница общины обратилась к епископу с прошением о том, чтобы он разрешил открыть пострижение в общине. Но епископ Феофил ответил, что необходимо сначала возвести общину в степень монастыря, а затем уже просить о постриге.

В 1860 году Синод разрешил преобразовать общину в монастырь. В 1860 году Александр Второй утвердил определение Святейшего Синода о преобразовании общины в общежительный монастырь.Также были разрешены и пострижения.

21 августа 1860 года состоялся первый монашеский постриг.

А уже через неделю было совершено открытие монастыря, который проходил в присутствии многого духовенства.

В 1866 году Самарскую кафедру посетил епископ Герасим. Он велел настоятельнице монастыря открыть общую трапезу и в дальнейшем монастырю соответствовать званию общежительного, так как заметил, что многие насельницы одевались, обувались и питались за свой личный счет.

Многие благотворители стали помогать в открытии общей трапезы в монастыре. В 1861 году с крестным ходом в торжественной обстановке провели церемонию открытия.

Сентябрь 1869 в это время епископ Герасим освятил главный престол

В 1867 году епископ Герасим осветил еще один придел, а в сентябре 1869 года он освятил главный престол построенного Сретенского храма.

В 1887 году была построена колокольня на территории монастыря

Монастырь стал пользоваться большой популярностью у русского народа. Многие благотворители оставляли ему свое имущество по завещанию. Также в то время игумения Антонина построила каменную колокольню и каменный теплый храм.

Дело о строительстве колокольни сдвинул столько благодаря многим пожертвованиям благотворителей. В 1877 году она была открыта.

Построенная колокольня на территории Иверского монастыря в Самаре. Фото: pastvu.com

С 1878 года на кафедру приехал епископ Серафим. Он решил, что средства у монастыря довольно неудовлетворительные для существования обители. Для исправления ситуации он распорядился выдавать Иверскому монастырю по 3 — 4 книги, а не как ранее по 1 — 2.

Также он заметил, что деревянный Иверский храм пришел в негодность, так как был ветхий и не соответствовал вместительности богомольцев. Епископ Серафим озаботился строительством нового каменного храма в честь Иверской иконы Божией Матери.

Рядом с храмом он решил предложить построить новый трехэтажный настоятельной корпус, чтобы игуменья монастыря могла принимать у себя различных представителей церковной и гражданской власти.

Закладка Иверского каменного храма произошла в 1982 году

В 1982 году началась подготовка к строительству. Закладка храма состоялась 29 июня 1982 года. Благодаря пожертвованиям щедрых благотворителей строительство храма было завершено довольно быстро.

29 июня 1982 в этот день был заложен каменный храм Иверской иконы Божией Матери

Но после снятия лесов, колонны, которые поддерживали потолки храма, рухнули вместе с ними. При разрушении также были повреждены и боковые стены храма. Поэтому строительство было немного приостановлено.

Возобновилось оно только в апреле 1985 года. В 1986 году все работы были окончены. В 1888 году епископ Серафим освятил главный престол храма во имя Иверской иконы Божьей Матери. В 1989 году была открыта церковная школа для девочек.

Территория Иверского монастыря. Фото: sobory.ru

Во время прихода советской власти монастырь был закрыт

Во время прихода советской власти монастырь был закрыт, и на его базе была создана швейная артель, а также была зарегистрирована община верующих, которая получила в свое распоряжение все монастырские храмы.

Некоторые жилые корпуса, которые находились на территории монастыря, были также отданы под квартиры рабочих.

Вскоре все монастырские постройки были закрыты. Позднее были разобраны колокольня, ограда и другие монастырские строения, было также разорено и монастырское кладбище. На то время сохранилась лишь одна могила Петра Алабина.

Могила Петра Алабина в Самаре в настоящее время. Фото: temples.ru

Администрация Самарской епархии при поддержке различных организаций добилась того, чтобы территории монастыря были переданы русской православной церкви.

Также администрация Самарской области постановила отнести храм Иверской Божьей Матери, трапезный храм, дом игуменьи и другие монастырские постройки к памятникам истории и культуры.

В 1992 году на территории обители начались регулярные богослужения

В 1992 году на территории обители начались регулярные богослужения. В 1994 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй посетил возрожденный вновь монастырь. В 1999 году Патриарх Алексий подарил образ Иерусалимской иконы Божией Матери.

Патриарх Алексий Второй в Самаре в Иверском монастыре. Фото: hram-lublino.ru

Также стоит отметить, что в 2001 году монастырь были переданы мощи святого Александра Чигринского.

13 октября 2011 года был освящен храм часовня во имя царственных страстотерпцев Николая Второго и его семьи.

13 октября 2011 в этот день освятили часовню Николая II и царской семьи

Говорили, что однажды там произошел пожар, и большая часть построек была сожжена. Но пожар удалось быстро локализовать. Также была восстановлена обитель Иверской церкви. Также считается, что на месте Иверской церкви ранее был построен Иерусалимский храм.

Самарское знамя находится в национальном музее военной истории Болгарии

В 1876 году в мастерской монастыря было вышито Самарское знамя, под которым сражались болгарские ополченцы в Русско-турецкой войне. В настоящее время Самарское знамя находится в национальном музее военной истории Болгарии.

Самарское знамя

Также существует официальный сайт Иверского женского монастыря в Самаре.

На сайте можно узнать расписание богослужений Иверского монастыря в Самаре, а также историю этой обители и возрождение ее. Также можно узнать новости, которые обновляются каждый день.

Стена Иверского женского монастыря в Самаре

Монастырь находится по адресу: г. Самара, Волжский проспект, вл. 1

Иверский женский монастырь — православный монастырь Самарской и Тольяттинской иепархии Русской православной церкви, действующий в городе Самаре.

В январе 1850 года горожане подали прошение симбирскому епископу Феодотию об открытии в Самаре женской общины в память об уничтоженном монастыре<sup, указав, что уже 38 женщин желают посвятить себя иноческой жизни. Сообщалось, что в Самаре проживает довольно много различного рода сектантов и раскольников разного толка, и создание православной общины если и не искоренит сектантство, то значительно его ослабит. Феодотий переслал прошение в Святейший Синод, сопроводив его своим ходатайством с указанием необходимости, благовременности и пользы от открытия общины в Самаре<sup. 27 сентября 1850 года, в день Воздвижения Креста Господня, епископ Симбирский Феодотий благословил место новой женской общины и ее насельниц иконой Иерусалимской Божией Матери. С первого же богослужения эта икона прославилась чудотворениями и стала особо почитаемой в Самаре. Община была посвящена Иверской иконе Божией Матери по желанию благотворительницы, пожертвовавшей обители свою семейную святыню.

Преобразование общины в монастырь

Наступило время для осуществления главного упования и надежды сестер обители, которые, вступив на путь иноческого жития, желали полного самоотречения в монашеском чине. 24 марта 1860 года Преосвященный Феофил вошел с представлением в Священный Синод о возведении Иверской общины в степень монастыря и о пострижении в монашество настоятельницы и других сестер общины. 6 июля 1860 года Император Александр II утвердил определение Святейшего Синода о возведении Иверской женской общины в степень монастыря.

Благотворительность Иверского женского монастыря

В начале ХХ века в монастыре имелось несколько благоустроенных благотворительных учреждений. В церковно­приходской школе обучалось сто человек, причем некоторые приходили даже с далеких окраин, поскольку их родители ценили благотворное влияние примеров монашеской жизни, которые в святой обители они видели на каждом шагу, ведь начало каждого дела сопровождалось молитвой и крестным знамением, непрестанная сосредоточенность и серьезность проявлялись при исполнении послушаний, звучали тихие, скромные и поучительные речи и ко всем было ласковое отношение.

.Кроме детей­-школьниц, в монастыре жили девочки, которых родители отдавали на воспитание в кельи монахинь, и сиротки, которых монастырь обувал, одевал, питал и воспитывал.

Имелся странноприимный дом, в котором путешественник и ­богомольцы при готовом от обители отоплении, освещении, питании и уходе могли жить столько, сколько им потребуется для отдыха и для молитвы.

Богослужения совершались в трёх монастырских храмах, в которых хранились почитаемые в Самаре святыни: образ божией матери Иерусалимская и давший название монастырю образ божией матери Иверская. На монастырском кладбище было похоронено около тысячи человек, в том числе многие именитые горожане.

Монастырь представлял собой значительный архитектурный ансамбль, во многом определявший вид Самары, особенно со стороны Волги. Большой вклад в дело развития Иверского женского монастыря внёс тогдашний губернатор Самарской губернии Пётр Владимирович Алабин.

Самарское знамя

При игумении Антонине сестры Иверского монастыря приняли участие в создании Самарского знамени для болгарского ополчения, под которым в жестоких боях за независимость болгарский народ обрел свою государственность.

Сбор пожертвований в пользу южных славян принял в России всенародный характер. Патриотическое желание помочь «особым образом» выразила жена гласного Самарской Думы Петра Владимировича Алабина – Варвара Васильевна. Она посоветовала мужу подарить восставшим боевое знамя, ведь пятьсот лет у болгар не было ни своего государства, ни государственных символов. За изготовление знамени по эскизу петербургского художника Н. Е. Симакова взялись золотошвейки самарского Иверского монастыря. Игумения Антонина и Варвара Васильевна Алабина лично принимали участие в его шитье.

Самарское знамя представляет собой широкое квадратное шелковое полотнище из трех горизонтальных полос: белой, пунцовой и синей. Посередине знамени с обеих сторон вышит золотом по черному фону четырехконечный крест. На одной его стороне – изображение славянских просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия, на другой – Иверский образ Божией Матери. Древко знамени, изготовленное в московском Чудовом монастыре в византийском стиле, венчалось копьевидным наконечником из червонного серебра.

Самарская депутация в составе городского Головы Ефима Тимофеевича Кожевникова и гласного городской Думы Петра Владимировича Алабина повезла знамя на пароходе «Вестник» в Сызрань, оттуда по железной дороге в Москву. Из Москвы знамя повезли через центральные губернии в Молдавию. Преодолев три тысячи километров, оно прибыло в Кишинев. Из Кишинева депутация проследовала в лагерь болгарских дружин в румынский город Плоешти, и повсюду народ приветствовал знамя! 6 мая 1877 года при большом стечении народа после молебна оно было вручено 3­й дружине болгарского ополчения.

В лагерь болгарских дружин под Плоешти прибыл главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич с сыном. После молебна началась торжественная набивка полотна знамени на древко. Привезенный молоток, которым прибивалось знамя, был передан на хранение в самарский Кафедральный собор как святыня.

Знамя, ставшее национальной святыней Болгарии, сначала оставалось в городе Радомире, где скончался его последний знаменосец Павел Корчев. В 1881 году оно было перевезено в Царский Дворец в Софию, и находилось там до 1946 года. Сейчас Самарское знамя хранится в Национальном музее военной истории Болгарии.

Первые копии знамени были изготовлены в 1958 году. Одна из них находится в Центральном Военном Музее СССР, другая – в музее истории войск Приволжско-Уральского военного округа в Самаре. В 2006 году в Княжевском Покровском монастыре было вышито знамя для Национального музея военной истории Болгарии.

11 августа 2008 года депутат Народного собрания Болгарии Евгений Жеков и вице-мэр города Стара-Загора Мария Динева привезли в Самарскую область еще одну копию знамени, которая была изготовлена известным болгарским художником – Димо Геновым. Болгарская делегация передала знамя Иверскому монастырю.

При утверждении в 1998 году современного флага Самарской области за основу было взято Самарское знамя.

Годы забвения

После установления советской власти монастырь некоторое время существовал под видом швейной артели, но сначала из него были изъяты все ценности, а в 1925 году монастырь был закрыт. В начале 1930-х годов была взорвана монастырская Успенская церковь — второй по величине храм Самары, на её месте были построены жилые дома. Также была разрушена колокольня, монастырская ограда, некоторые корпуса, кладбище было разорено, в уцелевших храмах разместились различные организации, корпуса были переданы под жильё рабочим местных предприятий.

Возрождение

Земная Церковь живет молитвами Небесной. Через семьдесят лет после того, как была разорена Иверская обитель, молитвами отошедших уже в мир иной иверских сестер тоненькой ниточкой наметилась прерванная преемственность. 6 декабря 1991 года была зарегистрирована община Иверского монастыря. 13 февраля 1992 года ей передали 0,79 га земли с Трапезным храмом, домом игумении и бывшей ремесленной мастерской. Первые Богослужения совершались в корпусе, над которым сейчас выстроена звонница. Там были коммунальные квартиры, и одну из них на первом этаже передали верующим.

В конце Рождественского поста 1992 года сестры, составившие Иверскую общинку, устроили «стояния» на пороге бывшего Иерусалимского храма, в котором в то время размещался Дом науки и техники. Эти «стояния», продолжавшиеся целую неделю, получили резонанс в прессе, и вскоре последовало решение мэра г. Самары О. Н. Сысуева о передаче здания трапезной Иерусалимской церкви общине.

24 февраля 1993 года, в канун праздника Иверской иконы Божией Матери, Архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий совершил первое со времени закрытия монастыря Богослужение в Трапезном храме.

Тог­да же главной свя­тыней самарской обители стала подаренная Владыкой Иверская икона афонского письма, хранившаяся до этого в алтаре Покровского собора. Единственный сохранившийся до наших дней Иерусалимский храм стал местом проведения монастырских Богослужений в первые тринадцать лет. При игумении Иоанне здесь был установлен новый иконостас, иконы помещены в резные нарядные киоты, оформлены клиросы. Благолепно и молитвенно стало в церкви, освящение которой состоялось 5 января 1995 года, в канун праздника Рождества Христова. В храме ежедневно стали совершаться уставные Богослужения.

В 1995 году состоялось возвращение в ведение монастыря здания Иверского собора. Фактически от этого храма остались одни стены, так что были даже предложения построить его заново. Реставрационные работы начались с создания подпорной стены у основания крутого склона, обращенного к храму. После этого было произведено усиление фундамента и стен. Внутри церкви установили четыре колонны, поддерживающие барабан купола. К 2008 году строительные и отделочные работы были завершены. Установлен резной четырехъярусный иконостас храма с иконами, выполненными иконописцами из московского Новоспасского монастыря в классическом стиле. Их же трудами были сделаны росписи стен собора.

26 октября 2008 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и Епископ Нежинский и Прилукский Ириней в сослужении многих священнослужителей Самарской епархии, при огромном стечении народа, совершили чин Великого освящения главного храма обители. Это радостное событие в жизни монастыря произошло ровно через 120 лет после первого освящения соборной церкви в 1888 году.

Самым заметным зданием в Иверской обители для всех жителей города и для туристов, которые на теплоходах проплывают по Волге, конечно же, можно считать 57-­метровую колокольню.

Это точная копия дореволюционной монастырской колокольни, которая долгое время являлась визитной карточкой города Самары. Как и до революции, над святыми вратами устроена церковь во имя Святителя Николая Чудотворца.

Рядом с колокольней установлен поклонный Крест в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, первоучителей Словенских.

Не случайно он стоит у самого входа в монастырь, ведь крест – это символ нашей веры и нашего спасения.

Так Иверский женский монастырь возвратился к жизни. Преобразилась его территория, обустроилась внутренняя жизнь. Сложился свой устав, постепенно накапливается опыт монастырского общежития, увеличилось число сестер с 12 до 70, стали совершаться первые монашеские постриги. Дух благочестия вернулся в обитель. Монастырь в своем ежедневном молитвенном труде во имя Господа стал надежным щитом городу. И сегодня, после десятилетий запустения и разрухи, здесь чувствуется дух того уюта и благолепия, который в дореволюционные годы был присущ всем женским обителям России.

При создании страницы использовались материалы сайта иверский.рф

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *