Иверский монастырь выкса

Присоединяйтесь к нам:

В конце 1863 года о. Варнава (Меркулов), насельник Гефсиманского скита Свято-Троице-Сергиевой Лавры, прибыл по просьбе местных купцов в село Выксу Нижегородской губернии, подобрал место в лесу, недалеко от села, для постройки богадельни, и благословил православных благотворителей начать это богоугодное дело. Так к осени 1864 года возникла Выксунская женская богадельня на 12 человек. Вначале в ней поселились лишь три сестры и юродивый Димитрий Пивоваров, который оказывал духовную поддержку сестрам и помогал им избавиться от естественного страха, возникающего от проживания в дремучем лесу.

25 мая 1865 года старец Варнава прислал икону Божией Матери, именуемую «Иверская», и новоустроявшаяся обитель была названа «Иверской».

Наиболее крупным и значительным сооружением монастыря стал пятиглавый, каменный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный по проекту архитектора П. А. Виноградова, вмещавший до 4000 человек, который имел два придела: правый – в честь Вознесения Господня и левый – Всех святых.

В 1876 году закончилось строительство четырехъярусной колокольни, на которой размещалось 18 колоколов общим весом более 2000 пудов. Позднее был надстроен пятый ярус.

В 1919 году обитель была закрыта. В 1927 году были взорваны Троицкий собор и колокольня.

Самая главная святыня монастыря – это чудом сохранившаяся от времен старой обители чудотворная икона Божией Матери «Иверская», написанная сестрами монастыря. Не менее почитаемая святыня – это частица мощей преподобного Варнавы Гефсиманского и сохранившаяся его личная епитрахиль.

Сегодня в Иверской обители проживает 20 сестер во главе с настоятельницей монастыря игуменией Антонией (Мироновой). 13 девочек и 2 мальчика из детских домов нашли здесь приют, заботу и ласку. Имеется подсобное хозяйство и огороды. В обители с любовью принимают благочестивых паломников и гостей.

Паломникам

В монастыре запрещается: курение, употребление спиртных напитков, нецензурные выражения. Фотографировать и снимать на камеру в храме. Находиться женщинам в брюках и коротких юбках, мужчинам в шортах и в другой непристойной для христиан одежде. При входе в храм мужчины должны снять головные уборы, а женщины покрыть голову платком. Соблюдать тишину и порядок.

«В Нижегородской области, недалеко от реки Ока расположен очень красивый город – Выкса. Полтора века назад там основали Иверский женский монастырь. Это я выяснил, пока меня туда везли. Я – огромный колокол, благовестник, я вешу целых 8200 кг.

2-го апреля 2012 года меня привезли в Иверский монастырь, чтобы освятить. Вместе со мной прибыли мои братья и будущие соседи, 13 новых колоколов. Литье колоколов – дело тяжелое. Наш общий вес – 12 293 килограмма. Все мы готовы стать «молитвой в звуке, иконой звучащей».

Началась подготовка к церемонии. Меня, как самый большой колокол, подвесили на стрелу крана, откуда я наблюдал, как 9 моих братьев расположились на металлической звоннице. А еще троих поставили рядом на ковер, ведь они слишком тяжелые: 820 кг, 1700 кг и 4500 кг. Сначала я был удивлен, но потом заметил, что колокольня монастыря сейчас восстанавливается, и мы не сразу займем свое место на ней.

Чин освящения колоколов совершал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Владыка Георгий окропил нас святой водой, после чего три раза ударил в меня: я громко зазвучал. Затем передал мою веревку благотворителю, депутату областного Законодательного Собрания Валерию Анисимову, который продолжил в меня звонить. После него я оказался в умелых руках профессионального звонаря Международного центра колокольного искусства Дмитрия Иванова. С первых ударов он вошел в ритм и зазвонил во все колокола временной звонницы. По окрестностям радостно разливался праздничный перезвон.

Прошли минуты, мы достойно и мелодично завершили звон. И тут произошло значимое для верующих людей событие. Несмотря на Великий пост, митрополит Георгий позволил всем желающим подойти и самим позвонить в колокол. Народ ликовал, мы радостно трезвонили. Выксунский Иверский женский монастырь обрел голос.

Владыка Георгий говорил о значимости нашего появления в обители: «Иверский монастырь – одна из величайших святынь Нижегородской земли. Возрождение звонов на этом месте является значимым шагом к духовному пробуждению людей, живущих здесь».

Недолго остается ждать того времени, когда будут задействованы все ярусы колокольни. На верхнем будут располагаться куранты, на среднем — 13 колоколов весом от 4 кг до 4500 кг, а на нижнем – я, колокол весом 8200 кг», — такой монолог мог бы произнести благовестник два с половиной года назад. (http://mcki.ru/)

Время пролетело быстро.

Живет монастырь – Выксунский, Иверский, женский.

ВЫКСУНСКИЙ

Итак, монастырю – 150. Работы на колокольне практически окончены, в целом она имеет вид уже завершенного строительства. Часы работают, куранты – каждые четверть часа, колокола подняты и звонят. Обитель встречает юбилей.

Епископ Выксунский и Павловский Варнава:

— К торжествам мы готовились задолго. В сущности, предстояло выполнить целый комплекс мероприятий, восстановительных работ: хотелось достичь того, чтобы и внешне монастырь наш выглядел, насколько это возможно, благолепно. Нам передано уже достаточно много зданий, ранее принадлежавших обители, а на момент возвращения их ей относящихся к категории ветхих и аварийных. Стараемся с тем, чтобы они обрели должный вид: ремонтируем, перекрываем кровли, красим фасады. Светло-серые стены, декор выделен белым – все это смотрится очень хорошо с учетом того, что архитектурные доминанты (храмы, колокольня) будут выполнены в чисто белом цвете. К юбилею приведен в порядок игуменский корпус, в котором есть еще и место для монастырских музея и библиотеки; также готово здание трапезной, которая расписана в каноническом стиле.

Конечно, проблем остается достаточно много. Например, все мы понимаем, что монастырь должен иметь обособленную территорию. Однако ранее упомянутый процесс передачи нам зданий еще не завершен, и в тех, что пока остаются за муниципалитетом, живут люди. Таким образом, получается, что живут они на той территории, которая должна бы быть монастырской, и полностью закрыть ее не удается. Но шаги в направлении задуманного нами уже сделаны, совместно с муниципальной властью. Речь идет о смене места размещения конечной автобусной остановки «Монастырь» (и об изменении маршрутов автобусов) и разворотного кольца; при переносе кольца уже с каких-то сторон монастырь можно будет закрывать. Разумеется, будет сделано все, чтобы проживающие внутри монастырской территории, в том числе в многоэтажных домах, не потерпели при этом никаких неудобств.

Обустройство монастыря – дело общее, важное и нужное для городского округа. Хотя бы потому что жизнь его – концаXIX, XX и XXI веков – неразрывно связана с Выксой. И, конечно, с жизнью выкунцев.

Настоятельница монастыря игумения Антония:

— О том, каким монастырь был ранее, знают многие. Информацию можно найти и в специальной литературе, и в выпускаемых нами буклетах, и на соответствующих сайтах сети. Но одно дело прочесть об этом, а другое – увидеть, то есть постараться представить, какой была обитель, ощутив дух давно ушедших дней. Думаю, именно для этого и нужен монастырский музей. Пока имеющиеся материалы еще только ждут переезда в игуменский корпус. Среди них фотографии и немногие сохранившиеся от прежних времен, картину которых мы и хотим воссоздать, вещи: аптечный шкафчик, прялка, фрагмент искореженного взрывом подсвечника. Последний был найден при разборе руин собора, как и икона в честь Тихвинской Божией Матери. Отреставрированная, она теперь находится в притворе Троицкого храма.

Человек, пожелавший остаться неизвестным, принес нам подлинник поздравительного паспорта, адресованного преподобному Варнаве: по нежно-розовому атласу ручная роспись – вид монастыря, рукописное поздравление. Очевидно, благотворители и духовные чада преподнесли ему этот паспорт в день его пятидесятилетия… У нас появилась и юбилейная монета, ее принесли люди. На одной из православных выставок ярмарок (монастырь старается максимально полно участвовать в подобных мероприятиях) мы обрели керамический кувшин с видом обители…

Что-то мы обнаружили при расчистке руин разрушенных монастырских зданий, что-то «всплывает» в процессе изучения архивов. Очевидно, что у монастырского музея перспективы есть. Есть идея отразить в нем историю не только Иверской обители, но и монашества вообще. А наш архипастырь владыка Варнава хотел бы, чтобы появился у нас музей русской иконы. Конечно, все мы разделяем его желание, но понимаем, что для осуществления его придется много и много потрудиться. (с использованием материалов «Выксунский рабочий», 13.07.2011)

История обители находит отражение и в экспозициях усадебно-промышленного комплекса Баташевых-Шепелевых, который условно можно было бы назвать музеем «Вся Выкса: вчера, сегодня, завтра». Выксе православной выделен отдельный зал, описание которого есть и на музейном сайте http://www.vyksa-usadba.ru/:

«История Выксы богата не только вековыми промышленными, но и духовными традициями. В этом зале посетитель увидит весь процесс зарождения православных традиций с момента создания первых храмов, развитие и формирование духовности в рабочем заводском селе, возрождение христианских святынь с 90-х г. ХХ века.

Основная информация размещена на многофункциональных стендах.

В витрине можно увидеть церковные одеяния, созданные руками монахинь Иверского Выксунского монастыря, фото и литографии, сделанные со стеклянных негативов начала ХХ века (Ред. — Стеклянные негативы уникальных фотоснимков, запечатлевших процесс разрушения Иверской обители, были переданы в дар музею истории ВМЗ жителем Магнитогорска Юрием Варакиным. Снимки были сделаны его дедом Николаем Шмелевым), чугунное художественное литьё, документы, посвященные монастырю. Коллекция икон выставлена впервые в истории выксунского музея.

…Важную роль в формировании православных традиций на Выксунской земле сыграл старец Гефсиманского скита, отец Варнава, инициатор и строитель Иверского Выксунского женского монастыря. Наиболее яркие архитектурные постройки –колокольня и три основные храма: величественный собор во имя Живоначальной Троицы, церковь Успения Богоматери и Иверская церковь. Их изображение, выполненное коллективом Арт-студии «Артефактум» из Екатеринбурга, является неотъемлемым элементом экспозиции «Выкса православная».

Одной из экспозиционных особенностей стала попытка продемонстрировать монашеский быт и внутренний мир человека, отказавшегося от светской жизни. Для достижения этой цели в экспозиции использован прижизненный портрет старца Варнавы неизвестного художника XIX века, а также инсталляция кельи старца, в которой он жил в Свято–Троице Сергиевой Лавре, воссозданная по фотографиям и воспоминаниям преподобного. В качестве эмоционального фона использован звуковой контент, куда входят «Письма Старца Варнавы к сестрам Иверской обители, написанные с 1871 по 1890 года».

Высоко чтят жители Выксы преподобного Варнаву Гефсиманского чудотворца, небесного покровителя города. Кстати, «в России, за всю ее историю, устроились, кажется, всего четыре женские обители, созданные, по особому смотрению Божию, попечением святых мужей: Серафима Саровского, Зосимы Верховского, Амвросия Оптинского, Варнавы Гефсиманского» (игумения Феофила (Лепешинская), «Дерзай, дщерь! Размышления о женском призвании»). В 2011-м, в год 180-летия со дня рождения старца в обители, устроителем которой он был, открыли ему памятник. Владыка Георгий, бывший тогда еще архиепископом, совершил молебен и освещение скульптуры, подчеркнув важность того, что она построена на частные пожертвования выксунцев.

Памятник старцу установлен в Иверском сквере, который скоро, в день празднования 150-летия со дня основания Выксунского Иверского женского монастыря преподобным Варнавой Гефсиманским, украсит мозаичное панно, созданное руками выксунских школьников в рамках проекта «Восстанавливая связь времен». Все ребята, участвующие в проекте (а их около 700), знакомятся с личностью преподобного Варнавы, историей монастыря, основами православной веры и традиций. За основу мозаичного панно взята дореволюционная литография монастыря.

На полотне мозаики предусмотрено размещение выполненной художником-иконописцем Иверской иконы Божией Матери.

ИВЕРСКИЙ

Самая главная святыня монастыря (наряду с частицей мощей преподобного Варнавы Гефсиманского и его личной епитрахилью) – это чудом сохранившаяся со времен старой обители чудотворной иконы Божией Матери «Иверская», написанная сестрами монастыря. (http://vm1864.ru/)

Идут и идут к иконе с молитвами – монашествующие и мирские, с радостями и печалями, за поддержкой и утешением, под покров Божией Матери.

Руководитель выксунской общественно военно-патриотической организации «Православные витязи» Николай Чопенко:

— Когда мы создавали нашу организацию «Православные Витязи», долго думали, кто из святых станет нашим покровителем. И, после отслуженного молебна 25 февраля 2005 года, выбрали Саму Царицу Небесную Божию Матерь, ее икону Иверская, чтобы Сама Пречистая взяла витязей под свой покров.

Воспитанники организации обязательно стараются в праздник Иверской иконы прийти в Троицкий собор монастыря на службу в честь своей Покровительницы. По возможности в этот день ребята исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. А в конце службы — обязательно крестных ход вокруг пустыря, где раньше был Иверский храм (только крест теперь стоит там, на месте, где был алтарь). Уже несколько лет подряд матушка Антония, настоятельница Иверской обители, доверяет возглавлять такой крестный ход «Православным Витязям».

Своими добрыми делами витязи не забывают монастырь, по просьбе настоятельницы прошедшим летом они, например, выполнили ряд земляных работ, которые были не под силу сестрам. Для нас это в радость и утешение, а Господу во славу!

Всем, чего достигла наша организация за девять лет своего существования, они обязаны своей Покровительнице – Матушке Царице Небесной Иверской иконе Божией Матери.»Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой Святый, им же точиши исцеления всем с верою притекающим».

Монахини Савватия и Амвросия. Обе они уже в годах. Помогают алтарничать, читают по ночам псалтырь…

Мать Савватия – она с Украины, из города Херсон – живет здесь вот уже 14 лет:

— Чувствую себя под защитой Матери Божией, Заступницы нашей, Защитницы каждого дома и семьи, Вратарницы. Молюсь, живу. Сил хватает, даже с выставками православными, в которых монастырь участвует, помогаю, езжу. А ездить куда только не приходится! В Нижний Новгород и Екатеринбург, Пермь и Самару, Москву…

Ей вторит мать Амвросия:

— Я в монастыре восемь лет, приехала их Ивановской области. Всякое за эти годы бывало, искушения случались, даже уехать было хотела. Но как помолишься перед нашей Иверской иконой Божией Матери, попросишь об укреплении сил душевных, и отпускает… Великая Помощница Она!

Главный престольный праздник обители – 26 октября, когда Русская Православная Церковь отмечает перенесение Иверской иконы Пресвятой Богородицы в Москву.

Епископ Выксунский и Павловский Варнава:

— Иверская иконы Божией Матери – покровительница и нашего монастыря, и всего Афона, и Вселенского Православия; и всего града Москвы, нашей столицы, в том числе и духовной: там находится кафедра Патриарха, там решаются все дела, касающиеся святой Матери Церкви, там возносятся молитвы о благоденствии народа нашего.

Но для нас, живущих на этой земле, праздник в честь Иверской иконы Божией Матери особенный, так как и основана была обитель в честь Матери Божией, в честь иконы Иверской. И первый храм, который здесь был восстановлен, тоже в честь иконы Иверской – знак, что Матерь Божия особо покровительствует этому месту.

Любая обитель, любой человек духовный привлекает благодать Божию не только на себя, но и на тех, кто рядом с ним. Поэтому, конечно, молитвы Божией Матери, молитвы матушки игумении Антонии, стоящей во главе сестер, освящали и освящают всю эту местность. Молятся не только о спасении своих душ, об очищении своих сердец и страстей, но и о том, чтобы легче жилось тем людям, которые еще только встают на путь спасения или уже идут, но тяжко страждут от болезней, скорбей и немощей. И Матерь Божия, Заступница, Всемолитвенница, Своим Покровом благодатным покрывает нас.

Страшно бывает, когда мы видим или слышим какие-то кощунства, какие-то оскорбления святого имени Божией Матери. Мы знаем много грустных историй, когда люди были наказаны за оскорбление святынь. Практически никто из них своей смертью, тихой и мирной, не умер, за исключением тех, кто покаялся, были, слава Богу, и такие. Остальные же умирали в страшных мучениях, преждевременной смертью.

Совсем недавно были мы на Святой горе Афон, в монастыре Ватопед. Этот монастырь известен наибольшим количеством святынь, связанных с именем Божией Матери, там восемь Её чудотворных икон. Одна из чудотворных икон Ватопеда является Вратарницей. Она расположена наверху на Святых Вратах. Икона прострелена, она так и называется – Простреленная. История ее такова. Турецкий отряд приближался к монастырю. Это было после жесткого подавления восстания греков против турок в начале XIX века, в 20-х годах. Отряд имел цель разорить монастырь, люди шли со злым сердцем, были настроены все крушить и разорять. И Матерь Божия их остановила. Когда подходил отряд к вратам, то его предводительствующий выстрелил в икону. След от пули остался на руке Божией Матери. Что же произошло после этого? Воин потерял рассудок. Он побежал, не видя дороги, не зная куда, с безумными глазами, и начал чего-то искать. И, через короткое время, на глазах у всех повесился на дереве. Никто даже не успел сообразить, что произошло. После этого весь отряд развернулся и ушел. И больше турки не беспокоили этот монастырь. Матерь Божия спасла святую обитель.

В России осквернители святынь тоже умирали злой смертью. Нужно понять, что человек, который стреляет, который покушается на то, чтобы уничтожить святое, стреляет в себя самого, убивает самого себя, вот что страшно. Страшен не столько гнев Божий, так как Бог есть любовь, Ему жалко даже человека, который в безумии поступает таким образом. Человек сам себя убивает, потому что благодать Божия отходит от него, и он, как сказано, «речет безумец в сердце своем – несть Бог». Бог лишает человека разума, и человек быстро попадает под влияние бесов, злых сил, и они уже делают с ним, что хотят. Этот духовный закон, так или иначе, отражается на нас. Мы не являемся явными богоборцами. Но часто на уровне образа жизни мы бываем ими. Что, как не богоборчество, если мы не хотим молиться, когда у нас есть возможности и есть время? Когда мы не исполняем те заповеди, которые заповедовал нам Бог для того, чтобы мы жили мирно и счастливо? Осуждаем, клевещем, не сохраняем чистоту и целомудрие, обладаем сребролюбием, унываем очень часто и, вообще, проводим жизнь праздно. Просим у Матери Божией: посети мою немощь! Конечно, немощь есть, но мы сами ее вызываем, сами ее хотим…

Надо бояться греха, бороться с нашими страстями. Матерь Божия – это образ для нас, образ целомудрия, чистоты, кротости, смирения и покорности воли Божией. Любой из нас должен каждый день своей жизни перед тем, как каким-либо образом поступить, что-то сказать, подумать: а соответствует ли Евангелию мои слова и действия? А по Христову ли? Если нет, то лучше воздержаться, не делать этого. А если у нас привычка (привычка осуждать, злословить и пустословить, объедаться и так далее), и мы не можем удержаться, тогда нужно просить Господа, Матерь Божию, чтобы помогли от привычки избавиться. Надо просить Матерь Божию, она Скоропослушница, Скоропомощница, но лишь в том случае, если мы действительно хотим исцелиться от наших безумных недугов, которые сами в себе взращиваем.

Поддерживая матушку игумению в многотрудном её послушании, которое один человек понести не может, скажу: только благодать Божия, только молитва Матери Божией способны управить ее в заботах об управлении обителью, о детях, которые на ее попечении. Детки наши многое могут дать нам…

Не надо никогда ни унывать, ни сомневаться в милости Божией и Покрове Пречистой. Она всегда будет помогать, всегда защитит, придет на помощь, когда даже не ожидаем. И нужно терпение, что тоже очень важно. Бывает так, что человек молится Богу, просит Матерь Божию, но чувствует себя, как под стеклянным колпаком. Не доходят молитвы до Бога, до Матери Божией. Человек начинает унывать: в чем я согрешил? Что я такого сделал? Казалось бы, и исповедоваться хожу, каюсь, стараюсь исправляться. Нужно понять: у Бога бывает все вовремя для тех, кто умеет ждать. Бывает, нужно потерпеть свою немощь, борясь со страстями. Потерпеть какие-то скорби, какие-то болезни, потому что это – жизненный крест, необходимый, очень важный для того, чтобы спаслись наши души, очистились. Скорбями и болезнями спасаются современные люди. Об этом говорят святые угодники Божии, например, игумен Никон Воробьев в книге «Нам оставлено покаяние». Об этом говорит и святитель Игнатий Брянчанинов. Терпение скорбей и болезней безропотное – вот что ходатайствует нам спасение.

Конечно, дорогу осилит идущий. Надо стараться это сделать. Нужно терпеть. Нужно просить Матерь Божию, чтобы она укрепила нас. И Она нас не оставит.

Верим, что в этой обители снова будут красота и благолепие. И множество дружных сестер. Их жизнь будет примером, отрадой и утешением для многих. Верим, надеемся и попытаемся сделать так, чтобы и главный храм обители, Троицкий, засиял в былом благолепии, и другие здания тоже. Чтобы сестры могли жить общиной в одной закрытой территории, чтобы настаивались они в духе древних отцов и сестер наших, подвижников, благочестия подвизавшихся монашеским чином…

ЖЕНСКИЙ

Из каких источников может узнать человек светский о монашестве вообще и о женском монашестве в частности?

Очень емко определил суть рассматриваемого святитель Игнатий Брянчанинов: «Кто были великие учители Церкви всех времен? Монахи. Кто объяснил с подробностью ее учение, кто сохранил ее предание для потомства, кто обличил и попрал ереси? Монахи. Кто запечатлел своей кровью православное исповедание веры? Монахи».

А монахи или монахини? Могут ли женщины стоять здесь наравне с мужчинами? Святитель Василий Великий: «Пусть женщина не говорит: «я бессильна; бессилие ведь присуще плоти, а сила – в душе… нет никакого оправдания тому, кто ссылается на телесную слабость» и «Не обращай внимания на внешнего человека: это только видимость. Душа находится как бы под покровом слабого тела. Все дело в душе, а душа равночестна; разница лишь в покрове».

«Дерзай, дщерь! – сказал Сам Господь, никогда не усомнившийся в великой духовной силе и способности женщины исполнить Его призвание; ведь одну земную Женщину Он знал близко. Любовь к Богу вознесла Ее выше ангелов, облекла несравненной славой и соделала грозой демонов. Последуем примеру нашей Ходатаицы и Заступницы в усердном исполнении Божиего намерения о нас, в радостной верности, в молитвенном предстоянии за грешный мир, в сострадании людям. Будем стремиться к Ее смирению, слагая в сердце своем Божественные уроки и восходя к готовности всегда, как Она, ответить: се, раба Господня», — этим заканчивается в свое время нашумевшее произведение игумении Феофилы (Лепешинской) «Дерзай, дщерь! Размышления о женском призвании».

Перу игумении Феофилы принадлежит и не менее известная книга «Плач третьей птицы», рассказывающей о женском монашестве XXI века, ведь, по ее же словам «бесценные «Записки игумении Таисии», «Игумения Арсения», «Записки архимандрита Пимена» отчасти восполняют пробел, но и они, конечно, сглаживают шероховатости и конфликты, к тому же присущие позапрошлому веку, и очень мало помогают составить представление о ныне существующих обителях». Настоятельница Богородице-Рождественской девичьей пустыни, игумения Феофила в одном из интервью сайту http://www.pravmir.ruговорит:
— Я думаю, хороший монастырь — это где люди улыбаются, где они радуются. Господь нас всех на помойке нашел, вымыл, вычистил и положил к Себе за пазуху. Мы живем у Христа за пазухой. У нас все есть. Даже много лишнего… Как же нам не радоваться?

Еще один признак хорошего монастыря — если из него никто не хочет уезжать…

Обычно уезжать не хочется из родного дома, где всегда поймут и поддержат. Дом – это там, где живут вместе близкие люди, семья. Там, где мать…

Инокиня Ирина:

— В Выксе, в нашем монастыре я всего лишь полтора года, переведена сюда из Нижегородской епархии. Нравится ли? Очень! И монастырь, и сестры, и матушка игумения.

Матушка Антония – понимающий людей человек, тонко чувствующий внутреннее состояние души любого. Я бы даже назвала ее сестрой милосердия человеческих душ! Держаться заповедей милосердия для нее так же естественно, как дышать. Она всегда поддержит, когда трудно, может все разъяснить и наставить, когда это необходимо… Знаю, что не только мы, сестры обители, но и многие мирские люди считают ее матерью.

Девять лет назад по благословению владыки Георгия Иверский Выксунский женский монастырь взял на себя обязанности по воспитанию девочек-сирот, а его настоятельницу – брать их под опеку. Иногда спрашивают, а как же монахиня может быть опекуном? Как полноправный гражданин страны, совершенно законно.

Сама же матушка Антония считает, что опека – это как скорая помощь детям. Она говорит, что не может монах, православный человек, равнодушно смотреть на детей, лишенных материнского тепла.

Первые ребятишки появились в монастыре в апреле 2005 года, среди них была и Наташа, которую привезли из навашинского детского дома. Сегодня ей уже 17.

Наташа:

— Нас здесь 15 человек, девчонки и два мальчика. Самой маленькой всего четыре года. А я тут живу с 8 лет. Скоро уже закончу учиться в школе и буду поступать в Лобачевского, на экономиста!

У нас весело. Живем дружно: и все мы, и матушка, и повар, и воспитатели… И все сестры очень хорошие…

Монахиня Серафима:

— Я тоже помогаю с ребятишками управляться. Живу в монастыре с той же поры, как стали здесь брать ребят на воспитание, вот уже девять лет прошло. Раньше я жила в Ташкенте, уж и не надеялась вернуться в Россию, после смерти мужа в 1999 даже свыклась с мыслью – не судьба переехать. А спустя три года – вот как Господь ведет! – в один месяц сложилось так, что вернулась! Сначала на Алтай, а потом получилось перебраться в Выксу, где уже жили при монастыре мой сын со снохой. Они меня и забрали сюда… Сначала в гости к ним приехала, познакомилась с матушкой настоятельницей, и она меня благословила; «Приезжай в монастырь!». И вот, с 2005-го, обитель стала моим домом. Хочется, чтобы монастырь наш был как можно краше, чтобы каждому в нем было хорошо. Старалась всегда все для этого делать, сначала как мирянка, потом как послушница, потом – как рясофорная, затем – инокиня. И вот теперь я монахиня. А хлопот не убывает!

Чем только я не занимаюсь! Приходится контактировать со всеми службами жилищно-коммунального хозяйства Выксы, с администрацией округа, – в связи с тем, что нам передаются ветхие дома, а мы их приводим в порядок. Молюсь, в основном, в келье, благо, условия прекрасные, у нас так уютно! А в храм получается ходить только по выходным… Хочется почаще на службу, такую силу душе дает молитва!

Игумения Антония:

— Сейчас такое время, что все настоятельницы обителей, как и большинство монахинь, скорее прорабы, нежели молитвенницы. Молитвенницы, очевидно, будут после нас. А нам досталось разрушенное хозяйство, которое надо воссоздавать. Конечно, мы восстанавливаем и духовную жизнь как можем, всеми силами. Поэтому я с удовольствием беру в монастырь пожилых, тех, что уже не могут трудиться. Им тяжело морально, они всю жизнь работали и теперь не могут свыкнуться с тем, что силы уже не те, что пришли они в монастырь, а помогать не могут (сознание-то социалистическое). Объясняю им: мне нужны не только трудящиеся, но и молящиеся, то есть сестры, которые будут молиться в храме. И то, что совсем пожилые всегда в храме и молятся – это замечательно!

Сестер у нас совсем немного. До недавних пор нас было 20, мы «поделились» с Дальне-Давыдовским скитом, где тоже нужно общину создавать. И осталось нас теперь вместе со мной 16. Можно сказать, теперь уже 17: в конце сентября к нам приехала еще одна женщина, молодая пенсионерка, работающая, очень активная. Она из Вознесенского района, то есть, можно сказать, местная. А так – отовсюду сестры: из Иваново, из Барнаула, с Алтайского края, из Волгограда.

Я не могу освободить молодых сестер, да их и не много совсем, я не могу освободить от трудовых послушаний сестер средних лет, у нас так много дел!

Дел действительно много. Монастырское хозяйство обширно. У каждой сестры свое послушание.

Монахиня Мариамна:

— У нас есть и скотный двор, и швейная мастерская, где шьют не только одежду, но и подушечки с травами, которые потом продают на православных выставках-ярмарках, и просфорная, где пекут просфоры на всю епархию, и так далее. Вот, например, монахиня Венедикта.

Она пишет помянники, чтобы потом в алтаре на псалтыре читать, записывает все требы. Она же встречает паломников, проводит для них экскурсии. Она же отвечает по телефону, когда люди звонят нам по самым разнообразным вопросам, с различными просьбами. Она же держит связь со всевозможными инстанциями.

И так – практически каждая из нас.

Значит, правду говорит поговорка: «все видят монаха скачущим, никто не видит монаха плачущим». Но, как сказал старец Паисий Афонский в книге «Духовное пробуждение»: «Монахи молитвой помогают всему миру».

МОНАСТЫРЬ

Епископ Выксунский и Павловский Варнава:

— Есть такое понятие как градообразующее предприятие. В Выксе это металлургический завод. А с духовной точки зрения градообразующей структурой является, конечно, монастырь. Это духовный центр, духовное сердце Выксы. И его восстановление будет благоприятно сказываться на оздоровлении нравственного общественного климата.

Все знают фразу «Не хлебом единым будет жить человек», постоянно ее повторяют, но упуская почему-то вторую ее часть. А полностью, из уст Христа, звучит она так: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Что первично, дух или плоть? Конечно, дух, потому что человек – существо духовное. И если дух будет наполнен, если человек будет соединен с Духом Божиим, если он будет иметь четкие нравственные ориентиры, то и жизнь его будет по-другому складываться. Вот что очень важно.

Еще афоризм: «Свет монахам — ангелы, а свет мирянам — монахи». Он объясняет, почему многие чувствуют особую атмосферу намоленности в монастырях, особенно в древних. Она помогает людям оставаться людьми, сохранять и приумножать свою духовную составляющую.

Монавшеская жизнь возрождается по всей стране. Статистические данные говорят о том, что Россия во всем мире лидирует по росту количества верующих, естественно, что и монастыри развиваются. Наш монастырь, отмечающий 150-летие, не исключение. Юбилей дает импульс развитию. Матушка и сестры готовятся, приводят в порядок обитель и молятся. Они молятся, и Господь помогает. Значит, и вера у насельниц обители укрепляется. А если их молитва становится более крепкой и внимательной, если их души одухотворяются, естественно, они смогут оказать еще большую помощь людям, которые приходят со скорбями и проблемами за поддержкой и защитой в монастырь.

Татьяна Снегирева,

а также пресс-конференции епископа Выксунского и Павловского Варнавы от 17.09.2014

Выксунский Иверский женский монастырь основан в 1863 году преподобным Варнавой Гефсиманским. Обитель началась с богадельни, правительницей которой признавалась и в течение десяти лет управляла одна из первых двенадцати насельниц – Неонилла Честнова.

Местность, избранная старцем, издавна почиталась в народе святою. Предание говорит, что здесь в ночное время многократно раздавался колокольный звон и были видимы горящие свечи.

С середины 1874 до 1882 года, на протяжении семи лет, обителью управляла Мария Пивоварова. При ней был построен первый каменный храм, колокольня, а также сложена фасадная стена ограды.С 1882 года начальницей общины назначена монахиня Софийского Рыбинского монастыря старица Митрофания (Крюкова). При ней в 1887 году Иверская община была возведена в степень третьеклассного монастыря, а настоятельница – в сан игумении. Следующей настоятельницей с 1892 года стала монахиня Павла. При ней 17 августа 1897 года совершилась закладка величественного собора в честь Живоначальной Троицы. А с 1907 года и до самого закрытия обителью управляла игумения Серафима.

Иверский монастырь процветал и славился своим благолепием по всей Руси, привлекая толпы паломников. Три монастырские святыни были особо почитаемы: Иверская икона Божией Матери, металлическая гробничка с частицами мощей святых угодников «числом до 100», купель и статуя Плачущего Христа (сейчас находится в Христорождественской церкви).

Ансамбль монастыря составляли: Успенская больничная церковь, величественный Иверский храм, собор Живоначальной Троицы, внешним видом напоминавший храм Христа Спасителя, колокольня, самый большой колокол которой весил 1076 пудов, а также белокаменные жилые и хозяйственные корпуса и прочие монастырские постройки. Стены храмов расписывались художниками знаменитой палехской мастерской Сафонова. Даже расположение зданий имело символический смысл, вызывая ассоциации с небесным градом Иерусалимом.

После Октябрьской революции Иверский монастырь не избежал участи других российских монастырей. В 1919 году обитель закрыли. Церковное имущество, иконы и утварь были национализированы. Монастырские строения и некоторые храмы использовались советскими организациями или были отданы под жильё. В 1927 году были взорваны колокольня и разрушен собор Живоначальной Троицы. Сестры-схимницы, не пожелавшие покинуть обитель во время взрыва, были заживо погребены в пещерных кельях.

В течение десятилетий только развалины собора и колокольни, а также бытующее в народе название района «Монастырь» говорили о славном прошлом этого святого места.

26 октября 1991 года, в день празднования иконы Божией Матери «Иверской», зарегистрирована религиозная община. Ее настоятелем назначен священник Александр Куликов, под руководством которого шли работы по воссозданию первого действующего храма. Им стало здание бывшей церковной лавки, соединенной с колокольней. Его переоборудовали под храм и освятили главный престол в честь Иверской иконы Божией Матери. 25 февраля 1993 года, в день праздника Иверской иконы Божией Матери, здесь была отслужена первая Божественная литургия. Тогда же, в начале 90-х, начались реставрационные работы и в домике преподобного старца Варнавы, а также расчистка от мусора и камня взорванного Троицкого собора.

Радостным событием стало возвращение в монастырь Иверской иконы Божией Матери. Святыня находилась в плачевном состоянии, необходимую реставрацию выполняли сестры Дивеевского монастыря. Рассказывают, что, когда иконы Троицкого собора были сброшены в груду недалеко от приготовленного к разрушению храма, верующие слышали раздававшийся оттуда плач. Он прекратился только после того, как из груды тайно извлекли изображение Иверской Божией Матери. При расчистке завалов в Троицком соборе из-под обломков кирпича была извлечена Тихвинская икона Божией Матери, что еще больше укрепило веру в Небесную Покровительницу.

В 1997 году община была переименована в монастырь, первой настоятельницей которого становится монахиня Феофилакта (Левинкова). В этот год первые сестры монастыря начали читать Неусыпаемую Псалтирь. Постепенно обители передаются бывшие монастырские здания, в частности бывшей Купеческой гостиницы, в которых размещается епархиальное духовное училище.

27 ноября 2003 архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения притвора в честь преподобного Варнавы Гефсиманского. С этого времени здесь проходят ежедневные утренние и вечерние богослужения. Сюда были перенесены и главные святыни монастыря – чудотворная Иверская икона Божией Матери и ковчежец с частицей мощей преподобного Варнавы. 17 августа 2004 указом правящего архиерея монахиня Антония (Миронова) назначена настоятельницей Иверского женского монастыря с возложением наперсного креста.

21 июня 2007 владыка Георгий совершил освящение дома для проживания детей, взятых под опеку Иверским женским монастырем. Обитель в Выксе стала первым монастырем, настоятельница которого взяла под опеку сирот. Первые ребятишки появились здесь в апреле 2005 года — сейчас в обители проживает 13 девочек.

Храмы монастыря

Притвор Троицкого храма в честь преподобного Варнавы Гефсиманского
Храм в честь иконы Божией Матери «Иверская»

Святыни

Иверская икона Божией Матери
Частица мощей прп. Варнавы Гефсиманского
Частица мощей Петра и Февронии Муромских
Частица мощей святителя Николая
Частица мощей святителя Луки Войно-Ясенецкого
Частицы мощей оптинских старцев
Частица мощей Симеона Верхотурского
Частица мощей прп. Федора Санаксарского и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *