Изгнания бесов

Экзорцизм или изгнание бесов (или дьявола) из человека – обряд, проводимый во всех религиях. Кто-то из нас считает, что это полный бред, страшные истории, которые не стоит рассказывать на ночь. Кто-то уверен, что это мистика, еще непознанная нами, но реально существующая. А кто-то полагает, что всему виной психические заболевания…

Кто же прав? Попробуем разобраться, для чего проанализируем все имеющиеся невероятные факты и вспомним реально произошедшие случаи одержимости бесами людей.
Что бы это ни было: болезнь или одержимость каким-то сверхъестественным существом, но зрелище это поистине ужасное.
Как же проходит процедура изгнания демонов в христианстве? Сначала священник должен определить, кто из бесов «поселился» в человеке, как в него попал и каковы причины, приведшие к этому. Затем священнику нужно отдать ему приказ от имени Всевышнего, чтобы тот покинул тело. Сверхсила, как правило, не торопится слушаться Бога, тогда священникам приходится прибегать к молитвам на латинском языке (его больше всего боятся Демоны) и святой воде.
Иной раз Дьявол может сделать вид, что его в теле нет, при этом он будет себя вести так, как обычно вела себя жертва. Священник должен опознать притворство и не поддаться на уловку.
Священник должен помнить, что Сатана может причинить вред и ему самому, поэтому нужно быть очень осторожным.
Зачастую Демон сам называет свое имя, например, «я тот, кто жил в Иуде» или «я Дьявол».
Демон в это время может кричать из человеческого тела, бесноваться и материть церковнослужителей на чем свет стоит. При этом вокруг человека раздаются разные стоны, крики и другие страшные звуки, будто доносящиеся из потустороннего мира, а также разливается жуткая трупная вонь. Со стороны кажется, что так, мягко скажем, некрасиво, себя ведет сам человек. Но священники уверены, что это ругается вселившийся в тело Сатана.
На этом этапе священник должен заставить Сатану либо замолчать, либо хотя бы заглушить его крики.
Иной раз процедура изгнания может длиться несколько дней, а иногда достаточно и часа. Постепенно Демоны начинают вести себя менее бурно, что говорит об их уходе их тела. Часто присутствующие слышат удаляющиеся голоса, которые обещают вернуться и отомстить. По окончании обряда излечившийся должен поклясться, что сделает все возможное для того, чтобы не позволить бесам вновь «залезть» в его тело.
Иной раз подвергшийся обряду экзорцизма помнит об этом до конца своих дней, а иногда – не помнит даже факта проведения с ним обряда.

Экзорцистов немало и в христианстве, и в исламе, и в католицизме. Но особо известен католик из Ватикана отец Габриэль Аморт, который исцелил более 50 тысяч людей. Возможно, он действительно помог этим несчастным, а, может быть, это лишь сказки в пользу бедных. Почему я так говорю? Потому что Аморт считает, в частности, Гитлера и Сталина одержимыми Демонами. Согласно такой логике, любые отвратительные личности, совершающие гнусные поступки, могут быть оправданы одержимостью сверхъестественными силами. А как можно наказывать и осуждать больных людей, не ведущих, что творят?
И опять же противоречие. Священники определяют тех, в кого вселились бесы по ряду признаков: люди начинают разговаривать на древних языках, доселе им неизвестных; у них вдруг появляется какие-то необычные способности; они панически боятся всего священного. Иной раз у них возникают судороги, галлюцинации, боязнь святой воды, способность к левитации. На мой взгляд, ни у Сталина, ни у Гитлера ничего подобного не было.
В России самым известным экзорцистом считается архимандрит Герман из Свято-Сергиевой лавры.
История человечества знает и весьма неординарные способы изгнания бесов. Например, в средневековье люди считали, что нечистая сила очень боится голых задниц. Поэтому, чтобы изгнать Демона из человека, нужно было лишь снять перед ним штаны и повернуться голой пятой точкой. Нечисть, увидев сию красоту испугается и убежит.
Конечно, по сравнению со средними веками процедура изгнания бесов сейчас проводится достаточно редко. Хотя в Ватикане в университете Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum готовят экзорцистов.
Вот некоторые реальные случаи экзорцизма.
В середине 19 века во Франции жила одна женщина, которую все считали одержимой бесами. Она могла вдруг начать ругаться страшным голосом, при этом у нее изо рта шла пена, а она билась в судорогах. Эпилепсия, скажете вы. Но вдруг женщина начинала разговаривать на латыни, которую никогда не знала… А позже вдруг у не появлялся дар предсказания…
В начале 20 века бесов изгоняли из тела американки, одержимой демонами уже много лет. В тридцатилетнем возрасте она сама согласилась на обряд экзорцизма. Его проводили в местной церквушке, куда привести женщину было очень сложно, поскольку она панически боялась церквей. Когда ее, в буквальном смысле слова, подтащили к входу в церковь несколько священников, какая-то мощная сила вырвала женщину из их рук и припечатала к церковной стене. Священнослужители с большим трудом смогли оторвать одержимую и ввести в помещение церкви. Но и там Демон всячески мешал им. Он стучал, орал, выл, пугая других посетителей – и так почти месяц. Потом он покинул тело жертвы, но спустя короткий период снова вернулся в него. Священникам пришлось проводить еще одну процедуру экзорцизма. На сей раз успешно.
Сальвадор Дали в 1947 году тоже прошел обряд изгнания Демона. Интересно, он тоже был буйным и зловонным матершинником, или у него были другие проявления?
В 1949 году в штате Мэриленд (США) четырнадцатилетний парень устроил спиритический сеанс, после которого приобрел странные свойства. Однажды он на глазах изумленных родственников завис в воздухе, а в комнате при этом слышались страшные звуки и в воздухе летали разные вещи. И вдруг подросток начал говорить необычным грубым голосом… Тогда родители сначала отвели сына к врачам, которые сочли его абсолютно здоровым. Тогда они пригласили священника, который признал его одержимым Демоном и начал обряд экзорцизма. Это было нелегкое дело. У подростка во время процедуры началась рвота, а на теле появлялись странные символы, а сила его удесятерилась. Все прошло успешно, мальчик забыл о своей одержимости и стал примерным католиком.
В девяностые годы прошлого века в Канаде сеанс экзорцизма по выдворению бесов из тела молоденькой девушки решил провести молодой священник. Делал это он в доме жертвы, но пренебрег опасностью и не стал брать помощника. Закончилось это плачевно. Сначала все шло хорошо, об этом говорила мать девушки, находящаяся поблизости от комнаты. Но вдруг раздался дикий крик, после которого воцарилась страшная тишина. Женщина вбежала в комнату и увидела валяющегося в лужах собственной крови разорванного священника, а неподалеку лежащую в обмороке свою дочь. Когда девушка пришла в себя, она рассказала, что в один момент она услышала приказ Демона, шедший из глубин ее тела: «Убей священника». Что она и сделала с особой жестокостью.
В 2000 году обряд экзорцизма был вынужден провести Папа Римский. Когда он появился на площади Святого Петра в Ватикане перед многотысячной толпой, раздался жуткий крик – кричала молодая девушка. Она выкрикивала в его адрес ужасные ругательства, причем делала это глухим загробным голосом, явно не принадлежащим молодой женщине. Охрана попыталась успокоить ее, но девушка с невероятной силой разбросала по сторонам нескольких крепких мужчин. Тогда Папа попытался провести сеанс экзорцизма, но безуспешно. На следующий день эту же девушку привели к упомянутому нами выше Габриэлю Аморт, но изгнать бесов не получилось и у него. По его словам, Демон хохотал и кричал, что даже Папа Римский не смог его выгнать из девичьего тела.
Иной раз обряд экзорцизма заканчивался смертью жертвы. Например, в 1976 году католическая церковь разрешила провести его для одной девушки, но во время процедуры та скончалась. В итоге проводившему обряд священнику предъявили обвинение в убийстве.
А осенью 1991 года сеанс экзорцизма транслировался по одному из американских телевизионных каналов. Зачем? Трудно сказать. Но передача собрала у экранов рекордное количество жителей страны. Демона выгоняли из тела молоденькой девушки, перед процедурой выступал местный епископ, который сказал, что люди должны внимательно все просмотреть и уяснить для себя, что Дьявол – реален и бороться с ним нужно.
Среди якобы одержимых бесами были и аферисты. Так в 1620 году сильный приступ бешенства начался у мистера Перри, которого якобы проклял. Прибежавший католический священник увидел такую картину: молодого человека с трудом удерживали дюжие мужчины, а его в это время сильно рвало, причем в рвотных массах были клочки шерсти, перья и иголки, принадлежавшие находящемуся в нем Дьяволу. Парень, конечно же, якобы испугался священника и молитв. Но тут Перри поймали на лжи: Демон знает все языки, а Перри некоторых не знал. Это заронило сомнение в душу священника, и он решил проследить за «одержимым». Прошло совсем немного времени и Перри застали в тот момент, когда он красил чернилами свою мочу в черный цвет. В итоге он признался, что намеренно симулировал одержимость.
В исламе экзорцизм называется «изгнание джинна». А в иудаизме – изгнание Диббука. Диббук – душа умершего скверного человека, которая не может уйти с Земли, поэтому вынуждена искать себе новое тело.
Зачастую все страшные истории о беснующихся людях на поверку оказываются случаями бурно протекающих различных психических болезней. В психиатрии есть специальный термин – демономания – заболевание, когда человек верит, что в его деле живет Демон.
Фрейд назвал эту болезнь неврозом, когда человек сам придумывает себе Сатану.
Надо сказать, масло в огонь подлил вышедший на экраны в 1973 году фильм «Экзорцист», после чего у некоторых людей возникла фобия – они искали у себя симптомы, подтверждающие нахождение в их теле Демона.
Медики абсолютно спокойно относятся к обряду экзорцизма, который проводят священники, хотя и уверены, что это психическое заболевание. По их мнению, хуже не будет.
В наше время есть определенные требования, которые должна выполнять церковь при проведении обряда изгнания бесов: процедура записывается на камеру и обязательно должен присутствовать хотя бы один свидетель. Это человек должен быть психически здоровым, готовым ко всему, что может произойти. Он должен не только спокойно вынести проявления беснующегося человека, но и быть готовым к тому, что сидящие в теле жертвы Демоны расскажут все и его потаенные секреты. Ведь они знают все и обо всех!
Обряд проводят либо в специальном церковном помещении, либо в доме одержимого, при этом из комнаты нужно убрать легкую мебель и небольшие вещи, чтобы Демон не мог ими бросаться.
Вот такие факты. Верить им или нет – ваше дело.

Обряд экзорцизма очень важен для человека, так как изгоняет зло и подселенцев. А как его проводить и кто это должен делать — узнайте из статьи.

Интерес к различным мистическим обрядам и ритуалам в человеческом обществе присутствовал всегда. В истории встречается множество свидетельств о том, как в людей вселялся демон, который разрушал их тело и психику.

Что такое обряд экзорцизма?

Не ослабевает любопытство к подобным фактам и в наши дни. Обусловлен такой интерес увеличением количества разнообразных сатанинских культов и сект в последнее время, а также массовая религиозная непросвещенность. И при этом большинство людей нуждается в том, чтобы быть уверенными в способности церкви победить зло и бездуховность.

Идеи об овладении людей бесами распространялись практически среди всех мировых культур во все времена. Поэтому в различных религиозных течениях присутствует понятие обряда экзорцизма, при котором из тела и души человека изгоняется дьявол (бес, злой дух, нечистая сила):

  • В христианстве борются с бесами.
  • В иудаизме – с диббуками (душами нечестивцев, не могущих покинуть Землю и вселяющихся в человека).
  • В исламе изгоняют злых джиннов.
  • В буддизме демоны воспринимаются как загрязнение кармы.

Изгнание

Нужно отметить, что обряд экзорцизма появился задолго до возникновения христианства. Подобная практика присутствовала и в африканских племенах, и у древних славян, и у северных народов. В течение многих веков данный обряд являлся единственным оружием в борьбе человечества против сатанинского влияния.

Сейчас многие люди в существование злых сил не верят. Также вызывают сомнения и утверждения о возможности овладения дьяволом человеческой сущности. Ведь считается, что нечистые силы, ведьмы и колдуны являются отличительной особенностью средних веков. Однако священнослужители уверены, что проблема вселения в человека дьявола не исчезла со временем, а обряд экзорцизма остается актуальным и в современном мире. Ведь нечистые духи часто пользуются ослаблением веры людей в Бога.

Обряд экзорцизма: как распознать одержимого?

Задолго до наших дней служителями церкви были описаны и систематизированы признаки, характерные для человека, в чье тело и душу вселилась бесовская сущность:

  • Неестественная физическая сила. С одержимым человеком, даже слабым и щуплым на вид, часто не могут справиться даже несколько крепких мужчин.
  • Выпученные глаза, будто вылезающие из орбит.
  • Конвульсии и спазмы тела, при которых несчастный выгибается и мечется в разные стороны.
  • Крики, вой, нечленораздельное мычание. Одержимый может орать не своим голосом и даже говорить на неизвестных ему ранее языках.
  • Рвота и пена изо рта.
  • Окаменение тела и суставов. Такая личность может днями лежать неподвижно, оставаясь совершенно невосприимчивой к каким-либо громким звукам.
  • Приступы агрессии или паники при появлении освященных в церкви предметов или религиозной символики.
  • Неспособность жертвы произносить слова молитв.
  • Сквернословие и оскорбления в адрес окружающих.
  • Голоса в голове, приказывающие разрушать и ломать все вокруг, и даже убивать людей либо себя самого.

Признаки

Интересно, что некоторые священнослужители считают, что внезапный дар ясновидения или способность человека говорить на других языках, которым он ранее не обучался, также являются последствиями овладения личности злыми духами.

Кроме того, о влиянии нечистой силы на человека могут свидетельствовать следующие особенности его поведения:

  • Плохое самочувствие при посещении церкви – паника, удушье, головокружение, потеря сознания.
  • Сильные головные боли от звона церковного колокола.
  • Внезапно появившееся злоупотребление алкоголем или наркотиками.
  • Непристойное, аморальное поведение.
  • Злость и раздражительность, направленная на всех окружающих.
  • Затяжная апатия и стремление к одиночеству.
  • Упадок сил и способность спать целыми сутками.
  • Домашние животные начинают бояться своего хозяина и стараются сбежать от него.

Изгоняем

Основы возникновения одержимости не изучены до конца. Однако известно, что одной из причин вселения злой силы в человека может стать его увлечение сеансами спиритизма. Иногда вместо вызываемого спиритом духа какой-то определенной умершей личности (родственника или известного исторического деятеля) приходит демон, который ищет вместилище в виде человеческого тела. Особенно опасны случаи, когда спиритический сеанс закончен неправильно или до конца не доведен.

Как проводится обряд экзорцизма?

Некоторые церковнослужители считают, что в какой-то степени каждый человек одержим темными духами. И избавиться от них вполне под силу самому, читая молитвы и поступая согласно Божьим законам. А в обряде экзорцизма нуждаются только те люди, у которых наблюдается крайняя степень одержимости, когда сатанинские силы захватили полностью тело и разум.

Первым экзорцистом, изгнавшим дьявола из человека, считается Иисус, о чем свидетельствуют описания данных фактов в Евангелии. Умение изгонять злого духа считается особым даром, присущим далеко не каждому. В ІІІ веке церковью был официально утвержден чин экзорциста.

Современная религия признает несколько способов проведения ритуала изгнания бесовской силы из человека. Каждый из них обязательно сопровождается чтением псалмов и молитв. Проговаривание исцеляющих текстов и заклинаний называется «отчиткой». В ней заключается обращение к Всевышнему за помощью в борьбе с дьяволом. Молитва для проведения сеанса «отчитки» является самой длинной в церковном каноне. На ее прочтение уходит не менее 20 минут.

Проведение

Как правило, обряд экзорцизма священнослужитель проводит не один, а с помощниками. Обычно, кроме исполнителя, в ритуале участвуют:

  • Молодой священник, который при необходимости может заменить экзорциста.
  • Родственник одержимого, желательно физически сильный мужчина, способный удержать беснующегося. Также впоследствии он сможет свидетельствовать о том, что одержимому не причиняли во время обряда никакого физического вреда. Ведь порой ритуал может закончиться смертельным исходом несчастного.
  • Врач для наблюдения за состоянием жертвы и оказания ему медицинской помощи.

Кроме того, в старину при проведении обряда нередко присутствовал человек, который документировал все, что происходит во время данного действа, и как ведет себя при этом демон. В наши дни допускается фиксировать происходящее на камеру. Такие записи помогают неверующим убедиться в реальной опасности дьявола, а также являются своеобразным обучающим пособием для начинающего экзорциста.

Все участники обряд экзорцизма должны быть заранее готовыми к тому, что изгнание демонов нередко сопровождается ругательствами и оскорблениями со стороны жертвы, неприятными выделениями из его тела (рвоты, экскрементов или крови). А еще помощники священника должны понимать, что их личные секреты и сокровенные тайны могут стать достоянием всех присутствующих, так как сатана знает обо всех грехах людей и будет всячески стараться смутить их. Форма проведения обряда выбирается экзорцистом самостоятельно.

Одержим

Основа обряда экзорцизма состоит из двух главных частей:

  • Укрепления экзорцистом собственного духа с помощью молитвы.
  • Воззвание к бесу с требованием покинуть тело жертвы.

Основные этапы проведения ритуала изгнания нечистой силы остаются неизменными на протяжении многих столетий.

Подготовка

  • Перед обрядом экзорцизма все его участники должны исповедаться. Также им необходимо соблюдать пост в течение трех, девяти, а еще лучше сорока дней.
  • Из комнаты выносят всю мебель, кроме кровати несчастного и небольшого столика для необходимых исполнителю вещей. Также убирают все предметы интерьера и обихода (шторы, ковры, светильники).
  • Помещение освящают святой водой и чтением библейских текстов.
  • Если человек бьется в конвульсиях или может как-то причинить вред себе и окружающим, его привязывают к кровати.
  • Двери с окнами нужно закрыть, чтобы злой дух не смог вселиться в других людей. А если двери в комнате нет, то проем завешивают тканью черного цвета.
  • На столике раскладывают: распятие, икону Спасителя, церковные свечи, воду святую и молитвенник.

Готовимся

Присутствие

  • Священник должен убедиться, что бесноватый человек в действительности одержим злыми духами, а не страдает заболеваниями психического характера.
  • Одержимому человеку в ладони кладут распятие. Если сделать это невозможно, то помощник экзорциста держит крест над телом бесноватого.
  • После прочтения молитв священник кропит одержимого святой водой и осеняет крестным знамением.

Притворство

  • Экзорцист пытает у сатаны его имя и цель прихода в человеческий мир. Нередко священнослужитель употребляет бранные слова и ругательства с целью оскорбить дьявола, дыбы вынудить его назвать свое истинное имя. Как правило, нечистый дух пытается всячески запутать и обмануть исполнителя, а также запугать его помощников.
  • Порой нечистый вступает в теологические споры с присутствующими людьми. Поэтому человек, проводящий обряд, должен знать Библию досконально и обладать истинной верой. Ему также необходимо быть очень внимательным и осторожным. Формулировать вопросы нужно кратко и четко.

Кульминация

  • После обращения к Всевышнему за помощью и силой, священник читает слова, направленные на изгнание демона. При этом с жертвой бесов могут происходить разные вещи: конвульсии, судороги, попытки убежать, разговор о себе в третьем лице и прочее. Это означает, что экзорцист обрел над нечистым духом власть, который сопротивляется изо всех сил.
  • Присутствующие при проведении обряда экзорцизма порой могут слышать неприятные и устрашающие голоса и звуки. Однако во время чтения заклинаний останавливаться нельзя, чтобы ни происходило рядом. Ведь темная сила того только и ждет, чтобы экзорцист прекратил свою борьбу за душу несчастной жертвы.

Изгнание

  • Читая заклинания, экзорцист вступает в схватку со злым духом. Это очень опасный момент, когда дьявол может овладеть телом и душой самого исполнителя.
  • После изгнания нечистой силы из человека он успокаивается и обретает контроль над собственным телом и разумом. Часто жертва дьявола не помнит ничего, что происходило с ней ранее.
  • Экзорцист произносит молитву для защиты исцеленного и близких ему людей.
  • В конце священник проводит с человеком беседу, наставляя его на истинный путь.

В тех случаях, когда личностью овладевает очень сильный демон, одного обряда экзорцизма бывает недостаточно. Тогда подобные мероприятия проводятся несколько раз.

Изгнать

Для того, чтобы изгнанные бесы не вернулись к бывшему одержимому, ему необходимо вести благочестивый образ жизни:

  • Регулярно посещать церковь.
  • Исповедоваться.
  • Постоянно читать молитвы.
  • Заказывать молебны и сорокоусты.
  • Соблюдать заповеди Господни и избегать искушений.

Молитва

Требования к экзорцисту для обряда экзорцизма

Проводить ритуал изгнания злых духов из человека могут редкие люди, обладающие особым даром и мощной энергетикой.

Описываемый обряд всегда сопряжен с риском, как для одержимого, так и для экзорциста. Злые силы крепко держатся за душу и тело своей жертвы, и обряд может затянуться на многие часы. Именно поэтому люди, проводящие его, проходят серьезнейшую физическую и духовную подготовку, а также специальное посвящение.

В зависимости от культурной среды, исповедуемой религии, а также жизненных обстоятельств, в роли экзорцистов могут выступать разные люди:

  • Священники
  • Шаманы
  • Раввины
  • Экстрасенсы.
  • Белые маги

В католической церкви имеется официальный церковный чин для людей, проводящих обряды изгнания сатаны. Проводят данные мероприятия с разрешения епископа. Если такое разрешение не было получено, священнослужителю разрешается прочитать только молитвы за здравие больного.

Требования

Настоящий экзорцист должен обладать такими качествами:

  • Выносливостью и способностью надолго оставаться без сна, пищи и воды.
  • Смелостью и осторожностью.
  • Устойчивой нервной системой.
  • Несокрушимой верой в Бога. При этом человек, изгоняющий нечистую силу, и жертва одержимости должны исповедовать одну религию.
  • Отсутствием в своем прошлом тяжких грехов.
  • Знанием наизусть молитв и правил проведения ритуала, а также глубокими познаниями в теологии и религиозной литературе.
  • Умением отличать признаки одержимости человека дьяволом от душевных недугов. Именно поэтому современные экзорцисты изучают основы психиатрии.
  • Чистой душой и соблюдением законов религии, к которой принадлежит.

Обряд экзорцизма и наука

На протяжении многих лет между сторонниками церкви и материалистами не угасает спор о действенности обрядов экзорцизма как инструмента в борьбе со злом, что овладевает телом и духом человека.

К «одержимости дьяволом» современные ученые относятся довольно скептически. Они находят неадекватному поведению «бесноватых» людей научное объяснение. В медицине, в частности в психиатрии, описания такой «бесноватости» воспринимаются как симптомы психических или неврологических заболеваний, таких как:

  • Синдром Туретта.
  • Аутизм.
  • Маниакальный синдром.
  • Эпилепсия.
  • Психоз.
  • Раздвоение личности.
  • Шизофрения.

Ученые настаивают на том, что людям с подобными признаками требуются не молитвы с церковными обрядами, а медицинское лечение.

Обряд

А успешный исход некоторых обрядов экзорцизма наука объясняет воздействием на больного гипнозом или самовнушением. Нередко современные экзорцисты, осознанно или нет, используют психотерапевтические методы, исцеляя больного эмоционально и разрушая его психические блоки.

Однако по утверждениям многих людей, именно обряд экзорцизма стал единственным действенным способом вернуть их близких к нормальной жизни и позволил им избежать участи провести остаток дней в психиатрическом заведении.

«Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой».
Антоний Великий (из книги «Отечник» св. Игнатия Брянчанинова)

А.И. Осипов, профессор Московской Духовной Академии

Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике – крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь (Мк. 16:16).

Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, в Московской епархии) благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного.) Лаодикийский собор (364) постановил: «Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах…» (пр. 26). Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии отчитывающих. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: «А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения… Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями…»

Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. «Постановления апостольские» (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». В V в. экзорцисты уже не упоминаются. Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления.

Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы, а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий («ех opere operate») изгонять (отчитывать) злых духов «Иисусом. Которого Павел проповедуют» (Деян. 19:13), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа. нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований».

Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли «просто» молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже – внешней (см., например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования, поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.

Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу «проповедовать», вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.

Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.

В послании под именем святителя Климента Римского «О девстве» аскетам предписывается «…посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания».

«Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей».

У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах «О Божественных дарованиях» находим следующее: «Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими».

Преподобный Варсануфий Великий: «Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно». Он же: «Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову».

Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо «много может молитва праведного споспешествуема» (Иак. 5:16), и Господь сказал: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф. 17:21)».

Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: » Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие».

Блаженный Феофилакт Болгарский: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются».

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой…»

«Поминайте в молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется… В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу».

Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых.

Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение «нового века», а в секулярной среде – так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей.

Магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.

Величайшее искушение для человека – «сорвать тайны бытия» (Бога, человека, природы) и самому стать «как Бог», неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи – своего рода психологическая революция человека против Бога.

По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира – антихриста, «человека греха», «беззаконника» (2Фес. 2; 3, 8) в высшем и исключительном значении этого слова, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2:4) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.

***

Статья напечатана в журнале «Православная беседа» № 1, 2000 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *