Израиль

Израиль .

I. В Быт. 32 (ср. Ос. 12:4) знач. имени И. истолковано как «борющийся с Богом». Этимология этого слова (имени) дает возможность переводить его как «Бог будет бороться, сражаться» или «Бог борется». Господь дал это имя праотцу Иакову после его борьбы с ангелом в Пенуэле (Быт 32 и след.). Сыновья Иакова вскоре стали называться сыновьями Израилевыми (Быт. 46:8; Исх. 1:1). Начиная от времен Моисея, слова «сыны Израилевы» (Втор. 4:44), «дом Израилев» (Исх. 16:31) или просто «израильтяне» (Исх. 9:7), «Израиль» стали обозначать весь народ, происходящий от Иакова. В подобном же значении эти наименования употреблялись и позднее – вплоть до раздела царства.

II. После раздела единого царства на Северное и Южное (при Ровоаме и Иеровоаме) под И. стало подразумеваться преимущ. Северное царство, в отличие от царства Иуды. Для того чтобы понять, в каком значении употреблено название «И.», требуются дополнительные сведения к ряду мест Свящ. Писания, особенно в книгах пророков. Название «И.» могло относиться ко всем 12 коленам Израилевым и после раздела царства на Северное и Южное. Однако и до этого оно могло употребляться в качестве противопоставления Иудее, как, напр., в 2Цар. 2:9. После падения Самарии и пленения 10 колен название «И.» используется в отношении Иудейского царства (Ис. 41:14; Иер. 10:1); позднее им стали называть евреев, вернувшихся из вавил. плена (1Езд. 9:1; 1Езд. 10:5; Неем 9 и след.; Неем. 11:3). В этом значении слово «И.» постепенно вытесняется словом ⇒ «иудеи» (см. НЗ), а само слово «И.» употребляется только для отличения духовных наследников Авраама от иудеев как народа (Рим. 9:6).

III. Назначение И. (народа) состояло в том, что он должен был дать народам обетованного Мессию, Христа. Именно это подразумевается в Быт. 12:3, где рассказывается о том, как Господь призвал Авраама. У горы Синай Бог возобновил завет, который Он заключил с праотцами. При этом большое значение имеет сказанное в Исх 19 и след. Царем И. был Сам Бог. Он дал ему Свой Закон, предписал богослужение, говорил устами пророков и по наступлении полноты времени послал Своего единородного Сына, Который был израильтянином «по плоти». То, что И. отрекся от Христа, увидев в Нем своего врага и богохульника, послужило основанием для суда над израил. народом, который продолжается сегодня и будет продолжаться в будущем.

IV. И. – народ особого Божьего откровения. Другие народы превзошли И. в культуре и искусстве. Так, финикийцы были лучшими в зодчестве, римляне – в управлении государством, греки – во всех областях культуры. Миссия же И. состоит в том, что этот народ – и только он – был народом Слова Божьего.

V. Об историч. развитии народа И. см. статьи о его царях, пророках и т.д., а также статью «Война» и хронологические таблицы. В данном разделе дается лишь краткое описание основных периодов истории И:

1) ОТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДА ИЗРАИЛЯ ДО ⇒ ИСХОДА ИЗ ЕГИПТА: порабощение израильтян фараонами, призвание Моисея, казни Египетские и переход через Чермное море;

2) ОТ ИСХОДА ИЗ ЕГИПТА ДО ЗАВОЕВАНИЯ ХАНААНА: заключение завета на горе Синай, 40 лет странствования по пустыне, завоевание вост. берега Иордана при Моисее и зап. – при Иисусе Навине, а также распределение земли обетованной между 12 коленами;

3) ВРЕМЯ СУДЕЙ – ОТ ГОФОНИИЛА ДО САМУИЛА – отмечено ослаблением связей между израил. коленами и распространением идолопоклонства. В это искушение израильтян ввели хананеи: несмотря на повеление Господа, они не были полностью изгнаны из земли обетованной. Бог вновь и вновь избавляет израильтян от чужеземного господства, ставя над ними ⇒ судей;

4) ЕДИНОЕ ЦАРСТВО ПРИ САУЛЕ, ДАВИДЕ И СОЛОМОНЕ. Самуил уступил желанию народа иметь царя, хотя это означало отказ от Бога как от Верховного Властителя. Саул не справился с возложенной на него обязанностью быть ответственным за свой народ пред Господом. ⇒ Давид же был человеком, угодным Богу, и поэтому именно он получил обетование о Мессии. При Давиде и Соломоне И. пережил период своего наивысшего расцвета, но противоречия между коленами Иуды и Ефрема стали преддверием тех трагич. событий, которые привели к закату царства. Иерусалим становится политич. и религ. столицей И., что имело большое значение для будущего страны;

5) ДВА ЦАРСТВА – ИЗРАИЛЬСКОЕ И ИУДЕЙСКОЕ. Более крупное Северное царство, образованное десятью коленами, оказалось менее сильным, поскольку здесь была утрачена связь с храмовым богослужением. В качестве его замены Иеровоам ввел поклонение золотым тельцам в Вефиле и Дане. Множество царей сменяли друг друга на престоле, причем часто это происходило в результате заговоров и убийств. Идолопоклонство в И. особенно распространилось во времена Ахава. Переменчивые надежды на Ассирию, Египет и Дамаск оказались трагическими политич. просчетами. Примечат., что Израильское царство достигло наивысшего расцвета – незадолго до своего падения и ассир. плена (722 г. до Р.Х.) – при Иеровоаме II. В 4Цар. 17:7–23 указаны основные причины этого падения. Преимущество же Иудейского царства заключалось в том, что Иерусалимский храм оставался средоточием его духовной жизни, а богобоязненные правители обеспечивали стабильность цар. дома Давида. Бог пощадил Иудейское царство, дабы исполнилось обетование, данное Давиду и его потомкам. Но Божий суд исполнился, когда безбожие, перекинувшееся после гибели Северного царства на Южное, широко распространилось и здесь. Иудейское царство оказалось причастным к уничтожению И. (⇒ Аса ⇒ Ахаз). Пророки обоих царств тщетно призывали народ обратиться к Богу;

6) ИУДЕЙСКОЕ ЦАРСТВО в 722–587 гг. до Р.Х. Реформы Езекии и Иосии не смогли остановить религ.-нравств. падения народа, предшествовавшего политич. падению Иудейского царства. Манассия, Амон, Иоаким и Седекия служили чуждым богам. Идолопоклонство Манассии привело к разрушению Навуходоносором Иерусалима и храма. Пророки Господа оказались правы, возвещая Божий суд, лжепророки были посрамлены;

7) ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН (587–538 гг. до Р.Х.), из которого в Иудею и Иерусалим возвратилась лишь часть народа;

8) ОТ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ ПЛЕНА ДО РАЗРУШЕНИЯ ИЕРУСАЛИМА РИМЛЯНАМИ (538 г. до Р.Х. – 70 г. по Р.Х.). В начале этого периода Палестина находилась под властью персов, сменившейся затем властью Александра Македонского. После смерти этого завоевателя Палестина стала предметом спора между двумя династиями – сир. Селевкидов и егип. Птолемеев. В результате восстания против сир. царя Антиоха IV Эпифана образовалось иуд. царство Маккавеев, или Хасмонеев, самостоятсти которого положил конец рим. полководец Помпей в 63 г. до Р.Х. С этого времени начинается эпоха рим. господства в Палестине. Этот период стал временем прихода на землю Иисуса. Однако евр. народ, очистившийся в плену от идолопоклонства, но оказавшийся в плену у буквы Закона, не признал Христа Божьим Мессией. Два восстания против рим. господства привели к полной утрате гос. самостоятельности иудеев. ⇒ Иудеи, иудаизм.

VI. После того как Иудейское гос-во прекратило свое существование, вокруг И. часто возникали споры о его предназначении в свящ. истории и его отношении к христ. Церкви. Этот вопрос обсуждался и во времена НЗ, но особую остроту он приобрел в XX в. в связи с возрождением Израильского государства и возникшими в связи с этим политич. проблемами. Основополагающим при этом является тезис, изложенный в Лк. 21(см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана): власть народов над Иерусалимом определена установленными для них сроками. Говоря об избрании И., ап. Павел пишет: «…Дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11:29). У И. есть предназначение для будущего. Чтобы смирить гордость христиан из язычников, Павел открывает тайну: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется» (Рим 11 и след.). Будущее И. среди народов земли связано с его всеобщим обращением ко Христу. ⇒ Царство Божие.

«…отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом…» (Бытие 32:28)
И корень в языке есть подходящий «сра», означающий «противостоять», «бороться». И история есть в Ветхом Завете про то, как Иаков ночью боролся с Богом (Быт. 32:24), после чего, ему, собственно, и было дано это имя.
Чего бы ещё, спрашивается? Нет. Прогрессивные учёные не видят Бога в истории борьбы Иакова с Богом, а видят какого-то ангела. Зато в имени, которое было дано Иакову по результатам этого эпизода борьбы с Богом, они видят «Бога», но в упор не видят «Борьбы».
Выходит нескладушка. Вместо:
Боролся с Богом, и потому получил имя «Борющийся с Богом»
Получается:
Боролся с ангелом, и потому получил имя «Да правит Бог» (к примеру).
Основных линий учёной мысли я вижу тут две:
1)Закомуфлировать «неудобную» ветхозаветную сцену телесной боорьбы Иакова с Богом. 2)Закомуфлировать некрасивый смысл названия всего еврейского народа «Богоборец».
Ну и действовали бы последовательно и логично, например: Иаков боролся не с Богом, а с каким-то ангелом. За это ему дали имя «борющийся с ангелами». Не нравится борющийся? Ну тогда: «Да правит ангел»
Так нет же. Жадность губит исследователей. Надо, чтобы боролся с ангелом, а в имени был неприменно «Бог», причём ещё в величественном контексте («Семья Бога», например).
Подобный подход обладает одним недостатком: отсутствием логики и отсутствием доказательств. Кто-то нашёл похожее слово со слогом «ра» и «оказалось» что «Израиль» означает на самом деле…
Между тем этими мыльными пузырями можно замаскировать целый «рояль» — изначальный неприглядный смысл этого слова. Как? Пузыри лопаются, они разные, но их много, и они мельтешат прямо перед глазами. А рояль большой и чёрный, но его не заметно за пузырями.
Однако, понаблюдать за генерацией этих мыльных пузырей любопытно. Ниже будут цитаты из совершенно разнообразных сайтов, где объясняется всамделишный смысл имени «Израиль». Ну евреи, иудеи — с ними то всё понятно. А вот «русские патриоты», проливающие пот на ниве облагораживания этого трудного для понимания слова — это вообще красавчики!
Итак:

Александр Мень «Магизм и единобожие»

Более неясной является этимология имени Израиль. Современные исследователи предлагают как наиболее вероятную этимологию: «Да правит Бог» или «Да воссияет Бог»

Лео Таксиль «Забавная Бибилия»

Критики отмечают, что имя Израиль, данное богом Иакову, было именем одного из ангелов халдейской мифологии. Еврейская легенда говорит, что оно означает «сильный против бога».

еврейский писатель Филон утверждает, что это имя халдейское, а не еврейское и означает оно «видящий бога».

(справочник имен)

имя, по-разному употребляемое в Ветхом Завете. Означает «Бог борется» (или «борющийся с Богом») и было получено Иаковом после того, как тот боролся с ангелом Господним и победил (Быт 32:28).

(сайт РНЕ)

(Иудейский какой-то сайт)

ИСРАЭЛЬ
«Исраэль» означает «боролся с Б-гом» или «будет властвовать Б-г». «Исраэль» в Торе – новое имя, данное Яакову, отцу родоначальников 12 колен (Берешит 32:28). Варианты: Йисроель, Израиль.

(еврейская история, имена)

Йисраэль Йисраэль i — Танах — очень распространенное — будет властвовать Бог — второе имя Яакова, праотца еврейского народа

КОГО МОЖНО НАЗВАТЬ ИСТИННЫМ ЕВРЕЕМ?

Впервые Яаков был назван Израилем, когда он вступил в борьбу с ангелом зла. Как утверждает Тора, имя «Израиль» означает «тот, кто вступил в борьбу с посланцами Б-га и человеком и победил»24

Земная воинствующая церковь Христова

Израиль имеет самое непосредственное отношение к именованию Земной Церкви – Церковью ВОИНСТВУЮЩЕЙ. Ибо этимология слова «Израиль» дает возможность переводить его как «Бог будет бороться, сражаться» или «Бог борется»

Новая хронология (!!!)

Значение, происхождение и этимология названия Израиль

КИЕВСКАЯ РУСЬ

В дальнейшем Иаков получил новое имя, Израиль, и это имя стало названием проиcшедшего от него народа. Его лингвистическая этимология до сих пор неясна, однако в библейском тексте мы находим то, что современный ученый назовет наивной «народной этимологией». В Книге Бытие рассказывается о борьбе Иакова с таинственным незнакомцем, который под конец поединка дает Иакову новое имя:
«Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом и людьми и превозмог».
Автор недвусмысленно связывает здесь имя «Израиль» (Йисраэль) с глаголом «сара», «бороться» (для чего современные лингвисты не усматривают надежных оснований), и с существительным «эль», «Бог» (а вот эта связь как раз совершенно бесспорна).

Конец цитат.
Итак, из последнего фрагмента мы видим блестящую мысль ученых: Тот, кто давал Иакову имя Израиль, был приверженцем «народной наивной этимологии». Эти доисторические «валенки» вообще вряд ли там понимали, что и зачем они называют. Истинный смысл имени Израиль могут узреть только продвинутые передовые учёные-лингвисты. Добавим, что они очень продуктивно этим занимаются. Слишком продуктивно…

Иудея — это название обширной исторической области в Земле Израиля, полученной в надел самым многочисленным коленом — коленом Йеуды. После разделения еврейского государства на Северное (Израильское) и Южное (Иудейское) царства, Иерусалим и его духовный центр — Иерусалимский Храм — принадлежали Иудейскому царству. Значительную часть Иудеи составляют Иудейская пустыня и Иудейские горы. От названия «Иудея» происходит имя нации: иудеи, жители страны Иудея. На разных языках и в разных транскрипциях житель Иудеи, иудей, называется «юдэ», «джудэ», «джеуд», «жид» и т.д.

Двенадцать колен и наделы Земли Израиля

Еще во время странствований по пустыне под предводительством Моше (Моисея), евреи были не толпой, а организованным сообществом. Как 12 сыновей праотца Яакова в свое время спустились в Египет, так потомки этих 12 сыновей — 12 колен Изралевых — начали восхождение в Землю Израиля. У каждого израильского колена было свое место в израильском стане и своя очередь в порядке движения, свой флаг и герб.

Слово «Иудея» впервые появляется в ТаНаХе в 38-й главе книги «Дварим», когда Вс-вышний показывает Моше Землю Израиля: «И всю (землю) Нафтали, и землю Эфраима и Менаше, и всю землю Йеуды». Объясняет Раши, что «всю землю Йеуды» Вс-вышний показал «в ее благоденствии и в ее разрушении, и показал ему (также) царство дома Давидова и их победу».

Когда евреи вошли в Землю Израиля, Йеошуа бин Нун и первосвященник Элазар распределили земли между коленами согласно жребию. В 15 главе книги Йеошуа подробно, с указанием точных границ с четырех сторон света, описывается надел, полученный потомками четвертого сына Яаакова — Йеуды.

Надел колена Йеуды простирался от Мертвого моря до Средиземного и включал Иудейскую пустыню, Иудейские горы — возвышенности возле Иерусалима, т.н. Шфелу (Шфелат-Иеуда, то есть Иудейская низменность), а также значительную часть Негева.

К моменту вхождения евреев в Землю Израиля, на западном берегу реки Иордан располагались несколько городов-государств различных кнаанейских (ханаанских) народов. Позднее (книга Шофтим, 1 глава) потомки Йеуды отвоевали у них Иерусалим, Хеврон, Газу и Ашкелон, и поселились в них. В результате, вся эта территория получила называние Иудеи по имени Йеуды, а жители страны стали называться иудеями.

Образование Иудейского царства

При первом еврейском царе Шауле Иудея вошла в состав объединённого Израильского царства. А царь Давид отвоевал и заново отстроил Иерусалим, сделав его столицей большого и сильного еврейского государства и подготовив все для возведения Иерусалимского Храма. Храм же был построен его сыном, царем Соломоном (Шломо), во время наивысшего расцвета еврейского государства.

После смерти царя Шломо еврейское государство распалось на два царства: Иудейское, куда вошли колена Йеуды и Биньямина, и Израильское, со столицей в Самарии (Шомроне), в котором объединились остальные десять колен. Израильские цари никогда не принимали полностью монотеизма Торы, а всегда дополнительно к нему поклонялись языческим божествам.

В Иудейском царстве всю историю правила династия Давида, а в Израильском царстве правящие династии неоднократно менялись в результате переворотов.

После вавилонского пленения поселившиеся в Шомроне самаритяне построили свой собственный храм на горе Гризим — в противовес Иерусалимскому Храму. До сих пор на этом месте, которое община самаритян считает священным, ими приносятся жертвы — так, как они поняли их описание в Торе.

В отличие от Самарии, Иудея — символ приверженности евреев Храму, Единобожию, нашей истории.

История Иудейского Царства

На Иудею нападали со всех сторон: амонитяне, моавитяне, филистимляне, самаритяне… В конце концов, войска вавилонского полководца Невузарадана захватили Иерусалим и разрушили Храм. Почти все население Иудеи было угнано в Вавилонию.

После Вавилонского изгнания только потомки Йеуды, Биньямина и Леви возвратились в Землю Израиля — и они отстроили Второй Храм. В эту эпоху колено Йеуды приобрело столь доминирующее значение, что всех сынов Израиля стали называть иудеями (יהודים) — независимо от того, к какому из трех сохранившихся колен они принадлежат.

Иудея в разные периоды была под властью македонян, египтян, ассирийцев, сирийцев… Сирийский император Антиох хотел заставить весь народ эллинизироваться, осквернил Иерусалимский Храм, поставив там статую греческого божества и принеся ему жертву. Но пять братьев из семьи первосвященника Матитьягу бен-Йоханана возглавили восстание против династии Селевкидов. Евреи общими усилиями очистили Храм, построили новый жертвенник и освятили святой Храм. В память о чудесной победе Хасмонеев и о чуде горения масла установлен праздник Ханука. Позже Хасмонеи установили свою династию и около 80 лет правили еврейским народом независимо.

В 68 году до н.э. Иудея перешла под власть Рима и вскоре стала римской провинцией, подчиняясь сменявшимся римским императорам и поставленным ими наместникам.

Когда правителем Иудеи римляне провозгласили славящегося своей жестокостью Ирода, тот с помощью римских легионов завоевал сначала всю территорию Иудеи, кроме Иерусалима, а после пятимесячных боев — и сам Иерусалим. Тысячи людей были убиты, целые кварталы города сожжены и разграблены.

Воцарившись, Ирод всеми силами старался придать Иудее нееврейский облик. Во многих городах Святой Земли были устроены по его приказу языческие капища, амфитеатры и цирки, где гладиаторы сражались насмерть друг с другом и с дикими зверями. В стране с необычайной пышностью отмечались римские праздники. Для укрепления своей власти в Иудее Ирод возвел несколько мощных крепостей, основу Гробницы Патриархов в Хевроне и многое другое.

И наконец, чтобы привлечь на свою сторону евреев, Ирод решил реставрировать святой Иерусалимский Храм, приказав при этом прикрепить над воротами Храма золотого орла — символ Римской империи.

Римские наместники в Иудее сменяли один другого, и каждый будто соревновался в угнетении евреев со своим предшественником. Ненависть евреев к римлянам переросла в восстание при римском императоре Веспасиане — так началось т.н. «Великое (Иудейское) восстание» 66-70-х гг. н.э., Огромное войско под командованием Тита захватило Иерусалим и разрушило Второй Храм.

Захват Иерусалима занял у Тита почти полгода. За этот период погибли свыше миллиона евреев. Около ста тысяч попали в плен и в рабство.

Через 60 лет, в 132 г. н.э., вспыхнуло второе восстание — восстание Бар-Кохбы, которое также было жестоко подавлено в 135 г. Иудейское царство превратилось в пустыню. Земля Израиля была переименована в Палестину, Иерусалим перепахан, и на его месте построен римский город Элия Капитолина.

С этого момента геополитическое понятие «Иудея» перестало существовать вплоть до создания Государства Израиль.

Иудея между II-м и XX-м вв. нашей эры

Несмотря на то, что название «Иудея» две тысячи лет отсутствовало на географических картах, в Иудее даже в период изгнания были еврейские населенные пункты, и самые известные из них — это Хеврон и Сусия.

Евреи всегда знали о том, что Иудея — заповеданный Вс-вышним надел, куда однажды Он нас привел и куда рано или поздно нас возвратит. Ведь в Иудее, в Иерусалиме, находится Храмовая гора — самое священное для евреев место. С него, согласно преданию, началось Сотворение мира, здесь Авраам проявил готовность принести в жертву Ицхака, здесь стояли Первый и Второй Храмы, и на их месте будет отстроен и Третий, вокруг которого объединится все человечество, по словам пророка Исайи: «И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: «Давайте взойдем на гору Господню, в дом Бога Яакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его … Ибо дом Мой домом молитвы наречется для всех народов”».

В Иудее находится Хеврон. Здесь жили Авраам, Ицхак и Яаков, и здесь, в Пещере Махпела, находится гробница Праотцов и Праматерей еврейского народа, здесь была первая столица царства Давида.

В Иудее, при въезде в Бейт-Лехем, была похоронена праматерь Рахель. Ее могила всегда была местом паломничеств.

После большого перерыва еврейская община в Хевроне была основана в XV-м веке, построены синагоги и бейт-мидраши. В XVII-м веке в Хеврон из Фесы переехал Раби Авраам бар Мордехай Азулай — выдающийся знаток кабалы, раби Шломо Адани, а также группа каббалистов из Цфата.

Иудея в XX-м веке до Шестидневной войны

В 1925-м году в Хеврон переехала знаменитая ешива из Слободки под руководством раби Моше-Мордехая бар Цви-Хаима Эпштейна, одного их лидеров поколения, и через три года количество учеников в Хевроне возросло до двухсот. Многие арабы сдавали свои дома в аренду для студентов, и центр Хеврона превратился в еврейский квартал, жизнь которого вращалась вокруг ешивы. раввины.

После резни, организованной в 1929 году арабской толпой, евреи были вынуждены оставить город, и ешива, названная «Хеврон» в память о трагических событиях, унесших жизнь десятков людей, была переведена в Иерусалим, где и процветает поныне. А в 1948 г. пришедшая сюда после Войны за Независимость иорданская власть разрушила все, что оставалось от еврейского квартала в Хевроне.

С развитием сионистского движения, в Палестине, в том числе, и в Иудее, стали появляться новые еврейские поселения.

Поселенческий блок Гуш-Эцион, располагающийся на северном склоне Хевронского нагорья, между Бейт-Лехемом (Вифлеемом) и Хевроном, имеет свою трагическую историю. В начале ХХ века, в период раннего сионистского движения, здесь были основаны четыре поселка. В 1948 г. все они были захвачены и разгромлены нападением арабов, а их жители были убиты. По итогам Войны за Независимость этот район оказался под властью Иордании.

В соответствии с планом ООН, принятом в конце 1947-го года, горы Иудеи и Самарии предназначались для будущего арабского государства. Иерусалим, Бейт-Лехем и их окрестности, также находящиеся к западу от реки Иордан, должны были войти в анклав под управлением ООН.

Однако осуществить эту резолюцию Генеральной Ассамблеи так и не удалось, так как Лига арабских государств и Верховный арабский комитет Палестины отвергли его, настаивая на создании арабского государства на территории всей Палестины.

В результате Войны за Независимость, часть Иудеи и Самария были заняты и в одностороннем порядке аннексированы Трансиорданией (после их аннексии переименована в Иорданию в 1950 году), которая дала им название «Западный берег», чтобы различить его с восточным берегом — её территорией до войны.

Иудейскую пустыню же до 1967 года населяли лишь незначительные группы бедуинов.

Иудея в Государстве Израиль

В 1967 г., после Шестидневной войны, Иудея, наряду с Самарией, перешла под контроль израильских властей. Иерусалим стал столицей Израиля, была освобождена Стена Плача.

На плоскогорье Иудеи, а также в ее пустынных районах были основаны еврейские поселения. Одновременно начался процесс перехода бедуинов на верхних уступах Иудейской пустыни к оседлому образу жизни.

Благодаря усилиям поселенческого движения, еврейский квартал Хеврона был частично восстановлен, и его развитие активно продолжается.

После освобождения Иудеи и Самарии в 1967 году были восстановлены еврейские поселения. В настоящее время в 24-х поселениях Гуш-Эцион живет свыше 25 тысяч израильтян, в основном, религиозных.

В современной Иудее вырастают новые города и поселения, в том числе такие, где проживают многие русскоязычные религиозные семьи, как, например, Бейтар Илит, Бейт Шемеш, Кирьят Арба, Маалэ Адумим, Текоа, Гиват Зеев и другие.

Древняя дорога Маале Адумим («Красный подъем») во все времена связывала два знаменитых города — Иерусалим и Иерихон.
Ни южнее, ни севернее этого пути на многие километры нет другого удобного прохода, соединяющего долину Иордана, Иерихон и Мертвое море. Таким образом, Маале Адумим был частью одной из главнейших дорог древности, не утратившей своего значения и сегодня.

Вся Иудея — это огромное количество исторических и археологических памятников.

Однако, ко многим из них у евреев нет доступа, так как по решению ООН большая часть Иудеи, захваченная во время войны за Независимость, была отдана под иорданское управление.

Официально территории Иудеи сейчас считаются «контролируемыми» и «спорными». Власть на них осуществляется гражданской администрацией при командовании военного округа.

После Ословских соглашений 1993 года часть территорий Иудеи и Самарии была передана под управление Палестинской автономии, созданной в результате этих соглашений. Но в иудаизме Иудея по-прежнему остается «сердцем» Земли Израиля, ее центральной частью в духовном плане. Потому многие евреи не приняли передачу территорий Иудеи.

География Иудеи

Область расселения колена Йеуды после вхождения двенадцати колен в Землю Израиля — это то, что на современном иврите называется Хевронское нагорье и прилегающие к нему низменности. От Иерусалима на юг на многие десятки километров уходит высокий горный хребет, которые часто называют Иудейскими горами. Их окружают с востока спускающиеся к Мертвому морю холмы Иудейской пустыни, а с запада — предгорья и низменности хевронского нагорья.

Иудейская пустыня — уникальный природный заповедник на западном побережье Мёртвого моря. На протяжении многих веков эти суровые скалы и ущелья привлекали к себе отшельников и повстанцев, прятавшихся в недоступных отдаленных пещерах. Это обстоятельство в сочетании с уникальными природными особенностями (почти полным отсутствием осадков) привели к тому, что в прилегающих к Мертвому морю ущельях сохранились уникальные археологические артефакты. Здесь, в пещерах в районе вади Кумран, были обнаружены сотни древних рукописей и рукописных фрагментов — т.н. «Кумранские свитки».

Уникальная особенность горных меловых пород Иудейских гор состоит в том, что дожди промывают в меловых отложениях многочисленные полости — и, как результат, в Иудейских горах веками текли сотни родников, которые и поили жителей этой плодоносной страны. И Иерусалим, и Хеврон были основаны на родниках — как и все древние города и поселения.

Сегодня эти родники и миквы — самые излюбленные места отдыха и местного туризма. Но сегодня питьевая вода приходит из озера Кинерет, из скважин, из опреснительных установок. И вновь на иудейских горах выросли сады и виноградники, и вновь высажены огромные леса — сбываются предсказания пророков, что многие годы страна будет безжизненна и пуста, и только после возвращения евреев сюда она расцветет заново.

Рожденных в Израиле детей называют «сабрами» от слова «сабрес» — съедобный плод кактуса опунция (колючий с внешней стороны и сладкий внутри). Сабры — термин, обозначающий евреев — уроженцев Израиля. На конец 1998 г. сабры во втором поколении составляли 1,2 млн. чел.

Цабар родом из Мексики, а еще его выращивают в Чили и в Италии. У него нет листьев, а стебли плоские и овальные, покрытые колючками. Многие думают, что это и есть листья. Молодые стебли идут на корм скоту. А из косточек цабара выжимают масло.

На этих стеблях растут розовато-желтые плоды. Они усеяны такими мелкими колючками, что при сборе надо защищать не только руки, но и рот: колючки могут туда попасть и даже нарушить дыхание. Я этого не знала и как-то раз, живя в кибуце, отправилась собирать сабры.

Сабрес применяют в кулинариии этот плод используется и в народной медицине.

Слово впервые было использовано 18.04.1931 журналистом Ури Кейсари в статье «Мы листья кактуса!», опубликованной в газете «Почта сегодня»; в статье он выступал против внешне высокомерного отношения коренных израильтян к новым репатриантам. Это сравнение с колючим пустынным растением , у которого сладкий и мягкий плод покрыт шкуркой с колючками, намекает на то, что сабра-кибуцник «колючий» снаружи, но «мягкий» и «сладкий» изнутри.

В политическом смысле движение сионистов использовало термин для восхваления «нового еврея», образ которого был создан в самом начале XX века. В противоположность «старому» типу еврея, который родился на чужбине и, согласно стереотипному образу, был «буржуем», «новый еврей» представлял тип поселенца, пахаря и трудяги. «Старый еврей» не предпринимал ничего для самозащиты, в то время, как сабра защищает отечество с оружием в руках.

Ивритское слово «цабар» изначально было сленговым, но постепенно превратилось в нормативное, служившее для описания еврея, уроженца Израиля. Когда слово было сленговым, ударение падало на первый слог, а когда оно стало стандартизованным, ударение стало падать на последний слог, как в большинстве слов современного иврита.

Коренные жители Израиля…люди, родившиеся в жаркой, солнечной и неповторимой стране.

Попадаешь на оживленные улицы Тель-Авива и думаешь: «Почему они все кричат друг на друга, ругаются…в очереди, в автобусе, на рынке?» Гам, гул машин, детский смех, звонки велосипедистов, пытающихся проехать по тротуарам, бесконечно громкие разговоры по телефону, без всякого стеснения. Наверное, горячие люди…кто-то задержался на светофоре – тут же десятки гудящих машин, спешащих неизвестно куда, торговцы на рынке, от криков которых хочется закрыть уши. И, кажется, что на всех, всегда кричат. «Да нет же, в Израиле просто так разговаривают» — скажут вам, и будут совершенно правы.

Однако, если вдруг на улице, в автобусе, да где угодно кому-то стало плохо, вдруг кто-то просто споткнулся и упал, зацепился, ударился – мимо точно не пройдут, помогут, довезут куда надо, поднимут, позвонят, вызовут скорую, сделают все, чтобы увидеть, что человек в порядке. Не зря израильтян называют «сабрами».

Сабр – плод кактуса опунции, очень колючий снаружи и сладкий внутри. Этот плод можно увидеть на огромных кактусах, растущих вдоль дороги, красного или желтого цвета. Когда их покупают, на руку надевают специальный пакет, чтобы не уколоть пальцы. Зато стоит его разрезать, и он очарует вас своим ароматом и сладким вкусом. Так и люди, родившиеся в Израиле. Они очень вспыльчивы, громки – но это только на первый взгляд, в душе же (ударение на последний слог) они добрые и отзывчивые.

Народные умельцы пытались сделать из сабра национальный израильский ликер, но идея не прижилась. То ли вкус был не совсем тот, который ожидали получить, то ли напиток не выдержал конкуренции с текилой – но в 1963 году израильтяне полностью отказались от производства ликера из кактуса. А вот название осталось.

И сегодня любимым напитком израильтян и гостей Израиля является ликер со звучным названием «Сабра», тем более что он является еще и самым известным. Существует 3 вкуса, и тут, каждый волен выбирать то, что ему по душе. Шоколадно-апельсиновый, кофейный или со вкусом и ароматом бренди и апельсина. Последний, кстати, сочетает в себе символы земли Израиля: виноградники и апельсиновые рощи. И если после поездки в Израиль кто-то утверждает, что попробовал настоящий сабр, уточните о чем идет речь: о плодах кактуса или всеми любимом ликере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *