Каббала, это что?

Учитель считается истинным, если:

Получил свои духовные знания от признанного каббалиста.

Обучает своих учеников по оригинальным каббалистическим источникам, не заменяя их своими текстами.

Ни в коем случае не привлекает внимание учеников к своей личности.

Направляет учеников на Творца, то есть на приобретение Его свойств.

Роль преподавателя в каббале

Преподаватель должен так искусно объяснять ученику материал, чтобы у него возникало еще больше вопросов. То есть содержание ответа должно настраивать ученика на дальнейшее внутреннее развитие.

Ученик не способен напрямую воспринять истину, поэтому преподаватель говорит то, что ученик желает услышать, но внутри этого ответа скрыта информация, необходимая для постоянного увеличения стремления к цели.

Преподаватель обязан дать ученику знания о строении духовных миров, историческом процессе развития общества, о внутренней работе человека.

Каббалистические книги

Все каббалистические труды содержат описание системы взаимоотношений Творца и созданных им творений.

Каббалисты описывают все состояния нисхождения от наивысшей точки слияния с Творцом до нашего мира.

В книгах содержится информация обо всех потенциальных состояниях, которые должно пройти человечество и каждый лично в своем духовном развитии.

Все духовные состояния или миры (мир — «скрытие») ощущаются внутри наших желаний, в большей или меньшей степени подобных Высшим законам природы или Творцу (природа = Творец).

Краткое описание трудов Бааль Сулама

Предисловия, статьи («Поручительство», «Мир» и др.) написаны специально для начинающих учеников и направляют их на самопознание, на внутреннее исследование своей природы.

Письма написаны, как правило, не для общего изучения, а используются в частном, узком применении. Письма изучаются избирательно в зависимости от внутренних состояний ученика.

«Учение Десяти Сфирот» – основополагающий учебник по каббале, который описывает всю духовную работу человека, проходящего ступени исправления своей природы, а также является источником воздействия на внутренние качества начинающего. Начинают изучать после статьи «Введение в науку каббала» по следующему порядку: 4,6,8,16,3,15,1,2,7 9,10,11,12,14,13,5 части.

«Книга Зоар» с комментариями Бааль Сулама – это объяснение духовной работы по методике трех линий. «Книгу Зоар» могут воспринять только люди, уже находящиеся на определенном духовном уровне восприятия Высшей силы. «Книгу Зоар» изучают после статьи Бааль Сулама «Предисловие к «Книге Зоар» и статьи «Введение в науку каббала».

Три фактора продвижения ученика

Учеба по истинным каббалистическим источникам.

Коллектив единомышленников.

Преподаватель.

Учитель дает направление и объясняет методы исследования.

Группа единомышленников является местом исследования.

Книги должны быть только подлинными, истинными каббалистическими источниками – это «Книга Зоар», произведения АРИ, Бааль Сулама и РАБАШа.

Цель изучения каббалы

Истинная цель обучения состоит в выявлении внутренней связи с изучаемым материалом.

Воздействие учебного материала для изменения внутренних качеств с целью уподобиться свойствам Творца. Книги великого каббалиста XX века Бааль Сулама наиболее адаптированы для нашего поколения.

Обучение должно быть не насильственным, а в соответствии с уровнем развития. Любое постижение в каббале предполагает внутреннее стремление исследовать на себе действия Творца, и здесь все зависит от собственного желания.

Процесс обучения

Изучение и постижение науки каббала является средством изменить себя, свою эгоистическую природу.

Ученику необходимо достичь такого подхода к учебе, когда он воспринимает ее в качестве лаборатории, а себя — объектом исследования, который он исправляет, изменяет и совершенствует.

Необходим максимально прагматичный подход к процессу обучения – требовательный и целенаправленный.

Книга – источник сил, а накопление знаний – вещь второстепенная. По книге мы изучаем законы Высшего мира и тем самым вызываем на себя их воздействие.

Очень важно начинать занятия утром, перед работой, хотя бы в течение четверти часа.

Каббалистические книги переведены на множество языков. Изучать их можно на любом из них, но основные определения, а их несколько сотен, необходимо выучить на языке оригинала.

Урок

Подготовительная часть урока занимает 10-15 минут и предназначена для выяснения цели присутствия ученика на занятиях.

Первую половину урока (обычно около часа) занимает продолжение подготовки, настройка на внутреннюю работу, но уже специфическую, в зависимости от выбранного материала. Рекомендуется читать статьи и письма Бааль Сулама, РАБАШа о духовной работе.

Вторая половина урока – обязательное изучение книги Бааль Сулама «Учение Десяти Сфирот» или для начинающих «Введение в науку каббала».

Правильный подход к изучению каббалистических текстов

Получение знаний в каббале является процессом многоуровневым: прежде всего, усваивается верхний, наиболее легкий уровень — общая картина.

Второй этап – подробный анализ каждой детали.

Третий этап – соединение всех деталей в общую картину.

Процессы постигаются не умозрительно, а чувственно.

В каббале требуется многократное осмысление текста, пока не появятся впечатления, адекватные изучаемому материалу.

Ученик должен заучивать на память все определения. У него не должны возникать в уме материальные образы и различные овеществленные представления об объектах, изучаемых в каббалистических книгах.

Вся эта работа необходима для того, чтобы каждое слово вызывало внутри нас соответствующую чувственную, а не только умозрительную реакцию.

Переход от мысленного представления геометрических фигур и чертежей к желанию чувственно участвовать в описываемых процессах требует четкого знания определений каждого понятия.

Книга не воздействует на человека, если он хочет только умственно понять изучаемый материал. Например, я хочу понять, почему эти окружности расходятся именно так, а не иначе. Это не правильный подход к изучению каббалистических книг.

Книга воздействуют на нас в мере нашего желания войти в эти состояния, уподобиться им по свойствам.

Домашнее задание

Домашним заданием является подготовка к очередному уроку, который обязательно должен состояться в течение суток. Отрыв от учебы на сутки повлечет за собой отставание на недели и даже на месяцы.

Нет смысла изучать материал десять часов подряд, а потом сделать перерыв на неделю. Намного эффективней заниматься час в сутки, но каждый день.

Очень важно в течение дня читать и работать с каббалистическими материалами. Целью таких занятий является подготовка к работе на уроке, а также построение внутренней базы обшей информации, запоминание терминов и определений.

Работа с текстом

Несколько примеров заданий по работе с текстами

Определить основную тему прочитанной статьи.

Составить резюме, используя слова автора, а затем попытаться описать своими словами.

Определить, какой из двух нижеперечисленных подходов использовал автор статьи:

Описать причинно-следственную связь, с помощью которой автор статьи приводит нас к решению поставленной задачи.

Попробовать прийти к такому же результату, но используя другой метод, примеры из других наук.

Возможности обучения

www.kabbalah.info — Неограниченный доступ к текстам каббалистических первоисточников более чем на 20 языках без регистрации. Доступны переводы оригинальных статей Бааль Сулама и других каббалистов.

http://live.kabacademy.com/ — Виртуальное изучение каббалы (Лернинг центр на русском языке) — Международная Академия Каббалы (МАК) предоставляет всем желающим возможность основательного изучения классической науки каббала. К Вашим услугам — виртуальные учебные курсы, обширная библиотека оригинальных каббалистических источников, первоклассные преподаватели, возможность виртуально или физически участвовать в разнообразных мероприятиях, организуемых МАК по всему миру. С нашей помощью Вы сможете создать для себя окружение единомышленников, вместе с которыми будете находить ответы на самые важные для Вас вопросы, например, о смысле жизни. Вы сможете радикально расширить и углубить свои ощущения и представления о мире, в котором мы существуем.

http://www.kabacademy.com/selfstudy — Возможность бесплатного, углубленного и интерактивного изучения науки каббала на курсах дистанционного обучения. В программе курсов: сравнительный анализ науки каббала и других наук, взгляды ученых и каббалистов на возникновение и эволюцию материальной Вселенной, основные методы взаимодействия человека с обществом и природой. Все материалы — в открытом доступе. По окончании обучения студент получает диплом и возможность участия в конгрессах, проводимых Международной академией каббалы в разных странах мира.

www.kab.tv — Интернет-телеканал «Каббала ТВ»:

— Ежедневная прямая трансляция уроков с синхронным переводом на 5 языков, возможностью задавать вопросы в режиме реального времени.

— По воскресеньям уроки для начинающих в прямом эфире (17:00 по московскому времени) – на русском языке.

— Большая подборка фильмов, видеоклипов, телемостов и бесед с ведущими учеными, актерами и журналистами.

www.kabbalahmedia.info — Медиаархив, где размещаются все записи занятий в свободном доступе.

Очные курсы обучения

В программе:

— вводный курс по основам каббалы из 10 лекций

— трехгодичный академический курс.

Презентацию «Методика изучения каббалы» можно скачать здесь.

Наука каббала — это раскрытие Высшей управляющей силы всеми путями во всех ее свойствах и проявлениях, раскрывающихся в мирах и подлежащих раскрытию человеком в будущем, всеми способами, какие только можно применить для исследования ее в мирах, до конца всех поколений.

ЦЕЛЬ ТВОРЕНИЯ

Поскольку нет ничего бесцельного у всего порожденного Высшей управляющей силой, постольку, несомненно, у нее самой есть цель творения, развернувшегося перед нами. Из всего разнообразия действительности, порожденной Высшей силой, особую важность представляет собой осмысленное ощущение, данное исключительно человеку, благодаря которому он ощущает страдания ближнего.
Поэтому, если у Высшей управляющей силы есть цель творения, то объектом ее является человек, и все сотворено только ради достижения человеком своего предназначения — состояния, в котором он ощутил бы управляющую им Высшую силу. Вследствие сближения, по мере подобия свойств отдачи и любви, возникает в человеке огромное наслаждение, вплоть до чудесного ощущения полного взаимного контакта с Высшей управляющей силой.

СВЕРХУ ВНИЗ

Известно, что конец действия и его результат всегда присутствуют уже в первоначальном замысле. Так, желающий построить дом мысленно рисует его, и этот образ является его целью. Исходя из этого, он создает план строительства, чтобы намеченная цель была успешно достигнута.
Так и в мироздании: после определения цели выясняется, что порядок творения во всех своих проявлениях определен заранее, и только в соответствии с той целью, согласно которой человечество будет развиваться и подниматься в свойстве отдачи, до тех пор пока не станет способным ощутить Высшую управляющую силу так же, как своего ближнего.
Свойство отдачи обретается человеком постепенно, будто он поднимается по ступеням лестницы, преодолевая их одну за другой, пока не достигает своей цели. И знай, что количество и качество этих ступеней определяется двумя действительностями:
1. Действительность материи — порядок раскрытия Высшего света сверху вниз, от Первичного источника, определяющего меру и качество света, исходящего из сути Творца. Высший свет осуществляет сокрытия, одно за другим, пока не возникнет из него материальная действительность и материальные создания;
2. Действительность Высшего разума — после нисхождения света сверху вниз, создается порядок подъема творения снизу вверх, представляющий собой ступени лестницы, в соответствии с которыми развивается человечество, взбираясь и поднимаясь, пока не достигнет цели творения.
Обе эти действительности исследуются во всех своих частных проявлениях и подробностях в науке каббала.

НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ НАУКИ КАББАЛА

Оппоненты каббалы могут выступать против ее изучения, утверждая, что эта наука предназначена только для тех, кто уже удостоился в какой-то степени раскрытия Высшей управляющей силы. Возникает вопрос, должны ли широкие массы заниматься наукой каббала, и для чего им это нужно?
Есть действия, которые каждый человек должен совершить в качестве подготовки к достижению цели своего существования — постижения Высшей силы. Поскольку раскрытие Высшей силы происходит в мере подобия ей, то изучение науки каббала должно сопровождаться намерением человека уподобиться Высшей силе. Именно в мере этого намерения, человек быстрее и эффективнее достигает раскрытия Высшей силы.
Изначально человек не обладает намерением изменить свои эгоистические качества на альтруистические свойства. Поэтому ему необходимо окружение, общество, которое вызвало бы в нем хотя бы минимальное устремление к подобию Высшей силе (см. об этом подробнее в статье «Свобода воли»).
Таким образом, овладение наукой каббала происходит в два этапа:
1. Раскрытие Высшей силы;
2. Изучение и использование Высшей силы.
Оба этапа человек проходит посредством изучения науки каббала.
Отсюда понятно отличие науки каббала от естественных наук: если естественные науки мы постигаем с помощью уже имеющихся у нас органов чувств, то науку каббала мы начинаем изучать, совершенно не ощущая сам предмет изучения, и, по мере изучения, обретаем новый орган чувств. Тогда начинается второй этап изучения Высшего мира, Высшей управляющей силы — самой науки каббала. Первый этап был все лишь подготовительным, подобно тому, как овладение любой профессией в нашем мире требует обучения, а затем возможно применение ее на практике.

ОБЯЗАННОСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАУКИ КАББАЛА

Поскольку вся наука каббала повествует о раскрытии Высшего управляющего нами мира, становится очевидным, что нет другой науки, равной ей по важности для нашего существования. Все человечество постепенно развивается и осознает, что оно не в состоянии выжить без постижения управляющей им Высшей силы.
Намерение ученых-каббалистов заключалось в том, чтобы создать систему постижения, которая была бы пригодна для нашего времени, когда человечество приходит к осознанию необходимости в раскрытии для себя системы Высшего управления. Поэтому на протяжении веков и до нашего времени ученые-каббалисты развивали эту науку втайне. Однако, это скрытие должно было продолжаться только определенное время. Сказано в Книге Зоар: «Откроется мудрость каббалы в конце дней». То есть, каждому раскроются все высшие понятия и ступени, сущность творений и их поведения в этом мире, представляющем собой ветви Высшей силы, миры, спускающиеся и отпечатывающиеся сверху вниз, один из другого, подобно печати и оттиску, и все что наполняет эти миры. И так вплоть до нашего самого низкого материального мира, включающего в себя самый Высший мир, как оттиск печати. Наш мир является последней ветвью из всех миров.
Раскрытие Высшей управляющей силы — не одноразовое действие, а ступенчатое постижение, требующее определенного времени. Последовательные постижения Высшего называются ступенями, потому что они расположены в постижении одна над другой, как ступени лестницы.

НАЗВАНИЯ В ДУХОВНОМ

Духовное не имеет облика, поэтому в нашем мире нет средств, которыми можно было бы его выразить. И даже если сказано о нем в общем, что это Высшая сила или Высший свет, который спускается и притягивается к изучающему, пока не «облачается» в него и не постигается им в мере, достаточной для раскрытия самого источника этой силы, то это лишь язык аллегорий. Ведь употребляемые названия не дают реального представления об объектах.
Обычно воздействие Высшей силы на человека называется «свет», по примеру, подсказанному человеческим разумом, когда воздействие Высшей силы на человека ощущается подобно изобилию света и наслаждений во всем теле человека. Когда разрешаются сомнения человека, он раскрывает изобилие света и наслаждения во всем теле и называет это ощущение «светом разума». Поэтому человека, постигающего Высшую силу, мы можем назвать «облачающим» Высший свет.
Возникает вопрос: не лучше ли давать названия, понятные разуму, такие как «изучение», «постижение», или названия, подчеркивающие явления, которые разум пытается осмыслить? Дело в том, что для явлений, происходящих в Высшем мире, у человеческого разума нет образов, а человек, находящийся на ступенях постижения охватывает и включает в себя все части мира, который постигает. Ведь каждая ступень дает человеку, их постигающему, ощущение всех деталей мироздания, только в своей мере. Постижение происходит так же, как в случае с телом: постигая какое-либо явление, человек воспринимает его целиком, от начала до конца. В начале постижения человек видит все, но не понимает ничего в том, что видит. Но постепенно он проходит этапы постижения, начинает чувствовать и использовать свое постижение в соответствии с высшей целью.
Выясняется, насколько сильно ощущение духовного отличается от явлений, свойственных разуму. Поэтому нам не хватает привычных для нашего разума определений явлений. В таком случае мы вынуждены использовать названия материальных явлений, ведь они абсолютно аналогичны явлениям Высшего мира по форме, хотя и предельно далеки по материалу.

ЯЗЫК КАББАЛИСТОВ

Для описания Высшего мира каббалисты создали собственный язык. Он очень точен в отношении ветви и корня, причины и следствия. Особым достоинством каббалистического языка является то, что с его помощью можно без ограничения описывать мельчайшие детали Высшего мира. Каббалистический язык позволяет также обратиться напрямую к интересующему нас явлению, не увязывая его с предшествующим ему или следующим за ним.

КОРЕНЬ И ВЕТВЬ

Каждому явлению из всего их разнообразия в неживом, растительном, животном и человеческом уровне этого мира соответствует подобная по форме определенная деталь Высшего мира. Все отличие материальных и духовных объектов – только в их материале. Животное или камень этого мира — это материальные объекты, а соответствующие им животное и камень, находящиеся в Высшем мире, являются духовным материалом, вне времени и пространства. Однако форма у них одна и та же.
Необходимо принять во внимание влияние формы на материал, что обуславливает, также, и качество формы. Все разнообразие неживого, растительного, животного и человеческого уровней, находящееся в Высшем мире, присутствует и в мире, находящемся над ним, и так — до мира Бесконечности, в котором все детали находятся в своем завершенном состоянии.
Мир Бесконечности находится в центре всего мироздания, что указывает на завершение и цель всего действия. А отдаление от цели называется нисхождением миров от мира Бесконечности до нашего материального мира, наиболее удаленного от цели своего развития. Цель материального мира — в его постепенном развитии и достижении Высшего мира. Таким образом, мир Бесконечности — наивысший из миров. Его мы постигаем в последнюю очередь.

СУТЬ НАУКИ КАББАЛА

Основой науки каббала является общее знание всех уровней (неживого, растительного, животного и человеческого) и всех их частных проявлений, которые включены в замысел Высшей управляющей силы или цель творения. Поэтому все науки нашего мира включены в науку каббала. Каббала устанавливает общий порядок для всех наук, которому каждая наука должна соответствовать.
Физика, астрономия, музыка и все другие науки точно соответствуют порядку миров и сфирот. Находим, что наука каббала упорядочивает все науки в соответствии с их связью и отношением с ней. Все науки вытекают из каббалы и опираются на нее, – каждая в своей области. На основе связи с каббалой все науки становятся взаимозависимыми. То есть, все науки зависят от науки каббала, а каббала, в свою очередь, зависит от всех наук. Поэтому развитие любой науки возможно лишь в мере ее соответствия с наукой каббала, изначально включающей в себя все остальные науки.

ПОСТИЖЕНИЕ ЕДИНСТВА МИРОЗДАНИЯ

Главным в науке каббала является исследование взаимопроникновения всех частей мироздания: как все части огромной действительности всех пяти миров, управляемые единым законом природы, включаются друг в друга, объединяются и соединяются, пока не составят единое целое, в котором все взаимовключено и соединено воедино.
Далее исследователь Высшего мира обнаруживает, что все миры и сама наука каббала объединены в десять реальностей, которые называются «десять сфирот» и образуют систему из пяти миров относительно центральной точки, обозначающей мир Бесконечности.
Человек начинает изучение науки каббала с точки мира Бесконечности, а затем переходит к изучению десяти сфирот первого после мира Бесконечности – мира Адам Кадмон. Далее человек изучает, каким образом неисчислимые детали, существующие в мире Адам Кадмон продолжаются и распространяются, подчиняясь причинно-следственному порядку по тем же законам, которые известны в астрономии, физике и других науках нашего мира. Эти установленные законы являются абсолютно взаимообусловленными. Закон поэтапного развития одного духовного объекта из другого не подлежит нарушению. Четыре мира отпечатываются один от другого, как оттиск от печати, и распространяются от центральной точки, находящейся в мире Адам Кадмон, пока не достигают всего множества явлений, существующих в нашем мире. После этого человек приступает к исследованию всех деталей мироздания, включенных друг в друга, пока не достигает мира Адам Кадмон, затем — десяти сфирот, затем — четырех основных ступеней, а затем и исходной точки мира Бесконечности.
Несмотря на то, что исследуемый материал нами пока не ощущается, можно изучать его логическим путем, как в любой науке. Например, из анатомии, которая занимается изучением отдельных органов, их взаимодействия и организма человека в целом, мы знаем, что отдельные органы сами по себе ничем не напоминают организм человека. Но, изучив науку в совершенстве, со временем можно составить общее представление о функционировании всего организма в целом.
Так же происходит постепенное изучение Высшего мира. В начале изучения человек не охватывает общей картины. Ему нужно прежде изучить все детали, механизмы их взаимодействия и причинно-следственные связи, пока он не постигнет всю науку. А когда он узнает все до тонкостей, то придет к пониманию общей картины.
Люди не изучают Высший мир не потому, что он непостижим. Ведь и у астронома нет достаточной информации о звездах и планетах, но он изучает процессы, происходящие с ними. Сами каббалисты скрывали науку каббала в течение тысячелетий, вплоть до нашего времени, когда появилась настоятельная необходимость широкого изучения каббалы по причине развития в человечестве эгоизма и осознания им порочности и тупиковости эгоистического развития.

РЕАЛЬНЫЕ НАЗВАНИЯ

Ошибочно считать, что язык каббалы использует абстрактные названия. Он обозначает только реальные явления. В мире существуют такие реалии, которых мы не можем постичь, например: магнетизм, электричество. Их названия не абстрактны, поскольку мы хорошо знакомы с их действиями, и совершенно не важно, что нам неизвестна их суть. Мы даем конкретное название явлению в соответствии с действием, которое оно производит. Даже ребенок может назвать его, как только хоть в чем-то ощутит его действие. Поэтому мы можем давать имя всему, что постигаем. А то, что мы не постигаем, не можем называть по имени.
Кроме того, даже после добросовестного исследования таких реальных объектов, как, например, камень или дерево, мы все равно постигаем не их суть а только ее проявления, взаимодействующие с нашими органами чувств.
Наука каббала говорит о существовании трех сил:
1. Тело;
2. Животная душа;
3. Высшая душа.
Исследователь различает три вида действий сути в духовных мирах и дает им соответствующие названия. Поэтому в каббале используются не абстрактные, а только конкретные названия.

ПРАВИЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ НАУКИ КАББАЛА

Для толкования науки каббала можно воспользоваться помощью внешних наук, так как они включены в науку каббала. Однако, наилучшее разъяснение ее происходит при описании Высшего мира в соответствии с корнем и ветвью, причиной и следствием.

ПОСТИЖЕНИЕ НАУКИ КАББАЛА

Постижение науки каббала включает:
1. Понимание текста. Хотя наш мир находится перед исследователем, но, вместе с тем, он должен проявить немало усердия, чтобы понять этот мир, несмотря на то, что все видит своими глазами;
2. Ощущение текста. Кроме информации, в каббалистическом тексте заключено особое свойство, которое позволяет каждому, несмотря на то, что еще не понимает написанного, постепенно входить в ощущение Высшего мира.

Источник: Библиотека МАК

Сегодня о каббалическом учении говорят многие.

«Каббала – это что?» – такой вопрос задает большое количество людей. И не только евреев.

Каббала – именно так называют «скрытую» часть Торы, в которой раскрыты тайны появления нашего мира. Книга Каббала рассказывает о том, как Бог управляет миром. А еще о множестве духовных миров.

Есть части Торы, которые открыто передаются между людьми. Это так называемая «устная Тора». Но каббала и ее основы – знания, доступ к которым закрыт для обычных людей. Учение Каббалы может передаваться только напрямую от учителя (рава) к ученику. И не любому, а только тому, который достоин их принять. Потому-то и назвали учение Кабала (от «лэкабэль», что значит «принимать»).

Интересно определяется Кабала в книге «138 врат мудрости». Раввин Рамхаль трактует ее предназначение как возможность показать истинность веры и понять, что все создано по воли Творца и сделано им в мире, как все управляется Всевышним.

В другой своей книге Маамар а-Викуах философ добавил, что благодаря Каббале мы знаем: всем в этом мире управляет Творец. И его управление «красиво и подобающе». Этому учатся не только с помощью веры. Но и с помощью знаний.

Из выражений Рахмаля можно сделать вывод, что Каббала – это то, что помогает евреям укрепить свою веру, почувствовать искреннею любовь к Всевышнему. А также дает понимание, как важно знать и выполнять все заповеди Торы и мудрецов, вплоть до мельчайших деталей.

Последователи учения каббалы знают, что выполнение заповедей оказывает большое влияние на духовные миры. Каббала вера дает возможность проследить пути зла. А поняв их, еврей сможет уберечь свою душу от всего злого.

Царь Соломон (по-еврейски Шломо) слова мудрецов в одном из своих высказываний назвал загадками. В этих словах-загадках закодированы великие тайны нашего мироздания. Чтобы приоткрыть занавес этих тайн, человеку как раз и нужно узнать Каббалу.

Таким образом мы лучше узнаем, что такое каббала и зачем она нужна. Оказывается, эта часть Торы помогает постичь величайшие тайны мира через понимание смысла заповедей. Соломон назвал Тору притчей. Но понять ее глубокий смысл и оценить те знания, которые она дает людям, может только каббалист – человек, глубоко изучивший Кабалу.

Каббала – учение, которое можно постигать только после достижения определенного уровня развития. Чье сознание ниже такого уровня, тому изучать кабалу нельзя. Вот почему о массовом изучении каббалы, по мнению многих речи не идет. Во всяком случае, так считают многие каббалисты. Тех же, кто начинает изучать книги по каббале, не достигнув нужного уровня, ждут беды.

Однако уже миллионы людей в разных уголках мира активно интересуются вопросом что такое кабала. Именно для таких людей великим знатоком этого учения Рахмалем была написана книга «Путь творца» (Дерех Ашем).

Рамхаль – учитель, который осознал, какую мудрость на самом деле таит в себе каббала, и глубоко постиг ее уроки. Свою книгу он написал для «простого читателя» – то есть людей, еще не достигших нужного уровня, чтобы постигнуть кабалические знания. В этом труде читатели найдут начальные знание о каббале как части религии, которые полезно знать любому еврею.

Глубже осознать роль Творца в нашем мире призвана другая книга этого философа под названием «Даат Твунот». Всевышний – единственная сила в этом мире, по чьему велению в нем все и происходит. Так автор книги трактует слова из Торы и расширяет понятие «каббала». Рамхаль показывает, насколько мудро Творец управляет нашим миром, как он его исправляет и совершенствует.

Каббала – то, что дает такое понимание мира, которое позволяет не только управлять своей жизнью, но и приблизиться у Всевышнему. Кабала – это древние знания, цель которых сделать человека совершеннее духовно.

Нельзя, чтобы такие знания, такая глубокая мудрость попали в руки людей с нечистыми намерениями. Тех, кто может использовать эти знания не на благо людям, а во вред.

Ныне, когда каббала, ее теория и практика, стали открыты для широких масс, появляется все больше предприимчивых шарлатанов, желающих на этом заработать. Появилось такое понятие, как каббала центр – организация, где всех желающих учат этому за деньги.

Но много так называемых «учителей» на самом деле очень далеки от истинного понимания этой древнейшей мудрости. Часто они передают искаженные знания. Естественно, такая практическая каббала не принесет ученику никакой пользы. А то и будет во вред.

Кабала – вообще что такое? Как дойти до самой сути загадочного учения? Где найти хорошего учителя? И кто из нас способен воспринять такие знания? Эти вопросы пока остаются открытыми…

Текст

Центральным местом во всех религиях является понятие «Бога». Что означает Бог в каббале?

Бог в каббале означает общую силу природы, кроме которой ничего не существует.

Само по себе это абстрактное понятие относительно человека, а о том, что существует вне нашего познания, мы говорить не можем. Никто никогда этого не ощущал. Такое состояние Творца не относительно нас, когда эта высшая сила существует сама по себе, никоим образом не может быть постигнуто нами, и поэтому эта сила называется «Ацмуто», то есть Он Сам по Себе.

А все, что мы постигаем и что дано нам постичь, – это действия высшей силы относительно нас. Раскрытием этих действий относительно человека занимается наука каббала.

Мы называем эту высшую силу «Творец», поскольку Он сотворил человека, Он сотворил в человеке все свойства, внутри которых мы ощущаем наш мир и можем исследовать через наши ощущения самого Творца – того, кто создал нас. Мы можем исследовать, почему Он создал нас с такими свойствами, с такими ограничениями или, наоборот, возможностями, и что Творец желает от нас.

Развиваясь в эту сторону, мы начинаем постигать Его Самого, то есть Творца. Не Ацмуто, не Его Самого по Себе, а именно Творца относительно нас. Таким образом мы исследуем Его действия, как Он создал наш мир и остальные миры, т.е. определенную систему связей между Собой и нами.

Такая система связей постепенно нисходящих к нам ступеней называется «миры». Эта система воздействует на нас.

Изучая эти миры, мы изучаем Творца, изучаем себя, понимаем, в каких состояниях мы находимся в связи с Ним и можем в соответствии с этим менять свое поведение, свои действия, чтобы поднять себя к более высоким связям, непосредственно быть соединенными с Творцом, буквально лицом к лицу.

То есть мы можем видеть, какие наши действия производят какие реакции в Нем, и, наоборот, какие Его действия вызывают какие реакции в нас, и достичь абсолютно полной раскрытой двусторонней связи.

Когда мы начинаем постигать эту возможность, постепенно раскрывать и достигать ее, то при этом мы, естественно, меняем свое поведение в соответствии с тем, что раскрываем, и вступаем на совершенно иную ступень своего развития, когда начинаем меняться в подобие Творцу. При этом наш мир и мы сами кардинально меняемся, и наше состояние становится все более надежным, удобным, правильным, истинным.

Кого я называю Богом, если я занимаюсь каббалой?

Богом я называю общую силу природы. Она так и называется словом «Элоким», по гематрии (числовому значению слова) равном «Тева»/»Природа». Вся природа, которую я раскрываю, всё, что воздействует на меня снаружи, я называю Творцом, а всё, что внутри меня, я называю производными Творца.

В этом вся цель нашей работы, изучения и всевозможных действий, чтобы сделать абсолютное подобие между собой и Творцом в желаниях, намерениях, действиях, и достичь полностью гармоничной связи.

Так же как я обнаруживаю, что все свойства Творца – это отдача и любовь, так и я поднимаю себя к этим свойствам. Это все воспринимается через чувства, ведь человек – чувственное создание. А разум ему дан для того, чтобы управлять этими чувствами и оформлять их в подобие Творцу.

Только для этого мы созданы. Но для того чтобы прийти к этому решению, выводу и действию, мы должны пройти очень долгий этап исторического развития: неживого, растительного, животного и человеческого.

Сейчас мы подошли к самому последнему этапу человеческого развития. Нам осталось только лишь раскрыть Творца и сделать из себя подобие Ему. Тогда мы станем называться людьми – «Адам» (в переводе означает «подобный»).

(Qabbalah) — мистическое учение и мистическая практика в еврействе, сохранявшаяся первоначально устным преданием, что обозначается и самым евр, словом (принятие, в объективном смысле — предание). Мнения о древности К. расходятся более чем на 3000 лет — от эпохи Авраама и до ХIII в. по Р. Х. Признание за К. добиблейской древности не имеет исторического характера, другое же крайнее мнение (о позднем средневековом происхождении К.) основано на недоразумении: главные памятники каббалистической письменности в их настоящем виде действительно явились в средние века, но нельзя отожествлять их с самым содержанием К., т. е. с тем кругом мистических традиционных идей, которые сохранялись втайне от непосвященных, частью в устном предании учителей, частью в отрывочных, не дошедших до нас записях. Ясные следы каббалистических понятий и терминов в Новом Завете, а еще более прямые указания на К. в древнейших частях Талмуда, относящихся к первым векам нашей эры, свидетельствуют о существовании еврейской теософии по крайней мере около Р. Х. В Мишне читается такое изречение: «Не излагают дела о началах (мира) в присутствии двух, а дела колесницы (Божией) — в присутствии одного, разве только у него свой ум для этого». Здесь в подчеркнутых словах указываются два подразделения умозрительной К. (см. соотв. статью). С этим изречением уже в иерусалимской (более древней) Гемаре связан длинный диалогический рассказ, трактующий о том, как опасно неосторожное отношение к тайному теософическому учению, которое таким образом предполагается здесь как нечто уже установившееся. С достаточною уверенностью можно утверждать, что К. возникла не ранее вавилонского пленения и не позже последних Асмонеев. Как из столкновения еврейской религиозной мысли с греческою философией возникли оригинальные умозрения Филона, так более раннее взаимодействие той же мысли с вавилоно-персидской магией и теософией породило К. Дальнейшие греческие, греко-иудейские, греко-египетские и христианские влияния на развитие К. этим не исключаются, но они остались второстепенными; основа была прочно заложена в Вавилоне и в Персии.

К. разделяется вообще на умозрительную (К. июнит) и прикладную (К. маасит). Умозрительная К. состоит опять из двух главных частей или «дел»: космогонии — маасэ берешит, букв. дело (о том, что) в начале, и теософии — маасэ меркаб á, букв. дело колесницы или выезда Божия. Впрочем, космогонические и теософические умозрения К. переходят одно в другое и не поддаются отдельному изложению. Главные письменные памятники умозрительной К. суть Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая приписывается праотцу Аврааму, но в действительности относится к началу средних веков; в IX в. на нее уже писались комментарии как на старинный авторитет, вероятно она составлена в VI или VII в. Зогар приписывается каббалистами ученику знаменитого р. Акибы, р. Симону бен-Иохаю (II в.), но так как в этом темном писании находятся ясные указания на мусульман и даже намек на смерть папы Николая III (1280), то его с полной вероятностью относят ко времени около 1300 г. и автором его признают испанского раввина Моисея да Леона (см.). Обе книги напечатаны в первый раз в Мантуе, в 1558—62 гг. Кроме этих основных текстов, в образовании умозрительной системы К. имели особенное значение Сефер-га-Бахир, сочинение р. Исаака слепого (XIII в.), затем Пардес-Римоним — р. Моисея Кордуанского, и наконец писания р. Исаака Лурия, по прозванию Льва (ари). оба последние жили в XVI в. и ими завершается внутреннее развитие еврейского каббализма. С XV в. являются каббалисты и между христианскими писателями: в Италии — Пико де Мирандола; в Германии — Рейхлин («De arte cabbalistica» и «De Verbo mirifico»), Корнелий Агриппа ф. Неттесгейм («De occulta philosophia») и Парацельс; во Франции — Вильгельм Постель (XVI в.); в Англии — Роберт Флудд или de Fluctibus и Генрих Мор (XVI — X V II вв.). С другой стороны, взаимодействие между христианством и еврейством на почве К. породило мессианское движение Саббатая Цеви (XVII в.), Франка и франкистов (XVIII в.) и наконец, хасидизм, с его цадиками, доныне процветающий в юго-зап. России и Галиции.

Умозрительное учение К. исходит из идеи сокровенного, неизреченного Божества, которое, будучи выше всякого определения как ограничения, может быть названо только эн-соф, т. е. ничто или Бесконечное. Чтобы дать в себе место конечному существованию, эн-соф должен сам себя ограничить. Отсюда «тайна стягиваний» (сод цимцум) — так называются в К. эти самоограничения или самоопределения абсолютного, дающие в нем место мирам. Эти самоограничения не изменяют неизреченного в нем самом, но дают ему возможность проявляться, т. е. быть и для другого. Первоначальное основание или условие этого «другого», по образному представлению каббалистов, есть то пустое место (в первый момент — только точка), которое образуется внутри абсолютного от его самоограничения или «стягивания». Благодаря этой пустой, бесконечный свет энсофа получает возможность «лучеиспускания» или эманации (так как есть куда эманировать). Свет этот не есть чувственный, а умопостигаемый, и его первоначальные лучи суть основные формы или категории бытия — это 32 «пути премудрости», именно 10 цифр или сфер (сефирот) и 22 буквы еврейского алфавита (3 основных, 7 двойных, 12 простых), из которых каждой соответствует особое имя Божие. Как посредством 10 цифр можно исчислить все, что угодно, и 22 букв достаточно, чтобы написать всевозможные книги, так неизреченное Божество посредством 32 путей открывает всю свою бесконечность. Насколько можно понять, различие между сефиротами и буквами имен Божиих в этом откровении состоит в том, что первые выражают сущность Божества в «другом», или объективную эманацию (прямые лучи божественного света), тогда как буквенные имена суть обусловленные этой эманацией субъективные самоопределения Божества (лучи отраженные).

Вот названия 10 сефирот: 1) Венец (кетэр), 2) Мудрость (Хокм á), 3) Ум (Бин á), 4) Милость или Великодушие (Хесед или Гедул á); 5) Крепость или Суд (Гебура или Дин, также Пахад); 6) Красота или Великолепие (Тифэрет); 7) Торжество (Нэцах); 8) Слава или Величие (Ход); 9) Основание (Иесод) и 10) Царство (Малхут). Мыслимые как члены одного целого, сефироты образуют форму совершенного существа — первоначального человека (Адам-Кадмон). Для большей наглядности каббалисты указывают соответствие отдельных сефирот с наружными частями человеческого тела: Кетэр — это чело, Хокм á и Бин á — два глаза, Хесед и Дин — две руки, Тифэрет — грудь, Нэцах и Ход — бедра, Иесод и Малхут — две ноги. — Такое представление осложняется внесением половых отношений в «дерево сефирот». Вообще каббалисты в области божественных эманаций различали само Божество, как проявляющееся, от его проявления или «обитания» в другом, которое она называли Шекина (скиния) и представляли как женскую сторону Божества. Шекина иногда отожествляется с последней сефирой — малхут, которой, как женскому началу, против уполагаются все прочие, как мужское, при чем уже теряется аналогия с человеческим телом. Еще сложнее представляется это отношение в книге Зогар. Здесь образуемый сефиротами Адам-Кадмон совмещает в себе три или даже четыре лица. Сефира — Милость или Великодушие, с тремя правыми или мужескими сефиротами, образует Длинное Лице (Арик-Анпин), или Отца (Аба); противоположная ему сефира Крепость или Суд, с тремя левыми или женскими сефиротами образует Короткое Лице (Зеир-Анпин), или Мать (Ума); происходящая из их соединения сефира Красота или Великолепие называется «Столп Середины» (Амуда Деэмцоита) и представляется иногда как новое лице или сын; остающаяся затем первая высшая сефира Венец иногда относится к Отцу, иногда же принимается за особое лице — Вечный Бог как такой или «Ветхий деньми» (Атик-Иомин).

Сефироты суть общие основные формы всякого бытия. Обусловленная этими формами конкретная вселенная представляет различные степени удаления божественного света от его первоисточника. В непосредственной близости и совершенном единстве с Божеством находится Мир Сияний (Ацилут). Большее или меньшее различение от Божества представляют дальнейшие три мира, которые, по своеобразной методе каббалистов, выводятся следующим образом: в начале книги Бытия (I и II гл.) отношение Божества к миру выражено тремя глаголами — творить (бар á), создавать (иецэр) и делать (ас á); отсюда три различных мира: мир «творения» (бри á), т. е. область творческих идей и живущих ими чистых духов, затем мир «создания» (иецира) — область душ или живых существ, и наконец мир «делания» (acиa) — сфера материальных явлений, наш видимый физический мир. Эти миры не разделены между собою внешним образом, а как бы включены друг в друга, подобно концентрическим кругам. Низшие миры реализуют то, что более идеально содержится в высших, а существа и предметы высших миров, воспринимая из первого источника божественные влияния, передают их низшим, служа таким образом каналами или «сосудами» (келим) благодати. Человек принадлежит зараз ко всем мирам: по телу и чувственной, страдательной душе (нэфеш) он относится к низшему миру явлений, по волящему и деятельному началу своей души (руах) он сроден миру зиждительных сил, высшим идеальным своим духом (нешама) он обитает в мире умопостигаемых существ, и наконец в нем есть еще более высокое начало, теснейшим и глубочайшим образом связывающее его с божеством — абсолютное единство (иexuдa) возводящее его на степень непосредственных сияний (ацилут) вечного света. Принадлежа ко всем мирам, человек, однако, непосредственно коренится в низшем материальном мире, который через него соединяется с божеством. Существа, непосредственно живущие в высших мирах — ангелы. Ангелология К., заимствованная главным образом у персов, состоит из формальных классификаций; замечательна только идея солнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры), высшего посредника между Богом и вселенной; иногда он отожествляется с арх. Михаилом, а иногда с Мессией. Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень в эманации божественного света; в том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так наз. шелуха бытия, или скорлупы (клиппот), — это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого — перевоплощение; оно двух родов: «круговорот» (гильгуль) и «прививка» (иббур), первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все в новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7 или даже на 14 году возраста, с провиденциальною целью на благо того или другого, или обоих. Вспомогательное средство для возвышения души есть прикладная каббала. Связь между ней и умозрительной — общее обеим признание мистического смысла букв и имен библейских. Относясь к Библии, как к шифрованному тексту, и применяя различные шифры (подставление числового значения букв, перестановка букв в том или другом определенном порядке и т. д.), можно из одних слов получить совершенно другие и открыть удивительные вещи (главные способы называются: гематрия, нотарикон, темура). Таким путем каббалисты угадывают сокровенное и предсказывают будущее. Другая часть прикладной К. есть магия; через целесообразное употребление имен Божиих производятся различный чудеса (см. Цадики, Хасидизм).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *