Каббала в чем суть

На протяжении всего своего существования человек стремился понять тайные мистические законы, по которым развивается мироздание. Существует масса религиозных мистических и эзотерических учений и теорий, которые претендуют на тайные знания о том, по какой формуле развивается человечество, что было вначале, и какое будущее его ожидает.

Одним из таких учений является так называемая Каббала, о которой мы решили поведать сегодня нашим любознательным читателям. Мы предлагаем вам ознакомиться с ответами на основные вопросы, которые, как правило, возникают у людей, впервые услышавших о Каббале. Итак, что же такое эта Каббала, и с чем ее едят? Поехали!

Содержание

Каббала – это наука?


Слово «Каббала» переводится как «получение», и это означает, что Каббала, как говорят сами каббалисты, это своеобразный вид познания окружающей действительности и мудрость, полученная от Творца и раскрывающая секреты сотворения мира. Считается, что эта эзотерическая мудрость более трех тысяч лет передавалась из уст в уста от пророка Моисея до нынешних мудрецов. Каббала – сложное, таинственное, мистическое и парадоксальное учение. И, конечно же, Каббала – это не наука, она часть традиционного религиозного иудейского закона, именуемого Торой.

В Средние века Каббала была переведена на латынь и стала распространяться в европейских странах. В эпоху Возрождения переводчиком Каббалы был итальянский мыслитель и религиозный деятель Пико де Мирандола. Он считал, что учение Каббалы совместимо с христианством, и пытался так интерпретировать Каббалу чтобы она органически вошла в систему христианских верований и мировоззрений.

Что лежит в основе Каббалы?


В основе Каббалы лежит положение о священности древнееврейского языка, в котором есть десять имен Бога, которые все вместе дают единственное и великое имя. И если буквы, составляющие еврейский алфавит расположить в определенном порядке, могут получиться десять слов, которые откроют все тайны мироздания, созданного Богом, и тайны устройства Космоса. В Каббале проводятся имена ангелов, и каббалистических ангелов гораздо больше, чем присутствует в христианской Библии, которая называет лишь три имени – Михаил, Гавриил и Рафаил. Ангелы Каббалы влияют на человеческую жизнь и весь мир, и, если знать правильную комбинацию букв еврейского алфавита и число, соответствующее тайному слову, этих ангелов можно вызвать и приобрести над миром великую магическую власть.

Какова цель Каббалы?


Целью этого мистическо-философского учения о мироздании является духовное совершенствование человека и познание человеком его истинного эзотерического предназначения. Согласно этому учению, душа человеческая до тех будет воплощаться в материальном мире, пока не усвоит определенный для нее урок и не выполнит все то, ради чего она была создана Творцом. Когда же, благодаря изучению Каббалы, человек исполнит свое предназначение, то есть, достигнет состояния окончательного исправления «Гмар Тикун», его душа перестанет воплощаться вновь и вновь. «Гмар Тикун» и есть цель Каббалы.

Кто был первым каббалистом?


Считается, что Каббала зародилась тогда, когда первый человек, которого звали Адам, и который родился шесть тысяч лет назад, начал познавать Высший мир и силы, управляющие нашим миром. День, когда Адам познал эту систему, описывается в Торе как день рождения мира. Считается, что он является автором первой каббалистической книги под названием «Тайный Ангел» («Разиэль Малах»). В этой книге присутствуют различные описания силы, которую автор называет ангельской, включая таинственные чертежи и рисунки. Считается, что эта книга является самым первым каббалистическим источником в истории. Следующий каббалист после автора «Тайного Ангела» появился только через двадцать поколений после смерти Адама, и был этим каббалистом Авраам. Самый же известный каббалист – Моисей, который изложил основы Каббалы в Торе.

Существуют ли какие-либо мистические ритуалы в Каббале?


Так как Каббала не занимается ничем, связанным с материальным или физическим миром и земной жизнью человека, то и никаких ритуалов в ней нет. Приверженцы этого учения утверждают, что Каббала – это исключительно внутренняя работа человека над собой, и направлена она на духовное объединение с другими людьми, познающими Творца. Именно поэтому Каббалу изучают как правило, в так называемых десятках – группах из десяти человек, объединенных общей духовной практикой.

Что означает быть каббалистом?


Последователи Каббалы утверждают, что настоящий каббалист является не мистиком, а материалистом. Каббалист воспринимает мир как единое целое и развивается под воздействием и руководством единой силы, он работает над изменением не мира, но себя, преобразовывая в себе эгоизм в альтруизм, а ненависть – в любовь. Каббалисты утверждают, что зло, которое человек видит в окружающем мире, на самом деле находится внутри него самого, и, если бы человеку удалось полностью исправиться и искоренить свои пороки, он не видел бы зла и в окружающей действительности. Для того, чтобы полностью исправиться и обрести внутренний мир и гармонию, человеку нужно отринуть в себе ровно 125 эгоистических ступеней.

4. Суть Каббалы

Каббала — этот учение о причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и абсолютным законам в одну высокую цель — постижение Творца созданиями, существующими в этом мире.

Согласно Каббале, все человечество и каждый индивидуум обязаны придти к этой высшей точке постижения цели и программы творения во всей ее полноте. В каждом поколении находились отдельные личности, которые путем работы над собой, достигали определенного духовного уровня или, перефразируя, шли по лестнице, ведущей вверх, и достигали вершины.

Любой материальный предмет — от микрочастиц до макромира — и его действие управляются духовными силами, которыми пронизана вся наша Вселенная, лежащая как бы на сетке, сотканной их этих сил.

Возьмем к примеру мельчайший живой организм, вся роль которого состоит лишь в поддержании в течение некоторого времени своего существования для создания потомства. Сколько сил и сложных систем в нем функционируют! А сколько человеческий глаз и опыт еще не уловили?

Помножив их на количество живущих, когда-либо существовавших в нашем мире, то есть во Вселенной и духовных мирах, мы получим лишь ничтожное представление о количестве управляющих духовных сил и связей. Многообразие духовных сил можно условно представить себе как две взаимосвязанные и равные системы, различающиеся только в том, что:

первая исходит от Создателя и развивается сверху вниз через все миры вплоть до нашего мира;

вторая исходит из нашего мира и идет снизу вверх, согласно законам, уже развитым и действующим в первой системе.

Первая система в Каббале называется «Порядок создания миров и сфирот», вторая — «Постижения или ступени пророчества и духа». Вторая система предполагает, что желающие достигнуть высшей точки обязаны действовать согласно законам первой системы, что и изучается в Каббале. Но в мире духовном не время, а чистота духа, мысли и желания — основной фактор открытия, постижения.

В материальном мире существует много непосредственно не ощущаемых нами сил и явлений, таких, как электричество, магнитные волны и т. п., но следствие их действий, их названия знакомы даже детям. И хотя наши знания, например, об электричестве, ограничены, но мы научились использовать это явление в каких-то своих целях, и называем его по имени так же естественно, как хлеб называем хлебом, сахар — сахаром.

Соответственно и в Каббале, все имена как бы дают реальное (предметное) представление о духовном объекте. Но если вдуматься, то как о духовных объектах и даже о самом Создателе нет у нас представления, так, совершенно в той же степени, нет у нас истинного представления о любом, даже ощущаемом нашими руками объекте, поскольку воспринимаем мы не сам объект, а нашу реакцию на его воздействие.

Эти реакции дают нам видимость познания, хотя сама вещь, ее суть остается совершенно скрытой. И более того, даже самого себя нет у нас никакой возможности постичь: лишь действия, реакции — вот что известно нам о самих себе.

Наука, как инструмент исследования мира, делится на две части: изучение свойств материи и изучение ее формы. Иначе говоря, нет ничего во вселенной, что не состояло бы из материи и формы. Например, стол есть сочетание материи и формы, где материя — то есть дерево — есть основа, носитель формы — формы стола.

Или например, слово лжец — где материя, то есть тело человека, является носителем формы лжи. Часть науки, занимающаяся изучением вещества, базируется на опытах, экспериментах, и на основании этого делаются научные выводы.

Но часть науки, изучающая формы без связи с веществом, отвлеченно разделяя их, и тем более изучающая те формы, которые еще ни разу не были связаны с веществом (коммунизм в идеале, например) не может опираться на эксперимент, так как не существует формы без материи в нашем мире. Отделить форму от материи мы можем лишь в воображении, а потому все выводы в таком случае основываются на теоретических предпосылках. Вся высшая философия относится к этому виду науки, и часто страдало человечество от ее беспочвенных выводов. Большинство ученых современности отказались от этого пути исследования, потому как нет абсолютно никакой уверенности в выводах.

Сам человек, исследуя духовные миры, действительно обнаруживает, что и его ощущение — лишь желание свыше, чтобы мы именно так себя чувствовали — как отдельно существующий объект, а не часть Творца, а весь окружающий мир — мир иллюзий — на самом деле есть результат действия на нас духовных сил. Поясню это примером. Жил-был в местечке простой извозчик и было у него пара лошадей, дом, семья. Пошла вдруг полоса неудач: пали лошади, умерли жена и дети, развалился дом, и от горя вскоре умер и он сам. И вот решают на Высшем суде, что можно дать такой многострадальной душе для счастья. И решают дать ощущение, будто бы он живой, и с ним его семья, дом, хорошие лошади, и доволен он работой, жизнью.

Эти ощущения воспринимаются, как подчас сон представляется реальностью, ведь лишь ощущения создают картину окружающего. Как же можно отличить иллюзии от реальности?..

Каббала как наука о мире также подразделяется на изучение вещества и изучение формы. Однако есть в ней замечательная особенность и превосходство над остальной наукой: даже часть ее, занимающаяся изучением формы вне материи, строится полностью на экспериментальном контроле, то есть подлежит проверке опытом!

Каббалист, поднявшись на духовный уровень изучаемого объекта, сам приобретает его свойства и, таким образом, ощущает в себе наличие полного представления о нем и практически оперирует с различными видами форм еще до их материального воплощения, наблюдая все наши иллюзии как бы со стороны!

Каббала, как и любая наука, использует определенную терминологию и символы для описания объектов и действий: духовная сила, мир, сфира называются тем именем, которым назван управляемый ею объект в нашем мире.

А так как любому материальному объекту или силе соответствует управляющий ими духовный объект или сила, то создается совершенно точное соответствие между наименованием, взятым из материального мира, и его духовным корнем — источником.

Поэтому дать имя духовному объекту может лишь каббалист, твердо знающий соответствие духовных сил определенным материальным объектам, то есть достигший сам духовного уровня этого духовного объекта и потому видящий следствие его влияния в нашем мире.

Каббалисты пишут книги и передают знания с помощью такого языка. Причем, язык этот необычайно точен, так как основан на духовном корне материального предмета и не может меняться, поскольку связь предмета и его духовного корня неизменна. В то же время наш земной язык постепенно теряет точность, так как связан лишь с внешней формой.

Но одного лишь номинального знания языка недостаточно — ведь даже зная имя по низшему материальному объекту нельзя понять его высшую духовную форму. Лишь зная духовную форму, можно видеть его материальное следствие, ветвь. Отсюда вывод: сначала необходимо постичь духовный корень сам по себе, его природу и свойства, и лишь потом перейти к его ветви в этом мире и изучить их взаимосвязь. Только тогда становится понятен язык, и возможен четкий обмен информацией.

Но закономерен вопрос, каким же образом может начинающий овладеть этой наукой, если он не в состоянии правильно понять учителя?

На это есть лишь один ответ: овладеть этой наукой можно, лишь вознесясь над нашим миром. А это возможно только при условии, что человек отбрасывает весь свой материальный эгоизм и принимает духовные ценности как главное и единственное в жизни. Тоска, страсть к светлому, духовному — ключ к высшему миру.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Часть 1: Основы каббалы

Вступление

Человек познает мир с помощью пяти органов чувств. Он подобен черному ящику, который воспринимает только то, что поступает в него извне. Информация, доставляемая нашими сенсорами в замкнутую систему, регистрируется, обрабатывается, анализируется. То, что не улавливается органами восприятия, мы не ощущаем.

Окружающая действительность постоянно оказывает на нас воздействие, которое на самом деле остается для нас загадкой. Мы ощущаем только свою реакцию на него, поэтому наше познание замкнуто внутри нас и не позволяет объективно судить о внешней реальности. Мы обрабатываем поступающие сведения с помощью наших ощущений, только и всего.

Все существующие технические приспособления лишь несколько расширяют диапазон наших возможностей, но не позволяют кардинально выйти за их рамки. С помощью приборов невозможно создать новый орган чувств. Мы даже не можем себе представить, какой увидели бы окружающую действительность, будь у нас иные органы восприятия.

После соответствующей обработки всех полученных впечатлений в нашем представлении возникает внутренняя картина, которую мы называем «наш мир». Эта картина сугубо субъективна, и мы не имеем возможности сравнить ее с объективной реальностью.

Таким образом, объем нашего познания всегда ограничен рамками наших ощущений, базирующихся на возможностях пяти органов чувств. Это положение является общим для всех людей, что и позволяет нам поддерживать отношения, обмениваться знаниями, впечатлениями, понимать друг друга.

Наши органы ощущений, а точнее, органы сбора информации, извлекают и обрабатывают ее исключительно по признаку личной выгоды.

Любой организм устроен так, что его единственным желанием является получение наслаждения. Желание получить максимальное наслаждение – это основной закон, существующий на всех уровнях природы – неживой, растительной, животной и человеческой.

Может ли человек развить в себе дополнительный орган ощущения, позволяющий ему воспринимать окружающую реальность во всей ее полноте?

Каббала и есть та выверенная временем, научно обоснованная методика, позволяющая развить дополнительный орган ощущения. Она дает возможность получить добавочную информацию о чем-либо, существующем во внешнем мироздании. Освоив этот метод, мы начнем осознавать окружающий мир совершенно иначе: вне зависимости от нашего субъективного эгоистического восприятия.

Каббала – самая близкая человеку наука. Она объясняет, для чего он существует: зачем рождается, почему живет, откуда пришел, куда уходит после того, как заканчивает свой земной путь, и в чем смысл его жизни.

Таким образом, каббала – это методика постижения духовных миров и нашего мира как их следствия. Каббала не просто дает нам знания о духовных мирах, но и сам учебный процесс развивает в нас дополнительный орган ощущения, с помощью которого мы можем осуществить взаимосвязь с системой Высшего управления.

Каббала не является теоретической или абстрактной наукой, она неотделима от практики: человек постигает на собственном примере, кто он, какова его природа и что ему необходимо изменить в себе. Для него нет и не может быть ничего ближе этого знания, потому что он познает себя, свою судьбу и мир объективной реальности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Суть Науки Каббала

Закон общего и частного
Закон общего состоит в том, что все человечество в конце своего развития неизбежно должно прийти к раскрытию высшей управляющей силы и полностью постичь ее.
Закон частного состоит в том, что и до достижения такого совершенного состояния всем человечеством, в каждом поколении также и отдельные личности смогут достичь такого состояния.
Множественность духовных тел, сфирот, миров
Наука каббала изучает пути достижения человеком высшей цели – достижение тождественности высшей силе. Вследствие этого она изучает строение и взаимосвязи множества духовных тел.
Чтобы пояснить это, возьмем для примера какое-нибудь маленькое животное, вся роль которого заключается лишь в том, чтобы прокормить самого себя и просуществовать в мире определенное время, необходимое для того, чтобы родить себе подобных, тем самым обеспечив существование своего вида. При его исследовании мы обнаружим, что оно представляет собой сложное соединение из тысячи тысяч волокон и жил, как и установлено физиологами и анатомами в результате исследований, хотя есть еще десятки тысяч соединений еще неизвестных человеку.
Из этого примера по аналогии можно понять то многообразие великого множества различных соединений и связей, которые нам необходимо изучить, чтобы достичь высшей цели.
Два пути: сверху-вниз и снизу-вверх
Наука каббала разделена на два параллельных пути постижения высшей управляющей силы. Они равны и все отличие между ними только в том, что первый путь ведет сверху-вниз до этого мира, а второй путь начинается в этом мире и поднимается снизу-вверх по тем же ступеням, которые были образованы первым путем. По первому пути высшие корни нисходят и постепенно раскрываются сверху-вниз. Поэтому этот путь называется в каббале «порядок нисхождения миров, парцуфим и сфирот». А второй путь называется в каббале «постижения высшей силы».
Постигающий высшую силу, обязан идти снизу-вверх тем же путем, постепенно постигая каждую деталь и каждую ступень, в полном соответствии с теми законами, которые установлены при нисхождении высшей силы сверху-вниз.
Полное постижение высшей управляющей силы происходит постепенно, проявляется в ощущениях человека в течение определенного времени, в зависимости от скорости очищения постигающего от эгоизма, пока он не постигнет всех свойств всего множества ступеней, нисходящих сверху-вниз.
Последовательное постижение всех ступеней предопределено, каждое последующее постижение выше предыдущего, что напоминает состоящую из ступеней лестницу.
Абстрактные названия
Многие ошибочно полагают, что все названия и понятия, используемые в науке каббала, относятся к разряду абстрактных. Это ошибочное представление возникло потому, что каббала изучает высший мир, находящийся вне времени и пространства, что дано узреть только овладевшему каббалистической методикой.
А поскольку лишь немногие осваивают эту науку и постигают высший мир, то бытует мнение, что все, относящееся к высшим мирам, является лишь абстрактными категориями, которые абсолютно оторваны от действительности.
Но в действительности все как раз наоборот: каббала не описывает ничего, чтобы не отражало реальную действительность, постигаемую каббалистами. Железный закон всех ученых-каббалистов гласит: «Только действительное постижение описываем и только ему даем название. Все, что не постигнуто, нельзя назвать по имени и определить словами».
Постижение в каббале означает высшую ступень в понимании. А до тех пор, пока не достигнуто абсолютно ясное осознание, такое, как будто держишь в руках, каббалисты не называют это постижением, а обозначают другими названиями: понимание, знание и т. д.
Реальность, заключенная в науке Каббала
Также и в нашей материальной действительности, предстающей в наших ощущениях, существуют реальные вещи, суть которых нам не дано постичь даже в нашем воображении, как, например, такие явления, как электричество и магнетизм. Но кто скажет, что они нереальны, в то время как наши знания об их проявлениях нас абсолютно удовлетворяют и нам совершенно неважно, что мы не имеем ни малейшего представления об их сути. Но их названия так реальны и близки нам, будто мы действительно ощущаем их, настолько, что даже маленьким детям название «электричество» знакомо так же хорошо, как названия хлеб, сахар и т.д..
И более того, как не дано нам постичь суть высшей управляющей силы, так в точно такой же степени не дано нам постичь суть созданных ею творений. И все материальные вещи, которые мы можем пощупать руками, мы постигаем только из знакомства с действием, которое дает нам впечатление в результате взаимодействия с ними наших органов ощущений. И это дает нам абсолютное удовлетворение, несмотря на то, что нет у нас никакого представления о сути. Также не дано нам постичь сути самих себя, а все, что известно нам о себе – всего лишь процесс действий, исходящих из твоей сути.
Поэтому все названия и термины, встречающиеся в каббалистических книгах, реальны, несмотря на то, что мы не постигаем их сути, поскольку у изучающих их возникает совершенное удовлетворение от завершенного знания, хотя это всего лишь постижение действий, рожденное в результате взаимодействия высшей управляющей силы с постигающим ее человеком.
Однако этого совершенно достаточно и не вызывает в нас ощущения неполноценного знания, как не возникает у нас потребности в шестом пальце на руке, поскольку нам вполне достаточно пяти пальцев.
Трудность выражения высшего постижения
Понятия высшего мира мы не в состоянии выразить звуками или буквами нашего мира, ведь весь наш словарь является выражением ощущений в наших органов восприятия нашего мира. Тем более там, где мы должны передать словами точное знание, полученное путем обсуждения, как это принято в исследованиях этой науки, когда для передачи постигающим каббалист должен пользоваться абсолютно точными определениями.
Закон корня и ветви в мирах
Четыре мира, составляющие мироздание, называемые сверху-вниз Ацилут, Брия, Ецира, Асия, начиная с высшего из них мира Ацилут, и кончая нашим материальным миром Асия, имеют одинаковое, полностью совпадающее во всех деталях, строение. То есть реальность и все ее проявления, существующие в первом мире, существуют и во втором, расположенном под ним, более нижнем мире, без каких либо изменений. И так во всех последующих мирах, вплоть до этого, ощущаемого нами мира.
Нет никакого отличия между мирами, кроме как в качестве материала. Это качество материала мира и определяет высоту ступени каждого из миров, так, что материал наивысшего мира наиболее «тонок», по сравнению со всеми низшими. А материал второго мира грубее материала первого мира, но тоньше, чем на всех низших, по отношению к нему, ступенях. И такой порядок сохраняется до нашего мира, в котором материал проявлений реальности грубее и «темнее», чем во всех предшествующих мирах.
В то же время объекты и формы в каждом мире одинаковы во всех подробностях, как по количеству, так и по качеству. Это можно сравнить с печатью и ее оттиском — когда мельчайшие детали печати полностью переходят на оттиск. Так и с мирами: низший мир является оттиском высшего, по отношению к нему, мира. И все формы, существующие в высшем мире, как их количество, так и качество, полностью отпечатаны в низшем мире.
Так что нет в низшем мире ни одной детали или явления, которые не являлись отображение из высшего мира. Это называется «корнем и ветвью» и означает, что деталь, находящаяся в низшем мире, является ветвью, отображающей свой оригинал, находящийся в высшем мире и являющийся ее корнем, так как она, эта деталь, берет свое начало из высшего мира и отпечатывается в низшем. То есть корень, называемый «судьбой», заставляет ее расти, количественно и качественно, приобретая качества, присущие оттиску с печати. И это закон корня и ветви, действующий в каждом мире, во всех проявлениях реальности по отношению к высшему миру.
Язык каббалистов — это язык ветвей
Язык ветвей означает, что он создан на основании указаний, полученных ветвями в нашем мире от их корней в высшем мире, являющихся эталоном для своих ветвей. Ведь нет ничего в низшем мире, что не брало бы свое начало и не проистекало бы из высшего мира. Корень, находящийся в высшем мире, заставляет, соответствующую ему ветвь в низшем мире, принять свою форму и приобрести свои качества.
Из связи корня с ветвью каббалисты создали словарный запас, позволяющий им говорить о духовных корнях высших миров, упоминая название низшей ветви, четко определяемой в ощущениях этого мира. И это позволяет слышащему понять высший корень, так как данная материальная ветвь ясно указывает на него, поскольку является следствием этого корня.
Так любой объект ощущаемого нами мира дает нам точное название, указывающее на его высший корень, несмотря на то, что сам корень невозможно назвать никаким словом и звуком, поскольку находится выше всякого воображения. Однако, благодаря наличию ветвей, доступных ощущениям в нашем мире, словесное выражение высших корней обрело право на существование.
Такова суть разговорного языка каббалистов, с помощью которого их высшие постижения передаются от одного к другому, от поколения к поколению, устно и письменно. И понимание друг друга является абсолютно достаточным, так как имеет такую степень точности, которая необходима для общения в исследованиях этой науки. То есть, установлены такие точные рамки, которые не позволят ошибиться, так как каждая ветвь имеет естественное определение, присущее только ей, и потому с абсолютной точностью указывает на ее духовный корень.
Передача знаний от учителя к ученику
Слова, произносимые устами учителя, не в состоянии передать никакого высшего знания, находящегося вне времени, пространства, движения. Только «язык ветвей» способен выразить соотношения ветвей и их высших корней.
Однако этот язык может понять лишь тот, кто понимает соотношения корней и ветвей. И невозможно постичь связи корень-ветвь снизу вверх, то есть, глядя на низшие ветви, совершенно невозможно найти никакой аналогии высшим корням, или с помощью фантазии представить себе их. А наоборот, сначала надо самому постичь высшие корни и только после этого он может, глядя на ветви, ощущаемые в нашем мире, полностью понять все количество и качество соотношений между каждой ветвью и ее корнем в высшем мире.
И только после того, как узнает и хорошо поймет связи корня с ветвью, возникнет у него общий язык со своим учителем-каббалистом – «язык ветвей», и учитель сможет передать ему все нюансы своей мудрости и знание о происходящем в высших мирах — все то, что получил от своих учителей, и то, что постиг самостоятельно. Потому что теперь есть у них общий для обоих язык, и они понимают друг друга.
Но если ученик еще не понимает сам этого языка, не понимает, каким образом ветвь указывает на корень, то у учителя нет никакой возможности объяснить ему ни одного слова из высших знаний и невозможно разговаривать с ним об исследованиях каббалы, так как нет с ним общего языка. То есть, нет другого способа передать знания каббалы, кроме как знающему и понимающему самому.
Но как ученик сам постигнет знание языка ветвей? С помощью изучения каббалистических книг, постепенно вводящих его в ощущение высшего мира. Только после того, как постиг хотя бы самую малую ступень высшего мира, а с ее уровня постиг сверху-вниз «язык ветвей», он может уже получать знания от учителя-каббалиста, так как есть у них сейчас общий язык.
«Грубые» названия в каббале
Из вышесказанного можно понять, почему каббалисты используют такие слова, как поцелуй, половой акт, объятие, роды и пр. для выражения возвышенных идей. Ведь для объяснения этой науки невозможно пользоваться никаким другим языком в мире, кроме «языка ветвей», который точно указывает на связь каждого корня с его определенной ветвью. И потому невозможно отказаться от какой бы то ни было ветви из-за низости ее уровня и не использовать ее для описания связей в каббале, потому что не существует в нашем мире другой ветви, которую можно взять вместо нее.
А если отказаться от использования какого-то названия, не только потеряется соответствующее ему понятие из высшего духовного мира, так как нет больше никакого слова, способного заменить его в описании этого корня, но и будет нанесен ущерб всей науке в целом. Ведь в таком случае выпадает одно звено из общей цепи науки, а поскольку все звенья переплетены друг с другом, то рушится вся наука.
Поэтому не должно вызывать удивления использование неприличных названий, так как нет свободы в их выборе, и нельзя заменить неприличное название приличным, так как обязаны каббалисты всегда точно использовать ветви, указывающие на его высший корень во всей полноте. И обязаны дать подробное толкование, сформулировав точное определение, достаточное для изучающих.

Суть науки Каббала

Прежде чем приступить к описанию основ науки Каббала, которую многие пытались объяснить, я счел нужным прежде хорошенько разъяснить суть ее мудрости, о которой, по-моему, знают немногие. И, конечно, нельзя говорить об истоках предмета прежде, чем мы не узнаем о самом предмете.

И знание это широко и глубоко как море, но несмотря на это, постараюсь изо всех сил и знаний, что приобрел я в этой области, описать истинное исследование и осветить его со всех сторон так, чтобы мудрость Каббалы стала доступной каждой душе, и сделать из этого правильные выводы, каковы они на самом деле.

Чтобы не осталось у изучающих возможности обмануться, что часто бывает в этом деле.

Что является основой науки Каббала

Вопрос этот, конечно, возникает у каждого разумного человека. И чтобы дать удовлетворительный ответ на этот вопрос, я приведу верное, выдержавшее испытание временем, определение.

Мудрость эта представляет собой не более и не менее, как порядок нисхождения корней, обусловленный связью причины и следствия, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на одну возвышенную, но очень скрытую цель, называемую «раскрытие Божественности Творца Его творениям в этом мире».

И здесь действует закон общего и частного

«Общее» означает, что все человечество в конце своего развития неизбежно должно прийти к раскрытию Творца, и завершив долгий путь развития, достичь того, о чем писали мудрецы: «И наполнилась земля знанием о Творце, как воды моря покрывают сушу». «И не будет больше человек учить ближнего своего и братьев своих постижению Творца, так как все будут знать Меня от мала, до велика». И сказано: «И не скроется больше твой Учитель, и глаза твои увидят Учителя твоего».

«Частное» означает, что перед тем, как все человечество придет к совершенству, в каждом поколении существуют избранные, достигающие его первыми.

Это те отдельные личности в каждом поколении, которые удостоились постижения определенных ступеней в раскрытии Творца. И это пророки и служители Творца (так их называют). Как сказано мудрецами: «Нет поколения, в котором не было бы таких, как Авраам и Яков». Ведь, по словам мудрецов, раскрытие Творца происходит в каждом из поколений. По этому поводу нет разногласий, и мы полагаемся на их слова.

Множественность духовных тел, сфирот, миров

Однако в соответствии со сказанным возникает вопрос: поскольку, как уже было выяснено ранее, у этой науки есть лишь одна особенная обязанность, то откуда же возникает множество духовных тел, сфирот и их взаимосвязи, которыми наполнены книги по Каббале?

Однако, если взять какое-нибудь маленькое животное, вся роль которого заключается лишь в том, чтобы прокормить самого себя и просуществовать в мире определенное время, необходимое для того, чтобы родить себе подобных, тем самым обеспечив существование своего вида, то посмотрев внимательно, можно увидеть, что оно представляет собой сложное соединение из тысячи тысяч волокон и жил, как и установлено физиологами и анатомами в результате исследований, хотя есть в них еще тысячи десятков тысяч соединений еще пока неизвестных человеку. И по аналогии можно понять то многообразие великого множества различных соединений и связей между ними, которое необходимо изучить, чтобы достичь этой возвышенной цели.

Два пути: сверху вниз и снизу вверх

И в общем, наука Каббала разделена на два параллельных пути постижения Творца, которые равны друг другу, и нет между ними никакого различия, как нет его между двумя каплями воды. И нет между ними никакой разницы, кроме той, что первый путь ведет сверху вниз до этого мира.

А второй начинается в этом мире и поднимается снизу вверх по всем тем ступеням, которые были образованы при нисхождении корней и их раскрытии сверху вниз. И первый путь на языке Каббалы называется «порядок нисхождения миров, парцуфим и сфирот во всех их состояниях, постоянных и переменных. А второй путь называется «постижения, или ступени пророчества и Высшего света». И человек, удостоившийся этого, обязан идти теми же путями, постепенно постигая каждую деталь и каждую ступень в полном соответствии с теми законами, которые установлены при нисхождении света сверху вниз.

Но полное раскрытие Творца не происходит за один раз. Оно проявляется в течении определенного времени, зависящего от степени очищения постигающего, пока он не постигнет всех свойств всего множества ступеней, нисходящих сверху вниз.

И постижение их предопределено и происходит последовательно, одно за другим, и каждое последующее выше предыдущего, так что они напоминают лестницу, и потому были названы ступенями.

Абстрактные названия

Многие полагают, что все названия и понятия, используемые в науке Каббала, относятся к разряду абстрактных, и это потому, что Каббала изучает связь с Творцом и духовные миры, находящиеся вне времени и пространства. И даже самому смелому воображению не дано это постигнуть.

И потому было решено, что все, относящееся к духовным мирам, является лишь абстрактными категориями, или более того, некими еще более возвышенными и закрытыми, чем абстрактные категории, понятиями, которые абсолютно оторваны даже от их мнимых корней.

Но это не является правдой. Совсем наоборот, Каббала не пользуется никакими другими именами и названиями, кроме тех, которые реальны и отражают действительность. И это железный закон всех мудрецов Каббалы. «Все, то, что не постигнуто, нельзя назвать по имени и определить словами». И тут ты должен понять, что слово «постижение» означает высшую ступень в понимании .

И это взято из выражения «и достигнет рука твоя». То есть, пока не достигнуто абсолютно ясное осознание, такое, как будто держишь это в руках, каббалисты не называют это постижением, а обозначают другими названиями : понимание, знание и т. д.

Реальность, заключенная в науке Каббала

Но и в материальной действительности, предстающей в наших ощущениях, также существуют реальные вещи, суть которых нам не дано постичь даже в нашем воображении. Такие явления, как электричество и магнетизм, называемые «флюидами», – кто скажет, что они нереальны? Наши знания об их проявлениях нас абсолютно удовлетворяют, и нам совершенно неважно, что мы не имеем ни малейшего представления об их сути (например, о сути электричества). Эти названия так реальны и близки нам, как будто мы действительно ощущаем их. Ведь даже маленьким детям слово «электричество» знакомо так же хорошо, как слова хлеб, сахар и т. д.

И более того, если бы ты захотел немного утомить себя познанием, я бы сказал тебе, что как не дано нам постичь суть Творца, так в точно такой же степени не дано нам постичь суть его творений. И даже материальные вещи, которые мы можем пощупать руками, и все наше знакомство с друзьями и близкими в мире действия, что лежит перед нами, есть не что иное, как «знакомство с действиями», которое рождается и дает нам впечатление в результате взаимодействия с ними наших органов ощущений. И это дает нам абсолютное удовлетворение, несмотря на то, что нет у нас никакого представления о сути.

Более того, не дано тебе постичь суть даже самого себя. И все, что известно тебе о себе самом – не больше, чем процесс воздействий, исходящих из твоей сути.

И теперь ты можешь легко понять, что все названия и термины, встречающиеся в книгах по Каббале, также реальны и осязаемы, несмотря на то, что не постигаем их сути. Так как есть у изучающих их совершенное удовлетворение от полного, абсолютно завершенного знания, хотя это всего лишь постижение действий, рожденное в результате взаимодействия Высшего света с постигающим его.

Однако этого совершенно достаточно, так как существует закон: «все, определенное Его управлением, и исходящее от Него, достигая действительности природы творений воспринимается ими как полное удовлетворение». Это подобно тому, как не возникнет у человека никакой потребности в шестом пальце на ладони, так как ему вполне достаточно пяти пальцев.

Материальные ценности и названия частей тела, встречающиеся в книгах по Каббале

Любому здравомыслящему человеку понятно, что там, где речь идет о духовных мирах (и не стоит даже напоминать – о Божественном), нет ни букв, ни слов, чтобы произносить их. Ведь весь наш словарный запас – не что иное, как буквенное выражение нашего воображения и ощущений наших органов восприятия. И как можно полагаться на него там, где нет места ни воображению, ни ощущениям нашего мира? Даже если взять самые утонченные слова, которыми только и подобает пользоваться в таких случаях, например, слова «Высший свет», или «Простой свет», то ведь все равно это воображаемые понятия, так как проистекают из аналогии со светом солнца, или свечи, «светлым» чувством удовлетворения, возникающим у человека при разрешении мучившего его сомнения.

И как можно пользоваться этим при описании духовности и Божественного провидения, ведь это не приведет ни к чему другому, кроме как к фальши и обману изучающих. А тем более там, где мы должны передать словами какое-то знание, полученное путем обсуждения, как это принято в исследованиях этой науки, когда для передачи постигающим каббалист должен пользоваться абсолютно точными определениями. И если мудрец ошибется даже в одном неудачном слове, то этим приведет к путанице в знаниях для изучающих, и они не поймут сказанное до и после этого слова и все, связанное с этим словом, как известно всем внимательно читающим каббалистические книги.

И представь себе, как могли мудрецы Каббалы, используя эти лживые слова, объяснять с их помощью связи в Каббале? Ведь, как известно, пустые слова ничего в себе не содержат, так как у лжи нет ног и опоры. И прежде чем продолжить, необходимо изучить закон корня и ветви, определяющий отношения между мирами.

Закон корня и ветви в отношении миров

Определено мудрецами Каббалы, что четыре мира, называемые Ацилут, Брия, Ецира и Асия, начиная с высшего из них мира, называемого Ацилут, и кончая этим материальным, ощущаемым миром, называемом Асия, имеют одинаковое строение, полностью совпадающее во всех деталях. То есть, реальность и все ее проявления, существующие в первом мире, существуют и во втором, расположенном под ним, более нижнем мире, без каких-либо изменений. И так во всех последующих мирах вплоть до этого, ощущаемого нами мира.

И нет между ними никакого отличия, кроме как в качестве материала проявлений реальности, что и определяет ступень каждого из миров. Так что материал проявлений реальности первого, наивысшего из миров, наиболее «тонок», по сравнению со всеми низшими. А материал проявлений реальности второго мира грубее материала первого мира, но тоньше, чем во всех низших по отношению к нему ступенях.

И такой порядок сохраняется до нашего мира, в котором материал проявлений реальности грубее и «темнее», чем во всех предшествующих мирах. В то же время формы проявлений реальности в каждом мире неизменны и одинаковы во всех подробностях, как по количеству, так и по качеству.

И можно сравнить это с печатью и ее оттиском, когда мельчайшие детали печати полностью переходят на оттиск. Так и с мирами: низший мир является оттиском высшего по отношению к нему мира. И все формы, существующие в высшем мире, как их количество, так и качество, (полностью отпечатаны в низшем мире.

Так что нет в низшем мире ни одной детали действительности или ее проявления, чтобы не нашлось ее отображения в высшем мире, похожего на нее как две капли воды. И это называется «корнем и ветвью», что означает, что деталь, находящаяся в низшем мире является ветвью, отображающей свой оригинал, находящийся в высшем мире и являющийся ее корнем, так как она, эта деталь, берет свое начало из высшего мира и отпечатывается в низшем.

Вот что имели в виду мудрецы, когда писали, что » нет ни одной травинки внизу, у которой не было бы надсмотрщика наверху, который не бил бы ее, приговаривая: «Расти!» То есть, корень, называемый «судьба», заставляет ее расти, количественно и качественно приобретая качества, присущие оттиску с печати.

И это закон корня и ветви, действующий в каждом мире, во всех проявлениях реальности относительно высшего по отношению к ней мира.

Язык каббалистов – это язык ветвей

Что означает, что он создан на основании указаний, полученных ветвями от их корней, обязательно существующих в высшем мире и являющихся эталоном для своих ветвей.

Ведь нет ничего в низшем мире, что не брало бы своего начала и не проистекало бы из высшего по отношению к нему мира, подобно тому, как оттиск повторяет форму печати. И корень, находящийся в высшем мире, заставляет принять свою форму и приобрести свои качества соответствующую ему ветвь в низшем мире.

Как писали мудрецы: «Судьба из высшего мира, соответствующая травинке в низшем мире, наносит удары этой травинке, заставляя расти в соответствии с ее назначением.» И в соответствии с этим, каждая ветвь в этом мире точно отражает свой оригинал, находящийся в высшем мире.

Так, для своих целей, каббалистами был создан обширный словарный запас, совершенно достаточный для разговорного языка, что поражает воображение, который позволил им, общаясь друг с другом, говорить о духовных корнях высших миров, даже просто упоминая друг перед другом название низшей ветви, четко определяемой в ощущениях этого мира.

И это позволяет слышащему понять высший корень, так как эта материальная ветвь ясно указывает на него, поскольку она, по сути, является слепком этого корня.

Так любая часть ощущаемого мироздания и все ее проявления стали для них абсолютно определенными словами и названиями, указывающими на высшие духовные корни, несмотря на то, что их невозможно выразить никакими словами и звуками, поскольку находятся они выше всякого воображения. Однако благодаря наличию ветвей, доступных ощущениям в нашем мире, словесное выражение духовных корней обрело право на существование.

Такова суть разговорного языка каббалистов, с помощью которого их духовные постижения передаются от одного к другому, от поколения к поколению устно и письменно. И понимание друг друга является абсолютно достаточным, так как имеет такую степень точности, которую должна иметь передача информации при научных исследованиях. То есть, в таких точных рамках, что не позволят ошибиться, так как каждая ветвь имеет естественное определение, присущее только ему, и потому с абсолютной точностью указывает на ее духовный корень.

И знай, что язык ветвей Каббалы наиболее удобен для объяснения понятий этой науки, по сравнению с любыми обычными нашими языками, которые стерлись от массового употребления. Как известно из Торы, это называется нуминализацией. То есть, от частого употребления слов, выхолащивается их содержание, что приводит к появлению больших трудностей в передаче точных мнений от одного к другому как устно, так и письменно.

В то время как в «языке ветвей Каббалы», составленном из названий творений и их проявлений, предстающих перед нами определенными в соответствии с законами природы и никогда не меняющимися. И нечего опасаться, что слушающий или читающий ошибется в понимании смысла, заключенного в словах, так как законы природы абсолютны и неизменны.

Передача из уст постигшего каббалиста способному услышать

РАМБА»Н в предисловии к комментариям Торы писал: «И я заключаю в этом союз с каждым, читающим эту книгу, и провозглашаю, что никто, каким бы умом он не обладал, ничего не узнает из тех намеков, которыми я описываю тайны Торы, и не будут постигнуты мои слова иначе, как из уст постигшего каббалиста способным услышать». Об этом же писал рав Хаим Виталь в предисловии к книге «Древо жизни». И как писали мудрецы: «Не может находится вместе в колеснице, если только он сам не способен воспринять».

Понятны их слова в отношении того, что получать надо из уст постигшего каббалиста, но что это за обязывающее условие, когда еще и ученик прежде должен быть умен и понимать сам? Да так, что если оно не будет выполнено, то даже самому великому праведнику запрещено учиться. Но если он уже настолько умен и понимает сам, то ему нет необходимости учиться у других.

И упрощенно сказанное мудрецами надо понимать так, что все слова, произносимые вслух губами не в состоянии передать суть даже одного духовного понятия из того Божественного, что находится вне времени, пространства и всего мнимого. И только особый язык, специально предназначенный для этого – «язык ветвей» способен выразить соотношения ветвей и их духовных корней.

Однако несмотря на то, что этот язык обладает несравнимо большими возможностями в исследованиях науки Каббала, чем любой другой обычный язык, он может быть услышан лишь тем, кто сам умен, то есть кто знает и понимает соотношения корней и ветвей.

Так как невозможно постичь эти связи снизу вверх, то есть глядя на низшие ветви совершенно невозможно найти никакой аналогии высшим корням, или с помощью фантазии представить себе их.

Наоборот, низший учится у высшего. То есть, сначала надо постичь высшие корни, количество которых в духовном выше всякого воображения, и постичь на самом деле. И только после того, как сам постиг высшие корни, он может, глядя на ветви, ощущаемые в нашем мире, полностью понять все количество и качество соотношений между каждой ветвью и ее корнем в высшем мире.

И только после того, как узнает все это и хорошенько поймет, у него будет общий язык со своим равом – «язык ветвей», с помощью которого мудрый каббалист сможет передать ему все нюансы своей мудрости о происходящем в высших духовных мирах, все то, что в получил от своих равов, и то что постиг самостоятельно, так как есть у них сейчас общий для обоих язык, и они понимают друг друга.

Но если ученик еще недостаточно умен и не понимает сам этого языка, то есть каким образом ветвь указывает на корень, совершенно очевидно, что у его рава нет никакой возможности объяснить ему ни одного слова этой духовной мудрости. И с ним невозможно разговаривать об исследованиях мудрости, так как совершенно нет с ним общего языка, и они как немые. То есть, нет другого способа передать мудрость Каббалы, кроме как знающему и понимающему самому.

Но возникает вопрос, откуда у ученика появится мудрость постичь соотношения корня и ветви, если он пока лишь стремится постичь высшие корни? Ответ таков, что спасение человеку придет, когда вознуждается он в помощи Творца. И нашедший милость в Его глазах, наполняется Им, наполняясь тем самым светом хохма, бина и даат, постигая Высшее. И невозможно помочь здесь ничем земным. Только после того, как удостоился милости Творца и высшего постижения, может прийти и получить бескрайнюю мудрость Каббалы из уст знающего каббалиста, так как есть у них сейчас общий язык, и никак иначе.

Названия, чуждые духовности человека

Учитывая вышесказанное, надо понять, почему в книгах по Каббале иногда встречаются термины и названия, совершенно чуждые духовности человека. И наиболее часто они повторяются в книгах, являющихся основными в Каббале: в «Зоар» и дополнениях к ней, в книгах АР»И. Почему мудрецы пользовались такими низменными терминами для выражения таких возвышенных и святых идей?

Однако после того, как приобретаешь знания, приведенные выше, становится ясна суть вещей. Так как выясняется, что для объяснения этой науки совершенно невозможно воспользоваться никаким другим языком мира, кроме особого «языка ветвей», который специально для этого предназначен, и соответствует своим высшим корням. И потому само собой разумеется, невозможно отказаться от какой бы то ни было ветви, или ее проявления из-за низкого ее уровня, и не использовать ее для описания связей в Каббале, потому что не существует в нашем мире другой ветви, которую можно взять вместо нее.

Подобно тому, как нет двух волосков, питающихся от одного корня, так нет у нас и двух ветвей, относящихся к одному корню. И если отказаться от использования какого-то названия, я не только потеряю соответствующее ему понятие из высшего духовного мира, так как нет больше никакого слова, способного заменить его в описании этого корня, но и нанесу ущерб всей науке в целом. Ведь таким образом выпадает одно звено из общей цепи науки, а оно является связующим звеном.

И поэтому наносится ущерб всей науке, так как нет никакой другой науки в мире, составляющие которой были бы так тесно переплетены и связаны друг с другом по закону причины и следствия, как Каббала, которая действительно связана от начала и до конца, как длинная цепочка.

И если скрыто от нас даже небольшое знание, меркнет сияние всей мудрости, поскольку все ее части так переплетены между собой, что представляют собой одно целое.

И не должно теперь вызывать удивление использование несоответствующих названий, так как нет свободы в их выборе, и нельзя поменять хорошее на плохое и плохое на хорошее. И должны всегда точно, в соответствии с необходимостью, выбирать ветвь или явление, указывающие на их высшие корни, в той степени, которая необходима для дела. И обязаны дать подробное толкование, сформулировав точное определение, достаточное для понимания изучающих.

Каббала: Древнейшая система магических знаний. От теории к практике

В. Зайцев.

Введение

При слове «каббала» у человека непосвященного возникают самые разные ассоциации. Это и еврейские мудрецы, «колдующие» с древними буквами еврейского алфавита, и вполне современная певица Мадонна, активно пропагандирующая это учение в средствах массовой информации. В «желтой» прессе время от времени в приверженности каббализму обвиняют известных деятелей политики и культуры, как будто это преступление. Обыватель может решить, что каббала и какая-нибудь деструктивная секта – понятия близкие, хотя это совсем не так.

Эта путаница, которая до сих пор царит в умах, связана с довольно широким кругом значений, которые в последнее время ассоциируются с понятием «каббалы».

Едва лишь мы начнем знакомиться с азами этого мистического учения, как обнаружим, что это сугубо эзотерическая доктрина, доступная лишь посвященным. Для того, чтобы проникнуть в ее глубины, необходимо знать не только еврейский алфавит, но и сам иврит. Да к тому же, неплохо разбираться в древней мистике и философии.

И, наконец, мы обнаружим, что каббалой разрешалось заниматься только по достижении определенного возраста, только под непосредственным руководством учителей, уже достигших определенных высот в еврейской мудрости. А уж женщинам путь к каббале был закрыт совершенно определенно.

Как писал Элифас Леви, «чтобы быть посвященным в каббалу, недостаточно прочесть и продумать сочинения Рейхлина, Галатина, Кирхера или Пико Мирандолы; нужно также изучить и понять еврейских писателей из собрания Пистория, в особенности «Сефер Ециру», затем «Философию любви» Леона Еврея; нужно также приступить к великой книге «Зогар», внимательно прочесть в коллекции 1684 года, озаглавленной «Cabbala denudata», трактаты о каббалистической пневматике и «круговороте душ»; затем смело вступить в светоносный мрак всего догматического и аллегорического Талмуда».

Согласитесь, что этот список вряд ли осилит человек нашего времени. Но это не повод отчаиваться.

Современное течение «нью-эйдж» размыло жесткие границы каббалы и адаптировало это учение к требованиям новой эпохи.

Были выявлены связи между каббалой и Таро, гностицизмом, нумерологией. Появились, как и во многих науках, пересекающиеся дисциплины (каббалистическая астрология, например), которые быстро нашли своих многочисленных последователей.

Мы попробуем разобраться в основах каббалы, коснемся древней теории и современной практики, посмотрим, как каббала дополняет и развивает разнообразные эзотерические учения и как они меняются в зависимости от этой «прививки».

В цитатах великих знатоков каббалы, которые мы приводим, есть разница в написании имен опорных точек Древа Сефирот. Мы не сочли возможным приводить их к единому знаменателю, так как его просто не существует, а различие в написании в некоторых случаях может иметь особое значение.

История каббалы

Если вы не специалист по древнееврейской истории и не знаете даже азы священного языка, то вам будет непросто разобраться в тонкостях и деталях каббалистического учения.

Многие термины покажутся вам чересчур сложными, а соотношения астральных сфер и уровней – выходящими за пределы обыденного понимания.

Каббала в контексте мировой традиции

Сугубо еврейское достояние, учение каббалы со временем проникло в европейскую культуру, причудливым образом соединяясь с различными мистическими и философскими течениями и оккультными практиками.

Кто-то считал, что это не «настоящая» каббала, кто-то, наоборот, полагал, что любое учение должно динамически развиваться.

Так или иначе, практически все исследователи поражались стройности каббалы и аргументированности изложения. Это учение – набор инструментов для познания мира и самопознания. По словам Элифаса Леви, «проникая в святилище Каббалы, поражаешься изумлением при виде учения столь логического, столь простого и в то же время столь абсолютного. Необходимое согласие идей и знаков; освящение самых основных реальностей первичными признаками; троичность слов, букв и чисел; философия простая, как азбука, глубокая и бесконечная, как само Слово; теоремы, полнее и светлее теорем Пифагора; теология, которую можно резюмировать, считая по пальцам; бесконечность, которая может уместиться на ладони ребенка; десять цифр и 22 буквы, треугольник, квадрат и круг – вот все элементы каббалы. Это элементарные принципы Слова писанного, отражения того Слова сказанного, которое создало мир.

Все действительно догматические религии произошли из каббалы и в нее же возвращаются; все научное и грандиозное в религиозных мечтах иллюминатов, Якоба Беме, Сведенборга, Сен-Мартина и т. д. – занято у каббалы; все масонские ассоциации обязаны ей своими секретами и символами.

Только каббала освещает союз между всемирным разумом и божественным Словом; она устанавливает, уравновешивая две на вид противоположные силы, вечные весы бытия; только она примиряет разум с верой, власть со свободой, науку с тайной: она обладает ключами настоящего, прошлого и будущего».

Для того, чтобы познакомить вас с историей и теорией каббалы, предлагаем обратиться к сжатому и четкому очерку великого русского философа XIX в. Владимира Соловьева, который внимательно изучил интересующий нас вопрос и смог изложить его суть, не прибегая к заумным определениям и используя понятный всем нам обычный язык.

Без терминов, конечно, не обойтись, но в его очерке используются только основные базовые понятия каббалы, на которых строится фундамент этого загадочного учения.

«Каббала – мистическое учение и мистическая практика в еврействе, сохранявшаяся первоначально устным преданием, что обозначается и самим еврейским словом (принятие, в объективном смысле – предание).

Мнение о древности каббалы расходятся более чем на 3 000 лет – от эпохи Авраама и до XIII в. по Р. X.

Признание за каббалой до-библейской древности не имеет исторического характера, другое же крайнее мнение (о позднем средневековом происхождении каббалы) основано на недоразумении: главные памятники каббалистической письменности в их настоящем виде действительно явились в Средние века, но нельзя отожествлять их с самим содержанием каббалы, т. е. с тем кругом мистических традиционных идей, которые сохранялись в тайне от непосвященных, частью в устном предании учителей, частью в отрывочных, не дошедших до нас записях.

Начальная каббала

Ясные следы каббалистических понятий и терминов в Новом Завете, а еще более прямые указания на каббалу в древнейших частях Талмуда, относящихся к первым векам нашей эры, свидетельствуют о существовании еврейской теософии, по крайней мере, около Р. Х. в Мишне читается такое изречение: «Не излагают дела о началах (мира) в присутствии двух, а дела колесницы (Божьей) – в присутствии одного, разве только у него свой ум для этого»…

С этим изречением уже в иерусалимской (более древней) Гемаре связан длинный диалогический рассказ, трактующий о том, как опасно неосторожное отношение к тайному теософическому учению, которое таким образом предполагается здесь как нечто уже установившееся.

С достаточной уверенностью можно утверждать, что каббала возникла не ранее вавилонского пленения и не позже последних Асмонеев. Как из столкновения еврейской религиозной мысли с греческой философией возникли оригинальные умозрения Филона, так более раннее взаимодействие той же мысли с вавилоноперсидской магией и теософией породило каббалу.

Дальнейшие греческие, грекоиудейские, греко-египетские и христианские влияния на развитие каббалы этим не исключаются, но они остались второстепенными; основа была прочно заложена в авилоне и в Персии.

Тексты и личности

Каббала разделяется вообще на умозрительную (каббала июнит) и прикладную (каббала маасит). Умозрительная каббала состоит опять из двух главных частей или «дел»: космогонии – маасэ берешит, буквально – дело (о том, что) в начале, и теософии – маасэ меркаба, буквально – дело колесницы или выезда Божьего. Впрочем, космогонические и теософические умозрения каббалы переходят одно в другое и не поддаются отдельному изложению. Главные письменные памятники умозрительной каббалы суть Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая приписывается праотцу Аврааму, но в действительности относится к началу Средних веков; в IX в. на нее уже писались комментарии, как на старинный авторитет; вероятно, она составлена в VI или VII в. Зогар приписывается каббалистами ученику знаменитого р. Акибы, р. Симону бен-Иохаю (II в.), но так как в этом темном писании находятся ясные указания на мусульман и даже намек на смерть папы Николая III (1280 г.), то его с полной вероятностью относят ко времени около 1300 г. и автором его признают испанского раввина Моисея де-Леона. Обе книги напечатаны в первый раз в Мантуе, в 1558–1562 гг. Кроме этих основных текстов, в образовании умозрительной системы каббалы имели особенное значение Сефер-го-Бахир, сочинение р. Исаака слепого (XIII в.), затем Пардес-Римоним – р. Моисея Кордуанского, и, наконец, писания р. Исаака Лурия, по прозванию Льва (Ари). Оба последние жили в XVI в., и ими завершается внутреннее развитие еврейского каббализма.

С XV в. являются каббалисты и между христианскими писателями: в Италии – Пико-де-Мирандола; в Германии – Рейхлин, Корнелий Агриппа фон Неттесгейм и Парацельс; во Франции – Вильгельм Постель (XVI в.); в Англии – Роберт Флудд и Генрих Мор (XVI–XVII вв.). С другой стороны, взаимодействие между христианством и еврейством на почве каббалы породило мессианское движение Саббатая Цеви (XVII в.), Франка и франкистов (XVIII в.) и, наконец, хасидизм, с его цадиками, доныне процветающий в югозападной России и Галиции.

Сердце каббалы

Умозрительное учение каббалы исходит из идеи сокровенного, неизреченного Божества, которое, будучи выше всякого определения, как ограничения, может быть названо только эн-соф, т. е. ничто или Бесконечное. Чтобы дать в себе место конечному существованию, эн-соф должен сам себя ограничить. Отсюда «тайна стягиваний» (сод цимцум) – так называются в каббале эти самоограничения или самоопределения абсолютного, дающие в нем место мирам. Эти самоограничения не изменяют неизреченного в нем самом, но дают ему возможность проявляться, т. е. быть и для другого. Первоначальное основание или условие этого «другого», по образному представлению каббалистов, есть то пустое место (в первый момент – только точка), которое образуется внутри абсолютного от его самоограничения или «стягивания». Благодаря этой пустоте, бесконечный свет эн-софа получает возможность «лучеиспускания» или эманации (так как есть куда эманировать). Свет этот не есть чувственный, а умопостигаемый, и его первоначальные лучи суть основные формы или категории бытия – это 32 «пути премудрости», именно 10 цифр или сфер (сефирот) и 22 буквы еврейского алфавита (3 основных, 7 двойных, 12 простых), из которых каждой соответствует особое имя Божье. Как посредством 10 цифр можно исчислить все, что угодно, и 22 букв достаточно, чтобы написать всевозможные книги, так неизреченное Божество посредством 32 путей открывает всю свою бесконечность.

Цепь соответствий

Насколько можно понять, различие между сефиротами и буквами имен Божьих в этом откровении состоит в том, что первые выражают сущность Божества в «другом» или объективную эманацию (прямые лучи божественного света), тогда как буквенные имена суть обусловленные этой эманацией субъективные самоопределения Божества (лучи отраженные). Вот названия 10 сефирот: 1) Венец (Кетэр); 2) Мудрость (Хохма); 3) Ум (Бина); 4) Милость или Великодушие (Хэсед или Гедула); 5) Крепость или Суд (Гебура или Дин, также Пахад); 6) Красота или Великолепие (Тифэрет); 7) Торжество (Нэцах); 8) Слава или Величие (Ход); 9) Основание (Иесод) и 10) Царство (Малхут). Мыслимые как члены одного целого, сефироты образуют форму совершенного существа – первоначального человека (Адам-Кадмон). Для большей наглядности каббалисты указывают соответствие отдельных сефирот с наружными частями человеческого тела: Кетэр – это чело, Хохма и Бина – два глаза, Хэсед и Дин – две руки, Тифэрет – грудь, Нэцах и Ход – бедра, Иесод и Малхут – две ноги. Такое представление осложняется внесением половых отношений в «дерево сефирот». Вообще каббалисты в области божественных эманаций различали само Божество, как проявляющееся, от его проявления или «обитания» в другом, которое они называли Шекина (скиния) и представляли как женскую сторону Божества.

Шекина иногда отожествляется с последнею сефирой – Малхут, которой, как женскому началу, противополагаются все прочие, как мужское, при чем уже теряется аналогия с человеческим телом.

Еще сложнее представляется это отношение в книге Зогар. Здесь образуемый сефиротами Адам-Кадмон совмещает в себе три или даже четыре лица. Сефира – Милость или Великодушие с тремя правыми или мужскими сефиротами, образует Длинное Лицо (Арик-Анпин), или Отца (Аба); противоположная ему сефира Крепость или Суд, с тремя левыми или женскими сефиротами, образует Короткое Лицо (Зеир-Анпин) или Мать (Ума); происходящая из их соединения сефира Красота или Великолепие называется «Столп Середины» (Амуда Деэмцаита) и представляется иногда как новое лицо или сын; остающаяся затем первая высшая сефира Венец иногда относится к Отцу, иногда же принимается за особое лицо – Вечный Бог как таковой или «Ветхий деньми» (Атик-Йомин).

Круги миров

Сефироты суть общие основные формы всякого бытия. Обусловленная этими формами конкретная Вселенная представляет различные степени удаления божественного света от его первоисточника. В непосредственной близости и совершенном единстве с Божеством находится Мир Сияний (Ацилут). Большее или меньшее различение от Божества представляют дальнейшие три мира, которые, по своеобразной методе каббалистов, выводятся следующим образом: в начале книги Бытия (I и II гл.) отношение Божества к миру выражено тремя глаголами – творить (бара), создавать (иецер) и делать (аса); отсюда три различных мира: мир «творения» (бриа), т. е. область творческих идей и живущих ими чистых духов, затем мир «создания» (иецира) – область душ или живых существ, и наконец, мир «делания» (асия) – сфера материальных явлений, наш видимый физически мир. Эти миры не разделены между собой внешним образом, а как бы включены друг в друга, подобно концентрическим кругам. Низшие миры реализуют то, что более идеально содержится в высших, а существа и предметы высших миров, воспринимая из первого источника божественные влияния, передают их низшим, служа таким образом каналами или «сосудами» (келим) благодати.

Человек принадлежит ко всем мирам: по телу и чувственной, страдательной душе (нэфеш) он относится к низшему миру явлений, по велящему и деятельному началу своей души (руах) он сроден миру зиждительных сил, высшим идеальным своим духом (нешама) он обитает в мире умопостигаемых существ, и, наконец, в нем есть еще более высокое начало, теснейшим и глубочайшим образом связывающее его с Божеством – абсолютное единство (иехида), возводящее его на степень непосредственных сияний (ацилут) вечного света. Принадлежа ко всем мирам, человек, однако, непосредственно коренится в низшем материальном мире, который через него соединяется с Божеством.

Существа, непосредственно живущие в высших мирах, – ангелы. Ангелология каббалы, заимствованная главным образом у персов, состоит из формальных классификаций; замечательна только идея солнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры), высшего посредника между Богом и Вселенной; иногда он отождествляется с архангелом Михаилом, а иногда с Мессией.

Путь каббалиста

Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень в эманации божественного света; в том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так называемая шелуха бытия или скорлупы (клиппот) – это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные, как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого – перевоплощение; оно двух родов: «круговорот» (гильгуль) и «прививка» (иббур), первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все в новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7-м или даже на 14-м году возраста, с провиденциальной целью на благо того или другого, или обоих.

Подступы к шифру

Вспомогательное средство для возвышения души есть прикладная каббала. Связь между ней и умозрительной – общее обеим признание мистического смысла букв и имен библейских. Относясь к Библии, как к шифрованному тексту, и применяя различные шрифты (подставление числового значения букв, перестановка букв в том или другом определенном порядке и т. д.), можно из одних слов получить совершенно другие и открыть удивительные вещи (главные способы называются гематрия, нотарикон, лемура). Таким путем каббалисты угадывают сокровенное и предсказывают будущее. Другая часть прикладной каббалы есть магия; через целесообразное употребление имен Божьих производятся различные чудеса».

ДРЕВО ЖИЗНИ

В приведенном очерке было упомянуто древо Сефирот. Это одно из центральных понятий каббалы, которое послужило мощным толчком для оккультистов средневековья, развивших в своем направлении основную идею этого учения.

Рассмотрим подробнее, как теория Сефирот связана с космосом и телом человека. Ведь, согласно древней формуле – то, что наверху, подобно тому, что внизу, и наоборот.

Шестигранник

Теория восхождения и нисхождения Вселенской Души получает простое и наглядное обоснование в известной всем символике шестиконечной звезды, традиционно связанной с еврейским учением.

Мистический смысл этого знака прост. Есть путь наверх (треугольник, направленный острием вверх) и есть путь вниз (треугольник, направленный острием вниз). Сочетание их дает звезду, которая символизирует два эти пути.

Другое значение этого знака – Абсолют обращен к человеку, а человек обращен к Абсолюту. Это взаимонаправленное движение и отражено в шестиконечной звезде (см. рис. 1 и 2).

Рис. 1

Рис. 2

Еще одно значение этого символа – соединение животной и духовной природы в человеке, двух главных его начал и составляющих.

Один треугольник тянет его вниз, к инстинктам и рефлексам, другой возносит его вверх, к изначальному совершенству и истинному предназначению.

Десять точек великого пути

Каббала всегда отличалась наглядностью и своеобразным рационализмом. Парадоксально, но глубоко мистическое учение, делающее упор на иррациональном познании, требовало четкого освоения теории, вполне прагматической.

Это довольно характерно для многих мистических учений. Сначала идет некий реальный набор сведений, который впоследствии становится трамплином. От этой уже освоенной реальности мистик и отталкивается, чтобы взлететь так высоко, как позволит его духовный опыт.

В своей книге «Мистика Запада» Роберт Кавендиш определяет суть древа Сефирот с помощью понятных всем образов: «Связь между Богом и миром является опосредованной, как если бы Господь был зеркалом, из которого исходит свет. Свет отражается во втором зеркале, которое, в свою очередь, отражается в третьем, а третье в четвертом и так дальше. С каждым отражением свет и зеркала что-то теряют от своего чистого сияния, пока наконец свет не отражается тусклым лучом от потрескавшейся отполированной поверхности нашего конечного порочного мира… Десять сефирот – мощные движущие силы Вселенной, а также импульсы, заставляющие человека двигаться. Поднимаясь сквозь сферы, маг познает, усваивает и подчиняет себе силу каждой сефиры».

Рис. 3

Это путь от первой точки до последней. Проследим этапы его прохождения (рис. 3).

На рис. 3 цифрами обозначены следующие сефирот:

1. Кетер (Высший Венец)

2. Хокмах (Мудрость)

3. Бинах (Понимание)

4. Хесед (Любовь)

5. Гебурах (Власть)

6. Тиферет (Красота)

7. Нетсах (Терпение)

8. Ход (Величие)

9. Йесод (Созидание)

10. Малькут (Царство).

Далее Кавендиш пишет: «Обычно сефироты изображаются на диаграмме, называемой Древом Жизни. Она является иллюстрацией скрытой схемы Вселенной и ее фундаментального единства. Древо пронизывает своими ветвями все творения и примиряет вес противоречия, ибо, несмотря на множество ветвей, дерево одно, и все явления Вселенной суть листья, ветки и сучья единого целого.

Дерево – это модель Бога, Вселенной и человека. Оно классифицирует все. Нет ничего, что не нашло бы места в той или иной ячейке. Дерево состоит из трех треугольников и десятой сефиры Малькут в самом низу.

Каждый треугольник содержит две противоположные силы и третью, которая примиряет их и приводит в равновесие.

Сефирот располагается на дереве справа налево, поскольку пишут на иврите справа налево. Правая сторона дерева является мужской и позитивной, левая или злая – женской и негативной. То, что находится в середине и примиряет противоположности, – двуполо. Сферы Сатурна, Марса и Меркурия классифицируются как женские, а Венеры – как мужская. В некоторых случаях значение числа сефиры совпадает с его нумерологическим смыслом, а в некоторых нет.

Иногда дерево изображается, как человеческое тело: верхний треугольник – голова, средний треугольник – туловище и руки, нижний – гениталии и ноги. И основано это на аналогии между Богом и человеком. Сефироты – это стадии процесса созидания Вселенной. Если Бог – это увеличенный человек, то этот процесс должен совпадать с человеческим процессом созидания. В первом треугольнике дерева мужское оплодотворяет женское и зарождается жизнь, дитя или Вселенная. Во втором треугольнике отец и мать вскармливают и направляют дитя в младенчестве и в юности.

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

страницы: 1 2 3

Каббала для начинающих

8 октября 2015История, Антропология

Историк Ованес Акопян советует книги и лекции, которые помогут разобраться в том, что такое каббала

Автор Ованес Акопян

Иллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Beinecke Rare Book & Manuscript Library

Каббала — это мистическое течение в иудаизме, по сути — способ читать и понимать Тору; в ее основе лежит представление о том, что текст Торы можно интерпретировать на четырех разных уровнях, высший из которых как раз и раскрывается посредством особенных мистических практик. В частности, особое внимание в каббале отводилось комбинаторике и интерпретации скрытой символики букв и слов.

Гравюра из трактата Стефана Михельшпахера «Каббала: зеркало искусств и природы в алхимии». 1615 год © Bayerische Staatsbibliothek

В каббале, безусловно, много эзотерического, что и объясняет ее привлека­тельность для стороннего наблюдателя, склонного к поиску тайных смыслов мироздания. Но важно сразу понять: увлечение каббалой современных звезд вроде Мадонны, школы «познания себя» и беллетристика, заполняющая соответствующие отделы в книжных магазинах, имеют с настоящей каббалой мало общего (и сильно мешают настоящим историческим исследованиям этого феномена).

Иллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Wellcome Library

Несмотря на то что старейшие каббалистические тексты относятся к I–II векам нашей эры, классическая каббала возникла на юге Франции и в Испании в XII–XIII веках. На пер­вый взгляд, подобная география может показаться удивительной, однако именно в этих странах в Средние века сложились крупнейшие еврейские общины. Кроме иудаизма каббала вобрала в себя множество элементов философских и мистических учений, распространенных в начале первого тысячелетия, среди которых особенно выделяются гностицизм, неоплатонизм и пифагорейство. Эти влияния опреде­лили, в частности, каббалисти­ческое представление о структуре мироздания, которое разделено на 10 первичных элементов — сфирот. Учение об эмана­ции, то есть об излиянии божества в мир низших сфер, позаимствовано каббалистами из неоплатонизма.

В XIII веке в Испании образовалось несколько влиятельных школ. Здесь работали крупные мыслители (Авраам Абулафия, Моше бен Нахман), были написаны основные каббалистические трактаты, в числе которых знаменитая книга Зоар. Именно из Испании, где в Средние века потрясающим образом соединялись латинская, еврейская и арабская культуры, каббала начала свой путь по Европе. В XV–XVI веках она стала невероятно популярной уже среди христианских мыслителей, породив странное, на первый взгляд, явление «христианской каббалы».

Запутаться в хитросплетениях этого сюжета проще простого. Рекомендуемые ниже книги и лекции далеки, к счастью, от эзотеризма и помогут разобраться с каббалой хотя бы с исторической точки зрения.

Гравюра из трактата Стефана Михельшпахера «Каббала: зеркало искусств и природы в алхимии». 1615 год © Bayerische Staatsbibliothek

Эко, Борхес и другие

У многих интерес к каббале начался с художественной литературы, например с чтения рассказов Хорхе Луиса Борхеса или романов Умберто Эко, в первую очередь «Маятника Фуко». И неудивительно: мало того, что «Маятник Фуко» набит отсылками к разного рода оккультной литературе — алхимии, каббале, герметизму, — сама структура романа, разделенного на 10 частей, восходит к идее 10 сфирот каббалистов. Рассказ «Алеф» Борхеса воспроизводит распространенное в Средние века представление о микрокосме: Алеф, диаметр которого, по Борхесу, составляет всего 2 сантиметра, — это «великое в малом», настоящее отражение мироздания. Понятно, почему и сам Борхес говорит о «микрокосме алхимиков и каббалистов», — достаточно вспомнить об алхимическом гомункуле, отражении настоящего человека в миниатюре, который упоминается в «Фаусте» Гёте. Нечто сходное, только существенно бóльшее в размерах, представляет собой другой известный литературный «искусственный человек» — Франкенштейн. Наконец, в гениальном романе Густава Майринка «Голем» повествуется еще об одном искусственном существе, созданном из глины и оживленном при помощи каббалистических заклинаний, которое возрождается к жизни каждые 33 года.

Каббалистический амулет от сглаза, изготовленный для Абрахама Элии, сына Белы. XVIII век © Wellcome Library

Гершом Шолем. «Основные течения в еврейской мистике»
(Москва; Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2004)

На упомянутых выше Эко и Борхеса сильное влияние оказали научные работы Гершома Шолема, выдающегося исследователя еврейской мистики, и, в частности, вот эта книга — действительно отличный выбор для первого знакомства с предметом. Вышедшая впервые более 70 лет назад, эта работа, подробно рассматривающая все еврейские мистические учения, в том числе и каббалу, кроме большого массива рассмотренных источников интересна тем, что в ней Шолем кардинальным образом разрывает с традицией изучения иудаизма, распространенной в XIX и начале XX века. Книгу Шолема от предшественников отличает то, что еврейская мистика предстает в «Основных течениях» не как мертвая структура, но как живая и постоянно изменяющаяся область знания. Нельзя, разумеется, пройти мимо самой персоны Шолема — друга Вальтера Беньямина и Мартина Бубера, коллеги Юнга и Элиаде по легендарному обществу «Эранос», любопытному междисциплинарному европейского кружку, более 70 лет изучавшему архаические и мистические традиции.

Каббалистический амулет для благополучного разрешения родов, изготовленный для Эстер, жены Шабтая Хаима, сына Брунеты. XVIII век © Wellcome Library

Моше Идель. «Каббала: новые перспективы»
(Москва, Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2010)

После того как Гершом Шолем переехал из Германии в Израиль и начал преподавать историю еврейской мистики в Еврейском университете Иерусалима, это учебное заведение стало главным исследовательским центром по этому вопросу в мире. Наиболее выдающимся из последователей Шолема стал его ученик Моше Идель. Перу Иделя принадлежит множество работ, но, пожалуй, наиболее важной (а заодно и доступной русскоязычному читателю) следует считать книгу «Каббала: новые перспективы». В ней Идель не только показывает богатство и разнообразие каббалистической литературы, но затрагивает ряд важных методологических и культурологических вопросов, от тщательного разбора тенденций в изучении каббалы сначала в XIX, а потом и в XX веке до раздела о влиянии еврейской мистики на европейскую культуру. Для тех, чей интерес выходит за рамки общих работ, могут быть интересны исследования Иделя об одном из основоположников каббалы Аврааме Абулафии и о каббале в Италии в XIII–XVI веках.

Книга и лекция Эллиота Волфсона

Профессор Эллиот Волфсон принадлежит к, условно говоря, третьему поколению исследователей каббалы, которое было вдохновлено уже не столько Шолемом, сколько Иделем, и зачастую рассматривает уже более частные, но не менее важные проблемы. Тем же, кому языковой барьер не страшен, стоит присмотреться к работе Эллиота Волфсона о воображении в средневековой еврейской мистике («Through the Speculum That Shines: Vision and Imagination in Medieval Jewish Mysticism». Princeton: Princeton University Press, 1994). В ней американский профессор анализирует, каким образом средневековые еврейские ученые рассматривали сны и видения. Хотя объектом их интереса были, разумеется, эпизоды из Священного Писания, Волфсон показывает, как на формирование интерпретационных моделей влияла интеллектуальная среда.

Русского перевода у книги по-прежнему нет, однако не так давно Волфсон приезжал в Москву с лекциями. Одну из них — про сны в еврейской традиции — есть смысл посмотреть: в ней он вкратце пересказывает содержание своих работ. В рамках этого же лектория доступны некоторые выступления Иделя, правда, неполные.

Христианская каббала

«De arte cabalistica» Иоганна Рейхлина.
1530 год © Wikimedia Commons

Начиная с XV века еврейскую мистику стали адаптировать под христианские нужды. Ключевую роль в формиро­вании «христианской каббалы» сыграл один из крупнейших мыслителей итальянского Возрождения Джованни Пико делла Мирандола. Проникно­вение каббалы в христианскую среду было важным еще потому, что знание иврита открывало широкие возмож­ности для комментирования, а впо­следствии и перевода Священного Писания. Поэтому не стоит удивляться, что многие христианские каббалисты происходили из церковной среды, а один из них — Иоганн Рейхлин — считался главным знатоком иврита в Европе и был близок к Эразму Роттердамскому и другим гуманистам.

К сожалению, на данный момент почти все крупные гебраисты, занимающиеся Ренессансом, — итальянцы, и на англий­ский их работ переведено мало. Но выход все же есть. Книга Хаима Виржубски о Джованни Пико делла Мирандола («Pico della Mirandola’s Encounter with Jewish Mysticism». Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989) — практически образцовое исследование о том, как ренессансный христианский автор овладевал ивритом и знакомился с чуждым его культуре наследием. Кроме того, заслуживает внимания работа Брайана Огрена о реинкарнации в итальянской каббалистической литературе («Renaissance and Rebirth: Reincarnation in Early Modern Italian Kabbalah». Leiden: Brill, 2009) — книга, позволяющая понять пути проникновения каббалистических текстов в христианскую литературу и их адаптации даже в порой противоречивых контекстах. Но, конечно, стоит выучить итальянский — и тогда в христианской каббале вы будете разбираться идеально.

Джованни Пико делла Мирандола © New York Public Library

Чего читать не стоит

Если вышеуказанный список не устраняет сомнений в том, что каббала — это не духовный суррогат, а важнейший феномен истории еврейской, а затем и христианской культуры и мистики, стоит составить список книг, которые читать нельзя ни при каких обстоятельствах.

Главное — не следует считать каббалу практикой, способной привести желающего к познанию основ мироздания. Такую точку зрения проводят как работы каббалистов вроде Михаэля Лайтмана, так и отсылки к каббале в популярной культуре. К сожалению, современные почитатели каббалы максимально упрощают ее сущность и предпочитают давать крайне простые ответы на бесконечно сложные вопросы. Поэтому было бы разумно обходить стороной стенды с книгами и фильмами Михаэля Лайтмана и его коллег по некоей Международной академии каббалы, которые поведают о том, что квантовая механика была предсказана каббалистами более трех тысяч лет назад («Каббала или квантовая физика»), посоветуют при помощи каббалы «найти партнера, место под солнцем, свою нишу в обществе» («Духовный поиск») или в лучших традициях теорий заговора заявят о каббале «две тысячи лет скрываемой от народа из-за страха перед неправильным использованием сил, более мощных, чем любая атомная бомба» («Богоизбранность»). Нельзя не поразиться предприимчивости этих граждан, но к каббале все это и правда не имеет никакого отношения.

микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив Искусство, История >7 старинных мостов

Путеводитель по удивительным памятникам, которые исчезают у нас на глазах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *