Кафедральный собор Томск

Подробности 20 Январь 2015

Попытка создать Воскресную детскую школу при Воскресенской церкви г. Томска была предпринята в 2004 году. Занятия некоторое время вели диакон Андрей Байгушов и его супруга Ольга. Но после перевода отца Андрея в Северский храм вести занятия, к сожалению, стало некому, и несколько лет храм был без Воскресной школы.

Но вот, 30 сентября 2011 года было объявлено о новом наборе детей в Воскресную школу. Был совершен молебен на начало учебного года и с Божией помощью занятия начались. Записалось тогда около 15-20 детей, из них 6 детей ходят до настоящего времени. Сейчас в единственном классе Воскресной школы занимаются 12 детей (больше, к сожалению, не позволяет помещение) от 10 до 12 лет.

Первый год занятия вел священник Иоанн Солдатов, потом он стал духовником воскресной школы, а преподавать стала Ксения Тутатчикова, прихожанка храма с педагогическим образованием. Второй год занятия вел иерей Александр Никулин и Ксения. Первый и второй год обучения дети изучали Ветхий завет и устройство храма. Занятия проходили в нижнем приделе храма. Сейчас изучают Новый завет, Православное богослужение и хоровое пение. Перед Рождеством детям всегда благословлялось украшать Рождественский вертеп.

В 2012 и 2013 г. Воскресная школа Воскресенской церкви участвовала в Пасхальных крестных ходах.

В 2013 году участвовали в Пасхальном концерте Воскресных школ города Томска. Для ребят это стало очень волнующим и интересным событием.

В 2013 году настоятель благословил ребят украшать елку в храме. Конечно, не обошлось без приключений, ребята разбили несколько елочных игрушек, но это не омрачило радость участия их в жизни прихода.

В настоящее время ведут занятия педагог-катехизатор Воскресенской церкви Ксения Тутатчикова и регент хора Татьяна Перевалова. Некоторые уроки стали проводиться в интересной форме. На День матери, например, 30 ноября 2014 г. участники молодежного клуба провели для школьников мастер-класс по изготовлению открыток. Каждый из ребят подписал свою открытку и подарил любимой маме.

Томский Богоявленский собор, 5 сентября 2012. Фотография Елены Громаковой с сайта sobory.ru

Кафедральный собор в честь Богоявления Господня города Томска Томской епархии

Расположен в центральной части города Томска в историко-культурном заповедном районе «Пески».

Деревянная церковь

Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году. Называлась она Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина).

Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет, в 1737 году, в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила.

В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске.

Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии.

15 апреля 1770 года на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила.

Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную.

Томский Богоявленский храм. Рис. конца XIX (?) в.

Каменный храм

Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню).

Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло неравномерно.

Нижний этаж каменной церкви был построен и освящен в честь Богоявления Господня 23 ноября 1784 года. Строительство верхнего придела во имя пророка Илии растянулось на сорок лет, и завершено было лишь в 1817 году.

С 1857 по 1860 год на средства Елабужского купца П.В. Михайлова и С.П. Петрова был устроен на нижнем этаже Михаило-Архангельский придел, освященный Епископом Томским Парфением (Поповым).

18 июня 1900 года был освящен отремонтированный Ильинский придел с новым иконостасом (ремонт велся с 1868 года).

19 августа 1901 года на втором этаже храма был освящен придел в честь Нерукотворного образа Спасителя.

4 марта 1892 года при храме было открыто церковно-приходское попечительство, 5 октября 1898 года — одноклассная церковно-приходская школа (учащихся в школе на 1911 год было 87 человек обоего пола, на 1914 — 84 человека). В церковной библиотеке, по сведениям 1911 года, насчитывалось до 400 книг, по сведениям 1914 года — до 850 книг. На попечении храма находилась Губернская мужская гимназия. По штату в причте было положено состоять священнику, диакону и псаломщику.

Здание Томского Богоявленского храма в советский период

В советский период

В апреле 1920 года храм был национализирован и 2 августа передан по договору в бесплатное бессрочное пользование зарегистрированной приходской общине.

В 1922 году во время конфискации церковного имущества в помощь голодающим были обвинены в сокрытии ценностей и арестованы настоятель Богоявленской церкви протоиерей Константин Лебедев и староста П. Нестеров.

В произошедшем следом церковном расколе приходская община Богоявленской церкви, как и общины других храмов, оказалась под властью Томского Епархиального Обновленческого управления.

С появлением в 1924 году в Томске архиепископа Димитрия (Беликова), сторонника Патриарха Тихона, общиной было принято решение 15 октября 1925 года вернуться в каноническую церковь под начало канонического священноначалия.

Президиум Сибкрайисполкома города Новосибирска на заседании 4 ноября 1929 года постановил:

«Принимая во внимание массовые требования трудящихся г. Томска о ликвидации Богоявленской церкви с обращением здание на культнужды, незначительное число пользующихся церковью верующих, наличие других церковных зданий и отсутствие в рабочем районе Томска (где стоит Богоявленская церковь) помещений под рабочий клуб, решение Томского Окрисполкома и Горсовета о ликвидации Богоявленской церкви и передаче ее под клуб транспортников утвердить. Поручить ОИК объявить о постановлении верующим и впредь до истечения 2-недельного срока, а при обжаловании до рассмотрения дела ВЦИКом церковь оставить в пользовании верующих».

Богослужения в храме продолжались до января 1930 года, затем в здании храма разместились курсы «Сибжелдорстроя».

В 1942 году все помещения церкви были переоборудованы под цеха эвакуированного в Томск московского завода «Красный Богатырь», который размещался здесь до 1946 года.

В 1947 — 1994 годах здание храма занимал Томский завод резиновой обуви.

За время эксплуатации заводами здание храма очень сильно пострадало: были сняты все колокола, сорваны все кресты с храма, был полностью утрачен восьмерик с куполом, разрушены завершения колокольни и храмовой части, к восточному фасаду пристроено двухэтажное здание, к северному и западному фасадам были пристроены одно- двух этажные каменные сооружения, на южном фасаде срублен декор и изменена форма окон.

Томский Богоявленский собор

Восстановление храма

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 446 «О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества, относящегося к федеральной собственности», распоряжением Комитета госимущества администрации Томской области от 22 августа 1995 года № 201 «О передаче имущества религиозного назначения в бессрочное безвозмездное пользование» Богоявленская церковь была передана Русской Православной Церкви (в лице Томского благочиния) в бессрочное безвозмездное пользование.

6 февраля 1997 года Актом экспертной комиссии церковь была взята на государственный учет как вновь выявленный памятник истории и культуры.

Начались широкомасштабные работы по разборке цехов бывшего завода и высвобождению двухэтажного здания храма из массы заводских пристроек и надстроек. Несколько лет ушло на то, чтобы убрать тонны обломков кирпича и мусора. Финансирование восстановления храма взяла на себя Томская областная администрация. Губернатор области В. М. Кресс объявил, что власть, санкционировавшая уничтожение десятков храмов обязана восстановить и вернуть в надлежащем виде верующим хотя бы те церкви, которые не были полностью уничтожены. К участию в реставрационных работах были приглашены государственные и частные предприятия города и области. Из-за нерегулярного финансирования работа двигалась с переменной интенсивностью, иногда почти замирая, но никогда полностью не останавливаясь. Согласно проекту, рядом с Богоявленским собором сооружались учебные и жилые корпуса Томской духовной семинарии и церковно-административные помещения.

8 января 2000 года епископом Томским Ростиславом (Девятовым) был освящен первый восстановленный придел архангела Михаила и совершено первое богослужение.

В последнюю неделю июня 2001 года на колокольню собора были подняты и установлены 11 колоколов.

Иконы для иконостасов второго этажа храма по заказу преосвященного Ростислава были изготовлены в иконописной мастерской Московской духовной академии, причем в качестве образца для них были выбраны иконы кисти преподобного Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

По окончании всех реставрационных работ, в январе 2003 года состоялось освящение собора: 18 января — Ильинского придела на первом этаже, 26 января — Богоявленского и Пантелеимоновского приделов на втором этаже.

В 2006 году при соборе была открыта воскресная школа.

Архитектура

Двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание, построенное в стиле сибирского барокко, имеет традиционную трехчастную схему (храм с апсидой — трапезная — колокольня). Апсида обладает простым абрисом плана, представляет собой полуциркульную форму, пристроенную к прямоугольному в плане храму.

В объемно-пространственной структуре собора выделяются два вертикальных композиционных акцента — храм и колокольня, объединенные расположенным между ними более низким объемом трапезной. Высокий четверик храма завершается восьмигранным барабаном с главкой, поставленной на восьмигранный световой фонарь.

Апсида значительно ниже четверика. Восьмигранный барабан с главой, венчающий апсиду, служит в композиционном отношении как бы переходным элементом от ее низкого объема к более высокому четверику. Двухъярусная колокольня увенчана шатром, имеющим форму восьмигранной призмы. Переходным элементом от верхнего яруса к шпилю служит низкий восьмигранный постамент.

Южный и северный фасады церкви имеют цельную композицию. Архитектурное убранство фасадов создают часто расположенные стройные вертикальные оконные проемы и нарядные завершения в форме лучковых кокошников, опирающихся на выступающие из стены фасада тонкие ажурные пилястры. По вертикали фасады членятся пилястрами на четыре равнозначных прясла, в каждом из которых помещено по три оси оконных проемов. Цельность и стройность северного и южного фасадов достигнута слабовыраженным горизонтальным междуэтажным поясом и удивительной гармонией всех членений и элементов.

Внутреннее пространство церкви, апсиды, трапезной, и притвора разделено на два этажа. Апсида в обоих ярусах перекрыта конхой. Нижний ярус четверика перекрыт сомкнутым сводом. Восьмилотковый свод на тромпах верхнего яруса открывается в световой центральный барабан, из окон которого льется мягкий свет. Пространство трапезной в обоих этажах соединяется с помещением храма с помощью одного большого проема и перекрыто цилиндрическим сводом. Трапезная соединяется с двумя нижними ярусами колокольни, завершенными коробовыми сводами.

Верхний его ярус представляет собой единое помещение с двумя уровнями пола, имеет плоское перекрытие. С более низкого уровня к более высокому, соответствующему уровню всего второго этажа церкви, ведет широкая одномаршевая мраморная лестница. В помещении паперти находятся две лестницы, идущие со стороны южного и западного фасадов с уровня земли на нижний уровень второго яруса притвора.

В помещении паперти расположена крестильная с большой купелью, с возможностью полного погружения в ней при крещении взрослого человека.

От убранства интерьеров осталась штуковая отделка сводов. Последние украшены лепными розетками, а вдоль усов сводов проходят профилированные штукатурные тяги.

Статистика

Святыни

  • частица св. мощей вмч. Пантелеимона Целителя в серебрянном ковчежце. Привезена в 2001 году епископом Томским Ростиславом из Московской Патриархии.
  • частицы св. мощей апостолов Андрея Первозванного и Филиппа, мчч. Иоанна воина и Трифона, свтт. Григория Богослова, Иннокентия Иркутского, Митрофана Воронежского, Петра, Ионы, Филиппа, Иннокентия и Тихона Московских, Варсонофия Тверского, прп. Сергия Радонежского и Иова Почаевского, вмчч. Варвары и Анастасии Узорешительницы, блгвв. кнн. Александра Невского и Димитрия Угличского.
  • Распятие, к которому прикреплена звездица, хранящая частичку того Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос (находится в алтаре собора ).
  • архиерейский посох святителя Феодосия Черниговского. Принесен в Томск преосвященным Агапитом (Вознесенским), первым Томским архиереем. Более 70-ти лет хранился в запасниках Томского краеведческого музея. 26 мая 2002 года возвращен Церкви.
  • иконы св. мученика Иоанна Воина, св. Василия Блаженного, прп. Афанасия, прп. Серафима Саровского с частицами их св. мощей.
  • почитаемый список образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Привезен из Серпуховской Высоцкой обители
  • точная копия иконы письма преподобного Андрея Рублева – образ Живоначальной Троицы. Написана для собора и привезена 14 июня 2003 года.

Настоятели

См. также

  • 3D-экскурсия по Богоявленскому кафедральному собору города Томска

Использованные материалы

  • Безруких Олег, прот. История Богоявленского кафедрального собора города Томска

Справочная книга по Томской епархии за 1898 — 99 год. — Томск: Типография епархиального братства. 1900. С. 108.

По данным сайта Томской епархии — до 1989 года —

ГАТО, Ф. Р-430, Оп. 1, Д.4, Л.1-4.

Справочная книга. Состав священно-церковнослужителей Томской епархии / Сост. Г. Меншагин. — Томск. — Октябрь 1886. С. 3.

Справочная книга по Томской епархии за 1898 — 99 год. — Томск: Типография епархиального братства. 1900. С. 107.

Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. С дополнениями и изменениями в личном составе священн-церковно-служителей. По 1-е марта 1911 г. — Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия. 1911. С. 148.

Статья прот. Олега Безруких.

Никольский П.В., История Воронежской духовной семинарии. — Воронеж: Изд-во ВПДС «Образ жизни», 2011, сс. 317, 625.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *