Кафизма 5 читать

Пс.33:1. Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.

«Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отыде». Божественый Давид, усмотрев злобу и не доброжелательное намерение Саула, и послушавшись чуднаго советника Ионафана, спасся бегством и прибыл в город Номву. Там, свидевшись с священником Авимелехом, скрыл свое бегство, сказал же, что послан царем по одной важной надобности; потом, попросив хлебов, не нашел иных, кроме отделенных для священников, и взял оные, когда дал иерей, вопреки постановлению закона; потому что таковая пища была уделяема одним священникам. Впрочем сим предызображены таинства благодати, и предварительно отверзлась дверь Божией щедроты; потому что не одним иереям отделяется божественная снедь, но всем желающим предлагается причастие Божественных Даров. В то время великий Давид взял и меч Голиафов, который, после сего единоборства, принес он в дар Богу, как наилучшую добычу. Авимелехом же назвал Пророк Авиафара, как имевшаго два имени. Итак, поелику Давид, бежав, не открыл о сем бегстве иерею, но сказал, что исполняет одну царскую надобность, то говорится, что «измени лице», как поступивший не по обычной ему правде. Некоторые писатели придавали псалму сему иное содержание. Они говорили, что Давид изменил лице, когда пришел к Анхусу, а потом, убоявшись злоумышления иноплеменников, притворился неистовым, и сим способом спас себя. Но в речениях псалма нет никакого согласия с сим содержанием; приличествуют же оныя сказанному нами, как, при помощи Божией, и будет теперь сие показано.

Пс.33:2. Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.

«Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих». И бегством спасаясь, говорит Пророк, и преследуя врагов, и в благополучии, и в злосчастии, песнословлю Владыку моего.

Пс.33:3. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.

Пс.33:4. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.

«О Господе похвалится душа моя». Он соделал уже меня именитым, и еще соделает славным.

«Да услышат кротции и возвеселятся».

«Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе». Не довольствуется тем, чтобы одному слагать песнь, но сообщников в кротости делает сообщниками и в песнопении. Потом показывает причину благодарения.

Пс.33:5. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.

«Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя». Помолился я Господу, говорит Пророк; и превозмог все бедствия.

Пс.33:6. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.

«Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся». Ибо кто приступает к Нему с верою, тот приемлет на себя лучи умнаго света. Так и у великаго Моисея прославилось его видимое лице. Сие сказал уже Давид и выше: «знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» (Пс.4:7). Так, сделав воззвание к единонравным, во образец им предлагает себя самаго.

Пс.33:7. Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его.

«Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и». Из того, что совершилось со мною, говорит Пророк, научитесь возлагать упование на Бога всяческих; потому что меня, человека незначительнаго и пастыря овец, сподобил Своего промышления, и сделал, что превозмог я врагов.

Пс.33:8. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.

«Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их». С сим согласны и слова Апостола, потому что так говорит об Ангелах: «не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение» (Евр. 1, 14)? Так и блаженный Иаков, молясь, сказал: «Ангел, иже мя избавляет от всех зол» (Быт. 48, 16). Так и патриарх Авраам говорил чудному рабу: «Господь Бог послет Ангела Своего пред лицем твоим, и поймеши жену сыну моему Исааку оттуду» (Быт. 24, 7). Так и блаженный Захария сказует: «Ангел глаголяй во мне» (Зах. 1, 9).

Пс.33:9. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!

«Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает на-Нь». Сказав: «приступите к Нему и просветитеся», еще убеждает: и «вкусите», то есть, опытом дознайте Владычнюю благость, потому что плодом сего будет для вас блаженство. Но должно знать, что сказанный нами смысл пригоден для древних Иудеев; скрывающаяся же во глубине буквы мысль дает разуметь благодать Божественных Таин, потому что всесвятым крещением подается приступающим истинное просветление, и вкушение животворящей снеди явственно показывает благость Спасителя. Ибо, что так ясно доказывает Его человеколюбие? не крест ли? не страдание ли? не восприятая ли за нас смерть? не то ли, что для овец Своих соделался Он вместе и снедию и источником?

Пс.33:10. Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.

Пс.33:11. Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.

«Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его».

«Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага». И сие согласно с сказанным выше. Ибо приявшим уже освящение посредством крещения дает совет срастворять любовь страхом, и от единаго Бога ожидать обилия благ, потому что богатство подлежить многим превратностям, и сегодня богатый чрез несколько времени впадает в нищету. И Иудеи, богатейшие древле Божиею о них попечительностию, обнищали. А уверовавшие язычники прияли от Бога обилие благ.

Пс.33:12. Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.

Пс.33:13. Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?

«Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас».

«Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?» И как некую достолюбезную награду, предложив безпечальную и превожделенную жизнь, возбуждает к подвигам.

Пс.33:14. Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.

Пс.33:15. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.

«Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти».

«Уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и». Сперва внушает отвращение к пороку, а потом повелевает проходить разные виды добродетели; и во-первых, предписывает от всякой лести и от лукавства очистить язык, как удобопоползновенный член; к языку же присоединяет и уста, потому что и они содействуют его движениям. Во-вторых, запрещает деяния порочныя; ибо говорит: «уклонися от зла». Потом узаконяет деятельность добрую, ибо говорит: «сотвори благо». Что же главное в добрых делах? «Взыщи мира, и пожени и», потому что человек мирный, любя мир со всеми, не похищяет тайно принадлежащаго ближнему, не отваживается на убийства, не злоумышляет нарушить супружескую верность, не говорит худаго, и не делает худаго, благодетельствует, промышляет, делится с другими, защищает других, вместе с ними бедствует, вместе подвизается. Таковы нелицемерная любовь и искренняя дружба. После сего Пророк показывает опять плод всего этого.

Пс.33:16. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его – к воплю их.

«Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их». Делающие это, говорит Пророк, находятся под бдительным надзором Владыки Бога, и прося благ, получают просимое. Потом от противнаго подтверждает сказанное.

Пс.33:17. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.

«Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их». Бог видит также, говорит Пророк, и тех, которые отваживаются делать противное сему, и произносит на них приговор конечной гибели.

Пс.33:18. Взывают , и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.

«Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их».

Пс.33:19. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.

«Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет». С праведными, говорит Пророк, пребывает Сам Владыка, и с благоволением приемлет их молитвы, особенно же печется о тех, которые водятся скромными о себе мыслями. Ибо их назвал сокрушенными сердцем. Сие же говорит он и в другом псалме: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19).

Пс.33:20. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.

Пс.33:21. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.

«Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь».

«Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится». Хотя попускает им вступать в борьбу с скорбями, но Сам вспомоществует и являет их превозмогающими встречающияся с ними напасти, подкрепляя и делая твердыми их помышления. Ибо костями назвал Пророк помыслы. Как на костях, которые тверды, держится все остальное тело: так душа помыслами приобретает себе спасение.

Пс.33:22. Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.

Пс.33:23. Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.

«Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат».

«Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающии на Него». Посему, как любители добродетели насладятся столькими благами, так живущие порочно приимут сообразную жизни кончину; и худой жизни лютый будет конец. Но избравшие для себя служение Богу, и стяжавшие упование на Него, улучат даруемое им спасение, как решительно не восхотевшие погрешать против постановленных Богом законов.

Радуйтеся, праведнии, о Господе: правым подобает похвала

Обычное для Писания выражение радости, показывающее какое-то светлое и весьма радостное состояние души в достойных благодушия! Итак, «радуйтеся праведнии о Господе», не тому, что благоуспешны ваши домашние дела, не тому, что наслаждаетесь телесным здоровьем, не тому, что поля ваши изобилуют всякими плодами, но тому, что имеете Господа, Который так прекрасен, так благ, так премудр. Довольно для вас веселия о Господе. И кажется, кто с веселием и радостью восхищается кем-либо из весьма любимых, тот радуется и себе самому.

Посему псалом побуждает праведных восчувствовать свое достоинство, что они удостоены быть рабами такового Владыки, и восхищаться своим рабством Ему с неизреченною радостью и со скаканиями, как бы рвалось у них сердце от восторга любви ко Благому. Ежели когда в сердце твоем как бы ниспадший свет произвел внезапную мысль о Боге и озарил твою душу, так что ты возлюбил Бога, а презрел мир и все телесное, то из сего слабого и малого подобия познай полное состояние праведных, которые равномерно и непрерывно возрастают в веселии о Боге. Тебя по временам, и редко, посещает сия радость, по смотрению Божию, чтобы малое ее вкушение приводило тебе на память, чего ты лишился, а в праведнике постоянно божественное и небесное веселие, потому что в нем, несомненно, обитает Дух; первый же плод духа есть «любы, радость, мир» (ср.: Гал. 5,22).

Итак, «радуйтеся праведнии о Господе». Господь для праведных есть как бы вместилище, вступившему в которое по всей необходимости должно благодушествовать и веселиться. И праведный делается местом для Господа, приемлющим Его в себя. А грешник дает в себе место диаволу, не внимая говорящему: «ниже дадите места диаволу» (Еф. 4,27), и Екклезиасту: «аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави» (Еккл. 10,4). Посему, пребывая в Самом Господе и, сколько можем, созерцая чудеса Его, из созерцания сего будем таким образом приобретать сердцем своим веселие!

«Правым подобает похвала». Как кривая нога не годится для прямого сапога, так и сердцам развращенным не прилична Божия похвала. Поэтому думаю, что поскольку слово о Спасителе не прилично устам демонов, отнимается у них власть, «да не явлена Его сотворят» (Мк. 3,12). И Павел запрещает «духу пытливу», чтоб нечистый не мог давать одобрения святому (см.: Деян. 16,16,18). Таково и следующее место: «Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя» (Пс. 49,16)?

Беседы на псалмы. Беседа на тридцать второй псалом.

Псалом Давида, не надписан у евреев, 32

1 Радуйтесь, праведные, о Господе! Правым подобает восхвалять Его.

2 Прославляйте Господа на гуслях, на псалтири десятиструнной пойте Ему!

3 Воспойте Ему песнь новую, стройно пойте Ему в ликовании!

4 Ибо истинно слово Господне, и всем делам Его должно верить.

5 Любит милостивый суд Господь, милости Господней исполнена земля.

6 Словом Господним небеса утвердились, и Духом уст Его вся сила их.

7 Собирает Он, точно в мехи, воды морские, заключает в хранилищах бездны вод.

8 Да убоится Господа вся земля, и да трепещут пред Ним все живущие во вселенной!

9 Ибо Он сказал, и возникли; Он повелел, и создались.

10 Господь отвергает намерения народов, отметает замыслы людей, отметает намерения князей.

11 Совет же Господень пребывает вовеки, помышления сердца Его истинны из рода в род.

12 Блажен народ, почитающий Господа Богом своим, люди, которых избрал Он в достояние Себе.

13 С Небес воззрел Господь, увидел всех сынов человеческих;

14 Из Своей обители вечной воззрел Он на всех живущих на земле;

15 Создавший единственными в мире сердца их разумеет все дела их.

16 Не спасет царя великое войско его, а исполина не спасет великая сила его.

17 Ненадежен конь для спасения, великая сила его не спасет царя.

18 Устремлен взор Господень на боящихся Его, уповающих на милость Его,

19 Да избавит Он от смерти души их и напитает их в дни голода.

20 Душа наша надеется на Господа, ибо Он Податель помощи и Защитник наш.

21 О Нем возвеселится сердце наше, уповаем на имя святое Его.

22 Да будет, Господи, милость Твоя на нас, ибо мы уповаем на Тебя!

им, когда притворился он безумнымПсалом Давида, воспетый

перед Авимелехом; и тот отпустил его, и

он ушел, 33

2 Благословлю Господа во всякое время, не умолкнет хвала Ему в устах моих.

3 Восхвалит Господа душа моя; да услышат меня кроткие и возвеселятся.

4 Возвеличьте Господа вместе со мною, и вознесем имя Его!

5 Искал я Господа, и услышал Он меня, и от всех скорбей моих избавил меня.

6 Приступите к Нему и просветитесь, и вы не потерпите стыда.

7 Вот убогий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей спас его.

8 Оградит Ангел Господень боящихся Его и избавит их.

9 Вкусите и увидите, сколь благ Господь; блажен муж, уповающий на Него.

10 Бойтесь Господа, все святые Его, ибо не терпят лишений боящиеся Его.

11 Богатые обнищали и взалкали; а ищущие Господа не лишатся всякого блага.

12 Придите, чада, послушайте меня, страху Господню научу вас.

13 Кто из людей поистине любит жизнь и жаждет увидеть дни благие?

14 Удержи язык твой от зла и уста твои — от речей лукавых!

15 Уклонись от зла и сотвори благо; возжелай мира и устремись к нему!

16 Очи Господни обращены к праведным, и слух Его — к молитве их.

17 А делающим зло Господь являет гнев Свой, да истребится на земле память о них.

18 Воззвали праведные, и Господь услышал их, и от всех скорбей избавил их.

19 Близок Господь тем, кто сокрушен сердцем, и смиренных духом спасет.

20 Много скорбей у праведных, и от всех избавит их Господь.

21 Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится.

22 Смерть грешников люта, и ненавидящие праведного согрешат.

23 Избавит Господь души рабов Своих, и не согрешат все уповающие на Него.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь

Псалом Давида, 34

1 Суди, Господи, тех, кто обижает меня, побори тех, кто борется со мной!

2 Возьми оружие и щит и восстань на помощь мне!

3 Обнажи меч и прегради путь гонителям моим! Скажи душе моей: «Во Мне спасение твое!»

4 Да постыдятся и посрамятся ищущие смерти моей, да возвратятся вспять и постыдятся желающие мне зла!

5 Да будут они, как прах, взметаемый ветром, и Ангел Господень да изгонит их!

6 Да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их!

7 Ибо они без вины моей расставили мне пагубные сети свои, напрасно поносили душу мою.

8 Да опутает каждого из них сеть, которой он не ждет, а западня, поставленная им, да уловит его самого, и в сеть да впадет он!

9 А душа моя возрадуется о Господе, возвеселится, спасенная Им.

10 Кости мои взывают: «Господи, Господи, кто подобен Тебе?» Избавляешь Ты слабого от руки сильных, нищего и убогого от расхитителей добра его.

11 Восстали на меня свидетели неправедные, о том, чего не знал я, вопрошали меня.

12 Воздали мне злом за добро и обрекли на забвение душу мою.

13 А я, когда они преследовали меня, облекался в рубище и смирял постом душу мою, и молитва моя в сердце мое возвращалась.

14 Точно ближнему, точно брату своему, угождал я врагам моим; плача и сетуя, смирялся.

15 Но против меня собрались они, торжествуя. Собрались нанести мне раны, а я и не ведал того; впали они в раздор и не смягчились.

16 Искушали меня, насмехались, глумились надо мною, скрежетали зубами своими.

17 Господи, когда узришь это? Избавь душу мою от злодейства их, от львов единственную мою!

18 Прославлю Тебя в церкви великой, среди множества народа восхвалю Тебя.

19 Да не торжествуют надо мною враждующие со мной неправедно, ненавидящие меня напрасно и подмигивающие друг другу!

20 Ибо со мной мирно говорили они, но в гневе помышляли о коварстве.

21 Отверзая на меня уста свои, говорили они: «Добро тебе, добро, все видели мы глазами своими!»

22 Видел и Ты, Господи, да не умолчишь! Господи, не отступи от меня!

23 Восстань, Господи, и внемли правде моей; Господи, Боже мой, заступи меня в тяжбе моей!

24 Суди меня, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не торжествуют они надо мной!

25 Да не скажут они в сердце своем: «Добро тебе, добро, все нам по душе!» И да не скажут: «Поглотили мы его!»

26 Да постыдятся и посрамятся радующиеся бедам моим! Да облекутся стыдом и срамом превозносящиеся надо мной!

27 Да возрадуются и возвеселятся желающие мне оправдания, и говорят желающие мира мне, рабу Его: «Да возвеличится Господь!»

28 Язык мой будет поучаться правде Твоей, всяк день восхвалять Тебя.

В конец, слуги Господня Давида, 35

2 Говорит беззаконный в душе своей о грехах своих, нет страха Божия в сердце его.

3 Ибо слукавил он пред собой, сказав, что познал беззаконие свое и возненавидел.

4 Слова уст его беззаконие и ложь; не захотел он вразумиться и творить добро.

5 Беззаконие замышлял он на ложе своем; вступал на всяк путь недобрый, и не возненавидел зло.

6 Господи, на Небесах милость Твоя, и истина Твоя — выше облаков;

7 Правда Твоя, будто горы Божии, суды Твои бездна великая; людей и скот спасаешь Ты, Господи!

8 Сколь умножил Ты милость Твою, Боже! Сыны человеческие под сенью крыл Твоих безопасны будут.

9 Насытятся от изобилия дома Твоего, из потока блаженства напоишь их.

10 Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоем узрим свет!

11 И впредь являй милость Твою познавшим Тебя и правду Твою тем, кто праведен сердцем.

12 Да не приблизится ко мне стопа гордеца, и рука грешника да не поколеблет меня!

13 Пали творящие беззакония; низринуты были они, и не встанут.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь

Псалом Давида, 36

1 Не подражай лукавым и не завидуй творящим беззаконие!

2 Ибо, как трава, скоро иссохнут они и, как зеленый злак, скоро увянут.

3 Уповай на Господа и твори добро; водворись на земле, и ты пожнешь богатства ее.

4 Услаждайся Господом, и Он исполнит прошения сердца твоего.

5 Поведай Господу путь свой и уповай на Него, и Он сотворит тебе благо.

6 И соделает ясной, как свет, правду твою, и судьбу твою — как полдень.

7 Повинись пред Господом и умоли Его. Не подражай преуспевающему на пути своем человеку, творящему беззакония.

8 Отложи гнев и оставь ярость. Не подражай делам лукавых!

9 Ибо лукавые истребятся, а надеющиеся на Господа наследуют землю.

10 Еще немного, и не станет грешника; искать будешь место, где был он, и не найдешь.

11 А кроткие наследуют землю и насладятся миром великим.

12 Следит грешник за праведником и скрежещет зубами своими.

13 Но Господь посмеется над ним, ибо ведает, что близок день гибели его.

14 Меч извлекли грешники, напрягли лук свой, чтоб низринуть убогого и нищего, умертвить тех, кто праведен сердцем.

15 Меч их да пронзит сердца их, и луки их да сокрушатся.

16 Лучше малый достаток праведника, чем великое богатство грешников.

17 Ибо сила грешников сокрушится, а праведников укрепляет Господь.

18 Ведомы Господу пути непорочных, и достояние их навеки сохранится.

19 Не посрамятся они во время лютое и в дни голода насытятся, а грешники погибнут.

20 Враги же Господни, когда будут прославлять их и превозносить, исчезнут, как дым, исчезнут.

21 Берет взаймы грешник и не возвращает, а праведный щедро дает.

22 Кто благословляет Его, наследует землю, а кто клянет Его — истребится.

23 Господь направляет стопы человека и благоволит к пути праведника.

24 Когда праведный упадет — не разобьется, ибо Господь укрепляет руку его.

25 Юным был я, и вот состарился, но еще не видел праведника оставленным и потомство его просящим хлеба.

26 Всегда милостив и взаймы дает праведник, и потомство его благословенно будет.

27 Уклонись от зла и сотвори благо, и жить будешь вовеки.

28 Ибо Господь любит правду и не оставит праведников Своих; вовеки невредимы будут; а беззаконников изгонит Он, и потомство нечестивых истребится.

29 А праведники наследуют землю и водворятся навеки на ней.

30 Уста праведного поучаться будут премудрости, и язык его возвестит правду.

31 Закон Бога его в сердце у него, и не споткнутся стопы его.

32 Следит взором грешник за праведным и стремится умертвить его.

33 Но Господь не оставит его в руках грешника и оправдает его, творя суд ему.

34 Надейся на Господа, храни путь Его, и возвысит Он тебя, да наследуешь землю; и погибель грешников узришь.

35 Видел я нечестивца, что превозносился над людьми и высился, будто кедры ливанские.

36 Прошел мимо — и нет его; искал я его, и не нашел места, где был он.

37 Храни незлобие и соблюдай правду, ибо жива будет память о человеке мирном.

38 А все беззаконники истребятся, и память о нечестивцах истребится.

39 Господь спасает праведников, Он их Защитник во время скорби.

40 Поможет им Господь, избавит их от грешников и спасет их, ибо они уповают на Него.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь

Псалом 5: Утренняя молитва

В заголовке Псалма 5 сказано: «Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида».

Поскольку немало псалмов начинается с подобных заголовков, нам следует еще раз отметить, что многие библеисты считают эти заголовки составной частью богодухновенного текста. В отдельных переводах Библии такие заголовки (по примеру древнееврейского оригинала) приведены как первые стихи следующих за ними псалмов. Некоторые ученые считают, что в действительности каждый такой «заголовок» представляет собой дополнение к псалму, идущему, наоборот, перед ним; однако убедительных свидетельств на этот счет не имеется. Главная проблема в связи с заголовками псалмов сводится к тому, что значение их зачастую неясно. В Пс. 5, например, они характеризуют инструментальный аккомпанемент, но в иных случаях, видимо, указывают мелодию другой песни, на мотив которой можно петь данный псалом. Скажем, для Пс. 56 заголовок гласит: » Не погуби». Возможно, здесь указывается название хорошо известной в то время песни. В ряде случаев предположения о значении настолько сомнительны, что авторы перевода НКИ решили давать просто транслитерацию древнееврейских слов. Например, перед Пс. 15 написано «Песнь («Миктам») Давида». К счастью для нас, чтобы воспринимать поэзию и содержание псалмов, не требуется знать точный смысл их заголовков.

Псалом 5 – это утренняя молитва, в которой Давид размышляет о том, как отличается отношение Бога к праведным и нечестивым.

5:1, 3 В начале псалма Давид просит Бога не только услышать его слова, но также проникнуть в его помышления. Это вполне обоснованная просьба. Святой Дух способен воспринимать наши мысли с такой же легкостью, как произносимые нами слова.

Псалмопевец далее просит Бога, кроме проникновения в его мысли, внимать гласу вопля его. Здесь подразумевается нечто большее, нежели то, что можно выразить словами; это интонации, само звучание глубоко прочувствованной и искренней речи.

Обращаясь к Господу – «Царь мой и Бог мой!», Давид показывает, как он ценит свои близкие, дружеские, личные отношения с Господом. Словами «ибо я к Тебе молюсь» он выражает свою убежденность в том, что истинный Бог – только Тот, Кому он молится: «К Тебе и только к Тебе». Таким образом, в этих взаимоотношениях Бог – не только личный Бог Давида, но и единственный Бог для него.

5:4 Давид молился не от случая к случаю, а постоянно. Каждый день рано утром Господь слышал его голос. Каждый день рано утром этот раб Божий совершал свое жертвоприношение, состоящее из прославления Бога и молитвы, и весь день ждал, как проявит Себя Господь. Мы слишком часто не ждем от Бога ответа. «Мы упускаем многие ответы», говорит Ф. Б. Майер, «потому что считаем утомительным ждать возвращения кораблей на причалах».

5:5-7 Уверенность Давида, всегда помнящего о своих врагах, крепнет в молитве, воспевающей святость и праведность Бога. Для верующих открываются пути к престолу благодати. Совсем не так с безбожными. Бог не может терпеть никакого беззакония. Зло не может пребывать с Богом. Нечестивые не будут удостоены аудиенции у этого Царя. Он ненавидит всех творящих зло – вот истина, опровергающая распространенный сегодня миф о всепрощающей любви Бога, якобы не способного на ненависть! Святость Бога требует, чтобы Он наказывал всех лжецов и отвращался от всякого убийства и коварства.

5:8 В отличие от своих нечестивых противников, Давид имеет непосредстаенный доступ в святую обитель Господа по множеству Его неисчерпаемой милости и благодати. С глубоко благоговейным чувством Давид, как все благочестивые иудеи, поклоняется, обратившись лицом к святому храму. Поскольку сам храм был выстроен лишь после смерти Давида, этим словом здесь, надо полагать, обозначается скиния, как и в 1 Цар. 1:9; 3:3; 2 Цар. 22:7.

5:9 Встревоженный угрозами со стороны врагов, Давид просит Господа проявить Свою справедливость, благополучно проведя его через окружающие опасности и расчистив для него путь.

5:10 Далее псалмопевец приводит веские основания, почему Бог должен поддержать Своего праведного слугу и покарать его нечестивых противников. Ни единому их слову нельзя верить. Их сердце, все их помыслы и побуждения окончательно испорчены, это прямая пагуба. А гортань их – словно открытый гроб, дышащий смрадом тления и готовый поглотить свои жертвы. Они – опытные и коварные льстецы.

5:11 Их ждет справедливая участь. Они должны понести бремя своей вины. Их злые замыслы должны обратиться против них самих. Безграничность их нечестия требует их осуждения. Главный их грех – в том, что они возмутились, восстали против Господа Бога.

5:12, 13 А пока Бог совершает суд над Своими врагами, пусть Его друзья возрадуются, пусть у них всегда будет причина ликовать благодаря тому, что они обретут в Боге свою Крепость, надежную и несокрушимую. Пусть все, кто любит Иегову, прославляют Его как своего безупречного Защитника! Не может быть никаких сомнений в том, что Бог благоволит к праведнику; Бог окружит его Своим благоволением, как щитом защиты.

Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат

См. Толкование на Пс. 33:16

Как намерение у Пророка — изобразить плоды праведности и богобоязненности, то об участи грешников поминает он здесь, как прежде о богатых самонадеянностию, только для того, чтоб чрез то, по противоположности, в сильнейшем свете представить участь праведников. Где же противоположность тому, что говорится в сем стихе? Она или в предыдущих двух стихах, или в следующем последнем стихе. В первом случае дается мысль: избавляет Господь праведников от скорбей тем, что, проведши их невредимыми сквозь огнь и воду скорбей, вводит души чрез сень смертную в рай, а тела сохраняет нетленными; напротив, грешники хоть не страдают в жизни, но, когда приходит смерть, души их идут в ад, а тела предаются тлению, и все гордые надежды их рассыпаются и посрамляются, люта смерть их и участь посмертная. Во втором случае дается такая мысль: смерть грешников люта, потому что души их восхищают темные силы и низвергают в ад, чем погрешительными оказываются надежды их: души же рабов Своих, богобоязненных праведников, Господь хранит в исходе их из тела так, что страшные полчища нечистых сил прикоснуться к ним не смеют, и тем оправдывает, что уповающие на Него уповают не ошибочно. И там и здесь мысль одна и та же.

Последнему стиху противопоставлять сей стих вернее, может быть, потому, что вторые полустишия их обоих находятся в очевидном соответствии. В этом стихе стоит: ненавидящий праведнаго прегрешат, а в следующем: не прегрешат еси уповающий на Него. Они и себя поясняют взаимно, и свет издают к пояснению полных стихов.

Смерть грешников люта, потому что в час смерти с ужасом увидят они, что все потеряно и они погибли: нет никакой надежды поправить участь свою. То, на чем они опирались, рушится, другой же опоры никакой нет: Бог прогневан; совесть грызет, и истязатели подступают. Состояние по смерти еще лютее: там делом испытывается то, чего ожидание ужасало в час смерти. Души грешных тотчас берутся темными силами и отводятся в места мрака и мучений предначинательных, в ожидании окончательного решения горькой участи своей на Страшном суде.

«Есть смерть праведных, говорит святой Василий Великий, но она не люта, а добра. Умершие со Христом приобщились благой части и, умерши греху, умерли смертию благою и спасительною. Между тем смерть грешников люта. Ибо их, по смерти, постигает мучение, как и богатого, который облачашеся в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло (Лк. 16, 19). Которые делают худое употребление из своего тела и обращают его в служение всякому греху, те приготовляют себе лютую смерть».

Блаженный Августин ту же мысль развивает с другой стороны: «словами: смерть грешников люта — вразумлял Господь тех, кои говорят: зле умер такой-то, съеден зверями, не был он праведен и погиб бедственно. Не погиб бы так, если б был праведен. Так, стало, по-твоему, тот и праведен, кто умирает спокойно на одре своем, в доме своем? Но не говоришь ли ты сам: я знаю за ним грехи и беззакония, хотя он умер спокойно среди родных и знаемых? Стало, он грешник, хоть умер, по виду, спокойно; и, стало, опять смерть его, покойная на вид, должна быть люта, как смерть грешника. Какая благою тебе кажется смерть,— люта есть, если посмотришь на сокровенное. Видишь наружное,— как спокойно лежит он на одре; но видишь ли сокровенное,— то, как низвергается он в геенну? Из Евангелия учись разуметь, что есть смерть грешников лютая. Вот двое: богач, облачающийся в порфиру и виссон и веселящийся на вся дни светло,— и бедный некто, лежащий у ворот его гноен,— псы облизывают раны его, и он желает насытиться от крупиц, падающих с трапезы богатого. Но приходит смерть,— и участь обоих изменяется. Умирает бедный,— а он был праведен,— и Ангелы относят душу его на лоно Авраамово; мертвое же тело его валялось у ворот богача, и похоронить его было некому. Умирает и богатый; и нечего говорить, каковы были похороны того, кто облачался в порфиру и виссон! Но посмотри, где душа его? И во аде сый в муках, желал он, чтоб с перста презренного им бедного капля воды канула на палимый огнем язык его,— и не получил желаемого (см.: Лк. 16, 19-25). Уразумей же теперь, что есть смерть грешников лютая. Не останавливайся на одном видимом. Прозри в невидимое, и оку веры твоей откроется горящая в муках душа, которой нимало не помогли пышные проводы, коими суетность живых почтить мнила мертвое тело его. По состоянию души — по смерти надобно судить о смерти: люта ли она или блага,— а не по почестям или уничиженности мертвых тел, какие видимы бывают нами среди людей». Под лютою смертию грешников, по святому Афанасию, должно разуметь смерть душевную, за которою последует огнь вечный, тьма кромешная, червь неусыпающий, плач и скрежет зубов: ибо грешных ожидают геенна и тьма.

Ненавидящий праведнаго прегрешат. Какая связь этого полустишия с предыдущим,— или этой прегрешимости ненавидящих праведника с лютостию смерти их,— грешников? Она в слове: прегрешат,— которое означает — ошибутся в расчетах и ожиданиях, увидят, что ошиблись. Ошибка эта открывается именно в час смерти, что преимущественно и делает ее лютою для грешников. Ненавидящий праведнаго,— всякого, то есть, следовательно, вообще праведных: свысока смотрят на них, как на суеверов, отсталых, не умеющих жить; отвращаются от них, гонят их, при случае сталкивая с дороги, когда попадутся навстречу, и, делая так, бывают уверены, что они в выигрыше, берут верх. Но приходит смерть и открывает им глаза. Усматривают они тогда, что расчеты их не оправдываются, что они не выиграли, а проиграли всё,— и умирают лютою смертию (см.: Ириней, архиепископ Псковский). Почему: ненавидящий праведнаго прегрешат — значит, что те, кои человека праведного озлобляют, ненавидят и гонят, кои, угнетая, муча и убивая невинных, почитают себя за победителей, как бы некую великую корысть от того приобретающих, погибнут и живота вечного не наследят,— и некогда в бесполезном раскаянии рекут: убо заблудихом от пути истиннаго, беззаконных исполнихомся стезь, пути же Господня не разумехом (ср.: Прем. 5, 6-7).

В ненависти к праведникам скрывается ненависть к правде их, к тем правилам и тем началам, которыми они воодушевлены. Такова мысль святого Василия Великого: «они ненавидят праведника, потому что сами живут во грехах, а нравы праведника, как прямизна правила, обличают их. Не терпя обличения, ненавистно обращаются к праведнику; питая же сию неправедную ненависть, новыми обременяют себя грехами. Много предлогов у грешных найдется к ненавидению праведных; но не главный ли тот, что праведный самим видом своим и присутствием обличает грешных? Ненавидят у врат наказующаго и словом праведным гнушаются (ср.: Ам.5, 10)». В наше время начала или правила праведности суть христианские. Обнаруживать ненависть к держащимся сих начал ныне считается не совсем уместным, неблаговоления же своего к духу и требованиям христианства не скрывают уже и явно нападают на них. Иной, взглянув на них свысока, снисходительное изрекает о них мнение свое, которое, однако ж, бывает не менее оскорбительно, как и прямое неодобрение. И этим всем смерть откроет глаза. Тогда и они скажут: заблудихом от пути истиннаго; но уже поздно и бесполезно.

Блаженный Августин под праведным разумеет здесь Того, Который оправдывает нечестивого (см.: Рим. 4, 5) и Который есть очищение о гресех наших (ср.: 1 Ин. 2, 2), то есть Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. Сего праведника, говорит, ненавидящие неизбежно должны иметь лютую смерть, потому что умирают во грехах своих, не примирившись с Богом, верою в Господа, очищающею от грехов. Во время блаженного Августина еще немало было язычников, не любивших Господа и святой веры в Него. Почему, толкуя псалом, ему очень уместно было напомянуть верующим, что они благую часть избрали, уверовав и возлюбив Господа; те же, которые отвращаются от Него, умрут лютою смертию, будучи обременены грехами, которых при всем старании не могли, конечно, избежать и очищение от которых одно — вера в крестную смерть Господа. Не уместно ли и ныне напомнить многим самоправедникам, которые, ограничиваясь правилами внешней честности и почивая на такой праведности, не думают о других условиях оправдания и вход в рай Господень обещают себе без всякого отношения своего к Господу,— не уместно ли напомнить таковым: смотрите, прочна ли опора вашей праведности, которую хотите вы присвоить себе, с отвержением оправдания в Господе Иисусе Христе? Придет смерть — проба жизни; не пришлось бы сознаться: увы! не познахом пути Господня! — и сознаться без пользы, только к увеличению ужаса своего.

Толкование на некоторые псалмы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *