Как бороться с помыслами

Помыслы: как бороться с помыслами?

Часть наших помыслов, хотя мы и считаем их своими, не являются нашими — посредством их с нами собеседуют бесы. По учению Святых Отцов, злые помыслы являются зародышем греха. Ибо приняв помыслы, человек начинает в сердце своем развивать эту крупицу зла, и она перерастает в грех. Поэтому бесовские помыслы необходимо отражать. Существует три способа ведения мысленной брани. Первый способ — противостоять помыслам. Приходит к нам злая,гневная или мстительная мысль, но мы понимаем, что это недостойно, и начинаем молиться: «Господи, отсеки от меня этот злой помысл». То есть стараемся противостоять ему своим умом. Этот способ можно назвать законом духовного сопротивления.

Однако помыслы могут быть не единичными, но обрушиваться на человека, как порывы шквального ветра. И сопротивляться каждому по отдельности оказывается достаточно сложно. Мы уподобляемся тогда человеку, который пытается бороться с волнами в бушующем море, веслом направляя свой кораблик. Когда человек понимает, что таким образом ему не справиться с этим шквалом, он может избрать другой путь, который как раз и советуют Святые Отцы как более безопасный и более эффективный. Второй образ ведения мысленной брани — воспарять умом выше помыслов. Это можно назвать законом духовного вытеснения. Мы не сопротивляемся злым помыслам, а вытесняем их благими. Захотелось отомстить кому-то, обидеть, сделать какую-то гадость, обидеться — а мы начинаем, наоборот, за этого человека молиться. Или прилепляем свой ум к Богу, воспаряем к Нему, к своему Творцу и Создателю, и начинаем читать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». При этом мы как бы поднимаемся над бушующим житейским морем, и злые помыслы, которые могли бороться с нами, оказываются внизу. Преподобный Исаак Сирин говорит, что не только молитва, но и чтение Священного Писания избавляет христианина от этой борьбы со шквалами злых помыслов. Посему недаром Святые Отцы и говорят нам о том, что мы должны уделять большое внимание чтению духовных книг, Нового Завета, Псалтири.

Третий способ мысленной брани особенно актуален для тех, кто уже достиг какого-то духовного совершенства и действительно подвизается — это как бы погружение под эти помыслы. Если можно так сказать, закон погружения. Преподобный Силуан Афонский в течение шестнадцати лет боролся со всякого рода злыми помыслами, и бесы являлись к нему в келью, а он от изнеможения уже не знал, что ему делать. И Господь дал ему откровение: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся». Когда человек умом нисходит в адские глубины, размышляет о будущих мучениях, о том, что за все, сделанное им, ему придется дать ответ, когда сам укоряет себя, каждую минуту, каждую секунду пребывает в покаянном состоянии духа, — это уберегает его практически от всех сетей, которые раскидывает диавол.

Таковы три способа борьбы с дурными помыслами. Первый и третий весьма трудны для человека неопытного в мысленной брани, а вот второй —молитва, чтение Священного Писания и воспарение ума к Богу — поможет нам и укрепит нас в противоборстве тем мыслям, которые диавол посылает для погубления наших душ.

Когда мы обнаруживаем, что какая-то мысль начинает нас бороть и какая-то страсть начинает проявляться, надо вспомнить старое святоотеческое правило, которое гласит: клин клином вышибается.

Что это значит? Это значит, что когда идет какой-то конкретный злой помысл, не нужно читать какую-либо длинную молитву. Да, молитва Иисусова непременно помогает молящемуся, как и Богородичное правило. Но, как показывает опыт, крайне тяжело внимательно прочитать долгую молитву, когда мощно восстает гнев, ненависть либо иная страсть. Что же делать? Вышибать клин клином, то есть в ответ на любой злой помысл, обращаться к Богу с краткой молитвой, которая отражает конкретно этот помысл. В молитвослове, среди молитв на сон грядущим, есть коротенькие молитвы Иоанна Златоустого: Господи, не введи меня в напасть, Господи, подаждь мне жизнь вечную — всего двадцать четыре молитвы, по одной на каждый час суток. Святой Иоанн Златоуст специально создал эти молитвы, чтобы совершенствоваться в мысленной брани и ими отражать врага.

Так каждый из вас, когда видит, например, злой помысл раздражения, может кратко помолиться: «Господи, избавь меня от раздражения». Приближается гнев — может попросить: «Господи, избавь меня от надвигающегося гнева». А затем просить, чтобы Он дал добродетель, противоположную злой мысли или злому навыку: «Господи, подаждь мне умирение души», «Господи, подай мне терпение», «Господи, дай мне выдержку». То есть попросить у Бога помощи именно на добрый помысл. Если был помысл раздражения: «Господи, подаждь мне спокойствие». Был помысл гнева: «Господи, подаждь мне прощение или великодушие». Надо совершенно четко, конкретной молитвой постараться призвать помощь Божию.

Этот совет взят из аскетической практики. И когда человек поступает таким образом, он постепенно научается навыку ведения духовной брани.

Если вы думаете, что успеете встретить врага лицом к лицу, то глубоко ошибаетесь. Как правило, диавол ведет брань крайне подло. Он застает человека врасплох, когда тот не ожидает. Поступим в этом случае так же, как поступают кораблеводители. Когда налетает буря, они бросают другие дела, задраивают все люки и борются до тех пор, пока волны не улягутся. Так же и нам надлежит делать. В тот самый момент, когда шквал помыслов или злых мыслей будоражит нашу душу и мы чувствуем, что раздражаемся и гневаемся, что нас просто трясет — в этот самый момент надо понять, что необходима напряженная мобилизация всех сил. Потому что можем какого-то человека обидеть на всю жизнь, сказать какие-то недостойные слова, совершить необратимые проступки. Поэтому, в момент духовного шквала проявим максимум сосредоточенности и духовного внимания. Задраим все люки, оставим все дела и будем усердно молиться. В книге «Невидимая брань» святого Никодима Агиорита есть примеры таких молитв: «Господи, в помощи мне потщися», «Господи, будь мне защищение и помощь», «Господи, противостань врагу моему», «Господи, будь мне Оружие и Щит». Каждый раз, когда человек шквалу помыслов противопоставляет именно молитвы, враг отступает — огонь исходит от вас и врага-супостата действительно опаляет, и вы с удивлением можете заметить, что буквально мгновенно этот шквал прекращается. Он тут же, через некоторое время, захлестывает снова, и мы опять, в этот самый момент, должны прибегнуть к молитве: «Господи, помоги мне», «Господи, уязви врага-супостата». И опять огонь Божественной благодати попалит врага, давая нам послабление.

И сколько же это будет длиться? А сколько кому дано. Некоторые борются несколько минут, некоторые несколько часов, а некоторые, я знаю, месяц; бывают бури, длящиеся неделями, месяцами. Но как вы знаете, шторм всегда проходит, и тучи исчезают, выходит солнце. Господь никому из нас не даст креста, который не по силам. Поэтому каждому из нас духовная брань будет соразмерна.

Итак — когда налетает туча злых помыслов, нужно немедленно все оставить и противостать врагу постоянной молитвой, которая будет отражать нападение врага: «Господи, отжени от меня эти злые помыслы и уязви врага-супостата». И бороться до тех пор, пока нападение не прекратится.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О БОРЬБЕ С ПОМЫСЛАМИ

Не давай и на одно мгновение останавливаться в сердце своем какому-либо греховному (страстному) движению. За мгновение придется заплатить многими часами мучений.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Нападут мысли, гони их: «А я вам не сочувствую, Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим», — вот и всё.
Св. праведный Алексий Мечев (1859-1923).

В коем всему не предшествует страх Божий, в тех помыслы бывают в смятении, как овцы, не имеющие пастыря; а кому он сшествует или предшествует, в тех помыслы пребывают в благопокорности и в благочинии, как овцы в овчарне.
Пресвитер Илия Екдик.

Если случается нам от невнимания возгореться похотью злою, или гневом, или завистью, или ненавистью, или другим чем ненавистным Богу, да не дивимся. Но поскорее восстановим себя в прежнее доброе настроение, отрезвимся и не замедлим во зле этом, ибо произвольное замедление в этом приносит неизвинительное осуждение.
Преподобный Феодор Студит (†826).

Посмотрите, от чего случилось падение. Вдруг падение редко бывает, обыкновенно же оно смала начинается: с помыслов, лёгких сочувствий и медления в помыслах… большего и большего… до вожделений греха… и после которого грехопадение не замедляет… Главное тут — не оставлять никогда следа не только сочувствия, произведенного помыслом, но и самого помысла, чтоб в душе оставалось отвращение и омерзение грехом.

…Толпа искусительных помыслов становится безотвязнее, если позволить им сколько-нибудь замедлить в душе, а тем более если войти с ними еще и в переговоры. Но если их с первого раза оттолкнуть сильным напряжением воли, отвержением и обращением к Богу, то они тотчас удалятся и оставят атмосферу души чистою.

Поставьте себе законом всякий раз, как приключится беда, то есть нападение вражие в виде худого помысла или чувства, не довольствоваться одним отражением и несогласием, но присоединять к сему молитву до образования в душе противоположных чувств и мыслей. И всегда этим завершайте свою брань с грехом. Это похоже на вынутие занозы…

Относительно недобрых помыслов известно ведь, что коль скоро замечен такой помысл и отвернут решительно, то, как он ни будь худ, это не вменяется тому, кто его испытывает. Держите сие в мысли и будьте покойны.

Поставьте себе законом с Господом всегда быть умом в сердце, и блуждать мыслям не позволять, а как только уйдут, ворочать их назад и заставлять сидеть дома, в клети сердца, и беседовать с сладчайшим Господом. Поставив такой закон, нудьте себя верно исполнить его — браните себя за нарушения, штрафы на себя налагайте и Господа молите, чтобы помог вам в сем наиважнейшем деле.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Невыносима для нас сила этих борений: как бы ни умудрились мы в распознании прилогов помыслов, все равно будем побеждаемы и поражаемы ими. Никогда этих борений не избежим мы, ибо окончание одного борения заставляет вступить в другое. И если мы даже преуспеем в этом служении, будучи бодры и бдительны, все равно от ржавчины страстей и нечистоты помыслов, даже если иногда и побеждаем их, мы никогда до конца не очистимся.
Пренебрежем ненадолго этим помышлением и этим блужданием долу, братья мои, и признаем, что немощны мы пред лицом этих помыслов и демонов; прибегнем к Господу и взойдем немного ввысь – туда, где иссыхают помыслы и исчезают движения, где угасают воспоминания и отмирают страсти, где естество наше проясняется и изменяется…

Если кто не прекословит помыслам, тайно всеваемым в нас врагом, но отсекает беседу с ними молением к Богу, это служит признаком, что ум того человека приял от благодати премудрость…
Преподобный Исаак Сирин (VII век).

Будь привратником сердца твоего, чтобы не входили в него чуждые, постоянно говоря приходящим помыслам: наш ли еси или от сопостат наших.
Авва Стратигий, из «Отечника».

Помысл, подобно вору, приходит к тебе – и ты открываешь ему дверь, вводишь в дом, заводишь с ним беседу, а потом он тебя грабит. Разве можно заводить разговоры с врагом? С ним не только избегают бесед, но и дверь запирают накрепко, чтобы он не вошел.

Вот приходит помысл, и ты его прогоняешь. Это не падение. Но вот он приходит, и ты собеседуешь с ним. Это падение. А может быть и так: вот он приходит, ты его ненадолго принимаешь, а потом изгоняешь. Это половина падения, поскольку и в этом случае ты повредилась: ведь диавол осквернил твой ум. То есть в последнем случае ты все равно что говоришь пришедшему диаволу: «Добрый день, как поживаешь? Хорошо? Присаживайся, я тебя угощу. А?! Так ты диавол? Ну, тогда уходи!» Но раз ты видела, что это диавол, зачем было пускать его внутрь? А теперь ты его «угостила», и поэтому он придет вновь.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

Вы привыкли разговаривать сами с собою и думаете переспорить помыслы, но они отражаются молитвою Иисусовою и молчанием в мысли своей.
Преподобный Антоний Оптинский (1795-1865).

Иногда без согласия нашего какой-нибудь помысл скверный и ненавидимый нами, как разбойник, неожиданно напав на нас, насильно седержит у себя ум наш. Однако же знай наверное, что и сей помысл произошел от нас самих; ибо или по крещении мы предавали себя такому худому помыслу, хотя не исполняли его делом, или по собственной воле держим в себе некоторые семена зла, почему и утверждается в нас лукавый; и он лукавыми семенами удержав нас, не отойдет, пока не отбросим их; скверный же помысл, пребывающий в нас чрез делание зла, тогда изгонится, когда принесем Богу труды, достойные покаяния.

Каждый насколько верует Господу о будущих благах, презрев человеческую славу и удовольствия, настолько и помыслы удерживает, и настолько бывает спокойнее того, кто любит удовольствия.

Если хочешь, чтоб тебе не стужали злые помыслы, имей душевное уничижение и телесную скорбь, и это не отчасти, но во всякое время, во всяком месте, и во всяком деле.
Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.)

Никто из новоначальных не удержит ума и не отженет помыслов, ежели сам Бог не удержит его и не отреет помыслы. Только сильные и многопреуспевшие в духовном делании в состоянии удерживать ум и прогонять помыслы. Но и они не своею силою прогоняют их, а с Богом подвизаются в противоборствовании им, облекшись благодатию и во всеоружие Его.
Преподобный Григорий Синаит (XIV век).

Когда нападут помыслы и не в силах бороться, тогда сказать: «Господи, Ты видишь немощь мою, я не в силах бороться, помоги мне!».

Старайся презирать их, молясь псаломским словом: Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии (мыслящии) ми злая (Пс. 69, 2-3). Когда же будут враги внушать похвалу и гордостное возношение, то продолжай следующий стих, глаголя: да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже (Пс. 69, 4). Также приличное и в приличное время произноси из 39-го псалма, начинающегося так: терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою (Пс. 39, 2) и прочее по избранию до конца… Главное же, старайся удержать веру и упование спасения, что Господь хощет всем спастися и в разум истины приити.

Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: «Но-но! Но-но!» Так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай – молись!».
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Славословием Бога прогоняются помыслы неверия, малодушия, ропота, хулы, отчаяния, – вводятся помыслы святые, божественные.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).

Когда злой помысл восстает в тебе и хочет тебя в грех ввергнуть, отвечай тогда по подобию мучеников: «Христос меня искупил Себе, Христов я, Христу должен и служить верою и правдою».
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Только бодрствованием, удерживанием своих внешних чувств (зрения, слуха, осязания) и непрестанным, по возможности, призыванием имени Божия можно побороть все вражии вылазки, не допустить себя до большого греха. Надо именем Иисуса Христа убивать зарождающиеся от нашей греховной испорченной природы и от воздействий бесовских греховные мысли и чувства, пока они не выросли, не укоренились.
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Иногда демоны внушают тебе помыслы, и снова побуждают тебя молиться об их одолении или прекословить им, и добровольно отступают от тебя, чтобы, обольстившись, подумал ты, что начал препобеждать помыслы и устрашать демонов.

Лукавые помыслы исторгай иными помыслами.
Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).

А мы, если и окунемся в скверные помыслы – не уныем, но скорее поспешим к чистой воде покаяния и самоукорения, и Господь Милосердый простит.

Иисусову молитву читать на помыслы – единственное против них средство.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).

Когда беспокоят помыслы или смущают, или тревожат, то не надо входить в разговор с ними, а просто говорить: «Да будет воля Божия!» Это очень успокаивает.
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

Протоиерей Сергий Филимонов

Борьба с помыслами

(37 голосов: 4.6 из 5)

См. раздел ДУХОВНАЯ БОРЬБА

  • Различение помыслов старец Сергий (Шевич)
  • О борьбе против помыслов старец Паисий Святогорец
  • Борьба с посторонними мыслями игумен Иларион(Алфеев)
  • О борьбе с помыслами прп. Нил Сорский
  • Исповедывание и борьба с греховными помыслами свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Невидимая брань прп. Никодим Святогорец
  • О различении помыслов свт. Феофан Затворник
  • Борьба с помыслами преп. Иоанн Кассиан Римлянин
  • Этапы проникновения греха в душу свящ. Константин Пархоменко
  • Борьба с помыслами свящ. Павел Гумеров

Борьба с по́мыслами одна из важнейших составляющих православно-аскетического делания, подразумевающая: 1) внимательное отношение христианина к своим внутренним помыслам, мыслям, желаниям; 2) молитвенное делание, включающее испрашивание у Бога прощения и помощи борьбе с греховным искушениями; 3) покаянный настрой; исповедь; 4) духовную брань против падших духов; 5) помощь пастыря, духовника; 6) аскетические подвиги, связанные с обузданием плоти (пост, бдение, богоугодный труд); 7) стяжание добродетелей.

Согласно учению свв. Отцов, греховные помыслы возникают в душе либо под воздействием падших духов, либо под воздействием внутренних противоестественных возбуждений души и/или тела (в том числе связанных с греховными страстями); либо при восприятии тех или иных объектов (явлений, ситуаций и пр.) видимого мира. Вовремя не отсеченные (не побежденные) греховные помыслы могут способствовать формированию решимости на грех и, как результат, совершению греха.

Святые отцы учат, что мысленная брань или борьба, сопровождаемая победой или поражением, происходит в нас различно: сперва возникает представление помысла или предмета – прилог; потом принятие его – сочетание; далее согласие с ним – сложение; за ним порабощение от него – пленение; и, наконец – страсть.

Задача человека – противостоять воздействию греховного помысла, то есть не принять его. С этой задачей человек не в состоянии справиться собственными усилиями. Само человеческое естество заражено грехом, и помысел находит сочувствие в испорченном человеческом сердце. Противостояние помыслам и победа над ними возможна только с помощью обращения к всесвятому Богу, исполнимо только при содействии Божественной благодати. Именно поэтому борьба с помыслами сводится к усиленной молитве, то есть является молитвенным подвигом.

Начинающим борьбу с помыслами опытные христианские подвижники советуют непрекословие. «Не прекословь помыслам, всеваемым в тебя врагом, но лучше молитвою к Богу прерывай беседу с ними», – учит святой Исаак Сирин. «Должно ли прекословить борющему нас помыслу? – спрашивают святые Варсануфий и Иоанн, и дают ответ. – Не прекословь; потому что враги сего желают и (видя прекословие) не перестанут нападать; но помолись на них Господу, повергая пред Ним немощь свою, и Он может не только отогнать, но и совершенно упразднить их».

Молитвенное стояние против помыслов требует не только напряжения душевных сил (душевного подвига), но и подвигов тела (пост, бдения, труд и др.), которые помогают временно сковать страсти. «Необходим подвиг для христианина, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – но не подвиг освобождает христианина от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа».

Вкусивший Божественной благодати человек не допускает помысел в сердце, потому что вместо низких страстей «возобладало в нем другое, лучшее их вожделение» (св. Исаак Сирин). По слову святого Исаака Сирина, он мертв для страстей не в силу отсутствия самих искушений и помыслов, не из-за успокоения по причине рассудительности и собственных дел, а в силу действия услаждающей и насыщающей его душу благодати Святого Духа.

Борьба с помыслами есть часть душевного молитвенного (внутреннего) подвига христианина. У христианских подвижников (прежде всего в монастырях) эта борьба неразрывно связана с практикой умного делания – непрестанной молитвой Иисусовой.

См. ВНИМАНИЕ В МОЛИТВЕ, ПОДВИЖНИЧЕСТВО, УМНОЕ ДЕЛАНИЕ, ХРАНЕНИЕ УМА И СЕРДЦА, ИСИХАЗМ, ПОМЫСЕЛ, УМ, ОЧИЩЕНИЕ УМА, МОЛЧАНИЕ

Как бороться с греховными помыслами

Часть первая

ТАКТИКА ВРАГА

НАДО ЛИ БОРОТЬСЯ С ГРЕХОВНЫМИ МЫСЛЯМИ?

Вы боритесь с греховными мыслями? Если этот вопрос задать людям, далеким от духовной жизни, не всякий даже и поймет, о чем речь. Многие не считают свои мысли опасными, так как отождествляют себя с ними. Человеку бывает невдомек, что не все его думы принадлежат ему.

В моей голове чужие мысли? Такого не может быть! Все, что в моей голове, является исключительно моей собственностью.

Каждого человека, будь он верующий или неверующий, беспокоят негативные мысли. Однако неверующий не чувствует в них греховности и не видит того, что плохие мысли приносят в его сознание темные духи. Он не считает себя виновным, если думает о мерзостях и гадостях. Иногда неверующий хочет избавиться от злых мыслей, но не по причине их греховности, а из-за того, что они докучают ему.

Для неверующего человека вполне естественно принимать все мысли за плод своего ума, а состояние ума – за его природное состояние. Такое убеждение – причина многих бед, скорбей и ошибок. Ведь большинство наших мыслей и состояние нашего ума не являются ни нормальными, ни естественными.

Многие люди пытаются решать свои проблемы неправильно. В чем их ошибка? В том, что они позволяют мыслям постоянно кружить вокруг волнующей их проблемы. Эту мысленную круговерть люди считают нормальной работой ума. А зря! Такое убеждение не позволяет им решить проблему. Негативные мысли погружают людей в омут отчаяния. Выбраться из него они не могут. Жизнь превращается в муку, и некоторые доходят даже до самоубийства. Предсмертные записки часто говорят о нерешенной проблеме, безвыходной ситуации, чувстве обреченности. Верующие люди не заканчивают свою жизнь столь печально. Однако мысли нередко доводят и верующих до уныния и даже отчаяния.

Кого из людей по-настоящему беспокоит проблема греховных мыслей? Того, кто уверовал во Христа и осознал свою греховность. Христианин кается в грехах и очищается от них, но вдруг обнаруживает, что, несмотря на горячее желание не грешить, в жизни постоянно появляются новые грехи. Наблюдая за причинами своих грехопадений, человек приходит к выводу, что они кроются в его сознании. Именно здесь рождаются мысли, которые затем превращаются в греховные поступки.

Человека охватывает беспокойство. Значит, корень грехов кроется в нем самом? В его душе, сознании, уме? Что же делать? Как бороться с самим собой, чтобы не грешить? Да и возможно ли выкорчевать из своего ума неведомо откуда приходящие греховные мысли?

Человек лихорадочно ищет способ не думать о соблазнах и грехах. Пытается бороться с темными и грязными мыслями. Однако все попытки победить их заканчиваются неудачей. Человек приходит к выводу, что самостоятельно победить их нельзя.

Что же делать? Если человек опускает руки и решает, что бороться с грехом в собственном уме бесполезно, то в дальнейшем он обречен жить с потемненным сознанием и совершать грехи. Однако если человек горит желанием победить грех и контролировать свое сознание, то он продолжает искать пути, ведущие к победе над греховными мыслями. И Господь помогает такому человеку.

В святоотеческой литературе имеется богатый материал, посвященный борьбе с греховными мыслями. Духоносные подвижники ясно объясняют, как мысли возникают в уме человека, как они развиваются и овладевают его душой, как влекут к греху. Святые отцы показывают средства борьбы с нечистыми мыслями, учат тому, как очистить ум и соединить его с Богом. Стоит только человеку воспользоваться советами святых отцов – и он вскоре получит благотворный результат. А если будет применять наставления святых отцов в своей жизни постоянно, то достигнет и духовного совершенства.

***

В Древнем патерике повествуется о том, что ученик сказал старцу:

– Я не вижу никакой брани в моем сердце. Старец ответил:

– Ты – дом с четырьмя дверьми. Лукавые помыслы приходят и проходят чрез тебя, а ты не замечаешь их. Затвори двери, и тогда увидишь лукавые помыслы, стоящие снаружи и воюющие против тебя1.

Иногда человек, услышав, что нечистые помыслы препятствуют спасению души, хочет очистить от них свое сознание. Он пристально всматривается в душу, однако ничего там не замечает. Может быть, в небольшом количестве грешные мысли и проскальзывают в сознании, но говорить о какой-нибудь серьезной мысленной брани не прихо дится.

Как же быть? Святые отцы утверждают, что наш ум наполнен и преисполнен грешными помыслами и с ними надо обязательно бороться. Однако смотришь внутрь себя и не видишь ничего, с чем надо по-настоящему воевать.

Ответ тут один: значит, наша душа – дом с открытыми настежь дверьми, за которыми мы не привыкли следить. Стоит только поставить сторожа и закрыть двери в доме, как ситуация изменится в корне. Если раньше злые помыслы приходили без стука, то теперь они будут барабанить в закрытые двери так, что при всем желании будет нельзя не заметить их.

Итак, что же делать? В первую очередь надо поставить в душе сторожа. Им должен стать ум. Именно он обязан защищать душу от разбойников. Бороться с ними может только ум трезвенный, не опьяненный страстями. Если ум охвачен страстью, то сторож из него никудышный. Он напоминает охранника, спящего в пьяном угаре. Только если ум не будет увлекаться бесовскими помыслами, из него получится трезвый и надежный сторож нашего сознания.

Также надо затворить двери души. Что под этим подразумевается? Органы чувств. Именно через них, как через двери, в душу входят греховные мысли. Например, идешь по улице и, если не контролируешь зрение, все, что видишь, входит в душу и порождает поток мыслей. И при этом бесы возбуждают в нас греховные помыслы по поводу увиденного. Если же контролируешь зрение, то ум, как бдительный охранник, отслеживает опасных посетителей и сознание остается чистым от бесовского влияния.

***

Грехи совершаются часто с помощью тела. Изза этого некоторые духовно неопытные люди приходят к выводу, что тело – причина греха. Конечно, такой вывод неверен.

Тело – составная часть человека и подчиняется душе. Само тело не может грешить, если прежде человек не согрешит в своем сердце.

Тело совершает грех, получая приказ от сердца. Поэтому «борьба, которую должен христианин вести со своими грехами, не может быть сведена только к одной борьбе с плотью. Первопричина не в ней. На ее экране только возникают феномены, причина коих коренится в помыслах. В деятельности нашего ума и должен быть парализован грех, пока он не принял еще осязательных форм»2.

Итог

1. Многие люди не считают греховные мысли опасными, так как отождествляют себя с ними.

2. По-настоящему беспокоит проблема греховных мыслей того, кто уверовал во Христа и осознал свою греховность.

3. Если человек хочет спасти душу, то он должен научиться бороться с греховными мыслями и контролировать свое сознание.

4. Лучший учебник духовной жизни – святоотеческая литература. Святые отцы оставили нам богатый материал, посвященный борьбе с греховными мыслями.

ИСТОЧНИКИ МЫСЛИ

В духовной литературе часто встречается старинное слово «помысл», которое является синонимом слова «мысль». Вместе с тем слово «помысл» имеет более широкое значение. Иногда «помысл» означает стремление души к добру или злу. Так же в святоотеческой литературе «помысл» означает образ, который сформировался в уме под воздействием соответствующих мыслей.

***

Святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «…есть три начала наших помыслов: от Бога, от диавола и от нас»3.

О культуре борьбы с помыслами

О причинах возникновения помыслов и о проблемах, связанных с ними – Артем Перлик.


Однажды автору этих строк пришлось говорить с неким церковным человеком. Тот не мог понять и принять высказывание современного подвижника, епископа относительно следующей ситуации: когда один бандит принёс деньги пожертвовать на храм, епископ ответил, что их взять нельзя согласно канонам. Тогда бандит попросил пожертвовать их на детский дом, епископ взял, аргументируя, что, быть может, злоумышленнику за эту жертву что-то простится.

Человек, слушавший эту историю, не мог согласиться с поступком епископа. Но сам епископ (а это был человек абсолютно равнодушный к деньгам) не видел здесь никакой проблемы. В чём же тут дело? А дело в помысле, в том, что человек всё видит так, каков он внутри. А каков он внутри? Это можно узнать по тому, какие помыслы он принимает. Многие подвижники и старцы считали: каковы наши помыслы – такова и наша жизнь.

Проблема помысла всецело связана с проблемой духовного руководства. Аскеты Иоанн Лествичник, авва Дорофей, колливады, отцы «Добротолюбия» и другие уверены, что у человека мысли возникают или от естества, или от Ангелов, или от демонов. Но сам по себе человек различать их не может без долгой подготовки. В чем состоит подготовка? Это послушание духовному наставнику, способному выслушать, какие мысли приходят в голову послушника, и оценить их. Традиционно это называется исповедью помыслов.

Авва Дорофей размышляет: «Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием <…> Видел ли ты падшего? Знай, что он последовал самому себе. Нет ничего опаснее, нет ничего губительнее сего».

Мысль о том, что Бог не пошлёт наставника, с точки зрения отцов абсолютно безосновательна. Святой Симеон Новый Богослов утверждает, что каждый, кто ищет святого и бесстрастного наставника по-настоящему, найдёт такового, ибо не неправеден Бог, чтобы не дать человеку возможность спастись.

Святой Феофан Затворник называет наличие наставника праведного одним из четырёх обязательных условий для спасения.

Культуру борьбы с помыслами в совершенстве разработали монахи уже первых веков, потому что они сами много боролись с помыслами. Осознавая необходимость этой борьбы, монахи с самого начала помогали всем, кто к ним приходил. А посещали их многие христиане из сёл и городов в надежде получить совет, как бороться с помыслами.
Святой Феодор Студит имел духовных детей среди мирян, как и многие другие подвижники. И все они были заняты тем, что помогали пришедшим к ним думать правильно.

Старчество современно монашеству, как монашество в том или ином виде совечно Церкви. Старчество легло в основу всего строя монастырской жизни. Святой Игнатий Брянчанинов называет наличие старца в монастыре одним из двух необходимых условий для того, чтобы монастырь был монастырём. В женских обителях также существовало старчество.

Однако, как известно, путь монаха отличается от пути лаика только тем, что один женится, а другой нет. Во всём остальном они должны взойти на одинаковую высоту святости. Поэтому то, что монахи-старцы первых веков говорили для монахов-послушников, одинаково ценно и для всех христиан, потому что мы спасаемся одинаково и идём к одной высоте. Об этом свидетельствует и то, что к старцам приходили и приходят многие женатые христиане и девственники, а не только монахи. Ведь монахов немного, а христиан много. И всем надо становиться святыми. С другой стороны, мы знаем старцев и наставников, которые не были ни монахами, ни священниками: святой Павел Таганрогский, святая Матрена Московская, мученик Иосиф Муньос, Кирилл Белозерский – все они умели принимать исповедь помыслов.

Опытные подвижники не советовали никому из монахов (то есть из всех вообще христиан) не оставаться без постороннего руководства или разрывать связи со своим старцем, если он жив. Обращая речь к настоятелю монастыря, у которого не было старца, святой Иоанн Лествичник говорит: «Не почитай для себя неприличным приносить исповеди своему помощнику, как Богу, со смиренным духом». Настоятель одного монастыря, по рассказу Иоанна Мосха, ходил к отшельнику и открывал помыслы. Старец или наставник был необходим иноку на всех ступенях подвижнической лестницы и при всех формах его жизни.

Выбор старца считался неотъемлемым и изначальным правом начинающего подвижника, как и любой из нас сам выбирает своего духовного отца из многих подвижников. Этот выбор – таинство, как брачная жизнь и выбор невесты или жениха.

Святой Василий Великий так характеризует наставника: «Истинный наставник должен украшаться длинным рядом добродетелей: чтобы в делах своих имел свидетельство любви своей к Богу, был не рассеян, не сребролюбив, не озабочен многим, безмолвен, боголюбив, нищелюбив, не гневлив, не памятозлобен, не тщеславен, не высокомерен, не льстив, не изменчив, ничего не предпочитал бы Богу».

Наставник должен быть праведником, но не обязательно прозорливцем и чудотворцем.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «Чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни… Верх святости и совершенство состоит не в совершении чудес, но в чистоте любви. Большее чудо составляет выгнать из себя пороки, нежели бесов из других».

Святой Иоанн Лествичник даёт следующий критерий наставника: «Истинного пастыря укажет любовь».

И мы знаем, что истинный пастырь имеет сострадательную молитву о других людях.

Действительно, Христос исполнил не все молитвы. Он не послушал Петра, просившего Его сойти с крестного пути, не явил знамение иудеям, не наказал тех, кто обидел апостолов по дороге в Иерусалим. Но есть ли такая молитва, которую Он исполнял всегда? Есть. Это просьба кого-то любящего о ком-то любимом, чтобы любимый исцелился и ему стало радостно и светло жить.

Что имеет в виду человек, когда просит молиться о себе? Он вопрошает: полюби меня так, чтобы ты всем собою жил для меня, и, исходя из этой любви, молись и проси Бога о моей нужде до тех пор, пока Бог не преклонится на твою любовь. Я, может быть, маловерен, или не имею глубокого чувства Бога, я, возможно, не научился до конца Ему доверять, но я доверяю твоей любви ко мне. В ней я нахожу Бога и узнаю, что Он слышит меня, и Его любовь ко мне я узнаю непосредственно в твоей любви.

Преподобный Макарий Великий считает дар откровений и пророчества, служение слова, дар рассудительности, изгнание демонов и исцеление болезней только низшим обнаружением мистического единения души с Богом. Тем, кто он есть на самом деле, подвижник являет себя только в любви.

И святой Иоанн Лествичник говорит, что обожение, сыноположение, становление человека богом по благодати и любовь – это вещи, которые различаются только названиями, но они одно и то же. Святой отмечает, что «говорить о любви – это то же, что говорить о Боге».

У старца-наставника есть какие-то мелкие немощи и грехи. Бог их скрывает от нас, а враг нам их показывает, чтобы мы ушли от старца. Лекарство от посещения плохих мыслей о старце – исповедать их старцу.

Известен случай, произошедший с духовной дочерью святого Амвросия Оптинского. Она ждала приёма у старца на лавочке, много ещё людей было в очереди. И вдруг ей пришли мысли, что старцу она не нужна, он строг с ней и не любит её. Девушка стала обдумывать это и очень мучилась. Неожиданно вышел святой и, глядя за её спину, сам себе сказал: «Сейчас я отгоню эту чёрную галку. Он стал молиться, и помыслы прошли.

Святой Иоанн Лествичник пишет: «Стремление исследовать дела старца есть обольщение лукавого. Слепые очи послушных Бог умудряет, чтобы видеть добродетели учителя, и отемняет, чтобы не видеть недостатков его; ненавистник же добра поступает наоборот».

Плохое мнение о ком-то не всегда истина, но то, что нам кажется истиной. На чём основано наше плохое мнение? Не всегда на поступках, но на нашем объяснении мотивов его поступков, на том, что человек считает прозорливым вникновением в сердце другого, что даёт ему право им гнушаться. Но ведь человек, как правило, не поэт, не сказочник и не мама по отношению к другому, что дало бы ему естественное вникновение.

Тем более он и не святой, чтобы иметь прозорливость благодатную. Следовательно, его вникновение основано либо на подсказках и лжи врага, либо на его собственном страстном сердце. А страстное сердце искажает взгляд, и человек приписывает другому свои страсти.

Святые Варсонофий и Иоанн говорят об этом так: «Надобно вопрошать о помыслах того, к кому имеешь веру и знаешь, что он может понести помыслы, и веруешь ему как Богу, а вопрошать другого о том же помысле есть дело пытливости и неверия. Если веришь, что Бог говорил через святого своего, то к чему здесь испытание или какая надобность искушать Бога, вопрошая другого о том же самом».

И они же: «Если в одном отсекаешь свою волю, а в другом – нет, то явно, что и в том, в чём ты её отсёк, ты имел другую, свою же волю».

Доброе дело, предпринятое послушником без воли старца, теряет всю свою нравственную ценность. Поэтому и святой Исаак Сирин утверждает, что не то добро, что тебе кажется добрым, но то, что признано таковым людьми добродетельными.

А святой Василий Великий говорит: «Всё, что делается без наставника, есть некое хищение и святотатство, ведущее к смерти, а не к пользе, хотя бы и казалось тебе добрым».

Это потому, что в послушании мы подвигом отсекаем свою гордую волю. И тогда через нас в мир приходит воля Христа. А это воля любви.

Послушник не в состоянии ещё оценить то или иное дело с нравственной стороны: доверие своему помыслу в этом – ложное знание. Такое добро имеет только видимость добра. Авва Дрофей говорит, что идя таким путём мы сами расставляем себе сети и даже не знаем, как погибаем.

Авва Исайя: «Не стыдись обращаться с вопросами к наставнику твоему. Что ни делаешь, делай то по совету отцов твоих и спокойно проведёшь время жизни твоей».

Святой Нил Синайский: «Когда тебе старцы предлагают совет, хотя ты и сведущ – не отвергай его».

Старцы с самого начала принимали исповедь помыслов. Уже первое поколение египетских подвижников принимало такую исповедь у горожан.

Святой Марк говорит: «Не оставляй неизглаженным греха, хотя бы он был самый маленький».

Это относится и к помыслу. Каковы помыслы, принимаемые человеком – такова его душа.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин поэтому утверждает: «Отвергнув стыд, всегда надобно открывать старцам всё, что происходит в нашем сердце».

Это надо для того, чтобы наши мысли стали христомыслями, наши чувства – христочувствами и наша душа – явлением Христа в мире.

Древние подвижники утверждают, что «ни о ком так не радуется враг, как о тех, которые не открывают своих помыслов».

Авва Евагрий Понтийский († 406) рассуждает в том же ключе: «После помыслов от сопротивных душа смущена, то есть тотчас возбуждается страстями – яростью, похотью и так далее; гордыней или высокомерием, или тщеславием. Но после помыслов от ангелов на долгое время приобретает душа неизреченный мир, тишину и великое смирение».

Подобные высказывания мы находим и у других отцов. Если обобщить их учения о помыслах, то можно сказать: если какая-то мысль, слух или новость мучают душу, пугают, вносят разлад, то к этой мысли или новости примешался враг, а мысли от Господа наполняют душу миром.

В любом случае отцы советовали подвергнуть тревожащую нас мысль исповеди у своего наставника, а тот поможет нам думать правильно.

Артем Перлик

Приемы для борьбы с блудной страстью

За последнее время к нам поступило очень много писем с различными вопросами о борьбе с блудной страстью. Я решил объединить все письма и сделать единую подборку советов святых Отцов отвечающих на главный вопрос — как побороть блудную брань?

Советы от владыки Игнатия (Брянчанинова)

Грех блуда имеет то свойство, что соединяет два тела, хотя и не законно, в одно тело. По этой причине, хотя он прощается немедленно после раскаяния в нем и исповеди, при непременном условии,чтобы покаявшийся оставил его, но очищение и отрезвление тела и души от блудного греха требует продолжительного времени, чтобы связь и единение, установившиеся между телами… и заразившие душу, обветшали и уничтожились.

Тем, которые еще не стяжали истинной сердечной молитвы, помогает (в борьбе с блудным бесом) страдание в телесной молитве…

Совет от святителя Тихона Задонского

Блудную похоть надо пресекать памятью, что за этот грех сильно мучит и терзает совесть.

Совет от аввы Дорофея

Диавол из зависти воздвиг на тебя брань. Береги же глаза свои и не питайся до сытости. Вина употребляй немного, и то по немощи тела, если придется. Приобрети смирение, расторгающее все вражьи сети

Совет от Иоанна Лествичника

Кто телесными трудами и потами ведет брань с этим соперником (блудным бесом), тот подобен связавшему врага своего слабой веревкой… Кто воюет против него воздержанием и бдением, тот подобен обложившему врага своего железными оковами… Кто вооружается смиренномудрием, безгневием и жаждой, тот подобен убившему своего противника и похоронившему его в песке.

Кто одним воздержанием покушается утолить блудную брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, двигая одной рукой. Соедини с воздержанием смирение, ибо первое без последнего не приносит пользы.

Советы от Иоанна Кассиана Римлянина

Если хотим законно подвизаться духовным подвигом и победить нечистого духа блуда… нужно надеяться не на свои силы (ибо это невозможно совершить человеческим усилием), но на помощь Божию. Ибо душа неизбежно терпит нападения от этой страсти до тех пор, пока не осознает, что она ведет войну, превышающую ее силы, и не может одержать победу собственным старанием и трудом, если не будет подкреплена помощью и защитой Господа.

Но для всякого из нас, всеми силами подвизающегося против духа блуда, победа в том, чтобы не ожидать средства (к победе) от своего старания но от Бога.

Советы от Иоанна Златоуста

Взирающий на женщину с вожделением, будет ли он мирянин или монах, будет одинаково наказан за прелюбодеяние.

Зачем засматриваешься на чужое лицо? Зачем стремишься в пропасть? Зачем ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза, прикрывай свое зрение, положи закон очам своим, послушай Христа, Который, угрожая, приравнивает безстыдный взгляд к прелюбодеянию

Кто любит смотреть на красивые лица, тот больше всего сам разжигает в себе пламя страсти и, делая душу пленницей страсти, вскоре приступает и к исполнению пожелания

Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее; этого не воспрещает никакой закон. Если же будешь взирать на чужую красоту, то оскорбишь и свою жену, отвращая от нее взгляд, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону.

Не говори: что в том, если я пристально посмотрел на красивую женщину? Если ты прелюбодействуешь в сердце, то скоро осмелишься совершить это и плотью.

Прелюбодеяние есть следствие тщеславия, чувственного разжения и чрезмерного сладострастия.

Если твой брат соблудил, не поноси его обидными словами, не насмехайся над ним. Ты не доставишь этим ему нимало пользы, но только повредишь ему.

Совет от Нила Синайского

Столп опирается на основание, а блудная страсть покоится на пресыщении

Совет от Ефрема Сирина

Прелюбодеяние искореняет в себе тот, кто обращает глаза вниз, а душу к Господу

Совет от Василия Великого

Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем

Советы от Аввы Исаии

Блудная брань усиливается от пяти причин: от празднословия, тщеславия, многого сна, от склонности к красивой одежде, от пресыщения. Желающий отстранить от себя брань блуда пусть хранится от упомянутых поводов к ней… ибо страсти держатся одна за другую, как звенья в цепи.

Если тебя борет блудная страсть, удручай тело подвигами, со смирением припадая перед Богом, и обретешь покой

Если ощущаешь в себе блудную брань, то непрестанно удручай себя бдением, голодом и жаждой, смиряясь перед всеми

Советы Оптинских старцев

А что вам попущением Божиим попущена брань блуд­ных помыслов, а особливо мечтаний бесовских, то о сем не удивляйтесь много, что таковую скаредность всезлобный враг в мечтах представляет! Но только, любимая моя дочь, знай, что сие попущение вам попустилось не просто! Но за презорство других кого из слабопадающих: видно, в мыслях своих тайно осуждала и зазирала. А посему тайно и бла­годать Божия отходит неподалеку от нас, и враг алчный, увидя нас беззащитных, отомщает нам и <повергает> в та­ковые безместные и скаредные помышления и воображе­ния. Но мы, сим событием наказавшися и до изнеможения утомившися, и яко уязвленные и израненные, прибегнем ко Всеистинному Врачу душ и телес наших Господу нашему Иисусу Христу, яко младенствующии и познавшие на самом опыте свою немощь и ничтожество! И да просим Всеми­лостивого Бога, да Сам Он отомстит сопернику нашему соблазнителю диаволу за нас слабых и впадающих в его горестями наполненные сети. И да сохранил бы нас немощнейших от всех стрел вражиих (преп. Лев).

Призывай молитвы подвизавшихся о чистоте, святую мученицу Фомаиду, святого Иоанна Многострадального, свя­того Моисея Угрина и молитвы отцов духовных и всех ма­терей; и вменяй себя худшею всех. Во время борьбы все сии средства полезны… N. скажи: когда смирится, тогда и брань утихнет — поменьше спать, поменьше есть, остерегаться празднословия, осуждения и не любить украшаться хоро­шим платьем, хранить очи и уши. Сии все средства суть предохраняющие; еще не допускать помыслам входить в сердце, но когда начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога (преп. Макарий).

М., когда совершенно не положится сохранять свои двери ограждениями о устнах своих, (то) иначе невозможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и мыслей любодейных, и от оных — скуки и уныния, и потом всепагубнейших помыслов отчаянности (преп. Лев).

Пишешь, что на тебя нападают блудные помыслы, а от молитвы ты не имеешь того утешения, какое было прежде, и теплоты не ощущается. К молитве понуждай себя по-прежнему, не унывай и не охладевай. Хотя и бываешь иногда побежденною в помыслах, но опять же с новым жаром ревности и усердия обращайся к Богу и в смирении духа и упования на Его милость продолжай обычные мо­литвы домашние и церковные, предавая всего себя воле Божией. Береги совесть свою и очи, имей страх Божий, чаще помышляй о смерти, о Страшном Суде и о том, что если теперь не управишь себя в богоугодной доброй жизни, то после уж и совсем ослабеешь к добру. Против блудных помыслов вооружайся воздержанием в пище и сне, старай­ся всегда находиться в труде и при деле, а паче всего имей во всем и всегда смирение и самоукорение, не осуждай никого (преп. Амвросий).

От блудной страсти молись преподобному Иоанну Мно­гострадальному и святой мученице Фомаиде, каждый день клади по три поклона. Молись и за тех сестер, к которым имеешь нерасположение, неравность. Как сказано: моли­тесь друг за друга, да исцелеете (преп. Иосиф).

Блудные грезы бывают ночью во сне… Когда это слу­чится, должна класть 50 поклонов и читать: «Помилуй мя, Боже», — псалом (50) Когда блудные помыслы нападают, молись святой му­ченице Фомаиде. И твори сильнее Иисусову молитву… (преп. Анатолий).

Просишь меня сказать тебе средство, как избавляться от блудных помыслов. Разумеется, как учат святые отцы: 1-е дело — смириться, 2-е — не глядеть ни на дьяконов, ни на ребят молодых, а 3-е, главное, — потерпеть (преп. Анатолий).

Ты в одно время жалуешься на несогласную с тобою соседку и на блудную страсть. Чудная ты девочка! Несмысленая ты монахиня! Ее жжет справа огнем, а слева обдает холодною водою. Да, несмысленая ты, возьми воды и залей ею огонь! То есть потерпи немощную сестру! И страсть блуда угаснет. Ведь эта страсть живет и поддерживается адским подгнетом (поджегой) — гордостью и нетерпени­ем! Потерпи и спасешься! Пусть враг и плоть тебя теснят, но я не перестану твердить тебе псаломское слово: «по­терпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа!» (Пс. 26, 14) (преп. Анатолий).

Святой Марк Подвижник говорит в своем законе ду­ховном: «корень похоти — любление похвалы и славы че­ловеческой». Усиливается же похоть, как говорят другие святые отцы, когда человек любит покой телесный (в пище, питии и сне) и особенно когда не хранит своих очей от предметов соблазняющих (преп. Амвросий).

Те6я беспокоит неуместная брань плотская. Где дол­жна бы быть для тебя польза духовная, тут враг ухищряет­ся воздвигнуть для тебя соблазн. Презри это, потому что нелепость из нелепостей такое внушение вражие. Пишешь, что в этой борьбе кажется тебе: кто-то стоит подле тебя. Подобные вещи бывают, когда человек при исповеди или совсем забыл какой-либо грех немаловажный, или не умел чего-либо исповедать как бы следовало. Молись Царице Не­бесной и Ангелу-хранителю, чтобы помогли тебе вспомнить и исповедать это. Тогда стоящее мечтание пройдет. Также нужно смиряться пред Богом и людьми, считая себя хуже всех. По причине брани плотской нахожу неуместным тебе ехать лечиться в Москву. Этим борьба сия еще более уси­лится. Лучше потерпеть страдания от болезни к очищению грехов своих. — Это вернее (преп. Амвросий).

Советы от Нила Сорского

Не ты один пребываешь в этой духовной борьбе, но и все подвизающиеся с помощью Божией; ибо велика эта борьба, как свидетельствуют отцы. Она требует двойного подвига – души и тела, чтобы преодолеть это естество. Для этого нужно прикладывать больше усилий, трезвенно и неусыпно охранять свое сердце от помыслов и, имея страх Божий пред очами, не забывать данных нами обетов – пребывать в целомудрии и чистоте.

Целомудрие же и чистота должны проявляться не во внешнем только житии, но и в сокровенном сердце человека, когда он хранит себя от скверных помыслов. Поэтому нужно всячески тщательно отсекать эти помыслы, побеждать их непрестанной молитвой Богу, как поступали святые отцы, различными способами, но едино по существу.

Один из отцов много лет молился так: Изгоняющии мы ныне обыдоша мя; Радосте моя, избави мя от обышедших мя (Пс.16:9 и Пс.31:7). Иной же из отцов говорит Боже, в помощь мою вонми, и так деле (Пс.70:12 и след.). Иной же отец: Суди, Господи, обидящия мя и возбрани борющия мя, и прочее из псалма (Пс. 34). Призывай же на помощь святых, подвизавшихся в целомудрии и в чистоте, о которых свидетельствуют Писания. Когда же надлежит тебе вступить в особенно сильную духовную брань, тотчас встань, возведи очи и руки к небу, молись так: Ты силен еси, Господи, и Твой есть подвиг: Ты ратуй и победи в том, Господи, о нас (см., например, Пс.117:15-16), – и воззови ко Всесильному в немощах смиренными словами: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь(Пс.6:3).

Таково предание святых. И если преодолеешь эти борения, то познаешь искусом, что, по благодати Божией, побеждаются эти помыслы всегда именем Иисусовым и нет более верного средства для победы.

Сохраняй же себя от видения лиц и от слышания бесед, которые порождают страсти и восстанавливают против нас нечистые помыслы. Да сохранит тебя Господь. Это касается борьбы с блудными помыслами.

Как сопротивляться хульным помыслам. Этот помысел – безстыдный и злой. Сильно докучает он и крепким, и нетвердым в вере; и не только ныне, но и издревле так было – являлся он великим отцам и святым мученикам, причем и в то самое время, когда хотели мучители пытать их и предать их смерти горькой, во имя исповедания веры в Господа нашего Иисуса Христа. Нужно одерживать победу над этим помыслом, считая источником его не душу свою, но нечистого беса полагая виновником этого помысла. Молись против хульного этого духа так: Отыди от мене сатана; Господу Богу моему поклоняюся, и Тому единому послужу; тебе же – хула твоя, на верх твой возвратится тебе; напишет и сию Господь; отступи убо от мене. Бог, создавый мя по образу Своему и по подобию, да упразднит тя.

Если и после этого докучает этот помысел безстыдно, перенеси мысли свои на что-либо иное, Божественное или человеческое, в пределах подобающего.

Сохраняй же себя от гордыни и стремись идти путем смирения; ибо говорили отцы, что от гордыни рождаются хульные помыслы (Лествица 23:34); бывают же они и от зависти бесовской. И как олень истребляет ядовитых змей (Лествица 26:199; 30:14), так, независимо от причины порождения помыслов, смирение оказывается губительным для этой страсти, и не только для нее, но и для прочих страстей. Так писали святые отцы

Совет от святителя Феофана Затворника

«Всякий, кто смотрит на женщину… уже прелюбодействовал с нею» (Мф. 5, 28). Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на женщин? Но ведь не просто «кто смотрит на женщину… прелюбодействует», а «кто смотрит с вожделением».
Смотреть – смотри, а сердце держи на привязи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без всяких дурных мыслей. Женщин должно и любить, ибо из заповеди о любви к ближним не исключаются и они, но любовью чистой, которая помышляет о душе и духовном родстве, помимо всего прочего… В христианстве, как перед Богом «нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3, 28), так и во взаимных отношениях христиан. Во всех отношениях, ты скажешь, это трудно. Да, без борьбы не бывает, но борьба предполагает нежелание зла; нежелание же милостивым Господом вменяется в чистоту

Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»

Нажмите, чтобы задать свой вопрос

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *