Как Христос воскрес?

Главное и основное событие всего христианского мира — это воскрешение Господа нашего Иисуса Христа. Без этого чуда не было бы ничего — ни нашего спасения, ни вечной жизни, ни самой христианской веры. Именно восстание Сына Божьего из мертвых является основой того, что каждому из нас может быть доступна жизнь в раю. Однако воскрешение Христа — не единственное в Евангелии. Мы знаем о Лазаре, который воскрес после 4 дней пребывания в могильной пещере, знаем пример воскресшей дочери Иаира. Свидетельствует Евангелие и о восставших из гробов после распятия Христа. Так почему же воскрешение именно Иисуса стало настолько поворотным во всей истории человечества? Что дает нам это чудо сегодня?

Как воскрес Спаситель

Во всех четырех Евангелиях достаточно подробно описаны события крестных страданий, смерти Христа и Его последующего воскресения. Так, Иисус умер в пятницу, примерно в три часа дня, перед днем празднования еврейской Пасхи.

Через смерть Христа произошло примирение человека с Богом

Один благочестивый и небедный израильтянин, Иосиф Аримафейский, получил от Пилата разрешение снять тело с Креста и похоронить Его в пещере. Иосиф имел свою пещеру, высеченную в скале, для собственного погребения, однако, по большой любви к Иисусу решил похоронить Его там. Тело Спасителя было снято с Креста и намазано благовониями, как требовали еврейские погребальные традиции того времени. После этого подготовленное тело было обвито чистым полотном и положено в пещере.

Интересно! То самое полотно, которое было обвито вокруг святого тела Господа нашего Иисуса, до сих пор сохранилось и являет собой одну из самых известных и почитаемых святынь всего христианского мира — Туринскую плащаницу.

Иосиф и помогавший ему Никодим входили в состав Синедриона — так назывался верховный иудейский суд. При этом они приняли христианство и втайне следовали за учением Христа. Положив тело Христа в пещере, они завалили вход огромным камнем. Конечно, такие приготовления требовали намного больше времени, но хоронившие Его торопились — совсем скоро начнется иудейская Пасха.

Читайте еще о Христе:

  • Какой национальности был Иисус Христос
  • Икона Христа Пантократор

Фарисеи и книжники помнили слова Христа о том, что Он воскреснет после своей смерти, поэтому пошли к Понтию Пилату и просили его приставить надежную охрану к пещере, а на закрывающий вход камень наложить печать. Они хотели удостовериться, что ученики Спасителя и Его последователи не украдут тело, чтобы позже возвестить о воскрешении. Таким образом, сами того не подозревая, именно враги Христа обеспечили надежные доказательства того, что Господь воскрес.

На третий день после кончины Господь воскрес в пещере и покинул ее, при этом печать первосвященников осталась целой, а воины продолжали охранять пустой склеп. Человек не способен своим умом полностью постигнуть суть произошедшего. Мы лишь можем знать, что Божественная душа вернулась в тело и оно, преобразившись, ожило.

В это же время случилось землетрясение, во время которого с Небес сошел Ангел Господень и отодвинул камень, открывая проход в пещеру. Вид Ангела был устрашающим для солдат, и те в панике разбежались.

Обнаружение чуда

Начиналось утро воскресного дня, и никто из учеников или последователей Христа еще не знал и не мог даже догадываться о произошедшем. Поскольку все приготовления к погребению выполнялись впопыхах и без должного благочестия, жены мироносицы рано утром решили пойти и восполнить обряд. Они взяли с собой необходимые благовония и масла и пошли к пещере.

Воскрешение Иисуса Христа

К тому моменту камень от гроба был уже отвален, и первая пришедшая — Мария Магдалина — увидела, что тела в пещере нет. Именно она быстро вернулась к апостолам Петру и Павлу и сообщила им новость. Тем временем остальные женщины дошли до пещеры, где увидели светоносного юношу. Испугавшись, женщины недоумевали. Юноша сказал им не бояться и сообщил, что Иисус, которого они ищут, воскрес.

Пришедшие апостолы нашли на месте захоронения только лишь погребальные пелены Спасителя. В недоумении они вернулись назад, а Мария Магдалина снова отправилась в пещеру. Она очень скорбела о том, что не может должным образом позаботиться о теле Христа, и начала плакать.

Интересно! Именно в этот момент произошло первое явление Господа по Его воскрешению, однако, Мария Магдалина не узнала Его.

Женщина решила, что перед ней некий слуга, и стала спрашивать, куда он унес тело Господа. Тогда Христос обратился к ней по имени, и она, наконец, признала Его. Со слезами бросилась она Христу в ноги, однако, Он еще не разрешил ей прикоснуться к Своему обновленному телу. Уже в радости Мария отправилась к ученикам рассказывать о великом свершении.

Тем временем воины, которые в страхе разбежались после явления Ангелов, рассказали первосвященникам и старейшинам иудейским о произошедшем. Оправдались их наихудшие опасения, и им было просто необходимо убедить народ, что воскрешения не было. Заплатив солдатам, в народ был пущен слух, что стража уснула, а последователи Христа в это время украли тело. Многие поверили в эту ложь.

Явления после воскрешения

В первый же день после воскресения из мертвых, Иисус Христос начал являться своим ученикам и всем верным Ему. Согласно преданию, первой увидела воскресшего Спасителя Его Мать. Своим явлением Он утешил ее неизмеримую материнскую скорбь о казненном Сыне.

Затем живого Христа видели апостолы, которые скрывались от преследователей и врагов христианства в разных местах. Видели Его и остальные жены мироносицы, которые стремились еще рано утром к Его гробу. Из апостолов первыми удостоился явления Петр и ученики Клеопа и Лука.

Большинство апостолов собрались в Сионской горнице (месте, где была совершена Тайная Вечеря), чтобы тайно обсудить весть о воскресении. Тогда им всем и явился Господь. На этой встрече отсутствовал апостол Фома, который позже в народе будет назван «неверующим». Такое прозвище он получил за то, что отказался верить в весть о чуде до тех пор, пока лично не увидит Господа и не прикоснется руками к Его ранам. Тогда Иисус является апостолам еще раз и позволяет Фоме убедиться в истинности произошедшего и в реальности ран на Своем теле от распятия.

Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения

После Своего воскрешения Спаситель пребывал на земле 40 дней в обновленном и преображенном теле. За это время Он явился многим сотням своих учеников и последователей. Он наставлял апостолов в Своем учении, дабы они смогли проповедовать Евангелие по всей Земле, как и было завещано. По прошествии 40 дней Господь вместе со своим нетленным телом вознесся на Небо, где и пребывает рядом со своим Отцом. Этот день в богослужебном календаре отмечается как Великий двунадесятый праздник Вознесение Господне. Этим днем заканчивается пребывание Христа на земле, как Богочеловека. Отныне каждый искренне верующий христианин имеет все возможности наследовать вечную жизнь, по примеру самого Христа.

Важно! Самое главное, что сделал Спаситель, будучи на земле — это победа над смертью.

В чем важность Христового воскрешения для нас

Многие люди воспринимают Евангелие, да и все христианство в целом, как некий миф или, в лучшем случае, набор моральных норм. При этом совершенно забывается тот факт, что христианство — это вера в Живого Бога, Который «один во все веки». Это означает, что каким Христос был для своих апостолов и ближайших учеников при Его земной жизни, такой же точно Он и для нас сегодня.

Воскресение Христа — важнейший и основополагающий догмат всей христианской веры. В Послании к Коринфянам апостол Павел говорит о том, что если не верить непреклонно в факт воскрешения Христа, то вообще нет никакого смысла в христианстве, а всякая его проповедь тщетна.

Придя в мир, Христос навеки соединил в себе Божественную природу и человеческую. Как он познал суть человеческой жизни и смерти, так и для нас сделал доступным воскрешение в жизнь вечную. Самое главное, что сделал Христос, будучи человеком — это не прощение грехов, как можно часто услышать. Для прощения грехов можно было бы пройти более легкий путь.

Пасха Христова является величайшим праздником в жизни любого христианина

Именно факт его воскрешения дарует надежду и нам, каждому православному христианину, что за порогом нашей телесной смерти будет не пустота. Это коренным образом меняет земную жизнь, ее цели и наполненность. Ведь если все существование человека, его личности, его души находится в рамках земной жизни — зачем стремиться к чему-то более высокому, чем получение сиюминутного наслаждения? Вместе с тем, становится непостижимым, как такое величие, как человечество, может существовать ради какой-то неполной сотни лет бытия, за которыми стоит вечный мрак.

Но совсем по-иному выглядит бытие, если после смерти тела жизнь души не заканчивается. Победив своим воскрешением смерть, Господь показал нам тот путь, к которому может и должна прийти каждая человеческая душа.

Обетование воскресения нам, простым смертным, наполняет особенным смыслом всю нашу жизнь. Отныне мы знаем, что человек — это творение Божие, суть существования которого заключается в пути к Богу. Своим воскресением Господь указал нам, какой может быть наша жизнь в истинном, преображённом, духовном теле. Если бы Христос из мертвых не восстал, могли бы обычные люди мечтать о жизни вечной? Очевидно, что нет.

Чудо воскрешения Господа нашего Иисуса Христа воспевается ежегодно в праздновании Святой Пасхи. Весь богослужебный год, все службы и многие праздники ведут свой отсчет именно от Пасхи. Это ключевой и главный день христианского мира, это великое чудо и великая милость, дарованная нам Господом — возможность наследовать вечную жизнь рядом с Ним. И задача каждого верующего христианина — помнить об этом.

Воскресение Иисуса Христа

Главное событие в христианстве выражается простой фразой – Иисус Христос Иисус воскрес. В Евангелия описаны несколько случаев, когда людей после смерти возвращались к жизни. Это Лазарь, дочери Иаира и другие люди, которые после своей смерти воскресли и продолжили свою земную жизнь в том же теле. Затем они умерли, прекратив свое земное существование. Воскресение Иисуса отличается от судьбы простых мирян. Оно было предсказано. Умер Иисус как человек, возродился к жизни Богом.

Пророчества о воскресении Христа

Многие пророки говорили о приходе на землю спасителе и его воскрешении из мертвых. Их повествования зафиксированы в ветхом Завете. В рассказах древних, живущих в седьмом-первом веке до нашей эры, можно узнать все подробности предательства Христа одним из его учеников и даже есть указание на то, что в выдаче примут участие духовные лидеры Израиля.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Молитва Господу Богу за сына.

Ветхозаветные пророки с точностью предсказывали все страдания Христа за народ, муки и распятие, которые он вынесет. В древних записях подробно описано воскрешение, как завершение земного служения Господа.

Самым древним считается пророчество Исаии. Оно сделано за семь столетий до рождения Христа и подробно, до мелочей, описываются все страдания Христа, которые он вынужден будет терпеть, взяв на себя грехи всего человечества. Пророк рассказал, как произойдет воскресение. В 53 главе подчеркивается, что после возвращения к жизни, человек Христос будет Богом, бессмертным.

Царь Давид рассказывает о воскресении в своем 15 псалме. Он ведет повествование от имени Христа, беседующего с Богом Отцом. В словах выражается благодарность Бога-сына за воскрешение в образе равном себе.

Ветхозаветные предсказания воскрешения подчеркивают, что смерть бывает духовная и физическая. Христос знал, что он умрет в своем физическом теле, а возродиться в теле духовном, вечном. Он воскрес Богом, равным его Отцу. Сорок дней ходил Спаситель по земле, пока вознесся на небеса. В честь этого события, начиная с Пасхи, ежедневно проводится моление, поется тропарь.

Где воскрес Иисус Христос?

Иисус Христос был схвачен римлянами и распят в Иерусалиме. Обычно, тела казненных оставляли после смерти на крестах. Хоронить их наместник запрещал. Разлагающаяся плоть должна была устрашать население и демонстрировать им, что ждет каждого, кто примет христианскую религию или совершит другой проступок против власти. Останки висели до тех пор, пока их не расклевывали птицы.

Христиане не могли позволить, чтобы тело их учителя было растерзано зверями. Иосиф, ученик Христа и богатый человек из Аримафеи, пошел к Понтию Пилату и, рискуя жизнью, репутацией своей и семьи, выпросил у него разрешения забрать тело Иисуса.

Местность вокруг Иерусалима была скалистая. В те времена не рыли в каменистой почве могилу каждому покойнику. Делали склепы-пещеры, и каждая семья хоронила в них своих усопших. Иосиф был достаточно богат, чтобы иметь в запасе несколько таких пещер. В одной из них и похоронили тело Христа, завернув его в специальную ткань – плащаницу. Это заменяло евреям гробы. Деревья вокруг росли в малых количествах, небольшие и корявые. Вход завалили большим камнем.

Фарисеи и первосвященники не верили в предсказания о воскрешении, но попросили Пилата поставить на всякий случай стражу. Они боялись, что христиане выкрадут тело, и объявят, что покойник воскрес и ушел.

На третий день, как было указано в предсказаниях, Иисус Христос воскрес. По одним данным он сам отвалил камень и ушел. По другим ему помог с валуном спустившийся на землю ангел. Охрана, услышав грохот, увидев, как отодвигается камень, в страхе разбежалась.

Место, где воскрес Христос, стало почитаемым у христиан. Мать императора Константина через 300 лет посетила эти места. Она была благочестивой христианкой и повелела на месте пещеры воздвигнуть храм. В 335 году его торжественно освятили в присутствии самого императора Константина.

В течение веков власть в Иерусалиме несколько раз менялась. Храм Воскресения Христова разрушался врагами веры и восстанавливался сторонниками. Поток паломников все эти столетия не иссякал. В настоящее время миряне на пасху наблюдают восхождение Благодатного огня – света, и разносят пламя по всей планете.

Почему воскрес Иисус Христос?

В период до Рождества Христова люди в большинстве своем были язычниками и погрязли в грехах. Они не понимали тех слов, что говорили им проповедники христианства. Необходимо было свершение какого-то великого чуда, чтобы люди уверовали в истинность христианства. Кроме этого следовало избавиться от огромного количества грехов, которые были на людях.

Языческие боги были похожи на человеческих предводителей. Они не заботились о своей пастве, только старались получить от них различные жертвы и подношения. Каждый клан поклонялся своему Богу, который больше всего подходил под их деятельности: огню, дереву, воде и другим. Народ не представлял, что Бог может заботиться о них, защищать и направлять.

Бог принял решение, что только его сын, такой же бессмертный дух, равный ему, сможет принять на себя все человеческие грехи и страдания по их искуплению. Но для этого он должен быть человеком.

Результатом стало непорочное зачатие девы Марии. Она носила в себе плод от Святого духа. Родившийся на свет Иисус Христос вместе со своими учениками ходил по миру и проповедовал истинную религию. Но ни его слова, ни чудеса, творимые им, не смогли убедить невежественных людей в истинности христианства. За Спасителем пошли только единицы.

Гонение со стороны правителей разных стран было огромным. Христиане вынуждены были скрываться или держать свою веру в тайне. Необходимо было чудо, которое доказало бы всем могущество Бога. Предсказание о воскрешении существовало уже несколько столетий. О нем говорили разные пророки и писали в своих книгах. Это событие должно было стать началом зарождения новой веры, вот почему воскрес Иисус Христос.

После воскрешения апостолы понесли известие о случившемся чуде в разные стороны. Люди с трудом меняли свои взгляды и верили в случившееся. Для подтверждения случившегося вместе со своими учениками 40 дней Иисус Христос, уже святой Дух, ходил вместе с ними. И только на 40-й день он вознесся на небеса, как Бог, Став Богом. Свидетелей этого события было много и люди окончательно убедились в истинности христианской веры и что Бог един.

В каком году воскрес Иисус Христос?

Посчитать, в каком году воскрес Иисус Христос довольно просто. Все православные знают, что летоисчисление ведется от Рождества Христова, от момента, когда дева Мария произвела на свет младенца. Дата рождения у разных религий может отличаться на несколько дней, но год один.

Возраст Иисуса Христа, когда его схватили слуги Пилата и распяли на кресте, был тридцать три года. Именно в 33 году от Рождества Христова умер Иисус. Это случилось накануне еврейской Пасхи, в пятницу, примерно в 3 (15) часа дня.

Воскрес Спаситель на третий день, в воскресенье, рано поутру. Когда женщины мироносицы пришли к могиле, камень был отодвинут, тела в гробу не было.

Пасха празднуется не в числе, а по луне. Поэтому, во сколько часов, и какого именно числа воскрес Спаситель, сказать точно невозможно. Пасха празднуется по лунному календарю, всегда в воскресенье, но числа разные.

Само событие воскрешения описывается несколькими авторами и имеет незначительные отличия. Например, в Евангелие от Луки когда женщины пришли поутру, чтобы смазать тело Иисуса ароматическими маслами, камень уже был отвален от входа в пещеру. Внутри находились два мужа в сияющих одеждах – Отец и Сын, Бог в двух обликах.

Евангелие по Марку гласит, что к приходу Марии Магдалины, матери Христа и других женщин, камня, закрывавшего вход в пещеру, не было, стража разбежалась в страхе. Тела в гробу не было, только сидел ангел.

Смерть и погребение Иисуса в Евангелие от Матфея, описаны также. Только когда мироносицы подошли к пещере, затряслась земля, у них на глазах ангел отвалил камень. Эти отличия незначительные и не противоречат друг другу. Все они подтверждают, что в воскресенье рано утром Иисус воскрес, но уже бессмертным.

Воскресение Христа в иконографии и культуре

Церковная жизнь является неотъемлемой частью мирской. Ее влияние усиливалось и ослабевало в разные времена, но всегда культура была отражением религии. Многие исторические события мирские и церковные неразрывно связаны.

Иконография

В своем развитии иконография прошла длинный путь. Ни один источник не описывает, как именно происходило воскрешение Христа и его вознесение на небо через 40 дней. Поэтому первые иконы, изображающие оба события, были символическими.

Постепенно образ Иисуса все четче вырисовывался на иконах. Стали появляться иконы с четким ликом Христа и святой Троицы. На иконах стали изображать разные события, связанные со Спасителем, его явления людям, совершение чудес.

Prev 1of5

Живопись

Многие великие художники считали за честь написать картину, отображающую событие из жизни молодого Иисуса Христа. В основном это полотна, на которых Спаситель показан образе проповедника, как он путешествует и отдыхает вместе со своими учениками.

Целая галерея великих полотен посвящена чудесам, сотворенным Иисусом во время земной жизни. Наибольшую популярность получила тема превращения воды в вино и утоление голода толпы одним хлебом.

Период с момента воскрешения Христа и до его вознесения запечатлен не только на полотнах. Много мозаик украшают окна и стены церквей, наброски и различные рисунки хранятся в музеях. Чаще других в них изображено событие посещения Иисусом ада и как он выводит из него грешников, за которых уже принял муки и снял их грех. Одну из картин можно увидеть на фото.

Prev 1of5

Русская культура

В русском христианском обществе Иисус Христос воспевался в произведениях и изображался на полотнах очень часто. Каждый деятель искусства считал своим долгом показать свое понимание темы, оставить память о Спасителе. Образ Христа активно использовался творцами вплоть до начала гонений на церковь, начавшихся после революции.

В 1872 году в день Святой Пасхи Ф. Тютчев послал своей умирающей в Баварии дочери написанный накануне стих «День Православного Востока». В нем он просит исцеления в Христово воскресенье для страдающей от недуга.

Многие русские поэты посвящали великому празднику воскрешения свои стихи:

  • В. К. Кюхельбекер;
  • Владимир Ладыженский;
  • А. К. Толстой;
  • Лидия Чарская;
  • Павел Потехин;
  • Константин Случевский;
  • А. Н. Плещеев.

Многие поэты и писатели посвящали свои произведения воскрешению Иисуса Христа и другим событиям, связанным с ним.

Вопросы священнику

Все миряне прекрасно знают историю Иисуса, но все равно постоянно задают вопросы: зачем распяли Христа, действительно ли это произошло в Иерусалиме, что означает «Христос», какие факты подтверждают чудо.

Верующих интересует: каким образом на самом деле распяли Иисуса, почему Бог допустил, чтобы его сын страдал и умер мучительной смертью?

Ответ на вопрос для чего Бог пожертвовал своим сыном простой. Всевышний сделал это ради спасения людей, от большой любви к ним. Своей жертвой он показал, что значит для него каждый из нас, даже самый большой грешник.

РЕКОМЕНДУЕМ: Молитва о детях Господу Иисусу Христу.

Христос, Мессия, Машиах – все эти слова означают на разных языках помазанника Божия. Каждый год на месте воскрешения на Пасху восходит Благодатный огонь. Его необычное происхождение подтверждается природой пламени, которое не обжигает в первые минуты. Паломники умываются им.

Воскрешение Христа служит началом распространения истиной христианской религии. Люди со всего мира благодаря этому событию, поверили в Христа Спасителя, приняли христианскую веру. Каждый год тысячи людей встречают Благодатный огонь на месте возрождения Христа в новой ипостаси и приветствуют друг друга, подтверждая, что Он воскрес.

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Победа Христа над смертью – это единственная Победа, которой могут одинаково радоваться все люди, живущие на земле. Всякая другая победа разделяет между собой людей. Когда один правитель одерживает победу над другим правителем – один из них радуется, а другой скорбит.

Когда человек победит другого человека, то под одною крышей – смех, а под другою – плач. И нет на земле такой победной радости, которая не была бы отравлена злорадством, ведь, как правило, победивший радуется слезам побежденного, вследствие чего злоба наполовину разделяет его радость.

Победа же Спасителя над смертью не содержит в себе злобы, и не разделяется сама с себе. Эта Беззлобная Победа спасает людей от зла. Господь победил не ради Себя, но ради человечества. Его Победа не себялюбие – а любовь; не похищение – а дар. Земные победители вырывают победу, Спаситель же единственный, Кто Победу отдает.

Ни один земной победитель не отделит свою победу от себя самого, лишь только Спаситель обеими руками отдает Свою Победу каждому из нас, и не гневается, но радуется, когда Его Победа делает нас – победителями!

Победа Спасителя над смертью – эта самая важная по своей значимости Победа в истории всего человечества, ибо ни один человек, живущий на земле, не в состоянии победить смерть. Будем же хранить всегда в сердце своем радость Победы над вечной смертью!

Огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста:

«Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.

Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!

Смерть! Где твое жало?! Ад! Где твоя победа?!

Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших.

Ему слава и держава во веки веков! Аминь»

Воскресение Христово! — Описание свт. Димитрия Ростовского

Пасхальные Часы – Последование Пасхальных молитв

Конечно, Христос воскрес до того, как жены-мироносицы пришли ко гробу, а камень был отвален ангелом уже после Его Воскресения, как это видно из сообщения святого евангелиста Матфея, который говорит, что женщины, придя ранним утром, увидели, как ангел молнией слетел на гроб, затем отвалил камень и сел на него.

Действительно, Спаситель вселился во чреве Пречистой Девы и родился, не нарушив ключей девства; после снятия с Креста Христос был положен в новом гробе, в котором еще никто никогда не был положен (Ин. 19: 41), — символ рождения от Девы. И как Он вошел в утробу Пресвятой Матери Своей, так же вышел и из гроба, не ломая закрывающего его камня.

Ангел отвалил камень, чтобы жены-мироносицы увидели, что гроб пуст, и чтобы Петр и Иоанн, которые придут ко гробу после возвещения женами-мироносицами Воскресения, смогли увидеть пустой гроб и нетронутые пелены.

В Ардяле имеются иконы, изображающие Христа Победителя вышедшим из гроба и стоящим на неотваленном могильном камне, что означает, что Он вышел через камень еще до того, как тот был отвален. Эта символика представляется мне очень важной, и я хочу остановиться на ней далее.

По всей видимости, следующее явление Христа было Марии Магдалине, которая пришла с женами-мироносицами, но не ушла с ними. Не веря виденному (Спаситель изгнал из нее семь бесов, и она знала, как лжив диавол), она вернулась на гроб, ища доказательств Воскресения. Будучи в состоянии опустошенности, гнетущей сердце, она стояла у гроба и плакала. И тут вдруг она увидела внутри двух ангелов, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Иисусово, и они спросили ее, почему она плачет. Она ответила им с великой скорбью: «Потому что унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. 20: 13).

Без сомнения, она услышала какой-то шум и, не ожидая ответа ангелов, обернулась и увидела поблизости Спасителя, но не узнала Его. Подобно ангелам, Он обратился к ней с вопросом: почему она плачет, кого ищет? Мария подумала, что это садовник, и спросила Его, не Он ли взял тело Иисусово и если да, то она умоляет сказать, где Он положил его, чтобы она пошла и взяла его. Тогда Иисус позвал ее по имени:

– Мария!

И в этот момент она узнала Его и, воскликнув:

– Раввуни! – бросилась к Его ногам.

Но Он остановил ее:

– Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему. А иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20: 16–17).

Эта встреча исполнена смыслов и символов. Почему Он не разрешает Марии прикасаться к Себе теперь, до вознесения на небо?

Потом Он пойдет к апостолам, сидевшим за запертыми дверями страха ради иудейска, и спросит их:

– Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк. 24: 38–39).

Несомненно, ученики потрогали Его, но тем не менее продолжали сомневаться. Чтобы убедить их, Спаситель спросил, есть ли у них какая-нибудь пища. Они дали Ему часть печеной рыбы и сотового меда, и Он ел.

Таким образом, не вознесясь еще на небо, как Он сказал Марии Магдалине, Спаситель убедил апостолов осязать Его руки и ноги, чтобы они уверились, что это не дух, а Он Сам. Так же Он поступит и с Фомой, когда явится ученикам через неделю. Тогда почему же Он запретил это Марии Магдалине, говоря, чтобы она не прикасалась к Нему, поскольку Он еще не восшел к Отцу? Здесь нам надо воспарить духом и обратиться к определенной символике.

Спаситель всегда использовал символы для описания отношений людей между собой и с Богом. Когда же речь заходила о Божественных истинах, которые нельзя представить нашим умом, а можно только принять верой, тогда Он уже использовал не символы, а прямое и последовательное утверждение. Сказав, что Он Сын Божий, Он сделал ясное утверждение, неприкрытое символами, и принял смерть, не утаивая истины в символе. Когда сказал, что Плоть Его истинно есть пища и Кровь Его истинно есть питие (см.: Ин. 6: 55) и, кто не будет есть Плоти Его и пить Крови Его, не войдет в Царствие Небесное (см.: Ин. 6: 53), то Он не использовал никакого символа, а лишь ясное утверждение, ибо Бог не лжив, подобно диаволу.

Христос дает это четкое утверждение (как сказано в 6-й главе Евангелия от Иоанна) и готов умереть за него и потерять Своих учеников – и торжественно повторяет его на Тайной Вечере. Так что когда протестанты заявляют, будто Тайная Вечеря и хлеб и вино были только символами Тела и Крови, они делают лживым Самого Бога и доныне следуют путем своего прельщения.

Мария Магдалина – символ народов, которые придут к вере только после того, как Христос вознесется на небеса и пошлет Духа Святого ученикам, которые отправятся на проповедь.

Есть еще один волнующий аспект в этой встрече Христа с Марией Магдалиной. Она в последний раз видела Господа в пятницу вечером, когда Его полагали во гроб. Она всё время находилась при Нем, видимо – в течение двух лет или более, почти каждый день. Тело Его не было тронуто тлением, и, тем не менее, взглянув на Него возле гроба, она не узнала Его. Почему?

Предполагаем, что Христос, только что вышедший из гроба в Воскресении, прошедший через могильный камень, не разбив его, имел определенную материальную облегченность, прозрачность, которая каким-то образом отдаляла Его от человеческих глаз. И тем не менее, когда Христос позвал ее по имени: Мария! – она мгновенно узнала Его и бросилась к Его ногам.

Христос говорил: никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец (Ин. 6: 44). Поэтому мы не приходим к Богу, если Христос не позовет нас по имени – каждого. Когда мы позваны, наша реакция не может быть иной, чем у Марии: мы бросаемся к Его ногам – или чем у Иуды: мы отправляемся на погибель.

Когда Он позвал ее по имени, Мария узнала Его и назвала: Раввуни. Когда позван был Фома, он сказал: Господь мой и Бог мой (Ин. 2: 28)! Всех нас Христос зовет и влечет к Себе разными путями, пока ум наш не просветится, и тогда, поняв зов, мы бросаемся к Его ногам.

Явление Христа апостолам на пути в Эммаус. Мозаика VI в. Сент Аполинарий Нуово, Равенна

Еммаус был селением, располагавшимся стадиях в 60 от Иерусалима, что равняется примерно 11 километрам. Это событие зафиксировано только евангелистом Лукой (гл. 24), хотя мы полагаем, что оно передано в двух стихах и святым Марком (16: 12–13), когда он говорит, что Иисус явился двум ученикам в поле. Известие о Воскресении Христа взволновало город Иерусалим: одни отрицали это, другие верили, фарисеи и книжники клеймили его как ложь, однако никто не оставался безразличным к этому событию, выходившему за рамки нейтрального измерения жизни.

Двое учеников направились в Еммаус. Одним из них, упомянутым по имени в сообщении святого Луки, был Клеопа; другим, что естественно, должен был быть сам евангелист Лука, потому что только он упоминает об этом событии в деталях. Они тоже были взволнованы и разочарованы противоречивыми слухами о Воскресении Господа, но горше всего для них была их собственная неспособность верить.

В какой-то момент Христос предстает перед ними тоже идущим к Еммаусу. Он спрашивает их, почему они взволнованы, и когда они говорят Ему почему, Он укоряет их за неверие и изъясняет из Писания сказанное о Нем.

Подходят они к Еммаусу, к пристанищу этих двоих, и Иисус делает вид, будто хочет идти дальше, а двое уговаривают Его остаться, и Он соглашается. Хозяин предлагает им ужин, и Христос берет хлеб и преломляет его; тогда у них открываются глаза и они Его узнают, но Он становится невидим для них.

Двое учеников вспомнили, что, когда Он беседовал с ними по дороге, огонь, горевший в сердце их, говорил им, Кто был шедший с ними. Они побежали назад в Иерусалим и сообщили ученикам, как они увидели Господа и что Он говорил им.

Эти двое учеников не узнали Христа, быть может, по причине того же духовного преображения Его, но, возможно, автор не это имеет в виду, когда говорит, что глаза их были удержаны, так что они не узнали Его (Лк. 24: 16). Вероятно, Спаситель хотел сначала изъяснить им Священное Писание о Нем, чего Он не мог бы спокойно сделать, если бы сразу сказал, Кто Он. Впечатляющая важность этого события состоит в том, что они узнали Его по преломлению хлеба.

Надо учесть и тот факт, что Христос не так уж и легко объявлял о том, Кто Он; более всего Он делал это после Воскресения, видя неверие апостолов. На этот же раз Он открылся этим двоим в одном жесте – в преломлении хлеба. Многие богословы полагают, что у Спасителя была неповторимая манера преломления хлеба – жест, который стал священным для апостолов после того, как они увидели его на Тайной Вечере. Этот неподражаемый жест был удостоверением идентичности Христа перед двумя учениками.

Явление Христа Спасителя некоторым ученикам Его на море Тивериадском, при второй чудесной ловле рыб, наполнено непревзойденной таинственной красотой и волнующим скрытым значением. Семеро учеников: Петр, Фома, Нафанаил, Иаков, Иоанн и еще двое не названных по имени пошли ловить рыбу на Галилейское море, но в ту ночь не поймали ничего. Светало, стояла неестественная тишина; море, обычно волнующееся, замерло, словно мертвая вода, прозрачная и освещенная звездами, так что можно было пересчитать камни на дне. Лодка медленно двигалась к берегу. И вдруг там, на берегу, появился какой-то Человек. Он спросил их:

– Дети! есть ли у вас какая пища?

Они ответили, что нет. Безо всяких объяснений Человек на берегу сказал:

– Закиньте сеть по правую сторону лодки.

Они закинули ее, и она тут же наполнилась рыбой, словно все камни со дна моря превратились в рыб.

Святой евангелист Иоанн стоял возле святого апостола Петра. Он напряженно вглядывался в Человека на берегу, потом шепнул Петру:

– Это Господь (Ин. 21: 5–7).

Петр был раздетым до пояса. Услышав, что это Господь, он оделся, препоясался и, бросившись в воду, поплыл к Учителю. Позже приплыла и лодка с учениками, они вытащили ее на берег и побежали ко Христу, ибо узнали от Иоанна, Кто был Этот Муж, просивший у них поесть.

Придя к Нему, они увидели разведенный огонь и уголья, и рыбу на угольях, и хлеб. Христос видел, как спешили они, и заметил:

– Принесите рыб, которых вы теперь поймали (Ин. 21: 10).

Петр пошел к лодке, с большим усилием вытащил на берег полную сеть, в которой было 153 крупных рыбы и сеть все же не порвалась.

Вернулись они к огню, ибо Христос пригласил их:

– Придите, ешьте.

Они подошли в полном молчании, и никто не посмел спросить Его: «Ты кто?» Все знали, что это Господь. Христос приблизился, взял хлеб, преломил и протянул им. Потом и рыбу.

Интересен тот факт, что ученики послушались Господа до того, как узнали Его, закинув сеть по Его повелению.

Чудесный улов рыбы. Мозаика VI в. Сент Аполинарий Нуово, Равенна

Я плавал на корабле по Галилейскому морю. Вода в нем совершенно прозрачная, так что видно снующую рыбу и камни на самом дне. Если в ночное время, когда сеть в темноте не заметна, апостолы не поймали ничего, то опытный рыбак сразу мог бы смекнуть, что на заре, когда уже начинает брезжить свет, вовсе не остается никакой надежды поймать рыбу. Но все же они послушались Его без колебаний.

Я убежден, что у них в голове бессознательно щелкнуло, и они вспомнили, как при первой обильной ловле рыбы Иисус велел Петру, после проповеди на озере, закинуть сеть с правой стороны лодки, а тот запротестовал:

– Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть (Лк. 5: 5).

И чудо произошло. Петр инстинктивно послушался повеления Христова, а Иоанн, просвещенный крепкой любовью, какой был привязан ко Господу, узнал Его и сказал об этом Петру. У того был пылкий нрав – вспомним, как ведет он себя, в частности, при Страстях Господних. На Тайной Вечере он заявляет пред Господом и апостолами, что даже если все отрекутся от Учителя, он не отвергнется Его, и даже если для этого потребуется умереть, он не отречется. Христос унимает его, предрекая, что, прежде чем пропоет петух, Петр отречется от Него трижды.

Действительно, Петр отрекся от Господа трижды: в первый раз просто отрицая, что знает Его, во второй раз отрекся с клятвою, а в третий – с проклятием. И когда запел петух, он вспомнил упрек Господа и заплакал, раскаиваясь.

Мы видим, что, выйдя на берег, ученики нашли огонь и рыбу на нем, хотя они, торопясь встретить Учителя, не принесли с собой рыбы, пойманной ими. Возможно, эта рыба должна была напомнить ученикам об их сомнении, когда Христос явился им в ночь Воскресения, а они не поверили, что это Он, пока Он не поел рыбы. А огонь должен был напомнить Петру об его отречении у костра во дворе первосвященника.

Вторая часть встречи со Христом на море Галилейском очень напряженна и в мистическом смысле, и потому, что случившееся здесь различно толкуют православные и католики, утверждая первенство Петра и как следствие – папы. Католики вырывают этот фрагмент из контекста ситуации с отречением Петра и игнорируют упреки Спасителя в поспешности, с какой тот дает большие обещания и не исполняет их, и даже то, что Он называет его сатаной.

Но последуем далее за текстом святого Иоанна. Как только Христос открылся апостолам в преломлении хлеба, воцарилась полная тишина, все ели молча, и каждый ждал, что будет дальше. Мне лично кажется, что как Петр, так и остальные ученики догадывались, что должно произойти. Какая-то тяжесть чувствовалась в таинственной атмосфере встречи.

Положение Петра среди апостолов после его отречения было довольно сомнительным, и они знали, что Господь должен разъяснить его тем или иным образом. Петр долгое время был верховным апостолом. Возраст давал ему преимущество над остальными, и они оказывали должную честь его возрасту и положению перед Христом. Тем не менее, прежде Спаситель никогда не брал с Собой только Петра, но также Иакова и Иоанна.

На Тайной Вечере было очевидно, что Господь отдает предпочтение Иоанну, – не только по тому, что он возлежал у груди Учителя: Иоанн был юн, и Учитель покровительствовал ему, – но в особенности по тому, что, когда Господь сказал, будто один из них предаст Его, Петр попросил Иоанна спросить, кто предатель, что Спаситель шепотом и открыл Иоанну, а он, несомненно, передал это затем Петру.

Но Христос сказал тогда нечто гораздо более важное о спасении Петра от греха отречения – об этом мы читаем у святого евангелиста Луки (22: 31–32):

– Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

Эти твердые слова еще звучали в их сердцах так же, как и пророчество: не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. Думаю, что из-за этих слов Христовых ученики нимало не сомневались, принимать ли опять Петра в свои ряды. Это мое мнение, оно не встречается, как правило, в православных толкованиях на отречение Петра.

Когда Господь Иисус Христос и ученики закончили трапезу (Ин. 21: 15 и след.), Спаситель спросил Петра внезапно – а Он знал думы всех, и этот вопрос был продолжением тех мыслей, на которые Христос должен был дать разъяснение. Вопрос Христа был непосредственно связан с утверждением Петра, сделанным на Тайной Вечере. Христос спросил его теперь:

– Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?

И порывистая натура Петра опять дала о себе знать в той поспешности, с какой он ответил, на миг забыв о своем отречении:

– Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Пётр, паси овец моих. Фреска монастыря Високи Дечаны. Сербия

И все же мне кажется, что была какая-то осторожность в ответе Петра, который уже не превозносился над остальными апостолами; это заставляет думать, что память об отречении еще была жива в нем.

Иисус доверил ему пасти агнцев Его без единого пояснения или намека на его первенство среди апостолов. Напротив, словно на суде, где первое свидетельство должно быть подкреплено, чтобы быть принятым (в подобных ситуациях необходимы были три свидетельства), Он спрашивает его во второй раз, уже не сравнивая его с другими апостолами:

– Симон Ионин! любишь ли ты Меня?

Петр подтверждает это, ничего более не добавляя – произнеся всё те же слова:

– Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Христос вверяет ему пасти овец Его.

Спаситель спрашивает в третий раз, словно в последний раз проверяя его первое утверждение:

– Симон Ионин! любишь ли ты Меня?

Петр подтверждает, произнося те же слова:

– Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Христос вверяет ему пасти овец Его.

Несмотря на убежденность Петра и апостолов в том, что Христос восстанавливает Петра на ступени апостольства, этот третий вопрос глубоко опечалил Петра, поскольку Учитель в третий раз обратился к нему со словами: «Любишь ли ты Меня?», – и он ответил с великой грустью в голосе:

– Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Тем самым Петр косвенно подтверждает, что все эти вопросы, произнесенные трижды, связаны с тремя его отречениями, и ими изглаждается совершённый им грех, и он снова восстанавливается в числе апостолов. Для всякого человека со здравой верой очевидно, что Петру теперь не предоставляются особые полномочия, потому что в таком случае зачем бы он стал печалиться, когда был в третий раз спрошен?

Когда Христос обратился к апостолам после Воскресения и сказал: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16: 15), Учитель не обратился к Петру ни с чем особенным, так что его положение оставалось несколько неясным в сравнении с остальными. Отрекшегося от Него Христос намеревался восстановить путем торжественного воссоединения, наподобие принятия еретика в Православие в наше время.

Когда католики утверждают, что ему теперь дается особая власть, они заведомо обманываются: Петру теперь дана власть, которую остальные апостолы имели изначально, которой они не теряли, как Петр, и которая была подтверждена в день Воскресения. Теперь Петр был восстановлен в апостольстве, и ему возвращено было право проповедовать всей твари:

– Паси агнцев Моих, паси овец Моих!

Если за весь этот таинственный период после Воскресения Господа и было что-нибудь особенное для кого-нибудь из апостолов, то выделенными оказались двое: Фома, ради которого Христос специально приходил, чтобы уверить его в Своем Воскресении, и Иоанн, о котором Он сказал Петру при Своем явлении, обсуждаемом нами:

– Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною (Ин. 21: 22).

Таким образом, Иисус снова укоряет Петра за дерзость.

С Петром связано еще кое-что важное. Когда Мария Магдалина объявляет апостолам, что она говорила с Господом у гроба и Он жив, они засомневались, и только Петр и Иоанн побежали ко гробу, чтобы увидеть, что там случилось. Иоанн, будучи помоложе, бежал быстрее, он посмотрел в гроб, увидел пустую плащаницу, но не вошел из почтения к возрасту Петра. Через короткое время и Петр добежал до гроба, и они друг за другом вошли внутрь.

Там они увидели плащаницу, лежащую на земле, а плат, которым было закрыто лицо Иисусово, не был вместе с плащаницей, а был свит и лежал в другом месте. Тогда, добавляет евангелист Иоанн, они увидели и уверовали (ср.: Ин. 20: 8).

Если бы плащаница была раскрыта и лежала на земле распрямленной, как обычно кладут кусок ткани, думаю, это не произвело бы такого ошеломляющего впечатления на обоих апостолов. Без сомнения, имелось что-то странное в том, как лежала плащаница на земле, если святой Иоанн написал, что они увидели плащаницу и уверовали, ибо они еще не знали из Писания, что Христу надлежало воскреснуть из мертвых (Ин. 20: 9).

Приняв во внимание… иудейскую традицию, связанную с погребением, вспомним, что после смерти Спасителя на Кресте иудеи старались избавиться от тел распятых, потому что на другой день была Пасха, а иудаизм не дозволял, чтобы мертвые оставались непогребенными на Пасху. Иосиф Аримафейский, тайный ученик Иисусов, пошел к Пилату и просил у него тело Иисусово. Тот удивился, что Учитель уже умер, вызвал сотника и спросил у него, а тот подтвердил смерть. Вероятно, это был тот самый сотник, который воскликнул, увидев сверхъестественные явления, сопровождавшие смерть Спасителя:

– Воистину Он был Сын Божий (Мф. 27: 54).

Мы знаем из повествования святого Иоанна, что Пилат все же послал солдат проверить это, и они, увидев, что двое разбойников не умерли, перебили им голени – это вызывало шок и мгновенную смерть; а Иисусу не перебили голеней, но только пронзили Ему сердце копьем.

Иосиф Аримафейский снял тело Иисуса с Креста; подошел и Никодим, ночью приходивший к Иисусу, чтобы расспрашивать Его (см.: Ин. 3), он принес смесь смирны и алоэ; плащаницу смочили в этом составе, затем, обвив тело Господа этой тканью, пропитанной благовониями, они положили Спасителя во гробе, в котором еще никто не был положен (Ин. 19: 42).

Эти благовония, подобно сиккативу, имели свойство делать ткань более жесткой. То, что увидели Петр и Иоанн, – это была неразвернутая плащаница, сохранившая форму тела Иисусова, что означало: Господь вышел из плащаницы, не нарушив той формы, которую она приняла по Его телу.

Подтверждая все сверхъестественные явления – от Рождества Спасителя до Его Воскресения, мы видим цепь символов, ведущих к высшей конечной цели – Божеству Иисуса. Он родился от Девы безмужно, и Она никого больше не носила во чреве Своем – так и при погребении Христос был положен в новом гробе, в котором никто никогда не был погребен. Спаситель вышел из плащаницы, не разорвав и не развернув ее, а потом и из могилы вышел через камень, не разбив его, – как и из чрева Матери Своей Он вышел, не причиняя болей рождения и не повреждая ключей девства.

Всё это связано с богословской мыслью о том, что всюду всё, к чему прикасается Бог, оживает, выходит из своего естественного порядка и входит в иной порядок – Божественный, высший, непостижимый для нас.

Радость праздника Воскресения иная, чем та, которую мы испытываем при Рождении Христа, когда мы стараемся сделать сердце наше духовной пещерой, в которой родится Младенец Иисус. Там, на Рождество, мы все вместе стоим перед чудом, в котором Бог невместимый, безначальный, сотворивший этот удивительный мир, небо и землю, ограничивает Себя до масштабов малюсенького и хрупкого Младенца, лежащего в яслях и согреваемого только дыханием животных и любовью Своей Матери и праведного Иосифа.

На Рождество мы еще как будто не приняли в себя Христа; Он еще дивный Младенец, сошедший с небес, и у нас некое чувство пребывания вне Бога Сына. На Пасху же, благодаря искупительному посту и тому факту, что мы видели Бога среди нас, имеющего наш вид и рост, страдающего, как мы, истекающего кровью, зовущего Своего Отца с небес, молящегося за мучавших Его – среди которых, может быть, были и мы, – радость наша становится внутренней. Христос соединил нас страданием и прощением.

Люди более спокойны на Пасху, более интериоризированы. Воскресение приносит радость более тихую, нам не нужно бежать, как мы делаем это на Рождество, чтобы достигнуть пещеры Рождества. Богочеловек – в нас, в нашем страдании, нашем покаянии, нашем очищении постом и в нашем новом обращении к Богу. Частые и более продолжительные богослужения, сердечная боль о грехах, совершенных нами, всенощные бдения и пассии постепенно возводят и приближают нас к Богу. И дух наш становится ревностей к покаянию и усердней к молитве.

Мне очень хотелось бы, чтобы все находящиеся в этом храме достигли Воскресения светлыми, как ангелы, и очищенными от грехов. Мне очень хотелось бы, чтобы вы забыли обо всём зле, мне хотелось бы, чтобы ум ваш был устремлен к одному только Богу, из уст ваших исходили, как говорит святой апостол Павел, псалмы, славословия и песни духовные. Я имею в виду не то, чтобы вы отныне стали декламировать псалмы, а чтобы вы увидели, по словам псалмопевца, как ваше сердце ликует от радости о Воскресении Спасителя.

И тогда этот храм действительно станет жилищем Христовым. И я был бы очень рад, если бы вы все стали выше меня, все были бы святыми в этом храме.

В каких источниках описаны события связанные с Воскресением Иисуса Христа?

Воскресение Иисуса Христа — Евангелие по Марку

Воскресение Иисуса Христа — Евангелие От Матфея

Воскресение Иисуса Христа — Евангелие от Луки

Существуют ли записи упоминаний о вознесении Господнем в творениях очевидцев Христа?

Все знают историю, связанную с Воскресением Иисуса, но единицы знают подробности этого события, хотя праздник Воскресение Иисуса Христа является главным для христиан.

Именно в честь Воскресения Христова все христиане на протяжении целых сорока дней празднуют Пасху.

Воскресение Иисуса Христа

В каких источниках описаны события связанные с Воскресением Иисуса Христа?

Главные источники, в которых описаны события, связанные с Воскресением Иисуса:

— Евангелие от Матфея. Главы 27, 28

— Евангелие от Марка. Главы 15, 16

— Евангелие от Луки. Глава 24

Слово Ева́нгелие переводится с греческого, как «благая весть» о наступлении Царства Божия.

Воскресение Иисуса Христа — Евангелие по Марку

История воскресения Иисуса началось с суда над ним и его распятием на кресте в пятницу накануне еврейской Пасхи.

Распятие Иисуса Христа

Распятый на кресте Иисус умер около трех часов после обеда.

Во время казни присутствовали Мария Магдалина, Мария, мать Христа и Саломия и другие ученики Христа.

Снятие Иисуса Христа с креста

Чтобы не омрачать еврейский праздник Песах (Пасха) иудейские первосвященники и Понтий Пилат поручили одному из своих первосвященников, богачу из города Аримафеи, по имени Иосиф забрать тело Иисуса, и похоронить его. Согласно Библии Иосиф с помощником сняли тело Иисуса с креста и похоронили его в принадлежащем Иосифу склепе.

Но скорее всего учитывая ранг Иосифа, а ведь он был одним из руководителей Синидриона, всеми этими действиями занимался не он лично, а похоронная команда из местной стражи, но под его руководством.

Интересно, что кто из учеников Ииисуса, ни Мария Магдалина, ни мать Иисуса не принимали участия в похоронах Господа.

В подобной могиле был похоронен Иисус Христос

Сняв тело Иисуса с креста, Иосиф обвил Христа плащаницею и тем же вечером похоронил Иисуса в пещере, затем привал камень ко входу в пещеру и вернулся в Иерусалим.

Мария Магдалина и его мать Мария наблюдали из далека, где похоронили Иисуса.

Пещера где похоронили Иисуса находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где был распят Христос.

На следующее утро, помня предсказание Иисуса воскреснуть на третий день, первосвященники пошли к Пилату и попросили у него выставить у пещеры охрану, чтобы последователи Христа не могли тайно выкрасть тело Иисуса.

Для охраны пещеры Понтий Пилат выделил стражу и приказал ее (пещеру) опечатать.

Жены-мироносицы

На третий день после похорон Иисуса, ранним воскресным утром Мария Магдалина и мать Христа Мария Иаковлева, купив ароматические масла, отправились к пещере, чтобы намастить тело покойного.

Подходя к пещере, женщины переживали по поводу того, кто же им отодвинет тяжелый камень, которым привален вход в пещеру.

Но подойдя к пещере они с удивлением обнаружили, что стражников которые должны охранять пещеру нет, а камень закрывающий вход отвален.

Воскресение Иисуса Христа. Ангел Господен

Когда женщины вошли в пещеру, то они увидели, что тела Христа нет, а на правой стороне ложа сидит облеченный в белую одежду юноша.

Женщины испугались и замерли, но юноша тот час обратился к ним:

«Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам»

Напуганные женщины выбежали из пещеры и вернулись в Иерусалим, но объятые ужасом никому ничего не рассказали, ни о пропаже тела, ни о юноше в белых одеждах.

Тем не менее, как и Иисус и предсказывал, он воскрес рано утром в воскресенье.

Воскресение Иисуса Христа

Первым человеком к кому он явился, была Мария Магдалина.

Представ перед Марией Магдалиной, он изгнал из нее семь бесов.

После чего Мария Магдалина отправилась к ученикам Иисуса и рассказала им, что Иисус воскрес и, что она видела Его живым, но ученики не поверили рассказу Марии.

Затем Иисус в ином образе явился двум из учеников на дороге.

Воскресение Иисуса Христа

Те рассказали о встрече с Учителем, но остальные ученики снова не поверили и им.

Воскресение Иисуса Христа

Тогда вечером Иисус явился остальным одиннадцати своим ученикам и высказал им свои упреки за то, что они не поверили в его воскресение и сказал им:

«идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы»

После беседы с учениками Иисус на небо и воссел одесную Бога, а ученики пошли проповедовать.

Воскресение Иисуса Христа

На этом рассказ о воскресении Иисуса в Евангелии от Марка заканчивается.

Воскресение Иисуса Христа — Евангелие От Матфея

Евангелие от Матфея раасказывает о событиях связанных с Воскресением Иисуса Христовым с несколько иными подробностями, нежели Евангелие по Марку.

В Евангелии от Матфея есть и землетрясения, и солнечное затмение, и воскрешение покойников:

Воскресение Иисуса Христа

«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим»

Далее до момента, когда в воскресенье рано утром Мария Магдалина и мать Иисуса пошли к пещере намазать тело Иисуса благовониями, описание событий в обоих евангелиях совпадают.

Но вот у пещеры события уже происходят несколько по-другому.

Когда Мария, мать Иакова и Иосии (мать Христа), и мать сыновей Зеведеевых подошли к пещере, то случилось великое землетрясение, связанное с тем, что сошедший с небес Ангел Господень, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем:

«вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег»

Воскресение Иисуса Христа

Ужас объял всех: и стражников, охранявших пещеру и женщин.

Ангел обратился к женщинам и сказал:

«не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите»

Женщины, убедившись, что смертное ложе Иисуса пусто отправились назад в Иерусалим, чтобы рассказать апостолам о воскресении Учителя.

Одиннадцать учеников оправились в Галилею, чтобы там, на горе, встретиться Учителем.

Не все ученики поверили, что пред ними их учитель Иисус.

Приблизившись Иисус обратился к ученикам:

«Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века»

На этом рассказ о воскресении Иисуса в Евангелии от Матфея заканчивается.

Воскресение Иисуса Христа — Евангелие от Луки

В Евангелие от Луки в 24-й главе женщины также поутру в воскресенье пришли в пещеру к гробу Христа с приготовленными ароматами и также нашли камень отваленным от входа в пещеру.

Но когда они зашли в пещеру пред ними предстал не юноша, а два мужа в блистающих одеждах.

Воскресение Иисуса Христа

Они так же, как и Евангелиях от Матфея и Марка сообщили им, что Иисус воскрес и ждет их в Галилее,

Но и здесь женщины не поверили вестникам.

Однако в Евангелии от Луки в пещере присутствует апостол Петр, который подходит к гробу Господнему и видит там только пелены лежащие.

Апостол Петр

Далее описываются события, когда два ученика встречают на дороге Иисуса и долгое время не узнают его и только после того как он возлежал с ними и преломил с ними хлеб к ним пришло прозрение, что целый день они провели в обществе Иисуса:

«И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них»

Далее по возвращению в Иерусалим и они нашли вместе одиннадцать Апостолов которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

И в этот момент сам Иисус стал посреди них и сказал им:

«Мир вам»

Апостолы смутились и испугались, подумав, что видят духа.

Но Иисус убедил их, что он их плоти крови, а после отведал вместе с ними печеную рыбу и сотовый мед.

«И, взяв, ел пред ними»

Далее Иисус вывел учеников из Иерусалима до Вифании, затем подняв руки начал благословлять учеников и стал отдаляться от них и возноситься на небо.

Ученики поклонились Иисусу и вернулись в Иерусалим в праздничном настроении.

На этом рассказ о Воскресении Иисуса в Евангелии от Луки заканчивается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *